Какая вилка лучше для горного велосипеда

Назначение и устройство вилки велосипеда, лучшие производители детали

Запчасти

Качество двухколесного транспортного средства определяется его комплектующими. Одним из главных элементов является вилка велосипеда, которая фиксирует колесо, соединяя его с рулем. От ее характеристик напрямую зависит маневренность и устойчивость на дороге. Очень важно подобрать деталь, полностью соответствующую нагрузке на байк.

Устройство и назначение детали

Современные вилки отличаются высокими амортизационными свойствами, что позволяет передвигаться на велосипеде не только по ровным дорогам, но и по проселочной местности. Устройство передней вилки довольно простое. Деталь состоит из следующих элементов:

  1. Шток (рулевая труба) – соединитель между рулем и вилкой. Бывает прямым или в форме конуса.
  2. Корона – деталь, в которой зафиксирована рулевая труба и ноги вилки. Изготавливают ее из алюминия либо карбона. Вилки делят на 2 вида – однокоронные и двухкоронные.
  3. Ноги (внутренние трубы, перья) – элементы, которые с одной стороны крепятся в коронку, с другой – вставлены в штаны. Внутренняя часть труб у амортизационных велосипедных вилок заполнена демпферами, пружинными механизмами, регулятором жесткости.
  4. Штаны – элемент, характерный для амортизированных вилок. Изготавливают его из сплава алюминия с магнием. Прочность конструкции напрямую зависит от содержания магния в составе.
  5. Крепление дискового тормоза – две полые стойки, предназначенные для фиксации велосипедного суппорта.
  6. Дропауты – крючкообразные элементы внизу штанов, предназначенные для крепления колесной оси.

Чтобы дропауты не ржавели, для их изготовления применяют нержавеющую сталь. Такими деталями комплектуют дорогостоящие модели. Дропауты из сплава алюминия подвержены появлению ржавчины в случаях повреждения лакокрасочного покрытия.

Плюсы и минусы

Среди плюсов велосипедной вилки стоит отметить:

  1. Исключается возможность получения травм при катании на неровных поверхностях благодаря отсутствию тряски, снижению ударного воздействия на руль.
  2. Благодаря амортизационной вилке для велосипеда сохраняется скорость транспортного средства при движении по ухабистой дороге. Тем самым велосипедист экономит физические силы, направленные на преодоление большего расстояния.
  3. При контакте колеса с неровностями и различными препятствиями появляется вибрация, которая должна передаваться от колеса на раму, руль. Пружинная вилка подавляет эту нагрузку во время эксплуатации велосипеда.
  4. Повышается маневренность, что особенно заметно на труднопроходимых участках.

Из недостатков можно выделить один – чем функциональнее и качественнее вилка, тем сложнее ее строение, больше вес и выше стоимость. Масса некоторых деталей составляет чуть меньше половины веса всего велосипеда.

Разновидности

Классификация велосипедных вилок осуществляется по функциональности, строению и амортизационным свойствам. Каждую из них используют для определенного вида катания, модели байка. По типу конструкции выделяют следующие виды детали:

  • жесткие;
  • амортизационные;
  • двухкоронные;
  • одноногие;
  • «перевертыши».

Жесткие вилки не наполнены амортизационными элементами, поэтому являются самыми простыми и недорогими. Тем не менее спрос на данный тип элемента довольно высок. В зависимости от конструкции рамы велосипеда вилка может быть алюминиевой либо стальной. Ригидная вилка отличается высокой прочностью, небольшим весом и простотой установки. Ее можно установить на любую модель байка.

Ригид – велосипед, который используют для езды по ровной территории на небольшой скорости. На неровной поверхности транспорт будет сильно трясти.

Амортизационная вилка оснащена специальным механизмом для гашения колебаний и толчков. В этом качестве в основном используют пружину, масло, воздух. Амортизация делится на одинарную (пружинную) и комбинированную (воздушно-масляную). Транспортные средства, оснащенные подобными деталями, комфортны для езды по бездорожью. В основном используют для горных велосипедов. Недостаток конструкции заключается в том, что ей требуется периодическое техническое обслуживание – не реже 1 раза в год по причине множества комплектующих деталей.

Один из облегченных вариантов комбинированной амовилки – воздушная вилка, где амортизатором является воздух. Это довольно эффективное устройство по доступной стоимости.

Во время движения велосипеда основная нагрузка приходится на коронку вилки, которая в дальнейшем направляет давление на внутренние трубы. Чтобы снизить нагрузку и рационально ее распределить, была создана конструкция с двумя отдельными коронками. Такая модель надежна, прочна, долговечна. Естественно, это влияет на некоторые параметры детали: тяжелая, удлиненные «ноги», высокая стоимость. Не каждый велосипед подходит для установки данного приспособления.

Вилка велосипеда с одной внутренней трубой для крепления колеса называется одноногой. Такие модели не очень востребованы, они только набирают популярность. Наличие амортизационных элементов снижает давление на внутреннюю трубу. В целом конструкция облегченная и надежная за счет использования прочных материалов при изготовлении.

«Перевертыши» получили такое название, потому что штаны детали расположены сверху и соединены короной, а ноги – внизу, они фиксируют ось колеса. Подобные вилки отличаются наличием большого количества регулировок и доступностью амортизационного механизма, но за ними требуется постоянный уход, и стоят такие модели в разы дороже остальных.

Жесткая Амортизационная Двухкоронная Одноногая Перевернутая

Размеры изделия

Вилки бывают разной длины в зависимости от конкретной модели байка. Если на транспорт устанавливают зимой воздушно-масляную вилку, а летом сменяют ее жесткой, то их размер не должен отличаться более, чем на 2 см.

Управляемость байка зависит от общего вылета вилки. Стандартный показатель для горных велосипедов составляет 4,5 см, для гибридов – 3,5 см. Большое значение для амортизационных вилок имеет ход. Чем он больше, тем выше возможности у конструкции. Ход вилки определяется стилем езды:

  • гибрид – 5–7 см;
  • кросс-кантри – 8–10 см;
  • велотуризм – 10–12 см;
  • марафон – 12–15 см;
  • фрирайд – 18–25 см;
  • жесткий фрирайд – 25–30 см;
  • даунхилл – 17–20 см.

В зависимости от будущей нагрузки на велосипед выбирают определенный диаметр внутренних труб:

  • вилки низкого уровня – 2,8 см;
  • легкие вилки – 3 см;
  • для легкого экстрима – 3,2 см;
  • фрирайд, даунхилл – 3,6–4 см;
  • хардкор-фрирайд – 3,7–4,2 см.

Амовилка должна быть оснащена блокировкой амортизации, чтобы во время езды по ровной местности уменьшить и зафиксировать ее ход.

Советы по выбору

При выборе вилки рекомендуется учитывать несколько факторов:

  1. Собственный вес – если он не больше среднего, можно выбирать любую модель. Лучше обратить внимание на облегченные модели. Велосипедистам с большой массой придется выбирать прочный байк из карбона или титана.
  2. Местность для катания – для передвижений по ровным дорогам вполне можно ограничиться велосипедом с жесткой вилкой. В этом случае не требуется специальных смягчающих механизмов. Для горного велосипеда стоит выбрать амовилку, например, пружинно-масляную, чтобы обеспечить максимальный комфорт во время поездки.
  3. Финансовые возможности – любителям и новичкам не стоит тратиться на амортизационную вилку. Приобретение потребует дальнейших вложений на обслуживание, которое данному виду конструкции необходимо постоянно.
  4. Рекомендуется приобретать велосипеды известной марки, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с ремонтом и поиском запасных деталей.

Если для агрессивного катания используется жесткая вилка, это нанесет вред здоровью. Сильная вибрация будет передаваться в руки, негативно влияя на суставы.

Если вес владельца велосипеда не больше среднего, можно выбирать любую модель вилки Для передвижений по ровным дорогам вполне можно ограничиться велосипедом с жесткой вилкой Для горного велосипеда стоит выбрать амовилку

Лучшие производители

Чтобы произвести замену детали на велосипеде, необязательно искать тот же бренд. Часть фирм занимается непосредственно производством комплектующих. По мнению пользователей, хорошо зарекомендовали себя:

Велосипедные вилки высокого качества с долгим сроком службы, отличаются высокой стоимостью. Американский производитель, ориентируясь на запросы спортсменов, постоянно повышает функциональность детали за счет внесения дополнений в конфигурацию. С такой амовилкой обеспечены легкость и маневренность

Прочные, надежные устройства по приемлемой стоимости. Одно из последних изобретений – титановые модели

Одна из самых бюджетных компаний. Выпускает пружинные, пружинно-эластомерные вилки без демпферов. Ассортимент включает разновидности деталей от самых простых до прочных и тяжеловесных

Известный американский производитель дорогих, высококачественных передних вилок для велосипеда. Большой выбор комплектующих для профессионального катания. Репутация бренда подкреплена многочисленными положительными отзывами пользователей

Велосипедная вилка – один из определяющих элементов при выборе байка. Она влияет на многие показатели – от веса транспорта до удобства эксплуатации. Чтобы в дальнейшем не разочароваться в приобретении, очень важно знать назначение детали, ее строение и разновидности.

Читайте также  Как научиться ездить на велосипеде без рук

Fox Zoom SR Suntour Manitou

Видео


Как не пролететь с покупкой вилки на велосипеде

А) вилки, купленные «по ошибке»
Человек покупая вилку начитался модных журналов, в результате купленное оказалось совсем не то, что он себе вообразил. (сразу скажу, что это не означает, что вилка плохая, она просто не то, что было надо). Обычно вилки в идеальном состоянии, почти некатаные, почти небитые. Идеальный вариант. Продавец в беседе обычно не скрывает правды и говорит честно: «вилка не подошла по причине ххх». Проблема может быть в том, что хозяева таких «подарков» любят продолжать PR-линию, на которую попались сами. Избежать можно только изучением ревью и оценок планируемого к приобретению изделия не обращая внимания на красивые лозунги о безупречной работе.

Б) вилки, продаваемые «с апгрейда»
В какой-то момент человеку надоедают ограниченные возможности имеющейся у него железки и он избавляется от нее с целью приобретения более совершенного девайса.
Состояние подобного рода вилочек осистематизировать трудно, есть как идеальные варианты, так и полностью убитые. Что надо делать, чтобы не попасться на крючок, смотри в «главе» об осмотре вилки.

В) Вилки, отжившие свой срок (вне зависимости от причины)
Избавиться от престарелого инвалида вилочного племени обычно не столь сложно, ибо устанавливать на полудохлый экземпляр запредельную цену не считается разумным. В большинстве своем, продавая мертвеца вилки, пишут, что продается именно мертвец. Но, что ужасно, встречаются как несознательные личности, готовые сыграть на вашем незнании, так и сами жертвы незнания, не осознающие серьезность дефекта у продаваемой вилки.

Выбор:
Сразу, стоит заметить, что не стоит менять шило на мыло. Планируя приобретение вилки, хорошо подумайте, насколько планируемый вариант будет лучше того, что имеется на данный момент. Не стоит останавливаться из-за цвета / дизайна вилки, в конце-концов вы собираетесь кататься, а на хвастаться перед бабушками у подъезда. Хорошенько подумав, определитесь с вожделенной, после чего попробуйте найти два-три альтернативных варианта, ибо удача часто бывает неповоротлива и глупа ) и единственный вариант в интересующие вас сроки можно и не найти…
После собственно выбора модели, зайдите на сайты, посвященные так называемым Consumer Review (пользовательским обзорам). Там вы почерпнете информацию о реально имеющихся достоинствах и недостатках: то, о чем вы никогда не узнаете из рекламных плакатов продавцов и производителей. Если это не «аннулирует» ваш выбор, постарайтесь найти среди своих друзей владельца подобной вилки, если не найдется среди друзей- просто киньте клич в конференцию. Думаю, за пару бутылок хорошего пива владелец вилки даст вам мини тестдрайв, который продемонстрирует вам работу вилки «в реале» и, возможно поставит точку в вашем выборе.

Покупка:
1. предварительные переговоры.
Итак, открыв велозону, мы видим такое к примеру объявление:

-продаю вилку Бомбер, ход 100, хорошее состояние, 200$, Кузин Вася.

Вы, являясь сколько-нибудь бывалым, понимаете, что речь идет о кросскантрийной вилке Marzocchi, по всем пунктам подходящей под описание желаемой вами, по подходящей в принципе цене.
Остановившись на этом варианте, звони Васе К. ака продавцу и начинаем беседу. Сразу отметим вопросы, которые было бы не лишним задать: во первых, точно модель и год выпуска вилки. Часто, годом выпуска определяется наличие/отсутствие разных полезностей/недостатков. Бывает, что производитель не проводит строгой дифференциации моделей в линейке и за парой «незаметных» буковок может скрываться модификация, сильно отличающаяся от искомой. Все это соответствующим образом откорректирует цену: она может в любой момент из –просто цены- превратиться в цену сумасшедшую или халявную. Определив модель и год выпуска, уточняем все подробности: пробег, время последнего технического обслуживания, наличие-отсутствие функций, заявленных как возможные или опциональные. Разберем все подробнее:

а) пробег: вилка, прошедшая 300 километров под дертджампером, скорее всего представляет из себя нечто полудохлое, а «600 км. спокойных покатушек» могут на самом деле оказаться шестью тысячами туризма.

б) время последнего техобслуживания: вилка периодически в обязательном порядке должна разбираться, чиститься и смазываться. Уточните когда и в каком объеме было произведено ТО, что было заменено кроме масла. Обратите внимание, что где-то раз в год активно катающийся сознательный владелец должен менять сальники, а зачастую и направляющие (башинги). Замена масла в открытой ванне должна производиться раз в два-три месяца. Многие на эти процедуры просто забывают, что, в свою очередь, ведет к преждевременной кончине вилки. Идеальным вариантом, предложите продавцу провести ТО вилки при продаже (в вашем присутствии), где механик определит большинство из дефектов, незаметных снаружи.
Если продавец отказывается, имхо вы вправе смело слать его к черту и искать другой вариант.

в) функции: бывает, что производитель, дабы привлечь покупателя, заявляет некоторые функции как опциональные, т.е. на данный момент не присутствующие, но возможные к добавлению за отдельную плату. Часто, стоимость подобного усовершенствования соизмерима со стоимостью существенной части вилки, и, если в рамках вопроса может фигурировать подобный аспект, на это тоже стоит обратить внимание.

Самый главный вопрос, «а какое состояние вилки ?» можно задать в самом конце, ибо тут словам я бы не верил, так как оценка повреждений- дело очень и очень субъективное.
Если все вас удовлетворяет, стоит договориться о встрече и произвести осмотр вилки.

2. встреча с продавцом и осмотр вилки.
Перед визитом к продавцу запаситесь сервис-мануалом для вилки (можно скачать с сайта производителя вилки), и, по возможности, набором инструмента, рекомендованного производителем для частичной разборки вилки и обычной тряпочкой. Возможно, вы обнаружите подтекание масла из-под какого-нить болта, так возможно для устранения подобного достаточно будет этот болт просто подтянуть.

И вот вы видите перед собой Васю К., сжимающего в трясущихся руках вожделенный вами предмет и жаждущий избавления от него с обязательным материальным вознаграждением. Издалека, в бинокль и оптический прицел осмотрите Василия: щуплая фигурка наркомана-фигуриста свидетельствует о том, что покупаемая вилка раз-два работала на весь ход, в большинстве случаем Вася просто не мог ее продавить до конца. Боров под два центнера, не пролезающий щеками в дверь, свидетельствовать будет об обратном: вместо вилки вы получите кучу трухлявого алюминия и усаженные пружины, не выдержавшие подобной массы.

Обратите внимание на лицо Васи, возможно эта рожа встречалась вам на страницах модных веложурналов. Если так оно и есть, посмотрите еще раз в журнал, может рядом с Васей вы увидите и свою будущую вилку в момент, когда она пробивается до кишок на 5метровом дропе. В таком случае, вести разговор с Васей стоит уже исходя из наличия у вас потаенных знаний о личности и характере жизнедеятельности продавца.
Возьмите вилку в руки и проведите ладонью по тефлоновой (или не очень) поверхности ноги. На тефлоне должна быть еле ощутимая масляная пленка. Подтеки масла свидетельствуют о дохлых сальниках, абсолютно сухие ноги в совокупности с черной грязью в районе сальника — следствие отсутствия ТО долгое время.

Внимательно осмотрите ноги. Мелкие царапины на покрытии ног в верхней части (5-10 мм от короны) не очень страшны, но подобные, находящиеся ниже, неизбежно приведут к попаданию грязи внутрь вилки и, как следствие, необходимости проводит ТО более часто. Сколы покрытия, его отслоение (возможность подковырнуть его ногтем) просто недопустимы: такая вилка долго не проживет.

Осмотрите основание штока: часто нижнюю посадочную чашку рулевой колонки удаляют столь кустарно, что повреждения штока (в особенности карбонового или алюминиевого) вызывают вопрос о потере целесообразности покупки такой вилки. Внимательно осмотрите вилку на предмет трещин, вмятин, глубоких сколов краски с запилом материала корпуса. Вилки с подобными дефектами мусор, но хочу обратить ваше внимание на неизбежное наличие естественных повреждений: потертостей от гидролинии, сколов краски на дропаутах и отверстиях крепления тормоза. Это естественно и, если в разумных пределах, совсем не страшно.

Переверните вилку вверх тормашками и сожмите ее несколько раз быстро. Переверните обратно и посмотрите на верхние крышки ног с органами регулировки. На них не должно быть подтеков масла. Повторите подобную процедуру в отношении болтов крепления штоков ног. В случае, если подтеки все же будут, проверьте, хорошо ли затянут болт, из под которого течет, при необходимости подтяните его и, убрав следы масла с помощью тряпки/салфетки, повторите проверку.

Читайте также  Размер камеры велосипеда

Все регулировки должны вращаться плавно, без серьезных усилий. Вариант «пассатижами подтянешь» нежизнеспособен.
Проверьте наличие документов на покупку вилки и, в случае если еще действителен гарантийный срок, документов на гарантию у продавца или дилера.

Теперь стоит предложить Васе отправиться к механику компании-дилера производителя вилки и провести ТО. Об условиях договоритесь отдельно… В случае необоснованного категоричного отказа (читай «левых отмазок»), лучше слать продавца куда-подальше, вилка наверняка с проблемами.
Самым идеальным же будет поиметь тест-райд вилки до ее приобретения. В процессе тест-райда вы сможете обнаружить дефекты, которые при визуальном осмотре практически необнаружимы, подробнее- см. приложение.
В заключение, хотелось бы заметить, что заключая сделку с продавцом, обговорите возможность мани-бэк, особенно если не было возможности сделать тест-драйв. Это будет хорошей перестраховкой в случае возможной ошибки. В случае подобной договоренности не затягивайте с установкой вилки и тест-райдом: один мой знакомый получил требование о манибэке спустя месяц и наивный покупатель был просто послан, что в таком случае имхо правильно.

В любом случае, на любом этапе, стоит руководствоваться здравым смыслом, ибо только здравый смысл

Выбор и настройка передней вилки

передняя вилка на велосипед

Передняя вилка на велосипед – одна из основных деталей, которая обеспечивает фиксацию колес и направляет двигательную траекторию во время езды. Производится из стойких сплавов, бывает жесткого и мягкого вида.

Правильно подобранная деталь определяет отличительные параметры велосипедной езды, например, на шоссейник устанавливаются жесткие, а на горные больше подходят мягкие вилки с повышенными амортизационными характеристиками.

Размеры и типы вилок

По международному регламенту вилки подбирают по следующим параметрам:

передняя вилка на велосипед

В настоящее время самый популярный диаметр у маунтин-байка составляет 26; 27,5 и 29 радиуса окружности трубы. Шоссейник в основном производится с 28 радиусом. Велосипед для экстремального катания («велотриал») оснащен 20; 24 и 26-размерными колесами, а складные, детские и ВМХ только двадцаткой.

передняя вилка на велосипед

  • Амортизационные от 80 до 200 мм;
  • Даунхиллы и Фрирайды – 300 мм.

Компоненты и терминология

В стандартном комплекте и амортизации вилка для велосипеда включает:

  • Трубку руля или шток – соединительный участок вилки, руля и рамы, как правило, производится по стандартным параметрам, бывает конусовидный и прямой.
  • Корона – деталь для соединения независимого участка. Может производиться с одной или несколькими деталями для соединения. Элемент всегда изготавливается из особо прочных сплавов, так как на него направляется основная не амортизационная нагрузка. Корону можно приспосабливать и под крепление дополнительных деталей и крыльев.
  • Нога или поршень – трубка проходящая под прессом в механизм амортизатора.
  • Штаны или внешний кожух амортизаторов с широким поршнем, который с одного конца оснащён дропаутом, а с другой скрепляет трубку руля.
  • Дропаут – кронштейн для прикрепления втулки заднего обода.

Вилки различаются и креплениями, всё зависит от предназначения велосипеда, фиксированные модели содержат только шток, корону, поршень и дропауты, двух коронные – вилку с двум коронами, а некоторые байки имеют единую конструкцию без второго поршня и половины штанов.

передняя вилка на велосипед

Главные элементы конструкции

Переднюю велосипедную вилку подразделяют на 4 составляющих элемента:

  1. Амортизатор – отвечает за нагрузку при неровности езды велосипеда, бывает пружинным или оснащенный герметичной камерой.
  2. Демпферы – для быстрой амортизации небольших неровностей на дороге.
  3. Корпус вилки – конструкция со сложным механизмом крепления рулевой колонки и нижней трубы; детали для соединения блоков штыря; перемычки для соединения штырей.
  4. Элементы переключателя и регулировки короны, амортизатора, детали для фиксации тормозов и обода, приспособления для соблюдения безопасности.

Нестандартные модели отличаются перевернутыми вилками с шатунами, данная конструкция больше амортизирует неровные поверхности, но повышает массу и период обслуживания, деталь намного быстрее загрязняется и деформируется, поэтому не пользуется особой популярностью.

Разновидности конструкции

Пружинный механизм

Это базовая амортизационная вилка, ставится на обычные дешевые байки, используется и в качестве запаски при ремонте, не выполняет функции демпфера – пропускает неровности трассы.

Основой вилки является пружинный механизм закрытый резиновой или пластиковой защитой в шатунах. Механизм подвержен частым неремонтируемым поломкам, и требует замены пружины. Рекомендуется к использованию только новичкам.

передняя вилка на велосипед

Пружинно-эластомерная вилка

Механизм не имеет особых отличий от обычной пружинной вилки, но вместо пружины установлен полимерный стержень, который выполняет функции демпфера. В механике вилки всё зависит от сплава, при некачественных материалах амортизационные функции низкие и немногим отличаются от пружинной вилки.

Вилка с воздушной механикой

Детали с воздушным амортизированным механизмом отличаются низкой стоимостью и простым обслуживанием.

Механизм действия заключается в накачивании сжатой воздушной атмосферы в герметично запакованную камеру, который является амортизатором и демпфером.

Езда на велосипеде с воздушной вилкой комфортное, не уступающее дорогим байкам. Данная конструкция не подходит для езды на маунтин-байках, которые требуют более выносливую механику.

Недостаток – длительное подготовление к работе. Настройка производится только под давлением, поэтому требуется часто подкачивать воздух в камеры.

Срок службы достаточно короткий, особенно при агрессивной езде.

Масляный механизм

Содержит в себе демпферное устройство с масляным наполнителем, основные функции: ограничение скоростного режима, сжатие и отскок вилки.

Процесс передачи осуществляется в результате протекания масла через клапанную систему.

Маслянисто-воздушные

В воздухо-маслянистых конструкциях находятся разделенные между собой камера с воздухом и масляный картридж.

Основная функциональность зависит от марки масла и инженерно-технических характеристик картриджа.

Подходит к долговременной эксплуатации, но не выдерживает агрессивное катание по скалистым массивам. Служит намного меньше чем пружинная конструкция.

Пружинно-масляные

Это профессиональная вилка на велосипед, включающая пружину из стали и картридж с маслом, такие конструкции устанавливают на дорогие спортивные байки и могут быть заменены на маслянисто-воздушные вилки.

Возможность настройки у пружинно-масляных ниже чем воздушных, но пружинный материал имеет длительный срок службы, и после усовершенствования обладает наибольшим спортивным сочетанием.

В настоящий момент времени нет лучше вилок чем воздушно масляные и маслянисто-пружинные.

передняя вилка на велосипед

О том, как разобрать и обслужить вилку горного велосипеда, читайте в отдельной статье.

Настройка системы

Регулировку вилки производят с учетом особенностей производства и типа конструкции. Единый переключатель до сих пор не разработан, поэтому настраивать механику следует только по заводским требованиям.

передняя вилка на велосипед

Lock Out – блокатор езды, имеется на всех типах, переключатель используется во время въезда на возвышенность или рядом с лежащим полицейским.

Часто пользоваться функцией не следует так как это приведет к поломке вилки.

Preload – функция предварительной нагрузки, настраивается наружной системой переключателя, иногда заменяет пружину.

Отвечает за жёсткость пружины, которую можно контролировать закручиванием.

Спортивные байки снабжаются пружинами различной степени жесткости и отмечаются цветовыми маркерами.

Compressione & Rebounde – регулировка сжатия переключателя.

Такая настройка встречается только в дорогих, профессиональных байках, в основном применяется для дампа и даунхилла, или при быстрой езде для предотвращения перекоса рамы и потери сцепления.

Extension control – отвечает за длину хода, в расширенный комплект блокирования присоединяются функции фиксирующие вилку по определенной длине.

При эксплуатации переключателя повышается возможность поломки изделия.

Настройка не является популярной, используется мало и встречается в единичных экземплярах велосипедной вилки.

Велосипедная вилка

vilka velosiped

Вилка является одним из важнейших элементов велосипеда. Она бывает, как передней, так и задней.

Передняя вилка – это продолжение рамы, и на нее возложен достаточно внушительный ряд функций:

  • удерживание переднего колеса;
  • осуществление поворота колеса на угол, соответствующий углу поворота руля;
  • принятие на себя нагрузок, возникающих при торможении велосипеда;
  • гашение вибраций, вызванных неровностями дорог.

Задние вилки используются достаточно редко, в основном, на горных велосипедах, предназначенных для определенного стиля езды, в частности для даунхилла.

Основная задача передней и задней вилки – это быть амортизатором (демпфером), то есть устройством, гасящим колебания и вибрации во время езды на велосипеде. От того, насколько эффективно вилка выполняет свою задачу, зависит ее стоимость и сложность конструкции.

Читайте также  Как смазать цепь велосипеда

Конструктивные особенности вилки

vilka_velosipeda

Рассмотрев повнимательней самую обычную вилку, можно увидеть, что ее конструкция выглядит следующим образом. Имеется рулевая труба, к которой с одной стороны крепится руль, а с другой она плавно переходит в корону.

Стоит отметить, что вилки бывают одно- и двухкоронными. Вилки с одной коронкой как правило устанавливаются на обычные горные и гибридные велосипеды с небольшим ходом. Двухкоронными вилками оснащаются байки, рассчитанные для скоростного спуска и прыжков.

Вернемся к устройству нашей вилки. Из коронки выходят внутренние трубки, которые входят в так называемые ноги вилки – это трубчатая часть вилки, которая задвигается в штаны амортизационной вилки.

Как же работает вилка?

vilka dlya velocipeda

Если надавить на руль в момент наезда на кочку или выбоину, то внутренние трубки, оказываясь под сопротивлением пружины, находящейся внутри вилки, заходят в ее ноги.

Различают два вида сопротивлений, которым может быть подвержен велосипед – прямая ударная нагрузка и колебания. В первом случае, пружина берет на себя всю нагрузку и гасит ее внутри вилки. Отметим, что роль пружины может играть стальная пружина или же воздух, находящийся под давлением. Колебания уже гасятся за счет демпфера, в роли которого может выступать элластомер, масло или воздух. Благодаря демпферу пружина не отбрасывается сразу же назад, а делает это плавно и постепенно. Работая таким образом, вилка обеспечивает более плавный ход велосипеда даже в самых агрессивных дорожных условиях.

Если говорить о демпфере, то стоит отметить, что самым дешевым вариантом амортизатора является элластомер, который изготавливается из полимера. При постоянных нагрузках он достаточно быстро выходит из строя. Лучше выбирать воздушную или масляную систему.

Виды велосипедных вилок

В зависимости от применяемых пружин и демпферов, и их сочетания, существуют следующие конфигурации амортизаторов:

    Пружинные амортизационные вилки, которые оснащены только стальными пружинами и не имеют демпфера. Такую вилку по сути очень сложно назвать амортизатором, поскольку она практически не гасит колебаний. Хотя с ней удобней ездить, нежели вообще без амортизатора. Эти устройства являются самыми дешевыми и, соответственно, не отличаются высоким качеством, их стоимость варьируется от 1500 до 3000 рублей. Как правило, такие покупки себя не оправдывают, поскольку пружинные вилки имеют свойство достаточно часто ломаться. Единственное, на что пригодна такая вилка, так это детский велосипед. Пружинно-эластомерные вилки, на которых в качестве пружины используется стальная пружина, а в роли демпфера – эластомер. По стоимости такие вилки практически в два раза дороже пружинных, но сказать, что это полноценный амортизатор тоже нельзя. Эластомерный стержень, как демпфер, более менее выполняет свои функции, но очень быстро стирается (уже через год нужно менять). Пружинно-эластомерным вилкам свойственно после легкого замедления сжатия очень быстро возвращаться в исходное положение, тем самым отбивая спортсмену его руки и почки. Хотя следует отметить, что для прогулочных и обычных туристических велосипедов, предназначенных для небольших поездок в черте города, это вполне нормальный вариант. Если вы все-таки решили потратить деньги на приобретение пружинно-эластомерной вилки, то лучше обратить внимание на продукцию фирмы RockShox Judy. Воздушные амортизационные вилки. Здесь воздух выступает в качестве и пружины, и демпфера. Воздух нужно накачивать велонасосом, но поскольку манжеты вилки могут иногда пропускать этот воздух, то амортизатор приходится заново подкачивать. Воздушную вилку можно купить по цене в пределах 5000 рублей. На таких амортизаторах стоит маркировка АТ или НТ. Их производит фирма RST. Стоит отметить, что для агрессивного стиля езды воздушная вилка не очень подходит, так как имеет свойство быстро изнашиваться. Но для обычного размеренного катания в свое удовольствие вполне хороший вариант.

vilka

vilka maslo prushina

Все вышеописанное относится к обычным вилкам, которые наиболее часто применяются в производстве. Они отличаются простотой и хорошей эффективностью в качестве амортизатора.

Помимо обычных амортизационных вилок нередко можно встретить и так называемые «перевертыши», которые по сути своей являются перевернутым типом обычной вилки. «Перевертыши» характеризуются большей прочностью нежели обычный амортизатор, и лучшим обкатыванием неровной поверхности.

Также встречаются и специфические вилки с более сложной многопоршневой и многорычажной системой амортизации. К этому виду можно отнести также вилки с одной ногой.

Выбирая себе вилку, как надежного помощника в покорении трасс с любым покрытием, нужно убедиться, что производитель имеет сертифицированного представителя на территории России, а в вашем городе есть пункт приема бракованных или неисправных изделий.

Вилка велосипеда — новичкам на заметку

Неотъемлемой частью вашего двухколесного друга является передняя вилка. Вилка велосипеда — это многофункциональный механизм рулевого управления, удерживающий переднее колесо и обеспечивающий смену направления во время движения. Не так давно все велосипедные вилки были между собой схожи и мало чем отличались друг от друга. Со временем в эту часть велосипеда изготовители начали вкладывать больше смысла, что привело к мультифункциональности устройства.

Вилка велосипеда. Множественность функций

Главными функциями вилок считаются поворот колеса точно на угол поворота руля, удержание точной траектории колеса, восприятие нагрузок при торможении передним тормозом, смягчение воздействия при ударах колеса, обеспечение безопасной езды на велосипеде за счет прочной конструкции, которая рассчитывается под определенный тип использования.

Как правило, вилки изготавливаются из различных материалов: из стали, алюминия, карбона, титана. По принципу устройства они делятся на жесткие и мягкие. Устройство вилки определяется предназначением велосипеда. Вилки для маунтинбайков практически всегда амортизационные, с подвижными элементами. На шоссейных велосипедах, ситибайках и гибридах устанавливаются жесткие вилки простой конструкции без каких-либо движущихся частей.

Жесткие вилки

Жесткий вариант вилки постепенно уходит в прошлое, но что касается шоссе, то жесткая вилка – это традиция. Алюминиевые вилки считаются самыми худшими для использования, потому что сильнее передают вибрацию на руки. В шоссейных скоростных велосипедах применяются карбоновые вилки, что намного уменьшает вес конструкции.

Амортизационные вилки

Уже трудно представить себе горный велосипед без амортизационной вилки. На сегодняшний день они перестали считаться чем-то необычным, вследствие чего снизилась цена на вилки среднего класса от известных брендов. Они устанавливаются на велосипедах, предназначенных для использования на неровных рельефах местности, на бездорожье, а также при экстремальном катании.

Производители предлагают амортизационные вилки, которые могут работать по-разному принципу и иметь в качестве рабочих элементов такие компоненты:

  • пружина, за счет сжатия которой работает вся конструкция;
  • эластомер — резиновый пруток внутри пружины;
  • масло, которое перетекает по емкостям масляного демпферного устройства через систему клапанов, тем самым ограничивая скорость сжатия или разжимания вилки;
  • воздух или воздушная пружина. Используется герметическая ёмкость, работающая за счет сжатия атмосферного воздуха. Как правило, они имеют малый вес и характерны для кросс-кантри и марафонов.

Амортизационные вилки более высокого качества могут настраиваться под требования велосипедиста и под условия езды. Чем дороже вилка, тем больше возможностей по настройке параметров. Регулировке подлежат:

  • скорость сжатия вилки;
  • скорость разжимания;
  • жесткость (изменение хода вилки);
  • полная блокировка действий, а также пробиваемая блокировка, которая обеспечивает заблокированной вилке разблокирование при сильных ударах с целью предотвращения повреждения всего устройства;
  • настройка минимальной нагрузки, при которой начинает срабатывать амортизатор.

При выборе амортизационной вилки нужно учитывать предполагаемый стиль катания и ее геометрические параметры, а именно ход вилки и диаметр ног.

Большой ход вилки велосипеда дает возможность преодолевать более крупные препятствия, гасить сильные удары, развивать большую скорость на трамплинах, иметь удобную посадку при скоростных спусках. Маленький ход вилки обеспечивает низкий центр тяжести велосипеда, точное управление, снижает раскачивание при усиленном педалировании. Как правило, амортизационная вилка блокируется, когда движение происходит по ровной дороге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: