Планетарная передача велосипед

Планетарная трансмиссия велосипеда: что это такое

Это полезное транспортное средство доставляет немало удовольствия, при этом нуждается в ответственном подходе и сноровке. Кроме того, на велосипеде должны эксплуатироваться только современные детали. Сегодня большинство известных производителей устанавливают планетарные втулки, обеспечивающие плавность переключения передач.

Планетарная трансмиссия

История создания

Если не вдаваться в подробности истории появления этого узла, можно сказать кратко, что первый велосипед с планетарной передачей известен с 1895 года. Но спустя год англичанину У. Рейли удалось усовершенствовать деталь и сделать ее популярной благодаря небольшим размерам.

Очередной прорыв – появление в 1902 г. втулки с тремя скоростными режимами, над которой уже трудились сразу два конструктора – известный уже У. Рейли и его соотечественник Д. Арчер. Параллельно с ними втулку на три передачи разрабатывал М. Педерсен. Он сумел представить на всеобщее обозрение втулку, в основу которой заложил принцип «контрпривода». Была в ней одна отличительная особенность – зубчатое колесо заменила шестеренка, напоминающая солнце.

В начале двадцатого столетия в продажу поступает до четырнадцати разновидностей втулок, насчитывающих по три скорости. Несколько позднее такая деталь становится привычным явлением среди англичан, немцев и жителей Скандинавии.

С момента выхода первой втулки прошло восемь десятков лет, и в честь этого была написана книга, в которой рассказывалось об истории детали, о мерах, предпринятых для усовершенствования качества.

Комплектующие элементы

Планетарная втулка считается частью привода, и ее можно сравнить с КПП автомобильного транспорта. Главное предназначение ее заключается в том, что она отвечает за регулировку скоростей и переключение передач, от количества которых зависит строение втулки.

Это шестеренчатое устройство, регулирующее передаточное число в зависимости от изменения местоположения и зацепления шестеренок. Запуск осуществляется нажатием рычага включения скоростей, расположенного на велосипедном руле.

Планетарная трансмиссия

Механизм устроен следующим образом:

  • шестеренка в виде солнышка. Располагается в центре узла, несет ответственность за функциональность задней колесной оси;
  • водило. Конструктивно представлено несколькими планетарными шестернями, надежно соединенными друг с другом;
  • кольцевая шестеренка. Находится внутри, приводится в движение от внутренней передачи зубчатого типа, регулирует сцепление с сателлитами.

Как работает планетарная шестерня

На малой скорости звездочка вынуждает работать колесо с зубчиками. Благодаря обойме планетарного типа, звездочка выполняет смещение, в результате этого скорость уменьшается на четверть, колесо прокручивается трижды на каждые четыре оборота звездочки.

В момент прямой передачи звездочка тоже активирует колесико с зубчиками, двигающее втулку.

При высокой скорости звездочка создает давление на обойму, вынуждая ее вращаться и передавать скорость на зубчатое колесо. В результате этого срабатывает планетарная трансмиссия, после чего колесо делает 4 полноценных оборота при 3 проворотах звездочки.

Для каких велосипедов применяется

Такими втулками оснащают двухколесные транспортные средства, ежедневно эксплуатирующиеся для поездок к месту работы, с целью прогулок, для катания по городским улицам. Если дорога ровная, велосипед с планетарной втулкой ведет себя отлично, скоростные режимы регулируются без проблем.

Чтобы чувствовать себя комфортно, следует покупать планетарный велосипед, втулка которого рассчитана на 3, 5 и даже 11 скоростей. В сравнении с простыми моделями, стоимость планетарных втулок несколько выше, но они обеспечивают длительную эксплуатацию цепи и иных узлов.

К сожалению, такие детали отличаются приличным весом, и именно из-за этого втулки не спешат устанавливать на велосипеды, предназначенные для спортивной или горной езды. Маневренность транспорта, да и скорость тоже, снижаются.

Планетарная передача для велосипеда: известные производители

Лидирующие позиции занимает Rohloff, конструирующие сложный велотранспорт, предназначенный для профессиональных спортсменов. Число передач достигает 14-ти.

На втором месте находится бренд из Японии – Shimano, известный многим своими качественными показателями и устойчивостью к изнашиванию. Втулки представлены большим ассортиментом, есть модели с тремя – одиннадцатью передачами.

Третье место по праву принадлежит компании SRAM, удачно соотносящей стоимость с качеством. Изготавливает втулки, число скоростей в которых достигает 12 режимов.

Планетарная трансмиссия

Следующая известная фирма – Sturmey-Archer. В планетарках не более семи передач, но основным достоинством их является гибридная кассетно-планетарная втулка.

Изготовителей достаточно много, но лучше приобретать товар от проверенных компаний, неоднократно доказавших качество своих втулок.

Плюсы и минусы эксплуатации

Планетарная передача, установленная на велосипед, отличается своими положительными и отрицательными моментами. В первую очередь рассмотрим, какие преимущества получает владелец такого велосипедного транспорта.

Эксплуатационный период увеличивается. Втулка гарантирует легкость переключения скоростей, ей можно пользоваться несколько лет без особых проблем. Дело в том, что все подвижные элементы расположены в прочном корпусе, не подвержены негативному воздействию влажной среды и иных природных факторов. Единственное, что необходимо от владельца – своевременно смазывать деталь.

Переключение передач достаточно удобное. Переключатель установлен на руле, пользоваться им легко, даже в момент остановки.

Цепи отличаются прочностью. Конструктивно все сделано таким образом, что перекос звеньев исключается, втулка функционирует без нарушений.

Набор передаточных чисел достигает 520 %. Окончательная цифра зависит от модели, могут быть некоторые различия. Но это позволяет правильно распределить нагрузку во время движения.

К сожалению, определенные недостатки тоже имеются. Втулка имеет приличный вес, доходящий до полутора килограммов. Некоторые видят в детали еще один минус – высокую стоимость и плохую ремонтопригодность.

Планетарная передача на складном велосипеде

Такой механизм устанавливают даже на эти модели, предназначенные для поездок по городским тротуарам. Все рассчитано на спокойную езду по асфальтированной дорожке, скорости переключаются достаточно плавно.

Порядок переключения скоростей во время езды

Чтобы механизм функционировал максимально долго, рекомендуется выполнять определенные правила в момент переключения передач. Сложно ничего нет, как может показаться многим с первого раза.

В момент перехода на другую скорость педалирование прекращается. Здесь все аналогично, как в автомобильном транспорте: газ отпустили, и можно переключить рычаг КПП. Следовательно, на велосипеде тоже соблюдаем это условие – «не газуем». Как только переход на другую сторону выполнен, дождитесь, чтобы колеса выполнили несколько оборотов, и можете снова давить на педали.

Если предстоит преодолевать подъем, рекомендуется перейти на низкий скоростной режим. На втулки с тремя скоростями им будет первая передача, на тех, которые насчитывают пять и более режимов, можно задействовать третью скорость.

Чтобы повысить скорость, передачи задействуют последовательно, без перескакиваний. Но если требуется выполнить остановку, этого правила разрешено не придерживаться. При обычной езде достаточно будет активировать главный скоростной режим.

Планетарное колесо для велосипеда: ремонт и обслуживание

В том случае, когда втулка не выдерживает агрессивную езду и выходит из строя, не пытайтесь разобрать ее, чтобы отремонтировать самостоятельно. Необходимо обладать соответствующими знаниями, чтобы не усугубить ситуацию и полностью не сломать планетарку. При малейшей поломке рекомендуется обращаться за помощью в сервисный центр, опытные специалисты которого выполнят все необходимые ремонтные работы.

Заключение

Планетарная втулка считается полезной деталью для любого велосипедиста. Вождение транспортного средства становится плавным, скоростные режимы переключаются без проблем. Организовав правильную эксплуатацию, вы забудете о поломках на длительный срок.

Преимущества и недостатки планетарных втулок: все за и против

Велосипед – транспорт, который остается популярным в течение многих десятков лет. Но производители постепенно совершенствуют свои модели улучшая основные характеристики. За счет этого повышаются параметры, увеличивается комфортность поездки.

Многие производители сейчас устанавливают на свои велосипеды планетарную втулку. Она обеспечивает комфортную регулировку скоростей, позволяет сделать движение велика более равномерным. Но зачем она необходима на практике, какие преимущества или недостатки имеет? Об этом расскажем в подготовленной статье.

Из чего состоит планетарка

Знать все тонкости строения и работы «планетарки» необходимо или инженерам, которые проектируют такие механизмы, или специалистам, занимающимся их обслуживанием. Рядовому велосипедисту эта информация совершенно не нужна. Во-первых, обывателю сложно понять все нюансы и технические термины. Во-вторых, велолюбителю достаточно знать только принцип использования планетарки, тогда как информация о строении или функционировании ему никогда не пригодится.

Все-таки, рассмотрим, из чего состоит эта деталь. На рисунке ниже вы можете увидеть строение стандартного приспособления.

Строение планетарной втулки

Обычно в «планетарку» входят следующие компоненты:

  • Солнечная шестеренка – желтая.
  • Водило – синее.
  • Кольцевая шестеренка – красная.

Основная задача планетарной втулки – регулировка скорости и обеспечение равномерности движения. Она может оснащаться тремя, пятью, семью передачами и т. д. Чем больше скоростей, тем точнее регулировка и сложнее строение механизма.

Особенности

Рассмотрим особенности планетарок:

  • Некоторые механизмы обладают не только передними, но и задней передачей. Она окажется особенно удобной для велосипедов с тремя колесами.
  • Вместе со втулками принято устанавливать корпус для защиты цепи. Он позволяет существенно увеличить срок службы механизма.
  • Сейчас в продаже представлены планетарки с различным количеством передач. Максимальный параметр – 14 скоростей. Но подобные модели редко можно найти в магазинах. Также их недостатком становится высокая стоимость, этот факт обуславливает низкий спрос на такой товар.
  • Можно применять втулки с фиксированной подачей. Особенно полезными они окажутся в зимнее время.

Кто занимается изготовлением планетарок

Изготовлением планетарных втулок занимаются многие компании. Но мы выделим основных производителей, которые достойны внимания.

Rohloff – топовый производитель. Компания смогла спроектировать самое сложное оборудование, а также лидирует на рынке. Планетарка от Rohloff могут иметь до 14 скоростей.

Читайте также  Спицы для велосипеда

Shimano – вполне популярная компания. Она выпускает планетарки от 3 до 11 скоростей. Качество продукции данного производителя высокое, механизмы способны прослужить в течение длительного времени.

SRAM несколько уступает Rohloff по производству планетарок. Продукция этой фирмы имеет до 12 передач. Можете покупать изделия этой компании, если ищете идеальное сочетание цены и качества.

Фирма Sturmey-Archer сконцентрировалась на изготовлении втулок с гибридными кассетно-планетарными механизмами. В этом направлении компания смогла добиться значительных успехов и постоянно улучшает имеющиеся модели. Дополнительно организация выпускает и другие разновидности втулок на 3, 5 или 7 передач.

При покупке данных механизмов отдавайте предпочтение проверенным производителям. Конечно, велик соблазн сэкономить и купить деталь от какой-то ноунейм компании.

Но важно учитывать, что данные механизмы крайне сложны в изготовлении. Поэтому компания должна располагать передовым оборудованием, значительным опытом и лучшими специалистами. Только тогда удается добиться прекрасного функционирования планетарной втулки и долгого срока службы.

Область применения

Как правило, планетарные втулки устанавливаются на прогулочные и городские велосипеды. В подобных моделях они отлично справляются со своими задачами и обеспечивают правильную регулировку скоростей.

Но планетарные втулки обладают большим весом. Поэтому они не устанавливаются на спортивные велосипеды. Дополнительно подобные велики используются для поездок по пересеченной местности с большим количеством ухабов. При таких условиях эксплуатации планетарки создают больше неудобств для велосипедиста.

В итоге данные механизмы рекомендованы для городских великов. При поездках по ровным дорогам они окажутся действительно полезными и смогут обеспечить плавную регулировку скоростей.

Городские велики применяются для ежедневной езды. Для них лучше использовать механизм с 3, 8 или 11 передачами. Планетарные втулки дороже обычных, но они куда надежнее при активной эксплуатации и уменьшают износ цепи во время поездок.

Ремонт планетарных втулок

Планетарные втулки – надежные детали. При правильной эксплуатации они способны прослужить в течение продолжительного времени. Покупая эту деталь у проверенного производителя, вероятность последующего возникновения проблем с ней минимальная.

Надо понимать, что планетарная втулка обладает очень сложной конструкцией. Без опыта и знаний провести обслуживание или ремонт подобного механизма невозможно. Поэтому при возникновении проблем обращайтесь к специалистам. Не пытайтесь самостоятельно провести ремонтные работы, с большой вероятностью после неквалифицированного обслуживания, деталь полностью выйдет из строя, ее придется заменять.

Преимущества

Давайте перечислим достоинства подобного механизма:

  • Длинный срок службы и исключительная надежность. Качественная втулка может использоваться в течение многих лет. Все детали регулятора находятся внутри прочного корпуса и защищены от негативных воздействий. Дополнительно обеспечивается смазывание компонентов маслом, за счет чего исключается быстрый износ.
  • Большой набор чисел передаточных. Оно может достигать 520%. Но важно учитывать, что конкретные параметры зависят от используемой втулки и количества передач. Также подобные механизмы обеспечивают равномерное распределение нагрузок. Этот факт будет важен при наличии неровностей дорожного полотна.
  • Переключение скоростей происходит точно и быстро. Сам переключатель расположен на руле. Даже если вы стоите на месте, можно выполнить смену передачи.
  • Прочные и простые цепи. Они обеспечивают стабильное функционирование механизмов и отсутствие перекосов по звездам. Также за их счет увеличивается общая надежность.

Недостатки

Теперь пройдемся по недостаткам подобных механизмов:

  • «Планетарки» обладают большим трением качения. В результате их нельзя применять для установки в спортивные байки.
  • Значительный вес. Масса зависит от конкретной модели, в среднем она составляет 1.7 кг. За счет этого увеличивается общий вес транспортного средства.
  • Высокая стоимость. Цена зависит от модели, производителя, количества передач, сложности изготовления. Подобная деталь обойдется в крупную сумму, а экономить покупая дешевые решения нельзя, они не прослужат вам долго.
  • Невозможность самостоятельного обслуживания. При возникновении различных неисправностей приходится обращаться к специалистам. Без специальных знаний и опыта не стоит пытаться отремонтировать втулку, велик риск сломать ее полностью
  • При агрессивной езде увеличивается вероятность поломки шестеренок. Поэтому предпочтительно использовать велосипеды с такими втулками для поездок по ровным дорогам со средней скоростью.

При покупке этих механизмов необходимо учитывать особенности последующей эксплуатации. Учитывайте, что вам придется серьезно переплатить за «планетарку», а в случае поломки вы не сможете самостоятельно отремонтировать её. Ремонт подобных деталей довольно сложный и дорогой, стоимость восстановительных работ зависит от поломки.

Складные велики

Складные велики постепенно набирают популярность. Как правило, в подобной конструкции выпускаются городские и прогулочные велосипеды. Они оснащаются специальными шарнирными элементами для быстрого складывания, легко уменьшаются в размерах.

Велики данного типа комфортно транспортировать. Их можно положить в большой рюкзак или чемодан, закинуть в багажник, переносить в руках. Качественные шарниры выдерживают множество циклов складывания и раскладывания, а процесс трансформации транспортного средства занимает минимум времени.

Многие складные велосипеды оснащаются планетарными механизмами. Они обеспечивают равномерное распределение нагрузок во время поездки и комфортную регулировку скорости. Конечно, такая деталь увеличивают общий вес велика, но этот недостаток перекрывается многими преимуществами.

Некоторые популярные складные модели:

  • FORWARD Enigma 154.
  • Велики от Shulz.
  • Comanche Lago.
  • Volume Generator – горник, который приглянется многим покупателям.

Про переключение передач

Планетарная втулка довольно похожа на коробку передач авто. Общие принципы:

  • Переключение скоростей происходит без педалирования. После выбора передачи можно начать крутить педали через пару секунд. Этот факт важен для обеспечения долговечности механизмов.
  • Для достижения максимальной скорости необходимо выбирать повышенную передачу.
  • Для подъема в горку включается пониженная передача.

Если постоянно неправильно переключать скорости, то может произойти поломка данного механизма. Поэтому после покупки рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации от производителя и соблюдать указанные правила.

Планетарная втулка для велосипеда. Принцип работы, плюсы и минусы, обзоры моделей

Велоспорт это очень трудное занятие, которое требует сноровки и большого терпения. Однако этого не достаточно. Очень важно, чтобы комплектующие этого средства, отвечали всем последним требованиям техники.

Планетарная втулка для велосипеда. Принцип работы, плюсы и минусы, обзоры моделей

В связи с этим многие производители, устанавливают на свои модели планетарную втулку, которая обеспечивает равномерное движение и регулирует скорость во время езды. Стоит отметить, что многие и понятия не имеют, что это за элемент и что он из себя представляет.

Из чего состоит и как работает планетарная втулка

rohloff1-1024x996

Планетарная втулка является важным элементом приводной системы велосипедов. Устройство этого приспособления заключается в сложном шестерёнчатом механизме изменений передаточного отношения. Регулирование взаимных расположений и зацеплений шестеренки происходит за счет ручки переключения скорости, которая обычно расположена на руле велосипеда.

Работа этого приспособления происходит следующим образом:

  1. При низкой передаче, зубчатое колесо при помощи задней звездочки начинает двигаться. Втулка за счет планетарной обоймы перемещается и понижает передачу. За счет этого, колесо совершает 3 вращения на каждые 4 вращения звездочки, во время этого происходит понижение передачи на 25 %;
  2. При прямой передаче, звездочка заставляет двигаться зубчатое колесо, которое заставляет перемещаться втулку. За счет этого происходит прямая передача;
  3. При высокой передаче звёздочка передает усилие на обойму, и оно в свою очередь заставляет двигаться зубчатое колесо. Далее зубчатое колесо заставляет двигаться втулку. За сет этого, на каждые три оборота звездочки колесо совершает 4 вращения, во время этого передача повышается на 33 %.

Также стоит обратить внимание на особенности планетарных втулок:

  • Современные приспособления могут иметь до 14 передач скоростей, правда такие втулки большая редкость и их стоимость достаточно высокая;
  • На некоторых приспособлениях есть задняя передача. Это очень удобно для трехколесных велосипедов;
  • Есть возможность использовать механизмы с фиксированной подачей. Это очень удобно для езды в зимнее время;
  • Вместе с втулкой дополнительно устанавливается корпус защиты цепи. Благодаря этому, на много повышается длительность использования этого приспособления.

Устройство планетарной втулки

Рабочий процесс планетарной втулки такой же, как и у коробки передач у автомобилей – регулирование скоростных режимов. Во время езды не возникает трудностей и непредвиденных проблем. С помощью этого приспособления происходит быстрое и своевременное переключение режимов скорости. На рисунке изображено полное устройство механизма этого приспособления.

planetary-gear-train

Элементы входящие в состав устройства планетарной втулки:

  • Солнечная шестеренка (желтого цвета). Она располагается в центральной части этого приспособления, и выполняет функции оси заднего колеса;
  • Водило (синего цвета). Это группа из нескольких планетарных шестеренок или сателлитов, которые очень крепко закреплены на своих осях и находятся в прочной фиксации с солнечной шестеренкой;
  • Кольцевая шестеренка (красного цвета). Это наружная шестеренка или эпицикл. Она состоит из внутренней зубчатой передачи. Эта передача обеспечивает прочную сцепку с сателлитами.

Область применения планетарных втулок

Alfine_hub1

Поэтому ее лучше устанавливать на велосипеды для городской езды, потому что эти велосипеды не встречают сильных нагрузок и их используют в основном для ровных дорог.

Производители втулок

Можно выделить основные фирмы-производители этих приспособлений:

    ;
  • SRAM;
  • Sturmey-Archer;
  • Rohloff

prod_20070305122456_normal

internal-gear-hub-sram-automatix-automatic-transmission

Второе место по производству занимает фирма SRAM. Модели этого производителя имеют до 12 скоростных передач. Диапазон передач у них достигает до 420 %.

12ddd3_682f5a2ee53e43e992e1242957aad330

11085_vtulka sturmey archer x-rk8-959x700

Sturmey-Archer это производитель втулок с гибридными кассетно-планетарными механизмами. Кроме этого, эта фирма производит и другие типы втулок со скоростями 3, 5 и 7.

Читайте также  Как поставить камеру на велосипед

Преимущества использования планетарных втулок

В зависимости от свойств и функций планетарных втулок можно выделить основные преимущества этих приспособлений:

  • Высокая прочность и жизнестойкость. Механизм этого приспособления находится под защитным корпусом. Кроме этого, в нем обеспечивается полное смазывание всех элементов трансмиссионным маслом;
  • Быстрое и точное переключение передач скорости. В связи с тем, что переключатель расположен на руле велосипеда, можно переключать скорость, стоя на месте;
  • Высокий набор передаточных чисел. К примеру, если велосипед имеет набор звезд 42-32-32 и кассету 11-30, то передаточное число у него может достигать до 520 %. Также стоит отметить, что у втулок со семью скоростями передаточный диапазон может достигать до 303 %. Во время езды, идет равномерное распределение нагрузки, и поэтому велосипеды с этими втулками могут легко преодолевать различные кочки и ухабы;
  • Наличие простых и прочных цепей. Благодаря этим цепям, обеспечивается бесперебойная работа, не происходят перекосы и перемещений по звездам. Кроме того, эти элементы значительно повышают износ всей системы привода.

Недостатки планетарных втулок

1-rohloffopen

Помимо достоинств, эти приспособления имеют некоторые недостатки:

  • Большой вес. В отличие от обычных втулок, эти элементы достаточно тяжелые, например средняя планетарная втулка с семискоростной передачей весит примерно 1,7 килограммов;
  • Невозможность использования на спортивных велосипедах. В связи с тем, что эти втулки имеют большое трение качения;
  • Сложная конструкция. При обнаружении, каких либо поломок и неисправностях не нужно устранять их самостоятельно, лучше всего обратиться к специалистам;
  • Высокая стоимость;
  • Во время сильной и агрессивной езды повышается риск поломки шестерен.

Складные велосипеды с планетарной втулкой

6cb8057b2ba0dde4935709232bb7c6c6

Многие производители складных велосипедов комплектуют планетарной втулкой. На этих очень удобно ездить, и есть возможность равномерного регулирования распределения нагрузки во время езды. Кроме этого, они имеют целый ряд преимуществ. В связи с этим, следует рассмотреть самые известные модели этих велосипедов.

Обзор и сравнение моделей

  1. Складной велосипед FORWARD Enigma 154. Он очень удобный и легкий. Он адаптирован под любые дороги – его можно использовать для езды, как на городских дорогах, так и на дорогах за городом. Благодаря установленной на нем планетарной втулкой, можно очень переключать передачи скорости и подстраиваться под любые дороги, при равномерном распределении нагрузки он отлично преодолевает кочки, различные подъемы и спуски. Помимо этого, его удобно перевозить в метро и в общественном транспорте. Правда, для этого нужна специальная сумка чехол;
  2. Складной велосипед Comanche Lago. Его очень удобно использовать в мегаполисах. Он отлично подстраивается под любые дороги. Кроме этого у него хорошая маневренность при поворотах и отличная скорость. Эти велосипеды комплектуются планетарной втулкой Shimano Nexus Inter-3 sg-3c41 с тремя скоростями. Помимо этого, они очень компактные и легко складываются в специальные сумки для велосипедов. Поэтому их можно с легкостью перевозить в метро и в общественном транспорте;
  3. Складной велосипед Shulz. Эти модели предназначены для повседневного использования. Их можно использовать для езды на дрогах с асфальтовым, грунтовым покрытием. Также очень хорошо преодолевают ухабы, кочки, спуски, подъемы, поэтому хорошо адаптированы для горной местности. На этих транспортных средствах установлена трехскоростная планетарная втулка с задним приводом. Этой втулкой очень удобно пользоваться и она имеет очень долгий срок службы. Кроме этого эти модели велосипедов можно настраивать как для взрослых, так и для детей;
  4. Горный складной велосипед Volume Generator. Этот велосипед изготовлен из односкоростного байка и МТВ. Его в основном используют для горной местности, поскольку он отлично преодолевает большие спуски и подъемы, кочки, большие ухабы. На нем установлена втулка Shimano Alfine SG-S700 и два дисковых тормоза. Благодаря этому, можно отлично регулировать передачи скорости и подстраиваться под любой рельеф местности.

Как правильно переключать передачи при движении на велосипеде с планетарной втулкой

Велосипедами с планетарной втулкой это очень удобно управлять, и езда с этими приспособлениями очень упрощается, поскольку не возникает проблем с переключением скоростей. Поскольку эти приспособления сами переключают скорость, когда это необходимо. Однако следует ознакомиться с определенными принципами и правилами переключения скоростей:

  1. Лучше всего совершать переключение передачей, когда давление с цепи полностью снято, в противном случае можно просто не переключиться и сломать весь механизм и порвать цепь;
  2. Передачу нужно повышать прямо перед горой, а не во время преодоления ее;
  3. Не следует переключаться одновременно на несколько передач. Все нужно делать последовательно – сначала нужно переключать первую передачу и немного разогнаться, затем вторую по такому же принципу следует переходить на третью и так далее. Весь принцип работы такой же, как и у автомобильной коробки передач;
  4. Необходимо избегать все возможных перекосов цепи.

Процесс переключения:

  • У всех современных велосипедах, в передней части расположены 2-3 звезды, а в задней 8-10 звезд;
  • Нумерация звезд от 1 до 3 происходит в сторону увеличения звезд, а нумерация задних звезд от 1 до 6, в сторону уменьшения звезд.

Для того чтобы этот процесс стал ясен, можно рассмотреть на примере велосипеда с приводом 3х8:

  • Большую переднюю звезду нужно использовать при движении на ровном асфальтовом покрытии. Совместно с этой звездой необходимо использовать задние звезды с номерами 8 до 4;
  • Среднюю переднюю звезду применяют при движении на грунтовой дороге, с плохим асфальтовым покрытием. С ней используются задние звезды с 6 по 2;
  • Маленькую переднюю звезду используют при езде на крутых подъемах и спусках, по ухабам и кочкам. С ней используют задние звезды с 5 по 1.

Ремонт и обслуживание планетарной втулки

8-speed-rear-internal-gear-hub-shimano-nexus-8-premium

Планетарные втулки очень редко ломаются. Они имеют очень долгий срок службы и очень износостойкие. Конечно, при не соблюдении правил использования, иногда у этих приспособлений может выйти из строя механизм, тогда лучше всего обратиться к специалистам для устранения неисправностей.

Заключение

Планетарные втулки это очень удобное приспособление. За счет него можно осуществлять движение на велосипеде, оно становится равномерным и не возникнет трудностей при езде на неровных дорогах. Для того чтобы правильно пользоваться этими втулками, следует знать весь механизм работы этих приспособлений и правила его работы.

Планетарные втулки: отличия, особенности, плюсы и минусы

Планетарные втулки: отличия, особенности, плюсы и минусы

Современные велосипеды оснащаются двумя типами механизмов переключения передач: внешним и внутренним. Они отличаются расположением деталей – снаружи или внутри задней втулки. В этой статье расскажем более подробно обо всех отличиях планетарной втулки от классического переключателя скоростей.

Изобретенные в конце 19 века планетарки были двухскоростными и применялись на мотоциклах. В европейских байках их стали применять только в начале 20 века, но по-настоящему популярными они стали только в 90-х, когда количество скоростей удалось увеличить до семи. Современные планетарные втулки могут переключать до 14 скоростей, такие механизмы производят бренды SRAM, Rohloff, Shimano.

Планетарная втулка считается более надежной и простой в использовании. У такой трансмиссии простая конструкция с меньшим количеством компонентов. Втулку легче регулировать и буквально невозможно повредить при авариях или падениях байка на бок. Это большой плюс для тех, кто любит экстремальное катание, например, фрирайд. Она также подходит для регулярной езды на большие расстояния, а так же тем, кто занимается велотуризмом. А если вы предпочитаете триал, планетарная втулка позволит переключать передачи, стоя на месте, в отличие от внешней системе, где передачи переключаются только в движении.

Переключение происходит напрямую, например, с первой скорости сразу на пятую, а значит, занимает, меньше времени. Особенно этот плюс ощущается на многоскоростных байках и во время езды в городе. Все детали скрыты внутри корпуса втулки – это надежная изоляция от пыли, влаги и грязи, что продлевает ресурс работы переключателя передач. Да и внешне она смотрится аккуратнее и «чище».

Дополнительные преимущества планетарных втулок:

  • Планетарная втулка увеличивает срок службы цепи, которая в этом случае движется по прямой, без перекосов, поэтому ее износ минимален.
  • В таком типе трансмиссии используются более широкие звездочки и цепь – все это увеличивает ресурс цепи. В целом планетарная втулка требует меньше затрат на обслуживание.
  • Есть возможность установить полную защиту цепи от грязи, что невозможно при традиционном переключателе скоростей. Это актуально для тех, кто круглый год ездит на велосипеде на работу. Такая цепь способна прослужить в 4-6 раз дольше (срок эксплуатации, километраж).

Планетарка позволяет использовать внутренний механизм ножного тормоза (есть не во всех втулках). Это устройство работает в любую погоду, оно надежное, эффективное, понятное, и многим нравятся такие байки, на которых можно уверенно ездить в дождь и тормозить даже с «восьмеркой».

Недостатки планетарных втулок

Прежде всего, эффективность планетарной втулки в среднем на 8% ниже, чем у переключателей на звездах. В основном это потери на трение, спровоцированные шестеренками и подшипниками внутри механизма. Цепь также дает небольшую потерю эффективности, но она есть и в обычных переключателях. Отдайте предпочтение планетарной втулке, если среди ваших приоритетов – простота и надежность эксплуатации, а не производительность. Хотя, пожалуй, это важно исключительно при спортивном применении, когда важен каждый процент эффективности.

Тем, кто профессионально занимается даунхиллом, маунтинбайкингом, фрирайдом, стоит помнить, что установка планетарной втулки приводит к неравномерному распределению веса между колесами.

Читайте также  Спускает колесо на велосипеде

Если вы участвуете в соревнованиях, то планетарная втулка, возможно, будет тяжеловатой, так как она весит больше классического переключателя. Стоят они также дороже обычных. Но если учесть отсутствие необходимости часто менять звезды и цепь, в связи с их износом, то высокая стоимость планетарной втулки вполне оправдана.

Устройство планетарной втулки велосипеда

Планетарная велосипедная втулка

Большинство велорайдеров привыкли использовать классическую систему переключения скоростей и даже не подозревают о существовании какого-то иного способа реализации этой задачи. Тем не менее, такой способ существует вполне успешно и, за счет своих преимуществ перед классической системой передач, имеет полное право на жизнь. Такой тип переключения у нас мало популярен, так как он обычно используется на городских велосипедах, так называемых круизёрах. Далее мы постараемся восполнить пробел в знаниях и объясним что такое планетарная велосипедная втулка и в чем её достоинства.

Что такое планетарная втулка

Велосипед круизер с планетарной втулкой

В синглспид (односкоростных) велосипедах, где нет функций переключения скоростей, планетарная втулка и не требуется. Этот тип трансмиссии, расположенный на заднем колесе и, в отличие от системы звезд, весь планетарный механизм находится внутри самой втулки. Такой тип трансмиссии был изобретен еще в 1880 году и до сих пор пользуется популярностью в велосипедах, не предназначенных для езды по пересеченной местности и спортивных соревнований. В былые времена такого рода втулки были господствующими в индустрии велопроизводства.

С помощью такого, не самого простого механизма, можно установить на велосипеде от 2 до 14 скоростей. Наиболее популярны варианты на 3 и 7 скоростей. Этого более чем достаточно для комфортного передвижения по городу. При этом отсутствует громоздкая система в виде набора звезд на каретке стального коня и на задней втулке. Также отпадает необходимость в использовании машинок переключения передач. Что крайне положительно влияет на взаимодействие с с великом, упрощая систему управления трансмиссией и ухода за внешним видом велотранспорта.

Само название “планетарная” объясняется тем, что в непростой системе шестеренок, заключенных в стальной цилиндрический корпус, существует центральная шестерня, по аналогии с солнцем. А вокруг нее вращаются все остальные “планеты”, а в данном случае шестеренки. В этом и заключается основной принцип управления скоростями.

Устройство и принцип работы

Устройство планетарной втулки

Планетарная втулка напоминает коробку передач автомобиля и по сложности конструкции также ушла от нее недалеко. “Планетарка” состоит из несколько элементов:

  • самая большая шестерня эпицикл, она находится с обеих сторон механизма и занимает крайнее торцевое место;
  • в центре располагается солнечная шестерня, от которой зависит регулировка скорости;
  • планетарные шестерни или сателлиты, соприкасающиеся непосредственно с солнечной шестеренкой;
  • наконец водило, внешне похожее на равносторонний крест, закрепляет сателлиты, не позволяя им расползтись в разные стороны.

В отличие от сателлитов солнечная шестеренка жестко крепится на заднем колесе велосипеда, на его оси. Это позволяет регулировать движение сателлитов в нужном направлении. Что, в конечном итоге, устанавливает нужную скорость велобайка.

Работает эта система планетарных шестеренок и стального водила таким образом:

  • вокруг солнечной шестеренки, которая жестко закреплена на оси, свободно вращаются от трех до четырех сателлитов, удерживаемые в нужном положении водилом;
  • эти сателлиты одновременно цепляются за внутренние зубчики эпицикла, который приводится в движении при вращении педалей, сила этого вращения передается на эти зубцы.

Получается, что во втулке при трех оборотах вращения всей планетарной системы, эпицикл вращается четыре раза, что и влияет на установление той или иной скорости велосипеда. Проще всего рассмотреть принцип действия всего механизма на примере трех скоростей:

  • при первой скорости вращается планетарный механизм три раза, а главная звездочка четыре раза. Это дает понижение скорости на 25%;
  • при второй скорости усилия звездочки передаются прямо на эпицикл, а тот, в свою очередь, вращает втулку, поэтому те мощности, которые возникают при вращении шестеренок внутри втулки остаются напрасными;
  • третья передача действует в том случае, когда все усилия со звездочки передаются на эпицикл, а тот приводит в движение всю планетарную систему, получается, что звездочка поворачивается три раза, а колесо четыре и скорость велосипеда увеличивается на 33%.

Устройство планетарной втулки

Так как “планетарки” могут иметь до 14 скоростей, это значит, что система шестеренок, а также зубчатых передач усложняется, но принцип действия остается тот же что и при регулировке скорости на первом или третьем уровне.

Смена передач осуществляется с помощью ручки на руле (шифтера). Ручка похожа на мотоциклетную – вращается вокруг оси руля, только вместо свободного плавного хода, осуществляет пошаговое переключение с характерными щелчками.

Как и классическая трансмиссия, хоть и менее привередливая и хрупкая, но тоже имеет некоторые нюансы во время смены передачи. И для многолетней качественной работоспособности стоит придерживаться нескольких правил:

  • не вращать педали вовремя переключения передач, через мгновение после переключения можно продолжать педалирование;
  • не “насиловать” систему при подъеме в горку и переключать на пониженную скорость заранее.

Достоинства и недостатки

Человек, создав такой простой транспорт как велосипед, всю его историю существования и эксплуатации стремился его совершенствовать. Поэтому появлялись все новые и новые устройства и механизмы, которые делали из велика совершенную машину. Но у каждой системы велосипеда есть свои достоинства и недостатки.

Достоинства

Планетарная велосипедная втулка

Все это касается и того механизма, о котором мы здесь говорим. Прежде всего, надо сказать о положительных моментах:

  1. легкое переключение скоростей – возможен моментальный переход от крайней до крайне скорости. Что очень удобно для новичков;
  2. совершенно не опасно падение велосипеда на правый бок, так как отсутствуют чувствительные к ударам элементы в виде петуха и переключателя передач;
  3. идеально использование такой трансмиссии в зимнее время. Так как ни налипание снега, ни наледь, ни какие другие неудобства зимнего времени не повлияют на качество работы трансмиссии;
  4. возможность установки защитка для цепи. Что будет надежно оберегать брюки от пачканья о цепь и от зажевывания брючин цепью;
  5. возможность использования ножного тормоза;
  6. надежность и долговечность. Планетарная система герметична и “купается” в масле, а значит защищена от воздействий внешней среды и от масляного голодания. Что делает ее крайне долговечной и надежной;
  7. Не требует какого-то особенного обслуживания. Более того, так как она герметична, не требует вообще никакого обслуживания. Что несомненно упрощает жизнь наездника;
  8. Простота внешней составляющей трансмиссии. Используется односкоростная цепь, и по одной звезде. на каретке велосипеда и на самой втулке. Что сильно упрощает как внешний вид, так и уход за чистотой велосипеда.

Недостатки

Устройство планетарной втулки

Но при всех многочисленных положительных моментах есть и ряд отрицательных, которые не позволяют назвать велик с таким типом втулки идеальным:

  1. Низкое КПД. Так как много соприкасающихся поверхностей, а значит и усилий от велосипедиста требуется больше. Что делает ее не пригодной для езды по пересеченной местности и тем более в соревновательных дисциплинах;
  2. Невозможность использования эксцентриковых зажимов при установке втулки;
  3. Практически нулевая ремонтопригодность. Так как система герметична и рассчитана изначально на долговечность использования, то и разборке с починкой как таковой не поддается.
  4. Вес. Из-за конструктивных особенностей вес данного агрегата многим больше привычной системы передач.
  5. Высокая стоимость. Высокая стоимость в сравнении с обычной втулкой. Но если учесть, что она заменяет собой и машинку передач и набор звезд, то цена вполне оправдана.

Считается что планетарная система тяжелее всех обычных других. Но здесь так же нужно учитывать что планетарка несет на борту замену ряда других устройств, присутствующих в классической системе – тросики, звезды, ручки передач, специальные устройства переброски цепи, машинки переключения скоростей. Всего этого нет на раме с планетарной втулкой. А учитывая, что она применяется в основном в городских велосипедах, увеличение веса не играет существенной роли.

Производители планетарных втулок

Планетарная втулка Shimano

В данной сфере не так много производителей, как в большинстве велокомпонентов. Изготовлением занимаются такие бренды:

  • Shimano;
  • Rohloff;
  • Sturmey-Archer;
  • SRAM.

Наиболее сложные и высокоскоростные механизмы делает бренд Rohloff. У нас же наиболее популярны системы от Shimano. Они обычно имеют от трех до восьми скоростей.

Итоги

Планетарная втулка крайне удобное приспособление в многоскоростных велосипедах городского типа. Количества скоростей хватает для передвижения не по пересеченной местности. Аккуратный внешний вид велостранспорта, а также простота в поддержании его чистоты. Планетарка зарекомендовала себя как надежная и долговечная система, не требующая за собой ухода, простая и удобная в использовании, особенно для новичков в велопокатушках. Но, в силу своих конструктивных особенностей, не пригодна для спортивных и экстремальных дисциплин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: