Зачем нужны скорости на велосипеде - Pk-shturm.ru

Зачем нужны скорости на велосипеде

Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать.

В этой статье мы поговорим о переключении скоростей (передачах) на велосипеде. Для чего они нужны, как правильно выбрать передачу и как правильно переключать.

В нашем магазине продаются велосипеды с одной, 6-ю (у них одна передняя звезда и 6-ть задних звезд) и 21 передачей (3 передние звезды и 7 задних звезд).

Для чего вообще нужны передачи?

Передачи нужны для комфорта велосипедиста. Они позволяют экономить силы и подобрать наиболее удобный режим езды исходя из:

  • Рельефа дороги (ровная трасса, подъем или спуск, разгон или плавное торможение)
  • Качества дорожного покрытия (одно дело езда по ровному шоссе, а другое по городскому асфальту в буграх и впадинах или по грунтовой дороге)
  • Требуемой скорости движения — необходимо поддерживать заданную скорость движения или разогнаться
  • Погодных условий (например, попутный или встречный ветер)
  • Физического состояния велосипедиста

При правильном использовании передач можно:

  • быстрее, а главное более экономично (с точки зрения физических сил, при тех же прочих условиях), добраться из одной точки в другую, чем при поездке на односкоростном велосипеде.
  • не маловажен и тот факт, что при правильном подборе передач, продлевается срок службы деталей байка.
  • и последнее, при неправильной установке передач коленные суставы будут подвергаться гораздо более серьезной нагрузке.

Что значит «переключить передачу»

Фактически переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие на передних шестеренках и задней кассете или трещотке. Что это такое и где они располагаются на велосипеде можно посмотреть на схеме. В чем разница между кассетой и трещоткой более подробно описано в статье » В чем разница между трещотками и кассетами «

Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.

Как нумеруются звездочки в системе и кассете (трещотке) трансмиссии

Принята следующая нумерация звезд: все звезды имеют нумерацию от рамы. Только передние три звезды (в системе) идут на увеличение – 1-я самая маленькая, 2-я средняя и 3-я самая большая, а в задней кассете звезды расположены наоборот: 1-я самая большая, а последняя самая маленькая.

Здесь важно понять, что при выборе передачи цепь не должна быть сильно перекошена. Иначе она и звезды трансмиссии будут сильно тереться друг об друга и быстро изнашиваться.

На этом рисунке показаны те варианты включения передач, которые не рекомендуется использовать как раз из-за перекоса цепи.

Передачи, которые не рекомендуется использовать Рекомендуемые передачи

Чем переключают передачи.Манетка для переключения скоростей

Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки или рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.

У вращательных манеток (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.

У рычажковых переключателей имеются небольшие рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.

У нас можно купить велосипеды и с вращательными и с рычажковыми манетками известных японских производителей Shimano и Sypo.

Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.

Теперь важно понять, как подбирать передачи и правила их переключения.

Какие передачи и когда использоватьПринципы выбора передач на велосипеде

Самая маленькая передняя звезда (номер 1) используется при крутых подъемах, поездках по вязкому грунту или песку, густой траве, при сильном встречном ветре на грунтовке. То есть когда есть сильное сопротивление движению велосипеда. При этом на задней кассете используются самые большие звезды с номерами от 1 до 3 в зависимости от их количества в кассете.

Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней — дает максимальную мощность и используется для крутых подъемов.

Средняя передняя звезда (номер 2) это основная рабочая шестеренка. Используется чаще всего при езде по асфальту, грунтовым дорогам, при сильном встречном ветре, плотному песку и грунту, на небольших горках. При этом используются задние звезды с номерами от 2 до 5-6 в зависимости от звезд в кассетах – главное, чтобы не было сильного перекоса цепи, как показано на рисунке.

Самая большая звезда спереди (номер 3) используется при езде по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, когда нет сильного встречного ветра, при спуске, для поддержания скорости при небольших физических нагрузках. При этом используются маленькие задние звезды на 6-7 звездных кассетах это 5,6,7 звезда. На 8-9 звездных кассетах это 5-8,9.

Комбинация самой большой передней звезды и самой маленькой задней — дает максимальную скорость.

Начинать езду рекомендуется со средней передней шестеренки. Задним переключателем подбирайте себе самую удобную нагрузку на ноги. Если дорога пошла под гору, и Вы чувствуете, что задних звезд уже не хватает, чтобы прибавить – переходите на большую звезду спереди. Как только темп вернется к обычному – вернитесь на среднюю переднюю шестеренку.

Аналогично и с нижними передачами. Поехали в гору и чувствуете, что задних звезд не хватает – переходите на переднюю малую звезду (номер 1), и потом возвращайтесь на среднюю, когда дорога станет ровной.

Считается, что на второй звезде спереди нужно ездить до 20-25 км/ч., а после этого переходить на третью звезду.

На первой звезде ездя до 10 км/ч, на очень крутых подъемах, по песку, грязи и т.п.

Трогаясь с места можно использовать передачи: 2-4, 2-5.

Что нужно еще понимать при выборе передачи. Есть у велосипедистов такое понятие – «каденс». Это частота вращения педалей в минуту. Оптимальная частота должна быть 80-110 оборотов с минуту. Это связано с физиологией коленного сустава. С выделением «смазки» в суставе для уменьшения трения костей. При слишком низком каденсе (менее 80) «смазка» более вязкая, а более 110 идет слишком сильная нагрузка на колено. Поэтому Ваша задача при выборе передачи как раз и заключается в том, чтобы держать этот оптимальный каденс (80-110 оборотов в минуту).

В общем, строгих правил нет – каждый байкер сам выбирает, как ему удобно ехать. Помня эти простые правила, не бойтесь — пробуйте. Тело само Вам подскажет, как и когда переключать передачи, а потом появится опыт и переключение передач будет происходить практически на автомате.

Правила переключения скоростейПереключение передач перед подъемом

  1. Любое переключение скоростей должно происходить в движении, т.е. педали должны крутиться. Причем при переключении на передних шестеренках педали нужно крутить плавно, без усилия, чтобы цепь стала на соседнюю звезду с меньшим усилием. На них разница между зубьями соседних звезд более 10. На задних звездах кассеты перепад количества звезд не такой большой и поэтому там цепь перебрасывается спокойней.
  2. Переключение на новую передачу должно быть бесшумным. Если Вы слышите неприятный металлический скрежет, значит, Вы выбрали неправильное соотношение звезд и, в итоге, цепь перекосилась, или трансмиссия велосипеда настроена неправильно.
  3. Переключаться нужно заранее, не на самом подъеме или спуске, а перед ним.
  4. Если нужно переключиться на несколько передач сразу – то лучше это делать поэтапно, по одной
  5. Нельзя переключать одновременно передние и задние переключатели – может заклинить цепь.
  6. Не переключайте передачи при неподвижном велосипеде – так можно сломать рамку переднего или лапку заднего переключателя. Более подробно, почему этого нельзя делать описано в статье » Почему нельзя переключать передачи на велосипеде стоя на месте «

Смазка цепи

Придерживайтесь этих простых принципов и правил, держите цепь смазанной, переключатели чистыми и путешествуйте на велосипеде в свое удовольствие.

И в заключении, хочется сказать вот еще что.

Существует всего два типа систем для переключения передач. Систему, основанную на звездах мы рассмотрели в этой статье.

Второй вариант — это использование планетарной втулки на заднем колесе. Она обладает как рядом преимуществ, так и некоторыми недостатками, о которых описано в другой статье и почитать об этом можно в ней.

Сколько скоростей на велосипеде нужно и как их переключать?

Распространенное, но все уменьшающееся заблуждение о том, что чем больше скоростей тем лучше.

Нужно задаться вопросом чем лучше? Или кому лучше?

Сегодня можно встретить решения от 1 до 33 скоростей. В самых различных сочетаниях: 1×7, 1×11, 2×9, 3×10 (первая цифра — количество звезд спереди, вторая цифра количество звезд сзади на кассете). Перемножая эти цифры вы получаете то, максимальное количество скоростей, которое можете "включить" во время катания.

Что значит «переключить передачу»?

Переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие. Таким образом изменяется передаточное соотношение и усилие "на педалях".

Зачем велосипеду скорости?

В первую очередь для комфорта. Передачи дают возможность экономить силы и выбирать удобный режим педалирования исходя из:

  • Рельефа дороги (плоскость, подъем или спуск, разгон или плавное торможение);
  • Качества дорожного покрытия (шоссе, проселок, горы);
  • Требуемой скорости;
  • Погоды (попутный или встречный ветер);
  • Физического состояния райдера.

При правильно подобранных передачах:

  • Быстрее и экономичнее (с точки зрения физических сил) передвигаться;
  • Получить дольший срок службы работы компонентов велосипеда;
  • Снизить нагрузку на коленные суставы.
Читайте также  Как сделать на велосипед мотор

А также быстрее ехать с горки, взбираться в подъемы затратив меньше усилий или ехать с удобной постоянной скоростью.

Сколько скоростные трансмиссии бывают?

Сзади на кассете, если велосипед многоскоростной обычно от 5-11 звездочек. Так и трансмиссии бывают 7/8/9/10/11 скоростные.

Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10-11 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.

Спереди обычно бывает от 1 до 3 звезд.

Почему раньше все хотели сделать скоростей побольше?

Считалось, небезосновательно, что чем большее передаточное соотношение будет на конкретном велосипеде, тем более точную передачу можно подобрать под конкретный рельеф. Это действительно так.

Однако сегодня все таки пришли к тому, что можно обходиться и меньшим количество звездочек на велосипеде. Тем самым сильно экономя вес, так как убираются лишние звезды спереди и передний переключатель.

Почему цепь не спадает с одной звезды спереди?

Разработка последних лет — специальная звезды Narrow Wide с переменным и более высоким сечением зубов, а также особенный задний переключатель, который гасит все неровности. Все это вкупе позволяет обойтись без необходимости успокоителя цепи на передней звезде.

Сколько все это стоит?

Тенденция такая, что чем выше классом трансмиссия — от 7 до 11 скоростной, тем она дороже.

  • 7-9 скоростные ставят на самые доступные велосипеды;
  • 10 скоростные можно встретить на велосипедах среднего класса;
  • 11 и даже 12 скоростные версии встречаются на профессиональных моделях.

Чем больше звезд в кассете, тем они становятся ближе друг к другу и цепь будет тоньше. От этого цена такого изделия будет выше, а долговечность ниже.

На фото 10 и 11 скоростная кассета.

Что значат цифры в описании трансмисии 48х36х26Т?

Они означают количество зубьев на звездочках. Если вы новичок, то информация для вас почти бесполезна так как не с чем сравнить. А вот если вы уже опытный велолюбитель, то сможете выбрать новую трансмиссию или велосипед согласно своим предпочтениям на опыте предыдущих велосипедов.

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Если вы хотитет чтобы ваша цепь и звездочки прослужили максимально долго рекомендуется производить переключение в момент минимальной нагрузки. Поясним — переключение посреди подъема оказывает очень сильную нагрузку на трансмиссию, из-за чего возможны ситуации вплоть до поломки переключателя или разрыва цепи.

Также старайтесь переключаться заранее и не допускать чрезмерного перекоса цепи.

Поломки переключения передач.

Через какое-то время катания, смазываете ли вы цепь или нет, может потребоваться внимание к трансмиссии. Цепь может перестать идеально переключаться как в самом начале. Проблемы могут быть в следующем:

  • Растянулся тросик переключения передач — требуется подтянуть специальным рычажком на манетке или переключателе;
  • Рубашка тросика скопила слишком много грязи — лучше заменить вместе с тросиком;
  • Не настроен задний переключатель — требуется настройка, лучше в мастерской.

Какие виды переключателей на руле бывают?

Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают:

  • вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки;
    • (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.

      рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.

      Специальные рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.

      Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.

      Если говорить более профессионально, то смена скоростей меняет каденс. Каденс — это частота вращения педалей и необходимая сила давления на них, достигаемая за счет изменения передаточного числа между колесом и педалями. Каденс важен с точки зрения сил и пользы для здоровья, чтобы равномерно распределять затрачиваемую на вращение педалей энергию.

      Оптимальным считается каденс в районе 60-100 вращений в минуту.

      Если вы едете в гору или по неровной местности, нужно прилагать массу усилий для кручения педалей, что при большой продолжительности грозит артритом. Включив низкую скорость, вы облегчите себе кручение педалей, уменьшите нагрузку на мышцы и суставы, но велосипед будет ехать медленнее.

      На ровной трассе или при спуске с горы необходимо включать высокую скорость, тогда для кручения педалей потребуется бОльшее усилие (по сравнению с моделями без скоростей или другой передачей), но двухколесный конь станет быстрее, устойчивее, будет двигаться ровнее и стабильнее.

      Так сколько же нужно скоростей для счастья?

      Ответим на этот вопрос так. Как и в статье сколько стоит хороший велосипед мы отметим, что все зависит от применения велосипеда и места катания.

      Если вы катаетесь исключительно по дорожкам в парке или тротуару, скорости на велосипеде вам, действительно, не нужны. А вот поклонники езды по пересеченной местности, долгих путешествий с чередованием подъемов, спусков и ровных участков, настоящие спортсмены оценят этот параметр по достоинству.

      Для городских и складных велосипедов нет необходимости в количестве скоростей более 7-9. Для них тезис "чем больше, тем лучше" не работает.

      Для горных велосипедов среднего и высокого уровня уже сегодня предлагаются решения 1×10, 1×11 (Одна звезда спереди и 10-11 сзади). При этом "всего" 10-11 скоростей хватает даже для гористой местности. На более доступных велосипедах чаще встречаются варианты вроде 2×10, 3×9.

      Для любительского катания, достаточно уже 18 скоростей. Катание в городе, парке или лесных массивах менее требовательно к передаточным соотношениям.

      Автор статьи: Смирнов Денис. Гонщик — даунхилл, слалом. Призер соревнований в России и за рубежом c 2006 года. Призер Кубка Москвы по даунхиллу 2018.

      Какое количество скоростей у велосипеда лучше

      Какая велотрасмиссия лучше

      Сегодня велодорожки и обычные улицы городов и поселков пестрят разнообразием велотранспорта. Довольно редко среди них можно встретить велосипед, на котором не предусмотрено переключение скоростей. Чаще всего на них катаются самые маленькие или, напротив, возрастные велосипедисты. А ведь еще несколько десятилетий назад на таких велобайках передвигалось все население планеты, не подозревая о том, что скоро на них появятся скорости и езда станет в разы более комфортной и приятной. Широкая линейка выпускаемых моделей, десятки производителей и их агрессивная реклама мешают расставить приоритеты и разобраться, какое количество скоростей у велосипеда лучше подойдет к определенному стилю катания и образу жизни велосипедиста.

      Зачем нужны многоскоростные велосипеды

      Многоскоростная трансмиссия

      Еще совсем недавно любовь к велоспорту не была столь массовой, как сегодня. Люди использовали велосипед как бюджетное средство передвижения или как способ непродолжительного проведения досуга. И неудивительно – несмотря на то, что велотранспорт был способен развивать значительные скоростные показатели, он был все еще некомфортен и не приспособлен для передвижения в условиях бездорожья и холмистого рельефа. Постепенное совершенствование велотранспорта привело к установке на велосипед трансмиссии, позволяющей менять усилие, которое райдер прилагает к педалям.

      Чтобы уменьшить нагрузку на педали во время движения и снизить энергетические затраты велосипедиста, на современных велобайках предусматривается возможность переключать передачи. Для снижения утомляемости во время движения следует правильно выбирать скорость и поддерживать постоянный каденс – так велосипедисты называют количество оборотов педалей в минуту. Переключая скоростной режим, райдер может сохранять постоянный каденс при движении по шоссе или песку, подъеме в гору или спуске с холма. При подъемах, трансмиссию следует переключать на более низкие передаточные числа, чтобы уменьшить нагрузку на суставы и мышцы, при спусках рекомендуется выбирать высокие передачи для обеспечения велобайку стабильности и лучшей устойчивости.

      Переключение передач происходит путем переброса цепи с одних звездочек на другие, при этом меняется частота вращения педалей, а также необходимое для этого усилие. На всех современных велобайках переключение скорости осуществляется на руле. Для этого необходимо переключить или повернуть рычаг (манетку) в требуемое положение.

      Если велотранспорт используется для преимущественного катания в прогулочном темпе, по дорогам с асфальтовым покрытием, многоскоростная трансмиссия особого смысла не имеет, так как в большинстве случаев для движения выбирается и постоянно используется один определенный режим.

      Сколько передач может иметь велосипед

      Многоскоростная трансмиссия

      Подавляющее большинство современных велобайков оснащено специальными системами переключения скоростей. Чаще всего выпускается велотранспорт с количеством передач от 6 и до 36. Подсчитать это значение не составит труда – для этого необходимо число передних звездочек умножить на количество задних. Спереди на велосипед обычно устанавливается от 1 до 3 звезд, задняя кассета может комплектоваться гораздо большим количеством – от 6 до 12. Так, если спереди установлена лишь одна звезда, а число задних передач равняется трем, считается, что велобайк обладает только тремя скоростями. Три передних звезды в сочетании с шестью задними позволяют увеличить их общее число до 18, а комплектация задней кассеты одиннадцатью звездами позволяет довести этот показатель до 33.

      При этом следует учитывать, что фактически использовать можно значительно меньшее количество передач, так как из-за неизбежного перекоса цепи и ее различного натяжения, не все звезды удается совмещать для комфортного передвижения на байке.

      Оптимальное сочетание достигается, если комбинировать переднюю и задние скорости следующим образом;

      • 1 и 1; 1 и 2; 1 и 3; 1 и 4;
      • 2 и 4; 2 и 5; 2 и 6; 2 и 7;
      • 3 и 6; 3 и 7; 3 и 8; 3 и 9.

      Эта схема наглядно показывает, что хотя велотрансмиссия комплектуется 3 передними и 9 задними звездами и соответственно считается 27 – скоростной, фактически использоваться будут лишь 12. Однако этого количества вполне достаточно для комфортного и безопасного передвижения по местности с любым рельефом на оптимальной скорости.

      Зависимость количества скоростей от велодисциплины

      Синглспид трансмиссия

      Райдеров, катающихся преимущественно в городских условиях по привычным маршрутам, вполне удовлетворит велотранспорт с небольшим количеством передач. Ведь, как правило, наиболее часто используются только 2 – 4 средние скорости. Поэтому городские велосипеды в своем большинстве имеют лишь 6 – 9 передач. Однако в последнее время производители предпочитают оснащать даже городской вариант не менее, чем 18 скоростями. Эти велобайки комплектуются передней амортизационной вилкой и подходят для использования как в городской черте, так и на пересеченном рельефе.

      Велотранспорт для юных райдеров может иметь 3 скоростных режима, или вообще не предусматривать возможность их переключения.

      Редкий горный велосипед сейчас имеет менее 18 передач. Транспортные средства для экстремальных дисциплин, таких как даунхилл, оснащаются 7 – 9 скоростями. При этом новые современные маунтинбайки в последние годы переходят на трансмиссию с 10 – 12 передачами, с одной звездой спереди.

      Шоссейные велосипеды с большим диаметром колес оснащаются большим количеством передач, что позволяет поддерживать оптимальный каденс и сохранять скоростные показатели на протяженных участках.

      Трюковые велосипеды изготавливаются чаще всего односкоростными.

      Правила переключения скоростей

      Манетка переключения

      Движение на велобайке по дорогам с различным покрытием имеет свои особенности. Соответственно, скоостные режимы переключаются также с учетом дорожной ситуации.

      При подъеме в гору, передвижении по грязи или песку оптимальным считается включение первой передней звезды. Низкая передача позволяет быстрее крутить педали, прилагая при этом меньшее усилие, набирать темп езды и сохранять при этом силы.

      Переключать велосипед на более высокую передачу не следует непосредственно во время подъема, так как это приведет к повышенному износу велодеталей и может спровоцировать соскакивание цепи.

      Вторая передняя звезда позволяет комфортно использовать велосипед для передвижения по холмистой местности, лесным дорогам, полям и лугам.

      Третья предназначена для езды по шоссе, а также асфальтированным городским улицам.

      Райдеры, эксплуатирующие многоскоростной велосипед не один год, рекомендуют неукоснительно придерживаться следующих правил:

      • переключать скорости только во время движения и никогда во время остановки;
      • не переключать передачи в крайние противоположные положения, так ка это вызывает перекос цепи, ее повышенное натяжение и, как следствие, изнашивание трансмиссии. Оптимальная разность между звездами не должна превышать 4;
      • переключение следует совершать последовательно. Нельзя сразу переключаться с низшей звезды на самую высшую;
      • регулярно осматривать велосипед и смазывать цепь.

      Итоги

      Возможность переключения передач делает езду на велобайке значительно более легкой и комфортной. И, выбирая сегодня велосипед, стоит подумать о приобретении многоскоростной модели. А модели со сколькими скоростями отдать предпочтение, зависит от стиля езды и потребностей каждого конкретного велосипедиста.

      Переключение передач на велосипеде. Что нужно знать?

      В дни всё большего проникновения велосипедов в жизнь современного города, техническая грамотность не повышается. Наверное, некоторые боятся задавать вопросы из-за страха быть высмеянными “старшими товарищами”. Возможно, есть и другие объяснения отсутствию осведомленности в трансмиссии велосипеда.
      В любом случае, если вы нашли эту статью, то вам интересно получить исчерпывающую информацию. Ну, а мы постараемся максимально доступно внести ясность в этот вопрос.

      Прежде, чем перейдем к обсуждению предмета разговора, напомним, что у нас есть серия статей, посвященных устройству велосипеда: всё о цепях, история Campagnolo (раскрываем тему изобретения переключателей), как выбрать шлем, важность наличия велосипедного света, всё о МТБ трансмиссии, как уберечь ноги… и много всего другого. Заходите, читайте, просвещайтесь)

      Как определить количество велосипедных передач?

      Количество передач на велосипеде определяется по количеству звезд спереди и сзади. Спереди может быть одна, две или три звезды. Сзади количество звезд на кассете может варьироваться от 7 до 13. Чтобы понять количество передач на своем велосипеде, достаточно перемножить передние и задние звезды, например 1х11, 2х11, 3х9 и так далее. Но не стоит спешить с выводами. В некоторых случаях трансмиссии 1х13 обеспечивают больший или такой же диапазон, что и 2х10 системы. Зависит это от количества зубов на передних и задних звездах.

      Зачем так много звезд?

      С помощью звезд мышечная энергия трансформируется в механическую. Однако, существуют разные условия движения, где передачи себя и проявляют. Представим себе, что вы крутите педали с каденсом (частота вращения педалей) 90 об/мин двигаясь по ровной дороге. При заезде на затяжной подъем без переключений, крутить педали станет сложнее, а по мере увеличения угла наклона дороги педали и вовсе станет не провернуть. Знакомо?
      Чтобы избежать это негативное явление передачи и придуманы. Вам достаточно переключить звезду спереди на меньшую или сзади на большую и педали станет вращать намного легче. Так сохраняется удобный каденс, ноги разгружаются и дольше проедут, а скорость велосипеда при этом снизится. Это называется — понижение передачи. Если подъем сменился спуском, на котором хочется подразогнаться, то вы не будете успевать проворачивать педали. То есть, каденс останется на уровне 90 об/мин, но на ускорение это влияния не окажет, вы начинаете подскакивать на седле и всё такое. В этом случае можно перейти на большую звезду спереди или меньшую сзади. Таким образом происходит повышение передачи, появляется усилие на педалях, происходит разгон.

      Объяснить суть трансмиссии можно еще и так. Если включить маленькую спереди и большую звезду сзади, то при проворачивании шатунов (а к ним педали и крепятся) на 3 оборота, колесо совершит 1 оборот. Значения приведены примерные для ясности картины, в реальности соотношения отличаются. Если же спереди включить большую звезду, а сзади маленькую, то при одном обороте шатуна колесо совершит 3 оборота. Попробуйте это проделать на своем велосипеде, и вам сразу станет понятно, что на повышенной передаче педали вращаются с большим усилием, но колесо при этом крутится намного быстрее.

      Передачи присущи не только велосипедам, широкое применение они находят и в автомобилях. Принцип там точно такой же. Меньше передача — медленнее едешь — легко заезжаешь в горку.

      Кстати, существуют еще планетарные механизмы переключения передач и велосипеды “фикс” или “fix”. Последние содержат всего одну передачу, а значит, там по одной звезде спереди и сзади. Название у них такое благодаря тому, что в большинстве случаев задняя звезда напрямую соединена со втулкой без механизма храпового зацепления (на многоскоростном велосипеде он трещит, когда колесо крутится). Подробнее о них поговорим ниже.

      Планетарные трансмиссии также содержат всего две звезды, но могут включать в себя от 2 до 14 передач. Механизм переключения полностью спрятан в задней втулке и не виден снаружи. Принцип работы отличается, но суть от этого не меняется.

      Если подвести итог, то получается, что передачи нужны для того, чтобы сделать поездку удобнее и эффективнее, а реализуются они с помощью большого количества звезд.

      Зачем велосипед с одной скоростью?

      На этот вопрос нет однозначного ответа. В некоторых случаях это необходимо для спорта. В некоторых случаях важна доступность, а кто-то считает это истинным проявлением философии велосипеда во всей его красе без лишних нагромождений.
      Да, мы вернулись к фиксам, они же являются повторением трековых велосипедов, а вмести они являются разновидностью шоссейников. В зависимости от назначения велосипеда подбираются соответствующие размеры звезд спереди и сзади. Кстати, не думайте, что они медленные. Да, горки на них преодолевать непросто, но на прямой они очень шустры. В условиях трека нередки скорости около 70 км/ч.
      Еще раз!
      Скорость 70 км/ч без спусков, просто по прямой!
      Результат достигается из-за легкости всего велосипеда, из-за отсутствия перекосов цепи, так как передача всего одна, и, конечно, тонкие колеса в паре с аэродинамикой тоже вносят свою Лепту.

      Впрочем, не только для гоночных нужд такие велосипеды существуют. Встречаются городские модели, где упора на скорость нет, зато есть упор на комфорт и размеренное движение. Преимущество одной звезды — больший срок службы трансмиссии из-за отсутствия перекосов, меньше сил затрачивается на прокручивание всей системы из-за отсутствия всё тех же перекосов. Минус — тяжело осилить горки.

      Что такое перекос цепи?

      Он возникает на трансмиссиях, где передач больше одной. Разумеется, чем перекос меньше, тем выше эффективность и тем меньше износ системы.
      Производители не рекомендуют использовать крайние звезды кассеты, если звезда спереди при этом остается неизменной. Цепь должна оставаться всегда максимально “прямой”.

      То есть, если спереди включена самая маленькая из трех звезд, то сзади целесообразно пользоваться тремя или четырьмя самыми большими звездами.
      Если спереди включена самая большая звезда, то сзади задействуются только три-четыре меньших звезды.
      Переживать не стоит, большие перекосы — это законно и к разрушению вселенной не приведет, как в случае с делением на ноль.Трансмиссия останется рабочей и всё переварит, но ресурс ее будет расходоваться намного быстрее. Тем не менее, если трансмиссия в себе содержит 30 передач (3х10), то доступными являются далеко не все 30, а лишь их небольшая часть, которая вписывается в рамки разумного перекоса.
      Ситуация с системами 1х10, 1х11 и т.д., совсем иная. В этих решениях большие перекосы неизбежны, однако передняя звезда выставляется таким образом, чтобы находиться напротив наиболее частоупотребляемых звезд на кассете с учетом приемлемого перекоса.

      Манетки, шифтеры, ручки, дуалы. что это?

      Управление передним и задним переключателями осуществляется с помощью индексных рулевых манеток. К деньгам это слово отношения не имеет. Или имеет. Сложно найти достоверную информацию по этимологии этого слова, однако пишется оно через букву А.

      На горных велосипедах они выглядят как “коробочки” с двумя рычагами, обычно располагаются близко к тормозной ручке. Впрочем, бывают моноблоки, где тормоз и манетка расположены в одном корпусе. Один рычаг повышает передачи, второй понижает, чему соответствуют щелчки и перемещение индикаторной стрелки. С каждым перемещением рычага изменяется положение заднего или переднего переключателя относительно звезд, он тянет за собой цепь, перенося ее на другую звезду. Стоит ли говорить, что раз переключателей два, то и манеток должно быть две.

      Встречаются решения, где тормоз и рычаг переключения передач реализованы в виде отклоняющейся по двум осям ручки. В МТБ такая система не прижилась. Еще бывает реализация манеток в виде грипсы руля. У такой конструкции тоже есть свои поклонники. Однако наибольшая популярность осталась за отдельно стоящими манетками.

      На шоссейных велосипедах комбинация тормоза и переключателя в одном устройстве, напротив, очень прижилась и остается популярной с момента ее изобретения. В тормозные ручки интегрировали манетки, таким образом появилось новое название “дуалы“ или “дуалконтролы” (от англ. Двойной контроль).

      Суть их работы точно такая же, а вот реализация несколько иная и может изменяться в зависимости от производителя. В народе шоссейные дуалы порой называют пистолетами, а МТБ манетки — шифтерами. Академических терминов приводить здесь не станем, если вы их кому-то озвучите, вас не поймут) Ну, а правильные народные названия, с которыми вас поймут везде, были употреблены в этой статье)

      Как переключаться правильно?

      Этот вопрос не всех волнует, хотя и он тоже важен. Возьмите себе за правило — при переключениях не давите на педали сильно. Если сохранять привычное давление на педали, то трансмиссия в некоторых ситуациях может не осуществить переключение в нужный момент, но осуществит его в ненужный. Сделает велосипед это с грохотом и провалом педалей. В худшем случае цепь может погнуться или порваться. Поэтому при необходимости переключиться перестаем давить на педали, но продолжаем их вращать, после чего и меняем передачу. Если вы двигаетесь в горку, то перед переключением немного ускорьтесь, чтобы иметь запас времени на переключение.

      Собственно, вот и всё, что необходимо знать о трансмиссии велосипеда. Мы пробежались по верхам, по самой базовой информации и некоторые моменты умышленно опустили, чтобы лишний раз никого не запутать и не нагружать скучными и нудными техническими подробностями.

      Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

      Как переключать скорости на велосипеде

      Катание по ровной местности и поднятие в гору требуют различных усилий велосипедиста. В случае односкоростного велодевайса выбора особого нет, кроме как опираться на собственные силы. Те, кто заезжал в гору на односкоростном велосипеде, знает, как это непросто. К такой технике относятся детские модели, например Dewolf J16 Boy. Другое дело — велосипед с несколькими передачами, когда смена скоростей позволяет регулировать нагрузку и экономить силы байкера. Чтобы стальной друг служил долго без поломок и езда была комфортной, необходимо разбираться в том, как переключать скорости на велосипеде.

      2.jpg

      Для чего необходимо переключение передач

      Смена скоростей велосипеда предназначена для экономии сил байкера и выбора удобного режима езды в зависимости от рельефа дороги и качества дорожного покрытия или отсутствия такового, необходимой скорости движения, погодных условий, физической подготовленности велосипедиста. При правильном переключении передач появляется возможность быстрее добраться до заданного пункта, экономя физические силы. При этом продлевается срок службы деталей дорожного девайса. С другой стороны, при неправильной установке скорости коленные суставы велосипедиста будут подвергаться излишней нагрузке.

      Что значит смена передач

      Одной из частей трансмиссии велосипеда являются звезды — зубчатые колеса цепного привода. Передние звезды входят в состав системы, задние — образуют кассету. При смене передач на велосипеде происходит перетаскивание цепи с одной звезды на другую, а различные скорости — это комбинации передних и задних звезд. Смена скоростей производится с помощью передних и задних переключателей скоростей. Все звезды имеют нумерацию от рамы, при этом передние из них (в системе) идут на увеличение, где первая — самая маленькая. В задней кассете наоборот: первая звезда — самая большая.

      Виды переключателей скоростей

      Городские велосипеды бывают оснащены механизмами внутреннего и внешнего переключателей, каждый из которых имеют свои плюсы и минусы.

      1. У велосипедов с механизмом внутреннего переключения скоростей, спрятанного внутри задней планетарной втулки, имеются всего по одной задней и передней звезде, а количество передач — от 3 до 7. Планетарные втулки надежны и долговечны, поскольку расположенный в корпусе механизм защищен от неблагоприятных погодных и дорожных условий. К тому же передачи можно менять без вращения педалей. Но такие механизмы тяжелы и в случае поломки требуют сложного ремонта.
      2. Большинство многоскоростных велосипедов от городских до горных моделей, таких как Dewolf Forest 3, оснащены механизмом внешнего переключения скоростей, которые отличаются небольшим весом, простой конструкцией и обеспечивают большое количество передач. К недостаткам внешних переключателей относятся незащищенность от внешних неблагоприятных условий, возможность поломки при падении техники, а также то, что нельзя менять передачи дорожного девайса без движения. К тому же такие механизмы периодически требуют обслуживания и регулировки.

      Чем переключают передачи

      Механизмом управления переключателей является шифтер. Его называют еще манеткой. При помощи шифтера заднего переключателя, расположенного на руле с правой стороны, цепь перекидывается между задними зубчатыми колесами. Соответственно шифтер левого переключателя, который находится на руле слева, отвечает за переброску цепи между правыми звездами и служит для подстройки под основной тип местности.

      Манетки бывают вращательными и рычажковыми. У первых переключение скоростей происходит движением ручки на себя или от себя. Рычажковые — более удобны и менее прихотливы.

      Как выбрать скорость на велосипеде

      Необходимо выбирать передачи в зависимости от дорожных условий и собственных физических возможностей так, чтобы избегать перекоса велосипедной цепи, иначе в результате излишнего трения механизм быстро износится.

      1. Максимальную мощность технике обеспечивает комбинация самой маленькой передней и самой большой задней звезд. Такое сочетание используется при сильном сопротивлении движению байкера, например, при крутых подъемах, встречном ветре.
      2. Основной рабочей является средняя передняя звезда. В сочетании с задними зубчатыми колесами с номерами от 2 до 5-6 в зависимости от их количеств в кассете применяют при движении по асфальтированной и грунтовой дороге, при подъеме на небольшие горки.
      3. Во избежание сильной физической нагрузки самая большая передняя звезда используется при езде по наиболее ровной поверхности, при спуске, отсутствии встречного ветра. Из задних зубчатых колес применяют маленькие 5,6,7 при 6-7 звездных кассетах и 5-8,9, если стоит 8-9 кассета.
      4. Максимальную скорость обеспечивает сочетание самого большого переднего и самого маленького заднего зубчатого колеса.

      В начале езды рекомендуют настроить механизм на среднюю переднюю шестеренку, а с помощью заднего переключателя выбрать наиболее удобную нагрузку для ноги. Если дорога пошла под гору и не хватает мощности задней передачи, нужно перейти на большую звезду спереди. При возвращении обычного темпа следует вернуться на прежнюю переднюю передачу. То же самое с нижними передачами. При нехватке задних звезд при подъеме в гору стоит переключиться на переднюю малую звезду спереди, а потом вернуться на среднюю при езде по ровной дороге.

      remont-rulya.jpg

      Как правильно менять передачи

      1. Перевести скорости велосипедов с внешними переключателями можно только при движении, вращая педали.
      2. Для обеспечения наиболее плавного переключения передачи необходимо ослабить нагрузку на педали.
      3. Менять скорости следует последовательно, не перескакивая сразу через несколько делений.
      4. При подъеме нельзя перекидывать цепь между передними звездами, а между задними зубчатыми колесами это допускается.
      5. Переключаться необходимо заранее, а не в сам момент спуска или подъема.
      6. Смена передач должна происходить бесшумно. Металлический скрежет бывает слышен в случае перекоса цепи или неправильной настройки трансмиссии велосипеда. Иногда посторонние шумы свидетельствуют о том, что переключение не произошло. В этом случае необходимо дожать рычаг манетки.

      Не существует строгих правил переключения скоростей. Следует помнить о допустимом сочетании передних и задних зубчатых колес велосипеда при смене скоростей, соблюдать принципы, которым необходимо следовать. Особенно следует на это обратить внимание новичкам, до приобретения ими навыка. Ведь опытные байкеры скорости на велосипеде меняют автоматически.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: