Длина шатуна велосипеда - Pk-shturm.ru

Длина шатуна велосипеда

Длина шатунов велосипеда: на что влияет, как подобрать?

Что мы знаем о шатунах велосипеда кроме того, что они есть? Наверняка, многим известно, что есть разные способы их закрепления на разных типах кареток. Более искушенные райдеры осведомлены о том, что шатуны бывают разной длины. А дальше? Что делать с этой длиной? Какой она должна быть? Есть ли зависимость длины шатунов от роста? На что она влияет?

Вопросов много и ответы на них, увы, будут не столь очевидными, как это кажется на первый взгляд. Самый простой вопрос – для чего шатуны нужны. Система шатунов на велосипеде позволяет преобразовывать мускульную силу во вращательное движение и создавать крутящий момент на колесе. Мы уже знаем, что длина у них бывает разной, а значит и рычаг будет разным на разных системах. По логике получается, что чем длиннее шатуны, тем больший рычаг, тем больший момент можно развить. Всё верно? Теперь давайте подумаем и о том, что длинный рычаг заставит ногу двигаться по большему радиусу. Удобно? Вы уже понимаете, что не все так просто. Там, где логика подсказывает явный прирост по мощности, практика подсказывает увеличение диапазона движения ноги, что напрямую скажется на посадке и комфорте.

Главный же вопрос звучит следующим образом: существует ли оптимальная длина шатунов для конкретного велосипедиста? Отвечать на него будем опираясь на мнение компании Shimano и на мнение физиотерапевта Фила Берта.

Стандартная длина шатунов – почему она такая?

Велосипеды продаются с длинами шатунов 170, 172,5 и 175 мм в зависимости от размера рамы. Самые скромные по размерам велосипеды комплектуются короткими системами, самые большие байки комплектуются самыми длинными шатунами. В отдельных случаях используются шатуны 165 и 180 мм, разумеется, речь идет об очень маленьких и очень больших велосипедах. Встретить такие размерности довольно просто у компаний Shimano, Campagnolo и SRAM. Выделяется только Rotor, так как они предлагают шатуны длиной менее 150 мм. Почему такая точность? Как сформировались данные параметры? Опытным путем или вмешались традиции?

Японский гигант Shimano говорит, что величина 170-175 мм является золотой серединой для большинства велосипедов и велосипедистов. Так сохраняется баланс между моментом вращения, необходимым для прокручивания педалей, и частотой вращения педалей. Другими словами, наш заветный каденс 70-90 обязан именно таким размерностям шатунов. Ну, а вычислялось это все, как вы понимаете, в лабораторных условиях не без участия спортсменов самого высокого уровня.

Ищем оптимальную длину

Исследование, проведенное JC Martin и WW Spirduso, показало, что оптимальная длина шатуна для развития максимальной мощности в спринте составляет 20% длины ноги или 41% длины большой берцовой кости. Тестам подверглись системы с размерностями 120, 145, 170, 190 и 220 мм. Самые высокие результаты показали 145 и 170 мм. То есть, сверхкороткие и сверхдлинные шатуны остались не у дел. Жаль только, что прикупить шатуны длиной 145 мм невозможно, на рынке их просто нет.

Shimano, в свою очередь, делает акцент на том, что по-настоящему универсального решения нет. Ведь во внимание приходится принимать дисциплину и физиологические параметры райдера. Компания рекомендует воспользоваться специальным сервисом bikefitting.com, где можно отследить изменения ввшей выходной мощности в зависимости от длины шатуна.

Фил Берт проявляет солидарность со своими азиатскими коллегами, он тоже считает, что оптимального решения нет. Также специалист отмечает, что все велосипеды собираются исходя из кривой с нормальным распределением по росту райдеров. Однако такой метод не учитывает реальных пропорций каждого конкретного велосипедиста. Два разных человека с одинаковым ростом могут иметь разную длину ног, если говорить другими словами.
Невозможность поддерживать каденс на высоком уровне, преждевременная одышка, быстрая усталость, боль в суставах – всё это признаки неправильно подобранной длины шатунов по мнению физиотерапевта. Его рекомендация заключается в сокращении этого параметра, каким бы он до этого ни был, тогда все станет на свои места. Ну, и наконец, он приводит вполне разумный аргумент – если расположить высокую и низкую коробки рядом и поставить перед собой задачу запрыгнуть на каждую из них 100 раз, на какую из коробок будет затрачено меньше сил?
Вы поняли? Вот настолько все просто по Берту – чем короче, тем лучше. Однако, здесь очевидна некоторая противоречивость основам физики, не так ли?

Влияние длины шатунов на мощность педалирования

Логика нас в этом месте обманывает и подводит. То есть, да, длинный рычаг шатуна оказывается намного эффективнее короткого, этого не отнять. Так везде. Везде, кроме велосипедов. Дело в том, что выходная мощность зависит от двух параметров – каденса и крутящего момента. Длинные шатуны развивают высокие крутящие моменты, но блокируют возможность наращивания каденса. Короткие решения, напротив, снижают крутящий момент, но компенсируют это возможностью повышать каденс. Исключение составляет только спринт с места на треке, где достаточно высокая передача и короткий рычаг могут сделать процесс разгона слишком растянутым. Другими словами, короткие рычаги с меньшим крутящим моментом при более высокой частоте вращения педалей позволяют получить такие же или больше показатели по мощности. Вы уже могли заметить, что длина шатуна по своей сути является эквивалентом передачи. То есть, короткие рычаги соответствуют передним звездам поменьше, а длинные звездам побольше.

Преимущества перехода на длинные шатуны

В Shimano ясно дают понять, что длинные шатуны актуальны для МТБ-шников, так как дают возможность развивать высокие крутящие моменты при низких каденсах на подъемах и техничных участках трассы. В общем, если вы не гоняете по горам, то причин для наращивания длины шатунов не так уж и много.

Преимущества перехода на короткие шатуны

Проблемные колени будут определенно благодарны, если их разгрузить. Сделать это вполне реально укоротив свои шатуны. Да, момент на педалях развиваться будет меньший, но вы с лихвой компенсируете это увеличением каденса. Колени вам только “спасибо” скажут. Кроме того, короткие шатуны снижают риск встречи педалей с дорожным полотном, что актуально, наверное, во всех дисциплинах.

Вопреки мнению Shimano, некоторые другие специалисты провели собственные исследования и обнаружили следующее. Короткие шатуны на горных велосипедах (170 мм) позволяют быстрее набирать пиковую мощность без ущерба для общей производительности. Ярый поклонник коротких шатунов – Фил – говорит, что на шоссейном велосипеде оные также становятся важным преимуществом. Посадка же должна быть максимально агрессивной в условиях ТТ заездов, например, а длинный шатун заставит поднимать ноги выше, оказывая тем самым негативное влияние на процесс дыхания и, как результат, на выходную мощность. Короткий шатун этого недостатка не имеет и, к тому же, будет создавать меньше аэродинамического сопротивления, ведь ноги будут двигаться по меньшему радиусу, меньше опускаться, меньше выпрямляться, будут занимать меньшую площадь во фронтальной проекции.

Подтверждение словам Берта встречается на Олимпийских играх 2016 года, где сборная Великобритании перевела женщин на 160 мм, а мужчин на 165 мм. Руководствовались спортсмены данными полученными накануне в аэродинамической трубе. Брэдли Виггинс при успешной попытке установить часовой рекорд в 2015-м осуществил переход со 177,5 на 170 мм при росте 190 см. Такой реверанс в купе с максимально опущенным седлом позволил ему улучшить свою аэродинамику на 3,5%. Вам это кажется немного? А вы учитывайте, что средняя скорость в таких заездах приближается к 60 км/ч в течении 60 минут. Вы представляете, как много могут дать эти 3,5%? По тому же пути пошла компания Canyon, на своих триатлонных велосипедах Speedmax она уменьшила длину шатунов в среднем на 2,5 мм.

В общем, мы наблюдаем уже устоявшийся тренд в среде высокоскоростных велосипедов. Все направлено на улучшение аэродинамических качеств, а короткие шатуны в этом помогают.

Неутомимый Берт обращает наше внимание еще на несколько нюансов. Подседельные и рулевые трубы на быстрых шоссейниках все ближе и ближе к углу в 90 градусов. Тот же Speedmax построен вокруг подседела, чей угол перевалил за отметку 80 градусов. В то же время шоссейники для более приземленных целей этот же показатель имеют на уровне 75 градусов. Суть таких больших углов в геометрии велосипеда сводится к расположению райдера “впереди” каретки, между рулем и кареткой. Велосипедисты знакомые с посадкой на МТБ и шоссере хорошо осведомлены в этом плане. Ведь на маунтинбайке сидишь перед кареткой и педали приходится толкать как бы впереди себя. Посадка на обычном шоссейнике меняют эту концепцию, теперь ногами как бы отталкиваешься от педалей, расположенных сзади. Именно так и достигается высокая эффективность педалирования. На траитлонных и велосипедах для ТТ заездов, углы еще круче, каретка сдвигается еще больше назад, эффективность педалирования растет, а вместе с ней падает аэродинамическое сопротивление. Добавляем сюда короткие шатуны и на выходе получаем мощную ракету.

Читайте также  Как хранить дома велосипед

Какую длину шатунов выбрать для себя?

Все рекомендации нашего физиотерапевта сводятся к тому, что правильного выбора в итоге нет. Вообще. Тем не менее, он предостерегает нас от использования избыточно длинных шатунов по вышеупомянутым причинам. Единственным недостатком перехода на укороченный вариант шатунов специалист считает только финансовые потери. Величина их бывает весьма высокой, если велосипед оборудован измерителем мощности. В любом случае, экспериментировать с разной длиной шатунов нецелесообразно. Изменившуюся посадку вследствие перемены длины рычага следует компенсировать положением седла, оно выдвигается вперед или задвигается назад.

Окончательный и бесповоротный совет от Берта звучит следующим образом: “Если у вас нет проблем с педалированием, то оставляйте шатуны нетронутыми. Если проблемы есть, то пробуйте их укоротить на 5 мм”.

Подбор велосипедных шатунов по размеру рамы, длине ног или стилю езды с помощью формул и таблиц

Опытные велосипедисты знают, какое значение имеет правильно подобранная длина шатуна. Этот небольшой элемент может играть ключевую роль в системе взаимодействия человека и байка. Разница в 5 или даже 2,5 мм может стать ощутимой и повлиять не только на скорость и комфорт езды, но и на здоровье спортсмена. Из этой статьи вы узнаете, почему так важно подобрать деталь правильной длины и какие факторы нужно учитывать, делая свой выбор.

На что влияет

Шатун — это часть велосипедной трансмиссии, которая обеспечивает преобразование движений, совершаемых спортсменом в процессе кручения педалей, во вращение заднего колеса. Эта деталь составляет единый узел с рамой, звёздочками и кареткой велосипеда. У недорогих моделей шатун и основная звезда составляют монолитную конструкцию, для вариантов с более высокой ценой предусмотрена возможность приобрести эту деталь отдельно.

Длина шатунов бывает в диапазоне от 145 до 180 мм, шаг составляет 5 (реже 2,5) мм. Детали длиной от 165 мм предназначены для взрослых велосипедов, более короткие – для детских. Этот ппараметр определяется как расстояние между центральными точками осей каретки и педали.

Как правило, производители по умолчанию устанавливают на велосипеды шатуны размером 170–175 мм.

Размер детали можно найти на её внутренней стороне.

От длины шатуна зависят:

  • положение спортсмена в седле;
  • угол сгибания коленного сустава при вращении педалей;
  • частота вращения педалей;
  • усилие, которое требуется для педалирования;
  • скорость байка и быстрота старта.

Как выбрать размер

При выборе длины шатунов следует принимать во внимание следующие факторы:

Основные методы расчёта

По длине ног с помощью формулы

Наиболее популярный способ расчёта. В соответствии с ним нужно определить расстояние от паха до нижней точки стопы в миллиметрах. Измерение осуществляется босиком и в вертикальном положении. Затем полученную величину умножают на 0,216. Итоговая цифра составит необходимую длину шатуна.

Есть ещё одна формула, по которой длина указанной детали должна составлять 18,5% от расстояния между вершиной берцовой кости (коленным суставом) и землёй.

По длине ног с помощью таблицы

Зарубежные специалисты разработали таблицу, где в правой колонке указан диапазон длины ног, а в левой – требуемый размер шатуна.

По размеру рамы

В основном этот метод подходит для классических шоссейных байков. Руководствуясь данным способом, необходимо измерить длину верхней трубы рамы и соотнести её с длиной шатуна, которая указана в правом столбце соответствующей таблицы.

На что стоит обратить внимание

Каденс

Каденс, или каденция – единица измерения, характеризующая количество оборотов педалей, которые спортсмен совершает за одну минуту (об/мин).

Каденс напрямую зависит от длины шатуна. Используя короткий рычаг, проще поддерживать высокую скорость. В этой связи каденс увеличивается пропорционально уменьшению длины рычага: при использовании коротких шатунов показатель возрастает, длинных – уменьшается. Таким образом, чем большую скорость нужно развить, тем меньший размер детали необходимо использовать.

От каденса, помимо скорости движения, зависят также нагрузка на мышцы и сердечно-сосудистую систему, а также здоровье коленных суставов. Поэтому необходимо правильно подобрать длину шатуна, чтобы каденс был для вас оптимальным.

Тип велосипеда и стиль езды

Основное правило таково: длинные шатуны используются при езде на горном велосипеде, более короткие – на шоссейном. Объясняется это следующими причинами.

При езде по шоссе основное значение приобретает частота вращения педалей (уже упомянутый каденс). Увеличение частоты педалирования повышает крутящий момент и помогает не допускать образования «мёртвых точек» при обороте педали. Поэтому короткие рычаги предпочитают спортсмены, которые занимаются трековыми гонками. Кроме того, такие шатуны меньше «цепляют» грунт на виражах, что также способствует увеличению скоростных параметров байка.

В горном велоспорте необходим иной – «силовой» стиль катания. Большого количества оборотов здесь не требуется; на первый план выходит усилие, которое необходимо приложить в процессе езды (например, чтобы подняться в гору). Как следствие, в этой разновидности велоспорта применяются длинные шатуны: чем большую длину имеет рычаг, тем меньше усилий требуется, чтобы провернуть педали. Поэтому для BMX-велосипедов (т. е. используемых в мотокроссе), а также кросс-кантри и прочих горных велосипедов размер этой детали должен быть больше, чем для шоссейных.

В то же время в DH (скоростном спуске) предпочтительнее шатуны меньшего размера, которые не будут задевать за неровности рельефа.

При езде по городу чересчур длинные шатуны могут быть неудобны, так как с высокой долей вероятности будут цепляться за малейшие препятствия. Это вызовет серьёзное неудобство при преодолении, например, рельсов или бордюров.

Q-фактор

Спортсменам стоит уделить внимание выбору Q-фактора, т. е. расстояния между плоскостями вращения головок шатунов. Максимальная эффективность езды возможна в том случае, если усилие прилагается перпендикулярно к поверхности. Если Q-фактор подобран верно, педалирование осуществляется строго вертикально, поскольку нога спортсмена находится в плоскости, параллельной плоскости шатуна. Профессионалы подбирают этот параметр исходя из индивидуальных анатомических особенностей и типа велосипеда. Как правило, увеличенный Q-фактор предусмотрен в конструкции горных байков.

Важно! Неверно подобранный Q-фактор не только уменьшает КПД при езде, но и причиняет вред коленным суставам велосипедиста.

Таким образом, каждый велосипедист должен самостоятельно определять подходящую ему длину шатунов, учитывая свои анатомические особенности, стиль катания и другие параметры. Обычно для моделей, используемых велосипедистами-любителями для езды по городу и шоссе, подходят детали того размера, который изготовитель предусмотрел в заводской комплектации байка.

Выбор подходящих шатунов для велосипеда

Велосипедист рано или поздно сталкивается с вопросом замены шатуна. Этот вопрос актуален в случае, если деталь поломалась, повредилась либо если требуется замена звёздочек в неразборных конструкциях. Замена шатуна требует от владельца велосипеда базового понимания вопроса. На какие свойства и характеристики нужно обратить особое внимание при покупке детали и как выбрать шатуны для велосипеда?

Система шатуна велосипеда

Устройство системы крепления

Шатун — это неотъемлемая часть трансмиссии байка, обеспечивает преобразование возвратно-поступательных движений во вращение заднего колеса. С этой деталью соединены звездочки, каретка и рама велосипеда, в отдельности элемент не функционирует. Как правило, у бюджетных велосипедов основная звезда соединяется с правым шатуном в неразборную конструкцию. Более дорогие модели дают возможность отсоединить передние звёздочки от системы в случае необходимости.

Если звёздочки источились и есть необходимость в их замене — вероятнее всего, придётся снимать всю систему, т. к. в большинстве случаев нет возможности устранить проблему точечно. С передними звёздами нужно приобрести соответствующие шатуны, хотя сами они довольно износостойкие. Повредить их можно только в случае аварии. Деталь может изогнуться, переломаться, посадочные места — разноситься.

При покупке этой детали нужно помнить о разновидностях кареток, имеющих разные способы крепежей к валу, поэтому возьмите с собой в магазин образец. Возможно, вы найдёте конструкцию кареточного узла с шатунами в сборке.

Какие материалы используются для шатунов

В зависимости от заявленных требований байку, производители делают шатуны алюминиевыми, стальными, титановыми или карбоновыми. Для достижения поставленных целей производители также совершенствуют и форму этих деталей. Так, снизить вес позволяет сложная форма полой внутри детали, с канавкой снаружи. Кроме того, что облегчённый элемент конструкции делает легче сам велосипед, он позволяет легче раскрутить и достигнуть более быстрого ускорения. При этом пустотелые детали прочные и жёсткие.

Так, шатуны из стали бывают как цельные, так и полые. Цельные детали используют для шоссейников, а вот трубчатые чаще предназначены для горных велосипедов и спортбайков ВМХ для облегчения моделей.

Велосипедный двусоставный шатун

Велосипедная система из алюминия

Детали из алюминия производятся с помощью горячей или холодной ковки. Это усиливает прочные свойства материала и сводит к минимуму поломку. Шатуны из алюминия могут делать полыми для уменьшения веса.

Титан и карбон в изготовлении шатунов встречается реже, обычно для спортивных байков. Это может быть однородная карбоновая деталь либо с алюминиевыми или титановыми вставками. Сложность технологии сказывается на стоимости байка в сторону увеличения.

Размер имеет значение

При выборе размера шатуна важно учитывать стиль катания, рост велосипедиста и ваши личные предпочтения. Разница даже в 5 мм на каждой детали довольно ощутима.

Читайте также  Руль для горного велосипеда

Левый шатун велосипедный

Левый шатун велосипеда

Длина шатуна велосипеда измеряется от центра оси каретки до центра оси педали и может быть 145–180 мм, с шагом 5 и иногда 2,5 мм. Понятно, что чем выше велосипедист, тем длиннее нужны детали. Но нужно также учитывать размер рамы и стиль езды. Если у вас низкая рама и слишком длинные рычаги, то при малейшей неровности (бордюры, рельсы) вы будете за них цепляться, что приведёт к неудобству.

Ключевой параметр, на который напрямую влияет размер шатуна велосипеда, — каденция. Каденция — это единица измерения скорости оборотов, сколько оборотов может сделать байкер за определённое время. Высокой каденции можно достичь при коротких рычагах, соответственно, длинные рычаги сокращают количество оборотов. Поэтому для гонок лучший выбор — короткие шатуны. И наоборот, для горных велосипедов — длинные.

Выбор размера — личные предпочтения каждого велосипедиста, учитывая стиль езды, рост и поставленные перед байком цели.

Каким способом крепятся шатуны

Разберёмся, какими способами крепят рычаги к оси каретки.

  • Клиновидным штифтом. В современных моделях такое крепление практически не встречается, используется только для детских байков.
  • Квадратным торцом вала. Наиболее распространённое крепление. В этом способе на скошенных плоскостях квадратного сечения клином зафиксированы оба рычага. Подтянуть рычаг на клине можно с помощью винта или гайки. Для удобства в соединительных местах предусмотрены пыльники из пластмассы.
  • Шестигранным торцом вала. Похожий принцип с предыдущим способом.
  • Шлицевым соединением. В вале каретки делается сквозное отверстие по оси с преувеличенным диаметром, торцы вала имеют круглую форму. Шатуны крепятся крупным пустотелым болтом под шестигранник, снаружи предусмотрен пыльник.
  • С использованием интегрированной оси. Ось каретки и один шатун составляют единую деталь. Второй крепится любым из перечисленных выше способов.

Правильный выбор Q-фактора

Важно уделить внимание правильному выбору Q-фактора. Это поможет велосипедисту повысить эффективность прилагаемых усилий до 4%. Это параметр расстояния между плоскостями, в которых осуществляется вращение головки шатунов. Максимальное давление ногой человек может осуществить, если направление прилагаемых усилий находится под углом 90 градусов к поверхности. Если расположение ног велосипедиста близко друг к другу, то коленным суставам тяжело перенести длительные нагрузки. Естественно, строение ног у людей разное. При потоковом производстве байков особенности строения конкретного человека учесть невозможно. Но спортсмены, использующие байки профессионально, вполне могут подобрать Q-фактор с учётом индивидуальных особенностей. Следует отметить, что увеличенный Q-фактор обычно предусмотрен в моделях горных велосипедов.

Разбираем типы шатунов

  • Односоставный— цельная конструкция, которая объединяет вал и два рычага. Представляет собой толстый пруток, который согнут в разных направлениях под прямыми углами. Такая конструкция использовалась ранее. На сегодня её можно встретить на BMX или детских байках.
  • Двухсоставный— левый рычаг представлен отдельной деталью, закреплённой на сводном краю вала, а к правому шатуну с ведущими звёздочками приварен вал каретки. Сегодняшние производители эту конструкцию усовершенствовали с помощью картриджной каретки, имеющей подшипники крупного диаметра. Конструкция активно используется различными производителями.

Система шатунов для велосипеда

Нестандартная роторная система RS4X

Рассмотрим новейшую конструкцию — роторную систему шатунов для велосипеда RS4X. Принципиальное отличие от стандартных рычагов — расположение со смещением угла на несколько градусов (стандартное закрепление — по одной прямой линии). При стандартном закреплении нога велосипедиста сильно сгибается в колене в верхней точке и это негативно сказывается на коленных суставах, не позволяет велосипедисту применить свою силу в полном объёме.

Роторная система позволяет увеличить КПД за счёт занижения верхней мёртвой точки и исключения провала момента силы. Согласно исследованиям, мощность возрастает на 16%. Эта велосипедная система шатунов довольно дорогая (стоимость около 400 евро), но хороша тем, что облегчает нагрузку на коленные суставы байкера и на сухожилия.

Учитывая особенности шатунов разных систем, размер, материал, вы сможете подобрать для вашего велосипеда наиболее подходящий вариант и покупка оправдает все ваши ожидания.

Стальная рама для велосипеда

Многие спорят о том, какая рама велосипеда лучше — стальная или алюминиевая. Для того чтобы понимать, какая рама удовлетворит потребности велосипедиста — разберёмся подробно, какой материал будет соответствовать заявленным требованиям.

Колесо-мотор для велосипеда

Как определиться с выбором мотор-колеса для электровелосипеда. На какие факторы обратить внимание при выборе. Преимущества и недостатки разновидностей двигателей мотор-колеса.

Дисковые и ободные тормоза

Какие ставить на велосипед тормоза: дисковые или ободные — частый вопрос, который волнует многих велосипедистов. Чтобы разобраться с ним, необходимо изучить положительные и отрицательные стороны каждого вида тормозной системы.

Как выбрать правильную длину шатунов?

Ваш Трилайф Ваш Трилайф

Как подобрать длину шатунов на велосипеде? Когда триатлеты покупают велосипед, по размеру они ориентируются почти исключительно на раму. Идея понятна – чем выше спортсмен, тем больше рама. И тем не менее, длина шатунов почти такой же важный параметр, как и размер рамы.

Длина шатуна измеряется расстоянием от оси педали до центра каретки. Большинство велосипед комплектуется шатунами в пределах 170-175 мм, но диапазон может растягиваться от 140 до 190 мм.

Почему длина шатуна имеет значение?

На велосипеде у атлета три точки касания: седло, руль и педали. С седлом более или менее понятно, подходящее седло комфортно, все остальные варианты причиняет дискомфорт. Отсюда мы можем утверждать, что высота седла влияет на положение атлета на велосипеде и, следовательно, на его комфорт и мощность. Не стоит и забывать о том, что положение седла сильно влияет на комфорт и эффективность педалирования, хотя многие часто не берут это во внимание. Девушки или атлеты меньших габаритов наверняка знают, что положение и его ширина руля критичны, что касается комфорта, управляемости и возможности быстро дотянуться до тормозов. С третьей точкой нашего соприкосновения с велосипедов все немного сложнее.

Шатун – это радиус вращения педали относительно каретки. Более короткий шатун делает более меньший круг, то есть диапазон движения ног меньше. Этот диапазон движения будет влиять на работу всех ключевых суставов ног: бедро, колено, голеностоп. Когда вы крутите педали, всегда есть оптимальный диапазон движения этих суставов. В частности, поддержание угла бедра как можно более “открытым” приводит к повышению мощности, обычно к лучшей аэродинамике и, что важно для триатлонистов, к лучшему бегу после велосипеда.

whats the right crank lengthНа изображении выше мы зеленый цвет показывает, в каких углах находились бы работающие части тела, если бы длина шатуна была короче. Красный цвет – реальное положение дел. Чисел углов нет, чтобы упростить диаграмму. Вот такие наблюдения относительно гонщиков с длинными (и , возможно, более длинными, чем нужно) шатунами:

– Высота седла должна быть ниже, чтобы не перегибать ногу в нижней части хода педали.

– Красным цветом показано, что колено поднимается выше в верхней части хода педали только для того, чтобы «преодолеть» педаль.

– Угол между коленом и грудью уменьшается с приближением колена к груди.

– Чтобы обработать этот увеличенный радиус педалирования голеностоп, вероятно, будет двигаться в больших диапазонах. Для велогонок это может быть просто особенностью, но в триатлоне это может повлиять на бег после велоэтапа, делая голень более “уставшей”.

Конечно, линии на этом изображении лишь условно показывают общие принципы, не стоит измерять углы досконально. Оно просто показывает, как изменение длины шатуна может существенно повлиять на то, как человек сидит на велосипеде, даже если у него рама подходящего размера.

Во-вторых, вспомните приседания в зале. Если вы присели глубоко, сможете ли поднять большой вес? Сила мышц часто ограничено индивидуальными особенностями диапазона наших суставов. Если держать бедра открытыми, а колени менее согнутыми, то, как правило, поднимать большой вес легче.

В-третьих, более длинные рычаги означают, что крайние позиции ноги глубже и выше. Это часто приводит к необходимости большего контроля над бедром. Часто гонщикам, которые мощно “давят” бедрами, говорят, чтобы они опустили седло, чтобы еще сильнее давить сверху, забывая о том, что в нижнем положении педали их ноги вообще не работают! Длинный шатун только ухудшит положение,а опускание седла сделает еще хуже.

Как и все разговоры о байкфите, выбор правильной длины шатуна базируется на индивидуальных особенностях. Гибкость, биомеханика и спортивный опыт/форма влияют на любое решение об изменении длины шатунов. Тем не менее, рассмотрим двух велосипедистов разного роста: у одного рост 180 см, у другого 160 см. Если у каждого из них одинаковая длина шатуна (возьмем среднюю длину 172,5 мм), их стопы поднимаются на 34,5 см (верх и низ хода педали). Для первого гонщика это составляет 19% от его роста. Для второго гонщика это 21,5%. А длина ног будет только увеличивать разницу.

Какой длины шатуны выбрать мне?

Существуют ограниченные рекомендации о том, как выбрать оптимальную длину шатуна. Есть общая рекомендация – для спортсмена 180 см оптимальная длина составляет 172,5 мм. Джим Мартин из Университета Юты предполагает, что оптимальная длина должна составлять около 20% от длины вашего внутреннего шва ноги (inseam) или 41% от длины голени. Еще стоит обратить внимание на соотношение длины шатуна и высоты седла от каретки. Это соотношение, вероятно, специфично для конкретного гонщика, но может помочь нормализовать различия между спортсменами. На сегодняшний день нет «стандартного» ответа. С триатлоном ответ становится еще более сложным, поскольку велосипед — это просто средство, позволяющее побыстрее и с минимальными усилиями добраться до бегового этапа. Как правило, если у вас невысокий рост, вам, вероятно, будет подходить более короткий шатун.

Читайте также  Как отрегулировать тормоза на велосипеде дисковые

Означает ли более короткая длина шатунов потерю рычажной силы?

“Дайте мне достаточно длинный рычаг и точку опоры и я переверну мир” – Архимед

Мощность, вырабатываемая на велосипеде, зависит от скорости вращения педалей и от того, насколько много усилий мы прилагаем. Из школьного курса мы знаем, что более длинный рычаг позволяет приложить больше силы. С более коротким рычагом педали (шатуном) атлету нужно будет немного увеличить частоту вращения педалей, чтобы генерировать ту же мощность. Тем не менее, изменение силы минимально при чрезвычайно коротких рычагах. Таким образом, способность выкручивать большую передачу с более длинными шатунами имеет незначительную разницу в эффективности педалирования.

Тип велосипеда имеет значение?

Учитывая положение на ТТ-велосипеде, где вы опускаетесь вперед, скручиваете спину и уменьшаете угол между поднятым коленом и спиной, максимально открывая этот угол, вы получаете множество преимуществ. Следовательно, вы, скорее всего, заметите увеличение аэродинамики и мощности при езде с короткими шатунами. На шоссейном велосипеде из-за более расслабленной и/или вертикальной позиции разница все еще будет существовать, но она будет менее заметна. Возможно, это не тот апгрейд, который приведет к кардинальному увеличению мощности или скорости, но если у вас небольшой рост, то к подбору длины шатунов нужно отнестись более внимательно.

Выбор длины шатунов

Присмотрел новую шоссейную систему, но в наличии сейчас модель, которая отличается от существующей и по длине шатунов, и по количеству зубьев. К зубьям адаптироваться, думаю, попроще будет, а вот с шатунами.. С другой стороны, у меня на МТБ длина шатунов как раз такая, как у приглянувшейся системы: на 2,5 мм больше, чем стоит сейчас на шоссейнике.

1. Кто как себе выбирал длину шатунов? По науке или по принципу "что было"? Ощущали разницу при смене длины?
2. И какой у вас Q-factor на шоссейной системе?

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

мтб. Да, идет увеличение рычага и соответственно уменьшение усилия.

обратная сторона увеличения шатунов наверно как минимум в том что уменьшается каденс, увеличивается ход ноги и т.п. Я ж не говорю насколько это хорошо в долгосрочной перспективе например кручения 10ч подряд. В городе на постоянных ускорениях-торможения я ощутил реальный профит.

длина шатунов в стоке зависит от ростовки — для s это 170, для L — 175

на шоссере у меня кстати 170 стоковые — ощущения другие. Без предвзятости — на мтб я разгоняюсь быстрее с места.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

просто еще у меня мтб достаточно реактивен.

а на шоссере я несколько раз успел только поездить. за зиму наверно отстрою на станке если все норм будет

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Выбор длины шатунов:

Длина шатуна измеряется как расстояние от центра оси педали до центра оси системы (каретки). Длина шатуна стандартизована и может быть от 160 мм. до 190 мм. с шагом 5 мм. или 2,5 мм. в середине диапазона, и выбирается под антропометрические данные велосипедиста и стиль езды.

Грубая оценка необходимой длины шатунов для шоссейного велосипеда. С этого размера можно начинать пробовать разные варианты. Если у вас нога относительно короткая, то вам и шатун нужен короче.

Если вам нужна классическая шоссейная рама следующего размера:

• 54 см и менее — то шатун 170 мм;

• 55-61 см — то шатун 170-172 мм;

• 62 см — то шатун 172.5-175мм.

Для горного велосипеда длина шатунов берется больше на 2.5-5 мм, чем для шоссейного.

Длина шатуна определяет диаметр круга, который описывают педали. Чем больше круг, тем сильнее Вам придется сгибать колени и напрягать мышцы бедра, вращая шатуны. Ваши бедренные мышцы не могут развивать одинаковое усилие во всем диапазоне движения. Это очень легко показать. Если Вы сядете на корточки так, что колени будут полностью согнуты, и привстанете, скажем, на пять дюймов, это потребует гораздо большего усилия, чем нужно, чтобы присесть на пять дюймов из положения стоя и затем снова выпрямиться. Когда Вы сидите на корточках, Ваши мышцы не могут выдать ту же мощность, как если бы колени были лишь слегка согнуты, чтобы опустить Вас на пять дюймов. Так что если нужно выбирать между шатуном такой длины, при которой Вы будете вынуждены полностью сгибать и разгибать колени, и шатуном, который заставляет сгибать колени всего в пределах, скажем, 20 градусов, выбирайте более короткий шатун. Такой шатун позволит Вашим мышцам работать в более эффективном диапазоне движений.

Так какой же должна быть длина шатунов? Да, это хороший вопрос. Хотел бы я знать хороший ответ, но не знаю. Наверное ясно, что байкер ростом 5 футов 2 дюйма не захочет ездить с шатунами той же длины, что и байкер ростом 6 футов 7 дюймов, если, конечно, они не ухитрились отрастить ноги одинаковой длины (что весьма маловероятно). Для определения оптимального соотношения длины ног и шатунов были выполнены некоторые исследования. Сомневаюсь, что есть оптимальное соотношение, которое применимо ко всем людям. Один автор в крупном издании всего несколько лет назад утверждал, что, после значительного объема тестов с участием многих разных велосипедистов, установлено: длина шатуна должна составлять 18.5% расстояния от вершины берцовой кости до пола. Вы найдете верх берцовой кости очень легко. Он на 5-6 дюймов ниже выступа таза и сдвигается назад, когда Вы поднимаете колено. Прочитав это, я моментально сменил стандартные 170 мм шатуны для шоссейников на 175 мм. Немедленно увеличились отдача и выносливость. Я начал пользоваться этой формулой при выборе шатунов для клиентов. До сих пор никаких жалоб не поступало. Но это, конечно, не значит, что мои клиенты не будут столь же, или еще более довольны при какой-то другой длине шатунов. И я должен признать, что никогда не пользовался шатунами длиннее 175 мм достаточно долго, чтобы заключить, что они еще лучше для меня.

Замер вершины берцовой кости не учитывает различия в самих ногах. Различия в пропорциях между длиной икры и бедра должны влиять на оптимальную длину шатуна. Байкер с более длинными бедрами и короткими икрами поставит более длинный шатун, чтобы сгибать колено на тот же угол, что и байкер с короткими бедрами и длинными икрами. Один из двух велосипедистов с одинаковыми пропорциями может предпочитать быстрее крутить педали. Тут может помочь более короткий шатун. А возможно, даже двое байкеров с идентичными пропорциями скелета выяснят на практике, что им нужна разная длина шатунов для достижения максимальной отдачи просто из-за различий в мускулатуре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: