Защита вилки велосипеда

Уход за велосипедной вилкой

Амортизационная вилка уменьшает тряску при велопрогулках, улучшает управляемость и плавность хода, снижает нагрузку на руки велосипедиста. Благодаря уменьшению вибрации поездки становятся более комфортными, райдер меньше устает, значительно продлевается ресурс рамы, подшипников и других частей конструкции.

Когда в работе амортизатора наблюдаются нарушения, причина обычно кроется в износе компонентов или в загрязнении масла. Грязь в масляной среде образует абразив, который постепенно повреждает покрытие ног и бушингов вилки. Решение проблемы заключается в переборке вилки, ее очистке и регулировке. Также в процессе эксплуатации вилки нужно минимизировать попадание внутрь ее конструкции грязи.

Периодичность процедур по уходу

Обслуживание передней вилки горного велосипеда должно выполняться не реже, чем:

  • после каждого выезда – необходимо протирать ноги около пыльников, чтобы грязь не оказалась в масле;
  • ежесезонно и через 100–150 км пробега – требуется очистка и смазывание ног на сальниках;
  • спустя 500–1000 км проката – полагается осмотр штанов, проверка их целостности и отсутствия трещин, разборка и смазывание сальников;
  • ежегодно и через 4000–5000 км – выполняется смена масла.

Задний амортизатор следует чистить не реже 2-х раз в сезон. Если на горном велосипеде шатается вилка или возникли другие неполадки с амортизатором, нужно выполнить его обслуживание или ремонт. Экономия на сервисе и халатное отношение к состоянию частей велосипеда приводит к увеличенным расходам на покупку новых железок.

Конструкция велосипедной вилки

Современные велосипедные вилки имеют строение «труба в трубе». В пространстве между ними расположен бушинг – проставка, уменьшающая люфт и трение, позволяющая поверхностям свободно скользить между собой. Все компоненты имеют обильную смазку и защищены от внешней среды сальниками и пыльниками. Наряду с ними иногда используется пропитанное маслом кольцо из поролона. Оно обеспечивает интенсивную смазку бушингов и снижает трение.

Инструменты и принадлежности

Чтобы подтянуть вилку на горном велосипеде и ликвидировать возникшие неполадки, приготовьте:

  • отвертку;
  • шестигранник;
  • гаечный ключ;
  • компактный газовый ключ;
  • пассатижи;
  • керосин для промывки компонентов;
  • смазку;
  • шприц;
  • вилочные масла;
  • тряпки, защитные перчатки.

Демонтаж вилки

Чтобы снять вилку, следует перевернуть велосипед, убрать переднее колесо, руль, вынос руля, рулевую трубу. Демонтировать вилку важно без резких движений, чтобы шарики остались в подшипнике. Следует взять острый предмет и снять конусовидное кольцо со штока, всесторонне поджав его.

Части велосипедной вилки фото

Рассмотрим пошагово алгоритм разборки пружинно-эластомерной вилки:

  • взять шестигранник и отвинтить нижние болты;
  • учитывая ход, отвинтить болт, ответственный за регулировку степени сжатия пружины Preload;
  • вынуть эластомер, ограничивающий пружинный хорд;
  • убрать штаны, отвинтить болты;
  • повернуть бушинги вокруг их оси, извлечь их отверткой, достать пыльники.

Разборка завершена. Далее следует осмотр компонентов на предмет их целостности, промывка в керосине, смазывание.

Уход за пружинно-эластомерными вилками

Чтобы смазать пружинно-эластомерную вилку, нужно набрать масло в шприц и залить его под пыльник. Потом – разработать вилку и удалить остатки смазки ветошью. На ноги у сальников желательно наносить тефлоновую смазку. Удобно пользоваться средствами в форме аэрозоля. Предпочтение стоит отдавать силиконовым и прозрачным консистентным смазкам.

Переборка пружинно-эластомерной вилки с очисткой внутренних компонентов выполняется в такой последовательности:

  • демонтируются и очищаются штаны;
  • протираются и смазываются штоки;
  • очищаются, замачиваются и смазываются сальники;
  • очищаются и смазываются пружины;
  • очищается эластомер, если он задубевший – подрезается (для смягчения вилки цилиндр эластомера достаточно уменьшить на 1–2 см);
  • протираются бушинги;
  • выполняется обратная сборка.

Если эластомер разрушен, его частицы могут оказаться между пружиной и корпусом ноги, приводя к заклиниванию вилки. В таком случае остатки эластомера можно полностью убрать. При этом ход вилки увеличится, но есть риск ее полного пробоя.

Обслуживание масляных и пружинно-масляных вилок

Разбор велосипедной вилки фото

Особенность таких моделей состоит в присутствии в одной из штанин масляного картриджа. Он исполняет роль демпфера. Перебирать и смазывать переднюю вилку на горном велосипеде (как, впрочем, и задний амортизатор на двухподвесе) важно для поддержания ее эффективной и долговечной работы. Для обслуживания нужны вилочные масла 2-х типов: демпфирующее вязкостью 5W и смазочное на 15W.

Обычно после 1-й переборки вилка функционирует даже лучше, чем изначально после приобретения. Это объясняется взаимной притертостью деталей, их тщательной очисткой и заливкой чистого масла. Желательно проверять, смазывать вилку и менять изношенные резинки ежемесячно. Об актуальности замены масла говорит уменьшение хода вилки, ухудшение отскока и неудовлетворительная работа регулировок.

Рассмотрим, как заменить масло в передней вилке велосипеда. Демпфирующий механизм размещен в правой ноге. Для обслуживания нужно:

  • убрать вверху блокировочную ручку;
  • ключом на 24 выкрутить пластиковый блокирующий механизм;
  • без значительных усилий вынуть механизм из трубы, держа вилку вертикально;
  • слить масло, если оно помутневшее – нужно будет заменить;
  • перевернуть вилку и осторожно выдавить оставшийся в ней поршень регулировки интенсивности отскока, на конечном этапе выдавливания воспользоваться отверткой или длинным стержнем;
  • тщательно вычистить все поверхности;
  • залить в демпфер чистое масло 5W;
  • поместить кольца в масло 15 W;
  • промазать сальники рекомендуемой смазкой;
  • аккуратно установить демпфер обратно, не допуская выливания масла;
  • проработать штоком отскок, погонять внутри масло для его лучшего распределения;
  • смазать консистентной смазкой уплотнители из резины;
  • установить их на место.

Проблема течи масла

Незначительная течь из правой ноги непосредственно после процедуры замены масла – явление временное. Это вытекают излишки, попавшие в шток. Также временно (максимум день) могут наблюдаться проблемы с блокировкой хода. Они исчезнут, когда масло распределится по картриджу. Продолжающаяся течь может свидетельствовать о том, что при монтаже демпфера уплотнитель деформировали, замяли или не полностью ввинтили в ногу.

Для устранения неполадок нужно:

  • разводным ключом немного выкрутить демпфер, оголяя резьбу;
  • осмотреть уплотнитель;
  • смазать резинку;
  • ввинтить демпфер.

Если масло протекает из-под блокировки вилки (находящийся вверху синий диск), установите вспомогательное кольцо. Если наблюдается течь из-под регулировки отбоя, можно сделать 4–5 витков фум-ленты по болтовой резьбе в месте, где расположен переключатель интенсивности отскока. Также следует заменить уплотнительное кольцо на более массивное. Для устранения течи через шток отбоя придется полностью разобрать этот узел и заменить в штоке внутреннее уплотнение.

Уход за воздушными и воздушно-масляными вилками

Воздушные и воздушно-масляные вилки фото

Такая конструкция передней вилки горного велосипеда считается наиболее сложной для переборки. Она имеет масляный демпфер и воздушную камеру, в варианте Solo Air – одну, в версии Dual Air – две. Процесс обслуживания во многом схож с алгоритмом ухода за масляными вилками, но дополнительно нужно:

  • стравить воздух;
  • поместить уплотнители из поролона в смазку вязкостью 15W и выдержать в ней;
  • после монтажа демпфера – в камеры влить по 5 мл масла 15W (воспользоваться шприцом, держать его наконечник под углом 45°);
  • после монтажа поршней – накачать вначале позитивную, а затем негативную камеру.

Как регулируется вилка на горном велосипеде

При регулировке передней вилки горного велосипеда вначале выставляется сэг. Регулируется отскок. Под них настраивается низко- и высокоскоростная компрессия. Регулировку нужно делать пошагово: после каждой корректировки контролировать ход при езде, а потом приступать к настройке следующего параметра. Это поможет ощутить отличия в ходе и лучше оценить результаты произведенной регулировки.

В вопросе, как отрегулировать ход передней вилки горного велосипеда, рекомендуется начинать настройки из нейтральной позиции. Следует на 100% открутить стрелки компрессора против часовой стрелки и на 50% выставить отскок.

Как ухаживать за вилкой горного велосипеда

Правильный уход за велосипедной вилкой включает:

  1. Поддержание ее в чистоте без использования мойки повышенного давления. Под напором загрязнения с пыльников и вода могут частично оказаться внутри вилки, способствуя ее ускоренному износу и худшему выполнению своих задач.
  2. Очистку пыльников чистой ветошью. Достаточно обернуть лоскут чистой ткани вокруг ноги конструкции и устранить загрязнения движениями со стороны в сторону.
  3. Использование защитной пленки – для защиты вилки от сколов и прочих повреждений. Дополнительно рекомендуетсяо проклеить пленкой места прилегания кабелей и гидролиний, чтобы избежать их трения о вилку при езде.
  4. Своевременное сервисное обслуживание – в соответствии с инструкцией. При износе сальников и пыльников внутрь попадает все больше загрязнений, и приходится чаще менять масло.

Помните, что регулярное техобслуживание амортизаторов и содержание их в чистоте требуют усилий, но сполна окупаются их долговечной и эффективной работой.

Регулировка вилки на велосипеде – как настроить и отрегулировать

Регулировка вилки на велосипеде – как настроить и отрегулировать

Амортизационная вилка – один из важнейших компонентов любого горного велосипеда. От состояния и функциональности данного элемента зависит поведение байка на любой поверхности, отличной от гладкого и ровного асфальта. Чтобы максимально эффективно использовать возможности маунтинбайка, необходимо знать, как отрегулировать жесткость вилки велосипеда и произвести необходимые настройки этого компонента.

Разновидности и комплектация амортизационных вилок велосипеда

регулировка жесткости вилки

Чаще всего амортизатор состоит из 4 основных компонентов:

  • Верхняя часть (в народе называют «ноги»). От плавности хода этого компонента зависит отработка мелких неровностей на дороге.
  • Демпфер представляет собой регулируемую внутреннюю часть «ног», которая имеет несколько вариантов настройки.
  • Шток с короной вилки. На данные механизмы приходится основной процент нагрузки со стороны рулевой трубы.
  • Нижняя часть, которая в народе носит название «штаны», наполняется маслом и тоже имеет несколько вариаций настройки.
Читайте также  Задняя втулка велосипеда стелс в разборе

Нынешнее разнообразие велосипедов породило не менее разношерстную комплектацию байков. Производители постоянно работают над тем, чтобы профессиональные спортсмены и рядовые велолюбители смогли получать удовольствие от эксплуатации горных велосипедов. Поэтому сегодня можно выделить отдельную классификацию вилок по их типу:

  1. Пружинные и пружинно-эластомерные. Оборудование данного типа чаще встречается на бюджетных байках. Ремонт и обслуживание не вызывает затруднений, но такая вилка очень плохо отрабатывает незначительные неровности. В качестве основания используется самая обыкновенная пружина. Механизм легко загрязняется и, как правило, не предусматривает широкого спектра настроек. Обслуживание такого механизма сводится к простой замене пружины. Оба типа крайне уязвимы к низким температурам.
  2. Воздушные вилки. Оптимальное сочетание цены и простоты обслуживания в сочетании с малым весом (актуально для тех, кто хочет уменьшить вес велосипеда). Сжатый воздух в герметичной камере выступает в качестве амортизатора, а иногда и выполняет функцию демпфера. Езда на таких вилках гораздо комфортней, но есть несколько нюансов. Впрочем, бережная эксплуатация и своевременный уход обеспечат долгий срок службы механизма.
  3. Пружинно-масляные вилки. Это оптимальный вариант для агрессивного использования велосипеда. Механизм состоит из масляного картриджа и пружины из титана или стали. Это наиболее продуктивные и износостойкие вилки, которыми чаще всего комплектуются велики от известных производителей (например, Land Rover) для профессиональных спортсменов.

С учетом классификации можно сделать вывод о том, что правильная настройка жесткости обеспечивает не только комфорт от катания по пересеченной местности, но и выносливость механизма и его долговечность.

Виды регулировок

Сразу скажем, что данная информация распространяется по большей части на оборудование среднего и высокого уровней – бюджетные модели не имеют несколько вариаций настройки, а обычно эксплуатируются со стандартными заводскими режимами.

Современные производители амортизационных вилок для профессиональных горных велосипедов и байков среднего уровня предлагают потребителям мануал, в котором содержится вся необходимая информация по настройкам. Распространенные типы регулировок:

rebound

  • Предварительная нагрузка (preload). Данный тип встречается практически во всех моделях амортизационных вилок. Чаще всего находится в верхней части «ног» и определяет просадку вилки под весом велосипедиста в статичном положении (сэг). В бюджетных моделях очевидного влияния на характеристики вилки не оказывает. В более дорогих велосипедах данный показатель следует настроить на 10–20% от общего хода вилки. На изделиях пружинного типа достаточно поджать или заменить пружину деталью с другой степенью жесткости. На воздушных моделях – изменить давление в позитивной камере.
  • Отскок (rebound). Регулировка определяет скорость, с которой вилка возвращается в обратное состояние после сжатия. Это важная настройка, которая позволяет отрегулировать механизм в зависимости от специфики определенного грунта. Для шоссе и ровных асфальтированных дорог можно настроить медленную скорость отскока. Во всех остальных случаях следует регулировать вилку с учетом личных предпочтений и особенностей дороги. Продвинутые модели могут самостоятельно калибровать скорость отскока, простейшие вилки не предусматривают возможность регулировать данный показатель.
  • Скорость сжатия (compression). Параметр, который отвечает за скорость сжатия вилки вследствие удара от поверхности. Различают 2 типа: высокоскоростное и низкоскоростное сжатие. Последнее (Low-compression) – одна из самых главных и распространенных регулировок, которая позволяет максимально точно настраивать особо чувствительные вилки при обработке мелких неровностей на дороге, нивелировать раскачку при вращении педалей, а также перераспределять вес при вхождении в поворот и т.д. Высокоскоростное сжатие (high-speed compression) отвечает за регулировку вилки на более заметных дефектах трассы (например, во время приземления с трамплина). Данный тип настройки встречается в амортизационных вилках, предназначенных для экстремальных велосипедов.
  • Регулировка длины хода вилки. Примитивный вариант представляет собой блокировку вилки механическим образом. Встречается даже на самых дешевых моделях. Более усовершенствованные механизмы имеют функцию постепенного изменения хода, что существенно расширяет сферу использования байка на любых трассах.
  • Пружина сжатия (positive spring). В простейших механизмах находится в верхней части «ноги» (так называемые «пластиковые барашки», которые могут присутствовать на одной или обеих сторонах ног). С помощью данной регулировки можно обеспечить приемлемый сэг. В механизмах среднего и высокого ценового диапазона, чтобы существенно изменить жесткость сжатия, придется заменить пружину. В воздушных амортизаторах настройка происходит путем изменения воздуха в позитивной камере.
  • Пружина отбоя (negative spring). Регулировка позволяет откалибровать реакцию вилки на мелкие неровности. Настройка пружины, работающая на отбой, гораздо проще осуществляется на вилках с воздушной негативной камерой.

Большинство амортизационных вилок имеют функцию блокировки. Она необходима при езде в гору или по длинным прямым участкам. Важно своевременно включать данный функционал, дабы исключить вероятность удара по рукам при наезде на неровный участок дороги. Правильная настройка амортизатора – залог комфортного катания и «здоровья» велосипеда. Кстати, пружины известных производителей отличаются в цветовом исполнении, что соответствует различным степеням жесткости.

Регулировка жесткости вилки велосипеда

Данный параметр позволяет откалибровать мягкость амортизатора. Стандартно располагается в верхней части «ног». В своем обычном положении демпфер гасит колебания, сохраняя жесткость пружины на ровной дороге. Регулировка позволяет настроить расстояние между верхней и нижней точкой максимального давления. Различают несколько видов нагрузки:

  1. Минимальная жесткость. Мягкий ход вилки провоцирует появление дискомфортных ощущений по причине резких колебаний пружины во время вращения педалей.
  2. Высокая жесткость. Не самый лучший параметр, поскольку регулировка не позволяет амортизатору качественно обрабатывать мелкие неровности.
  3. Оптимальная настройка. Это золотая середина, где вилка максимально качественно гасит удары, улучшая динамические характеристики велосипеда.

Правильная настройка соблюдается, если после посадки райдера на байк остается приблизительно 70% хода вилки от ее полного показателя. Большое значение имеет и тип амортизатора. Например, в воздушных вилках степень жесткости калибруют путем подкачки воздуха, в пружинных – поджимают или меняют пружину, в простых моделях изменение жесткости существенных изменений не продемонстрирует вообще.

Настройка компрессии

компрессия

Этот параметр предназначен для калибровки скорости сжатия переднего амортизатора и обеспечивает равномерный его ход и плавный отскок назад. Настройка сводится к регулировке скорости сжатия вилки под воздействием удара от неровных поверхностей. Механизмы среднего и профессионального уровней имеют 3 варианта настройки:

  1. Низкоскоростная. Позволяет уменьшить чувствительность механизма на мелких неровностях, но в то же время и качественно гасит мощные удары.
  2. Высокоскоростная. Грамотная калибровка обеспечивает эффективную обработку мельчайших неровностей, но при последующих за ними сильных ударах вилка легко пробивается.
  3. Блокировка. Это режим тотальной жесткости, который можно использовать во время езды по абсолютно ровным участкам.

Некоторые механизмы с воздушной пружиной имеют функцию настройки отдельно в каждой камере. Это очень удобно в конструкции велосипедов для леса и города, когда гладкий асфальт сменяется легким бездорожьем, плавно переходящим в рыхлый грунт.

Регулировка скорости отскока

Данная функция не встречается на бюджетных механизмах. Скорость отскока – это время, за которое вилка возвращается в исходное положение, чтобы обрабатывать дальнейшие препятствия. Параметры настройки:

  • На шоссе и ровных участках дороги лучше выставить медленный отскок.
  • Во всех других случаях следует регулировать скорость с учетом рельефа и личных предпочтений.

В любом случае скорость отскока должна быть оптимальной, дабы избежать неприятных ударов по кистям. При правильной настройке удары гасятся, а не «выстреливают» в руки, а вилка успевает разжаться для преодоления следующего препятствия.

Алгоритм выстраивания отскока на ходу:

  • найти участок с небольшими неровностями;
  • настроить вилку на самый медленный отскок;
  • увеличить скорость движения, чтобы определить силу удара в руль;
  • откалибровать вилку до того уровня, пока не прекратятся удары в руки.

Важно при этом чтобы удары от неровностей приходились на амортизатор, а не на руль или переднее колесо. И еще один важный момент – настраивать вилку сразу не рекомендуется. Следует придерживаться определенной последовательности: предварительная нагрузка (жесткость вилки) – компрессия – отскок. Только кропотливая и тщательная настройка амортизационной вилки позволяет найти идеальный баланс и получить еще больше удовольствия от езды по пересеченной местности.

Советы

В техническом плане уход за данным механизмом не отличается особой сложностью. При наличии определенных навыков и некоторых инструментов все работы можно выполнить самостоятельно. Обозначим несколько этапов:

  1. Демонтаж вилки велосипеда. В целом, ничего сложного здесь нет – нужно только разобраться в особенностях крепления.
  2. Чистка механизма. Любая грязь, пыль и песок, попавшие внутрь амортизатора, в скором времени приведут к сбоям в его работе и, возможно, к поломке. Поэтому чистка и смазка вилки должны стать обязательной процедурой, которую желательно повторять один раз в год.
  3. Замена масла и смазывание пружины. Желательно выполнять каждый сезон и использовать исключительно проверенные составы от известных производителей.

Опытные мастера по ремонту советуют не затягивать с обслуживанием амортизационной вилки при появлении самых первых «звоночков» в виде специфических звуков или появления нетипичных ударов. Оперативное вмешательство позволит избежать более серьезных проблем и полной замены всего механизма.

Заключение

В настройке амортизационной вилки нет ничего сложного. Качественная калибровка позволяет эффективно преодолевать бездорожье и использовать байк в щадящем режиме. Своевременное обслуживание амортизатора существенно увеличивает срок его эксплуатации и снижает вероятность появления серьезных проблем.

Читайте также  Максимальная скорость горного велосипеда

Юлия Салтрукович

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Вилка велосипедная — Устройство и Регулировка

устройство велосипедной вилки

В этой статье мы постараемся обобщить весь мировой опыт в области велосипедных вилок и выявить основные направления их развития. Для начала разберемся с терминологией.

Шток — труба запрессованная в корону вилки и устанавливаемая в рулевой стакан на раме, является одним из наиболее нагруженных узлов конструкции. Штоки изготавливают как правило из алюминиевых сплавов, стали, углепластика.

Корона — это, как правило, литая деталь, в которую снизу запрессованы ноги вилки, а сверху шток вилки, основная задача короны связь элементов конструкции. Корона изготавливается на основе алюминиевых сплавов, но также есть вилки со стальными и углепластиковыми коронами.

Ноги — полые трубы со специальным покрытием, снижающим трение, которые ходят в штанах вилки и гасят тем самым удары переднего колеса о препятствия. Изготавливаются в большинстве своем из алюминиевых сплавов, есть модели со стальными ногами. Алюминиевые ноги имеют антифрикционное покрытие на основе оксида алюминия, получаемое анодированием. Стальные ноги хромируются электрохимическим методом.

Ход вилки — максимальная глубина погружения ног вилки в штаны. На современных вилках значение хода вилки находится в пределах от 60 до 200 мм.

Штаны — хорошие штаны являются литой деталью, представляющая собой две полые трубы, заглушенные снизу и соединенные специальной перемычкой (гориллой). Однако имеются вилки, где штаны с гориллой соединяются сварными швами. Такая конструкция весьма ненадежна. Литые штаны изготавливают из магниевых или алюминиевых литейных сплавов, сварные штаны делают из стали.

Ось вилки — еще один конструктивный элемент, обеспечивающий дополнительную жесткость ног вилки. Именно на оси крепится переднее колесо. Наиболее прочная конструкция у вилок с осью 20 мм, также есть вилки под 15 мм и 9 мм оси.

Сейчас основные задачи вилки велосипеда заключаются в поглощении ударов при езде по неровностям и сохранении постоянного контакта между колесом и поверхностью трассы. Именно поэтому подавляющее большинство велосипедов имеют амортизационные вилки. Комплектация велосипедов, жесткими вилками обусловлена как правило двумя факторами: экономическим (жесткая вилка дешевле амортизационной), скоростным (жесткая вилка обеспечивает максимальную передачу энергии к колесам).

Из-за большей распространенности начнем разбираться с амортизационными вилками. Классическая компоновка велосипедных вилок представлена на рисунке.

В связи с тем, что стиль катания у разных людей может отличаться, как и их вес, амортизационные вилки имеют ряд настроек. Они позволяют сделать работу вилки оптимальной под каждый тип рельефа. Далее подробнее остановимся на каждой из возможных настроек.

 регулировка жесткости пружины

Регулировка жесткости пружины вилки велосипедной: стальной слева и воздушной справа

Жесткость пружины — базовая настройка, которая может сделать работу вилки «мягче» или «жестче». Жесткость зависит от веса велосипедиста, чем больше вес — тем выше должна быть жесткость пружины. На сегодняшний день используются три типа пружин: стальная, эластомерная, воздушная. Вилки со стальной пружиной самые тяжелые, с воздушной — самые легкие. Характер сжатия стальной и эластомерной пружин — линейный. Жесткость одинакова на всей длине хода вилки. Воздушная пружина отличается своей резко возрастающей жесткостью по мере увеличения хода срабатывания вилки.

Вилка велосипедная амортизационная - регулировка изменения хода вилки

Изменение хода – на данный момент эта настройка встречается на очень немногих вилках, однако она полезна прежде всего тем, что позволяет изменять геометрию велосипеда.

Следующие настройки реализуются, как правило, благодаря наличию в вилке демпфера. Зачастую он представляет собой колбу, в которую залито масло и реализуется принцип сообщающихся сосудов. Канал между двумя объемами с маслом может быть перекрыт частично или полностью, это позволяет изменять характер работы вилки.

Вилка велосипедная амортизационная - регулировка скорости отскока

Скорость отскока – еще одна базовая настройка, которая позволяет регулировать то, насколько быстро вилка после срабатывания на определенный ход вернется к своему исходному состоянию.

Вилка велосипедная амортизационная - регулировка компрессии

Компрессия – встречается на более дорогих и спортивных вилках. Этот параметр позволяет сделать работу вилки еще более нелинейной. Иными словами, жесткость будет резко возрастать после срабатывания вилки на определенный ход.

Вилка велосипедная амортизационная - регулировка блокировки хода

Блокировка хода – частный и крайний случай настройки компрессии, при включенной блокировке перепускной клапан демпфера полностью закрыт и вилка становится жесткой. Однако часто, чтобы избежать гидроудара в демпфере маслом, производители закладывают определенный порог срабатывания клапана. При резком и сильном ударе он открывается и вилка срабатывает на определенный ход.

Для достижения максимальной производительности вилка должна иметь все эти настройки. Однако кроме наличия настроек хорошую вилку отличает ряд технических характеристик, так например, важен параметр силы страгивания вилки. Физический смысл его заключается в том усилии, которое необходимо для того, чтобы преодолеть трение покоя сальников о ноги вилки. Чем ниже этот параметр, тем более мелкие неровности сможет обработать вилка. Лидерами по снижению порога страгивания является компания Fox, на ноги вилки они наносят атифрикционное покрытие на основе нитрида титана (это соединение имеет характерный золотой цвет), которое отличается очень низким коэффициентом трения.

Следующий важный параметр, который учитывают при конструировании амортизационных вилок это их жесткость. Да, да именно жесткость, как бы парадоксально это ни звучало. Вилка не должна «гулять» ни в одной из плоскостей, кроме той, в которой осуществляется ее ход. В противном случае руль велосипеда перестает быть иформативным и ощущается весьма «ватно». На вилках, отличающихся низкой конструкционной жесткостью не возможно будет проходить резкие повороты с чередующимся направлением на больших скоростях. Этот параметр напрямую связан с уровнем вилки, топовые вилки самые жесткие у всех производителей.

Таким образом, мир амортизационных вилок сегодня отличается весьма высоким уровнем технологического развития. Каждый год производители обновляют свои линейки амортизационных вилок, делая их все боле совершенными. Но вместе с ростом технологичности таких вилок растет и цена на них. К примеру, будет сложно найти простенькую вилку с воздушной пружиной дешевле 10 000 рублей, а стоимость на профессиональные вилки для гонок превышает 100 000 рублей. Об этом следует помнить, покупая горный велосипед. На горных велосипедах до 40 000 вилки будут выполнять лишь роль массо-габаритного макета, как это не грустно.

Защита вилки велосипеда

передняя вилка велосипеда

Функция у передней вилки велосипеда де-факто одна, это поглощение неровностей дороги от мелких дефектов асфальта до бортиков и ступенек при прыжках. Конечно, это не относится к фиксированным вилкам, знакомым нам с детства по советским велосипедам и нынешним шоссейным моделям, но они особого внимания к себе не требуют.

Вилка – вторая по важности деталь после рамы и по цене, и по стоимости, и по весу. От качества вилки зависит, насколько удобным будет катание. Важны не только амортизационные свойства, но и гибкость настроек, соответствие типа и класса стилю катания. Например, жёсткая пружинная вилка отлично подходит для катания в городе, но кратковременный выезд в лес может оказаться фатальным и для механики, и для велосипедиста.

Основные детали

Условно переднюю вилку можно разделить на четыре составляющих блока:

  • амортизатор – часть, принимающая на себя основную нагрузку по амортизации неровностей и хода велосипеда, в части моделей это пружина, в другой – герметичная камера;
  • демпфер – амортизация мелких неровностей, которые должны быть отработаны быстро;
  • корпус – то, что несёт основную нагрузку: рулевая труба, внутренние трубы (шатуны), корона,соединяющая рулевую и внутренние трубы, ноги (нижний амортизационный блок, в который входят шатуны), горилла (перемычка, соединяющая ноги);
  • фурнитура – переключатели и настройки на короне, ногах, набор креплений для оси колеса и тормозов, пыльники и манжеты для защиты механизмов.

устройство вилки

Названия частей передней вилки велосипеда

Данная структура немного изменяется в нестандартных компоновках вилки. Например, перевёрнутые передние вилки имеют шатуны, направленные вниз, и такая структура позволяет амортизировать больше мелких неровностей, но увеличивает вес и время на обслуживание — такой механизм быстрее загрязняется.

Классификации

Основное деление — это фиксированные и амортизационные вилки, все дальнейшие классификации будут относиться ко вторым, так как жёсткие фиксированные механизмы предельно просты и вопросов не вызывают.

Типы вилок

Пружинные

Базовый уровень амортизационных вилок. Ставятся на дешёвые модели велосипедов, и в рознице продаются по остаточному принципу. Они обычно используются в качестве запасных частей для ремонты. Из-за своей конструкции не выполняют роли демпфера, пропуская мелкие неровности в полном объёме.

Читайте также  Ключ для педалей велосипеда

В основе такой вилки — обычная пружина, закрытая в шатуне под резиновой или иной защитой. Обычно собирается достаточно грубо и в процессе эксплуатации портится от попадающей грязи. Возможности для обслуживания невелики — обычно только замена самой пружины. Настроек тоже не бывает, только блокировки.

вилка пружинного типа

Разобранная вилка пружинного типа

Рекомендуется для начального уровня или в ситуациях, когда другие варианты недоступны по финансовым или иным причинам.

Пружинно-эластомерные

Механикой не отличаются от предыдущих, но вместо пружины используется полимерный стержень, выполняющий функцию демпфера. К сожалению, всё зависит от свойств материала, но обычно они далеки от совершенства. Амортизационная функция ненамного заменяется демпферной, сохраняя общий низкий комфорт от использования вилки.

Пружинные и эластомерные передние вилки не рекомендуются для использования зимой, так как деградация свойств на низких температурах слишком сильна.

Воздушные

Конструкция с исключительно воздушной амортизацией очень выгодна и в плане стоимости, и в плане обслуживания. Сжатый воздух, накачиваемый насосом в герметичную камеру, работает и как амортизатор, и как очень хороший демпфер. Катание очень комфортное, сравнимое со многими более дорогими конструкциями, но в случае покупки горного велосипеда стоит выбирать более выносливый механизм.

Минус воздушных — подготовка и срок эксплуатации. Настройка производится только давлением в камере, поскольку она достаточно узка, подкачивать приходится очень часто, да и общий срок службы такого механизма, особенно при агрессивном катании, невелик.

Масляно-воздушные

В масляно-воздушных вилках функции амортизатора и демпфера разделяются между воздушной камерой и масляным картриджем. Если поведение воздушной «пружины» понятно и аналогично воздушной вилке, то от масляного блока зависит очень многое. Основной выбор идёт по строению картриджа и марке масла.

масляно-воздушный тип

Разобранная вилка масляно-воздушного типа

Такой тип конструкции отлично подходит для кросс-кантри и постоянного катания, но пасует при больших нагрузках на горных спусках. Кроме того, срок службы ожидаемо ниже, чем у пружинных механизмов.

Масляно-пружинные

Признанный профессиональный тип передней вилки — устройство, сочетающее масляный картридж и стальную пружину. Именно такие вилки стоят на лучших спортивных велосипедах, но, в зависимости от стоимости, масляно-пружинные конструкции заменяются на масляно-воздушные.

Обычно возможности для настройки ниже, чем у воздушных, но пружина, особенно из современных материалов, позволяет работать очень долго и с требуемой жёсткостью.

И масло, и амортизационные пружины прошли огромный путь совершенствования и вместе дают наилучшее спортивное сочетание. На текущий момент возможных конкурентов велосипедная индустрия этой комбинации предложить не может.

Настройка

Набор настроек зависит от типа и производителя. Рассмотрим все возможные. Единого типа переключателей так и не выработано, потому настраивать каждую переднюю вилку придётся по инструкции производителя.

LockOut – блокировка хода

Блокировка есть практически на любой вилке. Этот переключатель используется чаще всего не при подготовке, а в процессе катания, например, перед горкой или скоростным участком на асфальте. Злоупотреблять функцией не стоит. Значительно сэкономив силы, легко получить серьёзный удар по рукам на малейшей кочке и сломать при этом переключатель. Кроме того, для велосипеда такой ход тоже не сулит ничего хорошего.

включенный LockOut

Вилка Manitou Black Elite со включенным LockOut

Preload – предварительная нагрузка

Предварительная нагрузка обычно настраивается внешним переключателем, но бывает (на самых дешёвых и самых дорогих моделях) — простой заменой пружин. Влияет на амортизацию, а конкретно — на реальную жёсткость пружины, путём её докручивания. В спортивных комплектах при настройке заменой пружины различный уровень жёсткости отмечается цветом.

Compression & Rebound – скорость сжатия и возврата

Настройка встречается у вилок хорошего уровня. Отвечает за скорость возврата и сопротивление сжатию переключатель обычно с двух сторон — на ногах. Чаще всего регулируется именно возврат — для прыжков и даунхилла помедленнее, чтобы не вылетала быстрее, для катания побыстрее, дабы не терялось сцепление, и энергия педалирования не уходила в перекос рамы.

Extension control – длина хода

Расширенный вариант блокировки — добавляются несколько позиций, фиксирующих уход по определённой длине. Например, на уровне 100 мм при максимальном ходе в 150 мм для прямых участков вместо прыжков. Риски использования таких переключателей аналогичны блокированию. При активной нагрузке переключатель можно сломать. В любом случае, настройка востребована достаточно мало, поэтому она встречается только на единичных моделях.

Обслуживание вилки

Снимаем

Снять переднюю вилку несложно.Есть всего два типа крепления:

Безрезьбовые — сейчас де-факто стандарт, который поддерживают все производители. Вынос руля держит верхний подшипник, якорь (расширяющаяся трубка), закреплённый выносом, входит в рулевую трубу вилки и закрепляется двумя винтами. Собственно, для снятия достаточно раскрутить два винта, и вся сборка практически не разбалтывается при использовании.

Безрезьбовое крепление

Безрезьбовое крепление вилки

Резьбовые — знакомые по старым и детским велосипедам механизмы, верхний подшипник зажимается с помощью гайки, конуса, шайбы с усиком и контргайки. Снимать ещё легче, но и зафиксировать надолго сложно, особенно при больших нагрузках — быстро появляется люфт.

Чистим

Все пыльники, кожухи и поверхности труб, которые работают во время движения, должны быть чистыми, потому постоянно проверяем их и приводим в порядок. Грязь на изоляции постепенно приводит к повреждениям, а через них уже начинается загрязнение внутреннего механизма с последующей поломкой.

При чистке важно заметить следующее: если в механизме вилки используется масло, оно ни в коем случае не должно оказываться снаружи. Если заметны подтёки масла, переднюю вилку срочно требуется ремонтировать. Дальнейшая эксплуатация, скорее всего, приведёт к поломке и полной замене.

Меняем

Замене подлежит три составляющих.

Во-первых, это масло. Смена сезона, стиля катания, любой ремонт и большая часть перенастроек — повод для смены масла. Масло рекомендуется подбирать фирменное, от производителя. Например, Marzocchi поставляют в Россию достаточно хорошо. В крупных городах приобрести его не составляет проблем. Тем не менее, вполне годится, хотя и не так хорошо, более вязкое масло для амортизаторов мотоциклов. Оно точно есть в любом регионе.

Ниппель подкачки амортизатора

Ниппель для подкачки воздушного амортизатора

Во-вторых, это пружины. При активном катании, трюках, даунхилле пружины всё равно теряют свои свойства, их требуется менять. В зависимости от типа конструкции — замена от элементарной до «лабораторной» — здесь следует ориентироваться на рекомендации и инструкции от производителя.

Третьим элементом для «замены» является воздух. Подкачивать масляно-воздушные и воздушные вилки придётся немного реже, чем камеры. Благо, нет ничего сложного, главное — контролировать давление и знать, что делаешь.

Заключение

Передняя вилка — одна из важнейших деталей велосипеда. Надеюсь, изложенная информация поможет грамотно выбрать, настроить и обслуживать этот непростой агрегат.

Ремонт вилки велосипеда

При замене масла, уплотнителей или во время техосмотра иногда выявляются проблемы с амортизатором. Они возникают при неправильной езде или хранении байка. При внешнем осмотре можно заметить некоторые неисправности самостоятельно. Например, в воздушной велодетали давление за короткий срок не должно резко меняться.

Наша компания занимается техническим обслуживанием велотранспорта и при необходимости может произвести ремонт вилки велосипеда. Специалисты быстро устраняют поломки любой сложности. Работаем в Москве, открыты филиалы в регионах России.

Ремонт других составляющих

Цены на ремонт велосипедов

Артикул Услуга Описание Стоимость
СВ003 Снять и/или установить вилку однокоронную Снять и/или установить вилку однокоронную, якоря на велосипед, укорачивание длины штока. 400 руб.
СВ004 Снять и/или установить вилку двукоронную Снять и/или установить вилку двукоронную, якоря на велосипед, укорачивание длины штока. 500 руб.
СВ005 Снять якорь одноразовый Снять якорь одноразовый. 150 руб.
СВ006 Установить якорь одноразовый Установить якорь одноразовый в шток вилки. 100 руб.

Почему выбирают Велоград?

Проверка скоростей, тормозов, колонки рулевой, втулок колес, кареточного узла и педалей. Вы получите подробную консультацию нашего сотрудника для определения причины поломки.

Предлагаем широкий перечень услуг по доступной стоимости. Все цены указаны в прайс-листе, поэтому вы можете убедиться в выгодности предложения самостоятельно.

Ремонт в кратчайшие сроки

Устраняем поломку быстро и качественно. Даже для избавления от серьезных неполадок требуется минимальное время. Срочность заказа никак не влияет на цену.

Гарантия на работу

Мы уверены в качестве выполненного нами ремонта — его проводят настоящие профессионалы своего дела. Срок для бесплатной замены зависит от конкретной ремонтируемой детали.

Если вы решили устранить недостаток самостоятельно, мы предлагаем широкий ассортимент моделей велозапчастей и ремкоплектов для починки амортизационной системы: пыльники, сальники, башинги и многое другое. В нашем интернет-магазине вы можете купить все необходимое по выгодным ценам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: