Замена тормозных колодок на велосипеде

Тормозные колодки для велосипеда: обслуживание, замена, определение износа

Велосипед стремительно начал набирать популярность у простых граждан. Но перед выездом на каждую прогулку нужно проводить маленький технический осмотр. Стоит постоянно следить, чтобы все нужные узлы были в полном порядке. От этого зависит исход прогулки: будет она приятной или нет. Ну а какая система гарантирует безопасность при движении? Конечно же, тормоза. Сегодня мы поговорим о том, какими бывают системы, как заменить тормозные колодки для велосипеда и много других нюансов.

Какими бывают тормоза

Технологии не стоят на месте. Поэтому тормозные системы для велосипеда постоянно усовершенствуются. Для обычного велосипедного любителя нужно знать, что тормоза бывают двух видов: дисковые и ободные. Это два диаметрально разных тормоза. Из-за них велосипедисты поделились на два лагеря. Одни считают, что лучше старых добрых и проверенных ободных ничего нет, а другие считают, что это уже устаревшая технология, поэтому дисковые тормоза намного современнее и эффективнее предшественников. Нужно заметить, что каждый из них прав. Есть у них одно общее, без которого ни одни, ни вторые далеко не уедут. Это тормозные колодки для велосипеда. Именно они выполняют главную функцию – создают силу трения, которая и останавливает транспортное средство. И все равно, дисковая система или ободная, тормозные колодки для велосипеда требуют к себе равносильного внимания. Это значит, что за этим элементом тоже нужно ухаживать. В случае полного износа следует их сразу заменить, так как тогда велосипед просто перестанет тормозить. Поэтому очень важно следить за состоянием своего велосипеда.

тормозные колодки для велосипеда

Тормозные колодки на велосипед: дисковые тормоза

Такой тип тормозов еще называют роторным. Это потому, что для торможения используется специальный диск (ротор), а не обод. Он вращается вместе с колесом. Главную роль здесь исполняет калипер, который и зажимает своими колодками ротор. Вот в этом и есть вся суть дисковых тормозов.

Ободные тормоза

Здесь устройство чуть проще. Роль калипера выполняют два рычага, которые зажимают тормозные колодки, тем самым останавливая колесо.

тормозные колодки на велосипед дисковые тормоза

Как определить износ велосипедных колодок

Дело в том, что перед заменой тормозные колодки для велосипеда лучше всего проверить на износ. Вдруг они еще пригодные для такой службы. Вообще, хорошие производители на своем продукте делают специальные насечки, которые и помогают определить износ системы. Когда колодки сотрутся настолько, что уже не будет видно самих прорезей, то это сигнал к тому, что пора бы уже их и поменять. Но перед тем как заменить износившийся элемент, нужно задаться вопросом: «А что же влияет на их срок службы?».

Первым делом на долговечности сказывается количество километров и стиль катания. Все понятно, чем больше ездишь, тем сильнее сдираются колодки. Сравните человека, который любит простые и неспешные прогулки по своему городу, или велосипедиста, который жить не может без стремглавого спуска с горы и активной езды по лесным тропинкам. Поэтому многое также зависит и от стиля езды.

На самом деле эти советы по продлению жизни тормозной резины нужны лишь тем, кто серьезно занимается велосипедом, либо очень увлеченным людям. Дело в том, что хорошие тормозные колодки живут в среднем пятнадцать тысяч километров, а некоторые даже больше тридцати тысяч километров. Простым людям сейчас показалось, что здесь какая-то ошибка, но нет. На самом деле для любителей это всего пару велосипедных сезонов. Но обычным людям, которые просто любят на выходных выезжать куда-то на природу, тоже требуется замена этих узлов, но не потому, что они так много ездят. Как правило, начинающие допускают некоторые ошибки, которые ведут к быстрому износу тормозной поверхности. А можно ли сделать так, чтобы менять колодки как можно реже? Ответ – можно.

замена тормозных колодок на велосипеде

Как продлить срок службы тормозных колодок

Как правило, мы тормозим одним тормозом. Некоторые люди советуют порой менять колодки с переднего колеса на заднее и наоборот. Так они стираются более-менее равномерно.

Также нужно проверить, что система настроена идеально (это относится к любому типу тормозов). Бывает, что настройка слетает, и какая-то колодка зажимает все время обод. Так вот на это нужно сразу обратить внимание. Мало того что это сильно затрудняет движение, так такая езда просто «съедает» колодки. Такое может быть и у дисковой системы. Проблема решается простым способом – качественной настройкой всех тормозов.

тормозные колодки для велосипеда дисковые

Замена тормозных колодок на велосипеде

Если дело дошло до этого, то стоит задуматься над приобретением качественного товара. Как менять тормозные колодки для велосипеда? Дисковые в этом плане лучше. Там вообще происходит замена в пару действий. Не нужно разбирать тормоз. Всего лишь вытащить старые колодки и вставить новые. Затем стоит их немного отрегулировать, потому что настройки могут сбиться.

Колодки на ободных тормозах тоже довольно легко поменять. Для этого надо открутить шестигранником колодку и произвести замену на новую. Только после установки надо отрегулировать тормоза и следить за тем, чтобы все было ровно установлено.

Велосипедные дисковые тормоза, колодки, диски — их виды и стандарты

Если вы планируете заменить дисковые тормоза или их части, вам необходимо выяснить, что вам нужно. На рынке есть большой выбор тормозов, и они доступны с различными стандартами установки, с различными тормозными колодками и дисками. Это руководство позволит вам разобраться в этом разнообразии. На самом деле выбор сводится к проверке нескольких параметров, их стоит знать, чтобы не испытать разочарования после покупки.

Типы дисковых тормозов

Существует два типа дисковых тормозов: механические и гидравлические. В первом случае тормоза приводятся в действие стальным тросом, как и в тормозах типа V-Brake. Во втором случае в магистралях находится тормозная жидкость или минерельное масло.

Механические тормоза медленно замещаются гидравликой. Они устанавливаются главным образом на более дешевые горные и трекинговые велосипеды, иногда на дорожные. Гидравлические тормоза имеют большую тормозную силу, которая лучше дозируется по сравнению с механическими. Механические тормоза проще конструктивно, но менее эффективны. Когда речь идёт о механических тормозах, есть несколько моделей, которые зарекомендовали себя за много лет, это Avid BB7, Hayes MX Expert и CX Pro. Но они стоят не на много дешевле хороших гидравлических моделей тормозов.

Типы креплений тормоза

Для установки дисковых тормозов на велосипеде потребуются две вещи: втулка, имеющая крепление для тормозного диска (об этом чуть позже) и специальные крепления на раме и вилке, которые позволят закрепить суппорт тормоза. Можно выделить два самых популярных стандарта крепления: PM (Post Mount) и IS (International Standard). PM — тормоз крепится непосредственно к раме или вилке. В случае IS — понадобится дополнительный адаптер.

PM и IS стандарты крепление тормоза

PM и IS стандарты крепление тормоза

В случае PM , если мы хотим использовать диск диаметром 160 мм, то блок крепится непосредственно к монтажным отверстиям, и адаптер не требуется. Если же устанавливается диск большего диаметра (если это позволяет производитель рамы или вилки), нам придется использовать адаптер.

Сейчас большинство терминалов изготавливаются по стандарту PM . Чтобы подключить их к IS стандарту, вам понадобится адаптер. Адаптер PM / IS можно легко купить в магазинах. При покупке адаптера вам необходимо подобрать его в соответствии с размером устанавливаемого диска.

Shimano Flat Mount

Shimano Flat Mount

Недавно компания Shimano выпустила на рынок новую систему крепления тормозов под названием Flat Mount , используется она в основном на дорожных велосипедах. Система имеет лучшее соединение с рамой и более простую конструкцию. Крепление может быть совместимо с Post Mount через адаптер. Неизвестно, получит ли этот стандарт широкое распространение, но уже сейчас он присутствует на многих новых велосипедах.

Читайте также  Тормозные колодки на велосипед

Типы тормозных колодок

Велосипедные тормозные колодки

Велосипедные тормозные колодки

Заменяя колодки в дисковых тормозах, нужно выбрать один из трёх типов поверхности колодки: металлическая , полуметаллическая и смолистая (органическая) . Что бы тормозные колодки послужили нам хорошо и долго, они должны быть выбраны в соответствии со стилем, в котором вы ездите. Смоляные (органические) колодки обеспечивают среднюю силу торможения, не перегружая диск. Они более подходят для расслабленной езды и для легких велосипедистов. С другой стороны, металлические колодки обеспечивают высокую силу торможения, но в то же время нагружают диск больше. Поэтому стоит использовать более качественные диски с такими колодками. Металлические колодки иногда могут скрипеть. Полуметаллические колодки — золотая середина, которая сочетает в себе преимущества металлических и органических колодок. Они не нагружают тормозной диск и при этом обеспечивают хорошее сцепление.

При покупке тормозных колодок необходимо проверить, подходят ли они к зажимам тормоза. Существуют множество различных моделей тормозов, многие из них, даже от одного производителя, имеют различные зажимы для колодок.

Стандарты крепления тормозных дисков

велосипедный тормозной диск на 6 болтов и Centerlock

Велосипедные тормозные диски Centerlock и на 6 болтов

Сейчас на рынке представлены два типа крепления тормозных дисков на втулку велосипеда, это — крепление на шесть болтов и Centerlock , от Shimano. В первом случае тормозной диск крепится на шесть болтов со шлицом в форме шестилучевой звезды ( Thorx T-25). При затягивании винтов необходимо делать это поочередно и постепенно, если затягивать болты сразу до максимума, есть риск, что диск станет криво.

Для Centerlock такая проблема не существует. Что бы установить диск, вам понадобится ключ для затягивания кассеты. Если на велосипеде используется ступица с осью 15 мм, вам, скорее всего, понадобится ключ для отвинчивания суппорта Hollowtech II для затяжки колеса.

В настоящее время цены на диски этих типов не отличаются друг от друга. Но, выбор дисков крепящихся на шесть болтов, больше. Поэтому для тех, у кого втулка типа Centerlock, и кто хотел бы поставить на неё диск с шестью болтами, были разработаны специальные адаптеры.

Диаметр тормозных дисков

Существует четыре диаметра тормозных дисков: 140 мм, 160 мм, 180 мм и 203 мм. Выбор диаметра зависит от условий езды, чем сложнее местность, тем большего диаметра нужен диск. Нужно также учитывать рекомендации производителя рамы и вилки — часто существуют ограничения которые необходимо строго соблюдать.

140-мм диски используются на дорожных велосипедах. 160-мм диски обычно используются в треккинговых и горных велосипедах (иногда с 180-мм диском спереди). 203-мм диски используются в скоростных и тандемных велосипедах. Помните, что, для замены диска на диск другого размера, вам понадобится специальный адаптер.

Типы тормозных жидкостей

Есть два типа тормозной жидкости: минеральное масло (используется в тормозах Shimano, Magura и Tektro) и тормозная жидкость DOT 4 или DOT 5.1 . Они не взаимозаменяемы друг с другом . Если тормоза Shimano заполнить жидкостью DOT, она испортит тормозные колодки.

Как часто заменять масло или тормозную жидкость, зависит от интенсивности использования тормозов. В случае с минеральным маслом, делать это нужно не так часто, потому что минеральное масло не поглощает воду. С другой стороны, тормозам, в которых используется тормозная жидкость DOT, рекомендуется более частая замена (примерно 1 раз в год). Более подробную информацию можно узнать изучив рекомендации производителя тормоза.

Регулировка тормозного троса на велосипеде

тормозной трос

Тормозные системы на современных байках бывают ободными и дисковыми. Разница между системами заключается в способе торможения: дисковый приводится в действие тросом и тормозит по закрепленному на втулке диску, а ободный – по ободу.

Чаще всего для настройки системы достаточно установить симметричное расположение тормозных колодок, отрегулировать рычаг и подтянуть тормозной трос.

Тормозной трос – механическая конструкция для передачи усилия между частями относительно произвольно меняющихся расположений, благодаря этой передаче срабатывает тормоз.

Тормозной трос для велосипеда обладает повышенной прочностью, состоит из трубчатой оболочки и сердечника перемещающихся относительно друг друга.

Тормозной трос выглядит надежнее скоростного, т.к. принимает увеличенную нагрузку. Длительная эксплуатация растягивает провод и нужен постоянный контроль растяжки троса.

тормозной трос

Общие характеристики тросика

Тормозной трос на велосипед производится из износостойких тонких стальных или тефлоновых нитей равномерно сплетённых и покрытых гибким полимерным материалом. Для защиты применяются тефлоновые смазочные средства.

Самый надежный вариант тормозного тросика произведен из нержавеющей стали. Постоянная эксплуатация велосипеда провоцирует загрязнение оплетки.

Со временем прочность каждой жилы уменьшается: образуются отдельные протёртые участки подверженные разрыву, расслоению и перегибу.

тормозной трос

Тросовая оболочка (оплетка) производится в нескольких модификациях:

Витая оплетка – представляет собой несколько пар изолированных проводников с добавлением металла, каждый из них покрыт защитным пластиком, внутренний отсек обработан смазочным средством для снижения величины трения.

Ценовая категория этих оплеток низкая, в продажу поступает редко.

Оплетка SIS – спиралевидная оплетка, вместо тонких металлических нитей в пружину вкручиваются металлические листы, внутренняя поверхность обработана тефлоновой смазкой.

Этот вид оплеток наиболее распространен в продаже на сегодняшний день и используется на тормозных и скоростных тросиках.

SIS-SP – модернизация современного троса, представляет собой параллельные нити покрытые полимерными слоями.

В отличие от других типов не изменяют длины провода, и балансируют натяжение. Внутреннее пространство смазано силиконовой жидкостью.

Оплетка считается самой надежной, благодаря ряду факторов тормозная система работает наиболее точно.

тормозной трос

Основные функции системы

Главные параметры, отвечающие за работу тормозящей системы это:

    Сила торможения – насколько сильно тормоз зажимает обод и максимальное усилие требуемое для остановки или фиксации байка.

Диапазоны нажима рычага называются тормозной модуляцией.

Проверка реакции колодок

При спущенном рычаге тормоза зазор между колодками и диском не должен превышать 2 мм с обеих сторон.

Чтобы проверить необходимость регулировки надо повращать барабан тормоза по часовой стрелке при нажатом и свободном рычаге.

Перед тем как заменить тормозной трос на велосипеде следует проверить работу колодок:

  1. Колодки плотно контактируют с диском (ободом) – регулировка не требуется, тормозной проводник в нормальном натяжении.
  2. Колодки не достают до диска – длина троса укорачивается до требуемого уровня.

При нажиме на рычаг колодки должны плотно контактировать с диском или ободом и останавливать вращение.

тормозной трос

Регулировка длины троса

Перед началом регулировки следует проверить крепление тормоза. При слабой разбалансировке трос можно отрегулировать на руле велосипеда – просто затянуть крепление на тормозной ручке фигурным болтом.

  1. Проверка положений регуляторов – они должны быть прикручены в необходимом положении.
  2. В участке где трос крепится к тормозному рычагу открутить шестигранным ключом фиксирующий болт.
  3. Открутить надстроечный винт на рычаге тормоза.
  4. Достать трос из рубашки, проверить его на целостность, при необходимости заменить.
  5. Продеть трос обратно в оплетку, проверить свободу перемещения.
  6. Подсоединить конец троса с круглым креплением к тормозному рычагу и прикрутить надстроечный винт.
  7. Настроить переключатель в рабочий режим.
  8. На другой конец троса натянуть резиновый или алюминиевый пыльник так, чтобы узкая часть была направлена в сторону троса. Закрепить трос фиксирующим винтом.
  9. Временно завинтить болты регулировки.
  10. Пассатижами настроить оптимальный уровень натяжки троса: тормоз должен немедленно реагировать на давление рычага.
  11. Шестигранником регулируется локация тормозной колодки относительно диска или обода на расстояние до 1 мм между ними.
  12. После этого проверяется вращение барабана и реакцию колодок, которые не должны задевать диск при опущенном тормозе.
  13. При нажиме рычага тормозные колодки задевают только область диска.
  14. Зафиксировав трос в необходимом положении закрутить регулировочный винт.
  15. Для завершения подкрутить регуляторы на тормозном рычаге.

После фиксации троса остается небольшой отрезок шнура, чтобы исключить попадание в систему велосипеда его необходимо накрутить или обрезать, оставив в запасе 8 см.

Корректировка и настройка тормоза

Регулировка тормозов включает в себя не один натянутый трос тормоза. Важная часть в настройке тормозной системы – замена и регулировка тормозных колодок.

Замену колодок для тормозов производят при стирании поверхности. На дисковых тормозах износ системы намного медленнее чем в ободном типе.

Для гарантированной надёжности в торможении регулировку механических дисковых тормозов начинают после натяжки троса. При натяжении троса следует учитывать:

  • расстояние от колодок тормоза до диска составляет 0,2-0,4 мм;
  • колодки симметрично располагаются относительно дисковой плоскости.

Для этого после натяжки троса следует проверить расстояние между колодкой и диском.

Колодки регулируются с помощью болтов, чтобы передвинуть их в нужный диапазон следует подвинчивать и ослаблять болт.

тормозной трос

После проверки выставляется зазор между колодками и диском так, чтобы при вращении колеса они не соприкасались.

Ну и самое главное убедиться, что колодки обеспечивают нормальное и своевременное торможение велосипеда.

Как отрегулировать на велосипеде дисковые тормоза?

Регулировка дисковых тормозов на велосипеде для многих — настоящая проблема. Ведь данный механизм имеет куда более сложную конструкцию, чем обычные ободные тормоза, где все работает через натяжение тросика. Но так ли сложна данная процедура? На самом деле, нет. Если вы будете следовать инструкции, как отрегулировать на велосипеде дисковые тормоза, сможете легко с этим справиться.

Немного теории

Существует два типа тормозных дисковых систем — это PM или IS. Собственно, разница между ними заключается в расстоянии между крепежными болтами и направлением их вкручивания. В первом случае — она направлены вдоль рамы велосипеда, а во-втором — перпендикулярно ей.

В большинстве современных байков используются системы типа PM, и это хорошо, ведь их проще настроить относительно положения диска.

Также стоит учесть еще один не менее важный момент — при нажатии тормоза в калипере двигается только одна колодка, а вторая всегда находится в статическом положении. В связи с этим наблюдается неравномерный износ тормозов, и сама система требует более частой регулировки.

Теперь можно переходить к рассмотрению непосредственно самого процесса настройки тормозов.

Какой инструмент может вам понадобиться?

Для настройки дисковых тормозов велосипеда достаточно минимального набора инструментов — это 6-гранник или отвертка с головкой типа Torx. Современные велосипеды максимально адаптированы под простое и быстрое обслуживание, поэтому вам не придется заморачиваться с поиском нужных приспособлений и инструментов.

Чтобы при настройке тормозов регулировка не сбивалась, проверьте, что все остальные узлы системы стоят на своих местах без проблем — колесо надежно зафиксировано в раме/вилке, ротор ровный, адаптер хорошо прикручен к раме. В противном случае при затяжке тормозов эти элементы могут смещаться, нарушая баланс.

2. Центруем калипер

Главная задача на данном этапе — добиться того, чтобы диск располагался точно посередине между тормозными колодками. Это позволит обеспечить равномерный их износ. Как этого достичь? Обычно на тормозах есть специальная крутилка с обозначением in/out, позволяющая легко регулировать это расстояние.

Если таковой нет, то обязательно есть шестигранный болт, который выполняет эту же функцию. Для его затяжки вы можете использовать набор шестигранников Bike Hand YC-267.

3. Регулируем зазор к неподвижной колодке

Регулировка зазора к неподвижной колодке осуществляется с помощью схожей крутилки, которая может закручиваться вручную или с помощью болта типа Torx. Колодку следует подвести максимально близко к поверхности самого ротора. При этом они должны слегка соприкасаться.

При вращении по часовой стрелке колодка приближается к ротору, а против — отдаляется.

4. Регулируем зазор к подвижной колодке

Первым делом необходимо ослабить болт, который фиксирует трос натяжения в калипере, до того состояния, пока вы не сможете руками двигать рычаг приближения колодки.

Далее с помощью красного регулятора, вращая его по часовой стрелке и против, установите положение рычага так, чтобы он зажимал ротор примерно на середине своего хода.

5. Фиксируем трос

Натяните тормозной трос плоскогубцами и зафиксируйте его положение, затянув болт.

5. Подгоняем положение ручки

С помощью специальной черной крутилки, которая расположена на тормозной ручке, установите удобное расстояние от грипсы до руля, при котором тормоз будет зажат. При выкручивании крутилки вы будете отдалять ручку тормоза от грипсы в момент схватывания тормоза.

Если вам не удалось найти удобное положение, следует вернуться к пункту 5 и перенатянуть трос.

На этом регулировка тормозов на велосипеде завершена — вам останется только проверить их работоспособность. Просто сядьте и прокатитесь на своем байке — вы сами должны почувствовать, подходят ли вам тормоза, ведь каждый опытный ездок привыкает к различному определенному характеру торможения. Главное, чтобы механизм срабатывал четко и давал ожидаемый отклик.

Аналогично настраиваются как передние, так и задние тормоза, поэтому повторять описание процедуры попросту нет смысла.

Рекомендации

Правильная настройка тормозов может решить большое количество проблем, но она не является панацеей, поэтому, чтобы ваш велосипед прослужил вам долгую и надежную службу, необходимо регулярно проверять тормозную систему на наличие следующих повреждений:

  • сильный износ колодок;
  • нарушение геометрии тормозного диска;
  • неравномерное стирание колодок;
  • отсутствие смазки;
  • сильные загрязнения тормозной системы и т.д.

Следовательно, если у вас возникают какие-либо проблемы с тормозами на велосипеде, необходимо искать их причину и устранять ее. Простая настройка не всегда может дать ожидаемый результат.

Велосипедные тормозные колодки и их обслуживание

Тормозные колодки для велосипеда

Любому велосипедисту важно, чтобы его велобайк работал слаженно и без поломок, но для этого надо регулярно проводить техосмотр для своевременного выявления неполадок. Это относится и к тормозам, только от них зависит быстрое и плавное (модуляция) снижение скорости, а значит и безопасность движения. Велосипедные тормозные колодки и их обслуживание рассмотрим подробнее далее.

Что такое тормозные колодки

Различные типы велоколодок

Тормозные колодки (ТК) это часть тормозной системы велосипеда, они являются основной составляющей. За счет соприкосновения ТК с поверхностью обода колеса или диска создается тормозное ускорение. Благодаря этому появляется возможность регулирования (замедления) скорости движения велотранспорта. Система торможения на велосипеде, в зависимости от разновидности, состоит из:

  • зажимной клешни или поршней;
  • троса регулировки или гидролинии;
  • основного корпуса, на котором фиксируются прижимные составляющие, калипера.

В случае с механическими тормозами, при нажатии на ручку регулировки торможения на руле, трос натягивается и приводит в рабочее состояние основной корпус – он сжимается. Сжавшись, колодки касаются обода или ротора (тормозного диска). От того с какой силой они сжимаются, зависит величина и время тормозного пути. При сильном и резком сжатии колодок происходит мгновенная остановка, при плавном и слабом нажатии – более размеренная, медленная. Профессионалы рекомендуют научиться правильно пользоваться системой торможения велобайка и не выжимать из колодок «все соки» без необходимости. Это приводит к их скорейшему износу.

Разновидности тормозов

Колодки могут быть нескольких типов или видов, конструкций и различаться в цене. Чем дороже система торможения, тем у нее выше качество, эффективнее торможение и она надежнее. Виды велосипедных тормозов бывают:

  • педальные или барабанные;
  • стремянные;
  • роллерные;
  • ободные;
  • дисковые.

Барабанные

Барабанные тормоза

Тормозной механизм располагается во втулке заднего колеса велосипеда и представляет собой барабан с тормозными колодками. Они могут быть с ручным и ножным приводом. В настоящее время практически не встречается барабанный вид ручного типа. Он достаточно тяжелый, не совместим с переключением скоростей велосипеда.

Ножной тип еще встречается в городских, прогулочных вариантах. Но у него невысокая мощность и при неудачном расположении педалей экстренная остановка не получится. Если цепь спадет, то при отсутствии ручной системы, велосипед нельзя остановить. Также они отличаются большой массой и снижением маневренности при езде.

Из плюсов этого вида:

  • неприхотливость;
  • редкое техобслуживание;
  • стойкость к грязи, пыли и непогоде;
  • возможность торможения при искривлении колеса «восьмеркой» (в отличии от клещевых, ободных систем).

Стремянные

Стремянные тормоза

Система торможения данного вида выпускалась в СССР до 60-х годов прошлого века. Ее можно встретить лишь на старых моделях велосипедов. В настоящее время ее не используют в связи со сложностью конструкции.

Роллерные

Роллерные тормоза

Этот вариант тормоза схож с барабанным видом, имеются различия в зажатии тормозных колодок к барабану. Роллерный вид изобрели в конце прошлого века, но из-за тяжелого веса и больших габаритов, дороговизны он не стал популярен. Но плюсы роллерного вида неоспоримы – длительный срок работы без технастроек, устойчивость к непогоде, отсутствует износ обода и возможность использования велосипеда при искривлении геометрии колес.

Ободные

Ободные тормоза

Ободная тормозная система в наши дни является одной из самых распространенных для велосипедов начального уровня, а также для шоссейных моделей. Здесь рабочей поверхностью является обод. Система имеет ряд преимуществ:

  • простая установка на велобайк – на одно или два колеса;
  • возможность воздействовать сразу на оба колеса;
  • легкое техобслуживание;
  • доступная цена;
  • высокая эффективность и надежность в работе колодок;
  • различные крепления.

Тормоза ободного вида могут быть одноразовые и картриджные, также делятся на:

  1. Механические – управление через трос. Среди них самые распространенные V-brake, где крепления рычагов V-образное по отношению к колодкам. Клещевые – расположение рычагов U – образное, используют в шоссейных и ВМХ моделях.
  2. Гидравлические – управление через гидравлическую линию жидкостью-маслом.

V-brake система велосипеда начинает работу с ручки управления тормозом, при нажатии на которую приводится в натяжение трос. Он сжимает рычаги спереди – на передней вилке, сзади – на верхних перьях. Закрепленные на рычагах тормозные колодки (продолговатой формы) соприкасаются с тормозной поверхностью обода и происходит остановка велосипеда.

Дисковые

Регулировка дисковых тормозов

Дисковыми тормозамичаще комплектуют средне-дорогие модели велосипедов, но, тем не менее, они практически вытеснили ободные системы торможения. В этой конструкции рабочей поверхностью является не обод, а диск из металла, расположенный на втулке, в центре колеса. Снижение скорости велобайка происходит в результате сжатия диска колодками (они округлой формы), которые приводятся в движение через нажатие тормозной ручки и натяжения троса (в случае механических тормозов) или гидравлического давления (в случае гидравлических).

Дисковая тормозная система также может быть двух видов – механическая и гидравлическая. Последняя отличается только тем, что управление происходит не за счет тросика, а за счет гидравлической линии. Велосипеды с дисковой системой для торможения стоят дороже, но это оправдывается:

  • нет износа обода;
  • не нужно частое техобслуживание;
  • отлично работают в любую непогоду, в грязи, снегу, воде;
  • плавно регулируется торможение – хорошая модуляция;
  • самые надежные и долговечные;
  • есть возможность использования с нарушением геометрии колеса.

В зависимости от места установки тормозов на колесах велосипеда, они бывают передние или задние.

Материалы изготовления

Велоколодки для велосипедов изготавливают из разных материалов, и соответственно качество и срок службы у них тоже будет разный. Резина или органика может использоваться на ободных и дисковых тормозных системах, а вот металлические колодки исключительно на дисках. Для экстремального катания последний вид просто необходим. Он отлично справится с затяжными торможениями на сложных трассах, где присутствует вода, грязь, камни и при любой непогоде.

Материал для ободной системы

Велоколодки для ободных тормозов

В этом случае используется только органика, резина:

  1. Одноразовые тормозные колодки для велосипеда состоят из пластинки металлической и резиновой составляющей с болтами. Они дешевые, имеют низкий уровень шума, но быстро изнашиваются;
  2. В картриджных версиях имеются дополнительные накладки. Толщина рабочей силы увеличивается, срок эксплуатации становится более продолжительным. Рекомендуется использовать трехцветные накладки.

Тормозные колодки велосипеда разделяют на предназначение по погоде:

  • универсальные;
  • для сухой погоды;
  • для влажной погоды.

Материал для дисковой системы

Материалы дисковых велоколодок

Тормозные колодки для дискового тормоза велосипеда бывают следующих видов:

  1. Органические – они легкие, недорогие, обеспечивают отличное сцепление, но недолговечны. При непогоде эффективность падает, плохо поддаются очистке. Состав материала – металлическая стружка до 30% и органика – резина, смола;
  2. Металлические – имеют в составе крошку или стружку из металлов – стали или меди. Обладают износостойкостью, повышенной надежностью и качеством. Дают мгновенное торможение велобайку, при любой погоде. Модуляция средняя, не требуют постоянной просушки, подходят для тяжелых моделей велосипедов. Имеют некоторые минусы: больший вес, более высокие цены, издают скрежет металла об металл;
  3. Полуметаллические – имеют в составе до 65% металлических составляющих и органический компаунд (смолы, резина и другие компоненты). Этот материал является золотой серединой между органикой и металлом. Используются в непогоду, имеют хорошую модуляцию, эффективно тормозят велосипед, медленнее изнашиваются, чем органические;
  4. Керамика – обладающая повышенными фрикционными свойствами. Редко, но встречается, имеет высокую цену, подходит только под специальный ротор. Самый высокий ресурс из всех вышеперечисленных материалов. В непогоду свойства ухудшаются, фрикцион может раскрошиться.

Выбор колодок для покупки

Велоколодки

Если появилась необходимость в замене тормозных элементов, перед покупкой следует правильно определиться с выбором:

  • какой был тип тормозов на велосипеде – современные диски, обода, или барабанный;
  • из какого материала можно и нужно выбирать тормозную систему;
  • в зависимости от того, какая модель велосипеда и тип катания можно отдать предпочтение той или иной системе, если возможен выбор;
  • необходимо учитывать в какую погоду и по каким маршрутам, трассам будет эксплуатироваться велосипед.

Тормозные колодки для дисков должны подбираться в зависимости от модели тормозящей системы – это можно определить визуально по внешнему виду и форме.

Часто бывает уместным использовать один тип колодок на одном колесе и другой на втором, например:

  • заднее колесо – металлический вариант для торможения при повышенной нагрузке в более «грязных» условиях. Так как распределение веса в экстремальных дисциплинах таково, что вес райдера зачастую смещен за седло и припадает как раз на заднее колесо;
  • переднее колесо – органика, она уместна потому что нагрузки на перед немногим меньше.

Техническое обслуживание

Чтобы тормозная система работала исправно надо регулярно проводить техосмотр велосипеда. Профессионалы рекомендуют проверять настройку системы в идеале перед каждым выездом. Если вдруг система сбивается, слетает, то только одна из колодок может зажимать обод. Если этому не придать значения – это может привести к плачевным последствиям на трассе или выходу тормозов из строя. То же касается и дисковой системы. Обязательно надо содержать велосипед в чистоте.

При поломке дисковая система чинится в несколько простых действий. Старые элементы заменяют новыми по инструкции и проводят настройку системы. В случае с гидравлическими системами может понадобиться прокачка гидролинии

Ободная система заменяется с помощью ключа-шестигранника: снимают вышедшие из строя элементы и надевают новые. Проводят регулировку.

Итоги

О тормозных колодках обычно никто никогда не задумывается вплоть до того момента, когда приходит время заменять изношенные “обрубки” на новые. Зачастую только в этот момент райдеры начинают разбираться в том, какие колодки стояли у них все это время и на какие их стоит заменять. Сила торможения и модуляция влияют на поведение велосипеда на трассе. Металлические колодки лучше для использования в непогоду и для более эффективного торможения, но они более тяжелые и сильнее изнашивают ротор дисковых тормозов. Органические и полуметаллические дают более качественную модуляцию торможения и не издают скрежет металла, но скорее изнашиваются. Выбирать надо каждому самостоятельно, а при затруднении в выборе, всегда можно обратиться к специалисту в профильном магазине или веломастерской.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: