Классификация альпинистских маршрутов - Pk-shturm.ru

Классификация альпинистских маршрутов

Классификация альпинистских маршрутов

22

Альпинизм – молодой вид экстремального спорта. История его берет начало в 1786 г., когда двое братьев уроженцев Швейцарии М. Паккару и Ж. Бальме покорили вершину Монблана, высотой в 4810 м. Впоследствии, альпинизм завоевал немалую популярность среди множества людей всех социальных слоев. Приверженцев этого вида спорта, и активного отдыха становилось все больше, а маршруты, выбираемые альпинистами все сложнее.

Немалую роль в продвижении альпинизма в массы сыграло и совершенствование снаряжения. Веревки стали более прочными, кошки заметно легче, модернизированная одежда и обувь — все это значительно повлияло на рост интереса к альпинизму.

Альпинизм, как и многие другие виды экстремального спорта, подразделяется на несколько категорий (классов), в зависимости от сложности прохождения и выбранного маршрута. Необходимость в классифицировании восхождений вытекает из особенностей альпинизма. Подобная классификация маршрутов решает сразу несколько задач. Дабы избежать травмоопасных случаев подготовка альпиниста должна в полной мере соответствовать выбранному маршруту восхождения по сложности.

В горном туризме и альпинизме существуют категории сложности (к.с.), определенные Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) и Рекомендациями по классификации маршрутов восхождений, утвержденными Федерацией альпинизма России.

В горном туризме и альпинизме существуют категории сложности (к.с.), определенные Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) и Рекомендациями по классификации маршрутов восхождений, утвержденными Федерацией альпинизма России.
Категория сложности похода складывается из числа и сложности локальных препятствий, из протяженности маршрута и его длительности. Всего существует шесть категорий сложности для походов и для локальных препятствий — перевалов и вершин. Походы классифицируются от 1-й до 6-й к.с., а для локальных препятствий введены такие градации: некатегорированные перевалы (н.к.),1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б.

«Некатегорированные» (н.к) походы используются для подготовки новичков и доступны всем желающим, так же как и поход 1 категории сложности. Отличаются они тем, что в них не хватает количества перевалов или они слишком коротки. Обычно, походы н.к. и 1-й к.с. проходят в невысоких горных районах, они не страшны для здоровья и не требуют специальных технических навыков и специального снаряжения.

Участки второй — простой трудности — это снежно-ледовые участки крутизной 25-30° и некрутые скалы. При прохождении требуется элементарная альпинистская подготовка.

Участки третьей — средней трудности — это ледово-снежные участки крутизной 30-45°. С этой категории трудности начинается собственно альпинизм, т. к. движение по таким участкам требует специальной альпинистской подготовки и снаряжения для организации безопасного движения (страховки).

Участки четвертой — выше средней трудности (трудной). Это крутые (40-55°) ледово-снежные склоны и гребни с разнообразными снежными карнизами, прохождение которых требует напряженного свободного лазания и хорошего владения тех никой передвижения подгорному рельефу. Снаряжение: альпинистская обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки — различные скальные крючья, ледорубы, закладки, карабины, молотки, расходный репшнур, веревки.

Участки пятой трудности — крутые (более 45°) ледово-снежные склоны, стенки и гребни с разнообразными снежными карнизами, которые проходятся на передних зубьях кошек, но в основном требуют создания искусственных точек опоры. Для прохождения этих участков требуется хорошая специальная альпинистская техническая, тактическая, физическая и моральная подготовка. Снаряжение: специальная альпинистская обувь, кошки, ледорубы, большой набор разнообразных скальных крючьев, закладных элементов, буры, карабины, молотки, вспомогательный репшнур, лесенки. Страховка и самостраховка — только крючьевая, спуски осуществляются только дюльферами.

Участки шестой трудности — гладкие вертикальные и нависающие скалы с весьма ограниченным количеством неудобных и малых по размерам зацепок, упоров, выступов, уступов, необходимых для организации движения, и даже трещин, позволяющих организовать искусственные точки. Практически отсутствуют даже короткие узкие (на одного человека) полки для отдыха. Участки требуют для их прохождения отличного владения высшей альпинистской специальной техникой передвижения, тактической, физической, психологической и моральной подготовки, владения специальной альпинистской техникой и могут проходиться ограниченным количеством очень хорошо подготовленных спортсменов-альпинистов.

Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б категории сложности после рекомендации комиссии (по новым маршрутам — совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением федерации альпинизма России.

Альтернативная (не официальная) классификация альпинистских маршрутов:

Технический класс – сложные восхождения в плане техники. С протяженностью альпинистского маршрута до 7 км.

Высотно-технический класс – сложные технически восхождения с протяженностью маршрута свыше 7 км.

Зимний класс – восхождения, совершающиеся в зимнее время.

Скальный класс – когда альпинистский маршрут прокладывается только по скалистой местности.

Big Wall – освоение длинных стен протяженностью более 1000 метров.

Класс Соло – класс, когда восхождения совершаются в одиночку.

В советский период, восхождение соло было запрещено тогда, как в западных странах пользовался гигантской популярностью. Сегодня ситуация в нашей стране в отношении восхождений в одиночку изменилась, и подобные маршруты привлекают все больше любителей этого вида экстремального отдыха. Каждый альпинист всегда найдет себе интересный маршрут. Кого-то завораживают высота и величественность гор, кому-то по душе суровая романтика зимних условий, а кого-то манят крутые стены. Эстетический критерий при восхождении тоже немаловажный фактор. При отказе от эстетики теряется нравственное содержание этого сложного, местами опасного вида спорта.

Пейзаж горных высот был прекрасен всегда, но истинную его красоту люди смогли оценить, лишь оказавшись на вершине этих гор.

Рекомендации по классификации маршрутов восхождений

1.1. Маршруты восхождений (подъемы на вершины) делятся в порядке возрастающей слож-ности на категории — от 1-й до 6-й. Категории от 2-й до 6-й включительно подразделяются на две полукатегории — А и Б. Согласуются с действующей Единой Всероссийской Спортивной Классификацией (Альпинизм, разрядные требования).

1.2. Предварительную оценку категории сложности маршрута производят сами альпинисты — первопроходцы маршрутов восхождений, уточняют наличие вершины, ее высоту и располо-жение, орографию района, ориентацию или наименование маршрута, его характер и новизну.

1.3. Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б кат. сл. после рекомендации комиссии (по новым маршрутам — совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением федерации альпинизма России.

1.4. Для рассмотрения маршрута должны быть представлены следующие материалы:

— отчет о восхождении, включающий заключение о предварительной оценке маршрута в сравнении с классифицированными той же полукатегории сложности, имеющимися в опыте восхождений участников данной группы.

— маршруты 6Б кат. сл. засчитываются, если пройдены строго по пути первопрохождения; для их зачета в Классификационную комиссию до 31 декабря года восхождения представля-ются — "паспорт" с техническим фото, записки с контрольных туров, вершины, информация

о состоянии маршрута и особенности его прохождения (при этом возможны другие дополни-тельные материалы).

1.5. В категорию сложности классифицируемого маршрута восхождения включается только путь подъема. Путь подхода к началу маршрута и спуск с вершины (при траверсе — спуск с последней вершины) в категорию сложности маршрута не включается, но должны быть отражены в отчете.

1.6. Под траверсом понимается прохождение не менее двух вершин, причем спуск с преды-дущей вершины должен проходить в направлении последующей, но не по пути подъема. Траверс одной вершины не классифицируется.

1.7. Отдельные маршруты могут быть классифицированы только для зимних восхождений с индексом " з ".

1.8. Маршрут может быть классифицирован как первовосхождение, первопрохождение, вариант, комбинация маршрутов.

Первовосхождением считается восхождение на вершину впервые, оно же будет и первопро-хождением по данному маршруту.

Первопрохождением считается восхождение по маршруту, проложенному по непройденным склонам, гребням, контрфорсам, ребрам (при траверсе — когда новые участки, без учета повторно пройденных, определяют более высокую категорию сложности маршрута).

Вариантом считается восхождение по маршруту, частично совпадающему с ранее пройден-ным или проходящему по ранее пройденной стене (склону), не разделенной с искомым марш-рутом гребнями, ребрами, кулуарами и т. д.

(в траверсах — когда новые участки определяют более низкую категорию, чем весь пройденный маршрут).

Комбинацией считается восхождение или траверс, маршрут которого состоит из ранее пройденных участков или маршрутов (классифицируются индивидуально для групп).

1.9. Некоторые маршруты могут быть объединены в одном пункте Таблицы.

1.10. Под вершиной понимается высшая точка возвышенного участка хребта (гребня), расположенного между двумя седловинами (перевалами).

2. Требования к отчету для классификации

2.1. Текст отчета должен быть отпечатан на листах стандартного формата А4 (210х297 мм) через 1,5 интервала. Фотографии изготавливаются на тонкой фотобумаге размером не менее 13х18 см (ксерокопии не допускаются). Отчет представляется в переплетенном (сброшюро-ванном) виде вместе с предварительным заключением комиссии на местах, где они имеются.

2.2. Материалы отчета:

2.2.1. Паспорт восхождения (см. Приложение);

2.2.2. Техническая фотография с нанесенным маршрутом и разбивкой по участкам, которая позволяла бы оценить сложность маршрута;

2.2.3. Желательно фото профилей маршрута слева или справа;

2.2.4. Фото общего вида вершины (для первовосхождений и траверсов — панорама с сосед-ними вершинами) с нанесенными известными маршрутами.

2.2.5. Карта-схема района восхождения (ориентация общепринятая, с указанием масштаба). На карте-схеме следует отметить точки съемки представленных фотографий. Для новых районов — крупномасштабная карта с выделением района восхождения. На схеме необходимо нанести все известные названия и высоты, пути подхода и спуска, базовый лагерь, ближайший населенный пункт с автомобильной дорогой;

2.2.6. Для новых районов — краткий обзор района, описание подхода к вершине и маршруту восхождения;

2.2.7. Описание маршрута:

а) схема маршрута в символах УИАА;

б) краткое описание прохождения маршрута;

в) рекомендации по оценке безопасности маршрута;

2.2.8. Фотографии наиболее сложных участков маршрута;

2.2.9. Рекомендации для последующих групп по использованию снаряжения, особенностям прохождения маршрута и характерным признакам начала маршрута.

Для маршрутов 5Б кат.сл. и выше представленные материалы должны быть подготовлены

в соответствии с "Обязательными требованиями к отчету о восхождении в рамках чемпионата" /утверждены ФАР 28 февраля 2000 г./.

В правом верхнем углу обложки отчета должна быть ЭТИКЕТКА МАРШРУТА (5х8 см), включающая:

1. Название вершины и маршрута (оставить место для категорий сложности);

2. Фамилию и инициалы руководителя группы;

3. Название горного хребта;

4. Номер раздела в Классификации.

На третьей странице обложки — наклеенный конверт — с вложенной открыткой, на которой заранее написан почтовый адрес и фамилия лица, которому будут сообщены результаты классификации (лучше электронный адрес).

3. Оценка сложности маршрута и система единых символов

3.1. Маршрут разбивается на отдельные участки по характерным признакам. Оценка сложности проводится для каждого участка в отдельности.

3.2. В описании маршрута должно быть четкое разграничение между свободным лазанием и передвижением с использованием искусственно созданных точек опоры.

3.3. Оценка сложности свободного лазания проводится по градациям:

I — очень легкое; II — легкое; III — среднее; IV — трудное;

V — очень трудное; VI — чрезвычайно трудное.

Каждая градация имеет ступени: нижнюю (-) и верхнюю (+).

3.4. Оценка трудности передвижения с использованием искусственно созданных точек опоры проводится по следующим градациям:

А1 — одиночные крючья; подсаживание; рельеф прост и надежен;

А2 — серия искусственных точек ; рельеф прост и надежен;

АЗ — большие серии искусственных точек; требуется фиксация второй веревкой; рельеф усложнен; преодоление карнизов и навесов;

А4 — большие серии искусственных точек; требуется фиксация второй веревкой; рельеф сложный, ненадежный; преодоление больших карнизов.

3.5. Если требуется применение шлямбурных крючьев (или дырочек под скайхуки), то после обозначения градации сложности участка ставится буква "е". Например: V+, АЗе.

3.6. В описании участков после характеристики рельефа, трудности, направления движения следует указать: незащищенность, трудность ориентировки, затруднения в наблюдении за напарником, опасность камнепадов, лавин, условия страховки, протяженность участка, набор высоты, время прохождения, количество и характер необходимых "крючьев".

3.7. Необходимо отмечать невозможность или большие трудности при возвращении после прохождения определенных мест, возможность аварийных спусков и их направление.

3.8 Общая оценка маршрута должна основываться при нормальных метеоусловиях и состоянии рельефа по совокупности всех участков.

3.9. При выполнении схемы маршрута следует пользоваться единой системой символов. Схема выполняется в масштабе. При необходимости можно отдельные ключевые участки выполнять в более крупном масштабе. На эскизе должны быть указаны масштаб, протяжен-ность и крутизна участков, направление движения, трудность, количество "крючьев" (если необходимо, то и их расположение), пункты страховки, их характеристика в символах. Наличие стационарных шлямбурных крючьев и тому подобное на участках маршрута обозначается буквой "Т".

4. Оформление записей маршрутов и уточнение маршрутов

4.1. При записи в "Книжке альпиниста" о первопрохождении (в том числе первовосхож-дении, варианте, комбинации) категория сложности не указывается. Категория сложности записывается после классификации маршрута.

4.2. Сведения о классифицированных маршрутах указываются с обозначениями:

"2-е, 3-е" — второе или третье прохождение;

"вар" — маршрут классифицирован как вариант;

"ком" — классифицирован как комбинация маршрутов;

"е" — маршрут, пройденный с использованием "шлямбуров";

"д/гр" — маршрут засчитан только группе и для спортивных и учебных целей не рекомендован (в таблицу не вносится);

"з" — маршрут классифицирован для зимнего периода.

4.3. В "Классификацию маршрутов на горные вершины" (КМГВ) и дополнения к ней вносятся новые маршруты по мере рассмотрения и своевременно опубликовываются.

4.4. Наименование вершин, высот, маршрутов и категории сложности в КМГВ или в дополнениях уточняет классификационная комиссия Федерации альпинизма России по представлению дополнительных материалов, а также по статистическим данным отчетов альпинистских мероприятий (АМ).

4.5. По мере возрастания технической сложности маршруты восхождений в целом подрязделяются начинвая от:

некатегориальные — легкодоступны, не требуют какой-либо специальной альпинистской подготовки, страховочного снаряжения;
полукатегории 1А — доступны, но требуется первоначальная альпинистская
подготовка для части группы, необходима организация на отдельных участках страховки с помощью веревки;
полукатегории 1Б — более продолжительные, требуют первоначальной подготовки по Программе НП-1, на них используется альпинистское снаряжение и применяются методы страховки; как правило, требуется ночевка под маршрутом. Они рекомендуются для выполнения норм на значок "Альпинист России".
пути к вершинам каждой последующей полукатегории от 2А и выше более сложные,
определяются согласно п.1.4.а и соответствуют в комплексе "классическим" маршрутам восхождений той же полукатегории сложности.
Приложение:

Читайте также  Как преодолеть страх высоты

Район, ущелье, номер раздела по КМГВ — 2001 г.
Наименование вершины, ее высота, название маршрута.
Предлагается _____кат.сл., ____- прохождение (вариант, комбинация).
Характер маршрута (скальный, ледово-снежный, комбинированный).
Перепад высот маршрута _________ м (по альтиметру)
Протяженность маршрута ________ м

Протяженность участков V кат.сл._____ м, VI кат.сл._____ м

Средняя крутизна: основной части маршрута — _____ град.

всего маршрута — _______ град.

Оставлено "крючьев" на маршруте: всего ____; в т.ч. шлямбурных ____
Использовано всего на маршруте: скал. кр.____, закладок и т.п._______

Использовано крючьев: шлямбурных стационарных ____, в т.ч. ИТО__

шлямбурных съемных ____, в т.ч. ____

7. Ходовых часов команды: ______ часов, _____ дней

8. Руководитель: фамилия, имя, отчество — спортразряд, звание;

9. Тренер: " " " , звание ЗТр.

10. Выход на маршрут: час, число, месяц, год.

11. Организация — ____________________________________

* Участок лазания VI кат. сл. над надежным пунктом страховки. Предельно сложный рельеф. Очень маленькие зацепки для рук и ног. Преодоление этого рельефа свободным лазанием лучшими альпинистами (скалолазами) в лучшей спортивной форме, при благоприятных условиях, в современной экипировке означает передвижение на грани возможного.

Какая категория сложности маршрута на Эльбрус?

Согласно российской классификации сложности альпинистских маршрутов, категория сложности (трудности) маршрута на западный Эльбрус по южному склону составляет 1б, по северному склону 2а, восхождение по восточному маршруту 2б, по Западному склону – 3а к.с. что примерно соответствует международной категории PD/PD+/AD- (UIAA).

Однако, понятие категории сложности на примере маршрута на Эльбрус совершенно не отражает характерных особенностей маршрута, даёт исключительно общее представление о некой абстрактной сложности. Категория сложности (трудности), согласно действующей системе классификации, не отражает ни специфики маршрута, ни его сезонности.

Категория трудности восхождения на Эльбурс

Подробнее об особенностях и трудностях восхождения на Эльбрус можно ознакомиться в моей статье, посвящённой данному вопросу. А здесь я буду говорить о категориях сложности альпинистских маршрутов, не углубляясь в особенности какой-либо отдельной вершины. Давайте разберёмся, что такое категория сложности (трудности) горного маршрута или вершины. Во-первых, нужно понимать, что понятие «сложности» маршрута – крайне субъективно. В российской системе классификации, которая практически без изменений перетекла к нам из своей советской предшественницы, категория сложности (трудности) оценивается по совокупной протяжённости участков, их сложности, необходимости использования страховки, среднего времени прохождения и т.д.

Буквально, определяющими категорию сложности (трудности) альпинистского маршрута являются следующие факторы (цитата RISK.RU):

«К маршрутам 1Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 м до 5000 м над уровнем моря, средней протяженностью 500 м, средней крутизной 10—25°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности, но должны включать 20—30 м и более участков I — легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3—15 м) участков II — простой трудности, либо 80—100 м и более снежно-ледовых участков I — легкой трудности, или иметь короткие (30—40 м) участки II — простой, трудности. Продолжительность прохождения маршрута — от 1.5 до 5—8 часов. При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка».

Все эти факторы не являются объективными. Простой пример: я неоднократно видел людей, для которых передвижение по склону крутизной 15˚ представляло серьёзную трудность, хотя для нормального человека этот уклон не должен вызывать проблем при движении. Соответственно, сложность рельефа в этом случае не может быть оценена объективно – она зависит от вашей физической подготовки и координации. Далее – время прохождения маршрута. Рекорд скорости при восхождении на Эльбрус составляет 48 мин, при том, что среднее время восхождения – более 8 часов. Такой разброс говорит нам о том, что время прохождения маршрута не может быть критерием оценки его сложности. Так же, как и необходимость страховки – для кого-то страховка потребуется на самых простых участках, а кто-то, на более сложном рельефе двигается настолько комфортно и уверенно, что необходимость в организации страховки отпадает.

Вопрос о классифицировании горных альпинистских маршрутов – очень спорная тема. Если, например, в скалолазании с категориями сложности всё просто и ясно в любой системе классификации – скалолазный маршрут оценивается кворумом скалолазов и имеет точную оценку сложности, хорошо ощутимую на уровне половины категории (+/-). Оценка сложности скалолазного маршрута не меняется от погоды, температуры воздуха, вашего самочувствия и т.п. – согласитесь, никто не лазает по скалам в плохом самочувствии, в неподобающую погоду или сезон.

Таблица сравнения международных скалолазных категорий

С альпинистскими маршрутами в горах всё сложнее. Простой пример. Технические альпинистские маршруты скального класса, на вершины высотой всего лишь 500-600 м могут иметь альпинистскую (не путать с скалолазной) категорию 2б – такую же, как Эльбрус по маршруту с востока, высота которого составляет 5642 м. На этих маршрутах не будет вертикальных стен и отвесных ледовых склонов, но будет присутствовать риск срыва и необходимость организации базовой страховки. На Эльбрусе, при той же категории, присутствуют такие осложняющие факторы, как недостаток кислорода, низкая температура, нестабильная погода. Причём, эти факторы никак нельзя спланировать и учесть при объективной оценке сложности маршрута. В качестве примера можно привести восхождение на одну из популярных у альпинистов вершину «Башня» в Крыму. Высота вершины «Башня» — 610 м над уровнем моря, но категория сложности согласно классификации такая же, как и у Эльбруса – 2б.

Таблица сравнения международных альпинистских категорий

Категория сложности (трудности) альпинистского маршрута даётся аппроксимировано, без уточнения сезонности, высоты и погодных условий. Кроме того, существуют многочисленные региональные особенности, которые влияют на сложность маршрута – характерные особенности рельефа, специфика погодных условий – эти факторы никак нельзя учесть в существующей системе классификации, хотя зачастую, именно они определяю фактическую сложность маршрута.

На примере Эльбруса можно сказать, что сложность маршрута может кардинальным образом меняться в зависимости от сезона и условий. Снежный склон, упомянутый выше, крутизной 15˚, не представляющий никаких трудностей в течении летнего сезона, может превратиться в сложнейшее и очень опасное техническое препятствие в зимнем состоянии, когда ветер сдувает со склона снег и обнажается голый лёд.

Такой разброс фактической сложности в рамках одной заявленной категории делает практически невозможной оценку и сравнение результатов восхождений, например, при попытке организации альпинистских соревнований. Вариативность условий восхождений, бесчисленное количество факторов, в широких пределах меняющих сложность альпинистских препятствий, не позволяет относиться к альпинизму как к соревновательному виду спорта. Для того, чтобы соревноваться в чём то, препятствие или спортивный объект должны быть одинаковыми для всех соперников – без этого невозможна оценка результатов соревнований.

Таким образом, ориентироваться на заявленную категорию сложности следует только в самых общих чертах. Необходимо добавить, что независимо от категории сложности, любой горный маршрут представляет серьёзную опасность в случае недостаточной тактической и технической подготовки участников, переоценки своих сил.

В российском альпинизме есть явление, не свойственное мировой практике альпинизма. Такой тренд не встречается в других странах, кроме России – это «погоня за категориями» или «хождение в клеточку». Происхождение данного феномена уходит корнями в советское прошлое, кода за достижения в любых видах спорта, граждане получали существенные бонусы, в виде бесплатных профсоюзных путёвок, продвижения в социальной иерархии и даже карьерных достижений. Для удобства регулирования и управления, активная форма досуга, популярная во всём мире – альпинизм, была причислена в СССР к видам спорта, с присвоением всех сопутствующих атрибутов – создание управляющих организаций, классифицирования маршрутов и достижений, проведения соревнований, присвоения регалий и т.д. Психологически, зависимость советского человека от наличия различных документов и регалий была предельно высока – социальных статус человека подтверждался документально и, зачастую, не имел связи с фактическими достижениями. Пережитки этой бюрократической системы можно наблюдать в современной системе российского альпинизма. Несмотря на то, что никаких практических бонусов наличие подтверждённых регалий в альпинизме, на сегодняшний день, гражданам не приносит, многие, тем не менее, стремятся подняться не столько на горные вершины, сколько совершить восхождение по формальной лестнице разрядов и категорий. Подобный подход к совершению восхождений называется «формализм». На мой взгляд, это одна из трёх некорректных и опасных мотиваций в альпинизме, зачастую приводящих к самым печальным последствиям: это формализм, героизм и тщеславие.

Схема формирования категории сложности в альпинизме в зависимости от различных факторов

Возвращаясь к вопросу о категориях маршрутов на Эльбрус, необходимо добавить, что все маршруты на эту гору, не обладая какими-либо выраженными техническими трудностями, являются очень тяжёлыми физически, протяжёнными и тактически сложными линиями подъёма. Трудозатраты на восхождение на Эльбрус не соответствуют заявленным категориям, которые отражают только отсутствие технических трудностей. Но, если вам категория маршрута важнее самой вершины – в этом случае лучше остановить выбор на гораздо более простых и безопасных маршрутах, не требующих такого количества усилий, как восхождение на Эльбрус.

Наши принципы

Правило AlexClimb #1 — Приоритет Безопасности

С самого начала нашей деятельности, вот уже почти 16 лет, первым Принципом работы Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb является Приоритет Безопасности. На основе этого Принципа строится весь процесс обучения, все программы и туры разрабатываются и проводятся исключительно в рамках этого главного Принципа. Мы считаем, что при профессиональном подходе к разработке программ, при личной дисциплине и правильно поставленной мотивации — занятия альпинизмом и скалолазанием ПОЛНОСТЬЮ безопасны. И от обратного — все неприятности и аварии в нашем виде спорта происходят от непрофессионализма, от незнания либо пренебрежения элементарными нормами безопасности, от нерациональной мотивации, от переоценки собственных сил и возможностей. Все эти предпосылки мы ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧАЕМ в нашей работе — наши Скалолазание, Ледолазание и Альпинизм основаны на одном Принципе — Приоритете Безопасности. В скалолазании, альпинизме и ледолазании, Приоритет Безопасности MCS AlexClimb- это Ваша личная безопасность и комфорт, независимо от того, чем мы занимаемся — тренируем мышцы и отрабатываем технику движения в спортзале и на скалодроме, пробиваемся сквозь пургу к вершине или расслабляемся на золотистом песке Карибского пляжа после жаркого дня тренировок на скалах. Приоритет Безопасности — основное кредо Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb.

Правило AlexClimb #2 — Не Оставляй Следов

Вплотную взаимодействуя с природой, проводя активные программы в горах, лесах, на реках и озёрах, мы прекрасно понимаем важность береженого и уважительного отношения к природе, к её ресурсам. С самого начала нашей outdoor-деятельности мы взяли на вооружение технику Leave No Trace — принятую во всём цивилизованном мире норму поведения человека по отношению к окружающей среде и особенно — к дикой природе. Ведь по отношению людей к природе, рядом с которой они существуют, можно сделать далекоидущие выводы об отношении этих людей к самим себе. Где бы и как мы не путешествовали — мы не оставляем за собой никакого мусора, стараемся по возможности сократить наше влияние на окружающую среду до минимума. Мы очищаем ранее загрязённые туристические стоянки от оставленного мусора, выносим и вывозим к местам утилизации то, что до нас там оставили другие люди. Мы считаем, что только таким образом, при личной индивидуальной сознательности каждого гражданина, каждого туриста, альпиниста или автопутешественника, мы сможем сохранить окружающую нас природу в её естественном, пригодном для жизни состоянии — в этом залог здорового будущего для нас самих и наших детей.

Об альпинистских маршрутах

Горы покрывают больше 30% поверхности суши планеты. А после того, как в 18 веке люди додумались восходить на вершины просто так, горы всех континентов исхожены вдоль и поперек. На сегодняшний день проложены десятки тысяч маршрутов от заснеженных пиков Антарктиды до обожженных солнцем скал Иордании. Каждый маршрут имеет свою изюминку и индивидуальность: один больше подходит для первых шагов в горах, а другой – испытание для самых опытных и стойких.

Сегодня говорим о том, какие маршруты бывают, как и на какие группы их делят.

В российском альпинизме маршруты принято разделять по высоте, трудности, сезону восхождения, составу группы восходителей и посещаемости маршрута.

По высоте все маршруты разделяют на скальные (высотой до 3000 метров над уровнем моря), технические (от 3 до 5 тысяч метров), высотно-технические (от 5 до 7 тысяч) и высотные (от 7 тысяч метров до высоты Эвереста в 8848 метров).

Скальные маршруты обычно представляют собой просто высокие скалы, на таких вершинах редко бывает холодно, а у восходителей нет проблем с кислородным голоданием. Зато такие маршруты предельно сложны технически, а сложные скальные маршруты по зубам только хорошим скалолазам.

Принято считать, что признаки горной болезни начинаются у альпинистов, поднявшихся выше 3000 метров. Это высота технических маршрутов. В этом классе наибольшее количество учебных маршрутов. Я сам когда-то начинал с восхождения на пик Гидан высотой 4200 м на Кавказе.

Высотно технические маршруты – это высшая лига. Такие маршруты – максимальное сосредоточение трудностей: высота, тяжелые погодные условия. Крутые протяженные стены часто покрыты снегом и льдом. За такими стенами придется ехать в Америку или Азию, но разве это кого-то останавливало?

Высотные маршруты – это совсем другой альпинизм. Вершины выше 7000 метров сильнее подвержены разрушению от ветра и воды. Маршруты обычно не представляют техничеких трудностей типа преодоления карнизов или абсолютно гладких стен. Но большая высота над уровнем моря ставит перед альпинистами другие трудности. На языке альпинистов участки горы выше 7500 метров называют “зоной смерти”. На такой высоте человек теряет силы, даже если он не выполняет никакой работы, просто на выживание. Представляете, каких усилий требует на таких высотах передвижение к вершине? Тут нет места ничему живому, а задача восходителя сводится к тому, чтобы успеть достичь вершины и спустится вниз до полного истощения. И мы еще не упоминали о стратосферных ветрах и холоде. Этакая игра в догонялки со смертью. Высотные маршруты требуют от альпинистов холодного расчета, выносливости и запаса всех ресурсов организма.

Читайте также  Скалодром на даче своими руками

По категории трудности все маршруты разделяются на 6 категорий, а каждая категория, в свою очередь, делиться на подкатегории “а” и “б”. Правда, первая категория разделения не имеет: маршруты 1а вымерли, видимо, из-за простоты, несовместимой с понятием альпинизм. Так что самые простые маршруты – это 1б. За преодоление такого маршрута альпиниста награждают почетным знаком “Альпинист России”. Самые сложные маршруты на горы обозначают 6б категорией трудности. Это предел человеческих возможностей, многие из таких маршрутов не повторены. Категория трудности для каждого маршрута определяется классификационной комиссией Федерации альпинизма России на основе описания, предложенного первопроходцами.

Проблема классификации маршрутов по категориям трудности в том, что российская система отличается от европейской и американской. На западе категория трудности маршрутов определяется отдельно по сложности лазания по скалам и льду, высотой над уровнем моря. Таким образом, трудность маршрута будет включать в себя несколько величин. В российской системе все эти величины усредняются. Это приводит к тому, что маршрут по отвесным скалам в Крыму будет одной категории трудности с восхождением на вершину высотой выше 7000 метров по простому снежному склону.

По сезону все маршруты делят на зимние и летние. Причем, как ни странно, не все маршруты в зимний период становятся сложнее. Например, в Хибинах из-за обильных снегопадов многие маршруты в зимний период вообще не требуют лазания и становятся проще. Я уж не говорю про южное полушарии планеты, где холодное и снежное время года – это как раз наше лето. Обычно зимний сезон длится с 1 декабря по 1 марта, но для районов заполярья он удлиняется. В наших широтах зимний альпинизм добавляет к привычным трудностям горовосхождений ураганные ветра, особенно низкие температуры и короткий световой день. Мы советуем пробовать зимний альпинизм уже с достаточным опытом летних восхождений. Ну а если уж невтерпеж, то южное полушарие – это то, что вам нужно.

По составу группы делят даже не на маршруты, а на способ их преодоления, но, тем не менее, это достаточная важная деталь способа преодоления вершины. Отличают маршруты, пройденные группой, вдвоём и сольно. Самый простой способ – это пройти маршрут группой. Группе проще нести тяжелый бивуак, да и просто выживать в горе, не говоря уже о нештатной ситуации. В двойке всё становится серьезнее. Например, если один из альпинистов плохо переносит высоту или лазает, группа часто не может преодолеть маршрут. Прохождение маршрута в одиночку – это вообще другой мир. Альпинист предоставлен сам себе, уровень ответственности зашкаливает, ведь в случае чего некого послать за помощью. Никто не поможет и не узнает, где на этой горе ты пытаешься выжить. Организация страховки усложняется в разы, соизмеримо с уровнем опасности. Цена неправильного решения равна цене жизни. Сольные восхождения из-за предельной опасности в нашей стране считаются несовместимыми с понятием спорт и к зачету на спортивные разряды не принимаются.

Отдельной строкой в альпинизме проходят восхождения, совершенные женскими командами. Альпинизм часто называют мужским видом спорта. Тем больше мужества требуется от девушек, которые решились бросить вызов вершинам. Восходители всегда отдельно отмечают маршруты, пройденные девушками. В России лучшие женские восхождения ежегодно награждаются премией “Стальной ангел”.

И наконец, по посещаемости маршруты разделяют на 1) прохождение вершин, до этого не пройденных, 2) преодоление знакомой вершины по новому маршруту и 3) обычное очередное восхождение по известному маршруту. О последнем говорить особо нечего, кроме того, что обычно это рядовые маршруты с известным заранее набором трудностей. Но чем больше неизвестности, тем сложнее и интереснее становится восхождение. Готовится к первопрохождениям (прохождению вершины по новому маршруту) нужно более тщательно. Отдельной частью подготовки является планирование линии нового маршрута, наблюдение за ним в оптику на предмет камнепадов и лавин. Ну и конечно, несмотря на всю подготовку, неожиданностей на маршруте все равно хватает. Поэтому такие маршруты требуют от восходителей исключительной подготовленности и тренированности. При первовосхождении (первом прохождении новой вершины) колличество неизвестных в восхождении еще больше вырастет. И хотя таких вершин на сегодня осталось совсем немного, они до сих пор существуют. По крайней мере на наш альпинистский век их точно хватит. Так что если вас тянет стирать белые пятна с планеты, то в вертикальном мире еще осталось место первопроходцам. И как знать, может быть именно Вы поставите точку, взойдя на последнюю нехоженную вершину в отдаленном уголке Азии или Америки.

Вот так в восходительском мире принято разделять пути к вершинам. Надеемся, теперь вы сможете выбрать во всем многообразии дорогу для себя. И помните, как бы не разделяли люди маршруты по группам, для альпиниста самым главным разделением будет разделение на пути, которые он уже преодолел, и те, которые ждут его. Новых вам вершин и до встречи.

United Mountain Club

Коротко о клубе

Альпинистский клуб UMC (или Объединенный горный клуб) существует с 2013 года, входит в состав РСОО «Федерация альпинизма Санкт-Петербурга». Тренировки проводятся на скалодроме «Северная стена», скалах карельского перешейка и других удобных местах. Современные техники, компетентные тренеры, индивидуальный подход к каждому. Приходите, у нас интересно и весело!

Руководство

Киселёв Денис Михайлович — кандидат в мастера спорта по альпинизму, инструктор 2 категории, тренер центральной школы инструкторов альпинизма и курса подготовки горных спасателей «Спасение в горах». Страница на сайте ФАР

Классификация альпинистских маршрутов

альпинистские маршруты алматы
фото Б.Жунусова

Альпинизм

Необходимость классификации маршрутов вытекает из особенностей альпинизма. Система классификации маршрутов на горные вершины решает одновременно несколько задач. Безаварийность в альпинизме обеспечивается прежде всего соответствием подготовки альпинистов сложности предстоящего восхождения. Располагая маршруты в определенной последовательности по степени их сложности, единая классификация позволяет сравнивать между собой маршруты, даже если одна гора стоит на Кавказе, а другая — на Камчатке.
При единой системе обучения это дает возможность обеспечивать последовательное нарастание сложности совершаемых восхождений на всех этапах обучения и спортивного совершенствования, делая тем самым каждое восхождение доступным и в то же время интересным и безопасным. Присвоение каждому маршруту определенного места в иерархии позволяет заранее оценить набор имеющихся на маршруте сложностей и тем самым определить его доступность для групп участников определенного уровня подготовки.

На классификацию маршрутов опирается система спортивных разрядов по альпинизму. Квалификационный уровень каждого альпиниста определяется имеющимся опытом восхождений по маршрутам определенной категории сложности и объемом знаний, приобретенных во время подготовки к ним, при выполнении требований единой учебной программы.

Оценка производится на основе впечатлений, сложившихся у данной команды или группы в условиях конкретного восхождения, в меру их сил, опыта и квалификации. Определенная условность такой оценки очевидна. Последующие прохождения маршрута подтверждают ее правомерность или дают материал для корректировки категории сложности.

При оценке сложности маршрута учитываются главным образом абсолютная высота вершины, протяженность маршрута, его крутизна, характер рельефа, техническая сложность отдельных участков и их общее количество на всем протяжении пути к вершине, сложность маршрута в целом. Иногда принимаются во внимание и вероятностные факторы, связанные с погодой или особыми условиями места расположения вершины или всего района.

Подходы и спуск с вершины не включаются в категорию сложности маршрута.

Повышение категории сложности связано в основном с крутизной, насыщенностью трудностями рельефа, требующими применения широкого диапазона технических приемов и тактических решений, высокого уровня взаимодействия и всесторонней подготовленности.

Характер маршрута. Категория сложности

По типу рельефа альпинистские маршруты подразделяются на скальные, снежно-ледовые и комбинированные. Разрядные нормы предусматривают наличие опыта скальных и комбинированных восхождений. Чисто ледово-снежных маршрутов в классификации немного, и по приобретаемому на них опыту они фактически приравниваются к комбинированным. Отнесение маршрута к скальному или комбинированному производится по преимущественному характеру сложных мест, определяющих категорию сложности.

Наряду с восхождениями на вершины классифицируются также траверсы — прохождение не менее двух вершин, причем спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей и осуществляться не по пути подъема. И восхождения и траверсы могут по-разному классифицироваться для летних и зимних восхождений. В зачет на разряды и звания по альпинизму принимаются маршруты категорий: 1Б, 2А, 2Б, ЗА, 3Б, 4А, 4Б, 5А, 5Б, 6А, 6Б.

За рубежом несколько иная система, основанная на классификации отдельных участков. Элементы такой системы применяются и у нас. Так, схема маршрут в символах УИАА предполагает обязательную оценку сложности каждого отдельного участка. В этой методике для участков, проходимых свободным лазаньем, применяется следующая шкала сложности: I, II+-, III+-, IV+-, V+-, VI+-.

I — очень легко — необходимы знания азов техники. Опоры для ног надежны, приемы практически любые. Сохранение равновесия на перенос тела больших усилий не вызывают. В общем — нетрудно.

II — легко — для сохранения равновесия нужен ледоруб, выбор опор и приемов разнообразен, перенос тела требует достаточных усилий, необходимы некоторые познания по технике передвижения.

III — средняя трудность — выбор ступенек (опор) не ограничен, но не все они обеспечивают удобство и надежность. Передвижение — на ногах, руки используются для сохранения равновесия и обеспечения плавного переноса ног.

IV — трудно — выбор опор и приемов ограничен. Те, что допустимы, маневренности и уверенности не обеспечивают. Для движения и сохранения равновесия прилагать значительные усилия.

V — очень трудно — опор мало, не все надежны, требуют тщательного опробования, а выбор пути и приемов — серьезных раздумий; для сохранения равновесия и переноса тела понадобятся большие усилия и ловкость.

VI — крайне трудно — опор очень мало, выбор приемов весьма ограничен. Сохранение равновесия и передвижение требуют ловкости и силы, вплоть до максимальных усилий. Часто нужна помощь напарника.

При лазанье с применением искусственных точек опоры (подвешиваемые на крючья лесенки, петли, платформы) сложность оценивается по 4-балльной шкале: А1, А2, АЗ, А4.

* А1 — крючья, на которые навешиваются лесенки, забиты в надежные трещины. Переход с опоры на опору и сохранение равновесия — легкие, обе ноги на скале, фиксация второй веревкой не нужна.

* А2 — крючья в неудобных местах, сохранение равновесия затруднено. При работе с лесенками обе ноги на скале. Фиксация второй веревкой необязательна.

* A3 — передвижение по ненадежным трещинам с использованием серии специальных крючьев. Нога зависает. Требуется фиксация второй веревкой. Преодоление нависаний.

* A4 — только специальные крючья, забитые в ненадежные трещины. Большая серия переходов с опоры на опору при обязательной фиксации второй веревкой Ноги зависают. Преодоление больших карнизов, потолков.

Логика и красота маршрута

На гору можно проложить много маршрутов, сходящихся наверху и в одну точку. На ранних этапах альпинизма пути на вершину обычно прокладывались по гребням. Такие маршруты обладают многими преимуществами. На гребне мала вероятность сбиться с пути: и общая и детальная ориентировка относительно проста. Там маловероятны камнепады и лавины, снежные карнизы хорошо видны, следовательно, меньше возможность попасть в опасную ситуацию. Пути по гребням имеют наименьшую крутизну, технические сложности на них минимальны для данной горы. Идти по гребню интересно — хороший обзор, мир открывается широко, рельеф и работа на нем разнообразны. Гребневые маршруты привлекают восходителей сочетанием логики, оптимальности и красоты. Большинство маршрутов, на которых человек приобщается к альпинизму, гребневые. В восприятии гор, в изменении своего отношения к горам и к восхождениям каждый альпинист в какой-то степени повторяет историю альпинизма.

Со временем альпинистские команды стали прокладывать новые, более сложные пути, обратившись к контрфорсам, ребрам, кулуарам. Такие пути редко выводят прямо на вершину, наверху до вершины все равно приходится идти по гребню; редкие исключения необычайно красивы. Значительно большая крутизна и техническая насыщенность таких маршрутов по сравнению с гребневыми обеспечивают им престижность и спортивный интерес. И в истории альпинизма, и в сознании каждого альпиниста по мере роста мастерства, знаний и возможностей понятие логичного и красивого маршрута постепенно меняет свой смысл.
Отдавая должное пройденным путям, человек стремится к новому. Логичным и красивым начинает представляться уже не путь по длинному гребню, а движение прямо вверх, к вершине, по крутым стенам. Даже если эта стена — тысячеметровая вертикаль. И лезть по ней приходится много дней, а спать — только в гамаках или сидя. Но маршрут красив и строг — снизу вверх почти по прямой, лишь местами чуть отклоняясь в сторону.

Своеобразной логикой и притягательностью обладают траверсы. Когда команда заявляет на чемпионат траверс от одного семитысячника до другого, «золотой блеск» играет, конечно, роль при выборе такого маршрута. Он прекрасен своей запредельностыо и неимоверной широтой обзора. Каждый год ходят команды на траверс Талгара (5А), Талгарской подковы (5Б), Подковы Туюксу (4Б) — маршруты, которые давно уже не относятся к рекордным. На том же Талгаре есть несколько сложных маршрутов 5Б, которые можно пройти за 1-2 дня, не тратя время на траверс. Но идут на траверс, потому как маршрут он красив и элегантен. По всему гребню, от башни к башне, по стенам, гребешкам, снежно-ледовым карнизам. Восход, картина неповторимая, хотя и повторяется каждое утро.

Понятно, что и логичность и красота маршрута — понятия относительные. Одним нравятся отвесы, другим — ледовые купола.

Читайте также  Категории сложности в альпинизме

Но отказ от эстетического критерия при выборе и оценке маршрута определенно обеднит нравственное содержание альпинизма. Горы были красивы и тысячу лет назад, но свою подлинную красоту маршруты на них обрели только тогда, когда по ним прошли люди.

Горный Туризм

Категория сложности маршрутов определяется набором перевалов и вершин определенных категорий трудности. Под понятием «перевал» в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела.

В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий сложности перевалов — от 1А до 3Б. Следует заметить, что туристская классификация не всегда совпадает с альпинистской шкалой трудности вершин. Перевалы проще 1А к. т. называются некатегорийными (н/к). Классификация перевалов приведена в «Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов» и дополнениях к нему. Категория трудности (к. т.) перевалов в зависимости от условий (времен и года, снежно-ледовой обстановки. ) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

1А – простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов, пологие (до 15 градусов) ледники без трещин, крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп на подходах.

1Б – несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45 градусов), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом, закрытые ледники с участками скрытых трещин.

2А – скальные снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 25 до 45 градусов), закрытые ледники и несложные ледопады.

2Б – крутые (свыше 45 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м) стенные участки; ледопады средней сложности.

3А – крутые (от 45 до 65 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности, стенные участки до 1-2 веревок подряд; сложные ледопады.

3Б – То же, что и для 3А, но при большой протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60 градусов и более.

О принципах и практике классификации маршрутов в горах

Источник: Поварнин П. О принципах и практике классификации маршрутов. Побежденные вершины. 1970–1971. Изд-во «Мысль», Москва, 1972 г.

Задача классификации любого маршрута восхождения заключается прежде всего в том, чтобы дать общую, по возможности наиболее объективную, оценку трудности пройденного пути на вершину. При этом следует учесть не только техническую сложность отдельных участков, но и многие другие факторы, характеризующие маршрут в целом: протяженность, абсолютная высота, заснеженность и оледенение, количество ночевок на маршруте (от них зависит, к примеру, вес необходимого груза – снаряжения, оборудования, питания), климатические условия и, конечно, погода.

В принятой в советском альпинизме классификации путей к вершинам – одиннадцать полукатегорий. Пять категорий, подразделяющихся на полукатегории А и Б, а также шестая категория, которая пока еще не подразделяется.

Самый легкодоступный маршрут имеет полукатегорию 1А. Такой маршрут используется горными туристами или начинающими альпинистами в основном как панорамный пункт. На этом маршруте нет альпинистских трудностей. Сохранен он в классификации, чтобы выделить зачетный маршрут (1Б) для получения значка «Альпинист СССР». Маршруты категории 6Б пока не ведены в советском альпинизме, так же как нет и маршрутов 6А категории трудности.

С развитием альпинизма повышается мастерство восходителей и более сложные пути к вершинам уже не укладываются в существующую систему классификации. Например, восхождение по южной стене на пик Коммунизма может быть оценено только как 6 категории трудности.

Конкретно система оценки по категориям трудности предусматривает вполне определенные требования к маршрутам как определяющим степень квалификации проходящих их альпинистов.

Как уже отмечали, маршруты 1А легкодоступны. Они не требуют специальной альпинистской подготовки.. Они также не требуют применения альпинистского снаряжения и ночевок на маршруте, а следовательно, и бивачного оборудования.

Маршруты 1Б более продолжительны, требуют первоначальной альпинистской подготовки. На них используется альпинистское снаряжение и применяются методы страховки. На отдельных участках может потребоваться и ночевка как под маршрутом, так и на самом маршруте.

Пути к вершинам каждой последующей категории трудности усложняются. Если на маршрутах 2А встречаются сравнительно непротяженные скальные или снежные склоны, требующие хождения в кошках, вытаптывания ступеней в снегу или одновременного движения по скалам, то на основных участках подобных маршрутов уже требуется применение элементарных методов страховки – через выступ, через ледоруб или групповой страховки.

Маршруты 2А отличаются от 2Б тем, что скальные или снежные склоны на них могут быть круче и протяженнее. На отдельных участках, возможно, потребуется рубка ступеней и даже применение крючьев (скорее в учебных или тренировочных целях) только для страховки. На небольших отрезках пути может применяться страховка с места. Но весь путь проходится легко с рюкзаками.

К третьей категории относятся маршруты с еще более крутыми участками в виде достаточно крутых скальных, снежных и ледовых склонов и гребней, требующих основательного владения техникой прохождения в условиях любой погоды. Не исключены на таких маршрутах небольшие скальные стенки. Страховка при прохождении таких путей может требоваться самая разнообразная, нередко с применением крючьев. Для маршрутов этой категории характерны участки скальных гребней с многими «жандармами», снежные гребни с карнизами.

На путях 3Б участки несколько сложнее и протяженнее.

Маршруты 3-й категории трудности входят определяющими в завершение подготовки на второй разряд, и овладение ими открывает путь к дальнейшему совершенствованию в спортивном альпинизме.

4-я категория трудности предъявляет значительно более высокие требования к подготовке спортсменов-альпинистов. Отличаются такие маршруты от предшествующих очень большой сложностью, требующей самой разносторонней спортивно-технической подготовки, значительного технического осмысливания, владения всеми приемами страховки, применения широкого арсенала снаряжения.

Маршруты 4Б отличаются от маршрутов 4А большей протяженностью сложнейших участков, требующих более полного и разностороннего овладения техническими приемами и гибкой тактики. На таких путях нужно быть готовым к организации ночевки на самых сложных участках.

Маршруты восхождения 5-й категории трудности весьма сложны и по силам лишь спортсменам, в совершенстве овладевшим техникой преодоления горного рельефа любого характера и в любых условиях, а также высокой технической грамотности. На таких маршрутах могут встречаться весьма крутые снежные, ледовые и скальные склоны, стенки (даже отвесные), внутренние и внешние углы, расщелины, камины (с пробками), участки скал с натечным льдом (большой крутизны), карнизы. Здесь уже требуется не только высокое спортивное мастерство альпинистов, но и их сработанность, взаимопонимание и взаимозаменяемость. В связи со сложностью маршрутов нужна особо надежная страховка по всему пути.

Крючья на таких маршрутах используются не только для страховки, но иногда и для организации искусственных точек опоры. Поэтому запас их у альпинистов должен быть достаточным, равно как и ассортимент (обычные, лепестковые, шлямбурные, деревянные клинья). При этом следует помнить, что увеличением количества применяемых крючьев не восполнить недостатка мастерства. И на таких маршрутах основным назначением крючьев остается организация страховки, т. е. обеспечение безопасности. Лишь на сравнительно коротких участках они могут применяться для обеспечения лазания. Использование крючьев по количеству больше, чем это необходимо, не может служить причиной для установления сложности маршрута. Но не следует применять их в меньшем количестве, чем требуется для надежного обеспечения безопасности. Это тоже крайность.

Маршруты 5А являются завершающими для получения первого разряда. Поэтому на овладение ими следует обращать самое серьезное внимание.

Пути 5Б и 6 наиболее сложные и входят в классификационные нормы мастера спорта. Переход к ним может быть допущен только после достаточно полного овладения маршрутами 5А. Следует заметить, что число маршрутов 6 у нас сравнительно невелико. И это понятно. Их могут проходить только мастера высокого спортивного класса. Маршруты 6 не так резко отличаются от маршрутов 5Б, особенно для спортсменов, впервые проходящих по таким путям. Поэтому при рекомендации оценки пройденного маршрута нужно быть очень внимательным и предлагать такую высокую категорию, только будучи твердо уверенным, что маршрут ей вполне соответствует. Нужно помнить, что восхождение 6 – высокое достижение для всего советского альпинизма и дается такая категория трудности после серьезного изучения и рассмотрения.

Как уже говорилось ранее, техническая сложность маршрута зависит и от абсолютной высоты трудного участка пути. Например, путь по обычному маршруту на пик Ленина не сложнее 4А, но по затратам энергии и необходимой предварительной подготовки этот маршрут заслуживает оценки 5А.

В связи с этим оказалось, что в 6-ю категорию трудности вошли или протяженные скальные стены, отвесные или даже нависающие, или сложные маршруты с наиболее трудными участками, находящимися на большой высоте. Типичными примерами могут быть кавказские стены типа Ушбинских, Чатына и других с перепадом высот до 1000 м или Памирские с перепадом порядка 2000 м, или стены пиков Энгельса, Маркса, Таджикистана, не говоря уже о семитысячниках.

Многолетний опыт советских альпинистов зафиксирован в виде нескольких тысяч классифицированных маршрутов в различных, достаточно резко отличающихся горных районах. Этот фонд ежегодно пополняется за счет новых первопрохождений.

Итак, основным критерием установления категории трудности любого альпинистского маршрута является его техническая и тактическая сложность. А это зависит от многих причин: характера пути, необходимости применения различного альпинистского снаряжения, использования рациональных и достаточных мер страховки и тех условий, которые создавались в ходе восхождения. Протяженность пути не играет самодовлеющего значения. Она учитывается по концентрации сложных и сложнейших участков.

Наша классификация маршрутов в значительной мере имеет субъективный характер. И не только потому, что члены классификационной комиссии подходят к определению категории трудности каждого маршрута со своей индивидуальной точки зрения, – они достаточно опытны для того, чтобы сделать правильные выводы. Но они не присутствуют на маршрутах первопрохождений. Основными материалами для их оценки являются отчеты участников первовосхождений, технические описания пройденного пути и иллюстративный материал, а также беседы с первовосходителями.

Однако в силу ли еще не всегда достаточного опыта в оформлении подобных материалов первовосходителями или недостаточности их внимания к маршруту во время движения, морального состояния из-за трудностей пути и условий, а иногда и недостаточности личной объективности материал, попадающий в комиссию, подчас недостаточно качествен. За нагромождением третьестепенных деталей не видно четкого существа маршрута: не инструментально определенная крутизна отдельных участков значительно увеличена; количество использованных крючьев завышено (показано не столько, сколько применено для прохождения маршрута, но включены и крючья, использованные для вспомогательных целей – организации биваков, подъема рюкзаков и т. д.). Да и психологические трудности показываются скорее эмоциональными, а не действительными.

Все это нередко приводит к тому, что классификационной комиссии трудно разобраться в таком материале, и она иногда может присвоить маршруту завышенную или заниженную категорию трудности.

Верно, жизнь вносит коррективы. Завышенные маршруты сразу же становятся «популярными». На них с охотой стремятся многие группы альпинистов. А заниженные порой так и не дожидаются повторных восхождений.

Из-за этого классификационная комиссия вынуждена уделять много времени дополнительному изучению уже классифицированных маршрутов, пересматривать их оценки по результатам последующих восхождений или даже посылать специальные контрольные группы из наиболее квалифицированных спортсменов. Все это дает возможность в конце концов правильно оценить маршрут. Но на это уходит значительное время, за которое такие маршруты проходят другие группы, и у них, особенно молодых альпинистов, создается неправильный подход к оценке сложности проходимых маршрутов.

Правильность первоначальной оценки маршрута зависит от качества и объективности отчета первовосходителей и достаточности иллюстративного материала, прикладываемого ими к отчету. В тексте отчета должны быть четко зафиксированы: характер маршрута; крутизна и протяженность его наиболее сложных участков; условия его прохождения; время (в ходовых часах), затраченное на прохождение всего маршрута и отдельно на прохождение его сложных участков; примененное снаряжение; характер биваков; условия погоды и другие особенности данного восхождения. Из иллюстраций наиболее полезны профильные снимки сложнейших участков с отражением моментов их прохождения; характер страховки на наиболее сложных участках пути; наиболее характерные биваками т. д. Значительную помощь комиссии может оказать профильная схема с указанием крутизны и характерных особенностей маршрута. Конечно, она поможет только в том случае, если будет четкой и объективной.

Следует отметить, что отдельные альпинисты пытаются мотивировать свои предложения по оценке маршрутов, ссылаясь на зарубежную практику. Это не показательно. Там иные принципы классификации. К примеру, особенно в низких горах, маршруты 5-й и 6-й категорий трудности проходятся за один день и даже за несколько часов. Бывает и так, что два маршрута 5-й категории трудности проходятся за один день. Подобный подход у нас неприменим. Маршруты 5-й и 6-й категорий трудности в наших горах требуют длительной подготовки, многодневного прохождения с большими нагрузками (снаряжения, питания, бивачного оборудования). Поэтому параллели между нашими и зарубежными оценками маршрутов восхождений не могут служить определяющими.

Итак, правильность классификации альпинистских маршрутов не столько зависит от комиссии, сколько от самих альпинистов. Только в четком взаимодействии между ними в этом вопросе можно добиться значительного улучшения четкости и, главное, объективности.

Тогда «дополнения» к «Классификационной таблице» будут появляться не так часто, а изменения категории трудности маршрутов станут редким исключением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: