Передняя каретка велосипеда - Pk-shturm.ru

Передняя каретка велосипеда

Каретка

Каретка (англ. bottom bracket) — это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.

Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Требуют специальной рамы.

Содержание

Виды кареток по конструкции

Каретки с внешними подшипниками

Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей защиту от грязи.

Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя. Стандарты интегрированных кареток:

  • Совместимые с Shimano:
    • Shimano Hollowtech II
    • Hope
    • RaceFace X-Typ
    • Token
    • Chris King
    • FSA Mega Exo

    Каретка под квадрат

    Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:

    • Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.
    • Разборные — могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).

    Стандарты неинтегрированных кареток:

    • С клиновой посадкой шатунов (у советских велосипедов).
    • Под квадрат (square taper) — стандарт несколько «плавает» у различных производителей.
    • C шлицевой посадкой шатунов:
      • Shimano Octalink v.1
      • Shimano Octalink v.2
      • ISIS
      • Truvativ Powerspline
      • Truvativ HammerSchmidt

      Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.

      Виды кареток по используемому кареточному стакану

      С резьбовой посадкой

      В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):

      • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
        • 68 мм — наиболее распространены,
        • 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
        • 83 мм — для экстремальных дисциплин,
        • 100 мм — фэт-байки.

        Press-fit

        Каретка типа Press-fit

        В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.

        Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм: [1]

        • BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипиники без чашек.
        • Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.

        Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:

        • BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
        • BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.

        Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:

        • BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
        • BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
        • 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.

        Особенности выбора

        При покупке интегрированной каретки, как правило, требуется знать только ее стандарт (то есть производителя системы) и длину кареточного стакана, причем для наиболее распространенных разновидностей 68 и 73 мм с английской резьбой используется одна и та же каретка.

        В случае с неинтегрированной кареткой, все гораздо сложнее. Порядок действий таков:

        Эксцентриковая каретка

        Эксцентриковая каретка стандарта 54 мм

        Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.

        • Стандарт 54 мм [3]  — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.
        • Стандарт 46 мм [4]  — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.
        • Стандарт BSA [5]  — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

        Надежность и долговечность

        Самый катастрофически невменяемый вариант — советский «клин». Зачастую заканчивает жизнь приваренным к осям электросваркой, поскольку и сама ось, и шатуны разбиты уже до такого состояния, что менять клинья бесполезно, да и детали в таком состоянии испортить уже не жалко. «Разбирается» такая каретка после окончательной поломки исключительно «болгаркой», и дальнейшая судьба аппарата описана в статье Крокодил, во введении про «полукрокодилы». Единственное преимущество перед почти настолько же дешёвым и технологичным «квадратом», из-за которого, вероятно, это чудовищное решение было стандартизировано в СССР — возможность разборки без выжимок, используя исключительно деревянную киянку для выбивания клиньев, на которых гайки предварительно откручивались ровно до конца резьбовой части, чтобы избежать смятия резьбы. Тем не менее, не всегда это помогало, и в инструкциях к «совковелам» поздних десятилетий выпуска клинья описывались как одноразовые детали.

        Впрочем, вышесказанное справедливо лишь для деталей и узлов позднесоветского производства: качество материала, точность обработки и соблюдение допусков начали ухудшаться где-то со второй половины 70-х и далее по нарастающей —- уже одно то, что сопрягаемые детали перестали подвергаться поверхностной закалке, поставило жирный крест на их живучести. Сохранились экземпляры велосипедов до- и послевоенного выпуска с внушительным пробегом, у которых клины, установленные ещё заводом (!) и ни разу (!!) не вынимавшиеся, до сих пор держат шатуны мёртвой хваткой. Соединение клиновым штифтом конструктивно вполне надёжно, но только при полном соблюдении технологии изготовления и грамотном обслуживании, недаром он очень широко использовался как до середины ХХ столетия, так и позже ведущими европейскими производителями в том числе и на гоночных велосипедах. Одно из главных условий — детали должны быть идеально пригнаны друг к другу, на практике же это означает, что они не взаимозаменяемы! Поэтому-то простая замена любой составляющей (да ещё в сочетании с небрежностью) в скором времени и выводила всё соединение из строя.

        И многие ли знали о том, что клин должен был не забиваться что есть силы молотом, а аккуратно впрессовываться, причём строго с определённой стороны [6] , гайка — затягиваться с определённым усилием, и хоть кто-то был знаком с правилами эксплуатации и обслуживания кареток такого типа? Так что запороть этот весьма деликатный, но в тоже время самый нагруженный узел велосипеда, при том, что как раз в ближайшем прошлом изготавливался и собирался он уже вопреки технологии, было проще простого.

        Из современных самую дурную славу снискали «квадраты». Не в последнюю очередь это связано с тем, что существует «два с половиной» стандарта квадратов (JIS с его крайне редкой вариацией JISLP и ISO). Как нас учит тот же Шелдон Браун, одно на другое ставиться-то ставится, но чревато не только сбитым чейнлайном, но и сюрпризами при активном вкруте. Вдобавок, стандарт сам по себе рассчитан скорее на «редкоземельный чугуний», нежели на лёгкий цветмет. Пока используется хорошая сталь и выдерживается тот же стандарт — квадраты можно считать вечными и безотказными, но вот более лёгкие варианты стоит использовать уже в шлицевых исполнениях.

        Холивар между разными шлицевыми системами не даёт явного лидера, что говорит о достойном качестве всех участников.

        Каретки для велосипеда

        Каретка Neco B920AL 68х116 mm 2 промподшипника на квад.

        Каретка Neco B940CT 68х116mm корпус карбон, промподшипник

        Каретка Neco B940CT 68х116mm корпус карбон, промподшип.

        6 080 руб. Цена: 5 065 руб.

        Каретка CHIN HAUR CH95 73×113 ISIS промподшипник

        1 670 руб. Цена: 1 420 руб.

        Каретка Shimano BB52, MTB, BSA, 83мм

        Каретка Shimano BB52, MTB, BSA, 83мм

        Каретка Shimano, BB52, MTB, 68/73 мм, BSA

        Каретка Shimano, BB52, MTB, 68/73 мм, BSA

        Каретка Shimano UN26, italian, 70/113(LL113), б/болтов

        Каретка Shimano UN26, italian, 70/113(LL113), б/болтов

        Каретка SHIMANO шлиц., вал: BSA 73 mm-121 б/болтов

        Каретка SHIMANO шлиц., вал: BSA 73 mm-121 б/болтов

        Каретка Neco B920AL 68х113 mm 2 промподшипника

        950 руб. Цена: 652 руб.

        Каретка Neco B910HAL 68х122,5 mm 2 промподшипника на к.

        Каретка Neco B910HAL 68х113 mm 2 промподшипника на ква.

        Каретка Shimano SAINT, BB80, 68/73мм, BSA

        Каретка Shimano SAINT, BB80, 68/73мм, BSA

        3 710 руб. Цена: 3 490 руб.

        Каретка CHIN HAUR CH85 73×113 ISIS промподшипник

        Каретка Shimano UN26-E, 68/110, б/болтов

        Каретка Shimano UN26-E, 68/110, б/болтов

        Каретка SHIMANO BB-ES71 шлиц полый вал

        Каретка SHIMANO BB-ES71 шлиц полый вал

        2 449 руб. Цена: 2 190 руб.

        Каретка SHIMANO BB-ES30(02) шлиц полый вал 7

        Каретка SHIMANO BB-ES30(02) шлиц полый вал 7

        Каретка Neco B940CT 68х113,5mm корпус карбон, промподшипник

        Каретка Neco B940CT 68х113,5mm корпус карбон, промподш.

        6 080 руб. Цена: 5 065 руб.

        Каретка SHIMANO шлиц., вал: BSA 73 mm-118 б/болтов

        Каретка SHIMANO шлиц., вал: BSA 73 mm-118 б/болтов

        Каретка Nanoo, сталь

        Каретка Nanoo, сталь

        608 руб. Цена: 513 руб.

        Каретка, UN300, 68/115мм, с болтами, инд. Уп.

        Каретка, UN300, 68/115мм, с болтами, инд. Уп.

        Каретка SHIMANO BB-ES30(02) шлиц полый вал

        Каретка SHIMANO BB-ES30(02) шлиц полый вал

        1 860 руб. Цена: 1 690 руб.

        Каретка Neco BB401 Hollowtech 68×73

        1 580 руб. Цена: 1 151 руб.

        Каретки в Москве в интернет-магазине «Велосити» по цене от 513 руб. с доставкой по Москве и России.

        После оформления заказа Вы можете самостоятельно забрать товар в нашем пункте выдачи по адресу: Москва, Огородный пр-д, д. 6, рядом с метро «Бутырская».

        Никакого сбора за самовывоз у нас нет.

        Если Вы не нашли нужной Вам модели или затрудняетесь с выбором — обратитесь к нашему консультанту в онлайн-чате или по телефону в Москве 8 (499) 922-43-34.

        © Все права защищены 1998 — 2021

        127254 , Москва , Огородный проезд, д.6

        Часы работы: ПН-СБ: 09.00-21.00,

        • Мототехника
        • Велосипеды
        • Самокаты
        • Для детей
        • Для зимы
        • Подбор запчастей

        Есть вопросы по заказу? Пишите нам: otziv@velocityk.ru

        • Оплата и доставка
        • Бонусная программа
        • Специальные условия для прокатов и школ
        • Статьи
        • Фотообзоры
        • Видеообзоры
        • Отзывы
        • Политика обработки персональных данных
        • О компании
        • Новости и акции
        • Оптовым покупателям
        • Бренды
        • Политика конфиденциальности
        • СМИ о нас
        • Ремонт и сервис
        • Адрес магазина
        • Карта сайта

        Не является публичной офертой Рассылка от Velocity Подписаться на рассылку Velocity

        Расшифровка маркировки деталей Shimano

        Японская корпорация SHIMANO, производит навесное оборудование для велосипедов всех типов, начиная от MTB и заканчивая электробайками.

        В этой статье будет рассказано, что означают буквы и цифры, нанесенные на этих деталях.

        Прежде всего, везде присутствует надпись «SHIMANO», как фирменный знак производителя.

        Затем практически везде, где это можно будет увидеть в дальнейшем, присутствует название класса оборудования.

        Что имеется ввиду? Например, название класса на цепи, роторе дискового тормоза или кассете может быть и не нанесено. Они есть только на упаковке, т.к. визуально, при установке на велосипед, этой надписи всё равно не будет видно. А вот на шатунах, переключателях скоростей, и других деталях, на которых эта надпись будет видна – название класса будет нанесено.

        Маркировка на деталях Shimano

        Что это такое класс оборудования для велосипедов?

        Все компоненты Shimano делит на классы (уровни) отличающиеся, назначением, качеством изготовления и, что самое главное для большинства велолюбителей – ценой.

        Есть классы, предназначенные для установки на детские, подростковые модели, на велосипеды для спокойных и не агрессивных условий катания. Они менее надежные и качественные, но зато и максимально дешевые, по сравнению с другими.

        Другая группа классов, значительно лучших по качеству и надежности, но и более дорогих – предназначены для продвинутых любителей и профессионалов.

        Есть оборудование, используемое профессионалами для соревнований мирового уровня и его использование для простого любителя, катающегося для своего здоровья и удовольствия – этот как на «Ламборджини» перевозить картошку: в принципе можно, но зачем!

        Далее. При выборе запчасти нужно понимать, к какому типу велосипедов (горный, шоссейник, городской и т.п.) относится та деталь, которую Вы приобретаете.

        Если она разрабатывалась для шоссейника, а вы хотите поставить её на MTB – то Shimano не рекомендует делать такие замены. Велосипед, конечно, поедет, но вероятность возникновения ситуации, что «что-то пошло не так», например, при очередном переключении передач, станет значительно выше. И если это произойдет на ровной дороге и маленькой скорости – это один вариант. Если на большой скорости – то ситуация может быть и по хуже.

        Можно ли использовать разные классы оборудования на одном велосипеде?

        Ну конечно можно. Единственное, при замене оборудования нужно понимать, что одно дело, когда меняется педаль или ставится дисковый тормоз более высокого класса и совсем другое – замена кассеты с бОльшим количеством звезд и зубьев. Последнее может потянуть за собой замену и остальных деталей трансмиссии. Тут в каждом случае нужно советоваться с веломеханиками, которые и будут делать эту замену.

        Более подробно о совместимости оборудования различных классов Shimano можно посмотреть на их официальном сайте: https://productinfo.shimano.com/#/com?cid=C-432&acid=C-432

        По названию класса можно четко определить, для какого типа велосипедов предназначена деталь.

        Классы для МТВ (горных) велосипедов:

        • Tourney
        • Altus
        • Acera
        • Alivio
        • Deore
        • ZEE
        • SLX
        • Deore XT
        • DXR
        • Saint
        • XTR

        Более подробно о назначении каждого класса и его особенностях можно почитать в статье «Типы навесного оборудования Shimano для MTB велосипедов».

        Классы оборудования шоссейных (Road) велосипедов:

        • Tourney
        • Claris
        • Sora
        • Tiagra
        • 105
        • Ultegra
        • Dura-Ace (Dura-Ace Track)

        Классы оборудования для туристических велосипедов:

        • Deore,
        • Deore LX
        • Deore XT

        Классы для городских (Urban) велосипедов:

        • Nexave
        • Nexus
        • Capreo
        • Alfine
        • Metrea

        Классы для гравийных (Gravel) велосипедов:

        • GRX RX400
        • GRX RX600
        • GRX RX810

        Классы для электровелосипедов (eBike)

        • Shimano Steps E5000
        • Shimano Steps E61000
        • Shimano Steps E7000
        • Shimano Steps E8000

        Например, вы увидели шатуны с системой передних звезд, на которых написано: SHIMANO SORA. Теперь понятно, что это изделие производства корпорации Shimano, класс Sora и относится к шоссейным велосипедам, на которых и должно эксплуатироваться. А задний переключатель скоростей с надписью ZEE предназначен для агрессивной езды на горных велосипедах.

        Маркировка на деталях Shimano

        Что означают остальные цифры и буквы, кроме названия класса, в маркировке деталей Shimano?

        После названия класса в маркировке детали идет её тип и модель.

        В маркировке типа «Shimano ХХХХХ YY-ZZZZZ»

        Следующее назначение групп:

        Shimano – название корпорации

        XXXXX – класс оборудования

        YY – тип запчасти: шатуны, педаль, цепь, кассета и т.д.

        ZZZZ – модель детали

        Если в модели детали первая буква «M» – значит она предназначена для MTB (горного) велосипеда.

        • Shimano PD-5800 SHIMANO 105 – это педаль, на что указывают буквы PD, модели 5800 класса Shimano 105 для шоссейника;
        • Shimano SLX RD-M7120 – задний переключатель (буквы RD) класса SLX модели 7120 для MTB велосипедов;
        • Shimano Tourney MF-TZ30-6 (14-34T) – трещотка (MZ) на 6 звезд класса Tourney модели TZ30 с количеством зубьев от 14 на самой маленькой до 34 на самой большой звезде.

        Расшифровка букв в типе запчасти:

        AI – Автоматическая втулка передач (Auto Unit);

        AX – Сквозная ось для втулок (Ehru-axle)

        BB – Каретка (Cartridge Bottom Bracket);

        BC – Тормозной трос (Brake Cable);

        BL – Тормозная ручка (Brake Lever);

        BM – Крепление аккумулятора (Batterey mounth)

        BT – Аккумулятор (External type battery)

        CP – Защита для спиц (Spoke Protector);

        CS – Кассета (Cassette Sprocket);

        DC – Крышка электропривода (Drive unit cover)

        DH – Динамо втулки (Dynamo Hub);

        DU – Электропривод (Drive unit)

        EC – Зарядное устройство (Battery charger)

        EW – Электрический провод (Electric Wire);

        FC – Шатуны (Front Chainwheel);

        FD – Передний переключатель (Front Derailleur);

        FH – Задняя втулка (Rear Freehub);

        FS – Подвеска (Front Suspension);

        HB – Передняя втулка (Front Bub)

        ID – Дисплеи переключения (Cl Decks)

        LS – Трос с оплеткой для Auto 3 Nexus (Inner & Outer For AI-3S30)

        LW – Стяжка для кантилеверного тормоза (Unit Link For Canti Brake)

        MU – Моторный блок (Motor unit)

        OT – Оплетка (Outer Casing);

        RD – Задний переключатель (Rear Derailleur);

        RT – Ротор дискового тормоза (Disc brake rotor);

        SB – Ревошифтер с тормозной ручкой (Shift Brake);

        SC – Велокомпьютер (Speedometer, cycle computer);

        SG – Многоскоростная (планетарная) втулка;

        SL – Шифтер (Shift Lever);

        SM – Мелкие запчасти;

        ST – Шифтер с тормозной ручкой (Shift / Brake Lever);

        SW – Выключатель для динамо втулки (Switch For Hub Dynamo);

        TL – Инструмент для установки (Installation Tool)

        WH – Колёса (Wheel).

        Буквы HG или SN означают:

        SN (Super Narrow) – очень узкие цепи и кассеты, от 11 звезд и больше.

        HG — сверхузкий, применяется, как правило, к цепям и кассетам

        Другие виды маркировки компонентов Shimano.

        Существует еще одна кодировка деталей, которую на сайтах называют код товара, артикул и т.д.

        Она немного другого вида, например, KCNM510SGSS или PDM8140ML.

        Это уже более «промышленные» и «профессиональные» кодировки, которые редко используются для розничной торговли, но расшифровываются они аналогично.

        Рассмотри кодировку вида KCNM510SGSS.

        Если первые буквы: I, E, K, A, Y – то это место производства детали.

        Места производства закодированы так:

        I – деталь произведена в Японии;

        E – в Чехии, Китае, Сингапуре, Малайзии;

        K – Bulk, произведено в Японии (для производства и оптовой торговли);

        A – Bulk, изготовлено в Чехии, Китае, Сингапуре, Малайзии (для производства и оптовой торговли);

        Y – запчасти, инструмент (spare parts), произведено в Японии.

        Вторая и третья буквы – тип запчасти (педаль, шатун, цепь и т.д.). Коды аналогичны таблице приведенной выше.

        Далее 4 буквы – модель детали

        Последняя группа 4-5 букв и цифр — спецификация

        Т.е. наша кодировка KCNM510SGSS означает:

        Первая буква: “K” произведено в Японии и продается как оптовая партия для производства или торговли (т.е. без упаковок, инструкций и т.п.);
        2 – 3 буквы: CN – велосипедная цепь;
        4 – 7 буквы: M510 – цепь для MTB (первая буква “M”) велосипеда 510 модели;
        8-я и далее буквы: SGSS – спецификация цепи.

        В кодировке PDM8140ML не указано место производства, но все остальное аналогично:

        M8140 – модель 8140 для MTB велосипеда, так как первая буква «M»

        ML – спецификация модели

        Что означает Di2 в маркировке деталей Shimano

        Что означает Di2 в маркировке деталей Shimano

        В оборудовании с индексом Di2 переключение происходит не механически, с помощью тросиков, а электронно, с использованием сервоприводов. В них нет тросиков, но есть провода, идущие к сервоприводам, кнопки управления, аккумуляторы. Всё это прячется в раме, руле, подседельном штыре. В электробайках аккумуляторы не нужны – всё подключается к аккумулятору.

        Чуть более подробно об этом можно почитать здесь.

        Маркировка количества зубьев на кассетах и трещотках

        В маркировке кассет и трещоток всегда присутствует обозначение количества зубьев на самой маленькой и самой большой звезде. Обозначается оно одинаково: две цифры через дефис и буква “T”, от английского слова tooth – зуб, зубец.

        Например: 14-28Т. На маленькой звезде 14 зубьев, а на большой – 28.

        Что значит надпись HyperGlide на кассетах

        Hyperglide — это особая форма зубцов на звёздах кассеты. Hyperglide-ными могут быть как звезды системы (передние), так и звезды трещотки или кассеты (задние).

        Главная задача Hyperglide – улучшать переключение с меньшей по диаметру звезды на большую. Это штампованные или фрезерованные специальные углубления с одной стороны звезды, которые помогают звеньям цепи «зацепиться» за звезду и полностью перескочить на неё.

        Что значит надпись HyperGlide на кассетах

        Ну, вот вроде бы и все основные моменты, которые нужно знать для расшифровки маркировки деталей Shimano.

        Передняя каретка велосипеда

        Общие технические условия

        Bicycles. General specifications

        Дата введения 2014-01-01

        Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

        Сведения о стандарте

        1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

        2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

        3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 1 октября 2012 г. N 51-П)

        За принятие проголосовали:

        Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

        Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

        Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

        Госстандарт Республики Беларусь

        Госстандарт Республики Казахстан

        4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2012 г. N 1024-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31741-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.

        5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52111-2003

        6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


        Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

        1 Область применения

        Настоящий стандарт распространяется на велосипеды, седло которых может быть отрегулировано на высоту 635 мм и более, предназначенные для использования в качестве транспортного средства, а также для тренировок и соревнований.

        Стандарт не распространяется на велосипеды для детей младшего возраста по ГОСТ 28765* и специальные велосипеды: грузовые, тандемы.

        * На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р ИСО 8098-2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

        2 Нормативные ссылки

        В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

        ГОСТ 24643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения

        ГОСТ 28765-90 (ИСО 8098:1989) Велосипеды для детей младшего возраста. Требования безопасности

        ГОСТ 29235-91 (ИСО 6742-2:1985) Велосипеды. Световозвращающие устройства. Фотометрические и физические требования

        Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному справочному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

        3 Термины и определения

        В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

        3.1 транспортный велосипед: Велосипед, предназначенный для передвижения, туризма.

        3.2 Байсикл — мотто — экстрим (ВМХ): Велосипед, предназначенный для соревнований по специальным трассам с препятствиями.

        3.3 велокросс: Соревнования по пересеченной местности на заданную дистанцию.

        3.4 велоспорт в зале: Командная игра в мяч на велосипедах (велобол).

        3.5 маунтинбайк (МТБ): велосипед, предназначенный для соревнований по лесным, полевым, горным тропам с грунтовой или песчаной почвой.

        3.6 трек: Замкнутая трасса с наклонной поверхностью со специальным твердым однородным покрытием.

        3.7 триал: Соревнования по фигурной езде с преодолением препятствий на велосипеде по заданной программе с элементами акробатики.

        3.8 база: Расстояние между осями колес велосипеда.

        3.9 вилка (передняя и задняя): Узел или элемент рамы велосипеда, предназначенный для установки колес.

        3.10 вынос руля: Деталь конструкции узла рулевого управления, обеспечивающая надежное соединение руля со стержнем руля.

        3.11 каретка: Составная часть велосипеда, передающая усилие педалирования на ведущее колесо.

        3.12 кривошип: Шатуны, смонтированные с валом каретки велосипеда.

        3.13 переключатель передач (передний, задний): Устройство для изменения передаточного отношения.

        3.14 седлодержатель (подседельный штырь): Стержень, на который устанавливается седло.

        3.15 трещотка: Составная часть бестормозной втулки заднего колеса, обеспечивающая рабочий и свободный ход втулки.

        3.16 туклипс: Составная часть педали для фиксации стопы.

        4 Классификация, основные параметры и размеры

        4.1 Велосипеды подразделяют на следующие типы:

        — для подростков, масса снаряженного велосипедиста не более 50 кг,

        — для младших школьников, масса снаряженного велосипедиста не более 40 кг

        спортивные (по дисциплинам велосипедного спорта):

        — для гонок на треке,

        — для гонок на шоссе,

        — для велоспорта в зале;

        4.2 Велосипеды по показателям качества разделяют на четыре класса, указанные в таблице 1.

        Таблица 1 — Классификация велосипедов

        Рекомендован для использования

        Соревнования, спортивная подготовка

        Спортивная подготовка, велотуризм

        Транспортное средство для населения

        4.3 Основные параметры и размеры велосипедов должны соответствовать указанным на рисунке 1.

        Рисунок 1 — Основные параметры и размеры велосипеда

        длина — не более 1,9 м,

        ширина — не более 0,55 м, для ВМХ — не более 0,74 м.

        между горизонтальной линией, проведенной через ось каретки , и поверхностью земли — не менее 0,2 м и не более 0,3 м;

        между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки и ось переднего колеса — 0,43-0,75 м;

        между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки и ось и заднего колеса — 0,25-0,55 м;

        между вертикальными линиями, проведенными через переднюю точку седла и ось каретки — не менее 0,05 м за кареткой, кроме спортивных велосипедов для гонок на треке.

        Для спортивных велосипедов для гонок на треке это расстояние может быть равно нулю;

        Путаница со стандартами Press Fit

        Какие только мне не попадались аббревиатуры для безрезьбовых кареток: BB30, PF30, BB71, BB86, BB89, BB91, BB90, BB92, BB95 и даже BB121! Тут кто угодно запутается. В конце концов мне это все надоело и я решил взять и разобраться, хуизху.

        Стандарт BB30

        Строго говоря BB30 не является пресс-фитом, но не сказать про него было бы ошибкой.

        Итак, стандарт расчитан под ось диаметром 30 мм и ширину кареточного стакана 68 (road) или 73 мм (MTB). Кареточная труба должна иметь внутренний диаметр 41.96 мм. В нее устанавливается стопорное кольцо, а затем прямо в трубу запрессовывается пром. подшипник.

        Стандарт BB30

        Стандарт каретки ВВ30

        Стопорное кольцо для BB30

        Стандарт BB30 предложен в 2000-ом году фирмой Cannondale, которая, кстати говоря, разрешила его использование кому угодно совершенно бесплатно.

        Стандарт PF30

        Press Fit 30 — это развитие стандарта ВВ30. Здесь подшипники уже не запрессовываются напрямую в раму, а находятся в специальных чашках (алюминиевых или пластиковых). Из-за этого внутренний диаметр кареточной трубы увеличен с 42 мм до 46 мм. Стопорного кольца теперь нет, роль ограничителей играют бортики на чашках (фланцы), которые при запрессовки ложатся на кромку кареточного стакана.

        pf30

        Каретка PressFit 30

        Стандарт также как и BB30 подразумевает кареточную трубу длиной 68 или 73 мм.

        Для кареток PF30 используются те же шатуны, что и для ВВ30. Никакой разницы с точки зрения системы нет.

        В каретки BB30 и PF30 можно воткнуть систему Shimano Hollowtech II / SRAM GXP Press Fit, только нужно приобрести простейший переходник (адаптер):

        Адаптер с ВВ30 на Холоутек 2

        Адаптер с PF30 на Hollowtech II

        Из Press Fit 30 можно получить кареточный узел под резьбовую каретку. Понадобится адаптер:

        Переходник с ПФ30 на БСА каретку

        Стандарт BB86/BB92

        Каретки BB92, расчитанные под длину кареточного узла 89.5 или 92 мм, идеально подходят под шимановскую Hollowtech II, хотя на коробке с шатунами написано 68/73 мм:

        Hollowtech II M670

        Казалось бы, какая-то фигня получается. Но здесь надо понимать, что на коробке указана длина кареточной трубы для использования с обычными резьбовыми каретками, которые с внешними чашками (например, всем знакомая ВВ51):

        Резьбовая каретка ВВ51

        Т.о. если к ширине кареточного стакана 68/73 мм добавить толщину самих чашек (их наружной части), то суммарная длина всего этого бутерброда будет точно такой же, как если бы у вас была каретка ВВ86/92 и стакан длиной 89.5/92 мм.

        Получается, что для системы шатунов вообще без разницы, какая у вас каретка — привычная с резьбой (например, SM-BB51) или безрезьбовая (например, тот же SM-BB71). Ни на диаметр вала, ни на его длину это никак не повлияет.

        BB71, BB91

        Шимано намутила воду, добавив в название своих кареток аббревиатуры ВВ71 и ВВ91. На самом деле, это не является стандартами PressFit, это просто конкретные модели кареток для стандарта BB86/92 (см. чуть выше).

        Каретка Shimano SM-BB91-41 является улучшенной версией SM-BB71-41 (можно сказать, что первая — это Deor, а вторая — уже SLX). Они полностью взаимозаменяемы, т.к. принадлежат одному стандарту BB86/BB92.

        Каретки BB71-41A и ВВ71-41B имеют одни и те же чашки, но отличаются длиной герметизирующей трубки между ними. Первая — для МТБ, вторая более короткая — для шоссе.

        Shimano BB71

        Shimano ВВ91

        Вот неплохой чертеж ВВ71, на нем кое-чего не хватает, но в целом выполнен довольно подробно:

        Устройство каретки SM-BB-71-41A

        Тут можно посмотреть на эту каретку вживую. Особенно интересно, как она выглядит после значительного пробега.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: