Звезда на велосипед - Pk-shturm.ru

Звезда на велосипед

Как правильно переключать передачи на велосипеде

Как правильно переключать передачи на велосипеде

Очень частый вопрос, который мне задают клиенты — это «как пользоваться переключателями скоростей на велосипеде?» Сегодня разберёмся а этом вопросе.

Основная наша задача при переключении передач это не ездить с большим перекосом цепи. Например, так:

Как правильно переключать скорости на велосипеде

На фото видно ошибочный выбор передач 3 — 1. Когда цепь стоит на самых больших звездах спереди и сзади, тем самым образуя большой угол или наоборот, когда цепь находится на самых маленьких звездах.

Мы должны ездить с прямой цепью — это позволит увеличить ресурс цепи вашего велосипеда и сократит вероятность ее разрыва.

Можно запомнить простое правило, которе позволит никогда не ошибаться при переключении передач на велосипеде:

При использовании крайних передних звезд используйте от 3-до 5 крайних звезд в кассете (в зависимости от количества скоростей на ней). А при и пользовании средней звезды спереди, также используйте средние звезды в кассете. И тогда ваша цепь скажет вам спасибо!

3-х скоростная система звёзд

3-х скоростная система звёзд

Система звезд с тремя скоростями или звездами

Данные системы чаще всего встречаются на горных и гибридных велосипедах. Всем 3-м звёздам на системе (звезды, которые находятся спереди) соответствует набор звёзд (кассета), который находится сзади (на колесе).

В этом примере рассматриваем количество задних звёзд 10 на 30 скоростном велосипеде. С другим количеством звёзд (6, 7, 8 и 9 скоростей ситуация аналогична).

1 звезда — самая маленькая на системе

Положение цепи на первой передаче

Цепь стоит на первой скорости (левая манетка), что соответствует самой малой звезде (цифра 1) на системе передних звезд.

С первой звездой рекомендуется использовать крайние заезды на кассете/трещотке, которые обычно на переключателе обозначаются цифрами: 1, 2, 3, 4. В этом случае линия цепи будет максимально прямой.

Как правильно переключать передачи на велосипеде

На левом фото цепь стоит на первой скорости, а на правой на 5-й скорости. Это примерный диапазон передач, который можно использовать с маленькой передней звездой, чтобы избежать излишнего изгиба цепи.

2 звезда — средняя звезда на системе

как переключать передачи, если цепь находится на второй звезде в системе

Цепь стоит на второй скорости (левая манетка), что соответствует средней звезде (цифра 2) на системе передних звезд.

Этой звезде соответствуют средние звезды на кассете/трещотке. Обычно это звезды с цифрами на манетке: 4, 5, 6, 7 и 8 или все центральные звезды на кассете.

Как правильно переключать скорости на велосипеде

На левом фото включена 4 скорость, а на правом 8-я. Это рекомендуемый диапазон звезд для средней ведущей звезды.

3 звезда — самая большая звезда на велосипеде

как правильно переключать передачи на горном велосипеде

Цепь стоит на третьей скорости (левая манетка), что соответствует большой звезде (цифра 3) на системе передних звезд.

Так как эта звезда крайняя ей соответствуют крайние звезды на трещотке/кассете. Это звезды с цифрами: 10, 9, 8, 7, 6, 5.

Как правильно переключаться на велосипеде

На левом фото включена 5 скорость, а на правом 10-я. Это рекомендуемый диапазон звезд для большой ведущей звезды велосипеда.

2-х скоростная система звёзд

2-х скоростная система звёзд

Система с двумя звездами, чаще всего встречается на шоссейных велосипедах. В данном случаем это система с моего велосипеда Пежо.

Что же касается велосипедов, у которых 2 звезды спереди, например у большинства шоссейных велосипедов. Тут проще чем с тройной системой. Нам достаточно разделить количество звёзд на нашей кассете/трещотке на 2 и использовать половину скоростей сзади с малой звездой и другую половину с большой.

1-на скоростная система на велосипеде

Когда спереди на велосипеде стоит только одна звезда тут нет правил какие звезды использовать вы можете использовать их все. Но имеете ввиду, что частое использование крайних звёзд может снизить ресурс цепи. Но благо, что данные передачи вряд ли будут использоваться велосипедистами часто.

Чаше всего, когда стоит одна передняя звезда, задняя кассета имеет максимальное количество звёзд — 9, 10, 11 или даже 12 скоростей.

Данный метод переключения передач подойдет для горных, шоссейных, гибридных и гравийных велосипедов, которые имеют 18, 21, 24, 27, 30 и 33 скорости.

Переключая скорости на велосипеде согласно этой схеме мы значительно продлеваем жизнь нашей цепи, а следовательно и кассете с системой и экономим свои деньги!

Преимущества и недостатки овальной звезды

овальная звезда

Звезды — это главные узлы трансмиссионной системы, приводимые в движение при педалировании посредством цепной, или ременной передачи.

Односкоростные модели оснащаются ведомой и ведущей звездой, многоскоростные модели – многоступенчатой трансмиссией со скоростным набором на передней части байка с обязательными трещотками или кассетами на задней.

Количества и параметры шестерёнок определяют поведение байка при разных условиях передвижения, а при правильной настройке системы можно оптимально понизить энергетические затраты на педалирование.

Эксплуатационные характеристики изделия зависимы от многих факторов: морозостойкость; вид езды и обслуживания трансмиссии. Правильный подбор системы под тип езды, грамотное обслуживание эксплуатация обеспечит длительную службу трансмиссии.

овальная звезда

Особенности и отличия овальной звезды

Овальная звездная трансмиссия была изобретена еще в прошлых веках, но в начале данная модель не прижилась и начала внедряться на велосипедный рынок только в последние годы.

Эксцентрика овальной звезды немного больше нулевой отметки, формой она приближена к кругу, максимальная сдавленность может доходить до 30%. Особую популярность овальная звезда так и не приобрела, так как больше направленна на спортивные мероприятия.

Представляет собой крутящийся вокруг своей оси овал, который распределяет и перенаправляет загруженность, и изменяет расчет передаточного числа.

Характерные показатели звездочек-эллипсов:

  1. Периоды передаточного вращательного движения.
  2. Балансированное перераспределение груза (понижение при горизонтальной позиции шатунов и повышение при вертикальной).
  3. Моментальная разгоняемость.
  4. Превышенное давление на кареточный вал.

Преимущества овальной звезды

Главные достоинства овальной звезды – повышение комфорта при педалировании: в процессе кручения педалей нагрузка прикладывается неравномерно, а овальные звезды четко направляют нагрузку по трансмиссии.

По ощущениям езды овальная шестеренка более «круглая» чем обычные. С этой системой намного легче взбираться в гору, разгоняться и крутить педали на мягком грунте.

Основное преимущество системы трансмиссии с овальной шестеренкой ощущается при повышенных нагрузках с низким каденсом: чем ниже каденс, тем больше преимуществ:

  • Велосипед быстро набирает скорость и максимально комфортно взбирается в гору;
  • Кручение педалей с низкими частотами при высокоскоростном режиме;
  • Дополнительный разгон благодаря толкающему моменту;
  • Более равное перераспределение нагрузки на мышечные волокна, поэтому меньше затрачивается энергоресурсов и повышается выносливость велосипедиста;
  • Легкость в передвижении по любым участкам дороги.

овальная звезда

Недостатки системы

Очевидных минусов у эллипсной трансмиссии не присутствует, к минусам можно отнести только сложное передвижение на байках с фиксированным передаточным моментом (в данных моделях потребуется дополнительная фиксация натяжителя цепи), и сложность настройки передаточного момента переключателя на многоскоростной трансмиссии, а также быстрая изнашиваемость цепного участка и шестерёнок относительной трансмиссии круглой формы из идентичного сплава.

Овальная звезда имеет повышенные требования к настраиванию ведущего переключателя.

При высоких каденсах переключение может спровоцировать заедание цепи между рамой и большой шестеренкой, что приводит к их деформации.

С целью предотвращения деформации уменьшают различие между количеством зубьев на больших и малых шестерёнках по сравнению с трансмиссией круглой звезды.

  • Быстрый износ каретки в связи с повышенной нагрузкой.
  • Необходимо повышать частоту педалирования при низкой скорости.
Читайте также  Электроколесо для велосипеда своими руками

Положение звезд трансмиссии

Овальная система трансмиссии позволяет осуществлять педалирование с наибольшей эффективностью, с овальной звездной системой легче преодолеваются любые мертвые зоны.

При вертикальном положении шатунов затрачивается меньше усилий: упрощается вращение педалей при положении шатунов вертикально, а при горизонтальном положении – вращение усложняется, но становится более эффективным.

  1. Когда овальная передняя звезда расположена горизонтально – задняя устанавливается в вертикальную позицию;
  2. Передняя вертикальная – задняя горизонтально;
  3. Горизонтальное положение передней и задней трансмиссии;
  4. Вертикальное положение обоих;
  5. Отклонение от нормы к примеру, ведущая звезда стоит вертикально, а задняя отходит на угол от прямой.

Выбор овальной звезды

В настоящий момент овальные шестеренки производятся многими крупными заводами, наиболее распространенные модели и под любое переключение выпускают:

  • Е 13,
  • Race-Face,
  • Blackspiru,
  • Absolute-Black,
  • Rotor,
  • OneUpComponents.

Приобрели популярность в России:

  1. Shimano под наименованием «Biopace»
  2. Rotor «Q-Rings»

Компания «Shimano» начала производить овальные звезды с 1983 года прошлого века, все они назывались «Biopace».

Трансмиссия была расположена так, что при вертикальном расположении шатунов самый большой радиус приходился на шестерёнки.

Это гарантировало оптимальное натяжение цепной системы и равномерную загруженность коленей.

овальная звезда

Одна из последних выпусков – Biopace-300LX. Это система с 48 зубьями у самой большой шестеренки, 38 – средней, и 28 – маленькой.

Шестеренки выпускаются из металлических сплавов, велошатуны производятся из алюминия с длиной 175 мм, втулки шатунов квадратной формы.

  • Равномерное распределение нагрузки на ноги.
  • Легкость в преодолении подъемов при низкой частоте вращения педалей.
  • Комфортность в поддержании постоянной скорости.
  • Быстрый разгон.

Овальные звезды Rotor Q-Rings.

овальная звезда

Концепция производителя направлена в противоположном направлении от «Shimano».

Разница в том, что при горизонтальном положении шатунов достигается наивысший крутящийся момент, звезды ориентированы таким образом, что большой диаметр приходится именно в этом положении, в то время как при мертвых точках в меньшем, этот фактор существенно улучшает показатели эргономики педалирования.

Следовательно, модель помогает легкому кручению в момент когда надо прилагать наибольшие усилия для передвижения.

Передние звезды на велосипед

Принцип работы велосипеда понятен каждому, кто хоть раз пробовал на нем ездить или же видел как это делают другие. Передняя звезда – ведущий механизм преобразования энергии выжима педалей и передачи ее на заднюю (ведомую) звезду, приводящую в движение колесо. Другими словами, от исправной работы этого узла зависит, будет ли вообще велосипед передвигаться. Но как и во всем, со звездами следует «познакомиться» поближе, чтобы понять принципы работы, а главное правила выбора.

Прежде всего, следует классифицировать звезды на два типа: начальные и профессиональные. Первые распространены больше, так как их стоимость ниже, а функциональных особенностей меньше. Увы, с качеством материала та же история: на дешевых моделях передних (как собственно и задних) звезд часто выходят из строя зубья. Это не удивительно, ведь нагрузка, требуемая для приведения в движение заднего колеса не малая, а дешевый металл или сплав либо мягкий (тогда зубья деформируются, а звездочка гнется), либо хрупкий. Рассмотрим принцип работы и передачи энергии с передней звезды на заднюю.

Передаточное отношение передней и задней звезд

Каждый человек неоднократно видел, где расположены звезды на велосипеде: передняя на шатуне справа, задняя – на втулке колеса. Ведущем считается передняя звездочка, так как именно через приведение ее в действие, происходит подача энергии на ведомую. Интересный факт: заднее колесо по тому же принципу становится ведущим, по отношению к переднему. Это обусловлено тем, что переднее колесо, по сути, выполняет лишь пассивное преобразование полученной энергии, а усилия приходятся именно на заднее.

Под передаточным отношением следует понимать различие, прослеживаемое по таким параметрам как размер, количество зубьев. Передняя звездочка большого диаметра в сочетании с малой окружностью задней повышает передаточное отношение. Если задняя звезда большого диаметра, а передняя меньше – тогда и передаточное отношение будет ниже. Количество усилий велосипедиста при разных сочетаниях этих важных элементов тоже будет различным. Так, чем больше задняя звездочка, тем меньше нагрузки на ноги в движении и наоборот. Потому, любителям скорости необходимо устанавливать большую ведущую и маленькую, ведомую звезды.

Как выглядит на практике

Чем больше диаметр – тем большее количество зубьев на звездочке. Примером высокого передаточного отношения (больше усилий, но выше скорость) можно привести следующее соотношение: спереди 44 зуба, сзади 11. При такой комбинации достаточно сложно крутить педали, но скорость передвижения будет высокой. Это особенно актуально в движении, т.е. при переключении скоростей уже разогнавшись. Набирать разгон при 44Х11 достаточно сложно, а потому начинают езду как правило при комбинации 22 спереди 32 зубья сзади. При таком раскладе крутить педали будет достаточно просто, но эффективность каждого оборота значительно ниже. Комбинации по сути определяют передачи: повышенный – ровная дорога и высокая скорость, пониженные – при езде против ветра, на бугорок, прогулочным темпом по неровному дорожному полотну.

Схема оптимального соотношения передач

На рисунке выше условно обозначено оптимальное соотношение передач, для разных режимов езды. Так, слева на право в порядке понижения скоростного режима. Если упомянуть о том, что существуют не только много, но еще и односкоростные модели (которых не мало), то следует обозначить характерный для них режим (посредине рисунка). Такой режим считается среднеоборотным, а другими словами – универсальным. При такой передачи, усилия равномерно соотносятся с оборотами колеса и набором скорости.

Естественно, достаточно сложно передвигаться на односкоростном велосипеде на подъемах. Ведь по сути, они предназначены для езды по укатанным грунтовым дорогам, трассам с ровной поверхностью. При подъеме на бугорки (особенно большие), достаточно сложно крутить педали, затрачивается много энергии. Но есть выход из этой ситуации: самостоятельный подбор задней и передней звезд. Т.е. выбираем большую ведомую и малую ведущую модели и путешествовать можно даже по горам.

Нумерация передач

В системе звездочки располагаются в порядке убывания, на кассетах – по возрастанию. При необходимости перехода в скоростной режим, необходимо перевести цепь в положение крайних внешних звезд. Максимально пониженное положение – ведущая наиболее меньшая, а ведомая – максимально большая. Правило подсчета ступеней трансмиссии выглядят следующим образом:

  1. 1 задняя Х 7 передних = Семи ступенчатая трансмиссия;
  2. 3 задних Х 7 передних = 21-на ступень;
  3. 3 х 8 = 24 передачи и так далее.

Т.е. попросту перемножаем число задних звезд, на количество передних и результатом будет число ступеней трансмиссии (то количество комбинаций скоростей, которые вам доступны). Важность способности трансмиссии точно подобрать необходимую в той или иной ситуации скорость, переоценить сложно. Поэтому, чем больше скоростей, тем меньшая нагрузка на цепь, и тем более долговечно прослужат зубья и сами звездочки.

Чем овальные звезды отличаются от круглых

Едва велосипеды приобрели популярность, начались эксперименты с комплектующими. Не стала исключением и форма звезд. Более сотни лет тому назад, впервые предали овальной формы звездочке. Идея хоть и была заманчивой, но с течением времени канула в небытие, и покрылась пылью. Сейчас же мода на приплюснутые шестерни стала возвращаться вновь, раскрывая новые секреты практичности в эксплуатации. Такие изделия все можно встретить на велосипедах, предназначенных для гонок. Ниже на фото предлагается пример овальной звездочки.

Читайте также  Обода для велосипеда

Овальная система O’symetric

Эллипс, вращаясь по оси, иначе распределяет нагрузку, чем вызывает изменения в передаточном моменте. Хотя с виду может и не понятен принцип работы, но отличия от круга все же имеются, и вот некоторые из них:

  1. В движении происходят перепады в передаточном соотношении;
  2. Нагрузки поступают поочередно. Так, при прокручивании эллипса в горизонтальное положение, нагрузка уменьшается, в то время как при вертикальном – нарастает вновь.
  3. Достичь высокой скорости можно быстрее, и это ощутимо при необходимости скорейшего преодоления дистанций.
  4. На вал каретки поступают дополнительные нагрузки.

На сравнительной таблице приведены недостатки и преимущества эллипс образных звезд для велосипеда.

Как видите, отличия между овальной и круглой формами имеются. Важно понимать цель установки того или иного типа звездочки. Ведь ведомые шестерни тоже могут быть приплюснутой формы, а это сулит определенные возможности для профессиональных велосипедистов. С формами разобрались, самое время пролить свет на способы крепления.

Виды фиксации звезд на кассете

Возвращаясь к стандартным, круглым кассетам, следует отметить их отличие от трещоток, заключающееся в том, что по разному могут крепиться на барабанах. Таким образом, можно условно разделить велосипедные кассеты на такие виды как:

кассета "Паук"

  1. Разборные, на едином барабане с разделителями. Название этого типа крепления уже дает подсказку о способе фиксации звезд: все они закрепляются на едином барабане, а между ними, в качестве перегородок, имеются спейсеры, обеспечивающие отсутствие взаимодействия между соседними шестернями. У этого вида фиксации есть и преимущества, и недостатки. Так, при частом засорении звезды можно с легкостью разобрать и почистить, заменить одну или несколько шестерней, если в том возникла необходимость. Но при этом, нельзя упускать из виду постоянную нагрузку на барабан.
  2. На пауке. Этот способ фиксации чаще применяется на велосипедах, с целью снизить общий вес конструкции. На фото видно как именно крепятся звезды
  3. На нескольких пауках. Конструкция достаточно интересная, так как крепится не только на нескольких пауках парами, но при этом маленькие звезды фиксируются отдельно на барабане. Такой метод сборки позволяет оперативно разобраться с внезапно возникшими трудностями, необходимостью очистки или разборки.
  4. Еще один уникальный тип фиксации, получил название Open-Glide. Он подразумевает фиксирования набора звездочек на одну большую шестерню. К положительным сторонам следует причесть возможность замены и долговечность эксплуатации, а также малый вес. Но цена придется по карману далеко не каждому любителю.
  5. X-Dome мало отличается от своего предшественника и типом крепления, и внешним видом. Больше отличия состоят в фирме, а точнее названии.

От типа крепления во многом зависит удобство обслуживания. Так, можно сделать вывод, что самый простой вариант все же первый. Да, барабан в разборном типе крепления страдает от повышенной нагрузки, но в то же время, при умеренной езде, он вполне долго эксплуатируется, а замена деталей – элементарная.

Чистка и смазка звездочек

Передняя, как и задняя звезды подвергаются загрязнению. Смазка, используемая для цепи, оставляет свой след, а пыль скапливается в местах стыка зубьев и звеньев. Таким образом, если длительное время не проводить очистку, звездочки загрязняются наслоениями пыли и масла. От части, этот процесс замедляется на односкоростных велосипедах, где предусмотрена защита цепи. Она представлена в виде кожуха из пластика, металла, сплавов. Ее использование рекомендуется не только для того, чтобы уберечь от загрязнений цепь, но и предотвратить появление налета на звездочке.

Для очистки звездочки, рекомендуется снять ее (или их, если речь идет о кассете). Тщательно очистите поверхность с помощью мелкозернистой наждачной бумаги, а затем смажьте профильным маслом (многие используют солидол, Литол и так далее). Установите звездочки обратно и продолжайте наслаждаться поездками по любимым местам!

ЗАЧЕМ КРИС ФРУМ ИСПОЛЬЗУЕТ ОВАЛЬНЫЕ ЗВЁЗДЫ И РАБОТАЕТ ЛИ ЭТО?

Спустя пять лет после того, как сэр Брэдли Уиггинс стал первым британцем, выигравшим «Тур де Франс», Кристофер Фрум продолжает использовать овальные звёзды на своём Pinarello Dogma.

Уиггинс к концу своей карьеры вернулся к круглым звёздам и продолжал побеждать на самом высоком уровне, включая гонку на время на Чемпионате мира. Фрум ездит на овальных звёздах с 2011 года, и с тех пор выиграл с ними четыре титула «Тур де Франс», включая 2017 год.

Кроме того, овальные передние звёзды Rotor Q-Ring или Osymetric используют многие профессиональные гонщики. Но стоит ли овчинка выделки?

Жан-Луи Тало, инженер-механик из Ментона (Франция), создал прототип овальной звезды и потратил последующие 22 года, пытаясь убедить велосипедный мир, что это работает.

«Вы можете изменить дизайн звезды так, чтобы лучше использовать мышцы ваших ног, чтобы они больше работали в тех местах, где они сильнее, и работали меньше там, где они слабы, — говорит Тало. — Круглая звезда заставляет вас работать там, где вы слабы и забирает вашу мощность там, где ноги сильны. Велосипедная звезда круглая просто потому, что когда-то все фабрики умели делать только такие».

В теории звучит здорово, но действительно ли овальная звезда работает?

ЕСТЬ ЛИ ПРЕИМУЩЕСТВА?

Тим Керрисон – исполнительный директор Team Sky, руководитель научного подразделения команды, который курирует подготовку гонщиков. Он сыграл важную роль в успехах Фрума, использовавшего овальные звёзды как в гонках на время, так и в групповых гонках.

Керрисон не биомеханик и не механик велосипедов, но он, очевидно, уделяет самое пристальное внимание мощности и оборудованию гонщиков команды. Что он думает об овальных звёздах?

«Я бы сказал, что, в любом случае, с точки зрения эффективности в этом мало что есть, — говорит Керрисон. — Несколько гонщиков предпочитают Osymetric, но большинство наших гонщиков попробовали их и лишь немногие продолжают ими пользоваться. Тем не менее, и Уиггинс, и Фрум использовали их на победных «Тур де Франс», поэтому вряд ли они в чём-то идут в ущерб эффективности».

По мнению Керрисона, до сих пор не было проведено достоверных и убедительных тестов и исследований: «Измерители мощности в шатунных системах (например, SRM, Quarq) показывают несколько большую мощность при использовании овальных звёзд, но это, вероятно, связано с переменной угловой скоростью шатуна во время оборота педали. Другими словами, показатели мощности считываются выше, но это не соответствует реальному увеличению мощности, фактически выдаваемой гонщиком».

Как правило, профессиональные велосипедисты имеют очень эффективное педалирование, при котором наличие мёртвых точек сводится к минимуму. Возможно, эти звёзды могут быть более полезны любителю или новичку, помогая сгладить более ощутимые мёртвые точки, в которых педалирование малоэффективно.

Помимо потенциальных преимуществ, есть и явные недостатки. Например, увеличивается риск того, что слетит цепь, о чём напоминает Шон Йейтс, спортивный директор Team Sky в 2012 году: «На «Туре», естественно, слетевшая цепь была бы ни к чему, так что механики Sky разработали ограничитель цепи, чтобы быть уверенными, что этого не произойдет. С круглой звездой цепь, конечно, тоже может слететь, но с Osymetric это гораздо более вероятно».

Читайте также  Стант на велосипеде

Мнение ЗА: доктор Марк Фарао, основатель Peekrings, поставщик звёзд на велосипед Сары Стори при её попытке установления Часового рекорда для женщин.

Овальная звезда может улучшить плавность педалирования, устранить мёртвые точки и улучшить работу ягодичных мышц и подколенных сухожилий.

Когда такая звезда правильно настроена, вы вообще не должны чувствовать, что она овальная. В Peekrings мы используем кривую мощности при тестах с измерителем мощности, для того чтобы отрегулировать положение овала относительно шатунов так, чтобы он специфически подходил конкретному гонщику.

Мнение ПРОТИВ: Пол Барратт, английский Институт спорта по биомеханическим элементам для британского велоспорта.

Исследования, изучающие осязаемые показатели эффективности таких звёзд, являются, скажем так, неоднозначными. Те, кто поддерживает использование эллипсов, говорят о том, что они снижают мышечное утомление в четырехглавой мышце. Доказательств этому нет, как и тому, что такие звёзды специфически изменяют нагрузку на различные группы мышц.

Это не означает, что овальные звёзды надо списать и выбросить, просто нет доказательств того, что они действительно имеют какие-либо преимущества.

Наше мнение:

Сторонники и критики эллипсов в основном рассматривают механический аспект действия овальных звёзд. Однако больший эффект, на наш взгляд, они приносят с психологической точки зрения. Как известно, плацебо или внутреннее убеждение способны обеспечить значительный прирост физических сил.

Тем не менее, ухудшение переключения и возможное слетание цепи являются серьёзными недостатками, особенно в условиях гонки.

Звезды на велосипед — сколько их нужно?

Задняя звезда односкоростного велосипеда

Входящие в состав трансмиссии передние и задние звезды на велосипед участвуют в передаче крутящего момента на ведущее заднее колесо, а также делают возможным переключение скоростей.

Абсолютное большинство велосипедов прошлого столетия имели всего лишь одну переднюю и одну заднюю звезду и, соответственно, имели одну фиксированную передачу.

Прогрессивное развитие всех видов велосипедов за предыдущие 30-40 лет первоочередно коснулось трансмиссии, что сделало доступным с помощью переключения скоростей корректировать свои усилия при езде по сложным местностям.

Звёзды шатунов

Передние ведущие звёзды или их набор присоединяют к правому шатуну. В различных категориях велосипедов их число составляет от одной до трёх. Детские, а также прогулочные и дорожные велосипеды, оснащаются одной ведущей звездой. Две или три звезды монтируют на скоростные шоссейные или горные модели.

Монолитная звезда с шатуном для велосипеда

Конструктивно звёзды могут быть съёмными, или в составе монолитного узла с шатуном. Интегрированный в набор звёзд шатун используется, как правило, в велосипедах нижней ценовой категории. Более дорогие виды двухколесного транспорта оборудуются съёмными передними звёздами, позволяющими выполнять замену, оставив при этом прежний шатун.

Съёмные звёзды крепятся к шатуну болтами («бонками») при помощи «паука», имеющего от 3 до 5 «лапок». Отверстия для болтов размещаются по диаметру звёзд и стандартизованы. Некоторые изготовители велосипедов функцией паука наделили первую звезду, выполненную заодно с шатуном.

Материалом для изготовления ведущих звёзд служат прочные стальные и алюминиевые сплавы, а также титан и композитные материалы.

Количество зубьев и диаметр передних звёзд зависит от разновидности велосипеда. Например, в горных и ВМХ-велосипедах этот показатель может равняться 18-32, для скоростных же велосипедов применяют звёзды с числом зубьев от 42 до 52.

Съемная передняя звезда на велосипед

На горных велосипедах иногда одну ведущую звезду заменяют защитным кольцом из пластика или металла — рокрингом. Он оберегает звёзды от возможных механических повреждений.

Кроме привычной круглой формы ведущие звёзды могут иметь и эллиптическую. Их применяют только в гоночных велосипедах для преодоления «провала» в приложении усилий при горизонтальном положении педалей.

Задние звёзды

Ведомой частью трансмиссии велосипеда являются задние звёзды. И их количество также зависит от типа велосипеда. Велосипедисты на ВМХ и шоссейниках постоянно вынуждены преодолевать подъёмы.

Широкий спектр передач им обеспечивает ряд 6-11 собранных в один узел звёзд, имеющих различный диаметр. Такие узлы современных велосипедов называют кассетами, они крепятся к втулкам колёс. Кассеты велосипедов среднего и высокого ценового сегмента — разборные.

Задние звёзды гоночных велосипедов предыдущих поколений собраны в трещотки. Они выполняют одинаковую с кассетами функцию, но отличаются от них способом крепления — их вкручивают в заднюю втулку.

Задняя звезда на велосипед

Постоянное воздействие сильных нагрузок на задние звёзды вынуждает производителей для их изготовления применять особо прочные стальные, алюминиевые, а также титановые сплавы.

Самым популярным (недорогим и прочным) материалом для звёзд являются сплавы из стали. Такие звёзды для увеличения срока службы хромируют или никелируют. Их главный недостаток — избыточный вес.

Облегчают велосипед звёзды из алюминиевых анодируемых сплавов. Но они дорогие и обладают невысоким ресурсом.

Титановые звёзды лёгкие, прочные и самые дорогие. Ими комплектуют топовые кассеты, или используют в качестве большой звезды в других наборах.

Задние звёзды отличаются диаметром и количеством зубьев. Так, кассеты ВМХ моделей составлены из звёзд с числом зубьев: на меньшей звезде — 11-12, на наибольшей — 28-36. У шоссейных велосипедов количество зубьев соответственно составляет 11 и 22-27.

Понятно, что с увеличением количества зубьев на звезде и с возрастанием ее диаметра, велосипедисту совершать обороты педалей намного легче.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: