Можно ли велосипедисту ехать по тротуару - Pk-shturm.ru

Можно ли велосипедисту ехать по тротуару

Блог велосипедиста. «Доведение до самоубийства», или Почему «хрустики» так и лезут под колеса

«Чего этим велосипедистам неймется, почему они лезут на дорогу?» — негодуют автомобилисты. Поверьте, на проезжую часть они выезжают вынужденно, потому что лучшей альтернативы нет. Сейчас объясню.

Теперь понимаю: был дурак

Еще лет 10-15 назад я вполне охотно соскакивал на проезжую часть и гнал по первой полосе. Как можно ближе к бордюру? Ну как сказать… Прижимаясь к правой части дороги, «ловишь» все сливные решетки, мусор (а там и стекло бывает), выбоины в асфальте. В общем, действовал по ситуации.

А еще любил «прицепиться» к автобусу или троллейбусу, чтобы ехать за ним в слипстриме — воздушном мешке. Если держаться в метре-полутора от габаритного транспорта, тебе не надо сражаться с набегающим воздушным потоком по причине его практически полного отсутствия — и ты легко можешь держать крейсерские 40-50 км/ч, особо не напрягаясь. Быстрее общественный транспорт обычно не едет. Надо лишь учитывать, что троллейбус разгоняется куда шустрее, чем автобус.

В этот момент в первую очередь сканируешь то небольшое пространство между собой и здоровой махиной, чтобы попытаться среагировать на яму или брошенный предмет вроде банки глушителя, кирпича или покрышки на дороге, ведь наезд на это на велосипеде практически неминуемо приведет к падению, а дальше как повезет.

На самом деле ситуация на тоненького: если ты держишь столь смехотворную дистанцию, шансов что-то сделать в случае форс-мажора практически нет. Поэтому слипстрим я устраивал только на знакомых улицах, где знал все дефекты дорожного покрытия, а ехать старался аккурат по правой колее транспорта: если там что-то и будет на дороге, то большая махина передо мной это или раздавит, или отшвырнет в сторону.

Бывали у меня и курьезные случаи. Например, пристроился как-то раз за очередным автобусом, который только отходил от остановки, пошел плотно за ним. Разгоняемся… И тут я понимаю, что он перестраивается сначала во второй ряд, а затем и в третий. Как оказалось, он ехал в автопарк, вот и пошел на левый поворот. Пришлось повторять его маневр, а затем возвращаться на маршрут.

Сейчас я слипстримом не пользуюсь и вообще на дорогу выезжаю гораздо реже — жить-то хочется! Свою прежнюю езду я воспринимаю как безбашенную — дурак был, признаю. Тем не менее я отлично понимаю тех велосипедистов, которых «тянет» на проезжую часть. Это не блажь, не головотяпство и не желание совершать самоубийство особо изощренным способом — это вынужденный выбор, которому, как я подозреваю, особо никто не рад. Просто лучшей альтернативы часто нет.

Формальность и реальность

ПДД четко определяют место велосипедиста в этом мире (говорим исключительно про территорию РБ):

«148. Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края».

На загородных трассах есть обочины, рядом с городскими улицами проложены тротуары, а если еще не поскупились на белую краску, то они даже разделены на пешеходную и велосипедную дорожки. Пользуйтесь!

Проблема в том, что пользоваться часто неудобно, а порой и небезопасно. Во-первых, на многих тротуарах и дорожках качество покрытия оставляет желать лучшего, не говоря уже про обочины. И если ехать хотя бы 20 км/ч, это уже чувствуется, особенно если вы не на «горном» велосипеде или гибриде, а на городском или шоссейном — без подвески и с высоким давлением в шинах, которые практически не обеспечивают амортизации.

Во-вторых, часто прямо на дорожке могут иметься выступающие объекты (люки, корни деревьев), может отсутствовать часть покрытия (плитки), наконец, дорожка может быть внезапно перекопана — без предупреждающих знаков. Три из пяти падений за последние годы произошли как раз на тротуаре и именно по причине состояния покрытия. А сколько раз я пробивал на «ровных» и «чистых» тротуарах колеса, уже не сосчитать.

Ремонты на велосипедных дорожках или тротуарах организуются и обозначаются еще отвратительнее, чем на дорогах. Порой раннего предупреждения нет, и, проехав 300-500 метров, ты просто оказываешься перед фактом, что дальше дороги нет. При этом иногда перекопано так, что толком не объехать и не обойти. Еще хуже — «перекопы» часто не обозначаются. И если днем их хоть как-то можно заранее разглядеть, то вечером вас ждет неприятный сюрприз.

Остановка общественного транспорта без организации объезда тоже наша добрая традиция, причем такое «планировочное решение» есть даже на магистральной столичной дорожке.

А как вам нравится, когда тротуар заканчивается, а дальше — просто пересечение с проезжей частью. Интересно, как по ПДД должен действовать водитель велосипеда в таком случае? Спешиваться? Так пешеходного перехода как бы нет…

А еще Беларусь, возможно, единственная страна, где многие городские перекрестки велосипедистам приходится преодолевать… через подземный переход! Может, оно и верно — разминаться-то надо!

На этом фоне высокие бордюры (каждые 50-100 метров, если дорожка идет вдоль жилой зоны), «кривые» во всех отношениях тротуары, припаркованные прямо на них машины — сущие пустяки. Но главное — все это вместе в какой-то момент отбивает охоту использовать тротуар для езды. Если, конечно, вы не готовитесь к участию в велотриале.

Надо понимать, что между обычной велосипедной прогулкой и регулярной ездой на велосипеде, использованием его в качестве транспорта или же спортивными тренировками есть принципиальная разница. В двух последних случаях качество маршрута имеет важное значение. Велосипедист движется в определенном темпе, лишние замедления-ускорения, не говоря уже об остановках, значительно снижают качество езды.

Весьма показательно. Когда я впервые еду по какому-то городскому маршруту, скажем, протяженностью 14 км, на дорогу уходит чуть более часа. После второго-третьего проезда я уже знаю все «затыки» и оптимизирую маршрут (сначала по левому тротуару, потом по правому, потом снова по левому и т.д.) — выходит уже порядка 50 минут. А если плюнуть на все и помчать по проезжей части, то можно за 35-40 минут долететь.

Это при неспешной поездке на 5 км не так важно, сколько бордюров вам встретится по пути и насколько хорош асфальт под колесами. Но когда вся поездка сопровождается постоянными ударными нагрузками, прыжками, остановками, маневрированием между пешеходами, остановками, столбами, мусорками и люками, это в какой-то момент начинает раздражать. Если велодорожка или тротуар не предоставляют требуемого уровня комфорта и безопасности, выбирается альтернатива — проезжая часть.

«Ездить надо медленно», «что вы, велосипедисты, такие нежные», «я сам на велосипеде езжу, мне ничего не мешает» — так наверняка напишут в ответ комментаторы. Но здесь-то вопрос в чем? Мы хотим «навести порядок» или решить вопрос? Запретить все и штрафовать всех — очень легкий, но, как правило, не решающий всех проблем путь.

Если велосипедистов, двигающихся по проезжей части, не пугает риск получения травм или гибели, тем более им не страшны запреты и штрафы. Но они покинут дороги, как только велодорожки и тротуары перестанут представлять собой полосу препятствий или квесты по преодолению замысловатых планировочных решений.

Не крути, но езжай. Скутеры и мотоциклы в базе объявлений Автобизнеса

OFF: Имеют ли велосипедисты право ездить по тротуару?

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

(2) Получается все таки имеют право:
>> по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

ездить то они там могут, да только забывают в большинстве своём
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

я без претензий к тем, кто ездит аккуратно и не гоняет как угорелый в потоке, но вот большинство у нас видать не сознательные, либо им дети под колёса не выбегали еще

(0)Такая же фигня! Достали уже!

С ребенком нормально по тратуару не пройдешь. Волосато-бородатые мужланы 25-35 лет с бешенной скоростью гоняют

Кстати, хуже велосипедов тока ибанутые самокатчики. Идешь. с женой, ребенком. разговариваешь..
И тут тихо, как зомби вылетают из за плеча и огибая тебя несутся вдаль.

Не раз было желание — догнать и уибать за это

Вот все смеются.
А между прочим — до 50-х годов в большинстве стран были на велосипедах номера.
Посмотрите фото Германии и Франции например.

И до сих пор в некоторых странах есть номера для велосипедов.

Читайте также  Настройка переключения передач на велосипеде

И да, будите смеяться, но раньше и права на велосипед были.
Потому что велосипедист обязан знать ПДД.
Говорят в ряде стран есть и сейчас

Номера на велосипедах — истоирия и современность

(41)>> несется по тротуару и сигналит еще.

А вот за это смертным боем надо п.издить! Что бы не повадно было впредь.
Выезжай на дорогу для транспорта и там сигналь

(11) А я например пересел с авто на велосипед (быстрее, полезнее, бесплатно). И я за то чтобы на всех улицах одну полосу выделить под велосипед. И оградить ее забором на швеллерах, чтобы придурки не задавили случайно. Нет доп. полосы для авто — пусть едут в объезд, грузят на эвакуатор или делают что хотят. Как такой варик?

Или пешеходы. пусть ездят на ОТ или ходят по газонам. И не мешают нормальным людям нормально, экологично и быстро передвигаться.

(55) Почем права покупали? На первой же страницу правил:

"Механическое транспортное средство" — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

(60) ну почему же бесплатно. Готов платить пропорционально лошадино-человеческой силе 3 рубля 20 копеек в год.

(61) это масянька хочет вон "Только по спец. дорожкам. Нет такой дорожки — на плечо и неси"
А дорожки эти где? Их видел кто-нибудь вообще вживую?

(59) >>"Велосипед" — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Ключевая фраза — и может также иметь электродвигатель.
А раз может иметь двигатель значит это механическое ТС.

(58) >>я например пересел с авто на велосипед
>>я за то чтобы на всех улицах одну полосу выделить под велосипед.
>>Демократия? Ога.

Пересел он, видите ли, и теперь "за то, чтобы мне условия создали". Такие индивидуумы всегда считают что им другие мешают и по жизни все кругом чего-то должны.

(70) У нас тут тоже такие велофанаты радостно кривляются, когда ради велодорожек оттяпывают парковки, часть полос движения транспорта, половинят тротуары и т.д.
Я, как пешеход, велосипедист и водитель автотранспорта, категорически против вот этой вот всей велохерни. Хотя бы потому, что велосипедистов в наших климатических условиях с большим перепадом высот всегда было, есть, и будет ничтожное количество по сравнению с остальными горожанами. И развивать надо не бессмысленные велодорожки через задницу, а общественный транспорт в первую очередь.

Но клоунов не остановить.

(21) Самокат и всякие гироскутеры приравнены к пешеходам даже если он электрический https://vc.ru/21215-gibdd-segway

был такой случай когда на электросамокате "пешеход" на бешеной скорости по зебре проскочил

(80) А чего там дискутировать? В приведенной цитате все однозначно:

"Велосипед" — транспортное средство. Раз слова "механическое" нет (как в определении мопеда, например) — значит не механическое.

(85) "Я бы".
А я езжу. И разницы между "нюхать трубу" и ездить по велодорожке рядом с теми же самыми вонючими трубами (в/д прокладываются всегда вдоль проезжей части рядом с тротуаром) не вижу. Более того, по проезжей части я проеду втрое быстрее и, следовательно, втрое меньшее время буду нюхать трубы.

Не привязывать к климату и географии можно, если, повторюсь, расшаркивание перед велосипедистами не вредит остальным участникам движения. Вот у нас есть на двух улицах в/д шириной почти в полосу, парковаться там нельзя (пострадал почти весь бизнес в этом районе), а теперь, внимание, фокус — на этой в/д ездят с мая по август в лучшем случае, ибо весенняя и осенняя погода отпугивает боязливых покатунов. Остальное время она пустует, отнимая пространство дороги и парковочные места клиентов бизнеса. Просто так вот пустует и всё.

ДТП с велосипедистом. Что делать?

В 2018 году, по статистике ГИБДД, на велосипедистов было совершено 5294 наезда, что на 7,6% больше по сравнению с 2017 годом, и составляет чуть более 3% от общего количества аварий. В них в 1637 случаях велосипедистами были дети, из которых 1007 были виноваты в произошедшем. В ДТП с велосипедами погибли 370 человек (-4,9%) и пострадали 5057 (+8,2%). Но эти данные касаются только зарегистрированных случаев, большинство наездов без пострадавших никак не фиксируется.

У автомобилистов и велосипедистов на дорогах нет равноправия. И об этом следует иметь представление еще до того, как случится ДТП.

Когда у велосипедиста преимущество перед автомобилистом?

Например, на велосипедной дорожке (конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги или тротуара, обозначенный знаком 4.4.1.) или в велосипедной зоне (территория, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.) другие участники движения, будь то автомобили или пешеходы, мешая велосипедистам, априори нарушают правила и в случае столкновения с ними будут виноваты. Но таких зон у нас мало, поэтому чаще аварии с велосипедами происходят на обычных дорогах.

Что запрещено велосипедистам?

Велосипедистам нельзя двигаться по автомагистралям. На прочих дорогах общего пользования им запрещено ехать по полосам, предназначенным для встречного направления, пересекать дорогу по пешеходным переходам и мешать пешеходам на тротуарах. Запрещено управлять велосипедом, у которого есть неисправности тормозной системы или рулевого управления. Также велосипедистам нельзя управлять транспортным средством в состоянии опьянения.

Кстати, «движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон». Детям младше 7 лет запрещено выезжать на велодорожки. Прочие нюансы — в главе 24 ПДД.

Сбил велосипедиста. Первые действия

Водитель автомобиля должен сделать все, что положено после любого ДТП: остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и оказать помощь пострадавшим, если таковые имеются — от вызова скорой до самостоятельной поездки с раненым в больницу, если в этом есть крайняя необходимость. Покидать место аварии можно только в последнем случае или когда движение других транспортных средств невозможно (предварительно нужно заснять на фото или видео все обстоятельства аварии и ее последствия).

При наличии пострадавших нужно сообщить об аварии в ГИБДД. Лучше это делать даже тогда, когда велосипедист был виновен, отделался легкими ушибами и царапинами и не хочет никому ничего сообщать. Возможно, он так и сделает. Но может быть и так, что, переосмыслив ситуацию, он заявит об аварии, а водителя обвинит в оставлении места ДТП. Чтобы избежать этого, нужно хотя бы подстраховаться получением расписки от велосипедиста об отсутствии претензий к водителю и записью видеоролика подобного содержания. Желательно пообщаться с очевидцами аварии и взять их контакты на случай, если понадобятся их свидетельские показания. В любом случае звонок в ГИБДД с сообщением о факте аварии и отсутствии претензий участников к друг другу не повлечет никаких обязательств и убережет водителя от лишения прав.

Если повреждено только имущество, то может быть несколько вариантов развития событий. При нанесении большого ущерба следует позвонить в ГИБДД, и тогда либо наряд приедет на место, либо дежурный скажет, в какое отделение подъехать для оформления. Это обычно нужно автовладельцу для компенсации вреда по каско и велосипедисту для получения компенсации по ОСАГО. Если документы от ГИБДД не нужны и участники аварии договорились на месте, то можно просто разъехаться (о звонке в полицию написано выше).

Оформление ДТП

Столкновение с велосипедистом оформляется так же, как обычная авария с автомобилем. И так же, как при обычном ДТП, нужно внимательно читать все документы, которые заполняют сотрудники ГИБДД. В частности, если участники не согласны с описанием обстоятельств, то водитель должен быть назван водителем, а не виновником ДТП, то же самое касается и велосипедиста. Свое несогласие нужно указать на полях протокола и постановления, заверив все экземпляры подписью, а также зафиксировав время и дату. Нужно сверить данные в постановлениях и протоколах всех участников, чтобы не было разночтений в чью-либо пользу. При получении копий документов лучше проверить, не было ли в них каких-либо исправлений. Подписать, поставить время и дату получения документов можно только тогда, когда держите свои экземпляры в руках и никому не собираетесь их передавать.

Документы, необходимые для страховой компании (протокол о возбуждении административного дела и постановление о вынесении наказания), могут быть оформлены сразу после происшествия, если у сторон нет разногласий. Если же участники не согласны, то окончательные документы будут выданы после проведения группы разбора, на которой установится виновник.

Если в аварии пострадали люди, то все действия происходят по той же схеме, что и при причинении вреда пешеходу.

Чья вина?

Чаще всего столкновения случаются на пересечении «стихий»: проезжей части и территории велосипедов и пешеходов. Самый распространенный случай — это столкновение, когда автомобиль выезжает с той или иной прилегающей территории (из двора, от офиса, с парковки и т. п.) или въезжает на нее, а велосипедист «летит» перпендикулярно по тротуару. Водитель может его не увидеть из-за арки, припаркованных автомобилей, опоры ворот, кустов, афиш, палаток и других объектов городской инфраструктуры, а может просто неправильно рассчитать скорость приближения, приняв велосипедиста за пешехода.

Читайте также  Что такое двухподвесный велосипед

При низкой скорости машина скорее всего успеет остановиться либо у велосипедиста будет время поменять траекторию для смягчения удара. В такой ситуации ГИБДД может принять сторону любого из участников, поскольку, с одной стороны, «при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает» (п. 8.3 ПДД) , с другой — «если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться» (п. 24.6. ПДД).

При высокой скорости автомобиля последствия будут хуже: велосипедист может получить серьезные травмы, а водитель окажется виновным из-за несоблюдения скоростного режима. Также водитель скорее всего будет виноват, если не заметит велосипедиста, когда тот движется по правому ряду проезжей части, как это ему предписано в ПДД.

Довольно часто велосипедистам приходится ехать по правой полосе вдоль припаркованных автомобилей. Водители или их пассажиры не всегда проверяют обстановку, прежде чем открыть дверь и выйти из машины. Поэтому они становятся виновниками в ДТП: «Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения» (п. 12.7 ПДД).

Еще один довольно распространенный тип ДТП может случиться при движении велосипедиста по пешеходному переходу, не важно — регулируемому или нет. По правилам он должен спешиться и катить велосипед рядом. Если во время аварии велосипедист переезжает дорогу, то он будет виноват в ДТП.

Итак, для автомобилиста (если он не виноват) ситуация совсем не безнадежная: во множестве случаев виновниками признают именно велосипедистов. Они довольно часто нарушают ПДД, подвергая свою жизнь опасности. Иногда даже делают это осознанно в надежде «проскочить», но чаще — из-за незнания правил.

Компенсация вреда

Если виноват водитель и у него есть действующий полис ОСАГО, то велосипедист получит компенсацию от страховой компании. Если «автогражданки» нет, то велосипедисту придется взыскивать с виновника средства на восстановление своего транспортного средства и/или здоровья. Восстанавливать автомобиль водителю придется либо за свой счет либо по каско, если такой полис есть и условия страхования признают подобные происшествия страховым случаем.

Если виноват велосипедист, то ущерб он возмещает в соответствии с гражданским законодательством. Водитель без каско может компенсировать свои расходы на восстановление автомобиля за его счет в добровольном или судебном порядке. Также к велосипедисту может обратиться страховая компания для взыскания в порядке суброгации выплаченного автовладельцу возмещения.

Если вина обоюдная, то участники могут рассчитывать на компенсацию той части вреда, которую им определил суд.

Ответственность участников

Последствиями аварии может быть не только ущерб здоровью и имуществу, но и административная, и даже уголовная ответственность.

При вине водителя ему могут выписать штраф по КоАП за несоблюдение соответствующих правил: непредоставление приоритета велосипедистам (1500-2500 руб.,), несоблюдение разметки (предупреждение или штраф 500 руб.), превышение скорости (500, 1000, 1500 руб. и т. д.), движение по велосипедным дорожкам (2000 руб.), нарушение правил, установленных для движения в жилых зонах (1500 руб. и 3000 руб. для Москвы и Санкт-Петербурга) и так далее.

В случае причинения легкого вреда здоровью применяются часть первая статьи 12.24. КоАП с наказанием в виде штрафа 2500–5000 рублей или лишение на срок 1–1,5 года. При причинении вреда средней тяжести — часть вторая со штрафом в 10 000–25 000 рублей или лишением на 1,5–2 года.

При причинении тяжкого вреда или смерти уже предусмотрена уголовная ответственность по статье 264 УК. Состояние опьянения считается отягчающим обстоятельством и ужесточает ответственность.

Велосипедиста за любое нарушение ПДД оштрафуют на 800 рублей. Если же он был в состоянии опьянения, то штраф составит 1000–1500 рублей.

Кстати. Что считается велосипедом и кто считается велосипедистом?

В соответствии с российскими Правилами дорожного движения, к велосипедам относятся транспортные средства, кроме инвалидных колясок, которое имеют по крайней мере два колеса и приводятся в движение, как правило, мускульной силой. Также велосипед может иметь электромотор мощностью не более 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. Если эти параметры превышены, то транспортное средство уже признается мопедом. Но при этом законы для него остаются «велосипедными»: не нужна регистрация в ГИБДД и полис ОСАГО. Все это нужно только при мощности свыше 4 кВт (5,44 л.с.).

Как только человек слезает с велосипеда, он сразу превращается в пешехода, даже если ведет свое транспортное средство рядом.

Велосипедистам не нужно сдавать на права, их транспортные средства никак не зарегистрированы и не застрахованы от гражданской ответственности. Но при этом они считаются полноправными участниками движения. На велосипедистов распространяются общие требования «знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки», двигаться по правой полосе, включать фары и фонари в темное время суток.

На велосипедистов, как на водителей транспортных средств, распространяется требование следить за их техническим состоянием.

Можно по тротуару? Какие правила должны соблюдать велосипедисты

«Велосипедистам не место на дороге, их просто не видно, это опасно», — говорят многие автомобилисты. «Велосипедистам не место на тротуаре, они слишком быстрые, могут наехать», — то и дело жалуются те, кто чаще ходит пешком. Как же должны вести себя люди на велосипедах с точки зрения правил дорожного движения в реальности наших городов, где нет разветвлённой сети велодорожек?

Кто кому уступает?

Первый наболевший вопрос – езда по тротуарам. Правила достаточно чётко определяют, какие категории велосипедистов могут передвигаться вместе с пешеходами. В первую очередь это разрешено, вернее даже предписано, велосипедистам младше 14 лет. Также по тротуару могут ехать взрослые, если они сопровождают велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозят ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе. Кроме того, езда по пешеходной части улицы разрешена при отсутствии велосипедных и велопешеходных дорожек, а также если нет возможности ехать по дороге. Во всех остальных случаях велосипедисты старше 14 лет обязаны двигаться по специальной дорожке либо по правому краю проезжей части.

Важно, что при движении по проезжей части велосипедисты подчиняются всем правилам, действующим для автомобилей, а при езде по тротуару, соответственно, – требованиям для пешеходов. То есть, выезжая с тротуара на пешеходный переход, велосипедист обязан спешиться и пройти эти несколько метров, ведя своё транспортное средство рядом.

«Водители автомобилей должны обратить внимание, что если они собираются поворачивать направо, а по тротуару параллельно проезжей части едет велосипедист, и он намерен двигаться прямо, то при повороте ему нужно уступить дорогу, — п.13.1 ПДД. Данное правило оспаривалось в Верховном суде, но все осталось как есть», — отмечает правозащитник и автоюрист Юрий Панченко.

Запреты и штрафы

В правилах также есть указания, чего велосипедистам делать нельзя:

управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);пересекать дорогу по пешеходным переходам (как уже говорилось выше, здесь речь идёт именно о езде, пешком — можно).

Как и для других участников движения, для велосипедистов предусмотрены наказания за несоблюдение правил.

«Ответственность велосипедиста регламентирует часть 2 статьи 12.29 КоАП РФ. Согласно ей, нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей. Если же правила были нарушены в состоянии опьянения, то штраф составит уже от 1000 до 1500 рублей», — отмечает автоюрист.

Водители автомобилей обязаны сдавать экзамены на знание правил и получать права, так почему бы не ввести подобную практику и для велосипедистов – может, тогда и нарушений будет меньше?

«Практика по обучению была, но очень давно. Прежде чем вводить подобное требование, необходимо разобраться, кто будет контролировать сдачу экзаменов велосипедистами. Фактически их придется приравнять к водителям мопедов. Проверить водительское удостоверение у водителей мопедов не так-то просто, тем более, если у них прав нет. Они начинают удирать от полицейских. А догнать — сложно. На мопеде можно проехать там, где автомобиль не пройдет по габаритам. Для малолетних это становится игрой, которая в любой момент может закончиться трагически. Нужно ли это велосипедистам?», — говорит Юрий Панченко.

Надо сказать, что безопасность на дороге во многом зависит не от размера штрафов и строгости сотрудников ГИБДД, а от взаимоуважения между всеми участниками движения. Если автомобилисты будут внимательны, а велосипедисты не станут «вилять» по дороге и неожиданно выезжать с тротуара, аварий станет значительно меньше. То же касается взаимоотношений пешеходов и велосипедистов: и тем, и другим нужно лишь двигаться не посередине тротуара, а держаться правой стороны и не совершать слишком резких движений.

Читайте также  Размеры велосипедных колес таблица

Обязанности велосипедиста, правила езды на велосипеде. Повторение для пешеходов и пассажиров

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

  • Проектор,
  • Раздаточный материал : (Карточки с номерами 1, 2, 3 (по количеству учащихся), карточки “Да”, “Нет” (один набор на парту), карточки с тестовой работой для каждого учащегося.

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщение учителем темы урока и постановка целей. Для этого предлагается первоначально разгадать загадки.

1. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем. (Велосипед)

2. Два колесика подряд,
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Сам хозяин крючком. (Велосипед)

3. Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)

Правильно, тема сегодняшнего нашего занятия Правила юного велосипедиста. На нем мы узнаем, какие бывают велосипеды, повторим Правила дорожного движения для велосипедистов на дороге.

2. Актуализация знаний.

У дорог и улиц есть строгие законы, своя азбука – это Правила дорожного движения, которые должны соблюдать водители и пешеходы. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортному происшествию. А для того чтобы с вами такого не случилось, мы вспомним правила дорожного движения.

Предлагаю вам вспомнить Правила дорожного движения для пешеходов. Я буду читать вопросы, а вы поднимать карточку с номером правильного ответа.

1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

1) Мостовая;
2) Тротуар;
3) Велосипедная дорожка.

2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?

1) По правой стороне обочины;
2) По правому краю дороги;
3) По левой обочине, навстречу движению транспорта.

3. Как пешеход должен ходить по тротуару?

1) Придерживаясь правой стороны;
2) Придерживаясь левой стороны;
3) Придерживаясь середины.

4. Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как вам правильно перейти через дорогу, если нет островка посередине?

1) Сзади автобуса;
2) Впереди автобуса;
3) Только после отправления автобуса.

5. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?

1) Сигналам светофора;
2) Сигналам регулировщика;
3) Это зависит от ситуации.

Так должны вести себя пешеходы. Молодцы!

3. Новый материал.

Викторина “Верите ли вы, что…”[2]

  1. Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой? (Да)
  2. Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров (кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками)? (Да)
  3. Леонардо да Винчи был первым изобретателем велосипеда? (Да)
  4. Велосипедист должен двигаться в темное время суток с включенными фарами или фонариком? (Да)
  5. Велосипедистам нужно обязательно надевать шлем при движении за городом? (Нет)

У нас сегодня будет возможность убедиться в правильности ваших ответов.

  1. Первым изобретателем велосипеда был Леонардо да Винчи.
  2. Как средство передвижения велосипед пользуется большой популярностью в Китае.
  3. Первые велосипедные дорожки появились во Франции.
  4. Самый длинный велосипед имеет длину 22 метра.
  5. Двухэтажный велосипед был построен в Англии.
  6. На Кубе во время карнавала был продемонстрирован велосипед – гигант длиной 4,5 метра и высотой 2,38 метра.
  7. Первые дорожные знаки были черно-белыми.

Беседа с использованием презентации. Для беседы использовались материалы [1]

Типы велосипедов. (Слайд 2, 3)

  1. Дорожный – лучший выбор для ежедневных поездок. Их конструкция довольно проста.
  2. Шоссейный (спортивный) – предназначен только для дорог с хорошим покрытием. Такой велосипед обладает очень хорошей скоростью, на нем можно разогнаться на 10 км/ч.
  3. Горный – главное назначение езда по пересеченной местности.
  4. Триал – это преодоление препятствий и выполнение различных трюков на велосипеде. Он заметно отличается от других. Небольшая рама, отсутствие седла, широкий гнутый руль, большие педали.

Помощник юного велосипедиста.

Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

1. Где безопаснее?

  • За городом и вдоль дороги есть обочина, съезжайте на неё и двигайтесь по обочине.
  • В некоторых городах для велосипедистов обозначены велосипедные дорожки. Они выделены полосой на асфальте и обозначены знаком “Велосипедная дорожка”.
  • Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками
  • Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • Поворачивать налево или разворачиваться на дорога с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы при движении в данном направлении.
  • Буксировка велосипедов.
  • Обгонять друг друга;
  • Разговаривать во время движения;
  • Ехать близко друг к другу;
  • Колонны при движении должны быть разделены на группы по 10 человек. Расстояние между ними должно составлять 80 – 100 метров.
  • Поворот направо – вытяните правую руку в сторону или согнутую в локте левую руку. Водитель автомобиля может использовать сигналы световыми указателями поворота так и рукой. Запомните их. Во время движения обращайте внимание на направления, движущегося рядом с вами транспорта.
  • Поворот налево – Во дворе или в зоне знака “Жилая зона” перед поворотом налево нужно вытянуть в сторону прямую левую руку или согнутую в локте правую.
  • Торможение – перед тем как сбросить скорость, если вы хотите остановиться или затормозить, нужно подать соответствующий сигнал – поднять вверх левую или правую руку.
  1. Перед поворотом приблизьтесь как можно правее к краю проезжей части.
  2. Заблаговременно до начала поворота подайте сигнал поворота.
  3. Посмотрите по сторонам и закончите подачу сигнала непосредственно перед выполнением маневра.
  4. Всегда останавливайтесь перед “зеброй”, чтобы пропустить пешеходов.
  5. Если вам необходимо повернуть налево, нужно доехать до пешеходного перехода, сойти с велосипеда и перейти по нему дорогу, соблюдая Правила безопасности для пешеходов.

4. Выезжаем на проезжую часть.

Выезжая со двора как правило видимость нарушена (нет полного обзора окружающей местности). Поэтому водителю необходимо притормозить, чтобы убедиться в безопасности движения. Следом за тротуаром – проезжая часть. Еще раз притормозите, посмотрите по сторонам и убедитесь, что дорога свободна и можно безопасно выехать.

Помните, что вы всегда можете сойти с велосипеда с стать пешеходом.

Ездить по тротуарам разрешается только в том случае, если вы не создаете помех пешеходам.

Мы уже знаем что, обгон запрещен. Как же поступить, если на пути оказалось препятствие.

– Самым безопасным в этом случае будет – сойти с велосипеда, перейти на тротуар и обойти препятствие пешком. Если вы едете за городом, то можете объехать препятствие по обочине.

6. На пути остановка. (Слайд 7)

Велосипедист, как и водитель автомобиля, должен уважать пешеходов и пропускать их.

7. Уступи дорогу. (Слайд 8)

Проблесковые маячки устанавливаются на крышу автомобиля и сигнализируют о том, что у их пассажиров особая задача.

В этом случае другие водители, заметив такой автомобиль, должны уступить ему дорогу.

8. Переезд железнодорожных путей. (Слайды 9, 10)

Пересекать железнодорожное полотно разрешается только в специальных местах. Перед переездом следует сойти с велосипеда, и перейти через пути пешком, катя велосипед рядом.

Перед переездами устанавливаются дорожные знаки, светофор, шлагбаум, может находиться дежурный по переезду.

Проезд через железнодорожное полотно запрещает красный сигнал светофора. Одновременно с сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал.

Если вы оказались перед нерегулируемым переездом, сойдите с велосипеда, посмотрите по сторонам и, убедившись, что поезд не идет, не останавливаясь, переходите пути.

9. Сигналы регулировщика. (Слайд 11)

  • Если руки вытянуты в стороны или опущены, а вы стоите лицом к его правому или левому боку, вам разрешается ехать прямо или поворачивать направо;
  • Если руки вытянуты в стороны или опущены, а вы стоите лицом к его правому или левому боку, вам разрешается ехать прямо или поворачивать направо;
  • Если регулировщик вытянул руку вперед, то все, кто находится слева от него, могут двигаться в любом направлении. Те же, кто стоят со стороны груди, могут ехать только направо.
  • Вытянутая вверх рука показывает, что все участники дорожного движения должны остановиться.

4. Закрепление изученного материала.

Для закрепления изученного материала предлагается выполнение теста (слайд 12 с отмеченными правильными ответами).

  1. В каком возрасте разрешается велосипедисту выезжать на дорогу?
    1. С 12 лет
    2. С 16 лет
    3. С 14 лет
      1. На велосипедной дорожке.
      2. По обочине
      3. Во дворе и на специальных детских площадках.
        1. Голосом.
        2. Вытянуть правую руку и помахать ею.
        3. Вытянуть правую руку или согнуть в локте левую руку.
          1. Да
          2. Нет
          3. Только ребенка до 7 лет на дополнительном сиденье.
            1. Можно, если дорога с одной полосой движения.
            2. Нельзя ни в каких ситуациях.
            3. Можно.

            5. Подведение итогов урока

            Что нового вы сегодня узнали на уроке?

            На уроке мы с вами познакомились с правилами дорожного движения для велосипедистов. Подробно они изложены в Правилах дорожного движения Российской Федерации параграфы 1, 2, 3, 6,8, 13, 15, 17, 24.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: