Как настроить передние тормоза на велосипеде

Как правильно тормозить: передним или задним тормозом

Небольшая заметка по поводу торможения. Очень странно, что даже регулярно катающие велосипедисты не знают, как правильно тормозить. Когда я слышу, как кто-то советует начинающему ослабить передний тормоз или просто не пользоваться им, потому что можно кувыркнуться через руль, то мне хочется рвать и метать.

Основа активной безопасности в езде на велосипеде — это торможение. Друзья, если кто не знал или сомневался, запомните: основной тормоз на любом колесном транспортном средстве — передний! Особенно это касается двухколесной техники. У нас, в отличии от автомобилей, очень малая площадь контакта колеса с дорогой, и чтобы быстро остановиться, недостаточно силы тормоза.

При торможении основной вес приходится на переднее колесо, тогда как заднее разгружается в прогрессии. Что будет, если мы зажмем один задний тормоз, когда нам нужно резко остановиться? Правильно — заднее колесо заблокируется, а велосипед поскользит дальше. Именно потому, что заднее колесо в этот момент разгружено. Вторая проблема, вытекающая из низкой загрузки заднего колеса — это крайне малый диапазон тормозного усилия. То есть, аккуратно нажимаешь на ручку, а замедления почти нет, нажмешь сильнее, и колесо уже пошло на юз.

Поэтому, главным тормозом на велосипеде является передний, при экстренных остановках на него ложится три четверти работы. Учитесь дозировать тормозное усилие на переднем колесе, благо там действительно огромный диапазон между вкл/выкл. Задний тормоз используется только для стабилизации траектории движения, старайтесь также не тормозить им до блокировки, за исключением особых случаев, вроде маневра или медленного сползания с крутого склона.

Приучите себя к динамичной езде. Даже в прогулочном темпе не сидите на седле, как мешок с картошкой: на поворотах наклоняйте байк, при торможениях привставайте и переносите свой вес назад. Тренируйте экстренную остановку и спуск с горы. Чем быстрее вам нужно остановиться, тем дальше выносится корпус за сидение, то же самое и при крутых спусках. В особых случаях приходится повиснуть пятой точкой над задним колесом, причем сидение оказывается где-то около груди.

downhill-1

Такая поза позволяет не только максимально вынести вес назад, более равномерно загружая обе оси велосипеда, но и основательно упереться в педали, приподняв носки вверх. Таким образом вы сможете тормозить максимально жестко и интенсивно, смещенный назад центр тяжести не даст велосипеду перевернуться. Замечу, что умение пользоваться обоими тормозами крайне важно не только спортсменам на гонках, но и самым обычным катальцам на велодорожках.

Выбежавший ребенок, съезжающая во двор машина или просто мечущаяся собака заставляет нас принимать единственно верное решение за считанные доли секунды. Зажмёте обе ручки со всей силы — вас перекинет через руль, зажмёте задний тормоз — велосипед пойдет юзом, практически не теряя скорости. Только отработанный рефлекс, знание пределов торможения, умение управлять своим телом поможет вам резко скинуть скорость и свернуть в сторону, обделаться легким испугом и поехать дальше, вместо весьма тяжелых последствий.

Единственное исключение, когда я советую ослаблять передний тормоз, касается маленьких детей и очень старых людей. У этой категории велосипедистов нет достаточных рефлексов, чтобы справиться с управлением торможением. С очень большой вероятностью они кувыркнутся через руль, если придется экстренно останавливаться.

Еще один вопрос — с какой стороны должен быть передний тормоз: справа или слева. Традиционно так сложилось, что в странах с правосторонним движением передний тормоз располагается слева, а там, где движение левосторонне — наоборот. Я, как начавший во взрослой жизни кататься на велосипеде в Шотландии, привык к тому, что основной тормоз у меня под правой рукой.

Мне это кажется весьма логичным: у правши в правой руке более тонкая моторика, и дозировать тормозное усилие на ручке удобнее ею. На самом деле это лишь дело привычки, если человек начал кататься на велосипеде, где передний тормоз слева, то скорее всего это ему и удобнее.

Надеюсь, мои читатели-начинающие велосипедисты поняли, насколько важно научиться правильно тормозить. Тренируйтесь сами и научите детей — полезные привычки нужно прививать смолоду.

На моем сайте будет опубликовано еще немало полезной для путешественников и велосипедистов информации, чтобы не потерять друг друга, получайте от меня извещения о новых статьях.

Читать также:

  • Какие тормоза выбрать: дисковые или ободные
  • Нужен ли простому велосипедисту шлем
  • Выбор велосипеда для начинающих

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Как настроить тормоза на велосипеде

Настроить тормоза на велосипеде бывает нужно после первичной обкатки железного коня, ударов, длительного бездействия, а также при различных подозрительных реакциях и звуках. Как же самостоятельно правильно произвести эту процедуру? Попробуем разобраться.

Как настроить тормоза на велосипеде ободного типа

Ободные тормоза – наиболее распространённый тип. Они действуют благодаря механическому воздействию на колёсный обод. В результате скорость вращения снижается и велосипед останавливается. Если правильно настроить ободной тормоз, он прослужит долго, будет точным и мощным в плане усилия.

Как же отрегулировать такой тормоз?

  • Решившись настроить тормоза на велосипеде, в первую очередь, стоит заняться установкой ручки, отвечающей за тормоз, на руле – от неё напрямую зависит регулировка системы торможения в будущем. Потребуется отпустить винт, отвечающий за крепление ручки, буквально на парочку оборотов. В итоге на рычаг тормоза должны приходиться вторые, а не первые, фаланги пальцев – это, как утверждают многие, наиболее удобное положение. Затем следует благодаря специальному винту отрегулировать расстояние до ручки – но тут всё очень индивидуально, поэтому хозяину велосипеда лучше отталкиваться от своих предпочтений.
  • Далее следует заняться обработкой тормозных колодок – они должны хорошо прилегать к ободу. Идеальное расстояние – миллиметр. Но на самом деле всё зависит от типа колодок. Так, если они принадлежат к мягкой разновидности, расстояние по отношению к ободу должно иметь отличие в миллиметр-полтора. Имеются в виду передние колодки и задний их тип. Клин-прокладка очень пригодится в этом случае. Обязательно нужно для отрегулирования колодки обеспечить её подвижность, а для этого стоит отпустить гайку. Теперь и устанавливается уже упомянутая клин-прокладка, а если колодки металлические, то их нужно просто установить параллельно ободу. Затем вращательными движениями нужно установить колодки параллельно верху покрышки. Шайбы помогут зафиксировать это положение, а гайку, отвечающую за крепление, потребуется зажать.
  • Теперь настал черёд установить рычаги тормоза. Чтобы это совершить, нужно его нажать, проконтролировав при этом одновременность соприкосновения обода с колодками. Если какая-то из колодок опережает другую, нужно отрегулировать этот момент с помощью тросика, а также специального винта.
  • Осталось установить жёсткость на тормозе. Пользователь должен произвести нажатие на рычаг тормоза. И даже при самом небольшом на него воздействии колодки в идеале должны к ободу крепко прижаться. Если длина хода не устраивает, её вполне можно подкорректировать через гайку натяжения. Она расположена непосредственно на рычаге. Длину хода лучше не делать большой, как рекомендуют специалисты.
Читайте также  Какова средняя скорость велосипедиста

Как самостоятельно настроить дисковые механические и гидравлические тормоза

Этот тип тормозов уже не настолько распространён, как предыдущий. Особенно редко используются гидравлические, поскольку ранее их устанавливали на профессиональные велосипеды. Подобные тормоза регулировать приходится нечасто, но всё же иногда подобная потребность возникает.

И вот как можно отрегулировать дисковую механическую разновидность:

  • Нужно полностью закрутить, а после этого открутить барабан. Барабан располагается на месте соединения рукоятки тормоза и троса тормозного. А откручивание предпочтительно совершить на полный оборот, причём достаточно одного.
  • Затем с калипера нужно снять тормозной трос.
  • Далее рекомендуется ослабить крепёжные болты. После этого хозяин велосипеда должен отыскать такое положение, при котором колодки находятся параллельно по отношению к тормозному диску.
  • Теперь тормозной трос стоит установить, зафиксировать на калипере. Нужно также произвести настройку неподвижной колодки. Сделать это можно как вручную, так и с помощью ключа.
  • Изменив натяжение тросика и вращая барабан тормозной рукоятки, можно отрегулировать положение колодки. Но сделать это следует только при необходимости, а она не всегда возникает.

Гидравлический же тормоз нуждается в настройке вообще крайне редко, поскольку тросика в нём не предусмотрено. Если же возникнет необходимость настроить его, вот как можно это сделать:

  • Необходимо ослабить те болты, которые удерживают на велосипедной раме суппорт.
  • При этом нужно нажать на рычаг тормоза, и желательно сильно. Колодки, которые выдвигаются равномерно, сами смогут отцентрировать калипер по отношению к тормозному диску. Если же колодки выдвигаются неравномерно, это может быть связано с загрязнением тормозов, длительной эксплуатации. В таком случае поможет чистка. Также можно попробовать ослабить фиксирующие болты, вручную откорректировав калипер.

Велосипед не зря называют «железным конём». Он, совсем как конь, нуждается в уходе. И настройка тормозов – одна из сторон подобного ухода, которую вполне под силу освоить любому пользователю.

Как настроить тормоза на велосипеде?

Как настроить тормоза на велосипеде?

Практически любой велосипед имеет передние и задние тормоза, позволяющие безопасно снизить скорость и остановить велик в нужный момент времени. Механизм торможения в велосипеде очень важен, от его состояния зависит безопасность движения и комфорт. Существуют два основных вида велосипедных тормозов – ободные и дисковые. Ободные оказывают действие на обод колеса, возникает трение, что приводит к сбросу скорости и остановке байка. Дисковые передают усилие от ручки к тормозному механизму.

Тормозной механизм любого типа должен функционировать идеально, поэтому необходимо периодически проверять работу тормозной системы, чтобы при необходимости иметь возможность отрегулировать ее.

Регулировка тормозов может потребоваться сразу после приобретения велика, а также после падений и механических повреждений байка вследствие ударов, после долгосрочного хранения, особенно, если велик находился в помещении с отрицательными температурами, если при движении возникают нехарактерные звуки или при торможении появилась задержка в срабатывании и другие неполадки.

Что нужно для регулировки?

Для того, чтобы настроить и отрегулировать задний, передний или ручной велосипедный тормоз, произвести регулировку ручки и тормозных колодок на велосипеде, потребуются определенные инструменты. Если у вас есть набор велоинструментов, то скорее всего в нем будет все необходимое для проведения работ. Регулировка (настройка) переднего, заднего или ручного тормоза на велосипеде потребует использования следующих приспособлений, при помощи которых можно регулировать зазор в колодках, настраивать тормозную систему во взрослом или детском велосипеде:

  • отвертки – плоская и крестообразная;
  • набор гаечных ключей;
  • шестигранники;
  • клиновидная прокладка, необходимая для того, чтобы настроить зазор.

Найти и купить нужные велоинструменты, которые должны быть у каждого велосипедиста, можно в интернет-магазине Black Bike, где имеется большой выбор как отдельных инструментов, так и комплектов со всем необходимым.

Этапы проведения настройки

Настройка ручного, заднего тормоза и тормозных колодок велосипеда выполняется пошагово в несколько этапов. Сначала регулируют ручку тормоза, ее расположение на руле при помощи регулировочного винта. Важно, чтобы тормозные колодки хорошо прилегали к ободу, поэтому необходимо проверить наличие зазора между ними и ободом колеса в нерабочем положении (он должен составлять 1-1,5 мм). Для этого необходимо ослабить гайку крепления колодки, чтобы обеспечить подвижность, после чего при использовании прокладки, устанавливаемой между колодкой и ободом и вращения колодок, располагаем их параллельно верхней части покрышки, затем необходимо зафиксировать нужное положение при помощи шайб и гайки крепления.

Регулировка рычагов тормоза обеспечивает их синхронную работу, чтобы колодка с одной стороны не опережала другую, для чего на рычагах имеется винт для регулировки натяжения. Важным этапом настройки является установка жесткости тормоза, которая осуществляется благодаря регулировке натяжения тросика.

После выполнения всех работ стоит проверить работу тормозной системы. Осуществить ее можно, сделав пробную поездку с резким торможением или вручную вращая колесо и нажимая на рычаг тормоза.

Проверка и настройка дисковых тормозов имеет свои особенности, для этого проверяется работа ротора, который необходимо демонтировать и убедиться в отсутствии механических повреждений, также важно определить степень износа тормозных колодок, при необходимости, заменить их. Важную роль в механизме торможения имеют тросики, поэтому при малейших повреждениях следует поставить новые. В гидравлических дисковых тормозах производится проверка на отсутствие утечки жидкости.

Стандарты креплений тормозных калиперов

Этот тип крепления появился первым. Его особенностью можно выделить лёгкую, без дополнительных деталей и более жёсткую конструкцию. Так как размер крепления на раме и вилке разные, то и калипер с разной длинной крепления « IS». Регулировка такого калипера выполняется за счёт проставочных шайб разной толщины: 0.25; 0.8 и 1.6 мм.

Адаптер на такой тормоз используется в случае увеличения размера ротора или крепления РМ на вилке или раме. На самих адаптерах указывают размер ротора и место положения front/rear (передний/задний)

На сегодняшний день тип крепления IS на калиперах и вилках встречается всё реже, так как его вытесняет более современный стандарт Post Mount.

PM – пост маунт

Такой тип крепления появился после IS. Не смотря на дополнительную деталь (адаптер/переходник) и пару болтов, которые увеличивают вес, стал популярным из-за более простой/практичной регулировки калипера. В случае увеличения размера ротора применяется адаптер РМ на РМ на адаптере указан размер и место положения (передний/задний). По умолчанию крепление на вилке под ротор 160 мм.

Адаптеры к такому калиперу есть двух видов в зависимости от типа крепления на вилке или раме.

С IS на PМ

Разберёмся с загадочными обозначениями и почему их может быть два на самом адаптере. Если Shimano в этом вопросе скрупулёзны и надпись узконаправленная (ONLY — только), то другие фирмы не особо обременяют себя в точности. Ниже на фото тормоза с адаптерами от WinZip.

Маркировка МТ-1816 в первой строчке отображает информацию к каким размерам ротора этот адаптер применим, во второй распечатка/подсказка. То есть, если этот адаптер поставить спереди (на вилку), то под ротор 180 мм., а если его же сзади (на раму), то под ротор 160 мм. Но далеко ни все производители так подробно расписывают информацию на деталях. Дело в том, что разница в размерах роторов и креплений рамы/вилки практически на один размер (20 мм. в диаметре – 10 мм. в радиусе). Есть и исключения от AVID с их роторами 185 мм. Ниже на чертежах видна разница почти в 1 см. на радиус.

Читайте также  Какой вес выдерживает велосипед

Установка IS калипера производится с помощью проставочных шайб разной толщины как упомянуто выше. Суть в том, чтобы зафиксировав калипер диск находился по середине прорези на равном удалении от тормозных колодок. Колодки при этом должны быть максимально разведены. Если у вас получилось ровно по диску установить калипер, то дальше проще. Нажимая на тормозную ручку несколько раз происходит автоподстройка поршней в калипере на рабочую амплитуду сальника/мембраны, который находится между корпусом калипера и поршнем (подробности и принцип работы в другой статье). По законам физики течение (тока, воды…) идёт по наименьшему сопротивлению. Так и здесь, после нажатия несколько раз на тормозную ручку поршни могут зафиксироваться от ротора на незначительно разном расстоянии. Тогда возможна финишная регулировка тормоза с помощью проставочных шайб разной толщины.

Установка РМ калипера к вилке или раме происходит на прямую или через адаптер. В конечном счёте мы зажимаем калипер с помощью болтов через овальные отверстия в нём. Здесь ключевое слово ОВАЛЬНЫЕ. То есть за счёт свободного поперечного хода мы выставляем калипер по ротору с равным удалением тормозных колодок. Можно посоветовать несколько раз нажать на тормозную ручку, чтоб тормозные колодки сошлись на «рабочее» расстояние от ротора. Удерживая тормозную ручку в нажатом состоянии слегка притянуть калипер с последующей его точной доводкой/регулировкой.

Загадка:

Если правильно говорить РОТОР, то почему тормоза ДИСКОВЫЕ?

И если тормоза ДИСКОВЫЕ, то при чём здесь слово РОТОР?

Не смотря на различные стандарты крепления, вы всегда можете купить нужный вам адаптер для диского тормоза в нашем магазине. Подробнее смотрите в разделе АДАПТЕРЫ ДЛЯ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗОВ.

Неприятные звуки: как устранить скрип тормозов велосипеда

Некоторые считают: скрип тормозов велосипеда — это нормально, результат износа. Если это нормально, почему же тогда от него плачут дети и вянут цветы?

  • А вы не забыли подписаться на наш канал Telegram?

Редакция Bike&Me разбирается, почему скрипят тормоза на велосипеде и что нужно делать, чтобы устранить-предотвратить подобные явления.

Правила правильного сброса скорости

На байках применяются два тормоза: передний и основной задний. Многие райдеры используют задний тормоз, подразумевая, что это верно и безопасно. Это так и есть, но только при движении на небольших скоростях. Опытные же в большинстве случаев используют передний тормозной механизм. Почему так?

При моментальном блокировании вращения заднего колеса центр тяжести велосипедиста смещается вперед, в результате чего уменьшается нагрузка на заднее колесо. Последнее начинает отрываться скользить, от дорожного покрытия.

  • Итог: как такового торможения может не произойти. Либо же заднее колесо «идет юзом», велосипед становится неуправляемым, и «наездника» может выбросить в кювет, на встречную полосу…

При зажатии переднего тормоза масса велосипедиста давит на переднее колесо, прижимая его к земле и усиливая силу трения с дорогой. Именно поэтому в экстренных ситуациях рекомендуется использовать комбинированное или переднее торможение.

Привыкайте тормозить всеми имеющимися инструментами, совмещая их по очереди. Начинайте остановку, используя задний инструмент потери скорости, после чего начинайте торможение передним. Таким методом можно избежать проскальзывания колес.

В экстренных ситуациях используйте комбинированное или переднее торможение

В экстренных ситуациях используйте комбинированное или переднее торможение

Скрип при торможении в механизме типа v-brake

Почему могут скрипеть ободные тормоза для велосипеда? Для того, чтобы это понять, следует обратить внимание на следующие факторы:

  • материал из которого изготовлены тормозные колодки;
  • состояние обода;
  • исправность механизма подвода колодок.

Сегодня можно встретить различные варианты колодок на механизмах типа v-brake. В их производстве используют всевозможные виды резины. Знайте: чем мягче материал колодок, тем тише и более плавно происходит процесс снижения скорости. Но у данного типа тормозов есть существенный недостаток — быстрый износ.

Также внимательно изучите состояние обода колеса. Изношенный и грязный, при торможении он тоже может «издавать неприятные звуки». Регулярная чистка и обезжиривание ободьев позволит поддерживать степень торможения на достаточном уровне. Для этого можно использовать подручные жидкости, а именно:

  • моющие средства;
  • бензин;
  • уайт-спирит.

Все выше описанное поможет очистить обод от остатков резины, которые втираются в металл при соприкосновении тормозных элементов. При сильном загрязнении попробуйте применить механическое воздействие: зачистить при помощи мелкозернистой наждачной бумаги.

Важно: следите за состоянием механизма подвода колодок. Неисправный, он может не только скрипеть, но и становиться причиной самопроизвольного торможения. Для полноценной работы регулируйте его и тоже очищайте от грязи. Сделать это можно, применяя вышеописанный способ.

Вовремя меняйте колодки: изношенные, они могут повредить обод колеса

Вовремя меняйте колодки: изношенные, они могут повредить обод колеса

Скрипит дисковый тормоз

Почему скрипят дисковые тормоза велосипеда? Чтобы выяснить причину, следует детально осмотреть рабочий элемент и знать, из какого материала изготовлены колодки. Тормозным элементам, изготовленным из прочного нержавеющего материала, присущий скрип при попадании на них жидкости. Это может случиться во время езды при влажной погоде, по лужам, утренней росе и т.д.

Мягкие органические тормозные колодки прекрасно и бесшумно справляются со своими функциями. Однако у них есть существенный недостаток — перегрев и быстрый износ. Иногда (а именно при сильном и резком торможении) от процесса трения может пойти дым.

Основная рекомендация при появлении скрипа — это очистка диска и колодок от отработанного материала и грязи: при помощи наждачной бумаги и моющих средств. Также не стоит допускать грубого износа колодок и осуществлять их регулярную замену.

Скрипят тормоза — очистите диск и колодки от отработанного материала и грязи

Скрипят тормоза — очистите диск и колодки от отработанного материала и грязи

Скрипят тормоза. Профилактика

После того, как вы установили новые тормоза или только что приобрели велосипед в магазине, следует тщательно протереть все тормозные элементы. После этого нужно провести их «притирку»: разгоняться и тормозить, разгоняться и тормозить… В результате жидкость, влага и прочие частицы равномерно распределятся по рабочей поверхности диска или велообода и со временем сотрутся / исчезнут.

  • Важно: для предотвращения износа покрышки велосипеда, данную процедуру следует выполнять на грунтовом покрытии (чтобы не стереть резину об асфальт).

Обращайте внимание на обработку велосипеда химическими элементами. Велосипедную цепь рекомендуется смазывать жидким маслом, а не спреем (последний может попадать на задний тормозной диск или обод). При использовании полиролей тщательно устраняйте их остатки и излишки (чистой салфеткой).

  • Очистка обода или тормозного диска после каждой поездки поможет устранить загрязнение и, соответственно, неприятные звуки при резком замедлении скорости.

Во избежание скрипа очищайте обод / тормозные диски после каждой поездки

Во избежание скрипа очищайте обод / тормозные диски после каждой поездки

Как правильно очистить дисковые тормоза

Для чистки дисковых тормозов потребуются специальные технические салфетки, защитные резиновые перчатки, наждачная бумага мелкого зерна, набор инструментов.

Рассмотрим этапы разборки и очистки тормозных элементов.

  1. При помощи отвертки и вспомогательного инструмента вытащите блокирующий элемент и демонтируйте тормозные колодки из корпуса.
  2. Демонтируйте колесо и открутите нужный тормозной диск. Болты протрите чистой ветошью и положите в сухое место.
  3. Наденьте защитные перчатки и приступите к промывке ротора специальной жидкостью.
  4. Тщательно обработайте тормозной диск наждачной бумагой, устраняя весь абразивный материал с его поверхности.
  5. Очистите поверхность чистой ветошью. Эту процедуру стоит выполнять аккуратно, так как края диска могут быть довольно острыми.
  6. Обработайте тормозной диск жидкостью для чистки, после чего протрите техническим полотенцем всю поверхность.
  7. Зачистите наждачной бумагой колодки, полностью очищая их поверхность от абразивного материала. Этот процесс стоит проводить внимательно, чтобы не переусердствовать и при этом таки снять лишний слой с тормозного элемента.
  8. Нанесите не колодки спрей для чистки тормозов.
  9. Все тщательно протрите.
  10. Установите ротор обратно на рабочее место.
  11. Верните в исходное положение тормозные колодки.
  12. Проверьте правильность установки всех основных элементов.
  13. Займитесь «притиркой» колодок, разогнав байк до максимальной скорости и резко затормозив. Проделайте данную процедуру несколько раз.

Наглядный пример, как делать все выше описанное, — в следующем ролике:

Эпилог

Зная и устраняя причины скрипов в тормозах, вы добьетесь более комфортной езды на своем любимом велосипеде. При этом регулярно проводите техническое обслуживание: это способно в корне устранить все неприятные звуки, которые может издавать байк.

И если тормозные колодки достигли максимального износа, следует немедленно их заменить — чтобы предотвратить износ рабочего диска.

Только заботясь о чистоте и исправности тормозной системы, вы добьетесь полного контроля и безопасности во время поездок на велосипеде.

  • А вы не забыли подписаться на YouTube-канал Bike&Me?

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: