Задняя каретка велосипеда устройство

Какую каретку выбрать для велосипеда

Каретка и шатуны

Большинство велолюбителей понятия не имеют, что представляет из себя каретка велосипеда. Профессионалы и частые эксплуататоры велосипеда, напротив, не понаслышке знакомы с кареточным механизмом.

Любой механизм подвержен внешним воздействиям, это вопрос времени. Каретка не исключение. По истечении срока службы перед собственником велосипеда встаёт вопрос: заменить каретку на новую или отремонтировать. Для того-то и предстоит разобраться с этим термином и выбрать для себя оптимальный вариант каретки.

Предназначение каретки велосипеда, что это за термин

Кареткой называют подшипниковый узел, размещённый в среднем сегменте велорамы внутри специальной плоскости – в стакане. Местоположение каретки – в части шатунов, педалей и звёзд. Предназначение каретки:

  1. Выступать в качестве соединяющего элемента между шатунами и велосипедным остовом.
  2. Обеспечивать крутящий момент во время педалирования.

Каждая модель велосипеда имеет каретку определённого формата и со своим сроком службы. Наиболее часто используются 68 мм каретки. Несколько реже сталкиваются со 110 мм узлами, длиной 113 мм либо 122,5 мм.

Каретка открытого типа

Каретку можно разобрать и отремонтировать. Разборной узел – это, по сути, кареточный вал с подборкой подшипников, прилегающих чашками и ввёрнутыми прямо в кареточную трубку велорамы. К числу недостатков относится:

  • Частое проникание грязи, сырость. Значит, открытые каретки требуют периодической очистки. Если ухаживать своевременно, каретка порадует своим сроком службы.
  • Вероятность перекашивания кареточного вала касательно кареточной трубки. Зависит, насколько качественная рама и, непосредственно, хорош ли кареточный узел.

Каретка картриджного типа

Каретка не предназначена для разбора, представлена в виде картриджа, оснащённого изнутри подшипниками и кареточным валом. Картридж ввёрнут прямо в кареточную трубку велорамы. Благодаря представленной конструкции, исключается засорение каретки, сырость, не происходит перекашивания подшипников и отпадает надобность регулировать картридж. Недостаток — нельзя отремонтировать неразборной картридж.

Систематизация кареток относительно стандартов шатунов

SQR (квадрат)

стандартная и давно известная теория крепления. Окончания вала этих кареток представлены конусообразной конструкции, квадратного сечения. Смыкается вал с шатуном преимущественно шестигранником, подойдёт и болт под рожковый ключ. При необходимости съём шатунов непосредственно с кареточного вала производится исключительно съёмником, предназначенным для шатунов.

Несмотря на широкое распространение, стандартный квадрат вытесняют усовершенствованные аналоги соединений. Каретки, обладающие соединением на квадрат, склонны к разбалтыванию шатуна при частом разборе.

Шлицевой аналог

Имеет несколько стандартных размеров, предотвращает квадратное сечение, валы и шатуны устойчивы к разбалтыванию.

Вариации шлицевых соединений

Octalink, представленный производителем Shimano – конусообразный соединяющий элемент между кареточным валом и шатунами. Невзирая на наличие шлицов, шатуны всё же крепятся прямо к конусу. Преимущества шлицевых соединений от соединений под квадрат заключаются в повышенной жёсткости и минимальном весе. Выпускается преимущественно для линии велосипедных элементов LX, Deore.

Методика HOLLOWTECH II имеет интегрированную систему относительно каретки и шатунов. Устанавливается возле правого шатуна. Система предусматривает минимум запчастей, благодаря чему снижается вес, увеличивается жёсткость, продлевается срок службы Hollowtech II. Хорошо известно об использовании этого стандарта производителем Shimano. Идентичным стандартом пользуется фирма hi-end в собственных элементах для DH, XC, FR касательно велосипедов Race Face. Что интересно, отмечается полная совместимость элементов и Hollowtech II методики.

GXP (Giga X Pipe) идентично методике Hollowtech II, но разработано производителем Truvativ. Хотя подобная каретка имеет аналогичную систему крепления, наблюдается несовместимость шлицов непосредственно с HOLLOWTECH II. Класс GXP предполагает вхождение Noir и Stylo концепций.
ISIS Drive также относится к шлицевому стандарту, которого придерживаются:

  • фирма Race Face;
  • разработчик FSA;
  • представитель Truvativ;
  • поставщик Chris King;
  • создатель Bontrager;
  • изготовитель Stronglight.

Каких форматов бывают каретки

Что касается диаметров кареток, каждый изготовитель пробует применять неодинаковые стандарты для изготовления собственных велосипедных запчастей. В некоторых случаях из-за неодинаковых стандартов попадаются несовместимые между собой запчасти. Велокроссы предполагают применение стандарта 68 и 73 мм. Хорошо, что основное количество кареток производят для этих двух стандартов. Тем не менее выбирать каретку настоятельно рекомендуется предупредительно, чтобы лишний раз не бежать в магазин для обмена, если модель не подошла.

Как самостоятельно заменить каретку велосипеда

Каретка – это узел, расположенный в средней части рамы, помещенный в специальную полость – стакан. Где искать? Все просто: она спрятана там, где находятся шатуны с педалями и звездами. Основные функции каретки – это соединение шатунов с остовом велосипеда и обеспечение крутящего момента при педалировании.

Может возникнуть вполне резонный вопрос: а что, без этого приспособления совсем не обойтись? Представьте себе — нет! Велосипеда без каретки не бывает. Если такой все же попался, это означает, что он сейчас не на ходу.

В зависимости от модели велосипеда, каретки отличаются по размерам и ремонтопригодности. Наибольшее распространение получили 68-миллиметровые узлы, но можно встретить и другие диаметры. Диапазон длин кареточного вала: 110мм, 113мм и 122.5 мм.

Типы кареточных узлов:

  • картриджные (одноразовые);
  • разборные, которые подлежат ремонту.

К первому виду относятся каретки, устанавливаемые в раму и не подлежащие разборке. Очевидно, что срок службы такого механизма равен времени полного износа подшипников или оси. Полная герметизация узла позволяет эксплуатировать его длительное время даже в экстремальных условиях, не говоря уже о размеренной езде.

неразборный кареточный узел

Неразборный вариант каретки

Разборные механизмы потребуют от владельца периодического осмотра и обслуживания. Последнее заключается в замене изношенных подшипников и смазке всего узла. О них как раз и поговорим далее: как снять каретку, устранить неисправность и снова собрать узел.

периодически обслуживаемая каретка

Недорогой, но периодически обслуживаемый вариант каретки

Определение неисправности

О том, что каретка стала «шалить», можно узнать только при вращении педалей. Визуально проблемы узла определить трудно, поэтому лучше навострить уши и переместить внимание в область нижней части рамы. Слишком заслушиваться не стоит, особенно, если движетесь по оживленной дороге. Впрочем, если состояние каретки неважное, она о себе «прокричит» без промедлений.

Неисправная каретка не даст быстро ехать на велосипеде. Забившаяся грязь, изношенные подшипники и отсутствие смазки будут постоянно затруднять движение. Все это сопровождается неприятным скрипом и характерным стуком снизу. Также узел может начать люфтить (разбитые подшипники и перекос оси).

Окончательно проверить, действительно ли стоит разбирать каретку, можно методом «стоячей езды». Для этого надо немного разогнаться, привстать с сиденья и покрутить педали. При заклинивании кареточного механизма звуки и ухудшение хода педалей только усилятся.

проверяем каретку стоя на педалях

Проверяем каретку педалируя стоя

Снятие каретки: делаем правильно!

Абсолютно логично, что для устранения неисправности сначала нужно снять узел с велосипедной рамы. Если быть точным, то вытащить его из стакана. Как раз о том, как сделать это своими руками, и пойдет разговор.

Итак, прежде чем приступить к процедуре снятия, понадобится комплект инструментов:

  • Шатунная выжимка.
  • Гаечный ключ. Если размер гайки неизвестен, то пойдет разводной ключ.
  • Плоская отвертка.
  • Небольшой молоток.
  • Съемник каретки для извлечения из стакана.

С шатунов снимаются заглушки. В основном это пластиковые крышки, которые легко поддеваются отверткой и также легко вставляются обратно. Далее необходимо открутить гайки крепления шатунов к каретке. В этом деле и поможет выжимка: одеваем ее на гайку, затем берем ключ и отвинчиваем. В зависимости от типа резьбы, направление ослабления и затяжки гаек может меняться. Существует вариант, где на левой стороне резьба правая (против хода часовой стрелки – ослабление), а на правой – левая (против ЧС – затяжка). Может быть на обеих сторонах только правая резьба, разобраться будет несложно.

Читайте также  Страны производители велосипедов

Следующий этап – снятие шатунов. Выжимка вставляется другим концом и закручивается в шатун. Болт выжимки с усилием ввинчивается в шатун, в результате чего он постепенно сходит с оси. Начинать снятие рекомендуется с той стороны, где нет трансмиссионных звезд.

съемник шатуна

Это съёмник шатуна

Каретка велосипеда держится с помощью специальных чашечек, зафиксированных кольцами. К кольцу приставляется отвертка таким образом, чтобы ее конец смотрел влево. Легкими постукиваниями молотка по отвертке колечко плавно проворачивается влево и соскакивает. Аналогично поворотом влево, ударным методом, извлекается и чашечка.

Итак, наконец-то подобрались к кареточным подшипникам. Эти маленькие детальки можно снять все той же отверткой: подденьте, и они выскочат.

чашки каретки, контргайка, подшипник

Чашки каретки и подшипник (на картинке установлен неверно!), контргайка

И, наконец, съемным устройством из стакана вытаскивается вал каретки – вращающаяся деталь, которая играет главную роль в подвижности шатунов велосипеда.

вал каретки

Вал каретки (ось каретки)

Устранение неисправностей: обслуживание, чистка, замена

Разобрали каретку, вытащили ее из рамы и что видим? Состояние кареточного стакана зависит от того, насколько много грязи попало в него и как сильно износились подшипники. Иногда подшипники просто разбиваются вдребезги и необходима их полная замена. Такое часто бывает, если кареточный узел эксплуатировался более трех-пяти лет.

Сначала все детали нужно проверить на дефекты. В первую очередь, это относится к подшипникам. Затем осматриваем каретки, чашечки с фиксаторами. Если какая-либо составляющая имеет видимые повреждения, то нужно поменять ее на новую. Остальные детали очищаются в растворителе. Сложнее всего будет прочистить подшипники: грязь очень прочно держится между шариками.

Пространство внутри стакана каретки чистится при помощи тряпки. Мелкую грязь лучше сбрызнуть смазывающим спреем (WD-40, например) и обтереть стенки мягкой сухой салфеткой.

Смазка и сборка каретки

При помощи отвертки обрабатываются стенки стакана. Наносить средство следует ровным тонким слоем. Не нужно класть внутрь горы смазки. Это ни к чему. Затем смазка наносится на подшипник, который вставляется со стороны звезд. Плоская рамка должна смотреть наружу. Затем необходимо смазать вал каретки и вставить его так, чтобы длинный конец был со стороны трансмиссии. В общем, сборка каретки происходит в обратном порядке.

Подшипник с другой стороны вставляется наоборот, рамкой в стакан. Чашечки смазываются изнутри, а потом одеваются. Закручивать необходимо до полного устранения осевого люфта. При этом вращение вала должно быть немного стеснено. Как только будут монтированы крепящие кольца, чашечка слегка отодвинется, и ось будет крутиться свободно.

Осталось собрать шатуны. Здесь самое главное – это надеть их так, чтобы при педалировании они, не дай бог, не отвалились. Процедура эффективной сборки шатунов:

Как подобрать каретку для велосипеда

В велосипеде есть одна из важных его частей, отвечающая за крутку педалей, а именно – каретка. Так как она постоянно находится в работе, она иногда выходит из строя и приходится проводить замену. Если вы считаете, что достаточно лишь зайти в веломагазин и попросить какую-нибудь каретку, вы ошибаетесь. Выбор данной детали обладает множеством подвохов, и каретка для одного велосипеда может не подойти для другого. О том, как выбрать каретку правильно читайте далее.

Конструкция каретки

Данные детали по своей конструкции похожи, и каждая состоит из таких частей как:

  • Корпус с подшипниками и осью;
  • Чашечки, фиксирующие механизм в стакане;
  • Ось, которая проходит через корпус детали и беспрепятственно вращается. На ее концы крепятся шатуны.

«Стакан каретки» — место в велосипеде, где располагается и фиксируется вся система каретки.

Какие бывают каретки для велосипедов

Разнообразие кареток для велосипедов невероятно большое, они могут отличаться размерами, резьбой, способом крепления шатунов. Каретки могут быть разборные – конусные чашки, подшипники, и не разборные – механизм, который собирается на заводе и с запрессованными внутри подшипниками. Последний вариант отличается еще тем, что в системе меньше скапливается грязи, а значит срок службы дольше.

Также каретки делят на несколько видов относительно их типу конструкции, а именно:

  • Кардтриждные – обладают разборным корпусом, подшипниками и валом;
  • Резьбовые – вкручиваются сразу в раму велосипеда;
  • С полой осью;
  • С цельнометаллической осью;
  • Пресс-фит – запрессованные в раме, не оснащены резьбой.

При выборе каретки важно обращать внимание на два размера, а именно размерность тела каретки и длину оси. Ширина корпуса или тела данной детали велосипеда может составлять 68, 73 и 83 мм, в некоторых случаях – 100-120 мм. Чаще всего в велосипедах установлена каретка шириной 68мм. Зная размеры, которые подойдут вашему велосипеду, вы сможете точно определиться с кареткой при ее покупке.

Стандарт шатунов

Следующее, на что следует обратить внимание при покупке каретки – стандарт шатунов. Вариантов очень много, но мы предлагаем вам ознакомиться с самыми часто встречаемыми.

  • Шатуны под квадратный вал – самый распространенный вариант и заключается он в креплении болтами вала каретки в квадратных посадочных ячейках шатуна. Вал по своей форме может напоминать срезанную пирамиду и расширяется ближе к раме. Наиболее распространенные каретки с такой системой обладают валом, длина которого составляет 110-126 мм.
  • Octalink, а именно два вида V-1 и V-2 – система с 8 шлицами. Стоит отметить, что каждый вид системы обладает своими размерами шлицов.
  • Hollowtech 2 – система с интегрированною осью в правый шатун и с чашками выносного типа. Этот вариант обладает небольшим весом, все благодаря тому, что система обладает всего несколькими деталями, также это отображается на жесткости работы.
  • GXP – этот вариант похож на предыдущую систему, кроме совместимости шлицов.
  • Mexa Exo – также обладает интеграций оси и чашками выносного типа, как и Hollowtech 2, поэтому во многих случаях вполне удастся заменить одну систему на другую.
  • ВВ30 – несовместимый стандарт со всеми иными, так как абсолютно новый. Отличается этот вариант диаметром интегрированной оси, которая значительно больше и составляет 30мм.
  • ISIS – этот стандарт шатунов обладает главным отличием, а именно то, что вал имеет одну и ту же длину независимо от вида шатуна.
  • HOWITZER – из-за того, что места под посадку могут напоминать предыдущий стандарт, часто считают что два этих вида совместимы, но это совершенно не так. В данном случае соединения получаются жесткими и проводят их, используя шлиц. Система также обладает автономной осью и закрепленными извне подшипниками.
  • Power Spline – стандарт шатунов оснащенный 12-ю шлицами и есть вероястно совмещения с шатунами FiveD и Iso Flow/
  • Клинья – вариант применяемый в простых и дешевых велосипедах. Фиксация шатунов мягкая и требуется частая замена деталей.

Виды резьбы

Кареточный механизм также следует выбирать относительно вида резьбы, так как она может быть разной. Но выделяют всего два самых распространенных варианта:

  • Английская резьба(BSA) – заключается в разных типах резьбы на чашках, а именно левая обладает правосторонним типом резьбы, правая – левосторонним.
  • Итальянская резьба(ISO) – обе чашки с правосторонней резьбой.
Читайте также  Сколько кг выдерживает велосипед

Если вы столкнулись с тем, что у вас тип нарезки резьбы швейцарский или французский, тогда вы можете обратиться в веломастерскую и заказать нужные и подходящие вам запчасти.

Как самостоятельно сделать выбор механизма каретки

Для определения того, какая именно каретка нужна вам и идеально подойдет для вашего велосипеда, необходимо провести несколько действий. Вам нужно провести замеры кареточного стакана, а если быть более точными, вы должны узнать, какая длина вала в вашем случае, и под какой стандарт подойдут ваши шатуны.

В первую очередь для получения данных о размерах вам нужно разобрать кареточный узел. Чтобы сделать это своими силами используйте специальный съемник, который изначально подбирается в соответствии с вашей кареткой.

Итак, чтобы разобрать кареточный узел сделайте следующее:

  1. Снимите шатуны с оси. Начинайте этот процесс с левой стороны, так как иначе вы можете нарушить звезды;
  2. Далее, если ваша модель велосипеда имеет стопорную гайку в данном механизме, ее нужно отвинтить. Делайте это с помощью соответственного гаечного ключа и снимайте гайку предельно осторожно;
  3. После вам необходимо очистить деталь от грязи и пыли, которая точно скопилась за время эксплуатации велосипеда;
  4. Следующий шаг – снятие чашек и вынимание подшипников. С подшипниками также следует обращаться аккуратно;
  5. Далее проведите измерения всех необходимых деталей и запишите цифры, дабы не забыть;
  6. После того, как вы сделали все необходимые замеры нужно собрать каретку обратно, делайте это также шаг за шагом. Будьте внимательны и не упустите какие-либо детали.

Но стоит отметить, что если вы не уверенны в своих силах и знаниях относительно разбора кареточного узла, и не знаете, сможете ли потом собрать все обратно правильно, лучше всего обращаться к профессионалам в веломастерские, которые точно не откажут в помощи. Возможно, что эти люди смогут помочь вам определиться с кареткой, и дадут важные советы.

Принимаясь за выбор данной детали с желанием ее приобрести, делайте это исключительно в магазинах занимающихся продажей товаров для велосипедов. Если вы решили заказывать деталь в онлайн-магазине можно предварительно прочитать отзывы других покупателей. Также рекомендуется проконсультироваться с теми, кто точно разбирается в данной сфере и может порекомендовать тот или иной вариант каретки для вашей модели велосипеда.

Наш магазин предлагает качественные детали для велосипедов, а специалисты, которые уже на протяжении не одного года предоставляют услуги и обслуживают клиентов всегда рады вам помочь. Для этого вам нужно лишь обратиться к нам рассказав о том, что вам точно необходимо, а наши работники быстро определят тип кареточного узла вашего железного коня и подберут вам тот вариант каретки, который точно подойдет.

Как снять каретку под квадрат, octalink и ISIS с велосипеда

Как снять каретку под квадрат, octalink и ISIS с велосипеда

Начнем с того, что прежде чем снимать каретку под квадрат, Octalink, ISIS с велосипеда у нас должны быть сняты шатуны иначе к каретке не подобраться.

Обратите внимание, что прежде чем покупать новую каретку для замены старой вам нужно узнать длину вала каретки. А длину не померить, если вы не снимите шатуны и систему или не открутите каретку полностью.

Откручиваем каретку с помощью специнструмента

Сначала мы рассмотрим способ снятия каретки с помощью специальных съемников, так как это самы й простой и безопасный способ.

Для этого нам потребуется съемник для кареток:

съемник для кареток

Этот съемник подходит под гаечный ключ на 24 и имеет сквозное отверстие

Я рекомендую купить съемник, который крутится гаечным ключом и имеет сквозное отверстие. Это отверстие нужно, чтобы прижать съемник к каретке. Если этого не сделать, то при откручивании каретки съемник может сорваться и загнуть шлицы на чашке после чего открутить уже будет ОЧЕНЬ проблематично.

Я прижимаю съемник к каретке с помощью болта M8, такие же болты используются для крепления шатунов к валу каретки, только нам потребуется болт немного длиннее. А также проставочную трубку, которую я взял от старой втулки, чтобы не так долго закручивать болт в каретку (можно просто подобрать болт чуть короче, чтобы обойтись без проставок). Вот как это выглядит:

Болт и проставка для прижимания съемника к каретке велосипеда

Болт и проставка для прижимания съемника к каретке

1. Устанавливаем съемник на каретку

Многие часто путаются в какую сторону откручивать каретку, если у вас не какой-нибудь редкий итальянский шоссейный велосипед, то каретка откручивается в сторону кручения педалей, т.е. левая чашка откручивается — против часовой стрелки, а правая чашка — по часовой стрелке. Правда легко запомнить?

Откручивать следует начинать с левой чашки, так как левая чашка поджимает каретку и поэтому правую чашку будет выкрутить заметно труднее.

Откручиваем левую чашку каретки на велосипеде

Установил съемник каретки на левую чашку каретки и поджал болтом для того, чтобы съемник не слетел.

2. Левая чашка. Далее я переместился в мастерскую, чтобы закрепить раму на стойке. Левую чашку крутим против часовой стрелки (в тут сторону, в которую крутим педали).

Откручиваем левую чашку каретки. Под мой съемник подходит ключ на 24

Откручиваем левую чашку каретки. Под мой съемник подходит ключ на 24.

2. Правая чашка. Правую чашку откручиваю по часовой стрелке. Тут скорее всего нужно будет приложить больше усилия чем для левой. У меня в мастерской есть труба с помощью, которой я увеличиваю рычаг. Обычно с трубой откручиваются все — даже самые закисшие каретки.

Правую чашку откручиваю по часовой стрелке

Правую чашку откручиваю по часовой стрелке и вынимаю сам картридж

Подготовка к установке новой каретки

Все мы сделали, что хотели и сняли каретку. Теперь нам нужно почистить резьбу в кареточном стакане от грязи и песка, смазать маслом и закрутить новую каретку. Смазку использовать необходимо, чтобы каретка не прикипела к раме (особенно актуально для алюминиевых рам) и можно было без проблем снять ее с велосипеда.

Установка каретки в раму

После того как резьбы смазаны можно устанавливать новую каретку. Главное убедиться, что чашки вы вкручиваете с нужной стороны. Для этого можно посмотреть на саму каретку, на ней обычно написано, где левая и правая сторона.

Установка каретки в раму

На каретке видно, что она под стакан рамы 68 мм и имеет правую и левую сторону

Также следует аккуратно вкручивать чашки в раму, так как если вдруг чашка встанет криво и вы ее вкрутите, то сорвете резьбу особенно опасно для алюминиевых рам. Поэтому если вы чувствуете, что туго закручивается, не крутите дальше, а вернитесь назад и попробуйте снова, скорее всего вы не попали в резьбу.

Видео как откручивать каретку под квадрат:

Как снять каретку без съемника?

Хотелось бы мне написать ответ на этот вопрос, что «никак», но на самом деле есть несколько варварских способов, которые не гарантируют результата и могут повредить ваш велосипед. Если вы готовы рискнуть и не хотите покупать специальный ключ, то приступим:

1. Большой разводной ключ. Берем разводной ключ и сильно обхватываем чашку каретки. Крутим в сторону кручения педалей и надеемся, что ключ удержит чашку и вы ее открутите.

Читайте также  Регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда shimano

2. Зубило (отвертка) и молоток. Упираемся зубилом в шлицы каретки и бьем как следует пока чашка не сдвинется с места.

После проделанной работы вы вряд ли уже сможете воспользоваться съемником и каретку останется только высверливать из рамы или оставить ее там навсегда. Поэтому купите себе съемник или обратитесь в веломастерскую.

Задняя каретка велосипеда устройство

Опять-таки — все здесь написанное — для "чайников". Не нужно говорить, что я описываю слишком простые проблемы слишком простым языком — я это знаю .

Если в велосипеде что-то стучит при езде. Стучит ни то в педалях, ни то в каретке велосипеда, а может и просто стучит или скрипит при вращении педалей непонятно где. Сначала разбираемся, среди чего предстоит искать источник звука:

— Собственно, педали. Это пластиковые или железные штуки, на которых непосредственно стоят ваши ноги. Обычно прикручиваются с помощью штыря с резьбой к шатунам.
— Шатуны. Металлические штуки, на одном конце каждой из которых есть педаль, на другом — звезды "системы"(справа), и ничего(слева). В общем, шатун — это тот кусок металла, который служит "рычагом" от вашей ноги к звездам.
— "Система" — передние звезды, обычно три, вы ими через цепь крутите колесо. Обычно составляют единое целое с правым шатуном.
— И, наконец — каретка — ее вы на собранном велосипеде не увидите, хотя она есть. Находится внутри рамы велосипеда, и наружу из нее с двух сторон от рамы торчит вал каретки, на правый конец которого надета система и правый шатун, на левый — левый шатун. Внутри каретка представляет собой среднюю часть этого вала, вращающуюся на подшипниках. Кстати, правое и левое у велосипеда считается так, как если бы вы на нем куда-нибудь ехали — по ходу движения. Это важно.
Разбираемся и разбираем
Из вышеописанного стучать или скрипеть могут:
— педали.
— каретка
— цепляющиеся за что-нибудь или "болтающиеся" звезды системы.

Но не факт, что виноваты они. Очень часто непонятные звуки и ощущения при вращении педалей возникают если что-то не в порядке на заднем колесе:
— Пробуем приподнять велосипед, пошатать заднее колесо рукой. Не болтается? Двигаться колесу разрешено только вращаясь вперед или назад, любое движение в любой другой плоскости — непорядок.
— Пробуем пошатать задние звезды. С ними та же история — должны только крутиться.

Переворачиваем велосипед "вверх ногами", крутим педали рукой, прислушиваемся, присматриваемся. Каретка, как справило, издает шуршание и скрип, когда изнашиваются подшипники или внутрь попадает грязь. В общем, если решили ее разобрать и проверить — разбираем! Велосипед можно перевернуть на колеса, это как вам удобнее.

Разборка, по шагам:
1. Нужно выкрутить болты(или гайки- зависит от модели велосипеда), закрепляющие шатуны на концах вала каретки.Шляпки болтов могут быть закрыты пластиковыми пыльниками — пыльники поддеваем отверткой.Болты выкручиваются ключом на 14, подходящий, кстати, есть на инструменте "съемник шатунов", который все равно потребуется вам на следующем шаге.

2. Берем съемник. Не запаслись? Плохо, придется купить. Нужен он для того, чтобы прикрутив его внешнюю часть к резьбе внутри шатуна, "выдавить" из шатуна вал каретки(сняв, таким образом, шатун с вала). А если вы все-таки хотите справиться без съемника — то вот видеоинструкция.

Шатун после снятия пыльника и выкручивания болта. Стрелкой обозначена резьба внутри шатуна, с помощью которой будем его снимать.

Для каждой модели съемник может быть свой, у меня — вот такой оказался:

Съемник, вкрученный в шатун.

3. После снятия шатунов — видим концы вала, торчащие из чашек каретки. Ура, каретку можно снимать! Здесь опять-таки будут варианты — на некоторых моделях потребуется шлицевой ключ для каретки. Для stels 610 достаточно отвертки, молотка, и такой-то матери.Сначала откручиваем стопорную гайку (слева, если у вас она есть — у меня ее видно за шатуном на самой первой фотографии). Для нее бывает спец инструмент, но мне молотка хватило. Затем выкручиваем левую и правую чашки каретки. Правая чашка здесь имеет левую резьбу (то есть выкручивается по часовой стрелке!).

Еще раз левая сторона, уже без шатунов: чашка и стопорная гайка.

В зависимости от конструкции, после всего этого у вас в руках либо оказывается цельная каретка-картридж, либо (как у меня) на вас приветливо сыплются шарики из подшипников "Стелса". Да, да — их надо было ловить, они нам еще пригодятся!

Чашка вынута. Насыпной подшипник, вал каретки. Вообще-то вал должен быть квадратный(если шатуны были под квадрат), почему у меня треугольный еще расскажу.

Если вы еще не удовлетворены результатом, и планируете еще собирать все обратно — то:
— Каретка у "стелса" — скорее всего разборная. Право и лево там не важно где, важно правильно собрать подшипник, и правильно затянуть чашки. Подшипник предварительно набиваем густой смазкой (вроде литола), в смазку вставляем шарики, собранные подшипники одеваем на место, на вал. Затягиваем чашки: правую — до упора, левую — слегка "недотянув". Крутим вал каретки рукой. Если не болтается и не заедает — прекрасно, навинчиваем обратно стопорную гайку и собираем все как было. Если болтается или заедает — мучаемся дальше, подбирая нужную силу затягивания чашки. Если получилось — хорошо.

Каретка разборная. Если у вас не дорогой велосипед — то она именно такая.

— С кареткой-"картриджем" проблем не возникнет: право и лево у нее определяется по надписи — должна быть не "вверх ногами", если читать ее "сидя на велосипеде". Объяснил, да? В общем, там все равно резьба справа и слева — разная, наоборот не вкрутите, если очень не постараетесь.

Каретка-картридж.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: