Как вязать академический узел - Pk-shturm.ru

Как вязать академический узел

Академический узел – схемы и пошаговые инструкции по вязанию

Академический узел является туристическим узлом и служит для связывания двух лесок, шнуров, тросов или веревок. Представляет собой соединение двух отрезков шнура двумя переплетениями (два полуузла), параллельными друг другу. Переплетения должны быть обязательно в противоположном друг другу направлению, иначе прочность узла снижается.

Схема связывания академического узла

В статье вы найдете пошаговую инструкцию, как завязывать академический узел, узнаете для каких целей он подходит хорошо, а с какими задачами не справится вовсе.

Назначение академического узла

Академический узел служит в первую очередь для:

  • связывания веревок между собой в туризме;
  • применяется в медицине и в этой сфере чаще называется двойным академическим узлом;
  • в рыбалке для соединения лесок или шнуров с леской разных диаметров;

Преимущества

  • Хорошо держится на веревках, грубых шнурах, негладкой плетеной леске.
  • Вяжется двумя способами.
  • Может усложняться и укрепляться путем добавления витков. Актуально для тонких лесок и плетеных шнуров.
  • Подходит для связывания двух шнуров, другие концы которых чем-то заняты (не требует полного пропускания всей длины лески через узел во время вязания).

Недостатки

  • Несмотря на легкое запоминание того, как вязать узел – на практике он вяжется довольно трудоемко. К тому же если вы связываете 2 отрезка одинаковой по цвету лески (или 2 шнура), то вам придётся следить за кончиками и не перепутать их. Иначе при попытке растянуть узел – он развяжется.
  • Плохо держится на флюрокарбоновых и жестких монофильных лесках. Лучшая замена – кровавый узел и Юни (Uni Knot).

Пошаговая инструкция по вязанию

Перед вами 2 схемы по пошаговой вязке академического узла.

Первый вариант более трудоемок и подходит для случаев, когда один из шнуров (в примере внизу – желтый) совсем неэластичен и плохо поддается оплетанию вокруг другого шнура. В рыбалке рекомендую использовать второй вариант. Хотя итоговый результат абсолютно одинаков.

Первый способ

Шаг 1. Сложите толстую леску или шнур вдвое. На изображении это желтый шнур.

Вязка академического узла. Шаг 1

Шаг 2. Начинайте оплетать шнур №2 начиная с конца петли первого шнура изнутри. Сделайте 3 полных оплетения.

Вязка академического узла. Шаг 2

Шаг 3. Затем немного вытяните шнур №2, чтобы у вас хватало возможности сделать ещё столько же оборотов уже вокруг нижней части шнура №1 (желтая веревка). Делайте 3 полных оборота. Оранжевый шнур должен выйти из узла обязательно с внутренней стороны, как показано на фотографии. Верхнее и нижняя оплетка должны зеркально повторять друг друга. Это важно, для сохранения прочности академического узла.

Вязка академического узла. Шаг 3

Шаг 4. Смочите узел (если у вас плетенка или рыболовная леска) и хорошо затяните потянув за все 4 отрезка (сильнее тянуть нужно за верхние отрезки). Смачивать важно, чтобы леска не перегорела и не деформировалась при сильном затягивании.

Вязка академического узла. Шаг 4

Шаг 5. Стягивайте узел равномерно, прилагая больше усилий именно к верхним концам лески (шнура). После полного затягивания сделайте финальное затягивание уже нижними шнурами, ведь именно они были соединены этим узлом. Верхние отрезки можно отрезать щипцами или ножницами на расстоянии минимум 1 мм от узла. При использовании веревок или лески толщиной более 0.3 мм – оставляйте больший запас во избежание растягивания и расхождения узла при нагрузках.

Второй способ

Шаг 1. Перед вами 2 отрезка лески или шнура, которые нужно связать между собой.

Вязка академического узла простым способом. Шаг 1

Шаг 2. Переплетите их между собой 2 раза. Чем тоньше леска – тем больше оборотов нужно делать. В приведенном одна леска оборачивает другую 2 полных оборота. Пробуйте 3, если толщина лески меньше 0.15 мм и 4 оборота при диаметре меньше 0.1 мм.

Вязка академического узла простым способом. Шаг 2

Шаг 3. Вытяните посильнее два кончика лесок, чтобы совершить следующую итерацию оборотов. Начинайте делать новые обороты лесками вокруг друг друга, так, чтобы оплетки зеркально повторяли друг друга. На фотографии снизу вы можете заметить, что оранжевый шнур в правой части узла как снизу, так и сверху оборачивает желтый шнур извне. А слева, наоборот, изнутри в обоих случаях. Вам нужно сделать то же самое, иначе прочность узла понизится.

Вязка академического узла простым способом. Шаг 3

Шаг 4. Затягивайте узел, предварительно смочив его, если дело касается тонких лесок и плетенок для рыбалки. Равномерно тяните за все кончики лесок. Отрежьте лишние кончики щипчиками или ножницами, только когда убедитесь, что хорошо затянули узел как верхними отрезками лески, так и основными нижними, которые вы и связываете с помощью этого узла.

Вязка академического узла простым способом. Шаг 4

Вы узнали как пошагово завязать академический узел двумя способами. Разобрались в чем его преимущество и каких ошибок не допустить при вязке, чтобы узел не разошёлся.

Академический узел: как завязать, простая и понятная схема

Академический узел: как завязать, простая и понятная схема

Академический узел является еще одним узлом, который является улучшенной версией И в данном случае это хирургический узел. Благодаря кое-каким модификациям узел улучшил свои характеристики и сейчас мы узнаем, как вязать академический узел и где он применяется.

Академический узел также называют академическим морским узлом, так как он часто применяется в морской и туристической сфере.

История узла

Данный узел имеет длинную историю и, как уточнялось, является модификацией хирургического. А этот в свою очередь появился благодаря классическому прямому узлу.

Как выглядит узел?

Узел является соединяющим и имеет несколько отличий от хирургического узла, что и делает его надежнее. Выглядит он как два полуузла, которые завязываются последовательно один над другим в разных направлениях. В обеих петлях присутствуют два переплетения, поэтому узел часто называют параллельным.

Где применяется узел?

Основная функция академического узла – связывание (соединение) веревок и тросов. Благодаря этому можно с легкостью перевязать коробку или тюк, чтобы надежнее зафиксировать ее нахождение.

Углубляясь в туристическую сферу, данный узел применяется для стягивания веревок и тросов между собой, даже если они разного диаметра.

Важно! Узел будет держаться надежнее, если веревки, которые необходимо связать, находятся под напряжением.

Применяют академический узел и в рыбалке, поэтому вязать академический узел можно не только на веревках из растительных материалов, но и синтетических тросах, лесках и мононитях.

Внимание! На мононити шансы развязывания узла увеличиваются.

Кроме этого, еще одной сферой использования узла является хирургия и альпинизм.

Преимущества и недостатки узла

Поскольку данный узел является улучшенной версией хирургического узла, то он более надежен и прочен. Если веревки находятся под напряжением, то шансы его развязывания равны нулю. Главной чертой узла является то, что он вообще не может развязываться.

Академический узел легко завязывается и затем развязывается при необходимости. Когда узел при натяжении прочно затягивается, его намного проще развязать, чем хирургический.

К недостаткам отнесем то, что он не компактен и развязывается на мононитях и лесках.

Как вязать академический узел?

Существует несколько способов завязать академический узел, но следующая схема является наиболее распространенной и надежной. Несмотря на то, что техника его вязания усложняется по сравнению с хирургическим и прямым узлом, он все равно вяжется легче.

Для вязания узла нам понадобится две веревки разного диаметра. Следуйте поэтапно, чтобы прийти к успеху:

1. Положите веревки параллельно друг другу перед собой.

2. Сделайте петлю из веревки большего диаметра.

3. Просуньте веревку меньшего диаметра в эту петлю.

4. Затем оберните ее конец вокруг петли.

5. Конец веревки меньшего диаметра снова просуньте в петлю.

6. У вас получится такая конструкция из двух веревок разного диаметра. Затяните их и узел готов.

Попрактиковавшись в вязании академического узла, можете смело применять его при любой ситуации. А мы напоминаем, что вязать узлы различной сложности – настоящее искусство.

Узлы часть 1. Базовые узлы

Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов). Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука. Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.

Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.

Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться. Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу. К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.

Читайте также  Узел альпийский проводник

Встречный проводник

Встречный проводник, узлы

Встречный проводник

Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.

Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.

Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.

Прямой

Прямой узел

Прямой

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.

Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».

Стремя (выбленочный)

Стремя (выбленочный), узлы

Стремя

Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д. Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется. Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.

Завязывание стремени при помощи петель

Завязывание стремени при помощи петель

Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.

Завязывание стремени одним концом

Завязывание стремени одним концом

Узел на опоре будет иметь следующий вид:

Стремя в затянутом виде

Стремя в затянутом виде

Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Встречная восьмерка

Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.

Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.

Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.

Восьмёрка (фламандская петля)

Восьмёрка (фламандская петля). Альпинистские узлы

Восьмёрка

Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.

Простой штык

Простой штык. Альпинистские узлы

Штык

Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.

Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.

Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.

Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).

Булинь

Булинь

Булинь

Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.

Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.

Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.

Прусик

Прусик. Альпинистские узлы

Прусик

Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Шкотовый и брамшкотовый

Шкотовый и брамшкотовый. Альпинистские узлы

Шкотовый (слева) и брамшкотовый (справа)

Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке. При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу. Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.

Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.

Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.

Академический

Академический узел. Альпинистские узлы

Академический

Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается. Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов. Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.

Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.

Следующие части (Узлы часть 2. Более продвинутые узлы, Узлы часть 3. Более редкие, но полезные узлы.) будут посвящены полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.

Узлы часть 2 Terra Incognita Discover Pro

Вам может понравиться

Ролик Camp Naiad

Как выбирать ролики для альпинизма

Как вязать академический узел

Библиотека | Мой дом тайга

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Узел можно вязать двумя способами: 1. Одной веревкой делается петля (рис. 1, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 1, б. Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис.7, е). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

Читайте также  Как вязать проводник восьмерка узел

01,1.jpg 01,2.jpg

Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис.1, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. 1, д). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис.1, е).

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 2, а), потом с другой (рис. 2, б). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 2, в).

02,1.jpg 02,2.jpg

Рис. 2. «Ткацкий» узел

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 3, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 3, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 3, в).

03.jpg

Рис. 3. «Встречный узел»

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (рис. 4, а), затем то же самое с другой (рис. 4, б). Узлы стягиваются (рис. 4, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке 4, г.

04,1.jpg 04,2.jpg

Рис. 4. «Грейпвайн»

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 5, а, б. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 5, в).

05,1.jpg 05,2.jpg

Рис. 5. «Брамшкотовый»

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 6, а, б. Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 6, в).

06,1.jpg 06,2.jpg 06,3.jpg

Рис. 6. «Академический»

Узел «простой проводник»:

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 7, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 7, в).

07-1.jpg 07-2.jpg

Рис. 7. «Простой проводник»

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 8, а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 8, в).

08-1.jpg 08-2.jpg

Рис. 8. «Восьмерка»

Узел «срединный австрийский проводник»:

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 9, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке 9, б, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (рис. 9, в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

09-2.jpg

Рис. 9. «Срединный австрийский проводник»

Узел «двойной проводник», или «заячьи уши»:

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (рис. 10, а), затягивается (рис. 10, в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 10, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 10, в).

10-1.jpg 10-2.jpg 10-3.jpg

Рис. 10. «Двойной проводник»

Правильно завязанный узел показан на рисунке 10, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 11, а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех) и завязывается контрольный узел (рис. 11, б). Затем узел затягивается.

11.jpg

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 12, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 12, б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.

12.jpg

Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (рис. 13, а, б).

13.jpg

Рис. 13. «Стремя» как опора для ноги.

Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (рис. 14, а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 14, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 14, в).

14-3.jpg

«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (рис. 15, а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 15, б). На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (рис. 15, в).

15-3.jpg

Рис. 15. «Булинь» с помощью «пустышки»

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (рис. 16, а, б). Затем операция повторяется (рис. 16, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (рис. 16, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

Рис. 16. «Схватывающий» узел.

Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 17, а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (рис. 17, г).

Рис. 17. «Схватывающий» узел одним концом.

Дополнительные узлы:
Узел «пустышка»:

Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за концы в разные стороны.

18.jpg

Рис. 18. «Пустышка».

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (рис. 18, а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (рис. 18, б).

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 19).

19.jpg

Рис. 19. «Маркировочный» узел.

20.jpg

Рис. 20. «Узел Бахмана».

Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Репшнур вщёлкивается в карабин (рис. 20, а), при открытом карабине делается 3 — 4 оборота (рис. 20 б), затем муфта карабина закручивается, узел распрямляется и затягивается (рис. 20, в).

Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.

На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (рис. 21, а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (рис. 21, б).

21.jpg

Рис. 21. «Карабинная удавка».

22.jpg

Рис.22. Соединение частей страховочной системы узлом двойной булинь: а– .петли грудной обвязки; б – начальная петля; в – этот кусок веревки должен быть не менее 2 м.; г – подхлест нижней пряди веревки, проходящей в петлях беседки; д – петля беседки; е – петля самостраховки длиной 1,1 м; ж – петля самостраховки длимой 1,7 м

Рекомендованные узлы

Узлы — основа основ альпинизма, а умение вязать узлы правильно — своего рода искусство. Хорошо завязанный узел — основа безопасности на маршруте.

Общие правила вязания узлов:
● отсутствие перехлестов;
● правильный «рисунок» узла;
● размер свободного конца веревки должен быть не менее 10 диаметров веревки (7 см);
● узел должен быть затянут и расправлен.

ВНИМАНИЕ!

Узел, завязанный на веревке, ослабляет ее прочность примерно на 30 %.

Узел «восьмерка»

Основной узел для прищелкивания к веревке карабином, фиксации веревки на станции, организации перильной страховки и т.д. Главный минус «восьмерки» — этот узел затягивается под нагрузкой.

Узел «восьмерка» одним концом

Используется для привязывания к веревке без использования карабина. Порядок действий: вяжется «скелет» узла на одном из концов веревки, далее выходящим (коротким) концом повторяется форма «скелета».

Узел «проводник»

Используется для прищелкивания к веревке карабином, блокировки стационарной петли.

Узел «Стремя»

Служит для фиксации веревки на станции, организации регулируемой самостраховки и прочего.

Его преимущество: легко освобождается после нагрузки (не затягивается). Его недостаток: при нагрузке более 4 kN «ползет», требуется контрольный узел.

Читайте также  Кареточный узел велосипеда

Узел «булинь»

Служит для привязывания веревки к точке страховки, якорю.

Для этого узла обязательно требуется контрольный узел!

Узел «UIAA» (другие названия — «Мунтер» и «Итальянский» узел)

Используется для организации торможения веревки и организации страховки и при спуске, и при подъеме.

Узел «грейпвайн»

Используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметра (7–11 мм). Обращайте внимание на то, чтобы «кресты» (рисунок узлов) были завязаны в одном направлении. Благодаря цилиндрической форме и вращению узла, снижается риск разрушения узла при его трении о рельеф.

«Простой» / «плоский» узел

Другие названия — «проводник», «флат-оверханд», «дубовый» узел.
Используется для организации спуска по двойной веревке (при условии длины концов не менее 30 см), для завязывания подстраховочного схватывающего узла в страховочную систему, организации полиспастных систем и прочего.

Узел «прусик»

Этот узел был изобретен в 1931 г. доктором Карлом Прусиком, президентом Австрийского клуба альпинизма.Используется для подстраховки при спуске по веревке, подъема по веревке, организации полиспастных систем и прочего. Рекомендуется использовать узел в три оборота вокруг веревки. Узел должен быть хорошо затянут. Репшнур работает наилучшим образом, если его диаметр составляет 2/3 от диаметра веревки, на которой он будет работать. При диаметре веревки 9,5–11 мм подходит репшнур диаметром 7 мм.

Французский схватывающий узел

Используется в качестве самостраховки при спуске по веревке и в ситуациях, когда узел надо ослабить под нагрузкой. Узел вяжется из репшнура диаметром 6–7 мм в 5–6 оборотов. В отличие от «прусика», легко и быстро завязывается и развязывается.

«Контрольный» узел или «полу-грейпвайн»

При необходимости завязать «контрольный» узел рекомендуется вязать половину узла «грейпвайн». При организации спуска на конце веревки узел завязывается в одном метре от ее окончания.

Академический узел

В туризме академический узел — это не морской академиче­ский узел. Академический морскойузел очень схож с хирургиче­ским узлом. От своего прародителя — прямого узла — он отличается тем, что ходовой конец верёвки обносится вокруг ходового конца другой верёвки дважды, после чего ходовые концы сводятся на­встречу друг другу и снова дважды обносятся. Иными словами, внизу вяжутся два полуузла и вверху два полуузла, но завязанных в противоположную сторону. Это даёт академическому морскому узлу преимущество в том, что при большой нагрузке на верёвку ок не так сильно затягивается как прямой, и его легче развязать обычным способом.

Академический узел, принятый к использованию в туризме, выглядит иначе:

Вяжется узел, как и прямой, «одним концом в петлю», но после пропускания ходового конца первой верёвки в петлю вто­рой верёвки, делается не один обнос петли, а два. После чего хо­довой конец снова пропускается в петлю, причём по ходу своего коренного котгца. Получается красивый симметричный узел. Та­ким образом была увеличена площадь взаимодействия трущихся поверхностей. За счёт этого пытались решить задачу связывания двух верёвок разного диаметра. Можно ли это делать? Я отвечу словами Михаила Расторгуева и Светланы Ситниковой, которые в своей методичке пишут: «Академический узел, не смотря на реко­мендации методических плакатов ВЦСПС, книги «Турист» (Москва, ФиС, 1974г.), «Энциклопедии туриста» (Москва, Большая российская энциклопедия, 1993г.) и др. не следует применять для связывания верёвок различного диаметра, особенно для жёстких отечественных верёвок». Что к этому добавить’? Я полностью с ними согласен.

Узел довольно спорный. Вязку его можно увидеть только на соревнованиях по технике пешеходного туризма, да и то на дис­танциях низкого класса. Узел туристами почти не применяется. Владимир Ильич Ганопольский в своей книге «Туризм в школе» об этом узле пишет следующее: «. этот узел практического при­менения для связывания двух верёвск, предназначенных для орга­низации страховки, не нашёл: для связывания двух верёвок одного диаметра этот узел не представляет интереса, поскольку . приду­ман очень простой и очень надёжный встречный узел; для связы­вания же двух верёвок разного диаметра академический узел не­многим надёжнее прямого — ему и в этом была найдена куда более надёжная альтернатива».

На ходовых концах обязательно вяжутся страховочные узлы.

«Австрийский скорняжный» узел Шамова

Поговорим сначала о скорняжном узле.

Этот замечательный узел давно известен скорнякам, но до настоящего времени остаётся незамеченным моряками Его схема говорит сама за себя. Он сравнительно прост, имеет достаточно пересечённых концов и компактен.

Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойст­вом. Рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается, но и без особого груда развязывается. Этот узел с успехом можно при­менять для связывания синтетических верёвок.

В своё время, изучая этот узел, я обратил внимание на то, •то этот узел не является симметричной фигурой. Работая со скорняжным узлом и добиваясь его симметрии, я получил новый узел, который условно назвал «австрийским скорняжным» узлом.

Узел имеет несколько свойств, выгодно отличающих его от других узлов этой группы. Он не развязывается при знакопере­менной нагрузке, легко вяжется, легко развязывается при необхо­димости разъединить верёвки. Но даже не это главное. Туристам не нужно изучать специально этот узел. Они его знают! При де­тальном рассмотрении оказывается, что схема этого узла — точная копия австрийского проводника, за исключением одного: чтобы из австрийского проводника получить австрийский скорняжный узел, нужно разрезать его рабочую петлю. Отсюда и следует его название.

На рисунке показан один из способов вязания этого узла. Два других уже описаны при рассмотрении австрийского провод­ника. Насколько мне известно, этот узел до меня никем специаль­но не исследовался, не испытывался и не описывался. Это первое издание с его описанием.

И последнее. Так как этот узел относится к классу вспомога­тельных узлов, то рекомендую на ходовых концах завязать страховочные узлы.

Д. Затягивающиеся узлы

(неверное название — серединные узлы)

Стремя

(выбленочный узел, поплавной узел)

Узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надёжный затягивающийся узел, который без­отказно держит, пока тяга приложена к обоим концам верёвки. Туристы применяют его при вязке носилок, при работе с жумара-ми (в этом случае в рабочие петли вставляется стопа ноги — отсю­да и его название). С помощью этого узла можно закрепить ве­рёвку к гладкому столбу или перекладине, навесить верёвку ы, ,кд7 двумя опорами и т.д.

Существует два основных способа вязки стремени. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов опоры (предмета), вокруг которой вяжут узел, открыт и доступен:

Второй способ, когда верёвку приходится обносить непосред­ственно вокруг опоры (вязка узла одним концом):

Если узел вяжется посередине верёвки (не на ее конце), то, естественно, страховочные узлы не вяжутся. В случае, когда узел вяжется на конце верёвки, необходима вязка страховочного узла.

«Констриктор»

(незатягивающееся стремя)

Некто П.Киселёв выпустил настенный календарь на 1993 год, на обратной стороне которого прорисованы порядка 30 различных узлов. В том числе и констриктор, который у г. Киселёва назван констрикатором. Киселёв не одинок в своей ошибке. Русскому человеку видимо легче произносить слово с большим количеством гласных.

Узел известен и используется во всём мире под название «констриктор». Что означает это слово? Слесарь иностраниых слов (Москва. «Русский язык», 1988 г.) нам даёт следующие пояснения: «констриктор» (от лат. constriction — стяжение, сужение) -это анатомическая мышца, сжимающая какой-либо канал или ес­тественное отверстие, например, верхний и нижний края глотки».

Лев Николаевич Скрягин в своей книге «Морские узлы» пи­шет следующее: «Боа констриктор — это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон, анаконда, как из­вестно, убивают свою жертву, сжимая её тремя петлями своего тела. Узел, известный во всём мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. Констрик­тор хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов, предметах; в этом случае он незаменим».

В качестве стремени этот узел более удобен, чем обычное стремя. Он не так быстро затягивается и меньше давит на стопу. Кроме этого, этим узлом туристы пользуются при навеске перил (констриктор вяжется одним концом и специально не затягивает­ся на опоре). Констриктор может вязаться на конце верёвки или в её середине. В случае вязки констриктора на конце верёвки, необ­ходимо обязательно вязать страховочный узел (ходовым концом на коренном конце).

Этот узел можно применять и в других целях. С помощью констриктора можно туго завязать мешок, вентиль камеры ката­марана или надувного плота, обжать протекающий резиновый шланг и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: