Сборка велосипедных колес

Апгрейд колес велосипеда

До сих пор отдельные производители комплектуют свои велосипеды слабыми одностенными ободами, которые могут погнутся от наезда на препятствие, или применяют пластмассовые покрышки, притупляющие накат и сжирающие энергию. Но бывает и наоборот — производитель в обода закладывает такой большой запас прочности, что их можно использовать на астфальтовом катке.

Учет параметров при агрейде колес велосипеда

— вес, лучше не покупать обода весом более, чем 500гр;
— наличие пистонов, на обода без пистонов проблематично нормально натянуть спицы и есть вероятность вырвать кусок обода со временем;
— использовать обода со сварным, а не клепанным швом — это намного удорожает изделие, если ваш вес меньше 80 кг или не слишком экстремальная езда, то можно брать и клепанный;
— для МТВ ширина обода не должна быть меньше, чем 16 мм (касается выбора ободов для велосипедов с 29″ колесами);
— на кросскантрийный велосипед не стоит устанавливать обода экстремальных серий, избыточная прочность здесь не нужна;
— при использовании вибрейков и замене обода, если планируете в будущем установить дисковые тормоза, то сразу надо поменять на диске втулки (это сэкономит в будущем время и деньги на замену и переспицовку колеса).
— при установке легкой задней втулки с алюминиевым барабаном, убирающей 50-100 г, приобретите обязательно кассету на пауке, иначе барабан убъете за сезон.
— желательно ставить баттированные спицы.

Апгрейдим колеса велосипеда

Апгрейд колес велосипедаИногда, проводя апгрейд колес велосипеда, чтобы не морочиться со сборкой колес, покупают заводской, уже готовый вилсет (комплект высококлассных колес). Преимущество вилсета в заводской сборке и хорошей жесткости, а недостатки высокая цена и больший вес чем у собранных отдельно. Основной недостаток вилсета — это его ремонтопригодность — отдельные запчасти достать проблематично.

На большинство велосипедов покрышки ставят не те, что надо — они плохо катят, имеют склонность к проколам и много весят. Покрышки менять необходимо в зависимости от стиля езды. Для универсальных (асфальт/грунт) поездок можно брать полуслик, хотя конечно в разных условиях нужна разная резина. По большинству позиций лучшей резиной является Schwalbe или Continental, у них наиболее технологичные и сбалансированные модели — остальное все компромисс.

Апгрейд колес велосипеда — не стоит на велосипед устанавливать сверхлегкие камеры, иначе получить сразу несколько проблем. В первую очередь легкие камеры имеют высокую цену, во-вторых они легко прокалываются, и на них нельзя катать на давлениях 2-2,5 атмосферы, так как увеличивается риск об обод пробить камеру. Лучшим вариантом все-таки будут более тяжелые камеры 150-175 гр.

Более низкое давление в колесах дает намного больше комфорта и сцепления, чем экономия 50 г на колесе. Чтобы немного сбросить вес с колеса, можно заменить пластиковую или резиновую ободную ленту на обычный скотч в 3-4 слоя, при этом экономится 30-15 гр.

Еще посмотреть на эту тему:

Хорошие обода для велосипеда. Сейчас обода производятся методом экструзии – полурасплавленный металл подают под давлением через отверстие с формой поперечного сечения обода. Полученный профиль сворачивают кольцом и фиксируют…

Подбор покрышки к ободу. В принципе, можно использовать почти любую комбинацию покрышки и обода, у которых совпадают посадочные размеры. Но, с точки зрения практического использования…

Колёса и покрышки для грунта. Когда колесо катится по грунту, деформируются и грунт и шина. Из-за этого увеличивается сила сопротивления качению и соответственно добавляется впустую потраченная работа…

Апгрейд трансмиссии велосипеда. Если Вы вдруг решили избавиться от надоевших и неустраивающих переключателей и манеток и т. д., то сразу приготовьтесь, что “малой кровью” трансмиссию заменить не получится. Это значит, что ее менять надо в комплексе…

Психология апгрейда. Даже при наличии таких непомерных расходов, отдельных владельцев велосипедов нельзя отговорить делать апгрейд своего железного друга и бездумно тратить деньги…

Станок для центровки велосипедных колес своими руками

Очень часто активное катание на горном или дорожном велосипеде за пределами города по бездорожью и экстремальная езда приводят к появлению неприятных дефектов «восьмерки», «яйца», «зонта» и другим искривления обода велосипедного колеса. Если вы катаетесь только по гладкому асфальту, то про исправление дефектов велосипедных колес можно не беспокоиться годами. Хотя в большинстве городов нормального асфальта почти нет и поэтому, каждому рукастому и усидчивому велосипедисту хоть раз в жизни приходилось исправлять восьмерку, менять обод или центровать втулку на велосипедном колесе своего любимого велобайка.

В нормальных вело мастерских исправление дефектов вело колес одна из наиболее востребованных услуг, её стоимость колеблется в пределах от 200 до 600 рублей и может занять неопределенное время от 5 минут до нескольких часов или даже дней, все зависит от загруженности и профессионализма персонала вело сервиса. Что же делать если в вашем городе почти нет асфальта и отсутствуют вело мастерские, а на вашем любимом велобайке после экстремальных покатушек по «идеально ровному асфальту» в три вилюшки изогнулось колесо?

Из любой ситуации всегда есть выход! Предлагаю вам собрать простой станок для правки и центровки велосипедных колес своими руками в домашних условиях. Поскольку процедура правки велосипедных колес требует от вас огромного внимания, терпения и усидчивости, а о самой технологии правки написано немало статей на огромных просторах интернета, то я всего лишь расскажу, как сделать станок. А править колесо вы будете самостоятельно своими умелыми руками.

Для изготовления станка вам понадобится:

  • Оцинкованный «П» образный профиль для гипсокартона сечением 28х27 мм ровно 2 метра
  • Винты М5 с гайками 12 шт.
  • Магниты неодимовые 10х1.5 мм 10 шт.
  • Линейка пластиковая 30 см 1 шт.

На этом рисунке изображен чертеж станка для правки и центровки велосипедных колес.

Чертеж станка для центровки и правки велосипедных колес своими руками

Чертеж станка для центровки и правки велосипедных колес своими руками

Станок рассчитан для правки велосипедных колес диаметром от 10 до 28 дюймов. Длина оси колеса значения не имеет потому, что расстояние L — между стойками подбирается по длине оси устанавливаемого колеса и может регулироваться перемещением правой стойки относительно левой. Для крепления правой стойки под ось другого размера надо просверлить дополнительные отверстия в нижней перекладине. Все детали станка я сделал из оцинкованного «П» образного профиля для гипсокартона сечением 28х27 мм. В верхней части стоек имеются прорези для быстрой установки велосипедного колеса.

Станок для правки и центровки велосипедных колес своими руками в домашних условиях

Для соединения деталей решил использовать 12 винтов М5 с гайками. Таким образом станок в любой момент можно быстро разобрать и легко хранить в квартире.

Станок для правки и центровки велосипедных колес своими руками в домашних условиях

К каждой линейке приклеил супер клеем по пять неодимовых магнитов.

Две линейки с приклеенными супер клеем неодимовыми магнитами

Правка колеса осуществляется с помощью двух линеек прикрепленных к стойкам на неодимовых магнитах. Такая конструкция позволяет легко перемещать линейки относительно обода велосипедного колеса и отслеживать биения в двух плоскостях.

Станок для правки и центровки велосипедных колес своими руками в домашних условиях (5)

Первые испытания решил провести на 20 дюймовом колесе от детского велосипеда. На нем имелась большая «восьмерка» и «яйцо». На правку колеса я потратил 20 минут, после чего велосипедное колесо приняло идеальную во всех плоскостях форму. Результатом очень доволен! И вам рекомендую собрать простой станок для правки и центровки велосипедный колес своими руками в домашних условиях.

Друзья, желаю вам удачи и хорошего настроения! До встречи в новых статьях!

Рекомендую посмотреть видео о том, как сделать станок для правки и центровки велосипедных колес своими руками.

Сборка Колеса Велосипеда

Для защиты от попадания водных брызг и грязи из-под заднего колеса горного велосипеда. Регулируемое заднее крыло для горного велосипеда. Лезвие : 100.0% Полиамид 6.6 Структура : 100.0% Полиамид 6.6 Винт : 100.0% Нержавеющая Сталь

Боковые Колеса Для Детского Велосипеда 16″ B’twin

Бестселлер #4 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: BTWIN
  • Артикул: 289292
  • Модель:

Ребенку нужна дополнительная опора при обучении езде на велосипеде? Наши вспомогательные боковые колеса B’twin подходят для велосипедов B’twin 16″. Легкий монтаж и демонтаж без инструментов. Колеса : 100.0% Полипропилен Структура : 100.0% Сталь Защитное покрытие : 100.0% Каучук

Переднее Крыло Flash Для Горного Велосипеда Черное

Бестселлер #5 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: BTWIN
  • Артикул: 577324
  • Модель:
Читайте также  Топ лучших велосипедов

Для защиты от попадания водных брызг и грязи из-под переднего колеса горного велосипеда. Легкое и компактное съемное крыло. Структура : 100.0% Полипропилен

Переднее Крыло 700 Для Горного Велосипеда

Бестселлер #6 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: BTWIN
  • Артикул: 2070028
  • Модель:

Для защиты от попадания водных брызг и грязи из-под переднего колеса горного велосипеда. Простое и эффективное крыло. Лезвие : 100.0% Полипропилен Винт : 100.0% Сталь

Комплект Боковых Колес Для Детского Велосипеда С Колесами 16», 20»

Бестселлер #7 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: BTWIN
  • Артикул: 1311306
  • Модель:

Необходима поддержка при обучении катанию на велосипеде? Эти маленькие колеса подходят для велосипедов с колесами 16 и 20 дюймов без переключения передач. Совместимы с 1-скоростными велосипедами B’TWIN 20″ Структура : 100.0% Сталь Колеса : 100.0% Полипропилен Защитное покрытие : 100.0% Каучук

Сборка Колеса Велосипеда

Cyclotech Настенный крюк-держатель для велосипеда Cyclotech

Бестселлер #8 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: Cyclotech
  • Артикул: 10361392
  • Модель: Настенный крюк-держатель для велосипеда Cyclotech

Настенный крюк-держатель для велосипеда. Максимальный вес: 20 кг.

Сборка Колеса Велосипеда

Stern Рукоятка для детского велосипеда Stern

Бестселлер #9 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: Stern
  • Артикул: 10114895
  • Модель: Рукоятка для детского велосипеда Stern

Удобная рукоятка для детского велосипеда от Stern. Особенности модели удлиненная рукоятка позволит родителям управлять движением велосипеда крепится к подседельному штырю.

Сборка Колеса Велосипеда

Stern Рукоятка для детского велосипеда Stern

Бестселлер #10 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: Stern
  • Артикул: 10359306
  • Модель: Рукоятка для детского велосипеда Stern

Удобная рукоятка для детского велосипеда от Stern. Особенности модели: удлиненная рукоятка позволит родителям управлять движением велосипеда крепится к подседельному штырю.

Сборка Колеса Велосипеда

Cyclotech Сумка на руль велосипеда Cyclotech

Бестселлер #11 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: Cyclotech
  • Артикул: 10113938
  • Модель: Сумка на руль велосипеда Cyclotech

Велосипедная сумка Cyclotech.

Сборка Колеса Велосипеда

Cyclotech Рукоятка для детского велосипеда Cyclotech

Бестселлер #12 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: Cyclotech
  • Артикул: 1202167
  • Модель: Рукоятка для детского велосипеда Cyclotech

Ручка-толкатель для детских велосипедов позволит родителям управлять движением велосипеда. Крепится к подседельному штырю. Имеет длину 64 см (от крепления до рукоятки).

Набор Щеток Для Очистки Велосипеда Х 2 Шт.

Бестселлер #13 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: BTWIN
  • Артикул: 1790613
  • Модель:

Для глубокой очистки деталей, находящихся в труднодоступных местах (в том числе цепи). Для эффективной очистки деталей велосипеда. Чистка велосипеда как у профессионалов велоспорта. Ручка : 100.0% Полипропилен Щетка : 100.0% Полиамид 6.6

Сборка Колеса Велосипеда

Stern Флягодержатель Stern

Бестселлер #14 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: Stern
  • Артикул: 10261242
  • Модель: Флягодержатель Stern

Флягодержатель для велосипеда. Особенности модели: материал: алюминий; надежная фиксация фляги; крепится на раму велосипеда.

Сборка Колеса Велосипеда

Stern Флягодержатель Stern

Бестселлер #15 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: Stern
  • Артикул: 10361787
  • Модель: Флягодержатель Stern

Флягодержатель для велосипеда. Особенности модели: материал: алюминий; надежная фиксация фляги; крепится на раму велосипеда.

Сборка Колеса Велосипеда

Stern Подножка для велосипеда Stern 20″-26″

Бестселлер #16 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: Stern
  • Артикул: 10361837
  • Модель: Подножка для велосипеда Stern 20″-26″

Велосипедная подножка. Особенности модели: совместима с большинством велосипедов с диаметром колес 20-26 дюймов.

Педали Для Горного Велосипеда 500 Алюм.

Бестселлер #17 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: BTWIN
  • Артикул: 2538928
  • Модель:

Для любительского катания и спортивной езды на горном велосипеде. Подходят для гибридного велосипеда. Прочные педали для горного велосипеда! Шасси : 100.0% Aлюминий Структура : 100.0% Сталь Винт : 100.0% Нержавеющая Сталь

Стойка Для Ремонта Велосипеда 500 Декатлон

Бестселлер #18 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: BTWIN
  • Артикул: 2776405
  • Модель:

Предназначена для ремонта и удобного обслуживания велосипеда. Устойчивый и компактный держатель для велосипеда. Основная часть : 90.0% Сталь, Основная часть : 10.0% Aцетат Дополнительные части : 75.0% Полиамид, Дополнительные части : 15.0% Термопластичная Резина, Дополнительные части : 5.0% Полипропилен, Дополнительные части : 5.0% Полиформальдегид

Сборка Колеса Велосипеда

Cyclotech Флягодержатель Cyclotech

Бестселлер #19 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: Cyclotech
  • Артикул: 10114865
  • Модель: Флягодержатель Cyclotech

Флягодержатель для велосипеда. Особенности модели: материал: алюминий; надежная фиксация фляги; крепится на раму велосипеда.

Сборка Колеса Велосипеда

Stern Седло для велосипеда детское Stern

Бестселлер #20 Сборка Колеса Велосипеда

Информация
  • Бренд: Stern
  • Артикул: 10258522
  • Модель: Седло для велосипеда детское Stern

Детское велосипедное седло. Особенности модели: обеспечивает комфортную посадку.

Велосипедное колесо

Велосипедное колесо — часть оборудования велосипеда, сбалансированная конструкция, состоящая в общем случае из втулки, спиц, обода, камеры и покрышки.

Современный велосипед имеет два колеса, как правило, одинакового диаметра (детские и специальные велосипеды могут иметь и разные колёса, и дополнительные колёса для обучения катанию); рулевое переднее колесо и ведущее заднее колесо, связанное с педалями зубчато-цепной передачей. В подавляющем большинстве велосипедов используются спицевые колёса с пневматическими камерами. Обод держится на оси (втулке) на растянутых стальных спицах, число которых может быть от 12 до 48 (для колёс диаметром 26″ типично — 36 или 32). На дорогие спортивные велосипеды иногда устанавливаются колёса из 4-6 пар плоских углепластиковых спиц («Spinergy»), лопастные колёса (лопасти, в отличие от спиц, работают не только на растяжение, но и на сжатие, а также воспринимают боковую нагрузку) или дисковые колёса. Дисковые колёса, используемые прежде всего для велогонок, обладают наибольшей жёсткостью и хорошей аэродинамикой; однако их повышенная парусность создаёт проблемы при боковом ветре. По этой причине не делают сплошным переднее, рулевое колесо: при повороте парусность будет создавать большое сопротивление. Кроме того, колёса с жёсткими ободами (к которым относятся как дисковые, так и лопастные и многие спицевые, как правило, с малым числом спиц) имеют повышенный момент инерции, ухудшая динамику велосипеда.

Содержание

Конструкция

Разные сечения одинарных ободов

От конструкции обода зависит жёсткость колеса, лёгкость возникновения его деформаций и возможность применения ободных тормозов (для применения таких тормозов боковые стенки обода должны быть параллельны).

На большинстве велосипедов сейчас устанавливаются коробчатые обода (с высокими стенками). На шоссейных велосипедах могут устанавливаться обода с низкими стенками [1] .

Во многих ободах, предназначенных для езды по пересечённой местности, для придания колесу большей жёсткости внутри коробчатого обода добавляется дополнительная перегородка [2] . Такие обода называются двойными.

Материал

Для изготовления колёсных ободьев велосипеда используют алюминиевые сплавы, сталь, карбон и пластик. Обода из алюминия, в сравнении с ободом из стали, прочнее, легче, менее подвержены коррозии и к тому же обеспечивают лучшее торможение в случае использования ободных тормозов. Иногда тормозные поверхности ободьев покрывают керамикой [2] . Это улучшает качество торможения в дождливую погоду и значительно увеличивает срок службы обода колеса.

Спицы и ниппели

Спицы производят из стали, алюминия и титана. Изготавливались спицы и из карбонового волокна, но такие спицы показали себя хрупкими и опасными в эксплуатации. Спицы из стали цинкуются, хромируются или никелируются. Спица соединяет втулку колеса с ободом при помощи ниппеля, в который она вкручивается (со стороны обода). Ниппель изготавливают из стали, бронзы, алюминия. Нельзя комплектовать алюминиевые спицы с бронзовым ниппелем из-за явления электрохимической коррозии между разнородными металлами в присутствии влаги, которое затруднит протяжку и демонтаж спицы. По той же причине титановые спицы используют только с бронзовыми ниппелями, а со стальными спицами не используют алюминиевые ниппели. Для натяжки спиц используется спицной ключ, установка и натяжка производятся путём закручивания ниппеля. Спицы должны быть натянуты с одинаковой силой, чтобы равномерно распределять нагрузку и избежать появление «восьмёрки» на ободе.

Спицы бывают постоянного и переменного сечения. Спицы переменного сечения делятся на три вида:

  • Single-butted имеют утолщение у конца с головкой. Иногда используются, когда нужна большая прочность на колесе с ободом со стандартными отверстиями.
  • Double-butted имеют утолщения у концов и тонкую среднюю часть. такая конструкция позволяет производить более легкие, прочные и эластичные спицы. основной эффект данных спиц наблюдается при ударных нагрузках, когда спица сохраняет прочность в точках сосредоточения напряжений(у ниппеля и у фланца) и одновременно эластично растягивается, передавая часть нагрузки на соседние спицы.
  • Triple-butted имеют три различных диаметра в сечении.
  • Аэродинамические (эллиптические) спицы представляют из себя вариант double-butted, в котором утонченная часть имеет сечение в виде эллипса, что делает такую спицу немного более аэродинамической. Немаловажным моментом является то, что при сборке колеса с такими спицами лучше видны любые деформации кручения спицы.
  • Аэродинамические (плоские) имеют более ярковыраженный плоский либо каплевидный аэродинамический профиль.
Читайте также  Система шатунов велосипеда

Single- и Triple-butted спицы позволяют решить одну из проблем конструкции колеса. Дело в том, что на спицах резьба накатная, а не нарезная и отверстия во фланцах должны быть больше диаметра спицы. Таким образом на спицы постоянного сечения создают на фланце неравномерную нагрузку, что отрицательно сказывается на усталостной прочности фланца.

Спицовка

Спицовка — это схема взаимного расположения спиц, втулки и обода. На колесах диаметром 26» чаще всего встречается спицовка «в три креста» — каждая спица перекрещивается с тремя другими спицами того же фланца. Разумеется, самая распространённая спицовка не обязательно является самой лучшей, а, скорее, представляет собой некую «золотую середину». Наименьшую массу комплект спиц имеет при радиальной спицовке (ноль крестов), тогда как оптимальная жесткость и сопротивляемость колеса деформациям достигается при схеме в 4 креста (следует отметить, что при радиальной спицовке сильно увеличивается нагрузка на спицы и особенно фланец втулки). Смена спицовки подразумевает частичную или полную пересборку колеса — снятие спиц и их установку по новой схеме. Наиболее предпочтительный вариант имеет смысл выбирать в зависимости от характера езды на велосипеде. Существуют также экзотические схемы спицовки, однако какими-либо существенными плюсами они не обладают, если не брать в расчёт эстетику.

Втулка и ось

Центральной деталью колеса является втулка, которая вращается вокруг неподвижной оси на двух подшипниках. Во втулке часто используются разборные шарикоподшипники (без сепараторов), а иногда и подшипники закрытого типа (промышленные подшипники, «промы»). К втулке крепятся обода посредством спиц(лопастей, диска). Втулка может содержать в себе тормозной барабан или иметь крепления для тормозного диска. Задняя втулка дополнительно может содержать в себе планетарную систему переключения передач, либо узел для крепления звёздочки (или «кассеты» звёздочек), обычно с механизмом свободного хода(«трещоткой»).

Покрышка, камера, флиппер

Характеристики велосипедных шин сильно различаются в зависимости от назначения велосипеда. Обычно велосипедные шины накачиваются воздухом, что позволяет регулировать жёсткость шины. Чаще всего такие шины состоят из камеры, удерживающей воздух, и покрышки. Такие шины называют клинчерными.

Покрышка

Покрышки различаются в основном размерами и рисунком протектора [3] . Размер определяется двумя числами, обозначающими диаметр и ширину покрышки. Существует несколько стандартов обозначения размеров покрышек.

Рисунок протектора выбирается в зависимости от типа дорожного покрытия, по которому предполагается ездить [3] . Для езды по дорогам с твёрдым покрытием выбирают узкие покрышки без ярко выраженного рисунка протектора — «слики». Для езды по мягкой почве выбирают более широкие покрышки с большими грунтозацепами — «грязевые». Обычно чем сильнее выражен протектор, тем лучше сцепление колеса, но тем выше сопротивление качению. Существует промежуточный вариант — так называемые «полуслики». На них грунтозацепы расположены только по краям покрышки, так что при езде по ровному жёсткому покрытию они не касаются дороги.

Для зимней езды выпускаются шипованные покрышки. Различают покрышки, шипованные в два ряда и в четыре. Последние дороже, но лучше держат на льду, в связи с чем четырёхрядную шиповку иногда применяют только на переднем колесе, а на заднее ставят двухрядную.

Для шоссейных велосипедов применяются узкие шины (18-27 мм) высокого давления. Рабочее давление клинчерных шин шоссейных велосипедов обычно 8 атм.

Чтобы покрышка сохраняла форму, внутри неё устанавливается металлический или кевларовый корд [3] . Покрышки с кевларовым кордом легче и могут складываться, что удобно при их транспортировке. Также кевларовый корд не может сломаться и проколоть своим концом камеру, после чего покрышку уже нельзя использовать (она всё время будет прокалывать камеры), а с металлическими кордами такое случается.

Сборка велосипедного колеса

Сразу спешим напомнить: Вы можете заказать сборку колеса в нашей веломастерской по адресу: г. Киев, ул. Полярная 15. Вы также можете приобрести готовые велоколеса в наших магазинах.

Самой важной частью велосипеда являются колеса. Если взять два велосипеда — один экстра-класса, другой дешевый десятискоростной — и поменять на них колеса, то дешевый окажется быстрее. Однако, добыть хорошие колеса не так-то легко. Тот факт, что колесо отбалансировано в момент покупки, отнюдь не гарантирует, что оно будет оставаться таким во время эксплуатации.

Фото: Bike Exchange

Большинство веломехаников не умеют собирать колеса, на которых можно долго ездить без подстройки. Но даже квалифицированные механики часто пропускают некоторые операции, вследствие чего снижается качество и надежность. Поэтому бывает выгодно собирать колеса самому. Делается это следующим образом:

А. Набор

1. Смажьте маслом резьбу спиц и обод в местах соприкосновения с ниппелями. Без этого невозможно натянуть спицы достаточно жестко.

2. Если отверстия на фланцах втулки имеют зенковку только с одной стороны, то головки спиц должны находиться на незенкованной стороне, т.к. зенковка предназначена для изгиба спицы.

3. Вставьте девять спиц в один фланец так, чтобы между ними было по свободному отверстию и чтобы головки были с внешней стороны. Если это заднее колесо, начинайте с правой (резьбовой) части втулки.

4. Возьмите обод, найдите среди отверстий, смещенных вправо, ближайшее справа от вентильного отверстия.

5. Вставьте в это отверстие первую спицу и заверните ниппель на два оборота. Эта спица называется ключевой.

6. Отсчитайте от ключевой спицы четыре отверстия по часовой стрелке, вставьте следующую спицу и заверните ниппель.

7. Проверьте сделанное на выполнение следующих условий:
а. Нарезная часть втулки обращена к работающему;
b. Самая близкая к вентильному отверстию спица находится справа от него;
с. Обе спицы соединяют правую сторону обода с правым фланцем втулки:
d. Между спицами три свободных отверстия.

8. Если все эти условия выполнены, закрепляйте остальные семь спиц, используя для этого каждое четвертое отверстие в ободе.

9. Переверните колесо. Теперь оно обращено к вам своей левой стороной. Далее нужно соединить с ободом девять спиц, вставленных снаружи в левый фланец.

10. Найдите ключевую спицу. Она расположена слева от вентильного отверстия или через одно ниппельное отверстие. Десятая спица должна быть рядом с ключевой справа (слева — в оригинале) от вентильного отверстия. При этом десятая спица не должна пересекать ключевую спицу.

11. После установки десятой спицы остальные восемь спиц левого фланца набираются в указанной выше последовательности.

12. Теперь набрана уже половина спиц. В случае заднего колеса эти спицы называются приводными. Их головки должны находиться с внешней стороны 2 фланца. Если посмотреть на обод, то по всей окружности должны перемежаться пары свободных отверстий и пары отверстий с ниппелями. Ниппеля должны быть завернуты только на несколько оборотов.

13. Переходим к натяжным спицам, головки которых должны находиться с внутренней стороны фланца. Продеваем одну натяжную спицу в отверстие фланца и закручиваем втулку так, чтобы уже набранные спицы получили направление, как можно более близкое к касательной относительно фланцев. В случае заднего колеса возьмите втулку за нарезную часть и поверните ее по часовой стрелке. Первая натяжная спица пересекает три уже набранных приводных спицы (считая только те которые относятся к одному фланцу). Каждая натяжная спица должна проходить снаружи от первых двух пересекаемых ею спиц и внутрь под третью пересекаемую. При наборе первых девяти натяжных спиц следите за тем, чтобы вставлять их в соответствующие отверстия обода, т.е. в те, которые смещены к их фланцу.

14. Остальные натяжные спицы набираются точно так же. При этом может оказаться, что концы некоторых спиц не доходят до ниппельных отверстий. Обычно это вызывается тем, что один или несколько ниппелей зацепились носиками за обод и не проходят в отверстия. Если же причина не в этом, значит вы слишком далеко завернули ниппеля, которые, пока не набраны все спицы, должны заворачиваться не более, чем на два оборота.

Читайте также  Как надеть покрышку на колесо велосипеда

В. Предварительное натяжение

15. Прежде чем натягивать спицы, нужно завернуть все ниппеля на одинаковую глубину. Например, при длинных спицах так, чтобы их концы выходили вровень со шлицами ниппелей. Если спицы коротки для этого, достаточно, чтобы на всех спицах было видно одинаковое число резьбовых витков. Равномерное заворачивание ниппелей очень важно, т.к. существенно облегчает весь дальнейший процесс. При этом спицы еще не должны быть натянуты.

16. В случае заднего колеса, теперь пора заняться зонтиком. Правые спицы должны иметь большее натяжение, чем левые. Для большинства втулок достаточно в качестве первого приближения завернуть все правые ниппеля еще на 3,5 оборота.

17. Приступаем к равномерному натяжению спиц. Начиная от вентильного отверстия, заворачиваем каждый ниппель на один оборот. Если в спицах остается большая слабина, добавляем по одному обороту. При этом, пройдя три четверти обода, может оказаться, что становится трудно проворачивать ниппеля. Значит, второй поворот чрезмерен и следует возвратить все затянутые по второму обороту ниппеля в исходное положение, т.е. отвернуть на один оборот. После этого снова начинаем от вентильного отверстия и ввоliачиваем все ниппеля на полоборота.

18. Устанавливаем колесо на станок и смотрим, какая неровность обода больше — вертикальная (эллипс) или горизонтальная (восьмерка). Всегда нужно править большую из них.

С. Правка восьмерки

19. Предположим, что начинаем с «восьмерки», и самая худшая часть обода смещена вправо на участке четырех спиц. Две из них идут к правому фланцу и две к левому. Заверните левые ниппеля на четверть оборота, а правые на столько же отпустите, этот участок обода сместится влево. Однако натяжение спиц не меняется, поскольку было ослаблено столько же спиц, сколько и подтянуто, и притом на одинаковую величину. Если участок обода более короткий, например, из трех спиц — одной левой и двух правых, можно натянуть левую спицу на пол-оборота, а каждую из правых отпустить на четверть оборота. Таков принцип балансировки колес, благодаря которому можно устранить горизонтальные биения, не ухудшая вертикального.

20. Сделанного может оказаться недостаточно для полного выправления этой неровности, но если есть улучшение, не следует стараться сразу достичь окончательного результата. Теперь находим наихудшее отклонение обода влево и подтягиваем его. Таким образом переходим с одной стороны на другую, мы сохраняем предварительно заданный зонтик. Не пытайтесь на этом этапе выправить восьмерку лучше, чем на 3 мм. Это делается при окончательной юстировке после правки зонтика и эллипса.

D. Правка эллипса

21. Найдите участок обода, наиболее удаленный от втулки. Натяжением спиц в этом месте приближают его к ней. При этом увеличивается жесткость всего колес. Принцип баланса, описанный выше, действует и здесь. Предположим, что найденный участок имеет три ниппеля — два левых и один правый. Если подтянуть две левых спицы на пол-оборота каждую, а правую на один оборот, то выступ обода втянется без нарушения равномерности натяга. Таким образом можно выправлять эллипс, не ухудшая з а м е т н о восьмерку.

22. Найдите следующий участок обода, наиболее уходящий от концентричности, и вытягивайте его описанным способом. Затем следующий участок, и так далее. С каждым разом колесо будет становиться ближе к кругу, спица натягиваться туже.

23. До какой степени следует подтягивать спицы? Самое лучшее — как можно жестче, пока не начинают съедаться грани ниппелей — натяжение спиц дает колесу прочность. Во время езды в каждый данный момент различные силы, прилагаемые к одним спицам, складываются, прилагаемые к другим — вычитаются. Спицы должны иметь достаточный натяг, чтобы в том случае, если прилагаемые силы ослабляются, спица никогда не теряла бы натяжения. Последовательные циклы натяжения и провисания приводят к излому.

24. Если колесо уже круглое, а натяг спиц недостаточен, подтяните все ниппеля на одинаковую величину (например, на пол-оборота) и снова проверьте колесо на концентричность.

25. Выправка эллипса требует большей подтяжки, чем восьмерка, и в этом случае можно за один раз подтягивать спицы на пол-оборота и даже на целый оборот. Для предварительной правки восьмерки — четверть и пол-оборота, для точной правки — 1/8 и 1/4 оборота.

Е. Зонтик

26. Зонтик заднего колеса должен располагаться в плоскости, проходящей через середину расстояния между наконечниками задней втулки. Иначе велосипед будет стремиться повернуть в сторону.

27. Проще всего проверить правильность зонтика по расстоянию от обода до тормозных колодок. Это расстояние измеряют при нормальном положении колеса и при таком положении, когда правый конец оси вставляется в левый наконечник (т.е. колесо перевернуто). В обоих случаях расстояние должно быть одинаковым. Однако, такой способ годится лишь в том случае, если не погнута ось.

28. Для настройки зонтика нужно при полностью натянутых спицах на одну и ту же величину отпустить ниппеля одной стороны и подтянуть ниппеля другой стороны (обычно 1/4 оборота). Если спицы натянуты не очень туго, можно только подтянуть ниппеля той стороны, куда вы хотите пододвинуть обод. При этом одновременно увеличится и жесткость всего колеса.

F. Окончательная настройка

29. Окончательная настройка заключается в последовательном повторении всех трех процессов, выправки эллипса, восьмерки и зонтика. Подстройка одного может влиять на остальные, поэтому в каждый данный момент нужно работать над тем, что более всего отличается от нормы.

G. Окончательное натяжение

30. Теперь у вас должно получиться колесо, ничем не отличающееся от серийного заводского: все три параметра в пределах нормы, спицы достаточно натянуты. Многие механики посчитали бы работу законченной. Однако при езде такое колесо довольно быстро выйдет из нормы. Дело в том, что головки спиц еще не полностью вошли в отверстия фланцев, а ниппеля в отверстия обода. При езде они начинают «усаживаться» плотнее и нарушают баланс колеса.

31. Есть несколько способов усадки спиц. Например: взять колесо в обе руки, сильно надавить на спицы в местах их пересечения, повернуть колесо и проделать то же со следующими четырьмя спицами, и так по всей окружности колеса. При этом будут слышны скрипы и потрескивания, то есть звук усаживающихся спиц. После этой процедуры колесо может несколько выйти из нормы. Снова подстройте его и повторите выжимание спиц. Продолжайте весь процесс до тех пор, пока он не перестанет влиять на обод и не прекратится звук.

32. Есть и другая причина, из-за которой колесо быстро выходит из нормы. Это скручивание спиц. При тугом натягивании поворот ниппеля может вначале скручивать, т.е. поворачивать спицу вместо того, чтобы тянуть ее вверх по резьбе. Например, вы хотите натянуть спицу на четверть оборота. При этом не так уж редко происходит следующее: сначала на одной восьмой оборота вместе с ниппелем вращается и сама спица, потом резьба подается и тянет спицу на оставшиеся 1/8 оборота. Через некоторое время скрученная спица отдает назад и раскручивает при этом затяжку в ниппеле. Самый простой способ избавится от этого состоит в том, чтобы затягивать ниппель на 3/8 оборота, а затем ослаблять на 1/8, так что получается чистая подтяжка на 1/4 оборота без скручивания. При некотором опыте вы будете чувствовать, когда спица начинает скручиваться. Начинающий может перед натяжкой нанести на все спицы метки фломастером, которые при скручивании будут поворачиваться.

33. После того как колесо полностью отбалансировано, убедитесь в том, что концы спиц не выступают над ободом. В противном случае их надо спилить.

34. Удалите оставшуюся смазку, которая будет портить однотрубки или камеры!

35. При настройке колеса ни в коем случае не торопитесь. Если вы устали, отложите работу и возвращайтесь к ней только на свежую голову.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: