Самоучитель по плаванию для начинающих взрослых - Pk-shturm.ru

Самоучитель по плаванию для начинающих взрослых

Уроки плавания для начинающих

С одной стороны, проблема кажется явно надуманной – казалось бы, чего проще, ляг на воду и плыви. Среда-то изначально родная. Однако не всё так просто. Иначе не звучали бы на многочисленных форумах вопросы про обучение плаванию от взрослых людей:

И самое странное, невзирая на многочисленные предложения в интернете как от сайтов спортивных комплексов, так и от персональных тренеров, дающих индивидуальные уроки плавания для начинающих разных возрастных категорий, ситуация год от года остаётся прежней.

Люди продолжают писать в форумах и социальных сетях. Такое впечатление, что вопросы задаются с целью привлечь к себе как можно больше внимания, но никак не с целью решить проблему. Видимо, действительно, российская ментальность: «пока петух жареный не клюнет…» непобедима.

Одно дело, если ты в тайге живёшь. Но тогда, во-первых, в тайге ещё не везде есть интернет. А во-вторых, «дети тайги», как правило, не мучаются проблемой – как научиться плавать взрослому и где. Они этому с малолетства обучены.

К сожалению, очень мало людей обращают внимание на советы записаться в бассейн. Большинство прислушивается к подобным ответам:

Ну, здесь всё более-менее ясно – человек высказал своё личное мнение. Но когда подобное позволяют себе сайты околоспортивной тематики, остаётся в недоумении разводить руками

Чушь полная! Никогда «собачий стиль» не был: во-первых – базовым, а во-вторых – стилем. Да, очень многие люди начинают своё обучение плаванию именно по-собачьи, перенимая опыт «братьев наших меньших». Но сие не означает, что это правильно! И уж тем более, если подобную обучающую методику вам предлагают в бассейне, бегите из такого бассейна без оглядки!

Банально, но единственным фактором, препятствующим освоить плавание для взрослых во всей полноте, является страх. Для кого-то – это страх утонуть, для кого-то – панический ужас перед столкновением с водой (фобия), кто-то боится чего-то иррационального:

По поводу «мутной воды» – соглашусь. Неприятно в такую и заходить. К несчастью, многие наши реки/озёра/пруды с каждым годом становятся всё более грязными. И это на самом деле может быть опасным. Подцепить в такой водице можно любую заразу. Пожалуй, бассейн в подобных случаях остаётся единственной панацеей искупаться себе в удовольствие, если поблизости нет более чистого водоёма.

А ещё интернет полон заманчивыми электронными самоучителями, предлагающими уроки плавания для взрослых как в несколько сеансов, так и за несколько часов:

Не спорю, научиться на воде держаться по книге, видео и т. п., наверное, можно.

Но у меня возникает вполне закономерный вопрос: «А что вы будете делать со своими электронными навыками, оказавшись на большой воде. » В жизни всякое может случиться, никто ни от чего не застрахован.

Или думаете, что как раз лучше уроки плавания усваиваются в экстремальных ситуациях? Тогда вам – на «Титаник». Хотя в нашей стране прогулочные теплоходы переворачиваются и тонут ежегодно, и не по одному.

Многие бассейны набирают и формируют группы обучения плаванию для взрослых именно потому, что проблема не только назрела. Она требует безотлагательного решения.

В небольших группах научиться плавать взрослому намного легче, чем в группах с большим числом обучающихся. К тому же, процесс обучения строится на взаимодействии людей друг с другом, помогая им скорее преодолеть ложную стеснительность и побороть свои страхи. Да и стоит групповое обучение плаванию намного дешевле, чем индивидуалка. Как ни крути, а это для большинства немаловажно.

Потому, мой совет: хочешь научиться хорошо плавать – иди в бассейн. Не экспериментируй – не испытывай судьбу. Она – дама нервная, может и не выдержать. Все твои временные и материальные затраты окупятся сторицей. Не откладывай на «прекрасное далёко» то, что нужно сделать сегодня.

Обучение плаванию брассом

Важнейшим элементом в технике плавания способом брасс является работа ног. С движениями ног следует ознакомить занимающихся сначала на суше, а затем и в воде. Для удобства изучения движений они вначале рас­членяются и производятся по счету, а в дальнейшем, по мере их освоения, выполняются слитно.

Обучение движениям ног

Обучение движения ног в способе плавания брасс

На суше

Сесть на воз­вышение, опираясь руками сзади, ноги свободно вытя­нуты, пятки на 3—5 см над землей (полом). На счет «раз» ноги неподвижны, на «два» — сгибаются, ступни постепенно расходятся, носки разво­рачиваются в стороны, в конце движения колени немно­го сближаются, так, чтобы ступни были разведены не­много шире, чем колени (рисунок. 61, б). На счет «три» ноги кругообразным движением захватывают воображаемую воду (рис. 61, в) и вытягиваются; на счет «четыре» ноги неподвижны. Движение на счет «два» выполняется мед­ленно, на счет «три» — быстро, но не резко.

Хотя ноги фактически работают на два счета: «два» — подтягивание и «три» — захват воды, а на счет «раз» и «четыре» — неподвижны, однако счет «раз» и «четыре» пригодится в дальнейшем при изучении коор­динации движений рук и ног.

В воде

Упр. 1. Движения ногами лежа на груди, руками опираясь о дно водоема (или держась за слив­ной желоб и опираясь согнутыми в локтях руками о стен­ку бассейна).

В исходном положении тело лежит плоско, вытянуто, подбородок в воде; пятки — у самой поверхности. Дыха­ние произвольное.

На счет «раз» — ноги неподвижны. На счет «два» ноги сгибаются (подтягиваются). По мере потягивания ног колени расходятся примерно на ширину плеч, ступни с расслабленными мышцами свободно идут вслед за ко­ленями, постепенно расходясь в стороны. В конце подтя­гивания колени немного сближаются, а ступни (стопы) еще больше расходятся (шире коленей). К концу под­тягивания ног стопы должны быть согнуты в тыльную сторону, в положении «носки на себя». Теперь ноги при­готовились захватить воду.

На счет «три» ноги выполняют гребковое движение: они разгибаются в стороны и во второй половине этого движения, продолжая разгибаться, смыкаются. В конце смыкания носки вытягиваются. Движение на счет «три» выполняется симметрично, с нарастающей скоростью. Ноги загребают воду мощным круговым движением.

После того как занимающиеся научатся правильно работать ногами под команду преподавателя, они выпол­няют эти же движения под свой счет (считать про себя).

Упр. 2. Изучение слитной работы ногами. Исходное положение — то же, что и в упр. 1. Преподаватель счи­тает медленно, но так, чтобы один счет плавно перехо­дил в другой: «Р-а-а-а-з, два-а, ТРИ — четыре-е». Счет «три» акцентируется, произносится быстрее и несколько громче. Движение на счет «три» — гребок — выполняется быстрее, чем подтягивание ног.

То же самое делают занимающиеся под свой собст­венный счет (про себя).

Надо обращать особое внимание на то, чтобы подтягивание ног плавно, без задержки, переходило в гребок ногами. При обучении способу брасс нередко допускают ошибку, когда вводят промежуточный счет «и» после счета «два» — подтягивания ног. В этом слу­чае ноги задерживаются в согнутом положении и по счету «и» стопы разворачиваются и разводятся в сторо­ны; только по счету «три» ноги выполняют гребок. Пока стопы разводятся в стороны и разворачиваются, согну­тые в коленях ноги сильно тормозят и скорость продви­жения пловца падает.

У лучших пловцов-брассистов стопы начинают рас­ходиться в стороны не после того, как ноги подтянуты, а во время подтягивания, а сгибаются и разворачиваются в стороны в конце подтягивания.

Необходимо также следить за тем, чтобы ступни ног сгибались в тыльную сторону, разворачивались пол­ностью до отказа и в таком положении выполняли бы большую часть гребка ногами. Стопы вытягиваются лишь в самом конце гребка, когда ноги почти сомкнутся.

Упр. 3. Плавание поперек бассейна с помощью одних ног. Оттолкнувшись от стенки бассейна, пловцы сколь­зят с вытянутыми руками и погруженным в воду лицом. Когда скорость скольжения замедлится, каждый из пловцов по своей инициативе выполняет 2—3 движения ногами брассом, после чего переплывает любым спосо­бом на противоположную сторону бассейна. Постепенно, по мере овладения движениями ног, количество движе­ний увеличивают, доводят до 5—8 движений (не подни­мая головы) занимающиеся переплывают поперек бас­сейна.

Упражняться в плавании с помощью одних ног мож­но с доской в руках, выполняя выдох в воду и поднимая время от времени голову для вдоха.

Следует обратить внимание на то, чтобы дви­жения ног были симметричны, чтобы ноги сгибались (подтягивались) медленно, а гребок выполнялся быстро, но в то же время плавно. Не должно быть вредной пау­зы, задержки между подтягиванием и гребком. Ступни подтягивать так, чтобы пятки двигались у самой поверх­ности воды, а не опускались под живот. Ступни во время гребка почти до конца его должны быть согнуты и раз­вернуты в стороны. Все движение делать свободным, не­напряженным, чтобы гребок ногами был мягкий и хле­сткий. Добиваться эффективности движений, стараясь проплыть поперек или вдоль бассейна за возможно мень­шее число гребков ногами. После каждого гребка сколь­зить вперед с вытянутыми руками.

Читайте также  Как научиться плавать взрослому

Обучение движениям рук

Обучение движения рук способом плавания брасс

На суше

Упр. 1. Дви­жения рук изучаются в положении стоя, нагнувшись под прямым углом. Руки вытянуты вперед ладонями вниз, большие пальцы соприкасаются. На счет «раз» — разве­сти руки в стороны до оси плеч (рис. 62, а). На счет «два» — согнуть руки в локтях, соединить кисти перед лицом (ладонями вниз), так, чтобы большие пальцы соприкасались (рис. 62, б). На счет «три»— вытянуть ру­ки вперед, ладонями вниз (рис. 62, в).

Вначале ладони можно не развертывать кна­ружи для захвата воды, но в дальнейшем, когда будет освоена техника работы рук и правильная координация движений, следует изучить спортивный вариант брасса с развертыванием ладоней. Это улучшит тягу руками и повысит скорость плавания. Когда же с самого начала применяется гребок руками с развертыванием ладоней, то у занимающихся нередко появляется серьезная ошиб­ка: они, захватив ладонями воду и почувствовав опору, загребают руками слишком широко и далеко за линию оси плеч.

Упр. 2. Дыхание при обучении брассу удобно соче­тать с движениями рук. Такое сочетание легче осваива­ется и легче контролируется, нежели сочетание дыхания с движениями ног. Дыхание изучается с движениями рук стоя нагнувшись. На счет «раз» и «два», когда руки раз­водятся в стороны и подводятся к груди, выполняется вдох (через рот). В конце счета «два» — непродолжи­тельная задержка дыхания, увеличивающая плавучесть тела пловца. На счет «три» и «четыре», когда руки вытя­гиваются вперед, — выдох. Вдох и выдох выполня­ются через рот. Надо добиваться полного выдоха.

В воде

Стоя по грудь в воде, нагнувшись, выпол­нять те же упражнения для рук, что и на суше, — с про­извольным дыханием и в сочетании движений рук и ды­хания. Выдох выполняется в воду.

Обучение координации движений

На суше дают­ся необходимые объяснения координации движений рук и ног, рук, ног и дыхания. При этом необходимо подчеркнуть, что руки начинают свое дви­жение по счету «раз» раньше, чем ноги, когда ноги еще вытянуты. Объяснить, что сначала движения рук и ног будут выполняться в воде раздельно, с опущенным в воду лицом, С задержкой дыхания, а затем уже будет изучать­ся полная координация движений с задержкой дыхания и в полной координации движений.

В воде

Упр. 1. Раздельно-последовательные движе­ния руками и ногами (брассом). Плавать сначала попе­рек а по мере освоения — и вдоль бассейна. Лицо по­гружать в воду, задерживать дыхание, а затем сочетать движения рук и дыхание. Каждый занимающийся счи­тает про себя. «Раз» — полное движение руками. «Два» — полное движение ногами. 3—4 цикла движений подряд с задержкой дыхания (лицом в воде). Повторить несколько раз. Затем проделать то же самое, но с дыха­нием во время движения рук.

Упр. 2. Сочетание движений рук и ног брассом с за­держкой дыхания. Лежа с вытянутыми вперед руками ладонями вниз, руки и лицо погружены в воду, плавать поперек бассейна с задержкой дыхания в полной коорди­нации движений рук и ног.

Обратить внимание на то, чтобы руки начинали движение раньше ног и были вытянуты вперед прежде, чем ноги закончат свой гребок. Каждому занимающему­ся нужно сосчитать, сколько он делает полных циклов движений для того, чтобы переплыть бассейн поперек. Затем надо стремиться сократить число циклов на 2—3, добиваясь этого путем более продолжительного сколь­жения.

Упр. 3. Плавание поперек бассейна в полной коорди­нации движений и дыхания. По мере овладения техни­кой плавания брассом переходить к плаванию вдоль бассейна, постепенно увеличивать дистанцию до 1000 м. Если пловец в состоянии проплыть брассом, не делая грубых ошибок, 1000 м, то можно считать, что он овла­дел основами этого способа плавания.

Обучение плаванию взрослых и детей (методики)

Теория и методика обучения плаванию [ править | править код ]

Рекомендовано
Учебно-методическим объединением
высших учебных заведений Российской Федерации
по образованию в области физической культуры
в качестве учебника для образовательных учреждений
высшего профессионального образования, осуществляющих
образовательную деятельность по направлению «Физическая культура».

Содержание [ править | править код ]

ГЛАВА 5. Основы методики обучения плаванию (Е.В. Ивченко, А.А. Литвинов)

ГЛАВА 6. Обучение спортивным способам плавания, стартам и поворотам (А.В. Козлов, А.А. Литвинов)

ГЛАВА 8. Организация занятий плаванием (Е.В. Ивченко)

ГЛАВА 9. Прикладное плавание (А.В. Козлов, Е.Ф. Орехов)

ГЛАВА 10. Организация и проведение соревнований по плаванию (Б.В. Синев)

ГЛАВА 11. Проведение занятий по плаванию в системе физического воспитания (Е.В. Ивченко, Е.А. Ивченко)

ГЛАВА 12. Физкультурно-оздоровительные технологии с использованием средств плавания (Р.В. Кууз)

Предисловие [ править | править код ]

Плавание как учебная дисциплина включает в себя несколько самостоятельных разделов: спортивное и прикладное плавание, плавание на открытой воде, синхронное плавание, водное поло и прыжки в воду, скоростное плавание в ластах, подводный спорт и оздоровительные технологии. Основная задача учебной дисциплины по плаванию — это передать студентам теоретические знания, привить умение и основные педагогические навыки, которые они в дальнейшем будут применять в самостоятельной практической деятельности.

Учебная дисциплина «Плавание» включает в себя теоретические и практические разделы. В теоретические разделы входят: история развития плавания, основные понятия о свойствах воды и их влияние на формирование движений пловцов, правила выполнения движений в различных спортивных способах плавания. В практические разделы входят: освоение студентами методов и приемов, применяемых при изучении техники плавания и спортивной тренировки.

Все теоретические разделы спортивного плавания разработаны специалистами отечественной школы. У истоков создания теоретических разделов стояли такие известные советские педагоги и ученые, как Н. А. Бутович, В. С. Васильев, Н. Ж. Булгакова, Л. П. Макаренко, В. Н. Платонов и др. Они стали создателями системы отправных теоретических положений, определяющих дальнейшую направленность развития практических умений и навыков обучения и спортивной тренировки.

В разработке практических разделов, включающих в себя набор основных упражнений и порядок их применения при обучении спортивным способам плавания, стартам и поворотам, а также методов спортивной тренировки, участвовали преподаватели спортивных вузов: В. Ф. Китаев, К. А. Инясевский, С. М. Вайцехов-ский, А. М. Шумин, А. К. Дмитриев, Т. Г. Менынуткина и тренеры Б.Д.Зенов, И. М. Кошкин, А. Ф. Красиков, Г.В.Яротский и многие другие.

В предлагаемом учебнике в достаточном объеме представлены теоретические и практические разделы, которые позволят студентам, не специализирующимся в спортивном плавании, обеспечить полноценную практическую работу по обучению плавательным навыкам людей разного возраста.

Настоящий учебник написан коллективом авторов кафедры плавания Национального государственного университета физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта в составе: А. А. Литвинова, А. В. Козлова, Е. В. Ивченко, Е. Ф. Орехова, Е. А. Ивченко, Т. В. Рыбьяковой, Р. В. Кууз и Б. В. Синева.

Учебник состоит из двенадцати глав.

В гл. 1 дана классификация предмета «Плавание», раскрыто его место и значение в системе физического воспитания. В гл. 2 представлена история развития плавания, описываются результаты выступлений советских и российских пловцов на Олимпийских играх, дается анализ их выступлений. В гл. 3 излагаются основы техники плавания. Гл. 4 раскрывает технику спортивных способов плавания, стартов и поворотов, в ней впервые иллюстрируется техника пловцов высокого класса по материалам двухплоскостной подводной киносъемки. Это позволяет более детально и без ошибок анализировать подводные движения. Гл. 5 раскрывает основы методики обучения плаванию. В гл. 6 представлена методика обучения спортивным способам плавания, стартам и поворотам, основные упражнения с комментариями, позволяющими лучше понять задачи, которые необходимо решать в процессе обучения. Гл. 7 отражает особенности методики обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста, подробно излагается организация процесса обучения детей плавательному навыку, что дает возможность даже студентам, не специализирующимся по плаванию, вести полноценную работу с детьми. В гл. 8 отражены вопросы организации и планирования занятий плаванием, раскрыты особенности организации и проведения урока по плаванию, что позволяет проводить со студентами учебную практику в соответствии с принятыми в спортивном плавании требованиями по составлению конспектов уроков и формированию общих и частных задач. Также в этой главе описаны санитарно-гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при проведении занятий. В гл. ,10 отражены вопросы организации и проведения соревнований по плаванию. В гл. И рассмотрены вопросы организации занятий плаванием в различных звеньях системы физического воспитания, основные требования и направления проведения занятий. Гл. 12 раскрывает физкультурно-оздоровительные технологии с использованием средств плавания, отражает новые направления в оздоровительных технологиях, разработанных сотрудниками кафедры плавания НГУ им, П. Ф. Лесгафта.

Читайте также  Как можно научиться плавать

В учебнике представлен материал, который позволяет сформировать теоретические знания и практические навыки плавания, методики начального обучения плаванию, прикладному плаванию, подготовить бакалавра к педагогической деятельности в области преподавания дисциплины «Плавание» в образовательных учреждениях всех типов, организациях, относящихся к организационноуправленческой деятельности в сфере дисциплины «Плавание», с учетом оздоровительных, рекреационных, восстановительных задач в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, реабилитационных и профилактических учреждениях.

Данный учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, не специализирующихся в спортивном плавании, при подготовке бакалавров по направлению «Физическая культура».

Издание учебника имеет большое практическое и теоретическое значение для студентов, обучающихся в вузах физической культуры. Объем учебного материала, включенного в учебник, достаточен для бакалавров, изучающих дисциплину «Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание» как базовую часть профессионального цикла физкультурно-спортивных дисциплин.

Достоинством предлагаемого издания является рассмотрение вопросов по теории и методике плавания, базирующихся на материалах педагогических исследований и изданных ранее учебных и учебно-методических пособий.

Список литературы [ править | править код ]

Алексеева О. А. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе / О. А. Алексеева, В. И. Григорьев. — М. : Теория и практика физической культуры, 2003.

Борисов Е.Г. Плавание : Организация и судейство соревнований / Е. Г. Борисов, О. А.Горлов. — СПб., 2006.

Булгакова Н.Ж. Плавание / под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой. — М. : ФиС, 2001.

Водные виды спорта / [Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н. Маринич и др.]. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.

Ганчар И. Л. Методика преподавания плавания : технологии обучения и совершенствования / И. JI. Гончар. — Одесса : Друк, 2006.

Дмитриев А. В. Плавание /А. В. Дмитриев. — М.: ФиС, 1966.

Ивченко Е.А. Теоретико-методические основы двигательной рекреации / Е.А.Ивченко. — СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2009.

Ивченко Е.В. Оздоровительная направленность занятий плаванием : Теория и методика здорового образа жизни /под ред. Г. П. Виноградова, А. К. Кульназарова, В. Ю. Салова. — Алматы, 2004.

Козлов А. В. Спортивное плавание юных пловцов : монография / А. В. Козлов. — СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2008.

Козлов А. В. Спортивная тренировка юных пловцов : монография / А. В. Козлов. — СПб., 2011.

Козлов А. В. Спортивные способы плавания : учеб.-метод. пособие / А. В. Козлов. СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005.

Козлов А. В. Обучение и совершенствование спортивных способов плавания : монография / А. В. Козлов, Е.Ф. Орехов. — СПб. : Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта. — 2010.

Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / под. ред. Ю. Ф. Курамшина. — М.: Сов. спорт, 2003.

Литвинов А. А. Азбука плавания (для детей и родителей, бабушек и дедушек) /А.А.Литвинов, Е.В.Ивченко, В.М.Федчин. — СПб.: Фолиант, 1995.

Литвинов А. А. Как научить своего ребенка плавать : Самоучитель для детей и родителей / А.А.Литвинов, В.М.Федчин. — СПб.: Спортклуб плавания Ленинградского ин-та физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 1992.

Литвинов А. А. Маленький пловец : Самоучитель для детей и родителей /А.А.Литвинов. — СПб. : Олимп, 2006.

Менъшуткина Т. Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами : монография / Т. Г. Меньшуткина. — СПб., 1999.

Меныиуткина Т. Г. Техника спортивных способов плавания, старта и поворота: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Меныиуткина, А. А. Литвинов, А. В. Орехова. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004.

Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / [Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов и др.]. — М. : Издательский центр «Академия», 2008.

Основы спортивной тренировки пловцов / [Агеевец А. В. и др.]. — СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001.

Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду / Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. — М. : Просвещение, 1991.

Плавание и легководолазная подготовка/ под общ. ред. А. М. Тихонова. — Л. : Изд-во Военного дважды Краснознаменного ин-та физ. культуры, 1983.

Плавание. Программа / под ред. А. А. Кашкина, О. И. Попова, В. В. Смирнова. — М., 2004.

Спортивное плавание / [Н.Ж. Булгакова и др.]. — М. : ФОН, 1996.

Теория и методика плавания в системе оздоровительно-спортивных технологий : учеб.-метод. пособие/ [Т. Г. Меныиуткина и др.]. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005.

Шибалкина М. Г. Занятия гидроаэробикой с женщинами зрелого возраста / М. Г. Шибалкин. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997.

Разминка перед плаванием

Разминка перед плаванием в бассейне/открытой воде – это комплекс специальных упражнений, выполняющихся как на суше, так и в воде. Ее цель – разогрев всего организма, повышение эластичности мышц, связок, сухожилий и как следствие увеличение подвижности суставов. Снижается риск травмирования, мы быстрее адаптируемся к более низкой температуре и в итоге лучше чувствуем воду. Как правильно разминаться перед плаванием, задачи этого процесса, его основные принципы вы узнаете в этой статье.

Для чего нужна разминка

Важность разминки перед плаванием трудно переоценить. Ее выполнение игнорировать нельзя, поскольку от предварительной подготовки напрямую зависит эффективность тренировки или результаты на соревнованиях. Чтобы любительское или профессиональное плавание приносило пользу, необходимо подходить к тренировочному процессу последовательно.

Так, правильная разминка необходима для:

  • разогрева мышц, повышения гибкости суставов и эластичности связок. Это позволяет улучшить чувство воды, общую координацию, с легкостью варьировать скорость плавания
  • подготовки сердечно-сосудистой системы. Интенсивное кровообращение и повышение ударов сердца дает возможность максимально включиться в работу еще на страте
  • сохранения сил. Доказано, что пловец, уделивший достаточное внимание предварительным упражнениям снижает затраты энергии на 30
  • избежания травм – уменьшается риск надрыва мышц и растяжения связок
  • психологической подготовки – позволяет сосредоточиться на предстоящей тренировке или соревновании, повторить пройденные элементы и настроиться на результат
  • Снятие гипертонуса основных групп мышц

Таким образом, предварительные физические упражнения – это залог продуктивных тренировок и успеха на соревновании. Правильная разминка позволяет запустить внутренние резервы организма и мысленно подготовиться.

Основные принципы разминки

Разминка – процесс строго индивидуальный. Упражнения для пловцов могут отличаться комплексом и длительностью. Но все же есть несколько ведущих принципов правильной разминки, соблюдение которых обязательно для каждого спортсмена:

  1. Пунктуальность – на тренировку в бассейн или на соревнование надо приходить вовремя. Опоздание не только сокращает время подготовки, но и вызывает стресс, что чревато снижением производительности и допущением ошибок.
  2. Последовательность – сначала выполнять упражнения нужно на суше, переходя от верхней части к нижней, а затем приступать к плаванию в воде.
  3. Выработка тактики – проанализировать детали своей техники, сосредоточится на своих сильных сторонах, фокусируясь на дыхании, положении бедер или оптимальном количестве гребков. При этом необходимо отметить, какие элементы выполняются естественно, а какие требуют дополнительных усилий.
  4. Эмоциональная и физическая расслабленность – позволит сконцентрироваться на темпе, а не на мощности, достигая таким образом высокой скорости без лишних усилий.
  5. Повышение пульса и глубины дыхания.

Длительность стандартной разминки около 15-20 минут. Но в случае нехватки времени ее продолжительность можно сократить до 5 минут, выполнив базовые элементы комплекса. Дети разминаются гораздо быстрее старших за счет природной гибкости, которую мы утрачиваем с возрастом.

Разминка на суше для пловцов

Главная цель, которую позволяет достигнуть разминка на суше перед плаванием, – разогрев организма перед непосредственным погружением в воду. Всегда нужно начинать с верхней части тела, постепенно доходя до стоп. На суше все упражнения надо выполнять неторопливо и плавно. Начинать необходимо с более простых махов, постепенно переходя к более сложным вращательным упражнениям, увеличивая интенсивность и амплитуду.

К проработке следующего отдела нужно переходить, только если предыдущая группа мышц была разогрета полностью. Свидетельством этого является повышение их эластичности и подвижности. Правильно разогретая мышца позволяет сделать то, что в начале тренировки давалось с трудом или приносило ощутимый дискомфорт.

Основные упражнения сухой разминки:

  1. Ходьба, перерастающая в бег. Прыжки на носках на бортике. Длительность – около двух минут. Помогает разогреть тело, подготовив его к дальнейшим нагрузкам.
  2. Проработка шеи – повороты головой в разные стороны. Таким образом шейные позвонки становятся на свое место.
  3. Запястья – прокручивание кистей в одну, а затем в обратную сторону.
  4. Руки – вращение рук в локтевых суставах.
  5. Плечи – махи руками вперед и назад. Позволяет снять скованность и напряжение.
  6. Спина – повышение гибкости за счет наклонов в стороны и вращение.
  7. Тазобедренный отдел – вращение тазом.
  8. Ноги – вращение коленей, приседание.
  9. Область голеностопа – вращение ногой в области голеностопного сустава, опираясь носком на пол либо удерживая в воздухе.
Читайте также  Как правильно посещать бассейн

В качестве завершения можно выполнить упражнения на растяжку как статические, так и динамические.

Важно! Повышение гибкости способствуют удлинению мышечных волокон, что повышает выносливость и силу.

Разминка в воде

Переходить к водной разминке можно только после качественного выполнения упражнений на суше. Водный комплекс позволяет пловцу адаптироваться к температуре бассейна и выработать стратегию на предстоящую тренировку исходя из его самочувствия и состояния.

Единого стандарта для разминки нет, но все же есть ряд упражнений, выполнение которых рекомендовано. В воде базовый комплекс может состоять из:

    1. Спокойного плавания. Естественные и свободные, но технически правильные движения рук, ног, корпуса и головы.
    2. Упражнения – с помощью только одних рук или ног, с предельно сокращенным количеством совершаемых гребков.
    3. Специальные упражнения направленные на улучшение координации и техники плавания.
    4. Работа над дыханием – задержка дыхания во время погружение и плавания, проплыв дистанции с контролируемым количеством вдохов.
    5. Проплыв отрезков на средней скорости.
    6. Плавание, на 80% соответствующее максимальной скорости.
    7. Проплыв отрезка на пределе скорости.
    8. Восстанавливающее плавание – стабилизация сердцебиения и дыхания.

    Количество проплываемого расстояния напрямую зависит от уровня подготовки спортсмена. Средняя дистанция варьируется от 200 до 800 м и более. Разминка пловца, комплекс ее упражнений и интенсивность, может также зависеть от уровня возбуждения нервной системы спортсмена.

    В подавленном состоянии лучше увеличить скорость и силовую нагрузку для активизации нервной системы и выработки достаточного количества адреналина. При чрезмерной возбудимости наоборот – стоит отдать предпочтение умеренным движениям и произвольному купанию.

    Как почувствовать, что ты размялся

    Результат правильно выполненной разминки не заставит себя ждать. Вы обязательно почувствуете приятное тепло в теле, свободу движений, повышение их амплитуды. При этом улучшается эластичность и тонус мышц, подвижность и гибкость суставов.

    Выполненные упражнения не должны вызывать усталость, а наоборот – придавать бодрость и уверенность в своих силах. Показателем эффективной разминки является возможность изменять скорость плавания без особых усилий.

    Видео разминки

    Важно! Перед соревнованиями отрезок времени между разминкой и стартом не должен превышать 5-10 минут, иначе позитивный эффект исчезнет – вы начинаете остывать, снижается ЧСС, возвращается чувство скованности. Не всегда удается правильно рассчитать время или иметь возможность размяться в воде. В таком случае необходимо провести основную разминку за 60-30 минут и еще одну небольшую перед стартом. Сама разминка должна быть значительно короче и менее интенсивной чем мы обычно делаем на тренировке.

    Таким образом, разминка перед плаванием направлена на проработку основных мышц, задействованных в процессе плавания. Это не только физическая, но и моральная подготовка перед тренировкой, позволяющая показать максимум своих возможностей. Ведь навыки, доведение до автоматизма, не оставят места для волнения! Плавайте правильно и не допускайте самые распространенные ошибки!

    Техника плавания кролем для начинающих с видео уроками

    плавание кролем техника видео для начинающих

    Выполнение поворотов при плавании кролем

    Плавание кролем пользуется популярностью не только среди спортсменов-чемпионов. Такой вид плавания предпочитают и обычные люди.

    плавание кролем

    Техника плавания кролем для начинающих с видео уроками

    Многие говорят о том, что плавание кролем – очень сложное, но если научиться плавать правильно, то никаких трудностей вы не заметите. Всё что необходимо, это следовать советам и рекомендациям.

    Информация о технике плавания кролем

    При таком виде плавания работать у спортсмена должны как руки, так и ноги. Что касается рук, то ими спортсмен делает гребки, а ногами – удары. Именно работой рук и ног техника плавания кролем отличается от остальных видов плавания, в первую очередь и брасса. Во время плавания лицо должно смотреть в сторону.

    Техника плавания кролем для начинающих проста и открыта для всех. Во время плавания пловец должен совершать непрерывные гребки руками. Именно это и является двигателем. Многие плавают при использовании только одной рабочей руки. Вторую руку пловцы держат в исходном положении. Такая техника для начинающих является очень хорошей.

    Что касается работы ног, то они не являются такими активными, как руки. Ноги создают балансировку тела. Ноги должны делаться поочередно и не прерываясь. Как только одна нога ушла вверх, вторая должны опуститься вниз. Для того чтобы пловец мог понять правильную технику, ему необходимо понимать, что плавание необходимо осуществлять, используя почти прямые ноги. Ноги держите рядом одна к другой.

    Выполняя два гребка используя руки, спортсмены выполняют около двух, четырех или шести ударов ногами. Как правило, обычно используют именно шесть ударов ногой. Таким образом, вы будете не только быстрее плыть, но и увеличивать скорость.

    плавание кролем техника видео

    Информация о технике плавания кролем

    Выполняя два удара ногами, вы используете самую медленную технику, но такая техника будет экономить ваши силы. Посмотреть различные виды плавания можно на сайтах про плавание кролем видео.

    Важным нюансом является то, что если спортсмен чувствует, что его ноги начинают тонуть, то он, скорее всего, выполняет плавание неправильно или же слишком медленно.

    Дыхание при плавании кролем играет очень важную роль

    То как вы будете дышать при плавании, будет играть большую роль в эффективности ваших занятий. Воздух всегда нужно вдыхать через рот, а голова должна быть повернута в сторону. Выдох также делается через рот, а можно сначала сделать вдох с помощью рта, а выдох с помощью носа.

    техника плавания кролем

    Дыхание при плавании кролем играет очень важную роль

    Многие задают вопрос о том, как же лучше всего выдыхать? Носом или ртом? Если сравнивать нос и рот, то выдох носом является полезнее.

    • Делать выдохи можно, выполняя каждый гребок, но если говорить о спортсменах, то они делают выдохи только через три – пять гребков. Это все связано со скоростью плавания. Если вы хотите плавать быстро, то выдохи нужно делать не часто.

    Что касается вдохов, то их советуют делать через четные гребки. Но такая техника дыхания при плавании должна использоваться только тогда, когда вы держите балансировку, в другом случае лучше делать вдохи по обе стороны в очередности. Главным будет являться держание ритма и дыхания в равновесии.

    Выполнение поворотов при плавании кролем

    Если вы хотите быть быстрыми и выносливыми в плавании, то вам необходимо как можно меньше отдыхать. Следуя нижеописанным советам, вы сможете не делать остановки у бортиков, и не терять ваше время на то, чтобы отдохнуть и набраться сил.

    плавание кролем техника видео для начинающих

    Выполнение поворотов при плавании кролем

    Что касается разворота, то при данном виде плавания его можно выполнить по двум способам. Первый из них это оттолкнуться с помощью рук и ног от борта, выполнив разворот, а второй – выполнить кувырок, находясь под водой.

    Выполнение поворота от борта. Такой способ является не только простым, но и идеальным стартом для того, чтобы его реализовали. В самом начале это может показаться сложно, но с опытом вы сможете понимать, сколько вам необходимо выполнить гребков, дабы проплыть бассейн и как можно предугадать финиш. В Интернете вы можете посмотреть плавание кролем техника видео поворот от бортика.

    • Если говорить о кувырках, то они являются куда более сложными, но освоить их вполне реально. Кроме того, нужно понимать, что от бортика вы должны отпружиниться, а не удариться ногами. Вследствие удара можно и травмироваться. Если у вас во время выполнения таких кувырков в нос попадает вода, то вы ее смело можете выпустить из носа.

    Какие ошибки допускают в плавании кролем?

    При таком виде плавания у пловцов часто возникают проблемы, из-за которых можно не только замедлиться в процессе обучения, но и вместо радостных эмоций и пользы получить дискомфорт.

    техника плавания кролем для начинающих

    Какие ошибки допускают в плавании кролем

    Если вы будете делать переносы над водой рукой, которая находиться в прямом положении, и напряжена, то ваши мышцы будут очень быстро уставать, испытывать перегрузку и забирать намного больше сил. В переносе ваша рука должна находиться в расслабленном положении.

    • Также не стоит делать вдох слишком поздно, держать ноги в неправильном положении – так чтобы они были слишком высоко, или наоборот слишком низко.

    При минимальном развороте тела вы будете таким образом затруднять ваше дыхание. Ваше тело должно вращаться, поскольку именно эта техника плавания является правильной. Кроме того, плавание кролем техника видео для начинающих также делает на этом акцент.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: