Как переключать скорости на велосипеде 18 скоростей

КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕКЛЮЧАТЬ СКОРОСТИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

На самом деле, переключение скоростей на велосипеде – это тренируемое искусство, которое зависит и от физического состояния райдера, и от долговременной подготовки, и от устройства конкретного велосипеда. Рассмотрим в этой статье различные факторы.

Механика

В первую очередь, правильное переключение зависит от устройства велосипеда. Ранее проблем с переключением не было, так как и скоростей на большинстве велосипедов не было. Все препятствия преодолевались с помощью силы райдера или пешком. Чтобы понять, как переключать скорости, следует изучить саму конструкцию системы переключения.

Скорости и звёзды

Первыми велосипедами с переключением были такие модели как «Турист», массовые наследники спортивных байков из 70-х. У них не было переднего переключателя, зато кассета позволяла выбирать одну из четырёх скоростей.

Со временем количество доступных скоростей росло, и сейчас уже стандартом де-факто становятся велосипеды с 18, 21, 24 и 27 значениями. Обычно это комбинация 3-х звёзд на переднем переключателе и 6-9 на заднем, в комбинации 3 и 7 звёзд получается 21 скорость. Некоторые скоростные модели обзавелись уже 10-ью звёздами на заднем переключателе, но пока это редкость.

Собственно, «скорость» – это и есть звезда, а суммарное передаточное число получается из комбинации текущих звёзд, выбранных передним и задним переключателями.

принцип переключения скоростей

Механика переключения

Правильное переключение не требует больших знаний. Практически все модели велосипедов оснащены тросиком, который приводит усилие с манетки – элемента управления переключателем – на сам переключатель.

При натяжении тросика рамка переключателя передвигается и переносит цепь на звезду большего диаметра, при освобождении – спадает или передвигается к меньшим звёздам. Данные действия производятся без вспомогательных механизмов, с использованием гибкости цепи и трения с рамкой переключателя, т.е. цепь и все элементы испытывают нагрузки, в нормальной работе трансмиссии не предусмотрены. Из-за этого и появляется рекомендация не переключать скорости под нагрузкой или без движения.

Корректные комбинации

Несмотря на то, что номинально в трансмиссии может быть 27-30 скоростей, т.е. комбинаций звёздочек, не все из них рекомендуется использовать, так как они опасны для механизмов велосипеда. Почему так происходит? Не все звёзды находятся в одной плоскости, а это значит, что при их комбинации цепь испытывает нагрузку под небольшим углом, что вызывает дополнительное трение и, в итоге, искривление звеньев, затем – растяжение цепи и последующее повреждение как цепи, так и звёзд.

Базовое правило – это примерная параллельность цепи плоскости звёздочек, без перекосов. В цифрах, для классического на данный момент 24-скоростного горного велосипеда, значение на заднем переключателе должно быть между удвоенным и утроенным значением на переднем, за некоторыми исключениями – на краях, например, комбинаций 1-1. Т.е. из 24 вариантов рекомендуется использовать следующую схему переключения скоростей:

  • На 3 – самой большой передней звезде – задние скорости 6, 7, 8.
  • На 2 звезде – задние 6,5,4.
  • На 1 звезде – задние 1,2,3.

схема переключения

Конечно, эти правила могут нарушаться в зависимости от условий, но общепринятым стандартом они уже стали.

Каденс

Рассмотрим физическую подготовку велосипедиста.

Каденс – это частота педалирования, с которой едет велосипедист. Идеальным для длительного передвижения является стабильный каденс, т.е., если на всём протяжении пути педали крутятся равномерно, а неровности ландшафта, встречный ветер компенсируются с помощью комбинаций скоростей.

Но если выносливость важна только на длительных дистанциях, то в любой момент следует иметь в виду здоровье суставов и мышц. Многие начинающие райдеры перегружают колени, выдавая на каждом обороте шатунов максимальное усилие. Это не только утомляет и повреждает мышцы, но и при долгом повторении скажется на здоровье коленного сустава. Профессионалы используют стабильные и частые движения без серьёзной нагрузки на ноги. Этот режим наиболее безопасен и для велосипедиста, и для велосипеда.

частота педалирования

Тренировка и подготовка

велосипедный переключатель скоростейРегулировка переднего переключателя скоростей велосипеда

Для подготовки к езде в начале дня или сезона рекомендуют использовать пониженные передачи. Первые 10-20 минут длительной поездки ногам необходим «разогрев», для которого идеальна частота педалирования в 60 rpm (движений в минуту) и минимальная нагрузка – т.е. скорости с 1 и 2 передними звёздами.

Аналогичная рекомендация и в более глобальном плане – первую сотню километров в сезоне, особенно на горном велосипеде, следует преодолевать на пониженных передачах, чтобы ноги «вспомнили» навыки и не были повреждены слишком серьёзными изменениями дневной нагрузки.

Иные принципы

Когда речь идёт о переключении скоростей, почти всегда это стандартные переключатели, но есть и иные модели, например, планетарная втулка и «привет» из автомобильного мира – трансмиссии-автоматы.

Планетарная втулка

В городских байках и дизайнерских чопперах обычно нет переднего переключателя, но зато есть редкая для велосипедного мира вещь – планетарная втулка, когда система передач и переключения упаковывается в единый закрытый механизм, устанавливаемый внутрь колеса. Такой принцип применяется на автомобилях, а у велосипедистов особого признания не находит, поглощает слишком много энергии (до 10%).

С другой стороны, у планетарной втулки нет никаких ограничивающих переключение механических факторов – можно переключать передачу и под нагрузкой, и в «неподходящий» момент. Механизм отработает исправно.

Планетарная втулка

Планетарная втулка и дисковый тормоз

Автоматическое переключение

Конечно, производителям не живётся спокойно на стабильном рынке, и они ищут новые сферы применения талантов своих инженеров. Так, уже долгое время топовые фирмы Shimano и SRAM выпускают небольшими партиями коробки-автоматы, где с помощью электронных датчиков (Shimano Nexis, Auto и др.) переключают скорости в планетарной втулке.

Существуют и редкие модели с автоматическим переключением скоростей на механической основе – по центробежной силе груза определяется частота вращения, отчего механизм и изменяет передаточное число.

Заключение

В заключение можно составить небольшой список тезисов, в соответствии с которыми, ещё до набора должного опыта, можно вполне аккуратно и правильно переключать, используя следующие правила переключения скоростей:

Как правильно переключать передачи на велосипеде

Каждому велосипедисту необходимо знать, как правильно переключать скорости на велосипеде, но как показывает опыт, далеко не все умеют это грамотно делать. Новички или люди мало знакомые с велосипедами, думают, что большое количество передач это очень хорошо, но опытные велогонщики знают, что скорость в большей степени зависит от физической подготовки и умения чувствовать передачи.

Велосипеды из недавнего прошлого

velosiped

Еще не так давно в арсенале велосипедистов были простые велосипеды с одной скоростью, очевидно, чтоб не запутывать людей и не утруждать. Были, конечно, и скоростные велосипеды, их называли спортивными, но их было в недостаточном количестве. Поэтому велосипедистам приходилось приноравливаться, улучшать свои навыки езды, где-то загодя разгоняться, чтоб накатом одолеть впереди грядущий подъем.

Скоростные способности современных велосипедов

Современные агрегаты способны помочь уставшему хозяину в любой местности с любым дорожным покрытием. Велосипеды оснащены двумя блоками шестеренок, на переднем колесе – ведущие, на заднем, соответственно, ведомые. И очень важно уметь ловко переключать нужную передачу в нужный момент. Есть несколько правил переключения передач, которые могут вам помочь сэкономить силы и снизить износ велосипеда.

Как правильно переключать передачи на велосипеде:

velosiped-panorama

  • Крайне нежелательно менять передачу на недвижимом велосипеде. Многие слышали, но пренебрегали этим правилом, так вот, такие действия приводят к поломке переключателя.
  • Правильнее переключать скорость на труднопроходимом участке до того, как скорость снизилась (перед песчаным участком дороги или перед подъемом). То есть, например, перед подъемом необходимо загодя понизить передачу.
  • При переключении передач совершенно лишнее усиленно крутить педали. Передача лучше «втыкается» в нужное место, если нет нагрузки на цепь и есть скоростной запас.
  • Следите за цепью. При переключении смотрите, чтоб не было сильного натяжения цепи. Не используйте одновременно большую переднюю и заднюю шестерни. Поясним схематически (ПК-переднее, ЗК – заднее колесо):
    1 ПК – до 4-5 звезды на ЗК
    2 ПК – 3-6 звезда ЗК
    Большая зв. ПК – 5-8-9 звезда ЗК
Читайте также  Почему беременным нельзя ездить на велосипеде

Говоря о выборе звездочек, сложно совершенно уверенно утверждать какую передачу когда правильнее включать. Существует множество подсказок для велосипедистов, но, как правило, они актуальны при хорошей погоде и хорошем покрытии дороги. На выбор передачи оказывает влияние множество факторов:

  • дорожное покрытие;
  • уклон дороги;
  • температура воздуха;
  • давление в колесах;
  • напрвление ветра относительно туриста;
  • физическая подготовка спортсмена.

Все эти факторы оказывают прямое или косвенное влияние на корректировку тактики переключения передач, описанную выше. Вы можете взять ее на заметку и опытным путем определить для себя, как для вас лучше.

Есть еще одна подсказка велосипедистам при езде: частота педалирования. Оптимальной частотой считается для шоссейника 90-120 оборотов в минуту, для кросс-кантрийщика это уже 75-95. Для начинающего велосипедиста эти показатели являются условными ориентирами. Начните движение с низкой передачи, чтоб хорошо разогреть мышцы, постепенно повышая нагрузку.

Во всем лучше держаться золотой середины и велосипед не исключение. Ехать на большой передней передаче при медленном темпе езды вредно для здоровья: повышает нагрузку на коленные суставы и изнашивает их. Другая крайность: часто крутить педали. Это малоэффективно и усталость приходит раньше.

В гору – понижаем скорость

В случае плохих погодных условий ехать на пониженных передачах более оправдана. При движение велосипеда в гору или против ветра, опять же, необходимо переключать пониженные передачи. Это значительно снижает скорость, повышает частоту нажима на педали, но экономит силы велосипедиста.

Новички, часто по незнанию или из страха, не меняют скорость и даже в гору едут на большой передней шестерне. Со стороны такие горе-велосипедисты похожи на парусники дрейфующие в шторм по безбрежному морю, их то и дело раскачивает из стороны в сторону, гляди вот-вот упадет. В результате, колени болят, «сидушка» болит и вообще пропадает желание вновь сесть на велосипед. Опытный велотурист просто снизит передачу на 2-3 ПК и 1 ЗК, а количество оборотов в минуту будет в среднем 85-95.

Как переключать передачи на велосипеде

Новички, выбирая велосипед, обращают первостепенное внимание не только на его дизайн, но и на количество имеющихся скоростей. При этом, они не понимают принципа их работы и считают, что чем больше будет в запасе — тем лучше. Конечно, если велик совсем без скоростей, то это никуда не годиться — кататься на нем физически очень тяжело и достигать каких-то рекордных показателей или длительное время крутить педали без появления хронической усталости. Велик же с возможностью переключения передач открывает перед велосипедистом широкие возможности.

Преимущества своевременного переключения передач

Своевременное и правильное переключение передач на велосипеде позволит не только долгое время ехать без особой усталости, но и забираться в такие горки, которые обычным велосипедам будут не под силу. Грамотное и умелое переключение скоростей на велосипеде обеспечит следующее:

  • Работа мышц велосипедиста будет с максимальным КПД, их эффективность будет действительно очень высокой;
  • Износ всех деталей трансмиссии велосипеда будет значительно уменьшен или же вовсе сведен на нет. Цепь, звездочки и сам механизм переключения передач прослужит намного дольше обыкновенного;
  • Сохранность здоровья самого велосипедиста. Существенно снижается нагрузка на колени, поддерживать здоровье которых велосипедисту нужно обязательно и всегда.

Правильное переключение скоростей велосипеда — делаем всё грамотно

Опытный велосипедист, как и автомобилист, переключает передачи очень тихо, плавно и мягко. Неопытный же будет ехать рывками, передачи будут заклинивать, механизмы велосипеда будут скрипеть и хрустеть — поездка превратится в сражение с велосипедом, так и не став удовольствием.
Есть несколько общих рекомендаций по переключению передач, которые рекомендуется соблюдать как новичкам, так и опытным велосипедистам:

  • Сам процесс переключения передач должен осуществляться только во время движения. Крайне нежелательно заниматься этим делом стоя на месте, так как механизм цепи будет работать на излом. Если вам придется сменить скорость прямо на месте, нужно приподнять заднее колесо велика и крутануть педали. И только после этого переключаться. Чаще всего так делают для понижения передачи, при забывчивости снизить её в процессе езды. Тут есть исключение — специальные планетарные втулки, но их ставят пока на весьма ограниченное количество велосипедов для городских прогулок;
  • Переключаться нужно в тот момент, когда нагрузка на цепь будет минимальной. При этом, делать это нужно своевременно, не дожидаясь снижения скорости. Педали должны вращаться легко и непринужденно;
  • Перед тем, как сменить передачу, нужно остановиться на пару мгновений и не крутить педали. Вообще. Только после смены скорости можно начать их плавную раскрутку. Постепенно вы поймете, когда приходит нужный момент и будет всё делать на автомате, правильно;
  • Сразу несколько передач подряд переключать очень нежелательно, всё нужно делать размеренно, постепенно и по порядку. Конечно, в этом случае никакой катастрофы не произойдет, но переключатель так рано или поздно выйдет из строя;
  • Желательно не переключать задние и передние передачи в один момент. Цепь очень легко застрянет между звездами и механизму придет конец;
  • При переключении передач следите за тем, чтобы не было какого-то особенно большого перекоса цепи. Например, если в вашем велосипеде стоит три звезды впереди и восемь сзади, то желательно не переключаться по типу 1-8, 3-1, 3-4 и так далее. Это может вывести из строя весь механизм переключения, произойдет клин.

Новичкам будет полезно узнать, а бывалым велосипедистам вспомнить, что рабочей звездой в агрегате обычно считают среднюю, поэтому чаще всего задние скорости можно переключать без ущерба для скорости самого движения. Эффективность педалирования тоже будет оставаться прежней и за передние звезды можно будет не беспокоиться.
Аналогично, но наоборот, можно менять передачи с более высоких на низкие.
Если переключать передачи на велосипеде именно так, как описано, то вышеназванные три важнейших преимущества будут всегда при вас.

Каденс — что это и как связано с переключением передач

Словом каденс означают частоту вращения педалей велосипеда. Вполне логично, что именно каденс напрямую связан с тем, какую скорость развивает агрегат. Каденс должен поддерживаться на определенном уровне — обычно это примерно восемьдесят оборотов в минуту (плюс-минус десять оборотов). При правильном каденсе вы будете расходовать свои силы более равномерно и сможете обезопасить колени от излишних опасных нагрузок.

И немного рекомендаций от профессионалов:

  1. Если вы проезжаете участок с грязью, то включите повышенную передачу — так вероятность завязнуть будет куда ниже обыкновенного;
  2. Если вы едите по песку, то желательно ставить более низкую передачу — в противном случае при снижении скорости прокрутить педали будет очень сложной задачей. Хотя, если участок с песком короткий — его можно смело проезжать на высокой передаче, тут выручит сила инерции;
  3. Анализируйте подъем перед тем, как на него забраться. Нужно внимательно просматривать все участки, на которых переключение скоростей будет оптимальным. На трассе или бездорожье всегда планируйте свой маршрут с небольшим опережением и рассчитывайте переключение передач заранее;
  4. Независимо от своего физического состояния всегда поддерживайте единый каденс.

Любой велосипедист должен знать как правильно переключать скорости на велосипеде. Когда детям покупают велосипед, то они всегда интересуются, а сколько же у него скоростей. И чем больше число скоростей, тем лучше. Но опытные велосипедисты знают, что скорость-то у велосипеда зависит от седока, вернее, от работы его мышц. А исскуство грамотно переключать передачи — это качество хитрых профессионалов, которое позволяет выжать из машины в условиях пересеченной местности максимально возможные ресурсы.

Читайте также  Сколько калорий сжигается при катании на велосипеде

Раньше было просто: у дорожного велосипеда была одна скорость. Поэтому на равнине все зависело от навыков самого велосипедиста, а для езды в горной местности приходилось приноравливаться к условиям рельефа: во время езды с холма велосипедист максимально разгоняет машину для того, чтобы въехать на следующую гору по инерции. Если же подъем затяжной, то велосипедист едет в гору до того момента, пока может вращать педали. Затем слезает с велосипеда и гордо идет рядом до вершины, чтобы снова продолжить путешествие вниз.

У современных велосипедов существует два блока шестеренок — передний (ведущие звезды) и задний (ведомые звезды). Крайне важно научиться в зависимости от характера езды выбирать верную передачу. Для начала следует усвоить несколько простых правил переключения передач:

  1. Не нужно переключать передачи на неподвижном велосипеде. Это может привести к поломке переключателей.
  2. Переключать передачи следует ещё до того, как у вас упала скорость перед труднопроходимым участком (например, песком или рыхлым снегом) или на подъёме.
  3. Переключая передачи, не нужно сильно педалировать. Переключаться наиболее просто, если на цепь не поступает нагрузка и имеется запас по скорости.
  4. При переключении нужно следить не образовался ли сильный перекос цепи. То есть, не следует использовать большую переднюю звездочку и большую заднюю. Реально следует использовать передачи: с маленькой звездой спереди до 4-5 звезды сзади, со второй передней — с 3-ей (2-ой) по 6-ую (7-ую), и с большой спереди — с 5-ую по последнюю 8- (9)-ую.

Теперь поговорим о выборе звезд. Нельзя зараннее точно сопоставить ту или иную передачу конкретным дорожным условиям. Конечно существует много формул, графиков и таблиц, но большая часть из них подсчитана для шоссейных велосипедов, хорошей погоды и гладкого асфальта. Стоит условиям измениться, и все расчеты насмарку. Выбор передач зависит от дороги или ее отсутствия, уклона трассы, температуры, состояния грунта, давления в шинах, ветра, от физического состояния велосипедиста, уровня адреналина и сахара в крови. Имеются и другие критерии, на которые могут ориентироваться велосипедисты. Один из них — частота педалирования. Известно, что оптимальная частота педалирования при движении по горизонтальной поверхности — например, у шоссейников — составляет в среднем 95 — 115 об/мин, а у кросс-кантрийщиков эта величина уже будет 70 — 90 об/мин. Но для любителей и велотуристов это всего лишь ориентир, а не правило. Не нужно пытаться стартовать сразу с высоких передач, сначала на низких передачах разогреваем мышцы, раскручиваясь до оптимальных передач. При выборе передачи, как в любом деле, велосипедисту нужно придерживаться «золотой середины», а не впадать в крайности. Медленный темп езды при больших передачах весьма вредно сказывается на состоянии коленных суставов. Если крутить педали очень часто, то снизится эффективность езды и быстрее наступит усталость. В тяжелых дорожных условиях (езда по грязи, песку, траве или снегу) передачи понижены из-за того, что требуется запас крутящего момента. Технические возможности переключателей не всегда позволяют резко перебрасывать цепь с малых звезд на большие. Для горных походов с рюкзаками обычно достаточно набора передних звезд, например, в 48, 38 и 28 зубов.

При езде протви ветра или в гору нужно переключаться на «пониженные передачи» близкие к 1:1). При этом наборе передач увеличивается частота педалирования, но падает скорость. При езде по равнине для поддержания скорости соотношение передач может быть 4:1. В гонке за мотоциклом может быть достигнута скорость более 100 км/час. В таких рекордных заездах велосипедистами используется передача с соотношением 8:1 и более. Однако обычно мышечной силы ног не хватает, чтобы с места раскрутить подобные шестерни. Даже спортсмены не используют передачи более 5:1, а предпочитают наращивать частоту педалирования.

Как правильно переключать передачи на велосипеде

bike-gear-shift

Умение выбирать правильную скорость катаясь на велосипеде, навык необходимый не только для спортсменов на соревнованиях, но и для повседневной езды любому человеку, велосипед которого оборудован переключателем скоростей. Правильное переключение скоростей способствует более комфортной езде, позволяет достигать больших скоростей и позволяет не перегружать отдельные группы мышц и суставов, чтобы поддерживать и развивать скорость, цепь звезды и остальные узлы трансмиссии прослужат значительно дольше.

Для чего нужно переключать скорости

Наибольшая нагрузка во время катания на велосипеде приходится на колено. Коленный сустав человека устроен таким образом, что вязкость жидкости, которая в нем содержится, при медленном вращении педалей выше, что создает суставу дополнительное сопротивление. Если выбранная передача принуждает крутить педали очень быстро, это также приводит к излишней нагрузке на сустав. Сильные перегрузки могут привести к проблемам с суставами в будущем. Частота, с которой необходимо крутить педали, или как ее называют «каденс», находится в пределах 100 об/мин.

Конечно, при езде считать количество оборотов не нужно. Главным фактором правильно выбранной передачи служат ощущения от езды. Поддержание скорости на ровной поверхности должно осуществляться минимальным усилием на педали, и при этом частота вращения должна позволять ровно дышать. С опытом вы научитесь хорошо чувствовать велосипед и выбор передачи на многих поверхностях и любых скоростях будет осуществляться автоматически.

Как правильно переключать передачи

Переключение передач должно осуществляться только на ходу. Переключатель направляет цепь на звезду, соответствующую выбранной передаче, после чего цепь постепенно перемещается в новое положение. Для того чтобы система переключения прослужила дольше, перед переключением передачи необходимо, чтобы цепь находилась не под нагрузкой. Пока цепь не разместилась полностью на новой передаче, следует также не прикладывать на педали излишнего усилия.

При переключении передач не должно быть никаких слишком заметных звуков, в большинстве случаев это будет означать, что либо переключение выполняется неправильно, либо велосипед нуждается в настройке. Перед резким подъемом в гору лучше будет выбрать передачу заранее, поскольку во время подъема, на низкой скорости сделать это правильно будет достаточно проблематично. Не стоит переключать несколько передач сразу, лучше это делать последовательным переключением, с полным переходом цепи на каждой передаче.

Какие сочетания передач лучше использовать

Современные велосипеды оснащены 2-3 звездами спереди и имеют 7-10 звезд сзади. Нумерация передних звезд начинается от маленькой к большой, задних — от большой к маленькой. Соответственно, сочетание 1-1 позволяет начинать движение при больших сопротивлениях, например в гору, сочетание 3-10 поддерживать и развивать максимально возможную скорость. При переключении передач необходимо придерживаться таких сочетаний звезд, чтобы не допустить большого перекоса цепи.

gear-shift-1

На практике 3 переднюю передачу переключают в условиях ровного асфальта, на хорошей скорости, без заметного встречного ветра. Задняя передача, при этом, должна быть не ниже четвертой.

gear-shift-2

Вторую переднюю передачу используют в условиях похуже, это может быть грунтовка, плохой асфальт, ветреная погода, небольшой рельеф поверхности. Заднюю передачу нужно использовать в диапазоне от 2 до 6-8, в зависимости от общего количества.

gear-shift-3

Первая передача применяется при подъеме в горку, прохождении болотистой местности, песка, грязи, снега. Задняя передача используется от 1 до 5-7, в зависимости от общего количества.

Как правильно переключать передачи на велосипеде

переключать скорости на велосипеде

Известно, что в продаже есть не только обычные велосипеды, оснащённые звёздочкой спереди и сзади, но и скоростные велосипеды. Они имеют различное количество скоростей, и у пользователей, которые желают приобрести подобный транспорт возникает множество вопросов. В том числе как переключаются скорости на велосипеде.

Читайте также  Система шатунов велосипеда

Для чего предназначены скорости на вело транспорте

Ранее существовали только классические велосипеды, без скоростей и возможности передвигаться по различному рельефу. Но со временем появилась потребность адаптировать транспортное средство под различный рельеф и местность.

переключение скорости на велосипеде

Переключение скоростей позволяет обеспечить:

  • более качественную езду:
  • возможно регулировать скорость передвижения;
  • возможность адаптировать частоту поворота детали под себя;
  • подстроить передвижение под личное физическое состояние;
  • адаптировать передвижение согласно погодным условиям.

Справка! Различные подели: шоссейные и горные имеют разное количество передач и ориентируются под определённый рельеф и условия.

Каким образом устроена система переключения скоростей

Подобные велосипеды — это очень сложных и уникальных механических узлов. Именно он приводит в движение велосипед. Это обеспечивается при помощи давления на педали, механизм запускается через шатун и звёздочки. От скорости и частоты вращения педалей зависит скорость передвижения рейдера.

устройсство механизма скоростей велосипеда

И количество скоростей на велосипеде — не самый важный показатель. Намного важнее знать, как работает механизм, системы переключения имеются двух типов:

  • односкоростные;
  • многоскоростные.

Первый вид трансмиссии подразумевает обычный велосипед, содержащий классический состав элементов: цепь, соединяющая переднюю и заднюю цепи. От размера и количества зубчиков зависит то, с каким усилием будет осуществлять давление на педали и осуществление движения.

виды переключения скорости на велосипеде

Для того чтобы обеспечить благоприятное движение, производители велосипедов берут среднее значение. Это оптимальный вариант, при котором и начинающий, и продвинутый рейдер будет чувствовать себя комфортно. Кроме того, это позволит подняться на небольшую горку без лишних усилий, а также обеспечит комфортный спуск с возвышенности.

велосипед 6 скоростей

Если велосипедиста эти показатели не устраивают, он может регулировать количество зубчиков, тем самым обеспечив комфортное движение.

Справка! На велосипедах, имеющих большое количество скоростей, диапазон передач регулируется при помощи рук, так как они располагаются на рулевой части. Это позволяет создать оптимальные условия езды: динамичные, быстрые и более интересные.

Поскольку такие транспорт оснащён множеством сложных механизмов, это требует особой подготовки от велосипедиста. А помимо количества передач, велосипеды отличаются по согласно системе переключения:

  • планетарная. Система с разными размерами шестерёнок, они находятся во внутренней части задней втулки;
  • классическая. Система расположена наружу.

Что касается видов механизмов, отвечающих за переключение скоростного режима?

Виды скоростных переключателей

Специалисты различают два основных вида скоростных переключателей — внешнего переключения и внутреннего.

В чём заключается механизм внутреннего переключения

Чаще всего он используется для городских условий, они спрятаны внутри задней планетарной втулки. Особенность этих велосипедов заключается в том, что у них только одна передняя звёздочка, а также одна задняя. Количество скоростей у планетарной системы колеблется от 3 до 7 передач. Кроме того, такая система имеет достаточно сложное устройство. В чём заключаются сильные и слабые стороны такой системы?

планетарная втулка велосипедная

Преимущества системы планетарной втулки

В чём заключаются сильные стороны подобной системы:

  • отлично приспособлены для неблагоприятных погодных условий. Это обуславливается тем, что все основные детали заключены в корпусе велосипеда. Что обеспечивает долговечность и надёжность системы;
  • возможность переключения скоростей без вращения педалей.

Это то, что касается плюсов.

механизм внутреннего переключения скорости велосипеда

Недостатки планетарной системы

Основные минусы подобной системы:

  • массивность. Они имеют достаточно большой вес;
  • проблематичное осуществление ремонтных работ. Также велосипед с подобной системой невозможно использовать в походных условиях.

Это то, что касается слабых сторон механизма внутреннего переключения.

Механизм внешнего переключения

Имеет широкое распространение среди всех скоростных велосипедов, независимо от того, для каких условий они созданы — городских или горных. Переключение скоростей предполагает регулировку при помощи переднего и заднего переключения.

Механизм внешнего переключения

Передний переключатель

Он способен перебрасывать цепь между передними звёздочками. Конструкция предусматривает специальную рамку, внутри которой располагается сама цепь. В момент переключения скорости цепь соскакивает с одной звёздочки на другую.

Передний переключатель скоростей велосипеда

Переключатель задний

Механизм представляет из себя возвратную пружину. Он перемещает лапку в рамках поперечной оси в закреплённую между ними роликами. В одном направлении переключатель может перемещаться при помощи тросика, в другом случае при помощи возвратной пружины.

переключатель скороти на заднем колесе

Какие сильные и слабые стороны имеет данный механизм.

  • простота конструкции;
  • маленький вес;
  • низкая стоимость;
  • большое количество передач.

Это то, что можно отнести к положительным сторонам механизма.

задний переключатель скоростей

Отрицательные стороны механизма

Минусы у механизма также имеются и заключаются они в следующем:

  • не адаптирован для плохих природных условий;
  • нуждается в постоянной регулировке и должном обслуживании;
  • система может легко сломаться при падении велосипеда;
  • нет возможности переключать скорости, если транспортное средство не находится в движении.

Это то, что относится к отрицательным сторонам механизма.

задний переключатель скорости на колесе велосипеда

Как определить количество скоростей у велосипеда

Для того чтобы определить количество скоростей на велосипеде, нужно придерживаться простой инструкции:

  1. Вычислите количество передач у основания велосипеда. Скоростные велосипеды предусматривают наличие звёздочек у педалей. Они находятся у педалей транспортного средства, имеют разный размер и располагаются друг за другом. Первым этапом нужно посчитать количество колец-звёздочек. Как правило, у велосипедов от одной до трёх основных звёзд.
  2. после подсчёта передних звёздочек, можно перейти к задним. От передних звёздочек идёт цепь, соединяющая их с задними кольцами. Их тоже необходимо посчитать.
  3. Полученные цифры нужно перемножить между собой. Полученное число и есть количеств скоростей вашего велосипеда.

скорость на велосипедах разных видов

Справка! Если велосипед предусматривает большое количество скоростей, то задних звёздочек значительно больше, чем передних. Как правило, около десяти.

То есть, если количество передних звёздочек равно двум, а количество задних пяти, то полученные 10 — это общее количество скоростей.

Правила переключения передач

Правильное переключение скоростей важно для любого их количества. Это значительно увеличит срок эксплуатации транспортного средства.

переключение скоростей на велосипеде

Основные правила, которыми следует пользоваться:

  • обязательно используйте все скорости байка. Это важно для того, чтобы он одинаково хорошо работал в любом режиме;
  • вращайте педали при переключении скоростного режима. Недостаточно просто переключить указатель на руле, нужно обязательно полноценно крутить педали, для того, чтобы цепь приняла оптимальное положение;
  • смена скорости осуществится только при минимальной нагрузке на педали. Даже самый дорогостоящий переключатель последней модели не способен переключить передачу при высокой скорости движения;
  • Справка! Тренироваться переключать педали нужно только на ровной поверхности, дабы избежать травмирования.
  • внимательно наблюдайте за техническим состоянием переключения. Если велосипед находится в исправном состоянии, а все механизмы работают, как часы, то передача переключается в один момент;
  • используйте систему передач как можно чаще. Для того, чтобы система работала хорошо, нужно постоянно эксплуатировать скорости велосипеда: настраивать их под рельеф, личные ощущения и так далее.

переключение скоростей на велосипеде 21 скорость схема

Благодаря этим правилам можно значительно увеличить срок работы велосипеда, а также быстро и качественно освоить езду на новом транспорте.

Переключение при подъёме на возвышенность

Подъём в гору — процесс сложный, нужно знать основные правила переключения скоростей при подъёме в гору.

велосипед едет в гору скорости

На самом деле, процесс очень прост — нужно просто замедлить скоростной режим и плавно переключить скорость. Если требуется переключение только на заднюю трансмиссию, то нужно наоборот увеличить скоростной режим.

задняя трансмиссия велосипеда

Внимание! Если в процессе переключения слышатся посторонние звуки, то это свидетельствует о том, что скорость не переключилась.

Не смотря на сложную конструкцию велосипедов, изменение скоростного режима — это достаточно простой процесс, если знать основные правила и чётко следовать рекомендациям. Это увеличит срок службы байка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: