Техническое обслуживание велосипеда своими руками - Pk-shturm.ru

Техническое обслуживание велосипеда своими руками

Техническое обслуживание велосипеда (ТО)

В процессе эксплуатации велосипеда, так же как и других механических средств передвижения, можно обнаружить износ деталей, повреждения в связи с внешним воздействием (удары, коррозия от воды и грязи). Чтобы увеличить срок эксплуатации отдельных деталей, а также всего велосипеда в целом, необходимо проводить техническое обслуживание.

Частота проверок и степень ухода за велосипедом во многом зависит от интенсивности использования и вида езды. При экстремальном катании например, важно следить за всеми деталями постоянно, так как от их надежности зависит безопасность. Полная проверка велосипеда проводится перед или после сезона велоезды. Проверку узлов, которые особенно подвержены нагрузке следует проводить каждые 500 км.

Новые велосипеды после первого сезона катания требуют полной проверки всех элементов. Это связано с тем, что во время первой интенсивной езды, детали велосипеда притираются друг к другу. При этом в смазку попадает металлическая пыль. Если ее не убрать и не заменить смазочный материал, то появится эффект наждачки и износ деталей ускорится. После первого сезона частоту проверок можно сократить. Благодаря эксплуатации в первые поездки, движимые детали очищаются от заводской шероховатости, трение облегчается. При этом наблюдается улучшение работы амортизаторов, тормозов, велосипедный ход становится более плавным.

Велосипедная индустрия, развиваясь и эволюционируя, создает все более совершенные модели велосипедов, по качеству и износостойкости не уступающих мотоциклам. За последние годы велосипед обзавелся дисковыми тормозами, которые более эффективны и не требовательны к погодным условиям, телескопической вилкой и маятниковой системой заднего амортизатора. Отличия велосипеда от мотоцикла в системе переключения скоростей и в способе приведения в движение – отсутствие бака и двигателя. Из этого следует, что строение рамы также имеет ряд отличий. У велосипеда она более легкая. Однако же, процесс ухода очень похож, поэтому владельцам мотоциклов не составит труда ухаживать и за велосипедом. Здесь играют роль не только знания, но и набор инструментов и жидкостей.

Инструменты, необходимые для ухода за велосипедом:

  • Набор шестигранников
  • Набор отверток
  • Набор ключей, разводной ключ
  • Пассатижи, плоскогубцы, кусачки, пинцет, ножницы
  • Киянка
  • Линейка
  • Хомуты
  • Съемники для кривошипов, каретки и кассет звездочек
  • Ключи для втулки и трещотки
  • Ключ для спиц
  • Насос
  • Набор щеток для чистки цепи и других деталей
  • Шприц для масла
  • Набор заплаток для камер
  • Набор для тормозов
  • Растворитель для смывания смазки с цепи и кассет
  • Чистящее средство для тормозной системы
  • Масло для цепи, пружин, педалей
  • Масло для вилки
  • Масло для гидравлической системы
  • Густая смазка для подшипников, вилочных пружин, уплотнителей колец подвески
  • Масло для сальников, пневмокамер подвески
  • Полироль
  • Салфетки, тряпки, подстилка, чтобы не запачкать пол

Перед поездкой всегда собирайте «велосипедную аптечку». В ней должны быть инструменты, которые потребуются в случае непредвиденной поломки. Сюда входят:

Конечно, возить с собой весь набор инструментов не очень удобно, но зато незначительная поломка или прокол в камере колеса не заставят вас прервать велопрогулку и отправиться пешком. В случае, если вы знаете, что предстоит поездка в темное время или в сумерках, то внезапно погасшие фары не станут причиной дтп или штрафа. Именно для таких случаев стоит брать батарейки, а также фонарик.

Уход за велосипедом

Уход за велосипедной Цепью

Одна из самых значимых частей механики велосипеда. Ведь благодаря ей велосипед приходит в движение, передавая усилие ног заднему колесу. Уход за ней не требует много времени и заключается в смазке и чистке от грязи. Не смотря на правильный и своевременный уход, из-за сильной нагрузки цепь все же поддается износу. Для установки степени износа существует индикатор износа цепи. Это не механический прибор похож своим видом на своеобразный ключ.

Для ухода за цепью потребуется:

  • 5 мин времени
  • Индикатор износа цепи
  • Щетка или Набор для чистки цепей и кассет
  • Мыльная вода в емкости
  • Ветошь или салфетка
  • Средство для снятия смазки

Перед началом стоит измерить износ цепи. Возможно вам и не потребуется ее мыть, а потребуется заменить. Для этого выступающие части индикатора вставьте в цепь и оцените степень износа. При большой растянутости звеньев цепь вредит звездочкам, поэтому ее необходимо поменять на новую. Если вам часто приходится менять цепь из-за ее износа, то рекомендуем покупать модели с замками. Их установка не требует разборки велосипеда и занимает мало времени. Изнашиваясь, цепь растягивается, увеличивается расстояние между звеньями. Из-за этого страдают зубцы звездочек, которые также начинают деформироваться. Для того, чтобы не пришлось делать замену всей трансмиссии, нужно вовремя обнаруживать износ цепи и менять ее.

Если цепь в порядке, вот порядок действий по уходу за ней:

  1. Смыть старую смазку. Для этого используют специальные растворители. Нанесите их на цепь и подождите 1 мин. Вымойте цепь мыльной водой с использованием специальной щетки.
  2. Сушка. После мыть цепи необходимо высохнуть. Можно ускорить процесс сухой тряпкой или салфеткой.
  3. Нанесение смазки. Используйте для этого только специальное масло для цепи велосипеда. Оно имеет необходимую консистенцию. Нанесение нужно проводить сверху внутрь звеньев, снизу придерживайте ветошь или газету, чтобы не испачкать пол.
  4. Излишки. Нужно помнить, что снаружи цепь не нуждается в смазке. Наличие излишков будет причиной налипшей грязи и цепь придется снова чистить.

Уход за ручками тормоза.

Уход за ними прост и не займет больше 2 мин. Сначала стоит смыть старую смазку смывкой и вытереть насухо ветошью. Затем капните в подвижное сочленение каплю смазки и понажимайте ручку, чтобы распределить масло. Излишки протрите салфеткой. Такие манипуляции позволят плавно и без усилий пользоваться ручкой тормоза.

Уход за т ормозными колодками. Ободные тормоза.

Для смазки и чистки тормозов V-Brаke потребуется:

  • Смазка для тормозов
  • Шестигранник на 5 мм
  • Наждачная бумага

Проверку тормозов лучше совершать перед каждой поездкой. Ведь от них зависит ваша безопасность. Займет это максимум 5 мин.

  • Раскройте тормозные колодки (откройте металлическую скобу на тросике). Так будет намного удобней с ними работать.
  • Осмотрите поверхность колодок и оцените степень их износа. Если они стерлись, то стоит заменить на новые. Если же они в порядке, то очистите их поверхность от грязи, камушков и прочего, пройдитесь наждачной бумагой.
  • Взяв шестигранник проверьте степень затянутости креплений, удерживающих их. Осмотрите положение колодок. Они должны быть параллельными ободу и не иметь наклонов. Если вы заметили погрешности, раскрутите болт и установите правильно, затяните.
  • Капните масла в трубку, по которой проходит тросик. Это улучшит его движение по ней.
  • Протрите все поверхности сухой тряпкой, очищая от грязи.

Уход за дисковыми тормозами

Уход за ними немного сложнее. Они чаще загрязняются и нуждаются в чистке. Снимите колодки и осмотрите. Если есть большой или неравномерный износ накладки, то они подлежат замене. Пройдитесь по всей системе в поисках грязи или застрявших камушков. Протрите диск сухой тряпкой.

Уход за системой переключения скоростей

В чистке и уходе нуждается вся система трансмиссии.

Что для этого потребуется:

  • Жидкость для удаления смазки
  • Отвертка крестовая
  • Масло для переключателей и тросиков
  • Щетка
  • 15-20 мин времени на все

Переключатели скоростей на руле

Здесь смазывают манетку переключателя. Для этого потребуется крестовая отвертка, чтобы снять заглушку. Капните туда немного масла или воспользуйтесь спреем. Поставьте обратно заглушку и закрутите болт.

Уход за тормозными тросиками

Перед началом нужно включить меньшую заднюю скорость (большую звездочку), а потом скиньте, не крутя педали на маленькую. Это позволит немного ослабить тросик, что упрощает уход за ним. Их нужно обработать моющим средством, а затем протереть маслом. В случае запущенности, когда тросик сильно проржавел, его следует заменить.

Уход за рамой

Чтобы вернуть раме изначальный блеск, рекомендуется использование полироли. Можно купить специальную для велосипеда. На аккуратном, чистом, отполированном велосипеде гораздо приятней ехать. К тому же, на чистой поверхности легче выявить изъяны, требующие ремонта.

Осматривать раму стоит каждый раз перед или после поездки. Важно вовремя заметить грубые дефекты, возникшие в ходе эксплуатации. Вмятины, трещины, погнутости, целостность сварочных швов, царапины необходимо устранять. При слишком больших повреждениях, особенно трещинах, раму придется менять.

Седло и подседельный штырь

Они также как и другие части нуждаются в смазке и чистке. Особенно седло, ведь никому не хочется пачкать одежду. Осмотрите внимательно обивку седла. Возможно она где-нибудь отклеилась или порвалась и требует ремонта. Для кожаного покрытия можно использовать ухаживающие средства, главное выждать время до полного высушивания.

Уход за штырем частый не нужен. Раз в полгода или после грязной поездки. Вытащите его из рамы, смойте старую смазку, высушите салфеткой и нанесите снова специальную смазку для подседельного штыря.

Читайте также  Правила провоза велосипеда в метро

Уход за вилкой и амортизатором

Для мытья вилки и амортизатора используется тряпка и теплая мыльная вода. Для труднодоступных мест используется щетка.

Если вы заметили ухудшение в работе переднего амортизатора, то это признак загрязнения масла. Можно заменить смазку и самому, но лучше обратиться к знающему человеку или в сервис.

Смазка каретки велосипеда

Переключитесь на передней кассете на маленькую звездочку и скиньте цепь. Открутите шатуны с педалями и выньте каретку. Важно помнить, что при наличии люфта каретку заменяют, подшипники не подлежат ремонту. Проводят чистку корпуса от ржавчины и воды моющими средствами. Нанесите смазочный материал, не жалейте. Выполните обратную сборку и покрутите педали.

Смазка рулевой колонки

Снимите заглушку и раскрутите вынос руля, вытащите его, вытащите рулевой штырь, кольца. Если система подшипников открытая, то вытащите их и промойте средством. Осмотрите чистые подшипники на наличие повреждений, трещин, пятен. Если такие дефекты обнаружены, то им требуется замена. Чистые шарики блестят и имеют идеальную поверхность, смажьте их и поставьте обратно. Если подшипники закрытые, то лучше не стоит открывать пыльник. В случае неполадок просто замените их.

При раскручивании любых элементов велосипеда, необходимо уделять внимание и резьбе. Ее нужно очищать от грязи, ржавчины и старой смазки, наносить новую тонким слоем. Любые винтики и другие мелкие детали складывайте в одно место, чтобы не растерять. Для этого можно приспособить любой стаканчик или крышку.

Простые манипуляции по уходу могут надолго продлить срок службы велосипеда. Следует делать это при малейшем подозрении на то, что попала грязь. Скрипы, срежет, стук могут свидетельствовать о том, что требуется замена смазки или подшипников. Храните велосипед в сухом месте и не допускайте длительного воздействия с водой, например под шлангом или в автомойке.

Техническое обслуживание велосипеда своими руками

Для поддержки нормальной работоспособности такого транспортного средства необходимо регулярно проводить техобслуживание. Частота выполнение такой процедуры для каждого отдельного случая может сильно отличаться. Всё зависит от целого ряда факторов, среди которых:
• особенности модели велосипеда;
• качество комплектующих;
• стиль катания;
• продолжительность поездок;
• условия эксплуатации.

В большинстве случаев каждый любитель велопрогулок самостоятельно занимается поддержанием работоспособности своего транспортного средства, однако для этого необходимо не только обладать определенными знаниями, но и иметь в распоряжении большой набор инструментов. Дело это не из легких, однако только так можно приобрести бесценный опыт, который с годами будет лишь накапливаться.

Обслуживание велосипеда в зависимости от модели и комплектующих рекомендуется проводить с интервалом от 500 до 2000 км пробега. По окончанию же сезона такое транспортное средство в обязательном порядке нуждается в переборке всех узлов. Это позволит максимально сохранить их работоспособность.

Крайне важным также является правильное хранение велосипеда. Если же ваш байк простаивает без дела, лучше позаботиться о достижении оптимальных условий. Влага и холод могут вывести из строя механизмы, поэтому оставлять велосипед на балконе в холодное время года попросту недопустимо. В ином же случае вы точно столкнетесь с целым рядом неисправностей, которые дадут о себе знать уже при первой поездке.

Какие инструменты понадобятся

Их хватит для выполнения лишь самых простых работ по уходу за велосипедом. Чтобы самостоятельно разобрать любой узел понадобится также и другие инструменты. Среди них чаще всего используются:
• съемник для каретки;
• спицевый ключ;
• втулочный ключ.

Не обойтись также каждому владельцу такого двухколесного транспорта и без ремкомплекта и расходных материалов. Сюда относятся латки для камер, запасные тросики, смазочные материалы, растворители, вилочное масло. Это далеко не весь список того, чем придется вооружиться для выполнения самостоятельного осмотра и ремонта вашего двухколесного друга.

Какие работы выполняются при техобслуживании велосипеда

Каждый владелец такого транспортного средства имеет свою методику по уходу за велосипедом. При этом в большинстве случаев они содержат примерно один и тот же список действий.

Чистка велосипеда

Чистку рамы можно проводить с использованием обычной водопроводной воды и губки (тряпки). Что же касается цепи и других подвижных элементов, все они смазаны с использованием различных средств, поэтому пыль, песок и другие частицы могут в кратчайшие сроки испортить вам настроение. Очистка их водой будет попросту бесполезной. Для цепи лучше всего использовать специальный мыльный раствор или же растворитель. Так вы сможете максимально быстро удалить песок, пыль и грязь, которые затрудняют процесс вращения педалей.

Не стоит забывать и о тормозах. При попадании на колодки или ротор грязи тормозной путь будет увеличиваться. Поэтому следует регулярно следить за их чистотой и при необходимости удалять загрязнения. От этого напрямую зависит ваша безопасность, поэтому пренебрегать данным правилом ни в коем случае нельзя.

Давление в шинах


При подкачке колес необходимо придерживаться одного привила: чем меньше давление, тем больше пятно контакта с дорожным полотном (соответственно и трение увеличивается). Максимальный же накат будет при максимально допустимом давлении в шинах. При этом вы будете отлично ощущать все неровности дороги. Каждый велосипедист самостоятельно подбирает для себя наиболее приемлемый вариант.

Также необходимо следить за состоянием покрышек. При длительной эксплуатации они могут начать крошиться, что называется на глазах. Отсутствие протектора уменьшает сцепные свойства с поверхностью, что также стоит принять во внимание.

Геометрия колес

Идеально ровные колеса — то, к чему должен стремиться каждый владелец велосипеда. Однако в процессе езды избежать всех преград на дороге попросту невозможно, из-за чего постепенно происходит деформация обода. С каждой новой ямой она становится всё больше и больше. Самостоятельно избавиться от «восьмерки» будет не так и просто. Для этого нужно иметь в распоряжении специальный ключ для подтяжки спиц, а также знать азы проведения такой процедуры.

Смазка цепи

Специалисты рекомендуют проводить смену цепи после каждых 1200-1500 км пробега. Со временем под нагрузкой звенья постепенно растягиваются (увидеть изменения на глаз невозможно), что может привести к прокручиванию педалей и спаданию цепи. Всё это может создать аварийную ситуацию на дороге.

Контроль резьбовых соединений

Выполнение такой процедуры следует проводить перед каждой поездкой. Особое внимание при этом заслуживают крепежи колес, выноса, руля, седла. При обнаружении неплотно зажатых гаек или эксцентрика, необходимо немедленно устранить эту проблему.

Обслуживание тормозов

Стоит также проверять целостность тросиков и их натяжение. От этого также зависит скорость торможения. Если же речь идет о гидравлических тормозах, необходимо также следить за тем, чтобы в системе отсутствовал воздух. Он, а также загрязнения являются основными причинами плохой работы.

Амортизаторы

Большинство велосипедов оснащены амортизирующей вилкой, которая также нуждается в осмотре и уходе. Необходимо регулярно очищать пыльники от следов грязи, песка, лишней смазки. Если же речь идет про масляные амортизаторы, также стоит позаботиться о смене рабочей жидкости. Эту процедуру стоит проводить раз в 1-2 года в зависимости от интенсивности эксплуатации транспортного средства.

Трансмиссия

Она является наиболее сложным узлом, поэтому далеко не каждый велосипедист может самостоятельно справиться с ее обслуживанием. Необходимо регулярно проводить проверку кареточного узла, люфт при этом должен полностью отсутствовать.

Втулки колес — одни из наиболее уязвимых компонентов системы. Для их проверки нужно удерживать велосипед в вертикальном положении, пытаясь при этом покачать колеса перпендикулярно оси движения. При этом должен отсутствовать люфт. Если же он существует, проблема может крыться в изношенной втулке, подшипниках или же в недостаточном зажатии оси. Справиться с такими поломками своими силами будет не так и сложно. Смазку подшипников рекомендуется проводить 1 раз в год, полностью удаляя при этом остатки старых смазочным материалов.

От состояния системы и кассеты будет напрямую зависеть комфорт во время езды. Слизанные зубчики на звездочках — первый признак того, что пора произвести замену этого компонента. Для достижения максимального срока их эксплуатации необходимо хотя бы несколько раз в год тщательно чистить эти элементы от грязи, песка, остатков смазочных материалов.

Переключатели передач

Большинство велосипедов оснащены системой переключения передач. Уход за ней заключается в правильном позиционировании переключателей относительно рамы и звездочек. Настройка же при необходимости происходит за счет натяжения троса и регулировки винтов H и L. Процедура эта не из легких и может отнять немало времени. Опытные же велосипедисты способны справиться с такой задачей в течение 10-15 минут.

Педали и каретка

Эти элементы содержат подвижные узлы, которые ежегодно нуждаются в замене смазки. Люфт при их работе должен отсутствовать. Необходимо постоянно следить за состоянием подшипников — именно они являются наиболее уязвимыми компонентами. Смазка позволит максимально обезопасить от быстрого износа.

Читайте также  Замена велосипедной камеры

Рулевая колонка

Как видите, обслуживание велосипеда своими руками — далеко непростой процесс, который требует грамотного подхода и определенных умений. Со временем каждый велосипедист сможет познать азы этого дела, достаточно лишь немного желания и стараний.

Техническое обслуживание велосипеда

Велосипед является одним из простейших технических средств передвижения. Однако это не значит, что владелец избавляется от мер по его обслуживанию, которые вовсе не ограничиваются уходом за поверхностями конструкции. Особенно современные модели велотранспорта повышают требования к содержанию его функциональных узлов и агрегатов. Конечно, обслуживание велосипеда можно доверить и специалистам, но знание базовых технических операций профилактики и ремонта позволит своевременно предотвратить ряд поломок еще до обращения в мастерскую.

Контроль велосипеда на присутствие люфтов

обслуживание велосипеда

Начинать техобслуживание рекомендуется с общей проверки и устранения люфтов. Для диагностики механизмов рулевой колонки следует закрепить передний тормоз и попытаться в заблокированном состоянии раскачать конструкцию по сторонам: вперед-назад. В процессе этой процедуры контролируется стык чашки и рулевой крышки одной из рук. В случае обнаружения люфта его следует ликвидировать посредством более жесткого крепления соединений. Аналогичным образом расшатывается кареточный узел, в котором следует удерживать шатуны. Обычно такими погрешностями характеризуются байки для экстремальной езды. Например, обслуживание горного велосипеда регулярно требует анализа люфтов в рамном соединении, а также предусматривает регулировку вала в подшипниках и шатунах, расположенных на каретке. Люфт может быть и в колесных втулках. Для проверки этой части велосипед следует удерживать вертикально и осматривать состояние покрышки относительно оси втулки. Желательно одну руку освободить и попытаться раскачать покрышку. Это позволит выявить неплотное крепление колесной основы.

Обслуживание колес и шин

техническое обслуживание велосипеда

В регулярном порядке проверяется давление в шинах. Существует два оптимальных диапазона с показателями атмосфер для байков. Обычные модели могут эксплуатироваться в нормальном режиме, если давление составляет 3-4,5 атмосфер. По мере укрупнения колес эта величина возрастает. В диапазоне от 4 до 5,5 атмосфер шинного давления может эксплуатироваться, к примеру, 26-дюймовый велосипед «Стелс». Обслуживание следует начинать при первых же признаках падения давления – визуально этот процесс можно отслеживать по увеличивающемуся пятну контакта резины с дорогой.

Не менее важен и контроль геометрии колес. Пресловутая «восьмерка» неприемлема для полноценной эксплуатации велосипеда, поэтому ее следует ликвидировать монтажными средствами как можно быстрее, иначе она увеличит зону деформации. Распространены и мелкие отклонения в форме обода. В таких ситуациях обслуживание велосипеда также сводится к применению монтажного инструмента. Но выполнять самостоятельно такие операции следует аккуратно, чтобы не повредилась внутренняя структура металла.

Обслуживание цепи

ремонт и обслуживание велосипедов

Цепь является одной из самых проблемных частей велосипеда в силу своей сложности и подверженности износам. Существует такое понятие, как критический износ цепи. Если элемент вошел в это состояние, то потребуется его замена. Проверить это можно путем передвижения цепи на крупную ведущую звезду. Далее цепь оттягивается вперед до предела. Если в процессе такого передвижения контур сойдет с зубьев, как минимум, на половину звена, то потребуется обслуживание велосипеда путем замены изношенной цепи. Ремонт для такого рода неисправностей нецелесообразен.

Обслуживание тормозной системы

обслуживание велосипеда своими руками

В первую очередь проверяется свободное движение колес. Велосипед нужно приподнять и поочередно проверить вращение. В нормальном состоянии движению не будут мешать тормозные колодки – их суппорты и рычаги. При выявлении малейшего трения покрышек о колодки ободков следует регулировать рычаги. Отдельное внимание уделяется техническому состоянию самих колодок. Они тоже подвергаются износу и по мере достижения критического уровня – заменяются. В ободных тормозах своего рода индикатором износа являются долы для самоочистки, расположенные поперек колеса. Если долы стерлись до основания – это прямой признак неисправности колодок. В случае с дисковой тормозной системой ремонт и обслуживание велосипедов предусматривают работу с накладками. В крайнем случае износа до уровня 1 мм их также следует заменять. Кроме этого, следует проверять и конструкцию, фиксирующую механизм тормоза. Для проверки качества установки несущей части также блокируются тормоза, а велосипед раскачивается по сторонам. Устранять возможные колебания нужно посредством крепкой затяжки болтов.

Уход за трансмиссией

обслуживание горного велосипеда

В этой части внимание уделяется функциональным элементам трансмиссии, которые важно поддерживать в чистоте. Сразу следует подчеркнуть следующие предостережения:

  • Нельзя допускать замасливания трансмиссионных механизмов.
  • Нельзя оставлять велосипед зимой в холодном помещении. неприменимы для трансмиссии, поскольку проникновение воды в амортизационный сектор спровоцирует коррозию вилки, рубашек, втулок и т.д.
  • Алюминиевые элементы нельзя подвергать чистке автохимией тоже по причине появления ржавчины.

Уход за механизмами и узлами трансмиссии необходимо выполнять мокрой ветошью. Что касается средств для чистки, то безопасным решением будет жидкое мыло, аэрозольные смазки или специальная химия без агрессивных компонентов. При этом важно следить, чтобы консистентные смазки не вымывались. В дальнейшем применение тех или иных средств смазки для трансмиссии будет зависеть от того, в каком режиме планируется эксплуатация. Обслуживание велосипеда универсального характера в части трансмиссии будет ограничиваться использованием тефлоновых или фторопластовых составов. Они не только безвредны для рабочих механизмов, но и полезны в том смысле, что легко проникают к труднодоступным местам конструкции.

Смазка подшипниковой группы

велосипед стелс обслуживание

Проблема обслуживания мелких деталей в современных велосипедах обуславливается тем, что механизмы имеют закрытую конструкцию. Поэтому и в этой части стоит обращаться к вышеупомянутым тефлоновым или фторопластовым средствам, которые проникают глубоко в недра функционального элемента. В соответствии с инструкциями, для подшипников оптимально годятся густые негигроскопичные смазки, характеризующиеся высокой адгезией и стойкостью к термическим воздействиям. Если были обнаружены поврежденные участки, то есть смысл применить суспензионную литиевую смазку, которая буквально заполняет и бетонирует микродеформации. Как технически выполняется такое обслуживание велосипеда? Своими руками нанести достаточный слой масла можно при помощи автомобильных шприцов, рычажно-плунжерных механизмов и масленок. Важно не переусердствовать с объемом и по возможности обеспечить равномерность покрытия.

Организация консервации и хранения

Оставлять на длительное хранение велосипед можно только в чистом и проверенном на предмет технических неисправностей виде. Все доступные поверхности протираются тефлоновой смазкой после удаления грязи и других смазочных средств. Цепной механизм устанавливается на малую звезду с обеих сторон. Также обслуживание велосипеда перед долгим хранением предполагает переключение триггеров или шифтеров таким образом, чтобы тросики и пружины максимально ослабились. Амортизаторы также переводятся в режим наименьшей нагрузки, а колеса снимаются.

Заключение

эксплуатация обслуживание велосипеда

Конструкция велосипеда формируется не самой сложной элементной базой, но каждый компонент по-своему требователен к уходу. В домашних условиях можно обеспечить всестороннее техническое обслуживание велосипеда, но только при наличии специального инструмента и расходников. В запасе всегда нужно иметь набор с рабочими жидкостями для смазки, а также базовый комплект фиксирующих элементов. Если есть возможность, то эти же расходники стоит брать в долгие путешествия – на случай непредвиденной поломки или нарушения установленных параметров конструкции.

Самостоятельное обслуживание велосипеда

Любое транспортное средство требует обслуживания, и велосипед — не исключение. Несмотря на то, что его устройство кажется достаточно простым с первого взгляда, все механизмы обязательно должны находиться в исправном состоянии, чтобы езда была не только комфортной, но и безопасной. Кроме того, профилактические мероприятия, такие, как мойка, чистка и смазка, помогают продлить срок службы велосипеда. Несложное обслуживание вполне по плечу любому владельцу, а если возникает необходимость в серьезном ремонте, то лучше обратиться в мастерскую.

Общие правила

Простое, но важное правило — велосипед нужно содержать в чистоте и следить за количеством смазки. Это несложно, но оказывает серьезное влияние на состояние двухколесного друга. Периодически нужно выполнять следующие действия:

  • мыть велосипед, очищая все его части от пыли и налипшей грязи, уделяя особое внимание чувствительным деталям — втулкам, переключателям, кареточному узлу;
  • удалять отработанную смазку и наносить свежую;
  • если где-то появились очаги коррозии — удалять их;
  • проверять все крепежи и соединения, подтягивая их при необходимости.

Важно обеспечить правильные условия хранения. Держать велосипед на балконе не стоит, ему не рекомендуются холодные и влажные помещения. Также желательно, чтобы вокруг было чисто. Можно хранить байк в разобранном виде, в специальном герметичном чехле, если в квартире мало места. Интересный вариант — хранение на стене, куда велосипед подвешивается при помощи специальных крепежей. Возможно, такой способ позволит сэкономить пространство. Главное — проследить за тем, чтобы велосипед хорошо держался и не упал, поскольку падение не пойдет ему на пользу.

Читайте также  Настройка передних скоростей велосипеда

Инструменты для ремонта

Технические работы требуют специальных приспособлений. Это ряд инструментов, которые пригодятся во время обслуживания и ремонта велосипеда:

  • различные отвертки — крестовые и шлицевые;
  • гаечные и шестигранные ключи разных размеров, можно взять в наборе;
  • пассатижи и ножницы;
  • хомуты;
  • торцевые насадки;
  • насос и шинно-ремонтный комплект.

Подобный набор считается базовым, на случай несложного ремонта, однако профессионалы используют и другие инструменты: съемники различного типа, выжимной ключ, комплект для прокачки тормозов, мойку для цепи, дозиметр масла и прочие приспособления. Можно постепенно добавлять их в свой ремонтный чемодан, расширяя набор по мере необходимости, если вы планируете заниматься велосипедом самостоятельно.

Кроме того, потребуются расходные материалы, также необходимые для исправного функционирования велосипеда. Это смазки, чистящие средства, герметики, тросики и пружинки, тормозные колодки. Их требуется заменять достаточно часто, особенно при активной эксплуатации.

Рама, колеса и подвеска

Основной компонент любого велосипеда — это рама. Она служит каркасом, к которому крепятся другие элементы, а также принимает на себя нагрузку во время езды. Из-за этого она может деформироваться со временем, накапливается усталость в стыках. Ситуацию могут усугубить падения велосипеда или столкновения, езда в несоответствующих условиях, превышения по грузоподъемности. Рама также уязвима к коррозии, поэтому ее стоит регулярно осматривать на предмет ржавчины и принимать соответствующие меры. Трещины и разломы рамы трудно исправить в домашних условиях, поэтому тут лучше обратиться к мастеру.

Колеса могут со временем деформироваться, изгибы обода негативно сказываются на ходовых качествах. Чтобы решить проблему, можно изменить натяжение спиц, используя спицевой ключ. Также стоит следить за уровнем давления в шинах, поддерживая оптимальные показатели – это поможет избежать искривлений.

Втулку колеса нужно аккуратно мыть, не используя струю с сильным напором, периодически менять смазку. Переднюю вилку нужно чистить и смазывать, меняя уплотнительные детали по мере необходимости. Иногда нужна замена пружины, если мягкость амортизатора невозможно отрегулировать.

Рулевая часть, тормоза, трансмиссия

Рулевые колонки с пром-подшипниками достаточно периодически смазывать. Рулевые колонки с насыпными шариками могут потребовать замены внутренних элементов, которые со временем осыпаются от нагрузки. Также колонку стоит чистить от пыли и грязи.

К тормозной системе нужно отнестись внимательно, поскольку от ее исправности напрямую зависит безопасность велосипедиста. Рекомендуется как можно чаще проверять следующие составляющие:

  • колодки;
  • тормозную поверхность;
  • тросики;
  • подвижные узлы;
  • гидравлику.

Нужно осматривать детали на предмет целостности и изношенности, проверяя их состояние. Делать это лучше пару раз в неделю, если вы активно пользуетесь велосипедом. Также важно при настройке правильно выставить колодки с минимальным, но не затормаживающим движение зазором – это сделает работу системы более эффективной. На ободе не должно быть повреждений и дефектов, кроме того, его нужно регулярно чистить.

Необходимо уделить внимание тросам, их состояние и натяжение влияет на точность и скорость срабатывания тормозов. Оптимальным вариантом для велосипеда считается, когда во время использования реакция происходит сразу же — колодки мгновенно прилегают и отскакивают.

Если тормоза имеют гидравлическую систему, то нужно поддерживать рабочее состояние линии. Проблемы могут возникнуть из-за загрязнений жидкости или же негативно сказывается наличие воздуха. Для устранения проблем и прокачки системы раз в сезон используется специальный инструмент. По поводу жидкости — рекомендуется следовать требованиям производителя.

Также в процессе работ нужно будет перебрать трансмиссию, что включает следующие действия:

  • проверку и замену подшипников, обязательную смазку узла;
  • осмотр шатунов на предмет повреждений;
  • периодическую чистку и смазку цепи;
  • проверку звезд и их замену;
  • регулировку переключателей.

Каретку и шатуны убирают при помощи специальных инструментов — съемников. Шатунная пара должна быть в идеальном состоянии, без трещин, также важно уделить внимание подшипникам в каретке. Эти элементы нужно как следует смазывать специальным составом.

Чистка и смазка цепи помогает снизить износ других элементов, которые являются более дорогими — кассет. Цепь можно снимать вручную с помощью замка или выжимки. Изношенные звезды можно заменять по отдельности. Периодическое обслуживание трансмиссии помогает продлить срок службы механизмов и поддерживать работоспособность.

Помощь мастера

В некоторых случаях справиться с проблемами самостоятельно не получится, например, если у велосипеда серьезно повреждена рама или имеются другие заметные дефекты. Тогда стоит воспользоваться помощью мастера и обратиться в специализированную мастерскую. Кроме того, специалисты также могут выполнять мелкий ремонт и профилактическое обслуживание, если по каким-то причинам у вас нет на это времени или вы просто не хотите заниматься подобными делами. При необходимости мастер может подробно рассказать вам, как правильно ухаживать за велосипедом.

Периодичность технического обслуживание велосипеда

Периодичность технического обслуживание велосипеда

Сознательные и ответственные велосипедисты, а именно такими вы и являетесь, раз начали читать эту статью, нередко задаются вопросом – с какой периодичностью нужно проводить техническое обслуживание велосипеда. Скажем сразу – однозначного ответа на этот вопрос нет. Почему? Да потому что у каждого велосипедиста разные стили и условия езды, да и отношение каждого ездока к своему коню разное. Различны также велосипеды и их оснащение. Поэтому сказать, что раз в 6 месяцев каждому велосипеду необходимо полное ТО мы не можем. Но зато дать рекомендации по обслуживанию в зависимости от системы или компонента велосипеда и условий ее использования – запросто. Прочитав наши советы, вы легко поймёте, когда проводить техническое обслуживание своему коню.

Велосипедные шины – проверка давления в шинах также необходима перед каждой поездкой. Периодические осмотры внешней поверхности шины также желательны – проверьте, нет ли в ней трещин, протертых мест.

Тормозная система – ее проверка необходима перед каждый выездом. Вопросов возникнуть не должно – исправная система тормозов обеспечивает возможность тормозить в непредвиденных или же запланированных ситуациях.

Тормозные колодки важно периодически проверять на износ, а примерно раз в год или после проезда 4-5 тысяч километров колодки нужно заменить.

Кассета и её система – чем больше на вашем велосипеде передач, тем быстрее кассета выйдет из строя. Так максимальный ресурс цепи на шестерик до 5000 км при правильном и регулярном обслуживании. Заменить кассету с цепями необходимо после 4-5 тысяч км пробега.

Велосипедные цепи требуют обслуживания достаточно регулярного. При легком режиме покатушек, например, по ровной городской дороге, нет необходимости чистить и смазывать цепь каждый раз после езды, а вот если вы проехали около 100-150 км, то чистка и смазка уже необходимы. А после проезда уже знакомых нам 4-5 тысяч км их уже можно и заменить.

Вилку можно чистить и смазывать после каждой длительной поездки, или раз в 150 км. Чистку и разбор можно провести после 1000 км. До этого рекомендована периодическая проверка давления, закапывание вилочного масла под сальник. Полную замену масла можно провести после проезда 4-5 тысяч километров.

Рулевая колонка, педали, втулки требуют проверки отсутствия люфта примерно раз в 1000 км, чистки и смазки примерно раз в год, или же после 4-5 тысяч километров.

Ролики заднего переключателя необходимо почистить после поездки или раз в 100-150 км. Проехав до 1000 км к чистке важно добавить смазку, а уже после 4-5 тысяч километров нижний ролик следует заменить.

Тросики и рубашки требуют замены в 4-5 тысяч км, до этого периодическая чистка, смазка и проверка на исправность.

Безусловно, если вы страстный любитель езды по бездорожью, вам нипочём слякоть и грязь, мокрая грунтовка, а также жесткие режимы езды, такие как гонки, соревнования кросс-кантри и другие, то вы и сами знаете, что после каждой такой экстремальной покатушки важно осмотреть байк на наличие повреждений, износа, очистить его от грязи и пыли, то есть провести техосмотр, и только после того, как велосипед полностью перебран и вы убедились, что о н в порядке, планировать следующий подвиг.

Резюмируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что в среднем полное техническое обслуживание необходимо велосипеду при пробеге 4-5 тысяч километров, а неполное – после каждой поездки. Не поленитесь уделить пару минут своему двухколесному коню перед каждой поездкой. Просто убедитесь, что все механизмы без повреждений, следов износа нет, проверьте колеса, раму, тросы. Это займёт у вас ровно пару минут, зато вы будете более уверены в дороге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: