Могут ли велосипедисты ездить по тротуарам

Как мы катались на велосипеде по тротуарам

Впечатления оказываются разными: в отличие от меня, последний раз катавшегося на велосипеде в юности, Костя оказывается хорошим и опытным наездником. Вскочив на велосипед, он легко объезжает пешеходов, лавируя между ними даже на большой скорости. Фото: ПГ/Михаил Нилов

С приходом лета тротуары столицы заполоняют любители передвигаться с ветерком. «Водителей» экзотических «транспортных средств» вроде гироскутеров или сигвеев можно ещё как-то простить — их относительно немного и закона для них ещё не написали, чего не скажешь о велосипедистах. Что заставляет их мчаться по запрещённой для любого транспорта территории — пешеходной? Как к этому относятся сами пешеходы? Это и решили выяснить наши корреспонденты, сев за руль прокатного велосипеда.

Безопасность против правил

Ближайший пункт проката велосипедов находится всего в нескольких сотнях метров от нашей редакции. Вооружившись двухколёсным средством передвижения, мы с коллегой Константином Никитиным прокладываем маршрут от Лесной улицы на Триумфальную площадь вдоль Тверской. На велосипед садимся попеременно, чтобы сравнить ощущения. Впечатления оказываются разными: в отличие от меня, последний раз катавшегося на велосипеде в юности, Костя оказывается хорошим и опытным наездником. Вскочив на велосипед, он легко объезжает пешеходов, лавируя между ними даже на большой скорости.

«Хоть это и по правилам, но я считаю, что ехать, прижавшись к обочине проезжей части, довольно опасно. Автомобилисты зачастую не замечают даже мотоциклистов, а уж велосипедистов — подавно!», — поясняет коллега.

Моя скромная попытка выехать, как то предписывают правила, на проезжую часть, остаётся безуспешной. Вдоль тротуара сплошной вереницей припаркованы автомобили. В результате я вынужден ехать посреди дороги и слышать тревожные гудки в спину. После нескольких минут беспокойного оглядывания я с облегчением возвращаюсь на безопасный тротуар.

Мечта пешехода

Большинство прохожих реагируют на велосипедистов спокойно, отходя в сторону при звоне колокольчика. Правда, одна девушка при виде меня застыла как вкопанная, не решаясь продолжить путь. «Однажды меня сбил велосипедист, — объясняет своё замешательство 25-летняя филолог Марина. — Я шла по тротуару, когда навстречу мне из-за угла, не сбавляя скорости, выскочил велосипед. Между нами было метров 10. Я вижу, что он несётся на меня, и делаю шаг влево — он тоже поворачивает влево, я делаю шаг вправо — он вправо. И вот так мы шарахались, пока в итоге не столкнулись».

По словам Марины, велосипед влетел в неё на большой скорости и опрокинулся вместе со своим седоком. Жертва получила ушибы и ссадины — и с тех пор категорически не доверяет наездникам. «Я считаю, их нужно учить правильной езде: не разгоняться, не выскакивать на скорости из-за угла, притормаживать на поворотах, не ездить в толпе», — перечисляет девушка список своих претензий. По её мнению, спасти пешеходов от опасных ездоков могли бы специальные курсы, на которых велосипедистов заставляли бы учить правила поведения на улицах. «Я считаю, что в обществе нужно создать такую обстановку, чтобы все знали элементарные правила дорожного движения, а при покупке велосипеда покупателю выдавали бы какой-нибудь буклет со всеми необходимыми правилами», — мечтает Марина.

Глядя сквозь пальцы

Вновь оказавшись в седле, Константин тут же нарушает ПДД — проезжает по наземному пешеходному переходу верхом на велосипеде (хотя обязан был спешиться и вести транспорт, придерживая за руль). Будто специально вслед за ним переход пересекает патрульная машина дорожно-постовой службы. К моему удивлению, гаишники не обращают на нарушителя никакого внимания.

«Они относятся к велосипедистам лояльно, — успокаивает Константин. — Примерно как к пешеходам, которые перебегают улицу в неположенном месте — на них же тоже обычно никто не отвлекается». К возможному ужесточению ответственности за езду по тротуарам и другие нарушения ПДД мой коллега, как и большинство опрошенных нами велосипедистов, относится негативно: «Ужесточать можно в том случае, если власти позаботятся о том, чтобы предоставить что-то взамен — например, создадут большую и разветвлённую сеть велодорожек, выделят специальные полосы на тротуаре, чтобы по ним можно было ездить. Либо как-то повлияют на водителей, чтобы они были внимательнее и лучше относились к велосипедистам».

«Я не против езды по правилам — но только если это будет для меня безопасно. Я нарушаю правила ради своей безопасности, а не ради того, чтобы нарушать правила», — чеканно замечает 33-летний велосипедист Пётр, встретившийся нам на тротуаре за переходом.

Игра в кегельбан

На Тверской улице пешеходные дорожки широки и просторны. В выходные и праздничные дни они забиты пешеходами, но в рабочие будни прохожих мало — их легко объехать, не снижая скорости. Воспользоваться колокольчиком-сигналом приходится лишь раз — когда на пути оказывается компания подростков, растянувшихся в шеренгу во всю ширину тротуара.

«В принципе, вы мне не мешаете — успокаивает то ли меня, то ли себя самого 72-летний пенсионер Александр. — Но лучше бы вы всё же ездили только по велодорожкам. Потому что я несколько раз видел, как велосипедисты наезжали на маленьких детей. Это, конечно, плохо. На тротуаре дети и их родители расслабляются и чувствуют себя в безопасности, а велосипедист не всегда успевает затормозить вовремя. Вон — посмотрите как он несётся!»

В нашу сторону летит велосипедист, даже приподнявшийся с сиденья, чтобы удержать высокую скорость. Увидев мои жесты, он притормаживает и охотно рассказывает о своих ощущениях за рулём. «На тротуаре ощущения, будто я играю в кегельбан, потому что всё время приходится кого-то объезжать, — смеётся 31-летний преподаватель гончарного мастерства Нестор. — Но в пешеходов я никогда не врезался. Я хорошо маневрирую».

По словам Нестора, он был бы только рад кататься исключительно по велодорожкам — но они, к сожалению, имеют свойство неожиданно прекращаться. «Какой-то участок ты проезжаешь как положено, а потом дорожка исчезает — и куда тебе в этом случае деваться? Телепортироваться на следующую?», — резонно замечает молодой человек. Что касается езды по проезжей части, то к ней он прибегает крайне редко — и только на тихих улочках. А на проспектах, где мчатся машины на большой скорости, он чувствует себя некомфортно. «Конечно, на велосипеде-шоссейнике можно «втапливать», удерживая соразмерную машинам скорость. Но поскольку у меня горный велосипед, всё равно отстаёшь. И приходится выбирать — либо ты создаёшь угрозу прохожим, либо машины — тебе», — признаётся Нестор.

Неизвестные правила

На Триумфальной площади немноголюдно, однако почти каждая лавочка занята, а влюблённые парочки ухитряются и в рабочие часы покачаться на установленных мэрией качелях. Рядом с памятником Маяковскому на велосипедах типа BMX отрабатывают велотрюки двое школьников, оставшихся на каникулы в городе.

«Чаще всего мы катаемся по тротуарам. Но если там много людей, тогда жмёмся к обочине на проезжей части», — делятся восьмиклассники Артём и Никита. О том, что по тротуарам нельзя кататься, они даже не знают: ни дома, ни в школе им об этом никто не рассказывал. Может, оно и к лучшему: детям надёжнее оставаться на тротуаре, пусть и верхом на велосипеде.

«По проезжей части передвигаться на велосипеде небезопасно. А по тротуарам мы стараемся ехать медленно и аккуратно — чтобы никого не задеть», — рассказывают подростки. Прохожие, по их словам, чаще всего никак на них не реагируют: всё-таки велосипед в большом городе — дело привычное. Правда, если ребята увлекаются скоростью, то на них иногда обращают внимание и делают замечания, крича вслед что-то резкое.

А вот 35-летняя гид Светлана говорит с абсолютной убеждённостью, что в отсутствие велодорожек можно ездить по тротуарам: «Прохожих я стараюсь не беспокоить. Отношусь с уважением, потому что когда я сама иду пешком, мне не нравятся несущиеся на большой скорости велосипеды». По мнению Светланы, всех велосипедистов нужно обучать правилам дорожного движения и ужесточать ответственность на их нарушение.

Всё будет как в Амстердаме

Сделав перерыв в езде по тротуарам, репортёры «Парламентской газеты» опрашивают прохожих и встречных велосипедистов. «По правилам дорожного движения велосипедист обязан двигаться по дороге с автомобилистами, — выказывает осведомлённость убеждённый пешеход, 22-летняя студентка экономического факультета Александра. — Я понимаю, что велосипедистам страшно ездить по дорогам. Но по тротуарам им ездить тоже не стоит! Я считаю, что выбор очевиден: либо по выделенным велодорожкам, либо вместе с машинами».

Читайте также  Складной горный велосипед

С Александрой полностью согласен курьер по доставке еды, 24-летний Ислам, использующий велосипед как рабочий инструмент. «Я езжу по проезжей части, у меня в любое время суток горит белый фонарь спереди и красный сзади. На тротуарах я нахожусь не более двух процентов от километража, и за 33 тысячи наезженных мной километров я ни разу не имел проблем ни с автомобилистами, ни с пешеходами. Они со мной, надеюсь, тоже — по крайней мере, мне о таких проблемах ничего не известно», — смеётся уроженец Узбекистана.

На обратном пути в редакцию мы с Константином сдаём арендованный велосипед и сталкиваемся у паркинга с пожилым представительным мужчиной, который берёт велосипед в аренду. Оказывается, Iceman (так причудливо представился 58-летний мужчина) 11 лет прожил в Амстердаме и многое может рассказать о культуре езды на двухколёсном транспорте. Велосипед для него — не забава для покатушек, а самое настоящее средство передвижения. Потому и душа у него болит за всех собратьев по увлечению.

«Если сравнивать с Голландией, то у нас это дело, конечно, недоработано: много тупиковых велодорожек. Велодорожная сеть у нас в зачаточном состоянии, — сетует сотрудник центра паллиативной медицины. — Но зато я вижу, как всё развивается колоссальными темпами. Невозможно такой старый город, как Москва, мгновенно переоборудовать — это нереально по затратам. Главное, что прогресс налицо, и всё больше горожан могут пользоваться велосипедами, благо для них на каждом шагу установлены пункты велопроката, и уже много есть велодорожек. Так что всё идёт как надо, это естественный ход событий!».

200 километров превысила протяжённость велодорожек в Москве. На столичной карте отмечены 56 велосипедных маршрутов, которые проходят по центральным улицам и паркам, вдоль трасс и рек

СПРАВКА

Согласно положениям раздела 24 Правил дорожного движения, тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Велосипедисты обязаны двигаться по проезжей части в один ряд по правой стороне. Правило перестаёт действовать, если рядом есть велосипедная дорожка — тогда велосипедист обязан ехать по ней.

Так как велосипед является транспортным средством, а велосипедист квалифицируется как водитель велосипеда, то движение через перекрестки осуществляется по общим правилам проезда регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Что касается пешеходных переходов, то они предназначены исключительно для пешеходов. Ехать на велосипеде по переходам нельзя, можно только, спешившись, везти велосипед.

Велосипедисты, катающиеся по тротуарам при наличии велодорожки или возможности ехать по проезжей части и пренебрегающие приоритетом пешеходов, массово нарушают правила дорожного движения. Подобное нарушение подпадает под пункт 2 статьи 12.29 КоАП РФ и квалифицируется как нарушение ПДД лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения. Нарушитель рискует получить предупреждение или административный штраф в размере 800 рублей. А в случае, если нарушение совершено в состоянии опьянения, виновнику грозит штраф от 1000 до 1500 рублей.

Кому разрешено передвигаться по тротуарам, согласно ПДД

Передвижение автомобилей по тротуарам большинство участников дорожного движения расценивает как выражение хамства и неуважения к другим людям. На практике действительно можно столкнуться с наглыми автомобилистами, которые полагают, что им все дозволено, и пытаются объезжать пробки всеми возможными путями. Не все знают, что ПДД в некоторых случаях допускают передвижение транспортных средств по тротуарам. При этом водитель не подвергается какому-либо наказанию. Рассмотрим, кому из автомобилистов доступны такие привилегии.

6a3b7239977f2f64c530b67fa186aa6d_w650.jpg

Использоваться пешеходные дорожки могут только для передвижения людей, велосипедистов и т. д

Перед тем, как ответить на вопрос, кому дозволено передвигаться по тротуарам, нужно вспомнить, что вообще называется тротуаром. По Правилам дорожного движения это элемент дороги, который предназначен для передвижения пешеходов. Он примыкает к проезжей части или велосипедной дорожке, либо отделяется от них газоном. Получается, что использоваться тротуары можно только для передвижения людей, велосипедистов и т. д. Данное положение указано в пункте 9.9 ПДД. Здесь же говорится, что запрещено движение ТС по разделительным полосам, обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам. Соответственно, автомобили никаким образом не должны препятствовать перемещению пешеходов. Однако, большинство правил имеет исключения.

13b985ac8d45f7b97021043b95796173_w650.jpg

Специальная техника, мелкие фургоны, грузоподъемностью 500 кг или грузовики, грузоподъемностью до 1.5 тонн, могут проезжать по тротуарам к ближайшим объектам взаимодействия

Первые, кому дозволено передвигаться по тротуарам — транспортные средства дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб. Кроме того, по пешеходным дорожкам могут передвигаться те автомобили, которые подвозят к определенному зданию груз. Здесь есть небольшая пометка — передвигаться по тротуару можно только в том случае, если нет других путей подъезда. Получается, что специальная техника, мелкие фургоны, грузоподъемностью 500 кг, или грузовики, грузоподъемностью до 1.5 тонн, могут проезжать по тротуарам к ближайшим объектам взаимодействия. Для легковых автомобилей тоже существуют свои привилегии. Это касается правил стоянки и остановки транспорта. Например, в пункте 12.1 ПДД указано, что остановка и стоянка ТС разрешена на правой части дороги на обочине. При отсутствии обочины — на проезжей части или тротуаре. Стоянка на тротуаре разрешена только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам. Заметим, что парковать транспорт нужно только в том месте, которое отмечено соответствующим знаком — 6.4 «Место парковки».

34a259ec198892234567286457520d7c_w650.jpg

За передвижение по велосипедным и пешеходным дорожкам предусматривается штраф в размере 2000 рублей

Не все автомобилисты на дороге соблюдают правила. Есть и такие, кто без зазрения совести передвигаются по тротуару и не думают о других людях. Но для таких автомобилистов на дороге существует наказание. За передвижение по велосипедным и пешеходным дорожкам предусматривается штраф в размере 2000 рублей. Если водитель припарковал транспорт на тротуаре или заехал на него колесами, он рискует получить штраф в размере 1000 рублей. Данная мера распространяется на некоторые регионы. Если же нарушение было совершено в городе федерального значения, то штраф автоматически увеличивается до 3000 рублей. Напомним, что к городам федерального значения относится Москва и Санкт-Петербург.

Итог. Движение автомобиля по тротуару расценивается как нарушение ПДД, за которое предусмотрен штраф. Однако, в некоторых случаях данные маневры могут быть допустимы теми же правилами.

ПДД для бывалых: как доказать байкеру, что он неправ

Война двух- и четырехколесных идет не первый год, и мы решили разобраться, на что именно могут претендовать водители мотоциклов и велосипедов

Итак, они оттаяли: велосипедисты, скутеристы, мотоциклисты и прочие двухколесные. Как ни странно, все они, включая детей, должны подчиняться ровно тем же правилам, что и водители автомобилей. В очередном выпуске «ПДД для бывалых» вспоминаем, что именно разрешено на дороге двухколесным.

Проще всего с мотоциклистами, потому что требования к ним практически повторяют автомобильную часть ПДД за исключением некоторых нюансов. Например, мотобайкеры обязаны носить шлем.

Поскольку мотоцикл узкий и проворный, множество конфликтов провоцирует их вольный подход к выбору ряда. Где именно в полосе должен ехать мотоциклист: по центру, справа или как-то ещё? На самом деле ПДД не накладывают никаких ограничений, кроме требования соблюдать безопасный боковой интервал до соседних машин, поэтому ехать вдоль правой или левой бровки полосы мотоциклистам не возбраняется. Правда, ехать точно между полос или менять их без поворотника нельзя.

Нет в ПДД и запрета на движение в одной полосе бок о бок двум мотоциклистам или, например, байку и автомобилю. Главное требование — все тот же безопасный боковой интервал, и поскольку в России встречаются полосы шириной, скажем, 5 метров, в них вполне помешаются даже две машины, не то что два мотоцикла.

Мопед внешне похож на мотоцикл, но имеет двигатель объемом до 50 кубов и максимальную скорость до 50 км/час. Поэтому для мопедов есть некоторые послабления, например, они могут ездить по полосам для велосипедистов или обочинам. Шлем для них обязателен.

Велосипедисты относительно свободно могут чувствовать себя на специальных велодорожках, которых в России крайне мало

Фото: Олег Каргаполов

Но самое интересное — это велосипедисты. В наших реалиях регулярными нарушителями являются, наверное, 90% из них, хотя и не всегда из злостных побуждений.

Главный вопрос: где именно могут ездить велосипедисты? Правила делят их на возрастные категории, и детям до 14 лет разрешено ездить только тротуарам и пешеходным зонам, а если байкер старше 7 лет — то и по велосипедным дорожкам (не путать с велосипедными полосами в пределах проезжих частей).

Детям до 14 лет выезд на проезжие части запрещен

Фото: Олег Каргаполов

Со взрослыми велосипедистами сложнее: правила устанавливаются для них иерархию приоритетных зон для движения, и вариантом по умолчанию являются велодорожки и полосы для велосипедистов. А их в России почти нет, поэтому сей пункт является в некотором смысле мертворожденным.

Читайте также  Как поменять педали на велосипеде

Поэтому чаще основным вариантом является движение по правому краю проезжей части, что несет очевидные риски и обязывает велосипедиста соблюдать привычные для автомобилистов правила. Иногда это приводит к парадоксам, например, если правая полоса разрешает лишь поворот направо, велосипедист должен выполнить это требование, даже если ему очень нужно прямо. Проезд прямо может разрешать соседняя полоса, но велосипедисты не могут уезжать дальше правого края проезжей части.

Также велосипедистам запрещен разворот и поворот налево на дорогах более чем с одной полосой в каждом направлении или трамвайными путями. На широких дорогах для велосипедиста безопаснее спешиться и пересечь дорогу пешком.

Если же край проезжей непригоден для движения, велосипедисты должны ехать по обочине, и только в ее отсутствие или загроможденности взрослый велосипедист имеет право выехать на тротуар. Это же послабление действует для взрослых, сопровождающих детей на велосипедах.

Проще говоря, ездить по тротуарам с 14-ти лет можно лишь в случае, если проезжей части рядом нет в принципе или её правый край и обочина не подходят для велосипедистов: допустим, там стоят запаркованные автомобили.

В реальности же велосипедисты ездят в основном по тротуарам, потому что это безопаснее и для них, и для автомобилистов, которые не ожидают встретить кого-то, кто едет правее правого ряда.

Но велосипедисты на тротуарах опасны для пешеходов и должны иметь в это в виду. На тротуарах пешеход пользуется полным приоритетом, и велосипедист, тем более заехавший сюда в нарушение правил, не имеет право обвинять пешехода в непредсказуемости или слишком тихой ходьбе. Более того, пункт 24.6 ПДД требует от велосипедиста спешиться в случаях, когда он представляет опасность для пешеходов или создает им помехи. По-хорошему, ехать по тротуару нужно не быстрее пешего хода.

Является ли наезд велосипедиста на пешехода дорожно-транспортным происшествием? Да, если кто-то пострадал и дело произошло на дороге, которая включает в себя и тротуары. А вот наезды в полях, лесах, на детских площадках и так далее по формальным признакам ДТП не являются.

Страховки ОСАГО у велосипедиста нет, а потому в любом случае нанесенный ущерб с него можно взыскать лишь в гражданском порядке через суд. При необходимости зафиксировать происшествие можно в ГИБДД или полиции.

— При этом велосипед не является источником повышенной опасности, то есть статья 1079 ГК РФ на его водителя не распространяется, — поясняет автоюрист Лев Воропаев. — Это значит, что если вина была всё-таки на пешеходе, водитель велосипеда не обязан компенсировать ему ущерб в безусловном порядке, как если бы он был водителем автомобиля.

А могут ли велосипедиста оштрафовать за нарушение правил? Да, в КоАП есть специальные разделы, посвящённые именно «безмоторным»: часть 2 статьи 12.29 КоАП предусматривает штраф 800 рублей за нарушения, а часть 3 этой же статьи наказывает пьяных велосипедистов штрафом в 1000–1500 рублей.

Возникает и другой любопытный вопрос: допустим, наш велосипедист имеет автомобильные права. Представим, что он попался ГИБДД за нарушение, которое допускает лишение прав, скажем, ехал против шерсти по односторонней дороге. Могут ли его лишить удостоверения, ведь формально он является водителем?

— Нет, поскольку есть специальная норма, оговаривающая наказание за нарушение правил велосипедистами, — поясняет Лев Воропаев. — То есть при любых велосипедных нарушениях применяют статью 12.29 КоАП, а она лишения прав не предусматривает.

А вот если под лишение заедет мопедист или мотоциклист, «отлетят» все категории оптом.

Одним из самых популярных и раздражающих нарушений велосипедистов является переезд пешеходных переходов в седле. Правила прямо запрещают делать это (пункт 24.8 ПДД), но даже если спешиваться очень лень, не перескакивайте переходы быстрее, чем это делают пешеходы — иначе автомобилисты могут вас просто не заметить.

Напоследок скажем пару слов о мотоциклетной пехоте с маломощными двигателями. Машины с электромотором до 250 Вт относятся к велосипедам, если же мощнее — это как минимум мопеды. Для них объем ДВС ограничен 50 кубами, мощность электромотора — 4 кВт, а скорость 50 км/час. Мопеды требуют прав категории М, которая нужна и для мини-квадроциклов с теми же параметрами.

Лёгкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубов и мощностью до 11 кВт (15 л. с.) требуют категории А1, более мощные — уже полноценной мотокатегории А.

СЮЖЕТ

А вообще правила для велосипедистов применительно в российским реалиям кажутся не всегда логичными, но дело здесь, скорее, именно в реалиях: велосипеды требуют специальной инфраструктуры, при появлении которой правила были бы вполне разумными. Пока же велосипедисты в России должны обладать искусством компромисса и здравым смыслом.

Вопрос дня: куда деваться пешеходам от самокатчиков и велосипедистов?

Ни для не секрет, что с наступлением теплого сезона, тротуары российских городов, становятся опасными для здоровья и даже жизни пешеходов – на них, кроме привычных пешеходов, в изобилии появляются владельцы «средств малой мобильности» — самокатов, ситибайков, скейтов, моноколес и велосипедов. Это неприятное соседство часто приводит не только к конфликтам, но и к травмам различной степени тяжести, и даже к смертельным…

И что с этим делать не знает никто.

К примеру, в Израиле эту проблему решили относительно недавно, года 2-3 назад вышел запрет на такого рода средствах ездить по тротуарам — только по проезжей части. К сожалению, для этого «потребовалось» несколько серьезных инцидентов с их участием на тротуарах, в том числе, как минимум, один со смертельным исходом…

Но Израиль не сравнить с Россией – там эти средства можно использовать круглогодично, а стало быть, закон рано или поздно должен был быть принят.

В России же это бедствие имеет ярко выраженный сезонный характер. Попытку решить проблему сделал в своей публикации, которая мгновенно стала сверхпопулярной в СМИ и социальных сетях, блогер Андрей Мима, который призывал своих коллег-самокатчиков вести себя как можно вежливее на тротуарах:

«На улицах появились летние столики кафе, а вместе с ними растет спрос на велосипеды и самокаты. Я сам очень активный пользователь самоката, ездил на нем даже зимой. В связи с этим хочу поделиться с вами единственно верной этикой езды среди пешеходов: звоночек не используется никогда. Точка. Не бывает обстоятельств, при которых уместно использовать звонок на тротуаре.

При этом сам факт нахождения самокатов и велосипедов на тротуаре я нахожу уместным, пока город не покрыт велодорожками и езда в потоке машин создает очень высокие риски для здоровья велосипедиста.

Но если уж выехал на тротуар для спасения своей жизни, то странно самому создавать угрозы здоровью других людей. Нужно всегда помнить, что ты на птичьих правах и уважать пешеходов за то, что тебя вообще пустили на тротуар.

Пешеход не должен бояться и чувствовать благодарность за безопасность, ему ее должны обеспечить те, кто опасность создает.»

Однако даже такие доводы убедили отнюдь не всех.

«Причём тут этика? — должен быть закон, запрещающий езду всего этого по тротуарам, чувствительное наказание за его нарушение и специальная выделенная зона, как во всём цивилизованном мире, а не воззвания к этике…» — справедливо пишут читатели блогера, уверенные, что электро-велосипеды, электро-самокаты и прочие подобные средства представляют опасность для пешеходов, и их не должно быть на тротуаре:

— Можно забыть о том, чтобы спокойно и расслабленно гулять по тёплым улицам родного города. Самокатчики носятся по тротуарам со скоростью автомобиля, надевают на себя шлемы и доспехи, демонстрируют свои превосходство и лихость. Приходится то и дело озираться для совершения любого пешеходного «маневра».

— Жить надо не по правилам, а по понятиям взаимоуважения! И самокатчикам, и велосипедистам не место на пешеходных дорожках! Нет специальных дорожек? Добро пожаловать на обочину! Есть 1 метр от тротуара, где двухколёсные немоторизованные имеют право передвигаться. Вас там могут сбить водители? Так вот и там боритесь за свои права! Ведь на пешеходных дорожках вы можете сбить пешехода! Давайте уважать друг друга и права друг друга!

Не все согласились с автором и по поводу использования предупреждающих звонков:

— Я как пешеход категорически не согласна с тем, что не надо звонить. Звонок предупреждает, что сзади кто-то едет. Надо не шарахаться, а как раз наоборот не делать резких движений в сторону или менять траекторию. А вот когда беззвучно у тебя из-за спины вылетает нечто весом с центнер на бешеной скорости, это очень опасно. От того, что они носятся молча, менее страшно не становится. Автор, конечно, предлагает снижать скорость, но это кажется фантастикой.

С другой стороны, многие одобрили предложения блогера:

Читайте также  Самоделки для велосипеда

— Детям до 14 лет запрещено ПДД ездить на велосипеде по проезжей части (и правильно). Где они в городе тогда могут ездить на велосипеде? Закон есть, но он неправильный. Ездить с машинами опасно. А сети велодорожек как транспортной структуры пока нет.

— Пока нет закона — работает этика.

Увы, лучше всего проблема обозначена в этой реплике:

Бесконечно можно обсуждать эту тему. Два непримиримые стороны-пешеходы и велосипедисты, самокатчики на тротуарах. И у каждого своя правда! Пока в городе не будут повсеместно сделаны велодорожки, этим спорам и битвам нет конца

ПДД для бывалых: как доказать байкеру, что он неправ

Война двух- и четырехколесных идет не первый год, и мы решили разобраться, на что именно могут претендовать водители мотоциклов и велосипедов

Итак, они оттаяли: велосипедисты, скутеристы, мотоциклисты и прочие двухколесные. Как ни странно, все они, включая детей, должны подчиняться ровно тем же правилам, что и водители автомобилей. В очередном выпуске «ПДД для бывалых» вспоминаем, что именно разрешено на дороге двухколесным.

Проще всего с мотоциклистами, потому что требования к ним практически повторяют автомобильную часть ПДД за исключением некоторых нюансов. Например, мотобайкеры обязаны носить шлем.

Поскольку мотоцикл узкий и проворный, множество конфликтов провоцирует их вольный подход к выбору ряда. Где именно в полосе должен ехать мотоциклист: по центру, справа или как-то ещё? На самом деле ПДД не накладывают никаких ограничений, кроме требования соблюдать безопасный боковой интервал до соседних машин, поэтому ехать вдоль правой или левой бровки полосы мотоциклистам не возбраняется. Правда, ехать точно между полос или менять их без поворотника нельзя.

Нет в ПДД и запрета на движение в одной полосе бок о бок двум мотоциклистам или, например, байку и автомобилю. Главное требование — все тот же безопасный боковой интервал, и поскольку в России встречаются полосы шириной, скажем, 5 метров, в них вполне помешаются даже две машины, не то что два мотоцикла.

Мопед внешне похож на мотоцикл, но имеет двигатель объемом до 50 кубов и максимальную скорость до 50 км/час. Поэтому для мопедов есть некоторые послабления, например, они могут ездить по полосам для велосипедистов или обочинам. Шлем для них обязателен.

Велосипедисты относительно свободно могут чувствовать себя на специальных велодорожках, которых в России крайне мало

Фото: Олег Каргаполов

Но самое интересное — это велосипедисты. В наших реалиях регулярными нарушителями являются, наверное, 90% из них, хотя и не всегда из злостных побуждений.

Главный вопрос: где именно могут ездить велосипедисты? Правила делят их на возрастные категории, и детям до 14 лет разрешено ездить только по тротуарам и пешеходным зонам, а если байкер старше 7 лет — то и по велосипедным дорожкам (не путать с велосипедными полосами в пределах проезжих частей).

Детям до 14 лет выезд на проезжие части запрещен

Фото: Олег Каргаполов

Со взрослыми велосипедистами сложнее: правила устанавливают для них иерархию приоритетных зон для движения, и вариантом по умолчанию являются велодорожки и полосы для велосипедистов. А их в России почти нет, поэтому сей пункт является в некотором смысле мертворожденным.

Поэтому чаще основным вариантом является движение по правому краю проезжей части, что несет очевидные риски и обязывает велосипедиста соблюдать привычные для автомобилистов правила. Иногда это приводит к парадоксам, например, если правая полоса разрешает лишь поворот направо, велосипедист должен выполнить это требование, даже если ему очень нужно прямо. Проезд прямо может разрешать соседняя полоса, но велосипедисты не могут уезжать дальше правого края проезжей части.

Также велосипедистам запрещен разворот и поворот налево на дорогах более чем с одной полосой в каждом направлении или трамвайными путями. На широких дорогах для велосипедиста безопаснее спешиться и пересечь дорогу пешком.

Если же край проезжей непригоден для движения, велосипедисты должны ехать по обочине, и только в ее отсутствие или загроможденности взрослый велосипедист имеет право выехать на тротуар. Это же послабление действует для взрослых, сопровождающих детей на велосипедах.

Проще говоря, ездить по тротуарам с 14 лет можно лишь в случае, если проезжей части рядом нет в принципе или её правый край и обочина не подходят для велосипедистов: допустим, там стоят запаркованные автомобили.

В реальности же велосипедисты ездят в основном по тротуарам, потому что это безопаснее и для них, и для автомобилистов, которые не ожидают встретить кого-то, кто едет правее правого ряда.

Но велосипедисты на тротуарах опасны для пешеходов и должны иметь это в виду. На тротуарах пешеход пользуется полным приоритетом, и велосипедист, тем более заехавший сюда в нарушение правил, не имеет право обвинять пешехода в непредсказуемости или слишком тихой ходьбе. Более того, пункт 24.6 ПДД требует от велосипедиста спешиться в случаях, когда он представляет опасность для пешеходов или создает им помехи. По-хорошему, ехать по тротуару нужно не быстрее пешего хода.

Является ли наезд велосипедиста на пешехода дорожно-транспортным происшествием? Да, если кто-то пострадал и дело произошло на дороге, которая включает в себя и тротуары. А вот наезды в полях, лесах, на детских площадках и так далее по формальным признакам ДТП не являются.

Страховки ОСАГО у велосипедиста нет, а потому в любом случае нанесенный ущерб с него можно взыскать лишь в гражданском порядке через суд. При необходимости зафиксировать происшествие можно в ГИБДД или полиции.

— При этом велосипед не является источником повышенной опасности, то есть статья 1079 ГК РФ на его водителя не распространяется, — поясняет автоюрист Лев Воропаев. — Это значит, что если вина была всё-таки на пешеходе, водитель велосипеда не обязан компенсировать ему ущерб в безусловном порядке, как если бы он был водителем автомобиля.

А могут ли велосипедиста оштрафовать за нарушение правил? Да, в КоАП есть специальные разделы, посвящённые именно «безмоторным»: часть 2 статьи 12.29 КоАП предусматривает штраф 800 рублей за нарушения, а часть 3 этой же статьи наказывает пьяных велосипедистов штрафом в 1000–1500 рублей.

Возникает и другой любопытный вопрос: допустим, наш велосипедист имеет автомобильные права. Представим, что он попался ГИБДД за нарушение, которое допускает лишение прав, скажем, ехал против шерсти по односторонней дороге. Могут ли его лишить удостоверения, ведь формально он является водителем?

— Нет, поскольку есть специальная норма, оговаривающая наказание за нарушение правил велосипедистами, — поясняет Лев Воропаев. — То есть при любых велосипедных нарушениях применяют статью 12.29 КоАП, а она лишения прав не предусматривает.

А вот если под лишение заедет мопедист или мотоциклист, «отлетят» все категории оптом.

Одним из самых популярных и раздражающих нарушений велосипедистов является переезд пешеходных переходов в седле. Правила прямо запрещают делать это (пункт 24.8 ПДД), но даже если спешиваться очень лень, не перескакивайте переходы быстрее, чем это делают пешеходы — иначе автомобилисты могут вас просто не заметить.

Напоследок скажем пару слов о мотоциклетной пехоте с маломощными двигателями. Машины с электромотором до 250 Вт относятся к велосипедам, если же мощнее — это как минимум мопеды. Для них объем ДВС ограничен 50 кубами, мощность электромотора — 4 кВт, а скорость 50 км/час. Мопеды требуют прав категории М, которая нужна и для мини-квадроциклов с теми же параметрами.

Лёгкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубов и мощностью до 11 кВт (15 л. с.) требуют категории А1, более мощные — уже полноценной мотокатегории А.

СЮЖЕТ

А вообще правила для велосипедистов применительно к российским реалиям кажутся не всегда логичными, но дело здесь, скорее, именно в реалиях: велосипеды требуют специальной инфраструктуры, при появлении которой правила были бы вполне разумными. Пока же велосипедисты в России должны обладать искусством компромисса и здравым смыслом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: