Кто придумал велосипед - Pk-shturm.ru

Кто придумал велосипед

Кто изобрел велосипед и в каком году?

Кто изобрел велосипед и в каком году?

В вопросе изобретения велосипеда разные страны стараются присвоить эту заслугу именно себе. Множество источников отражает самые разные версии, каждая из которых в принципе имеет право на существование.

Но среди этого количества теорий две все-таки наиболее соответствуют истине.

Кузнец Ефим Артамонов

По одной из версий, первый велосипед – точнее, «двухколесная тележка» – появился в России в 1801-м году благодаря кузнецу Артамонову. Патент Артамонову не дали, хотя он и проехал на своем велосипеде около пяти тысяч километров. Про двухколесную тележку очень скоро благополучно забыли, поэтому общепризнанной версией остается авторство немецкого барона Карла фон Дреза.

Кто изобрел велосипед и в каком году?

История Ефима Артамонова увлекательна: считается, что этот крепостной в 1801-м году приехал в Петербург на коронацию императора на изобретенном велосипеде, и якобы получил вольную для себя и своей семьи за столь новаторскую конструкцию. Велосипед же был помещен в музей в Нижнем Тагиле.

Однако нет никаких письменных подтверждений, никаких документальных доказательств того, что эта история – не вымысел. Как, собственно, нет и документов, подтверждающих, что кузнец Артамонов вообще существовал.

Фон Дрез

Собранная фон Дрезом в 1814-м году конструкция получила название «машина для хождения». Выглядело это как двухколесный самокат из дерева, без педалей, с седлом и рулем. Чтобы привести конструкцию в действие, нужно было отталкиваться ногами от земли. Патент на изобретение барон фон Дрез получил в 1818-м. Именно фамилия изобретателя легла в основу термина «дрезина».

Барон фон Дрез служил в лесном управлении, руководство которого еще задолго до получения патента, сразу после демонстрации велосипеда в городе Карлсруэ, оказалось крайне недовольно «глупой» изобретательностью сотрудника. Барону пригрозили помещением под медицинский надзор. Но в 1816-м году, когда в середине лета внезапно и не один раз выпал снег, пропал урожай, и люди вынуждены были забить скот и лошадей, которых нечем было кормить.

Кто изобрел велосипед и в каком году?

Поскольку ездить больше было не на чем, деревянная машина фон Дреза обрела нешуточную популярность. Самокат понравился и принцу, который попросил короля Баварии наградить фон Дреза. Позже Дрез создал мясорубку, печатную машинку и ту саму тележку, которую называют дрезиной.

Примечательно, что фон Дреза в итоге обвинили в том, что он сумасшедший, потому что нормальный человек не стал бы придумывать «непонятные штуки». Изобретателя поместили под домашний арест, его имущество разошлось по рукам, и в 1850-м году фон Дрез умер в полном забвении и крайней нищете.

От простоты – к совершенству

Спустя несколько десятилетий, в 1840-м, шотландец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал изобретенную Дрезом конструкцию, добавив педали. Но широкой популярности работа Макмиллана не обрела. И лишь в 1853-м году Пьер Мишо запатентовал педальный привод, а также оснастил велосипед тормозом и седлом с пружиной. Такие велосипеды получили едкое название «костотрясы».

Несмотря на столь говорящую характеристику, на костотрясах даже проводили гонки, как, например, гонка в парижском предместье Сен-Клу в 1868-м году. С 1867-го года у велосипедов появляются колеса со спицами. Такую конструкцию колеса предложил некий Каупер. В 1868-м компания «Мейер и Ко» стала выпускать велосипеды с цепью.

На протяжении полутора десятилетий, вплоть до 1885-го года, были очень популярны велосипеды-«пауки» с огромным передним и маленьким задним колесом. Большой диаметр переднего колеса, к которому крепились педали. Обеспечивал высокую скорость передвижения – до 30 километров в час.

Кто изобрел велосипед и в каком году?

Недостатком этого велосипеда была плохая устойчивость – конструкция опрокидывалась при малейшей неровности дороги. Еще один этап в истории велосипеда – цепная передача с шестеренками разного диаметра. Модель получила название «кенгуру».

Пневматической шиной велосипед оснастил шотландец Джон Данлоп: он просто надел на колесо резиновый шланг и наполнил его водой, а уже позже придумал наполнить шланг воздухом и закрыть отверстие специальным клапаном. Со временем велосипеды постоянно совершенствовались, становились легче, маневреннее, комфортнее.

Сегодня мы можем выбирать самые разные варианты – дамские и мужские модели, шоссейные и горные, с переключением передач и без них. Велосипеды-тандемы и трехколесные модели, детские велосипеды и сложные конструкции, рассчитанные на несколько человек – все это сравнительно доступно и доставляет людям огромное удовольствие.

История велосипеда

Официальная история велосипеда началась в 1817 году после того, как немецкий профессор Карл фон Дрез создал и спустя год запатентовал первый двухколесный самокат, который был назван “машиной для бега”. Деревянный самокат, в дальнейшем в народе прозванный “дрезиной”, был снабжен двумя колесами и рулем, и в общем был похож на велосипед, но только без педалей.

velosip Изобретение Карла фон Дрез vPOKkOppXjQ «Машина для бега» Карла фон Дрез

Примерно в 1839-1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландской деревушки усовершенствовал “дрезину”, добавив ей педали и седло. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Велосипедист восседал на седле между передним и задним колесами, а передним колесом можно было поворачивать с помощью руля. По сути доработанный Макмилланом велосипед можно смело назвать первым прототипом нынешнего велосипеда, но к сожалению он остался совершенно не замеченным и малоизвестным.

800px-Mccallvelos Рисунки велосипеда Киркпатрика Макмиллана MacmillanBicycle Усовершенствования Киркпатрика Макмиллана 36-dalzell-vel-glasgowmus-a Велосипед Киркпатрика Макмиллана

Примерно в это же время, подобная идея посетила , молодого французского мастера по изготовлению детских колясок Пьера Лалмана. Он ничего на знал о разработках Макмиллана и в его машине нужно было педали крутить, а не толкать.

180

Изобретение Пьера Лалмана

В 1963 Лалман отправляется в Париж, где он и смастерил свою первую модель. А уже в 1864 году он, совместно с промышленниками братьями Оливье и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо, начинает массовый выпуск своего изобретения. Именно каретный инженер Пьер Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической, все предыдущие изобретения были деревянными, а по некоторым сведениям название “велосипед” придумал тоже Мишо. Спустя два года Лалман уезжает в Америку, где и запатентует свое изобретение.

velosiped-009 Пьер Лалман со своим изобретением 1280px-Michauxjun Велосипед Пьера Лалмана

В 1867 году изобретатель Каупер предлагает удачную конструкцию металлического колеса со спицами.

А в 1878 году английский изобретатель Лоусон вводит в конструкцию велосипеда цепную передачу.

Самые первые велосипеды похожие на нынешние назывались Rover — “Скиталец” и были сделаны в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли. Они выпускались с 1885 года по 2005 года. Велосипед, к большому удивлению тех времен, обладал цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами.

velosiped-4 Одна из первых версии Rover — “Скитальца” whippet Rover — “Скиталец”

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука. Они были гораздо совершеннее своих предшественников запатентованных в 1845 году. Благодаря новым каучуковым шинам велосипеды избавились от обидной клички “костотрясы” и это способствовало их популяризации. 1890-е годы были золотым веком велосипедов.

Хотя велосипеды того времени и стали в визуальном плане похожи на современные, то материалы из которых они были изготовлены были далеки от идеала. Так как нержавеющую сталь не умели еще варить, то рама и все металлические детали были изготовлены из ржавеющей стали и не были покрашены. Уход за таким велосипедом требовал трудоемкого ухода: чистка, смазка, промывание бензином или керосином после каждой поездки.

Читайте также  Как накачать велосипед автомобильным насосом

1327071119

vintagebikes11

В это же время появлялось множество модифицированных вариантов велосипедов: складной, алюминиевый, с разными колесами, тандемы, лигерад — велосипед которым можно управлять лежа.

Ordinary_bicycle01

18-лигерад Лигерад vintagebikes19 Тандем 20-века

vintagebikes22

x_500_453_6 Складной велосипед 111314_1917_5 демонстрация склодного велосипеда

1370189

За последние сто лет популярность велосипедов переживала свои пики и спады. Начиная с 1905 года популярность велосипедов начала падать из-за развития автомобильного транспорта. А к 1940 в Америке велосипед начали воспринимать как всего лишь игрушку для детей. А с конца 60-х велосипеды постепенно снова стали входить в моду, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.

Ниже я подобрала для вас фотографии велосипедов и велосипедистов прошлых столетий. Приятного просмотра.

История создания велосипеда: кто изобрел, эволюция, интересные факты

Своими руками

Сейчас велосипеды как никогда актуальны. Люди задумались об экологии, о безопасном для окружающей среды транспорте. Мало кто знает, что над созданием двухколесного средства передвижения работали на протяжении долгих лет. Сказать однозначно, кто изобрел велосипед, невозможно. Ведь над ним трудились многие, совершенствуя конструкцию из года в год.

Древние прототипы

Сложно сказать, кто изобрел первый велосипед. Конструкции, которые двигались при помощи мускульной силы человека, создавали в разные периоды времени.

Впервые о подобном средстве передвижения говорили еще при правлении Александра Македонского. Античные источники утверждают, что у Дионисия, правителя Сиракуз была повозка, называвшаяся гемаксионом и относящаяся к прототипам велосипедов. Позже такие устройства создавались в Риме.

На Руси первым изобретателем самокаток была Шамшуренкова. Конструкция напоминала телегу, рассчитанную на 1–2 пассажиров, с 4 колесами. Управлялась человеком, место для которого было предусмотрено сзади, оборудовано педалями. Кулибин усовершенствовал самокатку, сделав ее более легкой и маневренной. У его конструкции было 3 колеса и рычаг для поворотов.

В 1801 году крепостной Ефим Артамонов придумал велосипед на двух железных колесах и с деревянным сиденьем. Историки утверждают, что за свое изобретение крестьянин получил вольную и награду — 25 рублей от самого Александра 1.

В 1493 году Леонардо да Винчи нарисовал средство передвижения с 2 колесами, рулем, педалями и цепью. Правда, по его эскизу велосипед никогда не мастерили.

Считается, что в 1791 году Граф де Сиврак изобрел деревянный велосипед. Но многие современные историки уверены, что этот человек — вымышленное лицо. Соответственно, и средство передвижения он не создавал.

Велосипед по эскизу Леонардо да Винчи Велосипед Ефима Артамонова

История изобретения

Многие мастера создавали свои варианты современных велосипедов. Каждый вносил в конструкцию что-то новое, делая средство передвижения все более совершенным.

Барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Дрез фон Зауерброн представил свой велосипед в 1818 году в Париже. Это была двухколесная деревянная беговая машина с тормозами. Чтобы поехать, человеку нужно было отталкиваться ногами об землю. Педали в конструкции не предусматривались.

Изначально изобретение мало кого заинтересовало, но позже случай помог устройству барона завоевать популярность. Из-за плохого урожая пришлось вырезать всю скотину, так как нечем было кормить животных. Зарезаны были и лошади. Людям не на чем было ездить, на помощь пришла дрезина (так назвали конструкцию Дреза).

Изобретатель Киркпатрик Макмиллан из Шотландии в 1840 году модифицировал дрезину, снабдил ее сиденьем, педалями. Благодаря такому дополнению средство передвижения стало похоже на современные модели велосипедов.

Спустя 7 лет устройство еще раз доработал французский изобретатель Пьер Лалман. Он перенес педали на переднее колесо. Для того чтобы конструкция двигалась, их надо было крутить. Переднее колесо Пьер сделал больше, чем заднее.

Англичанин Джон Кемп Старли в 1884 году создал первый двухколесный велосипед, внешне очень похожий на современный. Он имел одинакового размера колеса, педали, руль, сиденье, цепную передачу.

Термин велосипед придумал Жозеф Нильсефор Ньепс, французский изобретатель.

1818 год 1840 год 1868 год 1884 год

Эволюция велосипеда

Сказать, кто изобрел велосипеды первым, как уже упоминалось выше, точно нельзя. В России (1800 год), Ефим Артамонов создал конструкцию весом 40 кг, высотой 1,5 м. На переднем колесе располагались педали, оно было в два раза больше заднего. Но запатентован изобретенный велосипед не был. Поэтому Артамонов не вошел в историю, как официально признанный создатель.

В 1840 году почти никто не пользовался двухколесным средством передвижения. А вот в 1880 году российских велосипедистов было уже около ста. Даже Александр II привез себе из Парижа такой транспорт. Правда, катался на нем император всего несколько раз.

1868 год. В Екатеринбурге у сына лесничего появилось деревянное двухколесное средство передвижения. Его для ребенка смастерил отец. В этом же году, в Париже, компания Мейер и К выпустила велосипеды с цепным приводом на заднем колесе.

1869 год. Интересное изобретение появилось в Воронеже. Оно имело колеса из дерева, окованные железом. Диаметр их существенно отличался — переднее было больше.

1878 год — появился велосипед из газовых труб. Его создал Генрих Мамиель. На колесах была резина. Вес конструкции составлял 36 килограмм.

1870–1885 годы — время велосипедов. Их называли пауками, то ли из-за спиц в колесах, то ли из-за согнутой позы, которую принимали все ездоки.

1884 год — стартовало производство велосипедов с двойным цепным приводом и одинаковым диаметром колес. Выпускала их компания Хиллман, Херберт и Купер.

В 1885 году популярностью пользовалось изобретение под названием Rover, сделанное Джоном Кемпом Старли. Оно подходило женщинам, подросткам — было низкое, с удобным сиденьем, цепной передачей. Переднее колесо было больше заднего.

1888 год. Джоном Данлопом, ветеринарным врачом из Европы, были придуманы каучуковые шины. Езда на двухколесном средстве передвижения стала более комфортной.

1890 год. Впервые стали делать конструкции с ромбовидными (замкнутыми) рамами. С этого момента и по сегодняшний день внешний вид этого транспорта оставался практически неизменным.

1898 год — изобретены педальные тормоза, механизм свободного хода. Теперь, когда велосипед разгонялся, крутить педали было необязательно — какое-то время он ехал сам.

Начало XX века — двухколесное средство передвижения оборудовали планетарным переключателем скоростей. А уже в 1970 году велосипеды стали делать из углепластика, титана. Это значительно уменьшало вес конструкции. В 1983 году систему переключения скоростей усовершенствовали.

Кроме привычного всем велосипеда, сегодня есть и другие подобные средства передвижения. Они отличаются друг от друга конструкцией, внешним видом. Это:

  1. Трицикл (3 колеса вместо 2).
  2. Трицикл-тандем (конструкция с 3 колесами, на которой могут катиться 2 человека одновременно: сиденья расположены одно за другим).
  3. Социабль (двухместное средство передвижение с 3 колесами, на котором сиденья находятся параллельно друг другу).

Сегодня велосипеды — одно из самых распространенных средств передвижения в мире. Доказан тот факт, что английские богачи в 2, 5 раза чаще ездят на них, а не на автомобилях. В некоторых странах, например, Германии, (Фрайбург, район Фаубан), другие транспортные средства вообще запрещены. Чтобы не ходить пешком, люди пользуются велосипедами.

Самые дорогие по стоимости двухколесные средства передвижения выпускает компания Aurumania. Конструкция покрыта золотом (24-карата) и украшена кристаллами Сваровски. Стоят они около 100 тысяч долларов.

Занимательные мифы

Не вся информация о создании первого велосипеда — правда. Самые популярные мифы, которым верят люди:

  1. Говорят, что Иван Кулибин изобрел первый велосипед. На самом деле это не так. Он сделал нечто другое — самоходный экипаж. Появившиеся своеобразное транспортное средство с 3 колесами и рычагом управления так и не стало популярным.
  2. Говорят, что Артамонов смог проехать 5 тысяч километров на своем изобретении и оставил его в музее Нижнего Тагила. После долгих проверок было выяснено, что велосипед, который находится в коллекции — ненастоящий, изготовлен намного позже. Из этого делается вывод, что изобретатель не преодолевал такое расстояние, а вся эта история — просто вымысел.
  3. Говорят, что Граф Сиврак создал самый первый из велосипедов в мире. Но историки доказали, что такого человека вообще не существовало. А был Джин Сиврак. Он действительно делал самоходные экипажи, но они не имеют никакого отношения к велосипедам.
Читайте также  Контактные педали и обувь для велосипеда

Помимо этих слухов есть и другие, порой противоречивые. Например, некоторые медики 19 века утверждали, что длительная езда на велосипеде способна привести к ослаблению потенции у мужчин. Современная медицина этот факт опровергает. Более того, поговаривали, что и девушкам такая езда грозит бесплодием. Это тоже неправда.

Видео


История создания велосипеда и кто его изобрел?

Велосипед — колёсное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали. Наиболее распространены велосипеды с двумя колёсами, но бывают и трёхколёсные велосипеды. Он стал использоваться как средство передвижения ещё до широкого распространения городского общественного транспорта, в том числе автобусов, троллейбусов и трамваев.
Также он популярен среди туристов и в спортивных целях. В современном мире также используют электропривод для увеличения области использования велосипеда.

Считается, что официальным родоначальником велосипеда является Карл фон Дрез, немецкий барон.
В 1814 году он собрал двухколесный деревянный самокат, главным отличием того изобретения от современных велосипедов было то, что у него не было педалей, человеку приходилось отталкиваться ногами от земли, чтобы передвигаться.
В 1817 году Карл фон Дрез получил патент на свое изобретение.

велосипед история развития

Кто изобрел первый велосипед?

Есть еще одна версия, что якобы русский изобретатель Ефим Михеевич Артамонов в 1800 году, изобрел велосипед и опередил немецкого барона на 14 лет.
История гласит, что патент Ефим Михеевич не взял на изобретение, но велосипед его работал исправно и проехал около 5000 километров.

первые деревянные велосипеды

История развития велосипеда.

В 1840 году некий Киркпатрик Макмиллан, шотландский кузнец, решил усовершенствовать велосипед и добавил ему педали.
Его работа не была оценена широкой публикой по достоинству.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДА И СОЗДАНИЯ

В 1853 году благодаря французу Пьеру Мишо был запатентован педальный привод, прикрепленный к переднему колесу.
В том числе велосипед обзавелся подпружиненным седлом и тормозом.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДА И СОЗДАНИЯ

В 1868 году в парижском пригороде Сен-Клу была проведена первая двухкилометровая гонка на велосипедах.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДА И СОЗДАНИЯ

В 1867 году изобретатель Каупер разработал новую конструкцию колеса со спицами.
Через год после этого события в Париже фирма «Мейер и Ко» начала производство велосипедов цепным приводом на заднее колесо.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДА И СОЗДАНИЯ

Когда появился первый велосипед с педалями?

В 1870 году появились велосипеды с большим передним колесом.
К переднему колесу прикреплялись педали, а заднее колесо было в разы меньше.
Далее в истории больше колесных велосипедов значится небольшое усовершенствование, английский изобретатель Лоусон добавил в конструкцию цепную передачу.
В 1880 году городская управа Петербурга зарегистрировала примерно сто таких велосипедов, а вскоре, через два года, они стали появляться и в Москве.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДА И СОЗДАНИЯ

В 1884 году большой рывок в технологии произвел шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп, который добавил пневматическую полую шину. Он надел на колеса поливной шланг и наполнил водой, но это сильно снизило скорость передвижения. Тогда он наполнил шланг воздухом, да еще и придумал специальный клапан, чтобы воздух не выходил из шины под собственным давлением.
В дальнейшей история развития велосипеда продолжалась уменьшением веса, увеличением скорость, повышением комфортности и прочность.
На данном этапе истории развития, велосипед это уже не просто способ развлечься, а это полноценный транспорт для передвижения по любой местности. А ассортимент на столько большой и разнообразный, что выбрать велосипед не так уж и просто.

Драмы науки: кто изобрел велосипед?

Знаете ли вы, что человек, создавший первый велосипед, был объявлен за это сумасшедшим? К сожалению, это так — в те времена к изобретателям относились с недоверием. Однако и после смерти ему долгое время не везло — историки предали его имя забвению, однако с воодушевлением сочиняли мифы об умельцах, якобы построивших данную машину первыми.

Тем не менее, героем моего рассказа будет не вымышленный, а реальный изобретатель велосипеда, барон Карл фон Дрез. Но перед тем как рассказать его трагическую историю, мне придется развеять одно заблуждение, которое до сих пор часто можно встретить на страницах отечественных учебников истории и научно-популярных книг. Оно заключается в том, что самым первым человеком, создавшим двухколесное средство передвижения, является Ефим Михеевич Артамонов, крепостной из села Верхотурье.

Будто бы он в 1801 году совершил первое путешествие на своем «самокате» из родного села в Петербург, прибыл на коронацию Александра I и, восхитив его своим изобретением, получил для себя и своей семьи свободу от крепостной зависимости. А сам велосипед в конце концов попал в Нижнетагильский музей-заповедник, где и пребывает по сей день.

Следует заметить, что при анализе документов того времени абсолютно нигде невозможно найти хотя бы одного упоминания имени «талантливого изобретателя» и хоть короткой записи о столь знаменательном событии. О нем молчит и камер-фурьерский церемониальный журнал 1801 года, и «повестка по случаю кончины Его императорского величества государя императора Павла Петровича», и описание коронации Его императорского величества Александра Павловича, и документы архивов канцелярии Н. Н. Новосильцева, созданной в 1801 году и занимавшейся рассмотрением технических изобретений, а также материалы о крепостных изобретателях, публиковавшейся в «Отечественных записках» П. П. Свиньина (1818-1830). Нет этого имени и в списках крепостных заводов в районе Нижнего Тагила. Словом, нет ни одного документа, говорящего о том, что Артамонов действительно существовал, и что он совершил первый в мире велопробег от Верхотурья до Санкт-Петербурга.

Более того, когда в конце XX века ученые проанализировали материал, из которого был сделан велосипед, хранившийся в Нижнем Тагиле, оказалось, что он был изготовлен из бессемеровской стали, и, следовательно, не мог появиться раньше 70-х годов XIX века. То есть и главный свидетель оказался «фальшивым». Но откуда же пошла легенда о крепостном умельце, и, главное, почему ей поверили?

Впервые об Артамонове упомянул уральский историк Белов в своей книге «Исторический очерк уральских горных заводов», вышедшей в 1896 году (то есть почти через сто лет после «велопробега»). В этой монографии без всяких ссылок на источники сообщается, что: «Во время коронования императора Павла I, следовательно в 1801 году, мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем своим потомством».

Историка абсолютно не смутило то, что Павел I на самом деле короновался не в 1801, а в 1797 году. Однако это «упущение» было исправлено И. Я. Кривощековым, который в 1910 году включил эти сведения со ссылкой на Белова в свой «Словарь Верхотурского уезда», заменив имя императора.

А дальше этот миф пошел гулять по страницам самых разных справочников и энциклопедий — дело в том, что в это время проводилась очередная кампания по борьбе с «низкопоклонством перед Западом», во время которой пытались доказать российский приоритет множества изобретений (и, кстати, в большинстве случаев, опираясь на реальные факты). Поэтому легенда об Артамонове оказалась весьма востребованной, и ее начали тиражировать.

Читайте также  Чем полезна езда на велосипеде

Венцом этого мифотворчества была статья в Большой Советской Энциклопедии о «талантливом самоучке», снабженная ложной ссылкой на книгу В. В. Данилевского «Русская техника», вышедшую в 1948 году (кстати, именно в этой статье Артамонова снабдили именем и отчеством, которые прежде нигде не упоминались, а также годами жизни — неудобно все-таки, такой изобретатель, и совсем без «паспортных» данных).

Итак, сегодня с уверенностью можно сказать, что никакого изобретателя Артамонова на свете не было. Впрочем, в истории велосипеда это обычное дело — кому только ни приписывали его изобретение! И знаменитому Леонардо да Винчи, и его ученику Джакомо Капротти, и такому же вымышленному, как и Артамонов, графу де Сивраку. Самое обидное, что в ряду этих «лжеизобретателей» велосипеда практически никогда не упоминают имя его настоящего создателя — вышеупомянутого барона Карла фон Дреза.

Этот интересный человек с 1810 года служил лесничим в месте недалеко от германского города Карлсруэ. Поскольку он неплохо разбирался в механике и математике, а также вынужден был постоянно объезжать на лошади огромные территории,ему пришла в голову идея создания машины, которая помогла бы людям передвигаться на большие расстояния, но при этом не требовала бы особого ухода. И вот, 17 февраля 1818 года барон Карл фон Дрез запатентовал свое первое изобретение — самокат, оснащенный седлом и рулем, который он назвал «машиной для ходьбы».

Впрочем, согласно документам, машина была продемонстрирована жителям родного города Карлсруэ еще раньше. Газеты того времени повествовали о том, что весной 1816 года барон лихо промчался на своем изобретении порядка 14 миль со скоростью девять миль в час. Правда, полноценным велосипедом эту машину считать было нельзя — скорее, оригинальным самокатом с сиденьем и рамой. Кстати, эта рама была деревянная, и подвижный руль уже присутствовал. Тем не менее, у велосипеда фон Дреза еще не было педалей, поэтому ездить на нем было можно, отталкиваясь ногами от земли.

Однако вот что самое интересное — после демонстрации своего изобретения начальство местного лестного управления вызвало барона к себе и пригрозило ему увольнением и даже помещением под медицинский надзор, если он и впредь будет изобретать всякие нелепые штуковины и позорить свое ведомство перед всей Германией. Барон, для которого потерять место было равносильно голодной смерти (его семья была небогата), вынужден был согласиться на требования начальства. Так бы никто и не узнал об изобретении гениального лесничего, если бы не… погодная аномалия 1816 года.

В тот год в течение лета несколько раз выпадал снег, урожай был практически убит на корню, и крестьяне вынуждены зарезать весь домашний скот, поскольку его нечем было кормить. А вскоре такая же участь постигла и лошадей. В результате ездить стало не на чем, и тут люди и обратились к деревянной машине фон Дреза. А дальше — больше: чудо-самокат понравился кронпринцу баварскому, и он попросил своего отца, тогдашнего короля Баварии, наградить изобретателя, проживающего в соседнем герцогстве. Благодаря поддержке августейших особ фон Дрез смог «продвинуть» свое изобретение и одержать полную победу над тупыми и зашоренными чиновниками лесного ведомства.

Однако они не забыли ему этого унижения и ждали той минуты, когда можно будет взять реванш. А представилась им такая возможность не скоро — фон Дрез долгое время был весьма популярен как изобретатель, поскольку велосипедом он не ограничился. Вскоре он создал мясорубку современного типа, печатную машинку с 16-ю клавишами и тележку, которая ездила по рельсам, названную по его фамилии дрезиной (первый вариант дрезины приводился в движение мускульной силой с помощью рычагов). Однако позже шанс отомстить фон Дрезу все-таки появился.

Дело в том, что изобретатель весьма сочувственно отнесся к революции 1849 года в Германии. После ее подавления фон Дреза не тронули, однако все высокие покровители от него отвернулись. И вот тут-то врагам, наконец-то, удалось добиться того, что изобретателя признали сумасшедшем. Причем главным аргументом в пользу этого вердикта были… его изобретения. Логика тогдашних немецких чиновников просто поражает: они рассуждали, что нормальные люди не изобретают всякие непонятные штуки. А раз фон Дрез их создал, то значит, он сумасшедший.

После этого изобретателя поместили фактически под домашний арест, а все его имущество и финансы быстро отдали в опеку и растащили. Это окончательно сломило фон Дреза, и в 1850 году человек, подаривший миру велосипед, скончался в полном забвении и нищете. Но, что самое печальное, в течение еще многих лет о его приоритете никто не вспоминал — люди предпочитали выдумывать разных Артамоновых и де Сивраков, которые совершенно заслонили от неспециалистов имя того, кто действительно изобрел «машину, передвигаемую силой мускулов»…

Остается лишь добавить, что педали к велосипеду впервые догадался приделать шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан в 1840 году. Однако его модель не получила распространения и вскоре была забыта. Второй раз педальный велосипед был сконструирован в 1863 году французским инженером Пьером Лалманом. Это был тот самый знаменитый «паук» с педалями на переднем колесе. Кстати, нижнетагильский «самозванец», приписываемый Артамонову, как раз представлял собой лалмановский велосипед, который, видимо, действительно был изготовлен каким-то местным умельцем «пиратским» способом, в обход патентных требований.

Итак, фон Дрезу не везло не только при жизни, но еще и некоторое время после смерти. Однако немецкие чиновники, расправившиеся с изобретателем, тоже не добились своего — сейчас велосипед является чуть ли не самым популярным средством передвижения. Не зря говорят, что высокопоставленный дурак может затормозить прогресс, но остановить его он не в силах…

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: