Как разобрать трещотку на велосипеде

Как разобрать трещотку на велосипеде

трещотка

Трещотка велосипеда, в народе также известная под названием ореха, — храповой механизм, который позволяет надежно передавать вращающий момент через цепь от педалей и в то же время свободно двигаться накатом без необходимости безостановочно крутить педали. Собран этот механизм как единая часть со втулкой заднего колеса. Состоит, собственно, из самого храповика в виде зубчатого барабана с двумя собачками и неразборной кассеты звездочек.

Нехитрое обслуживание трансмиссии велосипеда сводится к её очистке от грязи и травы, которая забивается между звездочками.

Снять трещотку с велосипеда потребуется в следующих случаях:

  1. Для регулировки затяжки подшипников втулки заднего колеса. Можно ничего не снимать, но с открученной кассетой звездочек намного легче вынуть шарикоподшипники, определить степень износа чашки, смазать узел.
  2. По возможности, чтобы заменить сломанные собачки. Хотя настолько мелкие детали по отдельности не продаются, и чаще всего потребуется покупать весь узел в сборе, но их можно вынуть из старой трещотки. К сожалению, бывают случаи, когда в результате преждевременной кончины собачек барабан со звездочками либо заклинивает, либо он начинает свободно вращаться в обе стороны.
  3. Когда предельно изнашиваются зубья у наименьших звезд или в случае разламывания одной из них.
  4. Для установки спицы во втулку заднего колеса с правой стороны, на замену поломанной.

Инструмент для работы

  1. Съемник трещотки.
  2. Разводной ключ побольше или гаечный ключ, как правило, на 27 мм, но следует учесть, что есть съемники с 24-миллиметровыми гранями. Удобнее будет пользоваться накидным или торцевым ключом, так как на него можно будет давить с максимально возможной силой, не боясь, что он соскочит с граней съемника.
  3. Рожковый ключ на 14 или 15 мм для раскручивания втулки.
  4. Толстая безворсовая тряпка.
  5. Тонкий кернер, если потребуется разобрать «орех».
  6. Молоток никогда не помешает.
  7. Не литиевая смазка. Густое масло, щедро набитое внутрь узла, может стать причиной залипания собачек. После этого педали начинают частенько прокручиваться не только назад, но и вперед.

Отличие трещотки от кассеты

Не стоит путать трещотку для велосипеда с кассетой, ведь они не взаимозаменяемы. В настоящее время первую можно обнаружить только на старых и очень дешевых велосипедах. На современных велосипедах применяется более совершенная деталь, такая как кассета.

Основной недостаток трещотки в её несовместимости с полой осью диаметром в 15 мм нового стандарта QR15. Расшатывающий характер нагрузки от нецентрованных звездочек может стать причиной местного изгиба на полой оси.

строение трещотки

У трещотки наименьшая звезда не бывает меньше, чем с 14-ью зубьями, а её более современная модификация — кассета — может иметь ещё меньшие звездочки, с 11-ью или 12-ью зубьями

На внутренней части трещотки расположены собачки храпового механизма, поверх неё устанавливается внешняя втулка со звездочками. Роль гайки, удерживающей эти две части, выполняет конус, являющийся рабочей поверхностью для шарикоподшипника. Внутри находятся два насыпных подшипника, каждый из которых собран из одинаковых по размеру шариков.

Скрытая часть трещотки — внутренняя втулка — накручивается на резьбовую часть заднего колеса, и чтобы её снять, потребуется специальный съемник.

Внутренняя втулка

Внутренняя втулка трещотки

Съемник трещотки

При вращении педалей предается довольно большой момент через цепь к оси колеса, в частности, при езде под горку. Точно с такой же силой затягивается внутренняя часть трещоточного механизма по резьбе к втулке заднего колеса.

Всегда, чтобы открутить давно установленный «орех», требуется приличное усилие, которое возможно передать только с помощью подготовленных инструментов. Такими инструментами являются съемник, похожий на втулку со шлицами, и большой гаечный ключ.

Велосипедные съемники

Велосипедные съемники: для трещотки — слева и два разной конструкции, но взаимозаменяемые, для кассеты — справа

Съемник трещотки нельзя заменить похожим, но предназначенным для кассеты приспособлением. Их нельзя путать, так как они имеют абсолютно не совместимые шлицы.

Как снять трещетку с колеса велосипеда правильно, не повредив механизм?

На свои велосипеды производители могут устанавливать односкоростную или многоскоростную трансмиссию. В случае с последней категорией узлов на заднем колесе устанавливают трещетку или кассету. Кассеты имеют более высокую стоимость, так как трещотка используется преимущественно в моделях бюджетного класса.

Разобрать их в домашних условиях достаточно просто. В этой статье вы ознакомитесь с главными особенностями процесса и узнаете, как снять трещетку с колеса велосипеда быстро и с минимальными усилиями.

Что такое трещетка?

Если вы часто ремонтируете и обслуживаете свой велосипед, наверняка вам будет интересно, чем отличается кассета от трещотки на велосипеде? Вторая является составной частью трансмиссии транспортного средства, предназначенная для изменения усилий при педалировании. Все современные трещетки производятся из стали, так как алюминиевым моделям свойственно изнашиваться, да и учитывая фактор ценовой политики, установка данного компонента является нерентабельной для производителя.

Трещетка в велосипеде

Кассета устанавливается на втулку, в ней уже размещен барабан с «собачками», который скользит по корпусу при езде на накате. Иными словами, внутри присутствует механизм, состоящий из собачек (зацепов), которые при прокручивании педалей зацепляются за выступы на корпусе. Когда велосипедист перестает крутить педали, усилие на собачки сводится к нулю, в результате чего они скользят по корпусу с зубьями. Снять кассету самостоятельно намного проще.

Необходимые инструменты для снятия трещетки

Самостоятельно выполнить процедуру снятия достаточно просто. Все, что нужно – обзавестись соответствующим набором инструментов. Итак, перед тем, как снять трещетку с колеса, необходимо использовать следующие приспособления:

  • специальный съемник;
  • разводной или гаечный ключ на 24 или 27 миллиметров, в зависимости от того, какая модель детали установлена на вашем велосипеде;
  • рожковый ключ на 15 миллиметров, с помощью которого необходимо снять втулку с колеса;
  • также используется штифтовый ключ, но в очень редких случаях;
  • если в конструкции предусмотрено наличие «ореха», потребуется кернер с тонкими гранями.

Снять трещетку с колеса

Если целью снятия является не замена, а плановое обслуживание, вам также понадобится не литиевая смазка.

Когда нужно снимать?

Когда нужно снимать трещотку

В большинстве случаев снятие данного элемента трансмиссии необходимо тогда, когда велосипедист желает провести плановое техническое обслуживание (обычно весной или осенью). Снятие также потребуется при сильном износе зубьев звездочек, установленных в конструкции.
Поскольку подавляющее большинство трещеток имеет неразборную конструкцию, замена новых звездочек невозможна – они приклепаны друг к другу.

Срочно демонтировать трещетку с колеса надо при наличии ситуации, когда в процессе плавного педалирования отмечается резкое проскакивание педалей . Такой эффект наблюдается при неправильном подборе масла, когда вы подготавливали велосипед к весне после его хранения на балконе зимой.

Как снять заднюю трещотку?

Перед тем как снять заднюю трещетку, надо вынуть заднее колесо из рамы. Для этого поднимите его, переключите задний переключатель на последнюю скорость (при этом помните, что по завершении процедуры замены вам нужно будет проверить и правильно настроить передний переключатель), а затем раскрутите эксцентрик или гайки (в зависимости от конструкции втулки). Далее аккуратно вытяните колесо из рамы, которая также должна быть подобрана по росту.

Читайте также  Хранение велосипеда зимой

Необходимые инструменты для снятия трещотки

Следующим этапом является снятие оси из втулки колеса. Возьмите два разводных ключа – одним удерживайте гайку в неподвижном положении, вторым – раскручивайте другую гайку.

Перед раскручиванием трещетки рекомендуем поставить колесо в вертикальном положении и упереть его в стену. Покрышку снимать не надо. Возьмите в руки съемник, сделанный своими руками или купленный в магазине, воткните его в грани упорной гайки. Не забывайте, что в упорной гайке правая резьба, поэтому крутить ключ надо против часовой стрелки.

Снятие трещотки с колеса

Практика показывает, что в большинстве случаев владелец велосипеда сталкивается с проблемой, когда упорная гайка прикипела к корпусу трещетки. Чтобы устранить эту проблему, необходимо использовать спрей WD-40. Распылите жидкость на гайку и оставьте колесо на пять минут. Жидкость разъест ржавчину и грязь внутри, после чего можно будет спокойно снять деталь с втулки.

Как вы видите, снять данную деталь достаточно просто. Но перед тем как разобрать трещетку велосипеда, рекомендуем обзавестись специальным инструментом. Без него, учитывая конструкцию крепежных элементов, демонтировать трещетку практически нереально. После успешного снятия вы можете приступить к дальнейшей разборке компонента, приступить к плановому техническому обслуживанию или замене.

Видео

Чтобы понять, как снять трещетку с колеса велосипеда, необходимо посмотреть полезное видео.

Разбор трещетки

Скопирую свой последний пост (под катом). Может кто-что подскажет про смазки, разбор втулки, снятие всей трещётки, ну, и какие там ещё моменты-нюансы. Видосы в инете понемногу смотрю, дело енто хорошчее, наглядное, но больно уж долгое (зачастую это длинно-нудноватые любительские не отредактированные видео). Многие детали проще прочесть.
======================================= ========
Сегодня таки полез в эту трещётку. Прежде чем рассказывать как я с ней воюю сначала добавлю к вчерашней записи такой момент: велосипед вчера вечером постоял немного в холодных сенях при 0С и сцепка опять появилась. Тобишь она начинает понемногу пропадать около -2С и полностью при -5С.
Итак значитса как устроен мир трещетки и как ею меняют. Я уже присутствовал при том как мне снимали трещётку (когда нужно было поставить спицу в августе), общий принцип вроде понял, но когда делаешь сам всё иначе (что-то да не понял, где-то да не углядел). Съемник я купил вместе с новой трещеткой («грядет зима, запасаюсь деталями» 08-09-2016) и был уверен, что с откручиванием трещетки проблем не будет. Но не тут та было. В новую трещётку съемник прекрасно входит, а в ту что на колесе нет. Спрашивается почему? Я сам долго и много матюгался на сей сшшёч — гайка эксцентрика (та что затягивает втулку) тупо не дает зайти съемнику.

Глянул в инете пару видео — одно на 2 минуты (ссылку потерял) и «Ремонт трещетки на велосипеде» (пока только 11мин). На обоих видео съемник входит поверх гайки эксцентрика, а у миня нет. Што за фигня непонятно. Похоже гайку поставили слишком большую.
И ведь, главное шо? Я жешь не собирался разбирать трещётку — откручивать кольцо с двумя дырочками, залезать внутрь и возиться с подшипниками — но тупиковая ситуация плюс любопытство на предмет того, что при минусе происходит с «усиками» (в видео по ссылке выше товарищч называет их «собачками») заставило таки лезть внутрь.
Пытался гайку выкрутить, но крутилась только гайка с другой стороны втулки, а эта то ли прикипела плотно, то ли она вообще не крутится, а является монолитной частью оси втулки (пока не разобрался со всем втулочным механизмом). Но как то ж изначально поставили на велосипед трещетку. Значит по идеи гайка эксцентрика заходила после закручивания «базовой основы» трещётки, а сверху устанавливались подшипники со звездами (хрень жуткая, ведь вся трещетка целиком, безо всяких разборов тупо разом накручивается съемником и всё).
Вообщем я все очистил от смазки (просто тупо протер туалетной бумагой безо всяких промываний бензинами и прочей вонючей фихней, только очень грязные изнутри звезды почистил WD’шкой и промыл три раз концентрированным водным раствором технической соды). Осмотрел механизм, собачки работают вроде. Но было довольно много жидковатой смазки (которую густо намазали пареньки при установке спицы). И у мине закралось подозрение, что эта та смазка (фих знает какая) и замерзала. Возможно кольцо прижимающее «собачки» ослабло и они не так уже хорошо пружинят, потому и прилипают в мороз к внутренним стенкам. Пока не знаю.
Смазки у миня сейчас вообще никакой нет, решил отложить все до её покупки. Но пришла мысль попробовать собрать трещётку в чистом виде С ПОМОЩЬЮ СКОТЧА. Тобишь я сделал кольцо из скотча для удержания подшипников, обмотав его вокруг барабана липкой стороной наружу. И таким образсцом собрал все подшиники в кольцо.

Мелкая и кропотливая работа доложу вам, почти работа часовщика.

Подшипники вместе с краем скотча накрыл сверху звездами, ну а верхний ряд подшипников легко и просто вкладывается безо всяких дополнитель средств удержания (могли бы и нижние как-нить тоже закольцевать, дабы такой фихней не страдать).

Собранная трещетка даже стала чуть потрескивать (смазки то где «собачки» теперь нетуса). Но все равно очень слабо, еле уловимо. Новая трещетка та вот трещит так трещит. Хочется заглянуть ей внутрь из-за любопытства и для сравнения как выглядит изнутри новая трещётка и чем там механизм «собачек» отличается от поношенного. Может загляну, но пока нет смазки не буду соваться.
Ходил вечером к соседям за молоком, хозяин пообещал завтра дать смазки. Хочу ещё поэкспериментировать со старой трещёткой. Все ж она, благодаря своевременной замене цепей, хорошо сохранилась, только вот в морозец единственное подводит. Может какая-нить антиморозная смазка поможет. В автомагазин надо бы наведаться на сей счет.
_

Трещетка уже не держит — как ее можно разобрать ?

SergeyE написал :
Трещетка уже не держит — как ее можно разобрать ?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

подскажите — как — у меня не получилось

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

SergeyE написал :
подскажите — как — у меня не получилось

К превеликому сожалению, экстрасенсорными способностями не обладаю. Фото (НЕ мобильником!) трещётки в студию. Их (трещёток) существует несколько типов, и какой у Вас неизвестно.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

не знал про разные типы — будет фото, но самая простая из наборчика

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение
  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

2SergeyE
Надо снять кольцо (отмечено стрелкой) представляющее собой несколько витков плоской пружины.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

а обратно оно поставится ?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

SergeyE написал :
а обратно оно поставится ?

На сколько я помню данную конструкцию,если посильнее надовить на переключатель трещетка "разомкнется"

SergeyE написал :
а обратно оно поставится ?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

SergeyE написал :
а обратно оно поставится ?

Учитывая Ваш опыт. Не знаю.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

SergeyE
Так как разбирается?Выяснили опытным путем?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение
Читайте также  Что делать если на велосипеде прокручиваются педали

Если "уже не держит", разбирать бессмысленно — у китайских трещоток механизм срабатывается быстро. Такая трещотка может прослужить сравнительно долго при условии, что она смазывалась после покупки (продаются они без смазки) и ею не протягивали и не пытались стронуть гайки. По сути это недоинструмент, т.к. на силовые работы она не расчитана.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

сегодня попробую, но перед этим переформулирую вопрос — как засунуть трещетку обратно — на фото видно, что она сильно вступает — как-то выкрутилась, но обратно не закручивается

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

одной отверткой придерживаешь кольцо, второй снимаешь — трещетка разбирается
надо попробовать вставить между витками кольца проволочку — т.к. кольцо также выполняет роль пружины — и немного ослабла; чем плотнее пружина — тем глубже входит рукоятка трещетки в кольцо

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

SergeyE написал :
одной отверткой придерживаешь кольцо, второй снимаешь — трещетка разбирается

Всё не так сложно как выглядит сначала. А Вы боялись.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

ИМХО проще новую купить, цена вопроса 150 рублей

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение
  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Alex0211 написал :
ИМХО проще новую купить, цена вопроса 150 рублей

Ну за паршивую то да. 72 зубая тайваньская от 550 руб.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Solovushka написал :
72 зубая тайваньская от 550 руб.

Да — да — да. Кинг тони 72 зуба — вещщщь!!
А вот Кабо с обгонной муфтой, бесщелчковую, я сломал на втором болтике М6 (вместо нее, вааще без базара, кинг тони и дали

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Ферапонт написал :
Да — да — да. Кинг тони 72 зуба — вещщщь!!

Оттуда же. Только обычно кинг тони неадекватно дороговат.

Ферапонт написал :
А вот Кабо с обгонной муфтой, бесщелчковую, я сломал на втором болтике М6 (вместо нее, вааще без базара, кинг тони и дали

На М6? А вороток был на 1/2 ?
Чудеса. А почем брали?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

На 1/2. Брал за 500 с чем-то в галс-трейде. Привлекли компактность и некоторая техническая экзотика (механизм с обгонной муфтой, как у бендикса стартерного). На втором болтике , которым был прикручен пластиковый датчик АБС, начала клинить. Похоже, какая-то деталь внутри была "сырая". В магазе сделали удивлённые глаза, сказали, что с кабо такое первый раз, без разговора взяли взад и я, чуть доплатив,взял лично годами проверенный кинг тони.
На авто-ру с представителем кабо перетерли, обещал, как ему ее привезут, вскрыть и рассказать в чем было дело.
Кабо было такое:

Если честно — эргономика у конкретно этой модели трещотки кабо не очень.
Кинг тони взял — 72 зуба, с дисковым переключателем. Кстати, их пожизненная гарантия реально работает — менял убитый за 3 года нещадного использования рожково-накидной ключ на 10. Ничего другого сломать пока не удалось
Еще у меня никогда не было проблем с Сатой, весь инстр-т на 3/8 ихний. Трещотки с флажком классные, 48 зубьев. Но редко где теперь Сата попадается.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

2Ферапонт Спасибо большое за развернутый ответ! Прямо даже и уточнить больше нечего !
сату я тоже как то не встречал.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Ферапонт написал :
А вот Кабо с обгонной муфтой, бесщелчковую, я сломал на втором болтике М6

Ферапонт написал :
На 1/2.

Странно. А у меня на 1/4" работает. Только что то мне подсказывает, что эти "трещётки" для предварительного заворачивания, когда гайка или болт от руки не проворачивается, а от обычной трещётки крутится на месте.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Ферапонт написал :
Но редко где теперь Сата попадается.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Alex___dr написал :
когда гайка или болт от руки не проворачивается, а от обычной трещётки крутится на месте.

Для этого и бралось, вот что обидно. И как один из авторушных инструментальных корифеев выразился "удаления гланд через . , т.к холостой ход ок. 3 градусов. Она работала, но усилие холостого хода стало великовато, сильно больше чем на сторосоветских трещотках с храповиком-цилиндром. Кстати, область применения и все усилия на нее — как на обычные храповые трещотки, никаких спецусловий применения Кордоба не оговаривает.
А вот сату за лёгкий ход я и люблю, именно 3/8, у нее ход легче, чем у 1/2, после страгивания воротком, как резьба нормально "пошла" ей и кручу. Зубов там, кстати, 45, я в предыдущем посту попутал.
По Прайду: я знаю что они торгуют сатой, но где посмотреть весь ассортимент, толком не сказали, дали пару крупных магазинов, но мне не по пути. В доступных мне территориально магазинах сейчас сата в основном в наборах лежит, а я их принципиально не покупаю — во первых растягиваю удовольствие от собирания инструмента , а во вторых, там от половины до двух третей ненужного, только объем, тяжесть и цена растут. Мне ни разу не попались гайки на 9 и 18, 23, хотя кучу разных машин ковырял. Правда когда в своей собственной авте обнаружил гайки "на 26", причем затянутые от души (нижние рычаги), еле нашел такую ударную головку, нигде не было.
У Кинг тони есть огромный плюс — магазин "Мастак" в южке — и там представлены абсолютно все позиции, за исключением тех, которых временно нет в наличии

Ремонт ключа трещотки своими руками

ремонт ключа трещотки

Я думаю, что у каждого автолюбителя, автомастера, электрика, сантехника есть свой любимый инструмент, который сделан именно под его руку и безотказно служит уже не один год. Когда такой инструмент (ключ, отвёртка, пассатижи, молоток и т.д.) ломается, приходит в негодность, то настроение от такого события резко ухудшается. Тут тебе и потеря верного соратника, и дополнительные финансовые траты… Знакомо? Так, например, было и со мной. В один прекрасный день, любимый ключ трещотка фирмы TOPTUL сломался. По началу, правда, думал, что ничего серьёзного. Так как ключ не первый день в работе и пару раз похожая проблема (во время закручивания начинал проскакивать, работать в холостую) с ним уже случалась. И решалась эта проблема – разборкой, чистой и мойкой внутреннего содержимого ключа, сборкой с последующей смазкой механизма. И всё. После такой нехитрой процедуры ключ начинал работать, как новый.

Но на этот раз мойка и чистка результата не дала. Проскальзывать трещотка продолжала. При внимательном осмотре деталей механизма были обнаружены следы износа на зубчатом ролике и, особенно, фиксирующих собачках. На фотографии номер 1 может и не чётко, но всё-таки видны затёртые зубцы собачек.

ремонт ключа трещотки своими руками

Расстроился, конечно же. Решил – отработал ключик. Придётся списывать любимца и покупать ему замену. Поехал на рынок. И, к моему удивлению, продавец, прослушав грустную историю о том, как я потерял верного помощника, предложил мне не новый ключ, а комплект для ремонта старого ключа трещотки. О как! На фотографиях 2 и 3 можете увидеть фирменный пакет с ремкомплектом и набор деталей, которые в него входят. Данный ремкомплект подходит ключам трещоткам фирмы TOPTUL под номерами CHAG0813 и CJBG0815 (квадрат под головку на этих ключах – 1/4).

Читайте также  Шатается заднее колесо велосипеда

комплект для ремонта ключа трещотки

ремкомплект для ключа трещотки

После покупки ремкомплекта осталось его только установить. Сложного в этом занятии ничего нет. Но, я всё же, решил сделать небольшой фотоотчёт по ремонту ключа трещотки. Надеюсь, он Вам будет интересен. И в случае, если с Вашей трещоткой произойдёт подобная история, Вы сможете легко и быстро отремонтировать ключ своими руками.

Для работы Вам понадобятся: отвёртки или головки под шлиц Torx Т7 и Т8 (фото 4). И пинцет (просто пальцами с мелкими пружинками будет сложно справляться, это я лично проверил ).

инструмент для ремонта ключа трещотки

Откручиваем крепёжный винт флажка-переключателя (фото 5).

как отремонтировать ключ трещотку

Переворачиваем ключ и откручиваем два крепёжных винта обратной крышки ключа (фото 6).

ремонт ключа трещотки фирмы TOPTUL

Снимаем крышку. Видим содержимое (фото 7).

трещотка под головку с квадратом ¼

Вынимаем внутренности ключа, запоминая расположение деталей механизма (фото 8).

детали механизма ключа трещотки

Чистим и/или моем корпус ключа (фото 9).

самостоятельный ремонт ключа трещотки

И начинаем собирать. Устанавливаем флажок-переключатель и собачки (фото 10).

сборка ключа трещотки топтул

Переключая флажок, по очереди, заправляем под собачки пружинки и вставляем зубчатый ролик (фото 11). Сверху ставим поджимное колечко (фото 12).

вставляем зубчатый ролик механизма трещотки

Ремонт ключа трещотки TOPTUL CHAG0813 своими руками

Наносим на механизм немного смазки (фото 13). Закрываем крышку и стягиваем винты.

смазываем механизм ключа трещотки

Готово. Проверяем работу ключа. Наслаждаемся знакомым звуком работы трещотки))). Старый боец опять в строю!
Да, чуть не забыл, стоимость ремкомплекта составляет 50% от стоимости нового ключа. Из этого вывод – ключ сохранили и сэкономили! Есть сразу два повода!

Ещё дополню. В интернет-магазинах по продажам инструмента этот комплект для ремонта ключей трещоток фирмы TOPTUL (CHAG0813 и CJBG0815) можно найти по коду – CLBG0808.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: