Механизм переключения скоростей на велосипеде

Переключатели передач для многоскоростных велосипедов

Использование большого количества передач (скоростей) на велосипеде позволяет передвигаться с наименьшими затратами энергии вне зависимости от дорожных условий, выбирая оптимальное соотношение частоты вращения педалей (каденса) и усилия, прилагаемого к ним. Для современных многоскоростных велосипедов характерно наличие 16-30 передач: 2-3 ведущих звезды в системе и 7-10 звезд в кассете, или 3-14 передач для случая внутреннего переключения.

Втулка с внутренним переключением передач

Типы переключения передач

Существует два принципиально различных типа: внутреннее и внешнее переключение передач. Механизмы внутреннего переключения – это так называемые втулки с внутренним переключением передач (internal gear hub). Их планетарный механизм целиком спрятан в корпусе втулки заднего колеса. К элементам внешнего переключения передач можно отнести ведущие и ведомые звезды и переключатели передач. О внешних переключателях и пойдет речь. Подобные системы распространены наиболее широко по причине их относительной простоты и небольшого веса. Кроме внешнего и внутреннего переключения, существуют и комбинированные варианты, например SRAM DualDrive и Shimano Intego.

Задний переключатель передач

Основные параметры современного переключателя передач – соответствие типу велосипеда, количество передач, на которое он рассчитан, максимально-допустимый размер наибольшей звезды (max sprocket), емкость переключателя (capacity) и относительный ход управляющего троса. Например, переключатели Shimano делятся на переключатели для шоссейных (до 27 зубьев в большой звезде) и горных (от 28 до 34 зубьев) велосипедов. Максимально-допустимый размер звезды – размер, при котором верхний ролик не задевает за зубья звезды (характерные значения для современных переключателей для MTB – 34 зуба). Емкость переключателя – суммарная разница между самыми большими и самыми маленькими звездами кассеты и системы, которая может быть отработана переключателем без провисания или заедания цепи. Емкость определяется длиной рамки натяжителя. Для MTB это 33-45 зубьев (44-22=22 спереди и 34-11=23 сзади, итого 22+23=45). Относительный ход переключателя – соответствие между ходом управляющего тросика и поперечным перемещением рамки с роликами. Например, задние переключатели Shimano и SRAM 1:1 по этому показателю несовместимы, так как относительный ход тросика у переключателей SRAM больше.

Задний переключатель передач

Роль заднего переключателя передач состоит в переброске цепи со звездочек одного размера на звездочки другого для обеспечения необходимого передаточного числа привода велосипеда. При этом происходит изменение длины свободной ветви цепи. Таким образом, переключатель должен еще и регулировать ее длину, выбирая излишек. Для этого служит рамка натяжителя цепи с двумя закрепленными на ней роликами. Перемещением цепи в перпендикулярном плоскости звездочек направлении заведует параллелограммный механизм, перемещающий рамку с роликами и, следовательно, цепь.

Крепление переключателя может быть прямым, на съемный или несъемный петух велосипедной рамы, или через переходник, зажимаемый гайкой крепления заднего колеса. Последний вариант встречается лишь на оборудовании самого начального уровня. Подвод тросика осуществляется прямо через ограничитель или через специальный ролик, что характерно для переключателей из группы Comfort. Переключатели для горных и гибридных велосипедов высокого уровня обычно имеют грязезащитные кожухи на тросике.

Для обеспечения относительного постоянства расстояния от верхнего ролика до звезд кассеты, параллелограммный механизм большинства современных переключателей имеет плоскость движения расположенную по диагонали к оси звезд. Сами ролики обычно пластиковые, на переключателях верхних групп керамические. Стальные ролики уже ушли в прошлое. Шарикоподшипники в роликах также применяются лишь на верхних моделях переключателей.

Переключатели с прямой и обратной тягой

В последние годы компания Shimano активно продвигала задние переключатели передач с обратной пружиной (Low Normal): тросик заводит цепь на малые звезды кассеты, а пружина возвращает ее на большие, что сделано для унификации направления движения с передним переключателем, но дает посредственные результаты при переключении передач под нагрузкой или в грязи. Такие переключатели сейчас существуют в четырех верхних группах горного оборудования: XTR – Deore. Их оптимально использовать совместно с манетками Dual Control. Традиционные же переключатели с прямой пружиной (Top Normal), которые присутствуют во всех горных и шоссейных группах навески Shimano кроме XTR и у других производителей, оптимально комбинировать с классическими триггерными манетками RapidFire Plus.

Передний переключатель передач

На передний переключатель, в отличие от заднего, возложена лишь функция переброски цепи со звезды на звезду. А, учитывая невозможность добиться качественной работы переднего переключателя из-за работы верхней ветви цепи под нагрузкой, конструкция его очень проста: рамка, сквозь которую проходит цепь, перемещаемая параллелограмным механизмом.

Передний переключатель передач с креплением на каретке

Основные параметры переднего переключателя – направление подвода управляющего тросика, способ его крепления на раме велосипеда и угол установки (угол между подседельной трубой и плоскостью нижних труб заднего треугольника рамы). Тросик к переключателю может подводиться сверху или снизу. Это зависит от расположения креплений тросика на раме велосипеда. Первый вариант предпочтительнее. Большинство переключателей рассчитаны на один конкретный вариант, но есть и универсальные. Крепиться переключатели могут хомутом на подседельной трубе или пластиной, зажимаемой правой чашкой каретки или картриджа. В случае переключателя на хомуте, последний может быть расположен выше или ниже рамки переключателя. Многие модели существуют во всех трех вариантах. Это связано с невозможностью установки некоторых типов переключателей передач на велосипеды с различными видами задней амортизационной подвески или использованием рам нетрадиционных форм. Хомуты могут быть рассчитаны на подседельные трубы разного диаметра, что также необходимо учитывать (характерные значения 28-34 мм). Необходимо учитывать и угол установки переключателя для избежания зацепления рамки за раму (характерные значения 63-66 или 66-69°).

Передний переключатель передач SPCMСамые продвинутые переключатели передач имеют независимое движение внешней и внутренней пластин рамки. Неплохо, если переключатель имеет сектор, по которому обкатывается подводящий тросик, как это сделано в Shimano Deore, что позволяет продлить срок службы тросика.

С 2002 года среди оборудования Shimano появились передние переключатели с системой SPCM (Shimano Power Change Mechanism), суть которой заключается в том, что усилие для переключения передач отбирается от вращающихся педалей, а управляется система лишь парой кнопочек.

Материалы

Переключатели Shimano обычно изготавливаются из сталей и алюминиевых сплавов, доля которых увеличивается по мере повышения группы. Часть переключателей SRAM изготавливаются с использованием композитных деталей, что позволяет снизить их вес, но повышает хрупкость.

Ремонт переключателя скоростей на велосипеде

Поломка заднего или переднего переключателя скоростей — одна из частых проблем, с которой сталкиваются велосипедисты. Как правило, этому способствуют:

  • деформация петуха;
  • износ кассеты или цепи;
  • люфт переключателя передач;
  • сточенные зубцы роликов;
  • повреждения рубашек и тросиков и прочие причины.

Вследствие этого регулировка велосипедных переключателей затруднена. Чтобы устранить проблему, необходим ремонт механизма. Наша компания предлагает:

  • настройку системы переключения;
  • чистку привода;
  • регулировку длины цепи и ее натяжения;
  • замену самого элемента, а также его составляющих (манетки, суппорта, кассет, трещетки).

Ремонт других составляющих

Цены на ремонт велосипедов

Артикул Услуга Описание Стоимость
СВ020 Снять и/или установить передний переключатель Снять и/или установить передний переключатель с настройкой. 400 руб.
СВ022 Настройка переднего переключателя передач Настройка переднего переключателя передач 300 руб.
СВ023 Настройка заднего переключателя передач Включает в себя настройку заднего переключателя 300 руб.
СВ028 Замена рубашки и/или троса переключения Замена рубашки и/или троса переключения за один переключатель, настройка. 400 руб.
СВ029 Снять и/или установить монетку Снять и/или установить монетку (механизм переключения передач), настройка. 200 руб.
Читайте также  Польза велосипеда для здоровья

Почему выбирают Велоград?

Проверка скоростей, тормозов, колонки рулевой, втулок колес, кареточного узла и педалей. Вы получите подробную консультацию нашего сотрудника для определения причины поломки.

Предлагаем широкий перечень услуг по доступной стоимости. Все цены указаны в прайс-листе, поэтому вы можете убедиться в выгодности предложения самостоятельно.

Ремонт в кратчайшие сроки

Устраняем поломку быстро и качественно. Даже для избавления от серьезных неполадок требуется минимальное время. Срочность заказа никак не влияет на цену.

Гарантия на работу

Мы уверены в качестве выполненного нами ремонта — его проводят настоящие профессионалы своего дела. Срок для бесплатной замены зависит от конкретной ремонтируемой детали.

Мы располагаем всем оборудованием и материалами для обслуживания скоростных велобайков. Также у нас в наличии и под заказ имеется большой выбор комплектующих для велосипедов разных производителей, поэтому, если вы сами занимаетесь заменой и установкой деталей, у нас вы можете приобрести нужные для этого запчасти.

Механизм переключения передач

Механизм переключения передач — часть механической коробки передач (МКП), позволяет водителю выбирать нужную передачу вручную, передает усилие с рычага переключения на муфту, блокирующую выбранную ведомую шестерню на вторичном валу КП. Механизм переключения передач может дополняться устройством автоматического выключения сцепления, в этом случае говорят о полуавтоматической КП (или о КП с полуавтоматическим управлением).

Содержание

Типы механизмов переключения передач

По типу механизма выбора передач МКП подразделяются на селекторные, в которых передачи выбираются рычагом, перемещаемым по Н-алгоритму, как в большинстве автомобилей, и секвентальные, в которых передачи выбираются последовательно от низшей к высшей и обратно перемещаемым в одной плоскости рычагом — как в большинстве мотоциклов.

Механизм переключения передач 1.jpg

В классическом случае у автомобиля с МКП рычаг переключения передач, расположен на верхней или боковой крышке коробки передач. Поскольку компоновка автомобиля с передним расположением двигателя и задними ведущими колесами предполагает смещение КП ближе к подкапотному пространству, конструкторам приходится либо удлинять рычаг переключения, либо использовать промежуточные рычаги-удлинители. К достоинствам такой МКП с расположением рычага переключения непосредственно в крышке картера можно отнести четкость срабатывания, хорошую обратную связь, благодаря которой водитель тактильно ощущает, какая передача включена в данный момент и сработал ли механизм переключения, невысокий уровень вибраций на рычаге. Недостатком такого расположения рычага является нерациональное использование пространства кузова — конструкторам приходится выстраивать напольную нишу на полу кабины и выделять часть пространства под перемещения рычага КП.
В автомобилях вагонной компоновки (минивэны, микроавтобусы, автобусы), длиннобазных, специального назначения, с заднемоторной и среднемоторной компоновкой, переднеприводных используют дистанционное управление МКП. Рычаг переключения при этом располагается на полу, на панели приборов или под рулем. Во всех случаях рычаг соединен с ползунами, перемещающими муфты КП, тягами или «кулисами». Применение тяг облегчает планирование внутреннего пространства кузова автомобиля, но усложняет механическую часть автомобиля. Недостатки таких механизмов: увеличенное усилие на рычаге переключения из-за сил трения в тягах, разбалтывание шарниров «кулис», в результате чего снижается четкость переключения передач, а также необходимость смазки и обслуживания дистанционного привода ползунов.
В автомобилях с заднемоторной и среднемоторной компоновкой (в частности, в спорт-карах и автобусах) иногда применяют электромеханический или пневматический привод механизма переключения КП. В этих случаях механизм переключения оснащают дополнительными механизмами полуавтоматического управления сцеплением.

Механизм переключения передач 2.jpg

Секвентальные МКП наибольшее распространение получили на мотоциклах, где передачи переключаются движением ножного рычага вниз и вверх. Иногда такими механизмами оснащаются переднеприводные автомобили. Рычаг коробки передач у таких машин перемещается вперед и назад, Н-образный селектор отсутствует. Главным недостатком секвентального механизма является невозможность быстрого выбора нейтральной передачи — для этого приходится переключать МКП последовательно на две-три ступени «сверху вниз». Для облегчения выбора нейтрали в секвентальных мотоциклетных МКП предусмотрены промежуточные ступени. Основное нейтральное положение секвентального рычага находится между первой и второй передачами, дополнительное — между второй и третьей (реже между третьей и четвертой передачами).

Селекторные механизмы переключения МКП

Какое бы устройство ни имел селекторный механизм переключения — с рычагом, встроенным непосредственно в крышку картера КП, или с дистанционным управлением тягами — принцип действия остается единым. Рычаг переключения передач перемещается в двух плоскостях. Поперечным перемещением рычага водитель выбирает вилку ползуна, воздействующего на муфту переключения, продольным перемещением — перемещает муфту и блокирует выбранную шестерню вторичного вала, то есть «переключает передачу».
Обычно центральное положение рычага МКП фиксируется пружинами. Это положение соответствует нейтральной передаче, то есть вторичный вал КП отключен от ведущего, первичного вала. Автомобиль либо стоит на месте, либо движется за счет сил инерции, накатом.
Н-образный селектор МКП, являющийся общепринятым стандартом, работает следующим образом. Для включения первой передачи в 4-ступенчатой коробке водитель перемещает рычаг влево и вперед — выбирая вилку и через нее ползун включения первой передачи и потом сдвигая муфту включения к шестерне первой передачи вторичного вала КП. Зубчатые венцы муфты и шестерни входят в зацепление (через синхронизатор КП), шестерня блокируется на валу. Плавно отпустив педаль сцепления и прибавив обороты двигателя педалью акселератора, водитель трогает машину с места.
Набрав скорость, водитель выжимает педаль сцепления и переводит рычаг МКП из верхнего левого положения в нижнее левое — включается вторая передача. В продольной плоскости нейтрали находятся две следующие высшие передачи — вверху третья, внизу четвертая.
Задняя передача включается переводом рычага в крайнее правое положение через преодоление сопротивления блокирующей пружины (она предотвращает случайное включение заднего хода во время движения автомобиля вперед), затем сдвигает рычаг вперед, перемещая шестерню заднего хода, которая входит в зацепление с соответствующими шестернями промежуточного и вторичного валов. Если принцип работы селектора принят всеми автопроизводителями за основу, то расположение передач на Н-образном селекторе не стандартизировано. Передачи могут включаться в другом порядке — первая влево вниз, вторая влево вверх, третья влево вниз, четвертая влево вверх.
В пятиступенчатых МКП разнообразие расположения передач на селекторе еще больше. Первая скорость может располагаться в одной плоскости селектора с включением заднего хода. Либо там же может располагаться пятая передача. Селектор заднего хода может иметь угловое, а не линейное перемещение. И так далее — решений достаточно много, но все они укладываются в общепринятую реализацию Н-образного селектора.
Следует заметить, что помимо Н-селектора в автомобилях применяются и другие схемы управления МКП. В автоматизированных МКП с традиционным селектором рычаг переключения может перемещаться только вперед и назад, как в секвентальных механизмах. Пример такой машины — автомобиль Bugatti Veyron.

Подрулевые механизмы переключения КП

В автомобилях с МКП и подрулевым расположением рычага переключения применяются те же схемы переключения с Н-образным селекторным механизма выбора передач. Но иногда в нейтральном положении рычаг переключения не располагается напротив селектора высших передач. В этом случае для включения первой-второй передач рычаг выдвигают на себя, для включения третьей-четвертой — отжимают от себя. Так переключались передачи на довоенных и послевоенных американских легковых автомобилях.
В отечественном автомобиле ГАЗ-21 нейтральное положение рычага находилось напротив селектора высших передач. Скорости переключались: на себя вверх — задний ход, на себя вниз — первая передача, от себя вверх — вторая передача, от себя вниз — третья, прямая передача.
В наш дни подрулевое расположение рычага переключение передач МКП вышло из употребления. Подобное решение применяется лишь в редких моделях минивэнов для американского и японского рынков. В то же время подрулевое расположение селектора автоматической КП популярно в Америке и в Японии. В автомобилях для европейского рынка чаще применяют напольное расположение рычага селектора АКП.

Читайте также  Как узнать диаметр колеса велосипеда

Прослеживаемость товаров с 2021 года: за чем будут следить и как с этим жить

С 1 июля 2021 года в работе тех, кто импортирует или продаёт прослеживаемые товары, многое поменяется: система прослеживаемости перейдёт из экспериментального режима в рабочий. В налоговую надо будет сдавать отчёт об операциях с такими товарами, различные уведомления, выставлять счета-фактуры с новыми реквизитами. Рассказываем, кого это касается и как теперь работать.

Прослеживаемость заработала с 8 июля. Правительство приняло все постановления. Читать подробнее.

На вебинаре Экстерна эксперт Ирина Одарич подробнее рассказала, как будет работать система прослеживаемости, и ответила на вопросы пользователей.

Что такое прослеживаемость товаров

Система прослеживаемости товаров — очередная мера контроля от государства. С её помощью будут следить за движением товара от производителя к конечному покупателю. Так государство сможет противостоять серому импорту и нелегальному обороту.

Правила прослеживаемости вступают в силу с 1 июля 2021 года. Они утверждены Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ.

Прослеживаемость — это не маркировка. Отличие в том, что при прослеживаемости следят не за каждой единицей ввезённого товара, а за всей партией сразу. Отслеживать будут по документам — специально для этого вводят новые формы, дополняют реквизиты привычных регистров и даже меняют декларацию по НДС.

Кого это касается

В первую очередь тех, кто ввозит товары из списка из-за границы. Но следить будут не только за импортом, но и за тем, что с таким товаром происходит дальше. Поэтому отчитываться придётся и другим участникам товарооборота внутри России: тем, кто перепродаёт, утилизирует, конфискует, передаёт, вывозит прослеживаемые товары из страны.

Система прослеживаемости распространяется и на организации, и на предпринимателей. Система налогообложения значения не имеет.

Список прослеживаемых товаров (Приложение к постановлению Правительства РФ от 25.06.2019 № 807):

  • бытовые холодильники и морозильники, другое холодильное и морозильное оборудование, тепловые насосы;
  • автопогрузчики с вилочным захватом и другие погрузчики, тягачи, используемые на ж/д станциях;
  • бульдозеры, грейдеры, самоходные планировщики, трамбовочные машины, дорожные катки, погрузчики с одним ковшом, экскаваторы;
  • бытовые и промышленные стиральные машины;
  • мониторы и проекторы, которые используются в системах автоматической обработки данных, телеприёмники, мониторы и проекторы, без встроенной телеприёмной аппаратуры;
  • транспортные средства промышленного назначения;
  • детские коляски;
  • детские кресла безопасности.

Новые реквизиты для прослеживаемости

РНПТ — это регистрационный номер партии товара. С его помощью налоговики будут отслеживать движение товаров. Указывать РНПТ нужно будет в счетах-фактурах, УПД, отчёте об операциях с прослеживаемыми товарами и в декларации по НДС.

Порядок получения РНПТ зависит от того, откуда товар попал в Россию:

  • Ввоз из стран ЕАЭС. Налогоплательщик направляет в инспекцию по месту учёта уведомление о ввозе. Налоговая присваивает РНПТ, который затем плательщики НДС указывают в счетах-фактурах, а неплательщики — в отгрузочных документах.
  • Ввоз из стран, не входящих в ЕАЭС. Налогоплательщики сами формируют РНПТ из номера грузовой таможенной декларации (код таможенного органа/дата регистрации декларации/её порядковый номер) и номера партии (32 графа). Если в ГТД несколько партий, РНПТ присваивается каждой. Уведомлять налоговую не надо, это сделает ФТС.
  • Товар был в остатках, когда ввели прослеживаемость. Налогоплательщик подаёт в налоговую уведомление об остатках таких товаров в любой срок, но до их продажи.

Ещё два новых реквизита для прослеживаемости — единица измерения и количество прослеживаемого товара. Подходящие единицы измерения определяются по ОКЕИ.

Новые реквизиты надо указывать в счетах-фактурах, УПД, декларациях по НДС, журналах учёта полученных и выставленных счетов-фактур и всех новых отчётах, введённых для системы прослеживаемости.

Новая отчётность для участников системы прослеживаемости

Появились новые формы, которые надо будет сдавать в налоговую по ТКС — это отчёт об операциях с прослеживаемыми товарами, уведомление об остатках таких товаров, об их вывозе в страны ЕАЭС или ввозе из них.

Формы документов и порядок их заполнения утверждены письмом ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@. Разберём все подробнее.

Отчёт Кто сдаёт Срок сдачи Примечание
Уведомление о ввозе (КНД 1169008) Импортёры прослеживаемых товаров из ЕАЭС в Россию и территории под её юрисдикцией Пять дней с даты постановки товаров на учёт На основании уведомления налоговая присвоит РНПТ на каждую партию. Его сообщат по ТКС не позднее дня, следующего за днём получения уведомления
Уведомление об остатках (КНД 1169011) Налогоплательщики, у которых в остатках есть прослеживаемые товары До реализации товаров (строгого срока нет) Подтвердить наличие товара можно актом инвентаризации или даже бухгалтерской справкой-расчётом, если нет других документов
Уведомление о перемещении (КНД 1169009) Экспортёры прослеживаеых товаров из РФ в государства ЕАЭС Пять дней с даты отгрузки товара Можно подать одно уведомление на вывоз товаров с различными РНПТ, если уведомление о ввозе заполняли на каждую партию отдельно
Отчёт об операциях с товарами Сдают спецрежимники и плательщики НДС при выбытии товара или покупке прослеживаемых товаров у неплательщиков НДС Ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. Особое внимание налоговые органы обратят на выход товара из системы прослеживаемости

Все отчёты и уведомления надо сдавать в электронном виде через операторов ЭДО в налоговую по месту учёта. Если в уведомлениях и отчётах обнаружены ошибки или просто изменились какие-то факты, надо подать уточнённые уведомления. Например, уточнённое уведомление об остатках подаётся, если на складе нашёлся товар, который изначально в нём не указали, а уточнённое уведомление о перемещении — если покупатель вернул товары, переданные на экспорт.

Когда товар перестанут прослеживать и снова начнут

Есть четыре случая, в которых прослеживаемость товаров прекратится (Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ):

  • товары выбыли из оборота, в том числе были переданы в производство, утилизированы, конфискованы и пр.
  • товары проданы физлицам для личных нужд, а не для ведения бизнеса;
  • товары вывезены из РФ;
  • товары исключены из списка прослеживаемых.

Но вот если товары будут возвращены, прослеживаемость возобновится (Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ). Такое возможно, если они не были использованы в производстве, покупатель-физлицо вернул товар или их вернули из-за границы.

Как подготовиться к прослеживаемости: алгоритм и шпаргалки

Подготовка к работе по новой системе включает несколько этапов:

  1. Перейти на электронный документооборот с контрагентами.
  2. Сопоставить список подлежащих прослеживаемости товаров с собственными, используя классификацию ТН ВЭД.
  3. Отправить в ИФНС уведомление об остатках для получения РНПТ, если на 1 июля на складе есть товары, подлежащие прослеживаемости (сделать до момента реализации товаров).
  4. Получить РНПТ и отразить в учётной программе.
  5. Сгруппировать товары в справочнике Номенклатура по ТН ВЭД и заполнить все необходимые реквизиты — прослеживаемый товар, страна происхождения.

Мы подготовили шпаргалки, которые помогут не запутаться в новых правилах работы с документами.

Как оформить ввоз прослеживаемого товара в Россию Как оформить реализацию прослеживаемых товаров по России Как оформить экспорт прослеживаемых товаров

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: