Съемник для шатунов велосипеда - Pk-shturm.ru

Съемник для шатунов велосипеда

Съемник шатунов

Съемник шатунов

На самом деле, в системе велосипеда больше внимания требуется каретке и звездочкам, так как шатуны не нужно смазывать, корректировать их работу. Но именно они, как титаны, несут все бремя на себе. Поэтому обойти их вниманием просто нельзя. Так как же снять шатуны, зачем это делать и можно ли обойтись без специального инструмента — съемника? Давайте разбираться.

Зачем нужны шатуны

В целом, сломать эту деталь довольно проблематично. Тем более, что чаще всего на современных моделях велосипеда устанавливаются прочные детали из карбона. Если же у вас байк от отечественного производителя, то шатуны (они же — тяговые дышла) могут быть сделаны из стали. В любом случае, они не только прочные, но и надежные — защищают звездочки и каретку от повреждений и грязи. Это их основное предназначение.

Что касается видов, то такие детали условно делятся на односоставные, двусоставные и трехсоставные:

Вид Характеристики
Односоставные Цельный механизм, применяемый в основном на детских и ретро велосипедах. Такие детали имеют большой вес, но в дополнение к нему прилагается надежность и прочность. Особого ухода не требует.
Двусоставные Более сложная система велосипеда, представляющая собой разборный механизм, где левый шатун отделен от остальной части. До недавнего времени такой вид также считался устаревшим и устанавливался только на велосипедах бюджетной ценовой категории. Однако компания Shimano вот уже несколько лет реанимирует двусоставные тяговые дышла в глазах потребителей.
Трехсоставные Трехсоставные, соответсвенно, состоят из трех частей: оси, левого и правого его собрата с набором звездочек. Этот вид наиболее распространен в современном веломире.

Съемник шатунов – как снять систему

Съемник для шатунов представляет собой инструмент с двумя ключами на концах — гнездовым и рожковым. Не секрет, что снять детали без этого изобретения практически невозможно, поэтому непременно стоит им обзавестись. А вот как пользоваться инструментом — расскажем мы.

  • Прежде чем взять в руки серьезный инструмент, имеет смысл использовать WD40. Это специальная жидкость, устраняющая все засоры на шатунах. Просто протерев ей деталь, вы значительно облегчите себе задачу;
  • Теперь с легким сердцем можно отвинтить болт в месте крепления шатуна и вала. Следите за тем, чтобы съемник для шатунов был чуть меньше четырехгранника самого шатуна. Иначе риск просто сорвать болт возрастает в разы;
  • После того, как нам удалось снять болт велосипеда, выполняющий функцию заглушки, переворачиваем инструмент другим ключом к себе и ввинчиваем его под резьбу в шатуне до предела;
  • Теперь аккуратно, стараясь не переусердствовать, стараемся выдавить шатун из каретки. Готово!

Радикальные меры

Жидкость WD-40

Если у вас еще нет съемника для шатунов, а снять систему с велосипеда ой, как надо, существуют способы это сделать и без инструмента. Вот некоторые из них.

Кувалда: для импульсивных личностей. Накрываем тяговое дышло тряпкой и со всей силы бьем по ней чем-нибудь очень тяжелым. Цель достигнута. Как правило, у этого способа есть один побочный эффект — больше вы никогда не сможете собрать систему обратно.

Довериться судьбе: для экстремалов. Смазываем болт очищающей жидкостью (можно использовать все тот же WD40), немного приспускаем его подручными средствами и выезжаем на трассу. Вероятность того, что деталь сама открутится очень велика.

Железный вариант: самый надежный. Не проводя никаких предварительных работ, отправляемся в путешествие до ближайшей мастерской, где за определенную плату специалисты проведут велосипеду все необходимые процедуры и помогут снять систему с велосипеда.

Таким образом, можно сделать вывод, что съемник для шатунов иметь вовсе не обязательно, но он здорово может спасти от лишних финансовых трат.

Съемник шатунов

Съемник шатунов (съемник системы) — инструмент, позволяющий снимать систему с вала каретки неинтегрированного типа. Обычно совмещает две функции: шестигранник для разборки педалей-топталок и собственно съемник.

Шатуны удерживаются на валу каретки болтом под внутренний шестигранник 8 мм [1] Но только отвинтить болт недостаточно, поскольку шатун сидит с натягом на валу каретки и иногда «прикипает», поэтому требуется специальный съемник. Он представляет собой винт с двухсекционной головкой (гнездовой ключ и грани под рожковый ключ), на который навинчена гайка особой формы с внутренней и наружней резьбой. Часто к съемнику прилагается переходник для использования с каретками шлицевых стандартов. Распространённый размер наружной резьбы съёмника — М22х1, можно подобрать из имеющихся автомобильных или мотоциклетных. Существуют съёмники с конической резьбой, они могут помочь при частично сорванной резьбе шатуна.

Содержание

Применение

Снятие шатунов

Первое, что нужно сделать — удалить из гнезда в шатуне пластмассовую заглушку, либо подцепив её чем-то острым, либо выкрутив, если заглушка резьбовая. Отсутствие заглушки само по себе пустяк, но она, во-первых, надёжно защищает соединение от грязи, во-вторых, что более весомо, не даст потеряться крепящим шатун болту или гайке, в случае их откручивания без ведома владельца.

В зависимости от способа крепления шатуна на валу, кроме съёмника, опционально может понадобиться шестигранник на 8 мм. Если шатуны (особенно алюминиевые) долгое время не снимались с вала, возможно, потребуется залить соединение легкотекучим растворителем — керосином, WD40 или каким-нибудь «жидким ключом», чтобы не сорвать резьбу (коли шатун или болт действительно серьёзно «прикипели» — масло в силу своей вязкости может совершенно не подействовать). Смазывать нужно «до того, как». В особо запущенных случаях некоторым удаётся сорвать шлицы/грани или даже полностью оборвать приржавевший болт. А извлекать остатки болта из вала — действо уже куда более трудоёмкое, чем уход и своевременное ТО.

Перед вкручиванием съёмника необходимо убедиться, что винт-толкатель, который должен упираться в торец вала с надетым шатуном, свободно пройдёт в посадочное отверстие шатуна. Толкатели некоторых (и за счёт этого более дорогих) съёмников оснащены подвижной пяткой (упором), диаметр которой может превышать размеры сторон отверстия. Последствия плачевны, если вовремя не остановиться. Не достигнув вала, толкатель пяткой упрётся в шатун и начнёт выдавливать не шатун с вала, а сам съёмник из шатуна, «зверски» срезая резьбу. Совет был бы излишним, если бы такие случаи не происходили.

Отвинтив болт, вкручиваем съёмник в шатун до упора. Резьбу в гнезде следует перед этим очистить, а толкатель не должен выступать из съёмника (иначе съёмник войдёт недостаточно глубоко, что чревато срывом резьбы). Его вообще удобнее вворачивать отдельно, когда фасонная головка съёмника уже будет надёжно сидеть в гнезде шатуна. На этом этапе очень важно попасть в мелкую резьбу и при этом не перекосить; помните, что металл съёмника намного крепче того, из которого сделан шатун, поэтому торопиться не стоит. И, наконец, ввинчивая собственно толкатель, стягиваем шатун с вала. Может потребоваться большое усилие — будьте осторожны! Если переусердствовать, опять-таки можно сорвать резьбу внутри шатуна, и придётся его менять (не говоря о проблемах дальнейшего снятия), поэтому также не следует экономить время на «размачивании» соединения.

Туго сидящий квадрат шатуна можно подогреть кипятком, строительным феном или ручной пропановой горелкой до 80—100 градусов. Это гарантированно облегчит работу, но действовать нужно аккуратно — кипятком не залить подшипники каретки, а феном/газом — не спалить краску рамы или лак, которым очень часто покрыты шатуны, голые с виду, да и вообще весь байк вместе с жильём — в любом закрытом помещении манипуляции с открытым огнём дело пожароопасное. Не перегревайте металл выше указанной температуры — он был подвергнут заводской термообработке и может лишиться заданных свойств (прочность, упругость и др.). Не ставьте шатуны обратно горячими — последствия непредсказуемы, может лопнуть и т.д.

Установка шатунов

Ключевой момент — это очистка всех поверхностей соединения и щедрое покрытие их густой смазкой. Во-первых, это позволит легче и ровнее установить шатун, во-вторых, значительно облегчит последующее его снятие, а в-третьих, устранит один из самых распространенных источников загадочных хрустов и скрипов «где-то в районе каретки».

Шатун должен быть глубоко посажен на вал, чтобы исключить возникновение люфта — в противном случае посадочное гнездо быстро выйдет из строя. Это достигается закручиванием крепежных болтов с моментом 50-70 Нм, то есть с очень большим усилием.

Разница между гладкими лыжами и лыжами с насечкой

Разница между гладкими лыжами и лыжами с насечкой

Если вы ни разу не видели насечку, то придите в наш магазин, и вы сразу поймете, у каких лыж есть насечка, а у каких – нет. Достаточно повернуть лыжу к себе скользящей поверхностью. Вы сразу увидите в самой толстой части лыжи, примерно на протяжении 1/3 ее длины, эту структуру, похожую на рыбью чешую. Ее клиновидный профиль не мешает лыже скользить вперед, но если прижать лыжу к снегу и попробовать толкнуть ее назад, насечка «вцепится» в снег и не даст лыже проскользнуть. Таким образом, насечка предотвращает отдачу.

Эффект применения насечки хорошо иллюстрировать на истории моей супруги. Если не считать катание в детстве на деревянных лыжах, она впервые встала на лыжи пять лет назад, и это были пластиковые лыжи без насечки. Свои ощущения она однозначно определила – «как корова на льду». Измучившись, вспотев и не пройдя даже пары километров, она наотрез отказалась ходить «на этих дурацких лыжах». Пока я не нашел у родственников пару лыж с насечкой, которые все изменили! Вот уже пять лет моя драгоценная половина ходит только на лыжах с насечкой.

Почему тогда не у всех лыж есть насечка?

Дело в том, что у насечки, конечно, есть свои недостатки. На обледеневшей лыжне, например, насечка неспособна зацепиться и вы снова почувствуете «корово-ледовый» синдром.

Насечка хоть немного, но хуже скользит, чем гладкая лыжа. Поэтому профессиональные спортсмены ей не пользуются. А вот новичкам это сопротивление добавляет устойчивости. Предохраняет от исполнения, так сказать, номера «новичок на льду».

Насечка существенно тормозит лыжу при коньковом стиле. Я согласен с утверждением, что на лыжах с насечкой нельзя ходить коньковым стилем. Но скорость движения будет ниже, а уставать вы будете быстрее.

Поэтому лыжники со стажем выбирают гладкие лыжи, нанося вместо насечки удерживающую смазку. После некоторой практики можно научиться точно подбирать смазку под погодные условия и добиваться лучшего скольжения, чем с насечкой.

Насечка бывает разная?

Разные производители предлагают насечку, отличающуюся по рисунку, глубине, длине нанесения. Причина в том, что разные виды насечки отличаются по эффективности в разных условиях – снег бывает рыхлый или слежавшийся, мокрый, обледеневший или сухой и так далее.

Мое мнение – не беспокойтесь на этот счет и выбирайте любой рисунок. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы выбрать лыжи правильной жесткости – это гораздо важнее (о подборе жесткости лыж было написано в предыдущем посте).

Можно ли насечку вырезать самостоятельно?

Ах вот в чем дело, скажет кто-то. А что делать, если мне достались гладкие лыжи? Так, может, мне самому и нарезать насечку?

Мои знакомые лыжники пробовали такие эксперименты, но безуспешно. Самодельная насечка цепляет плохо, а тормозит сильно. Хотя отговаривать пробовать не буду – может, ваши руки искуснее моих, и вы сделаете хорошую насечку?

О себе

У меня гладкие лыжи, поскольку честолюбие мое велико, расстояния, проходимые за тренировку, приличны, и мне не лень экспериментировать со смазками.

А вот у моей супруги лыжи с насечкой. Она вполне довольна своими лыжами. Уход за ними гораздо проще. Заключается он в том, что примерно раз в 3-4 прогулки я наношу парафин (она к этому даже палец не прикладывает. О парафинах в одном из следующих выпусков). Благодаря парафину лыжи лучше скользят и меньше изнашиваются.

Итоги

Новички и лыжники, кто редко ходит на лыжах, выиграют, выбрав лыжи с насечкой – за ними проще ухаживать, на них проще держать равновесие. Лыжники с повышенными амбициями могут первые несколько лет пользоваться лыжами с насечкой, но рано или поздно выберут гладкие лыжи, поскольку эти лыжи имеют более широкие возможности и лучшие ходовые качества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: