Переключение скоростей на велосипеде shimano

Переключение скоростей на велосипеде shimano

Так уж исторически сложилось, что Америка с Японией соперничают в производстве аналогичных товаров. Самым известным, полагаю, является соперничество автомобильных концернов Ford и Toyota. Не остались в стороне и комплектующие для горных велосипедов. На сегодняшний день это 2 самые известные фирмы – Sram (США) и Shimano (Япония), производящие обвеску и компоненты для МТБ. Почему же зачастую, когда рядовой байкер покупает себе что-то из линейки Sram, он больше не хочет переходить на Shimano? Могло ли так произойти, что американцы смогли догнать и обогнать компоненты Shimano, которым не было равных на протяжении 10 лет?

Если обратиться к началу производства компонентов для горных велосипедов фирмами Shimano и Sram, а произошло это практически тогда же, когда появились первые горные велосипеды, мы увидим, что изначально обе фирмы шли «в ногу». Что конкуренция между ними – это стремление каждой из них усовершенствовать и облегчить, будь то переключатель скоростей, или тормозная система. А нам, потребителям, это безусловно на руку.

Сравнивая топовое оборудование этих производителей нельзя не заметить, что Shimano опережает по весу компоненты Sram. Но четкость выше у Sram. Очевидное преимущество в условиях сильной тряски. Но многим поэтому и нравится Shimano – создается порой впечатление, что скорости переключаются сами собой. Что говорит о более комфортной работе Shimano.

Если рассматривать отдельно каждый переключатель, каждую кассету и т.д., то рано и поздно напросится очевидный вывод, что некоторые компоненты лучше взять одной фирмы, а некоторые другой. Но не все так просто. В большинстве случаев они будут, к сожалению, несовместимы из-за разных передаточных чисел манеток. Дело в том, что при переключении у Sram cмещение заднего переключателя такое же как и смещение тросика в манетке 1:1, а у заднего переклюка Shimano отношение 1:2, это их делает несовместимыми при перекрестном использовании. Но есть и совместимые группы имеющие обозначения Rocket, Attack, MRX и Centera.

Но, думается, что нужно более конкретное сравнение. Ну что ж, проведем конкретную аналогию. Начнем с самых «низов» и поднимемся до топового оборудования обеих фирм, о котором уже было сказано несколько слов.

Shimano Tourney – Sram TRX, Sram PC-10. Это начальные группы обеих фирм, применять их по назначению не рекомендуем. Лучше пускай дальше красуются на витринах, скажем супермаркетов. Переключатели для кассеты из 7 звезд присутствуют только в линейке Shimano.

Shimano Altus – Sram PC-830, Sram PC-850 . Сгодится для сухоасфальтовых покатушек.

Shimano Acera – Sram SX4 . Немного лучше, но того же применения.

Shimano Alivio – Sram MRX, Sram Centera, Sram PC-850, Sram PC-870, Sram PC-890 . По-долговечнее, по-легче, по-дороже, возможно применение на мокром асфальте ;)

Shimano Deore – Sram 3.0, Sram PG-7xx, Sram PG-8xx, Sram PG-950, Sram PC-951 . Это уже заявка на что-то большее, например по лесным тропинкам покататься.

Shimano Hone, LX – Sram Attack, Sram X.5, Sram X.7, Sram X.9, Sram PG-970 . Это уже действительно хорошее оборудование, на которое не будет жалко потраченных денег. Пригодно для туристических походов, не боится грязи.

Shimano XT, Saint – Sram PG-980, Sram PC-971 . Это уже профессиональное оборудование, на котором можно принимать участие в соревнованиях, не ударяя в грязь лицом в переносном смысле, но заезжая в нее по уши на практике и не теряя при этом работоспособности навески такого уровня.

Shimano XTR; Sram X.0, Sram PG-990, Sram PC-991 . Топовое оборудование, ну полная «крутатень». Продается с частичным карбоновым исполнением для бескомпромисной легкости.

Напомню, что это только сравнение по классу групп Sram и Shimano. И не говорит о том, что если поменять, к примеру, задний переключатель Deore на 3.0 то он будет работать без замены на соответствующую манетку. Но очевидно, что аналогия возможна и не обязательны споры о том, что лучше. Тем более что компоненты разных групп год от года могут быть разного качества, скажем в 2011 году группа Shimano Deore значительно лучше, чем была в предыдущие годы, а вот Sram X5 того же года будет пожалуй даже по-хуже.

К тому же они действительно разные, Sram активно продвигает идею соотношения скоростей перед/зад – 2/10, в то время как Shimano не спешит отказываться от 3 звезд спереди, но и не отстает с внедрением 10-скоростных кассет. С 2009 года Sram может похвастаться совершенно новой группой XX, по весу оставившей Shimano XTR позади с отрывом почти в 300 г, но и стоящей на 600 баксов больше. Только совместима группа XX сама с собой и больше не совместима не только с компонентами групп Shimano, но и другими группами Sram.

Пробуйте и решайте, что больше подходит именно вам в избранном вами стиле экстремального катания. Характерная особенность монеток Sram – внешняя похожесть на мотоциклетные вращающиеся ручки (фирменное название Gripshift). Многим такие не нравятся, возможно из-за того, что у Shimano подобные манетки есть только в начальной группе. Но сейчас Sram также предлагает на выбор множество манеток-тригеров, закончив продолжительную патентную войну с Shimano, изначально использовавшими такую конструкцию манеток.

А вот прямой подвод тросика к заднему переключателю у Sram можно ставить в пример Shimano. Это уменьшает трения тросика в рубашке, что во-первых делает переключение точнее, а во-вторых при сильном загрязнении он не перестанет работать. Ну и зацепиться Shimano-вской петлей на покатушках за, скажем, ветку не здорово, согласны? Но летом 2007 Shimano исправило и это упущение, представив технологию Shadow. На картинке представлена для сравнения подводка тросика к заднему переключателю: сверху как это делается у Shimano, по середине – Sram, а на нижнем обновленный переключатель Shimano Shadow. RollamajigНо если у вас верхний вариант, то и этот вопрос решается с установкой ролламеджига (см. картинку ниже), что делает подвод тросика прямым. Ролламеджиг, кстати, делает Avid, принадлежащая Sram, этакий костыль для старых переклюков Shimano ;)

Что касается цепей, то Sram делает их удобнее, так как изначально ставит специальное звено-замок PowerLink, позволяющее легко менять цепь без использования специального инструмента (выжимки цепи), Shimano теперь тоже ставят его на некоторые цепи, но чаще придется его докупать отдельно.

Стоит отметить, что старый, повидавший на своем веку, XTR может работать хуже нового Deore. Так что споры и сравнения у кого, что как работает справедливы при одинаковом износе и уходе за компонентами, того или другого производителя. А забота и своевременное обслуживание обеспечат хорошую и долгую работу обоим.

Что изменилось в Треках в 2022 году?

Так как велосипедный спорт не стоит на одном месте, и с каждым годом он набирает обороты, так же и велосипеды меняются из сезона в сезон. Сегодня мы обсудим модельный ряд бренда Trek — одного из мировых лидеров.

Читайте также  Трос для велосипеда

Модельный ряд у данного бренда очень широкая, в этой статье будут разобраны только те варианты, которые будут импортированы в Украину в 2022 году, и которые официально можно будет купить в дистрибьютора велосипедов Trek .

Trek Marlin 4

Марлин 4 в 2022 году будет представлен в Украине в 4 цветах: черный, серый, темно-розовый, зеленый и это наверное единственное изменение которое достались этой модели, во всем остальном — это все тот же Trek Marlin 4 2021 года.

Trek Marlin 5

Данная модель будет доступна в таких цветах: черный, красный, синий, зеленый. Велосипед 2022 года получил достаточно серьёзные изменения по вилке и трансмиссии. Во-первых, вилка Suntour XCE была заменена на Suntour XCT. Нова вилка имеет более широкие ноги — 30 мм, а не 28 как в предыдущей модели. А так же в правой ноге есть гидравлический lock out для блокировки хода при езде в гору или при длительном педалировании по ровному асфальту.

Что касается трансмиссии, то теперь она по кругу Shimano Altus. Передний и задний переклюк вместо уровня Tourney заменены на те Altus. Количество скоростей так же изменилось. В старшей версии оно было 3/7 21 скорость, а в новой 2/8 16 скоростей.

Trek Marlin 6

Марлин 6 в 2022 году получил аж 4 новых цвета: черный, черно-красный, оранжевый и синий. По навесному оборудованию — практический все осталось прежним, за исключением трансмиссии, на ней мы и остановимся с подробным обзором.

В модели 2021 года, она была представлена Shimano Altus 2х8 — 2 звезды на переднем шатуне, и 8 на кассете, всего 16 передач. Новая модель оснащена переключателем Shimano Deore 1х10, с 1 звездой на шатуне, и 10 звездочками на кассете.

Переключатели на руле так же претерпели изменений, теперь левая манетка отсутствует, а правая Shimano Deore, вместо старого Shimano Altus.

На смену старым шатунам с 2 звездами 36/22, пришли новые с 1 звездой на 30 зубов.

Кассета 11/34 на 8 звезд была заменена на 11/46 на 10 скоростей.

Вес велосипеда так же немного изменился с 14,50 кг (2021) на 14,11 (2022).

Trek Marlin 7

Модель осталась без изменений

Trek Marlin 8

Совершенно новая модель 2022 года, она что-то среднее между Trek Marlin 7 и Trek X-Caliber 7 . Модель представлена в двух цвета: черно-синий и красный. Модель оснащена воздушной вилкой RockShox JUDY SL c ходом 100 мм. Обода готовы под бескамерное использование, такая фича есть только в этого Марлина. Покрышки от известной фирмы Maxxis шириной 2,35" обеспечат надежное сцепление с покрытием даже в самых экстремальных моментах. Вся трансмиссия, а это: переключатель, кассета, цепь, шатун, манетка — это все групп сет Sram SX Eagle. Общее количество скоростей — 12, 1 звезда спереди и 12 сзади. Кассета с диапазоном 11/50 зубов, а передняя звезда на 30 зубов.

Вес байка — 13,39 кг

Trek X-Caliber 8

В прошлом, 2021 году, Trek X-Caliber 8 был только в одном цвете — красном, в 2022 он будет в двух цветовых решениях: серый и бело-красный. Модель 2022 года существенно изменилась, и давайте рассмотрим все изменения подробнее.

Первое на что хотелось бы обратить внимание — колеса, в них изменились втулки и резина. Велосипед теперь с завода идет сразу с бескамерными колесами. А так же вместо Bontrager производитель поставил резину от Maxxis, она более широкая (2,35 вместо 2,2 дюйма) и к тому же, рисунок на новых Макссис агрессивный для лучшего сцепления.

Следующее обновление не такое значительное, но о нем мы не можем не упомянуть. В новой модели руль стал чуть длиннее, вместо 720 мм теперь 750 мм. Это сделано для увеличения контроля над байком.

Ну и на последок самое вкусное — трансмиссия. В прошлом поколении эта модель поставлялась по кругу с трансмиссией Sram SX, а это как известно самый низкий уровень от этого производителя. В новом Х-Калибере она по кругу идет Shimano Deore, а она уже сопоставима с Sram NX, который на ступень выше Sram SX. Трек комплектует данную модель задним переключателем Shimano Deore XT M8100, а он намного плавнее переключает и дольше служит чем SX. Так же важно упомянуть про кассету, в прошлогодней модели она была от Sram на 11 зубов на маленькой звезде, и с 50 зубами на большой. В 2022 году вместо последней там стоит Кассета Shimano Deore с маленькой звездой на 10, а большой на 51. Такая кассета дает более широкую передачу, что бы двигаться быстрее, а так же более легкую передачу для подъема в гору.

Trek Dual Sport 2

Дуал Спорт 2 так же обновился в 2022 году. Во-первых, теперь у него 3 цвета: синий, черный, красный. Во вторых трансмиссия серьезно изменилась. Передний переключатель вместо Shimano Tourney, теперь Shimano Acera, задний вместо Shimano Acera — Shimano Altus. Теперь количество передних звезд 2 шт., вместо 3, а количество звезд на кассете 9, на смену 8. Цепь так же обновилась, теперь это KMC X9.

Вес байка практически без изменений — было 13,18 кг, стало — 13,22 кг.

Trek Dual Sport 3

В 2022 году Trek Dual Sport представлен в тех цветах, что и его младшая версия, но они имеют другой тон. Существенных изменений в новом году получила трансмиссия. Вместо старой системы с Shimano Acera/Alivio 2/9 c 18 передачами, байк получили преимущественно компоненты от Shimano Deore 1/10 с одной передней звездой. Передняя звезда в 2021 году была 43/30 зубов, а в 2022 стала на 40 зубов. Старая кассета Шимано имела 11-36 зубов, в то время как новая Шимано Диор 11-46 с гораздо большим диапазоном.

Trek FX 2

Производитель пока не дал информацию про обновления в комплектации.

Trek FX 3

Первое с чего стоит начать — это изменения в цветовой гамме, новые модели поставляются в таких цветах: серый, темно-синий с синим. Вынос на размере рамы L и XL вместо 110 мм, теперь 100 мм для лучшего контроля при поворотах. Но главное обновление 2022 года это трансмиссия. В 2021 году FX 3 использовал компоненты трансмиссии Shimano Acera и Shimano Alivio 2х9 с 18 скоростями. На практике это 2 звезды спереди и 9 сзади. В 22-ом году производитель заменил старую систему на Shimano Deore 1х10, с 1 звездой спереди и 10 сзади, соответственно манетка теперь одна, и это Shimano Deore. Кассета так же изменена, с 11-36 зубов, на 11-46.Из-за изменений в

Переключение скоростей на велосипеде

Современные велосипеды, оснащенные системой передач, позволяют быстро и с минимальными энергетическими потерями передвигаться в любых условиях: затяжные подъемы, пересеченная местность, дороги с резкими поворотами, которые требуют постоянного изменения скорости и передаточного отношения. Сюда можно отнести и езду против ветра, бездорожье, плохое качество асфальта… В общем, значение трансмиссионного узла просто колоссально, особенно на горных байках.

Читайте также  Самый опасный спорт в мире

Несмотря на неоценимую помощь, трансмиссия велика требует частого внимания, ухода, порой долгой и нудной возни. К одним из компонентов, которым периодически требуется уделять время, является механизм переключения, состоящий из переднего и заднего переключателей. На первый взгляд, устройство этих деталей кажется сложным. На практике же настроить переключение скоростей очень просто.

Распространенные вопросы

Для чего нужно переключение скоростей?

Катание по ровной дороге, в гору или под горку требуют от велосипедиста различных усилий. На односкоростном велосипеде вариантов никаких нет, так как там только одна передача. И тот, кто имеет опыт заезда на гору на односкоростном велосипеде, знает, насколько это непросто.

А вот в случае с многоскоростным велосипедом появляются новые возможности — можно регулировать нагрузку. На велосипеде, оснащенном несколькими передачами, например, намного проще ехать в гору. Разберемся, как происходит переключение скоростей.

Почему скорости на велосипеде плохо переключаются?

Обычно мысль о необходимости исправления неполадок с переключателями приходят, когда цепь слишком тяжело переключается между звездами, или же передачи вовсе не переключаются. Проблема посещает внезапно, как вариант, можно обратиться к мастеру.

Однако, этот вопрос решить в сервисе можно за пару минут, а денег придется отдать за час.

Прежде чем приступить к инструкции по настройке системы скоростей велосипеда, определимся, почему она некорректно работает:

  • Переключатели имеют повреждения. Для решения проблемы нужна полная замена.
  • Деформированный петух — защита заднего устройства переключения. Обычно советуют менять, но один раз можно выправить.
  • Износ пружины или растянутый трос. Необходима замена, настройка переключателей.
  • Очень часто все компоненты трансмиссии находятся в исправном состоянии, а передачи все равно переключаются плохо. Новые детали, или детали с небольшой выработкой, установленные в трансмиссионный узел — распространенная причина плохого хода цепи по звездам.

Какие механизмы переключения скоростей на велосипеде существуют?

Существует два основных вида переключателей скоростей — внешнего и внутреннего переключения, фирма Shimano выпускает оба вида переключателей скоростей, но известна в большей части из-за внешних.

Механизм внутреннего переключения

На городских велосипедах часто используется механизм внутреннего переключения скоростей, который спрятан внутри задней планетарной втулки. У велосипедов с планетарной втулкой всего одна передняя звезда и одна задняя. Количество скоростей / передач у планетарных втулок чаще всего от 3 до 7. Планетарная втулка имеет достаточно сложное внутреннее устройство.

Плюсы планетарных втулок:

  • они хорошо выдерживают неблагоприятные погодные и дорожные условия, так как механизм и все его детали заключены в корпус и, как следствие, надежны и долговечны;
  • можно переключать скорости, не вращая педали.

Минусы планетарных втулок:

  • большой вес;
  • очень сложный ремонт, невозможный в походных условиях.

Механизм внешнего переключения

Этот тип переключателей скоростей используется на большинстве многоскоростных велосипедов — от городских до горных. Переключение передач осуществляется с помощью переднего и заднего переключателей.

Механика правильного переключения скоростей

В первую очередь, правильное переключение зависит от устройства велосипеда. Ранее проблем с переключением не было, так как и скоростей на большинстве велосипедов не было. Все препятствия преодолевались с помощью силы райдера или пешком. Чтобы понять, как переключать скорости, следует изучить саму конструкцию системы переключения.

Кстати, рекомендуем:

Правильное переключение не требует больших знаний. Практически все модели велосипедов оснащены тросиком, который приводит усилие с манетки (на фото справа) — элемента управления переключателем — на сам переключатель.

При натяжении тросика рамка переключателя передвигается и переносит цепь на звезду большего диаметра, при освобождении — спадает или передвигается к меньшим звёздам. Данные действия производятся без вспомогательных механизмов, с использованием гибкости цепи и трения с рамкой переключателя, т.е. цепь и все элементы испытывают нагрузки, в нормальной работе трансмиссии не предусмотрены. Из-за этого и появляется рекомендация не переключать скорости под нагрузкой или без движения.

Существует несколько простых правил, которых нужно придерживаться начинающим велосипедистам:

  1. Переключать передачи следует только во время движения, пока вы крутите педали и приводите в движение трансмиссию.
  2. Цепь не должна быть натянута слишком сильно при переключении передачи. В этом случае возможны поломки трансмиссии вплоть до разрыва цепи.
  3. Не рекомендуется переключать сразу на несколько передач. Зависит от уровня самого переключателя (Shimano или SRAM) и общего состояния трансмиссии, но в любом случае, новичкам рекомендуется переключатель передачи последовательно.
  4. Старайтесь не допускать перекос цепи, если на велосипеде установлен передний переключатель. Подробнее об этом далее в статье.

Для удобства велосипедиста на некоторых задних манетках есть метки соответствия положения заднего переключателя относительно положения передних звезд во избежание перекоса цепи.

Перекос цепи может негативно сказываться на переключении скоростей а также приводит к быстрому износу трансмиссии велосипеда. Фактически, если велосипед имеет 3 звезды спереди и 9 сзади хоть и говорит о том, что велосипед имеет в сумме 27 скоростей, но пользоваться всеми подряд скоростями не рекомендуется. Более того, в современной велосипедной промышленности больше далеко не всегда означает лучше или быстрее.

Нынешняя тенденция у производителей велосипедного оборудования состоит в том, чтобы стремиться к аналогичному диапазону передач при меньшем количестве звёзд. Так, например, современная трансмиссия с одной звездой спереди и 12 сзади полностью перекрывает диапазон с 3 звездами спереди и 9 сзади, не говоря уже об устаревших группах с 6−8 звездами на заднем колесе. Как правило, с меньшим количеством звёзд трансмиссия получается более удобной в эксплуатации, обслуживании, настройке и имеет меньший вес.

Надо запомнить

Не бывает идеальной передачи, переключайтесь! Очень часто мы видим, как люди вкладывают слишком много энергии в свои педали, когда они взбираются по крутому склону на маленькой звезде сзади, будто пытаясь сломать шатуны или как быстро перебираются ноги у велосипедистов, едущих под горку на слишком лёгкой передаче.

Ваша цель во время езды должна состоять в том, чтобы сохранить ритм (скорость, с которой ваши педали совершают полный оборот), насколько это возможно. Частота вращения педалей называется каденс. Нужно следить за ним и поддерживать в диапазоне 80−100 оборотов в минут. Нужно это не только для того, чтобы сохранить трансмиссию, но и для здоровья ваших собственных коленей. Мы рекомендуем часто переключаться для повышения эффективности во время езды.

Для того, чтобы трансмиссия всегда работала чётко, цепь не слетала а звёздочки были цепкими, следите за состоянием велосипеда: целостностью тросиков, загрязнённостью механизмов, наличием смазки на цепи.

Советы начинающим

  • Не пугайтесь, если у вас не вышло освоить переключатель скоростей с первого раза.
  • К велосипеду, как и к машине, надо привыкнуть, «почувствовать» его. Для этого, чаще садитесь на велосипед
  • Переключайте скорости, только крутя педалями
  • Перед подъемом в гору необходимо немного увеличить скорость (разогнаться) и переключить скорость, перед спуском, наоборот, притормозить и переключиться заранее
  • Не допускайте перекоса цепи «Слушайте» свой велосипед. Скрипа, скрежета быть не должно
  • Берегите здоровье. Ездить на завышенных передачах вредно (нагрузка на колени) В искусстве переключения скоростей нет ничего сверхсложного. Вам потребуется лишь капелька терпения, чтобы путешествие на велосипеде принесло море положительных эмоций.
Читайте также  Где нельзя ездить на велосипеде

При покупке скоростного велосипеда обращайте особое внимание на производителей именно системы переключения скоростей, а не самого велосипеда. Как правило, велопроизводители только собирают велосипеды, а навесное оборудование производится другими предприятиями. Лучшими производителями велодеталей считаются Shimano и Sram, если на велосипеде стоит оборудование другой фирмы лучше воздержаться от покупки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: