Дисковые гидравлические тормоза на велосипед

Гидравлические тормоза на велосипед: устройство, виды, обслуживание и ремонт

Современные велосипеды могут быть оснащены различными тормозными системами. Каждая имеет свои преимущества и недостатки. Поклонникам велосипедной езды приходится делать выбор, который зависит от множества факторов.

Гидравлический тормоз на велосипед

Из существующих видов, гидравлические тормозные системы стали очень популярными в последнее время. Велосипеды с «гидрой» сейчас в тренде и пользуются спросом у любителей прокатиться с ветерком.

Гидравлический тормоз на велосипед — устройство

Гидравлический тормоз на велосипед

Цель любого тормозного механизма одна – приостановить транспортное средство.

Основные составляющие:

  • гидролиния;
  • тормозной ротор;
  • калипер;
  • тормозной рычаг.

Принцип работы

Гонщик, надавливая на рукоять тормоза, нагнетает в гидролинии давление, которое вытесняет тормозную жидкость из ведущего цилиндра. Затем она попадает в рабочий цилиндр.

Под воздействием напора, поршни сводят тормозные колодки вместе, а их трение о вращающийся вал приводит к моментальному блокированию колес.

Достоинства и недостатки

Основные преимущества:

  • надежность системы при правильной настройке;
  • точность торможения;
  • высокая скорость реагирования механизма при нажатии ручки тормоза;
  • минимальный риск разрыва тросиков;
  • выносливость при перемещении;
  • возможность манипулировать тормозами с высокой точностью.

Недостатки:

  • высокая стоимость гидросистемы;
  • тонкости обслуживания;
  • вес;
  • уязвимость деталей;
  • возможность протечки;
  • невозможность установки стандартного багажника;
  • неудобства при снятии и одевании колес.

Чем гидравлика лучше механики?

Следует отметить разницу между дисковой механикой и гидравликой. Механическая система работает от стального троса. В гидравлике сила от нажатия ручки передается жидкостью, которая почти не сжимается, поэтому продуктивность таких тормозов значительно выше.

Различия наблюдаются в настройке и обслуживании, где гидравлика имеет ощутимые преимущества:

  • не нуждается в частой настройке;
  • меньший тормозной путь;
  • возможность использовать на спусках бездорожья;
  • обладает хорошей мощностью.

Выбирая устройство для выполнения остановки движения транспорта, следует исходить из собственных предпочтений, стиля езды, бюджета. Если обычному туристу подойдут надежные механические тормоза, то гонщику специалисты всегда порекомендуют гидравлику.

Хоть она и стоит дороже, чем «механика» того же уровня, но экономить на личной безопасности и защищенности на трассе не стоит.

Виды дисковых гидравлических тормозов

Виды дисковых гидравлических тормозов

Однопоршневые:

  • в движении принимает участие только 1 колодка;
  • расцениваются, как дешёвые, но легко настраиваемые;
  • из-за многочисленных недочетов, поэтому мало где используются.

Двупоршневые:

  • движутся 2 колодки;
  • бывают с плавающими или оппозитными поршнями;
  • устанавливаются наиболее часто, т. к. показывают хорошую отзывчивость и надёжность.

Многопоршневые (4 и более):

  • достаточно объемные;
  • мощные и крепкие;
  • устанавливаются в основном на модели для «даунхилла», «фрирайда».

Лучшие гидравлические тормоза на велосипед

Компании-производители велосипедов постепенно переходят на дисковые тормоза. По мнению экспертов, они отлично себя проявляют, работают даже при сырой погоде, прочные, надежные, и по прогнозам, в ближайшем будущем могут вытеснить другие разновидности тормозных систем.

Shimano Deore

Shimano Deore

Всемирно известная японская компания, предлагает новую модель гидравлической тормозной системы «Shimano Deore», которая заслуженно лидирует в мировых рейтингах:

  • зубчатое или резьбовое крепление ротора;
  • комплект из двух видов колодок;
  • приятные на ощупь ручки;
  • стойкое функционирование главного тормозного цилиндра;
  • послушность системы.

CLIM 8 CLARK`S

CLIM 8 CLARK`S

Надежная, бюджетная модель, приспособлена к различным погодным условиям.

Плюсы:

  • гидрашланги упрочнены пара-арамидным волокном и металлом;
  • шести цилиндровая конструкция калипера;

Минусы:

  • увеличенный вес;
  • сложность в установке системы (требуют дополнительной подгонки);
  • дизайн ручек.

Признаки неисправности гидравлического тормоза

За время, находящееся в эксплуатации, гидравлическая система подвергается воздействию различных факторов, что неизбежно приводит к её неисправности.

Самостоятельное невольное торможение транспортного средства свидетельствует о наличии конкретной проблемы.

Распространенными причинами можно назвать:

  • попадание воды в систему гидравлики;
  • завоздушивание;
  • падение и удар байка;
  • низкий уровень «тормозухи»;
  • разъединение гидравлической цепи;
  • заклинивание рабочего поршня;
  • снижение упругости тормозной ручки.

Обслуживание и ремонт

Ремонтные работы байка нужно начинать с проведения диагностики, с последующими действиями:

  • демонтаж проблемного колеса;
  • чистка тормозной машинки;
  • открыть рабочие поршни;
  • устранить неисправности;
  • осмотреть поршневую систему на предмет протеканий;
  • заменить поршни и уплотнительные кольца (в случае потребности);
  • провести осмотр всей гидравлической линии, исключив наличие повреждений.

При ремонте гидравлической системы, нужно помнить о мерах предосторожности:

  • избегать попадания жидкости на кожу и в область глаз, т.к. токсичность вещества, вызывает сильное отравление и может причинить вред здоровью.

Прокачка гидравлической системы

Причины «продувания» тормозов:

  • большой ход ручки тормоза при нажиме;
  • проваливание тормозного рычага;
  • плавное движение ручки, после срабатывания тормоза.

Подготовительные работы:

  • позаботиться о защите дисков и колодок от попадания масла;
  • ослабить хомут тормозного рычага.

Последовательность действий:

  1. Набрать в шприц жидкость.
  2. Выгнать имеющиеся пузырьки воздуха.
  3. Ввести раствор.
  4. Во избежание выскакивания клапана из корпуса — воспользоваться специальной уплотняющей подкладкой.
  5. Открутить входной ниппель и выполнить подачу жидкости, не допуская подтекания.
  6. Простучать трубки, чтобы «выгнать» лишний воздух из корпуса основного цилиндра.
  7. Закрыть входной ниппель и снять трубочку.
  8. Закрутить пробку.
  9. Поставить тормозную ручку в удобное положение.
  10. Очистить рулевую систему от остатков масла специальным раствором или технической салфеткой без ворса.

Безопасность езды на велосипеде напрямую зависит от качества тормозов. Выбирая велосипеды с гидравлическими тормозами, пользователь не только наслаждается легким и быстрым торможением во время езды. Он так же заботиться о себе и окружающих, находящихся по-близости.

Гидравлические тормоза на велосипед – принцип работы и рекомендации

Гидравлические тормоза на велосипед – принцип работы и рекомендации

Гидравлические тормоза используются чаще всего там, где важна высокая точность, безотказность механизма, скорость реакции и его надежность. Это касается, прежде всего, массивных великов, покоряющих горные вершины и крутые холмы. Гидравлические тормоза обосновались также и в конструкции скоростных велосипедов, так как позволяют точно и быстро сбросить скорость, когда это нужно.

Сегодня мы расскажем более подробно о механизме и принципе действия гидравлических тормозов, узнаем их сильные и слабые стороны, а также обозначим лучшие модели механизмов и их разновидности.

Принцип работы гидравлических тормозов

Принцип работы гидравлических тормозов

Механизм действия гидравлики во многом схож с механикой. Назначение одно и то же – остановить велосипед. Однако между ними есть существенные отличия. В частности, для передачи усилия тормозным колодкам в гидравлике вместо тросиков используется гидролиния – она соединяет тормозные ручки с останавливающим велосипед механизмом. Последний может быть дисковым, ободным или гидравлическим. К основным компонентам относятся:

  • Тормозная ручка, которая располагается на руле. В свою очередь, она состоит из рычага для передачи усилия, поршня, на который передается это усилие и цилиндра, который толкает жидкость по гидравлической линии.
  • Гидравлическая линия или гидролиния представлена трубкой, тянущейся от ручки к калиперу. – устройство, принимающее переданное по гидролинии усилие и передающее его на цилиндры с поршнями.

Гидравлическая линия заполнена специальной жидкостью или маслом – вещество находится под давлением в постоянном агрегатном состоянии. Как только происходит нажатие тормозного рычага, тормозной цилиндр вытесняет жидкость из системы, которая, в свою очередь, приводит в действие рабочий цилиндр, установленный на раме или вилке велосипеда. Рабочий цилиндр приводит в действие поршень и тормозные колодки, которые блокируют колесо с помощью диска.

Гидравлические тормоза представляют собой герметичный контур. В противном случае они просто не будут выполнять свою функцию. Жидкость, заполняющая гидролинию, не сжимается и не растягивается, то есть остается в инертном состоянии, благодаря чему и работает гидравлика.

Вот и весь механизм. При обслуживании и во время проведения ремонта тормозов нужно учитывать, что жидкость, которой заполнена гидравлическая линия, токсична и может спровоцировать серьезное отравление. Более того, даже при попадании на пластиковые элементы или лакокрасочное покрытие возможны повреждения.

Плюсы и минусы

Высокая точность и скорость реакции – два очевидных преимущества гидравлических тормозов. Именно благодаря этим качествам данный механизм остановки транспортного средства получил столь широкое распространение. На этом достоинства гидравлики не заканчиваются. К плюсам можно отнести следующие качества:

  • Надежность и выносливость. Последнее качество сыграло далеко не последнюю роль в переносе гидравлики на байк. Что касается надежности, то гидравлическая система торможения показала себя во всей красе за годы ее эксплуатации на автомобилях. При должном уходе гидравлические тормоза на практике оказываются в разы надежнее механики. Отточенное чувство меры позволяет управлять системой торможения с ювелирной точностью, что крайне важно при экстремальном катании.
  • Сила торможения и отзывчивость. Особенности гидравлики обусловливают высокий уровень силы торможения, который достигается за счет прикладывания незначительных усилий. Для остановки достаточно 1-2 пальцев, при этом сила торможения может быть настолько сильной, что ее можно сравнить со стоп-краном.
  • Модуляция или умеренная прогрессия тормозного усилия. Можно резко и сильно нажать ручку тормоза до упора, стерев все покрышки. А можно мягко и плавно притормаживать, контролируя силу остановки.

Помимо прочего, к достоинствам гидравлики можно отнести износостойкость, обусловленную минимальной вероятностью разрыва тросиков. Система гидравлических тормозов максимально закрыта от внешней среды, что обеспечивает ее долговечность и исправность.

По поводу недостатков – они есть, и порой минусы оказываются существенным фактором, играющим в противовес. В первую очередь, нужно отметить стоимость: если сравнить два абсолютно одинаковых велосипеда, но с разными тормозами (механика и гидравлика), то последний будет ощутимо дороже.

Сложность обслуживания – еще один нюанс, который негативно сказывается на репутации эффективной системы торможения. Механизм требует четкого знания всех его узлов и составляющих. Не каждый велосипедист сможет самостоятельно перебрать тормоза и выполнить их ремонт.

Тормозные трубки и шланги – достаточно уязвимые элементы системы, поломка которых в полевых условиях может радикально скорректировать планы райдера. Гидравлика – крайне привередливый механизм. Некачественная тормозная жидкость может привести в неисправность абсолютно все механизмы тормозов. Что касается остальных недостатков, то они представлены следующими моментами:

  • значительный вес конструкции;
  • неудобство при выполнении монтажа колес;
  • вероятность протечки.

Традиционно гидравлические тормоза применяют в тандеме с дисковыми устройствами, поэтому стоит обозначить некоторые нюансы.

Разновидности дисковых гидравлических тормозов

Дисковые тормоза отличаются от ободных тем, что остановка велосипеда происходит за счет зажатия тормозного диска, который жестко закреплен в ступице тормозными колодками, зафиксированными сзади на раме и спереди на перьях вилки.

Конструкция тормозного цилиндра может отличаться, поэтому гидравлические тормоза разделяют на следующие типы:

  • однопоршневые (задействована только 1 колодка, бюджетные устройства, редко применяются на практике);
  • двухпоршневые (с оппозитными или плавающими поршнями);
  • многопоршневые (достаточно объемные и крепкие конструкции, которые чаще всего ставятся на байки для фрирайда и даунхилла).
Читайте также  Серфинг во франции

Наиболее распространенными являются двухпоршневые с оппозитными поршнями системы. Встречаются и однопоршневые, но они уступают по своей эффективности двухпоршневым механизмам. Сложные многопоршневые устройства встречаются в велосипедах для даунхилла, где важна мощность, а простота конструкции отходит на второстепенный план.

Дисковый гидравлический тормоз – это апофеоз надежности. Но сложность его ремонта (особенно в полевых условиях) часто является отталкивающим фактором. В то же время нельзя не отметить износостойкость системы торможения – придется изрядно попотеть, чтобы довести ее до состояния комы.

Есть ли различия между гидравликой и механикой

различия между гидравликой и механикой

Конечно же есть, и заключаются они не только в названии. В механической системе усилие передается посредством тросика, в гидравлике – через трубки, заполненные тормозной жидкостью или маслом. Опытные райдеры отмечают и другие параметры гидравлики, которые дают ей преимущественное превосходство над механикой:

  • нет необходимости в частой настройке тормозов;
  • ощутимое сокращение тормозного пути;
  • гидравлика гораздо лучше справляется с бездорожьем;
  • высокая мощность.

Выбирая ту или иную систему торможения, нужно учитывать специфику езды, стиль катания и личные предпочтения. Если обычному велосипедисту с головой хватит надежной механики, то любителям экстрима желательно отдавать предпочтение гидравлической системе торможения.

Лучшие гидравлические тормоза на велосипед

На сегодняшний день производители систем торможения для велосипедов могут полностью удовлетворить запросы даже самых взыскательных потребителей. Дешево и сердито? Берите механику! Нужно что-то более эффективное и надежное, как автомат Калашникова? Обратите внимание на гидравлику. Кстати, в последнее время она все чаще стала появляться в средней ценовой категории, поэтому истинные поклонники велоспорта могут найти подходящее оборудование для своего железного коня.

Clim 8 Clark’S

Понятно, что в этом многообразии неопытному велосипедисту разобраться будет сложно, поэтому мы подготовили краткий гайд по лучшим фирмам-производителям:

  • Shimano. Бренд уже давно четко ассоциируется с велосипедами и их комплектующими. Компания выпускает надежные тормоза, в том числе и гидравлические. Недавно фирма обновила линейку Deore, улучшив и без того четкую работу цилиндра. Если позволяют средства (полная комплектация обойдется примерно в 5-7 тысяч рублей), можно приобрести Shimano Deore – гидравлическая тормозная система, отличающаяся превосходной отзывчивостью и надежностью.
  • Clim 8 Clark’S. Бюджетный вариант, приспособленный к работе в различных погодных условиях. Это полноценный многоцилиндровый тормоз. Немного может смутить дизайн ручек, но этот нюанс с лихвой компенсируется красотой армированных кевларом гидрошлангов.

Дешевая гидравлика – это сомнительная сделка. Так уж устроена наша жизнь, что достойное качество требует соответствующей оплаты.

Рекомендации по уходу

уход за гидравлическими тормозами

Тормоза велосипеда нуждаются в регулярном осмотре и техническом обслуживании. Особенно если байк часто эксплуатируется в неблагоприятных условиях. Самостоятельно чинить гидравлику при отсутствии опыта и навыков точно не стоит – лучше это дело доверить специалисту. Кроме того, нужно учитывать, что тормозная жидкость обсуждаемой системы крайне токсична – ее попадание на кожу может вызвать ожог.

Опытные владельцы и мастера по ремонту дают несколько важных советов, позволяющих продлить срок службы тормозного механизма:

  1. Следите за состоянием тормозов. Грязь – это враг №1. Поэтому после катания по лесным тропам или под дождем нужно тщательно очищать систему и высушивать ее.
  2. Ротор нужно чистить специальным средством.
  3. Регулярно проверяйте степень затяжки болтов и креплений.
  4. Следите за состоянием гидравлических линий и механизмов на предмет наличия подтеканий.

В любом случае, своевременная диагностика позволяет избежать ряда куда более серьезных проблем. Если вы не можете оценить состояние тормозов, отвезите велосипед в ближайшую мастерскую. Достаточно проводить комплексное ТО 1 раз в 6 месяцев. Если вы будете делать диагностику в начале сезона и по его окончанию, ваш байк будет служить вам долго.

Заключение

Гидравлические тормоза на сегодняшний день являются наиболее эффективными и надежными устройствами, обеспечивающими должную безопасность. Механизмы нельзя отнести к бюджетной категории деталей, но их функциональность находится на высоком уровне.

Юлия Салтрукович

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Гидравлические тормоза: отвечаем на часто задаваемые вопросы

Начинающие велосипедисты, не разбирающиеся во всех тонкостях работы велосипеда и ухода за ним, наверняка сталкивались с вопросами по работе тормозной системы. Продавилась ручка, новые колодки плохо тормозят, когда менять тормозную жидкость – на основные вопросы мы попробуем ответить в нашей статье.

Обкатка новых тормозов

Все новые дисковые тормоза, тормоза после капитального ремонта, или частичной замены комплектующих нуждаются в периоде обкатки. При этом неважно – механические они или гидравлические. В период обкатки эффективность работы тормозов снижена, поэтому прыгать «с места в карьер» и использовать тормоза на всю катушку не желательно. Особое внимание следует обратить на новые тормоза, когда не прикатаны одновременно и тормозной диск, и колодки. Не следует забывать про обкатку и при замене тормозных колодок – в данном случае длительность обкатки сокращается.

Во время периода обкатки происходит 2 важных момента. Первое – гладкая поверхность новых тормозных колодок должна стать шероховатой. Второе – материал тормозных колодок должен попасть в поверхность тормозного диска. Благодаря обкатке работа тормозов улучшается – торможение становится более плавным, эффективность работы всей системы повышается, пропадает вибрация и посторонние звуки.

При обкатке тормозов можно сделать комплекс мероприятий:

  • Сделайте 3-4 остановки чуть сильнее, чем обычное торможение. Это разогреет роторы, чтобы при обкатке не случился температурный удар.
  • Сделайте 8-10 сильных торможений без полной остановки, например, с 35 км/ч до 5 км/ч.
  • В процессе торможений вы можете почувствовать, что тормоза стали «ватные» — это норма, т.к. они сильно нагрелись. После торможений прокатитесь 5-10 минут, чтобы роторы могли остыть от набегающего потока воздуха.

Минеральное масло или ДОТ?

В гидравлических дисковых тормозах для передачи усилия с тормозной ручки на тормозные поршни калипера применяется специальная тормозная жидкость. В процессе эволюции тормозных систем велосипедов производители пришли к двух стандартам «тормозухи» — DOT и минеральное масло.

  • DOT (US Department оf Transportation) – стало общим названием рабочей тормозной жидкости в транспортных средствах (не только в велосипедах). Ключевой особенностью ДОТ’а является высокая точка кипения жидкости. Одновременно с этим точка кипения понижается, когда ДОТ начинает впитывать воду, поэтому в идеале менять ДОТ каждые 12-18 месяцев.
  • Минеральное масло – производится из нефти и представляет собой смесь углеводородов, отделенных от бензина. Применяется в разных отраслях (включая косметологию), в том числе используется как тормозная жидкость. Уровни сжатия жидкости и точка кипения примерно схожи с ДОТ.

При прочих равных условиях точка кипения минерального масла и ДОТ примерно одинакова, но у «минералки» есть один важный нюанс – она не впитывает в себя влагу, а накапливает её в гидравлической системе. Если в ДОТ накопленная вода снижает эффективность работы тормозов, то в «минералке» при высокой температуре работы тормозов вода испаряется и приводит к выходу системы из строя. Аналогично тормоза на «минералке» не рекомендуют использовать в холодное время года, так как накопленная в системе вода при заморозке расширяется и резинки поршней в калипере или тормозной ручке может попросту выдавить. Разогнавшись и начав тормозить, можно обнаружить, что тормозов нет, поэтому при круглогодичном использовании велосипеда рекомендуется использовать тормоза на ДОТ или менять на механические аналоги.

Еще один очень важный нюанс – тормозные жидкости НЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ! Системы, предназначенные для работы на «минералке», не будут работать на ДОТ и наоборот. Такие системы, как Avid/SRAM, Formula, Hayes и Hope используют ДОТ 4 или 5.1. Системы Magura, Shimano и Tektro используют «минералку».

Тормозные колодки – органика или металлические?

Органические тормозные колодки производятся из смеси волокон и соединяющих их смол. Благодаря более мягкой структуре, считается, что они намного тише своих металлических аналогов. Однако, у тишины есть обратная сторона медали – они быстро перегреваются и при длительном торможении начинают терять свои свойства. К тому же в условиях сырости их износ значительно увеличивается, бывали примеры, когда колодки полностью стачивались при короткой поездке в дождь.

Металлизированные колодки обладают намного большей надежностью, т.к. имеют в своем составе металлические волокна, спрессованные при высокой температуре. Они лучше переносят грязь и сырость, они не так сильно изнашиваются при попадании влаги, а их ключевое отличие от органики состоит в том, что они не теряют свои свойства и сохраняют эффективность при длительном торможении. Главный их минус – шум при работе и перегрев гидравлической жидкости.

У меня всё тормозит отлично, надо ли обслуживать?

Бытует мнение, что обслуживание тормозов включает в себя только своевременную замену колодок. Как мы выяснили выше, замены требуют не только колодки, но и тормозная жидкость, желательно – раз в год или два, в зависимости от интенсивности использования.

На первый план выходит попадание воздуха и жидкости в тормозную систему. Со временем тормозная ручка начинает проваливаться до грипсы, эффективность торможения снижается и необходима прокачка тормозов. По мере использования тормозов может понадобиться сервисное обслуживание ручек и калипера – либо полная перебора система, либо переборка с частичной заменой резинок и сальников.

Четыре совета по уходу за тормозами:

  • Старайтесь не загрязнять тормозную систему. Будьте осторожны со смазкой цепи – желательно не использовать мазку-спрей и очиститель цепи в виде спрея, так как попавшее на ротор или в калипер масло или чистящие средства на жирной основе выводят тормоза из строя. При мытье велосипеда старайтесь не сбивать грязь с велосипеда и цепи в сторону ротора.
  • Прочищайте ротор чистящим средством для тормозов. Специальные средства на основе растворителя убирают загрязнения и масляные частицы с колодок и роторов, что повышает эффективность работы тормозов.
  • Проверяйте затяжку болтов или крепление center-lock роторов. При некачественной затяжке ротор начинает «гулять», вызывая вибрации и снижая эффективность тормозов, что может привести к аварии.
  • Инспектируйте гидролинии и механизмы на наличие течей. Износ никто не исключал – вполне вероятно, что со временем резинки могут задубеть, прийти в негодность и гидравлическая жидкость станет подтекать. Ранняя диагностика позволяет решить проблему с наименьшими потерями, тогда как езда с течью может вывести из строя поршни и прочие детали.
Читайте также  Как хранить дома велосипед

Следить за работой тормозов и вовремя их обслуживать – основа безопасного использования велосипеда. Читайте также: как настроить гидравлические тормоза на велосипеде.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Рейтинг лучших дисковых тормозов для велосипеда 2021 года

Рейтинг лучших дисковых тормозов для велосипеда 2021 года

Выражение «тормоза придумал трус» относится к людям, которые никогда не сталкивались с необходимостью вовремя остановиться. Особенно это касается двухколесной техники, ведь в машине водителя защищает корпус транспортного средства, а здесь весь удар приходится принимать на себя.

Наша редакция составила список рекомендаций по выбору и рейтинг лучших дисковых тормозов для велосипеда, основанный на отзывах покупателей и популярности моделей.

Примечание! Некоторые достойные модификации не вошли в список ввиду невысокой распространенности или завышенной стоимости.

  • 3.1 ARTEK ADC-09
  • 3.2 Tektro M500 F
  • 3.3 SHIMANO M375
  • 3.4 SHIMANO M315
  • 3.5 Tektro M206
  • 3.6 Avid Elixir 1
  • 3.7 HAYES DYNO COMP
  • 3.8 TEKTRO HD-M330
  • 3.9 AVID Juicy 3
  • 3.10 SHIMANO DEORE M 6000
  • 3.11 Formula CURA POLISH’17
  • 3.12 Shimano Zee M640
  • 3.13 Avid Code R GS Graphite Grey

Какие бывают тормоза

Основных разновидностей дисковых тормозов всего две – это механические и гидравлические. Отличия в работе колоссальные, поэтому необходимо заранее разобраться в нюансах, для более точного понимания темы.

  1. Механика. Устройство представляет собой механизм, движимый силой троса, продетого через линию. Такие тормоза недорогие, как правило, просты в эксплуатации, легко обслуживаются. Также можно сказать, что данный вариант экономичен. Благодаря относительной простоте механизма, цена невысока. К недостаткам модели относят необходимость постоянной регулировки троса.
  2. Гидравлика. Более дорогое удовольствие. Однако дорогие варианты действительно стоят своих денег. Как правило, гидравлические суппорты рассчитаны на повышенные нагрузки, что делает их востребованными среди любителей и профессионалов. По сути, велосипедная гидравлика представляет собой уменьшенную копию мотоциклетного тормоза, без конструктивных изменений.

Как правильно выбрать

Неопытные пользователи кричат во все горло, что гидравлика на велосипеде – это едва ли не панацея от всех проблем. Однако здесь имеется несколько важных моментов, знание которых поможет избежать ошибок выбора и сэкономит несколько сотен или тысяч рублей.

Первый вопрос – это цена. Если предполагается покупка заводской модели велосипеда или дешевых тормозов (до 4000 рублей за комплект) необходимо сильно задуматься, а стоит ли игра свеч.

Эксперты утверждают, что качественная система механического типа показывает более высокие результаты, чем дешевая гидравлика. Это связано с качеством применимых материалов. Механические суппорты сами по себе дешевле в производстве, поэтому изготовитель может применять более крепкие сплавы материала и ставить в «стоке» добротные колодки. Дополнительно, с такой системой не будет проблем при обслуживании – запчасти всегда есть.

Касательно самой дешевой гидравлики – это модно, пафосно, но неэффективно. Согласно результатам тестов самые бюджетные модели показывают меньшую силу сжатия, относительно сравнимой по цене механики. Также важным фактором является небольшая надежность подобных систем.

В качестве вывода можно сказать, что добротные механические тормоза — вариант гораздо более эффективный, чем самая простая гидравлика. А конечный выбор лежит непосредственно на покупателе.

Рейтинг лучших

Далее представлен рейтинг лучших дисковых систем для велосипеда, по отзывам покупателей и популярности.

Цена за комплект: около 2000 рублей.

Открывает рейтинг представитель самой бюджетной линейки механических тормозов. Модель отличается простыми показателями мощности, дизайна. Основное предназначение – эксплуатация в прогулочном режиме на взрослом или подростковом велосипеде. Допуск по весу не превышает 75 кг, что неспособно обеспечить быструю остановку в экстренной ситуации. Нравится пользователям неприхотливость, возможность быстрой починки, ввиду элементарности конструкции. Другим просчетом конструкторов, является небольшое пятно контакта колодок, в связи с чем, накладки быстро изнашиваются.

  • минимальная стоимость;
  • приятный дизайн;
  • возможность самостоятельного ремонта.
  • низкая эффективность;
  • быстро изнашиваются колодки.

Ценник стартует от 3000 рублей за комплект.

Далее на очереди — бюджетный представитель компании Тектро. Главным достоинством конструкции производитель называет стальной корпус, что априори исключает механические поломки после ударов. Однако это одновременно и минус – стальные детали провоцируют большой вес, около 500 г.

Эффективность находится на среднем уровне. Модели достаточно для повседневных прогулок, нечастых скоростных поездок по пересеченной местности. Здесь уже применяются квадратные колодки достаточной площади, что позволяет обеспечить неплохую эффективность.

  • демократичная цена;
  • прочный корпус;
  • неплохая эффективность.
  • огромный вес;
  • есть жалобы на долговечность возвратной пружины.

Ценник стартует от 3000 рублей за комплект.

Годная механика от именитого производителя. Довольно высокий ценник полностью нивелируется превосходной надежностью и эффективностью работы. Некоторые пользователи намеренно ставят эти тормоза вместо гидравлических, объясняя это превосходными характеристиками.

Изначально модель использовалась для гоночных режимов Кросс Кантри. Позднее ее начали применять только на пользовательских велосипедах, ввиду появления более эффективной гидравлики бюджетного сегмента.

Касательно характеристик можно отметить необычайную эффективность и простоту конструкции (относительно других моделей механического типа). Также пользователей радует добротность корпуса – материал не подвержен раскалыванию и перегреву в результате затяжных спусков. Поэтому тормоза можно часто встретить среди туристов или обычных любителей прокатиться «с ветерком».

Эксперты, в свою очередь, хвалят большой выбор колодок и запчастей.

Несмотря на моральную устарелость, изделие до сих пор считается эталоном для своего класса.

  • отличная эффективность;
  • надежность;
  • ремонтируются «на коленке»;
  • умеренная цена.
  • не обнаружено.

Стартовая цена: от 3500 рублей за комплект.

Открывает список бюджетных гидравлик достойный представитель компании Шимано. Невысокая стоимость обусловлена посредственной эффективностью. Модификация часто применяется на серийных велосипедах средней ценовой категории.

Тормозное усилие сопоставимо с добротными представителями механического типа. Поэтому производитель позиционирует изделие, как прекрасную альтернативу бюджетного класса для начинающих велосипедистов.

Эксперты хвалят простое обслуживание – прокачать тормоза минералкой может даже не подготовленный пользователь. Также выделяется неплохая ремонтопригодность – имеется большой выбор калиперов, жимков и внутренних деталей.

Конкретно для пользователя приятным фактом является наличие удобной рукояти. Можно давить как одним, так и тремя пальцами.

  • адекватный ценник;
  • неплохая эффективность;
  • приятный дизайн;
  • универсальный жимок.
  • не подходят для больших нагрузок.

Средняя стоимость колеблется в пределе 5000 рублей за комплект.

Далее на очереди — бюджетное решение для начинающих велосипедистов. Неплохая гидравлика способна быстро остановить ездока при необходимости. Предельная нагрузка составляет 95 килограммов, чего достаточно для большинства пользователей.

Эксперты называют положительным качеством достаточную модуляцию, что значительно облегчает жизнь новичкам. Равномерная передача усилия гарантирует неопытному велосипедисту защиту от блокировки колеса, чреватой падением.

Проработан и дизайн, металлические жимки позволяют пользоваться одним или тремя пальцами для торможения.

Недостатками принято считать малую надежность системы – в сети имеется множество отзывов о поломках или отказе модели при перегреве.

  • хороший вариант для новичков;
  • приемлемый ценник;
  • неплохая сборка.
  • могут перегреться;
  • не предназначены для агрессивного вождения.

Ценник стартует от 5000 рублей.

Дочернее предприятие корпорации Срам. Американские технологии обеспечивают приличное тормозное усилие, что гарантирует своевременную остановку транспорта.

Первое поколение рассчитано для начинающих и любителей велосипедного спорта. Тормоза иногда можно встретить на трассах Кросс Кантри.

Эргономичные жимки оборудованы дополнительной регулировкой, позволяющей точно выставить высоту лапки под предпочтения каждого пользователя.

  • привлекательный внешний вид;
  • неплохая эффективность;
  • хороший выбор колодок.
  • недостаточно для агрессивной эксплуатации;
  • некоторые пользователи жалуются на протечки.

Цена: 5000 рублей/комплект.

Яркий представитель бюджетного ценового сегмента от компании Хаес. Достаточная эффективность обеспечивается уникальной конструкцией основной камеры. Модель обладает минимальными характеристиками для применения в гоночных режимах Кросс кантри или активных покатушек по лесным тропам.

Относительно высокое положение в топе достигнуто отличной надежностью. Производитель дает пожизненную гарантию от протечек, что много значит.

Регулировки положения рукояти выполняются шестигранным винтом на 2,5 мм в большом диапазоне. Можно опустить жимок практически до грипс.

Также пользователей радует умеренная масса – 400 граммов одна сторона.

  • пожизненная гарантия от протечки;
  • достаточная мощность;
  • широкий диапазон регулировки ручки.
  • спорный дизайн;
  • затруднительная настройка.

Ценник стартует от 8000 рублей

Средняя ниша гоночных тормозов от компании Тектро. Усовершенствованная модель отличается меньшей модуляцией, что предполагает умелое использование. Однако неопытные новички могут перелететь через руль по причине резкого обращения.

Завод доработал гидролинии, теперь масло не распирает магистрали во время сильного нажатия. Также усовершенствован главный поршень. Именно убран старый уплотнитель, через который происходило подсасывание воздуха в систему.

Производитель позиционирует детище, как оптимальный вариант для Кросс Кантри или Трэйла.

Однако некоторые недостатки остались от предшественников. Также стоит проблема с перегревами. При экстремальных нагрузках возможно проникновение воздуха в систему или подтекание масла, что чревато полной прокачкой.

  • привлекательный дизайн;
  • достаточная мощность;
  • прочность линий.
  • имеется склонность к перегревам.

Цена: от 9000 рублей/комплект.

Старая, но очень эффективная система. Несмотря на старт производства в 2005 году, тормоза сохраняют свою актуальность даже спустя 14 лет, ввиду наличия спроса на новые и подержанные системы.

Изделие создавалось по принципу «все гениальное – просто». Примитивная конструкция калипера дополняется элементарным механизмом тормозных ручек, что выдает неожиданную мощность.

Благодаря подобным характеристикам, модель регулярно используется начинающими спортсменами и любителями экстремальных дисциплин. А сам автор неоднократно испытал на себе надежность агрегата – за 5 лет активной эксплуатации не потребовалось какого-либо ремонта, кроме замены изношенных колодок.

  • отличная эффективность;
  • превосходная надежность конструкции;
  • симпатичный внешний вид.
  • на момент написания статьи морально устарели.

Ценник колеблется в районе 10000 рублей.

Одна из топовых версий компании. Обновленная в 2017 году модель может похвастать суженными креплениями, обновленным дизайном.

Доработанная конструкция поршня повышает показатель модуляции и эффективности торможения. Новый калипер способен работать с колодками Ice Tech, которые максимально эффективно отводят тепло из рабочей зоны, для минимизации перегрева калипера.

Совокупность внедренных решений, позволяет применять тормоза для агрессивной эксплуатации без боязни улететь с обрыва.

Читайте также  Передний и задний фонарь для велосипеда

Дисковые тормоза велосипеда, как улучшить торможение

Дисковые тормоза велосипеда моменты

Дисковые тормоза велосипеда моменты

Дисковые тормоза появились на велосипедах чуть больше 20 лет назад. Изначально дисковые тормоза использовались в горных велосипедах, но быстро распространились и на другие типы велосипедов.

Уже не меньше десяти лет дисковые тормоза стали стандартом. При этом внятных описаний принципов их работы практически нет. Без понимания нюансов работы дисковых тормозов невозможно понять за счет чего можно улучшить торможение велосипеда. Также понимание того как работают дисковые тормоза нужно для того, чтобы понять почему далеко не всегда отказ от ободных тормозов во всем положительно влияет на торможение.

Дисковые тормоза — конструкция

Дисковый тормоз конструкция

Дисковый тормоз конструкция

На изображении конструкция механического дискового тормоза. В случае гидравлического дискового тормоза вместо тросика к калиперу подходит гидролиния. Схема работы дискового тормоза от типа не зависит.

Крепление к раме также называют адаптером.

Контакт калипера с тормозным диском (ротором) происходит через тормозные колодки.

Дополнительно тормозная система включает тормозные ручки, тросики (с рубашками) или гидролинии. На эффективность торможения влияют все элементы тормозной системы. Даже банальные тросики и рубашки.

Тормозные ручки подробно разобраны в отдельном материале:

Тормоза на велосипеде — принципы торможения

Начну с банальностей, торможение велосипеда осуществляется за счет силы трения в двух местах – в тормозах и между покрышками и дорогой.

Вначале речь пойдет о торможении в тормозах, именно оно в существенной степени определяет эффективность торможения. На поведение покрышек на дороге остановлюсь отдельно.

Для понимания работы тормозов нужны две самые простые формулы из курса физики 7 класса школы, базовый раздел механика.

Сила торможения определяется формулой F = k*N, где:

  • F – сила торможения (в данном случае это сила трения);
  • k – коэффициент трения;
  • N – сила реакции.

Коэффициент трения k определяется 3-4 параметрами:

  • Материалами контактирующих элементов (тормозного диска и тормозной колодкой в случае дисковых тормозов) и их взаимодействием;
  • Площадью контакта колодки и тормозного диска;
  • Притертостью тормозного диска и колодкой;
  • Внешними факторами, например, дождем или грязью, разогревом от длительного торможения, износом.

Калипера могут состоят из двух движущихся частей или из одной части.

N – сила реакции это тормозное усилие воздействующее на калипер, зависит от типа и класса тормозов. Так гидравлические тормоза обеспечивают большее усилие по сравнению с механическим. При этом однотипные тормоза могут давать очень разное усилие, все определяется конкретной реализацией.

Соответственно существует два способа улучшения торможения — улучшать контакт между колодками и дисками и (или) увеличивать тормозное усилие.

Вторая формула появляется из того что колесо вращается и тормозит не сила, а момент силы. Опять простейшая формула: M = F*h, где:

  • M – момент силы;
  • F – сила торможения (трения) из формулы выше,
  • h – плечо силы.

В случае дисковых тормозов плечо силы h это радиус тормозного диска — ротора. Есть несколько стандартных диаметров тормозного диска (140мм, 160мм, 180мм и 203мм) и несколько менее распространенных (170мм, 185мм, 200мм и 220мм). Увеличение диаметра диска это третий путь улучшения торможения.

Дисковые тормоза обычно настраиваются под диаметр диска с помощью переходников.

Дисковые тормоза — как улучшить торможение

Соответственно путей улучшения торможения несколько.

  1. Подбор материала тормозного диска;
  2. Подбор материала колодки;
  3. Увеличение площади колодки (теоритически);
  4. Увеличение диаметра тормозного диска;
  5. Увеличения усилия на тормозах (на калиперах);
  6. В случае однопоршневых (движется один калипер) тормозов переход к двухпоршневым.

Дисковые тормоза — улучшение эффективности работы на практике

Для настройки дисковых тормозов важно иметь адекватные ожидания, то есть крайне желательно попробовать как действуют аналогичные тормоза. Без возможности сравнить адекватная настройка дисковых тормозов затруднена.

Базовый список стартовых действий:

  • Проверить совместимость тормозов и тормозных ручек, бывает что продавцы или производители ставят условно совместимые компоненты;
  • Проверить все настройки тормозов и тормозных ручек, возможно в велосервисе. Тормозная система также включает тормозные тросики и рубашки.

Далее нужно понять можно ли в принципе улучшить работу данных тормозов до нужного вам уровня торможения в текущей конфигурации. Если можно, то поменять тормозные колодки, если не помогло, то менять тормозные диски, возможно увеличив их диаметр. Далее уже нужно рассматривать другие тормоза и тормозные ручки. Как правило, смена колодок дает эффект, плюс важно понимать что на притирку роторов и колодок нужно некоторое время.

Ободные тормоза, отличия от дисковых тормозов

В случае ободных тормозов также торможение осуществляется за счет трения, но между ободом и тормозными колодками.

Сила трения также зависит от тех же 4 параметров:

  • Материалами контактирующих элементов (обода и тормозных колодок);
  • Площадью контакта обода и тормозных колодок;
  • Притертость обода и тормозных колодок. Сюда же примыкает отсутствие восьмерок;
  • Внешних факторов, они идентичны с дисковыми тормозами — дождем или грязью, разогревом от длительного торможения, износом обода и тормозных колодок.

А вот ситуация с моментом силы кардинально другая. Тормозное усилие ободных тормозов прикладывается непосредственно к ободу. Диаметр обода 700с (28”/29”) это 622мм, обода 650b (27.5”) – 584 мм, то есть плечо силы в данном случае в 3-2.5 раза больше чем у дисковых тормозов с 203 мм дисками. То есть для того что бы получить примерно такой же тормозной эффект нужно приложить заметно меньшее усилие на точку контакта. Также нужно понимать что линейная скорость в точке контакта тормозных колодок выше.

Дисковые тормоза – как передается усилие с тормоза на обод

Дисковые тормоза велосипеда распределение усилий

Перейдем к более интересной области, если в случае ободных тормозов тормозится сам обод, то в случае дисковых тормозов ситуация намного сложней. Тормозное усилие прикладывается к втулке, на которой закреплен тормозной диск и к оси втулки. Далее тормозное усилие передается на обод через спицы. Причем тормозное усилие идет не по центру втулки, а приложено сбоку. Это еще одно отличие ободных тормозов от дисковых, в их случае усилия прикладывается по центру.

Еще один интересный эффект дисковых тормозов приведен на иллюстрации выше. Из того что диаметр ротора существенно меньше диаметра обода, небольшая прокрутка тормозного диска приводит к заметному движению колеса.

Все самое интересное начинается если усилие торможения на дисковых тормозах большое — конструкцию начинает заметно вести. Особенно это ощущается на переднем колесе когда это усилие прикладывается к вилкам. Заднии перья велосипедов более жесткий и там элемент видения меньше.

Для того чтобы велосипед не вело в конструкцию добавляется жесткость. Например, всем привычные крепления втулок — эксцентрики заменили на оси (чем толще, тем лучше). В вилку добавляются дополнительные элементы жесткости.

Причем это во многом искусственная проблема — дисковые тормоза пришли в велосипед из мира мотоциклов и автомобилей. Там конструктив колеса совсем другой, фактически речь идет о монолитной конструкции, в случае автомобиля парной и симметричной. И плечо приложения силы на тормозном диске не отличается в разы от приложения силы к ободу.

Дисковые тормоза автомобиль и мотоцикл

В полной мере подвохи дисковых тормозов проявляются на жестких вилках, типичных для шоссейников, гравелов и турингов. Дисковые тормоза вступают в конфликт с концепцией что вилка и рама велосипеда должны работать как амортизатор.

О нюансах и подвохах дисковых тормозов написан отдельный текст.

Дисковые тормоза — влияние диаметра тормозного ротора на торможение — видео

И в заключении видеоиллюстрация написанного на примере варьирования диаметра тормозного ротора дисковых тормозов.

С другими техническими видео можно познакомиться на ВЕЛО.ГРАВЕЛО.

Версия 1.5 от 23.09.2021, опубликовано 14.09.2021

С российским рынком гравелов и турингов можно познакомиться в разделе Гравел в России. Приведена структура рынка велосипедов, доступные в России бренды гравелов и турингов, их дистрибьюторы. Описан ассортимент основных велосипедных брендов — предлагаемые типы велосипедов, их особенности, например, какие материалы рамы используются.

Подробный материал описывает сезонность поставок велосипедов. Два материала про ценообразование — про стоимость гравелов и турингов в России — от примерно 50000 рублей и про более дешевые велосипеды для путешествий и велопоездок (20-40000 рублей).

Как выбрать гравел или туринг

Выбирая велосипед нужно ответить на несколько простых вопросов о том как вы планируете ездить. Вопросы и комментарии по возможным ответам расписаны в двух текстах на GRAVELO.

  1. Очевидные вопросы – по каким дорогам вы планируете ездить, какие дистанции — ежедневные и общие, автономность поездок, какой рельеф поездок…
  2. Менее очевидные – в компании или в одиночку планируете кататься, с какими целями, при какой погоде…

Ответы на эти вопросы смогут прояснить для вас очень важный момент – какой багаж вы планируете возить на велосипеде. Вес багажа в существенной степени определяет тип оптимального для вас велосипеда…

Ассортимент гравелов и турингов

Ответив на вопросы выше вы сможете понять на велосипеды какого типа вам смотреть.

На что обращать внимание при выборе велосипеда можно познакомиться в серии материалов:

Велосипед состоит из несколько частей — фреймсет (рама и вилка), вилсет (колеса), группсет (оборудование), седла, руля и педалей. Каждый тип поездок предъявляет свои требования к оборудованию.

Геометрия и особенности рамы рассмотрены в нескольких текстах. Обзорный текст и несколько более подробных, про размер, геометрию и материалы рам велосипеда (факты и мифы). Про вилки также имеется несколько текстов — геометрия и материалы. Материал про колеса. По трансмиссии ключевые материалы на системе с каким количеством передних звезд остановиться — с одной или несколькими (нужен ли передний переключатель) и диапазоне и шаге велосипеда (таблице передач).

Посмотреть техническую информацию по выбору велосипеда и видео велопутешествий можно в подборке видео и профильных видеоканалов на ВЕЛО.ГРАВЕЛО

Проект находится в разработке, некоторые темы только обозначены, планируется углубление и детализация. Если есть комментарии и пожелания пишите. Буду благодарен за перепосты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: