Дорога на эльбрус

На Эльбрус на машине: что посмотреть и куда сходить, развлечения, отзывы

Кто из нас не задумывался над тем, чтобы провести отпуск в горах, или не завидовал красивым фотографиям из социальных сетей или журналов с изображениями покоренных вершин? О пользе такого отдыха можно говорить бесконечно: это и свежий воздух, и новые впечатления, и физическая нагрузка. Отправляясь в горы, совсем не обязательно готовиться карабкаться по пологим склонам. Ведь отдых в горах бывает настолько разнообразным, что способен удовлетворить почти любого туриста: как говорится, на любой вкус и кошелек.

Кстати, чтобы насладиться прекрасной природой, отдыхом и спортом в горах, нет необходимости готовить кругленькие суммы и загранпаспорт: в России есть множество замечательных мест, позволяющих в полной мере любоваться высокогорными пейзажами. Одним из самых популярных мест для любителей отдыха в горах является гора Эльбрус.

Почему стоит поехать на Эльбрус на машине?

Путешествие на своем транспорте лучше всего подходит для такой поездки. Почему? Все достаточно просто. К подножию Эльбруса, конечно, не летают самолеты и не едут поезда. Добравшись до города, в котором есть аэропорт или железнодорожная станция, вам в любом случае придется искать автомобиль, чтобы доехать сначала до подножия горы, а затем и до туристической базы на его склоне.

Конечно, Эльбрус очень популярен у туристов, и транспорт туда отправляется ежедневно. Но согласитесь: на машине на Эльбрус добраться проще, чем планировать маршрут с учетом пересадок. К тому же, выбирая машину, вам не придется ждать времени отправки транспорта и бояться пропустить свой автобус, не придется перетаскивать чемодан из одного места в другое.

По пути на Эльбрус расположены несколько небольших городков и селений с интересными традициями и памятниками культуры, население которых с радостью принимает туристов. К тому же, дорога пролегает по весьма живописным местам. Скорее всего, вам не раз захочется остановиться и сфотографировать или рассмотреть интересное место, встреченное по пути. Поэтому удобнее всего отправляться на Эльбрус на машине – так вы точно не упустите ничего интересного!

Минусы поездки на машине

Было бы неверно сказать, что дорога на Эльбрус на машине – приятное и легкое времяпрепровождение. Отправляясь на своем автомобиле, будьте готовы столкнуться и с минусами, сопряженными с таким видом путешествий.

У вас всегда должен быть опытный водитель, способный сориентироваться в сложной дорожной ситуации и готовый проводить за рулем большую часть дня. Путешествия на своей машине всегда требуют от туристов большей собранности и самостоятельности. Трезво оценивайте свои возможности и оставляйте себе время для отдыха и сна. Задумайтесь: готовы ли вы к такой поездке? Возможно, будет лучше ограничиться туристической поездкой на Эльбрус и провести отдых на море?

Что нужно знать заранее

Заранее проложите маршрут и узнайте, где расположены гостиницы, кафе и автозаправки. Ознакомьтесь с отзывами об отелях и кафе. Даже если вы не планируете спать в дороге или планируете ночевать в машине, подберите себе варианты для ночлега на случай форс-мажорных обстоятельств.

К туристическим базам на Эльбрусе на машине вам придется добираться по серпантину. Будьте морально готовы ехать по извилистой горной дороге. Кстати, по рассказам туристов, местная молодежь будет совсем не прочь устроить с вами небольшие гонки по горной дороге. Помните, что подобная бравада опасна даже в обычных городских условиях!

Заранее запаситесь непортящимися продуктами и водой на случай, если во время пути вам захочется кушать и пить, а ближайший магазин будет закрыт.

Определитесь с тем, где вы будете спать. Опытные туристы советуют оставаться на ночлег (в случае, если вы не хотите спать в гостинице) в хорошо освещенных и охраняемых местах – например, на стоянках возле заправок.

Выберите места, в которые обязательно нужно заехать по пути на Эльбрус. На машине перемещаясь, вы сами решаете, где и насколько можете задержаться!

Опытные туристы предупреждают, что на пограничной территории Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии много постов ДПС, машины для проверки останавливают достаточно часто. Будьте готовы к тому, что за поездку вы пройдете через процедуру проверки документов несколько раз.

По словам местных жителей, заправляться лучше на станциях известных сетей. Маленькие местные заправки могут продать некачественное топливо.

Многие туристы жалуются, что неправильно распланировали свое время и жалеют, что не смогли подольше задержаться в Эльбрусе. Исходя из отзывов, оптимальное время поездки на Эльбрус на машине – 10-14 дней.

Как добраться

Вы знаете, где находится Эльбрус? Собираясь на Эльбрус на машине, знать, что он «где-то на Кавказе», будет явно недостаточно. Гора расположена на границе двух республик: Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии и представляет собой потухший вулкан. Ближе всего добираться до Эльбруса из Пятигорска – оттуда путь до подножия горы занимает от 100 до 150 км.

Заранее запаситесь картами окрестностей и посмотрите по навигатору, как доехать на машине до Эльбруса.

Выбор одежды

Восхождение на Эльбрус

Так как погода в горах меняется с особой частотой, не забудьте взять с собой как теплые, так и летние вещи. Отправляясь на прогулку, возьмите с собой вещи трех типов: летние, теплые и защищающие от ветра. Комбинируя их, вы сможете провести отдых максимально комфортно. Что касается обуви, то не стоит брать с собой зимние сапоги и ботинки. Достаточно будет спортивных кроссовок. Как утверждают бывалые путешественники, в этой обуви вам не будет холодно, несмотря на то, что в горах вы будете окружены многовековыми шапками снега.

Местное население

Итак, мы разобрались, как проехать на Эльбрус на машине и что взять с собой в поездку. Немаловажным остается вопрос: как вести себя с местным населением? Про Северный Кавказ ходит достаточно много различных слухов и существует немало стереотипов. Но не стоит бояться: население Приэльбрусья очень положительно относится к туристам. Все, что требуется от вас, – хорошее настроение, банальная вежливость и уважение к другой культуре.

Как спланировать бюджет

Поездка на Эльбрус на машине, по отзывам, обходится не слишком дорого. Больше всего денег уходит на топливо для автомобиля и питание. Вы можете заранее рассчитать, сколько денег потратится на бензин, посмотрев по картам, какое расстояние вам придется преодолеть. Учтите, что поездка на Эльбрус в плане топлива будет более затратной, чем спуск с него, из-за того что на подъем будет расходоваться больше бензина.

На питание на неделю на троих, по словам туристов, уходит около 8 тысяч. Но тут все очень индивидуально и зависит от того, где и как вы будете питаться.

На платные трассы уйдет совсем немного денег – около 1000 рублей.

Сувениры обойдутся в полторы-две тысячи.

Когда лучше ехать?

По отзывам, летний сезон – наиболее подходящий для отдыха в Приэльбрусье. В это время года у подножия горы настоящее жаркое лето со всеми его прелестями, а на вершинах царствует зима и вечный снег. Температура на склонах Эльбруса может опускаться до нуля градусов и немного ниже. При этом из-за жаркого солнца и снега холод почти не ощущается.

Но отправляясь на Эльбрус на машине летом, стоит учесть, что Краснодарский край в это время года переполнен туристами. Поэтому есть вероятность того, что по пути на Эльбрус вы потеряете время в пробках. Бывалые туристы советуют планировать свой маршрут так, чтобы проезжать места наибольшего скопления машин в ночное время суток.

Интересные места по пути на Эльбрус

Путешествие на машине предполагает полную свободу перемещения. Потому заранее нужно решить, куда бы вы хотели сходить по пути на заветную гору. Помимо того что вы будете ехать по дороге, проложенной в долине между живописных гор, вас будут ждать несколько красивых и интересных туристических мест.

горная река Баксан

Дорога на Эльбрус начинается перед поселком Баксан и движется вдоль одноименной реки. Это холодная и быстрая горная речка, окруженная невероятно красивыми склонами и деревьями. За мостом через реку вас ждет первая достопримечательность – памятник покорителям Эльбруса.

город Тырныауз

За 30 км до Эльбруса вас будет ждать город-призрак Тырныауз. Когда-то, в советское время, городок строился и развивался за счет работы там вольфрамового завода. Но СССР перестал существовать, закрылся и завод. Люди, в поисках работы и лучшей жизни, покинули город. Остались лишь заброшенные многоэтажки, окруженные прекрасной природой.

Поляна Нарзанов

Вы можете посетить Поляну Нарзанов, где сможете набрать воды из минеральных источников, перекусить и купить сувениры.

Интерес для туристов представляет поселок Трескол, который сейчас является уютным местом для недорогого размещения гостей Приэльбрусья.

Подъемники г. Чебет

Эльбрус не был бы собой, если бы не соседствовал с горой Чегет, дополняющей его величие и красоту. В переводе, «Чегет» означает «Находящийся в тени». Конечно, Эльбрус затмевает Чегет своей красотой и величием, но зато с этой горы открывается самый красивый вид на Эльбрус. Местные гиды советуют вначале совершить восхождение на нее, чтобы акклиматизироваться и привыкнуть к давлению в горах.

Последней достопримечательностью по пути на Эльбрус является поляна Азау. Здесь можно снять номер, прикупить сувениров и, наконец, припарковать машину и купить билет на канатную дорогу на Эльбрус!

Где остановиться в горах

Поляна Азау

Ближе всего будет остановиться на поляне Азау или на Чегетской поляне. Вторым по отдаленности вариантом будут гостиницы в поселке Терскол. И, наконец, поселок Эльбрус, находящийся немного подальше, но все-таки расположенный удобно для туристов, готов предложить несколько гостиниц с номерами на любой вкус и кошелек.

Развлечения на Эльбрусе

Эльбрус - сноуборд

Эльбрус, в первую очередь, — горнолыжный курорт. Поэтому развлечения здесь соответствуют этому статусу. Вы можете покататься на лыжах и сноуборде, арендовать снегоход или отправиться в поход или поездку в горы.

Если активные виды отдыха не приносят вам удовольствия, вы можете отдохнуть в ресторанах, кафе и барах Эльбруса, позагорать и сделать фотографии на фоне ослепительно красивых пейзажей.

Отдых на Кавказе – автомобильный маршрут по северному Приэльбрусью

Можно ли найти пейзажи Норвегии и Исландии в России, как правильно вести машину в горах и где остановиться отдохнуть, поесть и сфотографироваться? Подробный отчет от автора Matador.tech.

Одна из самых красивых автодорог в России, а именно Кисловодск — Джилы-Су, проходит сразу по трём регионам: Ставропольскому краю, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Отправиться туда в один из выходных дней лета или во время отдыха на Кавказе просто необходимо. Если вы не были в северном Приэльбрусье, то никогда не поймёте восторгов других автопутешественников на тему того, что завораживающие пейзажи Норвегии и Исландии есть и в своём отечестве.

Начало пути от Кисловодска до обсерватории на плато Шаджатмаз – читайте тут.

Долина нарзанов, водопад и камнепад

После смотровой рядом с обсерваторией снова довольно резкий перепад высоты, на этот раз спуск на 620 метров — c 2020 до 1400 м — в небольшую долину реки Хасаут. Её называют Долиной нарзанов, но не ищете здесь источники целебной воды. Те нарзаны, что ждут нас в Джилы-Су, не зря считаются куда более эффективными, чем в Долине.

Сразу же за отметкой «Кабардино-Балкария» начинается резкий спуск в Долину нарзанов

По дороге в Долину любуемся небольшим, но очень живописным водопадом — не заметить его просто невозможно.

Водопад в Долине нарзанов

На затяжном спуске у вас могут начать подгорать колодки. Вы же проверили исправность тормозов перед выездом? На парковке внизу вы первым делом можете почувствовать запах горелой резины.

Что здесь посмотреть? Самый популярный объект — похожее на старинный замок здание турбазы «Долина нарзанов». Место красивое, но запущенное. Хотя здесь часто устраивают фотосессии.

Замок-турбаза «Долина Нарзанов».

Кругом стройка, что вполне типично для развивающегося туристически Северного Кавказа. Хотя единая концепция строительства отсутствует и в сочетании с полуразвалившимися зданиями советской эпохи всё это больше напоминает эдакий «шанхай».

Въезд к замку-турбазе тоже сделан в «замковом» стиле. Но это новодел.

Читайте также  Обучение катанию на сноуборде

Возле парковки справа есть источник с питьевой водой. Минералку, вытекающую из трубы на склоне, можно набрать с собой — пригодится.

Источник с чистой питьевой водой в Долине нарзанов находится рядом с дорогой.

Дальше нас ждёт почти такой же резкий подъём, как и спуск в Долину. Езжайте осторожно — на дороге то и дело попадаются камни. Они падают со склонов в дождливый сезон, и их не всегда вовремя убирают.

Камнепад в горах

Такова суровая реальность гор, в пути надо быть ко многому готовым — горная дорога не прощает ошибок.

Дорога в облаках и ультрафиолет

Трудности компенсируются зрелищностью. Горные дороги кладут обычно по ущельям, здесь же ущелья для строительства дорог непригодны, и путь идёт по вершинам, так что вам гарантированы прекрасные виды. Одно дело влетать в облака самолетом и совсем другое — въезжать в них на машине, и в какой-то момент оказаться выше облаков. Погода здесь меняется очень быстро и за пять минут может перейти от сияющего солнца к полному ненастью. Еще пять минут — и вновь солнце и чистое небо.

За время одной поездки погода менялась раз 15. Это заметно по фото.

С солнцем, кстати, аккуратнее — тут высокогорье, беспощадный ультрафиолет при любой погоде. А при прямом солнце сгореть во время непродолжительной остановки можно запросто. Важнее всего беречь глаза — ультрафиолет сильно бьет по сетчатке, можно погубить зрение.

Бензиновый двигатель может начать «задыхаться» ещё на подъездах к обсерватории. ДВС высоты не любят: здесь меньше кислорода, чем на равнине. Хотя в лохматом 1974 году серийные УАЗы спокойно поднялись на Эльбрус до высоты 4200 метров , а спустя 23 года специально подготовленный экспедиционный турбодизельный Land Rover поднялся гораздо выше – на вершину Эльбруса. Но нам так высоко не надо, вполне достаточно подняться чуть выше пастбищной зоны.

По бокам видны два плато — Бермамыт справа и Канжол слева. Культовые у туристов смотровые площадки, куда часто приезжают на джипах.

По ходу движения справа видно плато Бермамыт.

Скалы Аватары, мост через Харбаз и ингимбриты

Следующая остановка — скалы Аватары. Видимо, их назвали так по ассоциации с киношным ландшафтом одноимённого фильма, где огромные камни парят в воздухе. На самом деле по пути следования вы уже много раз проехали мимо таких же «аватаров», и даже более величественных, вот только до них надо идти — из окон едущей машины нависающие над ущельем утёсы не видно. Возле туристических «аватаров» есть небольшая дикая автостоянка на 5-7 машиномест.

Скалы Аватар на Кавказе

Гораздо более выгодный ракурс на Аватары — сбоку — открывается с моста через реку Харбаз. На мосту остановиться не получится, но можно припарковаться до или за ним, и затем пройтись пешком.

Каньон реки Харбаз небольшой (около 23 км), но очень красивый.

Не менее живописный серпантин начинается дальше. Не спешите давить на газ на поворотах — уже после второго витка есть ещё одна смотровая площадка. А сразу за мостом через Харбаз справа стоит отдельная скала, тоже очень живописная.

Мост через реку Харбаз Мост через реку Харбаз и скала в конце моста.

После подъёма по серпантину вы можете выдохнуть, но ненадолго. Самая сложная часть дороги ещё впереди. А пока проезжаем по верхам мимо горы Тузлук (по левому борту).

Больше похожая на курган, гора примечательна каменными останцами на вершине. Как утверждают эзотерики, это место силы — когда-то здесь была древняя мегалитическая обсерватория. Служители неокультов и нынче проводят там обряды и даже установили на вершине табличку, где просят всех не оставлять мусор.

гора тузлук

На самом деле «столбы обсерватории» — это ингимбриты, или натёки лавы, сформированные 2,7-3 миллиона лет тому назад, когда вулканическая активность на Эльбрусе была в апогее. Впрочем, вам ничто не мешает сделать здесь остановку и подняться на Тузлук — отсюда открывается потрясающая панорама! Относительная высота Тузлука — всего лишь 40 метров . Подъём, спуск и короткая фотосессия заняли у нас не более получаса.

Так выглядят останцы на горе Тузлук вблизи.

Прямо напротив Тузлука располагается гора Сирх, где установлена антенна «Мегафона». Сотовая связь в Джилы-су есть, и даже интернет работает на все 4G.

К вышке на горе и дальше, к поляне имени генерала Георгия Эммануэля, ведёт старая грунтовая дорога, проехать по которой можно только на внедорожнике. Мастерство вождения по ней должно быть на высоте не меньшей, чем сам Эльбрус — дорога каменистая и узкая: с одной стороны склон, а с другой — глубокая пропасть.

северное приэльбрусье

Что делать в Джилы-су

Так что продолжайте путь по асфальтированному серпантину, не забывая тормозить двигателем (о базовых правилах вождения в горах мы расскажем в одной из следующих публикаций). Через реку Малка, высокогорные пастбища и мимо похожей на замок дачи президента КБР (справа) вы доедете до шлагбаума, где с вас возьмут 50 рублей экосбора. Учтите, безналичный расчёт здесь не принимают — оплата везде только наличкой.

Шлагбаум, где с вас возьмут по 50 рублей с человека.

Дальше вашей главной задачей будет припарковаться. Даже в малотуристический карантинный период мы насчитали около 40 машин, припаркованных вдоль дороги — обычно их значительно больше.

Парковка в Джилы-СуПарковка в Джилы-Су в период карантина.

Что посмотреть в Джилы-су? Обязательно сходите и попробуйте нарзаны. Они здесь делятся по органам тела — глазной, желудочный, почечный и так далее, но на самом деле вытекают из «одной бочки» и очень похожи по лечебным свойствам. Хотя эффект плацебо работает. Наш совет: не пейте за раз больше 200 мл, иначе придётся часто останавливаться на обратном пути — нарзаны имеют ярко выраженный слабительный эффект.

Найти нарзанные источники в Джилы-су просто — там, где они текут, камни ярко-оранжевые

Нарзанные ванны принимают по графику, отдельно мужчины и женщины. Первые принимают ванну с нарзаном с 10:00 до 13:00, вторые же купаются с 6:00 до 10:00 и с 13:00 до 17:00. После этого времени до 20:00 купания смешанные. К ночи воду из источника сливают, благодаря чему усиливается выделение полезных для здоровья сернистых газов. Обычно внутри купели не протолкнуться, хотя сейчас шансы есть.

График посещения нарзанных ванн.

За один день (а на больше пока не пускают) можно посмотреть три водопада — Султан (Сылтран-Су), Каракая-Су и Кызыл-Су (Чёрную и Красную воду соответственно).

Водопад Султан (Сылтран-Су)

Рядом со стоянкой расположено ущелье Замков (Кала-Кулак). Замки из горных пород представляют собой высокие острые скалы. Причудливые формы образовались вследствие совместной работы воды и ветра.

Каменные замки Кала-Кулак

Если захватить с собой бинокль, можно увидеть немногочисленных смелых альпинистов, восходящих на Эльбрус с севера. Хотя скорее нисходящих — ведь на штурм горы альпинисты выходят ночью. Обусловлено это тем, что после обеда погода на Эльбрусе часто портится и видимости на склонах попросту нет — то есть велика вероятность заблудиться или упасть в трещину.

Эльбрус с севера

Впрочем, погода и для автотуристов имеет не последнее значение. Вам ещё возвращаться, а здесь не редкость, когда под вечер выпадает снег или идёт град. Готовы ли вы к тому, чтобы ехать обратно по мокрой скользкой дороге, вот в чём вопрос. Хотя определённо одна из самых красивых дорог в России того определённо стоит.

Куда пойти в поход новичку. Часть 1: Приэльбрусье

Короткие и живописные маршруты по центральному Кавказу, для которых нужна лишь начальная физическая подготовка и простейшее снаряжение.

Алиса Веселкова

Походы — это не обязательно много дней, долгая подготовка и 20-килограммовый рюкзак. Есть маршруты, которые можно пройти за день или даже полдня, наслаждаясь разнообразными живописными видами. Многие из этих маршрутов находятся на Кавказе.

Это первая часть серии текстов о пешеходных маршрутах по России для новичков. Мы расскажем, куда можно ходить в походы в районе Эльбруса, Безенги, Дигории и Мезмая. А начнем с Приэльбрусья.

Джилы-Су

Приэльбрусье — туристический регион в центральном районе Кавказских гор, молодых, величественных и все еще растущих. Здесь снежные пики, альпийские луга, стремительные реки, озера с ледяной водой, глубокие ущелья, термальные источники и, конечно, высочайшая гора Европы, Эльбрус. Кавказ был и остается одной из основных тренировочных баз для альпинистов, но при этом, в отличие от других мест в России, славится комфортным климатом и неплохой инфраструктурой. Поэтому Кавказ подходит не только матерым альпинистам, готовым преодолевать себя, но и начинающим туристам, не желающим тащить на себе тяжелый рюкзак и спать в палатках.

Походы вокруг урочища Джилы-Су

Кабардино-Балкария, урочище Джилы-Су

Джилы-Су — это место, откуда начинается красивейший северный маршрут на Эльбрус. Отсюда можно дойти до «Зубов дракона», почувствовать себя Алисой в Стране чудес и побродить среди гигантских «грибов», полюбоваться на Калинов мост и поохотиться с фотоаппаратом на сусликов.

Тип маршрутов: радиальные.

Сложность маршрутов: простой, средний.

Особенности:

  • урочище Джилы-Су находится на высоте 2380 метров;
  • мобильная связь — «Мегафон», сигнал остальных операторов ловит хуже.

Сезон: середина мая — сентябрь.

Нарзанные источники

Маршрут: альпбаза «Лакколит» — река Малка — нарзанные ванны.
Дистанция: 6 километров.
Время: 2–2,5 часа.
Набор высоты: 210 метров.
Уровень сложности: простой.

Джилы-Су переводится как «Теплая вода». Урочище расположено с северной стороны основания Эльбруса на высоте более двух тысяч метров. Тут, кроме шикарных видов, водопадов и менгиров, находится более десятка теплых лечебных минеральных источников, и большинство приезжающих туристов первым делом отправляются именно к ним.

Урочище Джилы-Су

Дорога к альплагерю «Лакколит» идет из урочища Джилы-Су мимо источников через реку Малку на поляну Эммануэля. Поэтому путь к ваннам очень простой, надо лишь вернуться в урочище. Сразу после реки будут источники и ванны.

Кстати, слово «нарзан» означает «вода богатырей». По легенде, в этих местах давным-давно жил богатырь, такой сильный, что сотрясал горы. А на одной из гор обитало страшное чудовище. Однажды богатырь пошел на битву с чудовищем, они долго сражались так, что скалы летели, но в конце концов богатырь обессилел, и чудовище навечно приковало его к скале. От горючих слез богатыря и появились минеральные источники. Считается, что тот, кто в них искупается, обретет силу и здоровье богатыря.

Долина нарзанов: У впадения р. Хасаут в р. Малка, Зольский район, Кабардино-Балкария

Местные минеральные воды считаются целебными и помогают вылечить заболевания печени, ЖКТ и опорно-двигательного аппарата. Если со здоровьем все хорошо, можно просто посидеть в теплой нарзанной ванне, ощущая пощипывание от пузырьков и наслаждаясь видом на горы.

Нарзанные ванны

Нарзанные ванны

Три водопада

Маршрут: альплагерь «Лакколит» — минеральные источники — тропа вверх по течению реки Кызылкол — водопад Султан — выезд из урочища Джилы-Су — тропа вдоль реки Малки — водопад Эмир.
Дистанция: 10–11 километров.
Время: 2,5–3 часа.
Набор высоты: 370 метров.
Уровень сложности: простой.

Водопады Султан, Эмир и Кызыл-Су легко объединить одним недлинным маршрутом. От «Лакколита» спускаемся в урочище Джилы-Су, не переходим на другой берег Малки, а сворачиваем на тропу, идущую вверх по течению Кызылкола. Через несколько десятков метров после поворота подходим к водопаду Султан. Он не зря носит такое название: это самый мощный из всех окрестных водопадов, а его высота — 40 метров.

Водопад Султан

Затем возвращаемся в урочище и идем по основной дороге на выезд из населенного пункта к резиденции управляющего делами президента Кабардино-Балкарской Республики. В 100 метрах от нее будет обзорная площадка, с которой открывается вид на 20-метровый Кызыл-Су. Правда, любоваться им можно только сверху и издалека: водопад несет воды в ущелье с крутыми склонами.

Водопад Кызыл-Су

Если пройти по тропе вдоль реки на север еще метров пятьсот, то можно выйти к семиметровому водопаду Эмиру. Он не такой высокий, как остальные в окрестностях, но только к нему можно подойти почти вплотную.

Если эта дистанция покажется короткой, маршрут можно удлинить, пройдя по тропе дальше вниз по течению Малки. Там, где в нее впадает речка Каракая-Су, в окружении высоких, практически отвесных скал есть еще один водопад, Тузлук-Шапа.

Читайте также  Кайтинг что это такое

Водопад Тузлук-Шапа (Каракая-су)

Каменные «грибы» и аэродром

Маршрут: альпбаза «Лакколит» — вдоль реки — Немецкий аэродром — Лунная поляна — большая поляна «грибов» — малая поляна «грибов»
Дистанция: 10–11 километров.
Время: 5–7 часов.
Набор высоты: 650–700 метров.
Уровень сложности: простой-средний.

От альпбазы надо идти по тропе на запад вдоль реки, а в месте впадения в реку ручья пойти вверх по нему. Тропинка выведет к большому плато. Ходит байка, что во время Великой Отечественной войны здесь садились немецкие самолеты. Едва ли это так, но название «Немецкий аэродром» прижилось и стало узнаваемым топонимом.

Сразу за плато начинается крутой подъем к Лунной поляне с каменным частоколом, а дальше путь ведет к россыпи каменных «грибов». Если вы были в Каппадокии, то увидите сходство: ножки «грибов» венчают плоские «шапочки». Как и турецкие, эти исполины своим происхождением обязаны ветру и воде, за тысячелетия эрозии порода приняла причудливые формы.

Каменные «грибы», Джилы-Су

Калинов мост, серебряный источник и «Каменные зубы»

Маршрут: альпбаза «Лакколит» — Серебряный источник — Калинов мост — балка Кала-Кулак
Дистанция: 9,2 километра.
Время: 3–3,5 часа.
Набор высоты: 210 метров.
Уровень сложности: простой.

От турбазы «Лакколит» выходим на тропинку к Серебряному источнику, находящемуся, как и альплагерь, на поляне Эммануэля. Тропинка идет на восток, а затем сворачивает на юг. Дорога займет меньше 10 минут. По сути, Серебряный источник — это талая вода с ледников Эльбруса, которая питает подземную реку, а на поляне она находит выход на поверхность.

Серебряный источник, Джилы-Су

Если идти по тропе дальше на восток, то меньше чем через два километра придете к Калинову мосту — каменному образованию, естественному переходу через реку Кызылкол. Считается, что оно появилось так: лавовый поток преградил путь реке, образовав естественную дамбу, а впоследствии и озеро. Поляна Эммануэля — это как раз его бывшее дно. Постепенно Кызылкол проточил в дамбе проход, так образовался туннель. Над ним и находится Калинов мост. Идти по нему стоит очень осторожно, но можно и вовсе его обойти. Для этого вернитесь на поляну Эммануэля и двигайтесь по более северной тропе, ведущей к урочищу Джилы-Су.

На спуске к Джилы-Су видны огромные одиночные скалы, которые еще называют «Каменными башнями», «зубами» или «зáмками». Это место — балка Кала-Кулак — стало визитной карточкой Джилы-Су. Считается, что «Каменные зубы» появились около двух миллионов лет назад в результате извержения Эльбруса. К ним можно подойти вплотную, тропинка начинается от автостоянки.

«Конечная сумма — не больше 20 тысяч». Колонка о том, как бюджетно покорить Эльбрус

Закаты и рассветы в горах невероятные

Ульяна живет на Урале, круглый год она ходит в походы по горам. Чаще, правда, по Южному Уралу и в теплое время года. Опыт зимних походов у нее минимальный. Но в мае Ульяна покорила Эльбрус. На все она потратила около 20 тысяч рублей. Девушка рассказала свою историю покорения вершины.

Я никогда не думала и не думаю переезжать с Урала, но пожить продолжительное время в других местах мне всегда было интересно, потому что одно дело приехать на неделю в отпуск, увидеть все самое хорошее, не работать и получать удовольствие. И совсем другая история, когда ты переезжаешь сам и тащишь с собой все свои проблемы.

И вот у меня появилась такая возможность. В феврале я уволилась с должности бортпроводника «Уральских авиалиний». Проработав три года в беспокойном подвижном графике, при котором трудно планировать что-то кроме работы, я подустала. Я девушка свободная, экономная и жаждущая приключений, поэтому у меня было накоплено около 100 тысяч рублей на эти самые приключения.

Походный товарищ

Заранее продуманного плана, где искать приключения, не было. Выбор пал на Адлер. 1 марта я прилетела в Адлер, заселилась в хостел на берегу моря. Первый, с кем мы там сильно подружились, был Никита. Он сказал, что скоро в очередной раз собирается на Эльбрус. Никита влюблен в Эльбрус. Он собирался туда уже в пятый раз и был не против моей компании. Так я обрела друга и опытного походного товарища.

25 апреля мы сели на поезд из Адлера в Минеральные Воды.

Фото: Ульяна Прусова

Приэльбрусье

Эльбрус — спящий вулкан, одна из высочайших вершин мира и высшая точка Европы. Самый легкий для восхождения склон — южный. На него нельзя просто взять и подняться, как я привыкла делать на Урале. Здесь нужна подготовка и, самое главное, акклиматизация. Поэтому у нас на поездку было девять дней.

Первые четыре дня мы жили в Приэльбрусье в поселке Терскол на высоте 2300 метров над уровнем моря. Организм привыкал к новой высоте. Каждый день мы выходили из хостела и поднимались на разные вершины.

Водопад в Кавказских горах

Фото: Ульяна Прусова

В первый день — на гору Чегет (3800 метров), во второй — к водопадам Терскол и Девичьи Косы, поднимались и на сам Эльбрус — вдоль канатной дороги на станцию Гарабаши (3888 метров). Такие вылазки готовили нас морально и физически. Один день мы оставили для того, чтобы прокатиться на горных лыжах и сноуборде по заснеженному склону Эльбруса.

К восхождению нужно привыкнуть

Фото: Ульяна Прусова

Рядом с водопадом Девичьи Косы есть обсерватория. Это самая высоко расположенная обсерватория в России. Заходить на ее территорию запрещено, но нам повезло встретить сотрудника, который рассказал нам, как внутри проходит работа.

Небо над горами невероятное

Фото: Ульяна Прусова

Подъем

У меня, конечно, есть опыт походов, но только уральских, и я переживала о том, что мне будет тяжело. Тяжело было только в первый день, когда мы поднимались на Чегет. Снег у подножья горы в конце апреля превращается в грязь, сверху текут ручьи. Я первый раз держу в руках палки для трекинга, и они скорее мешают мне, чем помогают. Первую половину подъема я двигаюсь бодро. К середине подъема (около 3000 метров) я резко теряю силы и запас своей бодрости.

Палки для трекинга порой мешали, а не помогали

Фото: Ульяна Прусова

Рыхлый снег, в котором утопают ноги, палящее солнце и в то же время обжигающий холодом ветер за полтора часа подъема дают о себе знать. Поэтому мы останавливаемся на перерыв. У нас с собой термос с чаем, вода и злаковые батончики. Мне есть совсем не хочется, да и пить тоже, желание только ныть, что я устала. Но Никита говорит, что надо. С трудом съедаю запасы и через несколько минут понимаю, что он был абсолютно прав. Быстрые углеводы моментально распространились по организму, и с совершенно новыми силами мы двинулись дальше.

В рыхлом снегу легко утонуть

Фото: Ульяна Прусова

Чем выше мы поднимались, тем сильнее становился ветер и плотнее снег. Но совершенно новый для меня вид огромных заснеженных вершин, холодный, но такой свежий и будто более легкий, чем внизу, воздух вокруг помогали забыть об усталости. И вот я уже на вершине Чегет — плачу от счастья и от осознания того, что человек так мал и ничтожен по сравнению с этим миром, но так силен духом и на очень многое способен.

Чем выше, тем плотнее снег

Фото: Ульяна Прусова

Прогулки

Подъемы и прогулки в другие дни мне давались намного легче. Правда, дешевая экипировка давала о себе знать. В мокром рыхлом снегу очень сильно мокли ноги. Я покупала свои ботинки с рук за год до поездки, очень мало в них ходила. Была уверена, что их будет достаточно. У меня высокие треккинговые ботинки Asolo с мембраной, которая оказалась не готова к таким испытаниям.

Мы часто останавливались, чтобы разуться и посушить носки и обувь. Нам повезло с погодой, было солнечно и безветренно, поэтому остановки помогали, спасали ноги от судорог из-за холодной воды. Если бы погода была хуже, то наше путешествие, вероятно, было бы значительно короче.

В горах было солнечно и безветренно

Фото: Ульяна Прусова

1 мая мы со всеми нашими вещами отправились на высоту 3888 метров, где жили потом четыре дня. Эти четыре дня мы то спускались до высоты 2900 метров, то поднимались до 4500 метров. 2 мая была очень солнечная погода и мы дошли до высоты 5200 метров. До вершины (5642 метра), казалось, рукой подать. Но день близился к завершению, продовольствия с собой на весь подъем не было, в планах подниматься в этот день тоже не было, поэтому мы полюбовались заходящим солнцем и пошли вниз. Восхождение было запланировано на ночь с 3 на 4 мая.

Восхождение

Ночью с 3 на 4 мая в два часа прозвенел будильник. Погода изменилась. За окном со страшной силой выл ветер. Выбираться из спальника совсем не хотелось, что уж говорить о выходе наружу. Днем привыкаешь к палящему солнцу, на контрасте с ним ледяной ночной ветер пугает. Но желание увидеть темное звездное небо, посмотреть рассвет среди снежных вершин и узнать, на что я способна, подняло меня. Мы позавтракали двумя огромными тарелками супа и выдвинулись в путь.

За ночь снег промерзает и превращается в лед, идти ночью гораздо сложнее, чем днем. Вокруг только темное небо и снег, который больше похож на лед, фонарик совершенно бесполезен, тропинку можно найти только по памяти. Светать начало минут через сорок после нашего выхода.

Ночью фонарик совершенно бесполезен

Фото: Ульяна Прусова

Пройдя около 600 метров вверх, мы замерзли. Небо окрашивалось малиновыми и оранжевыми красками, мы решили спрятаться от ветра за скалами, отдохнуть и полюбоваться рассветом. Самым необыкновенным рассветом в моей жизни.

Спуск

Встретив новый день и увидев солнце, мы выбрались из-за скал, было по-прежнему очень зябко, ветер становился сильнее. Начали надвигаться тучи, которые заслонили собой двуглавую вершину. Мы выдвинулись дальше, но скоро поняли, что погода сильно портится. Видимость пропала почти полностью. Друг друга мы стали видеть только на расстоянии вытянутой руки. Немного поразмыслив и сильно расстроившись, мы поняли, что идти дальше бессмысленно и опасно. Поэтому развернулись и начали спуск.

Погода резко испортилась

Фото: Ульяна Прусова

Это был последний запланированный нами день в горах. Резервных дней не было, да и погода не обещала улучшиться в ближайшие дни. Поэтому мы решили спускаться.

Не знаю, можно ли считать наше восхождение успешным. До вершины в ночь восхождения мы не дошли. Максимальная высота, на которой я была, — около 5200 метров. Но я совершенно не расстроена. Самое интересное — это путь. А наш путь и вся эта невероятная история навсегда останутся со мной.

Деньги

Эльбрус кажется недоступным не только из-за своей высоты и непредсказуемых погодных условий, но и из-за цен. Самое дешевое восхождение с гидом стоит не меньше 30 тысяч рублей без дороги и экипировки.

Сезон восхождений на Эльбрус начинается в начале мая, так как в это время меняется погода. Солнце уже не только светит, но и ощутимо греет, его чаще можно увидеть сквозь облака, горы готовятся к лету. А еще начало мая — это выходные. Поэтому на горе собирается много туристов и альпинистов, проходят различные спортивные мероприятия и фестивали. Конечно, цены резко возрастают.

Трансфер и проживание

Трансфер из Минеральных Вод в Терскол стоит в среднем 3000 рублей за машину. Можно с кем-то объединиться и поделить деньги пополам. Попутчиков можно найти через администрацию хостела или через чаты в социальных сетях.

До 1 мая в Приэльбрусье на поляне Азау, на поляне Чегет и в Терсколе можно найти жилье по цене 500 рублей за ночь на одного человека. Но бронировать надо заблаговременно. Мы бронировали кровати в комнате в прекрасном хостеле Blackpoint на конец апреля почти за два месяца, и это были последние места, доставшиеся нам по счастливой случайности. Комнаты на майские праздники были забронированы еще в декабре, и стоимость была уже значительно выше.

Читайте также  Можно ли кушать перед тренировкой

Бронировать проживание надо заблаговременно

Фото: Ульяна Прусова

Помимо проживания в Приэльбрусье для акклиматизации Никитой были запланированы три ночи на высоте 4000 метров. Жилье на такой высоте — это металлические контейнеры с несколькими комнатами на четыре человека, которые изнутри походят на купе в поезде. Туалет на улице, вместо воды снег. Желающих пожить на такой высоте уже меньше, но тоже бронировать надо как можно раньше. Три ночи в таких апартаментах во время праздников обошлись в 6000 рублей на двоих. То есть 1000 за ночь с человека. Цена зависит от времени бронирования. Чем ближе к заветной поездке, тем дороже вам обойдется ваше гнездышко. Таким образом, на жилье у нас ушло не так много — 5000 рублей на дветь дней с каждого.

Так выглядит жилье на самом Эльбрусе

Фото: Ульяна Прусова

Хочется не только комфортно спать — мы любим поесть, и, желательно, несколько раз за день, и чтобы вкусно было. В Терсколе и на поляне Чегет есть продуктовые магазины, кафе с национальными блюдами, которые манят ароматами. Ассортимент в магазинах хороший, но цены высокие. На продукты уходило около 1000 рублей в день на двоих, что, по моим меркам, много.

Экипировка

Самое дорогое — экипировка. Тут уже у всех индивидуально. У опытных туристов, как правило, есть личная экипировка в достаточном количестве и в хорошем качестве. Те, для кого такое восхождение — личный вызов и эксперимент, берут экипировку напрокат. Мы, как мне кажется, были где-то между двумя этими категориями. В Приэльбрусье достаточно пунктов проката. Цены такие же, как в городах, и поэтому прокатное оборудование проще взять прямо у подножья, а не тащить с собой.

Мы приехали со своей экипировкой: несколько многослойных комплектов одежды, палки для трекинга с металлическими наконечниками, трекинговые ботинки, кошки, очки, крем от солнца, гигиеническая помада. Наша экипировка была подготовлена под теплые погодные условия. Поэтому мы прошлись по прокатам и изучили цены. Нас интересовали более серьезные кошки, утепленные ботинки и пуховые куртки. Не помню всех цен, но на четыре дня для аренды нужных нам вещей хватило бы 3000 рублей на каждого.

За четыре дня аренды экипировки пришлось потратить около 3 тысяч рублей

Фото: Ульяна Прусова

«Было бы желание»

Часто приходится отказываться от мечты из-за отсутствия денег или времени, чаще — из-за отсутствия того и другого. Мне очень нравится фраза «было бы желание». Каждый человек найдет силы, время и другие ресурсы, если он действительно чего-то хочет. Восхождение на Эльбрус не было моей мечтой, но точно было очень крутым приключением, которого я так искала. Да, история получилась простой: накопила, уволилась, поехала. Но за этим стоит огромный опыт, потрясающие эмоции, новые друзья и знакомые, полезные знания, тупые и веселые ситуации, напряженные моменты, разочарования и восторги.

Восхождение на Эльбрус стало началом нового этапа моей жизни. Я стала по-другому относиться ко многим вещам, легче знакомиться с людьми, поборола какие-то свои страхи, стала лучше понимать себя и сейчас продолжаю свое приключение.

Мы спросили тех, кто открыл для себя интересные внутренние туристические направления, где в России можно отдохнуть бюджетно и с удовольствием, куда ехать. И составили два любопытных рейтинга. В одном — популярные места, в другом — те, о которых не каждый и догадается. Прочтите также колонку уральца Егора Бычкова о том, как покорить Эльбрус и не сдаться под натиском горной болезни.

Описание восхождения на Эльбрус с севера

Классическое восхождение на Эльбрус, тот маршрут, которым поднимались первые восходители, проходит по северному склону Эльбруса с заходом на восточную вершину (5622 м). В этой статье короткое и ёмкое описание маршрута восхождения.

Маршрут восхождения на Эльбрус с севера относительно безопасен — практически нет трещин и камнепадов, тяжело заблудится (если не ходить в очень плохую погоду), и все идется пешком, небольшая крутизна склона, нигде не нужно лазать по скалам. С опытом горных походов и понимания природы гор и метеорологии маршрут опасности не представляет. Неопытным же туристам, которые посмотрели несколько роликов на ютубе “как подняться на Эльбрус без гида” — идти самостоятельно на Эльбрус крайне не советую — непонимание горных процессов и поведения организма в горах может закончится смертью. Большая часть работы спасателей на горе — это как раз такие “ученики ютуба” (или “друг сходил, и я смогу!”), и именно такими людьми пополняется печальная статистика восхождения. Поэтому не делайте глупостей — если вы ни разу не были в горах, не водили поход, не состоите в турклубе — идите с гидом — жизнь одна, ее надо беречь. Записывайтесь к нам на восхождение!

Как Попасть на Поляну Эммануэля

Начало пешеходной части маршрута — Поляна Эммануэля (2500м). Попасть туда можно несколькими способами:

  • Доехать до горячих источников Джилы-су на своем автомобиле — туда проложена асфальтовая дорога, а дальше пройти еще минут тридцать пешком
  • Заказным УАЗ-ом доехать до поляны Эммануэля.

Схематическое изображение маршрута с севера от команды SnowSense (спасибо им за это)

Обычно пользуются вторым вариантом. УАЗ буханку можно заказать у фирм, работающих под горой. Я пользуюсь услугами транспорта и аренды снаряжения в фирме Лакколит — стоимость трансфера можно узнать, написав им на почту (фирма легко гуглится). Ехать от Минвод около 4-х часов, от Кисловодска на час меньше. Большая часть пути проходит по асфальту и только последние километров 20 по сильному бездорожью с финальным переездом горной реки перед самим лагерем.

От поляны Эммануэля маршрут уходит вначале на немецкий аэродром, дальше поднимается к лагерю на 3100 м. Отсюда до 3800 м два пути — слева, через каменные грибы, или справа, немного более короткий маршрут, но менее живописный. Стоит пройтись обоими.

Лагеря

1. БЛ — Поляна Эммануля

Есть домики фирм, в которых можно спать (за деньги), готовить еду, принимать душ. Можно даже питаться едой лагеря — у них есть повар (в обоих лагерях). Также можно на территории поставить палатку и пользоваться инфраструктурой лагеря. Оплата за палатку небольшая.
Здесь же нужно зарегистрироваться в МЧС — тут стоит их вагончик, а на обратном пути прийти и сообщить, что с вами все хорошо.

2. Лагерь 3800 м

Здесь тоже есть вагончики фирм, вагончик МЧС и много разбросанных мест под палатки. Организованные туалеты есть только у фирм, поэтому те, кто спит в своих палатках, ходят “туда за склон”, который к концу сезона приобретает серьезные запахи.
Вода берется из тающего ледника — с краю лагеря недалеко от вагончиков МЧС течет ручей.

3. Необорудованные лагеря

Также есть промежуточные необорудованные места для лагеря — приятное, чистое место с травяным ковром на 3100м (есть родник), и лагерь на 4600-4700 м “у креста”. Ночевка там непроста, много снега и ветра, зато до вершины идти гораздо меньше.

Все предыдущие разы, что я был на горе, мы всегда старались не задерживаться на поляне Эммануэля — чтобы больше погрузиться в природу гор, на второй день мы сразу уходили на ночевку на 3100 м с дополнительным акклиматизационным подъемом на 3800м и небольшой заброской снаряжения и еды.

Примерный план восхождения на Эльбрус с севера по дням может выглядеть так:

  1. Приезд на поляну Эммануэля (2500 м).
  2. Выход со всем снаряжением и едой (тяжело, но недолго) до 3100 м, установка лагеря, радиальный выход на 3800 м, берем часть снаряжения и еды для заброски в лагерь 3800 м, спуск на 3100 м.
  3. Переход до лагеря 3800 м, установка лагеря.
  4. Небольшой набор высоты по склону вверх, снежные занятия.
  5. Акклиматизационный выход до 4500 м (нижние скалы Ленца).
  6. Переход до 4600 м (до креста), установка лагеря ИЛИ день отдыха на 3800 м.
  7. Ночь восхождения — с 4600 м можно стартовать в 4 утра, с 3800 м в 1-2 часа ночи.
  8. Запасной день на случай непогоды.
  9. Спуск на поляну Эммануэля и отъезд в Кисловодск.
  10. Отлет домой.

План можно корректировать — если ночевать не в палатках, а в домиках, то тогда лагерь на 3100 м пропускается, и 2 ночи проводятся на поляне Эммануэля с акклиматизационным выходом на 3800 м. Также можно не переносить лагерь на 4600 м, а выходить на штурм из лагеря на 3800 м — это немного сложнее физически, но зато не надо проводить ночь на 4600 м.

День восхождения на Эльбрус

Выходить из лагеря надо в 1-2 часа ночи — чтобы избежать непогоды на вершине, которой свойственно портится после обеда. И если вы не стоите на вершине в 12 дня, то лучше разворачиваться — непогода — это очень небезопасная вещь на горе.

Маршрут восхождения на Эльбрус с севера идет практически в лоб, вначале поднимаясь к скалам Ленца (4500 м — 4900 м). Тропа аккуратно огибает скалы, постепенно выходя к предвершинному взлету. Крутизна склона не превышает 25-30 градусов. Самое изматывающее — предвершинный взлет, который тянется, кажется, бесконечно, за 20 метров по вертикали до кратера — большие скалы, возле которых можно отдохнуть. После выхода на кратер — нужно обойти его по правой стороне до вершинной стеллы. Спуск по пути подъема.
В сезон тропа хорошо набита и поднимается большое количество людей. Но в непогоду и здесь наверняка очень просто потеряться — не ходите в непогоду.

На обратном пути после скал Ленца ниже 4500 м надо связаться — снег раскисает и может повезти найти трещину.

Когда лучше подниматься на Эльбрус?

Есть мнение, что июль и август — наиболее благоприятные месяцы для восхождения. Также неплохи июнь и начало сентября. Однако в любой из этих месяцев, и даже в мае, можно попасть как на идеальную погоду, так и на многодневную непогоду с небольшими погодными окнами. Еще одно мнение, что в полнолуние вероятность хорошей погоды еще выше. По крайней мере в полнолуние очень удобно подниматься — хорошо виден склон, и практически не нужны фонарики.

Необходимое снаряжение для восхождения на Эльбрус

Помимо стандартного набора вещей для похода (спальник, палатка, коврик, одежда, обувь — вы это наверняка все знаете, вы же опытные?:), из специального снаряжения здесь нужны кошки, ледоруб, обвязка с усом самостраховки, два карабина, веревка для связки. Каска, хоть некоторые ее и берут, на маршруте не очень нужна — камням там падать неоткуда. Разве что для пущей безопасности. Большую часть снаряжения можно взять в аренду прямо на поляне Эммануэля или заранее в Кисловодске, предварительно списавшись с местной фирмой.

Скачивайте GPS трек восхождения, собирайте снаряжение, готовьтесь физически и организационно, и в путь, удачного восхождения!

А если вы неопытный восходитель, или вам не хочется заниматься организационными вопросами — приглашаю подняться на Эльбрус с командой опытных гидов этим (и последующим) летом:) До встречи в горах!

В статье сознательно не до конца раскрыты некоторые темы, т.к. для опытных горных туристов в этом нет необходимости, а неопытным ходить самостоятельно нельзя:)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: