Колесо велосипеда из чего состоит

Устройство колес велосипеда

Устройство колес велосипедаКолесо, как следует из пословиц, — одно из самых давних изобретений. Однако, колеса велосипеда появились в привычном для нас виде примерно около столетия назад. Сегодняшняя тема – устройство колес велосипеда, а также конструкция отдельных его комплектующих. Первоначально таковые изготавливались из дерева, ни о каких спицах или втулках речь не шла. Сейчас же это сложное высокотехнологичное устройство, оснащенное подшипниками и непростой системой спицовки.

Элементы конструкции колеса велосипеда

Элементы конструкции колесаОсновные комплектующие велосипедного колеса.

  • Втулка. Это достаточно сложный механизм, единственный подвижный элемент во всей конструкции;
  • Спицы;
  • Обод. Этот элемент представляет собой силовую основу. От прочности этого элемента зависит стойкость колес к внешним нагрузкам;
  • Резина. Резиновая часть представлена покрышками и камерами. В некоторых моделях резина – это только покрышка, отвечающая за сцепление с дорожной или трековой поверхностью. От правильного выбора резины зависят динамические характеристики велосипеда.

Каждый из приведенных элементов конструкции выполняет свои задачи, рассмотрим их более подробно.

Втулка переднего колеса

Втулка переднего колесаПередние втулки проще по строению, и требований к ним минимум. Металл для выполнения втулок велосипеда – титан, сталь и алюминий. Лучшие устройства – точеные и штампованные, литые – менее качественные и относятся к бюджетным. Крепление переднего колеса к раме осуществляется путем заведения концов втулки в перья, эксцентриками или болтами. Эксцентрик имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, снять и установить переднее колесо очень просто, с другой – вор может очень быстро демонтировать велоколеса.

Подшипники на втулках велосипеда различают 2 видов: промышленные и насыпные. Первый вариант более надежный и долговечный, но ремонтопригодность нулевая.

Втулка заднего колеса

Планетарная втулкаЭтот элемент велосипеда наиболее технологичный. Различают несколько их разновидностей.

  • Стандартные;
  • Планетарные, с переключением передач внутреннего типа;
  • Оснащенные тормозным механизмом. Как правило, это тормоза барабанного типа;
  • С креплением для ротора (тормозного диска)

Здесь всё устроено значительно сложнее. На отдельных моделях велобайков устанавливают втулки планетарного типа. Внутри такой конструкции запакована вся система передачи, подобно автомобильной. Эксплуатировать такое устройство удобно, но КПД его невысокий. К недостаткам относят высокую стоимость и довольно большую массу.

Самые дешевые модели велосипедов оснащены тормозными втулками. Внутри имеется тормозное или блокировочное устройство, срабатывающее от обратного движения цепи.

Спицы

СпицыЭти элементы обеспечивают прочность конструкции, его легкость и жесткость. В меньшей мере, они выполняют роль амортизаторов. С одной стороны, стержень спицы прикреплен к барабану втулки, с другой – к ободу, при помощи ниппель-гайки. В зависимости от разновидности спицевания, выделяют такие разновидности вилсетов:

  • Стандартные. Спицы титановые или из оцинкованной стали;
  • Карбоновые дисковые;
  • Моноблочные. В этих конструкциях спицами служат лопасти из углепласта.

Требования к спицам довольно жесткие. В стандартном велосипеде количество спиц 36 или 32. На отдельных спортивных велобайках ставят 24 или 28 спиц. Грузовые, а также трюковые модели велосипедов могут иметь 40 или48 спиц.

ОбодЭтот элемент велосипеда представляет собой круглую раму из сложного профиля. С одной стороны, при помощи спиц, обод прикреплен к втулке, а с другой представляет собой базу для камеры и покрышки. Крепление резины осуществляется посредством специального паза (коробчатое) или при помощи вклейки (это практикуется на нешироких колесах шоссейников. До недавнего времени для ободов использовался П-образный профиль. Сегодня растет популярность двойных устройств. Для «экстремальных» моделей практикуют обода с 3, 4 и даже 5 камерами. Однако, такая техника далеко не дешевая. К тому же, многокамерные обода делают велик намного тяжелее. В шоссейных велосипедах обод имеет U-образную форму.

Самый распространенный материал для изготовления ободов – алюминиевый сплав. У морально устаревших моделей устройства стальные. На спортивных велобайках обода углепластиковые с цельными «лопастями» вместо спиц. Но есть и «обратная сторона медали»: высокая стоимость и ограниченная область использования. По бездорожью на таком велике не очень-то поездишь.

Покрышки (резина)

ПокрышкаНаружная часть обода представлена покрышкой. Выбор покрышки, а, значит, и вида протекторов, зависит от стиля езды. Различают такие разновидности покрышек:

  • All terrain – покрышки со средними протекторами (универсальный вариант);
  • Слики, полуслики – покрышки с минимальными протекторами. Применяются на спортивных велосипедах для езды по асфальту;
  • Грязевые протекторы. Покрышка большой ширины, с нанесенным сложным рисунком. Этот вариант для бездорожья;
  • Зимние. Помимо протекторов, такие покрышки оснащены шипами из металла. Редкие металлические шипы дают возможность передвижения на велосипеде по снегу и обладают эффектом самоочистки. В особенности, это актуально для задних колес велобайков.

Стандартные размеры колес велосипеда

Стандартные размеры колес велосипедаВыбор того или иного размера осуществляется в зависимости от роста и задач спортсмена, но есть и определенные стандарты диаметра колеса (в дюймах).

  • 26 – для великов горного и прогулочного типов. В последнее время популярным в этих типах велосипедов становится размер 27,5;
  • 28 – для дорожных велосипедов и гибридных моделей;
  • 29 – для найнеров.

Типичные поломки колеса велосипеда

С некоторыми «велосипедными» проблемами по силам справиться только специалисту. Но с некоторыми неполадками вполне можно справиться и самостоятельно. Основные неисправности колес велосипеда следующие:

  • «Восьмерка»;
  • Смазывание втулки;
  • Потеря или поломка спиц.

Что делать в конкретном случае описано ниже.

«Восьмерка»

«Восьмерка»При появлении на ободе велосипеда «восьмерки» ее можно выправить, используя спицевый ключ. Одна из причин этой неприятности – ослабление спиц, поэтому последние нуждаются в периодическом подтягивании. Подтягивают спицу движением ключа в направлении часовой стрелки. Если, наоборот, спицы нужно ослабить, движение ключа идет в противоположную сторону.

Смазывание втулки

Обратить внимание на втулку нужно сразу после того, как шины начали вращаться туже и (или) при езде появились посторонние звуки. Обслуживание зависит от того, какая разновидность устройства используется (на пром- или на насыпных подшипниках).

Насыпные подшипники

Насыпной подшипникПериодичность замены смазки – через 1-2 тыс. км пробега. Для смазывания втулки снимают колесо. Демонтировать покрышку и камеру не следует, они процессу смазывания не мешают.

  • Снимите эксцентрик, открутите гайки на оси;
  • Вынув ось, извлеките подшипники, желательно при помощи пинцета;
  • Тщательно промойте подшипники бензином или уайт-спиритом;
  • Протрите дочиста ось и посадочное место для подшипников;
  • Внимательно осмотрите подшипники. Если они повреждены, замените новыми. Проверьте, не погнулась ли ось. «Слабым звеном» в этом отношении являются оси втулок;
  • Используя консистентную смазку, смажьте посадочное место для подшипников, затем установите их на место. Смажьте и сами подшипники, чтобы вращение было плавное.

Теперь осталось вставить ось и подкрутить гайки конструкции. Чрезмерно усердствовать не нужно. Главное, чтобы колесо не болталось при установке.

Промышленные подшипники

Промышленные подшипникиДля начала, выбейте ось со стороны барабана. Как правило, вместе с осью выбивается один подшипник. Затем выбейте второй, предварительно вставив отвертку во втулку. Демонтируйте барабан, смажьте все посадочные места. Если для промподшипника нужна замена, то установите новый. Сборка проводится по алгоритму «наоборот».

Замена спиц

Для замены спиц необходимо вначале подобрать спицы необходимой длины. Далее снимается покрышка, вынимается камера. Далее, специальным инструментом, вынимаются неисправные спицы, заменяются на новые и в обратном порядке всё собирается в исходное состояние. Данная процедура достаточно сложная и отдельно описана в нашей статье как заменить неисправные спицы в колесе велосипеда.

Итоги

Знания об устройстве колес велосипедов очень важны для владельцев. В особенности, это помогает для правильного выбора конструкции колеса и при покупке велосипедных аксессуаров.

Втулка заднего колеса

При проведении планового ремонта и обслуживания задней втулки велосипеда “Стелс” не стоит забывать и о технике безопасности. Рациональным будет защищать свои глаза. Производя ремонт, крайне не рекомендуется предварительно удалять спицы колеса. Также нельзя пользоваться тисками в отношении втулки и ее составляющих.

Смазывание втулки

Обратить внимание на втулку нужно сразу после того, как шины начали вращаться туже и (или) при езде появились посторонние звуки. Обслуживание зависит от того, какая разновидность устройства используется (на пром- или на насыпных подшипниках)

Насыпные подшипники

Периодичность замены смазки – через 1-2 тыс. км пробега. Для смазывания втулки снимают колесо. Демонтировать покрышку и камеру не следует, они процессу смазывания не мешают.

  • Снимите эксцентрик, открутите гайки на оси;
  • Вынув ось, извлеките подшипники, желательно при помощи пинцета;
  • Тщательно промойте подшипники бензином или уайт-спиритом;
  • Протрите дочиста ось и посадочное место для подшипников;
  • Внимательно осмотрите подшипники. Если они повреждены, замените новыми. Проверьте, не погнулась ли ось. «Слабым звеном» в этом отношении являются оси втулок;
  • Используя консистентную смазку, смажьте посадочное место для подшипников, затем установите их на место. Смажьте и сами подшипники, чтобы вращение было плавное.
Читайте также  Какие мышцы работают при езде на велосипеде

Теперь осталось вставить ось и подкрутить гайки конструкции. Чрезмерно усердствовать не нужно. Главное, чтобы колесо не болталось при установке.

Промышленные подшипники

Для начала, выбейте ось со стороны барабана. Как правило, вместе с осью выбивается один подшипник. Затем выбейте второй, предварительно вставив отвертку во втулку. Демонтируйте барабан, смажьте все посадочные места. Если для промподшипника нужна замена, то установите новый. Сборка проводится по алгоритму «наоборот».

Элементы конструкции колеса велосипеда

Основные комплектующие велосипедного колеса.

  • Втулка. Это достаточно сложный механизм, единственный подвижный элемент во всей конструкции;
  • Спицы;
  • Обод. Этот элемент представляет собой силовую основу. От прочности этого элемента зависит стойкость колес к внешним нагрузкам;
  • Резина. Резиновая часть представлена покрышками и камерами. В некоторых моделях резина – это только покрышка, отвечающая за сцепление с дорожной или трековой поверхностью. От правильного выбора резины зависят динамические характеристики велосипеда.

Каждый из приведенных элементов конструкции выполняет свои задачи, рассмотрим их более подробно.

Втулка переднего колеса

Передние втулки проще по строению, и требований к ним минимум. Металл для выполнения втулок велосипеда – титан, сталь и алюминий. Лучшие устройства – точеные и штампованные, литые – менее качественные и относятся к бюджетным. Крепление переднего колеса к раме осуществляется путем заведения концов втулки в перья, эксцентриками или болтами. Эксцентрик имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, снять и установить переднее колесо очень просто, с другой – вор может очень быстро демонтировать велоколеса.

Подшипники на втулках велосипеда различают 2 видов: промышленные и насыпные. Первый вариант более надежный и долговечный, но ремонтопригодность нулевая.

Втулка заднего колеса

Этот элемент велосипеда наиболее технологичный. Различают несколько их разновидностей.

  • Стандартные;
  • Планетарные, с переключением передач внутреннего типа;
  • Оснащенные тормозным механизмом. Как правило, это тормоза барабанного типа;
  • С креплением для ротора (тормозного диска)

Здесь всё устроено значительно сложнее. На отдельных моделях велобайков устанавливают втулки планетарного типа. Внутри такой конструкции запакована вся система передачи, подобно автомобильной. Эксплуатировать такое устройство удобно, но КПД его невысокий. К недостаткам относят высокую стоимость и довольно большую массу.

Самые дешевые модели велосипедов оснащены тормозными втулками. Внутри имеется тормозное или блокировочное устройство, срабатывающее от обратного движения цепи.

Спицы

Эти элементы обеспечивают прочность конструкции, его легкость и жесткость. В меньшей мере, они выполняют роль амортизаторов. С одной стороны, стержень спицы прикреплен к барабану втулки, с другой – к ободу, при помощи ниппель-гайки. В зависимости от разновидности спицевания, выделяют такие разновидности вилсетов:

  • Стандартные. Спицы титановые или из оцинкованной стали;
  • Карбоновые дисковые;
  • Моноблочные. В этих конструкциях спицами служат лопасти из углепласта.

Требования к спицам довольно жесткие. В стандартном велосипеде количество спиц 36 или 32. На отдельных спортивных велобайках ставят 24 или 28 спиц. Грузовые, а также трюковые модели велосипедов могут иметь 40 или48 спиц.

Этот элемент велосипеда представляет собой круглую раму из сложного профиля. С одной стороны, при помощи спиц, обод прикреплен к втулке, а с другой представляет собой базу для камеры и покрышки. Крепление резины осуществляется посредством специального паза (коробчатое) или при помощи вклейки (это практикуется на нешироких колесах шоссейников. До недавнего времени для ободов использовался П-образный профиль. Сегодня растет популярность двойных устройств. Для «экстремальных» моделей практикуют обода с 3, 4 и даже 5 камерами. Однако, такая техника далеко не дешевая. К тому же, многокамерные обода делают велик намного тяжелее. В шоссейных велосипедах обод имеет U-образную форму.

Самый распространенный материал для изготовления ободов – алюминиевый сплав. У морально устаревших моделей устройства стальные. На спортивных велобайках обода углепластиковые с цельными «лопастями» вместо спиц. Но есть и «обратная сторона медали»: высокая стоимость и ограниченная область использования. По бездорожью на таком велике не очень-то поездишь.

Покрышки (резина)

Наружная часть обода представлена покрышкой. Выбор покрышки, а, значит, и вида протекторов, зависит от стиля езды. Различают такие разновидности покрышек:

  • All terrain – покрышки со средними протекторами (универсальный вариант);
  • Слики, полуслики – покрышки с минимальными протекторами. Применяются на спортивных велосипедах для езды по асфальту;
  • Грязевые протекторы. Покрышка большой ширины, с нанесенным сложным рисунком. Этот вариант для бездорожья;
  • Зимние. Помимо протекторов, такие покрышки оснащены шипами из металла. Редкие металлические шипы дают возможность передвижения на велосипеде по снегу и обладают эффектом самоочистки. В особенности, это актуально для задних колес велобайков.

Виды втулок

Разные велосипеды могут иметь различные по устройству и функциональности задние втулки. Чаще всего на спортивных велосипедах стоят барабанные втулки. Они бывают следующих разновидностей: бестормозные со свободным ходом или без него и со встроенным задним тормозом со свободным ходом. Бестормозные чаще всего устанавливаются на спортивных скоростных великах, они по весу меньше и на скорости наличие свободного хода не даёт педалям вращаться. На шоссейных и горных велосипедах тоже бестормозные установлены, однако без свободного хода.

Способ фиксации втулки на раму велосипеда также может отличаться. Одни фиксируются на гайки, что дешевле, но менее удобно в обслуживании. Вторые — при помощи эксцентрика, они, конечно, дороже, но при необходимости снять колесо — достаточно просто отжать механизм крепления, возиться с гаечными ключами не надо.

Основные составляющие колеса

Стандартное велосипедное колесо состоит из нескольких основных частей:

  • втулка — центральная часть, за счёт которой обеспечивается крутящий момент. Внутреннее устройство задней втулки немного сложнее передней. Не каждую втулку можно разобрать в домашних условиях, некоторые вариации без специального оборудования и знаний лучше не трогать. А также к этой детали могут крепиться тормоза;
  • спицы, соединяющие втулку с ободом;
  • обод, на который монтируется шина;
  • шина.

Итак, если потребовался ремонт заднего колеса велосипеда или же просто пришла пора произвести обслуживание запчастей, необходимо прояснить порядок действий, которые следует проводить при съёме колеса.

Как устроен велосипед и из чего состоит – схема с названием деталей

Как устроен велосипед и из чего состоит – схема с названием деталей

Велосипед – практичное и по большей части универсальное средство передвижения. Это экономичный и удобный вид транспорта, который давно обосновался в городе, сельской местности и далеко за пределами дорог. Достаточно широко используется велосипед и в спортивных соревнованиях.

О его достоинствах можно говорить много. Однако стоит выделить очевидное преимущество – примитивность конструкции. Она проста и интуитивно понятна, поэтому велосипед популярен среди такого количества людей. Но его устройство не ограничивается рулем, колесами, рамой и педалями.

Из каких частей состоит велосипед

устройство велосипеда

«Анатомия» велосипеда имеет много общего с устройством автомобиля – все рабочие узлы и механизмы крепятся на несущей конструкции. Наглядно об устройстве двухколесного транспорта свидетельствует схема «Строение велосипеда». Из рисунка понятно, что все механизмы и основные узлы держатся на раме велосипеда.

А теперь расскажем более подробно о каждой детали.

Это ромбовидный каркас, собранный из нескольких составляющих:

  • передние и подседельная трубы;
  • верхние и нижние перья.

Передние трубы «сшиты» между собой в рулевой стакан, нижняя и подседельная труба вместе с перьями – в кареточный стакан, а перья между собой – в дропауты заднего колеса. Нынешний ассортимент велосипедов обусловливает классификацию рам:

  • городские модели – тяжеловесные, прочные и жесткие рамы;
  • горные модели – устойчивы к нагрузкам, прочные и мобильные;
  • шоссейные велосипеды – легковесные рамы;
  • спортивные велики – их рамы должны выдерживать колоссальные нагрузки, быть устойчивыми к механическим повреждениям;
  • трюковые модели – используются для ВМХ-велосипедов.

Что касается материала изготовления, то здесь на данный момент можно выделить в общей сложности два варианта: алюминий (бюджетный и наиболее распространенный) и карбон (самый дорогой и износостойкий).

Седло

велоседло

Здесь следует сразу обратить внимание на то, что правильно говорить именно «седло», а не «сиденье». Дело в том, что второй вариант подразумевает глубокую посадку человека, когда масса тела полностью распределяется по поверхности. На седло велосипеда приходится лишь частичная нагрузка. Во время движения масса тела должна равномерно распределяться между рулем, педалями и седлом.

При выборе следует ориентироваться на высоту подседельного штыря. Что касается болезненных ощущений в области паха, то они могут возникнуть после длительного отсутствия опыта езды на велосипеде. Предпочтение следует отдавать седлам анатомической формы от известных производителей.

Эта часть состоит из двух элементов: горизонтальной изогнутой трубы и вертикального штока. Руль бывает:

  • прямым;
  • изогнутым вверх или вниз;
  • «бараньи рога».
Читайте также  Как встать на дыбы на велосипеде

Вынос руля (может быть жестким и регулируемым) соединяет трубку с рулевым штырем. Это достаточно важный элемент велосипедной конструкции, к выбору которого нужно относиться со всей серьезностью. Неправильно подобранный вынос существенно увеличивает нагрузку на велосипедиста, а также влияет на некоторые технические моменты.

Рулевая колонка – неотъемлемый элемент системы велосипеда, который отвечает за вращение велосипедной вилки в головной раме. Бывает двух типов:

  1. резьбовая;
  2. безрезьбовая.

Первый вариант считается устаревшей и дешевой конструкцией, для монтажа и демонтажа которой понадобится разводной ключ. Безрезьбовые рулевые колонки встречаются в большинстве современных моделей – вилка легко вставляется и фиксируется в трубе рулевой рамы.

Грипсы

Это насадки на ручки руля. Данный элемент значительно повышает уровень комфорта во время езды, обеспечивая надежный хват. Грипсы бывают пластиковыми и резиновыми. Изготавливают их также из геля, пены, кожи, силикона или полиуретана. Предпочтение следует отдавать прочным изделиям, которые даже при намокании позволят уверенно держать руль.

Вынос руля

Он определяет расстояние руля от рамы – чем дальше его удаленность, тем более горизонтальное положение принимает велосипедист. Обсуждаемая деталь крепится к регулировочной трубе.

Шифтеры

шифтеры

Это один из элементов, отвечающих за переключение передач. Шифтеры, или манетки крепятся к рулю велосипеда. Их состояние определяет четкость смены одной передачи на другую.

Передний переключатель скоростей

Неприхотливая в обслуживании и износостойкая деталь, которая передает сигнал о переключении скорости с шифтера посредством тросика. Механизм перекидывает цепь между звездочками передней кассеты.

Задний переключатель скоростей

Механизм отвечает за безупречную смену скоростей. Он перекидывает шестерни задней кассеты. Это достаточно деликатная деталь, которая открыта всем «прелестям» плохой погоды: влаге, грязи, пыли и т.д. Поэтому ее состоянию нужно уделять много внимания.

Тормоза

Тормозная система велосипеда – важнейший узел, от состояния которого зависит безопасность велосипедиста и других участников дорожного движения. Наиболее распространенными являются:

  • ободные – «клещи», V-brake;
  • дисковые;
  • барабанно-втулочные.

Последний тип сегодня встречается крайне редко. Ободные представлены зажимными устройствами с колодками, которые оказывают давление на ободья, тем самым замедляя движение велосипеда. Дисковые состоят из закрепленного на втулку диска, привода и калипера, к которому крепятся тормозные колодки – этот тип является наиболее эффективным и распространенным. Дисковые тормоза не зависят от геометрии обода, они обеспечивают большую поверхность торможения и меньший ход колодки.

Колеса

Вот уж без чего нельзя представить велосипед. Они являются легкими, но прочными конструкциями, включающими:

  • обод;
  • камеру с покрышкой;
  • втулку;
  • спицы; .

Рассмотрим каждый элемент колеса более детально.

Велосипедная втулка

Она состоит из оси, подшипников и шайб. Втулка формирует и удерживает крутящий момент. Внутреннее устройство обсуждаемого заднего элемента гораздо сложнее, чем переднего, поскольку эта деталь отвечает за раскручивание колеса.

Обода

Это металлическое кольцо, которое крепится к втулке через спицы. Особенности геометрии обода вкупе со степенью натяжения спиц определяют устойчивость колеса к механическим повреждениям и силовым нагрузкам.

Ободья чаще всего изготавливают из алюминиевого сплава, спицы – из легких металлов с хромовым напылением.

шины велосипеда

Это гармоничный тандем камеры и покрышки. Первая представлена полым изделием из резины, которое накачивается воздухом до определенного уровня давления. Связь с «внешним миром» обеспечивается посредством ниппеля, через который происходит закачивание воздуха.

Покрышка или внешняя часть шины характеризуется наличием бортов, боковин и контактной части (протектора), которая соприкасается с поверхностью земли. Типы покрышек:

  • слики и полуслики (ими комплектуются шоссейники, они подходят для езды по ровным поверхностям);
  • дорожные (рисунок протектора средней выраженности);
  • с агрессивным рисунком протектора, который позволяет легче преодолевать неровную поверхность;
  • гибридные (из названия понятно, что шины имеют характеристики нескольких типов покрышек – они могут использоваться как для езды по ровной дороге, так и для преодоления бездорожья; значительно уступают агрессивному рисунку протектора).

Есть специфические шины с грунтозацепами по краям. На них вполне комфортно передвигаться по асфальту, но при езде по рыхлым поверхностям – равных им нет.

Педали

С их помощью усилие от ног передается на шатуны, каретку и передние звезды. Различают несколько типов педалей:

  • Классические. Универсальный тип, предназначенный для обычных велосипедистов.
  • Контактные. Они оснащены особенными вставками, которые предполагают использование специальной обуви. Благодаря этой особенности обеспечивается лучшее сцепление.
  • Экстремальные. Используются для комплектации спортивных байков. Они более толстые и широкие, отличаются наличием вставки-фиксатора.
  • Мини-педали.
  • Изделия, оснащенные ремешками.

Сегодня производители предлагают достаточно много вариантов исполнения педалей для велосипеда, поэтому каждый сможет индивидуально подобрать изделие, отвечающее всем требованиям.

Трансмиссия

Это ключевой механизм велосипеда, без которого он просто не поедет. Составляющие части:

  • ведущие звезды;
  • переключатели скоростей и шатуны;
  • педали;
  • задние шестерни;
  • каретка;
  • цепь.

За счет каретки обеспечивается свободное вращение. Ее узел находится в нижнем стакане рамы и является соединительным элементом для пары шатунов и передних звезд.

«Здоровью» трансмиссии велосипеда следует уделять повышенное внимание. Регулярный осмотр, чистка и смазывание элементов должны стать рутиной велосипедиста.

Заключение

Схема велосипеда на самом деле является достаточно простой конструкцией с небольшим количеством деталей и элементов. Но именно слаженная работа всех составляющих обеспечивает комфортное и безопасное катание. Зная, как устроен велосипед, вы сможете без труда ориентироваться в ассортименте запчастей и составляющих.

Юлия Салтрукович

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Из чего состоит велосипед – основные элементы конструкции

Из чего состоит велосипед – основные элементы конструкции

Велосипед — это комфортное транспортное средство, не загрязняющее окружающую среду и очень востребованное современными людьми. Независимо от типа велосипеда (горный, шоссейник, спортивный либо кантри-кросс) основные элементы конструкций совершенно идентичны.

В представлении обычного велосипедиста, конструкция не представляет сложности и состоит из: рамы, руля, сиденья (седла), цепи, колеса и педалей.

Рама — основная составляющая устройства велосипеда

Велосипедная конструкция напоминает устройство автомобиля. Основой этих двух транспортных средств является несущая конструкция (у велосипеда рама, у машины — кузов), на которой размещены главные и вспомогательные узлы. Рама байка выполнена в виде ромба и состоит из следующих деталей:

— перьев (верхних и нижних)

— верхних закрытых труб и нижних

— открытой передней трубы, имеющей изогнутую форму.

Рама изготовлена из прочного материала:

— Сталь — применяется в изготовлении сити-байков, которые используются при поездках по ровной поверхности. Это высокопрочный материал, однако, он тяжелый и недостаточно гибкий.

— Алюминий — применяется при производстве более дорогостоящих моделей, так как помимо высокой прочности, обладает и другими полезными свойствами. Это достаточно гибкий материал, который способствует созданию пассивной амортизации.

— Карбон (углеродное волокно) — используется при создании таких моделей, как горный, шоссейный либо спортивный велосипед и относится к премиум-классу. Такие байки, легкие по весу, обладают высокой маневренностью.

Из чего состоит велосипед – основные элементы конструкции

Колеса — движущая часть велосипеда

Эта составляющая байка играет одну из самых важных ролей в достижении высоких скоростей. Любой велосипед оснащен задним приводом, воздействующим на заднее колесо и приводящим его в действие. Переднему (ведомому) колесу отведена управляющая роль, именно оно удерживает раму в вертикальном состоянии.

Если другие детали велосипеда с течением времени претерпевали изменения и совершенствовались, то данная составляющая (колеса), практически остались неизменными со времен их изобретения. В состав колеса входит:

— Обод — кольцо, выполненное из алюминия, крепящееся к втулке с помощью спицы, противодействует динамическим нагрузкам. Кроме того, обод выполняет защитную функцию, предохраняя спицы, выполненные из легкого сплава от механических повреждений.

— Втулка — основная часть колеса, в состав которой входит ось, шайбы и подшипники. Основная цель — осуществлять и удерживать крутящий момент, участвуя в процессе раскручивания колеса. Задние втулки снабжены трансмиссионными звездочками. На дорожниках, кроме этого, в задние втулки помещен тормозной механизм.

— Шина — составляющая колеса, контактирующая с покрытием дороги. В ее состав входит камера (полое изделие, изготовленное из резины), ниппель (устройство, предназначенное для накачки камеры воздухом), и покрышки (часть шины с внешней стороны).

Покрышки

В зависимости от того, к какому типу относится байк, на колеса устанавливаются разного рода покрышки:

— слики и полуслики — на шоссейники и сити-байки, предназначенные для езды по ровным поверхностям,

— с агрессивным протектором — на горники,

— со средним рисунком протектора — на дорожники.

Существуют еще и гибридные покрышки, которые применяются для езды как на ровных дорогах, так и по бездорожью, однако, они не так надежны в плане проходимости, нежели агрессивные.

Помимо всего прочего, нельзя не упомянуть о катафотах (отражателях), применяемых в целях безопасности.

Читайте также  Ростовка шоссейного велосипеда таблица

3 покрышки

Система управления байка. Говоря о схеме велосипеда, нельзя упустить рулевой узел, который считается главной элементом системы управления. В него входят следующие детали:

— вилка — является связующим звеном между рулем и передним колесом,

-вынос — элемент, который определяет расстояние между рамой и рулем и прикреплен к регулировочной трубе. От удаленности руля зависит посадка (чем он дальше, тем положение ездока горизонтальнее),

— рулевая колонка — дает возможность вилке свободно вращаться (при поворотах).

Руль выполнен в виде изогнутой трубы, к которой крепится вертикальный шток, в зависимости от вида велосипеда форма руля может быть разной.

Трансмиссия и тормоза байка

Одним из самых сложных узлов является трансмиссия, выполняющая основную роль в приведении байка в движение. В состав трансмиссии входят следующие детали:

— каретка (связующее звено для шатунов и передних звезд),

— ведущие и задние звезды,

— шатуны (элементы, связывающие педали с кареткой) и педали (выполняющие роль опоры для ног),

— цепь (соединяет передние и задние звезды),

— переключатели скоростей и манетки (для управления переключателями).

колесо крупным планом

Не менее важной составляющей устройства велосипеда считаются тормоза. Существует несколько видов тормозных систем (ободные, дисковые, барабанно-втулочные).

Велосипед — сложный механизм, в состав которого входит много разных узлов. Важно, чтобы все составляющие были в исправном состоянии. Для того, чтобы осуществлять ремонт байка и подбирать нужные запчасти, необходимо иметь представление об его устройстве. Выбирая комплектующие, лучше ориентироваться на проверенные бренды, имеющие хорошую репутацию. К примеру, запчасти таких марок как Shimano или Sram. Те, кто любят экстремальную езду чаще всего предпочитают Sunday, Fit либо United. Для скоростных велосипедов отличным выбором станут комплектующие от Cinelli.

На сегодняшний день, многие любители велопрогулок выбирают велосипеды СТЕЛС. Ассортимент велосипедов этого производителя очень разнообразен (для взрослых, для детей, для мужчин и женщин). Это современные велосипеды, выполненные по европейским стандартам, имеющие привлекательный внешний вид и адекватную стоимость. Одной из последних разработок от СТЕЛС считается городской трехколесный байк для взрослых (STELS Energy). Данная модель подходит для городских поездок разной возрастной категории людей.

Выбирая велосипед, стоит обратить внимание на электрические модели. Особенно актуальны они для людей пожилого возраста, а также физически слабых. Байк подходит для поездок по городу, путешествий на длинные дистанции, а также для езды по пересеченной местности.

Заключение

Устройство байков разных видов незначительно отличается друг от друга, однако и примитивным его назвать нельзя. Схема действия у всех велосипедов общая, некоторые небольшие отличия (дополнительные элементы) присущи байкам-самоделкам.

Из чего состоит велосипед? | Устройство современного велосипеда

Первый велосипед, который изобрели в 1817 году, мало чем похож на современный байк. В отличии от своих прародителей, современный велик имеет гораздо большее количество узлов и агрегатов, которые добавляют комфорта и упрощают использование велосипеда. Знание его устройства поможет не только не испугаться внезапной поломки в дороге, но и не даст себя обмануть недобросовестным веломастерам! А еще, это действительно интересно и познавательно.

Из чего состоит велосипед

Содержание

Важнейший элемент велосипеда, от которого зависят ездовые характеристики: геометрия рамы определяет его предназначение, а также влияет на управляемость и стабильность в движении. От материала зависит комфорт и жёсткость конструкции.

Рама велосипеда может быть:

  • без амортизатора (хардтейл ” hardtale ” – с анг. “жёсткий хвост”)
  • С амортизатором – это уже будет двухподвес ( full — suspension – с анг. «полная амортизация).

Вилка

Первично предназначена для того, чтобы держать переднее колесо.

Все вилки можно разделять по следующим критериям:

  • Жёсткая (ригидная) или амортизирующая
  • Под какой диаметр колеса изготовлена
  • Ход вилки. Если вилка амортизационная, обычно равен значению от 100 до 200мм
  • Стандарт крепление тормоза. Под ободной или дисковый тормоз
  • Диаметр штока вилки. Чаще всего на современных велосипедах можно встретить прямые штоки диаметром 1.1/8” и конусные, где в нижней части диаметр штока равен 1,5”, а в верхней 1.1/8”.

устройство велосипедной вилки

Колёса

Как устроено колесо

Всегда круглые, и есть у каждого велосипеда!)

Каждое колесо состоит из:

  • Втулки
  • Спицы
  • Ниппеля
  • Ободья (обычно говорят – обода)
  • Ободная лента
  • Покрышки

колесо велосипеда

Втулки обеспечивают вращение колёс с помощью подшипников, спицы и ниппеля соединяют между собой втулку и ободья. Ободная лента крепится на внешнюю сторону обода и защищает камеру от возможных проколов изнутри об острые края обода.

Бескамерная резина на велосипеде

Колёса велосипеда могут быть как камерными, так и бескамерными.

В первом случае используется камера, которая держит давление, а сверху уже находится покрышка – абсолютное большинство велосипедов «с завода» выходит именно на камерах, хоть и может иметь подготовленные под использование обода.

Если колесо бескамерное, используют специальный бескамерный ниппель (не путать с ниппелями, которые держат спицы!), специальную герметичную бескамерную ободную ленту и герметик для устранения проколов.

Кривошипная система (система шатунов) и каретка

Состоит из шатунов и вала, вал иногда является частью каретки («квадрат», Octalink , ISIS ) а на современных системах обычно запрессован в правый шатун (системы стандарта Hollowtech 2 от Shimano ). К системе крепятся одна или несколько передних звезд, к шатунам крепятся педали. Каретка, как и втулки, содержит внутри подшипники (чаще всего – промышленные).

Органы управления

Рулевое управления

«Кокпит» (велосипедный сленг) включает в себя:

  • Руль
  • Вынос руля
  • Грипсы

руль велосипеда

От ширины и подъема руля зависит точность управления, а также посадка велосипедиста. Руль в свою очередь крепится к выносу руля, который также может обладать разным размерами – длинами и углами наклона. Грипсы (или рукоятки велосипеда) влияют на комфорт и удобство управления байком. Изготавливаются из различных материалов, различаются по типу закрепления на руле (с одним фиксатором, с двумя, без – держатся за счёт хороших фрикционных свойств материала).

Рулевая колонка

Предназначена для плавного и лёгкого вращения руля.

Рулевые колонки подразделяются по типу на:

  • Интегрированные (Integrated)
  • Полу-интегрированные ( Semi-intagrated)
  • Резьбовые

Состоит из подшипников, чашек, крышки рулевой, опорного и фиксирующего кольца.

В интегрированных рулевых чашки являются частью рамы.

Делятся на размеры, исходя из диаметра штока вилки (прямой, конусный).

Хорошая рулевая прослужит вам верой и правдой много лет! Скорее всего, даже переживет ваш велосипед.

Седло и подседельный штырь

В первую очередь седло должно соответствовать вашим антропометрическим параметрам. Если вам больно и не комфортно сидеть на седле вашего велосипеда – не спешите покупать огромное мягкое седло. Хоть вам и будет удобно, с физиологической точки зрения оно будет вам сильно вредить, особенно это касается мужской части населения.

Для того, чтобы подобрать седло правильно – вам необходимо измерить расстояние между вашими седалищными костями. Сделать это можно самостоятельно в домашних условиях или обратиться в специализированную студию, предоставляющую услуги по «настройке» вашей посадки – Bike Fit. От себя можем рекомендовать московскую студию Go Flow.

Подседельные бываю разных диаметров – подбирается под диаметр подседельной трубы рамы. Самые популярные типоразмеры: 30,9мм; 31.8мм; 27,2мм.

Также отличаются по материалам, из которых изготовливаются, но преимущественно – алюминиевые. Бывают регулируемыми (для таких дисциплин, как эндуро).

Система переключения передач

Включает в себя:

  • Переключатель передач (два или один)
  • Манетки (шифтеры)
  • Тросы и рубашки – связывают манетку с переключателем
  • Цепь – передает усилие с передних звезд на задние, а те, в свою очередь, на колесо
  • Передние звезда(ы)
  • Кассета или трещетка – располагается на втулке заднего колеса, состоит из набора шестернок (звезд)

система переключения передач велосипеда

Конфигурация системы переключения (количество и размер звезд в кассете, наличие переднего переключателя и т.д. и т.п.) зависит от назначения велосипеда.

Тормозная система

Велосипедные дисковые тормоза подразделяются на 2 типа по принципу работы:

  • Механические
  • Гидравлические

Вне зависимости от типа, каждый тормоз состоит из:

  • Тормозной ручки
  • Гидролинии или троса
  • Калипера (автомобильное название – суппорт)
  • Тормозного диска

На велосипедах с ободными тормозами отсутствует калипер – колодки подводятся напрямую тросиком. Обод выступает в качестве тормозной поверхности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: