Размеры звездочки для велосипеда - Pk-shturm.ru

Размеры звездочки для велосипеда

Подбор передней и задней звезды планетарной втулки

Звезда для планетарной втулки

Подобрав переднюю и заднюю звёздочки соответствующего размера, можно повысить или понизить общий передаточный диапазон любой планетарной втулки. Конечно при условии, что не будет превышен максимально разрешённый вращательный момент. На большинство современных планетарных втулок можно установить трёхпазовые звёздочки, преимущественно одинаковые даже на втулках разных производителей. Купить звёздочки для планетарных втулок можно с количеством зубьев от 13-ти до 24-х зубьев. Все же самые маленькие звёздочки нельзя установить на некоторые втулки.

Большинство звёздочек рассчитаны на 1/8" цепь — шире за цепь, используемую с дерайлером. Эту цепь можно использовать с узкими передними звёздочками, такими как на обычных классических переключателях. У этих звёзд высокие зубья, которые по этой причине способны удержать даже провисшую цепь.

Звёздочка удерживается на месте благодаря пружинному стопорному кольцу, которое перед снятием звёздочки нужно удалить с помощью плоской отвёртки. Большинство звёздочек для планетарных втулок имеют удобную «блюдцеподобную» форму, позволяющую точнее настроить линию цепи, просто перевернув звёздочку. Для установки стопорного кольца требуется просто защелкнуть его с помощью отвёртки.

После переустановки звёздочки неплохо будет дополнительно закрепить стопорное кольцо, простукав его легонько по окружности молотком или пробойником. Особо важно хорошо закрепить заднюю звёздочку на планетарных втулках с ножным тормозом, так как при соскальзывании звёздочки вы останетесь без заднего тормоза.

Также несложно приспособить любую кассетную звездочку Shimano, не имеющую встроенной кольцевой прокладки. Доступны такие звёздочки с 14 — 34 зубьями. У них внутренний диаметр такой же, как на планетарных втулках, а вот количество пазов не совпадает — девять пазов вместо трёх. На шлифовальном станке нужно удалить шесть пазов, а уголки трёх оставшихся пазов округлить. Из-за того, что звёздочки кассеты тоньше оригинальных, также может потребоваться тонкая кольцевая прокладка.

Также диапазон передаточных чисел трансмиссии можно настроить с помощью замены передней звёздочки, но эта процедура обычно более затратная. После установки большой задней или передней звёздочки также потребуется купить более длинную цепь.

3-скоростные.

Все современные трёхскоростные планетарные втулки, за исключением втулки с фиксированной передачей Sturmey-Archer S3X, имеют широкий диапазон с большими шагами между передачами. Большинство производителей велосипедов в большинстве случаев устанавливают трёхскоростные планетарные втулки со слишком низкой для езды по ровной местности средней передачей для того, чтобы самая высокая передача не оказалась полностью бесполезной. На велосипеде с трёхскоростной втулкой полезно будет установит заднюю звёздочку побольше или переднюю звёздочку поменьше и на ровной местности пользоваться верхней передачей. При этом для разгона и подъёмов у тебя в запасе останется две передачи. В таком случае для даунхиллов не останется передачи, но это небольшая проблема, так как можно просто не крутить педали.

Действительности катится свободно с горки лучше, чем идти пешком под горку или ехать на слишком низкой передаче на равнинной местности! Передаточное отношение верхней передачи у трёхскоростных планетарных втулок находится в диапазоне 70 — 80 дюймов (5,6 и 6,4 метров хода, соотношение хода 5,0 к 6,0). В зависимости от физической формы и стиля педалирования на велосипед с 26-дюймовым задним колесом хорошо будет установить ведущую звезду на 46 зубьев и заднюю звёздочку на 22 зуба. Если у вас преобладает местность с постоянными подъёмами и спусками, то можно установить даже меньшие передачи. С туклипсами (целесообразны только со втулками без ножного тормоза) можно крутить педали на высоком каденсе, тем самым снижая необходимость точного подбора передачи и делая приемлемыми даже дешёвыми трёхскоростные втулки с большим шагом между передачами.

5 — 8 скоростные.

Для ровной местности на пяти- и восьмискоростных планетарных втулках лучше всего устанавливать предпоследнюю сверху передачу, которая должна иметь передаточное отношение 70 дюймов (5,6 метров хода, соотношение хода 5,0). Но выбор этой передачи и передаточного отношения также зависит от твоей физической формы и стиля педалирования. В любом случае у вас остаётся одна передача повыше для даунхиллов или на случай попутного ветра. Если в вашей местности отсутствуют крутые подъёмы, то на 7- или 8-скоростной втулке в качестве передачи для ровной местности лучше всего установить третью сверху передачу. В этом случае у вас будет целых две передачи на случай сильного попутного ветра. Диапазона всех современных пятискоростных втулок хватает для езды в городе. 7- и 8-скоростные втулки имеют передаточные отношения нижних передач и шаг между передачами, пригодные даже для горных походов. Это хорошая альтернатива дорогим 11- и 14-скоростным втулкам.

9 и больше скоростей.

На планетарных втулках с девятью и более скоростями передачу для ровной местности лучше устанавливать третью сверху передачу. Опять же это сильно зависит от вашей местности.

Гибридное переключение передач.

В гибридном переключении передач одновременно используется планетарная втулка с обычным переключателем передач. Гибридное переключение передач можно использовать с любой планетарной втулкой с трещоткой. Для этого придётся установить двойную или тройную ведущую звёздочку, а также натяжитель цепи. В качестве него можно использовать задний переключатель скоростей без манетки и троса. Гибридное переключение скоростей позволит использовать преимущества быстрого переключения планетарной втулки, необходимого в городе, и получить набор «резервных» передач. У некоторых втулок ширина пазов достаточна для установки двух модифицированных кассетных звёздочек, переключаемых задним переключателем. Звёздочки 13/15 или 18/21 разбивают широкие шаги трёхскоростных втулок точно пополам. Используйте узкую цепь и предназначенные для неё звёздочки.

Sturmey-Archer и SRAM выпускают 3-скоростные втулки со шлицами, совместимыми с 8-, 9- или 10-звёздочными кассеты. Эти втулки особенно полезны на велосипедах, на которые нельзя установить передний переключатель, и на велосипедах с маленькими колёсами, где благодаря дополнительному повышению передаточного отношения планетарной втулкой становится ненужной большая ведущая звезда.

Продавались оригинальные кассеты с гибридной системой переключения SRAM, которые отлично работали. Но я предпочитаю пользоваться другими комбинациями. Оригинальную 8-скоростную кассету Shimano CS‑HG50‑8, 11-13-15-17-19-21-24-28, особенно хорошо устанавливать на велосипед с маленькими колёсами. Кассета 13-15-17-19-21-23-26-30 позволяет достичь передач, похожих на обычные дерайлерные трансмиссии с передней системой на велосипеде с большими колёсами. В комбинации с втулками Sturmey-Archer позволяет добиться равномерно распределённого диапазона передач. При желании вы можете собрать свою собственную комбинацию.

Для использования 8-скоростных кассет вам потребуется 8-скоростная цепь и 8-скоростной переключатель (или 9-скоростной переключатель с альтернативным подведением троса).

Хорошая 9-скоростная (кастомная) комбинация: 13-15-17-19-21-23-25-28-32 и 11-13-15-17-19-21-24-28-32. Ведущую звезду в любой гибридной системой передач с планетарной втулкой, установленной на прямую передачу, необходимо подбирать с передаточным отношением около 75 дюймов (6,0 метров хода, 5,5 соотношение хода) или немного выше. Это если вам больше важна максимальная эффективность на высоких скоростях, а не низкие передачи для подъёмов. Пытайтесь чаще использовать прямую передачу планетарной втулки, переключаясь в основном на дерайлере. Передачи на планетарной втулке втулки используйте тогда, когда не хватает диапазона или когда требуется быстро понизить или повысить передачу.

Учтите, что на некоторых планетарных втулках нельзя добиться низких передач даже в гибридной системе, так как существуют жесткие ограничения по максимальному вращательному моменту. Обычно производители указывают максимально допустимое соотношение передней звезды к задней, которое на самом деле значительно завышено. В большинстве случаев выход за допустимые рамки не приведёт к поломке втулки, особенно при установке маленького заднего колеса и равномерном педалировании.

Как выбрать и где купить звезду для велосипеда.

Ведущие и ведомые звезды (шестерни) – это важные детали трансмиссии, которые соединяются цепью и обеспечивают передачу усилий от ног райдера на заднее колесо. Односкоростные велики оборудуются только двумя шестернями – ведущей передней и ведомой задней. Многоскоростные байки оснащаются наборами звезд сзади (кассета или трещетка) и спереди (система).

При выборе конкретной модели шестеренки нужно обращать внимание на следующие параметры:

  • число звезд в кассете или системе;
  • число зубьев звезд и их передаточные отношения;
  • форму шестерен – окружность или овал;
  • материал;
  • совместимость с другими деталями.

Количество звездочек сзади и спереди определяют число передач велика. Число зубьев опредедяют передаточные отношения. Эти параметры влияют на скорость байка, а также на комфорт и энергозатраты велосипедиста, во время поездок по дорогам с различным рельефом. Благодаря правильно выбранной передаче, можно существенно увеличить скорость передвижения на горизонтальных участках пути, или же снизить энергозатраты на крутых подъемах.

Читайте также  Замена велосипедной цепи

Долговечность шестерен зависит от качества материала, стиля езды и качества технического обслуживания. Если вовремя проводить чистку, смазку и настройку деталей трансмиссии, то они прослужат гораздо дольше.

1. Число звезд и передаточное отношение.

Ведущие звезды системы всегда находятся на правом шатуне, а ведомые — на втулке заднего колеса. Цепь передает усилие от ведущей шестерни к ведомой.

Передаточное отношение – это отношение количества зубьев на ведущей звезде к их числу на ведомой. Этот параметр напрямую влияет на мощность передачи и скорость передвижения. Большая ведущая (передняя) и малая ведомая (задняя) шестеренки, обеспечивают высокое передаточное отношение, а значит большую скорость. Малая ведомая и большая ведущая звездочка обеспечат низкое передаточное отношения, а значит малую скорость, но большую мощность передачи, при которой значительно легче крутить педали на крутых подъемах.

Для односкоростных байков характерно передаточное отношение, равное числу 2, что примерно соответствует средним передачам на многоскоростных великах. Такая передача хорошо подходит для неспешных поездок по горизонтальным асфальтовым и утрамбованным грунтовым дорогам. На подъемах велосипедист будет испытывать трудности при кручении педалей, а крутые подъемы и вовсе непреодолимы в этом случае. С другой стороны, на шоссе односкоростной велик уступит в скорости многоскоростному. Чтобы увеличить скорость, можно заменить переднюю звезду, установив модификацию большего диаметра. Для тех, кому скорость не важна, можно увеличить размер задней шестеренки, так будет легче въезжать на горки. Также, можно поэкспериментировать с формой шестерен.

1.1. Система.

Комплект передних звезд называется системой. Количество звезд системы может быть от одной до трех. Число зубьев отличается для различных типов байков. Здесь оказывает влияние и диаметр колес, например для 27-28 дюймовых колес, число зубцов на односкоростной системе может быть 34, а для 20-ти дюймового складника число зубцов уже 52. Для трехскоростной системы горного байка, число зубьев обычно составляет 42-34-24 или 40-30-22. В последние годы высококлассные горные байки все чаще оборудуются системами с двумя и даже с одной шестеренкой. Число звезд уменьшается благодаря увеличению звезд кассет. Примеры двухзвездной горной системы: SHIMANO MT210-2 (36-22), SHIMANO M4100-2 (36-26) SHIMANO SLX 38-28. Примеры систем с одной звездой: SHIMANO M510-1 (34 teeth), SHIMANO SLX (34 teeth).

Для шоссейника характерна двухскоростная система 50-34, или 52-36, или 53-39. Например: SHIMANO Compact (50-34 teeth), SHIMANO 105 (52-36 teeth), SHIMANO Ultegra (52-36), SHIMANO Dura Ace (53-39).

1.2. Кассета.

Комплект задних звезд называется кассетой или трещеткой. Первый вариант надежнее, второй дешевле, поэтому устанавливается в бюджетные байки. Число шестеренок в кассете или трещетке может быть от 6 до 12, это число вместе с диапазоном зубьев отображается в маркировке. Например, маркировка SHIMANO HG400-9 11-34 (9) означает, что в кассете 9 звездочек, наименьшая имеет 11 зубьев, а самая большая – 34.

Для горных байков начального любительского класса с трехзвездной системой, число звезд кассеты обычно составляет 8 — 9, меньшая должна иметь 11-12 зубьев, наибольшая – 32-36. Например: SHIMANO HG200-8 12-32 (8). Для трещеток характерно меньшее число звезд 6-7, также уже диапазон зубьев 14-34. Например SHIMANO MF-TZ510 14-34 (7).

Велики среднего – высокого любительского класса с двухзвездной системой оборудуются кассетами с 9-11 шестеренками. Число зубьев 11-36 или 11-42. Например SHIMANO HG200-9 11-36 (9).

Полупрофессилнальные и профессиональные хардтейлы с однозвездной системой часто оборудуются кассетами с 12 звездами, например SHIMANO CS-M7100 10-51 (12).

Шоссейные велики оборудуются специальными 7-11 скоростными модификациями с диапазоном зубцов 11-32 или 11-30, например SHIMANO CS-R7000 11-32 (11).

2. Форма звезд.

Большинство звездочек имеет форму окружности, но встречаются и овальные модификации, для чего они нужны?

Эллипсоидная шестеренка иногда ставится в качестве ведущей, на велосипеды с фиксированной передачей или же на многоскоростные велики с одной звездой в системе и кассетой сзади.

Вращающийся овал периодически меняет эффективность передаточного момента при педалировании, что позволяет быстрее разгоняться и проще преодолевать подъемы. Но, при этом больше нагружается каретка и быстрее изнашивается кассета.

3. Материал.

Звезды обычно изготавливаются из различных марок стали и алюминия, очень редко из титана.

Стальные модификации отличаются оптимальным соотношением прочности и стоимости. Сталь часто никелируется или хромируется для защиты от коррозии. Применяются различные марки стали и добавки, они оказывают существенное влияние на прочность, долговечность и стоимость.

Алюминиевые модели отличаются минимальным весом, но по прочности и долговечности уступают стальным, а по стоимости иногда превосходят, смотря с какой сталью сравнивать.

Титан очень прочный и износоустойчивый материал, при этом он легче стали, но цена очень дорогая.

4. Где купить.

В процессе эксплуатации, шестеренки велосипедной трансмиссии постепенно изнашиваются и требуют замены. Где же можно купить звезду для велосипеда? Они продаются в магазинах спорттоваров и в велосипедных интернет магазинах. Если Вы точно знаете название требуемой Вам модели, то Вы можете покупать в любом из этих двух мест.

Преимуществом интернет-магазина, специализирующегося на велосипедах, является больший ассортимент и обычно более низкая цена. Главное выбирать самые крупные интернет-магазины, лучше спортивные интернет универмаги. Можно самостоятельно, в спокойной домашней обстановке выбрать подходящую шестеренку и заказать доставку. Конечно, здесь тоже можно получить консультацию специалиста, но заочную. Не забудьте поинтересоваться условиями доставки.

Если же Вы точно не знаете, какая именно Вам модель нужна, тогда лучше приехать на велике в магазин спорттоваров и попросить консультанта или продавца, подобрать шестеренку под Ваш велик, с учетом Ваших требований к качеству товара.

Если в Вашем городе есть крупный спортивный универмаг, который специализируется на велосипедах и имеет собственный интернет-магазин, Вам повезло, покупка велосипедных запчастей в таком универмаге — самый идеальный вариант.

Жители Санкт Петербурга и Самары могут прийти в спортивный универмаг USPORTS, в своем городе и выбрать подходящие для своего байка детали.

В этом случае, Вы получите максимум преимуществ:

  • большой ассортимент запчастей в наличии;
  • низкие цены;
  • гарантия качества;
  • возможность предварительного выбора товара по нашему интернет каталогу в спокойной домашней обстановке;
  • возможность выбора запчастей прямо в универмаге;
  • подбор деталей под Ваш велосипед и по Вашим требованиям;
  • консультация опытного специалиста;
  • заказ через интернет;
  • доставка домой.

На полках нашего универмага и в интернет каталоге представлен широкий ассортимент передних и задних звезд, рассчитанных на установку в байки различных типов. Приходите и выбирайте!

Выбор кассеты на велосипед

Велосипедная трансмиссия наравне с другими частями транспортного средства обеспечивает комфорт и безопасность катания.

Кассета — важнейшая часть велосипедной трансмиссии. В работе с другими деталями она обеспечивает переключение скоростей для комфортной езды по шоссе и на природе, а также при подъёме или спуске на гористой местности.

кассета со звездами

Часть велосипедной трансмиссии

Устанавливается на барабан втулки заднего колеса и закрепляется гайкой. Звёзды располагаются по убыванию от втулки, самая маленькая находится дальше остальных. Для разных видов езды устанавливается разное количество составляющих с разным диаметром.

Чтобы развивать большую скорость при меньших физических затратах, конструкция велосипеда снабжена механизмом переключения скоростей из двух групп звёзд: передних и задних. На передних крепятся педали, а задние объединяются в кассету.

В современных велосипедах чаще используются кассеты, а в старых и дешёвых моделях — трещотки. Трещотка — это механизм с резьбовым креплением на втулку. Недостаток трещоток в сложности разборки и невозможности замены отдельных составляющих частей. Кассету снять намного проще в любых условиях. Её храповик спрятан внутри барабана. Преимуществом механизма является большое количество скоростей при маленьком весе. Благодаря заднему переключателю цепь перебрасывается на разные звёздочки. Одновременно меняется передаточное отношение между численностью зубцов передней и задней детали. Чем больше передаточное отношение, тем больше скорость. Понижая её, удобно кататься на неровной поверхности, на тропинках в лесу или при подъёме на гору.

Критерии кассет

  1. Количество и размер звёзд.
  2. Конструкция.
  3. Материал изготовления.

Звёзд в современных моделях может быть от 7 до 10, популярность заслужили 8–10. От их числа зависит тип велосипеда, на который они устанавливаются. На шоссейных моделях самая маленькая имеет 11 зубцов, а самая большая 22–27. Для горных — меньшая должна быть с 11–12, а большая — 28–36.

По конструкции делится на следующие виды:

  • разборные;
  • пауки;
  • на нескольких пауках (блочные);
  • цельнофрезерованные.

кассета и колесо

Кассета с девятью звездами

Читайте также  Давление в камере велосипеда

В разборных видах установки элементы соединены между собой винтами. Такую систему очень удобно демонтировать. Но она сильно подвержена загрязнениям и намного тяжелее.

  • В соединении паук все составляющие кассеты надеты на шлиц. Такой механизм легче, требует меньшего ухода, не так пачкается.
  • Блочная модель представлена несколькими пауками с двумя-тремя комплектующими в каждом блоке. Каждую составляющую можно поменять отдельно.
  • Цельнофрезерованные кассеты цельной канонической формы. Крепятся на шлице под барабан. Этот вид используется в шоссейных моделях. Минусом является невозможность поменять один из элементов, нужно менять всю систему.
  • Конструкция X-Dome, разработанная компанией SRAM, отличается своим малым весом. Это достигается за счёт сочетания разных материалов. Большая деталь изготовлена из алюминия, оснащена шлицами, которые крепят её к барабану. Шлицы присутствуют и в наименьшей. Средние детали скреплены в единый цельный блок из стали с добавками хрома и молибдена.

В блочной конструкции применяется несколько материалов изготовления: сталь либо алюминий. Некоторые дорогостоящие модели делаются из сплава титана. Стальные отличаются соотношением прочности и стоимости, материал покрывается хромом и никелем для защиты от коррозии. Алюминиевые устройства менее прочны, их основным преимуществом является лёгкость.

Хотя велосипед продаётся с кассетой, возникает нужда ремонта и замены механизма.

При катании на велосипеде, особенно по бездорожью, детали изнашиваются, а зубья стираются. Если комплектующие выходят из строя и нуждаются в замене, нужно посмотреть маркировку старой модели и приобрести такую же. Плюс сборных систем можно выбирать запчасти под свои потребности, поменять конструкцию, материал, добавить один-два новых элемента или изменить их размер.

Первое — это тип велосипеда. Дорожный, горный или шоссейный. С характеристиками нужно определиться заранее до покупки. Кроме того, система трансмиссии, которая на нём стоит. Если нет задачи снижения веса, то можно выбрать более бюджетное устройство из стали, а не тратить больше денег на алюминиевые или титановые аналоги. Учитывая стоимость запчасти, нужно помнить, что более дорогие механизмы обладают большей прочностью и долговечностью.

Блочная конструкция включает в себя несколько частей, что отражается на долговечности. Нет необходимости менять всю кассету, её составляющие легко демонтируются. Система на нескольких пауках меньше подвержена загрязнению. Весом она легче, чем разборная.

Учитывается величина звёзд. Если велосипедист катается на сложных трассах с неровным рельефом, лучше укомплектовать велосипед большим количеством звёзд. Это даст возможность ездить с разными скоростями. Если кататься на трассе, то достаточно семи. Подбирайте составляющие трансмиссии под свои потребности. Опытные спортсмены сами собирают механизм из отдельных частей в зависимости от местности.

Как эксплуатировать?

Как любая другая деталь, кассета нуждается в обслуживании. Её необходимо чистить от загрязнений, менять сломанные запчасти. Особенно важно это при уходе за разборной системой. Своевременная профилактика увеличит срок службы, это отразится на качестве езды.

чистка велосипедной кассеты

Чистка механизма от загрязнений

Чтобы снять самостоятельно устройство, понадобится съёмник, разводной или гаечный ключ и хлыст из рукоятки и цепи. Пригодиться средство от прикипания и смазка.

Съёмник — это шлицевый инструмент, который надевается на барабан. Его нужно установить так, чтобы шлицы плотно вошли в зацепление втулки. Перед выполнением этих действий снимите колесо.

Подбираем размер разводного ключа, надеваем на хлыст цепь, которая набрасывается на самую большую звезду так, чтобы звенья плотно совпали с зубьями, а рукоять расположилась справа от неё. Таким способом фиксируется колесо.

После фиксации ключом против часовой стрелки раскручивается съёмник. Между хлыстом и ключом получается небольшой угол, что помогает легко открутить гайку. Одновременно по часовой стрелке необходимо проворачивать хлыст.

При сильном износе зубьев цепь может проскакивать. Тогда хлыст надевается на звёздочку меньших размеров. Можно снять механизм и без хлыста. Для этого нужно накинуть цепь на большую звезду и зафиксировать её на чем-нибудь неподвижном. Тяните колесо и в то же время раскручивайте гайку.

После снятия лучше провести профилактический осмотр, разложить запчасти и шайбы и внимательно их проверить. Если наблюдаются повреждения, заменить их на новые.

Смажьте стопорное кольцо, вам будет легче снимать его при следующей разборке.

Чтобы почистить снимаемые детали от грязи и пыли, используется плоская щётка с жёстким, длинным ворсом, который легко достаёт до всех проблемных мест. Можно использовать средство для мытья посуды. После применения обязательно досуха протереть мягкой тканью.

Где купить?

Существующий рынок предлагает широкий ассортимент. Совершать покупку лучше в магазинах официальных представителей производителя, которые специализируются на продаже авторизированной техники. Тогда есть шанс приобрести качественные изделия, которые в дальнейшем можно укомплектовать новыми деталями. С продукцией проверенных производителей не будет проблем с совместимостью. К тому же изделия вы покупаете с гарантией и обслуживанием от профессионалов своего дела.

кассета заднего колеса

Как правильно снять, разобрать и установить кассету велосипеда. Разновидности кассет, их обслуживание и ремонт. Последовательность демонтажа и установка кассеты на велосипед.

монтаж шин бескамерного колеса

Виды и преимущества бескамерных шин. Чем руководствоваться при выборе бескамерных покрышек. Как правильно установить бескамерную шину.

Система шатунов для велосипеда

Как выбрать шатуны для велосипеда? Определяем подходящую систему шатунов для велосипеда. При замене шатуна велосипеда необходимо разобраться, как влияют те или иные свойства на конечный результат. Учитывая стиль езды, поставленные перед байком цели и телосложение велосипедиста — выбираем нужный тип и длину шатуна.

Виды велосипедных кассет. Конструкции и материалы.

В трансмиссии многоскоростного велосипеда при переключении передач на заднем колесе используются два стандартных механизма: кассета или трещотка.

В этой статье мы поговорим о том, какие бывают кассеты по конструкции, видам и из каких металлов их изготавливают.

В современных кассетах количество звездочек варьируется от 5 до 12, но наиболее распространенные модели используют 9, 10 или 11 скоростей.

Кассеты для горных велосипедов имеют больший разброс по количеству зубьев – от 10-12 на самой маленькой и до 36 — 40, и даже 50 – на самой большой. На шоссейных велосипедах обычно от 11 до 24-26 зубьев.

По конструкции кассеты делятся на:

  • разборные;
  • спейсерные;
  • на одном пауке;
  • на нескольких пауках;
  • OpenGlide (блочные или цельнофрезированные);
  • Х-Done.

Рассмотри строение и особенности каждого типа.

Разборные кассеты.

В них все звезды выполнены отдельно и соединены между собой заклепками или винтами.

Это самая дешевая, но более тяжелая, по сравнению с другими, конструкция. Её плюс в том, что при износе какой-либо одной звездочки – её можно заменить.

Так как все звездочки соединены между собой, то крутильная нагрузка с каждой звезды, на которой находится цепь, распределяется по всем звездочкам и, соответственно, получается равномерное давление по всей длине шлицов на барабане.

Разборные велосипедные кассеты

Спейсерные кассеты.

Представляют собой набор разных по диаметру звезд, скрепленных отдельными шлицами со стальным или алюминиевым барабаном.

Для разделения звездочек друг от друга используют специальные пластиковые или металлические разделители одной толщины – спейсеры. Отсюда и название: «Спейсерные».

Обычно спейсеры круглые, но в некоторых моделях кассет между большими звездами ставят и звездообразные, с вытянутыми лучами.

Спейсерные велосипедные кассеты

Плюсом этой конструкции, так же как и предыдущей, является относительно низкая цена и возможность полной её разборки для замены, в случае износа, отдельных звезд. Однако их вес так же получается больше, чем у аналогичных кассет других типов.

Минусом, при использовании в кассете алюминиевого барабана, является возможность его поломки стальной звездой. Так как с каждой звездочки, толщиной порядка 2 мм, усилие передается прямо на алюминиевый барабан, то шлицевое соединение может не выдержать сильной нагрузки от стальной звезды и просто срезаться. При использовании более крепкого стального барабана этот недостаток исчезает.

Такие конструкции используют для шоссейных моделей с небольшой разницей в количестве зубьев.

Кассеты на одном пауке

В этой конструкции каждая звезда крепится к единому шлицу, в виде паука, лапки которого сделаны в форме лесенки со ступеньками для каждой скорости.

Кассеты на одном пауке

В них крутильное усилие с одной звездочки передается на весь барабан целиком, уменьшая нагрузку на его шлицы. Для уменьшения веса паук изготавливается из алюминиевых сплавов.

Кассеты на нескольких пауках

В отличие от предыдущей конструкции, в этой используется несколько пауков для различных групп скоростей. При этом некоторые звезды, особенно с малым количеством зубьев, вообще идут отдельно.

Кассеты на нескольких пауках

В некоторых таких конструкциях от 2 до 4 больших звездочек изготавливаются цельнофрезированными – как одно изделие, выточенное из цельного куска стали или титанового сплава.

Читайте также  Может ли велосипедист ездить по проезжей части

Цельнофрезированные блоки звезд в велосипедной кассете

Эта конструкция обеспечивает уменьшение веса по сравнению с предыдущей. Менять изношенные звездочки в ней легче, особенно маленькие. Так как они вообще отдельные. Цельно фрезированные и блоки на 2-4 скорости меняются целиком.

Кассеты OpenGlide (цельнофрезированные)

Впервые эту конструкцию предложила компания SRAM. Суть её в том, что кассета изготовлена из цельного куска стали и представляет собой полый усечённый конус с заданным количеством зубьев на каждом уровне (звездочке). Конус закрывается крышкой. Кассета связана с барабаном свободного хода на втулке в двух местах: на вершине конуса и на алюминиевой крышке.

Изготавливаются модели OpenGlide методом фрезировки. Процесс этот долгий и дорогостоящий, поэтому цена таких изделий высокая, что является их главным минусом.

Плюс — очень малый вес.

В процессе изготовления между звездами и зубьями на них, фрезеруются дополнительные отверстия и пазы для отвода грязи и уменьшения веса. Грязи на ней просто не за что цепляться.

При установке кассеты на велосипед, на втулку надевается легкая алюминиевая защитная трубка, которая крепится к самой маленькой звезде и алюминиевой крышке. Она защищает механизм свободного хода втулки, его еще называют «орех», от воды и грязи при поездке.

Кассеты OpenGlide используются только на шоссейных велосипедах.

Велосипедные кассеты OpenGlide

Кассеты X-Dome

Этот тип – ещё один продукт от фирмы SRAM.

В отличие от предыдущей, в этой конструкции две самые крайние звезды изготавливаются отдельно, а средние – единым блоком. Причем самая первая звезда (самая большая), обычно вытачивается из алюминиевого или титанового сплава для облегчения веса всей конструкции. Самая большая и самая маленькая звездочки имеют шлицы для крепления на барабане свободного хода на втулке. Средние звезды, по аналогии с OpenGlide, вытачиваются из цельной стальной заготовки и жёстко скрепляются с большой и малой звездами, образуя готовую кассету. Между самыми крайними звездами так же крепится легкая алюминиевая защитная трубка, которая надевается на втулку и защищает её от грязи.

Таким образом вся конструкция состоит всего из 5 компонентов:

  1. Самая большая и самая маленькие звезды;
  2. Единый блок средних звезд;
  3. Легкая алюминиевая трубка для защиты механизма свободного хода втулки от грязи;
  4. Гайка для крепления кассеты на втулке.

В процессе изготовления среднего блока методом фрезеровки, в нем сверлятся и фрезеруются дополнительные отверстия для отвода грязи и уменьшения веса.

Велосипедные кассеты Х-Dome

По аналогии с предыдущим вариантом – это очень дорогие изделия. Применяют их на любых типах велосипедах: горных, шоссейных, MTB и т.д.

Одним из выявленных недостатков такой архитектуры является то, что центр кассеты полый, что усиливает любой шум цепи во время езды. Нельзя сказать, что это очень серьезный недостаток, но компания SRAM при выпуске своей серии RED постаралась сделать ее самой тихой трансмиссионной группой на рынке.

Кассеты этой серии имеют эластомеры между зубцами, называемые StealthRings (Стелс-кольцо, тихое кольцо), для устранения вибрации и шума цепи без увеличения веса, что делает их не только одними из самых легких на рынке, но и самыми тихими.

Схема технологии StealthRings

Из каких материалов изготавливают велосипедные кассеты

Звезды кассет делают из:

  • стали,
  • алюминия,
  • титановых сплавов

Самый распространенный материал – различные марки сталей.

Дешёвые стальные кассеты изготавливают из сталей с низкой износоустойчивостью, но таких на рынке не очень много. Чаще всего это безымянные китайские производители.

Модели средней и высокой ценовой категории делают из высокопрочных хромомолибденовых и инструментальных марок сталей.

Серьезные производители всегда оцинковывают, хромируют или никелируют свои изделия для защиты от коррозии.

Алюминиевые звезды самые легкие, но и самые быстро изнашиваемые. Их цена выше изготовленных из стали.

Суперлегкие алюминиевые модели применяют спортсмены на важных соревнованиях. Они слишком быстро изнашиваются и поэтому для обычных велосипедистов не подходят.

Чаще всего алюминиевые сплавы используют для изготовления пауков, отдельных больших звезд и гаек для крепления кассеты на втулке.

Кассеты из титановых сплавов самые дорогие, но и самые износоустойчивые. Они легче, чем стальные, но тяжелее алюминиевых.

Большое значение в общем весе имеет не только материал, но и форма звезд.

Инженеры, при разработке каждой новой модели, постоянно ищут компромисс между жесткостью конструкции, её формой и весом.

Звёздочка

Звёздочка (англ. sprocket — задняя или chainring — передняя, часто называется «звездой») — профилированное колесо с зубьями, которое входит в зацепление с цепью. Является составной частью системы и кассеты.

Количество зубьев на звездочке обозначается буквой Т (англ. tooth — зуб) — например, 11-зубая звезда обозначается как 11Т.

Содержание

Особенности

Цепь на звезде Narrow-Wide

Профиль зубьев

Специально рассчитанный профиль зубьев звездочки, а также выемки, пины и наросты металла в определенных точках обеспечивают легкое переключение передач: цепь затягивается и/или сбрасывается быстро и без усилий. У различных производителей такие технологии называются по-разному:

  • Shimano — Hyperglide;
  • SRAM — Powerglide, X-Glide, Openglide.

Для одинарных систем горного велосипеда (рассчитанных на использование с 11-скоростной кассетой) получил распространение профиль зубьев Narrow-Wide. У таких звездочек каждый второй зуб примерно в 2 раза толще, чем обычно, и помещается только между внешними пластинами цепи. Такой профиль зубьев улучшает стабильность цепи на звезде, и позволяет обойтись без Крепление к системе

Непосредственное крепление звезды к шатуну

Существует три способа крепления звезд к шатуну:

  • Заклепками (у самых дешевых систем). Такие системы фактически одноразовые.
  • Специальными полыми болтами — бонками, которых может быть от 3 до 5 (обычно — 4). Параметр BCD (англ.bolt circle diameter) определяет диаметр круга, на котором лежат отверстия для крепежа. Как правило, стороннюю звезду можно установить на систему с подходящим BCD и количеством крепежных отверстий, но для этого может понадобиться подгонка напильником.
  • Непосредственно к шатуну на шлицевом соединении. Применяется в некоторых системах высокого уровня SRAM и RaceFace и совместимых с ними. Это позволяет использовать небольшие звезды на одинарных системах (при креплении бонками невозможно установить звезду меньше некоторого размера, для одинарных систем меньше 28. 32Т).
    • В зависимости от типа системы SRAM, такие звезды бывают либо плоскими (для систем под каретку BB30), либо выгнутой формы (для систем под традиционную каретку GXP).
    • В зависимости от типа системы SRAM, такие звезды бывают либо плоскими (для систем под каретку BB30), либо выгнутой формы (для систем под традиционную каретку GXP).

    Способ изготовления

    • Штамповка — дешевый способ, обеспечивающий достаточный уровень прочности.
    • Фрезерование (часто сочетается со штамповкой) — обеспечивает более высокую прочность и сложность дизайна, но цена выше.

    Материалы

       — используется в недорогих системах и в большинстве кассет. Достаточно высокая износостойкость (кроме дешевого оборудования), высокий вес, цена колеблется от низкой до высокой. (анодированный) — используется в системах уровнем выше среднего, а также для отдельных Титановый сплав — используется в особо дорогих кассетах и системах. По весу находится между сталью и алюминием, по износостойкости соперничает со сталью.
    • Композитный материал — зубья звезды изготавливаются из стали или титана и заключаются в оправку из прочного пластика или Shimano, начиная с недорогих SLX.

    В зависимости от уровня системы, она может иметь звезды из разного материала. Примеры из оборудования Shimano:

    • Alivio и ниже — все звезды стальные.
    • Deore — стальная малая и средняя звезды, алюминиевая большая.
    • SLX — стальная малая звезда, композитная (сталь-пластик) средняя, алюминиевая большая.
    • XT — алюминиевая малая звезда, композитная (сталь-пластик) средняя, алюминиевая большая.
    • XTR — алюминиевая малая звезда, композитная (титан-карбон) средняя, алюминиевая большая.

    Овальные звезды

    Овальные звезды системы находят ограниченное применение для горных и шоссейных велосипедов. Благодаря овальной форме, при вертикальном положении педалей звезда ощущается как на 2 зуба меньше номинального размера, а при горизонтальном положении — как на 2 зуба больше. Теоретически, это позволяет быстрее проскакивать «мертвую зону» при вертикальном положении педалей и максимально выкладываться при горизонтальном положении, где энергия используется более эффективно.

    Крупные производители в настоящее время не применяют овальные звезды, хотя подобные эксперименты ранее проводились. Существуют как сторонники, так и противники использования таких звезд (в том числе и среди профессиональных спортсменов) — можно сказать, что выбор здесь определяется сугубо индивидуальными особенностями организма байкера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: