Как настроить переключатель скоростей на велосипеде

Как переключать скорости на велосипеде? Как настроить скорости на велосипеде

Многие люди, покупая современный велосипед, не знают, как пользоваться всеми его удобствами. Их пугают все эти тросики, переключатели и множество разных штук. Естественно, они не знают, как переключать скорости на велосипеде, чтобы было легче ехать. Однако, если во всё это оборудование вникнуть и понять, как оно работает, то езда станет намного приятнее и комфортнее. А починка того или иного узла станет увлекательным хобби.

У бывалых велосипедистов не вызывает вопросов переключение скоростей. А вот начинающим стоит разъяснить все нюансы, связанные с вопросом, как переключать скорости на велосипеде. Неграмотное переключение рано или поздно может привести к разрыву цепи или даже поломке переключателей. А если вы находитесь в дальней поездке, то это может серьёзно застать вас врасплох. Грамотное переключение скоростей — это не только залог исправности вашего велосипеда, но и максимально продуктивной езды при любом рельефе местности.

Чтобы всё было понятно, рассмотрим конструкцию велосипеда. За переключение передних скоростей на аппарате отвечает левая триггерная монетка. За переключение задних скоростей отвечает правая триггерная монетка.

как переключать скорости на велосипеде

Как переключать скорости

Переключать скорости обязательно в движении, то есть вы должны вращать педали. Подбирать скорости нужно не только исходя из рельефа местности и ваших физических возможностей, но и так, чтобы цепь не образовывала перекосов. Убедиться в том, что прекосов нет, можно просто взглянув на цепь. Если она двигается параллельно рамкам переднего переключателя, то выбранная скорость является оптимальной. Перекос возникает, когда цепь на передней большой звезде и на задней, также большой. То есть нужно равномерно переключаться как на кассете, так и на передних звёздах шатунов. Крайности здесь нежелательны, если только они ни с донной стороны.

Уловка для лучшей работы переключателей

Есть один секрет, как правильно переключать скорости на велосипеде, чтобы цепь и переключатели изнашивались как можно меньше. Когда цепь на крайней звёздочке, необходимо дожимать переключатели, а не сразу же их отпускать. Нужно нажать на рычаг и, когда цепь перешла на нужную передачу, проехать секунду или две, удерживая его, и только потом отпускать. Со временем, став более опытным, вы будете чувствовать, когда нужно отпускать рычаг.

Миф и правда о подъёмах

Что касается верхних рычагов, то они переключаются одним щелчком и не требуют дожатия. Начинающих велосипедистов часто пугают тем, что переключать скорости при езде в гору категорически нельзя, но это не так. Правила переключения в гору очень просты: Если необходимо сбросить скорость на передних звёздах, то следует замедлить вращающий момент педалями, то есть переключения должны быть плавными.

правильно переключать скорости на велосипеде

Замедлять вращающий момент педалями во время переключения передних скоростей следует потому, что разница между звёздами на передней трансмиссии, как правило, составляет около 10-ти зубьев. Это требует плавного переключения. Поэтому, двигаясь в гору, да и просто по ровной местности, необходимо замедлить вращающий момент педалей. Тогда произойдёт плавное и корректное переключение. Если же при подъёме нужно добавить скоростей на задней трансмиссии, то следует немного увеличить вращающий момент педалями. Зная, как переключать скорости на велосипеде правильно, вы существенно продлите жизнь своему двухколёсному другу.

Чего не нужно делать на подъёмах

Единственное, чего точно не стоит делать при подъёме в гору, так это увеличивать скорость на передних звёздах, переключать с первой на вторую и со второй на третью. Увеличивать скорости сзади можно абсолютно спокойно, не боясь, что с велосипедом, что-то случится.

велосипед 6 скоростей

Если после переключения скоростей вы слышите клацанье или другие посторонние звуки, то это значит, что переключения не произошло, и необходимо дожать рычаг. Либо переключатели нуждаются в корректной настройке. Правильному переключению скоростей лучше всего научит личный опыт. Поэтому катайтесь, пробуйте, тренируйтесь. И тогда вопрос о переключении скоростей не будет вызывать затруднений.

Как настроить скорости на велосипеде, чтобы всё оборудование отлично работало

Настраиваем задний переключатель. Цепь нужно перевести на маленькую звёздочку. После отпускаем тросик, для этого необходимо открутить болт, который его зажимает. После находим винт, который отвечает за смещение лапки заднего переключателя. Он отмечен буквой «Н». При помощи отвёртки его необходимо сместить так, чтобы передача на кассете, где лежит цепь, была в одну линию со звёздами на заднем переключателе. То есть лежала в одной плоскости.

задний переключатель скоростей на велосипеде

После этого берём трос и максимально вытягиваем его, затем фиксируем винтом, который до этого мы распустили. После фиксации пробуем, как работает задний переключатель скоростей на велосипеде. В случае если цепь плохо перебрасывается на звёзды большего размера, нужно подтянуть трос. Это делается при помощи специального «барашка», который находится там, где этот тросик входит в переключатель, он похож на гайку с более выпуклыми гранями. Крутим его по часовой стрелке.

Надеваем цепь на большую звёздочку. Это делается при помощи винта, который отмечен буквой «L», меняем положение переключателя, для того чтобы сместить лапку и поставить её в ряд с большой звездой, расположенной на кассете.

Передний переключатель скоростей на велосипед

Приступаем к настройке переднего переключателя. Для этого спереди ставим на маленькую звёздочку, сзади — на большую. Возьмём шестигранник №5, чтобы отпустить винт держащий трос. Берём отвёртку и регулировочным винтом, отмеченным буквой «L», передвигаем рамку. Её нужно поставить так, чтобы между внутренней частью и цепью был промежуток равный 3-4 мм. Когда нижний предел настроен, нам нужно закрепить трос обратно. Для этого натягиваем его пальцами и в таком положении фиксируем винтом.

переключатель скоростей на велосипед

Переходим к настройке второй звёздочки

Трос закреплён, цепь нужно поставить сзади на маленькую звёздочку, а спереди перекинуть на вторую. Если цепь задевает рамку, то необходимо подтянуть трос. Его натягиваем при помощи «барашка», он расположен на манетке, которая находится слева. Поворачивать нужно до тех пор, чтобы цепь перестала задевать рамку. После того как промежуток между рамкой и цепью составит 3-4 мм, это означает, что настроены первые две звезды.

Настраиваем третью звезду

Первоначально цепь может задевать рамку. Чтобы это исправить, нужно при помощи регулировочного винта с надписью «H» подвинуть её в направлении от велосипеда. Так мы увеличим пространство между рамкой и цепью. После того как всё выставлено, цепь не должна ничего задевать.

как настроить скорости на велосипеде

Настройка переключателей везде идентична, и нет различия — велосипед 6 скоростей или в нём 32 передачи. Просто шести- или восьмискоростные имеют только задний переключатель. Ведь на шатунах у них одна звезда. Благодаря этому в их конструкции на один компонент меньше.

В этой статье мы обсудили, как переключать скорости на велосипеде правильно, чтобы его компоненты работали исправно и надёжно, а также научились регулировать передачи — как заднюю, так и переднюю, это не так сложно, как кажется. Стоит попробовать один раз, разобраться, и потом можно будет налаживать оборудование за считанные минуты. Отдельно стоит сказать о смазке цепи, она должна быть специализированной, ни в коем случае нельзя применять солидол, он убьёт цепь. Так что хорошо ухаживайте за своим велосипедом, и он отплатит отличной работой и удобством езды.

Регулировка заднего переключателя скоростей

customer_image

Полезные советы, которые помогут Вам отрегулировать задний переключатель скоростей байка

Подготовительный этап, который предшествует работам по настройке заднего переключателя скоростных режимов велосипеда, заключается в выявлении его неисправности. Посмотрите – не погнулся ли он в процессе езды. Так как ему приходится занимать крайне невыгодное с точки зрения защищенности выпирающее расположение. По этой причине велосипедисты называют его наиболее уязвимой частью байка. Испытав удар, он прогибается к спицам. Но, если его установка была осуществлена на так называемый петух, то ему ничего не грозит. В данном случае деформируется сам петух. Когда же таковая деталь отсутствует, даже не самый сильный удар повредит раму. Старайтесь пользоваться байком крайне осторожно. Оградите задний переключатель от возможных столкновений с чем бы то ни было.

Чтобы поверить петух либо задний переключатель скоростного режима на деформацию, необходимо скрупулезно осмотреть заднюю часть рамки последнего. Его направляющие ролики (их всего 2) должны располагаться на одинаковом уровне, друг напротив друга. Вместе с тем, не упускайте из виду цепь, которая протянута между ними. Она не должна иметь перекосов. Ее оптимальное положение — вертикальное.

Ни в коем разе не стремитесь придать искореженному петуху прежний вид посредством сгибания переключателя скоростных режимов в реверсивном направлении. Иначе Вы деформируете его рамку. Прежде, чем начинать рихтовку кронштейна, демонтируйте его с рамы байка. Впрочем, можно воспользоваться инструментом, который обычно крепят на петух – там, где должен располагаться сам переключатель. Он выполняет функция специального рычага. Причем к нему прикреплен указатель, позволяющий выравнивать петух с точностью до миллиметра.

Учтите, что некоторые переключатели, которые изготовлены компанией «Campagnolo», оснащены наклонной рамкой. То есть, так называемый ролик натяжителя установлен в некотором отдалении от спиц, нежели ролик, задающий направление.

Винты-ограничители заднего переключателя скоростных режимов

Данные элементы предназначены для той цели, чтобы лимитировать траекторию перемещения заднего переключателя. Как правило, винты-ограничители установлены в задней секции основной конструкции переключателя. Они блокируют его перемещения, не позволяя ему продвигаться за пределы периферийных звезд. Благодаря чему цепочка не соскакивает.

Зачастую регулировку крайних уровней переключателя выполняют на только что выпущенном байке и впоследствии производить ее уже не требуется. Однако, если в процессе переключения на периферийные звездочки, цепочка то и дело начинает соскакивать, необходимо отрегулировать винты. Это позволит придать переключателю оптимальное положение. Тем не менее, не стоит забывать, что соскакивание цепи провоцирует, как правило, погнутая рамка или деформированный петух. Следовательно, потребуется их выпрямить, вернув им прежнюю форму. В крайнем случае – заменить. Если этого не сделать, велосипедист может получить серьезную травму.

Читайте также  Сколько в день можно проехать на велосипеде

Винты-ограничители, которыми комплектуются современные переключатели скоростей, маркируются такими английскими буквами, как «H» и «L». Первой обозначаются высокие передачи. Второй – низкие. Примечательно, что старые переключатели не имели маркировки. Зато на них можно было отчетливо рассмотреть, какой именно из установленных винтов плотно прилегает вплотную к самой рамке, а также затрудняет ее перемещение.

Самые важные настройки для заднего переключателя скоростных режимов

Ограничитель высоких передач (винт «Н»)

Когда винт, отвечающий за ограничение высокоскоростных передач, затянут недостаточно сильно – цепь рано либо поздно потеряет контакт с небольшой звездочкой и сорвется с нее. С одной стороны, она окажется зажатой так называемым пером рамы. С другой же – ее заблокирует и сама звездочка. Если же хорошенько приложиться к винту-ограничителю высокоскоростных передач, очень сильно перетянув его, то он способен заблокировать перестроение цепи на наименьшую звездочку. Однако, не стоит предпринимать поспешных действий. Как показывает практика, перестроение на высокие передачи дает сбои не по причине неправильно отрегулированного ограничителя. Обычно проблема кроется в погнутом переключателе. Также причиной сбоя может стать и деформированный петух.

Перевод цепи на уровень, который занимает наиболее высокая передача (в таком случае большая звездочка оказывается на переднем плане, а маленькая – отодвигается на задний), является первоочередным условием для регулировки периферийного состояния переключателя скоростных режимов. Также потребуется выкрутить анкерный болт и уменьшить напряжение троса. Что же касается регулировочных барабанов, которыми оснащается манетка и рычаг заднего переключателя скоростных режимов, то их, наоборот, необходимо закрутить до предела.

Основная цель таких манипуляций заключается в выставлении роликов, которые есть в переключателе скоростных режимов, на один уровень с наиболее маленькой звездой. В том случае, если закручивать винт-ограничитель «Н» в правую сторону, то рамку переключателя скоростных режимов удастся сместить в сторону спиц колеса. А вот откручивание винта в обратную сторону позволит, наоборот, отдалить рамку от спиц.

Как только регулировка уровня будет завершена, необходимо сильно натянуть тросик. Вместе с тем, потребуется воспользоваться анкерным винтом, чтобы намертво зафиксировать его.

Ограничитель низких передач (большая звездочка «L»)

Недостаточно сильно затянутый винт-ограничитель, который выполняет функцию регулятора низких передач, может ослабить цепь. В итоге, в процессе движения байка та просто-напросто слетит с большой звездочки. Она окажется зажатой не только спицами колеса. Но и самой звездочкой. Тут же произойдет блокировка колеса, спицы покорежатся, цепь запутается, и велосипедист упадет на землю. Если же затянуть винт-ограничитель до предела, то цепь не сможет перестроиться на большую звезду.

Для того, чтобы осуществить настройку этого периферийного положения, следует переключить цепь на уровень пониженной передачи. В таком случае небольшая звездочка окажется на переднем плане, а самая большая переместиться – на задний. Затем демонтируйте винт, промаркированный английской буквой «L». Таким образом, он не будет ограничивать переключатель скоростных режимов.

Выполнить данную работу необходимо для то, чтобы разместить ролики, которыми оснащен переключатель, на одном уровне с большой звездой. Также потребуется закрутить винт-ограничитель «L» в правую сторону. Но не до упора, а до тех пор, пока он не примет нужное положение.

Сильная фиксация винта-ограничителя отодвигает переключатель скоростных режимов в сторону маленьких звездочек. Если же его, наоборот, ослабить, то он переместиться ближе к спицам колеса.

Тонкая регулировка заднего переключателя скоростных режимов

Когда переключатель скоростных режимов отрегулирован корректно, то в дальнейшем он потребует лишь незначительных калибровок. Как показывает практика, они будут сводиться к незначительной настройке либо полной замене тросика.

Регулировка осуществляется при помощи специально предназначенных для этих целей калибровочных барабанов, монтаж которых происходит на манетку. У горных байков они расположены, непосредственно, на самом переключателе скоростных режимов. Также производитель может установить их на трубе рамы. А вот барабаны, которыми оснащаются шоссейные велосипеды, находятся рядом с упором рубашки тросика. Примечательно, что выполнять настройку можно посредством совершенно любого барабана, предназначенного для регулировки.

Правда, прежде, чем осуществить регулировку, следует переместить манетку на уровень самой скоростной передачи (за нее отвечает маленькая звездочка). Одновременно необходимо удостовериться в том, что регулировочный рычаг перемещен в периферийную плоскость.

После чего требуется задать манетке следующий скоростной режим и начать вращать педали. Это позволит цепи перестроиться на расположенную рядом звезду. В том случае, когда цепь на нее не переместиться, то необходимо посильнее натянуть тросик. Воспользуйтесь барабаном, предназначенным для регулировки. Поверните его влево, и тросик моментально натянется струной. Не стоит резко поворачивать барабан. Делайте это плавно, в пол оборота, пытаясь одновременно переключать скорости. Ведь чрезмерно перетянутый барабан может привести к смещению цепи. Конечно же, при переключении передач проблем возникнуть не должно. Но, как только, велосипедист попробует перевести их в периферийной положение, проблем не избежать.

Нюансы тонкой регулировки переключателя скоростей

1. Для того, чтобы осуществить настройку перехода на большие звезды – необходимо натягивать трос. И никак иначе. Когда цепь перемещается на большую звезду с некоторой натяжкой, то это означает, что тросик недостаточно натянут. Исправить положение можно при помощи калибровочного барабана, который необходимо повернуть в левую сторону.

2. Чтобы выполнить регулировку переключения на небольшие звезды, потребуется ослабить трос. В том случае, если цепь перемещается на небольшую звезду в достаточно замедленно темпе – следовательно, тросик ослаблен. Необходимо повернуть регулировочный барабан вправо.

Но бывают ситуации, когда перестроение задних передач на разных звездочках происходит не одинаково равномерно и плавно. Значит, деформирован петух.

Винт, предназначенный для регулировки натяжения (B-tension)

Современные переключатели скоростных режимов комплектуются двумя рычагами. Один из них, который называется «A-pivot», находится внизу и подымает рамку переключателя скоростных режимов наверх – туда, где расположена маленькая звезда. Другой, «B-pivot», перемещает рамку в совершенно другое направление, по ближе к большой звездочке. Чтобы при переходе с одного скоростного режима на другой не возникало никаких сбоев – необходимо сбалансированное натяжение пружин.

Подавляющее большинство задних переключателей скоростных режимов оснащаются полезным винтом. В классификации Shimano он фигурирует под названием «B-tension adjuster». Он позволяет придать пружинам рычага с маркировкой «В» оптимальное натяжение. Иными словами, этот винт регулирует высоту ролика, который задает направление. Чтобы выполнить настройку, переместите цепь на большую звезду с задней стороны. Закрученный влево винт для регулировки позволит ролику подняться вверх, поближе к звезде. Одновременно, увеличиться и степень натяжения цепи. Улучшиться и четкость перестроения с одной скорости на другую. При этом не допускайте, чтобы ролик задевал звездочку. Между ними должен быть промежуток равный 5 мм.

Задние переключатели скоростей от производителя «Campagnolo»

В начале 21 века все модели переключателей скоростного режима, которые выпускает компания «Campagnolo», стали оснащаться одной полезной опцией – регулировкой степени натяжения пружины рычага «А». Ее полное название расшифровывается, как «A-tension adjustment». По-большому счету, данная опция целиком и полностью противоположна функции «B-tension adjustment». Ведь ослабление пружины рычага «А» и, наоборот, затягивание точной такой же детали в рычаге «В» приносят идентичный эффект.

Как настроить скорости на велосипеде? Как регулировать скорости на велосипеде?

Несмотря на то, что переключатель скоростей имеет примитивную механическую конструкцию, его регулировка может оказаться для любителей велоспорта достаточно сложным мероприятием. О том, как настроить скорости на велосипеде и научиться правильно пользоваться переключателем, читайте в данной статье.

как настроить скорости на велосипеде

Определимся с терминологией

Прежде чем говорить о таком понятии, как регулировка скоростей велосипеда, нужно разобраться с основными определениями, чтобы даже начинающему велосипедисту было понятно, о чем идет речь.

Переключатель скоростей иногда называют перекидкой. Это незаменимый компонент любого современного скоростного велосипеда. Он выглядит как прямоугольный механизм с пружиной, на котором прикреплена рамка (или лапка). Говоря о переключателе скоростей, невозможно оставить без внимания манетку — устройство, которое предназначено для управления перекидкой с помощью регулировки натяжения троса. Обычно эта важная деталь крепится прямо на руле. Но встречаются модели велосипедов, где манетка находится на нижней трубе переднего треугольника рамы.

Каждый опытный велосипедист знает, что такое петух, кассета и система на скоростном велосипеде. Для остальных дадим определения этим терминам:

— Петух — зачастую алюминиевая деталь, основная цель которой — сохранить в целости и невредимости задний переключатель скоростей и раму. Он крепится прямиком на раму, а уже на нем фиксируется перекидка.

— Кассета — звездочки/шестеренки разного диаметра, которые являются задним узлом трансмиссии велосипеда. Устанавливается кассета на барабан задней втулки.

— Система — передний узел трансмиссии. В отличие от кассеты, звезды системы закреплены полыми болтами на шатунах. Сразу отметим, что речь идет о современных качественных моделях. На дешевых велосипедах систему разобрать невозможно, а все звездочки скреплены между собой заклепками.

Как регулировать скорости на велосипеде без фиксирующих винтов? Два пресловутых переключателя с пометками Н и L находятся прямо на перекидке. Первый — Hight — это ограничительный винт для регулировки больших передач (или малых звездочек или шестеренок). L (Low) регулирует малые передачи. На разных моделях их месторасположение может меняться.

как регулировать скорости на велосипеде

Возможные причины нечеткого/неправильного переключения скоростей

Прежде чем рассказать о том, как настроить скорости на велосипеде, поговорим о возможных причинах таких дефектов:

— деформация переключателя или петуха;

— плохо работает возвратная пружина;

Как исправить дефекты?

Каждый велосипед со скоростями должен иметь внимательного владельца. То есть все детали — трос, звездочки и переключатели — должны быть смазаны специальными средствами — лубрикантами.

Если трос растянут, то его можно слегка подтянуть. В случае, когда он уже порвался, его тут же следует заменить новым. Алгоритм действий:

Читайте также  Школа серфинга в португалии

— сначала нужно раскрутить винт фиксации троса на переключателе;

— далее следует вытянуть или обрезать трос, если он сильно топорщится;

— потом стоит разобрать манетку;

— в специальное отверстие нужно вставить новый, обильно смазанный лубрикантами трос;

— далее его нужно пропустить через рубашки, которые предварительно установили в пазы;

— в конце закрепить трос на переключателе соответствующим винтом.

Если пружина работает недостаточно хорошо, то ее нужно промыть водой и смазать.

Деформацию петуха можно увидеть не только в специальных веломастерских. Погнутый петух просматривается, если поставить рамку заднего переключателя наискосок. В случае легкой деформации его можно выровнять самостоятельно, вытянув до ровной постановки задней лапки. Однако помните, что это лишь временная мера. Деформированную деталь лучше всего заменить новой. То же самое касается и погнутой перекидки.

Как настроить скорости на велосипеде?

регулировка скоростей велосипеда

На современных моделях данных ранспортных средств есть два переключателя скоростей — передний и задний. Обычно регулировку начинают с последнего, но бывает и такие случаи, когда необходимо настраивать лишь одну перекидку.

Настраиваем задний переключатель

В первую очередь нужно поставить цепь на самую маленькую звезду кассеты. Сделать это можно с помощью правой манетки — именно эта деталь непосредственно влияет на задний переключатель скоростей на велосипеде. Чтобы отпустить трос, нужно раскрутить винт, который фиксирует его положение. Винт с пометкой Н нужно открутить отверткой так, чтобы самая маленькая звездочка была в одной плоскости с звездочками в лапке. Далее трос нужно натянуть и закрепить винтом.

велосипед со скоростями

После обязательно следует проверить работу перекидки. Если цепь не переключается на большие ролики (звезды), то трос нужно натянуть еще сильнее, используя уже барабан на манетке или на перекидке. Цепь перемещают на самый большой ролик и винтом L регулируют положение переключателя. В идеале у перекидки не должно быть возможности попасть в спицы, то есть лапка и звезда должны быть в одной плоскости.

Настраиваем передний переключатель

Данный алгоритм действий подскажет, как регулировать скорости на велосипеде, настроив переднюю перекидку:

— Цепь вновь нужно переставить на меньшую звезду.

— Открутив винт, нужно отпустить фиксирующий.

— С помощью винта L необходимо отрегулировать положение рамки, то есть цепь должна находиться посередине и не касаться пластин.

— Далее необходимо натянуть трос и закрепить стягивающий винт.

— С помощью заднего переключателя нужно передвинуть цепь в кассете на самую меньшую звезду.

— Передней перекидкой нужно сдвинуть цепь на самый средний ролик. В случае если цепь, находясь на второй звезде, задевает внешнюю сторону рамки, следует сильнее натянуть трос барабаном на левой манетке.

— После нужно поставить переключатель в положение на самой большой шестеренке. Если цепь дотрагивается до стенок рамки, то ее нужно переместить так, чтобы она находилась по центру. Сделать это можно с помощью винта Н.

задний переключатель скоростей на велосипеде

Прочитав данную статью, вы точно будете знать ответ на вопрос о том, как настроить скорости на велосипеде. Главное — следовать вышеперечисленным алгоритмам действий, и процесс регулировки переключателя скоростей покажется вам не таким уж сложным занятием.

Как настроить передачи на велосипеде?

как отрегулировать передачи на велосипеде

Многоскоростная велосипедная трансмиссия путем изменения передаточного числа силовой (цепной) передачи позволяет оптимизировать скорость и режим движения велосипедиста (“в горку” или “под горку”, по твердому покрытию, по проселку или бездорожью, и т.д.), согласовать их с физической нагрузкой на велосипедиста. Но при одном условии – если она соответствующим образом отрегулирована (настроена). Не настроенная многоскоростная велотрансмиссия станет скорее обузой, а не помощью для велосипедиста. По этой причине для неопытного, начинающего, или технически неграмотного велосипедиста вопрос “как настроить передачи на велосипеде” всегда будет стоять остро.

Разница в подходах к регулированию открытой и планетарной велотрансмиссий

Современные многоскоростные велосипедные трансмиссии представлены двумя основными типами:

  • открытая (спортивная), в которой изменение передаточного числа выполняется путем простого перебрасывания велоцепи между большими и меньшими звёздами многозвездных редукторов: передней многозвездной “системы” (как правило, 2 – 3 большие звезды), и задней “кассеты” или “трещотки” (от 5 до 11 малых звёздочек); соответственно, механизмы перебрасывания цепи между звездами/звездочками называются передним и задним переключателем, которые “работают” в комплексе с тросиковыми приводами (боуденами), под управлением ручных переключателей “манеток”, располагающихся на руле;
  • планетарная (“планетарка”), в закрытом герметичном корпусе, с шестеренчатым механизмом (редуктором) переключения передач планетарной кинематической схемы.

Как правило, порядок регулировки “планетарки” сильно зависит от особенностей ее конструкции. Потому при ее настройке лучше всего руководствоваться инструкцией непосредственного производителя. Тогда как конструкция открытых велотрансмиссий намного более стандартизирована и однообразна, что позволяет составлять типовые (универсальные) инструкции по их настройке.

Многоскоростная открытая трансмиссия может быть в составе только заднего, или и заднего, и переднего переключателей. Потому, применительно к конкретной модели, данная типовая инструкция может выполняться как в полном объеме, так и частично.

В каких случаях необходима настройка передач велосипедной трансмиссии?

Знание ответа на вопрос “как отрегулировать передачи на велосипеде” может понадобиться каждому велосипедисту, в первую очередь начинающему. Регулирование многоскоростной велосипедной трансмиссии открытого типа понадобиться:

  • после установки ее узлов на велосипед (новой или после ремонта); как вариант, после приобретения нового велосипеда у продавца, который не проводил качественную предпродажную подготовку велобайка;
  • после длительного или сезонного хранения велосипеда, если производилась его полная или частичная разборка;
  • в процессе каждодневной эксплуатации, каждый раз, когда обнаруживается неправильное или нечеткое переключение скоростей.

Подготовка к регулированию открытой велотрансмиссии

Регулировка велотрансмиссии – дело ответственное, которое “с кондачка” не проводят. При подготовке к настройке переключения передач открытой велотрансмиссии, необходимо:

  1. Выполнить внешний осмотр заднего и переднего переключателей, а также тросиков – боуденов привода.
  2. Если обнаружены устранимые (ремонтопригодные) погнутости или повреждения, влияющие на работу заднего и переднего переключателей, необходимо их выровнять или отремонтировать. Так, например, характерной неисправностью является погнутый “петух”, к которому крепиться болтом механизм заднего переключателя. “Петух” необходимо аккуратно выровнять руками, специальным приспособлением, или заменить на новый (он у заядлых велосипедистов считается расходным материалом).
  3. При обнаружении надрывов или расслоения стальных тросиков привода, изломов их полимерных рубашек – тросовые боудены также необходимо заменить на новые.
  4. Перед началом регулировки велотрансмиссии ее узлы и детали (в т.ч. и велоцепь) в обязательном порядке необходимо очистить от грязи и ржавчины, вымыть, тщательно смазать.

Как настроить задний переключатель?

Очень многие модели велосипедов вполне обходятся наличием только заднего переключателя. Потому часто вопрос “как отрегулировать переключатель скоростей на велосипеде” только им и ограничивается.

Регулировка заднего переключателя достаточно простая, и включает:

  1. Установку (восстановление) соосности звездочек кассеты и направляющего ролика «перекидки».
  2. Настройку положения ограничителей хода для высокой (Н) и низкой (L) передач.
  3. Настройку положения направляющего ролика “перекидки”.
  4. Настройку четкости переключения скоростей.

как настроить задний переключатель

Рис.1 Типовая конструкция заднего переключателя открытой многоскоростной трансмиссии велосипеда.

А) Установка (восстановление) соосности звездочек кассеты и направляющего ролика “перекидки” обычно проводится в случае погнутости “петуха”, путем его выравнивания (или замены новым) таким образом, чтобы плоскости вращения звездочек кассеты и направляющего ролика полностью совпали. Если нарушение соосности происходит по причине изогнутых лапок натяжителя цепи, то скорее всего, придется сдать механизм заднего переключателя в ремонт.

В) Настройка положения ограничителей хода выполняется соответствующими регулировочными винтами на переключателе, обозначенными литерами “H”и “L”.

  1. Правой манеткой на руле переводим задний переключатель (его направляющий ролик) в положение самой высокой передачи (напротив самой малой звёздочки в кассете).
  2. Полностью ослабляем трос привода на манетке.
  3. Вращением регулировочного винта H (крестообразной отвёрткой) добиваемся положения направляющего ролика строго напротив самой малой звёздочки кассеты, в одной с ней плоскости.
  4. Натягиваем рукой приводной тросик боудена, и закрепляем его на манетке.
  5. Переводим манеткой переключатель в положение самой низкой передачи.
  6. Вращением регулировочного винта L добиваемся положения направляющего ролика строго напротив самой большой звёздочки кассеты, в одной с ней плоскости.

настройки ограничителя хода направляющего ролика

Рис. 2 Схема настройки ограничителя хода направляющего ролика для высокой (Н) передачи в заднем переключателе

С) В этом же положении переключателя регулируем положение направляющего ролика относительно самой большой звёздочки кассеты, для предотвращения их касания (цепляния) при переключении скоростей. Вращением соответствующего регулировочного винта (регулировки натяжения цепи) добиваемся, чтобы зазор между вершинами зубьев большой звёздочки и направляющего ролика был в пределах 5 мм.

Схема регулировки положения направляющего ролика заднего переключателя

Рис.3 Схема регулировки положения направляющего ролика заднего переключателя

D) Настройка четкости переключения передач задним переключателем выполняется путем регулировки натяжения приводного тросика боудена, с обязательной проверкой результатов настраивания на ходу (пробегом) велосипеда. Выполнять данную операцию до тех пор, пока не будет найдена такая степень натяжения боудена, при которой обеспечивается наилучшая четкость переключения скоростей как сверху вниз, так и снизу вверх.

Если задний переключатель плохо перебрасывает передачи с высших на низшие (с меньших звёздочек на большие), натяжение тросики-боудена необходимо увеличить вращением винта регулировки натяжения (т.н. “барабана”) на манетке, для чего его необходимо крутить по часовой стрелке. Если переключатель плохо “сбрасывает” скорости с низших на высшие (с больших звёздочек на меньшие), то наоборот, вращением барабана на манетке (крутить против часовой стрелки) натяжение тросика боудена следует уменьшить.

Размещение винта регулировки натяжения тросика

Рис.4 Размещение винта (барабана) регулировки натяжения тросика боудена на манетке.

Как настроить передний переключатель?

Как настроить переключение скоростей на велосипеде передним переключателем? Содержание и порядок такой настройки во многом перекликаются с регулировкой переключателя заднего, и включает:

  1. Установку (восстановление) строгой параллельности рамки переключателя к линии движения велосипедной цепи.
  2. Настройку положения ограничителей хода для высокой (Н) и низкой (L) передач.
  3. Настройку четкости переключения скоростей.

А) Для установки рамки переключателя строго паралельно линии натяжения велоцепи необходимо ослабить болт затяжки хомута крепления переднего переключателя к раме велосипеда, и путем вращения механизма переключателя вокруг вертикальной трубы велорамы установить требуемую параллельность деталей трансмиссии.

Читайте также  Скоростной велосипед 21 скорость

Схема настройки ограничителей хода рамки переднего переключателя

Рис. 5 Схема настройки ограничителей хода рамки переднего переключателя для высокой (Н) и низкой (L) передач.

В) Настройка положения ограничителей хода переднего переключателя выполняется соответствующими регулировочными винтами, обозначенными литерами “H”и “L”.

  1. Левой манеткой на руле переводим передний переключатель (его рамку) в положение самой высокой передачи, при этом цепь должна быть переброшена на самую малую звезду многозвездной системы.
  2. Полностью ослабляем трос привода на манетке.
  3. Вращением регулировочного винта H (крестообразной отвёрткой) добиваемся такого положения рамки переключателя, при котором ее внешняя сторона не соприкасается с велоцепью, зазор между ними составляет 1 – 2 мм.
  4. Натягиваем рукой приводной тросик боудена, и закрепляем его на манетке.
  5. Переводим манеткой передний переключатель в положение самой низкой передачи, при этом цепь должна быть переброшена на самую большую звезду системы.
  6. Вращением регулировочного винта L добиваемся такого положения рамки переключателя, при котором ее внутренняя сторона не соприкасается с велоцепью, а зазор между ними составляет 1 – 2 мм.

С) Аналогично как для заднего механизма, настройка четкости переключения передач передним переключателем выполняется путем регулировки натяжения приводного тросика боудена, с обязательной проверкой результатов на ходу (пробегом) велосипеда. Выполнять данную регулировку до тех пор, пока не будет найдена такая степень натяжения боудена, при которой обеспечивается наилучшая четкость переключения скоростей как сверху вниз, так и снизу вверх.

Если передний переключатель плохо перебрасывает передачи с высших на низшие (с меньших звёзд системы на большие), натяжение тросики-боудена необходимо увеличить закручиванием барабана натяжения на соответствующей манетке.

Если переключатель плохо “сбрасывает” скорости с низших на высшие (с больших звёзд системы на меньшие), значит, тросик боудена сильно натянут, и откручиванием барабана на манетке его натяжение следует уменьшить.

Резюме

Таким образом, ответ на вопрос “как настроить переключение передач на велосипеде” оказался не таким и сложным. Как правильно выставить скорости на велосипеде оказалось “по зубам” практически любому велосипедисту, вооруженному велосипедным “семейным” ключом-мультитулом и крестообразной отверткой, а также знаниями, изложенными в данной инструкции.

Знание вопроса как настроить скорости на велосипеде обязательно понадобятся как опытным, так и начинающим велосипедистам. Но чтобы в будущем свести регулировки велотрансмиссии к минимуму, лучше всего дешево купить качественные ее компоненты: переключатели скоростей, манетки, боудены, кассеты и системы – в нашем интернет-магазине “Веломісто”. Заказать в “Веломісто” велосипедные компоненты по самой выгодной стоимости и с недорогой доставкой можно в Киеве, Харькове, Одессе, Днепре, Запорожье, Львове и любом другом населенном пункте Украины. Убедитесь сами: наши цены на рынке – самые оптимальные, а отзывы клиентов о нашем интернет магазине – только положительные!

Переключение скоростей на велосипеде

Переключение скоростей на велосипеде

При покупке первого велосипеда многие лишь очень приблизительно понимают, что такое переключатели скоростей / передач на велосипеде, для чего они нужны и как ими правильно пользоваться. Подобное незнание не позволяет извлекать всю пользу от переключения скоростей во время катания на велосипеде либо даже приводит к поломке переключателей скоростей. Здесь мы обобщили все самое важное о переключении скоростей и по порядку расскажем об этом.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СКОРОСТЕЙ

Катание по ровной дороге, в гору или под горку требуют от велосипедиста различных усилий. На односкоростном велосипеде вариантов никаких нет, так как там только одна передача. И тот, кто имеет опыт заезда на гору на односкоростном велосипеде, знает, насколько это непросто. А вот в случае с многоскоростным велосипедом появляются новые возможности – можно регулировать нагрузку. На велосипеде, оснащенном несколькими передачами, например, намного проще ехать в гору. Разберемся, как происходит переключение скоростей.

ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СКОРОСТЕЙ

Суть переключения скоростей – в перетаскивании цепи с одной звезды на другую. А различные сочетания передних и задних звезд позволяют регулировать нагрузку велосипедиста. Но для начала обратимся к устройству трансмиссии велосипеда.

Трансмиссия – это все детали и узлы велосипеда, которые обеспечивают передачу энергии во вращательное движение заднего колеса. Трансмиссия состоит из каретки, системы шатунов, цепи, звездочек или кассеты (или трещотки), переднего и заднего переключателей скоростей, а также из шифтеров (они же иногда именуются манетками).

Переключение скоростей происходит через шифтеры, которые расположены на руле. Шифтером заднего переключателя, расположенном на руле справа, цепь перекидывается между задними звездами, а с помощью шифтера переднего переключателя (он слева на руле) – между передними звездами.

Большая часть многоскоростных велосипедов имеют три ведущие звезды и шесть-восемь ведомых звезд. Передние звезды считают от малой к большой, а задние наоборот – от большой к малой.

ВИДЫ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ СКОРОСТЕЙ

Существует два основных вида переключателей скоростей – внешнего и внутреннего переключения.

МЕХАНИЗМ ВНУТРЕННЕГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

На городских велосипедах часто используется механизм внутреннего переключения скоростей, который спрятан внутри задней планетарной втулки (к примеру, новый круизер Forward Surf 2.0). У велосипедов с планетарной втулкой всего одна передняя звезда и одна задняя. Количество скоростей / передач у планетарных втулок чаще всего от 3 до 7. Планетарная втулка имеет достаточно сложное внутреннее устройство.

Плюсы планетарных втулок:
+ они хорошо выдерживают неблагоприятные погодные и дорожные условия, так как механизм и все его детали заключены в корпус и, как следствие, надежны и долговечны;
+ можно переключать скорости, не вращая педали.

Минусы планетарных втулок:
большой вес;
очень сложный ремонт, невозможный в походных условиях.

МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

Этот тип переключателей скоростей используется на большинстве многоскоростных велосипедов – от городских (к примеру, Forward Dortmund 2.0) до горных (к примеру, Forward Agris 27,5 3.0 disc). Переключение передач осуществляется с помощью переднего и заднего переключателей.

Передний переключатель
Передний переключатель перебрасывает цепь между передними звездами. В конструкции переключателя есть перемещающаяся рамка, внутри которой проходит велосипедная цепь. При переключении скоростей шифтером рамка перемещается и становится над нужной звездой, что обеспечивает перемещение цепи на эту звезду.

Задний переключатель
Задний переключатель – это механизм с возвратной пружиной, который перемещает в рамках поперечной оси рамку (или лапку) с закрепленными между ними роликами. В одном направлении переключатель перемещается с помощью тросика, а в противоположном – с помощью возвратной пружины. При перемещении переключателя пропущенная через него цепь перекидывается с одной задней звезды на другую, а с помощью натяжителя цепи автоматически убирается провисание цепи.

Плюсы внешних переключателей:
+ простая конструкция
+ небольшой вес
+ невысокая цена
+ большое количество передач

Минусы внешних переключателей:
сильно подвержены влиянию неблагоприятных внешних факторов
необходимость в регулировке и обслуживании
опасность поломки при падении велосипеда
невозможно переключать передачи, если велосипед стоит на месте

ПРАВИЛЬНЫЕ КОМБИНАЦИИ ЗВЕЗД

Следует выбирать скорости в зависимости от рельефа местности и ваших физических возможностей, и так, чтобы цепь не перекашивалась. Убедиться в том, что перекосов нет, можно просто взглянув на цепь. Если она двигается параллельно рамкам переднего переключателя, то выбранная скорость является оптимальной. Перекос возникает, когда цепь находится на передней большой звезде и на задней, также большой.

Давайте посмотрим, какие сочетания звезд применимы на примере велосипеда с тремя передними звездами и восемью задними звездами. Главный принцип прост: необходимо, чтобы сочетание передних и задних звезд всегда было примерно в одной вертикальной плоскости.

Большая передняя звезда сочетается с 4-8-й задними звездами. Такое сочетание оптимально при катании по ровной дороге.

Средняя передняя звезда сочетается с 3-6-й ведомыми звездами. Это сочетание подходит, если вы катаетесь по незначительно пересеченной дороге, либо хотите дать себе более высокую физическую нагрузку при катании по ровной дороге.

Малая передняя звезда сочетается с 1-3-й задними звездами, данное сочетание предназначено для подъема в гору. В этом случае от велосипедиста требуется намного меньше усилий при педалировании, но более частое вращение педалей.

Неправильное сочетание передних и задних звезд, приводит к сильному перекосу цепи, сокращению срока службы не только цепи, но и переключателей скоростей.

КАК НАСТРОИТЬ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ СКОРОСТЕЙ

Время от времени переключатели скоростей нуждаются в настройке. Это становится понятно тогда, когда цепь начинает перескакивать через звезды или переключение передач становится невозможным. В этом случае требуется настроить переключение скоростей. Настоятельно рекомендуем, чтобы все настройки и регулировки делал квалифицированный специалист авторизованного сервисного центра или магазина, где был куплен велосипед. Изучить теорию по настройке переключателей вы можете в «Руководстве по эксплуатации и обслуживанию велосипеда Forward».

КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕКЛЮЧАТЬ СКОРОСТИ

Правильное переключение скоростей позволяет кататься легче и комфортнее при меньших усилиях, а так же увеличит срок службы всех элементов трансмиссии велосипеда. Мы подготовили несколько правил и рекомендаций, как правильно переключать скорости на велосипеде:

— Переключать скорости можно только в движении, то есть во время вращения педалей.

— Для корректного и плавного переключения при переключении передачи необходимо ослабить нагрузку на педали.

— Переключение скоростей должно происходить последовательно, не нужно перескакивать сразу через несколько скоростей.

— При подъеме в гору не стоит перекидывать цепь между передними звёздами, а между задними звездами вполне допустимо. Если впереди горка, то лучше переключить скорость перед тем, как вы на нее въедете.

— Если после переключения скоростей слышны посторонние звуки, значит переключение не произошло и необходимо дожать рычаг шифтера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: