Узлы туристические с названиями схемы

Как научиться вязать туристические узлы

Пожалуй, нет человека, который бы не стал­ки­вал­ся с узлами. Мы постоянно ис­поль­зу­ем их как в пов­седнев­ной жизни, так и в различных путешествиях и приключениях…Несомненно навык вязания узлов будет полезным, если вы со­бира­етесь в поход на байдарках или со­бира­етесь принять участие в турслете. Активный отдых на природе — здесь вы сможете хорошо отдохнуть, по­учавс­тво­вать в соревнованиях, удивить друзей, показав им, как вы умеете вязать узлы. Узлами называют не только способы со­еди­нения веревок, способы об­ра­зова­ния петель, способы при­вязы­вания веревки к раз­но­об­разным предметам, но, собственно, и само со­еди­нение веревок. Узлов очень много. Все они уникальны, и у каждого есть свое назначение.

Рассмотрим ту­рис­ти­чес­кие узлы. К ним предъяв­ля­ют оп­ре­делен­ные требования: они должны просто завязываться, са­моп­ро­из­воль­но не раз­вя­зывать­ся под нагрузкой или же после ее снятия, при пе­ремен­ных нагрузках не «ползти» и не за­тяги­вать­ся «намертво», если в этом нет необходимости. По наз­на­чению ту­рис­ти­чес­кие узлы разделяют на:

  • Узлы для свя­зыва­ния веревок оди­нако­вого диаметра;
  • Узлы для свя­зыва­ния веревок разного диаметра;
  • Узлы для страховки (т.е. не­затя­гива­ющиеся петли);
  • Узлы для при­вязы­вания веревки к опоре;
  • Вспомогательные узлы.

Также при вязании узлов следует помнить, что у каждой веревки есть проч­ност­ная характеристика. Узлами же прочность веревки су­щест­вен­но ослабляется. Так, например, ткацкий узел ослабляет прочность веревки на 35%, «вось­мер­ка» — на 25%, «булинь» — на 30%. Помните, мокрая веревка теряет 10% прочности, а если ис­поль­зо­вать веревку в 30° мороза, то прочность снижается на 30%.

Прямой узел

Этот узел са­моп­ро­из­воль­но развязывается, поэтому его нужно ис­поль­зо­вать только с конт­роль­ны­ми узлами. Чтобы их завязать, ходовые концы должны быть длиной более 15 см. Узел завязан правильно, если ходовые концы выходят или только снизу, или только сверху.

Ткацкий узел

Две веревки оди­нако­вого диаметра, нак­ла­дыва­ют друг на друга. После этого вяжут конт­роль­ные узлы с двух сторон и затем их стягивают, а на концах за­вязы­ва­ют конт­роль­ные узлы. Этот узел «ползёт» при пе­ремен­ных нагрузках и сильно затягивается.

Встречный узел

Он не «ползёт», но сильно за­тяги­ва­ет­ся под нагрузкой. Его ис­поль­зу­ют для свя­зыва­ния верёвок любого диаметра, а также сочетаний лента-верёвка.

Надёжный узел. Под нагрузкой сильно затягивается. Ис­поль­зу­ет­ся для свя­зыва­ния веревок оди­нако­вого и разного диаметров.

Легко вяжется не только на конце верёвки, но и в середине, можно вязать одним концом. Сильно за­тяги­ва­ет­ся и «ползёт» под нагрузкой, особенно при ис­поль­зо­вании жёсткой веревки. Его применяют, когда крепят ве­рёвоч­ную петлю к чему-либо.

Восьмёрка-проводник

Также как и проводник, восьмерка легко вяжется не только на конце верёвки, но и в середине, может вязаться одним концом. Ис­поль­зу­ет­ся для получения надежной петли. Сильно не за­тяги­ва­ет­ся и «не ползёт» под нагрузкой.

Под нагрузкой сильно затягивается, но «не ползёт». Следует отметить, что он образует двойную петлю, а это в свою очередь уве­личи­ва­ет её прочность на разрыв. Заячьи уши применяют там, где требуется прочная петля.

Данный узел ис­поль­зу­ют для крепления веревки к различным кольцам, проушинам, а также для об­вя­зыва­ния веревки вокруг опоры. Он «ползёт» при пе­ремен­ных нагрузках. Однако, следует отметить, что это надежный узел, который сильно не за­тяги­ва­ет­ся под нагрузкой.

Узел Пруссика (схватывающий)

Данный узел свободно перемещается, а при нагрузке затягивается. Осо­бен­ностью является то, что после снятия нагрузки его очень легко приводят в пер­во­началь­ное состояние. Нашел широкое при­мене­ние в альпинизме, пре­иму­щест­вен­но для ор­га­низа­ции самостраховки. Внимание. Обратите внимание, что на жёстких веревках держится очень плохо, а на об­ле­дене­лых верёвках не держится вообще.

Австрийский схва­тыва­ющий узел

Его применяют при натяжении верёвки для ор­га­низа­ции переправы.

Саморазвязывающийся узел

Используют при ор­га­низа­ции переправы. При этом вяжут, применив отрезок основной верёвки. Главная осо­бен­ность зак­лю­ча­ет­ся в том, что он надежный и раз­вя­зыва­ет­ся без особых усилий даже под большой нагрузкой (обратите внимание, что нап­равле­ние 1 на рисунке — это затягивание, а нап­равле­ние 2 — развязывание). Для пре­дотв­ра­щения са­моп­ро­из­воль­но­го раз­вя­зыва­ния петлю не­об­хо­димо конт­ро­вать через карабин либо ис­поль­зо­вать рифовый узел.

Маркировка верёвки

Для транс­пор­ти­ров­ки веревки удобно держать ее в ком­пакт­ном состоянии. Для этого ис­поль­зу­ют несколько способов маркировки. Способом, по­казан­ным на рисунке I удобно мар­ки­ровать короткие веревки, а способом, по­казан­ным на рисунке II — длинные.

По сравнению с другими узлами серии «про­вод­ник» у него на­иболь­шая прочность (70−74%).

Австрийский проводник

Узел, который дает воз­можность сделать надежную петлю абсолютно в любом месте веревки. Он ослабляет ее прочность доже меньше, чем «про­вод­ник» или «восьмерка».

Не «ползет», быстро и очень сильно затягивается. Чтобы после снятия нагрузки было легче развязать веревку, вяжут петлю оставляя длинный свободный конец (г). Для более сильного за­тяги­вания используют двойной узел «удава»

Рыбацкий штык (а), простой штык со шлагом (б), штык с обносом (в)

Используется для крепления веревки при ор­га­низа­ции переправы.

Узлы, ис­поль­зу­емые для при­вязы­вания ры­болов­ных крючков

Порядок свя­зыва­ния грудной обвязки и беседки

На рисунках а, б, в показана оче­ред­ность вязки узла, где 1 — это петли грудной обвязки, 2 — это петли беседки, 3 — основная веревка. На рисунке г показан уже готовый узел, где 4 — это са­мост­ра­ховоч­ные петли, 5 — пряди свя­зыва­ющей веревки.

При под­го­тов­ке данной статьи ис­поль­зо­вались материалы из книги «Туристические узлы. Балабанов И. В.»

Ознакомление с видами туристских узлов. Практическое занятие по завязыванию узлов

Завязывание узлов на веревке для ее практического использования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений человечества. Можно предположить, что древний человек придумал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым состоянием, ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца сыну. С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сете, ни в ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Способы вязки постоянно совершенствовались, вместе с ними изменялся состав и исходного материала. Если древние люди изготавливали веревки из виноградной лозы, из волокон деревьев и нарезанных шкур животных, то постепенно веревки начали ткать, сплетать и скручивать из подручных материалов, заботясь о ее прочности.

Самый распространенный узел — прямой (Гордиев или узел Геркулеса). Люди думали, что впервые его завязал сам Геркулес. Один из историков утверждает, что в обычаях римских невест было завязывание пояса Геркулесовым узлом, который женихи обязаны были развязать в первую брачную ночь. Если им удавалось быстро и без проблем решить свою задачу, невеста могла вздохнуть с облегчением, ибо это был знак и символ судьбы, предвещающий полноценное и здоровое потомство брачной паре. С этим узлом вообще связано немало поверий. Историки утверждают, что раны имели свойства заживать быстрее, когда повязка накладывалась Геркулесовым узлом.

С узлами, и их магической силой сопряжено множество самых невероятных преданий, особенно морских. Колдуны и ведьмы, как правило, обладали чудодейственной способностью завязывать ветры в узлы, тем самым могли вызвать бурю и наоборот. На острове Борнео, существовал запрет для беременных женщин, воспрещающий им носить узлы или одежду, их включающую, во имя удержания плода. Жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей.

В наше время изменилась роль узлов. Мы используем их в нашей повседневной жизни, и даже не задумываясь об их магической силе.

И так, я предлагаю перейти к практике и попробовать самим связать несколько туристических узлов.

Ознакомление с видами туристских узлов. Практическое занятие по завязыванию узлов

Прямой узел. Самый распространенный из узлов — прямой или "Гордиев" узел. Прямой узел — верёвочный узел для соединения (связывания) верёвок и тросов.

Представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны.

Достаточно надёжен на верёвках из растительных материалов с прихваткой при не сильных тягах, на синтетических тросах без прихватки свободных концов крайне ненадёжен. Связывание двух веревок разного диаметра данным узлом запрещается, так как тонкая веревка под нагрузкой рвет толстую. Имеет тенденцию к саморазвязыванию, когда веревка нагружена. На обоих концах обязательны контрольные узлы.

Древние греки и римляне называли его геракловым узлом.

Внимание! Запрещено вязать полуузлы в одну сторону. Такой узел называется бабьим и крайне ненадёжен.

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу". В другом месте своей книги Ашлей пишет: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых»

Читайте также  Как завязывать узлы на веревке

Из-за использования для связывания риф-сезней прямой узел прежде иногда именовали рифовым, что создаёт путаницу.

Использование прямого узла для рифления парусов связано с тем, что он сравнительно легко и быстро развязывается, будучи даже сильно затянутым. Для этого достаточно резко дёрнуть за ходовой и коренной концы одного из тросов. Прямой узел после этого трансформируется в коровий узел, скользящий по второму тросу. Другой способ лёгкого развязывания заключается в том, что перед затягиванием узла между его полуузлами вставляется какой-либо предмет, который перед развязыванием вынимается.

Схватывающий узел.Схватывающие узлы — это специальные подвижные узлы, применяемые в альпинизме, скалолазании и спелеотуризме. Предназначенные для автоматической фиксации на верёвке при срыве. Могут применяться для натяжения веревки (полиспаст), для верхней страховки, для самостраховки на вертикальной веревке, при подъеме (работает как жумар), спуске (дюльфере) и др.

Обычно схватывающие узлы вяжутся из замкнутой петли репшнура. При завязывании схватывающих узлов их нужно тщательно расправлять и подтянуть, так как возможно проскальзывание схватывающего узла, что опасно тем, что тепло, выделяющееся при трении, может расплавить репшнур. Иногда приходится ножом резать расплавленный репшнур. При сильном рывке схватывающий узел может разрушить оплётку основной верёвки. Вероятность проскальзывания зависит также от соотношения диаметров основной верёвки и репшнура. Чем это отношение больше, тем лучше работает схватывающий узел. Влияет на проскальзывание и конструкция и материал веревок.

Важно: Надо знать, что схватывающие узлы не рассчитаны на динамический рывок.

Также надо быть осторожным при организации полиспаста, так как зафиксированы много случаев, когда из-за лопнувшего репшнура верёвка или карабины травмировали альпинистов.

Бесе́дочный у́зел, или були́нь(англ. Bowline — носовая веревка) — один из основных и наиболее древних узлов общего применения. Незатягивающаяся концевая петля. Иногда именуется «королём узлов» за простоту, универсальность применения и отсутствие явных недостатков.

По археологическим свидетельствам, беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам уже 5000 лет назад. Наиболее раннее известное описание узла встречается в учебнике по морскому делу Джона Смита, изданному в 1629 году.

Название Беседочный произошло от русского морского термина «беседка» — небольшой деревянной доски для подъема человека на мачту или опускания за борт судна. Другое название узла, восходящее к английской морской традиции — Булинь. Булинь в общем случае это снасть (веревка) для оттяжки нижнего края парусов. Снасть крепится «булиневым узлом», или просто «булинем».

Применение:

· В первую очередь — для получения незатягивающейся петли.

· Используется для создания петли на конце прямой верёвки.

· Для крепления верёвки к кольцам, проушинам, и пр.

· Для обвязывания вокруг опоры (дерево, столб, и пр.).

· Для связывания верёвок.

· Используется на малых парусных судах.

· Широко используется в театре.

· Широко используется как спасательный узел, так как его возможно обвязать вокруг себя одной рукой.

· Используется для страховки или поднятия людей.

Выбленочный узел (от «выбленка») или Стремя— один из основных верёвочных узлов.

Является затягивающимся узлом и применяется для прикрепления тросов к предметам с гладкой поверхностью.

Предназначен для фиксации троса на поперечную жердь. При тросе из скользящего материала может быть ненадёжен, для фиксации один из концов троса может быть провязан дополнительным утолщающим узлом.

Встречный узел часто используется в туризме. Применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Хорошо подходит для связывания плоских лент, а также ленты с веревкой. Узел хорошо держит напряжение довольно быстро и легко вяжется и легко развязывается после снятия нагрузки.

Восьмёрка— один из самых простых стопорящих узлов. Предназначен для утолщения верёвки.

Достоинства:

· Красив, когда завязан на ленте.

· Практически не портит верёвку.

Недостатки:

· Затянутый под нагрузкой плохо развязывается.

Проводник — узел, который используется для организации точек крепления на базовой верёвке.

Достоинства:

· Не скользит и не затягивается;

· Легко вяжется и одной рукой;

Недостатки:

· После нагрузки трудно развязывается. Рекомендуется в сплетение узла вставить крюк, прощелкивать карабин;

· Плохо работает на середине верёвки;

· Петля находится под углом к основной верёвке.

Применение:

· Для привязывания верёвки к основным и промежуточным креплениям;

· Применяется как амортизирующий узел;

· Применяется для привязывания к середине верёвки, если нет страховочной системы;

· Для связывания веревок — два проводника на концах верёвок соединяются карабином.

Восьмёрка-проводник (фламандская петля) — петля, применяемая в альпинизме. Петля не требует контрольного узла на конце и используется в основном для закрепления карабина на основной верёвке. Петля-восьмёрка представляет собой узел-восьмёрку, завязанный на сдвоенной верёвке.

Презентация, доклад Туристские узлы»

500500500500500500500500500500500500500500500500500

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Тема человек и книга в истории цивилизации

Репродуктивное здоровье человека – составляющая здоровья человека и общества

Речевое развитие детей с ТНР в играх

Предпосылки правомерного поведения 10 класс

Уроки вежливости 2 класс

Города-герои Мурманск

Правописание удвоенных согласных в словах

Экологические проблемы Санкт-Петербурга

Редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края

Технология изготовления изделия (руководство для школьников)

Что растёт на подоконнике и на клумбе 1 класс

Эволюция человека 11 класс

Джонатан Свифт Путешествие Гулливера

Совы (2 класс)

Сочинения о любимой книге учащихся 1-2 классов

Подземные воды 2 класс

Кроссворд-проверка «Второстепенные члены предложения» 8 класс.pptx

Берегите природу

Волки

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Классный час Зимующие птицы 1-4 класс

Вышивка крестом

Я и моя профессия – автомеханик

Занятие по риторике вежливый отказ

ОГЭ Русский язык. Практикум. Задание 7

Профессия повар, кондитер

ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 5-6 класс

Возникновение Москвы

Почвы. Охрана почв

Птицы Красной книги

Отправить презентацию на почту

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

Быстроразвязывающиеся узлы

Это особая группа узлов, которые выполняют две основные и в то же время противоречащие друг другу задачи: надежно удержать соединение и при необходимости быстро распустить его. Решение такого противоречия было найдено в простой петле на конце узла, которая при выдергивании разрушает все плетение. Такая хитрость позволяет с этой целью использовать многие из узлов, которые при обычной вязке считаются трудноразвязываемыми.

Пиратский узел более сложен в завязывании, чем ведерный, хотя имеет сходные с ним характеристики и задачи. Узел во флоте применяли для временной швартовки шлюпок и катеров.

Рис. 25. Пиратский

Последовательность завязывания пиратского узла

1. Позади опоры сформировать простую петлю. Корневой конец веревки сложить еще одной небольшой открытой петлей.

2. Вторую открытую петлю, обведя опору спереди, завести в петлю 1.

3. На ходовом конце веревки сформировать небольшую открытую петлю и, обведя корневой конец веревки, провести над петлей 1.

4. Завести петлю 3 в петлю 2.

5. Затянуть узел.

Для парусного флота всегда большой проблемой было развязывание швартовых концов. Тросы, изготовленные из природного материала, намокая, впитывали влагу и разбухали, усложняя развязывание узлов. Особенно страдали от этого швартовые концы, которыми крепились корабли во время долгих стоянок в плохо оборудованных портах и на временных стоянках. В случае быстрого отхода судна тросы, прикрепленные к причальным приспособлениям, приходилось рубить. Для того чтобы избежать такой ситуации, и был придуман узел «мокрый» полуштык, позволяющий развязывать намокшие канаты и тросы. Его применяют для крепления фалиней и швартов за кнехты и битенги. Легкое развязывание – не единственное положительное качество этого узла. Он надежен и хорошо выдерживает сильные постоянные и рывковые нагрузки.

Рис. 26. «Мокрый» полуштык

Последовательность завязывания узла «мокрый» полуштык

1. Ходовым концом троса сделать вокруг опоры полуштык.

2. Ходовой конец троса провести с другой стороны опоры и сформировать еще один полуштык в направлении, противоположном первому.

3. Ходовым концом сформировать небольшую открытую петлю и, обведя ее снизу вокруг корневого конца, завести между тросами первого и второго шлага.

4. Придерживая петлю, затянуть узел.

Узел достаточно простой, его легко могут завязать даже не очень опытные пользователи. Схема завязывания совпадает с завязыванием узла восьмерка и отличается последним действием, когда в верхнее кольцо восьмерки заводится не одноконцовая веревка, а открытая петля. Данный узел не стоит применять в местах с сильной переменной нагрузкой, и свободную часть ходового конца желательно сильно не укорачивать.

Рис. 27. Развязывающаяся восьмерка

Последовательность завязывания узла развязывающаяся восьмерка

1. Сформировать ходовым концом веревки «восьмерку».

2. На конце ходового конца веревки сформировать небольшую открытую петлю и завести ее в верхнее кольцо «восьмерки».

3. Затянуть узел.

Развязывающийся бегущий простой узел

Бегущий простой узел благодаря своей простоте и неплохим фиксирующим свойствам часто применяется в морской практике, но, основанный на простом узле, он приобрел и его недостаток: узел плохо распускается после приложения сильной тяги. Избежать этого позволяет развязывающийся бегущий простой узел. Применяется он при временной швартовке небольших плавсредств. Существует два варианта вязки этого узла, которые отличаются между собой дополнительной фиксацией свободного ходового конца веревки.

Рис. 28. Развязывающийся бегущий простой узел: а – вариант 1; б – вариант 2

Последовательность завязывания развязывающегося бегущего простого узла

1. Ходовым концом веревки сформировать закрытую петлю и сделать обвод вокруг нее.

2. Сложить ходовой конец веревки простой петлей.

3. Завести петлю в сформированный действиями 1 и 2 простой узел (вариант 1).

4. Свободную часть ходового конца завести в простую петлю (вариант 2).

5. Затянуть узел.

Этот узел в парусном флоте применяли при швартовке и буксировке шлюпок для высадки десанта на берег или абордажных боях, когда требовалось быстрое отчаливание от корабля под огнем противника. В этом узле сочетается достаточная надежность при постоянной тяге и быстрота цикла завязывания–роспуска соединения.

Читайте также  С какой высоты прыгают с парашютом

Рис. 29. Шлюпочный

Последовательность завязывания шлюпочного узла

1. Ходовым концом троса сформировать полуштык с последующим заходом за опору.

2. На ходовом конце троса создать простую петлю и завести ее между петлей и опорой.

3. Затянуть узел (свободный конец ходового конца троса нельзя оставлять очень коротким).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Галстучные узлы

Галстучные узлы Мы уже говорили о том, что в XIX веке завязывание галстука превратилось в целую науку, у которой были как свои теоретики, так и практики. Вслед за изменчивой модой появлялись все новые и новые разновидности узлов. Одни из них были постепенно забыты,

Морские узлы

Морские узлы Почти шесть тысяч лет назад в развитии человеческого общества произошло событие, по своему значению не менее важное, чем изобретение лука или плуга: люди создали первый парусный корабль, позволивший не только увеличить добычу пищи, но и осваивать новые

Узлы для соединения веревок

Узлы для соединения веревок ВодянойЭтот морской узел применяется для соединения веревок одинакового диаметра и является усложненным вариантом простого узла. Он создает прочное соединение, хорошо выдерживающее рывковую нагрузку и не имеющее тенденцию

Узлы для утолщения веревки

Узлы для утолщения веревки Многократная восьмеркаМногократная восьмерка – крупный стопорный узел, хорошо выдерживающий сильную переменную нагрузку. В морской практике он используется редко, несмотря на большую надежность и легкое развязывание. Благодаря большому

Узлы-петли

Узлы-петли Затягивающиеся петли А сейчас рассмотрим некоторые разновидности узлов, относящихся к затягивающимся узлам-петлям.Скользящая глухая петляЭтот узел по своим задачам и свойствам идентичен предыдущему, единственное его отличие – при его вязании

Узлы-маркеры

Узлы-маркеры Узлы-марки во флоте используют для предотвращения разматывания бухт канатов, тросов и веревок, фиксации концов узлов, а также для недопущения распускания концов канатов и тросов, изготовления огонов, кнопов. Для наложения марок используют тонкие лини,

Рыболовные узлы

Рыболовные узлы Одним из старейших видов деятельности человека, требующих применения большого количества узлов и разнообразия их форм, является рыбная ловля и охота. Но если у современных охотников на первое место выходят технические средства добычи – огнестрельное

Узлы-петли

Узлы-петли Английская петля (рыбацкая петля)Английскую петлю используют для привязывания грузил, поводков и т. д. Ее можно вязать на середине и на краю лески. Ее легко завязывать, и она неплохо держит нагрузку. Рис. 63. Английская петля (рыбацкая петля) Последовательность

Поводковые узлы

Поводковые узлы Для быстрого привязывания поводков к основной леске рыбаки применяют поводковые узлы.Поводковый на основе змеиного узла Рис. 70. Поводковый на основе змеиного узла Последовательность завязывания поводкового на основе змеиного узла 1. Сформировать

Охотничьи узлы

Охотничьи узлы Бегущий булиньБулинь – один из самых старых узлов, изобретенных человечеством. Он был известен еще древним египтянам и финикийцам. Бегущий булинь – это его разновидность с маленьким узлом, в который пропущен корневой конец. Он относится к простым

Узлы для обвязки

Узлы для обвязки Австралийский проводникАвстралийский проводник используют для организации точек крепления на базовой веревке, для изолирования поврежденного участка веревки, изготовления веревочных носилок, пристегивания среднего участника к связке, за что его

Вспомогательные узлы

Вспомогательные узлы Специальные вспомогательные узлы Среди вспомогательных в альпинистской практике отдельно выделяют группу специальных узлов, о которых речь пойдет ниже.Схватывающие узлыСхватывающие узлы – специальные узлы, применяемые в альпинизме, горном

Универсальные вспомогательные узлы

Универсальные вспомогательные узлы Диагональная обвязкаЭто вспомогательный узел, используемый в туризме для соединения и обвязки двух палок под разными углами. Диагональная обвязка по своей сути – это сочетание двух узлов – удавки и выбленочного. Рис. 107.

Декоративные узлы

Декоративные узлы В эту группу собраны те узлы, основной задачей которых является не столько создание соединений из веревок или шнуров, сколько декоративные, эстетические, а иногда и мистические функции. Первые декоративные узлы появились еще в период неолита и до сих

Бытовые узлы

Бытовые узлы Двойной рифовый (бантик)Завязывая каждый день шнурки ботинок, пояс халата, косичку дочери бантиком или упаковывая сверток, мы не задумываемся, что используем один из морских узлов – двойной рифовый узел. Этот узел известен и под другими названиями.

Галстучные узлы

Галстучные узлы АскотЭтот узел получил наибольшую популярность в конце XIX – начале XX столетия в Англии и был назван в честь королевских скачек в городке Аскот близь Лондона. Узел относится к разряду универсальных – его используют как для завязывания галстуков, так

Как научиться вязать морские узлы

Морские узлы для начинающих яхтсменов — один из первых разделов обучения в парусной школе. Без этого невозможно настроить паруса, пришвартовать лодку или спустить трап. Умение вязать морские узлы — искусство, которое уходит корнями глубоко в прошлое, во времена инков и фараонов.

История морских узлов

Люди научились вязать узлы раньше, чем придумали колесо или научились добывать огонь. В ход могли идти любые подручные средства — волокна, стебли, сухожилия животных, при этом никаких специальных инструментов, кроме пары умелых рук, не требовалось. Все гениальное — просто.

С помощью узлов наши предки скрепляли орудия труда, сажали на привязь домашних животных, плели сети для ловли рыбы, создавали письменность, строили хижины и первые лодки. Морские узлы зарекомендовали себя как самые надежные и оригинальные, а моряки и рыбаки славились своим умением ловко работать с веревками.

Изображения популярных сегодня морских узлов можно увидеть еще на древнеегипетских «Кораблях мертвых» — погребальных моделях лодок, которым больше 5000 лет. Эти корабли должны были доставить душу умершего в Царство Мертвых. Археологи обнаружили беседочный узел и на уцелевших снастях корабля фараона Хеопса, а выбленочный узел — на одной из дверей, ведущей в гробницу фараона Тутанхамона.

Люди с давних времен верили в магические свойства узлов. Завязывая их особым способом, знахари исцеляли пациентов, снимали порчу, защищали от сглаза. До сих пор, например, на знаменитой красной нити, привезенной из Израиля, завязывают шесть узлов, чтобы потом седьмым закрепить на запястье.

Одно из самых древних изобретений человечества продолжает служить нам. И спустя века умение быстро и верно завязать узел по-прежнему может спасти чью-то жизнь.

Классификация морских узлов

Узел для моряков имеет особое значение. Изначально, как только было создано первое парусное судно, все снасти крепились с помощью веревок. Все управление парусами было в прямом смысле завязано на тросах и блоках. И на таких огромных парусных судах, как «Седов» или «Крузенштерн» общая длина всех веревок и снастей измеряется десятками тысяч метров. И во всех разновидностях морских узлов обязан был разбираться любой матрос.

В эпоху расцвета судоходства, когда моря бороздили фрегаты, каравеллы и клиперы, существовало около 4000 видов морских узлов. До наших времен сохранилось примерно 700 способов, как вязать морские узлы. В современных мореходных училищах изучают не больше 40 морских узлов, опытный яхтсмен способен обойтись дюжиной. Но никто не преуменьшает значимость морских узлов как для парусных яхт, так и для моторных. Используя их, нужно пришвартоваться в марине, привязать кранцы, поднять груз или взять кого-то на буксир.

Важная особенность морских узлов — они должны выдерживать многотонную нагрузку, но при необходимости — развязываться без особых усилий. У каждого узла — свои функции, на основе чего выделяют несколько категорий.

  1. Стопорные узлы (knots) — с утолщением на окончании, связывают коренной и ходовой концы. Например, позволяют удержать шкот или фал в стопоре во избежание выскальзывания.
  2. Закрепляющие узлы (hitch) — позволяют прикрепить веревку ходовым концом к другому канату, элементу такелажа или предмету. Например, прикрепить флаг, пришвартоваться в марине.
  3. Cвязывающие узлы (bend) — соединяют между собой даже разные по толщине веревки. Например, когда при постановке на растяжку у берега не хватает длины швартова.

Среди видов морских узлов различают еще затягивающиеся — те, что при нагрузке становятся только крепче, и незатягивающиеся — те, что сохраняют свою форму. Например, завязанные петли можно регулировать по размеру, при натяжении узел остается неподвижным.

Основные морские узлы и их применение

Прежде, чем вставать к штурвалу и работать с парусами, нужно учиться вязать морские узлы. С этого начинается практическое обучение яхтингу. На борту любая мелочь имеет значение. Даже то, как вы складываете моток веревки в бухту и вешаете на просушку.

Есть два основных термина, которые следует запомнить, чтобы вы могли следовать инструкциям.

Коренной конец — это та часть веревки, которая остается неподвижной.

Ходовой конец — часть веревки, которая остается свободной и активно используется в работе.

Необычные морские узлы с названиями «кошачьи лапки», «воровской», «змеиный», «баранья нога», «крабья петля», «мартышкина цепочка», «пьяный», «устричный» вызывают огромное любопытство. Подробнее о них можно почитать, например, в книге Льва Скрябина «Морские узлы». Новичкам парусного спорта для начала достаточно знать, какие основные морские узлы используются чаще всего.

Читайте также  Как победить страх высоты

Восьмерка

Классика. Название отражает форму. Этот морской узел можно без усилий завязать, даже если веревка намокла. На парусной яхте узел «восьмерка» обычно используется как стопор и крепление. Используя «восьмерку», можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, натянуть струны гитары или сделать собачий поводок более удобным.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать морской узел «восьмёрка»:

  • Создать петлю. Для этого обнести ходовой конец вокруг коренного, а затем вытащить конец сверху.
  • Ходовой конец завести за себя и продеть в петлю.
  • Затянуть.

Прямой узел

Еще древние греки называли его «геркулесовым». Им соединяют два одинаковых по диаметру каната, завязывают чехол от паруса. Прямой узел мгновенно завязывается и развязывается, но не выдерживает большие нагрузки, а при попадании воды может потерять свою форму. Моряки считают его ненадежным и стараются не использовать там, где от него может зависеть безопасность.

Как научиться вязать морские узлы

  1. Скрестите две веревки так, чтобы сформировать полуузел.
  2. Еще раз повторите действие, но обязательно так, чтобы конец, лежащий поверх веревки, снова оказался сверху. Если допустить эту незаметную ошибку — выйдет «бабий» узел.
  3. Затяните.

Простой штык

Один из самых незаменимых незатягивающихся морских узлов. Выдерживает большую нагрузку в несколько тонн и при этом легко развязывается. Наиболее активно используется при швартовках или буксировке. Для надежности штык лучше завершать контрольным узлом.

Обычно достаточно двух-трех штыков, чтобы привязать яхту, например, к причалу с помощью кольца. Нет смысла закладывать больше штыков, так как прочность морского узла от этого не зависит.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать простой штык:

  1. Создать петлю вокруг точки опоры.
  2. Провести ходовой конец под или над веревкой.
  3. Повторить действие в том же направлении, чтобы петли были завязаны одинаково.
  4. Сделать петлю вокруг веревки.
  5. Закрепить.

Выбленочный узел

Этот морской узел понадобится, чтобы привязать кранцы или закрепить веревку на гладкой поверхности, скажем, столбе, бревне или трубе. Используется он там, где нагрузка с обеих сторон примерно одинаковая, иначе узел не выдержит.

Выбленочный узел стал так называться из-за кусков смоляной веревки примерно два сантиметра в диаметре, которые называли выбленками. Их применяли на парусных кораблях матросы, чтобы сконструировать подобие лестницы и перемещаться по вантам. Они и придумали узел, чтобы завязать его даже одной рукой, оставляя другую свободной.

vyblenochniy-1.jpg

Как вязать выбленочный узел:

  1. Обнести ходовой коней вокруг объекта крепления.
  2. Сделать перехлест.
  3. Провести конец через получившуюся петлю.
  4. Крепко затянуть.

Беседочный узел

Без преувеличения, универсальный морской узел, который приходит на выручку чаще всего. Второе название — булинь. Преимущество в том, что им можно надежно соединить два отрезка веревки даже разные по толщине. Подходит для швартовки, обвязывания вокруг опоры и страховки. Беседочный узел легко вяжется не скользит, а шанс, что он развяжется очень низкий.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать беседочный узел:

  • Формируем на конце петлю.
  • Проводим ходовой конец через образовавшуюся петлю.
  • Ходовой конец проносим позади коренного и снова продеваем в петлю с обратной стороны.
  • Аккуратно затягиваем узел.

Доказано, что регулярная практика по вязанию узлов развивает координацию, мелкую моторику и улучшает зрение. Техника вязания морских узлов — обязательная часть программы курсов школы парусного спорта SportFlot. В реальной жизни все выглядит гораздо проще, чем на картинках, так что вы быстро освоите этот полезный навык, который пригодится не только на яхте, но и дома на суше.

Мастер класс по туристическим узлам в турклубе «Авантюра»

17.02.2017 в антикафе «Freedom» состоялась встреча членов туристического клуба «Авантюра» посвященная теме – «Туристические узлы».
На встрече присутствовали: 11 человек.

m73ZjwYRTn8

Лекцию провел, очень подробно рассказал и на практических примерах показал Слава Удалов. Он рассказал, как, где и для чего чаще всего используются туристические узлы.

oV4HuAUampM

А именно:
— для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.)
в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы.

Существует огромное количество узлов, причем большинство из них имеют одинаковое назначение. Овладение техникой вязки узлов всегда должно начинаться с выбора тех из них, которые будут достаточным минимумом, необходимым в тех или иных условиях. Учиться вязать все узлы не просто долго, но и опасно, поскольку в тех ситуациях, когда от узла будет зависеть жизнь человека, узел нужно вязать, а не мучительно выбирать наиболее подходящий.

Узлы можно классифицировать по их назначению:

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «встречный», «грейпвайн».
2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».
3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «австрийский проводник», «двойной проводник».
4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».
5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Со слов Славы мы узнали, что существует множество узлов, но основных узлы, которые чаще всего используются в туризме, около 10. Слава нам подробно их описал.

Виды узлов:
1. Узел Проводник – используется при креплении веревки.
Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел, чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел Мягко вяжется на конце и в середине веревки, можно вязать одним концом.

image001

2. Узел Восьмерка – используется для получения надежной петли, а также для закрепления веревки на рельефе. Из него делается карабинная удавка.
Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (в).

image003

3.Встречный узел – Используется для связывания веревок любого диаметра, а также сочетания: лента- верёвка.
Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел, затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны. После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся.

image005

4. Узел Грейпвайн- используется для само страховки. Надежный узел. Под нагрузкой сильно натягивается. Применяется для связывания веревок одинакового диаметра.
Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны, затем то же самое с другой. Узлы стягиваются. Контрольные узлы не вяжутся. Правильный вид узла показан на последнем рисунке.

image007

5. Узел Булинь – используется для крепления веревки на рельефе к различным кольцам, а также при обвязывании веревки вокруг опоры. Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю. Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны. Узел затягивается и завязывается контрольный узел.

image009

6. Узел Пруссинка – (схватывающий). Узел свободно перемещается при нагрузке затягивается. Используется для само страховки.

image012

7.Узел Бахмана – (схватывающий). Обычно применяется для силовых операций с веревкой. Для само страховки применяется относительно редко. Назван в честь Франца Бухмана — изобретателя этого узла.

8. Узел Австрийский проводник — используется для закрепления веревки на местности.

image014

9. Узел простой штык — этот нехитрый, но надёжный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, а затем свободно развязать. Например, за крюк при буксировке автомобиля или при переправе ч.з реку.

image016

10. Узел стремя — Петли узла используют в качестве опоры для ног при подъёме по закреплённой верёвке (само вылаз из трещин).
Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом. Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.

11. Узел UIAA («карабинный») — замена спускового/страхующего устройства

image020

Он не только описал все виды узлов, но и показал как же их вязать и научил нас.

eMkWWhzJ9bI

Даже ребенку было очень интересно. В будущем юной туристке этот урок обязательно пригодится!;-)

FKBvtRu0nlU
UUsv0xjJZWU

Подытожив, Слава заметил, что умение правильно применять нужные узлы на практике является неотъемлемой частью успешного и безопасного занятия горным туризмом. Он добавил так же, что материал, который он дал на мастер-классе, будет закреплен на практике летом.

Время во время лекции пролетело очень быстро и надо было собираться домой. Пообщавшись еще минут 10-15 возле входа довольные участники разошлись и разъехались по домам.

Турклуб «Авантюра» планирует проводить еще много разнообразных, полезных лекций! Ждем всех!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: