Высота руля велосипеда

Правильная посадка на велосипеде: схема положения при езде

Правильная посадка на велосипеде – это один из главенствующих факторов успешного катания. От нее зависит и самочувствие ездока, и его безопасность, и выносливость, и, конечно же, размер удовольствия, получаемого от поездки. В этой статье мы рассмотрим все факторы, которые влияют на правильную посадку, а также научим вас корректно сидеть на велосипедах разного типа.

Этот материал особенно для вас важен, если вы, как родитель, пытаетесь научить своего ребенка ездить на велике. Как говорится, научить легко – сложно переучивать!

Итак, давайте выясним, как правильно сидеть на велосипеде при езде, так, чтобы не перегружать колени и позвоночник.

Факторы, влияющие на правильную посадку

Правильная посадка на горном велосипеде (а также на городском, шоссейном или детском), зависит от следующих параметров:

  • Высота сиденья;
  • Положение седла;
  • Расположение руля;

Давайте детально изучим особенности настройки каждого фактора.

Как вычислить правильную высоту сиденья

Существует сразу несколько способов выявить корректную высоту седла, от которой зависит правильное положение на велосипеде для ребенка и взрослого.

«Пяточный метод»

  • Установите педаль плоской и широкой частью параллельно полу, поставьте на нее пятку;
  • Седло поднимите настолько, чтобы нога была полностью прямая;
  • При этом таз расположен ровно, не перевешиваясь в сторону рассматриваемой ноги;

Это самый простой ответ на вопрос «какая правильная посадка ребенка на велосипеде». К сожалению, метод не идеальный, так как не учитывает индивидуальных аспектов организма и физиологических особенностей строения тела. Однако, для большинства начинающих ездоков вполне сносный.

  • Встаньте лицом к стене, ноги и позвоночник держите максимально ровно;
  • Зажмите между ног книгу, корешком кверху, при этом книга должна сильно упираться вам в пах (по аналогии с седлом, на которое ездок давит всем своим весом);
  • Коснитесь корешком книги стены и отметьте эту точку;
  • Измерьте расстояние от точки до пола;
  • Это и есть оптимальная высота седла для рассматриваемого человека. Ее отмеряют от нижней точки оси педали до сиденья, и она равна примерно 109% расстояния от паха до пола. Проверьте!

Существует множество техник расчета правильной посадки на шоссейном велосипеде, схем, формул и таблиц. Есть даже специальный прибор – гониометр, измеряющий угол колена в нижней части оборота педали (оптимальный угол 25-35%). Однако, на практике многие тренера сегодня пользуются «книжным» методом вычисления, описанным выше.

«Универсальный»

Это самый простой, «дворовый» способ вычисления правильной высоты седла велосипеда.

  • Сядьте на велик и прислонитесь к стенке или любому столбу;
  • Поставьте пятку на педаль и установите последнюю в самую нижнюю точку хода;
  • Нога должна быть слегка согнута в коленном суставе;
  • Чаще всего такой высоты вполне достаточно для размеренного катания в городе. Если планируете поездку на дальнее расстояние, целесообразнее будет седло слегка опустить.

Посадка в зависимости от положения седла

Итак, как вычислить правильную высоту сиденья мы знаем, теперь поговорим про его положение.

Чаще всего этот параметр рассматривается индивидуально. Самое главное, еще на стадии покупки, убедитесь в том, что седло подходит вашей, извините, «попе». Существуют и узкие сиденья, и широкие, и жесткие, и мягкие. Ассортимент и разнообразие сегодня порадуют любого покупателя. Прямо в магазине попробуйте посидеть на всех видах седел, так вы выявите наиболее комфортное.

Теперь, собственно, про положение. Изначально сиденье всегда устанавливают строго горизонтально земле. В процессе езды можно подстраивать его, под свои максимально комфортные ощущения.

Имейте ввиду, если вас интересует, как правильно сидеть именно на горном велосипеде (местность с большим числом подъемов), нос сиденья слегка опускают. Если вы чаще катаетесь на территории с большим числом спусков, седло чуть-чуть приподнимают. Для езды в городских условиях, где превалирует ровная поверхность, седло можно ставить горизонтально.

Правильная посадка в зависимости от положения руля

Геометрия руля оказывает большое воздействие на распределение веса при катании. Для правильной посадки на городском велосипеде высота руля играет немалое значение, и устанавливается она, как и в случае с положением седла, индивидуально.

  • Если поднять руль высоко, вы будете меньше нагружать руки, но при этом потеряете в ловкости при управлении. Такой вариант не подходит для горного велосипеда, зато идеален для езды в городе или на шоссе;
  • Если опустить руль низко, руки устанут сильнее, зато управление будет максимально острым. Этот вариант предпочтителен для горных или трюковых велосипедов.
  • Обратите внимание на правильную посадку рук на руле: локти слегка согнуты (до 140°) и разведены в стороны. Запястья не выкручены, не смотрят ни назад, ни вниз, ни вперед.

Возможные ошибки посадки

Иногда, даже если вы выяснили, как правильно сидеть и ездить на горном велосипеде, и выполнили настройку седла и руля корректно, все равно возникают неприятные ощущения. Так бывает, ведь каждый человек индивидуален. Давайте разберем самые часто встречающиеся симптомы:

  1. Если у вас немеют руки, значит ваш вес сильно смещается вперед;
  2. Если затекают ноги – у вас сильно узкое седло, которое давит на сосуды;
  3. Если болят колени – слишком низко посажено сиденье.

Почему так важна правильная посадка и на что она влияет?

Конечно же, на здоровье и комфорт ездока. Вот вам список причин соблюдения корректной посадки:

  • От нее зависит продуктивность и эффективность катания, особенно, если вам предстоит покрыть большое расстояние;
  • Посадка влияет на здоровье коленных суставов. Спросите любого профессионального велогонщика, и он вам подтвердит, что именно колени быстрее всего теряют здоровье при интенсивных катаниях;
  • Неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости и потере выносливости;
  • А еще, она перегружает позвоночник, поясницу и шею.
  • При корректной позе вы будете легко и ровно дышать, получать достаточное количество кислорода и ни за что не запыхаетесь.
  • Это значит, сердечно-сосудистая система не будет перегружаться и ваш пульс всегда будет находиться в зоне комфорта.

Далее мы поговорим об особенностях правильной посадки на велосипедах разного типа: горном, шоссейном, городском и детском.

Посадка на горном велосипеде

Если взглянуть на схему правильной посадки на горном велосипеде, а также на фотографии гонщиков, можно отметить низкое положение руля. Ездок при этом, практически лежит на руле грудной клеткой. Кстати, седло располагается на 5-10 см выше руля.

При этом минимизируется ущерб от сопротивления воздуха и достигается наиболее высокая скорость. Такая посадка способствует более острому управлению, спортсмен двигается ловчее и агрессивнее. Однако, горное катание далеко не всегда подразумевает высокие скорости.

Итак, правильное положение велосипедиста на горном велосипеде – корпус слегка наклонен вперед, седло поднято до уровня руля (+/-5 см), ноги при кручении педалей максимально распрямляются. Сиденье лучше установить горизонтально.

Посадка на шоссейном велосипеде

Теперь поговорим про правильную посадку на дорожном велосипеде – какой она должна быть?

Седло желательно установить на таком расстоянии, чтобы нога была слегка согнута под углом (метод 109 градусов или универсальный). Седло установите горизонтально, а в процессе езды прислушивайтесь к своим ощущениям – возможно вам захочется слегка приподнять или наклонить нос. Поездка по шоссе предполагает ровную и размеренную езду на постоянной скорости.

Как правило, на таком пути вам редко встречаются кочки и ямы, поэтому смысла сильно занижать руль, для ловкости при управлении, нет. Самая оптимальная высота руля на шоссейном байке – когда угол между плечом и торсом составляет примерно 90°.

Посадка на городском велосипеде

В городе люди ездят спокойно, размеренно, неторопливо. Они не преодолевают препятствий на местности, не сдают нормативов на скорость, не стремятся преодолеть длительное расстояние. Характерное отличие посадки на городском велосипеде – прямая спина и высокое расположение рук на руле. При этом угол между корпусом и землей составляет практически 90°.

Таким образом, для езды на городском байке руль необходимо поднять выше сиденья на 10 см, как минимум, а высоту седла регулируют универсальным методом. Положение сиденья желательно выставить горизонтально. Правильное положение ног при езде на городском велосипеде – слегка согнутые в коленном суставе в нижней части хода педали.

Правильная посадка на детском байке

Какой должна быть правильная посадка на детском велосипеде, давайте обсудим и эту тему. Ведь от нее зависит безопасность ребенка на дороге. Вот главные правила, которых следует придерживаться:

  • Высота седла должна быть такой, чтобы ребенок в любой момент мог коснуться обеими ногами (можно носками) поверхности;
  • Расстояние от верхней перекладины рамы до паха не должно быть менее 6 см;
  • Правильное положение руля на детском велосипеде – слегка выше сиденья, при этом, корпус ребенка слегка наклоняется вперед.

В ответе на вопрос «как правильно сидеть на велосипеде ребенку» запомните главное: детская посадка всегда немного выше, чем у взрослого, чтобы малышу было легче и удобнее наблюдать за дорогой.

В заключение, хотелось бы еще раз отметить важность правильной посадки взрослого и ребенка на велосипеде. Подумайте о своем здоровье, безопасности и комфорте. Не слушайте соседа или «опытного» друга – прислушивайтесь к своим ощущениям. Тело не станет обманывать! С вашей стороны нужно лишь понять, за что отвечает тот или иной фактор, и регулировать его под свои индивидуальные особенности.

Как отрегулировать высоту руля на велосипеде

Регулировка высоты руля на новом велосипеде

Современный велосипед после приобретения требует настройки. Обычно, прежде всего, обращают внимание на седло и устанавливают нужную его необходимую высоту. Считается, что руль изначально установлен так как нужно, уже при заводской сборке. Но это не совсем так и необходимо уметь отрегулировать его под себя. Однако любители велопокатушек зачастую не знают как отрегулировать руль на велосипеде и обращаются за помощью в веломастерские, хотя вполне могут проделать это и сами.

Устройство руля велосипеда

Составные компоненты рулевого управления

Действительно, при неправильно настроенной высоте руля, поездка, особенно на длительные расстояния, становится крайне не комфортной. Начинает болеть спина, ломит руки, появляются неприятные ощущения в области шеи. Усталость наступает быстрее, поэтому правильно отрегулированный руль в сочетании с нормальной посадкой на велосипеде – залог приятной езды. Прежде чем начать работы по регулированию высоты руля, надо разобраться с его устройством:

  • Сам руль, который представляется как перекладина, может быть прямой, специально изогнутый, но всегда это то, что мы держим в руках во время управления велосипедом;
  • Небольшая “труба-переходник”, соединяющая руль и шток вилки, называется вынос;
  • Рулевая колонка, состоящая из двух чашек, подшипников, колец. Благодаря этой конструкции руль может свободно вращаться в рулевом стакане;
  • Наконец сам стакан, являющийся частью рамы. Его предназначение состоит в том, чтобы содержать в себе всю рулевую конструкцию описанную выше.

Это общая схема устройства руля современного велосипеда. Есть различные варианты диаметра крепления этих компонентов между собой, а также они отличаются длиной выноса и рулевой трубы. Также можно различать устройство руля по рулевым колонкам, которые бывают двух типов:

  • резьбовые, верхняя часть такой колонки занята резьбой и рулевая труба крепится фиксируясь контргайкой;
  • безрезьбовая, обе чашки этой колонки запрессовываются в стакан и в них ставят подшипники.

Все эти конструктивные особенности облегчают управление велосипедом и регулировать настройки с помощью них становится проще. Но они усложняют обслуживание велобайка, так как их нельзя назвать простыми устройствами.

Варианты изменения положения руля

Посадка на городском велосипеде

Нужно сказать, что велобайки с безрезьбовыми колонками имеют очень небольшие параметры для того чтобы отрегулировать высоту, всего несколько сантиметров. В этом смысле велосипеды с резьбовыми колонками находятся в большем предпочтении. Но есть некоторые нормы в положении руля для того или иного типа езды:

  • Для пожилых людей и детей отрегулировать надо так, чтобы при езде наклон был 60 – 90 градусов;
  • При длительных поездках наклон должен быть или 60 – 90 или же 40 – 45 градусов;
  • Если езда на велосипеде в основном приходится по ровным, асфальтированным дорогам, то здесь корпус по отношению к земле должен быть расположен на 30 – 40 градусов.
Читайте также  Детский скалодром своими руками

Посадка на горном велосипеде

Исходя из этих параметров, надо устанавливать руль в правильном положении, чтобы поездка каждый раз оставляла приятные впечатления. Но в регулировке многое зависит от того, какой у вас тип велосипеда и собственный рост. Зная эти параметры, можно с легкостью отрегулировать так, чтобы поездка была максимально удобной:

  • в горном велобайке тело должно быть наклонено примерно на 40 градусов, поэтому руль находится на одном уровне с седлом;
  • в случае с городскими велосипедами, руль должен быть чуть выше седла, но так, чтобы спина не была вертикальной. А иначе, при такой езде, владельцу двухколесника через некоторое время грозят проблемы с коленями, спиной, с геморроем и т.д.

Настроить средство управления двухколесным транспортом важная задача, так как без этого невозможна нормальная поездка.

Настройка

Вынос на резьбовой рулевой колонке велосипедаПри регулировке руля важно соблюдать определенную последовательность действий и понимать какие именно нужно использовать инструменты.

Для регулирования резьбового рулевого стакана понадобится шестигранник и ключ для гаек, далее надо произвести следующие действия:

  • ослабляем болт в верхней части выноса;
  • раскручиваем соединение по резьбе у основания теперь его можно поднять, а при еще более усиленном ослаблении гаек и совсем вынуть;
  • можно смазать руль, а затем, установив на нужную высоту, снова закрепить все гайки и верхний болт, который раскручивается только шестигранником.

Освобожденный руль легко регулируется по высоте и его надо зафиксировать после того как он будет установлен в том положении, которое выбрано для наиболее удобной езды.

Этот способ настройки касается только резьбового соединения.

Проставочные кольца под выносом руля

Но когда требуется приступить к настройке безрезьбовых стаканов, которые надо также отрегулировать по высоте, то потребуются ключ-шестигранник и обычный ключ для откручивания гаек. Когда эти инструменты приготовлены, последовательность дальнейших действий такова:

  • ослабляется болт шестигранником, который находится в центре выноса руля;
  • затем откручиваются один-два боковых болта выноса;
  • болты полностью вынимаются и руль с выносом снимаются со штока вилки;
  • с помощью проставочных колец регулируем высоту. Добавляя их – увеличиваем высоту, убирая – уменьшаем ее. В целом надо заметить, что для безрезьбового соединения очень мало вариантов увеличения высоты руля.

После окончания работ возвращаем устройство управления велосипедом на прежнее место и фиксируем болты. Важно при этом, чтобы тросики, которые ведут к тормозным системам и переключателям передач, не перепутались. Также очень существенно при настройке, чтобы руль был перпендикулярен колесу велобайка не болтался. Все болты необходимо затягивать без излишнего переусердствования, но тщательно.

Итоги

В конструкции велосипеда рулевое устройство играет важное значение. Без него невозможно управление велобайком. Устройство этой конструкции нельзя назвать простой, а наличие подшипников требует периодической разборки, профилактики и смазки. Также важно правильно настроить это средство управления по высоте. Так как от этого будет зависеть удобство передвижения на велосипеде. Регулировка высоты рулевой трубы будет зависеть от роста велосипедиста и от типа самого велобайка. Произвести необходимые процедуры по настройки высоты можно самостоятельно если разобраться в конструкции рулевой системы.

Правильная посадка на велосипеде

Правильная посадка во время катания на велосипеде — это, как ни странно, один из ключевых моментов для успешного катания, достойный рассуждений и споров. Попробуем поразмышлять на эту тему.

Первоначально, велосипедисту нужно правильно подобрать размер рамы, соответствующий его росту и комплекции; в этом ему смогут помочь профессиональные советы консультантов.

Итак, исходная составляющая подобрана, теперь для нас важно правильно подобрать следующие параметры:

  • высота седла;
  • положение седла;
  • выбор или корректировка длины выноса.

Начать, конечно же, стоит с высоты и положения седла. Здесь мы рассмотрим несколько самых распространенных алгоритмов подбора высоты седла (первые из них будут для продвинутых, а последний — самый доступный для большинства):

1) “Метод пятки”

Данный способ предполагает постановку пятки на установленных шатунах на “6 часов” (низ шатуна направлен перпендикулярно к земле) таким образом, чтобы колено было полностью расправлено, при этом таз остается в ровном положении и не перекашивается в сторону педали, корпус не должен тянуться за ногой. Это самый легкий или самый простой метод, однако не единственно-верный, так как не учитывает индивидуальные особенности строения тела каждого велосипедиста.

2) “Метод Холмса”

Этот метод можно назвать профессиональным подходом, который был создан профессионалами для профессионалов с целью снижения травм колена у спортсменов. Основная идея данного метода — это измерения угла коленного сустава в нижней части хода педали, с помощью специального инструмента — гониометра. Медицинское оборудование, как мы знаем, штука совсем не дешевая и если вы не профессиональный спортсмен, то приобретать ее смысла нет. Хотя, если есть желание подойти к выбору посадки серьезно, то можно посетить специальный диагностический спортивный центр, где такое оборудование используется постоянно.

В основе данного метода лежат исследования, показывающие оптимальный угол сгиба колена, составляющий 25- 35 градусов. Притом, угол 25 градусов предпочтителен людям, у которых есть проблемы с коленными суставами — например, страдающих болью в коленях из-за воспаления сухожилий.

3) “Метод 109%”

Был разработан компанией Хамли и Томас в 1967 году. Проводились эксперименты с разной высотой седла и обнаружили, что идеальная посадка была достигнута, когда седло расположили в 109% расстояния между промежностью и ступней велосипедиста (как показано на рисунке ниже) при измерении длины от оси педали кверху седла. Для проведения подсчета дома, встаньте лицом вплотную к стене и положите толстую книгу между ног (корешком вверх, сымитировав ею седло). В данный момент важно чтобы книга была максимально прижата к промежности, ведь при езде на велосипеде вы давите промежностью на седло всем своим весом. Стойте прямо, пятки прижаты к полу, отметьте линию вдоль верхнего края книги касаясь стены. Проведите измерения несколько раз – так вы получите самый точный результат.

Этот метод чрезвычайно популярен и рекомендуется многими тренерами. Тем не менее, недавнее исследование профессора Пелевера показало, что он уступает методу Холмса в плане экономичности езды.

4) “Метод Лемонда”

Метод, разработанный победителем Тур де Франс, Грегом Лемондом, многие называют вариацией на тему предыдущего метода: для определения оптимальной высоты седла в рамках этого метода также используется длина ноги, измеренная от паха до пятки. Но при этом, по формуле Лемонда, расстояние от центра каретки (а не педали в нижнем положении) до верхней точки седла должно составлять 88,3% длины ноги велосипедиста. Любопытным является тот факт, что согласно исследованиям Пелевера, высота седла при использовании этого метода зачастую отличается от данных, которые мы получаем при использовании «метода 109%». И, несмотря на то, что метод Лемонда подходит большому числу велосипедистов, найдутся и те, для кого он будет не идеальным.

Суть его проста — расстояние от верхней части седла до оси шатунов должно быть 83,3% от метода 109%.

5)Метод простой-универсальный.

Сидя на велосипеде, оперевшись о стену или дерево. Ваша нога должна быть слегка согнута в самом нижнем положении педали. Обычно, 99% велосипедистам этого достаточно. Начинающие могут пожаловаться, что таким образом седло будет слишком высоко, однако отметим, что в таком случае посадка максимально эргономична и вред, наносимый коленям будет минимальным.

Для катания на небольшие дистанции или даже прогулки — можно немного опустить седло. Так вам будет проще слезать и залезать на велосипед.

Итак, подведем итоги:

Как минимум 4 из самых распространенных способов доступны в домашних условиях для любого велосипедиста — можно попробовать и вывести среднее значение.

Методы методами, а все же, почему так важно правильно выбрать эту самую высоту седла? Ответ прост: при педалировании, сидя в седле, правильная высота седла с одной стороны увеличивает эффективность кручения педалей, а с другой стороны способствует сохранению суставов велосипедиста здоровыми.

Именно поэтому важно подойти к измерениям ответственно — потратив один раз время на подбор нужной высоты, вы сможете минимизировать дискомфортные ощущения в коленях, а также уменьшить риск получения различных травм. Индивидуальные особенности организма никто не отменял — поэтому корректировать полученные результаты в плюс или минус является нормальной практикой. Кстати, на подседельных штырях есть специальные насечки, указывающие минимальный обязательный уровень погружения штыря в подседельную трубу — соблюдайте его, иначе штырь может лопнуть или испортить раму.

На что еще можно обратить внимание в посадке?

Наклон седла и его выбор.

Так-так, с высотой седла мы разобрались — теперь нужно выбрать его положение на штыре. Стартовой точкой в данном случае принято брать горизонтальное положение седла. Тонкость заключается еще и в том, подходит ли вам седло. Параметры седла подбираются индивидуально, исходя из биологических особенностей организма велосипедиста. От его ширины зависит многое — от здоровья органов малого таза до комфорта в продолжительной поездке. В том числе, не стоит забывать, что для каждого направления катания на велосипеде угол наклона седла нужен свой — для преобладающих подъемов можно немного опустить нос седла, в то время как для спусков наоборот — приподнять. Эти параметры весьма индивидуальны, поэтому, для простого катания стоит избрать начальной точкой горизонтальное положение. Пытаться подогнать геометрию велосипеда под себя стоит после продолжительного катания, когда вы станете понимать, что именно вам нужно.

Геометрия велосипеда.

Важным параметром в геометрии велосипеда является величина расстояния от седла до руля. Основными показателями для этого служат длина верхней трубы рамы, угол подседельной и рулевой труб (это те параметры, которые мы выбираем в совокупности, при покупке велосипеда или рамы). Однако если вы до этого не катались или не знаете геометрию своего прошлого велосипеда, то ваш единственный выбор довериться именитому производителю с универскальной геометрией.

Вынос.

Стоит упомянуть, что это расстояние (от седла до руля) легко поменять изменением длины выноса — так, для экстремальных дисциплин используются выноса от 30 до 50 миллиметров, в то время как для кросс-кантри может легко применяться вынос от 60 до 120 миллиметров.

Седло.

Обычно, при покупке велосипеда в стандартной заводской комплектации, покупатель получает сбалансированные параметры велосипеда, однако, даже в стоковой комплектации у него есть свой запас по размеру: седло двигается на рамках (так называемых “рейлах”) в пределах 1-2 сантиметров от центрального положения. Этим мы можем легко укоротить посадку, тем самым разгрузить поясницу.

Проставочные кольца под/над выносом.

К такому же результату (разгрузка поясницы) приведет перестановка проставочных колец на штоке вилки под вынос (укорачивается посадка), а установка колец над ним приведет к обратному: посадка станет более растянутой — поясница загрузится, но появится комфортность и свобода движений — это особенно актуально для спусковых дисциплин.

Руль.

Очень сильно на распределение веса влияет геометрия и высота руля — рули с подъемом разгружают руки, но делают управление менее острым и снижают стабильность велосипеда. Вообще руль, хоть и выглядит просто, совмещает в себе несколько геометрических параметров, которые нужно подбирать лишь при покупке нового руля — это лучше делать, имея за плечами некоторый опыт самостоятельного катания и настройки велосипеда.

Читайте также  С какой высоты прыгают десантники

Запястья, хват и тормозные рычаги.

Касаемо комфорта в езде — часто можно видеть ошибочно настроенные велосипеды — люди катаются на байках, держась за руль выкрученными запястьями. У кого-то они смотрят назад и вниз, у кого-то наоборот — выгнуты вперед. Оба эти положения являются ненормальными. Правильное положение рук на руле таково: локти должны быть направлены в стороны и немного согнуты, образуя угол примерно в 135°. Кости предплечья должны образовывать прямую линию вместе с пястными костями указательного и среднего пальцев. Сами указательный и средний пальцы не обхватывают грипсы, а лежат на тормозных рычагах — так вы снизите нагрузку на запястье и сделаете катание безопасным и комфортным. Кстати, это же касается положения тормозных ручек — они не должны быть наклонены слишком горизонтально или же вертикально — это ухудшает восприятие тормозных рычагов и ведет к приложению излишних сил для торможения.

Общее и возможные ошибки:

Ключевым моментом при езде в седле являются ваши личные впечатления и ощущения от езды: часто бывает, что при примерных расчетных настройках на выходе велосипедист получает немеющие руки или ноги. Это однозначно указывает на проблемы в настройке велосипеда.

Так, например, немеющие руки указывают на смещение веса велосипедиста ближе к рулю — руки перегружаются, на них приходится большая часть веса велосипедиста. В данном случае может помочь установка проставочных колец под вынос, сдвиг седла назад, замена руля на модель с подъемом больше стандартного. Этими действиями вы сместите центр тяжести ближе к заднему колесу.

Частой проблемой является и затекание ног — здесь возможна проблема в выборе седла: слишком узкая модель седла может передавливать сосуды, тем самым ограничивая кровоток к конечностям. Так же, боли в коленях при длительной езде точно свидетельствуют о недостаточном количестве потребляемой вами воды во время поездки (при активном педалировании из сустава выходят соли и это вредит колену), или же о недостаточно высоко поднятом седле.

Многие не согласятся, что высоко поднятое седло это хорошо: “я катаюсь недолго, и мне неудобно слезать с высоченного седла” — здесь хочется напомнить, боли в коленных суставах очень неприятны. Всегда помните, что при настройке велосипеда вы сохраняете свое здоровье — не стоит настраивать велосипед только по удобству – важно опираться и на пользу для организма.

Все, приведенные выше советы и хитрости являются общей рекомендацией и, конечно, ведут лишь к базовой настройке велосипеда. Выбрать идеальную для себя посадку можно лишь после нескольких пробных выездов, чтобы выявить посадку, подходящую именно вам. И главное – не бойтесь экспериментировать: небольшими шагами, изменяя один параметр (а никак не несколько одновременно), вы в итоге подберете для себя оптимальную посадку!

Автор: Дамир Сафин

12 лет в маунтинбайке, перепробовал все типы велосипедов и их подвесок — от обычных кросс-кантри моделей до тяжелых даунхильных велосипедов. Истинный фанат своего увлечения. Способен подбирать комфортную высоту руля в течении 1,5 месяца.

Регулируем высоту руля

Самый эффективный способ сделать катание на велосипеде более удобным — отрегулировать высоту выноса и руля. Часто, велосипед с рулем, который нельзя отрегулировать по высоте менее управляемый и недостаточно комфортный. Велосипедисты экспериментируют с высотой седла, давлением в покрышках, настройками подвески, но не все подозревают о преимуществах правильной установки высоты руля. Читайте наше подробное руководство как самостоятельно отрегулировать высоту руля. Высоту руля измеряют относительно высоты седла. Так, гонщики часто устанавливают руль ниже чем седло, наоборот, любители комфортного катания стараются поднять руль выше.

Отметим, что низко установленный руль снижает центр тяжести байка. Вы сильнее нагружаете переднее колесо, увеличиваете тягу. Помимо этого, низкое положение руля равномернее распределяет вес велосипедиста между колесами, что особенно актуально во время подъемов в гору. Эти особенности еще более заметны на велосипедах с большими колесами (29er).

Но стоит и оговориться: слишком низкое положение руля ухудшает контроль над байком. К счастью, вы легко можете экспериментировать с высотой руля самостоятельно и совершенно бесплатно. Мы предлагаем вам подробное руководство по регулировке высоты руля на современных горных и шоссейных велосипедах, где используется безрезьбовой вынос. Если у вас вынос руля крепится к штоку вилки на болтах. то скорее всего у вас именно такая система, о которой мы расскажем ниже.

Мы подробно описали все действия по фотографиям.

Время: 15 минут
Оценка навыков: легко
Стоимость: бесплатно

Инструменты, которые понадобятся для регулировки высоты руля:

— Набор шестигранников
— Если вы работаете с легкими компонентами или из карбона, мы рекомендуем использовать ограничитель натяжения, чтобы не сорвать резьбу
— Для некоторых выносов понадобятся торксы T20 или T25

Самый простой способ настроить высоту руля — это использование специальных проставочных колец, которые обычно есть на каждом велосипеде.

Этот байк оснащен двумя кольцами и коническим кольцом для увеличения высоты руля. Если вы желаете установить вынос пониже — коническое кольцо можно заменить на короткую проставку.

Проставочные кольца обычно устанавливаются на все велосипеды (от 20 до 30мм), для того чтобы можно было быстро изменить высоту выноса и руля простым перемещением колец над или под вынос. Болты используются стандартные, с шестигранной головкой.

1. Начните с того, что зафиксируйте колесо своего байка, а затем ослабьте болты крепления выноса к рулевой трубе вилки.

2. Снимите крышку рулевой колонки. Как правило, ключ на 5мм или 4мм.

3. Снимите вынос с рулевой трубы вилки.

4. Решите для себя на какую высоту опустить вынос и уберите соответствующее количество колец.

5. Установите вынос руля обратно на рулевую трубу и сверху наденьте те кольца, которые вы сняли из-под выноса.

Убедитесь, что после установки колец от верхнего края кольца до рулевой трубы имеется зазор 3-5мм. Это будет говорить о том, что у вас осталось достаточно места для того, чтобы затянуть рулевую колонку без люфтов. Если этого зазора нет, то убедитесь, что вы установили все кольца из тех, что сняли из-под выноса или добавьте еще колес (в случае, если вы меняете вынос и у него меньшая высота крепления).



6. Теперь установите крышку рулевой колонки и затяните болт
до того момента, пока не почувствуете достаточного сопротивления. Вывесите переднее колесо, держа велосипед за верхнюю трубу рамы и проверьте насколько мягко вращается руль. Эта крышка требуется для предварительной затяжки рулевой колонки. Слишком слабая затяжка оставит люфт, который может испортить подшипники и чашки. Слишком сильная затяжка может ухудшить управляемость из-за недостаточного вращения руля. Идеальная затяжка — когда, при отсутствии люфта, вывешенное под углом колесо поворачивается под собственной массой.

7. Затем выровняйте вынос руля, чтобы он стоял в одной плоскости с колесом (руль стоял прямо)

8. Как только руль выровнен — затяните крепление выноса руля к рулевой трубе вилки. Обычно для этого используется натяжение 5-8 Нм

9. Еще раз проверьте люфт рулевой колонки. Сделать это очень просто: поставьте велосипед на колеса, зажмите передний тормоз и покачайте велосипед вперед-назад. Если вы не чувствуете свободного хода (люфта), а также при вывешивании колеса набок, руль проворачивается под собственной массой колеса — все выполнено верно. Если же обнаружен люфт, аккуратно растяните болты крепления выноса, затем затяните еще немного крышку рулевой колонки, выровняйте руль и снова затяните болты выноса.

10. Теперь протестируйте новую высоту руля, покатайтесь на байке.

ПЕРЕВОРАЧИВАЕМ ВЫНОС РУЛЯ

Если же высоты прокладочных колец вам не хватает, можно просто перевернуть вынос руля. Большинство горных велосипедов комплектуется выносами руля с небольшим подъемом. Можно легко опустить руль, просто перевернув вынос. Это очень просто и как это сделать описывают действия выше. Но для того, чтобы перевернуть вынос необходимо еще открутить руль (обычно 2 или 4 болта на передней части выноса)

11. Велосипед должен надежно стоять на месте. Открутите болты выноса, которые закрепляют руль (обычно два или четыре болта).

12. Освободите вынос от руля, затем совершите действия 1-4, которые мы описывали выше.

13. Снимите вынос с рулевой трубы и переверните его. Снова установите на велосипед, но уже в перевернутом состоянии.

14. Теперь закрепите руль на установленном наоборот выносе. Для затяжки болтов используйте усилие от 4 до 8 Нм. Убедитесь, что все болты равномерно затянуты и зазоры крышки выноса одинаковые как сверху, так и снизу (см. изображение).

Выполните действия от 3 до 7 (см. выше), чтобы правильно затянуть рулевую колонку и вынос руля.

Теперь вы можете проверить новое положение руля в действии. Регулировка положения руля индивидуальна и может занять достаточно времени, чтобы определить идеальную посадку. Но когда вы добьетесь чего хотите — ваши навыки управления байком значительно повысятся.

Регулировка руля по высоте на велосипеде: как правильно

Регулировка руля по высоте на велосипеде: как правильно

Передвижение на велосипеде должно быть удобным и приятным для путешественника. Чтобы поездка доставляла максимум удовольствия, необходимо обеспечить комфортные условия. Для этого после покупки стоит провести на новом велосипеде регулировку руля и сидения по высоте.

Так велосипедист подберет наиболее удобное положение и не будет ощущать боль в мышцах в процессе езды. Опытные велоспортсмены не понаслышке знают о неприятных ощущениях в области спины, шеи и рук. Поэтому придают большое значение тому, как правильно отрегулировать руль по высоте на велосипеде.

Профессиональные велогонщики настраивают низкий уровень высоты руля относительно седла на велосипеде. Потому что чем ниже расположен центр тяжести, тем больше сила сцепления с дорогой и тем большую скорость может развить спортсмен на дистанции.

Разновидности расположения руля

руль велосипеда

Прежде чем узнать, как правильно отрегулировать руль на велосипеде, стоит ознакомиться с его видами расположения и подобрать наиболее комфортный вариант для езды.

  1. Руль и седло находятся на одной высоте. Стандартный вариант для велолюбителей.
  2. Руль размещается ниже седла. С помощью подобного расположения спортсмен достигает максимальной скорости.
  3. Руль находится выше седла. Прекрасный вариант для девушек, детей и пожилых людей в продолжительных поездках.
  4. Руль располагается перпендикулярно переднему колесу. Такое положение используют профессиональные спортсмены на соревнованиях и тренировках.

Достаточно важно периодически проводить регулировку высоты руля на детском велосипеде. За зимний период ребенок вырастает, поэтому предыдущие параметры ему уже могут не подходить. Каждые 20 сантиметров роста уже требуют изменений.

Регулировку высоты руля необходимо проводить на горном, шоссейном, городском и трюковом велосипедах.

Помимо изменений в росте, регулировка руля относительно колеса осуществляется в случаях возникновения зазоров или промежутков в рулевой колонке велосипеда. То есть при неисправностях составных элементов.

Для чего необходима регулировка высоты

Прежде чем определить, какая должна быть высота у руля на велосипеде, стоит учесть стиль езды, рост человека, а также наиболее удобное положение тела.

Во-первых, правильно отрегулировать высоту руля как на горных, так и на шоссейных моделях велосипеда необходимо для обеспечения комфорта. Боли в теле и ощущение усталости в мышцах могут омрачить любую намечающуюся поездку. Поэтому стоит ответственно подойти к этому вопросу.

строение руля на горном велосипеде

Во-вторых, стиль езды на велосипеде влияет на то, как правильно настроить руль по высоте.

  • Для любителей высокой скорости, а также для поездок по горной местности с пересеченным рельефом стоит опустить руль ниже сидения. Это повысит сцепление с поверхностью дороги, что в свою очередь облегчит передвижение велосипедистам.
  • Для длительных путешествий и каждодневных прогулок по городу лучше поднять руль выше седла, либо отрегулировать в один уровень. Такое положение обеспечит наиболее комфортные условия.
Читайте также  Фобия боязнь высоты

Существует несколько способов регулировки выноса руля на велосипеде в зависимости от вида рулевой колонки. Типы рулевых колонок:

  1. Резьбовая колонка;
  2. Безрезьбовая колонка;
  3. Полуинтегрированная колонка;
  4. Интегрированная модификация.

Рассмотрим подробнее каждый тип, а также алгоритм действий для настройки высоты руля.

Резьбовая колонка

Чаще всего подобная конструкция встречается на советских моделях, а также на таких современных марках, как Stels или Stern. Изменить высоту на байках с подобной колонкой проще, чем у других видов. Чтобы осуществить регулировку руля по высоте на велосипеде Stels (Стелс) или Stern (Стерн) с резьбовой колонкой, следуйте пошаговой инструкции:

  1. Зафиксируйте велосипед для удобства проведения последующих действий.
  2. Раскрутите верхний болт выноса, но не доставайте его полностью из отверстия.
  3. Прокрутите руль в стороны и попробуйте изменить его высоту. Если он не поддается, то используйте молоток. Сделайте пару ударов по рулю возле болта, чтобы клин отошел с «привычного места».
  4. Отрегулируйте руль на нужную высоту. Будьте внимательны! Вынос не должен располагаться выше указанной на нем отметки. Обычно она обозначается как « Stop », « Maximum » и прочими пометками.
  5. Закрутите болт обратно. Перед ездой удостоверьтесь, что все детали надежно установлены.

Безрезьбовая колонка

безрезьбовая колонка

У моделей с безрезьбовой колонкой уровень высоты корректируется с помощью специальных проставочных колец, ширина которых варьируется от 5 до 30 миллиметров. Чтобы увеличить высоту, добавьте дополнительные кольца. Чтобы уменьшить уровень, уберите лишние.

Алгоритм действий для изменения высоты руля на велосипедах с безрезьбовой колонкой:

  1. Зафиксируйте велосипед, чтобы он стоял на месте ровно и никуда не уезжал.
  2. Раскрутите и вытащите из верхней крышки болт («болт якоря»), а также крепежные болты, которые расположены по бокам.
  3. Аккуратно снимите руль и вынос, чтобы добраться до проставочных колец.
  4. Далее уберите лишние кольца, если хотите уменьшить высоту. Или добавьте новые, если желаете увеличить уровень. При отсутствии дополнительных колец в комплекте, приобретите их в специализированном магазине. Вместо колец также можно воспользоваться дополнительной проставкой.
  5. Установите обратно вынос и руль, вкрутите крепежные болты по бокам. Зафиксируйте верхнюю крышку снятым болтом («якорем»).

Удостоверьтесь в том, что вынос установлен верно. При необходимости ослабьте болты и отрегулируйте руль на велосипеде прямо относительно колеса, как было до изменения высоты.

Для того, чтобы убедиться, надежно ли установлен вынос, совершите следующие действия:

  1. Зажмите передний тормоз.
  2. Проверните в разные стороны вынос с рулем.
  3. Если шток вилки внутри колонки приходит в движение, то немного раскрутите боковые болты и посильнее закрутите верхний болт («якорь»). Таким образом исчезнут зазоры между проставочными кольцами. После этого подкрутите обратно боковые болты.

Прежде чем совершить поездку на велосипеде, убедитесь, что все детали закреплены достаточно надежно и не сместятся при движении.

Полуинтегрированная колонка

Конструкция полуинтегральной рулевой колонки схожа с безрезьбовой колонкой. Главное отличие состоит в том, что верхняя и нижняя чашки с подшипниками находятся внутри рамы. А значит, при такой конструкции практически отсутствуют выпирающие элементы. Поэтому руль можно опустить на достаточно низкий уровень.

Подобные модели используются спортсменами на длительных дистанциях. Потому что низкий уровень позволяет развить высокую скорость, а также обеспечивает лучшую аэродинамику.

Так как процесс изготовления полуинтегральной колонки на производстве сложнее других видов колонок, то и стоимость моделей велосипедов с ее использованием значительно выше.

Чтобы скорректировать и изменить высоту руля, воспользуйтесь тем же способом, что и для безрезьбовой рулевой колонки.

Интегрированная модификация

Еще одна разновидность безрезьбовой колонки. В сравнении с полуинтегральной моделью, интегральная является более усовершенствованной версией. Конструкция изготавливается без чашек, подшипники напрямую монтируются в раму.

В качестве подшипников используются только промышленные модели, которые подходят в специально изготовленные под них канавки. В силу высокого уровня сложности и стоимости подобные модели рулевых колонок встречаются очень редко.

Преимуществом является возможность максимально низкого расположения руля. Существенный недостаток – это сложность самостоятельного ремонта конструкции.

Для изменения уровня высоты следует воспользоваться тем же алгоритмом действий, что и для безрезьбовой рулевой колонки.

Регулировка угла наклона и выноса

Регулировка угла наклона и выноса

Угол наклона выноса также можно корректировать и настраивать под владельца байка. Правильная высота руля и подходящий угол наклона на велосипеде подбираются индивидуально и зависят от следующих характеристик:

  • Стиль езды.
  • Рост и возраст владельца.
  • Персональные особенности водителя.

Изменить угол наклона достаточно просто. Сделать это возможно только на безрезьбовых видах рулевых колонок.

Для того, чтобы отрегулировать угол наклона выноса, выполните следующие действия:

  1. Раскрутите болты, расположенные на выносе.
  2. Подберите подходящий угол наклона.
  3. Зафиксируйте болты обратно.

Регулировка угла наклона зависит от вида выноса. Существует три основные модели:

  • Горизонтальная. Такая модель выноса увеличивает длину рамы велосипеда.
  • Вертикальная. Данная модель увеличивает уровень высоты руля.
  • Угловая. Подобный вынос используется для возможности закрепления дополнительных устройств и аксессуаров.

Заключение

Чтобы скорректировать высоту руля или настроить угол наклона, достаточно применить простые последовательные действия. Пошаговым алгоритмом может воспользоваться не только профессиональный спортсмен, но и новичок в велосипедном деле.

Такие действия обеспечат комфортные условия для велосипедистов в будущих поездках. Путешественники не будут ощущать боли в мышцах, а также подстроят байк под свой стиль езды.

Чтобы узнать, как отрегулировать и подтянуть руль на велосипеде Stels («Стелс»), Stern, Forward и прочих марок, определите тип рулевой колонки. Далее следуйте инструкциям, которые были подробно представлены в статье выше.

Обеспечьте максимальный уровень комфорта для себя и для ваших близких. Тогда каждая поездка будет приносить только позитивные эмоции и радость.

Анастасия Пенькова

Автор статей. Высшее образование по специальности: “Технологии транспортных процессов”. Люблю велопрогулки и другой активный отдых.

Как поднять или опустить руль на велосипеде

При катании на велосипеде самое главное — удобство посадки на нём.

При неправильной посадке тело, руки, спина быстро устают и катание уже не доставляет удовольствие, а иногда становиться просто невыносимым.

Комфортность посадки определяется правильным подбором размера рамы велосипеда, а так же настройкой высоты седла и руля.

Настроить высоту седла всегда довольно просто — поднимая или опуская подседельный штырь.

С настройкой высоты руля не все так легко.

Какие существуют принципиальные подходы для изменения высоты руля:

  1. Поднимая и опуская вынос вместе с рулем в зависимости от типа рулевой колонки.
  2. Использовать вынос с изменяемым углом наклона. Особенно удобно при необходимости частых изменений высоты, когда, например, на одном велосипеде катаются разные люди.
  3. Установить другой руль, у которого больший или меньший подъем.

Рассмотрим более подробно каждый из этих подходов.

Изменения высоты руля путем подъема или опускания выноса руля.

Сам руль крепится к штоку вилки велосипеда посредством выноса руля.

Название элементов рулевого управления велосипедом

Прежде всего, напомним, что в зависимости от типа рулевой колонки, установленной на велосипеде, существуют разные конструкции выносов руля:

    На резьбовых рулевых колонках используются выносы, интегрированные со стержнем, вставляемым внутрь штока вилки.

В этом случае менять высоту руля проще всего.

При их использовании высоту руля настраивать немного сложнее и для этого потребуются специальные проставочные кольца или проставки.

Конструкция выноса для резьбовой и безрезьбовой рулевых колонок

Изменение высоты выноса на резьбовой рулевой колонке

Если на велосипеде установлена резьбовая рулевая колонка, то на нем используется вынос, конструктивно выполненный со штырем, вставляемым внутрь штока вилки. В этом случае регулировка высоты руля происходит простым подъемом или опусканием штыря выноса внутри штока вилки.

Алгоритм действий такой:

  1. Расслабьте верхний болт. Только не нужно выкручивать его совсем, раскрутите его на 5-7 оборотов, чтобы головка болта вышла из выноса примерно на свою высоту.
  2. После этого, не очень сильно ударьте пару раз по болту молотком, чтобы он опустился снова вниз.

Что при этом происходит?

Внизу на этом болте закреплен клин с насечками, которые при закручивании болта врезаются во внутренние стенки штока вилки. Когда болт выкручивается, клин не всегда сам отходит от стенок штока. Ударами молотка Вы сбиваете его с «насиженного места» и после этого вынос можно двигать вверх-вниз.

Изменение высоты руля на велосипеде с резьбовой рулевой колонкой

Важный нюанс при установке высоты руля на таком выносе.

Шток выноса нельзя вытаскивать выше специальной ограничительной метки, нанесенной на нём. Обычно там пишут «Insert into», «Stop» или «MAX».

При правильной установке её не должно быть видно из рулевой трубы.

Если такой метки нет, то в рулевой трубе должно остаться хотя бы треть штока выноса и он не должен шататься и люфтить при нагрузке.

Правильная установка выноса руля велосипеда в рулевую трубу

Изменение высоты выноса на безрезьбовой рулевой колонке

Если на велосипеде установлена безрезьбовая рулевая колонка, то вынос одевается на шток вилки, и для изменения высоты установки руля, потребуются специальные проставочные кольца или проставки.

Кроме названия «проставки» ещё их называют: «удлинитель штока велосипедной вилки» или «адаптер руля велосипеда»

Проставки и проставочные кольца для изменения высоты руля велосипеда

Если на велосипеде уже стоят проставочные кольца под или над выносом, то можно просто поменять их местами с выносом, таким образом, подняв или опустив руль.

Если колец нет, нужно их приобрести исходя из нужной высоты подъема. Обычно кольца бывают толщиной от 5 до 30 мм.

Если длины штока вилки по высоте не хватает – придется покупать специальный удлинитель штока (проставку).

Последовательность действий при изменении высоты руля для безрезьбовой рулевой колонки:

  1. Зафиксируйте велосипед.
  2. Выкрутите верхний болт, фиксирующий крышку, и снимите её
  3. Ослабьте болты на задней стороне выноса.
  4. Снимите вынос вместе с рулем.
  5. В зависимости от того нужно Вам опустить руль или поднять его — уберите или, наоборот, добавьте нужное количество проставочных колец.

Если нужно высоко поднять руль и штока вилки не хватает — поставьте дополнительную проставку для удлинения штока, и уже на нее крепите кольца и вынос.

Изменение высоты руля на велосипеде с безрезьбовой рулевой колонкой

Как проверить, что вынос установлен правильно и без люфтов?

Зажмите одной рукой тормоз переднего колеса. Второй рукой возьмитесь за вынос и покрутите ей руль вперед-назад.

Если чувствуется, что шток вилки двигается внутри рулевой колонки нужно чуть –чуть ослабить задние болты на выносе и подтянуть посильнее болт на крышке рулевой колонки, крепче стянув кольца и выбрав оставшийся люфт. После этого снова затяните болты на выносе.

Использование выноса руля с изменяемым углом наклона.

Существуют разные конструкции выносов, позволяющие менять высоту руля путем наклона самого выноса. Причем они существуют как для резьбовых, так и безрезьбовых рулевых колонок.

На рисунке ниже показаны некоторые из таких вариантов.

Регулируемые по высоте и углу наклона выносы руля

Есть у этих вариантов пара нюансов:

  1. Цена их значительно выше, чем обычных жестких конструкций.
  2. Есть и еще одно «но». В некоторых моделях, особенно этим грешат дешевые «китайцы», сила зажима движущихся частей конструкции слаба. Это приводит к постоянной необходимости поднастройки высоты заново, так как при постоянных и регулярных толчках, возникающих во время езды, вынос потихоньку опускается вниз. А при попытке затянуть болты «со всей дури» просто срывается резьба.

Установить другой руль с большим или меньшим подъёмом.

Если рассмотренные ранее варианты не помогают, то можно пойти и этим путём.

Выбор руля в таком случае определяется стилем катания и более подробно о типах велосипедных рулей и вариантах их применения можно почитать в специальной статье на нашем сайте, которая называется «Как выбрать руль для велосипеда».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: