Устройство заднего переключателя велосипеда

Задний переключатель для велосипеда

Подвод троса вокруг дропаута

Одним из важнейших изобретений в области трансмиссии велосипеда стал задний переключатель итальянского велогонщика Тулио Компаньоло, появившийся в 1950 году на одном из его велосипедов. Именно данное изобретение позволило адаптировать мышечные усилия велосипедиста к постоянно меняющимся дорожным условиям.

В целом конструкция заднего переключателя достаточно непростая и обеспечивает выполнение двух функций:

  • перемещение цепи между звездами кассеты;
  • натяжение цепи при перебросе в порядке убывания зубьев звезд.

Конфигурация механизма переключения представляет собой параллелограмм с переменными углами, за счет изменения которых рамка с роликами перемещается параллельно оси кассеты, тем самым обеспечивая переброс цепи, а также по высоте, стабилизируя расстояние от ролика до рабочей звезды. Ролики, в большинстве случаев, не взаимозаменяемы.

Переключатель с прямым подводом троса

Наибольшее распространение получил тросовый привод переключателя, но встречаются еще гидравлические и электрические конструкции. В случае тросового привода, его натяжением осуществляется перемещение с меньших звезд на большие, а обратное движение — в результате естественного натяжения цепью.

Современные переключатели выполняются из различных материалов, результатом чего достигается необходимая прочность, весовые характеристики и стоимость. Наиболее дешевые переключатели представлены экземплярами из стали и имеют несколько недостатков:

  • большой вес;
  • невысокую прочность;
  • подверженность деформациям.

Такие модели используются чаще всего на велосипедах недорогого сегмента. Наиболее надежные, но более дорогие — переключатели из комбинации титана и карбона, в которых части, подверженные трению, выполняются из титана, а несущие конструкции, например, рамка — карбоновые. Самыми же востребованными стали конструкции из сплава алюминия, хотя и здесь не обходится без стальных деталей.

Переключатели отдельных производителей, а также различных типов одной фирмы конструктивно могут отличаться по следующим основным характеристикам.

Крепление заднего переключателя на петух

Длина рамки. Она обеспечивает, так называемую, емкость переключателя. Если не вдаваться в математику, то этот параметр характеризует передаточные отношения между системой ведущих звезд и кассетой, которые переключатель обеспечивает без перекосов цепи или ее провисания. Например, при установке переключателя с более короткой рамкой, может оказаться, что при задействовании в работу самых маленьких звезд системы и кассеты, цепь будет иметь недостаточное натяжение.

Направление действия пружины, обеспечивающей переброс цепи, обратный перебросу с помощью тросового привода. В случае перемещения цепи со звезды с меньшим количеством зубьев на большую с помощью троса, такая система носит название Top normal. Если же переброс с помощью троса осуществляется со звезды с большим числом зубьев на звезду с меньшим, а обратное — пружиной, система носит название Low normal.

Схема передаточного отношения привода — перемещения троса к величине перемещения самого переключателя. Наиболее распространены передаточные отношения 2:1 (Shimano) и 1:1 (Sram). Вследствие этого переключатели данных производителей не взаимозаменяемы.

Кроме того, переключатели могут различаться по способу подвода троса, что обязательно следует учитывать при его замене. Традиционно подвод осуществляется вокруг дропаута, однако существуют модели и с прямым подводом, благодаря чему они имеют меньший вес и исключается возможность зацепления петли из троса за препятствие. Добавлением переходника Avid Rollamajig можно усовершенствовать традиционный переключатель до переключателя с прямым приводом.

Еще одно возможное различие — способ крепления. Производители предусматривают два:

  • традиционное крепление на «петух»;
  • крепление на ось втулки.

Последний характеризуется большей устойчивостью к ударам, однако при поломке нередко приходится менять и разрушенную втулку. В первом случае ломается только «петух», стоимость которого значительно ниже.

Ништяки: ролики заднего переключателя

Этот пост про маленький ништячок, который может доставить большое удовольствие или втихомолку жрать ваши силы.

Всегда хочется ехать быстрей прикладывая меньше усилий, чтобы сэкономленные силы потратить на то, чтобы крутить сильней, чтобы ехать ещё быстрей. И кто же нам в этом деле поможет или помешает? Смотрим, куда уходят наши силы: втулки (вычищены, смазаны, настроены), каретка (установлен картридж на промах), цепь (вычищена, смазана, протёрта). Вроде всё, идеал достигнут? Вот и нет! Как-то ролики заднего переключателя упускают из виду. А зря.

На один оборот педалей приходится примерно четыре оборота каждого из двух роликов. И если каждый по чуть-чуть сопротивляется, то выдохнитесь вы раньше, чем могли бы. Возможно вас удивит, но недорогие ролики имеют простейшую конструкцию: пластиковое тело, металлическая ось, пара заглушек и всё.

Пыль и грязь проникает внутрь на раз, смешивается со смазкой, загустевает и сопротивляется вращению. Когда вы в последний раз меняли там смазку?

Традиционная присказка: вы можете не обращать на это внимание и не читать статью дальше если катаетесь не дальше, чем вокруг клумбы во дворе, актуальность изложенного возникает при поездках близких к 100км.

Если поставить ролики с закрытыми пром.подшипниками, будет два плюса:

  1. Крутить станет легче — ехать будете быстрей и дальше,
  2. всё обслуживание — внешняя чистка, грязь не сможет пробраться внутрь и поломать кайф.

Можно добавить и ещё несколько:

  1. Не стандартный внешний вид роликов мало кто заметит, но вы то о нём знаете!
  2. Вес алюминиевого ролика не превосходит 10 грамм. Вейтвиннерам радость.
  3. По соотношению [затраты — прибавка к «катит»], это, пожалуй, самый выигрышный апгрейд.

В общем, с преимуществами разобрались, осталось выбрать подходящую модель по форме, цвету и цене. Помогают в этом традиционно китайцы (или китайцы с aliexpress). У европейцев в продаже те же ролики, но с кратным множителем на цену за лейбл. Обязательные части ролика: ось в середине, зубчики по краю, а как крепить одно к другому решает производитель. Поэтому есть множество роликов разной степени ажурности.

виды роликов заднего переключателя

Что ещё добавить. Низкую цену может компенсировать точность изготовления. Тут как повезёт. Я заказывал четыре ролика двух цветов. У одного подшипник крутился с небольшим сопротивлением. Наверняка «разработался» бы после первой же поездки (upd: поставил на осенние-грязные поездки — так и не разработался), но мне было из чего выбирать и поставил те, что сразу крутились отлично. За два года и несколько тысяч километров не пожалел что поставил. Особого износа тоже не заметно. Вот фото моего слегка грязного переключателя — видно, что стёрлось покрытие на зубчиках, собственно, и всё.

UPD 2017

На распродаже 11.11.16 на aliexpress взял к новому сезону несколько алюминиевых роликов с промподшипниками классом повыше, чем те, на которых езжу. Благо — распродажа снизила цену вдвое против обычной. Действительно, разница в цене оправдана. Сложно выделить какое-то одно преимущество — они по всем параметрам чуть-чуть лучше: чуть аккуратней грани, чуть точней подогнаны боковые заглушки, чуть легче вращение подшипника, две втулки разных диаметров позволяют установить ролик на два типа болтов. В общем, не жадничайте добавить 1-2 бакса сверху.

Визуально «ролик подороже» на картинке интернет-магазина кроме цены как правило отличается от «ролика подешевле» наличием какой-нибудь маркировки на боковых крышечках и чётко выраженным углом перехода от плоской боковины крышки к основному телу переключателя. У недорогих они часто округлые.

Читайте также  Зимнее хранение велосипедов

Стоит отметить ещё один момент: после первоначального обзора я встречал отзывы не только положительные, но и о печальном опыте некоторых райдеров использования алюминиевых роликов переключателей на промподшипниках. Основная претензия: подшипники качения в отличие от подшипников скольжения от пребывания в сыро-грязе-болотных условиях могут заржаветь, забиться песком-грязью и заклинить в самый неподходящий момент. Наверное, оно так. Так и техобслуживание ни кто не отменял! Особенно после грязевых ванн. Меня таки ролики за многие тысячи километров ни разу не подводили. Даже под дождём, даже после грязи в которой прекращали вращаться колёса. Но я и не гнушался почистить велосипед после поездки.

UPD 2017.12

Опыт этого сезона показал, что надо необходимо обращать внимание на то, чтобы при вращении ролика крутился именно подшипник, а не сам ролик вокруг подшипника. Т.е. подшипник должен быть прочно впрессован в ролик. Что произойдёт в случае, если будет крутиться не подшипник, а ролик вокруг подшипника? Под действием цепи ролик сдвинется в одну из сторон и начнёт стачивать боковую заглушку. Когда заглушка сотрётся, ролик может задевать и тереть о рамку переключателя. Такое «гуляние» ролика ухудшает точность переключения и затрудняет вращение. На фото печальный пример — боковая заглушка стёрта до размера подшипника и свободно проходит в отверстие ролика. Исправить дефект до установки тоже несложно: нанесите суперклей, красный фиксатор резьбы или что-то подобное, чтобы зафиксировать подшипник в ролике. Вывод: пользу приносит только качественный не повреждённый ролик. Обращайте внимание при установке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: