Как вязать туристические узлы - Pk-shturm.ru

Как вязать туристические узлы

Туристические и морские узлы: виды, как связать восьмерку, паломар и другие рыболовные способы

Необходимость завязать прочный и надежный узел возникает как для представителей различных профессий по причине исполнения служебных обязанностей.

Так и в быту, вплоть до одевания галстука и завязывания шнурков.

В представленном материале рассматриваются известные виды узлов, применяющихся в морском деле, туризме и для рыболовных снастей, способы их вязки, названия и другие сопутствующие моменты.

Морские узлы с названиями

Перед рассмотрением разновидностей и схем узлов, немного о принятой терминологии.

Края веревки, каната или другого гибкого тела, используемого при завязывании, подразделяют на:

  • Коренные – закрепляемые стационарно.
  • Ходовые – незакрепленные, которыми выполняются движения при формировании соединения.

011

Названия морских узлов позаимствованы из иностранных языков, поскольку с Запада в Россию пришло большинство терминов, связанных с мореходством.

В английской классификации различают следующие разновидности узлов:

  • Кноты – коренной край переплетается или связывается с ходовым.
  • Бенды – два ходовых переплетаются с целью объединения.
  • Хитчи – ходовой прикрепляется к стационарной опоре.

022

Перечень основных способов соединения, применяемых в морском деле, указан в таблице:

Наименование Характеристика
Булинь (беседочный) Универсальный, применяемый при швартовке, страховке, чтобы закрепить трос к крюку. Отличается наибольшей надежностью, если связывать два каната
Прямой Известен со времен Древней Греции. Предназначается для связывания пары канатов с одинаковым диаметром. Не самый надежный по причине возможности сползания
Восьмерка Название объясняется характерной формой. Один из наиболее часто используемых, включая формирование более сложных методов. Легко завязывается и развязывается
Простой полуштык Очень популярный способ, не склонный к затягиванию. Формируется путем охвата ходовым краем упора с пропусканием через выполненную петлю.

Схемы и способы вязки туристических узлов

В туризме нашли широкое применение различные способы связывания канатов и веревок.

033

Известны разнообразные туристические узлы, в зависимости от назначения и характеристик связываемых канатов:

  • Рифовый – напоминает прямой (из морских), но гораздо быстрее развязывается. Напоминает «половинный» бантик из завязанных шнурков.
  • Проводник – выполняется двойная петля, через которую проводится ходовые края. Отличается большой прочностью и надежностью, но сложен в развязывании.
  • Шкотовый – очень быстрый способ, используется только при статических нагрузках. В динамике способен самопроизвольно распуститься или съехать.

Как вязать: на одном канате выполняется фиксированная петля, поверх нее накидывается кольцо другого с одним заведенным краем внутрь.

Рыболовные узлы

Без узлов невозможно обойтись и в рыболовном деле.

Они применяются для:

  • Связывания разорванных концов лески.
  • Крепления поводков.
  • Привязывания крючков и других элементов снастей.

Чтобы обеспечить надежность связывания необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Если предварительно слегка прогреть связываемые концы, для этого используется подогретая вода.
  • Необходимо смочить леску для лучшего скольжения.
  • Края берутся с запасом, лишнее никогда не поздно обрезать.

044

Известно множество способов, использующихся в различных обстоятельствах:

  • Олбрайт – для надежного соединения лески. Из одной выполняется петля, обматываемая несколько раз концом другой, край заводится внутрь в обратную сторону и затягивается.
  • Паломар – чтобы прикрепить крючок. Выполняется петелька, затем ходовой конец дважды продевается в кольцо на хвостовике крюка и утягивается.
  • Морковка – надежный способ, напоминающий олбрайт. Выполняется при закреплении поводка для соединения разного типа лески – мононити и плетеной.
  • Клинч – разновидность паломара с соответствующим назначением, но свободная петля не выполняется.

В способах завязывания узлов не так просто разобраться самостоятельно.

Любой желающий сможет разобраться, достаточно немного усидчивости и внимательности.

Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Количество узлов для вязания веревок и канатов насчитывается более 700 самых различных видов. Естественно, что не все они могут часто использоваться в обыденной жизни, но все же нужно знать и уметь завязывать хоть несколько основных, чтобы при необходимости можно было использовать их в определенных ситуациях. Например, знание, как вязать узлы, поможет в критической ситуации закрепить веревку для переправы через реку или выполнить с ней другие манипуляции.

Свойства узлов

Узлы известны людям с давних времен. Еще наши предки в каменном веке использовали их при изготовлении инструментов для охоты и вязке шкур для одежды. В сущности — это переплетение определенным способом веревок, лент, канатов или лески для привязывания их к некоторым предметам, а также соединения этих элементов между собой.

При их многочисленном количестве, естественно, невозможно знать и уметь связывать все возможные узлы. Это практически не может ни один человек в мире. Но все же желательно понимать, как вязать узлы на веревке, и иметь определенные навыки их связывания.

Требование к связкам

Практически в каждой сфере, где используются узлы, они имеют свою форму и метод вязки, который в определенной ситуации является максимально удобным, надежным и красивым.

Сплетение может быть из нескольких или одной веревки (каната, троса, нитки) разного либо одинакового диаметра.

По применению сплетения могут быть туристическими, морскими, альпинистскими или рыболовными. Для каждой вязки существуют конкретные требования по прочности. Например, альпинистские и туристические связки должны быстро запоминаться, просто вязаться, быть надежными и легко развязываться. Кроме этого, не растягиваться под нагрузкой и не затягиваться намертво без надобности.

Причины потери прочности

Любые канаты, шнуры или веревки имеют свои конкретные характеристики прочности. Если, например, к веревке, используемой для натяжки палатки к забитым в землю колышкам, не предъявляются особые требования, то в определенных сферах деятельности такая невнимательность может привести к трагическим последствиям.

Это в первую очередь относится к альпинизму.

Кроме этого, следует знать, что практически любая вязка в какой-то мере ослабляет прочность веревки.

Например:

  1. Булинь снижает прочность веревки почти на 1/3.
  2. Восьмерка ослабляет на ¼.
  3. Ткацкий узел — почти на 35%.

Также перед тем как завязать узел, следует вспомнить такие факторы:

  1. Прочность мокрой веревки снижается почти на 10%.
  2. На сильном морозе (в пределах 30 градусов) прочность снижается на 1/3.
  3. Старые, длительное время пролежавшие на солнце, имеющие поврежденные нити веревки теряют практически 50% своей прочности.

Как вяжутся морские узлы

Почти с самого детства многие слышали, что существуют некие мифические разновидности морских узлов, несравнимые по прочности и сложности с обычными «бантиками», которые мало кто может вязать. И, действительно, в море невозможно обойтись без знания и умения связывать определенные узлы, из которых каждый предназначен для определенных целей и в руках умельца становится эффективным помощником в критических ситуациях.

Чтобы научиться правильно вязать любые узлы, нужно знать их составные части, которых всего две — корневая и ходовая.

Водяной морской

Этот узел часто используется для вязки тросов и канатов, используемых на морских суднах. Он отличается от других тем, что:

  1. Не растягивается и отлично выдерживает воздействие резких рывков.
  2. Самостоятельно не может ослабнуть и развязаться.
  3. Даже намокнув, сохраняет полностью все свои свойства.

Но с его помощью можно связать только элементы одного диаметра.

Чтобы завязать крепкий «водяной морской узел», следует четко следовать определенной последовательности:

  1. Нужно уложить ходовые отрезки канатов параллельно и сформировать из них замкнутую петлю, после чего концы подвести под их корневые окончания.
  2. Затем следует сделать ходовыми концами три оборота под корневыми окончаниями. При этом нужно четко соблюдать параллельность канатов.
  3. Затянуть все концы конструкции одновременно.

Беседочный булинь

Считается самым древним узлом, которым пользовался еще Ахиллес. По свидетельству археологов, на востоке им пользовались еще за 3000 лет до формирования нашей эры.

В наше время название этого морского узла пошло от небольшой деревянной доски, которую называли «беседкой». Ее опускали с сидящим на ней человеком за борт корабля для покраски судна или проведения других ремонтных работ.

Кроме этого, у беседочного узла имеется второе наименование — «булинь», что означает снасть. При ее помощи оттягивается наветренный боковой канат нижнего прямого паруса на яхте. Снасть крепится к канату булинем.

Эта узловая завязка представляет собой петлю, которая под нагрузкой не затягивается, имеет компактные размеры и просто вяжется. При этом содержит элементы таких вязок, как полуштык, прямой и ткацкий. Это практически дает ему право называться универсальным.

Как завязать правильный узел:

  1. На конце веревки следует сделать небольшую петлю.
  2. Затем нужно сделать вторую петлю, после чего кончик веревки пропустить в первую. Размер второй петли должен быть ориентирован на габариты предмета, для которого он вяжется.
  3. После этого конец оборачивается вокруг коренного окончания веревки и пропускается в первую петлю, через которую он пропускался в самом начале вязки, и туго затягивается.

Кроме этого, существует еще и «португальский булинь» (двойной беседочный). Используется при необходимости, когда нужно завязать на конце каната одновременно две незатягивающиеся петли. Данной связкой можно поднять, например, израненного человека. Для этого в петли следует продеть ноги пострадавшего после чего подмышками вокруг груди вяжется дополнительно узел полуштык. В этом случае, даже будучи без сознания, раненый не вывалится из вязки.

Простой штык

Связка «Простой штык» также относится к незатягивающимся петлям и используется в ситуациях, где требуется надежное крепление. Обычно они используются для крепления плавсредств к причальным тумбам, тросов для буксировки и тяжелых грузов.

Достоинством этого узла является возможность развязать его без проблем, даже если он находится под нагрузкой.

Для его завязки нужно:

  1. Сделать один с половиной оборота каната вокруг причальной тумбы или другого выбранного предмета.
  2. Ввести конец каната поверх коренного окончания и завести его вниз, через коренное окончание в образовавшуюся на канате петлю (образуется еще один виток).
  3. Затянуть получившийся виток, сделать для страховки еще один и привязать ходовое окончание к веревке.

Веревочные крепления в нашей жизни

Чтобы привязанная поклажа не смогла самостоятельно развязаться и, например, упасть с багажника автомобиля при движении, нужно научиться правильно вязать определенные узлы. Из многочисленных узлов, существующих в мире, можно выбрать несколько, которые обязан знать и уметь завязывать каждый мужчина.

Прямой (рифовый)

Этот модуль является наиболее простым, но в зависимости от ситуации может завязываться различными способами, удобными для вязчика.

Недостаток прямого узла в том, что при нагрузке он сильно затягивается, а в мокром состоянии или обледенении под воздействием переменных нагрузок может самовольно развязываться.

Чтобы этого не произошло, концы этой связки для страховки дополнительно связываются. При очень больших нагрузках в центр рекомендуется вставить любой небольшой предмет в виде палки, ветки или альпинистского карабина. В этом случае он не будет, затягиваться, а также развязываться.

Чтобы быстро соединить две веревки, необходимо проделать такие действия: взять в обе руки концы веревок и закинуть, например, правый конец на левый, в итоге они перекрестятся. Тот же правый конец, он в данный момент должен находиться слева, следует обернуть вокруг левого. Затем нужно закинуть левый конец на правый и обернуть веревку вокруг него, после чего туго затянуть.

Вязка восьмеркой

Этот походный тип связки, используемый альпинистами и скалолазами, составляет основу для вязки множества сложных узлов, предназначенных для различных назначений. Например, его можно использовать, как стопор конца троса или закреплять к колкам струны музыкальных инструментов.

Чтобы его завязать, следует произвести следующие действия:

1. Накинув веревочный конец на коренное окончание, образовать петлю.

2. Затем, обернув конец вокруг веревки, продеть его в образовавшуюся перед этим петлю.

3. Получившаяся из веревки фигура будет в виде цифры восемь. После этого остается только затянуть концы веревки.

Мичманский регулируемый

Применение этого узла позволяет при необходимости укорачивать полезную длину веревки или, наоборот, удлинять. Его должны уметь вязать те, для кого любимым отдыхом является туризм. Используя его, можно закрепить, например, палатку, затянув или ослабив ее растяжки.

  1. Сделав петлю, следует пропустить в нее конец веревки, предварительно обернув его вокруг коренного окончания.
  2. Затем нужно сделать еще один виток, пропустив веревку между коренной частью и первым витком.
  3. Третьим витком обводятся два предыдущих, после чего ходовой конец заводится за коренное окончание веревки.
  4. Формирование узла завершается после того, как ходовой конец будет пропущен под образовавшуюся петлю после третьего витка вокруг коренного окончания.

Затягивающаяся удавка

Эту затягивающуюся петлю называют «висельной» либо «эшафотной». Она чаще всего используется для временного крепления за предметы, плавающие в воде, или для накидывания на какие-либо конструкции и элементы, находящиеся на берегу.

Для ее вязки из веревки выкладываются две практически одинаковые по размеру петли. Затем ходовой конец веревки несколько раз обматывается вокруг обеих петель и пропускается в верхний, ближний к ходовой веревке, заворот. После этого верхняя петля затягивается, зажимая обходной конец веревки.

Затягивающаяся удавка легко затягивается, для этого нужно просто потянуть за коренной проводник веревки. Чтобы развязать данную связку, следует выдернуть ходовой конец из верхней петли.

Координируемый Таутлайн

При необходимости, если нужно будет производить регулировку длины веревки после ее привязки к чему-либо, лучше всего использовать специальную вязку Таутлайн. Этот практически хороший туристский узел часто используется при установке палатки и натяжного тента. Кроме этого, с его помощью можно подвесить определенный груз над землей, например, рюкзак с продуктами, что позволит защитить их от влаги, а также диких животных и насекомых.

Прочный Грейпвайн

Данный узел позволяет надежно связать две веревки, имеющие разную толщину. Относится к самым прочным связкам, предназначенным для крепления канатов, имеющих одинаковый диаметр. Характеризуется минимальным коэффициентом ослабления в пределах 5%. Данных показателей практически нет у многих других узлов. Вязка Грейпвайн практически может бывать без каких-либо дополнительных страховочных узлов.

Узел состоит из двух/трех полуузлов, которые отличаются по количеству витков каждого конца веревки вокруг другой коренной. Каждый полуузел вяжется только одним концом веревки, который должен быть длиной в пределах 12−20 см.

Близок к этому узлу по функции и плоский узел, которым можно без проблем связать канаты, имеющие разную толщину. Имея четыре точки пересечения, он, не затягиваясь намертво, гарантирует высокую прочность соединения.

Чтобы ознакомиться с техникой вязки туристических узлов, которые практически похожи на морские, нужно просто освоить инструкцию, где имеются узлы туристические с названиями схемы их завязывания. Кроме этого, нужна будет постоянная практика, которая позволит быстро схватывать и запоминать последовательность их вязки.

Туристические узлы схемы с названиями

Даже если вы не моряк, то знать базовые узлы надо! Без них не обойтись в походе, сплаве или даже в быту. Вязать узлы на веревке не так сложно – главное только запомнить схемы узлов и способы их завязать.

Веревки одинаковой толщины

Виды узлов на равной веревке встречаются особенно часто. Особенно они удобны при подвешивании гамака или установке палатки. Ниже представлены популярные туристические узлы с названиями и схемами.

Прямой узел

Также называется «узлом Геракла». Простенькая самозатягивающаяся схема, которая хорошо подойдет для швартовки лодки:

  1. Обвейте два конца веревки один раз.
  2. Сформируйте две открытые петли.
  3. Проденьте веревку в противоположную петлю.
  4. Затяните узел.

Обратите внимание, что сцепление здесь не сильное и под нагрузкой может сползать.

Геракловый узел категорически не подходит для страховки.

Рифовый

Традиционный «риф» удобен тем, что держит он очень крепко, при этом легко развязывается.

Его можно использовать, например, для скалолазания, в том числе и промышленного:

  1. Сверните полуузел внизу и сформируйте петлю.
  2. Сложите конец второго шнура вдвое, протяните в петлю и затяните.

Обратите внимание, что для «рифа» подходит исключительно хлопковая или льняная веревка. Синтетика скользкая, поэтому соединение будет непрочным.

Встречный

Аналогичный туристический узел, который быстро развязывается, но крепко держит.

Для него подойдут и синтетические веревки:

  1. На одном конце сверните восьмерку.
  2. Аналогично поступите и со вторым.
  3. Сложите их и затяните.

Веревки разной толщины

Когда нужно соединить шнуры разной толщины, вышеописанные туристские узлы не подойдут — сила трения будет ниже, что приведет к развязыванию. Но и на этот случай есть готовые схемы.

Шкотовый

Универсальный узел, который подходит в том числе и для плотных тросов с канатами. Выполняется в 3 шага:

  1. На толстом шнурке заверните закрытую петлю.
  2. Заведите туда второй шнурок, после чего оберните его у основания.
  3. Протяните ее под петлей и затяните.

Брам шкотовый

Один из самых надежных узлов для жестких тросов, в то же время самый сложный:

  1. Из толстого троса сделайте закрытую петлю.
  2. Проведите через нее тонкую веревку, и оберните вокруг.
  3. Из ее же сделайте круг, и протяните снизу.
  4. Сделайте еще один оборот и протяните внутрь.
  5. Завяжите контрольный узел.

Академический

Именно этот узел используется на случай, если необходимо зафиксировать тяжелые грузы. Выполняется так:

  1. Концы шнурков необходимо скрестить и обвить.
  2. Повторить первый пункт, но направить концы в обратную сторону.
  3. Затянуть.

Дополнительные узлы и петли

Для туристов обычных узлов может быть недостаточно. В некоторых случаях могут понадобиться дополнительные схемы.

Проводник

Жесткая петля, на которую можно вешать массивные грузы.

Даже из синтетического троса – не скользит, но обладает заметным недостатком – развязать его почти невозможно:

  1. Трос сложите вдвое и сверните петлю.
  2. Свободный конец и проденьте петлю.

Узел пустышка

Пустышка – это непрочный узелок, который хорош для завязки сумки или рюкзака.

Прочностью не обладает, зато быстро завязывается.

  1. На шнурке завяжите петельку.
  2. Проденьте через нее свободный конец.

Маркировочный узел

Если понадобится сделать из веревки удобную связку, например, в поход, понадобится маркированный узелок:

  1. Из троса сформируйте бухту.
  2. Оберните свободный конец вокруг бухты 8-9 раз.
  3. Затем проденьте шнурок в петлю и покрепче затяните.

Узел Бахмана

Узловые соединения Бахмана необходимы на случай, если к веревке необходимо прикрепить карабин.

К тому же он самозатягивающийся и под нагрузкой только сильнее сжимается:

  1. Приложите карабин длинной стороной к вертикальному тросу и сделайте рапшнур.
  2. Оберните короткий трос 3 раза и зафиксируйте.

Обратите внимание, что Бахман не подходит для обледеневших канатов, т.к. может скользить.

Также его не рекомендуется использовать в качестве страховых соединений.

Австрийский проводник

Еще одна петля типа «проводник». Быстро развязывается, не скользит и хорошо держит груз.

Обратите внимание, петля не подходит для тяжелых грузов и низких температур:

  1. Из шнурка сделайте знак бесконечности.
  2. Верх протяните под пересечением.
  3. Затяните узелок.

Обратите внимание, что это — один из самых сложных узлов, поэтому для него нужна постоянная практика.

Стремя

Как вязать узлы для скалолазания? Это самый простой вариант, к тому же быстрый и ограничивается только ресурсом веревки:

  1. Сформировать две петли так, чтобы концы размещались с разных сторон.
  2. В петли продеть карабин и зафиксировать.

Обратите внимание, что узловое соединение должно быть подвижным. В противном случае возможно соскальзывание.

Схватывающий узел (прусик)

Подобные узлы на веревке нужны на случай, если необходимо что-либо подвесить на канат. Причем петелька самозатягивающаяся: чем больше груз, тем сильнее сцепление.

  1. Сделайте закрытую петлю.
  2. Оберните ее вокруг каната.
  3. Сделайте еще один виток.
  4. Затяните петлю.

Испанский беседочный

Он же боцманский, предназначен специально для спасательных операций. Он построен так, чтобы мягко обвязывать ноги или руки, если необходимо вытащить человека из под завала.

Формируется она следующим образом:

  1. Посреди троса формируется большая петлица и 2 маленькие по бокам.
  2. Большую петлю затянуть назад, а маленькие продеть через нее.
  3. Крепко зафиксировать.

Также узел будет полезен при возведении временных строительных лесов.

Восьмёрка

Удобный стопорный узелок общего назначения. На первый взгляд довольно сложный, но вяжется быстро: необходимо только сделать петлю и обернуть ходовые кончики вокруг.

Туристические узлы – виды и способы завязывания

Туристический узел

С узлами в своей жизни сталкивается каждый человек. Их используют и в повседневной жизни, и в походах, путешествиях, туризме, экстремальных видах спорта. А их видов существует такое множество, что пересчитать их почти невозможно. Если планируется поход, туристическое мероприятие или другой вид активного отдыха на природе, то умение вязать узлы будет прекрасным навыком, который не только приятно удивит друзей, но и окажется полезным в мероприятии.

Туристические узлы

К туристическим видам узлов предъявляются особые требования:

  • они должны довольно легко завязываться;
  • не развязываться сами под нагрузкой или после снятия нагрузки;
  • не должны затягиваться «намертво» или распускаться при переменных нагрузках.

Петли для туризма по назначению разделяют на следующие:

  • для связывания между собой шнуров одного диаметра;
  • для завязывания верёвок разного диаметра;
  • страховочные (незатягивающиеся петли);
  • для привязывания к опорам;
  • вспомогательные.

Нужно учитывать, что у каждой верёвки есть своя характеристика прочности, а узлами она заметно ослабляется.

Виды туристической вязки

Конечно, многообразие туристских узлов таково, что все их запомнить может только специалист, однако, есть наиболее часто применяемые и популярные, у каждого из которых есть своё название.

Среди них:

  1. Разновидности туристических узловПрямой – развязывается самопроизвольно, в связи с чем его используют только вкупе с контрольными узлами. Чтобы завязать его нужны ходовые концы верёвки более пятнадцати сантиметров длиной, его правильность можно определить по тому, что ходовые концы выходят только с одной стороны.
  2. Ткацкий – шнуры одинаковой толщины накладывают друг на друга, потом вяжутся контрольные узлы с обеих сторон и стягиваются, на концах завязываются контрольные узлы. При нагрузках он ползёт и сильно затягивается. Прочность верёвки он ослабляет на 35 процентов.
  3. Встречный – затягивается под нагрузками, он подходит для связывания верёвок любого диаметра или сочетаний верёвки из разных материалов и ленты.
  4. Грейпвайн – очень надёжный, крайне сильно затягивается от нагрузок, им связывают верёвки разных и одинаковых диаметров. Чтобы его завязать, нужно наложить друг на друга две одинаковые по толщине верёвки, с каждой стороны сделать по двойному, похожему на контрольные, узлу, после чего стянуть их.
  5. Проводник – легко завязывается и на конце, и в середине шнура, он затягивается и ползёт под нагрузками, а применяют его в том случае, если нужно к чему-то закрепить верёвочную петлю.
  6. Как научиться вязать узлыВосьмёрка-проводник – так же, как и предыдущий вяжется в любом месте, делает надёжные петли, при этом особо не затягивается и не расползается под нагрузкой. Ослабляет прочность верёвки на 25 процентов. Метод завязывания: верёвка складывается пополам, на конце делается узел, который похож на цифру восемь, после чего нужно затянуть его и расправить.
  7. Заячьи уши – не ползёт, но стягивается под нагрузками, он образует двойную петлю, которая увеличивает прочность на разрыв. Применяют его в тех местах, где требуется прочная петля.
  8. Булинь – им крепят верёвки к кольцам и другим подобным предметам либо обвязывают вокруг опоры. При переменных нагрузках он расползается, но в целом очень надёжен и не сильно затягивается в случае нагрузки. Концы у него должны быть свободными, петля создаётся поворотом верёвки по часовой стрелке на 180 градусов. После этого опора обносится ходовым концом, конец верёвки продевается в петлю, рабочая верёвка тоже обносится ходовым концом и продевается в петлю с противоположной стороны. Потом затягивается и завязывается контрольная петля.
  9. Схватывающий Пруссика – у него есть два варианта, перемещается он свободно, затягивается при нагрузках. Его особенность в том, что после того как нагрузка будет снята, он легко восстанавливается. Его широко применяют в альпинизме для самостраховки. Но он плохо держится на жёстких верёвках, а на обледенелых не держится вообще.
  10. Схватывающий австрийский – применяется на переправах при натяжении верёвки.
  11. Саморазвязывающийся – также используется на переправах, вяжут его применяя отрезок из основной верёвки. Особенность такой петли в её надёжности и том, что развязывается она без труда даже под большими нагрузками. Чтобы она не развязывалась сама, нужно контролировать петлю с помощью карабина или использовать вместе с ней рифовый узел.
  12. Девятка – у этого узла самая большая прочность из типов «проводник». Она достигает 70-74 процентов.
  13. Академический узел – предназначен, чтобы соединять несколько верёвок разного диаметра. Чтобы завязать академический узел нужно взять верёвки разных диаметров, толстой сделать петлю, а тонкой обкрутить её, после чего затянуть и расправить, а потом завязать с обоих концов контрольные.
  14. Шкотовый – применяется когда верёвка требуется длинная, а в наличии есть только куски, причём разные по толщине. Как вязать шкотовый узел: из толстой верёвки делается петля, тонкая верёвка продевается через неё и обкручивает с обеих сторон. Шкотовый вариант хорошо подходит для постоянных нагрузок, но в случае их отпускания может развязаться.

Как научиться вязать узлы

Какие есть виды туристических узлов

Чтобы правильно научиться вязать верёвочные петли, нужно понять основные правила и принципы их вязания. Нужно изучить какие из них и для чего вяжутся, какие виды верёвок для этого нужно использовать, а какие применять нельзя. Также нужно помнить такие нюансы, как то, что промокшая верёвка теряет порядка 10% своей прочности, а если она используется на сильном морозе, то она теряет прочность примерно на 30%. Для некоторых типов петель вообще нельзя брать мокрые, заледеневшие или слишком жёсткие варианты верёвок.

Чтобы хорошо научиться вязать узлы, нужно для начала тщательно изучить схему каждого из них. Для каждого из них нарисованы детальные схемы, по которым легко учиться. После изучения схем нужно каждый вариант попробовать на практике и не единожды. Помимо этого, существует множество обучающих видео, курсов и тренингов по вязанию всевозможных петель.

Не стоит сразу разбрасываться на изучение вязания большого числа узлов, лучше начать с нескольких основных и часто применяемых и совершенствовать навыки постепенно. Вязка узлов для туризма может оказаться не только полезным, но и крайне увлекательным занятием.

Важно понимать, что от умения вязать верёвочные узлы может зависеть безопасность и даже жизнь самого человека и его товарищей. Поэтому не стоит начинать заниматься вязкой на практике до тех пор, пока нет полной уверенности в правильности действий.

Узлы для туризма

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каж-дому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: <прямой>, <ткацкий>, <встречный>, <грейпвайн>.

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: <академический>, <брамшкотовый>.

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): <простой проводник>, <восьмерка>, <серединный австрийский проводник>, <двойной проводник>.

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: <удавка>, <булинь>, <стремя>.

5. Вспомогательные узлы: <схватывающий>, <стремя>. Узел <стремя> может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Прямой узел можно вязать двумя способами.

1. Одной веревкой делается петля (рис. 54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. 54, д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан не-правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис. 54, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается <бабий узел> (рис. 54, е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис. 54, д).

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 55, а), потом с другой (рис. 55, 6). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 55, в).

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вя-жется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные сто-роны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на дру-га, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной сто-роны (рис. 57, а), затем то же самое с другой (рис. 57, б). Узлы стягиваются (рис. 57, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правиль-ный рисунок узла показан на рисунке 57, г.

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 58, а, б. Затем узел затягивается, расправля-ется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 58, в).

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем пет-лю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 59, а, б. Узел затягивается, расправляет-ся, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 59, в).

Узел простой проводник

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 60, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 60, в).

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завя-зывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 61, а, б). Узел рас-правляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 61, в).

Узел срединный австрийский проводник

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 62, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как пока-зано стрелкой на рисунке 62, б, чтобы вышла петля. Для того что-бы получился правильный узел (рис. 62, в), нужно растянуть кон-цы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Узел двойной проводник, или заячьи уши

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется <пустышка> (рис. 63, а), затягивается (рис. 63, в) и завя-зывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда <пустышка> будет завязана наоборот, узел <двой-ной проводник> не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 63, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 63, в).

Правильно завязанный узел показан на рисунке 63, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. <Двойной проводник> не имеет контрольных узлов.

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления ве-ревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 64, а). Далее ходовым концом веревки де лается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех и завязывается контрольный узел (рис. 64, б). Затем узел затягивается.

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходово: конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 65, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 65, б). Если узел <стремя> используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.


Узел <стремя> может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее <проводника> и <восьмерки>, потому что легче развязывается и его мож-но завязать даже одной рукой (рис. 66, а, б).

Узел булинь

Вяжется одним концом верев-ки вокруг опоры. Отступив от края

веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образо-вавшуюся петлю (рис. 67, а). Следующее действие: ходовым кон-цом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 67, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 67, в).


<Булинь> может быть завязан и другим способом, с помощью <пустышки>. Для этого вместо петли завязывается <пустышка> так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (рис. 68, а). Затем он проносится в петлю <пустышки>, и при натягивании рабочего конца петля <пустышки> вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 68, б). На получившемся узле <булинь> остается только завя-зать контрольный узел (рис. 68, в).

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (ди-аметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносит-ся веревка (рис. 69, а, б). Затем операция повторяется (рис. 69, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается кон-трольный узел (рис. 69, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом <встречный> или <грейпвайн>.


Иногда <схватывающий> узел завязывается одним концом реп-шнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 70, а, б, в). Затем узел затягива-ется, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным уз-лом (рис. 70, г).

Дополнительные узлы
Узел пустышка

Этот узел можно использовать при завязывании узлов <булинь> и <двойной проводник>, а также как самостоятельный узел (на-пример, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за кон-цы в разные стороны.

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (рис. 71, а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (рис. 71,6).

Маркировочный узел

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 72).

Узел является разновидностью <схватывающего> и может при-меняться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Репшнур вщелкивается в ка-рабин (рис. 73, а), при открытом карабине делается 3-4 оборота (рис. 73, б), затем муфта караби-на закручивается, узел распрям-ляется и затягивается (рис. 73, в).

Карабинная удавка

Узел применяется для привя-зывания веревки к опоре. При-меняется, когда веревку необхо-димо сдернуть после спуска, на-пример.

На конце веревки завязывает-ся <восьмерка>, в нее вщелкива-ется карабин (рис. 74, а), затем

веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабо-чий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивает-ся, и узел затягивается (рис. 74, б).

Узлы для туризма

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каж-дому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

“Прямой” узел можно вязать двумя способами.

1. Одной веревкой делается петля (а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке (б). Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан не-правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (д).

image002

“Ткацкий” узел

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (а), потом с другой (6). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (в).

image004

“Встречный” узел

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вя-жется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).

image006

Узел “грейпвайн”

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (а), затем то же самое с другой (б). Узлы стягиваются (в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке (г).

image008

“Брамшкотовый” узел

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке (а, б). Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (в).

image010

“Академический” узел

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке (а, б). Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (в).

image012

Узел “простой проводник”

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (в).

image014

Узел “восьмерка”

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (в).

image016

Узел “срединный австрийский проводник”

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке (б), чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (в), нужно растянуть кон-цы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

image018

Узел “двойной проводник”, или “заячьи уши”

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (а), затягивается (в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке (б), чтобы через нее прошли две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (в).

Правильно завязанный узел показан на рисунке (г). Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.

image020

Узел “удавка”

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех и завязывается контрольный узел (б). Затем узел затягивается.

image022

Узел “стремя”

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке (а). После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.

image024

Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (а, б).

image026

Узел “булинь”

Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (в).

image028

«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (б). На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (в).

image030

“Схватывающий” узел

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (а, б). Затем операция повторяется (в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

image032

Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (г).

image034

Дополнительные узлы

Узел “пустышка”

Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за кон-цы в разные стороны.

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (6).

image036

“Маркировочный” узел

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована.

image038

“Узел Бахмана”

Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Репшнур вщелкивается в карабин (а), при открытом карабине делается 3-4 оборота (б), затем муфта карабина закручивается, узел распрям-ляется и затягивается (в).

“Карабинная удавка”

Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.

На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (б).

Источник: “Туризм и спортивное ориентирование” Л.А.Вяткин г.Москва 2001

Еще немного о назначении узлов.

1) Прямой — для скрепления двух веревок одинакового диаметра и жесткости. Контрольные узлы обязательны.

2) Восьмерка встречная — для скрепления двух веревок одинакового диаметра и жесткости контрольных узлов не требует

3) Восьмерка петлей — для создания грузовой петли на конце веревки контрольного узла не требует

4) Восьмерка петлей одним концом — для аналогичных целей при условии, что петлю невозможно встегнуть.

5) Грепвайн — для скрепления двух веревок одинакового диаметра и жесткости, контрольных узлов не требует. МИНУС — практически не развязывается после нагрузки.

6) Стремя — для жесткого закрепления веревки вокруг чего — нибудь. ( вокруг дерева — перила, вокруг ноги — стремя при самовылазе итд). контрольный узел необходим

7) Стремя одним концом для аналогичных целей

8)Австрийский проводник — для создания петли в середине веревки. (третий в связке, трамвайчик, точка, дефект веревки). на концах веревки использовать нельзя.

9) Булинь — для создания грузовой петли. Контрольный узел обязателен.

10) Булинь одной рукой — обвязать себя.

11) Двойной булинь — для жесткого закрепления двойной веревки.

12) Заячьи уши — для жесткого закрепления двойной веревки. МИНУС — плохо развязывается после нагрузки.

13) Схватывающий узел (прус) для крепления за вертикальные перила. Веревка не менее 6 мм. Основная веревка больше диаметром (10 мм).

14) Схватывающий узел одним концом.

15) Брамшкотовый узел — для соединения двух веревок разного диаметра. Контрольный узел обязателен. ( Толстая веревка вкладывается, тонкая наматывается)

А еще есть замечательный сайт, где очень красочно, анимированно и очень подробно показано и рассказано (на английском) как и для чего завязывать различные узлы. Даны различные комментарии. И хотя их там и не 150, чем гордятся в одной книге и жалеют о том что люди знают в основном не больше 20-30. Но эти 20-30 узлов с таким объяснением освоят гораздо больше людей которым эти узлы смогут пригодится во многих ситуациях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: