Как установить задний переключатель на велосипед

Как установить задний переключатель скоростей на велосипеде?

Как установить задний переключатель скоростей на велосипеде?

Накрутив немало километров на велосипеде убедился, что для комфортной поездки гораздо важнее фирменный переключатель, чем стильные грипсы или кожаный Brooks. Но недостаточно просто приобрести Shimano или Sram, важно – качество установки и настройки.

Немного скучной теории

Механизм заднего переключателя скоростей перекидывает цепь по звездам кассеты, позволяя понижать или повышать передачи (для справки – придумал его итальянец Туллио Кампаньоло в далеком 1950 году). Это устройство также поддерживает цепь в натянутом состоянии. Разновидностей, с момента изобретения, создано множество.

Немного о главных, наиболее характерных чертах.

  • Материал изготовления. От стали до карбона. На модели начального уровня ставят сталь, причем далеко не всегда хорошего качества, и пластик. В умелых руках такие переключатели даже иногда работают. Модели средней категории в большинстве случаев изготавливаются с использованием алюминия. Самые дорогие модели могут похвастаться не только точностью в работе, но и титаном, карбоном или композитом в составе.
  • Размер рамки. В теории все просто – чем длиннее рамка, тем большее количество передач можно выбрать. Однако нельзя утверждать столь категорично, поскольку кто-то предпочтет короткую рамку, не боящуюся камней, а других интересует больший комфорт в переключении. И все по-своему правы.

Можно еще долго и подробно расписывать действие пружины или варианты расположения тросика. Однако на эту тему написано немало хороших статей. Замечу лишь, что нет большой разницы с какой стороны на переключатель заходит тросик.

Итак, теперь об интересном.

Установка и регулировка

Имея в своем распоряжении «средненький ашан-байк» с задним переключателем нонейм-фирмы, всегда есть желание «довести его до ума». После установки колеса с усиленным ободом и шимановской трещоткой, переключатель зажил собственной жизнью, работая так, как захочет, в зависимости от фаз луны и еще каких-то сложных китайских условностей. Настройка помогала на пару километров, после чего он снова переставал действовать, перекидывая цепь через звезду либо вообще саботируя процесс движения.

Пришлось вернуться в веломагазин и приобрести новый задний переключатель. Выбор пал на Shimano TX — уж очень соблазнили невероятные скидки.

Справка: Shimano Tourney TX – модель начального уровня, хотя внешний дизайн наводит на мысль о более высоком классе.

Да и ставить что-то более серьезное на недорогой велосипед, используемый только для покатушек исключительно по асфальту — бессмысленно. А вот диапазон переключений был важен, поскольку город изобилует холмами, холмиками и горищами.

Итак, замена заднего переключателя начинается со снятия старого нонейма с рамы — пришла пора Shimano. Раскрывается звено цепи. Если такого нет, то необходимо воспользоваться выжимкой.

Откручивается и снимается старый переключатель, а на его место вешается новый и прикручивается к «петуху» — выступающему треугольнику с отверстием на раме. Прикручивать стоит хорошо, но без излишнего энтузиазма.

Цепь велосипеда ставим на самую маленькую звезду. Визуально ролик и малая звезда должны быть на одной линии. Маленькая звезда – это самая высокая скорость, поэтому регулируем положение ролика винтом Н –

Справка: буква Н это сокращение от high gear, то есть высшая передача.

Следующий шаг – застраховаться от возможности попадания цепи в спицы, что вполне вероятно, если переключатель уйдет за самую большую звезду. Для этого необходимо отвести переключатель до самой большой звезды, аккуратно и без лишних усилий. Ни в коем случае не за ролик, крепление которого очень легко согнуть.

Регулировочным винтом фиксируется положение переключателя именно так, чтобы он был напротив большой звезды. Заход за нее чреват потерей спиц и хорошего настроения. Если переключатель слишком зажат – нижней передачи не будет.

Очередь за тросиком — он должен свободно ходить в рубашке. Проверяем ход и отсутствие заломов. На данной модели переключателя видно место для прохождения тросика.

Ставим цепь на самую маленькую звездочку, подтягиваем трос для убирания слабины, фиксируем. Таким образом, установка заднего переключателя и его регулировка – это два неотъемлемых друг от друга, взаимодополняющих процесса.

Теперь проверка работы всего механизма. При прокручивании педалей со стороны заднего переключателя не должно быть никаких ярко выраженных щелкающих звуков. Переключение вверхвниз должно происходить точно, без перескакивания и задержек. И даже если все встало на свои места, работает точно, тихо и без задержек – для первой поездки стоит взять с собой отвертку.

Работа с нагрузкой вполне может потребовать мелкой корректировки.

Замечу, что столкнуться с таким понятием, как «профилактический ремонт переключателя» придется, независимо от его ценовой категории. По мере износа роликов, являющихся расходным материалом, потребуется их своевременная замена.

Бытует мнение, что установка и настройка заднего переключателя гораздо легче, чем переднего. Тем не менее, придется потратить время и приложить усилия, но этот труд окупится сторицей во время поездки.

Настройка заднего переключателя скоростей

Каждый велосипедист, владеющий многоскоростным велосипедом, рано или поздно сталкивается с необходимостью настройки переключателей скоростей. Операция эта несложная и не требует специальных инструментов. Отвертка, шестигранник и прямые руки – вот все, что вам понадобится.

Подготовка к настройке

Итак, настройка заднего переключателя скоростей должна проводиться только после того, как переключатель и задние звезды (кассета) будут очищены от грязи, а цепь велосипеда смазана.

Начнем. Переведите цепь на самые малые звезды сзади и спереди. Найдите на переключателе два регулировочных винта с подписями H (high) и L (low). Эти винты отвечают на настройку больших и малых передач. Винт L выкрутите почти до конца.

Проверните по часовой стрелке до упора барабан натяжения троса на переключателе (предусмотрен не на всех моделях перекидок). Такой же барабан есть и на манетке. Его нужно так же провернуть по часовой стрелке, но не докрутив до упора примерно четыре оборота.

Отвинтите винт, который крепит тросик к переключателю. Осмотрите тросик: он должен быть чистым, без грязи и ржавчины. В противном случае очистите его и смажьте (только без фанатизма!). Если же тросик начал расплетаться — его лучше заменить. Также проверьте насколько легко тросик скользит через «рубашки» — пластиковые трубки на раме. Довольно часто причиной нечеткого переключения передач являются именно засоренные грязью «рубашки». При необходимости помойте их.

Настройка заднего переключателя скоростей

Операция 1. Как мы помним, цепь переведена на самую маленькую заднюю звезду. Встаньте сзади велосипеда и проверьте находится ли ролик натяжителя цепи строго под маленькой звездочкой? Если нет, то необходимо отрегулировать положение ролика с помощью регулировочного винта H. Вращаете винт по часовой стрелке – натяжитель с роликом движется влево. Против часовой – вправо.

Проверьте, правильно ли настроены большие передачи. Для этого просто покрутите педали велосипеда и удостоверьтесь, что цепь на малой звезде движется бесшумно и плавно.

Операция 2. Теперь можно установить трос. Заправьте трос под крепежный винт, одной рукой его посильнее натяните (но чтобы задний переключатель оставался неподвижен), а другой зажмите винт (шестигранником). Затягивайте крепежный винт плотно, но не изо всех сил.

Читайте также  Спидометр на велосипед как установить

Операция 3. Настроим малые передачи. Для этого переведите цепь на самую большую заднюю звезду. Проверьте, находится ли ролик натяжителя цепи строго под большой звездой? Если нет, то вращаем регулировочный винт L. Вращаете винт по часовой стрелке – натяжитель с роликом движется вправо. Против часовой – влево.

Операция 4. Некоторые переключатели позволяют настраивать уровень натяжения цепи. Как это сделать? Очень просто. Установите цепь на самую маленькую переднюю звезду и на самую большую заднюю. Зубцы ролика натяжителя должны находиться на расстоянии примерно в полсантиметра от зубцов самой большой задней звездочки. За настройку уровня натяжения цепи отвечает специальный регулировочный винт на переключателе (предусмотрен не на всех моделях). Если такого винта нет, а цепь провисает, то единственный выход – укоротить цепь. Но это тема отдельной статьи.

Все. Настройка заднего переключателя скоростей завершена. Теперь попробуйте проехаться на велосипеде и попереключать передачи. Все должно переключаться четко и быстро. Если же цепь с трудом переходит с малых на большие звезды или с больших на малые, попробуйте немного покрутить барабан натяжения троса на манетке или на переключателе. В какую сторону крутить, зависит от способа крепления троса к переключателю (прямой или обратный). Пробуйте.

Возможные причины нечеткого переключения передач

1. Неправильная настройка переключателя передач.
      2. Загрязнение переключателя или «рубашек», через которые проходит тросик.
      3. Сильный износ цепи, звезд или роликов заднего переключателя.
      4. Низкое качество самого переключателя. На дешевых китайских велосипедах обеспечить четкую работы перекидок очень и очень сложно (если вообще возможно).
      5. Деформированный «петух» (деталь, на которую крепится задний переключатель) или погнутое заднее перо рамы велосипеда.
      6. Неисправные манетки.

Ниже на этой странице вы также можете просмотреть обучающее видео от велоклуба «Шостка-Вело» по настройке заднего переключателя Shimano.

В продолжение темы: рекомендуем к прочтению нашу статью «Настройка переднего переключателя скоростей».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: