Дельтаплан как сделать

Дельтаплан своими руками. Чертежи, инструкции, материалы

Дельтапланами называют летательные устройства, у которых имеется крыло стреловидной формы. На сегодняшний день существует множество вариантов с мотором и без него. Также следует учитывать, что дельтапланы отличаются по форме мачты. Кили при этом изготовляются из разных материалов. Чтобы более детально разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть существующие модификации.

Модель с П-образным килем

Модели с П-образным килем в наше время считаются довольно распространенными. В первую очередь для сборки подготавливаются накладки для установки крыла. После этого делается непосредственно килевой карман. Для этого листы поливинилхлорида подходят идеально. Поперечные трубы необходимо фиксировать на винтах.

дельтаплан цена

Дополнительно следует отметить, что на хорде нужно фиксировать накладки. Чтобы закрепить кронштейн на балке, придется воспользоваться гаечным ключом. Следующий шаг — важно заняться установкой центрального узла. С этой целью затягивается два упора пряжки. В диаметре они обязаны составлять не менее 3 мм. Швеллер в данном случае можно использовать резиновый. Задний трос должен крепиться непосредственно к растяжке. В конце останется только зафиксировать проушину.

Дельтаплан с Г-образным килем

Чтобы данного типа собрать дельтаплан своими руками, лучше всего заранее заготовить поливинилхлоридные накладки для килевого кармана. Крыло при этом должно собираться с куполом. На данном этапе необходимо много времени уделить накладкам. Фиксировать их в этом случае можно на киле. Для закрепления поперечных упоров придется воспользоваться сварочным аппаратом. При этом гнутик необходимо тщательно заточить. Боковые тросики на дельтаплане важно крепить на растяжке. Заглушки на киле в наше время используются довольно редко. В конце работы останется лишь закрыть проушину.

Устройство с короткой поперечиной

Стоит данного типа дельтаплан (цена рыночная) примерно 7 тыс. долларов. Однако собрать его можно самостоятельно. Для этого листы подбираются длиною около 2.3 метра. В первую очередь собирать важно крыло дельтаплана. При этом килевой карман устанавливается после центральной накладки. На этом этапе очень важно сделать качественные нашивки. При этом контур киля закрывать нельзя.

самодельный дельтаплан

Отдельно следует отметить, что крестовина для дельтаплана данного типа подходит алюминиевая. На дужке скоб должно иметься две. После закрепления гнутика фиксируется непосредственно крюк. Для этого используется большой кронштейн. Далее нужно установить килевую трубу. Многие специалисты перед этим рекомендуют поставить носовую заглушку на дельтаплан.

Модель с вытянутой поперечиной

Стоит данного типа дельтаплан (цена рыночная) примерно 8 тыс. долларов. Собрать его можно самостоятельно, если правильно рассчитать размеры крыла. Килевой карман в данном случае ширину обязан иметь ровно 25 см. Накладки на куполе необходимо использовать поливинилхлоридные. При этом нашивки на киле делать не нужно. В первую очередь многие специалисты рекомендуют заготовить трубы для клина. Корневые ходы в наше время используются довольно редко.

дельтаплан своими руками

Чтобы укрепить киль, желательно установить заглушку. Чтобы это сделать качественно, придется самостоятельно изготовить пластину. Толщина ее минимум обязана составлять 2.3 мм. После этого устанавливается щечка рулевой трапеции. Следующим шагом монтируется центральный узел. Для этого потребуется крюк и швеллер. Передний тросик при этом подсоединяется к растяжке.

Устройство с двойной мачтой

С двойной мачтой дельтаплан с мотором на сегодняшний день пользуется большим спросом. Сборку необходимо начинать стандартно с расчета размера крыла. После этого появится возможность приступить к килевому карману. Поливинилхлоридные листы для этой цели подходят идеально. Для закрепления верхней балки придется воспользоваться сварочным инвертором.

В качестве крестовины можно использовать алюминиевую пластину толщиною до 1.5 мм. Щечки рулевой трапеции должны крепиться на растяжках. Для их фиксации используются, как правило, кронштейны. В конце работы останется лишь зафиксировать мотор. Для этого устанавливается специальная проушина. Для ее фиксации делается плотная обшивка. Чтобы дельтаплан с мотором не имел проблем со стабилизацией, используются гнутики.

Дельтаплан с тройной мачтой

Сложить с тройной мачтой дельтаплан своими руками довольно сложно. В данном случае гнутики подходят только алюминиевого типа. При этом трубы в диаметре минимум обязаны составлять 2.3 см. В первую очередь устанавливается киль. Для его фиксации используется натяжной трос. После этого устанавливается непосредственно носовая заглушка. Для повышения стабилизации конструкции применяется проушина. С этой целью монтируется небольшой карабин.

Далее придется воспользоваться сварочным аппаратом. Затем устанавливается растяжка для тросов. В конце работы останется только зафиксировать центральный узел. Швеллер в данном случае желательно использовать с пряжкой. Дополнительно следует отметить, что заглушку необходимо подбирать только из профильной трубы. При этом накладки многие специалисты рекомендуют использовать резиновые.

чертежи дельтаплана

Устройство с концевой поддержкой

Чтобы собрать данного типа дельтаплан своими руками, стандартно делают замеры киля. После этого появится возможность установить крыло. Для его фиксации необходимо использовать боковые тросы, которые крепятся на растяжках. Для того чтобы установить килевой карман, делаются небольшие накладки. После этого монтируется поперечная труба. Зафиксировать ее необходимо непосредственно на киле. Далее нужно заняться центральным узлом.

На этом этапе многие специалисты рекомендуют использовать гнутики с петлями. Также придется воспользоваться резиновыми нашивками. Все это необходимо для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. После установки килевой заглушки можно приступать к монтажу струбцины. Для этого заготавливаются тросы диаметром около 0.5 мм. Крепиться они должны на кронштейнах.

Модель с заглушкой на мачте

Чтобы сложить данного типа дельтаплан своими руками, необходимо в первую очередь заготовить карабины. После этого сваривается поперечная труба. Далее появится возможность установить нижний растяжитель. Для этого лучше всего воспользоваться прочным кронштейном. Носовая заглушка в данном случае должна располагаться над мачтой. Чтобы ее зафиксировать, приваривается небольшая опора. После этого останется только установить накладку на купол. В конце работы прочно затягиваются все кронштейны.

как сделать дельтаплан

Модификация с амортизационным шнуром

Модели с амортизационным шнуром (чертежи дельтаплана показаны ниже) на сегодняшний день являются довольно распространенными. Гнутик для этих целей необходимо подирать с двумя петлями. Однако в первую очередь следует заняться крылом. Листы поливинилхлорида для этого подходят хорошо. Следующим шагом фиксируется резиновая накладка.

В результате должен получиться килевой карман. Чтобы самодельный дельтаплан был стабилен в полете, устанавливают швеллер. При этом проушины монтируются самые разнообразные. Боковой трос на дельтаплане можно закрепить при помощи кронштейна. Для фиксации задней пряжки используются упоры.

дельтаплан с мотором

Модель на растяжках

Чтобы понять, как сделать дельтаплан на растяжках, необходимо произвести расчет крыла и киля. Однако собирается модель первоначально с заготовки купола. Для этого нужно сварить трубы диаметром в 1.2 см. Полукрыло формируется из листов поливинилхлорида. При этом килевой карман можно сделать из нашивок. Заглушку в данном случае можно также изготовить из листов поливинилхлорида.

крыло дельтаплана

Для этого в первую очередь закрепляется крестовина. После этого фиксируется центральный кронштейн. Крылья есть возможность закрепить на опорах. Для этого тросы подбираются диаметром не менее 0.4 см. Килевую трубу в данном случае можно использовать с заглушкой. Также многие специалисты рекомендуют применять обшивку. Чтобы стабилизировать дельтаплан, устанавливают гнутик на две петли.

Применение стальных гнутиков

На дельтаплан стальные гнутики устанавливаются довольно часто. Однако следует учитывать, что купол в данном случае должен быть небольших размеров. Для того чтобы зафиксировать гнутики, необходимо в первую очередь установить центральный узел.

После фиксации боковых тросиков можно приступать непосредственно к накладкам. Для этого используются различные крестовины. На данном этапе очень важно надежно зафиксировать проушину. Носовая заглушка в этом случае используется довольно часто.

Полет над землей на самостоятельно собранном дельтаплане

как подобрать мотор для своего дельтаплана

Дельтаплан – это легкий летательный аппарат, который изначально имел простейшую конструкцию, состоящую из несущего каркаса, тросовых растяжек и паруса.

С распространением дельтапланеризма, как экстремального вида спорта, начали появляться новые разновидности, оснащенные двигателем.

Для самостоятельной сборки дельтаплана необходимо обладать определенными знаниями в данной отрасли и четко следовать инструкции.

  • Стоимость дельтапланов и их комплектующих
  • Приблизительная розничная стоимость составляющих дельтаплана в рублях:
  • Необходимый инструмент
  • Дельтаплан своими руками и Сборка дельтаплана начиная с подготовительного этапа
  • Самостоятельная сборка дельтаплана без мотора
  • Сборка дельталета.
  • Создание дельтаплана с мотором

Стоимость дельтапланов и их комплектующих

Самостоятельная сборка дельтаплана – дело не простое, требующее точных расчетов и определенных знаний. Если есть сомнения в своих силах, можно приобрести готовый летательный аппарат.

Марка Страна — производитель Приблизительная стоимость в рублях
Дельтаплан Ламинар Икаро Италия 500 000
Дельталет Аэрос АНТ Украина 570 000
Дельталет Ларос-010 Россия 600 000
Дельталет Патруль Россия 610 000
Дельталет МД50П Россия 650 000
Дельталет Пиксель Франция 730 000
Дельталет Поиск Россия 750 000
Дельталет Кросс кантри Украина 1 280 000
Дельталет Скайпер Франция 1 350 000
Дельталет Аэрос 2 Украина 1 350 000
Дельталет Танарг Франция 1 550 000

Приблизительная розничная стоимость составляющих дельтаплана в рублях:

  • Парус – 15 000;
  • Трапеция алюминиевая – 40 000;
  • Трапеция карбоновая – 65 000;
  • Латы – 40 000;
  • Вставки – 15 000.

Необходимый инструмент

glider

Для сборки дельтаплана с мотором или без него обязательно понадобится инструмент для работы с металлом и вспомогательный инструмент:

  • Молоток;
  • Измерительная рулетка;
  • Пишущий предмет (маркер или строительный карандаш);
  • Пассатижи;
  • Угольник;
  • Гаечный ключ;
  • Шуруповерт или отвертка;
  • Ножницы по металлу или электроножницы;
  • Тиски;
  • Напильник;
  • Кернер;
  • Швейная машина;
  • Паяльник.

Дельтаплан своими руками и Сборка дельтаплана начиная с подготовительного этапа

glider

На этапе подготовки следует в точности изучить устройство изготавливаемой модели. Классическая конструкция дельтаплана включает в себя несущий трубчатый каркас, из сплава дюрали и титана и обшивки из полиэфирной ткани.

Конструктивные составляющие дельтаплана:

  • Правая и левая боковые трубы;
  • Поперечина (поперечная балка);
  • Килевая балка;
  • Рулевая трапеция;
  • Мачта;
  • Тросовая система;
  • Латы;
  • Парус.

Каркас дельтаплана должен иметь достаточную прочность и относительную легкость, поэтому качество металла и диаметр труб имеет немалое значение.

Самостоятельная сборка дельтаплана без мотора

glider

Работу следует производить на чистой гладкой поверхности, она включает в себя несколько этапов:

  1. Сборка трапеции. Ручка управления свинчивается с нижними концами стоек трапеции. Зачастую стойки не являются цельными, а состоят из консолей, которые соединяют бужи (трубки с меньшим диаметром). Если каркас изготавливается своими руками, необходимо точно рассчитать места эксплуатационных разъемов и их количество, от этого будет зависеть прочность и легкость всей конструкции. Правильный расчет производится исходя из габаритов аппарата.
  2. Закрепление верхних частей стоек трапеции. Верхние части стоек трапеции сводятся в верхнем узле и фиксируются при помощи защелки.
  3. Крепление килевой трубы. Килевая балка посредством шарнирного соединения фиксируется на собранной конструкции, соединяясь с боковыми трубами в носовой области, что придает летательному аппарату обтекаемости. Она является неотъемлемым элементов при креплении основных составляющих каркаса.
  4. Крепление мачты. В верхней части центрального узла устанавливается мачта, она необходима для закрепления верхних частей натяжных тросов и служит для них опорой.
  5. Установка паруса. Парус раскладывается, ставится на трапецию, крылья разводятся в стороны, в карманы паруса заводятся латы, крылья фиксируются поперечной балкой при помощи пластин и болтов с передней кромкой крыла, образованной боковыми трубами. При раскладке данного элемента необходимо следить за тем, чтобы ни один из тросов не попал под килевую балку. Для обшивки следует выбирать ткань, которая способна выдерживать аэродинамические нагрузки и не деформирует опоры.
  6. Крепление тросов. Передние и нижние троса крепятся к носовому узлу при помощи быстросъемной защелки. Троса служат для придания жесткости сборной конструкции и обеспечения регулировки управления летательным аппаратом. Если сборка дельтаплана производится из составляющих, изготавливаемых своими руками, тросы следует подбирать высокой прочности и хорошего качества: от этого будет зависеть безопасность спортсмена.
Читайте также  Как научиться вставать на руки

Во время сборки дельтаплана необходимо обращать особое внимание на правильное крепление и фиксацию нижних тросов. Летательная способность и прочность аппарата будет зависеть от надежности соединения трубчатых модулей. Открытые концы каркасных труб можно закрыть пластиковыми заглушками.

Сборка дельталета.

Этап подготовки, как и в случае с дельтапланом, прежде всего необходимо изучить конструкцию дельталета и соответствующую документацию. Традиционно мотодельтаплан состоит из пилотажного и функционального модулей. Его структура включает в себя следующие конструктивные элементы:

  • Трубчатый каркас, состоящий из трапеции, килевой и поперечной балок, мачты;
  • Несущая опора для крепления купола;
  • Система растяжек из прочных тросов;
  • Шасси с тремя колесами;
  • Силовая установка (двигатель, редуктор);
  • Подмоторная рама из прочного металла;
  • Мототележка с креслом для пилота;
  • Органы управления (руль высоты и руль поворота);
  • Парус или крыло.

При самостоятельной сборке летательного аппарата данной категории лучше использовать готовые чертежи или заказать проект у специалистов. Трубы для каркаса дельталета должны иметь больший диаметр сечения, чем у дельтаплана.

Создание дельтаплана с мотором

glider

Как и сборка классического дельтаплана, работа над созданием дельтаплана с мотором состоит из нескольких шагов:

  1. Изготовление крыла. Вначале изготавливается обшивка. Из плотной ткани по картонному шаблону выкраивается заготовка. Раскрой ткани необходимо производить при помощи паяльника с острым жалом. Сшиваются полотнища зигзагом, пришиваются боуты, усиливается задняя кромка. Изнутри заготовки пришиваются карманы для лат. Пришиваются застежки и лямки под шнуры. К изделию приклеивается обтекатель, верхняя обшивка сшивается с нижней, пришивается килевой карман, обшивается носовая часть изделия и мачтовое отверстие. Далее изготавливается каркас, при сборке которого необходимо особое внимание уделить его узловым соединениям. На этапе сборки крыла парус надевается на каркас, пропускаются и закрепляются тросовые растяжки.
  2. Закрепление крыла на каркасе. Готовое крыло натягивается и закрепляется по боковым трубам, в карманы вставляются латы и закрепляются шнурами. Натягиваются тросы, закрепляются на килевой трубе. Крыло закрепляется на рулевой трапеции.
  3. Изготовление мототележки. Мототележка состоит и несущего каркаса, шасси, кресла для пилота и двигателя. Каркас для силовой установки образуется стержнями, осью шасси и подкосами кресла. К нижним продольным стержням при помощи резиновых амортизаторов крепится рама для бака с топливом. Поперечина с педалями крепится к нижним продольным стержням.
  4. Сборка мотодельтаплана. Собранные модули соединяются воедино, монтируется рулевая и топливная системы, силовая установка.

Дельтаплан не является сложным авиатранспортом. Его конструкция довольно проста, а сборка не требует больших вложений. Ответственное отношение к подбору материалов и деталей позволит получить в итоге безопасный и качественный дельтаплан.

Особенности дельтапланов с мотором, нюансы самостоятельной сборки

Летательные аппараты

Человек во все времена стремился к покорению небесных просторов. Именно находясь в воздухе, можно почувствовать настоящее спокойствие, свободу, безмятежность. Используя дельтаплан с мотором, легко реализовать мечты о полетах. Приобретение готовых летальных аппаратов обойдется очень дорого, поэтому многие умельцы предпочитают изготавливать их самостоятельно.

Особенности устройства

Мотодельтаплан представляет собой одноместное летальное устройство сверхлегкой массы. Аппарат не имеет колесного шасси, поэтому взлет и посадку производит пилот, используя собственные ноги. Конструкции оборудованы двигателем, что позволяет совершать полеты при отсутствии ветра, что практически невозможно при использовании обычных дельтапланов. Еще одно достоинство агрегата – возможность приземления в месте старта.

Основой любого мотодельтаплана является трубчатый каркас. Материал, который используют для его производства, – дюралюминиевые трубы разного сечения. Необходимую жесткость крыла обеспечивает специальная система тросов. На остов дельтаплана натягивают прочный легкий текстиль. Ранее для этих целей применяли парашютный шелк, сегодня – ткани, изготовленные из полимерных волокон.

Несущую конструкцию мотодельтаплана выстраивают вокруг килевой трубы, в центре устанавливают поперечину. Именно она служит для повышения прочности крыла. В центре масс всего устройства монтируют вертикальную распорку и управляющую трапецию.

Трапецию производят из дюралевой трубки с тросовыми растяжками. Шнуры натягивают в нижней и верхней плоскости устройства.

Дельтаплан, оснащенный мотором, может развивать скорость от 40 до 150 км/ч, рекордные показатели – 170 км/ч. К преимуществам современных летательных аппаратов относят:

  • универсальность, компактность для хранения;
  • мотодельтаплан – практически полноценное транспортное средство;
  • интуитивно простое управление;
  • яркие ощущения полета, поскольку кабина отсутствует;
  • возможность совершения прыжков с парашютом;
  • простота ремонта и сервисного обслуживания.

Сегодня существует множество летных школ, где каждый желающий сможет освоить азы управления мотодельтапланом. Впрочем, есть у данного аппарата и некоторые недостатки. Полеты без специального закрытого шлема не очень приятны, особенно в холода, низкий уровень комфорта по сравнению с самолетом. Приспособление сильно подвержено влиянию со стороны воздушных потоков, для движения по прямой приходится прилагать физические усилия.

В настоящее время моторный дельтаплан используют лишь для развлечения, совершения прогулок и спортивных турниров. Нередко компактные устройства находят применение в сфере сельского хозяйства, например, для обработки полей пестицидами.

Форма крыла мотодельтаплана напоминает греческую букву «дельта». Отсюда и пошло название летательного аппарата.

Разновидности

Дельтапланы относят к летательным устройствам с балансирующим типом управления. Существует классификация аппаратов по типу и расположению двигателя:

  1. За спиной у пилота.
  2. Под крылом дельтаплана. Монтаж происходит быстро, винт будет находиться далеко от пользователя, что повышает уровень безопасности и комфорт эксплуатации.
  3. На мачте. Данный вариант использовался в самом начале конструирования мотодельтапланов. Главный недостаток такого аппарата – низкая устойчивость, склонность к потере управляемости.
  4. Пара моторов на подкосах либо на крыле. Характеризуется усложнением конструкции, снижением уровня комфорта.
  5. На мототележке. Модуль используется для перевозки пассажиров, грузов. Фиксируют его на крыле аппарата. В отличие от других вариантов модель имеет усиленный каркас, при необходимости быстро разбирается и собирается.
  6. На подкосах и крыле. Мотор закрепляют таким образом редко. При небольшом весе значительно ухудшается управляемость мотодельтаплана, когда конструкция накреняется.
  7. На фюзеляже. Подобную компоновку применяют только при наличии большой рулевой поверхности.
  8. Двигатели (два и более) на мототележке. Такие мотодельтапланы используют в качестве экспериментальных вариантов. Модели могут летать, используя один из моторов.

Дельтапланы с двигателем классифицируют на основе конструктивных особенностей. Выделяют 2 группы устройств:

  1. I группа. Летальные аппараты отрываются от поверхности земли благодаря силе разбега пилота. Среди преимуществ конструкций отмечают легкий вес, возможность установки двигателя невысокой мощности, применение для взлета неровных площадок.
  2. II группа. Оснащены колесным или поплавковым шасси. Второй вариант дельтаплана актуален для старта с поверхности воды. На этих мотодельтапланах можно перевозить полезные грузы. Устройства безопасны, не вызывают сложностей при взлете и посадке.

Во время приземления мотодельтаплана часто случается так, что аппарат сильно ударяется о землю при отклонении траектории. Такая ситуация опасна для пилота, который может получить сильные ушибы. Чтобы защититься, нужно соблюдать единственное условие – использовать ноги при посадке.

С мотором за спиной С мототележкой Разгоняется благодаря разбегу пилота Колесное шасси Поплавковое шасси

Схемы мототележек

Мототележка – неотъемлемый атрибут мотодельтаплана. Сегодня существует 4 разновидности конструкций:

  1. Вантовая. Легкий вариант, может складываться, принимая компактные размеры. Главные недостатки – низкая надежность, прочность по сравнению с другими схемами.
  2. Панельная. Мототележка имеет минимальное количество силовых элементов, по весу гораздо тяжелее в сравнении с вантовой моделью. Характеризуется высокой прочностью, долговечностью, подходит для эксплуатации в жестких условиях.
  3. Ферменная. Хотя конструкция и отличается высокой прочностью, используют ее редко. При выходе из строя одного силового элемента ломается вся система. Хранить мототележку в домашних условиях неудобно, поскольку она не складывается.
  4. Балочная. Самая сложная конструкция, состоит из полой балки с покрытием из стеклопластика. Характеризуется минимальным аэродинамическим сопротивлением, не складывается.

Если дельтаплан создают своими руками, необходимо тщательно изучить схемы строения мототележек. Зная плюсы и минусы разных моделей, можно подобрать оптимальный вариант, соответствующий индивидуальным предпочтениям.

Что общего с дельталетом

Дельталет представляет собой двухместный летательный аппарат. Конструкция включает двигатель, колесное шасси. По сравнению с мотодельтапланом передвижение на этом воздушном судне будет более безопасным, поскольку летать на нем можно вместе с опытным инструктором. Возможность обучения навыкам управления летательным средством возможно только на этом устройстве, рассчитанном на двоих человек.

Дельталеты оснащают трехколесными шасси, которые зимой можно заменить лыжами. Если планируется взлет с водной поверхности, используют специальные поплавки. Встречаются летательные аппараты с корпусом-лодкой вместо модуля. Аэродинамические качества устройства меньше, чем у дельтаплана, однако, при отказе двигателя пилот сможет спланировать вниз при помощи крыльев.

По сравнению с дельталетом дельтаплан с мотором рассчитан только на одного пилота, поэтому уровень безопасности будет ниже. Колесным шасси устройство не оснащено, взлет и приземление осуществляются только за счет ног пользователя. Полеты на аппарате совершают всегда в светлое время суток при наличии летной погоды.

И дельталет, и самодельный дельтаплан оснащены двигателями, поэтому летать на них можно при отсутствии ветра. На агрегатах, лишенных мотора, пилоту приходится вставать против сильных порывов ветра или разбегаться со склонов. Еще одно достоинство моторных устройств заключается в возможности приземления в том же месте, откуда был произведен взлет.

Дельталет на сегодняшний день считается наиболее комфортным и безопасным из всех существующих легких летательных аппаратов.

Нюансы самостоятельного изготовления

Многие умельцы стараются разобраться, как сделать дельтаплан своими руками. Для этого необходимо собрать отдельно все модули аппарата, затем соединить их друг с другом. Работу выполняют поэтапно:

  1. Сборку начинают с изготовления корпуса, особого внимания заслуживают узловые соединения.
  2. Крыло располагают по бокам, фиксируют на трубках, в карманы опускают латы, крепят шнурами. После этого элемент прикручивают к рулевой трапеции.
  3. Мототележка состоит из несущего каркаса, мотора, шасси, кресла для пилота. Основу конструкции образуют стержни, подкосы сиденья. К нижним планкам крепят раму под топливный бак.
  4. Завершающим этапом изготовления дельтаплана с мотором своими руками станет соединение всех модулей, установка рулевой и топливной системы.

Для самостоятельной сборки мотодельтаплана потребуется несколько элементов: крыло, тележка, двигатель. Выполнить процедуру правильно помогут подробные чертежи и пошаговые инструкции. Не рекомендуется изготавливать летательные аппараты людям, которые ранее не имели опыта в подобном деле. В противном случае полет на таком агрегате может закончиться трагедией.

Дельтапланеризм на территории России пользуется популярностью уже не одно десятилетие. С каждым годом людей, мечтающих о покорении воздушных просторов, становится все больше. Это связано с получением незабываемых впечатлений, ярких эмоций, а при наличии соответствующего опыта собрать летательный аппарат можно самостоятельно.

Видео


Покоряем небо на дельтаплане с мотором

Человека всегда манило небо. В 70 годы прошлого столетия людей заинтересовал дельтапланеризм. Полеты на дельтапланах, то есть легких безмоторных летательных средствах, получили любовь людей, склонных к экстремальным видам спорта и отдыха.

Буквально через 10 лет, дельтапланеристы стали участниками Олимпийских игр. Но человеку всегда мало. Дельтаплан подразумевает лишь парение в воздушных потоках. Желание расширить возможности безмоторного летательного аппарата привели к созданию новых видов дельтапланов, которые бы оборудовались двигателями.

Настольная книга конструктора и пилота

Расцвет исследований и экспериментов в области дельтапланов в СССР пришелся на 70-е годы. Что дало толчок бурному развитию в начале 80-х моторных сверхлегких летательных аппаратов. Книга «Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета » была написана Клименко А.П. и Никитиным И.В. — непосредственными участниками тех легендарных событий.

Читайте также  Название прыжков в фигурном катании

Не смотря на прошедшие годы, большая часть информации в этой книге не утратила актуальность. Она до сих пор считается настольной книгой конструктора и летчика мотодельтаплана. И, хотя эта книга не переиздается в наше время, благодаря развитию информационных технологий, мы можем предложить всем желающим электронную версию книги в формате PDF. Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета

Мотодельтапланы

Сверхлегкие летательные конструкции развиваются по двум направлениям:

  1. Управление рулевыми аэродинамическими поверхностями, к которым относится элерон, интерцептор и т.д.
  2. Балансирное управление

Дельтапланы относятся к летательным аппаратам с балансирным управлением. Были успешные попытки сделать крыло с рулевыми поверхностями, но это слишком усложняет конструкцию и снижает ее надежность.

Телегу от дельталета используют и для полетов с парапланом. Об этом рассказано в другом нашем материале.

Появился новый вид летательной конструкции, которой дали название мотодельтаплан (МД). Существует несколько групп сверхлегкого летательного аппарата (СЛА).

I группа — СЛА, которые стартуют за счет силы разбега пилота, и имеют следующие преимущества:

  • Маленькая масса;
  • Возможность установления двигателя с малой мощностью;
  • Использование для старта площадок с неровной поверхностью.

СЛА первой группы имеют минусы: их нельзя использовать при транспортировке необходимого груза. Кроме того, авиаторам приходится выполнять более серьезные физические нагрузки по сравнению с мотодельтапланами второй группы. Самый популярный вид компоновки двигателя является вариант, когда он находится под крылом МД.

II группа СЛА — имеет шасси, которое бывает колесным или поплавковым. Второй вариант используется для старта с водной поверхности. Вторая группа МД имеет возможность перевозки полезного груза. Аппараты более безопасны, чем из первой категории, так как пилот жестко зафиксирован ремнями и огражден конструкцией; просты в плане взлета и посадки.

При посадке часто происходят ситуации, когда мотодельтаплан сталкивается с поверхностью земли, если его траектория сильно наклонена. Тогда пилот, находящийся под наклоном вперед, может сильно удариться головой или грудью о землю. Единственное защитное действие, которое может предпринять пилот, это завершить полет на СЛА, ногами «поймав» поверхность земли.

Не замерзнуть занимаясь зимними видами спорта вам поможет термобелье. Особенно если вы прочитаете нашу статью и подберете именно то, что вам нужно.

Если вы ищите новые места для покатушек на горных лыжах, смотрите материал о горнолыжном курорте Шерегеш: pro-extrim.com/moutains/alpine-skiing/sheregesh-skiing.html

Компоновка двигателей

Различают несколько категорий закрепления двигателя:

Желающим научиться паркуру посвящена наша статья об этом новом виде экстремального спорта.

Схемы мототележек

Вантовая

Легкая мототележка, быстро складывается, хранение ее занимает мало места. Модель — МД типа «Космос». Недостатки — не так прочна и надежна, как другие схемы.

Преимущества: минимум силовых элементов. По массе немного тяжелее, чем вантовая схема, но производственные и эксплуатационные качества на уровне вантовой. Реже ломается, отличается высокой прочностью и надежностью, что при аварийных ситуациях положительно сказывается на ударных нагрузках. Используется для эксплуатации в жестких условиях. Модель панельного МД — МАИ-2, который построил А.Русак.

Схема мало используется, хотя и обладает высокой прочностью. Более того, при поломке одного из силовых элементов, вся система остается работоспособной. Минусами схемы являются: множество соединительных элементов и невозможность ее сложить.

Самая сложная из всех существующих систем. Это полая балка с обшивкой из стеклопластика. Она имеет маленькое аэродинамическое сопротивление. Но невозможность ее сложить усложняет процесс транспортировки. Пример балочной схемы МД — Т-4 на базе спортивного дельтаплана «Славутич-Спорт».

Дельталеты

Этот летательный аппарат имеет корпус, колесное, лыжное или поплавковое шасси, мотор с толкающим винтом и крылом управления (как у дельтаплана, но большей площади). Взлетная масса дельталета не должна превышать 495 кг с земли, 500 кг — с воды (по классификации Международной авиационной федерации).

В основном их делают с трехколесными шасси, которые в зимнюю пору заменяют на лыжи. Если планируется полет с водной поверхности, то дельталет снабжается поплавками. Бывает, когда у ЛА вместо модуля стоит корпус-лодка. Такой вид подразумевает полеты только с воды.

Крыло дельталета представляет собой дюралевый каркас, который разделен стальными тросами и обтянут мягкой дакроновой обшивкой. Он закрепляется при помощи шарнира к модулю (мототележке).

Помните, что такое азимут? Здесь вы можете прочитать о том как правильно ориентироваться с помощью компаса.

Любой дельталет дает авиатору больше возможностей, так как он не ограничивается полетами в воздушных потоках, а зависит от объема топливного бака и наличия в нем топлива. На дельталете можно осуществлять полеты при разных погодных условиях. Плюсами дельталета являются:

  • малый вес в собраном виде;
  • простая сборка и разборка;
  • удобная эксплуатация и обслуживание;
  • универсальность (использование в качестве глиссера или аэросаней);
  • практически не ломается;
  • неприхотливость в отношении скорости и направления ветра.

Аэродинамические качества ДЛ ниже, чем у дельтаплана. Тем не менее пилот дельталета в случае отказа двигателя может легко спланировать на землю на «крыле».

Для взлета необходим ровный укатанный участок поверхности, который имел бы в длину от 150 до 250 м; для посадки — от 100 до 150 м. Тележка при разбеге не должна подпрыгивать. Большинство полетов на дельталете происходят на высоте 150-500 метров, хотя при желании можно подняться и до 5000.

Собираем мотодельтаплан своими руками

Дельтапланеризм в России имеет довольно солидную историю. Полетам на дельтаплане обучали еще в ДОСААФ. Тем не менее, нельзя сказать, что дельтапланерный спорт находится в пике своего развития. Производство мотодельтапланов с международным уровнем качества практически отсутствует. С другой стороны, у энтузиастов, желающих научиться летать на мотодельтаплане зачастую не хватает средств на приобретение нового аппарата (новый мотодельтаплан стоит не менее 250 тысяч рублей). Частичным решением проблемы является организация региональных клубов дельтапланеристов. Где можно купить мотодельтаплан или дельталет вскладчину. Расходы на содержание и обслуживание аппарата также распределяются на участников клуба. Кроме того каждый вносит посильную помощь в ведении аэроклубного хозяйства (взлетно-посадочная полоса должна поддерживаться в надлежащем состоянии, ангары, где хранятся аппараты тоже требуют ухода и т.п.) Новичкам такие аэроклубы могут предложить обучение полетам на мотодельтаплане.

Кроме того, многие мастера успешно собирают дельтаплан с мотором своими руками. Для этого по-отдельности приобретаются различные модули. Вот к примеру перечень деталей, которые необходимо купить для того, чтобы сделать мотодельтаплан своими руками:

  • Крыло дельтаплана — новое будет стоить от 50 тыс. рублей
  • Модуль или «тележка» — готовая к эксплуатации стоит примерно 75 тыс. рублей
  • Двигатель — часто используют от небольших иномарок. Например Suzuki G13BB — 50-60 тыс. рублей

Конечно же, могут быть различные варианты. Например телегу вы можете спректировать и собрать по чертежам, тогда вам нужно будет купить лишь шасси и приборную панель.

ДЕЛЬТАПЛАН БЕЗ СЕКРЕТОВ

Писем множество. Одни из них — на «фирменных» бланках различных предприятий и учреждений, другие — на листочках, вырванных из ученических тетрадок. Но вопросы во всех примерно одинаковые: читатели интересуются, где, когда и как можно получить исчерпывающие сведения о дельтапланах и дельтапланеризме. Начатый нами еще в 1968 году разговор о новом виде безмоторного летания вызвал огромный интерес и приобрел размах поистине всеохватный.

Это, на наш взгляд, вполне закономерно и неудивительно: уровень технической подготовки молодежи сейчас достаточно высок для того, чтобы даже в домашних условиях построить своими силами полноценный дельтаплан. Некоторый дефицит необходимых материалов также не останавливает энтузиастов дельтапланеризма. Трудности в другом: нет хороших, подробных и достоверных чертежей, по которым можно было бы изготовить детали дельтаплана, а недостаток опыта и технологических навыков очень часто сводит на нет попытки самостоятельно сшить купол (парус). Доходят до крайностей. В письме семиклассника Владимира Никитина из Сумской области — фотография босоногого мальчишки. Он летит с небольшого холмика на дельтаплане, сделанном из еловых жердей и обтянутом кусками старого кумачового лозунга.

Подобных корреспонденций немало. Они наглядно показывают, с какими трудностями сталкиваются энтузиасты дельтапланеризма на пути к своей мечте! Но вот дельтаплан, наконец, готов. Поблескивая новенькими деталями, он красуется на вершине холма, готовый к полету и чем-то похожий на огромную фантастическую птицу.

Тут-то и начинаются главные неприятности! Ведь нет пока никаких официальных инструкций или наставлений по производству полетов, правил безопасности и т. д., не говоря уже о методике. Каждый пытается летать по собственному разумению, на свой страх и риск! А это совершенно недопустимо.

Между тем некоторые общественные организации, первыми начавшие в нашей стране освоение дельтапланов, уже накопили немалый опыт, выработали пусть пока еще не во всем совершенные правила организации и проведения полетов, заложили основы методики подготовки новичков. Однако, судя по письмам читателей, мало кто знает, как с этими организациями установить связь и на какую помощь с их стороны могут рассчитывать люди, начинающие все с азов. Курьезная деталь: недавно в нашу редакцию позвонили из городской телефонной справочной службы (знаменитая «09») и просили дать адреса клубов дельтапланеристов и других организаций, где молодежь занимается этим видом спорта.

Внимательно изучив полученные письма, мы составили перечень вопросов, которые больше всего интересуют наших читателей, и подготовили подборку под общим названием — дельтаплан без секретов.

Семейство дельтапланов «Славутич», созданное в комсомольском общественном конструкторском бюро в Киеве энтузиастами дельтаплана, появилось на свет в результате большой исследовательской работы и комплекса летных испытаний, проведенных при непосредственном содействии генерального конструктора О. К. Антонова. Участники этой работы — инженеры КБ Н. Калашников, А. Пешков, В. Моисеев и Г. Макаров.

Рис. 1. Дельтаплан и его основные узлы

Рис. 1. Дельтаплан и его основные узлы:
А — передний узел, Б — «топ» мачты, В — боковой узел, Г — центральный узел, Д — хвостовой узел; 1 — труба — передняя кромка, 2 — килевая балка, 3 — мачта, 4 — поперечная балка, 5 — рулевая трапеция, 6 — предохранительные шайбы, 7 — подвесная система, 8 — 11 — тросовые растяжки.

Дельтапланы типа «Славутич» предназначены для первоначального обучения полетам дельтапланеристов, выполнения тренировочных и рекордных полетов, участия в соревнованиях.

Конструкция аппаратов всех модификаций состоит из следующих основных элементов (рис. 1): каркаса, рулевой трапеции, мачты, тросовых растяжек, купола и подвесной системы. Они позволяют использовать ее в трех вариантах: «Славутич-1» — наиболее прост в управлении, рекомендуется для первоначального обучения дельтапланеристов; вариант 2 — переходной, отличается от первого увеличенным углом при вершине (с 80° до 84°). Модификация варианта 1 в вариант 2 осуществляется удлинением поперечной трубы на 100 мм с каждой стороны (стыковочное отверстие на передней кромке переносится на 120 мм назад). При этом используется один и тот же купол. Вариант 3 — спортивный, имеет угол при вершине 90°. При модификации каркаса — доработка та же, что и для варианта 2, с соответствующим увеличением поперечной балки на 210 мм и переносом стыковочного отверстия на передней кромке на 280 мм назад. Купол имеет увеличенный по сравнению с другими вариантами угол при вершине — 97°.

Теоретическая схема каркаса и обшивки, а также основные геометрические и летно-технические данные вариантов дельтаплана «Спавутич» приведены на рисунках.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Каркас — основной жесткий элемент аппарата, определяющий его геометрические характеристики. Основные части каркаса: две передние кромки, килевая балка, поперечная балка, носовой узел, центральный, боковой и хвостовой узлы. Передние кромки, киль и поперечная балка трубчатой конструкции имеют стыки по длине в виде переходных муфт. В центре переходной муфты — стыковочное отверстие (рис. 2). Концы труб заглушены деревянными вкладышами длиной, равной четырем диаметрам трубы, как показано на рисунке. Торцы вкладышей покрываются эпоксидной смолой. Стыковочные отверстия образованы внутренним диаметром трубок, вставленных поперек основной трубы. При использовании в качестве материала для этих вкладышей дельтадревесины трубки не нужны. Носовой узел А соединяет между собой передние кромки и киль. Крепление носового узла и труб — 4 болта М8. Расстояние между осями крепления передних кромок — 150 мм. На носовой узел устанавливаются верхний и нижний элементы крепления передних тросовых растяжек.

Читайте также  Обучение на пилота вертолета

Рис. 2. Конструкция деталей и узлов дельтаплана

Рис. 2. Конструкция деталей и узлов дельтаплана

Рис. 2. Конструкция деталей и узлов дельтаплана:
А — схема регулировки рулевой трапеции по длине дельтаплана: 1 — подвесная система пилота. 2 — регулировочная планка, 3 — защитная шайба.
Б — стыковка труб с помощью муфты: 1 — трубчатая заклепка, 2 — стыковочная муфта, 3 — защитная шайба.
В — конструкция стыковочного отверстия: 1 — стыковочная муфта, 2 — трубка.
Д — схема расположения разъемов (при длине дельтаплана в сложенном состоянии около 2 м используются все обозначенные разъемы, при длине около 2,7 м разъемы 1, 2 и 3 не выполняются).
Е — центральный узел: 1 — мачта. 2—килевая балка, 3 — поперечная балка. 4 — шайбы. 5 — центральный болт, 6 — рулевая трапеция.
И — боковой узел: 1 — гайка-барашек. 2 — труба — передняя кромка, 3 — поперечная балка. 4 — деревянный вкладыш — буж.
К — хвостовой узел: 1 — тандер (талреп), 2 — деревянный вкладыш — буж, 3 — нижняя тросовая растяжка.
Л — носовой узел: 1 — верхняя тросовая растяжка, 2 — деревянный вкладыш — буж, 3 — нижняя тросовая растяжка.
М — оковка носового узла, Н — оковка центрального узла, О — верхняя оковка центрального узла, П — шайба, Р — пластина крепления троса, С — мачтовая пластина крепления тросов, Т — регулировочный тандер и способ заделки троса.

Центральный узел Г предназначен для соединения полеречной и килевой балок между собой, установки рулевой трапеции и мачты. Он состоит из нижнего и верхнего П-образных профилей, центрального болта, вкладыша, двух трубчатых шайб, пружинной шайбы и гайки. На нижнем П-образном профиле устанавливается рулевая трапеция, при этом обеспечивается возможность ее перестановки вдоль киля на 35 мм от среднего положения. Верхний П-образный профиль предназначен для установки мачты.

Хвостовой узел Д предназначен для крепления задних тросовых растяжек и состоит из верхнего и нижнего элементов крепления растяжек, болта крепления, пружинной шайбы и барашковой гайки.

Боковой узел В предназначен для крепления поперечной Сапки и передних кромок между собою, а также для крепления концевых проушин боковых тросовых растяжек.

Рулевая трапеция предназначена для управления дельтапланом, для крепления подвесной системы и нижних тросовых растяжек. Она может быть выполнена в разборном или неразборном вариантах (рис. 3).

Верхняя часть трапеции (рис. 2) имеет болтовые «ступеньки» для крепления подвесной системы. Каждая ступенька состоит из болта М8, пружинной шайбы и барашковой гайки. Между трубами трапеции устанавливаются распорные трубки (надеты на болт), обеспечивающие постоянный зазор между ними. Фиксирование подвесной системы на той или другой «ступеньке» обеспечивает изменение центровки аппарата с пилотом в пределах 1 — 1,5%.

Рис. 3. Рулевая трапеция

Рис. 3. Рулевая трапеция:
А — крепление трапеции к каркасу: 1 — карабин подвески пилота, 2 — деревянная заглушка — буж, 3 распорная втулка (см. также «В» -справа).
Б — рулевая трапеция, (вверху — конструкция разъема): 1 — переходная втулка, 2 — регулировочная планка, внизу — ее вид в плане.
В — вариант разъема без применения гнутых труб: 1 — регулировочная планка, 2 — накладка и ее развертка. Справа — распорная втулка (ом. также А», позиция 3). Внизу — ушковый болт.
Г — переходная втулка.

Рис. 4. Модификации узлов, применяемые секциями дельтапланеристов Томска, Ленинграда и Ростова-на-Дону

Рис. 4. Модификации узлов, применяемые секциями дельтапланеристов Томска, Ленинграда и Ростова-на-Дону

Рис. 4. Модификации узлов, применяемые секциями дельтапланеристов Томска, Ленинграда и Ростова-на-Дону

Рис. 4. Модификации узлов, применяемые секциями дельтапланеристов Томска, Ленинграда и Ростова-на-Дону:
А — центральный узел, Б — боковой узел, В — конструкция узла, выполненного без сверления основных труб каркаса (разработка А. Антипова, г. Красноярск).

В нижней части боковых стоек трапеции установлены узлы крепления нижних тросовых растяжек, которые состоят из ушкового болта М6, шайбы и самоконтрящейся гайки. В местах установки этих узлов в стойки вставлены Муфты, подобные муфтам основного каркаса (рис. 3Г).

Мачта предназначается для крепления верхних тросовых растяжек и состоит из трубы и крестообразного узла крепления тросов. Узел крепления тросов установлен на мачте с помощью вкладыша и шплинта (рис. 2). Труба мачты крепится к верхнему П-образному профилю центрального узла болтом М6.

Тросовые растяжки обеспечивают требуемую жесткость каркаса и состоят из верхних и нижних ветвей, которые, в свою очередь, делятся на передние, боковые и задние. Передние и задние нижние тросовые растяжки дают возможность изменять положение рулевой трапеции вдоль килевой балки. Эта регулировка обеспечивается тендерами, регулировочными П-образиыми профилями на носовом и хвостовом узлах или регулировочными планками на боковых узлах трапеции (рис. 2). В двух последних случаях тандер служит только для натягивания передних и задних тросов. Регулировка натяжения боковых тросов также осуществляется с помощью тандеров.

Форум самодельщиков: Дельтаплан — Форум самодельщиков

Логотип Самоделки своими руками

Пройдя короткую регистрацию , вы сможете создавать и комментировать темы, зарабатывать репутацию, отправлять личные сообщения и многое другое!

  • All Categories
  • Всеобщий хелп форум

Дельтаплан

  • 2 Страниц
  • 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

#1 Tarut

  • Криворучка)
  • Группа: Новички
  • Сообщений: 10
  • Регистрация: 21 July 10

#2 Zoqmak

  • Самоделкин
  • alt=»Pip» /> alt=»Pip» />
  • Группа: Новички
  • Сообщений: 20
  • Регистрация: 29 November 10

#3 vitasrulezzz

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 312
  • Регистрация: 07 November 10

Представляю Вам чертежи одного из наиболее успешных дельтапланов, который по оценкам многих специалистов, признан лучшим дельтапланом мира в период 80-90-х гг. Он довольно прост в конструировании, надежен и довольно безопасен в эксплуатации. В начале этой публикации я привожу статью одного из ведущих конструкторов дельтапланеризма А. Дашивца, в которой он рассказывает предисторию создания этого летательного уникального аппарата.

ОКБ «ДЕЛЬТАПЛАН»
Один из интереснейших экспонатов Центральной выставки НТТМ-82 дельтаплан «Славутич учебно-тренировочный» разработан в конструкторском бюро, которым руководит генеральный конструктор Олег Константинович Антонов. Он предназначен для первоначального обучения в дельтапланерных клубах и секциях ДОСААФ, а также может быть использован для участия в соревнованиях и даже для установления рекордов.

История создания этого аппарата относится к осени 1978 года, когда уже всем стало ясно, что официальное признание дельтапланеризма как спорта неизбежно. Именно в те дни молодыми энтузиастами общественного конструкторского бюро «Дельтаплан» (ОКБД), организованного при комитете комсомола нашего КБ, была поставлена задача — разработать конструкцию, которая могла бы стать массовой. К тому времени в активе коллектива уже насчитывалось свыше 50 дельтапланов различного назначения — учебные, спортивные, экспериментальные. Они за короткое время стали широко известны под общим названием «Славутич».

Возможно, именно поэтому в декабре 1978 года, сразу же после создания Федерации дельтапланерного спорта СССР, руководство ДОСААФ обратилось к О. К. Антонову с просьбой создать учебно-тренировочный дельтаплан. Предложение это было встречено с интересом, потому что совпало и с собственным стремлением молодых конструкторов: найти вариант аппарата, способного стать воздушной партой в пилотировании и позволяющего всем желающим приобщаться к полетам.
Для начала в ОКБ «Дельтаплан» были сформулированы основные требования к будущему учебно-тренировочному «Славутичу», определены его основные параметры, обеспечивающие легкость взлета и посадки, широкий диапазон скоростей полета, способность парашютировать и слушаться управления на всех режимах. К тому времени была подготовлена и продувка одного из существующих дельтапланов такого же класса, «Славутич-УТ-прототип», в аэродинамической трубе ЦАГИ.

Благодаря анализу результатов продувок и дальнейшим конструкторским и технологическим проработкам определились окончательные характеристики, и в июне 1979 года были построены первые пять опытных аппаратов: «Славутич-УТ» 01, 02, 03, 04 и 05. В связи с тем, что, несмотря на значительный объем подготовительной работы, к моменту постройки дельтапланов оставались некоторые технические проблемы, решить которые можно было только экспериментальным путем, каждый из пята аппаратов имел некоторые отличия. А все вместе позволило определить рациональную сбалансированность между аэродинамическим качеством, устойчивостью, управляемостью и способностью парашютировать.

Такой подход оправдал себя. Тем более что в процессе создания аппарата многие вопросы, несмотря на значительный опыт коллектива ОКБД, приходилось решать впервые. Прежде всего необходима была утвержденная нормативная документация.

Кроме упоминавшихся предварительных испытаний прототипа, «Славутич-УТ» после изготовления был еще раз продут в аэродинамической трубе ЦАГИ. Это позволило уточнить его аэродинамические характеристики, степень устойчивости и управляемости, прочностные возможности. По результатам исследований на дельтаплан получено положительное заключение ЦАГИ.

Эффективность антипикирующего устройства «Славутича-УТ» определялась методом сброса дельтаплана из положения отвесного пикирования со свободно подвешенным манекеном. Для выхода в горизонтальный полет ему понадобилось потерять высоту менее 30 м.

Летно-отладочные работы по дельтаплану завершились проведением испытаний на горе Юца, которые также прошли успешно.

А вскоре «Славутич-УТ» был предъявлен и на государственные летные испытания комиссии ДОСААФ СССР. Они проводились на Домбае в марте 1980 года. Всего к тому времени на опытных образцах дельтапланов было совершено более 800 полетов тридцатью пилотами различной квалификации за 50 летных часов. По результатам домбайских испытаний комиссия пришла к выводу, что дельтаплан полностью удовлетворяет требованиям технического задания и нормам летной годности. Особо отмечено, что аппарат не срывается в штопор, а самопроизвольно набирает скорость после зависания и расходует на это менее 15 м высоты.

Комиссия ЦК ДОСААФ СССР рекомендовала «Славутич-УТ» к серийному производству и использованию его в качестве основного учебно-тренировочного аппарата в дельтапланерных клубах ДОСААФ.

Опытные образцы дельтапланов продолжали испытываться и в эксплуатационных условиях: предстояло определить их ресурсные характеристики. Аппараты использовались в соревнованиях 1980-1982 годов всех уровней. Именно на этих дельтапланах выиграны чемпионские титулы в Центральной зоне УССР 1980 и 1981 годов, Московской зоны 1981, и 1982 годов. Киевским дельтапланеристом Сергеем Волченко получены наилучшие результаты для дельтаплана «Славутич-УТ»: набор высоты над местом старта — 800 м, дальность полета — 10,7 км. Киевлянин Виктор Друкарь совершил полет продолжительностью 2,5 часа. Эти достижения специально не планировались, а получены в процессе летных испытаний.

В 1981 году «Славутич-УТ» демонстрировался на Парижском авиационном салоне. Французская пресса, в частности, отметила, что именно такой подход в создании дельтапланов, который использован при разработке «Славутича-УТ», позволяет исключить несчастные случаи в этом виде спорта, характерные для периода становления дельтапланеризма на Западе.

Авторский коллектив ОКБ «Дельтаплан» — А. Дашивец, А. Клименко, В, Друкарь, В. Покотилов, В. Хесин, Ю. Чирва, А. Пихало, С. Башмаков, В. Моисеев, В. Калиниченко — удостоен премии Ленинского комсомола 1981 года в области науки и техники.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: