Как узнать диаметр колеса велосипеда

Маркировки велосипедных покрышек

Markirovki_velosipednyh_pokryshekМаркировка современных вело-покрышек в Старом Свете производится по классификационной системе ETRTO. Впрочем, не для каждого евро-производителя Европейская техническая организация по вопросам пневматических шин и ободьев является непререкаемым авторитетом. Англичане и французы, например, по-прежнему отмечают изготавливаемые ими велосипедные шины собственными маркировками.

Вело-шины

Специалисты дают велосипедной шине (покрышке) совершенно четкое определение. Это упругая оболочка из высококачественной резины, оснащенная полимерным или же металлическим кордом, которая устанавливается на обод вело-колеса.

Именно шины обеспечивают должный контакт велосипедов с дорожным покрытием, поглощают возникающие от неровностей дороги колебания, компенсируют погрешности колесной траектории и т.д.

Шины для велосипедов, как правило, накачивают воздухом и это позволяет контролировать, а также регулировать их жесткость.

Основные части велосипедной покрышки

Любая колесная вело-покрышка состоит из:

  1. Наружного резинового протектора, который обеспечивает сцепление колеса с дорожным покрытием и предохраняет его каркас от разного рода возможных повреждений.
  2. Силового каркаса, состоящего из одного или нескольких кордов (нейлоновых или металлических) и крепящегося на бортовых кольцах. Следует отметить, что плотность плетения нейлоновых кодов обозначается специальным табличным числом TPI (число нитей на дюйм).
  3. Боковины — зоны между плечом вело-колеса и его бортом. Такие боковины в велосипедных шинах могут быть двух видов:

— Gumwall, с кордом малой плетеной плотности и толстым резиновым слоем;

Стандартная конструкция велопокрышки с боковиной Gumwall

Картинка 7

— Skinwall, с плотным кордом и тонкой декоративной резиной.

Стандартная конструкция велопокрышки с боковиной Skinwall

Картинка 8

  1. Бортовых колец или бортировочных тросов — проволочных или кевларовых, являющихся основой борта велосипедной покрышки.

Как различаются современные вело-покрышки

Сегодня велосипедисты различают вело-покрышки по размеру и протекторному рисунку. Для этого существует международный качественный стандарт ISO ETRTO, разработанный Европейской технической организацией по ободам и покрышкам. Размер велосипедной покрышки обозначается там двумя цифрами — числами ее диаметра и ширины. А протектор — рисунком, показателями жесткости и степенью собственной защиты от проколов.

Размер велосипедных шин

Диаметр

Для обозначения диаметра вело-покрышки в стандарте ISO ETRTO предусмотрены следующие обозначения колес:

  • 20 дюймов (такая маркировка ставится на детских, раскладных и ВМХ велосипедах);
  • 24 дюйма (для подростковых великов);
  • 26 дюймов (так маркируются велосипеды горные, городские, прогулочные и модели «кросс-кантри»);
  • 27,5 дюйма (некоторые горные и кросс-кантри транспортные средства);
  • 28 дюймов (такая маркировка ставится на шоссейных, дорожных и гибридных велосипедах);
  • 29 дюймов (так маркируются некоторые современные горные вело-модели).

Самыми распространенными сегодня считаются двадцати шести дюймовые велосипедные колеса. Что же касается 29-ти дюймовых шин, то они были созданы относительно недавно, но стремительно набирают популярность.

Сравнение колес диаметром 27,5 и 29 дюймов

Markirovki_velosipednyh_pokryshek_2

Ширина

С шириной вело-покрышек все просто. Для ровных дорог надо использовать шины, ширина которых не превышает 2-х дюймов, а для бездорожья — более широкие изделия. Для шоссейных велосипедов приобретают узкие (от 18 до 27 мм) высокого давления (8 атмосфер) покрышки. А вообще, чем шире шины, тем рабочее давление в них меньше.

Вело-протекторы

Специалисты рекомендуют выбирать рисунок протектора (как собственно и ширину велосипедной покрышки) в зависимости от того, по каким дорогам предполагается ездить на конкретном транспортном средстве. Это может быть протектор с рисунком:

  • «слик» (совсем незаметный, предназначенный для твердого дорожного покрытия);
  • «полуслик» (тоже подходящий для езды по жесткой дороге, но оснащенный грунтозацепами по краям);
  • «грязевой» (яркий, четко выраженный рисунок, с большими грунтозацепами, для передвижения по мягкой почве).
  • «зимний» (четко выраженный рисунок, присутствуют шипы).

Markirovki_velosipednyh_pokryshek_3

Следует учитывать тот факт, что чем лучше сцепление колес с дорогой, тем выше сопротивляемость качению у велосипеда. Что касается зимнего времени года, то для него нужно выбирать специальные шипованные вело-покрышки.

Протекторная жесткость

Маркировка велосипедных протекторов в соответствии с показателями их жесткости производится в специальных единицах по шкале Shore A Durometer, придуманной Альбертом Шором:

  • 40-45a (это очень мягкая и необыкновенно цепкая резина на покрышках для велосипедов класса DH);
  • 50-60a (средней мягкости резина горных велосипедов);
  • 60-70a (сверхплотная резина для моделей кросс-кантри, отличающаяся плохой цепкостью, но практически недоступная для проколов).

Защита от прокалывания

Производители велосипедных шин год от года совершенствуют защиту собственных изделий от проколов. Сегодня они предлагают особый интегрированный пояс для покрышек, изготавливаемый из каучука высокой эластичности или кевлара. Такой пояс способен надежно защитить камеры в области протекторов. Однако такая защита существенно добавляет веса велосипедному колесу и не приемлема для некоторых моделей вело-транспорта.

Вообще бескамерными иногда делают шины для горных великов. Тогда воздух в них удерживается самой покрышкой, которая герметично прижимается к ободу. И ниппель в этом случае вкручивается непосредственно в обод. А прижимание шины идет посредством воздушного давления, поэтому и монтаж осуществляется под высоким давлением (с резким его увеличением).

Если случился прокол бескамерной вело-шины, его можно быстро ликвидировать. Нужно воспользоваться специальным вязким герметиком и просто залить его внутрь поврежденной покрышки. Если же на месте аварии нет герметика, надо будет вывернуть ниппель и сделать шину обычной, смонтировав ее с помощью запасной камеры.

Пример использования герметика для устранения прокола вы можете увидеть на видео:

Также отличным вариантом защиты от прокалывания является заполнение камеры специальным антипрокольным герметиком: при проколе герметик проступает наружу и, контактируя с воздухом, сразу же твердеет – дырка затягивается, а велосипедисту остается только немного подкачать колесо.

Шины шоссейные

Шоссейные велосипеды довольно часто укомплектовываются специальными покрышками-«однотрубками» (их еще называют просто «трубками» или «велотрубками»). В таких шинах камера и покрышка — единое целое. Велотрубки гораздо легче привычных велосипедных шин классического типа. Но их совершенно невозможно починить в случае прокола. Во всяком случае, в дороге, что называется «в полевых условиях». Ведь они просто приклеиваются к ободу велосипедного колеса.

Специалисты советуют выбирать колеса для велосипеда в соответствии с условиями предполагаемой езды и ориентируясь на заводскую маркировку шин.

Эксперты

Как вы считаете, легко ли выбрать ребенку подходящий велосипед?

Что важно при выборе велосипеда, кроме технических характеристик, качества и цены? Конечно же, правильный размер.

Скажем сразу — выбор детского велосипеда отличается от выбора взрослого.

Если у взрослых велосипедов от роста зависит размер рамы, то у детского транспорта меняется размер колес.

Рамки весьма условны. Так что наш совет – возьмите ребенка с собой за покупками. Посмотрите, насколько удобно ему на этом велосипеде. И тогда принимайте решение.

беговелы, возраст от 18 месяцев

Малыши учатся держать равновесие, привыкают к активному времяпрепровождению. Беговелы – самые легкие среди двухколесок. Размер колес от 10 до 20 дюймов.

Колёса могут быть пластиковые с покрышками из материала EVA или надувные резиновые. Пластиковые недорогие и легкие, но имеют хорошее сцепление только на твёрдой или утрамбованной поверхности. Если в планах прогулки за городом, лучше выбрать беговел с надувными колёсами.

размер колёс 12 дюймов, возраст 2 – 4 года

Первый велосипед с педалями для самых маленьких. Рассчитан на возраст от 2 до 4 лет или рост от 85 до 105 см. Чаще всего есть дополнительные колеса, так как кататься на двух колесах пока что еще тяжело.

размер колёс 14 дюймов, возраст 2 – 5 лет

Велосипеды с диаметром колёс 14 дюймов почти не отличаются от велосипедов с колёсами 12 дюймов. Велосипед такого размера подойдет на рост 95-110 см. Большие колеса обеспечивают лучшую устойчивость, плавность хода и повышенную скорость.

размер колёс 16 дюймов, возраст 4 — 6 лет

На этот велосипед можно пересесть и после велосипеда с диаметром колёс 12 или 14 дюймов, так и сразу после беговела. Колёса диаметра 16 дюймов подойдут на рост 100-115 см или возраст от 4 до 6 лет.

размер колёс 18, возраст 4 – 6 лет

Так же, как 14-дюймовый велосипед является альтернативой 12-дюймовому, велосипед с колёсами 18 дюймов – это альтернатива 16-дюймовому. Велосипед с колёсами 18 дюймов соответствует росту от 100 до 120 см и возрасту от 4 до 6 лет.

размер колёс 20 дюймов, возраст 7 – 9 лет

20 дюймов – это самый популярный размер для детского велосипеда на рынке. Кроме того, именно на этом этапе дети обычно действительно начинают понимать, как нужно правильно ездить на велосипеде и чаще всего именно в этом возрасте начинают учиться кататься. Такой велосипед подойдёт на рост 115-135 см или для тех, кто в возрасте от семи до девяти лет.

Уже на этом размере колес можно увидеть разницу в классификации велосипедов: горный велосипед или МТВ, дорожный велосипед и экстремальный велосипед или ВМХ.

Читайте также  Регулировка скоростей на горном велосипеде

размер колёс 24 дюйма, возраст 9 – 11 лет

Велосипеды с колесами 24 дюйма — это переходный вариант к велосипеду взрослого размера. Они подходят для тех, кому от девяти до одиннадцати лет или чей рост 130-145 см.

размер колёс 26 дюймов, возраст 11+

26-дюймовые велосипеды подходят для детей от одиннадцати лет и тех, кто выше 145см.

Еще недавно велосипеды с таким диаметром колёс считались только взрослыми, но с увеличением диаметра для взрослых до 27.5-29 дюймов стало понятно, что и детям можно ездить на велосипедах с колёсами 26, но с рамой небольшого размера.

Размерность шин – массовые заблуждения и реальность

Очень часто приходится слышать фразы типа: «у тебя какого радиуса колеса, пятнадцатого?» Или «у меня радиус 16, но на зиму поставлю семнадцатый, чтоб повыше машина была»… Такие слова можно услышать как из уст людей, далеких от автомобилей, так и от «как бы профессионалов», вроде работников шиномонтажа или менеджеров по продажам в автосалоне.

Некоторые вещи нудно звучат и трудно запоминаются, но знать их нужно. Особенно автолюбителям. Особенно считающим себя специалистами и имеющим по любому поводу собственное мнение. Дьявол кроется в мелочах, и как раз об одной такой мелочи эта статья.

Не бывает у шины радиуса

Многие сейчас даже не поймут, к чему я клоню. «Ну, радиус, и что? У меня вот колеса 195-65R15, радиус 15, все ж написано, че ты умничаешь?!» Вот то, что умничаю. R15 к радиусу никакого отношения не имеет. Ни R, ни 15.

Сейчас в интернете можно найти массу информации, только такие мелочи, как маркировка автомобильных покрышек, не относятся к самым востребованным. Мы лучше пообсуждаем мощность двигателя или количество «плюшек» в салоне, да? А выбор колес оставим менеджеру в магазине. Ну или у друга спросим. Он-то точно в курсе! У него уже третья машина!

На самом деле, разбираться в этих скучных цифрах не помешает даже просто для общего развития. Тем более, что это и сэкономить поможет, и на поведение машины повлиять, но об этом позже. Пока что — чистый ликбез, дабы потом можно было хорошо понимать друг друга.

Итак, 195/65R15. Классический случай. Присядем на корточки возле своего автомобиля. Первая цифра — это ширина беговой части покрышки, грубо говоря, ширина протектора. Выражается в миллиметрах. То есть 195 мм. — это ширина вашего колеса. С пониманием этой цифры у большинства проблем нет.

Через дробь 65 — это величина профиля. Выражается в процентах от ширины. Не в миллиметрах! Профиль — это часть покрышки, «торчащая над диском». Боковина. То есть, высота этой боковины будет 195х65%=125,75 мм. А не 65 мм. И не что-то еще. Более того, из этой схемы однозначно следует, что высота 65% при ширине 195 будет одна, а если покрышка с маркировкой (условно) 225/65R15 — уже совсем другая! 225х65%=146,25 мм. Хотя цифры 65 — одинаковые!

43 (2).jpg

R — это радиальная конструкция шины, а точнее, способ укладки металлического корда внутри нее. Когда-то конструкция шины предполагала диагональную укладку, но это было давно. Сейчас «диагональных» шин уже почти не встретишь, все сплошь радиальные, и буква R никому ничего нового не сообщит, только споры о пресловутом радиусе вызовет…

Ну и, наконец, цифра 15. Это диаметр. Диаметр посадочной части покрышки, внутренний диаметр, та часть, которая с диском соприкасается. Выражается в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см. То есть 15х2,54=38,1 см Это еще и наружный диаметр диска, если кто не догадался…

Какие шины можно ставить, а какие нельзя?

А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное — чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.

Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см — внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.

Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов. Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).

Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить. Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.

Колёса 27,5+ — разбор полётов

Буквально несколько лет назад МТБ-индустрия провозгласила новыми путеводными звездами сначала 29“, потом 27,5“, потом фэтбайки. И вот, опять «хит сезона» – Plus, он же B+, он же 27,5+. Новый диаметр породил множество дискуссий. «У фэтбайков лучшее сцепление!» «Но 27,5 резвее» «29” классно катят!» «Мне плевать, я не расстанусь с 26”!».

Немецкий журнал MountainBIKE Magazin решил направить субъективные впечатления в объективное русло. Использовав современнейшую аппаратуру, и призвав на помощь опытного райдера, участника гонок U23-Race, лаборатория журнала сравнила в действии характеристики нового стандарта 27,5+ с уже привычными 27,5“/29“.

Что нового в «плюсе»?

Так что же нового в 27,5+? В принципе, это «всего лишь» более широкий вариант 27,5”: покрышки шириной 2,8-3,0“ на ободах шириной до 40-45 мм. Задумывались такие параметры для повышения сцепления, комфорта и безопасности катания. Но разве не ровно под этим же соусом нам в свое время продавали фэтбайки и найнеры? Да. Но именно первые успехи фэтбайков и открыли, по сути, в полный рост тему ширины покрышек. Многим понравилась возможность катать всего на 0,5 атм. с недоступным прежде сцеплением. «Вот бы такое сцепление обычному МТБ», – подумали велоконструкторы. Но нужно же что-то решить с неподъемным весом этих монстров на пятидюймовой резине! Так и родился «Плюс» – цепкость фэтбайка с «привкусом» классического МТБ. На первом же тесте подтвердилось улучшенное сцепление «полужирных» и окрыляющее ощущение уверенности. А это очень важно прежде всего для новичков и любителей в секторе МТБ. Неужели сказка стала былью? Или же перевешивают такие очевидные минусы, как больший вес и замедленная отзывчивость? Это и собрались выяснить специалисты MountainBIKE Magazin. И не только на уровне ощущений. Цель — помочь вам с выбором наиболее подходящего именно для вас типа покрышек. Немецкие специалисты решили напичкать байк высокоточным оборудованием фирмы Debus & Diebold Me?systeme GmbH. И не просто байк. Ведь для теста необходима модель, на которую можно установить колеса всех тестируемых стандартов. Кроме того, в подопытную группу включили дорогущую (195 евро за комплект) двухкамерную систему Procore от Schwalbe и Syntace. Во время тестов измеряли и «обкатывали» следующие характеристики: вес, размеры, сцепление с грунтом на поворотах, комфорт, преодоление трения, защиту от проколов и управляемость на трассе. В тест не включили колеса 26”. Во-первых, мало кто из производителей МТБ еще выпускает такие модели. Во-вторых, между 26” и 27,5“ разница примерно такая же, как между 27,5“ и 29“. Поэтому в определенном смысле полученные данные можно экстраполировать на первую пару.

Велик для теста

Идеальной базой для установки всех необходимых датчиков 2D-Datarecording стал Scott Genius 700 Tuned Plus. Характеристики тестового велика: оси стандарта Boost под широкие втулки: 110х15 мм (спереди) и 148х12 мм (сзади). Ход вилки 140 мм, задней подвески – 130 мм. Scott Genius Plus был выбран в качестве «тест-байка» благодаря тому, что на него можно установить колеса как 27,5+, так и 29“. Уже привычные 27,5“ к нему также подходят, хотя «не родные». На Genius поочередно ставили пять комплектов колес трех форматов: два 27,5“, два 27,5+, и один ст. 29“ с соответствующей шириной покрышек/ободов и весом (см. таблицы в разделах «Размеры» и «Вес»). Давление в покрышках 27,5“ и 29“ довели до 1,7 атм. (бар); во внутренней камере Procore – до 6,0 атм., во внешней – до 1,3 атм. Вес тест-райдера, участника гонок U23 Зимона Гесслера – 69 кг. После каждого тестового заезда данные из памяти GPS-датчика (км/ч) и датчика ускорения (g, м/с2) скачивали в компьютер. Затем проводили их анализ в программе «Win a Race» той же фирмы. Программа известна своей работой в гоночной серии MotoGP – главном ежегодном событии в мире мотоспорта. Этот высокотехнологичный инструментарий позволил объективно оценить данные выездных испытаний колес.

Читайте также  Колесо восьмеркой на велосипеде

Размеры

Итак, резина «Плюс» широкая. Трехдюймовки почти на два сантиметра (около 35%!) шире версии 27,5“/2,25“. Шире покрышка – больше площадь контакта и, теоретически, лучше сцепление. В таблице ниже это хорошо видно по отпечаткам профилей. Однако: у покрышки шириной 2,8“ сравнительно низкий профиль. А это повышает риск смятия боковин на поворотах. 29“ покрышки узкие и низкопрофильные, зато с самым большим внешним диаметром. Значит, у колес 29“ угол столкновения с препятствиями самый пологий, а это уже заявка на лучшую накатистость.

При взвешивании различия между пятью конкурентами заметны совершенно четко. Классика 27,5×2,25“ даже с учетом герметика весит меньше колес того же стандарта, но с двухкамерной системой Procore. По сути, Procore — это дополнительная тонкостенная камера внутри покрышки, с отдельным ниппелем, добавляющая колесу 450 г. В итоге шины с системой Procore тяжелее даже «плюсовых» 27,5×2,8“. Но настоящим тяжеловесом оказалась комбинация 27,5×3,0“ на 40-мм ободе. Это почти на 800 г (

20%) тяжелее, чем 27,5×2,25“. Вот поэтому у «Плюса» беда с разгоном.

Повороты

Каждый из пяти комплектов колес был проверен на сцепление с грунтом на поворотах при одинаковых условиях. Для этого тест-райдер Зимон Гесслер проходил размеченный поворот под уклоном по 6-10 раз. Нащупывая пределы возможностей каждого комплекта, Зимон с каждым разом стартовал все выше, и входил в поворот на большей скорости. Оценивались только полностью и чисто пройденные заезды. Анализ записанных датчиками данных позволил проверить субъективные оценки райдера на объективность.

Прохождение поворота на пределе возможностей отражалось не столько на скорости, сколько на воздействии центробежной силы (до 5,5 g, при средней 1,0 g). Различия в скорости между различными стандартами колес были минимальными, хотя в среднем оба «плюсовых» варианта катили Гесслера чуть быстрее прочих. И данные замеров, и субъективные ощущения райдера однозначно показали более высокую устойчивость и безопасность колес 27,5+. На комбинации 27,5×2,25“ Зимон с трудом вписывался уже в шестой поворот из-за заноса переднего или заднего колеса. А на «полужирных» эти же повороты проходились играючи. Причем разницы между покрышками 2,8“ и 3,0“ не было – ни по результатам замеров, ни по ощущениям.

Трение

Замеры проводились на динамометрическом стенде Schwalbe. У колеса 27,5×2,8“ потери скорости на преодоление трения всего лишь на один процент выше, чем у колеса 27,5×2,35“. Но в лаборатории колеса прокатывались по металлической поверхности. Для испытания в реальных условиях, был выбран гравийный участок дороги с чередованием спуска и подъема. На каждом из пяти тестовых комплектов колес заезд начинался от одной стартовой точки, а датчики определяли максимальные значения скорости и ускорения. Результаты получились показательными. Быстрее всех крутились колеса 29×2,35“, а медленнее всех – «полужирные» 27,5×3,0“.

Но вот что интересно: у найнеров не задался разгон с нуля до 10 км/ч. То есть, им требуется больше энергии для разгона на старте. Зато преимущество в центробежной силе выводит их в лидеры «на ходу». Сюрпризом также стало, что комплект Procore и «плюсовки» 2,8“ разгоняются почти так же быстро, как конкуренты 27,5×2,25“. По максимальной скорости за счет большего радиуса (центробежной силы) 27.5+ даже слегка превосходят узкопрофильные 27,5-дюймовки. На гравии также проявило преимущества низкое давление в покрышках. Но этот плюс нивелируется весом трехдюймовых покрышек.

Препятствия

Чтобы объективно сопоставить скорость и комфорт (мягкость) преодоления препятствий, тестировщики журнала MountainBIKE Magazin соорудили деревянные «ступеньки» с перекладинами разной высоты. Чтобы проверить отработку разными диаметрами ритм-секции (серии ударов), Зимон Гесслер откатал с одинаковой скоростью по этим ступенькам все комплекты колес.

Замерялась скорость байка до и после прохождения полосы препятствий. Худший результат с самым большим замедлением показали комплекты 27,5×2,25“ и 29×2,35“. Здесь начальная скорость 10 км/ч уменьшилась в среднем на 3,5 км/ч. Комплект найнеров также выступил неожиданно слабо. Безусловную же победу на этом этапе одержали «плюсовки». Благодаря пониженному давлению в 1,0 атм., они гораздо лучше проглатывали удары и поглощали энергию, обеспечив велику скорость на 10% лучше в сравнении с 29“ и на 12% – в сравнении с 27,5×2,25“. Акселерометр (см. графики ниже) показал, что вибрация на колесах 27,5×2,25“ достигала 10,0 g, а на 29“ – 9,0 g, что на треть интенсивнее вибрации на 27.5+ (6,0 g). Показатель вибрации с комплектом Procore – 7,6 g. То есть, «полужирные» колеса преодолевают препятствия не только быстрее, но и приятнее прочих. А чем меньше вибрация, тем легче катится райдеру. При помощи программы «Win a race» от MotoGP, вибрацию анализировали по пиковым ускорениям. На первом графике показана запись вибрации при прохождении «ступенек» байком с колесами 27,5×2,25“. Здесь отчетливо видны высокие пики вертикального ускорения при ударах (оранжевая кривая). Тут в максимуме вибрация достигает 10 g, а в среднем 2,6 g. Гораздо плавнее катили «Плюсовки» 27,5×3,0“. Максимальное значение вибрации составило 6,0 g, что на 30% комфортнее показателя узкопрофильных 2,25“/2,35“ (без Procore). Средние значения вибрации у «полужирных» также были самые низкие – 1,8 g. Это значит, что такие покрышки меньше тормозят на препятствиях, а велосипедиста трясет заметно меньше.

Проколы

Проще всего было оценить покрышки по критерию защиты от проколов. Для этого в лаборатории смонтировали «стенд-гильотину» с падающим лезвием. Покрышки перед тестированием накачивались без камер, но с герметиком. Высоту падения лезвия в ходе теста поэтапно увеличивали.

Значения отмечали, когда:

  1. Покрышку пробивало до бортов обода;
  2. Пбнаруживалось первое легкое повреждение покрышки.

По итогу теста высота касания лезвием бортов обода у 27.5+ была примерно такой же, как и у классических покрышек. Однако до первого повреждения дольше держалась «узкопрофильная» резина 2,25“/2,35“. Конечно, покрышки с системой Procore лидировали в этом тесте с большим отрывом благодаря накачанной внутренней камере. Выводы по проколам: стандартные покрышки надежнее, Procore – вне конкуренции.

Управляемость на трассе

Совершенно логичный вопрос, появляющийся у читателя: а подтверждаются ли результаты тестов реальным катанием? Еще как! При катании на 27.5+ чувство уверенности зашкаливает. А найнерам далеко до их цепкости. При этом на спусках скоростные характеристики «полужирных» покрышек настолько высоки, что требуют осмотрительности. При катании по каменистым уступам, однако, у «полужирных» обнаружился эффект легкой раскачки: байк слегка «подбрасывало». «Плюсовки» шириной 2,8” показали на удивление резвую динамику, а трехдюймовки катились ощутимо медленнее, не компенсируя свою медлительность заметно лучшим сцеплением. При всем этом важно учитывать и стиль катания. «Плюсовки» с низким давлением легко сминаются при агрессивном прохождении поворотов. Поэтому в данном случае лучше от них отказаться. Слабая устойчивость к проколам у 27,5+ также «вылезла» на первых длительных испытаниях. Покрышки с системой Procore обеспечивают почти такое же сцепление, как «плюсовки» за счет низкого давления, зато не так предрасположены к смятию. Расстраивает только их дополнительный вес.

Выводы

Так что же, «Плюсу» — «зеленый свет»?

– Да, но не по всем пунктам. 27.5+ идеален для всех, кто желает отличного сцепления, устойчивости и уверенности на трассе. Велик с «плюсовками» шириной 2,8“ будет гораздо устойчивее и на виражах, и на склонах. Вам практически не придется жертвовать накатистостью и разгонными характеристиками. От вас потребуется только соизмерять свой профессионализм со сложностью спусков. Но вам не подойдет стандарт 27,5+, если вы любите спускаться на скорости по твердым уступам: большие колеса будут скакать с камня на камень, что не очень безопасно. Да и защита от проколов, как мы помним, у «плюсовок» слабовата.

Также не забывайте, что внятных преимуществ у 3,0“ покрышек по сравнению с 2,8“ не обнаружено! 3,0“ тяжелее, катят намного хуже при более слабом сцеплении и меньшей проколоустойчивости. В целом же стандарт 27,5+ еще очень молод, и поэтому технически привлекательные «плюсовые» байки встречаются пока лишь в верхней ценовой категории. Между тем, в лидеры «тихой сапой» выбилась дорогущая система Procore с ее почти «плюсовой» цепкостью и мощной защитой от проколов. Это то, что нужно для обрывистых горных трасс. Правда, для любителей откатать марафон или стремительно налегке прохватить по трейлу, больше все-таки подойдут консервативные 29“ и 27,5“ (или «Twentysix»).

Размер покрышек

Несколько раз на своей практике мы столкнулись с тем, что покрышки, имеющие вроде одинаковую кодировку, имели разный размер покрышек. В этой статье исчерпывающая информация про размеры и обозначение покрышек. Мы взяли на себя смелость дополнить эту статью размерами шин производимых в России и ближнем зарубежье — помечены красным цветом.

Читайте также  Нужны ли права на мотовелосипед

Какая покрышка подходит, к какому ободу?

Устрашающее количество размеров велосипедных покрышек существует на сегодняшний день в мире. Еще больше усложняет дело то, что на заре велостроения в каждой стране, производящей велосипеды разработали свою собственную систему обозначений размеров и маркировки покрышек. Это привело к тому, что одна и та же по размерам покрышка в разных странах известна под разными маркировками. Более того, покрышки разного размера, которые не взаимозаменяемы, часто имеют одинаковую маркировку, если они изготавливались разными производителями!

Традиционная система маркировки.

Традиционная система обозначений базируется на измерении внешнего диаметра покрышки. Этот размер покрышек обычно выражается в дюймах (26″, 27″ и т.д.) или миллиметрах (650, 700 и т.д.).

Размер покрышек (маркировка)

Размер покрышек (маркировка)

К сожалению, эволюция ободьев и покрышек привела к тому, что эта маркировка потеряла связь с истинным диаметром. Вот как это получилось. Начнем с популярных в 30х годах тяжелых и толстых покрышек 26х2.125, которые до сих пор используются в «пляжных велосипедах». Внешний диаметр такого колеса очень близок к 26″. Однако многим велосипедистам не нравились такие колеса, и они хотели иметь что-то более скоростное и легкое. Промышленность откликнулась производством более легких и узких покрышек, подходящих на тот же обод, обозначаемых 26х1.75.

Хотя такие покрышки и продолжали называться «26ти-дюймовыми», на самом деле они имели диаметр 25 5/8″, а не 26″. Позднее то же размер обода использовали пионеры горного велосипеда с западного побережья, который ныне является стандартом для горного велосипеда. Рынок диктовал свои условия производителям, и теперь можно купить покрышку шириной всего в 25 миллиметров для обода «размера 26″». Хотя истинный внешний диаметр колеса равен в этом случае 24 7/8″.

Второе число или буквенный код в традиционной системе обозначает ширину покрышки. (26×1.75, 27×1 1/4, 650B, 700C и т.д.).

Равно ли «ноль семьдесят пять» трем четвертям?

Обратите внимание на то, что в традиционной дюймовой системе ширина покрышки может обозначается как десятичной дробью (26×1.75), так и простой (26×1 3/4). Хотя обозначения ширины в математическом смысле равны, они относятся к покрышкам разного размера, которые не взаимозаменяемы! Это обстоятельство часто приводит к приобретению покрышки не того размера неспециалистами.

Я сформулировал «правило Брауна для размера покрышек», которое гласит:

Если две покрышки промаркированы математически равными числами, но одно из них выражено десятичной дробью, а другое простой, то такие две покрышки не будут взаимозаменяемыми.

Неправдивость маркировки.

Конкуренция на рынке часто приводит к тому, что производители неточно указывают ширину покрышек. Посмотрим, как это делается. Предположим, что Вы продаете на рынке покрышки высокого уровня 700-25. Естественно Вы изучаете каталоги и рекламу, чтобы найти наилегчайшие покрышки этого размера. Если, например, компании Pepsi Tire и Coke Tire производят покрышки по одинаковой технологии и одинакового качества, но компания Pepsi промаркирует покрышку шириной 24 мм как 700-25, она будет весить меньше, чем честно промаркированная 700-25 покрышка компании Coke. Такой прием даст компании Pepsi преимущество. В качестве ответной меры компания Coke выпустит еще более легкую покрышку 700-23, промаркировав ее 700-25.

Такой сценарий конкурентной борьбы преобладал в 70-х и 80-х годах. Ситуация настолько усложнилась, что трезвый подход наконец возобладал, и сейчас есть четкая тенденция точно указывать истинные размеры.

Система маркировки ISO (ETRTO).

ISO — (International Organization for Standardization) Международная организация стандартизации разработала универсальную систему обозначений размеров покрышек, чтобы исключить путаницу. В прошлом эта система бала известна как «ETRTO», разработана она была одноименной организацией. ETRTO – European Tyre and Rim Technical Organization (Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам).

Размер покрышек по ISO состоит из двух чисел:

Первое число – ширина покрышки (обода) в миллиметрах. Действительная ширина покрышки может отличаться от указанной в зависимости от того, на ободе какой ширины она будет установлена. Ободья измеряются между фланцами.

Второе число – посадочный диаметр обода в миллиметрах. Это очень важный размер покрышки. Он определяет взаимозаменяемость покрышек. Если это число у обода и покрышки совпадает, то данная покрышка подходит к данному ободу.

Например, 700х20 шоссейная покрышка в системе ISO обозначается 20-622; гибридная покрышка 700х38 будет обозначаться 38-622. Из-за различия в ширине, возможно, они и не являются идеальной парой для замены, но к любому ободу, к которому подходит покрышка 20-622, подойдет и покрышка 38-622.

Следующие две таблицы дают соответствие между традиционными обозначениями и посадочным размером по ISO. (Таблицы приводятся с сокращениями и дополнены некоторыми велосипедами производства стран бывшего СССР. Как видно из таблиц, даже одинаково промаркированные покрышки могут быть не взаимозаменяемыми, если изготовлены были в разных странах.)

Традиционная система, простые дроби дюймы.

Традиционная система, десятичные дроби дюймы.

Традиционная система, метрическая.
Французский размер покрышек.

Во Французской системе первое число представляет собой номинальный (внешний) диаметр, за которым следует буква определяющая ширину: «A» – узкие, «D» — широкие. Буквенный код теперь не имеет никакой связи с шириной покрышки, поскольку узкие покрышки часто изготавливаются для ободьев изначально предназначенных для широких покрышек. Так размер покрышек 700С изначально был широким размером, но теперь существует очень узкие покрышки 700С, у которых фактический диаметр всего 660 мм.

Размер I.S.O.
(mm)
Велосипеды
700 C 622 Дорожные велосипеды, гибриды, шоссейная
клинчерная резина. Россия.
«Турист». 700 С – 32 (32-622), «Украина» 700 С – 40
(40-622)
700 D 587 Старый размер на некоторых моделях GT.
650 A 590 Французская версия 26 x 1 3/8; Итальянские
гоночные велосипеды для маленьких гонщиков. Россия: «Диана», «Прима»,
«Вираж». 650 А – 35 (35-590)
650 B 584 Французские дорожные, велосипеды для туризма с
грузом, тандемы, некоторые Raleigh (U.S.) & старые
горные Schwinn
650 C 571 Триатлон
600 A 540 Европейские детские шоссейные, большинство
инвалидных колясок
550 A 490 Европейские детские шоссейные
500 A 440 Европейские детские складные
450 A 390 Европейские детские
400 A 340 Европейские детские

Таблица соответствия I.S.O.

I.S.O.
(mm)
Традиционные обозначения
635 28 x 1 1/2
630 27 x любое число, США
622 700 C, Россия: 28х1 3/4, 28×1 1/2,
27×1 1/4 (37-622, 40-622, 32-622)
599 26 x 1.25, x 1.375
597 26 x 1 1/4, 26 x 1 3/8 (S-6)
590 26 x 1 3/8 (E.A.3), 650 A, Россия: 26×1 1/4 (32-590)
587 700 D
584 650B, 26 x 1 1/2
571 26 x 1, 26 x 1 3/4, 650 C
559 26 x 1.00- x 2.125, Россия: 26×1 3/4, 26 x 2 (40-559,
48-559)
547 24 x 1 1/4, 24 x 1 3/8 (S-5)
540 24 x 1 1/8, 24 x 1 3/8 (E.5), 600 A
533 Россия: 24×1 1/2
520 24 x 1, 24 x 1 1/8
507 24 x 1.5- x 2.125, Россия: 24 x 2 (47-507)
490 550 A
457 22 x 1.75; x 2.125
451 20 x 1 1/8; x 1 1/4; x 1 3/8
445 Россия: 20×1 1/4 (30-445)
440 500 A
419 20 x 1 3/4
406 20 x 1.5- x 2.125, Россия: 20×1 3/4 (40-406)

Большинство этой информации взято из книги John Allen «Sutherland’s Handbook for Bycicle Mechanics» – библии велотехнологии. В ней приведены более полные версии этих таблиц.

Соображения по выбору ширины.

Хотя и можно использовать практически любую комбинацию покрышка-обод, у которой совпадают посадочные размеры, с практической точки зрения неразумно, чтобы ширина покрышки значительно отличалась от ширины обода.

Если одеть очень узкую покрышку на широкий обод, вы рискуете получить частые проколы и повредить обод при езде по не идеальным дорогам.

Если использовать очень широкие покрышки на узком ободе, то боковины покрышки могут легко повредиться. Такая комбинация к тому же приводит к плохой управляемости, особенно на низких скоростях. К сожалению, с целью экономии веса на современных горных велосипедах используются чрезвычайно узкие ободья. Такие ободья очень плохо подходят к широким покрышкам, если только покрышки не накачивать очень сильно, что в свою очередь приводит к излишней нагрузке на боковины обода. При этом теряется смысл широких покрышек – это их малое рабочее давление.

Ниже следует таблица рекомендаций по выбору ширины покрышки и обода, составленная Georg Boeger.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: