Как называется доска с парусом

Парусная доска

Па́русная доска́ (англ.  Sailboard ) — официальное название спортивного снаряда для участия в соревнованиях по виндсёрфингу. Часто употребляемое бытовое название — виндсёрф, виндсёрфер, другое название — аква́та.

Представляет собой плавучую доску с треугольным парусом на мачте, руль отсутствует, управление доской осуществляется за счёт наклона и поворота мачты относительно крепления её к корпусу.

Соревнования по виндсёрфингу, как и по любому виду парусного спорта, называются регатой.

Содержание

Парусная доска на Олимпийских играх [ править ]

В программу Олимпийских игр парусная доска была введена в 1984 году.

Парусные доски используемые на Олимпийских играх выбираются из требований к монотипу. При этом от Олимпиады к Олимпиаде производитель парусной доски может меняться:

  • 1984 — «Виндгляйдер»
  • 1988 — «Виндгляйдер»
  • 1992 — «Лехнер А-390»
  • 1996 — «Мистраль»
  • 2000 — «Мистраль»
  • 2004 — «Мистраль»
  • 2008 — «Нэйл Прайд RS:X»

Парусные доски и паруса для любительского спорта, а также учебные (детские) могут иметь произвольные размеры.

Устройство парусной доски [ править ]

Корпус парусной доски (поплавок) делается из лёгких материалов (например, пенопласт с внутренними рёбрами жёсткости), покрывается стеклотканью с эпоксидной смолой, стеклопластиком, полиэтиленом и др.

Несколько ближе к носу от середины поплавка имеется гнездо для установки мачты. За мачтой находится швертовый колодец, в который устанавливается шверт (позволяет ходить против ветра). В корме имеется стабилизатор («плавник»). Нос поплавка несколько приподнят, палуба у мачты имеет нескользящее покрытие. Некоторые модели парусных досок шверта не имеют.

Мачта своим основанием устанавливается в гнездо поплавка. Шарнир мачты имеет три степени свободы, позволяя наклонять мачту вперёд/назад, на правый борт/на левый борт, поворачивать её. К мачте прикреплён съёмный при транспортировке гик, состоящий из правой и левой дугообразных частей (трубок), на заднем конце части гика соединяются, там же находится шкивной механизм для набивки (натягивания) паруса.

Треугольный парус шьётся из прочной и лёгкой ткани, как правило, синтетической. Для наблюдения за навигационной обстановкой в полотнище паруса имеется окно, закрытое прозрачной синтетической плёнкой. Современные паруса полностью шьются из прозрачной синтетической плёнки.

Парус по передней шкаторине имеет мачтовый карман, которым он надевается на вершину мачты (фаловый или верхний угол паруса находится на вершине мачты). Нижний передний (или галсовый) и нижний задний (или шкотовый) углы паруса имеют люверсы, посредством люверсов и шкотов парус натягивается галсовым (нижним передним) углом к основанию мачты, а шкотовым (нижним задним) углом к сходящимся сзади частям гика.

Для придания парусу нужной аэродинамической формы полотнище имеет латкарманы, в которые вставляются латы (твёрдые пластины). Задняя и нижняя шкаторины обшиты для прочности.

К мачте у гика прикреплён старт-шкот, предназначенный для подъёма лежащей на поверхности воды мачты с парусом.

Существуют также парусные доски на подводных крыльях.

Теория управление парусной доской [ править ]

Спортсмен спускает доску на воду, устанавливает шверт и мачту с натянутым парусом, встаёт на палубу так, чтобы основание мачты находилось между ног. Спортсмен на палубе стоит всегда с наветренной стороны.

Взявшись за стоп-шкот спортсмен поднимает мачту с парусом, ориентируя парус по ветру. При подъёме мачты желательно, чтобы ветер дул в борт судна.

Если взять на себя задний конец гика, парус наполнится ветром и парусная доска начнёт движение.

Так как у парусной доски судовой руль отсутствует, для сохранения курса необходимо работать мачтой как рулём:

  • если мачту наклонить вперёд, то поплавок будет отклоняться (уваливаться) от направления ветра;
  • если мачту наклонить назад, то поплавок будет отклоняться (приводиться) к ветру;

Для смены галса выполняются повороты оверштаг и фордевинд:

  • Оверштаг — поворот применяется когда судно идёт против ветра, при этом нос судна пересекает линию ветра. Мачта наклоняется назад, поплавок начинает приводиться к линии ветра, и как только нос пересекает левентик, спортсмен обходит мачту спереди и берётся за гик с другого борта.
  • Фордевинд — поворот применяется когда судно идёт по ветру, при этом корма пересекает линию ветра. В тот момент, когда ветер дует сзади, спортсмен делает шаг к середине доски и даёт возможность мачте повернуться вокруг своей оси, шкотовый (задний) угол паруса при этом идёт через нос. Затем спортсмен переходит на другой борт, берётся за другую половину гика и добирает парус на себя.

Ветер стремится накренить судно, спортсмен, держась руками за гик, откренивает его в наветреную сторону. Если спортсмен очень сильно откренит парусную доску, парус приблизится к горизонтальному положению и станет работать как крыло самолёта, создавая подъёмную силу. Подъёмная сила уменьшит вес спортивного снаряда, уменьшится осадка, тем самым уменьшится сопротивление движению и увеличится скорость.

На стоянке и на малой скорости парусная доска с стоящим на ней спортсменом держится на плаву в соответствии с законом Архимеда, на большой скорости благодаря возникающей гидродинамической силе доска переходит в режим глиссирования.

Как называется доска с парусом

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев.

Монолыжа - один из самых сложных снарядовАрхангельск. 80-е годы прошлого века. Беломорские игры. На старт вышло 115 спортсменовФинские саниУчаствовать в гонках можно на снарядах любой конструкцииFreesail - свободное крыло Чемпионаты всегда многонациональны

Текст Алексея Левина

В такую пору многие сидят по домам, но только не настоящие любители ветра. Что делать виндсерферам, когда покрываются льдом водоемы? Подаваться в теплые края? Забросить парус на полку? Ну уж нет, мы дождались, наконец, сезона: начинается зимний виндсерфинг!

Как только доски с парусом стали привычными на воде, спортсмены в северных странах, не сговариваясь, освоили тот же парус для тренировок и гонок зимой. Общий принцип такой же: на снаряде стоит гибкий шарнир, на нем крепится парус с двойным гиком-«уишбоном». Спортсмен держит гик, управляя парусом, а также подруливая снаряд ногами. Удерживая равновесие, гонщик кренится на ветер, наклоняя парус на себя, как говорят, «вывешивается» на руках. Всегда применяется трапеция: прочный крюк на мощном поясе, которым цепляются за специальные петли на гике, облегчая ведение паруса.

Хотя главный принцип похож на летний, но вот поверхность зимой принципиально иная! Первым зимним виндсерферам пришлось поломать голову, а на чем, собственно, скользить? Эта работа до сих пор идет полным ходом. Вряд ли стоит перечислять все разработки, да это и невозможно, ведь каждый мастер, каждый гонщик считает своим долгом создать что-то свое, ну, по крайней мере, усовершенствовать то, что было до него. И дело не только в пытливости ума и жажде изобретательства. Этого требует поверхность под ногами, ее разнообразие, переменчивость. На одном галсе, кроме ровного снега, может подвернуться ухабистый наст, попасться бугристый лед. Так что приходится подбирать и «снаряды», и стиль катания.

Довольно быстро зимний виндсерфинг оформился как свободный класс, в котором, по правилам, снаряд может быть любым, но парус должен быть от виндсерфинга.

Много лет российские спортсмены успешно выступают в этом классе на парусной лыже, побеждая и на самом высоком международном уровне. Правда, после 2000 года, когда Анатолий Сарафанников из Тюмени в очередной раз стал чемпионом мира, по ряду причин установилось некоторое затишье

В последние годы наши гонщики начали выступать на широких парусных санях отечественной конструкции, вновь штурмуя международные высоты. И вот в 2011 году, в Финляндии, чемпионом мира стал Андрей Харьговский из Архангельска. На чемпионате мира в 2013 году он в упорной борьбе вновь доказал, что лидерство России в зимнем виндсерфинге не только не случайно, но неоспоримо.

Эти достижения стали итогом серьезной многолетней работы, ведь зимний виндсерфинг начал развиваться у нас еще в 1976 году, а всесоюзные первенства стали проводиться с 1983 года. И вот не за горами эпохальное событие: ближайший чемпионат мира — в феврале 2014 года — решено проводить в России! В этом решении — всемирное признание заслуг как наших спортсменов, так и организаторов соревнований.

Снаряжение

В настоящее время есть три основных типа снарядов для зимнего виндсерфинга: монолыжа, «двухлыжка» (двухлыжные сани) и айсборд (доска на коньках). Остальные снаряды могут считаться тренировочными или любительскими.

Все типы снарядов относят к классу «парусные сани», поэтому любые снаряды могут участвовать в любых соревнованиях класса, тут выбор за спортсменом. Впрочем, гонщики, за редким исключением, привыкают к одному типу снаряда и редко меняют его.

За рубежом популярны айсборды и узкие парусные сани. У нас в стране гонщики издавна побеждают на монолыжах.

В последние годы архангельские спортсмены разработали особые сани – двухлыжные большой ширины. Эта широкая «двухлыжка» отлично идет и по жесткому покрытию, и по рыхлому снегу. Благодаря ширине опоры, появилась возможность ставить паруса больших размеров, справляться с сильными порывами, не теряя скорости. Последние чемпионаты России и мира выиграны именно на этом снаряде.

Паруса для айсбордов и «двухлыжек» не имеют какой-то особой зимней специфики. Для гонок применяются те же в точности паруса, что и летом, с учетом вида соревнований и ветровой обстановки. Для современной «двухлыжки» применяют высокотехнологичные рейсовые паруса до 10 «квадратов» и более. На айсборды, как правило, ставят паруса небольшой площади. Для монолыжи, где стойка особенная, спортсмены шьют специальные «зимние» паруса или переделывают летние.

Читайте также  Одежда для катания на лыжах

Особенности

В нашей стране, да и в других северных странах, зимой ветра сильнее, чем летом. И штиль случается реже. Поэтому соревнования проходят динамичнее, скорости выше, чем летом в тех же краях. Выглядят соревнования очень эффектно, за ними удобно наблюдать и зрителям, и журналистам, которые и вовсе находятся в гуще событий.

Поверхность скольжения зимой твердая, но весьма разнообразная: от хрустящего наста до снежной каши, от сливного льда до глубокой целины. Соответственно, большое значение приобретают секреты скольжения. Бывалых лыжников этим не испугаешь, а остальные быстро набирают опыт. Ведь без него не выиграешь, а иногда и не поедешь. Как и в любом лыжном спорте, зимние виндсерфисты используют различные смазки и сложные способы их нанесения: в несколько слоев, с разным интервалом, под конкретную погоду. Правда, не всегда рекомендованные мази «едут» строго по инструкции, поэтому у каждой команды а арсенале своя кухня подготовки, у каждого спортсмена свои персональные ноу-хау. Что касается айсбордов, то для их аналогичное значение имеет заточка коньков.

Высокие скорости на жестком покрытии диктуют серьезные требования к безопасности. Ветер на соревнованиях часто бывает очень сильным, случаются падения и завалы. Поэтому обязательны прочный шлем, очки, наколенники. Иногда применяется дополнительная защита спины, локтей. Конечно, требуется защита и от мороза. Вообще, обычная экипировка зимнего серфиста — горнолыжная.

Для летнего виндсерфера непривычно почти полное отсутствие бокового сноса на льду и снеге. Это означает, что можно идти довольно остро к ветру, причем не теряя скорости. На льду по мере разгона растет вымпельный ветер, позволяя идти еще острее. Это так называемый «буерный эффект», когда снаряд долгое время летит почти против ветра. На снегу этот эффект тоже ощущается, хотя и не так отчетливо.

В связи с тем, что боковой снос минимален, откренивать парус можно без риска сорвать снаряд в занос. В хороший ветер зимние виндсерферы летят над поверхностью, едва касаясь снега…

Надо заметить, что с появлением широкой архангельской «двулыжки», техника управления и ведения стала ближе к летнему виндсерфингу. Спортсмены ставят ноги далеко позади шарнира, что на монолыже было исключением.

Соревнования

В классе «парусные сани» проводятся классические для парусного спорта гонки на средней дистанции — курс-рейс. Гонка проводится вверх по ветру и затем вниз, занимая около получаса, с перерывами, в несколько этапов. Марафонская гонка проводится на дистанции 40-60 км, продолжается не менее двух часов, поэтому такое испытание требует выносливости и опыта работы с ветром. Отдельно выделяется супер-марафон в Мончегорске, на озере Имандра, где только по генеральному курсу спортсмены проходят дистанцию в сто километров. Вот где можно проверить себя на прочность! Марафон проводится с 1998 года. Самый быстрый виндсерфер прошел дистанцию за 2 часа 45 минут, а многим не хватает и светового дня.

Если позволяет покрытие, в чемпионаты включают «слалом» – состязания на скорость. Гонка проводится в галфвинд, а также вниз и вверх по ветру, со скоростными поворотами через каждые 50-200 м. Трассу специально готовят, чистят и даже заливают, словно каток. Гонку проводят на специальных айсбордах, к которым предъявляются требования по одинаковому радиусу поворота, чтобы избежать столкновений при огибании знаков.

Так как поверхность твердая, по ней можно не только скользить, но и бежать. Разрешается отталкиваться ногами – для монолыжников это привычный способ разгоняться. Возможно это и для других снарядов, хотя на льду для пробежек слишком скользко, а на широкой «двухлыжке» – сложно как раз из-за ее ширины. Качки парусом («пампинг») не запрещены, но применяются в гонках ограниченно, поскольку они не так уж эффективны.

Организация

Многие спортсмены приходят из летнего виндсерфинга в зимний, чтобы иметь возможность тренироваться круглый год на том же снаряжении и без дорогих выездов на сборы в дальние страны. Так, например, поступают польские спортсмены, признанные лидеры олимпийского класса RS-X.

В настоящее время парусные школы из Мончегорска, Конакова, Санкт-Петербурга и Архангельска в своей работе используют зимний виндсерфинг как дополнение к летним видам. Кроме повышения уровня подготовки, это, что очень важно, помогает поддерживать у начинающих спортсменов интерес к парусу круглый год.

В нашей стране делами зимнего виндсерфинга ведает созданная в 1987 году Ассоциация зимнего виндсерфинга. Возглавляет ее мурманчанин Вячеслав Мальцев.

С 1991 года российская команда принимает участие в чемпионатах мира, которые проводятся с 1980 года и организуются международной ледово-снежной парусной ассоциацией WISSA. Чемпионаты проходили в разных странах: Канаде, Эстонии, Латвии, Финляндии, США, даже в Италии. И вот в 2014 году чемпионат мира впервые пройдет в России, недалеко от Москвы, на Плещеевом озере. Что символично – в том самом месте, где зарождался российский парусный флот. Ну как тут не вспомнить: «Все флаги в гости будут к нам»!

"Для меня главное зимой не скольжение, не восторг побед, а свобода! Летом мешают нехватка ветра, зеваки на пляже, линия берега, да мало ли помех. А зимой! Зимой все затягивает белым покрывалом. Вокруг заснеженный простор, на котором умещается все: твои лыжи, чьи-то паруса, стропы кайтов, палатки, флаги, катки, трамплины, сугробы, снегоходы, собачьи упряжки. Куда-то исчезают запретные таблички, тонут в снегу заборы. Галсы становятся длиннее, курсы – острее, маршруты протягиваются за горизонт. Встречаются старые друзья, прямо на льду появляется скатерть-самобранка, завязываются новые знакомства, развязываются узлы, теряются и находятся телефоны. Начинается гонка…Окрестные холмы, втянутые в ветровую круговерть, расширяют пространство, а не сжимают его, как летом. В морозной мгле исчезает все, что есть необязательного на этом свете. Остаются трое: ты, ветер и парус. Может, поэтому многие из нас только и ждут зимы?"

Конструкция и назначение доски с парусом, разновидности изделия

Виндсерфинг — эффектный вид спорта, объединяющий романтику и экстремальность, дарящий неповторимые ощущения скольжения по воде и единения с ветром. Основное оборудование для занятий — доска с парусом, а также необходимая оснастка для управления и крепления. Они отличаются размерами, материалом, видом исполнения. Правильно подобранное снаряжение помогает освоить азы катания, а затем и продвинутые его уровни. Достаточно глубины воды 50 сантиметров и небольшого ветра.

Особенности и назначение

Использовать доски с самодельными парусами начали еще в древности аборигены полинезийских островов. В привычном же современному человеку виде классическая доска серф с треугольным парусом была запатентована во второй половине прошлого века. Новый вид спорта получил название виндсерфинга, а управляемые доски с парусом стали называться виндсерферами.

Суть этого вида спорта: парус прикреплен к корпусу специальными шарнирами, с помощью гика (зафиксированной ручки) серфер управляет им, используя поток ветра. Максимальная скорость, развитая на видсерфере — более 90 км/ч.

Доска с парусом как вид спорта доступна всем, от маленьких детей до пожилых людей любой комплекции. Чтобы преуспеть в катании, важны ловкость и координация, а не физическая сила. Она также может использоваться и в других направлениях серфинга: вейксерфинг, кайтсерфинг, скайсерфинг, бодисерфинг.

Элементы конструкции

Ключевые элементы виндсерфера — корпус, или доска, парус. Это отдельные детали, их можно разъединять. Помимо этого есть и другие части конструкции: мачта, гик, старт шкот, прочие. Размеры зависят от веса спортсмена, и других факторов — уровня профессионализма, стиля катания.

Корпус

Этот снаряд имеет обтекаемую форму, подобранную специально для плавного скольжения на воде. Верхняя его поверхность называется палубой, нижняя — днищем, передняя часть — носом, задняя — кормой. Может иметь длину от 2 до 4,7 м.

На доске в центре закреплен универсальный шарнир из прочной резины, с помощью которого установлена мачта с гиком-уишбоном. Благодаря шарниру мачта с парусом вращаются во всех направлениях и сгибаются, отклоняясь более чем на 90° от вертикали. Шарнир находится в степсе — соответствующем гнезде в корпусе.

К шарниру крепится алюминиевый удлинитель, который входит в нижнюю часть мачты. С его помощью можно цеплять ее и снимать в любой момент.

Снизу в средней части корпуса может быть расположен шверт, или плавник, который служит для предотвращения опрокидывания доски и помогает идти против ветра. Как правило, им оборудованы плавсредства для новичков. Шверт может быть постоянным или убираться внутрь доски нажатием ноги на его часть, выступающую над палубой.

Дополнительно в корме устанавливают еще один маленький неподвижный плавник, или скэг. Он также нужен для лучшего удержания курса. Сверху корпуса в задней его части закреплены 3–8 петель. Они помогают не соскользнуть с доски при сильных порывах ветра.

Обязательный элемент доски для серфинга — стартовый шкот, или веревка, с помощью которой парус поднимают из воды и взбираются на виндсерфер.

Парус

Паруса для виндсерфинга имеют форму крыла и различаются по площади — могут быть размером от 0,8 до 12,5 м2. Чем больше габариты, тем больше ветра в них попадает. Парус удерживается на прикрепленной к корпусу мачте. По центру ее закрепляется гик. Высота его крепления регулируется в зависимости от роста человека. К гику крепятся прочные капроновые петли с пластиковой оплеткой — трапеционные шкоты. Они позволяют серферу дополнительно удерживаться за парус.

Передняя часть, в которую вставляется мачта, называется мачткарман. Задняя деталь с отверстием (люверсом), в котором крепится задняя оковка гика, — это шкотовый угол, а галсовый — жестко фиксируемый к мачте нижний угол паруса.

Латы — продольные вставки из пластика или карбона. Они помогают придать парусу форму крыла и необходимую жесткость. Их закрепляют и регулируют натяжение с помощью специальных ремешков.

Читайте также  Доска электрическая для катания

Часть конструкции между латами называется окном. Верх паруса — это топ, часть от шкотового угла до основания — нижняя шкаторина. А кромка от шкотового угла до топа — задняя шкаторина.

Для изготовления парусов используют прозрачную пленку, чтобы предотвратить возможные столкновения с другими плавсредствами.

Снаряжение для виндсерфинга Парус

Материалы изготовления

Корпус доски состоит из нескольких материалов, соединение которых делает ее легкой и одновременной прочной, выдерживающей вес человека:

  1. Основную часть его массы составляет плотный пенопласт. Его окружает слой стеклопластика, полиэтилена или других пластмасс. Нижняя сторона укреплена жестким пенопластом с высокой остаточной прочностью, устойчивым к деформации.
  2. В пенопласт вклеены специальные пластиковые закладные, к которым прикрепляется все оборудование.
  3. Далее идут несколько слоев водостойких карбоновых пленок и/или кевлара, хорошо скрепленных синтетическими смолами. Такое покрытие необходимо для повышения износоустойчивости и защиты пенопласта от возможных разрушений при сильных ударах. От пропитки смолой оно затвердевает, после чего его обрабатывают несколькими слоями полиуретановой краски.
  4. Покрывает всю эту конструкцию виниловая пленка — одноцветная или с рисунком. Она же делает поверхность доски максимально гладкой.
  5. Вставки, предохраняющие ноги от скольжения по палубе, изготовлены из резины.

Для изготовления парусов используют полиэфирную пленку — майлар, монофильм, дакрон. В местах максимальной нагрузки ее усиливают материалом X-Ply (обычная пленка с кевларовыми нитями).

Мачта чаще изготавливается из углепластика. Алюминиевые экземпляры более редки и используются в основном на бюджетных досках для начинающих. Чтобы пошить мачтовый карман, берут прочную синтетику.

Разновидности

Несмотря на огромное разнообразие предлагаемой производителями продукции, вся она классифицируется на несколько основных групп:

  1. Allround/fun — как правило, доски широкие и длинные (от 350 до 370 см), большие по объему и массе, швертовые. Они рассчитаны на новичков и тех, кто предпочитает спокойное катание.
  2. Race — еще более длинные, до 375 см, виндсерферы, предназначенные для гонок по волнам. Паруса на них стоят большие (8 м2 и более), лавироваться на них легко, они хорошо держат курс, имеют широкий ветровой диапазон и отличные мореходные качества.
  3. Freeride — считаются чем-то средним между вышеотмеченными категориями. Эти доски короче, уже и легче, чем fun, быстрее разгоняются, но универсальнее, нежели race. Подходят для свободного катания по любой воде. Также удобны для обучения.
  4. Slalom — доски для скоростного слалома. При сильном ветре максимальная их скорость выше, чем у моделей категории race.
  5. Freestyle — усредненная модель, комбинирующая преимущества групп race и slalom (но взявшая больше характеристик «слаломных»).
  6. Wave — экстракороткие бесшвертовые доски для маленьких парусов и сильных ударных нагрузок.
  7. Formula — гоночные модели шириной 100 и более сантиметров с отличными ходовыми качествами при слабом или среднем ветре.
  8. RSX — гоночные швертовые серфинги с парусом для участия в соревнованиях международного класса.

Паруса также делятся на виды: wave, race, freeride, slalom, freestyle. Важно, чтобы они соответствовали видам досок.

Allround Formula Freeride Freestyle Race Slalom

Советы по выбору

Оборудование для виндсерфинга стоит недешево. Поэтому стоит продумать заранее некоторые из факторов, влияющие на выбор:

  • внимательно ознакомиться с природными условиями места катания под парусом — ветровыми возможностями, погодой;
  • точно знать, какой это будет вид водоема — река, море, озеро;
  • критически оценить собственные навыки и физические возможности;
  • определить результат, которого хотелось бы достичь — просто научиться кататься, участвовать в соревнованиях, овладеть каким-либо стилем или трюками;
  • оценить финансовые возможности, определиться, необходим ли новый комплект или стоит поискать хорошего качества уже бывший в употреблении.

Новичкам целесообразно приобрести доску большого размера, устойчивую при отрабатывании начальных элементов катания. Оптимальный ее объем зависит от веса пользователя. Обычно к нему нужно добавить 100 (при большом весе — 110–120). Так, при массе 60 кг объем доски составит 160 л, при 100 кг — 220 л.

От дорогостоящих, но хрупких карбоновых моделей стоит отказаться. Поскольку изначально падать придется часто, желательно, чтобы первая доска для виндсерфинга была максимально покрыта ковриком из резины EVA.

Оптимальная площадь для первого паруса 7–7,5 м2 (у опытных райдеров есть несколько вариантов разного размера). При его выборе важно учесть следующее:

  • пленка должна быть целой и даже без потертостей, которые грозят быстрым разрывом;
  • люверсы (отверстия для веревок) — усиленные капроновым ремнем, плотно пришитым к парусу, а сами — плотно прилегающие к нему;
  • латы — целые, без изгибов, заломов, устройство для их набивания должно быть исправным;
  • топ паруса — из однородной ткани, изготовленный заводским способом и без потертостей.

Неправильно подобранное снаряжение причинит множество неудобств. Поэтому стоит обратиться за помощью в выборе к знающим серферам или тренерам, которые будут помогать в обучении. Если грамотно подойти к этому вопросу, водные прогулки будут приносить только удовольствие и море позитива.

Видео

Как настроить парус для виндсёрфинга?

Как настроить парус для виндсёрфинга?

Данные рекомендации были составлены с учётом инструкции к парусу Neil Pryde и личного опыта профессиональных виндсёрферов. Сама по себе инструкция вовсе не сложная, поэтому начинающим виндсёрферам будет не сложно с ней разобраться, а опытным виндсёрферам будет полезно освежить свои знания.

При выборе своего первого паруса, без сомнений лучше всего остановить свой выбор на парусе Freeride. Такой парус можно легко контролировать и он стабильно ведёт себе на спокойной водной глади. До того момента, когда Вы окончательно определитесь в том, в каком направлении виндсёрфинга Вы готовы развиваться, парус Freeride однозначно будет Вашим любимцем среди прочих парусов.
Относительно выбора размера паруса сложно дать определённый совет, так как с этим определиться может лишь сам виндсёрфер, учитывая свой личный технический уровень, свою силу и силу ветра. Кроме того, парус необходимо подбирать среди тех диапазонов парусов, которые рекомендуются производителями досок для занятий виндсёрфингом.

На каждом парусе на нижней шкаторине указаны следующие данные:
Size – размер паруса, указанный в квадратных метрах;
Luff – общий размер длины мачты и удлинителя в сантиметрах;
Boom – размер длины гика, указанный в сантиметрах;
Mast – размер длины мачты, указанный в сантиметрах.

Набивка паруса по мачте

Набивка паруса по мачте осуществляется благодаря удлинителю и оттяжки по мачте. При длине мачты в 460 см рекомендуется установить удлинитель на 22 см, а длина всей мачты с удлинителем должна составлять 482 см. Далее необходимо протягивать оттяжку по мачте (верёвочку) так, как указано в ниже поданном рисунке.

Основная регулировка паруса производится по мачте. Во время катания при сильном ветре, оттяжку по мачте рекомендуется натянуть приблизительно на 1-3 см. А при слабом ветре оттяжку по мачте можно послабить приблизительно на 1-3 см.

Уровень высоты гика

Идеальный уровень высоты гика находится на уровне груди виндсёрфера. Однако, в зависимости от ветровых условий, ширины доски для занятий виндсёрфингом и типа паруса, высоту гика можно изменить: поднять или опустить. Для получения большего контроля над парусом во время катания при сильном ветре или при катании на волнах гик необходимо опустить ниже уровня груди. Для получения большей эффективности на острых курсах гик необходимо установить выше уровня груди. При использовании широких досок, на подобии «формулы», гик необходимо установить как можно выше.

Набивка паруса по гику

Длину гика необходимо устанавливать с учётом рекомендаций, которые пишутся на нижней шкаторине паруса. На гиках может быть указана либо абсолютная величина (к примеру, 166 см) либо же число, к которому необходимо будет добавить 150 см (к примеру, если на шкале будет указано 16 см).
Верёвку, которая называется оттяжкой гика, необходимо протянуть так, как указано на рисунке ниже.

В зависимости от силы ветра, оттяжку гика можно либо натянуть, либо послабить приблизительно на 1-2 см. Если ветер будет сильным, оттяжку следует натянуть сильнее, если же ветер будет слабым, то оттяжку можно будет послабить.

Читайте также  Камера под водой

Настройка лат производится производителями парусов непосредственно на фабрике. Однако всё равно виндсёрферу необходимо проверить натяжение лат перед тем, как начать использовать парус. Не забудьте устранить все вертикальные складки и при этом будьте осторожны, не перетяните латы.

Проверка корректности настройки паруса. Проверку корректности настройки паруса можно совершить с помощью двух контрольных точек. Вам необходимо обратить пристальное внимание на зону между верхними параллельными латами и зону между латами, расположенных ниже. В указанных местах задняя шкаторина должна немного провисать. Колебание расстояния этого провисания составляет от 2/3 до ¾ общего расстояния от задней шкаторины паруса до мачты в данной области.

Установка петли для трапеции

Установка петель для трапеции должна производится таким образом, чтобы у паруса была возможность балансировать при равном давлении на обе руки виндсёрфера. Если все петли расположены правильно, то даже если виндсёрфер отпустит обе руки, парус останется неподвижным. Если парус будет Вам давить на руку, расположенную впереди, Вам необходимо передвинуть петлю вперёд. В случае, если Вам парус будет давить на руку, расположенную сзади, Вам необходимо передвинуть петлю назад. При очень сильном ветре и для установки больших парусов петли можно передвинуть слегка назад.

Виды парусов для полных курсов в яхтинге.

спинакер в яхтинге

В яхтинге когда вымпельный ветер направлен в корму, очень трудно держать стаксель наполненным, поскольку он закрыт гротом. Если нет возможности или желания вынести его на ветер с помощью спинакер-гика, то тогда ставят специальные паруса, такие как спинакер или геннакер. На полных курсах эти виды парусов будут работать более эффективно, чем стаксель, особенно в слабый ветер. Спинакер — самый яркий и запоминающийся в яхтинге парус. Управление этим видом парусов, а также яхтой, при поднятом спинакере представляет определённую трудность, и является признаком мастерства всего яхтенного экипажа.

Спинакер — вид парусов, по настройке которых особенно трудно дать исчерпывающие рекомендации. Тем не менее, в этой серии статей постараемся рассказать о нем максимально подробно.

Ясно что основной массе яхтсменов в недельном чартерном яхтинге эта информация вряд ли понадобится. Ведь чартерные яхты не принято комплектовать подобными видами парусов. Но иногда и такое случается, бывают чудеса на свете. И чтобы не было обидно за упущенные возможности, знать основы установки спинакера и управления под ним яхты думаю стоит. Хотя при неопытном экипаже и в сложных волно-ветровых условиях устанавливать спинакер все же не стоит. Парус дорогой и легко рвется, можно попасть на депозит. В тоже время ничто не сравниться с удовольствием от яхтинга под спинакером. Ниже короткий ролик подтверждающий вышесказанные слова.

Виды парусов для полных курсов.

После этого поучительного ролика рассмотрим виды парусов, а также оборудование и термины применяемые при работе со спинакером .

виды парусов по покрою

Спинакеры разделяются на симметричные и асимметричные. По виду покроя различаются на горизонтальные, радиальные, три-радиальные и «звездного» покроя паруса.

Спинакеры с горизонтальным покроем положили начало ряду современных спинакеров симметричного типа. Диагональные нагрузки, действующие на спинакеры, существенно растягивают их ткань. У видов парусов с горизонтальным покроем при усилении ветра это приводит к деформации паруса, особенно его верхней части.

Такие спинакеры эффективны в слабый и средний ветер на полных курсах, но малопригодны в галфвинд.
Радиальные виды парусов значительно усовершенствованы по сравнению со спинакерами с горизонтальным покроем. За счет вертикального раскроя верхней части у радиальных спинакеров уменьшилось растяжение ткани, что позволяет использовать такие виды парусов в более сильный ветер. Однако форма и свойства радиальных спинакеров не являются оптимальными для использования их в галфвинд,

Три-радиальные виды парусов с комбинированным расположением полотнищ хорошо держат форму во всех направлениях. Спинакеры этого вида парусов применяются на различных типах яхт и пригодны для большинства курсов в яхтинге.

Спинакеры «звездного» покроя — плоские спинакеры, способные работать даже в бейдевинд. Благодаря расположению полотнищ, сориентированных по главным направлениям растяжения, такие виды парусов мало деформируются под нагрузкой и сохраняют свою форму при усилении ветра.

В современном яхтинге для изготовления полотнищ парусов оптимальной формы с учетом растяжения и ориентации материала используется компьютерное проектирование и специальные раскройные машины.

Спинакеры (и геннакеры) шьют из тонкого нейлона. Нейлон выбран потому, что обладает высоким отношением прочности и веса, упругий, имеет незначительную остаточную деформацию.

Эти виды парусов из нейлона можно нести в очень слабый ветер, одновременно с этим нейлон способен выдерживать высокие нагрузки при порывах. Особенность нейлона — недостаточная стойкость к длительному воздействию солнечного света. Поэтому спинакеры и геннакеры, не используемые в данный момент, должны храниться в светонепроницаемых парусных мешках (кисах).

Паруса и мешки должны быть сухими! Тщательная промывка пресной водой по крайней мере один раз в год продлит жизнь паруса.

управление этими видами парусов

Управление этими видами парусов.

Этими видами парусов управляют два шкота, но шкот, проведенный через клюв спинакер-гика и присоединенный к наветренному шкотовому углу спинакера, называют брасом.
Шкот присоединен к подветренному шкотовому углу. Шкот становится брасом и наоборот после поворота через фордевинд под спинакером. Шкот и брас проводятся через блоки и лебедки в кормовой части палубы.

Оттяжка и топенант необходимы для регулировки и фиксации положения спинакер-гика по вертикали. Заметьте, что оттяжка имеет дело с гораздо большей нагрузкой, чем топенант, так как эти виды парусов создают серьезные вертикальные усилия.

Малый спинакер-гик (мартин-гик) используется обычно на больших лодках, чтобы отвести брас от вант .
Завал-таль не позволяет грота-гику перекинуться с борта на борт при непроизвольном повороте через фордевинд. В яхтинге такой поворот — одна из самых опасных ситуаций, возникающих под парусом.

Обычно коренной конец завал-тали крепится к гику рядом с креплением гика-шкота. Чтобы оттянуть гик вперед, завал-таль проводится через блок, закрепленный на фальшборте ближе к форштевню, или через носовую утку. Далее завал-таль проводится обратно в кокпит, где и фиксируется .

Очень важно иметь возможность быстро отдать завал-таль любого типа.

Используйте завал-таль в бакштаг или фордевинд, а также, если несете паруса «бабочкой». В качестве альтернативы, нижнее крепление гика-шкота может быть перенесено на фальшборт . И все же, лучше использовать завал-таль, даже если не хватает проводки до кормы. Главное — убедитесь, что можете быстро отдать ее, желательно из кокпита.

Оттяжка Барбера — трос с канифас-блоком, пропущенный через блок, закрепленный на фальшборте позади вант. Оттяжка Барбера управляет точкой проводки шкота в направлении нос — корма . Установив оттяжку Барбера, сможете перенести точку проводки шкота вперед.

Подветренный борт — борт лодки, на котором расположен грота-гик, за исключением случаев, когда гик закреплен чем либо на другом борту.

Брочинг — резкий уход лодки с курса, вызванный несбалансированной работой руля и парусов. Сопровождается потерей управляемости и сильным креном, возрастающим из-за большого наклона рулевого пера и киля.

Собственно, почти все эти термины и оборудование встречались в предыдущих статьях по настройке парусов. Но поскольку, как уже упоминалось выше, управление этими видами парусов в яхтинге представляет определенную трудность , стоит их напомнить еще раз.

Укладка этих видов парусов.

В отличие от основных парусов — грота и стакселя, которые ставят при выходе из гавани, спинакер всегда приходится ставить на ходу: либо когда яхта идет полным курсом, либо, как это часто делают в гонках, при переходе с острого курса на полный. Постановка спинакера, площадь которого часто превышает обмерную площадь парусности, когда яхту раскачивает волнами и ветер рвет парус из рук, — дело нелегкое. Подобные виды парусов можно успешно поставить, если заранее приготовить его, уложив в определенном порядке в мешок . Делают это двумя способами.

Первый способ укладки этого вида парусов. Раскинутый спинакер укладывают в мешок, начиная с середины нижней шкаторины, так, чтобы остались торчать из мешка сначала нижние углы паруса, а затем, после укладки оставшейся части, — фаловый угол. Все три угла осторожно, чтобы не перепутать, укладывают поверх спинакера. Задача матроса, который будет ставить спинакер, — правильно разобрать углы и заложить фал и брасы, не перепутав их. Уложенный спинакер можно ставить легко и без всякой задержки.

Второй способ укладки этого вида парусов. Разложенный спинакер постепенно, вертикальными складками собирают к центральному шву , в длинную колбаску. Затем укладывают змейкой, горизонтальными складками одна на другую в пакет по размеру мешка. При укладке пакета в мешок нужно два нижних угла оставить торчащими из-под пакета, а фаловый угол положить сверху.

Ставить эти виды парусов в яхтинге можно также двумя способами: от штага или от вант. Но об этом в следующей статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: