Ободной тормоз велосипеда

Велосипедные тормоза

Как и любому другому скоростному транспортному средству, велосипеду нужны тормоза. От качества работы тормозов зависит безопасность велосипедиста. Нужно упомянуть, что трековые и некоторые другие модели обходятся без механической тормозной системы. Педали через цепь жестко связаны со втулкой заднего колеса, и торможение выполняется замедлением вращения педалей или резким переносом веса велосипедиста на одну педаль с последующей блокировкой ведущего колеса.

Любому понятно, что блокировка отрицательно сказывается на состоянии покрышки, а движение колеса юзом усложняет управляемость велосипеда. Для спортивного велосипеда отсутствие тормоза — способ снизить вес и повысить надежность конструкции, но езда на таких велосипедах требует особой техники и обычному человеку не добавит комфорта.

Вообще, тема выбора тормозов — одна из самых запутанных и скандальных тем, касающихся выбора велокомпонентов. Тормоза отличаются по эффективности торможения, по ремонтопригодности, по долговечности. Множество людей с разным опытом и потребностями являются сторонниками той или иной конструкции.

В статье мы дадим понятие об устройстве тормозных систем и упоминанием о преимуществах и недостатках каждой, начнем обзор с наименее распространенных. Даже если вы не планируете обслуживать велосипед самостоятельно, знания будут нужны вам, чтобы выбрать тормоза взамен износившихся или если старые тормоза перестанут вас устраивать.

Стремянные и роллерные тормоза велосипеда

Стремянные тормоза напоминают тормоза поезда: тормозная колодка прижимается непосредственно к протектору колеса. Много говорить об особенностях данной системы не нужно, поскольку на новых велосипедах такую конструкцию давно не встретишь. Стремянный тормоз до сих пор устанавливают на велосипеды Индии и Китая. К счастью, эти модели не поступают на наш рынок.

Роллерные тормоза появились вследствие желания одного крупного производителя велокомпонентов сделать идеальный тормоз, убрав недостатки барабанных тормозов (о них поговорим ниже). Тормозную втулку заменили роликами, а тормозной барабан снабдили радиатором для лучшего охлаждения и вынесли из ступицы колеса. Роллерная система не требует частого обслуживания и обеспечивает эффективное торможение при обычной езде. При неспешной езде такие тормоза служат годами без каких-либо регулировок. В то же время, в тяжелых условиях эксплуатации, роллерные тормоза не имеют преимуществ.

Недостатки роллерных тормозов:

  • Самый большой вес среди всех тормозных систем.
  • Сложность конструкции и немалая цена.
  • Большинство амортизационных вилок не поддерживает данный тип тормоза.
  • Тормоз не блокирует вращение колеса в обратную сторону.
  • Эксклюзивность конструкции затрудняет поиск запчастей, а дешевых расходников нет.

Достоинства роллерных тормозов:

  • Геометрия обода не сказывается на работе тормозов. «Восьмерки» и «яйца» не снижают эффективность торможения
  • Отличная защита от грязи, пыли и хорошая защита от воды.
  • Требуют минимум регулировок и, при правильном обслуживании, вечны.
  • Почти самые эффективные тормоза.

Барабанный тормоз для велосипеда

Ножной тормоз велосипеда знают все — это самый популярный тормоз на велосипедах советской эпохи. Даже сегодня это самый популярный тормоз для односкоростного велосипеда. Барабанный тормоз расположен в задней втулке, корпус такой втулки играет роль барабана, а колодки размещены внутри. При срабатывании тормоза, колодки прижимаются к внутренней поверхности втулки и обеспечивают торможение.

Привод тормоза может быть ручной, тросиком, или ножной, вращением педалей в обратную сторону. Ручной привод практически не применяется.

У барабанных тормозов есть существенные плюсы и не менее заметные минусы конструкции.

Достоинства барабанных тормозов:

  • Мощные тормоза с плавной регулировкой замедления.
  • Практически герметичны, требуют минимум обслуживания.
  • Не изнашивают и не предъявляют особых требований к ободу колеса.

Недостатки барабанных тормозов:

  • Основным недостатком является несовместимость с системами переключения передач с задним переключателем. Поэтому применяются на односкоростных или велосипедах с планетарной втулкой.
  • Плохо охлаждаются и даже на небольших затяжных спусках теряют эффективность.
  • Усилие торможение зависит от положения шатунов педалей относительно дороги. Если шатуны перпендикулярны дороге, тормозное усилие стремится к 0.
  • Значительно нагружают втулку и спицы колеса.
  • Если у вашего велосипеда слетела цепь, то вы лишаетесь тормозов. Это очень опасно и барабанный тормоз должен дублироваться ободным тормозом.
  • Очень сложно активно крутить педали и при этом пользоваться тормозом.

Ободные тормоза

Торможение обеспечивается прижимом тормозных колодок к специальной дорожке на ободе колеса. Самый популярный на сегодня вид тормозов. Достаточно эффективные тормоза с отличной ремонтопригодностью.

Отличаются способом приведения тормозных колодок к ободу, а вот принцип действия разных вариантов ободных тормозов одинаков. Идеальный выбор для новичков: легко устанавливаются, легко регулируются и очень просто ремонтируются в полевых условиях.

Существуют четыре типа ободных тормозов: клещевые, кантилеверы, гидравлические и V-brake (вибрейки). Подробнее о каждом типе:

  • V – brake. При максимально сомкнутом состоянии, рычаги тормоза образуют букву V. Лучшая эффективность среди всех ободных тормозов. Самый востребованный тип и по популярности обгоняют даже дисковые.
  • Кантилеверы – прообраз V-brake тормозов. Были популярными в прошлом. Более сложные в настройке, с появлением V-brake, потеряли актуальность.
  • Клещевые — называются так из-за рычагов, которые по виду напоминают клещи. Сегодня используются только на шоссейных моделях из-за самой маленькой массы. Менее прочные, чем другие типы, из-за всего одной точки крепления к вилке.
  • Гидравлические — усилие от тормозной ручки на тормозные колодки передается гидролинией, заполненной специальной жидкостью.

Преимущества и недостатки у всех типов ободных тормозов одинаковые.

Недостатки ободных тормозов:

  • Любые частички или жидкость, попавшие между поверхностью обода и тормозными колодками, снижают эффективность торможения, ускоряют износ колодок, а в тяжелых случаях снимают стружку и протирают обод.
  • Могут погнуть или раздвинуть перья вилки велосипеда.
  • Тормозные колодки изнашиваются довольно быстро. Благо, они недорогие.
  • Погнутый обод сильно снижает эффективность работы тормоза и вызывает неравномерный износ колодок.

Достоинства ободных тормозов:

  • Небольшая нагрузка на спицы и обод велосипеда.
  • Невысокая цена по сравнению с дисковыми тормозами.
  • Позволяют длительное использование тормоза, хотя могут перегревать обод.
  • Очень легкие, если сравнивать с дисковыми тормозами.
  • Простой уход и настройка.

Дисковые тормоза велосипеда

Дисковые тормоза — самые современные тормоза, стремительно вытесняющие все остальные типы. Состоят из тормозной ручки, тормозного троса или гидролинии, тормозного диска (ротора) и тормозной машинки (калипера).

Усилие от тормозной ручки через тросик или гидролинию передается на тормозную машинку — калипер, закрепленный на вилке возле оси колеса. Калипер передает усилие на тормозные колодки и сжимает ротор, установленный на втулке колеса.

Преимущества дисковых тормозов:

  • Ротор и колодки находятся высоко от дороги и слабо загрязняются.
  • Дисковый тормоз позволяет точно настроить усилие торможения.
  • Геометрия обода колеса не влияет на эффективность торможения.
  • Обод не изнашивается, при правильной регулировке большой срок службы механизма.

Недостатки дисковых тормозов:

  • Тормозные колодки разных фирм не совместимы между собой.
  • Чрезмерно нагружают ступицу и спицы колеса при торможении.
  • Ремонт требует квалификации и специнструмента и в полевых условиях почти невозможен.
  • Вес больше, чем у ободных систем.
  • Хорошие дисковые тормоза дороги. А дешевые дисковые уступают по эффективности равным по цене или более дешевым ободным
  • Калипер может мешать установке на велосипед заднего багажника.

При всем разнообразии тормозных систем, основная конкуренция происходит сегодня между V-brake и дисковыми тормозами. V-brake занимают нижнюю ценовую нишу, а также спортивный сегмент с жесткими требованиями к весу велосипеда. Хотя считается, что будущее за дисковыми тормозами, для обычной неагрессивной езды ободные тормоза все еще очень хороши.

Купить велосипедные тормоза в Киеве с доставкой по Украине можно у в VeloGO.

Выбор тормоза на велосипед

Выбор тормоза на велосипед

При покупке велосипеда в сборе у нас уже нет особого выбора в тормозной системе и что бы ее поменять потребуется в некоторых случаях переделывать некоторые части велосипеда. Но если ваш выбор при покупке велосипеда пал на пару моделей с разной конструкцией тормозов, то эта статья для вас. Также поможет тем, кому не нравится как они работают на вашем велосипеде и Вы хотите их заменить.

На момент написания статьи различают три типа тормозов
  • Дисковые
  • Барабанные
  • Ободные

Разберем их по порядку

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза велосипеда

Торможение происходит за счет сжатия калипером ротора (стальной диск крепится на втулку). Калипер — специальная тормозная система которая двумя колодками прижимается к ротору с помощью поршней. Такие тормоза подразумевают наличие креплений калипера на вилке и раме. Передача тормозного усилия осуществляется за счет тросиков в рубашке или жидкостью по гидролинии. Исходя из этого мы получаем два типа дисковых тормозов механические и гидравлические.

Читайте также  Перевозка велосипеда в метро

Плюсы дисковых тормозов

  • Отсутствие негативного влияния на обод (нет износа)
  • Расположение у центра колеса уменьшает загрязнение и дает возможность внесезонного использования, не боясь снега и грязи
  • Искривление колеса (восьмерка) не повлияет на качество торможения
  • Реже требуют обслуживания
  • Более тонкая настройка усилия придаваемого для торможения

Минуса дисковых тормозов

  • Увеличение нагрузки на вилку, спицы и втулку из за расположения тормозной системы по центру колеса
  • Сложнее обслуживание, в дороге очень непросто прокачать гидравлические тормоза и потребуется специальное оборудование которое не хотелось бы возить с собой, но с механическими такой проблемы нет
  • Довольно большой вес, что уменьшает вероятность использования их в велогонках
  • Потребуется покупать специальное крепление для заднего багажника
  • Немалая цена, а дешевы не всегда лучше ободных
  • Довольно большой шум при торможении, на моем Fuji Nevada уже просто кричат и требуют замены
  • Искривление диска при падении может помешать езде и выгнуть его в пути довольно непростое занятие

Ободные тормоза

Клещевые тормоза велосипеда

Название происходит от принципа действия, тормозные колодки сжимают обод колеса. Как и у дисковых различают гидравлические и механические. Есть также и устаревший тип стремянные тормоза, при нажатии на тормозную ручку с помощью тяг и стремянной скобы подтягивают колодки к ободу и вызывают торможение. Встречаются стремянные тормоза только на старых моделях до 1960х, производство Китай, Индия, СССР и Пакистан.

    Помимо типа передачи тормозного усилия, различают и тип крепления рычагов к колодкам
  • V-brakes (они же векторные тормоза или «вибрейки») V-образное крепление рычагов, одна из самых популярных моделей
  • Кантилеверные тормоза старая модель векторных тормозов, отличительная черта — большой грязевой зазор
  • Клещевые тормоза (они же «крабики») — U-образная форма рычагов, большое распространение этого типа было на шоссейных велосипедах СССР (например они были установлены на велосипеде из нашего обзора ХВЗ Старт Шоссе)

Плюсы ободных тормозов

  • Меньше нагрузка на спицы и втулку
  • Меньше греются по сравнению с дисковыми (площадь обода больше чем диска и линейная скорость выше)
  • Легкое обслуживание в дороге и так
  • Меньше масса чем у дисковых
  • Более низкая цена

Минуса ободных тормозов

  • Песок, грязь и лед уменьшают силу торможения и помимо этого могут нанести вред ободу
  • Присутствие восьмерки приводит к постоянному притормаживанию и увеличению износа колодок
  • Быстрый износ и частая замена колодок
  • Требуют специфических креплений на раме и вилке
  • Износ обода приводит к его частой замене
  • Довольно большой шум при торможении
  • Влияние на перья рамы, постоянные изгибы, бывали случаи когда гидравлические тормоза просто отрывали перья

Барабанные тормоза

Барабанные тормоза

Принцип действия основан на барабане размещенном в втулке заднего колеса и тормозных колодок которые прижимаются к ее стенкам. В зависимости от способа управления делятся на ручные (используются тросики) и ножные (педальные, для торможение требуется крутить педали в противоположную сторону (Аист и Украина мои первые велосипеды с этим типом)). Используются и сейчас на велосипедах дорожниках с одной передачей или на системах механической передачи вращательного движения (планетарные системы передачи). Одним из ответвлений от барабанных тормозов являются роллерные тормоза, отличаются принципом прижатия колодок к барабану, по сравнению со стандартными барабанными, но не смогли конкурировать и были вытеснены с рынка.

Плюсы барабанных тормозов

  • Меньше нуждаются в обслуживании, хотя оно и не простое
  • Отсутствие влияния внешней среды на качество торможения
  • Восьмерка и износ обода не уменьшают качество

Минуса барабанных тормозов

  • Отсутствие совместимости с современными переключателями передач
  • Перегрев при затяжных спусках
  • Большой вес
  • Педальные не предназначены для экстренного торможения (специфика расположения шатунов)
  • Если спадет цепь, пропадет возможность тормозить при ножном тормозе
  • Возможность установки только на ведущее колесо
  • Большая нагрузка на спицы и втулку (центральное расположение)

Вот мы и разобрались в типах тормозных систем велосипеда. Что Вам выбрать решайте сами преимущества и недостатки я расписал как мог, как вы поняли из статьи я использую дисковые тормоза и кроме громкого шума (хотя им можно пугать пешеходов и без звоночка заставлять оглядываться ) меня все устраивает, систему за 6000 км не менял, единственное приходилось пару раз диск равнять на заднем колесе. Удачных покатушек!

Конец эпохи ободных тормозов на велосипеде

Похоже, что массовый переход на дисковый тип тормозов уже не остановить. С ободными v-brakes придется распрощаться. Уже скоро вы придете в магазин выбирать новый велосипед или новые колеса и обнаружите, что есть только модели под дисковые тормоза. Чем же дисковые лучше ободных и стоит ли отказываться от v-brakes?

У дисковых тормозов есть ряд преимуществ. И самое главное – это КПД передачи энергии нажатия на рукоятку тормоза до тормозных колодок. Когда вы используете v-brakes для вас важно приложить максимальное усилие при нажатии на тормоза, чтобы натянуть кабель и привести в движение колодки. Колодки обхватывают обод колеса и начинают остановку велосипеда. Для шоссейного или дорожного велосипедов, у которых ширина обода небольшая 23″-32″ дюйма нужно не так много усилий, чтобы кабель притянул колодки к ободу. А вот в случае с горными велосипедами с широкими покрышками и ободами требуется больше усилий и хорошо настроенного кабеля, чтобы тормоза работали быстро и эффективно.

Именно с горных велосипедов и начался массовый переход на дисковый тип тормозов. А с взрывом популярности профессионального маунтинбайка появились тормоза с гидравлическим приводом. Ход колодок в дисковых тормозах не зависит от ширины колеса. Он фиксированный и нужен для охвата самого тормозного диска.

Но теперь и шоссейные велосипеды, которые всегда использовали клещевые тормоза с колодками сдаются и переходят на диски. С 2017 года велосипеды с дисковыми тормозами официально одобрены для профессиональных велогонок UCI. И уже через год этапы гранд-туров стали выигрывать гонщики, которые катили на дисках.

Казалось бы, вот оно подтверждение того, что нужно выбросить в помойку все ви-брейки и ставить диски. Но, на самом деле, гонщики привыкли катать на привычных тормозах. А переходить на диски им приходится из-за давления со стороны спонсоров и поставщиков велосипедов. Индустрия хочет всех пересадить на диски, чтобы продавать больше новых велосипедов и унифицировать производство рам и колес. Последний бастион защиты традиционных колодок сдался, а значить эпоха v-brakes заканчивается.

Я сам лично катаюсь на v-brakes и тому есть несколько причин:

  • настраивать ви-брейки мне проще, чем дисковые тормоза.
  • ви-брейки легче как минимум на один килограмм. Здесь нет стальных дисков и колодок.
  • колодки для ви-брейков можно найти в любой части мира. Но, учитывая настроения производителей – это может измениться.
  • при разборке и упаковке велосипеда, диски нужно снимать. Могут погнуться при транспортировке.
  • ну и просто привычка. А привычки сложно менять.

Кстати, о весе. Производители тоже не стоят на месте и при наличии денежек в кармане, можно купить дисковый комплект очень небольшого веса.

Преимущества дисковых тормозов тоже необходимо перечислить:

  • КПД натяжения кабеля к силе срабатывания тормозных колодок. Must have для горных велосипедов или фэт-байков.
  • дисковые тормоза “не сдаются” в экстремальных условиях. Они также четко сработают в дождь, в условиях грязи.
  • при аварии или сильных падениях, колодки не влетят в спицы и не разломают колесо. С ви-брейками такое случается часто.
  • нет контакта с ободами. Колесо прослужит значительно дольше, так как тормоза не стирают обода и не уменьшают срок их службы.

Уже сейчас, изучая модельный ряд 2020 года ведущих производителей великов, я вижу, что в наличии только 1-2 модели с ободными тормозами. 99% моделей уже на дисках. Но под персональную сборку велосипеда, все еще можно купить раму для ободных колодок. Либо искать старые модели на avito.

Что такое ободные тормоза велосипеда и как их настроить

Ободные тормозаОбодные тормоза, это понятие в сфере горных велосипедов уже давно считается пережитком прошлого и используется только в бюджетных моделях стальных коней. Но они всё также популярны в дисциплине шоссейных байков и некоторых других. Возникает закономерный вопрос — почему так? Поэтому далее мы расскажем что такое ободные тормоза велосипеда и как их настроить, каковы достоинства и недостатки данной системы.

Читайте также  Можно ли перевозить велосипед в электричке

Устройство и разновидности

Устройство ободных тормозов для велосипеда в техническом плане простое и их конструкция состоит из тормозных колодок, нескольких рычагов, тросиков и ручки. Многие начинающие велорайдеры используют их как основной вид тормозов. Они всё ещё популярны и используются в некоторых дисциплинах. К тому же они достаточно недорогие.

Существует несколько разновидностей данных систем:

  1. V-Brake системы;
  2. Клещевые;
  3. Кантилеверные;
  4. Гидравлические.

V-Brake ободные тормозаНаиболее популярными являются V — образные. По-другому их называют векторными. Свое название получили благодаря V — образному способу крепления. Тросик, идущий с ручек, заходит с боковой стороны к одному из рычагов и соединяет их. Рычаги же крепятся на раме велосипеда, в специально отведенных для них месте. Если таковых не имеется, то устанавливаются съемные крепления, так называемые переходники. Подобная система обеспечивает наилучшее торможение.

Клещевые ободные тормоза

Клещевые тормоза встречаются гораздо реже. В основном применяются на шоссейных велосипедах. Исходя из своей конструкции и получили подобное прозвище. Рычаги располагаются в форме клещей. Обладают маленьким весом. Имеют меньшую прочность из-за ненадежного крепления.

Кантилеверные ободные тормозаКантилеверные были очень распространены до появления V — образных систем. Данный вид является предшественником первых. Но из-за более тяжелой настройки стали гораздо менее популярными и практически не используются. Хотя, если обратиться к мастеру и произвести профессиональную настройку устройства, то по эффективности они не будут уступать первым.

Гидравлические ободные тормозаГидравлический тип тормозов отличается от других тем, что здесь используется специальная жидкость. При нажатии на ручки, активируется гидролиния, которая действует на рычаги. Начинается торможение. В принципе, все то же самое, что и в остальных системах. Но, как говорилось ранее, здесь применяются жидкость или масло.

Принцип действия

Независимо от вида используемых ободных тормозов, принцип действия у них практически схож. Первыми в дело вступают ручки, которые располагаются на руле велосипеда. При нажатии на них, натягиваются тросики, которые в свою очередь воздействуют на рычаги. Последние же действуют на тормозные колодки и вследствие этого обод как бы зажимается в тисках. Начинает действовать сила трения и колесо постепенно останавливает свое движение.

Достоинства и недостатки

Как и у любых систем, у ободных тормозов имеются как плюсы, так и минусы. Т.к. большинство спортсменов, использующих ободные тормоза, используют V-Brake систему, то стоит рассказать о достоинствах и недостатках именно этой конструкции.

Среди наиболее главных преимуществ можно выделить следующие пункты:

  • Несложная конструкция. В случае необходимости легко заменяются и ремонтируются. Из-за широкого распространения в бюджетных моделях велосипедов, их можно найти практически в любом велосипедном магазине;
  • Благодаря своей простоте имеют малую цену. Для начинающих велосипедистов, с небольшим бюджетом — отличный вариант;
  • Имеют небольшой вес. Минимальная нагрузка на спицы и втулки велосипеда;
  • При продолжительной работе слабо нагреваются.

Если говорить об обратной стороне V — образных тормозов, то можно отметить несколько нюансов, а именно:

  • При изменённой геометрии колеса, например, в случае восьмёрки. Вследствие этого, во время движения, колодки могут задевать колесо и будет происходить постепенное торможение;
  • Если в солнечную и сухую погоду они достаточно хорошо выполняют свою функцию, то в дождливые сезоны, когда везде много грязи, такого не скажешь. При попадании грязи или воды на колодки тормозной системы велосипеда, чувствительность при торможении будет снижена. Это может повлечь за собой опасные ситуации;
  • Достаточно быстро приходят в негодность при активной или экстремальной езде;
  • По сравнению с дисковыми, требуют больших усилий при нажатии на тормозную ручку;
  • Из-за особенностей конструкций большинства современных велосипедов, возможность установить на них V — образные тормоза просто-напросто отсутствует.

Настройка V-brake систем

Принципы настройки системы

V-Brake ободные тормозаОбодные тормоза должны правильно прижиматься к ободу колеса. Это важная часть их работы. При необходимости можно регулировать систему крепежа колодок. Колодки крепятся с помощью нескольких гаек с шайбами и резиновых прокладок. Если нужно что-либо подкорректировать, то в первую очередь ослабляются гайки. Теперь колодки можно слегка сдвигать. Они должны быть строго параллельно ободу колеса и не касаться покрышек. В большинстве случаев расстояние между ними должно быть не меньше 1 мм.

Но и здесь есть некоторые особенности. Если на велосипеде используются мягкие колодки, то при работе они слегка деформируются. Поэтому они должны располагаться не параллельно ободу, а таким образом, чтобы их передняя часть была буквально на 1 мм ближе, чем задняя. Этого можно добиться с помощью тонкой прокладки толщиной от 1 мм до 1,5 мм, которая подкладывается в задней части колодок. Если же используются жесткие, то они крепятся параллельно ободу колеса.

После настройки, нужно нажать на ручку и подтянуть гайки. При этом нужно обращать внимание на то, чтобы вся конструкция тормозов не сдвигалась с места. Кроме этого, можно настроить и рычаги. При правильной регулировке они зажимаются и расходятся синхронно. Если этого не происходит, необходимо обратить внимание на регулировочные винты, которые находятся у самого основания рычагов. При избыточном отклонении винт откручивается. Если отклонение недостаточное — закручивается.

Процесс смазки

V-Brake ободные тормозаЗдесь все довольно просто. В качестве смазки годным решением будут аэрозоли. Также применяются и некоторые масла. В основном смазка наносится на тросики. Чтобы все равномерно распространилось, стоит несколько раз нажать на тормозные ручки. Тросики выполнят движение, и смазка ляжет более равномерно.

Все делать аккуратно и стараться не допускать попадания на обод колеса велосипеда и на колодки системы. Если подобное случилось, хорошо протереть обезжиривателем. Иначе торможение будет менее эффективным.

Замена ободных тормозов

Замена V — образных тормозов достаточно простая. Самое главное в процессе не торопиться. Колодки бывают разные и какие именно использовать, лучше спросить в специализированном магазине.

Первое с чего начинать — снятие гаек и шайб. После, старые колодки отделяются от основного тормозного устройства. Новые колодки ставятся на место прежних. При этом нужно, чтобы они были направлены на обод. Чтобы избежать скрипов во время езды, нужно проследить за тем, чтобы колодки полностью контактировали с ободом.

Итоги

Конструкция ободных тормозов проста и не требует от пользователя большого опыта и высокого мастерства. Они легко заменяются, настраиваются и стоят недорого. Если сравнивать их с дисковыми, то конечно, имеются значительные недостатки. Но для начинающих велосипедистов, некоторых велодисциплин и бюджетных велосипедов, этот вариант более практичен и выгоден. Если же вы намерены кататься на не бюджетном велобайке в горных дисциплинах и вам важно иметь возможность тормозить с помощью одного-двух пальцев, то вам не подойдут ободные варианты. Да вы, скорее всего, и не сможете их установить на своего коня.

Также не стоит забывать и об обслуживании тормозного устройства. Их время от времени нужно смазывать и следить за их состоянием. Если они сильно износились, лучше их заменить. Благо, установка новых колодок не займет много времени.

Настройка тормозов

Настройка ободных велосипедных тормозов типа V-brake

При условии правильной установки и настройки, ободные V-brake тормоза демонстрируют высокое качество работы, точность и мощность тормозного усилия. Колодки, и все необходимы запчасти, отличаются низкой стоимостью и доступностью в любом велосипедном магазине.

Мы рекомендуем проводить замену колодок, ориентируясь на состояние канавок для стока грязи. Ободные тормоза чувствительны к загрязнениям, если грязь перестаёт эффективно удаляться, существенно падает мощность тормозного усилия.

По тому насколько симметричен износ обеих колодок, можно определить правильность установки и регулировки тормоза. Если рабочая поверхность стирается неравномерно, необходимо провести регулировку колодок.

1. Ослабьте винт, удерживающий тормозной трос, разведите тормозные рычаги. Даже не снимая колесо, у вас появится удобный доступ к колодкам.

2. Снимите старые колодки и установите новый комплект. Не нарушайте последовательность установки шайб, используемых для регулировки положения колодок.

3. Регулировочный барабан, установленный на тормозной рукоятке, в месте соединения с тросиком, необходимо закрутить до упора, а потом открутить на один полный оборот. В дальнейшем, это понадобится для точной регулировки положения колодок.

4. Установите и закрепите тормозной тросик. Расстояние между колодками и ободом должно составлять 2 мм.

Читайте также  Жиросжигатели для похудения женщин спортивное питание

5. Установите колодки параллельно ободу. Пара сферических шайб позволят регулировать угол установки колодки во всех плоскостях. Колодки должны быть установлены без перекоса, приводящего к неравномерному износу.

6. С силой нажмите на тормозную ручку, прижав колодки к ободу. В этом положении затяните гайки фиксирующие колодки.

7. Несколько раз нажмите на тормоз, наблюдая за тем, как сходятся тормозные рычаги. Они должны двигаться симметрично, прижимая колодки к обеим сторонам обода. Если этого не происходит, отрегулируйте положение рычагов с помощью регулировочных болтов.

Настройка дисковых механических тормозов

Дисковые механические тормоза — простая и надёжная система, часто встречающаяся на велосипедах всех ценовых категорий. В отличие от ободных собратьев, они не боятся загрязнений рабочей поверхности диска, развивая максимальное тормозное усилие в любых условиях.

В суппорте устанавливается пара тормозных колодок, одна из которых прижимается к тормозному диску, при нажатии на рычаг тормоза. Вторая — неподвижная. Её положение устанавливается шестигранным ключом или вручную.

1. Полностью закрутите, а затем, открутите на один полный оборот, барабан, установленный в месте соединения тормозного троса и рукоятки тормоза. Это потребуется для дальнейшей настройки тормозов.

2. Снимите тормозной трос с калипера.

3. Ослабив крепёжные болты, найдите положение, в котором колодки параллельны поверхности тормозного диска, соблюдая соотношение зазоров, указанных на рисунке:

4. Установите и зафиксируйте тормозной трос на калипере. Настройте положение неподвижной колодки с помощью ключа или вручную.

5. При необходимости, подрегулируйте положение подвижной колодки с помощью изменения натяжения тросика. Это можно сделать, вращая барабан на тормозной рукоятке. В процессе эксплуатации, при износе колодок и растяжении тросика, подтягивайте барабан, сохраняя минимальный холостой ход ручки тормоза.

Настройка дисковых гидравлических тормозов

Самый современный тип велосипедных тормозов, ранее устанавливаемый только на профессиональные велосипеды, а сейчас получивший широкое распространение. В отличие от механических тормозов, гидравлика отличается простотой установки и обслуживания, отсутствие растягивающегося тросика позволяет обходиться без частой настройки.

Для настройки гидравлического тормоза, ослабьте болты удерживающие суппорт на раме велосипеда, и несколько раз сильно нажмите на рычаг тормоза. Равномерно выдвигающиеся колодки сами отцентрируют калипер, относительно тормозного диска. Не отпуская ручку, затяните крепёжные болты.

Расстояние между колодками и поверхностью тормозного диска должно быть одинаковым с обеих сторон. Если одна из колодок выдвигается на большее расстояние, ослабьте фиксирующие болты, и вручную скорректируйте положение калипера. Неравномерный выход колодок, обычно связан с загрязнением тормозов и может наблюдаться при длительной эксплуатации. В этом случае, мы рекомендуем провести чистку и техническое обслуживание тормоза, в велосипедной мастерской.

Обзор тормозных систем для велосипеда

В этой статье мы рассмотрим несколько типов тормозных систем и расскажем об их преимуществах и недостатках. В первую очередь, когда речь заходит о велосипедных тормозах, в голову приходят дисковые или V-образные тормоза. Но типов тормозов несколько больше.

Дисковые тормоза для велосипеда

Для современных велосипедов сегодня наиболее распространены системы дисковых тормозов. На таких системах на втулки колес установлены тонкие металлические диски. При торможении происходит зажим диска, который специально установлен для тормозной системы.

Преимущества дисковых тормозов:

— бесперебойная работа при любой погоде;

— хорошая модуляция, плавное торможение;

— если вы долго тормозите, обод колеса не стирается;

— при длительном спуске нагревается ротор, а не обод;

— подходит для долгосрочного использования;

— колодки прочнее, чем на других типах тормозов;

— дисковым тормозам восьмерки не почём.

Недостатки дисковых тормозов:

— вес дискового тормоза превышает вес V‑brake;

— дисковые тормоза дороже, чем V‑brake;

— разные производители предлагают разные дисковые тормоза, в случае необходимости замены, могут возникнуть сложности с подбором;

— в дорожных условиях ремонт крайне сложен.

Тормозные системы на велосипед с гидравлическим приводом

Дисковые система торможения бывают с гидравлическим приводом. При их использовании на тормозные колодки передается с помощью жидкости, идущей по гидролинии. Для этой системы тормоза характерна хорошая модуляция и плавностью ручки тормоза. Гидравлический привод достаточно долговечен, но при поломке его можно либо починить только в мастерской, либо полностью заменить.

Гидравлические тормоза выбирают те, кто любит быструю езду по городским дорогам или экстрим при езде по горным склонам с продолжительными спусками. Такие тормоза позволяют легко регулировать усилие, при резком торможении на склоне или перед какой-либо преградой.

Несмотря на высокую цену, гидравлические дисковые тормоза лучшие в любых погодных условиях. Собственно высокая цена, наверное, их единственный недостаток.

Хорошие системы дисковых гидравлических тормозов — Avid Elexir 1 Disc Brake, либо более бюджетный вариант Shimano Deore Disc Brake.

Ободные V-brake тормоза для велосипеда

Очень простой в управлении тормоз: два рычага с резиновыми колодками, прикрепленны на перьях вилки и заднего треугольника, которые сходятся под действием троса и ручки на руле.

Механизм долговечен и прост в регулировке, но последнее время вибрейки стали вытесняться дисковыми тормозами. Выбирайте хорошие V-образные тормоза, их можно поискать у таких производителей, как Shimano и Avid. Например, обратите внимание на модели Shimano Deore V brake или Avid Single Digit 5 для бюджетных велосипедов, либо Shimano XT или Avid Single Digit 7 для великов среднего и более высокого уровня.

Преимущества V-brake тормозов для велосипеда:

— при наличии хороших тормозных колодок, останавливающее усилие достаточно хорошее. Но чувствительность и контроль торможения гораздо лучше у дисковой гидравлики;

— относительно маленькая цена;

— вес меньше, чем у других систем тормозов;

— колодки для тормоза V brake подходят на любой тормоз V‑brake.

— вибрейковые тормоза легко можно отремонтировать в полевых условиях.

Недостатки V-brake тормозов для велосипеда:

— при плохой погоде качество торможения и останавливающее воздействие существенно снижается. При езде по мокрому грунту на рычаги V-образных тормозов начинает налипать грязь, что приводит к полной неработоспособности тормоза, а то и к заклиниванию колеса.

— вибрейки очень зависят от неровности ободов, чего не скажешь о дисковых тормозах. Если обод неровный, то приходится разводить рычаги, а это может стать результатом увеличения свободного хода на ручке.

— слабая мощность и отсутствие модуляции.

Бывают ещё два типа ободных тормозов: кантилеверные и клещевые.

Механизм кантилеверных тормозов состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. При помощи пары тяг трос двигает рычаги, и запускает торможение. Это очень простой и надёжный, но редко встречающийся ныне механизм.

Клещевые тормоза распространены на шоссейных велосипедах. Механизм тормоза представляет собой тормозные колодки, прижатые к ободу изогнутыми рычагами, внешне они напоминают клещи.

Система велосипедных тормозов Юбрейк (U-Brakes)

Этот тип тормозов характерен для BMX велосипедов, они немного похожи на клещи, но закрепляются как кантилеверы. Особые преимущества и недостатки выделить сложно, данные тормоза не отличаются особой мощностью. Тормоза U-Brakes подходят для использования с широкими покрышками, но они более компактны, нежели другие типы ободных тормозов.

Барабанные тормоза на велосипед

Для тех, кому довелось покататься на советских моделях велосипедов, барабанные тормоза знакомы очень хорошо. Барабанный тормоз встраивался во втулку заднего колеса, и при торможении достаточно было нажать на педаль в обратную сторону.

Преимущества барабанных тормозов:

— этот тип тормоза не приводит к износу обода колеса;

— достаточно просты в обслуживании;

— долговечность, они закрыты, потому и не пропускают ни грязь ни пыль.

Недостатки барабанных тормозов:

— если при езде у вас случайно слетает цепь, тормоза уже не будут работать.

Роллерные тормоза

Тоже достаточно редкий в наше время тип тормозов, который относится к категории барабанных систем. Их преимуществами являются: мощность, простоту в эксплуатации, высокий уровень защиты от влаги, снега, грязи.

Надеемся, что данная статья помогла вам разобраться в особенностях различных типов тормозов, их плюсах и минусах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: