Как поменять шатун на велосипеде

Как снять шатуны с велосипеда своими руками

Шатун велосипеда

Надобность снять шатун появляется при условии его замены, установке новых звёзд, регулировке либо демонтаже каретки. Смещение шатунов производится соответствующим ключом – съёмником шатунов.

Инструмент представлен в качестве винта, имеющего двухсекционную головку. Одна секция имеет вид гнездового ключа, вторая – граней под рожковый ключик. На винте накручена гайка уникальной конфигурации, оснащенная двусторонней резьбой изнутри и снаружи. Обычно съёмник дополняется переходником, необходимым при работе с кареточными элементами шлицевых соединений.

Совершать покупку новых шатунов необходимо с учётом их манеры крепления непосредственно к каретке. Крепление бывает квадратным и шлицевым. Последний вариант предполагает несколько стандартов. Параллельно учитывается длина покупаемого шатуна. Так, излишняя длина шатуна создаёт препятствия, когда транспортное средство движется по пересечённой местности. В свою очередь короткие шатуны потребуют дополнительных усилий от ездока.

Когда нужно снимать шатун

Снимаем звездочку с велосипеда

Велосипед в метро

Снимаем звездочку с велосипеда

Обычно шатун не нуждается в обслуживании и особом уходе. К замене этой детали можно прибегнуть в трёх случаях:

  1. Поскольку недорогие модели байков оснащаются неразборным блоком из шатуна вместе со звёздочками, заменяется конструкция полностью. Устанавливаются как новые звёздочки, так и два шатуна в целом. Учитывая, что неразборный узел считается весьма неудобным и непрактичным вариантом, желательно его заменить конструкцией с разъёмным соединением шатуна и звёзд.
  2. При условии механического повреждения. Непременность снять шатун обусловлена необходимостью добраться до кареточной детали, которая иногда требует разбора, смазывания, промывания, регулировочных настроек.
  3. При возникновении неприятного скрипа, который обычно появляется после дождливой погоды. В результате попадает песок в соединительный механизм. Тогда шатун подвергают разборке, а посадочное место – чистке.

Пошаговое руководство по съёму шатунов с велосипеда

Чтобы снять шатун с личного велосипеда, необходимо соблюдать приведённую последовательность.

  1. Вытаскивание либо же откручивание заглушки-пыльника. Определённая часть заглушек легко поддевается обычной отвёрткой, а есть такие, которые требуют выкручивания.
  2. Вывинчивание болта/гайки, притягивающей шатун прямо к каретке, с последующим извлечением шайбы, если таковая имеется. Процедура проводится накидным ключом преимущественно на 14. В качестве альтернативы можно воспользоваться шестигранником на 8 при условии квадратного соединения, а на 10 подойдёт при шлицевом соединении.
  3. Использование съёмника шатунов для полного выворачивания внутреннего винта.
  1. Ввинчивание съёмника в шатун. Производится полное закручивание съёмника. Если закрутить не до упора, высока вероятность срыва и повреждения резьбы.
  2. Закручивание внутреннего винта съёмника. Потребуется гаечный ключ, с помощью которого винт закручивается по часовой стрелке. Будет заметно смещение шатуна с точки.
  3. Как только удалось снять шатун, производится откручивание съёмника. При возникновении трудностей со съёмом шатуна, нет необходимости чересчур усердствовать, поскольку резьба сорвётся и демонтаж лишь усложнится. В этом случае целесообразно замаслить соединение или забрызгать его аэрозолю WD-40, после чего повторить попытку.

За неимением съёмника шатунов допускается прибегнуть к отвинчиванию болтов, стягивающих шатун с кареткой. Без деталей можно проехать некоторые сотни метров. Столь короткое путешествие способствует лёгкому съёму шатуна. Остаётся лишь постучать по нему деревянным бруском или палкой. Иногда используют другой метод: соединительную часть шатуна с кареткой несколько нагревают. Использовать горелки запрещено, поскольку повредится шатун. Нагревание производится заливанием горячей воды.

Как снять шатуны с велосипеда без съемника

Активная езда на велосипеде требует определенных навыков быстрого ремонта транспорта. Перед отправлением в дальнюю поездку лучше всего предусмотреть возможные поломки и неисправности техники, взять с собой нужный инструмент и комплект запасных деталей, например, камеры. Часто же бывает так, что нужного под рукой не оказалось, но и тогда выход из ситуации есть. Например, если нужно отрегулировать каретку велосипеда, то необходимо снять и разобрать шатун, а инструмента нет. Данная проблема имеет решение и стоит ознакомиться с конструкцией и назначением этой детали более подробно.

Устройство и назначение детали

Шатун для велотехники представляет собой металлический рычаг, который имеет на стержне большую и малую головки. Этот элемент бывает нескольких видов:

  • Однокомпонентные. Они представляют собой единую конструкцию — левый, правый шатун, ось. Преимуществами данного вида являются большая прочность, простое обслуживание, но они имеют значительную массу;
  • Двухкомпонентные. Здесь ведущая звездочка, правый шатун и ось соединены, а левый присоединяется отдельно при помощи гайки;
  • Трехсоставные. Такая наиболее известная и популярная система представляет собой ось, левый шатун и правый совместно со звездой.

Нагрузка на шатун очень большая, и поэтому они чаще всего производятся из твердой стали, но есть и варианты из алюминиевых сплавов, например, в велосипедах спортивного типа или импортных моделях. Недорогая двухколесная техника имеет передний блок звезд, объединенный с шатуном и неразборный. В этом случае при замене звезд необходимо заменить и оба шатуна. Новые подбираются в зависимости от типа уже имеющейся каретки.

Данная деталь велосипеда может иметь и различные виды крепления, например, квадрат, шлиц. Первый используется в профессиональных спортивных моделях техники, а также есть и новейшая разработка — роторная система.

Как разобрать шатун без съемника?

Шатун велосипеда

Наиболее простым методом будет применение специального съемника. Если же подобный инструмент отсутствует, то для того чтобы разобрать, снять и произвести ремонт необходимо приложить определенные усилия и сноровку. Во время езды в область крепления этого элемента попадает грязь и пыль, элемент из-за больших нагрузок буквально прикипает к своему креплению. В таком случае нужно знать, как снять шатуны с велосипеда, съемник не используя. Исправить проблему и сделать ремонт можно своими силами, и это поможет доехать до места ремонта техники.

В неподходящих условиях можно попробовать следующие способы, для того чтобы снять деталь. Если открутить гайку или болт, которым крепится шатун и проехать некоторое расстояние, то элемент можно будет разобрать и снять гораздо легче, а в дальнейшем заменить или отрегулировать то, что требуется. Эффективен метод залить кипятком. Следовательно, вся грязь и пыль отмокнет и делая ремонт велосипеда, снять элемент будет легче. Данный вариант подойдет и тогда когда важно убрать педали. Важно знать и не перепутать в какую сторону какая педаль откручивается. Педаль левая имеет левую резьбу, а правая — соответственно.

Если каретка велосипеда требует регулировки, то также необходимо снять с велосипеда шатуны. Также помогут при непредвиденных поломках и другие рекомендации. Если поврежден трос переключателя скоростей или тормоза нужно заменить его новым, а если таковой отсутствует, то связать оборванные концы. Выход из строя спицы велосипеда — это также распространенная проблема. Тогда поможет проволока размером диаметра около 2 мм. Конец спицы рядом с ободом загибается крючком, а затем вставляется отрезок проволоки, которую нужно продеть через разъем втулки. Эта замена далеко не совершенна, но это позволит доехать до цели и места, в котором можно хорошо отремонтировать технику. Регулярный просмотр двухколесного транспорта и обслуживание позволят избежать множества таких проблем и сделать поездку приятной.

Шатуны для велосипеда

Велодни…Ни дня без велосипеда!

Мы обсудили, что такое манетки и вынос руля. Сегодня пообщаемся про шатуны для велосипедов и как их менять, какие бывают съёмники для шатунов и как снимать шатуны с велосипеда.

Читайте также  Парус для виндсерфинга своими руками

Шатуны

Шатуны — одни из самых сильно нагруженных деталей велосипеда. На отечественных дорожных велосипедах их делают из стали, а на импортных и спортивных — из алюминиевых сплавов. Чтобы уменьшить вес и сохранить прочность, производители пускаются на разные ухищрения — делают их полыми, имеющими замысловатые поперечные сечения.

Каретка, шатун и звездочка

Иногда (чаще на недорогих велосипедах) блок передних звездочек выполнен в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при замене звездочек приходится менять оба шатуна. На велосипедах средней и верхней ценовых категорий передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.

Необходимость замены шатунов возникает также при их поломке или повреждении. Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для того, чтобы добраться до каретки (для ее регулировки или замены).

Шатуны никакой регулировки не требуют.

Обычно новые шатуны приобретаются вместе с передними звездочками.

Система шатунов

При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать шатуны, совместимые с имеющейся кареткой. Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм). Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании.

Типы шатунов и кареточных механизмов

Это — стандарт OCTALINK. На каретках такого типа ось имеет круглое сечение, а на концах оси имеются 8 выступов. Каретками и шатунами такого типа оснащаются велосипеды верхнего и среднего ценового диапазона. Этот тип шатунов используется на дорогих горных и шоссейных велосипедах. (в частности, для SHIMANO — на оборудовании DEORE LX / XT и XTR, хотя в последнее время все чаще применяется в компонентах средней ценовой категории) Шатуны притягиваются специальным полым болтом, под внутренний шестигранник на 10, и защищаются снаружи от грязи пыльниками. Пыльник просто ввинчивается в шатун. Ось каретки сделана полой, и поэтому традиционные съемники не работают — им просто не во что упираться. Надо применять специальный съемник
Это — шатун традиционной конструкции. Этот тип шатунов используется на велосипедах среднего ценового диапазона. (для SHIMANO — на оборудовании DEORE, ALIVIO, ACERA). Хотя на новом оборудовании этих классов начали применять OCTALINK. Шатуны притягиваются винтом, который вворачивается в ось.Винт имеет головку под внутренний шестигранник 8 мм. На винт надет пластмассовый пыльник
Часто встречается и такая разновидность шатунов. От предыдущей конструкции отличается только тем, что винт, притягивающий шатун, находится под пробкой — пыльником. Шатуны притягиваются болтом, который вворачивается в ось. Болт можно отвернуть накидным ключом на 14. Конец оси каретки закрывается пластмассовым пыльником. На этой фотографии пыльник снят.
Эта разновидность шатунов часто используется на недорогих велосипедах. Здесь ось каретки тоже имеет квадратные сечения на концах. Но здесь шатуны притягиваются не винтом, а гайкой. Гайка обычно находится под пыльником.

Существуют и другие типы шатунов. Например, на новом оборудовании SHIMANO ( в частности, группы XTR2003 и SAINT) каретка выполнена в виде моноблока, когда правый шатун конструктивно объединен с осью каретки. Для обслуживания такой каретки и шатунов необходим специальный инструмент.

Съемник шатунов велосипеда

Съемник шатунов (съемник системы) — инструмент, позволяющий снимать систему с вала каретки неинтегрированного типа. Обычно совмещает две функции: шестигранник для разборки педалей-топталок и собственно съемник.

Шатуны удерживаются на валу каретки болтом под внутренний шестигранник 8 мм Но только отвинтить болт недостаточно, поскольку шатун сидит с натягом на валу каретки и иногда «прикипает», поэтому требуется специальный съемник. Он представляет собой винт с двухсекционной головкой (гнездовой ключ и грани под рожковый ключ), на который навинчена гайка особой формы с внутренней и наружней резьбой. Часто к съемнику прилагается переходник для использования с каретками шлицевых стандартов

Снятие шатунов с велосипеда

Кроме съемника требуется шестигранник на 8 мм. Если шатуны (особенно алюминиевые) долгое время не разбирались, потребуется залить соединение машинным маслом, WD40 или каким-нибудь «жидким ключом», чтобы не сорвать резьбу на шатунах.
Перед вкручиванием съемника шатуна необходимо убедиться, что диаметр «пальца» съемника, который будет давить на квадратную ось с закрепленным шатуном, меньше размера квадратного отвертия. Бывает так, что на палец съемника шатунов надета подвижная головка, диметр которой больше квадратного отверстия оси. Последствия плачевны, если вовремя не остановиться. Съемник упирается в сам шатун и начинает выдавливать не шатун, толкая ось вперед, а сам себя, «зверски» срезая резьбу. Совет был бы избыточным, если бы такие случаи не происходили.
Отвинтив болт, ввинчиваем съемник в шатун до упора. Резьбу в гнезде следует перед этим очистить, а винт съемника не должен выступать внутрь шатуна (иначе съемник вкрутится не так глубоко, как следует). Затем закручиваем болт съемника, выдавливая шатун с вала. Может потребоваться большое усилие — будьте осторожны! Если переусердствовать, будет сорвана резьба внутри шатуна и придется его менять (не говоря о проблемах дальнейшего снятия), поэтому не следует экономить время на «отмачивании» в масле.

Установка шатунов

Ключевой момент — это очистка всех поверхностей соединения и щедрое покрытие их густой смазкой. Во-первых, это позволит легче и ровнее установить шатун, во-вторых, значительно облегчит последующее его снятие, а в-третьих, устранит один из самых распространенных источников загадочных хрустов и скрипов «где-то в районе каретки».
Шатун должен быть глубоко посажен на вал, чтобы исключить возникновение люфта — в противном случае посадочное гнездо быстро выйдет из строя. Это достигается закручиванием крепежных болтов с моментом 50-70 Нм, то есть с очень большим усилием.

В каком порядке снимать шатуны с велосипеда без ключа и со съемником

Ремонт

Шатуны — наиболее загруженные элементы велосипеда. Благодаря простой конструкции они не требуют подгонки, просты в использовании. Демонтировать их приходится в случае поломки или если под рукой нет нужного инструмента, но требуется заменить, например, камеру. Нужно понимать, как снять шатуны с велосипеда, чтобы не сломать детали. Работать рекомендуется со съемником (можно без него), четко соблюдая инструкции производителя.

Устройство и назначение детали

Шатун — это рычаг из металла, на стержне которого имеются большая и малая головки. Он передает усилие с педалей на вал каретки. Выделяются следующие виды шатунов для велосипеда:

  1. Односоставные. Это цельная деталь, состоящая из оси, левого, правого шатуна. Конструкция характеризуется повышенной прочностью, простотой обслуживания, но она более массивна.
  2. Двухсоставные. Левый шатун соединяется с остальными элементами при помощи гайки. Звездочка и правая часть, ось — одно целое.
  3. Трехсоставные. Встречаются на большинстве велосипедов. Состоят из оси, шатунов (правого и левого), совмещенных со звездочкой.

На это изделие приходится значительная часть нагрузки, потому шатуны для велосипеда изготавливаются из твердых сплавов металла (стали). Встречаются и алюминиевые модели, чаще в вариантах спортивного назначения, дорогих заграничных экземплярах. На бюджетных байках устанавливают передний звездочный блок, объединенный с шатуном, неразборной формы. Новые детали приобретают в зависимости от типа уже используемой каретки. Также при выборе учитывается длина элементов.

Для деталей предусматриваются разные типы креплений, например, шлиц или квадрат. Второй применяется в спортивных дорогих байках. Еще встречается нововведение — роторная система шатунов.

Односоставный Двухсоставный Трехсоставный

Читайте также  Смазка втулок велосипеда

Когда необходим демонтаж

Понимать, как открутить шатуны на велосипедах, нужно в следующих случаях:

  1. Для получения доступа к обслуживанию каретки — убрать грязь, смазать.
  2. Поломка. Может показаться, что это невозможно, однако элемент сгибается от нагрузки, шлиц повреждается. Встречаются поломки в любой точке шатуна, чаще всего диагностируется срыв резьбы для крепления педали.
  3. Проблемы с резьбой. Владельцы велосипеда часто перетягивают ее, или затяжки наоборот не хватает, фиксация разбалтывается. Допускается решение — нарезать резьбу другого диаметра, но тогда в конечное отверстие не войдут стоковые педали. Кроме того, резьба повредится, потому что мастер может попытаться крутить педаль под уклоном и срезать грани. При любом исходе элементы придется снять, а на их место установить новые. Иногда деталь поддается ремонту.
  4. Когда необходимо поставить, сменить звезды (или одну из них). В современных моделях она крепится не при помощи сварки или заклепок, а с использованием бонок. Звезда считается расходником, который со временем изнашивается, становится нерабочим — его важно заменить.

Больше проблем с алюминиевыми элементами. Если они произведены недостаточно качественно, имеют нестандартный размер, то быстро ломаются и тяжело демонтируются. Виной всему — разбавленный сплав и дешевые материалы.

Для получения доступа к обслуживанию каретки При поломке шатуна Если есть проблемы с резьбой Когда необходимо поставить или сменить звезды

Описание технологии снятия

Существует несколько вариантов демонтажа шатунов. Чаще всего пользователи работают со съемником — это проще и быстрее. Если его не оказалось в наличии, стоит ознакомиться с инструкциями по демонтажу без данного инструмента.

Со съемником

Процесс демонтажа шатуна велосипеда своими руками нужно осуществлять в следующем порядке:

  1. Открутить заглушку-пыльник (иногда достаточно вытащить его при помощи отвертки — на нем нет резьбы).
  2. Открутить болт/гайку, которая крепит элемент к каретке, и вытащить шайбу, если она там имеется. Заранее приготовить накидной ключ (как правило, на 14) или шестигранник на 8 (если квадратное соединение), шестигранник на 10 (если шлицевое крепление).
  3. Взять в руки съемник шатунов велосипеда и вывернуть внутренний винт до конца. Если предусмотрена квадратная фиксация, потребуется снять переходник-накладку (если она на ключе), если шлицевое крепление, то эта накладка-переходник понадобится. Это важно, поскольку часто мастера не снимают переходник и упираются в сам шатун, но не в ось. Дергая деталь, они срывают резьбу.
  4. Ввинтить инструмент в шатун. Он закручивается до конца, иначе может сорваться и сломать резьбу.
  5. Закрутить внутренний винт, для этого стоит использовать гаечный ключ. Он заворачивается по часовой стрелке — будем заметно, как шатун постепенно сдвигается с мертвой точки.
  6. После такого снятия съемник скручивается с детали.

Не следует переусердствовать, иначе есть риск сорвать резьбу или испортить ключ для снятия шатунов на велосипедах — это заметно усложнит работы. Рекомендуется залить соединение смазкой и попробовать заново.

Без ключа

Перед тем как снять без съемника шатун на велосипеде, стоит оговориться: использование ключа — самый эффективный метод. Однако инструмента может не быть под рукой, потому мастеру придется проявить умения. Во время езды в крепление может попадать мусор, который из-за нагрузок на деталь прессуется и прилипает. Способы, как снять шатуны с велосипеда без съемника:

  1. Открутить болт/гайку, которая фиксирует элемент, проехать небольшое расстояние. Это поможет проще разобрать деталь, чтобы произвести замену или регулировку. Однако шансов, что элемент отвалится самостоятельно, не много. Его рекомендуется залить кипятком, тогда все лишние скопления отмокнут, что поможет проще снять изделие. Горячая вода полезна и при разборке педалей — главное, не забыть, в какую сторону крутить (на левой педали — левая резьба, на правой — правая). Другой способ повысить шансы — обработать крепление смазкой (WD-40) со всех сторон, затем прокатиться. Важно максимально быстро ездить, чтобы нагрузить велосипедные шатуны.
  2. Взять болгарку и сделать надпил на втулке детали. Потом при помощи прибоя, молотка добить изделие. После этого действия элемент остается только выбросить — на велосипед придется подобрать и установить новую деталь.

Эффективнее всего не придумывать методы, а все же приобрести съемник и поменять элемент с его помощью. Ремонт получится проще и быстрее.

Любителям ездить на велосипедах также стоит узнать про демонтаж моделей с клином. Это самое примитивное крепление из возможных. Многие знакомы с ним с детских лет — оно встречалось на советских и российских байках модели «Десна». Сегодня клин применяется только на велосипедах из дешевого ценового сегмента. Демонтировать такие детали легко — достаточно открутить гайку, выбить элемент (во время удара лучше подставить дощечку, чтобы не повредить его, иначе потребуется замена на новый).

Когда шатун будет устанавливаться на место, то его важно правильно сориентировать и жестко зафиксировать. Если будет люфт, что клин и ось повредятся при езде. Однако чрезмерное усилие не нужно, иначе это также приведет к поломке.

Установка шатуна

К последнему этапу ремонта все детали должны быть вычищены и обильно покрыты смазкой. Это поможет облегчить и ускорить установку шатунов обратно на велосипед. В дальнейшем снять деталь будет заметно проще, а во время езды не будет лишних скрипов и хрустов.

Шатун глубоко сажается на вал, чтобы при движении не возникали люфты, иначе посадочное гнездо разболтается и будет сломано. Фиксация достигается закручиванием крепежных болтом на 50-70 Нм со значительным усилием (при этом учитывают длину шатунов). Рекомендуется перед установкой осмотреть целостность соединения. Процесс осуществляется так:

  1. Надеть цепь на каретку (при монтаже правого элемента), затем шатун на ось, закрутить стягивающее крепление.
  2. Надевая другой шатун, важно не перепутать его положение.
  3. Болты затянуть сильно, иначе это чревато поломками.
  4. Надеть заглушки от грязи, цепь на звездочку.

Шатун — важная деталь, на которую приходится значительная часть нагрузки. Она проста по своему устройству, потому без проблем поддается демонтажу, может быть заменена при поломке. При ремонте стоит воспользоваться съемником, изучить инструкцию о том, как снять шатун с велосипеда, особенно если нет опыта соответствующей работы.

Видео


Системы шатунов

Шатуны (или кривошипно-шатунный механизм) велосипеда — деталь, которая передаёт мышечную силу колесам велосипеда. Эта форма привода была запатентована в 1869 году Иоганном Ф. Трефцем, и несмотря на то, что она развивалась на протяжении многих лет, принцип работы.

описание деталей шатунов

Компоненты шатунов

Типы монтажа шатунов

Существует множество систем шатунов, которые отличаются способом монтажа на ось. В недорогих велосипедах, наиболее популярным способом монтажа шатунов является крепление на ось в виде «квадрата» или шлицевого посадочного места. В велосипедах средней ценовой категории, доминируют системы с независимыми внешними подшипниками и шатунами со встроенными осями.

Виды монтажа шатунов на оси

Виды монтажа шатунов на оси

Клиновидный штифт

Самый старый стандарт. Шатун устанавливается на оси каретки с усечённой цилиндрической секцией, в которую вставляется металлический штифт. Такой тип монтажа можно встретить почти на всех велосипедах, выпущенных в СССР.

Читайте также  Можно ли перевозить велосипед в поезде

Под квадрат

Эта система заменила клиновидный штифт и используется в настоящее время на недорогих велосипедах разных типов. В такой системе ось каретки имеет посадочное место в виде квадрата, а шатун — соответствующее под её отверстие. После соединения этих двух деталей, они фиксируются винтом. Это дает жесткое и прочное соединение, которое практически не изнашивается.

Шлицевые соединения

Принцип монтажа аналогичен предыдущему, только посадочное место оси выполнено не в виде квадрата, а имеет более сложную форму, специально разработанную выдерживать большие нагрузки. Для такого соединения требуется точное совпадение пазов обеих деталей. Система гарантирует прочное и практически не изнашиваемое соединение.

В настоящее время, самым популярным видом шлицов является Shimano Octalink V2. Американский конкурент SRAM продвигает свой стандарт — ISIS.

Системы со встроенной осью

Шатуны, объединённые с осью — это результат работы инженеров над повышением жесткости, и, следовательно, эффективности езды. Такой тип соединения позволяет увеличить площадь подшипников и сократить расстояние между рамой и шатунами.

Shimano — Hollowtech II

Shmano в своих продуктах использует систему Hollowtech. Её особенность заключается в использовании пустотелых рычагов, что увеличивает жесткость и снижает вес. Развитием этой системы, стала система Hollowtech II, в которой ось объединена с правым шатуном. В нижних группах, таких как Deore, Shimano отказалось от пустотелых шатунов, такое решение получило название 2-Piece-Crankset.

Truvativ — GXP i Howitzer

Truvativ GXP

Truvativ GXP

Компания Truvativ назвала свою систему со встроенной осью — GXP. В целом, эта система идентична Hollowtech, единственное отличие в типе шлица, использованного в правом рычаге. Кроме того, GXP шатуны изготавливаются из сплава OCT, благодаря чему они более прочные и лёгкие.

Ещё одна система шатунов от Truvativ называется — Howitzer. В ней используются подшипники с увеличенным диаметром, что стало возможным благодаря сдвигу подшипников наружу каретки. В этой системе удалось объединить жесткость GXP и прочность традиционной ISIS.

Campagnolo — Power-Torque и Ultra Torque

Campagnolo понимает, что не всем велосипедистам нужно одно и то же, поэтому компания предлагает две системы шатунов — Power-Torque и Ultra Torque.

Power-Torque — очень похожа на GXP или Hollowtech. Её преимущество заключается в том, что для сборки и эксплуатации не требуется никаких специальных ключей.

Ultra Torque — полностью уникальное решение от Campagnolo. Ось каретки разделена на две части, которые вставляются в оба шатуна и соединяются посередине взаимно блокируя друг друга, а затем скручиваются специальным винтом.

Race Face — X-Type

Race Face предлагает систему интегрированных шатунов под названием — X-Type. Система похожа на Hollowtech II от Shimano, за исключением того, что ось, изготовленная из хромомолибденовой стали, интегрирована с левым шатуном, а правый шатун крепится шлицевым соединением.

FSA — MegaExo

Компания FSA продвигает свою систему под названием Mega Exo. Как и в X-Type, решение основано на Hollowtech II. Ось интегрирована с левым шатуном.

Сравнение способов монтажа шатуна на ось каретки

Тип

Преимущества

Недостатки

  • Дешевая и простая конструкция
  • Низкое качество соединения
  • Дешевая и простая конструкция
  • Универсальность
  • Низкая жесткость.
  • Низкая эффективность
  • Длительный срок службы
  • Большая жесткость
  • Не универсальность систем

Интегрированный с осью

  • Очень высокая жесткость и эффективность передачи мощности
  • Малый срок службы
  • Высокая цена

Длина рычагов шатуна

Расстояние между осью каретки и осью педали может составлять от 165 до 180 мм. Производители предлагают свои модели в основном в этом диапазоне с шагом 2,5 мм. Для горного велосипеда длина особой роли не играет, для него подойдут стандартные модели 170 мм или 175 мм. Не всё так просто с этим параметром в спортивных дисциплинах, в них она должна быть выбрана в соответствии с длиной ног и расстоянием между кареткой и землёй. С увеличением длины шатунов каденция уменьшается, а их жесткость и расстояние от педали до земли уменьшаются. По ссылке можно подробнее узнать о выборе длины шатуна.

Крепление звёзд

Совершенно другой вопрос — используемые в шатуне звёзды. Их размеры и способ крепления зависят от шатуна и стиля езды.

Есть 4 основных интервала между крепёжными отверстиями звезд.

Стандарт

Количество винтов

Расстояние

Паук на пять отверстий

Кроме того, существует очень большая группа шатунов, в которых используются нестандартный монтаж или интервалы между крепёжными отверстиями. Поэтому, перед покупкой звезд вам нужно измерить расстояние между болтами.

Размер звездочек

Подбор размера звездочек (с правильным количеством зубьев) является очень важным моментом при езде. Слишком большая звезда, потребуют от велосипедиста большего усилия, с другой стороны, слишком маленькая, будет его передавать не эффективно. Для туристических поездок применяются звёздочки с диапазоном от 44 до 48 зубьев, для шоссейных — от 50 до 53 зубов. Для повседневного использования велосипеда, рекомендуются передаточные соотношения, для шоссейного — 50/39/29, и 48-42/32-34/22 — для остальных, с предположением, что чем более сложная местность, по которой мы передвигаемся, тем меньшую звезду необходимо выбирать.

Материалы и обработка

Подавляющее большинство шатунов изготавливается из алюминия. Использование других материалов (например, углеродных композитов) и технологий, хотя и повышает надёжность и жесткость или снижает вес, при этом оказывает негативное влияние на цену. В более дорогих моделях шатунов часто используют алюминиевую ковку, что улучшает структуру материала и жесткость. Высокое качество продукта (и цены) обеспечивается изготовлением шатунов и звёздочек на станках с числовым программным управлением (ЧПУ). Иногда, производители используют обе технологии в производстве.

Шатуны для BMX

BMX Шатуны United Supreme v3

BMX Шатуны United Supreme v3

Шатуны, предназначенные для велосипедов BMX, имеют другой диаметр каретки и сделаны иначе, по сравнению с шатунами классического горного велосипеда. Рычаги фиксируются на специальных осях с микрошлицами, а звезда привинчивается к рычагу одним болтом. Существуют также шатуны, в которых оба рычага и ось сделаны из одного цельного куска материала и образуют несъемное целое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: