Как научить взрослого кататься на велосипеде

Как научиться ездить на велосипеде взрослому человеку

Научиться ездить на велосипеде просто как взрослому, так и ребёнку. Для этого понадобиться запастись терпением, всегда помнить о безопасности и не переутомляться во время первых тренировок. В этой статье мы дадим несколько рекомендательных статей о том как научиться ездить на велосипеде взрослому человеку. Так же мы приведем три простых действия, как следует начинать движение.

Как научиться ездить на велосипеде взрослому человеку?

Научиться взрослому человеку ездить на велосипеде проще, чем ребёнку ввиду более развитых мышц и чувства равновесия. Тем не менее, взрослому человеку обучению может мешать страх перед падением и как следствие — скованность в движениях, которое у детей практически отсутствует. Поэтому как и в случае с детьми, начинать следует с удержания равновесия. Для этого седло велосипеда следует опустить до конца вниз, чтобы можно было легко встать на землю ногами, и снять педали, чтобы не травмировать голень.

Начать тренировку можно на ровном асфальте, а дальше перейти на небольшую горку. Это позволит разогнаться и натренировать некоторые простейшие манёвры в движении. После этого седло и педали возвращаются на место.

Важно также помнить, что не стоит крутить педали в повороте: скорость может сильно увеличить радиус поворота и спровоцировать падение. Для сохранения равновесия руль нужно всегда поворачивать в сторону наклона велосипеда.

Нагрузку при тренировках следует увеличивать постепенно. В первые дни достаточно 1 километра, к концу недели дистанцию можно увеличить вдвое. Первое время достаточно проезжать дистанцию 10 км за 30−32 минуты. После того, как данный темп покажется слишком лёгким, можно увеличивать пробег.

Рекомендации к обучению езды на велосипеде взрослому человеку

  • Во время движения на велосипеде следует смотреть вперёд на 5−10 метров
  • Руль следует держать свободно, без напряжения
  • Ступни и колени держать параллельно раме велосипеда
  • Крутить педали нужно плавно, без рывков, не отрывая ног от педалей
  • Для сохранения равновесия руль следует поворачивать в сторону наклона велосипеда
  • Чем больше скорость — тем выше устойчивость
  • Торможение должно быть уверенным, но плавным

Самое главное – правильно настроить велосипед. Отрегулировать высоту сиденья так, чтобы в любой удобный случай можно было коснуться земли ногой. На велосипеде должно быть удобно сидеть, Вы не должны ощущать какой-либо дискомфорт. Запаситесь защитной одеждой – перчатками, плотными брюками, свитерами. Выбирайте такую одежду, которую потом не жалко будет выбросить, если она порвётся. Также определите место тренировок. Лучше, если это будет площадка с плотной нерыхлой землёй. Колёса не должны в ней вязнуть.

Ездите без использования педалей. В первую очередь необходимо отточить баланс. Для этого поставьте одну ногу на землю, а вторую на педаль. Ногой, которая стоит на земле, толкайтесь вперёд, а вторую расслабьте, не прикладывайте никаких усилий. Старайтесь проехать таким образом как можно дальше, не накренившись набок. Не выворачивайте слишком сильно руль, баланс поддерживается телом, а не этим средством управления.

Переходите к езде. Пришло время третьего этапа – самой езде. Когда Вы сядете на велосипед, не паникуйте и расслабьте мышцы. Распределите вес по по четырём точкам опоры – рукам и ногам – одинаково. Движения конечностей должны происходить согласованно, без рывков. В удержании баланса важную роль играют глаза. Не смотрите под колёса, смотрите только вперёд. Организм инстинктивно будет держать равновесия, исходя из изменения положения Вашего тела относительно крупных объектов. Учиться ездить нужно только по прямой, выворачивая руль лишь немного поворачивая руль в сторону крена Вашего тела. И ещё одна важная деталь: слишком быстрая езда требует определённого опыта, а слишком медленная значительно затрудняет процесс удержания равновесия, поэтому старайтесь ехать в среднем темпе.

Читайте так же другие статьи из серии о том как научиться кататься на велосипеде: Как научиться ездить на велосипеде (общие советы), Как научиться ездить на велосипеде ребенку. Да и вообще весь раздел «Новичку» будет вам полезен. Незабываем и о «Безопасности» на дорогах, в том числе о Правилах Велосипедного Движения, которые можно скачать на нашем сайте.

Тема: Статья о том как научится кататься на велосипеде взрослому человеку.

Набрел я тут на просторах интернета на статью одну, показалась интересной, решил поделиться. А вдруг кому пригодится

Сегодня мы продолжим с саморазвитием. Так получилось, что у меня есть опыт быстрого обучения езде на велосипеде людей, которые:
— в детстве почему-то не научились,
— несколько раз пробовали освоить, но безуспешно,
— много раз слышали в свой адрес "с твоей координацией тебе не надо и пытаться сесть на велосипед",
— с детства боятся упасть.

Последние два пункта — серьёзные психологические барьеры. Однако их легко обойти, если действовать правильно. Сейчас я поделюсь простой методикой, которая позволяет уже на третий день после начала занятий уверенно ездить, ничего не боясь.

Самое важное — это простые упражнения в первый и второй день. Они могут выглядеть странно, но это не значит, что их надо пропустить. Во всяком случае, мой опыт "постановки на крыло" говорит, что первый день чрезвычайно важен. К тому же много времни они не отнимут — около часа в день найти не трудно (а многим хватит и меньшего периода).

Итак, первый день мы учимся вести велосипед, держа его одной рукой за седло. Почему-то во многих фильмах и мультфильмах показывают велосипедистов, которые яростно крутят рулём. На самом деле, конечно, основное управление осуществляется небольшими наклонами корпуса, а руль в обычных условиях приходится поворачивать крайне редко (только на очень маленькие углы). И это первое упражнение как раз необходимо, чтобы хорошо прочувствовать важность наклона байка.

Начать очень просто: отходим подальше от людей, чтобы мы никому не мешали и нам никто не лез под колёса, кладём одну руку (обычно проще начать с правой) на седло, после чего начинаем медленно двигаться вперёд. Велосипед сразу пойдёт в сторону. Чтобы вернуть его обратно на прямую, придётся чуть-чуть наклонить его в соответствующую сторону. Хорошо это делать вдвоём — один учится вести велосипед, а другой ведёт с ним интересную беседу (чтобы время веселее шло). Всего несколько десятков минут понадобится, чтобы освоиться. Тут уже можно и чуть-чуть увеличить скорость. И заметьте, ещё никто никуда не упал Когда велосипед будет хорошо слушаться одной руки, можно перейти на другую — это добавит уверенности.

На второй день уже пора ощутить удовольствие от езды, но делать это надо крайне аккуратно. Упражнение второго дня я называю "самокат". Смысл следующий:
— надо всё делать аккуратно, чтобы никаких травм и падений, а только обучение и радость,
— ехать надо медленно, чтобы поставить базовые навыки.
Поясню, почему не надо ехать быстро: чем выше скорость движения, тем проще удержать велосипед (заметьте, люди катаются "без рук" только на скорости — на медленном байке удержаться, не помогая себе рулём, крайне трудно). Соответственно, мы намеренно ставим себя в сложную ситуацию (управляем медленным велосипедом), чтобы предельно хорошо его почувствовать. Мы действуем как бегуны, которые тренируются с тяжёлым рюкзаком за спиной, чтобы на соревнованиях лететь как на крыльях.

Упражнение "самокат" выполняется так: обучаемый встаёт от велосипеда слева, а тренер/помощник — справа (если будет удобно действовать наоборот, то надо поменяться). После этого обучаемый встаёт согнутой правой ногой (то есть той, что ближе к байку) на педаль, кладёт обе руки на руль, слегка толкается вперёд левой ногой от земли (в этот момент велосипед придёт в движение). Далее остаётся распрямить правую ногу и прижаться правым же бедром к раме. Выполняется упражнение медленно, поэтому второй человек просто идёт рядом. Задача обучаемого — ехать прямо, контролируя своё движение. Если начинается падение влево, то можно легко поставить ногу на землю (скорость-то маленькая), чтобы остановиться. Если же получается завал вправо, то второй человек поймает велосипед (собственно, он только затем и идёт рядом), а обучаемый спрыгнет на землю влево.

Читайте также  Контроллер для велосипеда

Что мы получаем? Применение навыков первого занятия (они ещё лучше закрепляются, потому что обучаемый вынужден рулить именно наклоном корпуса), безопасную езду (никаких падений), освоение аккуратного руления. Очень важно, что обучаемый начинает хорошо чувствовать движение велосипеда, понимает, куда и когда тот будет двигаться. Во второй день всё тоже зависит от сил и настроения, обычно хватает одного часа, чтобы овладеть самокатом, после чего можно идти домой — ждать следующего дня.

У меня не получалось провернуть занятия всех трёх дней за один раз. Как я понимаю, это особенность мозга — усвоенное должно хорошо "впитаться", чтобы начать эффективно работать. Этот трёхдневный курс как раз позволяет сложиться результатам первого дня (катания велосипеда за седло) и второго дня (освоения самоката), чтобы обучаемый уверенно сел на байк в последний день занятий.

Итак, на третий день мы быстренько "проезжаем на самокате" небольшую дистанцию, чтобы вспомнить полученные навыки. Едется уже легко, обучаемый самостоятельно входит в повороты по хорошей траектории, а угнаться за ним пешком всё сложнее. Настало время сесть в седло. Самое сложно здесь — старт с места. Поэтому я рекомендую начинать от бордюра или ступеньки.

Начальное положение — обучаемый, сидя в седле, стоит одной ногой на возвышении, а второй — на педали. Теперь он может легко толкнуться от своей опоры, чтобы велосипед пришёл в движение. После этого толчковая нога находит вторую педаль, а обучаемый оказывается в условиях упражнения "самокат". Только теперь он может позволить себе падение в любую сторону (сможет поймать себя ногой). Ну а чтобы поддерживать свою скорость, он теперь будет медленно крутить педали. В этот момент я беру видеокамеру, чтобы записать ролик минут на 5, который называется "мои первые минуты езды на велосипеде". Поскольку условия тепличные (на дорожку перед обучаемым никто не выбегает, значит, экстренно тормозить не надо), а повороты мы уже делать научились, то, опять же, никаких падений не происходит.

Минут через 20 обучаемый начнёт увеличивать скорость и уменьшать радиус поворота. В этот момент важно для безопасности, чтобы он умел плавно нажимать задний тормоз (обычно справа на руле), а не передний (чтобы не кувыркнуться через руль из-за нехватки опыта). Кстати, очень рекомендую потренироваться аккуратно (прижав задний тормоз) съезжать с небольших горок. Важно почувствовать, что нельзя отпускать педали (чтобы сохранить устойчивость), а надо грамотно балансировать. Упражнение не сложное, но оно позволит избежать многих падений на спусках.

После этого предстоит многое узнать и многому научиться:
— обязательно надо освоить торможение обоими колёсами (это значительно эффективнее, чем только задним),
— научиться ездить почти не виляя (важно при движении по автодороге),
— необходимо твёрдо знать, что нельзя ездить по встречной полосе (и остальные правила есть там же по ссылке),
— если и ездить по тротуару, то очень аккуратно объезжать пешеходов (формально езда по тротуару запрещена, но зачастую автодорога не предполагает движение байкеров), у людей не должно быть ощущения "чуть не сбили!",
и ещё много важных моментов. Многое из этого должно прийти с опытом, многое можно узнать на велофорумах и в живом общении с серьёзными велосипедистами. Но главное уже будет достигнуто — уверенная езда на байке.

Мы специально пропустили вопросы выбора велосипеда и его настройки под себя. Предполагается, что обучаться человек будет не один, а с опытным товарищем, который во всём этом поможет. Более того, в интернете есть масса материалов по этим и многим другим важным вело-темам.

Как научиться ездить на велосипеде

как научиться ездить на велосипеде, как держать равновесие на велосипеде

Саморазвитие

Это раньше я, почему такой злой был? Потому что велосипеда у меня не было!» Все мы помним это неоспоримое утверждение почтальона Печкина из мультфильма Простоквашино. А ведь, правда, наличие велосипеда — это залог счастливого и интересного детства. Ведь так приятно мчаться навстречу приключениям, подставляя свое лицо под теплые порывы ветра. На первый взгляд, кажется, что ездить на велосипеде очень просто — сел да поехал, поочередно работая педалями. На самом же деле езда на велосипеде требует определенной сноровки, терпения и физической выносливости.

Как научиться ездить на велосипеде

Чтобы научиться ездить на велосипеде, следует ежедневно уделять время тренировкам. Только регулярные занятия и постоянная практика помогут быстро овладеть данным искусством.

как научиться ездить на велосипеде, как держать равновесие на велосипеде

Взрослому человеку намного проще научиться ездить на велосипеде, чем ребенку ввиду более развитых мышц тела и чувства равновесия. Однако у взрослых обучению может мешать скованность и страх перед падением, что у детей практически отсутствует. В связи с этим, как взрослым, так и детям начинать занятия следует с упражнений на равновесие.

Выберите место

Лучше всего проводить тренировку на ровном асфальте, или на твердой земле. Итак, чтобы научиться ездить на велосипеде, необходимо выполнить следующие упражнения:

Сядь на велосипед, и, не разжимая ручки тормоза, постарайся удержать равновесие, отрывая на время ноги от земли. Данное упражнение позволит тебе почувствовать равновесие, и научиться держать баланс.

Когда ты посчитаешь, что удобно устроился и привык к велосипеду можно переходить непосредственно к движению. Отталкиваясь обеими ногами от земли, попробуй покататься так, как будто на велосипеде нет педалей. Помни, что чем быстрее велосипед едет, тем он устойчивее. Лучше всего пробовать это упражнение с небольшой горки.

Теперь, когда ты научился держать равновесие, попробуй задействовать педали. Для этого, определи, какой ногой тебе будет удобнее всего давить на педаль в самом начале движения. Допустим правой. Теперь подведи правую педаль вперед и немного вверх, и не отпуская тормоза, поставь левую ногу на землю, а правую на педаль. Отпусти тормоз и надави на правую педаль, пока она не опустится в нижнее положение, и немного прокатись накатом, удерживая равновесие. Повтори это несколько раз, доведи до автоматизма и переходи к следующему упражнению.

как научиться ездить на велосипеде, как держать равновесие на велосипеде

После того, как ты завершил упражнение 3 и педаль опустилась вниз, не теряя времени, попробуй поставить вторую ногу на левую педаль. Чем раньше ты оторвешь ногу от земли, тем меньше у тебя уйдет времени на то, чтобы оторвать ее от земли и поставить на педаль.

Начинаем привыкать

Теперь попробуй покрутить педали и набрать небольшую скорость. Даже если поначалу ты будешь проезжать всего несколько метров — ничего страшного, это позволит тебе овладеть техникой работы педалями и удерживания равновесия.

Научись ездить прямо. Если велосипед наклоняется вправо, то соответственно и поворачивает вправо. Исправить наклон можно при помощи смещения тела в противоположную сторону.

Научись поворачивать, удерживая равновесие. Для этого есть два способа: поворот наклоном и поворот рулем. Поворот наклоном используется при высоких скоростях, поворот рулем — при малых.

Чтобы научиться ездить на велосипеде, постарайся придерживаться некоторых рекомендаций:

Как научить взрослого человека ездить на велосипеде

Как научить взрослого человека ездить на велосипеде

С терпением, настойчивостью, поддержкой и правильной техникой почти любой взрослый человек, независимо от возраста, может научиться ездить на велосипеде. Наш обзор покажет Вам с чего начать. Итак, приступим.

Следуйте инструкции из 10 простых шагов

Место

Во-первых, найдите подходящее место. Асфальтированную поверхность, по которой не ездят машины и где не так много людей. К примеру, парк или пустую парковку. Еще лучше пробовать на ровной площадке с твердым грунтом.

Проверьте велосипед

Как научить взрослого человека ездить на велосипеде

Большинство велосипедов подойдут вам, если они соответствуют вам по размеру. Проверьте, работают ли оба тормоза, накачаны ли шины и хорошо ли закреплено сидение. Кроме этого обратите внимание на износ ободов и наличие в раме трещин. Покрутите педали и убедитесь, что цепь хорошо смазана.

Читайте также  Что такое ниппель на велосипеде

Человеку, которого вы хотите научить, должно быть комфортно находится на сидении с обеими ногами на земле. Вдобавок, он должен легко доставать до тормозных ручек. Возможно, в самом начале вам придётся уменьшить высоту сидения, но как только ваш ученик начнёт уверенно крутить педали, можете вернуть его в исходное положение.

Проверьте снаряжение ездока

Обучающийся должен надеть подходящую для катания на велосипеде одежду, чтобы ему не было слишком жарко, но и не слишком холодно. Как правило, стоит одеваться легче, чем на пешеходную прогулку. Штанины не должны застревать в движущейся цепи. Также стоит надеть достаточно крепкую обувь. Одежда и обувь необязательно должны быть велосипедными, просто что-нибудь комфортное и не стесняющее движений.

Если ученик захочет воспользоваться защитным шлемом, убедитесь, что он надевает его правильно. Шлем должен закрывать лоб до бровей, а его ремни — быть плотно застёгнутыми.

Спросите, готов ли человек приступать к уроку. Он должен предупредить вас обо всём, что может помешать занятию, например, какой-то опасности для здоровья, психологической проблеме или трудностях, касающихся обучения.

Как садиться на велосипед и слезать с него

Как научить взрослого человека ездить на велосипеде

Скажите ученику встать слева от велосипеда и зажать тормоза обоими руками, чтобы тот не двигался, пока человек наклоняет велосипед, закидывает правую ногу на другую его сторону и комфортно усаживается. Чтобы слезть с велосипеда, нужно повторить те же действия в обратном порядке.

Пусть ученик попрактикуется, пока не будет уверен в своих силах. Для некоторых людей это будет первый в жизни опыт подобного рода, так что на привыкание может потребоваться время. Если человек не может найти комфортное положение, достать ногами до земли или руками до тормозов, отрегулируйте сидение, тормозные ручки и руль. Но только если вы сами умеете это делать.

Когда ваш подопечный достаточно освоится, можете снова поднять сидение, чтобы при самом нижнем положении педали нога ездока немного сгибалась.

Посоветуйте ученику переместить массу своего тела ближе к задней части сидения, где и должен находиться центр тяжести.

Хождение с велосипедом

Попросите человека медленно пройтись с велосипедом, мягко нажимая на тормоза, когда он хочет остановиться. Лучше сразу начинать правильно и использовать оба тормоза, не стоит бояться переднего!

В следующий раз он должен остановить велосипед, используя только свои ноги. Напомните ученику, что ему смотреть нужно по направлению движения, а не себе под ноги. То же самое касается и езды на велосипеде.

Свободное движение

Как научить взрослого человека ездить на велосипеде

Выберите очень пологий склон и попросите своего ученика скатиться по нему, подняв ноги с земли. Возможно, вам придётся держаться за сидение велосипеда сзади (попросите на это разрешения!), чтобы помочь, но старайтесь не уравновешивать велосипед самостоятельно. Лучше, чтобы впереди находится какой-то объект, поскольку взрослые имеют тенденцию смотреть себе под ноги, а это значит, им будет трудно удерживать равновесие.

Выполните это упражнение много раз, и обучающийся начнёт естественным образом набирать скорость, вовремя поднимая ноги с земли.

По мере того, как ездок начинает чувствовать себя увереннее, заставляйте его катиться с поднятыми ногами всё дольше и дольше. Научите его смотреть вперёд, держать спину прямой, а руки расслабленными. Подскажите человеку не напрягать руки слишком сильно, поскольку это ему не поможет! Конечно, нужно крепко держаться за руль, но руки от кисти до плеч должны быть расслаблены, напрягаясь только во время торможения для компенсации инерции.

Равновесие

Равновесие достигается перемещением велосипеда немного в стороны под ездоком, поэтому ему нужно слегка поворачивать руль в сторону наклона. Однако невозможно научить человека удерживать равновесие. Его нужно почувствовать инстинктивно. Не стоит усложнять данный процесс, так вы только расстроите своего ученика.

Когда ученик поймёт, как нужно поднимать ноги, можете помочь ему управлять велосипедом, осторожно поворачивая руль.

Если человеку постоянно хочется наклониться, покажите ему, как удерживать равновесие, убрав руки с руля. Для этого возьмитесь за ручки и ведите велосипед, приказав ученику отпустить руль и сесть прямо. Этот пример должен побудить его держаться прямо, вместо того, чтобы наклоняться вперёд.

Возможно, вам придётся некоторое время держаться за руль и сидение, чтобы дать ездоку освоиться, но не позволяйте ему слишком сильно полагаться на вас! И не забывайте хвалить ученика за любое достижение, даже самое небольшое.

Разгон и педали

Как научить взрослого человека ездить на велосипеде

После того как ваш подопечный научится самостоятельно поддерживать равновесие на короткой дистанции, настанет пора познакомить его с педалями. Попросите ученика установить ведущую педаль в положение «на два часа», поддев её правой (или левой) ногой и доведя до нижней трубы.

Возможно, вам придётся помочь ему и передвинуть педали руками. Напомните ученику, что для удержания равновесия его левая нога должна стоять на земле. Некоторые люди пытаются поднять обе ноги, пока велосипед ещё не двигается!

Теперь пришло время приступить к езде. Скажите ученику отпустить тормоза и надавить на правую (или левую) педаль, одновременно смотря вперёд. На счёт один-два ему нужно постараться поставить левую ногу на педаль, не смотря вниз. Повторите упражнение несколько раз, пока он не сможет всё сделать правильно.

Самостоятельная езда

Как только ученик поймет, как удерживать равновесие и правильно крутить педали, попросите его попробовать покататься без дополнительной помощи. Если у человека пока не получается достаточно быстро управляться с педалями, ему может потребоваться небольшой толчок. Ведь удерживать равновесие на низкой скорости довольно сложно. Держитесь рядом, на случай, если велосипед начнёт сильно вилять в стороны и напоминайте ездоку держать руки на тормозах, чтобы при необходимости быстро остановиться.

Вы сами поймёте, когда можно оставить ученика в покое. Возможно, вам придётся напоминать ему о необходимости крутить педали, чтобы велосипед продолжал двигаться. Некоторые новички слишком часто нажимают на тормоза, тогда как другие просто про них забывают и не могут остановиться.

Это очень важный момент в жизни человека, так что дайте ему (и себе) время насладиться моментом.

Продолжайте работать с учеником

инструктор ездить на велосипеде

Продолжайте практиковаться вместе со своим подопечным, пока это ему необходимо. Всегда прекращайте урок, прежде чем человек утомится или ему станет скучно. Лучше останавливать тренировку после небольших успехов, чем продолжать, пока человек не начнёт расстраиваться. Его мозг раньше никогда не работал в подобных условиях, так что на обработку новой информации необходимо время. Вы удивитесь, увидев, насколько расслабленнее и увереннее человек может себя чувствовать на велосипеде после хорошего отдыха. А чем больше человек в себя верит, тем быстрее пойдёт обучение.

Дальнейшие шаги

Может пройти некоторое время, прежде чем человек, научившийся кататься самостоятельно, сможет поворачивать велосипед в нужном направлении. Напоминайте ему смотреть прямо перед собой и поворачивать голову туда, куда он хочет ехать, вместо того, чтобы смотреть на объекты, которых нужно избегать.

После нескольких тренировок в свободной от движения зоне, новоиспечённый велосипедист захочет научиться правильно замедляться и останавливаться, подавать сигналы, оборачиваться и объезжать препятствия. Ему нужно освоить всё это, прежде чем выезжать на дорогу. На этом завершается первый уровень национального стандарта обучения езде на велосипеде. Теперь новичок уже в состоянии ездить в лёгкой дорожной обстановке. Далее можно приступать ко второму уровню, включающему движение по тихим улицам.

Найдите инструктора

Профессиональные инструкторы способны обучать тому, как ездить на велосипеде для людей всех возрастов и способностей. Так что рекомендуем связаться с одним из них. Если вы сами желаете стать инструктором, свяжитесь с компаниями, которые предоставляют подобные услуги и выясните, когда состоится следующий набор на курсы.

Читайте также  Можно ли ездить на велосипеде

Привычка не думать

Сегодня мы продолжим с саморазвитием. Так получилось, что у меня есть опыт быстрого обучения езде на велосипеде людей, которые:
— в детстве почему-то не научились,
— несколько раз пробовали освоить, но безуспешно,
— много раз слышали в свой адрес «с твоей координацией тебе не надо и пытаться сесть на велосипед»,
— с детства боятся упасть.

как научиться ездить на велосипеде

Последние два пункта — серьёзные психологические барьеры. Однако их легко обойти, если действовать правильно. Сейчас я поделюсь простой методикой, которая позволяет уже на третий день после начала занятий уверенно ездить, ничего не боясь.

Самое важное — это простые упражнения в первый и второй день. Они могут выглядеть странно, но это не значит, что их надо пропустить. Во всяком случае, мой опыт «постановки на крыло» говорит, что первый день чрезвычайно важен. К тому же много времни они не отнимут — около часа в день найти не трудно (а многим хватит и меньшего периода).

Итак, первый день мы учимся вести велосипед, держа его одной рукой за седло. Почему-то во многих фильмах и мультфильмах показывают велосипедистов, которые яростно крутят рулём. На самом деле, конечно, основное управление осуществляется небольшими наклонами корпуса, а руль в обычных условиях приходится поворачивать крайне редко (только на очень маленькие углы). И это первое упражнение как раз необходимо, чтобы хорошо прочувствовать важность наклона байка.

Начать очень просто: отходим подальше от людей, чтобы мы никому не мешали и нам никто не лез под колёса, кладём одну руку (обычно проще начать с правой) на седло, после чего начинаем медленно двигаться вперёд. Велосипед сразу пойдёт в сторону. Чтобы вернуть его обратно на прямую, придётся чуть-чуть наклонить его в соответствующую сторону. Хорошо это делать вдвоём — один учится вести велосипед, а другой ведёт с ним интересную беседу (чтобы время веселее шло). Всего несколько десятков минут понадобится, чтобы освоиться. Тут уже можно и чуть-чуть увеличить скорость. И заметьте, ещё никто никуда не упал :) Когда велосипед будет хорошо слушаться одной руки, можно перейти на другую — это добавит уверенности.

На второй день уже пора ощутить удовольствие от езды, но делать это надо крайне аккуратно. Упражнение второго дня я называю «самокат». Смысл следующий:
— надо всё делать аккуратно, чтобы никаких травм и падений, а только обучение и радость,
— ехать надо медленно, чтобы поставить базовые навыки.
Поясню, почему не надо ехать быстро: чем выше скорость движения, тем проще удержать велосипед (заметьте, люди катаются «без рук» только на скорости — на медленном байке удержаться, не помогая себе рулём, крайне трудно). Соответственно, мы намеренно ставим себя в сложную ситуацию (управляем медленным велосипедом), чтобы предельно хорошо его почувствовать. Мы действуем как бегуны, которые тренируются с тяжёлым рюкзаком за спиной, чтобы на соревнованиях лететь как на крыльях.

Упражнение «самокат» выполняется так: обучаемый встаёт от велосипеда слева, а тренер/помощник — справа (если будет удобно действовать наоборот, то надо поменяться). После этого обучаемый встаёт согнутой правой ногой (то есть той, что ближе к байку) на левую педаль, кладёт обе руки на руль, слегка толкается вперёд левой ногой от земли (в этот момент велосипед придёт в движение). Далее остаётся распрямить правую ногу и прижаться правым же бедром к раме. Выполняется упражнение медленно, поэтому второй человек просто идёт рядом. Задача обучаемого — ехать прямо, контролируя своё движение. Если начинается падение влево, то можно легко поставить ногу на землю (скорость-то маленькая), чтобы остановиться. Если же получается завал вправо, то второй человек поймает велосипед (собственно, он только затем и идёт рядом), а обучаемый спрыгнет на землю влево.

Что мы получаем? Применение навыков первого занятия (они ещё лучше закрепляются, потому что обучаемый вынужден рулить именно наклоном корпуса), безопасную езду (никаких падений), освоение аккуратного руления. Очень важно, что обучаемый начинает хорошо чувствовать движение велосипеда, понимает, куда и когда тот будет двигаться. Во второй день всё тоже зависит от сил и настроения, обычно хватает одного часа, чтобы овладеть самокатом, после чего можно идти домой — ждать следующего дня.

У меня не получалось провернуть занятия всех трёх дней за один раз. Как я понимаю, это особенность мозга — усвоенное должно хорошо «впитаться», чтобы начать эффективно работать. Этот трёхдневный курс как раз позволяет сложиться результатам первого дня (катания велосипеда за седло) и второго дня (освоения самоката), чтобы обучаемый уверенно сел на байк в последний день занятий.

Итак, на третий день мы быстренько «проезжаем на самокате» небольшую дистанцию, чтобы вспомнить полученные навыки. Едется уже легко, обучаемый самостоятельно входит в повороты по хорошей траектории, а угнаться за ним пешком всё сложнее. Настало время сесть в седло. Самое сложно здесь — старт с места. Поэтому я рекомендую начинать от бордюра или ступеньки.

Начальное положение — обучаемый, сидя в седле, стоит одной ногой на возвышении, а второй — на педали. Теперь он может легко толкнуться от своей опоры, чтобы велосипед пришёл в движение. После этого толчковая нога находит вторую педаль, а обучаемый оказывается в условиях упражнения «самокат». Только теперь он может позволить себе падение в любую сторону (сможет поймать себя ногой). Ну а чтобы поддерживать свою скорость, он теперь будет медленно крутить педали. В этот момент я беру видеокамеру, чтобы записать ролик минут на 5, который называется «мои первые минуты езды на велосипеде«. Поскольку условия тепличные (на дорожку перед обучаемым никто не выбегает, значит, экстренно тормозить не надо), а повороты мы уже делать научились, то, опять же, никаких падений не происходит.

Минут через 20 обучаемый начнёт увеличивать скорость и уменьшать радиус поворота. В этот момент важно для безопасности, чтобы он умел плавно нажимать задний тормоз (обычно справа на руле), а не передний (чтобы не кувыркнуться через руль из-за нехватки опыта). Кстати, очень рекомендую потренироваться аккуратно (прижав задний тормоз) съезжать с небольших горок. Важно почувствовать, что нельзя отпускать педали (чтобы сохранить устойчивость), а надо грамотно балансировать. Упражнение не сложное, но оно позволит избежать многих падений на спусках.

После этого предстоит многое узнать и многому научиться:
— обязательно надо освоить торможение обоими колёсами (это значительно эффективнее, чем только задним),
— научиться ездить почти не виляя (важно при движении по автодороге),
— необходимо твёрдо знать, что нельзя ездить по встречной полосе (и остальные правила есть там же по ссылке),
— если и ездить по тротуару, то очень аккуратно объезжать пешеходов (формально езда по тротуару запрещена, но зачастую автодорога не предполагает движение байкеров), у людей не должно быть ощущения «чуть не сбили!»,
и ещё много важных моментов. Многое из этого должно прийти с опытом, многое можно узнать на велофорумах и в живом общении с серьёзными велосипедистами. Но главное уже будет достигнуто — уверенная езда на байке.

Мы специально пропустили вопросы выбора велосипеда и его настройки под себя. Предполагается, что обучаться человек будет не один, а с опытным товарищем, который во всём этом поможет. Более того, в интернете есть масса материалов по этим и многим другим важным вело-темам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: