Как подобрать цепь для велосипеда - Pk-shturm.ru

Как подобрать цепь для велосипеда

как подобрать цепь для велосипеда

Нет. На великах употребляются разные цепи. Меняя цепь, вы должны учесть, на какое количество звезд в кассете (количество передач) рассчитана данная цепь. Обычно, это написано на коробке.

У меня велик с 10 (9, 8, 7, 6) ведомыми звездами, какую цепь я могу поставить?

Если у вас в кассете 10, 9 либо 8 звезд, то только цепи, рассчитанные конкретно на 10, 9 либо 8 звезд. При этом, 10-скоростные цепи Shimano и Campagnolo несовместимы. Если звезд 7 либо наименее, то можно ставить цепи, рассчитанные на соответственное либо большее (до 8 ) количество звезд. Использовать узенькие (9, 10) цепи на кассетах с малым числом звезд не рекомендуется. «Односкоростные» цепи используются лишь на вело с одной ведомой звездой.

Какое количество звеньев является стандартным для цепи?

Цепи, продаваемые в коробках, имеют длину 114-116 звеньев. На велике обычно употребляется не вся длина цепи.

Как найти нужную длину цепи?

Для горных и гибридных велосипедов следует установить цепь на наибольшие звезды впереди и сзади и укоротить цепь так, чтоб рамка натяжителя цепи была ориентирована практически горизонтально вперед и дать припас еще в два звена.

Если у вас двухподвесочный велик, то подбирать длину цепи нужно в том положении задней подвески, в каком звезды системы и кассеты очень удалены друг от друга.

На шоссейных великах цепь устанавливают на огромную переднюю звезду и малую заднюю. При всем этом длину цепи выбирают так, чтоб ось заднего колеса и обе оси роликов натяжителя цепи оказались на вертикальной полосы ровно друг над другом.

На односкоростных великах либо великах с планетарной втулкой длину цепи выбирают так, чтоб ось заднего колеса накрепко посиживала в пазах рамы, но при всем этом еще можно было отодвигать колесо вспять по мере удлинения цепи. В данном случае, для более четкого позиционирования можно использовать «half-link» цепь (либо звено), что позволяет иметь нечетное количество звеньев.

Что такое «connection pin»?

Это особый соединительный штифт (пин) для скрепления концов цепи. Главное преимущество – облегченная установка, после которой, направляющая часть отламывается. У цепей Shimano соединительные пины бывают темными, для цепей серий IG и HG на 8 передач, и серебристыми 2-ух видов: обыденные для цепей HG на 9 передач и с канавкой на носике для цепей HG на 10 передач. SRAM и KMC заместо connection pin предлагают быстроразъемные замки цепей, что еще удобнее.

как подобрать цепь для велика

Для склепки цепи (не считая 10-скоростных цепей) не непременно использовать соединительный пин. Если вы снимаете цепь с расчетом еще использовать ее в дальнейшем, никогда не выжимайте соединительный пин. потому что он толще обыденных и после его выжимки щечки цепи будут испорчены.

Купил выжимку. Как поменять цепь на велике?

Установив цепь в направляющие, не запамятовывайте поджать ее сзади упором. Выдавливать пин полностью не следует, чтоб не было заморочек при установке цепи в другой раз: отлично, когда он остается в задней щечке цепи. При повторной установке цепи, ее переворачивают так, чтоб пин был на наружной стороне – это и удобнее, и зоны износа будут находиться незначительно в стороне.

Shimano безотступно советуют устанавливать цепь таким макаром, чтоб место вашего соединения – а оно несколько наименее надежное, чем заводское – было размещено на фронтальной стороне наружного звена цепи по ходу ее вращения (набросок справа).

Направьте внимание, что новые 10-скоростные цепи Shimano могут иметь лучшую конструкцию цепи лицевой и оборотной стороны. Крутить их не рекомендуется. Не считая того, для 10-скоростных цепей Shimano советуют всегда использовать новый соединительный пин, который будет запрессовываться в том же направлении, что и выпрессовывался старенькый.

Необходимо ли чистить и смазывать цепь?

Да. Начинать всегда следует с очистки цепи, а смазывать, по способности, только чистую цепь.

Чем и как лучше чистить цепь?

Самый обычный метод – очистка обыкновенной тряпкой, сухой либо пропитанной в керосине. Можно пользоваться дегризером либо смазкой-смывкой: к примеру, WD-40, AB-80 либо их более дешевеньким аналогом русского производства ВТ-100. Большего эффекта можно достигнуть, чистя цепь с помощью особых щеток и скребков либо, на худенький конец, старенькой зубной щетки. Более действенный метод очистки – внедрение особых машинок для очистки цепи .

Необходимо ли смывать с новейшей цепи заводскую смазку?

Новые цепи смазаны пластичной смазкой. Ее роль двойственна. Во-1-х, она нужна для консервации цепи при продолжительном хранении, во-2-х, это рабочая пластичная смазка наподобие графитовой. Я рекомендую удалить ее с наружной поверхности цепи сухой тряпкой, потому что грязь очень прилипает ка ней, но не рекомендую промывать цепь перед внедрением в растворителях – эта смазка работает в цепи приметно подольше, чем любые водянистые масла и двухкомпонентные смазки.

Как найти, пора ли смазывать цепь?

Момент, когда цепь уже нужно смазывать можно найти на слух. Если цепь начала "стрекотать" либо "свистеть" при вращении педалей под нагрузкой, означает, она нуждается в смазке, если идет мягко и тихо, смазка не нужна.

В случае подготовительной проварки цепи в пластичной смазке, не стоит еще раз смазывать цепь, разжижая пластичную смазку легкими маслами, пока смазка не будет нужно в очевидном виде. В обыденных критериях, одной смазки водянистым маслом довольно раз в 50-150 км. Графитовая смазка держится приметно подольше. При езде в дождик, смазка вымывается из цепи еще резвее.

Какое масло лучше подходит для смазки цепи?

В общем случае, цепь можно смазывать хоть каким водянистым маслом. Но лучше пользоваться особыми маслами для смазки цепей, к примеру, маслами Finish Line, White lightning, Pedro’s либо Weldtite. потому что особые масла отталкивают грязь, в то время как моторные, владеют моющими присадками, собирая всю грязь на для себя, что является основным их минусом. Не считая водянистых масел можно использовать двухкомпонентные смазки, которые после нанесения загустевают. Вероятен вариант проварки цепи в пластичной, к примеру графитовой, смазке, но сам процесс очень трудоемок. Не считая того, при езде в зимнее время смазки густеют настолько значительно, что для облегчения езды стоит ползоваться наименее вязкими смазками.

Как смазывать цепь более отлично?

Перед смазкой цепь нужно очистить. Смазывать цепь следует по зазору меж боковыми пластинами и роликами с обеих сторон. Я использую для этих целей разовый мед шприц – у меня уходит порядка 1 см 3 на одну смазку. Кто-то смазывает каждый пин раздельно, но я не люблю такую возню и просто держу иглу около зазора, вращая цепь педалями вспять. После смазки стоит прокрутить цепь минутку и вытереть насухо выступившее на поверхность масло.

Не стоит заливать цепь множеством масла, не вытирая его. Подольше цепь от этого работать не будет, но соберет на для себя много грязищи, которая напротив начнет резвее изнашивать цепь, действуя как абразивная паста.

А что насчет смазки звезд кассеты и системы?

При набегании цепи на звезды, ролики цепи обкатывают зубья звезд. Трения меж ними фактически не появляется, потому смазывать звезды нет никакого смысла, исключая случай консервационной смазки для долгого хранения.

Что нужно знать про велоцепь

Что нужно знать про велоцепь

Обычно производитель определяет уровень рекомендованной розничной цены (РРЦ), по которой рекомендуется продавать цепи ритейлерам, дилерам и магазинам. Любые расхождения с данной цифрой — сугубо личное дело продавца и магазина. В основном российские цены привязаны к курсу иностранной валюты, так как большинство цепей на велорынках иностранного производства. По этой причине одна и та же цепь может стоить в разных магазинах по-разному, в зависимости от того, где купил данную цепь магазин или продавец. По сравнению с ценами прошлых лет, цены на цепи, да и вообще на почти все велокомпоненты поднялись в два-три раза, в пересчете на рубли. При этом цены на торговые марки цепей трёх-пятилетней давности у разных производителей отличаются от цепей, произведенных в 2015-2016 гг в полтора раза.

Материалы и качество

Материал большинства моделей цепей — сталь. Цепи, предназначенные для горного велосипеда изготавливают из сочетания разных материалов, которые добавляют к стали, например, бывают цепи из никелированной стали, или из никелированной стали с тефлоновым покрытием. Стали бывают тоже разных марок, в зависимости от того, на какую цепь рассчитана.

Цепь из никелированной стали менее подвержена коррозии, цепь с PTFE (тефлон или фторопласт) обладает к тому же пониженной сопротивляемостью к трению между звеньями цепи.

Из личного опыта

Лично я приобретал для своего велосипеда две цепи торговой марки Sram, пять цепей производителя Shimano, и последнее приобретение, которое сейчас на испытании —цепь KMC X9 SL. Сходство этих трех вариантов — только в том, что они выглядят одинаково и имеют одинаковое предназначение. Различия же во всём – от материала, из которого сделаны звенья, от качества обработки звеньев и способе запрессовки соединительных пинов до веса, коррозионной стойкости к дождю, снегу, грязи.

Как правильно выбрать цепь новичку?

Что нужно знать про велоцепь

Если цепь изношена или порвалась и дальнейшее использование не представляется возможным, то выбирать цепь нужно такую же по маркировке, какая пришла в негодность. Лучше отнести цепь или отдельные её сегменты в веломастерскую или веломагазин и попросить подобрать такую же. Если стоит многоскоростная трансмиссия (к примеру 9-ти скоростная) то цепь нужно выбирать для 9-ти скоростной трансмиссии. Нельзя, например, на 9-ти скоростную трансмиссию ставить цепь предназначенную для 8-ми,7-ми или 1-й скоростной трансмиссии. Дело в том что цепь для разного количества скоростей имеет различную толщину (самые тонкие цепи для 10-ти скоростей, 11-ти скоростная еще уже). Более толстая цепь может заклинить или не встать на звёзды трансмиссии, что чревато поломками и травмами при езде (такое предупреждение пишут почти все производители цепей). Если вопрос в апгрейде, то цепь нужно ставить того же уровня, что и задние звёзды. К примеру на звёзды «кассеты» Shimano XT m-770 можно поставить соответствующую цепь Shimano XT, более дорогую Shimano XTR тоже можно поставить, но толку от неё особого не будет — без должного уровня «кассеты». Более дешёвые же и ниже по уровню цепи вроде Shimano SLX, Deore и ниже классом практически сводят на нет достоинства кассет более высокого класса.

Поэтому лучше придерживаться правила, чтобы в связке «кассета-цепь» оба компонента были одной марки, так как производитель, разрабатывая кассету или цепь, «затачивает» наилучшим образом работу только со своими велокомпонентами. На качество работы со сторонними марками в связке «кассета-цепь» производитель гарантии не дает.

Есть ли на упаковке цепи какие-либо маркировки и обозначения? Что они обозначают?

На упаковке (если она есть) обычно присутствуют обозначения положения модели в линейке выпускаемых производителем цепей. (Deore, SLX, XT, XTR для Shimano, числовые обозначения для линейки цепей ТМ SRAM – pg-950, pg-970, pg 990, у KMC к примеру X9SL, X9S)

Также, если цепь предназначена для многоскоростной трансмиссии, производитель указывает и это (чаще всего обозначения «9sp» — для 9-ти скоростной трансмиссии, 10sp — для 10-ти и т. д.) У каждого производителя свои обозначения.

Отличаются ли цепи для горных велосипедов от цепей для шоссейных велосипедов?

Читайте также  Езда на велосипеде для похудения

В целом не отличаются ничем. Но есть специальные велоцепи, выпускаемые только для одной из дисциплин, MTB (Mountain bike, в пер. с английского — горный велосипед) или шоссе, различия в них – в угле скоса отдельных звеньев цепей (к примеру из представленных линеек Shimano XTR — линейка горного оборудования и Shimano Dura-Ace — линейка шоссейного оборудования).

На что влияет длина цепи? Чем и как правильно укоротить или удлинить цепь до нужного размера? Какая должна быть длина у цепи?

Что нужно знать про велоцепь

Правильно подобранная длина цепи влияет на вес и качество переключения. В случае слишком длинной цепи и короткой длине перьев рамы на некоторых положениях цепи на звёздах цепь не будет должным образом натягиваться задним переключателем и будет провисать. Если цепь слишком короткая, то не будет «забрасываться» на более большие звёзды, из-за чего может произойти заклинивание цепи на звёздах в момент переключения.

Цепь укорачивают или удлиняют специальным инструментом — веловыжимкой, другое название — выжимка цепи.

Для определения нужной длины цепи нужно произвести следующие действия:

— поставить цепь на задних звёздах на кассете на наибольшую звезду;

— поставить цепь на передних звёздах на системе на наибольшую звезду;

— свести противоположные концы цепи друг с другом;

— в случае невозможности сведения из-за слишком короткой длины добавить необходимое количество звеньев;

— в случае, если концы сведены, но лапка заднего переключателя не достаточно натягивает цепь назад — пропустите цепь, минуя задний переключатель, сведите концы и уберите лишние звенья цепи таким образом, чтобы цепь была максимально натянута и сомкнута, плюс прибавьте 2-3 сегмента цепи. Длина такой цепи будет оптимальной.

В случае односкоростной трансмиссии натянуть цепь можно смещением задней втулки таким образом, чтобы цепь была максимально натянута, но при этом легко крутилась на звёздах.

Как себя вести, если при катании оборвалась цепь, и нет материалов для ремонта под рукой?

Что нужно знать про велоцепь

Никак. Если вдали от дома порвалась цепь и нет специального инструмента с собой, то остаток пути придётся преодолевать пешком или верхом на велосипеде в «режиме самоката». Проверено неоднократно.

На сколько километров обычно рассчитана цепь? По твоему мнению, соответствует ли заявленное количество километров реальности?

Как правило, чем выше уровень цепи в линейке производителя, тем более износоустойчива она и тем большее расстояние на ней можно проехать. В среднем для цепи износ возникает при достижении 1000-1500 км при умеренном катании со средними нагрузками на трансмиссию и аккуратном переключении. Есть исключения из этих правил как в меньшую, так и в большую сторону.

Производитель обычно сам устанавливает, на сколько километров рассчитана велосипедная цепь. На своём опыте была ситуация что и дешёвая цепь проехала 4300 км, а более дорогая предтопового уровня менее 1000 км. И всё это в условиях катания круглый год при любой погоде.

Отчего изнашивается цепь? Как и когда правильно ее чистить? Чем обрабатывать? Можно ли пользоваться смазками и маслами для мотоциклов?

Основная причина износа — грязь, катание с очень грязной, несмазанной и нечищеной цепью.

Вторая причина — катание в пыль, дождь, снег, грязь (в порядке возрастания износа).

Третья — несвоевременная смазка цепи.

Цепь можно чистить как с помощью специальных инструментов (машинка для чистки цепи), так и вручную. Главное правило чистки цепи —цепь должна быть чистая и сухая, смазка наносится только на такую цепь. Нельзя наносить новую смазку поверх грязной нечищенной цепи, этим самым можно ещё более испортить цепь. Наносится новая смазка после того, как была отмыта старая..

При сильно грязной цепи я пользуюсь следующим методом:

— снимаю грязную цепь и промываю водой и тряпкой от налипшей грязи;

— помещаю цепь в поллитровую банку или литровую пластиковую бутылку;

— заливаю бензином «галоша» (технически очищенный бензин);

— встряхиваю при закрытой крышке 1-2 минуты;

— заливаю бензином снова так, чтобы цепь полностью была в бензине;

— оставляю на 12 часов;

— промываю цепь под водой (при необходимости можно взять старую зубную щётку и зубную пасту и вручную очистить сегменты цепи, каждый сегмент, все 112 сегментов с каждой из 4-х сторон);

— проверяю на оставшиеся частицы грязи и песка между сегментами внутри роликов цепи;

— ставлю на велосипед и сразу смазываю.

Нельзя пользоваться при чистке цепи специальными средствами для чистки и полировки металла – можно испортить покрытие цепи.

Смазками для мотоциклетных цепей пользоваться можно – выходит даже дешевле, чем специализированные смазки для велоцепей. Под разную погоду существуют разные смазки – смазка для цепи для сухой погоды и для влажной.

Что нужно знать про велоцепь

Цепь необходимо чистить при видимой налипшей «массе» грязи, которая мешает нормальному прокручиванию трансмиссии. При катании только в сухую погоду при умеренных нагрузках цепь нуждается в смазке каждые 250-300 км. При этом достаточно не производить сложную процедуру с чисткой в бензине на ночь, а просто протереть цепь насухо от пыли тряпкой, после этого наносить смазку.

Смазку необходимо наносить только в шарниры цепи – на сегментах цепи смазка не нужна, только собирает на себя всю пыль и грязь с дорог.

Можно ли сочетать в одной цепи сегменты цепей разных производителей? (то есть собрать единую цепь из остатков?)

Можно. Если цепи не различаются друг от друга характеристиками и износом.

Как понять, что цепь изношена?

Для этого существует специальный инструмент для определения «растянутости» цепи.

Если за цепью правильно ухаживать, своевременно чистить и смазывать, то износ цепи будет заключаться только в растягивании в длину. В среднем это происходит после 1000-1500 км, при условии, что цепь хорошего качества. Но и без инструмента можно понять, что ваша цепь износилась. Например, при сильном интенсивном разгоне цепь будет слетать со звезд, прокручиваться, особенно если задние звезды новые. То же самое происходит и с «не новыми» поезженными компонентами. Учтите, что ставить изношенную цепь на новые задние звёзды нельзя, так как звезды в этом случае очень быстро износятся.

Велосипедные цепи

С момента появления велосипеда прошло не так много времени, но уже около ста лет его конструкция не претерпевает каких-либо кардинальных изменений. Какие же решения оказались столь долговечными? Пожалуй, тремя революционными шагами в развитии велосипедного дела стали: цепной привод, пневматическая шина и ромбовидная рама.

С появлением на велосипеде цепи от педалей к колесу, стало возможным уменьшить размер колес для взрослых людей с полутора метров до 400-740 мм, что, в свою очередь, привело к повышению безопасности езды, а также к повышению скорости движения. Почему же был выбран именно цепной привод, а не, скажем, ременной или карданный (которые существуют, но используются крайне редко)? Цепной привод достаточно прочен, обладает высокой жесткостью и малыми механическими потерями. К тому же, используя цепной привод, можно легко организовать достаточно простую и, главное, легкую многоступенчатую передачу.

Но у цепного привода есть и минусы: относительно высокая скорость износа и необходимость в частой чистке и смазке. Системы с внешними переключателями передач плохо защищены от поломок: загнать в спицы задний переключатель передач и сломать его или его кронштейн не сложно.

Количество передач и конструкция цепи

В велосипедах сейчас используются только однорядные роликовые цепи с шагом 1/2 дюйма, т. е. 12.7 мм. Первые велосипеды имели одну передачу, большинство современных – многоскоростные. Какая же разница между теми и другими? Надо сразу отметить, что с точки зрения типа применяемой цепи, велосипеды с планетарными втулками можно отнести к односкоростным: в цепной части привода присутствует по одной ведущей и ведомой звезде.

На многоскоростных велосипедах с внешними переключателями передач устанавливают 1-3 ведущие звезды и 4-12 ведомых. Но использование большого количества звезд ведет к тому, что на многих передачах цепь идет не ровно, а с перекосом, то есть ведущие и ведомые звезды расположены не в одной плоскости, а в параллельных, но с некоторым смещением. И чем смещение больше, тем сильнее изнашиваются цепь и звезды, поэтому большинство производителей рекомендует не использовать, по возможности, передачи с большим перекосом цепи. Особенно сочетания звезд "большая-большая" и "маленькая-маленькая".

Как же была решена проблема минимизации влияния перекоса при работе цепи? В старых велосипедных цепях соединение между соседними звеньями состояло из штифта, соединяющего звенья цепи, цилиндрического стакана, скрепляющего пластины внутреннего звена, сквозь который проходил штифт, и ролика, находящегося поверх стакана. Новые цепи отличаются отсутствием стакана, роль которого выполняют загнутые внутрь вокруг отверстий края внутренних щечек. Они имеют несколько скругленную поверхность, что позволяет цепи лучше изгибаться в поперечном направлении. Это способствует лучшему переключению передач и работе цепи с перекосом. Кроме того, масло может легче проникать внутрь для смазки штифта. У цепей на 9-12 передач поперечная гибкость увеличена относительно цепей на 5-8 передач – большие перекосы им почти не страшны. Минусом такого решения стал увеличенный износ и легкое вымывание смазки.

Кроме обычных цепей с четным количеством звеньев (пара внутреннее — наружное звено), существуют так называемые half-link цепи, звенья которых с одной стороны внутренние, а с другой наружные. Таким образом, можно использовать и нечетное их количество. Встречаются только на BMX.

Размеры цепи

Одно из самых важных различий между цепями, не всегда видимое на первый взгляд, но весьма существенное, это ширина цепи. Интуитивно понятно, что чем больше звезд мы хотим поставить на заднюю втулку велосипеда, тем шире придется делать втулку, ведь сильно сужать "зонт" спиц нельзя, иначе колесо потеряет поперечную жесткость. Но очень широкой втулку тоже не стоит делать по соображениям прочности самой втулки и ее оси. Поэтому, с увеличением количества передач, производители стали уменьшать расстояния между звездами кассеты и толщину самих звезд. Соответственно, чем больше звездочек размещено на кассете, тем уже должна быть используемая цепь. Ниже приведена приблизительная ширина цепей по головкам заклепок в зависимости от количества звезд в кассете.

О взаимозаменяемости цепей, рассчитанных на разное количество передач, кратко можно сказать следующее. Цепи на 12, 11, 10, 9 передач можно ставить только на соответствующий привод: с 12, 11, 10, 9 звездами в кассете. Цепи на 8 передач работают с кассетами на 8, 7 и 6 звезд и, возможно, на кассетах с меньшим количеством звезд, кроме односкоростных. Цепи на 7 передач – на кассетах на 7 звезд и ниже, кроме односкоростных. Далее – все аналогично. А вот поставить цепь, рассчитанную на меньшее количество передач на кассету с большим количеством звезд нельзя – широкие цепи просто не пролезают между соседними звездами.

Обычно на горных, гибридных и шоссейных велосипедах используются совершенно одинаковые цепи, лишь изредка бывают облегченные шоссейные модели. Но ресурс одних и тех же цепей на горном и шоссейном велосипедах существенно различается. Заметному снижению срока службы цепи на горном велосипеде способствует большая загрязненность и работа при больших нагрузках: на меньших по размеру звездах натяжение цепи выше при прочих равных.

Производители цепей

На данный момент наиболее известными производителями велосипедных цепей являются такие компании как Shimano, SRAM, KMC, Campagnolo. Иногда, встречаются и другие производители, например, SunRace, Rohloff, Wippermann, Clark’s и множество малоизвестных. Но наиболее распространенной в России стала продукция первых трех компаний.

Читайте также  С какой скоростью едет велосипедист

Цепи производства Shimano, SRAM и KMC полностью взаимозаменяемы, в том случае, если они рассчитаны на работу с кассетами с одинаковым числом звезд. Правда, Shimano заявляют о том, что с их звездами цепи других производителей не совместимы, но производители велосипедов спокойно смешивают эти компоненты без сколько-нибудь заметного ущерба.

Установка цепей

Цепи разных производителей различаются по типу соединения. Большинство цепей Shimano и Campagnolo не имеют соединительного звена совсем. При установке такой цепи на велосипед необходим специальный инструмент – выжимка, при помощи которой один из соединительных штифтов (пинов, как их еще называют) запрессовывается на свое место или выпрессовывается при снятии. Со всеми новыми цепями Shimano, продаваемых в коробках, идет специальный соединительный штифт (reinforced pin), который имеет направляющий носик, облегчающий установку штифта на место. После установки, этот носик обламывается. Для цепей рассчитанных на разное число звезд соединительные пины различаются: штифты черного цвета предназначены для цепей на 8 звезд (IG и HG), серебристого – на 9 (Super narrow HG), а более короткие серебристые с канавкой на кончике носика – на 10 (Super narrow HG). Запрессовка должна проводиться в передний по направлению вращения край внешней пластины.

Многие велосипедисты считают, что лучше пользоваться стандартными штифтами, выжимаемыми из цепи при укорачивании ее до необходимой длины, чтобы гарантированно не было проблем с подбором пинов. По крайней мере, именно так ремонтируется любая цепь в случае разрыва при эксплуатации. Но чем меньше пины выступают за пределы щечек, тем хуже работает этот способ: на 8x цепях отлично, а на 9x уже возможны проблемы.

При разборке цепи нельзя выжимать штифты с обламываемыми носиками, так как при их установке, отверстия в щечках несколько увеличиваются. Их вторичное использование или использование стандартного штифта в этом месте приведет к тому, что вы достаточно легко порвете цепь.

SRAM PowerLink, KMC MissingLink

В отличие от Shimano, компании SRAM и KMC теперь продают цепи со специальными замковыми звеньями (SRAM PowerLink, KMC MissingLink) для легкой установки на велосипед и снятия. От обычных замков односкоростных цепей данные замки отличаются типом блокировки: ведь в многоскоростной цепи заклепки практически не должны выдаваться над боковыми пластинами. Замковое звено состоит из двух половинок, каждая из которых – это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом. Такие замки позволяют ставить и снимать цепь без выжимки цепи. Многоразовые замки на 8-9 скоростей вообще легко разбираются руками. Замки на 10-12 скоростей считаются одноразовыми и защелкиваются-расщелкиваются с большим усилием.

Маркировка цепей

В последние годы Shimano производили цепи следующих типов: Super narrow HG (HG, HG-X, HG-X11), предназначенные для установки на велосипеды с кассетами на 9-12 звезд, HG (Narrow HG), предназначенные кассеты на 6-8 звезд. Цепи типа IG и UG уже не используются, но могут быть заменены цепями HG. Цифровой индекс в маркировке, например HG53, говорит о классе цепи: чем больше число, тем лучше и дороже цепь. Цепи производства SRAM включают информацию о количестве передач и о классе цепи в цифровой индекс, например, PC 971: первая цифра о количестве передач, в данном случае 9, вторая говорит о классе цепи.

Маркировка цепей, присутствующих на рынке в 2019 году, собрана в таблице ниже. Модели для электровелосипедов не указаны. У цепей Campagnolo количество передач указано в названии в явном виде.

На износостойкость цепи, ее вес, прочность и сопротивляемость коррозии влияют такие параметры, как материал, из которого изготовлена цепь, поверхностная термическая и химическая обработка и наличие напыления. Очень приблизительно о классе цепи можно судить (хотя, это не всегда является показателем) по ее цвету. Цепи низкого уровня имеют черную поверхность боковых пластин (чернение, воронение). Цепи среднего уровня – серебристые блестящие (никелировка), высокого – серые матовые. Иногда встречаются цепи с желтовато-золотистым отливом, обычно это цепи невысокого уровня. Некоторые производители сейчас стали делать цепи всех цветов радуги.

Своевременная замена цепей

Цепь: определение износа

О том, как правильно определить момент необходимый для замены цепи на новую, написано немало, поэтому я лишь кратко повторюсь. Главная идея заключается в том, что цепь изнашивается в несколько раз быстрее звезд. Это относится к случаю своевременной замены цепи. Если же цепь не поменять вовремя, до наступления критического износа, то сильно изношенная цепь начнет быстро "съедать" звезды кассеты, особенно звезды ваших любимых передач, и тогда вместе с цепью придется менять и ее, а в худшем случае и систему. Поэтому, для экономии средств, цепь необходимо менять несколько ранее, чем она окончательно износится, что позволит обойтись только заменой цепи. Подробнее об этом написано в статье "стратегии замены велосипедных цепей".

Цепь: определение износа

Как же определить, пора ли менять цепь или еще рано? Измерение ресурса цепи в километрах не корректно с точки зрения определения ее износа, ведь износ кроме пробега сильно зависит и от многих других факторов. В первом приближении, оценить износ цепи можно одев ее на ведущую звезду и оттянув с одной стороны рукой, как показано на рисунке. Если "дельта" превышает 3-4 мм – цепь может быть изношена. Но обычно, чтобы узнать насколько удлинилась цепь в результате износа в подвижных соединениях, используют хорошую жесткую линейку, штангенциркуль (второй рисунок), специальный калибр, какие выпускают Cyclo, Park Tool, Rohloff или специальный электронный измеритель, наподобие электронного штангенциркуля.

Обычно измерение проводят на натянутом участке цепи в 24 звена (полузвена), длина которого для новой цепи составляет ровно 12 дюймов (304.8 мм). В теории, измерения проводятся при натяжении цепи усилием в 1% от усилия разрыва цепи, т. е. 10-20 кгс. Приведенные в других источниках данные, на мой взгляд, иногда бывают несколько завышены, поэтому я привожу уточненные данные:

Эти данные касаются замены старой цепи на новую. Однако для повышения срока службы цепи, кассеты и звезд системы можно воспользоваться одной из стратегий замены цепей.

Если попытаться ответить на вопрос, цепи какого производителя лучше, а какого хуже, то можно лишь напомнить следующее. Во-первых, качество цепей меняется год от года, и, не всегда в лучшую сторону. Во-вторых, цепи одного типа могут быть лучше у одного производителя, а другого типа у другого производителя. В третьих, имеет смысл сравнивать не названия цепей, а цены в своем регионе на конкретные модели цепей. Что касается моего субъективного мнения, то, пожалуй, производителей можно было бы распределить по снижению параметров цепей следующим образом: Shimano, SRAM, KMC. Причем, дорогие модели KMC вполне конкурентноспособны в сравнении с лидерами, дешевые же KMC являются хламом. Другими цепями я не пользовался, но много хороших отзывов можно услышать о цепях Campagnolo (условно совместимы), Rohloff или Wippermann, правда уровень цен на них – соответствующий.

Все о цепи велосипеда

Изобретение более ста лет назад цепного привода стало одним из революционных шагов в развитии велосипеда.

Цепь велосипеда

Все о цепи велосипедаС помощью цепи, появилась возможность передавать усилие от педалей на заднее колесо велосипеда, что позволило уменьшить размер колёс до современных размеров, увеличить коэффициент полезного действия, намного повысить скорость движения и увеличить безопасность езды. Одним из основных преимуществ цепного привода является возможность использования многоступенчатой передачи.

Устройство цепи велосипеда

В настоящее время на велосипедах используются роликовые однорядные цепи с длиной шага 12,7 мм или 1/2 дюйма. Ранние велосипеды имели только одну передачу и две звезды: ведущую и ведомую. На современных велосипедах применяют две или три передние звезды и от четырёх до одиннадцати задних. Количество передач напрямую влияет на ширину звеньев цепи: чем их больше, тем тоньше цепь.

Ширина цепи велосипеда, в зависимости от количества ведомых звёзд в кассете:

Кассета Цепь (ширина).
(количество звёзд)

1 — 8,7 – 11,0 мм
4 — 5 8,7 мм
6 — 7,8 мм
7 — 7,3 мм
8 — 7,05 – 7,1 мм
9 — 6,6 мм
10 — 5,85 – 6,2 мм
11 — 5,5 мм

Производители велосипедных цепей

Наиболее качественные велосипедные цепи выпускают такие производители как: Campagnolo, SRAM, KMC и Shimano. Близкими по качеству к ним являются: Wippermann, Mavic, Rohloff и SunRace. Также существует множество других малоизвестных производителей. Цепи компаний SRAM, KMC и Shimano могут быть взаимозаменяемыми, если они рассчитаны на одинаковое количество звёзд в кассете. Сами производители считают, что их цепи совместимы только с их компонентами, но те, кто собирает велосипеды устанавливают цепи в различных вариациях

Старый и новый типы цепи велосипеда

Все о цепи велосипедаВ конструкциях велосипедов произошло много революций в последние пятнадцать лет. Некоторые из них стали заметными и яркими, например появление нового типа велосипеда – горного, дисковые колеса и новые конструкции рулей. Другие новшества были не такими заметными, но от этого не менее значительными, к ним относится появление контактных педалей, велосипедных компьютеров и индексное переключение передач.

Такая же малозамеченная революция произошла и в конструкциях велосипедных цепей. Многие не обращают особого внимания на велосипедные цепи. Со стороны они все выглядят одинаково. На что интересно смотреть, так это на переключатели, и есть, что обсудить. Самое интересное то, что цепь является тем элементом, под который и конструируют все переключатели.

В велоцепях старого образца на два полузвена приходится десять деталей. Стандартная цепь, применяемая на многоскоростном велосипеде имеет 114 звеньев и состоит из 570-ти деталей – это больше, чем количество деталей во всем остальном велосипеде. В цепи имеется 114 внутренних пластин, 114 внешних пластин, 114 роликов, 114 стаканов (втулок) и 114 осей-заклепок.

Износ цепи велосипеда

Все о цепи велосипедаПосле тормозных колодок, цепь наиболее изнашиваемая часть велосипеда. При долговременном использовании, происходит растяжка цепи из за появления люфта между отверстиями в пластинах и пинами, куда они запрессованы. Износ цепи велосипеда происходит по нескольким причинам:

1. Перекос цепи при использовании различных вариантов передач.
2. Нагрузки, возникающие в звеньях при переходе цепи с одной звезды на другую при переключении.
3. Так как цепь работает в открытом состоянии, то пыль, грязь и другие предметы, попадающие в звенья, за счёт трения увеличивают износ цепи.

На велосипедах применяют роликовые однорядные цепи с длиной звена 1/2 дюйма – 12,7 мм. В идеале новая цепь должна иметь длину 12,7, умноженное на количество звеньев в цепи. Как узнать состояние износа цепи, чтобы контролировать ситуацию и вовремя поменять цепь, продлив срок службы кассеты?

Как определить износ цепи велосипеда

Берём участок цепи с количеством звеньев в нём – 20. Умножив количество звеньев на длину стандартного звена 12,7 мм, получим размер участка новой цепи из 20-ти звеньев, равным 254 мм. Берём линейку и меряем.

Уход за цепью велосипеда

Все о цепи велосипедаНовая цепь обрабатывается пластичной смазкой. Это делают для консервации цепи при её хранении. Такая смазка прослужит до первой чистки цепи. Вымывать её нет необходимости, так как она хорошо работает и выполняет свои функции намного дольше, чем жидкие смазки. Необходимо только удалить верхний слой тряпкой, чтобы пыль и грязь не прилипала к ней.

Читайте также  Подсветка для велосипеда своими руками

Когда необходимо смазывать цепь

Определить момент, когда цепь необходимо смазывать можно на слух. Когда цепь издаёт шум (“стрекотание”) или свист при педалировании под нагрузкой, то значит, что она нуждается в смазке. Мягкая и тихая работа цепи говорит о том, что смазка не нужна. При обычных условиях использования велосипеда, одной смазки жидкими маслами хватает на 50 – 150 км. Более густые графитовые смазки держится намного дольше. При поездках в дождь, смазки вымываются намного быстрей.

Перед смазкой, цепь необходимо почистить. Смазывать грязную цепь можно только в крайнем случае. Простой способ чистки – обычной сухой тряпкой или пропитанной в керосине или бензине. Можно пользоваться смазкой – смывкой WD-40 или AB-80 или более недорогой ВТ-100 российского производства. Наиболеепомощи эффективно цепь чистится специальными щётками или скребками, можно старой зубной щеткой. Самый эффективный способ чистки цепи при помощи специальных машинок.

Заедание звеньев цепи велосипеда

Все о цепи велосипедаБывает, что вы при езде на велосипеде регулярно чувствуете, что педали проскакивают или делают рывки через каждые три или четыре оборота. Это говорит о том, что возможно, в цепи вашего велосипеда имеются звенья, которые зажаты и плохо сгибаются. Чаще всего это происходит с тем звеном, которым цепь соединялась при установке. При использовании выжимки и запресовывании пина, его конец вытягивает ближнюю пластину, таким образом оказываются зажатыми две наружные пластины.

Простой и проверенный способ исправить заедание звеньев цепи велосипеда. Необходимо сделать так: участку цепи с зажатым звеном придать форму в виде буквы Z. Нерабочее звено должно находится в диагональной части буквы Z. Затем надо два конца цепи изгибать от себя и на себя, как бы ломая и выкручивая цепь . Таким способом можно немного разжать пластинки пинов и обеспечить звену цепи лучшую гибкость.

Проскакивание цепи велосипеда

Иногда педали велосипеда проскакивают, особенно, когда к ним прикладывать большое усилие. Ещё чаще такое явление встречается, когда велосипедист встает на педали. Чтобы исключить проскакивание цепи велосипеда, ездоку приходится переключаться на более низкие передачи и оставаться в седле, вместо того, чтобы ехать стоя на более высоких передачах.

Очень часто в проскакивании и перепрыгивании цепи, а также самопроизвольном переключении передач обвиняют переключатель, но те явления, которые были перечислены выше, очень редко вызываются его неправильной работой.

Проскакивание цепи вызывает одно из двух не связанных между собой явлений – непосредственно проскакивание и самопроизвольное переключение передач. Главное, чтобы решить проблему, необходимо определить, что именно происходит из двух случаев.

Защита цепи для велосипеда с одной передачей

Все о цепи велосипедаОдним из существенных преимуществ велосипеда с одной передачей (фикседгир и синглспид) является возможность установить полную защиту цепи – как снизу, так и сверху. Такая защита на порядок позволяет снизить количество всего, что вызывает ускоренный износ цепи – воды, песка и пыли, которые при езде попадают в цепь. Особенно в этом смысле опасен песок, который, попадая внутрь роликов смешивается со смазкой и работает как абразив.

Для защиты цепи существуют заводские варианты, но они имеют ряд недостатков:

— их надо крепить к раме;
— требуется настройка;
— при падении защиту можно разбить;
— она имеет приличный вес (до 350 грамм);
— высокая цена.

Каждый велосипедист, который пользуется велосипедом с одной передачей хочет иметь легкую недорогую защиту цепи, которую можно снимать без инструмента в полевых условиях за одну минуту, которая бы стоила копейки и т. д.

Велосипедные цепи — виды велоцепей, мойка велоцепи, смазка велоцепей и прочие вопросы о цепях.

Цепь- это важная составляющая часть велосипедной трансмиссии. Принцип работы велосипедной цепи заключается в том, что она передает силу крутящего момента с ведущей звезды, на ведомую. От правильности ухода и замены цепи зависит долговечность остальных частей велосипедной трансмиссии.
Важно знать, что цепи различаются по количеству применяемых передач на велосипеде. Основное различие велосипедных цепей это их ширина. Для односкоростных велосипедов (так же для велосипедов с планетарной втулкой) велоцепь будет шире. С увеличением количества передач на велосипеде цепь будет уже. Проще говоря — чем больше звездочек размещено на кассете, тем уже должна быть используемая цепь. Современные цепи обычно имеют длину от 110 до 118 звеньев. И если для шоссейных велосипедов или гибридов обычно необходимо использование всей или почти всей длины цепи, то для горных необходимо, лишь 106-108 звеньев.

Что бы правильно подойти к выбору цепи для своего велосипеда важно знать о взаимозаменяемости цепей, рассчитанных на разное количество передач. Цепи на 11 передач, пока что, есть только у Campagnolo и KMC и только для 11-скоростных трансмиссий Campagnolo. Ожидается в 2013 году и у Shimano Dura Ace выход 11 скоростной трансмиссии и цепи соответственно. Велосипедные цепи на 10 передач, можно ставить только на соответствующий привод. Более того, цепи Campagnolo и Shimano на 10 звезд несовместимы! Десятискоростные цепи KMC и Mavic совместимы с обоими стандартами. Цепи на 9 передач рассчитаны только на кассеты с 9 звездами. Цепи на 8 передач работают с кассетами на 8 и 7 звезд и, возможно, на кассетах с меньшим количеством звезд, кроме односкоростных. Далее – все аналогично. А вот поставить велоцепь, рассчитанную на меньшее количество передач на кассету с большим количеством звезд нельзя – широкие цепи просто не пролезают между звездами.

Обычно велосипедные цепи не различаются на шоссейные, горные и гибридные. На таких разных по стилю езды велосипедах, используются совершенно одинаковые цепи. Ресурс цепи на шоссейном и горном велосипеде существенно отличается, это объясняется разными условиями эксплуатации. Снижению срока жизни цепи на горном велосипеде способствуют такие факторы как: грязь, работа при больших нагрузках. Хотя все меняется — на днях компания Shimano — лидер по производству велосипедных компонентов, объявила, что в следующем году их велосипедные цепи ведущих групп Dura Ace и XTR будут разными.
На картинке отчетливо видно разницу между красной(горная) и синей(шоссейная) цепями.
На сегодняшний день наиболее известными производителями велосипедных цепей являются такие компании как Shimano, SRAM, KMC, Campagnolo. Встречаются и другие производители, такие как, Rohloff, Wippermann, Mavic, SunRace и множество менее известных. Первые три компании у нас стали наиболее известными и покупаемыми. Что же есть общего, а что различно в многоскоростных цепях этих производителей? Цепи производства Shimano, SRAM и KMC в большинстве случаях взаимозаменяемы, если они рассчитаны на работу с кассетами с одинаковым числом звезд.
Производители, Shimano заявляют о том, что с их звездами цепи других производителей не совместимы, но это утверждение безосновательно. Производители велосипедов смешивают все эти компоненты без сколько-нибудь заметного ущерба для качества работы.
Для того чтобы ставить и снимать велосипедную цепь без выжимки, используют замковые звенья. Такие производители как KMC и SRAM продают свои цепи с замками, а Shimano своих замков не производит вовсе. Замки разных производителей совместимы с цепями других производителей, главное чтобы замок и цепь были на одинаковое количество звезд (замок для 9 скоростной трансмиссии не подойдет для 10 скоростной цепи, замок шире и попросту будет быстрее изнашивать звезды кассеты). Замковое звено состоит из двух частей, каждая соответственно из щечки с запрессованным звеном. Использовать замки очень удобно, это незаменимая составляющая часть велоаптечки при длительных поездках на велосипеде, наряду со сменным петухом и латками для камеры.
,
Стоит отметить, что важно не только правильно подобрать цепь, но и грамотно ее обслуживать в процессе эксплуатации.Для продления срока службы любого механизма, его нужно периодически смазывать и велосипедная цепь не исключение.При нормальных условиях эксплуатации цепь нужно смазывать примерно каждые 100- 150 км.

Перед смазкой обязательно цепь нужно очистить от грязи, пыли, песка и старой смазки. В качестве моющей жидкости лучше пользоваться керосином, растворителем, а тех, кого смущает запах растворителей, может использовать дегризер. Автомобильный бензин может растворить пластмассу, из которой сделана цепемойка. Если нет возможности использовать это чудо-устройство, то можно вполне обойтись и без него. Достаточно лишь старой зубной щетки. Необходимо как можно тщательней очистить цепь внутри, там, где накапливается большое количество песка и пыли. Также лучше совместить мойку цепи с мойкой кассеты или системы, так как грязь с них может попасть в только что очищенную и смазанную цепь. После мойки цепи, кассеты и системы необходимо просушить все компоненты, иначе оставшийся очиститель растворит новую смазку цепи. После того как все вымыто и высушено, можно приступать к смазке. Смазывать необходимо лишь оси звеньев цепи, кассету и систему смазывать не нужно!
,
У всех видов смазок, применяемых для смазки цепи, есть как положительные, так и отрицательные стороны. Положительной стороной жидкого масла есть то, что оно легко приникает в нужное место, а отрицательная сторона заключается в том, что на морозе оно густеет и часто остается на поверхности. Преимущество использования аэрозольных смазок состоит в том, что ими очень легко и быстро можно смазать каждое звено, но негативной стороной есть то, что смазка может попасть туда где это совсем не нужно- обода, тормозные диски, покрышки. После того как цепь смазали, ее необходимо насухо вытереть, иначе она наберет на себя много грязи и пыли, и её придется чистить гораздо раньше. Далее необходимо прокрутить несколько оборотов (вращением педалей назад) и вновь протереть цепь, затем подождать 5-10 минут и повторить прокрутку и протирку цепи.
На завершение хочется отметить такую важную часть в эксплуатации велосипедной трансмиссии как замена цепи. В интернете можно встретить много «заумных» способов как измерить износ цепи. Но для начинающего велосипедиста они слишком сложны. Как же тогда быть? А все очень просто, нужно запомнить всего несколько вещей. В процессе эксплуатации цепь растягивается, и наступает момент, когда она «удлиняется» до такой степени, что начинает быстрее изнашивать звезды. Сейчас в продаже доступны специальные измерители цепи и с их помощью можно легко определить, что цепь растянулось до такой степени, что требует замены. Если этого не сделать во время — то придется менять не только ее, но и звезды на задней кассете. Эти устройства бывают как совсем простые, в виде просто шаблона для замера степени растяжения вашей цепи – они показывают только то, можно ли еще пользоваться цепью, или пора ее сменить,

так и современные электронные, которые показывают на экране растяжение звена цепи с точностью до сотых долей миллиметра.

Так же производители выпускают множество всяких инструментов для того, чтобы обслуживание цепи было удобным, например специальные пассатижи для снятия и установки замка на цепь.

Или вот такой шприц для удобного смазывания цепи.

ну и конечно же самое необходимое — выжимка цепи!

Для того что бы избежать лишних затрат и поломок, нужно периодически проходить профилактический осмотр велосипеда в мастерской.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: