Минимальная высота раскрытия парашюта

Минимальная безопасная высота применения – 300м.

Запасной парашют применяется в случае отказа основного парашюта. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полной отцепке купола основного парашюта.

Подушка отцепки расположена справа на подвесной системе, на уровне груди. Для отцепки парашютист выдергивает подушку отцепки двумя руками на всю длину и выбрасывает ее. При этом из петель КЗУ одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы с отказавшим куполом основного парашюта.

Сразу после отцепки необходимо двумя руками выдернуть кольцо запасного парашюта, расположенное слева на подвесной системе, на уровне груди. При этом шпилька выходит из петли зачековки и освобождает клапана ранца запасного парашюта.

ВАЖНО: Прежде чем взяться руками за подушку отцепки и кольцо ПЗ, необходимо обязательно НАЙТИ ИХ ВЗГЛЯДОМ!

Всегда нужно помнить, что при отцепке основного парашюта, транзит(RSL) принудительно выдернет шпильку запасного парашюта, но надеяться на это не следует и в любом случае необходимо самостоятельно выдернуть кольцо запасного парашюта!

Вытяжной парашют под действием пружины «выпрыгивает» в поток, наполняется и за стренгу вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом, из ранца. Дальнейшее открытие происходит аналогично куполу основного парашюта. Полное наполнение купола запасного парашюта происходит за две секунды.

Камера запасного парашюта, в отличие от основного, не прикреплена к верхней оболочке купола и при открытии вместе с вытяжным парашютом полностью «улетают», что повышает надежность и безопасность при открытии ПЗ.

Страхующий прибор (AAD)

Существует несколько видов страхующих приборов Сайпрес («Cypres»), Виджл («Vigil»), Марс («Mars»). Принцип работы и технические характеристики приборов практически одинаковы.

В нашем клубе в студенческих системах установлены страхующие приборы Cypres Student.

Страхующий прибор Cypres, предназначен для автоматического открытия запасного парашюта в случае нахождения парашютиста в свободном падении на низкой высоте. В этой ситуации Сайпрес раскроет запасной парашют приблизительно за 4,5 секунды до падения на землю.

В обращении он достаточно прост: включите его утром, перед первым прыжком, и потом можете о нем забыть. Нет необходимости его выключать, Сайпрес сделает это самостоятельно через 14 часов.

Конструкция прибора:

Сайпрес состоит из контрольной панели, при помощи которой производится управление прибором, процессорного блока и пиропатрона.

Как работает Сайпрес.

При включении Сайпрес определяет высоту площадки, где находится, путем многократного измерения атмосферного давления за короткий промежуток времени и выбирает среднее значение в качестве нулевой высоты. Это происходит во время самотестирования. Пока прибор включен, он постоянно следит за атмосферным давлением на земле и, если это необходимо, вводит поправки в соответствии с изменением погоды (изменением атмосферного давления). Если перед прыжком вы вручную ставите свой высотомер на «ноль», то Сайпрес делает это автоматически.

Прибор содержит специально запрограммированный микропроцессор, который способен в режиме реального времени считать высоту и скорость снижения парашютиста на основании изменения атмосферного давления. Постоянно отслеживая эти данные, процессор формирует определенные значения, на основании которых принимаются решения. Если определено, что парашютист находится в свободном падении на малой высоте, прибор подаст импульс в пиропатрон для раскрытия ПЗ.

Пиропатрон или Emergency Opening System (EOS) ранца ПЗ является полностью независимым от ранца, т.к. он не выдергивает шпильку запасного парашюта, а напрямую перерубает петлю зачековки запасного парашюта внутри ранца ПЗ, для освобождения вытяжного парашюта.

Система открытия Сайпреса имеет следующие преимущества:

— Ранец ПЗ может быть открыт двумя различными способами. Один способ используется парашютистом — выдергивание вытяжного кольца ПЗ, второй способ Сайпресом — когда он перерезает петлю зачековки ПЗ.

— Единственной механической частью в приборе является болт-резак в пиропатроне. Все остальные части прибора являются электронными.

— Весь прибор находится внутри ранца ПЗ, что практически полностью устраняет возможность механических повреждений и загрязнений.

Модели прибора Сайпрес.

На данный момент существуют две версии приборов – Сайпрес 1, производившийся с 1990 до 2003 года, и Сайпрес 2, производство которого началось в 2003 году. Обе версии приборов одинаковы по своим характеристикам, единственное большое отличие проявляется при включении прибора. У Сайпреса 2 существует несколько моделей – «Спид», «Эксперт», «Студент», «Тандем» и «Ченджибл». Эти модели отвечают специальным требованиям прыжков опытных парашютистов, подготовки студентов и тандемных прыжков. Модель «Ченджибл» может выполнять функции любой из моделей.

Сайпрес «Эксперт».

У Сайпреса «Эксперт» кнопка включения контрольной панели красного цвета. Его пиропатрон срабатывает в случае, если скорость снижения более 35 м/сек. на высоте примерно 225 м. над уровнем земли. В случае отцепки ниже этой высоты, Сайпрес будет работать до высоты примерно 40 м. над уровнем земли, но срабатывание не произойдет до тех пор, пока не будет набрана необходимая скорость. Ниже 40 метров над уровнем земли открытие ПЗ не имеет смысла. В связи с этим, ниже 40 метров над уровнем земли, работа Сайпреса прекращается.

Сайпрес «Студент».

У Сайпрес „Студент“ кнопка включения контрольной панели желтого цвета с надписью ”Student”.
Его пиропатрон срабатывает в случае, если скорость снижения 29 миль/час (13 м/с). Высота срабатывания различная.

В случае скорости снижения равной скорости свободного падения высота срабатывания приблизительно 750 футов (225 м) т.е. такая же, как и у Сайпрес “Эксперт”. Однако, если скорость снижения меньше скорости свободного падения, но все еще больше 29 миль/час (13 м/с) (т.е. при частично открытом куполе или после отцепки), тогда Сайпрес “Студент” активирует пиропатрон, когда высота снизится до 1000 футов (305 м) над уровнем земли. В этом случае у студента будет немного больше времени, чтобы приготовиться к приземлению.

Как и «Эксперт» «Студент» будет работать до высоты примерно 130 футов (40 м) над уровнем земли.

В отличие от Сайпрес „Эксперт“, мы рекомендуем выключать Сайпрес „Студент“ в летательном аппарате перед началом снижения, если прыжок по каким-либо причинам не состоялся и студент должен приземляться в ЛА, поскольку вертикальная скорость снижающегося ЛА может превысить скорость 13 м/сек.

Помните, что можно превысить скорость 13 м/сек. и под полностью наполненным куполом! Не управляйте парашютом агрессивно.

Как пользоваться Сайпресом.

Управление Сайпресом производится путем нажатий на кнопку контрольной панели. Кнопка должна нажиматься только пальцем. Во избежание повреждений не используйте, пожалуйста, для этого ноготь. Нажатие должно быть коротким и производиться в центр кнопки (похожее на «клик»). Кнопка контрольной панели является единственным способом управления прибором для пользователя. Используя ее, можно выполнять следующие четыре операции: Включение. Выключение. Увеличение высоты коррекции. Уменьшение высоты коррекции.

Контрольная панель

Включение Сайпреса.Сайпрес включается четырьмя короткими нажатиями на кнопку (нажать-отпустить). Первым нажатием кнопку Вы начинаете процедуру включения. Примерно через секунду после нажатия загорится красная лампочка. Как только это произойдет, Вы должны немедленно нажать кнопку еще раз. Эту последовательность — немедленное нажатие кнопки после того, как загорелась красная лампочка — Вы должны повторить еще два раза. После четвертого, общего по счету, нажатия Сайпрес переходит в рабочий режим.

Если Вы не нажали кнопку сразу после того, как загорелась красная лампочка, или сделали это слишком рано, Сайпрес будет игнорировать дальнейшие попытки включения. Процедура включения путем четырех нажатий была разработана для того, чтобы предотвратить случайное включение. После того как Вы выполнили процедуру включения, Сайпрес переходит в режим самостоятельного тестирования.

У Сайпрес 2 на дисплее появляется число 10, которое быстро уменьшается до нуля. Общее время тестирования занимает около 10 секунд.

При возникновении любых неисправностей Сайпрес прерывает самостоятельное тестирование и в течение 2-х секунд показывает на дисплее код ошибки, после чего выключается.

После того, как самостоятельное тестирование завершено, или после того, как Вы сами выключили прибор, Сайпрес будет игнорировать любые попытки его включения или выключения в течение 1секунды.

После того, как Сайпрес включен, он находится в рабочем состоянии в течение 14 часов. По истечении этого времени он самостоятельно выключается. Это сделано для сохранения заряда батарей. Кроме того, в любое время Вы можете выключить его сами. Если Вы видите что Сайпрес на системе включен и не знаете, когда его включили, необходимо выключить и снова включить Сайпрес.

Процедура выключения полностью идентична процедуре включения, что было разработано также для предотвращения случайного выключения.

Минимальная высота раскрытия парашюта

РАСКРЫТИЕ ДВУХ КУПОЛОВ
Прыжок прошел – лучше некуда. Ваша четверка дважды прокрутила последовательность фигур и закончила звездой, так что вы еще успели и подрыгать ногами. Сейчас вы разбегаетесь, тормозите, даете отмашку, выбрасываете медузу – кажется низковато. Посмотрев, как купол вырывается на свободу, вы опустили взгляд в поисках точки приземления.
Внезапно вы почувствовали, что то не так. Взгляд вверх и вы вспомнили цвет своей запаски, которая радостно болтается рядом с основным куполом.
У ВАС КОЛОКОЛ
Это значит, вам надо принять непростое решение. С чего начать?
После «ДУГИ» (преждевременный выход камеры основного при застрявшем в кармане ранца вытяжном парашюте) – «КОЛОКОЛ», наверное, самый страшный отказ для парашютиста. Здесь нет простых рецептов, как при частичном или полном отказе типа – отцепка/запаска. Во-первых, запаска уже открыта, а отцепка может только ухудшить ваше положение. С двумя раскрытыми парашютами, вам надо аккуратно проанализировать ситуацию. В режиме цейтнота это сделать совсем непросто.
За последние 10 лет, проблема двойного раскрытия изучалась весьма основательно. В 1991 году покойный Скот Смит произвел серию прыжков во Флориде, изучая поведение двух раскрытых куполов типа «крыло». В 1992 году команда парашютистов ВС США провела серию испытаний с целью выяснить, как ведут себя два купола вместе. Эти испытания не привели к однозначному выводу, но подтолкнули Performance Designs, Inc. (ПД) провести широкомасштабные испытания. Большинство выводов ПД подтвердили результаты Смита и ВС.
В июле 1999 года Совет Директоров USPA одобрил дополнение к Справочнику парашютиста (раздел 8-3.19) в котором содержатся рекомендации по поведению в условиях двойного раскрытия парашютов типа «крыло», составленные на основе опыта парашютистов и результатах исследований. Как и в отчете ПД, здесь содержаться конкретные рекомендации действий.

СЦЕНАРИИ
Два нововведения в парашютной технике способствовали повышению количества отказов типа КОЛОКОЛ – возросшее использование приборов автоматического раскрытия запасного парашюта (ПАРЗП) и применение коллапсируемых вытяжных парашютов. Первое наказывает низко раскрывающихся парашютистов, второе – плохо укладывающихся.
Двойное раскрытие происходит в любом порядке. Если первым раскрылся запасной купол, то вы можете попробовать отцепить, начавший раскрываться основной купол, особенно если он «волочится» сзади наполняясь воздухом.
Предварительно не забудьте отсоединить транзит – если этого не сделать, отцепка может негативно сказаться на рабочем основном, особенно на Jump-Shack, Racer, и, даже, привести к тому, что два купола переплетутся).
Запаски открываются быстро, так уж они устроены. Если вы шустрый, то можете попробовать поймать запаску, пока она не вывалилась из камеры и не наполнилась. Попробуйте зажать ее между ног. Приземляйтесь осторожно. Безопасное приземление – абсолютный приоритет. Крепко держите запаску – это сверхважно для безопасного приземления. Здесь уместно вставить комментарий ПД. Просто поймать запаску еще недостаточно. Даже малейшее усилие по подтягиванию ее к себе может привести к ее быстрому наполнению. Действуйте осторожно и помните о контроле высоты.
Если вы уже низко – дайте запаске наполниться и оцените новую ситуацию. Не следует отцепляться на низкой высоте при частично наполненной запаске. При приземлении вам нужно как можно больше рабочего купола. Запаска и основной купол – даже если они нестабильны – лучше, чем частично наполненная запаска без основного.
При двойном раскрытии парашюты принимают, как правило, одно из трех положений – биплан, в ряд и «даунплейн».
БИПЛАН
При биплане парашюты располагаются один перед другим. Тот, что сзади обычно более короткий, передней кромкой он упирается в стропы управления переднего парашюта. Исследования ПД показали, что при почти одновременном раскрытии – это наиболее вероятная конфигурация. Биплан – стабильная конфигурация, обычно безопасная при приземлении. Отцепляться не следует. Отцепка может привести к спутыванию куполов – намного опаснее чем биплан.
Дайте биплану установиться и расчекуйте стропы управления переднего купола – задние оставьте зачекованными. Аккуратно переведите ручки управления в верхнее положение – дайте полный ход переднему куполу. Вероятность того, что стабильный биплан перейдет в менее стабильную конфигурацию, весьма мала. Но не следует ее увеличивать неосторожными действиями. Поворачивайте купол очень медленно и осторожно ровно настолько, насколько это необходимо для безопасного приземления. Если можете приземлиться по прямой без доворотов – делайте. При приземлении тормозите медленно и только наполовину хода ручек управления, а то и меньше. Готовьтесь к падению с перекатом.
В РЯД (ВЕЕР)
Эта конфигурация гораздо менее дружелюбна, чем биплан, но довольно стабильна. Имя говорит за себя – купола летят рядом, «в торец». По наблюдениям ПД это происходит когда более длинный (имеется в виду длинна строп),купол раскрывается после более короткого. При покупке системы рекомендуется подобрать основной и запасной похожего размера, запасной лучше чуть меньше чем основной. Купола близкие по размеру лучше ведут себя вместе. Длина строп семи секционных куполов отлична от девяти секционных, имейте это в виду.
Если эта конфигурация установилась стабильно – проверьте высоту и оцените возможность безопасной отцепки. Если решите отцепляться – не забудьте отсоединить транзит (если он у вас есть и если его возможно отсоединить). Если вы не уверены в безопасной отцепке – оставьте все как есть. Не расчековывайте стропы управления. Поворачивайте за задние концы основного, но как можно меньше. При приземлении готовьтесь к падению перекатом.
ДАУНПЛЕЙН (КОЛОКОЛ)
Это очень опасная конфигурация, которая имеет тенденцию к вращению с быстрой потерей высоты.. Парашюты находятся в противофазе – друг против друга а вы посередине. Если высоты достаточно — отцепляйтесь (не забудьте про транзит) и приземляйтесь на запаске. Если купола начинают путаться – попытайтесь подтянуть к себе тот купол, который менее наполнен. Готовьтесь к перекату.
Справочник парашютиста раздел 8-3.19 гласит «Как правило, бессмысленно пытаться перевести менее желательную конфигурацию в более предпочтительную. Идентифицируйте проблему, быстро оцените ее и сконцентрируйтесь на правильной последовательности действий». Так что не надейтесь, что «даунплейн» перейдет в биплан. Отцепляйтесь и вперед за работу.
ПРИБОРЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСКРЫТИЯ
Ни один из этих сценариев приятным не назовешь. И холодный пот не раз пробьет, пока наблюдаешь, как два купола пытаются безопасно приземлится. Что можно сделать, чтобы предотвратить эти ситуации?
Большинство двойных раскрытий происходят при следующих обстоятельствах – вы закончили работать чуть позже, чем планировали, разбегались чуть дольше, чем собирались и раскрылись чуть ниже, чем хотели. Ну а прибор решил, что дальше ждать он не будет, и сработал.
Если ваша система оборудована таким прибором, установите для себя минимальную высоту раскрытия основного парашюта (естественно выше высоты срабатывания прибора) и, если вы ее пролетели, дергайте сразу запаску.
USPA установила, что решение об отцепке должно приниматься не ниже 1800 футов, а сама отцепка производиться не ниже 1600 футов. Это означает, что запаска должна быть полностью наполнена на высоте не менее 1500 футов.
Известно, что большинство современных приборов установленных на срабатывание на высоте в 750 футов могут сработать при низком раскрытии на высоте до 1100 футов. Известны случаи, когда приборы, установленные на срабатывание на высоте 1000 футов срабатывали раньше. Поэтому вполне можно говорить о том, что при использовании ПАРЗП, основной надо открывать на высоте до 1500 футов, а ниже – сразу запаску.
Корпорация FXC в Санта Ана, Калифорния производит прибор FXC Model 12000 – один из самых распространенных в спорте – рекомендует открывать запасной парашют на высоте не менее чем на 1500 футов выше установленной на приборе высоты срабатывания. Таким образом, если вы установили прибор на минимум – 1000 футов – раскрывать основной надо не ниже 2500 футов. Иначе есть риск двойного раскрытия. Эта же компания выпускает и более современный прибор – Astra. Более ранние модели этих приборов, а так же Сайперс для учебных систем, срабатывают при выполнении резких спиралей на основном куполе. Если ваш прибор относится к этому типу – избегайте резкого маневрирования под куполом. Прибор Sentinel Mk 2000 AAD, ранее выпускавшийся SSE, Inc. В Пеннсаукен, Нью Джерси, может быть перекалиброван по вашей просьбе на срабатывание при вертикальной скорости, превышающей 55 футов в секунду. Это поможет избежать проблемы срабатывания при резких маневрах.
Самой же лучшей защитой от двойного раскрытия по вине прибора является ввод основного на запланированной высоте.
НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
Помимо приборов – одного из наиболее частых виновников двойного раскрытия – существуют и другие, не так часто встречающиеся причины. Изношенная запорная петля запасного парашюта, которая рвется в самый неподходящий момент или шпилька, потихоньку вылезающая из петли. Всего этого легко избежать, регулярно проверяя свою систему
Другой случай – недеколлапсированный при укладке вытяжной парашют, который болтается над ранцем не в силах расчековать шпильку основного. Справочник парашютиста не рекомендует отцепку, а ввод запасного может детонировать раскрытие основного купола. Эти ситуации надо предвидеть и нейтрализовать.
ВАШ ШАНС
Если вы хоть раз видели двойное раскрытие на аэродроме, по реакции зрителей вы поняли, что это серьезно. Предотвратить же эту ситуацию так просто, что вы можете задать вопрос: «Зачем столько шума?». Парашютисты знают, что если что- то происходит неправильно, то это происходит очень быстро. И если вы думаете, что с вами это никогда не произойдет, разумно подготовиться к такой нештатной ситуации заранее.
При двойном куполе надо анализировать и думать больше чем при большинстве других. Во всех случаях кроме «даунплейна» снижение происходит довольно медленно – у вас есть время. И если вы подготовились теоретически, принять правильное решение вам будет гораздо проще.

Читайте также  Станция гарабаши высота

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДВОЙНОГО РАСКРЫТИЯ КУПОЛОВ ТИПА «КРЫЛО»
ВЫВОДЫ
ВЫВОД 1. Наилучший способ противодействия двойному открытию это его недопущение. Пользуйтесь адекватными и доступными высотомерами для обеспечения надежного контроля высоты. Следуйте рекомендациям по безопасной высоте раскрытия. Удостоверьтесь, что прибор принудительного привода запасного парашюта исправен и используется должным образом. Используйте исправное и проверенное снаряжение.
ВЫВОД 2. Внимательно и осторожно подходите к выбору парашютной техники. При подборе пары основной/запасной избегайте большой разницы в размерах куполов. Общее правило – запаска должна быть похожей по размеру с основным куполом.
ВЫВОД 3. В случае «биплана» и при возможности управления куполами парашютистом, оставьте зачекованными стропы управления на заднем парашюте и управляйте бипланом деликатно за стропы управления переднего парашюта. При приземлении не тормозите ни один купол. Готовьтесь к перекату.
ВЫВОД 4. В случае «бок о бок» и при возможности управления куполами парашютистом, деликатно управляйте большим по размеру/доминирующим парашютом.При приземлении не тормозите ни один купол. Готовьтесь к перекату. Если купола неуправляемы, но не спутались друг с другом, отсоедините транзит, если есть время/высота, и произведите отцепку основного.
ВЫВОД 5. В случае «даунплейн» отсоедините транзит, если есть время/высота, и произведите отцепку основного.
ВЫВОД 6. В случае наполненного основного и раскрывающегося запасного, лучше помочь полному раскрытию запаски, подергивая за свободные концы. Будьте готовы к действиям по результату возникшей конфигурации.
Если рабочий купол – запасной, а основной находится в стадии раскрытия, лучше отсоединить транзит и отцепить основной.
ВЫВОД 7. В случае спутывания куполов, делайте все возможное для их «развода» натягивая передние и/или задние концы и/или стропы управления. Будьте осторожны с немедленной отцепкой, т.к. это может усугубить проблему.
ВЫВОД 8. Использование дополнительных устройств повышения безопасности типа «транзита» и приборов автоматического привода в действие запасного парашюта может изменить последовательность действий в экстремальной ситуации (при отказах). Проанализируйте процедуру отцепки и сверьте ее с рекомендациями производителя снаряжения. Тренируйте измененные процедуры перед каждым прыжком.
.

Минимальная высота раскрытия парашюта

3.11. Спасательный парашют. Конструкция,
эксплуатация, особенности применения.

С тех пор, как парапланеристы освоили полеты на больших высотах, спасательный парашют стал неотъемлемой частью экипировки любого пилота. В длительном маршрутном полете может случиться всякое. В том числе, к сожалению, нельзя исключить возникновение ситуаций, когда основной купол параплана окажется не в состоянии мягко опустить вас на землю. Тогда на помощь приходит спасательная система. Требования, предъявляемые к спас системе достаточно просты: она должна максимально надежно и быстро раскрываться и обеспечить пилоту приемлемую скорость встречи с землей.

Как известно, чем конструкция сложнее, тем выше вероятность ее отказа. Поэтому спас системы делают предельно простыми. Подавляющее большинство парапланеных спасательных парашютов имеют классические круглые купола и являются неуправляемыми.

Спасательный парашют "Plus-31" фирмы "Junkers profly".

Рис. 109. Спасательный парашют "Plus-31" фирмы "Junkers profly" (1996 г) .

Исключительно важной характеристикой парашюта является минимальная высота, необходимая для его раскрытия. Современные парапланерные спасательные парашюты, при правильных действиях пилота, раскрываются на высотах 50-70 м. Для сравнения можно вспомнить, что минимальная высота срабатывания авиационных парашютов составляет, в зависимости от модели, от 100 до 150 м.

Одним из способов ускорения процесса раскрытия парашюта является использование куполов с втянутыми вершинами. При раскрытии обычного круглого парашюта вершина купола движется навстречу набегающему потоку воздуха. Это несколько замедляет процесс наполнения купола. Если же вершину купола с помощью центральной стропы заранее немного подтянуть к пилоту, то для раскрытия такого купола будет достаточно лишь распахнуться его нижней кромке.

Схема наполнения парашютного купола воздухом

Рис. 110. Схема наполнения парашютного купола воздухом.
А — Купол с втянутой вершиной. Б — обычный круглый купол.

В большой авиации применение куполов с втянутыми вершинами ограничено. Из-за высоких скоростей, на которых обычно вводятся в действие авиационные парашютные системы, мгновенное раскрытие купола создает недопустимо большую перегрузку. Для того чтобы возникающие в момент раскрытия парашюта перегрузки оставались в разумных пределах, некоторые парашюты оснащаются устройствами, которые не ускоряют, а искусственно замедляют скорость их раскрытия.

В парапланеризме полетные скорости существенно меньше. Поэтому чрезмерных перегрузок при раскрытии парашюта не возникает и применение куполов с втянутыми вершинами оправдано. Однако здесь возникает другая проблема. Для быстрого раскрытия парашютного купола нужен мощный поток воздуха. Когда спортсмен-парашютист, находясь в свободном падении (скорость свободного падения 50 м/сек), расчековывает парашютный контейнер, то воздушный поток буквально вырывает оттуда купол и стропы.

На "парапланерных" скоростях (10-20 м/сек) такого не происходит. Пилот-парапланерист, для введения своего парашюта в действие, должен не только раскрыть парашютный контейнер, но и помочь куполу выйти из него и наполниться воздухом. Для этого купол и стропы парашюта укладываются в специальный мешок или конверт, называемый камерой. А вытяжное кольцо берет на себя две функции: оно не только раскрывает контейнер, но и является ручкой, крепящейся к камере, за которую пилот, при раскрытии парашюта, с возможно большей силой отбрасывает от себя камеру с куполом и стропами.

Пилот достает из парашютного контейнера камеру

Рис. 111. Потянув за вытяжную ручку,
пилот достает из парашютного контейнера
камеру с куполом и стропами.

Спасательный парашют может быть встроен в подвесную систему или располагаться во внешнем контейнере на боку или груди пилота. У каждого из этих вариантов есть свои достоинства и недостатки.

Если парашют встроить в подвесную систему, он будет меньше всего мешать вам в нормальной жизни, но в случае применения, искать вытяжную ручку на спине или боку подвесной системы вам придется вслепую.

С точки зрения удобства "боевого применения" контейнер с парашютом лучше всего размещать на груди. В этом случае вытяжная ручка будет у вас всегда перед глазами, но в каждом полете вам придется сначала пристегивать, а затем отстегивать контейнер от подвесной системы. Кроме того, с парашютом на груди, будет сложно проконтролировать правильность закрытия грудного замка подвесной системы.

Некоторое промежуточное положение занимает боковое расположение парашюта. Вытяжная ручка будет на виду, не возникнет необходимости в постоянном перестегивании контейнера, но при этом появится небольшая несимметричность в распределении весов и еще вам придется следить, чтобы при "прямом" старте за контейнер не цеплялись стропы.

Парашют встроен в подвесную систему Парашют во внешнем контейнере перед пилотомПарашют во внешнем контейнере на боку пилота
Рис. 112. Парашют встроен в подвесную систему.
Рис. 113. Парашют во внешнем контейнере перед пилотом.
Рис. 114. Парашют во внешнем контейнере на боку пилота.

Спасательный парашют, при правильном применении, благодаря заложенной в его конструкцию быстроте раскрытия, постарается спасти Вашу жизнь даже на минимальной высоте. Однако, поскольку он является неуправляемым, вы можете приземлиться в малоподходящем для этого месте.

Применение спасательного парашюта всегда связано с некоторым риском травмирования пилота.

Для уменьшения вероятности травмы вам следует максимально надежно освоить технику приземлений перекатом. Необходимо также заблаговременно и до автоматизма отработать движения захвата вытяжной ручки парашюта и отбрасывания от себя камеры с куполом.

Существует не так много ситуаций, когда возникает необходимость в применении спасательного парашюта. Но если Вы приняли решение на его раскрытие, действуйте максимально быстро и решительно. Помните, что от четкости ваших действий зависит ваша жизнь. Если вы видите, что жесткое падение неизбежно, бросайте парашют, даже если остаток высоты не позволит ему раскрыться полностью. Частично раскрытый купол может не только ослабить удар о землю, но и сориентирует в пространстве ваше тело так, чтобы вы встретили землю ногами, что существенно уменьшит вероятность травм.

Если вы приняли решение применить спасательный парашют, вы должны:

  1. Взять в левую руку обе клеванты.
  2. Если вытяжная ручка парашюта находится на груди или боку, найти ее визуально.
  3. Взяться правой рукой за вытяжную ручку.
  4. Энергично потянув за кольцо, достать из контейнера камеру с парашютом.
  5. Возможно сильнее размахнувшись, отбросить от себя камеру так, чтобы она не попала в купол параплана.
    В случае вращения параплана камеру с парашютом следует бросать по направлению вращения. Если бросить камеру неправильно, стропы парашюта намотаются на пилота и не дадут куполу парашюта наполниться воздухом.

Бросок камеры со спасательным парашютом

Рис. 115. Бросок камеры со спасательным парашютом — всегда по вращению.

Боевое применение спасательного парашюта

Рис. 116. Применение спасательного парашюта Украинской фирмы "Sky country"
Максимом Сарычевым (Малино, март 2019).

Спасательный парашют — ваша последняя надежда на мягкое приземление. Обращайтесь с ним бережно.

При обслуживании и хранении спасательного парашюта необходимо придерживаться следующих правил:

Ремонт и доработки парашюта выполняются только производителем.

Категорически запрещается самостоятельное выполнение пилотом любых ремонтов и доработок конструкции спасательного парашюта!

Не забывайте регулярно переукладывать парашют.

При длительном хранении в уложенном состоянии ткань купола слеживается. Это может существенно задержать раскрытие парашюта в аварийной ситуации.

Спасательный парашют положено переукладывать не реже чем один раз в три месяца. Работа эта должна выполняться независимо от того летали вы с ним или нет.

Для того, чтобы не забыть срок очередной переукладки очень полезно законтрить зачековывающую шпильку парашютного контейнера, прикрепив к ней метку с указанием даты очередной переукладки парашюта. Не увлекайтесь! Шпилька контрится тонкой хлопчатобумажной ниткой не более чем на один виток.

Метка с датой очередной переукладки парашюта

Рис. 117. Метка с датой очередной переукладки парашюта.

Парашют должен храниться при температуре от -30 °С до +30 °С и влажности воздуха не более 80%.

Не подвергайте парашют чрезмерному нагреву. В жаркий день в закрытых автомобилях на стоянке или в невентилируемой палатке температура может превысить допустимые пределы. Это разрушает ткань купола.

Не оставляйте парашют на длительное время под прямыми солнечными лучами.

Купол и стропы парашюта изготовлены из синтетических материалов. Ультрафиолетовое излучение солнца разрушает их.

При длительном неиспользовании (свыше трех месяцев), парашют следует извлечь из контейнера и хранить в распущенном виде в специально отведенной для этого сумке.

При попадании парашюта в морскую воду, его следует промыть обильным количеством пресной воды и затем полностью высушить, так как кристаллизующаяся соль разрушает стропы и купол.

Недопустимо хранение парашюта во влажном состоянии.

Если парашют намок, его следует высушить в тени и затем переуложить.

При проведении полетов в зимнее время, необходимо исключить попадание снега под клапаны парашютного контейнера.

При попадании снега в контейнер, парашют следует распустить, высушить и переуложить.

Не стирайте парашют с мылом или иным моющим средством. Пользуйтесь только водой. Никогда не трите ткань, чтобы ее случайно не повредить.

Для чистки купол раскладывается на ровной и чистой поверхности и лишь слегка протирается влажными губкой или мягкой тряпкой.

Тактико-технические данные. Минимально безопасная высота раскрытия парашюта, м

Минимально безопасная высота раскрытия парашюта, м . 100
Скорость, на которой парашют обеспечивает аварийное раскрытие, км/ч . До 350
Скорость снижения на раскрытом куполе, м/с, не более . 8
Усилие, необходимое для выдергивания звена ручного раскрытия при раскрытии ранца парашюта, кгс (Н), не более . 16 (156,8 Н)
Масса парашюта, кг . 5,2
Срок хранения без переукладки, мес, не более . 3
Количество применений, раз . 11
при скорости полета самолета менее 350 км/ч . 1
при немедленном вводе в действие на скорости полета самолета от 350 до 400 км/ч . 1
Гарантийный срок службы . 12 лет(решением комиссии технического осмотра парашютно-десантных средств эксплуатирующей организации разрешается увеличить срок службы до 15 лет).

В состав запасной парашютной системы входят следующие части: купол со стропами, промежуточная подвесная система, ранец, звено ручного раскрытия, (парашютная сумка и паспорт, вспомогательные детали.

Запасной парашют обеспечивает безопасную скорость снижения (приземления) и представляет собой несущую поверхность в форме каркасированной оболочки с силовыми элементами, соединяющими купол с промежуточной подвесной системой.

Купол парашюта круглый, площадью 50 м 2 , состоит из четырех секторов, секторы из пяти капроновых полотнищ, при этом первое и пятое полотнище каждого сектора изготовлены из капронового полотна повышенной воздухопроницаемости. Секторы и капроновые полотнища сшиты между собой швом в замок.

Рис. 2.34. Купол запасного парашюта 3-5 (цифрами в кружках обозначены порядковые номера строп): 1 — полюсное отверстие, 2 — контрольная стропа; 3— карманы, 4 — усилительный каркас, 5 — марка завода изготовителя

С внешней стороны на купол нашиты шнуровая петля для удобства укладки, восемь карманов вытяжного устройства для вытягивания купола со стропами из ранца и обеспечения его частичного наполнения, усилительный каркас из ленты ЛТКП-13-70. В центре купола вырезано полюсное отверстие 1 (рис. 2.34) диаметром 700 мм, которое перекрыто восьмью карманами 3, образующими вытяжное устройство. Полюсное отверстие и нижняя кромка купола усилены капроновой лентой ЛТКП-15-185в два сложения. Ленты усилительного каркаса 4 у нижней кромки купола образуют 24 петли для крепления строп, над этими петлями (кроме 12-й и 24-й) на нижнюю кромку нашиты стягивающие ленты, между стропами 24-й и 1-й поставлена марка завода-изготовителя 5.

К петлям купола крепятся 24 стропы из капронового шнура ШКП-150, их длина в свободном состоянии от нижней кромки купола до полуколец промежуточной подвесной системы 6,3 м. Для облегчения укладки купола 12-я стропа 2 изготовлена из шнура красного цвета (или на нее нашита красная опознавательная муфта).

На всех стропах на расстоянии 1,7 м от нижней кромки купола нанесены черные метки для обозначения места прекращения укладки строп в соты ранца.

Промежуточная подвесная система— устройство, предназначенное для соединения запасного парашюта с подвесной системой основного парашюта.

Промежуточная подвесная система изготовлена из капроновой ленты ЛТК-44-1600 и состоит из двух свободных концов 1 (рис. 2.35) с металлическими втулками 4, перемычки 3 и четырех полуколец 2 для крепления строп.


Рис. 2.35. Промежуточная подвесная система: 1 — свободные концы из ЛТК-44-1600; 2 — пряжки-полукольца; 3 — перемычка из ЛТКМкрП-27-1200; 4 — втулка; 5 — шлевка

Каждый свободный конец промежуточной подвесной системы изготовлен из капроновой ленты в два сложения, к которым пришиты по два полукольца с шестью стропами.

На левом свободном конце нанесена марка завода-изготовителя, на правом нашита шлевка 5 с обозначением типа парашюта (3-5).

Для удобства укладки купола на внешней стороне свободных концов имеется соответствующая надпись ЛЕВЫЙ или ПРАВЫЙ, для присоединения промежуточной подвесной системы к скобам подвесной системы вмонтированы втулки. Свободные концы соединены между собой перемычкой, которая изготовлена из капроновой ленты ЛТКМкрП-27-1200в два сложения и для жесткости прострочена зигзагообразной строчкой.

Ранец — устройство для укладки всех частей запасной парашютной системы.

Ранец изготовлен из капронового авизента и состоитиз двойного дна (рис. 2.36), четырех клапанов (верхнего 2, левого 17, нижнего 12 и правого 5), шланга 15 для звена ручного раскрытия.


Рис. 2.36. Ранец:1 — дно; 2—верхний клапан; 3 — карман для ножа: 4 — конус; 5 — ручка для переноски парашюта: 6 — правый боковой клапан; 7 — лента крепления кислородного прибора; 8 — пряжка-люверс; 9 — карман; 10 люверс; 11 — предохранительный клапан; 12 — нижний клапан; 13 — карман; 14 — выступ (скоба); 15 — шланг звена ручного раскрытия; 16 — карман вытяжного кольца; 17 — левый боковой клапан; 18 — ранцевая резина; 19 — резиновые соты; 20 — угловой отворот

В дно ранца вмонтирована рама жесткости с двумя выступами (скобами) для крепления уложенного запасного парашюта к подвесной системе. На внутренней стороне дна ранца закреплены шесть пар резиновых сот 19 для укладки строп. На внешней стороне пришиты карман 9 для хранения звена ручного раскрытия и паспорта и восемь проволочных петель для крепления ранцевых резин.

На верхнем клапане имеются два окна для выхода свободных концов промежуточной подвесной системы и нашиты карман для ножа 3, ручка 5 для переноски уложенного парашюта, две проволочные петли для ранцевых резин, два конуса 4 для затяжки ранца, предохранительный клапан 11, два кармана 13, два угловых отворота 20 для заправки их с помощью укладочной линейки.

На нижний клапан нашиты кнопка-турникет, пластина жесткости, предохранительный клапан, прикрывающий трос со шпильками, два люверса 10, две шнуровые петли для ранцевых резин, два кармана 13 для заправки клапана с помощью укладочной линейки.

На боковые клапаны нашиты пряжка-люверс 8 для затяжки ранца, проволочная петля для ранцевой резины 18, лента 7 для продевания пряжек кислородного прибора. Кроме того, правый боковой клапан имеет пластину жесткости, а левый— карман для вытяжного кольца 16 звена ручного раскрытия и окно для прохода шланга звена ручного раскрытия.

Шланг звена ручного раскрытияпредставляет собой негерметичный гибкий рукав длиной 0,38 м, который предназначен для направления движения троса звена ручного раскрытия и предохранения его от повреждения и случайного зацепления.

Он изготовлен из стальной ленты (брони) и обшит капроновой лентой серого цвета. Концы шланга заправлены в металлические колпачки.

Один конец шланга пришит у пряжки-люверса левого бокового клапана, а другой пропущен через карман для вытяжного кольца и закреплен у верхнего основания этого же клапана.

Звено ручного раскрытия— устройство для ручного раскрытия ранца, состоящее из вытяжного парашютного кольца 1 (рис. 2.37), троса 2 с ограничителем и двумя шпильками 3.


Рис. 2.37. Звено ручного раскрытия:
1 — кольцо: 2 — трос; 3 — шпильки

Кольцо трапецеидальной формы, изготовлено из стального прутка. Выступающая изогнутая часть кольца окрашена в красный цвет. В кольце просверлены два направляющих отверстия, через которые проходит трос длиной 615 мм. Трос закреплен в кольце с помощью ограничителя. Шпильки длиной 32 мм, замыкающие конусы и люверсы ранца, расположены одна от другой на расстоянии 90 мм.

Парашютная сумка служит для хранения и транспортирования запасного парашюта. Она имеет прямоугольную форму и изготовлена из капронового авизента. К сумке пришиты крышка, застегивающаяся на семь кнопок-турникетов, две ручки для переноски, карман с петлей для крепления и размещения бирки.

Паспорт предназначен для записи сведений, касающихся приема, движения, эксплуатации и ремонта запасного парашюта.

К вспомогательным деталям относятся контровочная нить и белая бумага для опечатывания концов нити. Контровочной нитью длиной 0,4 м контрят первую шпильку, замыкающую конус. Она изготовлена из хлопчатобумажной пряжи № 30 черного цвета. В белую бумагу размером 60Х30 мм помещают концы нитей, после перегиба ее склеивают так, чтобы получился квадрат 30Х30мм.

Взаимодействие составных частейВ случае полного отказа в работе основного парашюта парашютист-десантник резким движением руки выдергивает вытяжное кольцо звена ручного раскрытия, при этом рвется контровочная нить и шпильки звена ручного раскрытия выходят из конусов ранца и освобождают все четыре клапана, которые под действием ранцевых резин резко откидываются в стороны. Карманы вытяжного устройства, расположенные вокруг полюсного отверстия, попадая в поток воздуха, вытягивают из ранца купол и стропы запасного парашюта и удаляют его от парашютиста.

Под действием потока воздуха купол запасного парашюта полностью наполняется, обеспечивая снижение с безопасной скоростью и нормальное приземление.

Что такое прыжок с парашютом в тандеме

Нет места, где можно ощутить себя свободнее, чем в небе. Чувство полёта, особенно свободного падения, несравнимо ни с чем для искателей острых ощущений.

Для всех, кто решил впервые совершить полёт с куполом или пополнить свой список безопасных прыжков, подходят тандемные прыжки с парашютом, вызывающие прилив адреналина и не требующие опыта, длительной подготовки. Рассмотрим более подробно, что такое прыжок с парашютом в тандеме.

Что такое тандемный прыжок с парашютом

Тандемный прыжок с парашютом, тандем-прыжок – это вид прыжка с парашютом, когда пассажир (ученик-парашютист) совершает полёт вместе с квалифицированным инструктором, с которым он соединен ремнём безопасности. Инструктор сопровождает ученика во время подготовки экипировки, выхода из самолёта, свободного падения, управления куполом, приземления, контролируя всем процессом управления полётом. Это должен быть опытный мастер, как правило, с международной лицензией и 3-летним опытом, совершивший более 500 прыжков.

Тандем-прыжок – самый популярный способ обучения начинающих парашютистов. Он дороже, чем самостоятельный прыжок, но более безопасный и выполняется с большей высоты (4000 м по сравнению с 800 м при одиночном прыжке). Профессиональный инструктор во время инструктажа обучает ученика основам управления и приземления на современном «квадратном» парашюте: правилам выхода самолёта, выполнения маневров в свободном падении, разворачивания основного купола, совершении посадки. Но инструктор остается ответственным за своевременное открытие купола и управление ним, поэтому такие прыжки наиболее безопасны.

В тандемных парашютных системах применяются два купола – основной и запасной, рассчитанные специально на вес двух пассажиров. Оборудование также оснащено устройством AAD, автоматически раскрывающим запасной парашют при обнаружении скорости свободного падения парашютистов ниже определенной высоты.

Последовательность, особенности тандемного прыжка с парашютом

Весь процесс совершения тандемного прыжка с парашютом включает такие этапы:

  1. Бронирование прыжка в аэроклубе, при котором вам сообщат время прибытия на пункт назначения. По прибытии в назначенный день нужно зарегистрироваться на стойке регистрации.
  2. Наземная подготовка – 20-минутный инструктаж по технике безопасности перед прыжком, во время которого инструктор объясняет, как проходит прыжок, как работает парашютное оборудование, даёт указания относительно позиции выхода из самолёта, положения тела во время свободного падения, правил спуска под парашютом, важности поднятия ног при приземлении (пятки, ступни должны быть впереди, носки направлены вверх), отвечает на все вопросы, проверяет и выдаёт снаряжение (комбинезон, надеваемый поверх одежды, двойные ремни, головной убор, защитные очки). Для тандемного прыжка не требуется прохождение теоретического курса, практических тренировок свободному падению в аэродинамической трубе.
  3. Посадка и поднятие самолёта в зону прыжка. Специально оборудованный самолёт взлетает на высоту 4200 м для тандемных прыжков с парашютом за 10-15 минут.
  4. Выход из самолёта, свободное падение. Инструктор прикрепляется ремнями к спине пассажира, отсчитывает секунды перед выходом из самолёта в небо, регулирует положение тела во время свободного падения (от прыжка с самолёта до раскрытия купола) на скорости 200 км/ч, которое длится около 60 секунд.
  5. Полёт под куполом. После свободного падения, на высоте 1500 м над землей, инструктор раскрывает парашют, который разворачивается, ловит угол полёта, и начинается плавный спуск на протяжении 4-5 минут. Благодаря тому, что весь процесс контролирует инструктор, пассажир может любоваться захватывающими окружающими видами, которые не сравнятся даже с пейзажами, открывающимися из салона самолёта, и даже попробовать управлять куполом под руководством инструктора.
  6. Приземление – мягкая, комфортная посадка, которая наступает через 6-7 минут после выхода с самолёта в запланированном месте недалеко от пункта взлета или на том же месте. Нужно следовать указаниям инструктора, так как нет дв ух одинаковых приземлений.

Стоимость прыжка с парашютом в тандеме

Тандемные прыжки стоят в 2-3 раза дороже, чем одиночные, так как включают оплату услуг инструктора. Точную стоимость можно узнать во время бронирования, так как она зависит от региона, авиаклуба, самолёта, веса пассажира, дополнительных услуг. Тандем-прыжок стоит в среднем 10-15 тыс. рублей. На вторые прыжки и для больших групп предоставляются скидки.

В центрах скайдайвинга за отдельную плату можно заказать фото- и видеосъемку. Возможна видеозапись на камеру Handycam, которая крепится к руке инструктора (стоимость – 2,5 тыс. рублей), или профессиональная съемка в Full HD качестве видеооператора (стоимость – 3,5 тыс. рублей), совершающего прыжок параллельно с тандемом. Кадры, сделанные на земле, в самолёте, в свободном падении и приземлении, станут ценными воспоминаниями на всю жизнь и позволят в любое время заново пережить этот опыт. Видео, фотографии сохраняются на DVD-диске или USB Flash-накопителе, и будут готовы вскоре после приземления через 30-40 минут.

В авиаклубах доступны подарочные сертификаты на тандемные прыжки с парашютом, которые могут стать самым оригинальным сюрпризом для близких.

Часто задаваемые вопросы

  • А это опасно?

Вы не были бы человеком, если бы немного не боялись. Но стоит принять страх, наслаждаться опытом и приливом адреналина. Главное выполнять все указания инструктора. Опытные инструкторы, выполняющие по 500 прыжков в год, соблюдают строгие правила безопасности, и не выпрыгнут из самолёта в плохую погоду или при наличии других рисков. Так что будьте уверены, вы в надежных руках!

  • Нужна же справка от врача?

Медицинская справка, подписанная врачом, для прыжка не требуется. Пассажирам может потребоваться самостоятельно заполнить медицинскую форму о состоянии здоровья по прибытии в авиацентр. Медицинская форма лиц младше 18 лет должна быть засвидетельствована родителем или опекуном в дополнение к предоставлению согласия на прыжок.

Парашютисты проходят осмотр врача по прибытию на место. Нужно учитывать, что прыжки абсолютно противопоказаны людям с психическими расстройствами, эпилепсией, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми болезнями, высоким артериальным давлением, травмами опорно-двигательного аппарата в течение последнего года, а также при отсутствии слуха, острых, хронических заболеваниях среднего уха, простуде. Не допускаются к прыжкам лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

  • А с какого возраста можно прыгать?

В большинстве центров и клубов прыжки с парашютом разрешены от 18 лет, лица возрастом от 14 лет могут прыгать при наличии письменного согласия родителей. Верхнего возрастного ограничения нет (в США известен парашютист, которому 93 года).

  • Какие есть ограничения по весу?

Минимальный вес для тандемного прыжка – 45 кг, максимальный – 120 кг с одеждой из соображений безопасности. При весе от 91 кг цена на прыжок повышается (500-2000 рублей).

  • А мне скажут что нужно делать?

Конечно! Наземный инструктаж перед прыжком специально разработан так, чтобы быть коротким, простым и легко запоминающимся. В нём нет ничего сложного – основные моменты безопасности – это положение тела, которое необходимо принять при выходе из самолета, в свободном падении и при посадке. Все остальное за вас сделает инструктор.

  • Что будет, если погода испортится?

Парашютизм – это спорт, зависящий от погоды. В соответствии со строгими правилами безопасности гражданской авиации прыгать с парашютом разрешено только в ясную погоду при скорости ветра не больше 37 км/ч (самые спокойные ветры обычно возникают в начале и в конце дня). На выполнение прыжка также влияет уровень облаков: если достичь требуемых высот или приблизиться к ним невозможно, то полёт отменяется или переносится на другую дату.

Из-за переменчивости погоды и ожидания подходящих условий часто возможны задержки, поэтому по прибытии в авиацентр нужно быть готовым находиться там до конца дня. Также нет гарантии, что прыжок состоится в выбранную дату. Если плохая погода или обстоятельства, не зависящие от центра, не позволяют совершить прыжок с парашютом в выбранный день, вас попросят перенести его на другое удобное для вас время без дополнительных затрат.

  • Когда нужно прибыть в аэродром и сколько прыжок займёт времени?

Прыжки с парашютом обычно доступны с 9 утра до заката (около 6 вечера), но рекомендуется прибывать пораньше, так как многие аэроклубы работают по системе «первый пришёл – первый обслужен». Подготовка и сам прыжок обычно занимает несколько часов, но лучше выделить целый день на это экстремальное приключение из-за возможного ожидания улучшения погодных условий.

  • Засчитывается ли прыжок при официальной квалификации?

После прыжка центр парашютизма вам вручает сертификат, который может стать первым или ещё одним шагом на пути к получению международной лицензии на одиночные прыжки и привести к успешной карьере в этой отрасли.

  • Где можно прыгнуть с парашютом в тандеме?

В Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, других крупных городах России и по всему миру есть аэроклубы, где предоставляют эту услугу. Их контакты легко найти в любом поисковике.

Тактико-технические характеристики и управление парашютом Д1-5-у

Парашют Д1-5-у (десантный — 1-я модель — 5-я управляемая) был разработан после Великой Отечественной войны на базе десантного парашюта ПД-47. Он был одним из самых массовых парашютов, применявшихся в СССР. Предназначен данный парашют для учебно-тренировочных прыжков начинающих парашютистов и благодаря высокой надёжности и простоте популярен в России и до настоящего времени.

Тактико-технические характеристики парашюта Д1-5-у.

При общей массе парашюта и парашютиста 120 кг. конструкция парашюта Д1-5-у обеспечивает надежную работу на высоте до 1000 метров как при немедленном введении его в действие на скорости горизонтального полета до 250 км/ч, так и с любой задержкой раскрытия ранца. При этом максимальные перегрузки, возникающие в момент наполнения купола, не превышают 10g. Усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца или вытяжного троса как при принудительном раскрытии ранца, так и при ручном — не более 16 кгс.

Минимальная высота прыжка из горизонтально летящего самолета на скорости полета до 180 км./ч. при немедленном введении парашюта в действие равна 150 метрам. Средняя вертикальную скорость снижения парашютиста, приведенная к стандартной атмосфере и замеренная на участке от 0 до 35 м. от земли равна 5,1 метра в секунду.

Парашют Д1 5у обеспечивает устойчивость при снижении. Управление парашютом осуществляется при помощи двух специальных строп управления. Разворот купола на 360° в любую сторону при натяжении одной стропы управления происходит за время не более 18 секунд. Скорость горизонтального перемещения парашютиста в процессе снижения в среднем равна 2,47 метра в секунду.

С парашютом Д1-5у применяются полуавтоматические приборы раскрытия парашюта ППК-У-575А или КАП-3П-575 и запасные парашюты типа 3-2, 3-1П, 3-3, 3-4 или 3-5.

Технический ресурс парашюта — 200 применений (уточняется в процессе эксплуатации) при условии своевременного ремонта и замены чехла купола.

Габариты уложенного парашюта, мм:

Длина — 570+20;
Ширина — 377+20;
Высота — 262+20.

Масса парашюта не более 17,5 кг с полуавтоматическим прибором без переносной сумки.

Комплект парашюта Д1-5-у.

В комплект парашюта входят: вытяжная веревка, вытяжной трос, предохранительный чехол, купол со стропами, подвесная система, ранец с гибкими шлангами, чехол купола, шаровой вытяжной парашют, вытяжное кольцо, вытяжное кольцо с тросовой петлей, переносная сумка, паспорт.

Особенности строения купола парашюта.

Купол круглой формы, сделан из перкаля, площадью 82,5 м². Состоит из четырёх секторов, каждый из которых сшит из пяти полотнищ. Для придания прочности по поверхности купола нашит усилительный каркас из капроновых лент прочностью на разрыв 150 кгс., образующих по периметру 28 петель, к которым крепятся 28 строп прочностью на разрыв 125 кгс., длинной 8,87 метра от кромки купола до полуколец подвесной системы. В центре купола имеется полюсное отверстие диаметром 430 мм. Между стропами у кромки купола нашиты карманы, ускоряющие наполнение купола. На полотнище между стропами 27-28, 28-1, 1-2 треугольные отверстия. При выходе воздуха из них создается реактивная сила, перемещающая купол в горизонтальном направлении. Для управления куполом к стропам 28 и 1 монтируются капроновые стропы управления, к ним красные клеванты (в простонародье бомбышки). Прочность строп управления на разрыв 150 кгс.

Введение в действие парашюта Д1-5-у.

Парашют имеет три способа введения в действие:

1. Принудительное раскрытие ранца со стягиванием чехла с купола вытяжной верёвкой.

Карабин вытяжной верёвки крепится к тросу в самолёте. После отделения парашютиста натягивается вытяжная веревка до первой петли, шпильки вытяжного троса выходят из конусных замков, ранец расчековывается, под действием массы парашютиста натягивается вытяжная веревка до второй петли, выходит купол в чехле, выходят стропы из сот на ранце, из сот на чехле, рвётся обрывная стропа, чехол принудительно стягивается самолётом с купола. Время проходящее с момента отделения от самолета до полного наполнения купола парашюта составляет около 3 секунд.

2. Принудительное раскрытие ранца со стягиванием чехла с купола шаровым вытяжным бесстропным парашютом.

В этом случае вытяжная веревка не крепится к чехлу. Карабин верёвки крепится к тросу в самолёте. После отделения парашютиста от самолета под действием его массы вытяжная верёвка натягивается, шпильки вытяжного троса выходят из конусных замков, ранец расчековывается, выходит шаровый бесстропный парашют, вытягивает за собой купол в чехле, выходят стропы из сот на ранце, из сот на чехле, шаровый парашют стягивает чехол с купола на длину стренги. Воздушный поток попадает в кармашки на кромке купола. Происходит наполнение купола с одновременным стягиванием чехла. Стренга состоит из капронового шнура длиной 1010 мм (в двойном сложении) и прочностью 550 кгс. Шаровый вытяжной парашют крепится к чехлу купола и стренгой к полюсу парашюта.

3. Ручное раскрытие ранца.

Расчековка ранца происходит вручную, парашютистом при помощи вытяжного кольца через заданный промежуток времени или на определённой высоте, а также с помощью страхующего прибора ППК-У-575А, в случае если по каким-либо причинам парашютист не сделал этого самостоятельно.

Управление парашютом Д1-5У.

Прежде всего необходимо определиться с терминологией:

Створ — линия, проходящая через центр точки приземления параллельно направлению ветра.

Траверз — линия, проходящая через центр точки приземления перпендикулярно направлению ветра.

Снос — смещение парашюта относительно земли.

Большой снос — скорость купола направлена по скорости ветра.

Малый снос — скорость купола направлена против скорости ветра.

Как было ранее упомянуто, парашют Д-1-5У имеет собственную скорость по горизонту, равную 2,47 м./с. и разворачивается на 360° за 18 сек.

После раскрытия парашюта и убедившись, что он работает нормально, парашютист должен определить свое положение в пространстве, найти аэродром и точку приземления. Определить снос, посмотрев на землю через край запасного парашюта. При хорошей выброске и одинаковом направлении ветра по высотам, парашютист должен смещаться по створу в направлении точки приземления. Поставив парашют нейтрально к ветру, т.е. боком, определить возможное место приземления.

Если оно находится за заданной точкой (переход) — нужно поставить парашют на малый снос и находится в таком положении от 10 до 20 секунд. Затем поставить парашют боком к ветру, развернувшись в другую сторону, т.е. если в первый раз разворачивались через правое плечо, следующий раз разворачиваемся через левое плечо, т.к. в то время когда мы стояли боком к ветру, купол выходил из створа.

Если возможное место приземления находится перед заданной точкой (недоход) — необходимо поставить купол на большой снос и находиться в таком положении от 10 до 20 секунд, затем сделать еще одну проверку, поставив купол боком к ветру. Так работать до высоты 100 метров, удерживая купол на траектории, ведущей в точку приземления. На высоте ста метров принять решение о приземлении на большом или малом сносе. Если точка приземления находится в центре песчаного круга, можно продолжить обработку цели на большом сносе. Если точка приземления задана на грунте аэродрома, то на высоте 100 метров необходимо развернуться против ветра, после чего приготовиться к приземлению.

Подготовка к приземлению на большом и малом сносе одинаковая. Нужно плотно сжать ноги и слегка согнуть их в коленях. Стопы держать параллельно земле. Ноги напряжены. После касания ногами земли упасть на бок или сделать кувырок вперед по направлению движения. Встать на ноги. Собрать парашют в сумку и вернуться на старт.

Если после открытия парашюта парашютист обнаружил, что он находится не в створе — нужно развернуть парашют, поставив его боком к ветру и войти в створ. Войдя в створ действовать, так как было рассмотрено ранее.

Если парашютист обнаружил, что из-за изменившихся погодных условий он не попадает в заданную точку приземления, он должен определить место возможного приземления, подобрать безопасный участок и двигаться туда. В случае резкого усиления ветра во избежание выноса за пределы аэродрома необходимо встать на малый снос и применить метод глубокого скольжения, что подразумевает под собой вытяжение двух-трех передних строп на 2-3 метра, в следствии чего форма купола будет нарушена и парашют начнет стремительно двигаться вниз в сторону натянутых строп. Не менее чем на высоте 100 метров стропы необходимо отпустить, чтобы купол восстановил форму и парашют вновь приобрел свою обычную скорость снижения перед посадкой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: