Плавание на байдарках

zov_24


С водным туризмом не сталкивался до вчера. Захотелось совершить небольшой ПВД на байдарке. Вместо того, чтобы изобретать велосипед, формировать свой маршрут, свою группу, решил примкнуть к одному из местных турклубов, где опыта и знаний побольше. Как абсолютный новичок в водном туризме я в заплыве наделал кучу технических ошибок (а часть — наоборот избежал). И в этом бложике хочу поделиться несколькими мыслями, которые помогут облегчить первый поход, не отбив желание садиться в байдарку в будущем.

Всё из разряда "Имею мнение" и подписывать буду "Мнение". Ибо по-настоящему годные советы могут дать только практики с многолетним опытом походов. Те, кто блоги почти никогда не пишет :) А зря.

Мнение 1
Поворот сложнее, чем кажется

Только кажется, что байдарка лёгкая и поворотливая. Может разгоняется она действительно лучше других гребных суден, а против течения идёт вообще отлично, но в развороте это капризная штука, требующая участия всей команды. Перед заплывом потренируйтесь поворачивать, задействуя гребца на носу и корме одновременно. На обычную лодку вообще не похоже ни в поведении, ни в развороте, ни в удобстве.

Мнение 2
Оптимальная длина похода для новичка (на основе общения с начинающими байдарочниками)

15 км — ПВД без препятствий по реке по слабому течению.
10 км — ПВД с несколькими несложными препятствиями в виде деревьев, мостиков.
8 км — ПВД по узкой речке с несколькими преградами.
Нет, это не физический предел, а скорее психологический. Надоедает махать веслом. Да и мышцы устают. У нас было около 12 км 500 метров с двумя привалами и тремя препятствиями (?) в виде упавших деревьев и мостика. Если вы новичок — не рвитесь в походы, которые длиней этих цифр, ИМХО.

Мнение 3
Спасательный жилет
Хоть у нас перевернулась только одна байдарка, хоть многие плыли на тройках, которые перевернуть сложно, мне кажется, что спасжилет — шутка необходимая. Тем более, что в любой группе найдётся тот, кто не сможет честно признаться в своём неумении плавать или же значительно преувеличит свои возможности.

Мнение 4
Паритет сил

Правильный хват весла — удел тех, кто отмотал километров 50 по водной глади. Новичку хотя бы уметь экономить силы и работать командно. Не надо махать слишком часто. Желательно, чтобы эффективность гребли была у всего экипажа одинакова. Иначе за счёт неслаженности, большего усилия гребка правой рукой у правши байдарку мотает по всей реке зигзагами. У меня было так, например.

Мнение 5
О руках
У новичка наверняка будут мокрые рукава из-за капель от вёсел. Будут мокрые и штаны на бёдрах. Часы лучше иметь водонипроницаемые или прячьте их в гермопакет. Мозолей весло за один день не натирает, потому перчатки для ПВД не обязательны. Да, насчёт рук — на утро будьте готовы к основательной крепатуре.

Мнение 6
О чехлах
Вся сложная электроника — телефоны, камеры — должна быть упакована в различного рода водонепроницаемые чехлы. Чехол стоит от 1$. А новый телефон — от 37$. В идеале иметь отдельный гермопакет для вещей. Ведь в корму принято грузить рюкзаки и садить самого тяжёлого байдарочника. В итоге любая вода, которая окажется в вашей байдарке, уходит в корму из-за дифферента, и рюкзак с вещами однозначно намокнет.

Мнение 7
О запасной одежде

Если руководитель говорит о запасной одежде и обуви — слушаем руководителя. Штаны намокнут гарантировано. Носки, обувь — всё это будет мокрым с большой вероятностью. Потому на средине пути их меняем на сухие. Не забудьте упаковать одежду в пакеты.

Мнение 8
Об алкоголе

Алкоголь — дело каждого. Я стараюсь понятия алкоголя и туризма разносить в разные стороны. Но, пожалуй, фляжка коньяка грамм на 100 у вас должна быть. Нет, не для выпить, а чтобы расслабились мышцы. Улучшается кровоток, незначительно снимается усталость. Такой же эффект оказывает 0,3 пива (но не согревает и уже спустя полчаса потребует искать берега).

Мнение 9
Отдых, а не регата
Как и в любом туризме процесс ради процесса вреден. Потому не надо плыть из пункта А в пункт Б. Останавливайтесь, осматривайтесь, слушайте тишину. Не превращайте заплыв в гонку, если это не предусмотрено руководителем. А чтобы не стесняться мнения собайдарочников по поводу остановки возле зарослей лилий — старайтесь попасть в одну лодку с уже знакомыми людьми.

Мнение 10
Сидушка под задницу

Если у вас толковый руководитель (какой был у меня) — то он и так это всё подскажет. Но вдруг вы решили арендовать байдарку и плыть в "самоволку" — прикупите специальную сидушку под зад из пенки. Это улучшает комфорт поездки.

З.Ы. Общее мнение о байдарочном походе у меня осталось позитивное. Особо на второй день, когда схлынула первая усталость. Так сказать оптимальное соотношение время/маршрут/деньги/настроение. Байдарка — это не средство, а процесс. Одним словом, пробуйте сами.

Гребля на байдарках и каноэ

Гребля на байдарках и каноэ – олимпийский гребной вид спорта, суть которого заключается в скорейшем преодолении трассы на байдарках и каноэ. Места в заезде распределяются между участниками по мере пересечения ими финишной прямой.

гребля на байдарках и каноэ

Международная федерация гребли на байдарках и каноэ (International Canoe Federation, ICF) – головная организация, которая занимается развитием гребли на байдарках и каноэ и проведением международных соревнований. Штаб квартира находится в Лозанне (Швейцария). Кроме этого ICF объеденяет в себе национальные федерации (Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ официальный сайт).

ICF

  • История возникновения гребли на байдарках и каноэ
  • Правила
  • Инвентарь и экипировка
  • Судейство
  • Соревнования по гребле на байдарках и каноэ

История возникновения гребли на байдарках и каноэ

Байдарки (эскимосские лодки) и каноэ (индейские пироги) на службе у человечества уже очень много лет, самые древние прообразы насчитывают более 2000 лет.

Своим появлением гребля на байдарках и каноэ как вида спорта обязаны шотландцу Джону МакГрегору. Именно он в 1865 году он спроектировал себе байдарку, которую назвал «Роб-Рой», длиной 4,57 м и шириной 0,76 м. Для сравнения современные байдарки и каноэ имеют следующие размеры: одиночка – 5,2 м, двойка – 6,5 м, байдарка-четверка – 11 м, каноэ-четверка – 9 м; ширина лодки свободная. МакГрегор очень любил путешествовать по центральной Европе, и очень скоро гребля на байдарках получила международную известность.

В 1866 году был образован первый гребной клуб – Английский Королевский клуб гребли на байдарках и каноэ. Позже подобные клубы стали появляться в Америке, Канаде и Скандинавии.

В 1867 году была организована первая байдарочная регата.

В 1924 года в Копенгагене (Дания) была учреждена международная организация – Международное представительство для каноистов, которая утвердила размеры лодок а также длину дистанций для соревнований.

В 1933 году в Праге прошел первый чемпионат Европы, в 1939 году в Ваксхольме (Швеция) прошел первый чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ.

В 1924 году на Олимпийских Играх в Париже были проведены первые показательные заезды, но включена в программу Олимпийских игр гребля на байдарках и каноэ была только в 1936 году.

Читайте также  Что брать с собой в бассейн

Правила

На соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ используются следующие типы лодок: одиночка, двойка, четверка.

В программе соревнований есть как мужские, так и женские заезды. Официальные соревнования по гребле на байдарках и каноэ проводятся на дистанциях:

  • для мужчин – 200, 500, 1000, 2000, 5000, 10000, 20000, 42000 м, сверхдлинные;
  • для женщин – 200, 500, 1000, 2000, 5000, 20000, 42000 м, сверхдлинные.

В гонках на дистанции 1000 м участники соревнований должны строго придерживаться своей дорожки, они не должны приближаться к соседней лодке ближе, чем на 5 м для того, чтобы они не могли использовать преимущества течения воды.

правила гребли на байдарках и каноэ

Соревнования на длинных дистанциях проводятся с большим количеством поворотов. Все дистанции размечаются маркировочными буйками. На коротких и средних дистанциях имеются ограниченные дорожки (система Альбано).

В случае если у одного из участников на старте ломается весло, то старт объявляется недействительным. На этот случаи гребец или другие члены его команды должны иметь запасное весло.

Расположение лодок на старте в предварительных заездах определяется только процедурой жеребьёвки.

Гребля на байдарках, олимпийские дисциплины:

  • K-1 200 м (байдарка-одиночка), мужчины;
  • К-2 200 м (байдарка-двойка), мужчины;
  • К-1 1000 м (байдарка-одиночка), мужчины;
  • К-2 1000 м (байдарка-двойка), мужчины;
  • К-4 1000 м (байдарка-четверка), мужчины;
  • К-1 200 м (байдарка-одиночка), женщины;
  • К-1 500 м (байдарка-одиночка), женщины;
  • К-2 500 м (байдарка-двойка), женщины;
  • к-4 500 м (байдарка-четверка), женщины.

Гребля на каноэ, олимпийские дисциплины:

  • C-1 1000 м (каноэ-одиночка, вес 14 кг, длина 520 см);
  • C-1 200 м (каноэ-одиночка, вес 14 кг, длина 520 см);
  • C-2 1000 м (каноэ-двойка, вес 20 кг, длина 650 см).

Инвентарь и экипировка

Байдарки и каноэ должны иметь как можно меньший вес, поэтому производят их из карбона или пластика. Байдарка одиночка должна весить 12 кг, байдарка-двойка должна весить 18 кг, байдарка-четверка весит около 30 кг. Каноэ весят на несколько килограмм тяжелее, чем аналогичные байдарки.

байдарка

каноэ

В байдарке предусмотрена регулируемая пластиковая седушка («сляйд»). Ноги спортсмена упираются в специальный упор, рядом с ним находится рулевая палка (Т-образная конструкция). Для сравнения, в каноэ спортсмен сидит на одном колене. Под колено обычно подкладывается мягкая подушка. Стопа также упирается в упор.

Весло для гребли на байдарках и каноэ производится из карбона и весит менее килограмма. Весло для байдарки имеет 2 лопасти в форме ложки, которые присоединяются на саму палку. Такая конструкция весла позволяет загребать больше воды, а, следовательно, увеличивает силу гребка. У весла для каноэ всего одна лопасть прямоугольной формы. Другой ее конец представляет собой ручку, которая находится перпендикулярно по отношению к палке.

весло для каноэ

весло для байдарки

Судейство

Состав судейской коллегии на официальных соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ:

Как грести на байдарке, каяке и каноэ

Гимнастика

Спортсмены

На байдарке легко грести только с виду, техника гребли имеет много приемов. Это не очень устойчивая лодка, которая может перевернуться и гребец станет пловцом. На каноэ плыть еще труднее, ведь она может в любой момент перевернуться. Гребля имеет свою спортивную технику, которой нужно придерживаться не только в спорте, но и на прогулочных путешествиях, на рыбалке. От правильности выполненных действий зависит спортивный результат, а также безопасность на воде. Техники гребли на каноэ и байдарке отличаются, ведь в каноэ спортсмены стоят на одном колене, а на байдарке — сидят, но некоторые приемы работы веслом применяются в обоих видах.

Посадка

В спортивной байдарке равновесие поддерживается благодаря расслабленному состоянию мышц поясницы. В байдарке туристического назначения баланс поддерживается чуткой и постоянной работой нижних конечностей и корпуса. Туристическую посадку еще называют слаломной, при ней пятки упираются в подставку, колени поставлены широко в стороны, и фиксируются упорами для бедер. Сиденье выше кильсона, причем оно регулируется в зависимости от роста, веса и комплекции гребца, а также от конструктивных особенностей байдарки.

Перед греблей спина не упирается в спинку седушки, сохраняется зазор около четырех сантиметров. Туловище, наоборот, наклоняется вперед для того, чтобы корпус в пояснице двигался со свободной амплитудой и была возможность наклонятся во все стороны. Благодаря жесткой посадке корпус остается вертикальным и крен можно делать ногами. Чтобы посадка была напряженной и жесткой, суставы голеностопа должны быть напряжены. Правильность сидения можно проверить, если она правильная, то можно раскачать байдарку только ногами, без работы туловища, также при получасовой гребле ноги не должны уставать. Посадочные ошибки:

  • слишком низкое сиденье не позволяет наклоняться, ведь фальшборт расположен на уровне грудной клетки, плохо закрепленные бедра устают, человеку труднее балансировать на лодке, нормальная гребля затрудняется упором рук в деку и фальшборта;
  • при высокой посадке нарушается баланс из-за того, что центр тяжести находится слишком высоко, а также трудно закрепить бедра на фальшбортах;
  • если гребец в начальном положении слишком сильно упирается в спинку сидения, это сковывает его свободу в пояснице, и он не может исполнять все приемы;
  • наклон сиденья вперед нагружает ноги;
  • наклон сиденья назад делает корпус менее подвижным, так как гребец слишком сильно опирается на спинку, сиденье (его передняя кромка) при такой посадке может пережимать кровеносные сосуды бедер, от чего спортсмен может быстро уставать.

Гребок

Весло должно быть длиной на поднятую вверх руку с загнутыми пальцами. Подобным образом выбирают лыжи. Если рост гребца большой, то весло может быть короче, если рост малый — весло может быть на 10 сантиметров длиннее.

Ширина хвата должна быть такой, чтобы кисти были приблизительно над разведенными в сторону локтями. Если хват будет уже или шире, то гребля будет неэффективной из-за нерационального использования мышечного потенциала. При слишком близком расположении кистей мышцы будут испытывать перегрузку, при слишком далеком — недогрузку, руки будут проходить слишком большое расстояние, что может снизить частоту гребка, и, как следствие, скорость.

Гребки делаются циклически, движения двохфазные — первая фаза безопорная (весло в воздухе), и опорное движение (весло в воде).

Опорный цикл делится на этапы:

  1. Захватываем воду, создаем опору с помощью силы трения воды о весло.
  2. Проводка — движение весла в воде, байдарка ускоряется.
  3. Заканчиваем проводку, извлекая весло для следующего захвата воды.

Состязания

С точки зрения эффективности использования мышечной массы нерационально делать гребок с заносом весла слишком далеко вперед с длинной по времени проводкой. Чтобы сэкономить силы, весло из воды нужно вытягивать боковой кромкой вперед, а не доводя весельную плоскость до верхнего края воды.

Время опорной фазы должно быть в два раза большим, нежели безопорной. Если время части гребка без опоры уменьшается, повышается усталость. Если безопорная фаза по времени длится дольше, нерационально используются силы через то, что байдарка начинает двигаться неравномерно, в каждом цикле нужно тратить энергию на разгон лодки. Спортивный темп гребли на байдарке в минуту — до 140 гребков, при туристическом ритме совершается до 100 гребков в минуту.

Читайте также  Лучшие очки для плавания в бассейне

Перед гребком нижняя рука должна быть на уровне груди, кисть верхней руки — на уровне виска, локоть — на одном уровне с плечом. Кисть не должна быть напряженной, она должна свободно удерживаться кистью. Весло входит в воду под углом 45 градусов, нижняя рука идет вниз, верхняя рука выпрямляется с движением кисти вперед и немного вверх.

При проводке рука движется и одновременно поворачивается туловище.

Виды гребков при прямолинейном движении:

  1. Спортивный — проводка средней длины без сильной опоры на весло, гребки происходят часто.
  2. Опорный называют еще ударом. Он предназначен для того, чтобы удержать равновесие или просто опереться на воду. При опорном гребке спортсмен ударяет веслом о водную поверхность. Его используют в виде коротких серий, а также если нужно резко ускорится, когда нужно подняться на сливы, при плавании на суводях и на валах.
  3. Накрывающий — при приподнятых кистях осуществляется проводка с менее, чем на 45 градусов углом, на несколько большем расстоянии от каяка, чем при других видах гребка. Такой вид гребка нужен на сложных участках, например в турбулентном потоке, при продолжительных сложностях на воде следует очередь накрывающих гребков, на небольшом валу и в несильной суводи достаточно одного накрывающего гребка, который позволяет пройти водное препятствие.
  4. Ударно-накрывающий — сначала проводится ударный, потом накрывающий гребок, используется для поддержания равновесия в сложных условиях на воде.
  5. Протяжка — проводка осуществляется длиннее, чем обычно, что достигается раскачкой гребца вперед, иногда — назад. При спортивном гребке движения туловищем вперед и назад считаются ошибочными. Протяжку можно делать при необходимости ускорения, при подъемах на сливы, а также в случаях, когда нужно пройти отмель, на которой лодка касается дна реки или озера.

Гребки не являются отдельными приемами, их нужно использовать в комбинациях с управляющими гребками.

Управление

Управлять байдаркой можно разными способами — с помощью руля, с помощью двигательной силы весла, также можно помогать в поворотах с помощью крена корпуса лодки. Байдарки в стандартном исполнении имеют руль, однако в случае, если нужно двигаться спиной вперед, рулевое управление не используется, а иногда и мешают, поэтому на коротких дистанциях управляют только веслами.

Соревнования

  • управление креном — при крене на правую сторону вода будет справа давить больше, при этом байдарка будет поворачивать влево;
  • наклоны в стороны, это фактически крен внутрь, словно при езде на велосипеде, наклонами нельзя полноценно управлять, но можно корректировать траекторию при поворотах, а также выравнивать водный снаряд для прямолинейного движения;
  • рычаг используется, если нужно маневрировать, не теряя скорости (полностью сохранить скорость, конечно, не получится) — веслом отталкивается нос или притягивается корма;
  • перехват — если руками перехватить весло так, что рычаг руки со стороны гребка становится длиннее, то усилия гребца будут более эффективными, данный прием может быть последовательным и одновременным и предпринимается ситуативно (например для выравнивания), поскольку при нем лодка не может постоянно двигаться ровно, а будет заворачивать в сторону, противоположную гребку;
  • кормовой гребок осуществляется под корму лодки, используется, когда нужно сделать маневр, осуществить управление на высокой скорости без ее потери, различают следующие виды этого приема — рычагом, из прямого гребка и управляющий кормовой;
  • боковое притяжение применяется редко, используется как составляющая часть других трюков, например завеса, этот элемент можно делать вынимая весло из воды, а также когда оно непрерывно находится в полном или частичном подводном положении;
  • полуподтяг — незначительное притяжение кормовой или носовой части;
  • циркуляция — плавный поворот без уменьшения скорости;
  • завес — для резких изменений направления, разновидности — на параллельный сдвиг, на разворот;
  • закол;
  • «флажок»;
  • подхват;
  • табан;
  • реверс из завеса.

Выучить технику гребли на байдарке и каноэ непросто, ведь нужно соблюдать равновесие, порой в трудных условия. И приемов довольно много, так что спортсменам есть над чем работать на протяжении многих лет, упорно тренируясь, уделяя гребному спорту много времени.

Обучение каякингу в клубе «ТРИ СТИХИИ»

Клуб «Три Стихии» — крупнейшая спортивная школа каякинга в Москве. Обучение каякингу с нуля. Тренировки в лодке круглый год. Зимой в теплом бассейне, летом в акватории Москвы-реки. Первый год обучения – это каяк школа «с нуля», на протяжении которого профессиональные, опытные, внимательные инструктора шаг за шагом обучают азам и основным техническим навыкам каякинга.

Не прерывая тренировочный процесс и участвуя в клубных выездах нашей каяк школы, в конце сезона вы будете уверенно владеть каяком (байдаркой), сплавляться по рекам 3-й категории сложности с элементами 4-й категории, прыгать водопады, принимать участие в соревнованиях по ТВТ, слалому и другим смежным дисциплинам. После этого вы уже сможете определить самое интересное для вас направление (родео, сплав, гребной слалом, кануполо, морской каякинг) и интенсивно тренироваться, делая упор на выбранной дисциплине.

Школа каякинга

Обучение подразделяется на 2 периода – зимний и летний.

В зимнее время (с октября по апрель) в распоряжении атлетов:

  • Клубное снаряжение на время тренировок в бассейне (каяк, весло, юбка)

Школа каяка СК "Три Стихии". Обучение каякингу в Москве

  • Гребной бассейн для постановки правильной техники гребли и тренажером для отработки эскимосского переворота

Школа каяка СК "Три Стихии". Обучение каякингу в Москве Школа каяка СК "Три Стихии". Обучение каякингу в Москве

  • Бассейн для занятий на каяке (обучение эскимосскому перевороту всеми способами, управляющие гребки, основные навыки управления лодкой)

Школа каяка СК "Три Стихии". Обучение каякингу в Москве Школа каяка СК "Три Стихии". Обучение каякингу в Москве

  • Уютное клубное помещение для чаепитий до и после тренировок, просмотра фото и видео, обсуждения планов на сезон, отмечаний праздников, проведения лекций и собраний
  • Общая физическая подготовка, включающая в себя занятия в тренажерном зале и футбол.

Школа каяка СК "Три Стихии". Обучение каякингу в Москве Школа каяка СК "Три Стихии". Обучение каякингу в Москве

  • Экипировочный центр – магазин снаряжения Paddler.ru, в котором опытные консультанты подберут все необходимое снаряжения для занятий спортом (членам клуба предоставляется скидка 10%).

Атлеты, регулярно посещавшие зимние тренировки, к началу апреля будут готовы к новому этапу – выходу на открытую воду.

Жааааркий Елец 2017

Жааааркий Елец 2017

Жааааркий Елец 2017

С апреля тренировочный процесс переносится на слаломную трассу.

В летний период в распоряжении атлетов:

  • Клубное снаряжение на время тренировок (каяк, весло, юбка)
  • Освещенная слаломная трасса для тренировок 2 раза в неделю
  • Эллинг для хранения личного снаряжения для тренировок, раздевалки с индивидуальным шкафом
  • Уютное клубное помещение для чаепитий до и после тренировок, просмотра фото и видео, отмечаний праздников, проведения собраний и лекций
  • Общая физическая подготовка
  • Экипировочный центр – магазин снаряжения товаров Paddler.ru, в котором опытные консультанты подберут все необходимое снаряжения для занятий спортом (членам клуба предоставляется скидка 10%).

Занятия перемежаются с выездами на бурную воду (календарь поездок), во время которых постепенно закрепляются полученные знания и навыки:

  • практическое изучение структуры реки,
  • прохождение препятствий различной сложности,
  • отработка правил безопасности и страховки в режиме реальной ситуации.

Для записи в школу или получения большей информации о школе свяжитесь с администратором клуба Марией Крутиной по телефонам +7 (925) 777-8730
или +7 (916) 650-3345.

Горячие новости

Отзывы о нас

Это не просто клуб

Пришёл на пару лет раньше Михоила поэтому тоже ничего тут не смогу описать, потому что ещё меньше поместится, ХАХАХА. В результате 90% моих друзей так или иначе связано с каякингом. Чего только не было, путешествия всякие. Концерты, как устраиваемые в самом клубе так и набеги на всякие Крематории с прыганьем под «зебрыыы-зебрыыы» по наводке Михоила. Соревнования. Однажды я чуть не утонул прямо в лодке и был чудесным образом спасён Предводителем, когда уже думал что всё закончено. Как на Камчатке боялись упоротую лису и рассуждали что же будем пить вечером. История о том, как на автобусе съездить в Новый Сонч. Да тут замучаешься вспоминать все эпизоды связанные с клубом, это невозможно. Кого-то и что-то уже нет. Некоторых моих очень хороших друзей нет. Соревнований около яблоневого сада в Советске, да и организатора этого всего дяди Вовы тоже нет. Но появляется что-то новое и приходят новые люди, откуда их всех Лёха берёт каждый год не перестаёт удивлять. Многие уже не ходят в клуб, но встречаются на Азимуте чтобы надрать друг другу задницы в ориентировании на воде, на сцене и после всего этого ещё и в перемещении до домика. Это всё отдельная жизнь, вертящаяся вокруг клуба, а я тут совсем не самый старый участник, они тут еще лет 10 до меня что-то делали и было всего гораздо больше, о чём иногда травят байки на посиделках

Читайте также  Плавание для детей от 4 лет

Техника гребли на туристической байдарке

В данной статье мы рассмотрим технику гребли на туристических 2-х и 3-х местных байдарках. Этот момент очень важен, потому что от того факта как Вы будете грести зависит насколько далеко Вы сможете уплыть, как сильно Вы устанете во время сплава (похода) и в конечном итоге – получите Вы удовольствие от сплава или нет.

Во время сборки весла лопасти для эффективного выполнения любых гребков и для того чтобы Вы напрасно не тратили силы при встречном ветре должны быть развернуты на 90 (то есть, присоединены к черенку перпендикулярно относительно друг друга). Далее необходимо определить оптимальную для себя ширину захвата весла. Это делается следующим образом:

• возьмите весло обеими руками с захватом сверху;
• вытяните руки перед собой;
• положите черенок на голову.

В таком положении раздвиньте руки так, чтобы локти были согнуты под прямым углом. При этом расстояние от ладоней до лопаток должно быть одинаковым. После определения правильного положения можно приступить к обучению гребле.

Процесс гребли состоит из ритмично (20 – 40 раз в минуту) следующих друг за другом гребков, то есть движений лопасти весла в воде. Частота гребли зависит от сложности преодолеваемого участка реки, она минимальная на спокойных участках и максимальная при осуществлении маневров на сложной воде. Задает темп гребли передний гребец (матрос), а задний гребец (капитан) под него подстраивается.

Каждый гребец имеет свою зону выполнения гребков управления. Гребцы двухместной байдарки имеют правую и левую зоны соответственно от носа до середины судна и от середины судна до кормы.

Различают гребки перемещения, обеспечивающие движение судна, и гребки управления, посредством которых судну придаётся нужное направление движения. Выполняя гребки перемещения, лопасть весла проводят как можно ближе к борту судна, параллельно ему, в направлении от носа к корме, так как при прямом гребке судно идёт вперёд, или от кормы к носу, так как при обратном гребке судно идёт назад.

Начинающему туристу, кроме выполнения гребков перемещения, на первое время достаточно уметь «табанить» – тормозить веслом. То есть, если Вы хотите повернуть, например, направо, следует опустить лопасть весла в воду с правой стороны и удерживать или грести обратно до задуманного Вами курса движения лодки. Следует также рассчитывать силу такого приема с учетом того, что лодка дальше будет двигаться по инерции. Данный прием должен использовать только задний гребец (капитан), а передний гребец (матрос) в это время может помогать гребками в нужную сторону.

Подаёт команды и управляет рулём на туристической байдарке задний гребец (капитан). Гребок имеет четыре фазы: захват лопастью весла воды (начало гребка), проводка (силовая часть гребка, когда судно получает ускорение за счет опоры весла о воду), выход лопасти из воды (конец гребка), занос весла для следующего гребка (смотри рисунок).

baidarki

Фазы гребка перемещения (при байдарочной гребле)

а) занос весла слева;
б) захват воды (начало гребка);
в) проводка лопасти весла в воде;
г) вынос лопасти весла из воды (конец гребка);
д) занос весла справа.

В байдарочной гребле первые три фазы гребка с одного борта выполняются во время заноса весла с другого борта. При выполнении гребка перемещения корпус гребца выпрямлен, максимально дальний захват воды осуществляется за счет разворота плеч. Во время гребка рука, расположенная ближе к воде, является тянущей, а рука, находящаяся выше от воды, является толкающей. При байдарочной гребле в каждом гребке происходит смена тянущей и толкающей рук. Весло давит на воду за счет сложения моментов сил от тянущей и толкающей рук. Усилие гребка наращивается постепенно, оно максимально, когда весло почти вертикально. Проводка заканчивается, когда лопасть пройдет туловище гребца, дальнейшее движение весла в воде малоэффективно. При выполнении обратных гребков весло не разворачивается, то есть они выполняются выпуклой стороной лопасти вперед. Выполнение обратных гребков перемещения аналогично выполнению прямых, только занос лопасти и захват воды производятся сзади. Для контроля перемещения судна гребец поворачивают голову в одну сторону на все время обратной гребли. Для выполнения дугообразных гребков управления в наиболее эффективных зонах непосредственно у носа или у кормы и увеличения радиуса гребка туловище гребца может наклоняться вперед или назад, тянущая рука может смещаться ближе к толкающей. Капитан байдарки (задний гребец), может опустить лопасть весла в воду в окончании байдарки и как рулем управлять ее направлением.

Следует также отметить такой факт – чтобы гребля перемещения и особенно управления была эффективной, необходима жесткая посадка гребцов на судне.

Важно все время чувствовать воду веслом при гребке. Надо научиться расслаблять мышцы после каждого энергичного движения. В этом – основа успеха. Не стоит сразу грести сильно, так как это закрепощает мышцы и порождает технические ошибки. Чтобы избежать ненужного напряжения, в гребле важно сохранять непрерывность и округлость движений, плавность перехода одних движений в другие. Запомните: силу прикладывают лишь в тот момент, когда лопасть весла погружается в воду. В походе приходится грести продолжительное время, поэтому важно правильно чередовать напряжение в работающих мышцах (при проводке) с их расслаблением (при заносе весла).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: