Настройка заднего переключателя на велосипеде

Настройка заднего переключателя велосипеда

Каждый любитель велоспорта должен знать, как правильно настроить задний переключатель. Если механизм выйдет из строя, его нормальная эксплуатация сойдет на нет. Работа заднего переключателя многим велосипедистам кажется сложной и непонятной, спрятанной от посторонних глаз.

Механизм может легко и неприхотливо выполнять свои функции, но в один прекрасный день дать сбой. Если у вас нет опыта в устранении подобной проблемы, отвезите свой велосипед в мастерскую, где квалифицированный специалист в течение нескольких минут устранит эту неполадку.

Можно разобраться в принципах работы заднего переключателя скоростей. Придерживаясь наших рекомендаций, вы попрощаетесь со сложностями в дальнейшем обслуживании велосипеда своими силами.

Технические особенности

Хотя переключатели скоростей являют собой простой, на первый взгляд, механизм, их оптимальная настройка показаться довольно сложным заданием. Переключение скоростей — это некая последовательность действий, которые ослабляют и натягивают тросик. Тросик, без которого задний переключатель не будет работать. Большую сложность представляет собой настройка старого и изношенного механизма или дешевой модели из низкокачественного металла. Всего через пару лет эксплуатации в соединениях переключателя могут образоваться люфты.

Механизм заднего переключателя скоростей перекидывает цепь по звездам кассеты, позволяя понижать или повышать передачи (для справки — придумал его итальянец Туллио Кампаньоло в далеком 1950 году). Это устройство также поддерживает цепь в натянутом состоянии. Разновидностей, с момента изобретения, создано множество. Немного о главных, наиболее характерных чертах.

Материал изготовления: от стали до карбона. На модели начального уровня ставят сталь, причем далеко не всегда хорошего качества, и пластик. В умелых руках такие переключатели даже иногда работают. Модели средней категории в большинстве случаев изготавливаются с использованием алюминия. Самые дорогие модели могут похвастаться не только точностью в работе, но и титаном, карбоном или композитом в составе.

Размер рамки. В теории все просто — чем длиннее рамка, тем большее количество передач можно выбрать. Однако нельзя утверждать столь категорично, поскольку кто-то предпочтет короткую рамку, не боящуюся камней, а других интересует больший комфорт в переключении. И все по-своему правы.

Можно еще долго и подробно расписывать действие пружины или варианты расположения тросика. Нет большой разницы, с какой стороны на переключатель заходит тросик. Итак, теперь об интересном.

Уход и ремонт

Причины сбоя работы заднего переключателя скоростей

  1. Механическая поломка. Переключатель передач чаще всего ломается из-за механических повреждений, к примеру, из-за падения велосипедиста на трассе. Первым делом нужно убедиться, что он не согнут. В идеале лапка должна быть параллельна звездам кассеты. Если есть хотя бы небольшой перекос, можно судить о деформации «петуха» (кронштейна заднего переключателя), а не самого переключателя. Зачастую после удара переключатель загибается внутрь, ближе к спицам. Иногда он попадает в спицы. Плохо, если рама не оборудована съемным кронштейном — тогда ломаются спицы, переключатель и дропаут — все это приводит к поломке рамы. Кронштейн же крепится к раме болтом и на второй к нему крепится задний переключатель. Выпрямляется простым способом — достаточно потянуть за переключатель. Но это работает лишь при незначительном отклонении. Иначе же придётся просто заменить «петух»;
  2. Плохая смазка тросика и его загрязнение;
  3. Неправильно отрегулированный задний переключатель;
  4. Изношенность сопутствующих деталей. Изношенные звезды и цепы, ролики в плохом состоянии так же влекут за собой поломку. Сами по себе часто ломаются модели заднего переключателя низкого качества. Немало проблем может доставить при переключении передач и неисправность манетки.

Возможные нюансы

Иногда поразительные результаты дает обычная промывка и смазка тросов и их рубашек. Практика показывает, что после этой операции делать переходы становится значительно легче. При обнаружении порванного тросика с частью расплетенных проволочек его следует немедленно заменить. Такая же ситуация с рубашкой, у которой наблюдаются повреждения.

Кстати, рекомендуем:

    пал на Shimano TX — уж очень соблазнили невероятные скидки.

Да и ставить что-то более серьезное на недорогой велосипед, используемый только для покатушек исключительно по асфальту — бессмысленно. А вот диапазон переключений был важен, поскольку город изобилует холмами, холмиками и горищами.

Итак, замена заднего переключателя начинается со снятия старого нонейма с рамы — пришла пора Shimano. Раскрывается звено цепи. Если такого нет, то необходимо воспользоваться выжимкой.

Откручивается и снимается старый переключатель, а на его место вешается новый и прикручивается к «петуху» — выступающему треугольнику с отверстием на раме. Прикручивать стоит хорошо, но без излишнего энтузиазма.

Цепь велосипеда ставим на самую маленькую звезду. Визуально ролик и малая звезда должны быть на одной линии. Маленькая звезда — это самая высокая скорость, поэтому регулируем положение ролика винтом Н -.

Следующий шаг — застраховаться от возможности попадания цепи в спицы, что вполне вероятно, если переключатель уйдет за самую большую звезду. Для этого необходимо отвести переключатель до самой большой звезды, аккуратно и без лишних усилий. Ни в коем случае не за ролик, крепление которого очень легко согнуть.

Регулировочным винтом фиксируется положение переключателя именно так, чтобы он был напротив большой звезды. Заход за нее чреват потерей спиц и хорошего настроения. Если переключатель слишком зажат — нижней передачи не будет.

Очередь за тросиком — он должен свободно ходить в рубашке. Проверяем ход и отсутствие заломов. На данной модели переключателя видно место для прохождения тросика. Ставим цепь на самую маленькую звездочку, подтягиваем трос для убирания слабины, фиксируем. Таким образом, установка заднего переключателя и его регулировка — это два неотъемлемых друг от друга, взаимодополняющих процесса.

Основные настройки заднего переключателя скоростей на велосипеде

Ограничение высоких передач (маленькая звезда (H))

Если слабо затянуть ограничительный винт высоких передач, то цепь может соскочить с маленькой звездочки и застрять между ней и пером рамы. А если сильно перетянуть ограничительный винт высоких передач, то он может препятствовать переключению на самую маленькую звездочку. Но будьте внимательны, проблемы с переключением на высокие передачи редко связанны именно с настройкой ограничителя, чаще всего виноват погнутый переключатель или петух, иногда проблемы возникают из-за затрудненного хода тросика.

Чтобы приступить к настройке крайнего положения, сперва переведите цепь в положение самой высокой передачи (большая звезда спереди и маленькая сзади), открутите анкерный болт и ослабьте тросик, закрутите до конца регулировочные барабаны на манетке и на рычаге заднего переключателя скоростей.

Суть настройки состоит в том, чтобы выставить ролики переключателя скоростей в одну плоскость с маленькой звездочкой.

Ограничение высоких передач (маленькая звезда (H))

Если закручивать ограничительный винт «H» по часовой стрелке, рамка переключателя будет двигаться в сторону спиц колеса, если откручивать винт против часовой стрелки, тогда рамка будет двигаться в обратном направлении, дальше от спиц. После регулировки положения сильно натяните тросик и закрепите его анкерным винтом.

Ограничение низких передач (большая звезда (L))

Если слабо затянуть ограничительный винт низких передач тогда цепь может соскочить с большой звезды и застрять между ней и спицами, при движении велосипеда, это может привести к блокированию колеса и падению, к поломке спиц и цепи. А если затянуть ограничительный винт слишком сильно, это приведет к тому, что цепь не будет переключаться на большую звездочку.

Для настройки этого крайнего положения, переведите цепь в положение низкой передачи (маленькая звезда спереди, большая сзади), выкрутите регулировочный винт «L», чтобы он не ограничивал переключатель передач.

Суть настройки состоит в том, чтобы выставить ролики переключателя скоростей в одну плоскость с большой звездочкой. Для этого закручивайте ограничительный винт «L» по часовой стрелке до нужного положения. Закручивание ограничительного винта перемещает переключатель в сторону маленьких звездочек, а откручивание против часовой стрелки двигает его в сторону спиц.

Теперь проверка работы всего механизма. При прокручивании педалей со стороны заднего переключателя не должно быть никаких ярко выраженных щелкающих звуков. Переключение вверхвниз должно происходить точно, без перескакивания и задержек. И даже если все встало на свои места, работает точно, тихо и без задержек — для первой поездки стоит взять с собой отвертку. Работа с нагрузкой вполне может потребовать мелкой корректировки.

Читайте также  Как рассоединить цепь на велосипеде

Настройка натяжителя цепи

Натяжитель представляет собой узел перебрасывателя, который обеспечивает оптимальную жесткость цепной передачи. Чрезмерное натяжение не только затрудняет передвижение цепи, но и изнашивает систему переключения передач. Ослабленное же состояние препятствует четкому переходу.

Отладка узла натяжителя выполняется по схеме:

  • Установить цепь сзади на самую большую звездочку, а спереди — на самую малую.
  • Если при передвижении цепи ролик натяжителя задевает кассету, то нужно закрутить винт натяжения так, чтобы зазор между ними составлял около 5 мм.
  • Установить цепь сзади на самую маленькую звездочку, а спереди — на самую большуюю.

Надо запомнить

Столкнуться с таким понятием, как «профилактический ремонт переключателя» придется, независимо от его ценовой категории. По мере износа роликов, являющихся расходным материалом, потребуется их своевременная замена. Бытует мнение, что установка и настройка заднего переключателя гораздо легче, чем переднего. Тем не менее, придется потратить время и приложить усилия, но этот труд окупится сторицей во время поездки.

Поэтапная настройка заднего переключателя велосипеда

Переключение скоростей кажется сложным процессом, но на самом деле все происходит благодаря натяжению и ослабеванию тросика. Поэтому регулировка системы не требует особых знаний и навыков. Давайте разберемся, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде.

Причины сбоя заднего переключателя скоростей на велосипеде

Прежде чем начать настройку заднего переключателя скоростей на велосипеде, нужно посмотреть, может также стоит отрегулировать передний переключатель, а также определить источник проблемы:

  • повреждение тросика или отсутствие на нем смазки;
  • деформация крепежа заднего перебрасывателя – петуха;
  • выработка цепи или системы звездочек на заднем колесе;
  • клин роликов натяжки цепи;
  • неисправности в манетке, отвечающей за изменение скоростей, на рулевом устройстве.

Причины сбоя переключателя

Регулировочные элементы на переключателе скоростей

В магазинах представлен огромный выбор переключателей, но принцип действия у всех почти идентичен. Это значит, что устройство большинства переключателей одинаковое, в нем имеется 5 базовых элементов:

  1. Специальные болтик и гайка, используемые для фиксации троса.
  2. Барабанный пустотелый винт, необходимый для создания натяжения.
  3. Ограничитель хода петуха на самую большую звезду (обозначается буквой L).
  4. Ограничитель хода перебрасывателя на наименьшую звездочку (обозначается буквой H).
  5. Винт, создающий натяжение в цепи.

Регулировочные элементы

Настройка

Настройка заднего переключателя велосипеда начинается после того, как вы
Перед настройкой заднего переключателя скоростей поднимите заднее колесо в воздух, используя специальные подставки или крепления. Инструкция настраивания механизма:

  1. На подготовительном этапе снимите и хорошо прочистите кассету со звездочками и сам переключатель скоростей. Спереди цепь должна быть поставлена на среднюю звездочку, а сзади на минимальную. Для правильной настройки петуха его тоже нужно прочистить. Для этого удалите грязную смазку и мусор с роликов натяжителя и звездочек, прочистите и смажьте цепь. Даже после подобных манипуляций можно заметить улучшение в работе переключателя. Чистка кассеты на велосипеде
  2. Далее нужно освободить трос, выкрутив по максимуму винты натяжения на манетке и перебрасывателе. Не забудьте вытащить трос из крепежного винта. Необязательно снимать его полностью, просто проведите осмотр и смажьте нужные детали.
  3. Теперь можно заняться установкой предела хода на минимальную звездочку. Расположитесь позади транспортного средства и плавно крутите винт Н, до тех пор, пока ролики и нужная звездочка не разместятся на одной линии. Если установленный перебрасыватель уже эксплуатировался, то для точной регулировки нужно ставить рамку не строго по прямой линии, а слегка отодвинув в правую от колеса сторону. При верной настройке цепь будет плотно держаться, а система работать без шума.
  4. На данном этапе нужно отрегулировать натяжение тросика. Зафиксируйте трос крепежным болтом, аккуратно потянув его рукой, не используйте для этого инструменты. Натяжение троса создается пустотелым винтом с барабаном. В результате перебрасыватель должен без проблем перемещаться по звездочкам от одного нажатия манетки или щелчка. Можно установить переход между двумя ближайшими элементами, и переключение самостоятельно отрегулируется на остальных. В отдельных моделях тросика есть специальная бороздка, проконтролируйте, чтобы он разместился в ней и не передавливался. Натяжение тросика на велосипеде
  5. Для регулировки заднего переключателя скоростей велосипеда нужно установить не только минимальный предел хода, но и максимальный. Ослабьте винт L, чтобы ход петуха был свободным. Провернув педали, сзади переместите цепь на наибольшую звезду. Выравнивайте перебрасыватель, пока ролики и самый крупный элемент кассеты не встанут на одном уровне.
  6. Наконец, остается отрегулировать натяжитель цепи. Зафиксируйте ее так, чтобы спереди она была на самой большой звездочке, а сзади на самой маленькой. Если во время вращения один из роликов (верхний) касается кассеты, то закрутите винт натяжения. Между деталями должен остаться пятимиллиметровый зазор. Переставьте цепь в обратное положение, то есть спереди – большая звезда, а сзади – маленькая и проверьте натяжку в такой позиции. Натяжение цепи

Ликвидация проблем в работе переключателя скоростей

Проблемы могут быть следующие:

Ликвидация проблемы в работе переключателя

  1. Иногда прекрасный результат дает элементарная прочистка и смазка тросов, рубашек, после такой процедуры переключать скорости намного проще.
  2. Если теряется плавность переключения передач при смене передних звездочек, то, скорее всего, погнулся велосипедный петух. Эта деталь очень подтверждена ударам об препятствия. Поломку легко определить на глаз, внимательно рассмотрите положение переключателей: правильные ролики располагаются вертикально относительно друг друга.
  3. Снимите петуха с транспортного средства и подправьте на твердой поверхности, также допускается использование специфического инструмента, позволяющего оставить его на месте. Особый указатель покажет, насколько ровно располагается петух.
  4. При поломке рулевой манетки моментально ослабевает натяжение троса. Не стоит искать дорогие детали для замены. На простом велосипеде скорость переключения передач и их масса менее приоритетны, чем дешевизна сменных элементов.

Настройка заднего переключателя скоростей на велосипеде необходима после проведения ремонта или замены каких-либо элементов. Четкое следование всем инструкциям поможет быстро достичь нужного результата. Если цепь по-прежнему туго перескакивает между звездочками или же начала прокручиваться, покрутите барабан натяжения троса.

Видео

В коротком видео представлено, как настроить задний переключатель на велосипеде.

Как настроить задний переключатель велосипеда

Каждый вело любитель не раз испытывал неудобства с нечеткой работой заднего переключателя скоростей. Причины, у так называемых, "фантомных" переключениях могут быть разные.

Не правильная настройка заднего переключателя при покупке велосипеда или отсутствие настройки вовсе

Неудачная транспортировка велосипеда

Загрязнения трансмиссии при эксплуатации велосипеда

Перед тем как приступить к настройке заднего переключателя велосипеда, давайте разберемся какие регулировочные элементы на нем присутствуют и за что они отвечают.

Натяжение цепи

Ограничительные винты

На задней перекидке расположено 3 ограничительных винта:

Винт регулировки натяжения цепи

Н-винт (ограничитель высокой передачи)

L-винт (ограничитель низкой передачи)

Регулировка натяжения цепи

Задача винта регулировки натяжения цепи отрегулировать расстояния между звездами и роликом переключателя.
Для правильной регулировки переводим трансмиссию велосипеда на самую низкую передачу (один — один) — когда спереди маленькая звезда, а сзади самая большая.
Вращая винт натяжения цепи выставляем зазор между роликом и звездой не больше 5-ти миллиметров и так чтоб звезда не торкалась самого ролика.
Таким образом вы найдете идеальное расположение ролика относительно звездочек дли максимально четкого переключения передач.

Регулировка ограничителя высокой передачи (H)

Регулировка ограничителя высокой передачи

Неправильную настройку ограничителей можно отчетливо услышать. Треск и подергивание лапки самого переключателя говорит о том что ролики и звезда находятся не в одной оси.

Правильно отрегулированный H-винт предотвратит слетание цепи с самой маленькой звезды. Таким образом цепь не застрянет между звездой и рамой велосипеда, что в противном случае может привести к разрыву цепи и даже падению.

Для того, чтобы настроить ограничитель высокой скорости должным образом — переводим трансмиссию велосипеда на максимальную передачу, в положение где цепь лежит на большой звезде спереди и самой маленькой сзади. Наша задача — выставить оба ролика заднего переключателя в одну линию с найменшей звездочкой. Если крутить H-винт по часовой стрелке — ролики сдвинутся к большим звездам, если против часовой — соответственно, в противоположную сторону.

Обратите внимание что слишком затянутый H-винт не даст цепи спрыгнуть на самую маленькую звезду, а недостаточно закрученный винт перебросит цепь слишком далеко и цепь слетит.

Регулировка ограничителя низкой передачи (L)

Регулировка ограничителя низкой передачи (L)

Правильно отрегулированный L-винт предотвратит слетание цепи с самой большой звезды. Таким образом цепь не застрянет между большой звездой и спицами, что в противном случае может привести к попаданию роликов в спицы и деформации самого заднего переключателя скоростей.

Читайте также  Спидометр на велосипед как установить

Для того, чтобы настроить ограничитель высокой скорости должным образом — переводим трансмиссию велосипеда на самую низкую передачу (один — один) — когда спереди маленькая звезда, а сзади самая большая.. Наша задача — выставить оба ролика заднего переключателя в одну линию с наибольшей звездой. Если крутить L-винт по часовой стрелке — ролики сдвинутся к маленьким звездам, если против часовой — к спицам.

Теперь, когда у нас правильно выставлены регулировочные винты, давайте займемся настройкой самих передач.

Настройка переключения передач

Для того, чтобы настроить четкое переключение передач — переводим цепь на самую маленькую звездочку. Наша задача — с помощью регулировочного барабана натянуть тросик таким образом что б при каждом переключении цепь без треска и задержки перебрасывалась по всем звездочкам . Если крутить регулировочный барабан по часовой стрелке — мы ослабим натяжение тросика, если крутить против часовой — трос будет натягиваться.

Регулировочный барабан

И так, цепь на маленькой звезде — начинаем переключать передачи. С каждым щелчком цепь должна выпрыгивать на одну звезду выше. Если при щелчке цепь перебирается на звезду выше с трудом или вовсе ничего не происходит — значит трос не достаточно натянут (крутим барабан против часовой стрелки).
Крутить барабан достаточно в пол оборота. Перетянутый тросик, как и слишком ослабленный приведет к некорректному переключению передач в крайних положениях.
Натягиваем тросик таким образом чтоб цепь не терлась о какую либо из звездочек. Если при настройке издается металлический посторонний звук — нужно смотреть какой стороной цепь соприкасается со звездой и вносить необходимые корректировки вращением барабана, оставляя равномерные зазоры между цепью и соседними звездами.

Отличие лишь в расположении и маркировке регулировочных болтов. Принято маркировать винты латинскими буквами H ( hihg ) и L ( law ). Если маркировка отсутствует ( обычно на топовых переключателях ), нужно смотреть куда упираются сами винты.
Правильная настройка задней перекидки велосипеда гарантирует приятное, плавное, а главное безопасное переключение скоростей велосипеда!

В нашем магазине крути нас вы найдете большой выбор задних переключателей скоростей с гарантией.

Задний переключатель. Настройка и характеристики

per1

Задний переключатель скоростей (derailleur) — устройство, предназначенное для изменения передаточного отношения трансмиссии велосипеда. Говоря понятным языком — переключение скорости. Фактически это подразумевает перемещение цепи с одной звезды кассеты на другую. Дополнительно задний переключатель натягивает цепь. Переключатель скоростей — это один из самых главных компонентов велосипеда.

Если вы решили заняться его настройкой, то предварительно полезно прочитать статью о том, как правильно переключать скорости на велосипеде. Ведь неправильное использование переключателя — одна из причин его частой поломки.

Перемещение переключателя вместе с цепью в одном направлении осуществляется посредством натяжения тросика, а в обратном — с помощью возвратной пружины. Перемещение переключателя инициирует передвижение цепи вслед за ним.

Большинство современных скоростных велосипедов оборудуются именно таким устройством для переключения передач. За долгие годы службы эта система зарекомендовала себя только с положительной стороны. Она проста в обслуживании, удобна, имеет вполне приемлемую стоимость и низкий вес.

Задний переключатель. Принцип работы и методика переключения скоростей.

Для того, чтобы научиться обслуживать задний переключатель, нужно понимать некоторые основные принципы его работы.

Для начала нужно уяснить, что переключатель работает наиболее эффективно и корректно осуществляет переключение только при небольших нагрузках. Велосипедист перед переключением должен придать велосипеду значительный момент инерции, который позволит без нагрузки на звездах и цепи аккуратно перекинуть цепь, вращая педали практически в холостую. Дорогие модели переключателей иногда позиционируются как пригодные для непрерывного переключения, однако всё относительно. Поэтому, прежде чем ругать переключатель и начинать бессмысленный ремонт, нужно проанализировать свои ошибки.

Переключение должно осуществляться строго при вращении педалей. Конечно, если переключить скорость без кручения, ничего страшного не произойдет, но при последующем начале движения нужно быть готовым, что цепь перескочит на другую звезду. При этом, поскольку велосипед будет стартовать и на цепи будут создаваться значительные нагрузки, это вызовет скрежет и сбой в работе оборудования.

Переключатели отличаются друг от друга точностью переключения, весом, материалами из которого они изготовлены, материалом направляющих роликов и многими другими стандартными параметрами, однако важно запомнить, что есть определяющие характеристики, которые нужно знать для правильного выбора и регулировки.

Важные характеристики заднего переключателя

  1. Количество скоростей, на которые он рассчитан. Переключатели на 7-9 звезд не различаются по количеству возможных звезд на кассете, а на 10 скоростей несовместимы с трансмиссией с меньшим количеством скоростей.
  2. Длина лапки. Лапка – это часть переключателя, где размещены ролики и пропущена цепь. Бывают переключатели с длинной, короткой и средней лапками. Короткая лапка подразумевает работу с одной скоростью впереди. Средняя – две скорости. Длинная соответственно рассчитана на три скорости.
  3. Направление действия возвратной пружины – на обычных переключателях цепь перемещается на большую звезду посредством натяжения тросика, а на переключателе с обратной тягой наоборот закидывается вверх возвратной пружиной.
  4. Передаточное соотношение привода переключателя — отношение перемещения переключателя к соответствующему перемещению троса. Shimano использует в своих устройствах соотношение 2:1, а SRAM — 1:1. Из-за этого переключатели Shimano и SRAM обычно не совместимы (хотя это не правило).
  5. Способ крепления к осивтулки – переключатель может быть рассчитан на крепление к петуху, а может крепиться гайкой оси заднего колеса. Последнее практически не используется и встречается сейчас в основном на бюджетных моделях скоростных велосипедов. Однако, есть и дорогие типы подобных переключателей высокого уровня, которые крепятся под гайку. Они позиционируются как особо прочные. Следует отметить, что это правильный подход, посколькуполомка петуха довольно распространенная проблема.
  6. Технология Shadow — с практической точки зрения для пользователя это фактически определяет, будет ли бить переключатель по перу рамы или нет. Любители собирать велосипед своими руками наверное сталкивались с такой ситуацией, когда переключатель бьет по нижнему перу рамы от раскачивания. Проблему в этом случае легко решит переключатель, работающий по технологии Shadow или переключатель от фирмы SRAM, который фактически не может перемещаться по направлению такого удара, упираясь в стопор.

Как настраивается задний переключатель?

Из всего написанного выше следует, что переключатели могут быть несовместимы друг с другом. Однако, при некоторой ловкости рук, можно заставить работать любой переключатель с любой манеткой. Серьезные сложности могут возникнуть только если не соответствует передаточное соотношение переключателя или переключатель рассчитан на большее/меньшее количество скоростей.

Любой задний переключатель оборудован следующими регуляторами. Расположение винтов и общая конструкция могут незначительно различаться внешне, однако принцип работы стандартный.

  1. ВинтH – определяет крайнее верхнее положение переключателя. Не даёт переключателю попасть в спицы или препятствует сбрасыванию цепи в пространство между кассетой и фланцем втулки.
  2. ВинтL – определяет крайнее нижнее положение. Препятствует сбрасыванию цепи ниже самой маленькой звезды.
  3. Винт охвата – винт, который упирается в выступ на петухе и регулирует угол охвата цепью звезды. Его следует крутить в случае, если новая цепь на новой кассете начинает проскакивать при больших усилиях. Как правило, должен быть вкручен на половину своей длины (Речь про новое или не изношенное оборудование).
  4. Тонкая подстройка – посадочная точка, в которую упирается рубашка тросика. Вращая этот винт, можно без откручивания основного болта (5), держащего тросик, менять натяжение тросика. Часто полезно для компенсации растяжения тросика.

per2

На фотографии дополнительно отмечены (6. Болт крепления к петуху, 7. Нижний ролик)

Настройка заднего переключателя скоростей на велосипеде

Очень частая проблема с которой сталкиваются велосипедисты это нечеткая работа заднего переключателя. Сегодня попробуем разобраться как же его настроить с нуля или отрегулировать, если настройки сбились.

Данная статья подойдет для для настройки всех переключателей shimano, sram, campagnolo, microshift и других в не зависимости сколько у вас скоростей на велосипеде начиная от 2 и кончая 11 скоростными блоками звезд на заднем колесе.

  • Причины нечеткой работы переключателя
  • Процесс настройки заднего переключателя
  • Ошибки при настройке

Инструменты:

Из инструментов, которые вам могут понадобиться это крестовая отвертка и возможно шестигранник или ключ на 10 или 8 в зависимости от переключателя. Также очень удобно работы проводить на специальной велостойке, но без нее вы тоже справитесь.

Читайте также  Как снять заднее колесо на горном велосипеде

Причины ухудшения работы заднего переключателя:

1. Отсутствие обслуживания. Чаще всего переключатель при покупке велосипеда работает четко и без нареканий, но посоле сезона эксплуатации можно заменить ухудшение работы или даже соскакивания цепи с крайних звезд. В 70% случаев помогает настройка заднего переключателя, но иногда и это не помогает, тогда следует заменить тросик и рубашку, так как они забиваются грязью и мешают плавному ходу тросика в рубашке. Обычно ТО велосипеда делают раз в год, в которе включена настройка переключателей.

Иногда для экономии смазывают тросик солидолом или любой другой смазкой и получается на время улучшить работу, но в последствии смазка притягивает к себе пыль и работа снова ухудшается, поэтому придется проделывать такую процедуру чаше чем этого бы вам хотелось.

2. Износ самого переключателя. Все когда-нибудь ломается и переключатель на велосипеде не исключение. Чаше всего изнашиваются оси параллелограмма переключателя из-за чего образуется небольшой люфт, который не дает правильно настроить переключение.

3. Износ звездочек переключателя. Со временем изнашиваются пластиковые звездочки из-за чего цепь уже не держится на них, что приводит к плохой работе переклюка. Также оси звездочек могут изнашиваться и звездочка будет излишне болтаться на оси, что приводит к ухудшению переключения.

4. Кривой петух или сам переключатель. Когда вы падаете или задеваете что-то переключателем, то чаше всего гнется (ломается) петух, так как он сделан специально из более слабого сплава чем сам переключатель (чтобы сохранить целой более дорогую запчасть). Искривление не дает вставать цепи ровно, что сводит старания по настройке перекидки к нулю. Читай как выпрямить петух своими рукам.

5. Проблемы с тросиком. Иногда при установке или при падении тросик может сильно изогнутся, после чего место изгиба будет препятствовать плавному движению тросика в рубашке. В этом случае требуется его замена.

Так же бывает, что тросик разлохмачивается (вот почему следует использовать наконечники тросов) и в последствии одна из стонких нитей начинает отделяться от основного пучка, в итоге препятствует нормальному движению тросика в рубашке. Иногда может порваться одна нить в тросике и тоже не давать нормально работать, тут можно вычленить ее из основного пучка по все длине тросика. Но самым лучшим вариантов будет заменить тросик на новый.

Если тросик был установлен новый, то иногда через некоторое количество километров (около 100 км.) можно заметить ухудшение переключения — это из-за того, что тросик немного растягивается. В этом случае немного нужно будет подтянуть болт натяжения тросика.

Важно! Если хоть одна из 5 проблем у вас присутствует, настроить переключатель идеально будет не возможно!

Регулировка заднего переключателя скоростей на велосипеде

После того как мы исключили все 5 возможных проблем с задним переключателем можем приступить к его настройке. Я взял велосипед с задним переключателем shimano и поделил всю настройку на 8 этапов:

1. На манетке скидываем на самую большую скорость (которая соответсвует самой маленькой звезде на блоке ведомых звезд). Крутим педали, чтобы цепь оказалась на маленькой звезде. (теперь вы понимаете почему так удобно работать со стойкой)

У меня на манетке не показываются цифры, но поверьте положение индикатора стоит на «цифре» 9. Что соответствует самой маленькой звезде на кассете.

Во время настройки заднего переключателя на ведущих звездах (передних) цепь лучше расположить там, где вы ее чаше всего используете. Обычно это центральная звезда на системе из 3 звезд.

2. Ослабляем шестигранник или болт, который держит тросик.

3. Закручиваем до упора, а потом возвращаем на один виток назад все регулировочные барашки натяжения троса, которые находятся на переключателе и на манетке (иногда на велосипедах регулировочный винт один, чаще всего он находится на переключателе, реже на манетке).

В моем случаем регулятор натяжения троса находится только на манетке. На фото видно как я кручу барашек.

4. Натягиваем рукой тросик (изо всех сил тянуть не нужно, главное чтобы он не провисал и был натянут по всей своей длине) и закручиваем держащий тросик болт.

5. Совмещаем центр роликов лапки переключателя с центром самой маленькой звезды на велосипеде. Некоторые для прохождения этапов 5 и 6 снимают цепь для более точной настройки. Я в этом необходимости не вижу, можно не снимать, особенно если у вас переключатель не самого топового уровня, типа шимано tourney, acera или alivio.

Собственно все это перемещение переключателя происходит с помощью регулировочных винтов с буквами «H» и «L».

Регулировочные винты положения лапки переклюка выглядят примерно так.

Крутим винт «H» отверткой до тех пор, пока центры роликов на лапке переклюка и маленькой звезды не совпадут и переходим к следующему этапу.

На фото я показал красную линию, по которой можно увидеть, что ролик переключателя находится под малой звездой на кассете, а значит крайнее положение настроено верно.

6. Переключаем на манетке на самую маленькую скорость (цифра 1), которая соответствует самой большой ведомой звезде. Крутим педали, чтобы цепь перешла на крайнюю звезду. И также совмещаем центр роликов лапки с центром самой большой звезды. Все это совмещение происходит с помощью винта «L».

На манетке индикатор переключения скорости на цифру 1, если цифр нет в самое крайнее положение, что должно соответствовать самой большой звезде на кассете.

По сути дела винты «H» и «L» служат в роли крайних ограничителей для вашего переключателя, что позволяет цепи не слетать во время движения и сохранять вам жизнь.

Выставляем крайнее положение лапки переключателя, чтобы переключатель не попал в спицы колеса. Путем совмещений осей самой большой звезды на кассете и оси лапки переключателя.

7. Скидываем опять на самую большую скорость. Не забываем крутить педали . Цепь должна оказаться на самой маленькой звезде. Далее переключаем на одну скорость и крутим педали, если цепь не перескакивает или перескакивает не сразу значит вам нужно немного выкрутить регулировочный винт, который регулирует натяжение троса (получается мы натягиваем трос).

Далее опять проверяем и переключаем с самой большой скорости на одну ступень ниже (если 8 скоростная кассета, то с 8 на 7 скорость), если переключение произошло сразу, поздравляю вы настроили переключатель! Можете проверить, оставшиеся скорости также легко и четко будут переключаться как вверх так и в низ!

Цепь должна перескочить на соседнюю скорость. В моем случае это 9 скоростная кассета. Переключаю с 9-ки на 8-ку.

8. Настраиваем расстояние от самой большой звезды до ролика переключателя. Это расстояние должно быть около 4 мм, если расстояние будет больше четкость переключения будет снижена. За регулировку этого зазора отвечает регулировочный винт на переключателе. Выкручивая винт расстояние уменьшается, вкручиваем увеличивается. настройка производится на самой большой звезде соответствует цифре 1 на вашей манетке.

Возможные ошибки при настройке заднего переключателя

Вопрос: А что, если я выкрутил до конца регулировочный винт, а цепь так и не переключает на 1 скорость ниже?

Ответ: Скорее всего вы плохо натянули тросик рукой из этапа 4 или вы сделали это при не достаточно закрученных регулировочных винтах натяжения тросса из этапа 3, а также возможно вы натягивали тросик не на самой большой скорости на манетке описанное в этапе 1.

Вопрос: Я дошел до этапа 7, но цепь оказалась не на самой маленькой звезде почему?

Ответ: Возможно вы слишком сильно натянули тросик руками в этапе 4, в этом случае попробуйте немного ослабить натяжение троса регулировочным винтом. Если цепь все-таки не перейдет на крайнюю малую звезду следует повторить этапы с 1 по 4.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: