Что такое одометр на велосипеде

Велокомпьютер

Когда-то давно чуть ли единственным прибором, использовавшимся на велосипеде, был счётчик пройденного пути. Это был механический счётчик, приводимый в движение при помощи небольшого специального штыря, хитро закреплённого на спице переднего колеса велосипеда.

Такой счётчик обладал вполне разумной (для велосипеда) разрядностью – 9999.9 и показывал не только тысячи, сотни, десятки и единицы километров, но и сотни метров.

Выпускались подобные счётчики для колёс разного размера. На корпус наносилась соответствующая маркировка. Например, 28” – счётчик для «дорожных велосипедов», 27” – счётчик для шоссейных велосипедов и т.д.

Встречались и механические стрелочные спидометры (аналоговые), также с приводом от переднего колеса.

Всё изменилось в цифровую эпоху. Теперь велосипеды оснащаются специальными электронными устройствами – так называемыми велокомпьютерами.

Основные функции велокомпьютера

Ниже перечислены основные, наиболее часто используемые функции велокомпьютера. Самые основные функции это функции спидометра, одометра и таймера.

Для удобства чтения различных инструкций приводятся термины на русском и на английском языке:

Текущая скорость – Current Speed;

Средняя скорость – Average Speed;

Максимальная скорость – Maximum Speed;

Сравнение текущей скорости со средней – Speed Comparator;

Общий (необнуляемый) километраж – Cumulative Odometer;

Тренировочный (обнуляемый) километраж – Trip Odometer;

Часы (режим 12 или 24 часа) – 12/24 Hour Clock;

Время Движения – Ride Timer;

Индикатор Таймера Сервиса – Service Timer;

Измерение Отрезков Расстояния – Intermediate Distance;

Время движения / Общее время движения – Ride Time / Total Time;

Память Макс/Мин температур – Maximum/Minimum Temperature;

Текущая частота педалирования – Cadence;

Средняя частота педалирования – Average Cadence;

Максимальная частота педалирования – Maximum Cadence;

Текущая высота – Current Altitude;

Память на 2 велосипеда – Dual Bike Memory;

Автоматический пуск – Auto Start;

Режим Ожидания – Energy Saving Sleep Mode;

Индикатор разрядки батареи – Low Battery Indicator.

Текущая скорость – Current Speed

Текущая скорость велосипеда. Обновляется с некоторой задержкой (обычно одна-две секунды), которая обусловлена цифровым представлением информации.

Средняя скорость – Average Speed

Индикация средней скорости – вычисляется исходя из пути, пройденного за фактическое время поездки.

Максимальная скорость – Maximum Speed

Максимальная скорость за всю поездку. Например, если во время дистанции велосипедист прокатился по замечательной раскатистой горке. Полезно знать свои скоростные качества.

Сравнение текущей скорости со средней – Speed Comparator

Часто на индикаторе выглядит как стрелочка вверх или стрелочка вниз. Такая индикация полезна при длительных поездках, которые планируются исходя из определённой средней скорости пробега.

Общий (необнуляемый) километраж – Cumulative Odometer

Общий (необнуляемый) километраж – это обычный счётчик пройденного пути, как старый механический счётчик пробега, о котором говорилось вначале. У современных велокомпьютеров есть замечательная возможность ввода начального значения километража.

Начальный километраж можно перенести с предыдущего компьютера, с механического счётчика или из дневниковых записей, когда длина маршрута рассчитывалась при помощи сервиса измерения расстояний, например, в Яндекс-картах.

Не все велокомпьютеры сохраняют в своей памяти данные о пробеге, данные о настройках длины окружности колеса и прочие важные параметры.

В некоторых случаях общий километраж и некоторые другие параметры приходится заново вводить в велокомпьютер после смены разрядившейся батарейки.

Тренировочный (обнуляемый) километраж – Trip Odometer

Тренировочный (обнуляемый) километраж – это счётчик пройденного пути. Используется во время тренировочных и обычных поездок. Действительно интересно узнать свой пробег за день! Кроме того, используется в случаях, когда велосипедисту надо «выкатывать» определённое расстояние в день, например, в велопоходе.

Часы (режим 12 или 24 часа) – 12/24 Hour Clock

Переводит часы в режим привычной индикации. Одни велосипедисты предпочитают режим 12 часов (как в механических часах), другие – режим 24 часа (суточный режим).

Время Движения – Ride Timer

Время Движения – специальный таймер. Он запускается с первым оборотом колеса и останавливается при остановке колеса. Измеряет исключительно время движения велосипеда.

Индикатор Таймера Сервиса – Service Timer

Позволяет настроить напоминание об обслуживании. Например, периодическое напоминание о смазке цепи и проч.

Измерение Отрезков Расстояния – Intermediate Distance

Может пригодиться для определения длины тренировочных участков. При некотором навыке используется довольно часто. Можно замерить длину подъёма или длину спуска, длину ровной дистанции. Часто используется при подборе и разметке дистанции для тренировок.

Секундомер – Stopwatch

Секундомер – специальный Секундомер, позволяющий замерить, например, время круга по тренировочной трассе или по треку/стадиону.

Время движения / Общее время движения – Ride Time / Total Time

Время движения – производится измерение времени движения (измерения автоматически запускаются с первым оборотом колеса и автоматически останавливаются при остановке колеса). Измеряется исключительно время движения велосипеда.

Общее время движения – производится измерение времени, прошедшего с начала движения (измерение запускаются с первым оборотом колеса и останавливаются велосипедистом в конце поездки). Измеряется общее время поездки велосипедиста, включая перерывы на отдых и ремонт.

Температура – Temperature

Индикация текущей температуры воздуха. Позволяет избегать перегрева и переохлаждения.

Память Макс/Мин температур – Maximum/Minimum Temperature

Сохраняет Максимальную и Минимальную температуру за время поездки. Например, утром, на момент выезда температура была +20° C, днём поднялась до +26° C, а к вечеру, после грозы, упала до +17° C. В памяти сохранится +26° C и +17° C.

Текущая частота педалирования – Cadence

Каденс позволяют измерять не все велокомпьютеры. Текущий каденс показывает количество оборотов ведущей шестерни (системы) в минуту. Позволяет научиться педалировать с правильным каденсом. Подробнее о каденсе см. Каденс

Средняя частота педалирования – Average Cadence

Средний каденс за поездку. Интересен скорее шоссейникам, занимающимся серьёзными тренировками. Подробнее см. Каденс шоссейного велосипедиста

Максимальная частота педалирования – Maximum Cadence

Максимальная частота педалирования – этот показатель полезен для отработки максимального каденса и правильного, без «забалтывания», педалирования в максимальном темпе.

Текущая высота – Current Altitude

Текущая высота – показатель, полезный при прохождении горных этапов. Не актуален на равнине.

Память на 2 велосипеда – Dual Bike Memory

Весьма полезная функция, когда велосипедист использует попеременно два велосипеда, например, маунтинбайк и шоссейный велосипед. Позволяет пользоваться привычным устройством на обоих велосипедах.

Хотя можно отметить, что для шоссейного велосипеда всё же желателен велокомпьютер с измерением каденса, что далеко не всегда нужно на MTB. Подробнее см. Каденс маунтинбайкера MTB

Автоматический пуск – Auto Start

Автоматический пуск – эта функция автоматически запускает таймеры Время движения / Общее время движения. Эти таймеры запускаются с первым оборотом переднего колеса или колеса, на котором установлен датчик числа оборотов.

Режим Ожидания – Energy Saving Sleep Mode

Режим Ожидания. Назначение режима – уменьшить энергопотребление велокомпьютера. В этом режиме велокомпьютер переходит в «спящий режим», а на индикатор выводится только текущее время.

Индикатор разрядки батареи – Low Battery Indicator

Индикатор разрядки батареи – обычный индикатор, показывающий, что батарейка в велокомпьютере скоро полностью истощиться. Велосипедисту следует сохранить (записать в блокноте) важные параметры, например, показатели общего пробега.

Читайте также  Обмотка на руль велосипеда

Не все велокомпьютеры сохраняют в своей памяти данные о пробеге, данные о настройках длины окружности колеса и прочие важные параметры.

Как выбрать велокомпьютер и на что обратить внимание при покупке

Велокомпьютер – аксессуар не обязательный, но очень уж полезный и удобный. Цены на них достаточно низкие и все больше велолюбителей приобретают эти устройства себе. Ведь всегда интересно узнать: сколько накатал за эту поездку и всего за сезон, с какими скоростями ездил, да и другую интересную и полезную информацию, которую предоставляет этот прибор.

Какой велокомпьютер себе купить? На что обратить внимание при подборе модели, чтобы не переплачивать за ненужный функционал?

Со всеми этими вопросами мы попробуем разобраться в данной статье.

Прежде всего, давайте рассмотрим типы велокомпьютеров:

1. Магнитные

Это самые простые и дешевые виды. В них на спицу переднего или заднего колеса устанавливается магнит, а на вилку или, если на заднее колесо, то на перо, крепится датчик с герконом.

Установка геркона велокомпьютера на переднее или заднее колесо

Принцип работы геркона велокомпьютераСам по себе геркон (герметичный контакт) – это электромеханическое устройство в котором в герметичную колбу спрятаны контакты, замыкающие электрическую цепь при воздействии магнитного поля.

Т.е. при прохождении мимо геркона закрепленного на спице колеса магнита, электрические контакты в нем замыкаются, и компьютер считает один оборот колеса. Колесо провернулось дальше – магнит перестал действовать на геркон и цепь разомкнулась. И в зависимости от длинны окружности колеса, введенного в при настройке рассчитываются скорость, пройденные расстояния и прочие параметры.

Плюсы магнитных велокомпьютеров

  • Маленькие размеры и вес
  • Хорошая точность при правильной настройке. На малых скоростях , например, на подъеме в гору, магнитный датчик определяет скорость и расстояние даже точнее чем GPS-компьютер. Для путешественников и любителей «глухих углов», горных ущелий и т.п. нет необходимости зависеть от пропажи сигнала с GPS-спутника и разного рода «магнитных бурь».
  • Низкое энергопотребление – батарейка в них живет очень долго. Часто ее хватает на 2-3 года.
  • Пылезащищенные и влагонепроницаемы – не боятся дождя, хотя, при помывке велосипеда, их лучше все же снимать.
  • Обладают хорошей ударопрочностью. Они маленьких размеров, поэтому при падении велосипеда часто даже не касаются земли.

Минусы магнитных велокомпьютеров

  • При неточностях в настройке расстояния между магнитом на спицах и герконом на вилке или некорректном вводе длины окружности колеса точность расчетов падает.
  • Сложность переноса с одного велосипеда на другой. Нужно снимать все датчки, провода и т.п. Но если Вы катаетесь только на одном велосипеде — это не имеет смысла.
  • Возможность сбития или перемещения магнита и датчика на вилке при поездках по пересеченной местности.
  • Возможность обрыва провода, особенно при поездках по горам, лесу и т.п.

Магнитные велокомпьютеры бывают:

Проводные. В них сам компьютер и датчик соединены проводом. Это более дешевые модели.

Беспроводные. Компьютер и датчик имеют свои батарейки и связываются друг с другом по радио или блютуз каналу. Обычно данные, передаваемые по нему, кодируются или шифруются, чтобы при поездке в группе, такие компьютеры и датчики не перепутали друг друга на разных велосипедах.

Они дороже, чем проводные, но велосипед выглядит аккуратнее – нет никаких проводов.

Некоторые беспроводные модели имеют еще и отдельные датчики, которые крепятся на велосипедиста и измеряют пульс или на педаль и раму для измерения скорости вращения педалей – каденса. Часто у них совмещенные в одном корпусе датчика два геркона для измерения каденса и скорости и ставится он на заднее колесо. Существуют велокомпьютеры с такими дополнительными функциями как альтиметр, термометр, психрометр. Но это уже более продвинутые устройства и используются они чаще всего профессионалами для подготовки к соревнованиям. Их стоимость может доходить до 200$.

Кстати, на электровелосипедах лучше устанавливать проводные модели. Связано это с тем, что магнитные поля и электрические помехи, возникающие во время работы двигателя, могут приводить в сбоям в работе из-за создаваемых помех.

Так же это относится и к некоторым китайским моделям, перестающим работать при включении китайского же заднего фонаря. Так что при выборе внимательно почитайте на форумах отзывы о них.

2. GPS велокомпьютеры

Используют для определения расстояния, скорости и других параметров спутниковый сигнал и работают еще и как навигаторы. Это дорогие и сложные устройства, требующие постоянной подзарядки. Как и продвинутые магнитные они рассчитывают и выдают массу дополнительных характеристик и стоят обычно от 200 долларов США.

Некоторые модели имеют возможность экспортировать свои данные в персональные компьютеры или на смартфоны.

Плюсы:

  • Простота использования. Просто установил его на велосипед и поехал. Не нужны никакие датчики и настройки. Очень просто переносить с одного велосипеда на другой. Причем во многих моделях есть возможность вести учет по каждому велосипеду отдельно.
  • Высокая точность, не зависящая от правильности ввода длинны окружности колеса и сдвига магнитика на спице или геркона на вилке.
  • Хороший дисплей
  • Наличие функции маршрутной навигации, что большой плюс в путешествиях по незнакомой местности. У некоторых моделей есть функция альтиметра – показаний высоты, что полезно особенно в горных районах.

Минусы:

  • Малое время работы от аккумулятора и необходимость регулярной подзарядки.
  • Слабая ударозащищенность, исходя из больших размеров.

Типы велокомпьютеров

3. Смартфоны и другие устройства.

В качестве велокомпьютера можно использовать фитнес-трекер, GPS-часы в вело-режиме или смартфоны со специализированными программами.

Например, это такие программы, как: VeloPal, Map My Ride+, Ceclemeter, iBiker, Runtastic Road Bike PRO, RunKeeper.

При использовании смартфона необходим специальный водонепроницаемый чехол и крепление к велосипеду.

Можно использовать и специализированные велосумки, устанавливающиеся на верхнюю трубу рамы и имеющие специальный отсек для смартфона.

Следует так же учитывать, что непрерывно работающий GPS и включенный экран быстро расходуют зарядку батареи, да и падение смартфон переживет значительно хуже, чем магнитный компьютер.

В рамках данной статьи эти варианты не будут рассматриваться.

Плюсы и минусы использования смартфона с программой практически аналогичны GPS-велокомпьютерам.

На что обратить внимание при выборе велокомпьютера

Необходимая информация

Прежде, чем выбрать себе велокомпьютер определитесь – какая информация Вам нужна.

С учетом разброса цен и выполняемых функция выбор моделей очень велик – а зачем переплачивать за то, чем реально вы пользоваться не будите?

Если Вы совершаете обычные поездки для здоровья и удовольствия, пользуетесь велосипедом как средством передвижения на работу, дачу и т.п, то Вам подойдут обычные модели проводных магнитных велосипедных компьютеров. Они самые дешевые, надежные и показывают все основные характеристики.

Если Вы реально не можете жить без велопоходов, строите себе сложные маршруты и считаете все что можно, то Вы и так знаете, что хотите от этого прибора. Скорее всего, Вам нужен продвинутый GPS компьютер с навигатором и прочими фишками.

Про профессиональных спортсменов мы рассуждать не будем. Им нужно знать все: начиная от километража и кончая расчетом потраченных калорий, нужно сравнивать результаты тренировок, строить графики, прогнозы и т.п. Им нужна профессиональная аппаратура, о которой они вместе с тренерами и сами все знают.

Читайте также  Оптимальное давление в шинах велосипеда

Какую обычно информацию показывают простые велосипедные компьютеры

Параметр Отображение Обозначение
на экране
1 Текущая скорость 0-99,9 км/ч или 0-99,9миль/ч SPD
2 Общий пробег 0-9999,9 км или миль ODO
3 Время в движении 0-9:59:59 час : мин : сек TM
4 Пройденная дистанция 0-999,99 км или миль DST
5 Максимальная скорость 0-99,9 км/ч или 0-99,9миль/ч MAS
6 Средняя скорость 0-99,9 км/ч или 0-99,9миль/ч AVS
7 Реальное время 0-24час CLK
8 Частота вращения колеса 0-3600 Об/мин (обороты в минуту) RPM
9 Затраченная энергия 0-999,9 ккал KCAL
10 Время дистанции (секундомер) 0-9:59:59,99 час : мин : сек
11 Показывает, что текущая скорость выше (“+”) или ниже (“-”), чем средняя скорость за текущую поездку (AVS) “+” “-” в правом верхнем углу “+” “-”

Подсветка

Если Вы катаетесь как в светлое, так и в темное время суток обратите внимание на возможность подсветки дисплея, иначе в темноте он будет бесполезен.

Тип дисплея и отображение данных

На некоторых компьютерах вся информация выводится в жесткой форме, но в большинстве можно менять тип выводимой информации нажатием кнопки управления или задать режим цикличного повторения важных показателей. Например, по кругу каждые 4 секунды показываются текущая скорость, пройденное расстояние и время в пути.

Не маловажный нюанс: четкость изображения и видимость данных на дисплее в яркий солнечный день. Обычно на ярком свету лучше всего видно информацию на магнитных компьютерах.

Обратите внимание на размеры экрана и цифр на нем. Учтите, что Вам придется смотреть на дисплей во время поездки, когда долго отвлекаться на рассматривание цифр нельзя, тем более, что он во время поездки дрожит. Поэтому изображение должно быть четким, подходящего размера и расположено в удобном месте.

Есть модели компьютеров, имеющие более одного дисплея, на каждом из которых выводится только один тип информации. Например, на одном дисплее пройденное расстояние, а на другом скорость и время в пути.

Удобство расположения кнопок управления

Переключать режимы, запускать секундомер и т.п. часто приходится во время поездки, поэтому удобство расположения кнопок и их чувствительность могут оказать решающее влияние на выбор устройства.

Если Вы не можете нажать на кнопку во время поездки – зачем Вам нужен такой прибор?

Энергоэффективность

Тут все просто. Чем сложнее и умнее устройство, тем больше оно потребляет электроэнергии и на меньший срок хватает батареек или аккумуляторов.

Обычные магнитные велокомпьютеры, использующие плоские батарейки типа CR2032, AG13 (LR44) проработают на них до двух лет.

GPS-компьютеры на одной зарядке работают порядка 15-20 часов.

Смартфоны, в зависимости от модели, около 8-12 часов.

Возможность дополнительного крепления

Обычно магнитные велокомпьютеры крепятся на руль или вынос руля на двойном скотче и стяжках, но некоторые велосипедисты используют специальные дополнительные крепежи, позволяющие расположить его более удобно.

Обычно такие вещи покупаются дополнительно, они редко идут в комплекте поставки.

Дополнительные крепления для установки велокомпьютеров на руле велосипеда

Перенос данных

Простые велокомпьютеры не имеют возможности переноса данных на персональный компьютер. Поэтому, если Вам необходимо переносить данные в специализированные программы на ПК, то нужно приобретать продвинутые GPS модели или смартфоны.

Хотя, для 95% велосипедистов это не нужно.

В следующей статье мы рассмотрим вопрос как правильно установить купленный велокомпьютер на велосипед.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: