Где готовят пилотов

Лётчик (Пилот)

Профессия летчика подойдет тем, кто не имеет никаких проблем со здоровьем, влюблен в небо и готов усердно учиться на протяжении 5-6 лет. Она предполагает большую ответственность и предельную концентрацию.

Автор: Маргарита Стогний

Летчик – это специалист, который обладает всеми необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для управления летательными аппаратами. В качестве последних могут выступать самолеты и вертолеты. Слова «летчик» и «пилот» практически синонимичны, однако употребляются в немного разных контекстах: пилотами обычно называют тех, кто управляет гражданскими воздушными судами, а летчиками – тех, кто работает в военной отрасли. Также существует специализация летчика-испытателя, который тестирует новые воздушные транспортные средства. В любом случае, профессия относится к категории «человек-техника». Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой летчик?

От летчика зависит безопасность, здоровье и жизнь пассажиров и экипажа летательного аппарата (либо сохранность грузов). Это очень большая ответственность, и она редко когда возложена только на одного человека. Как правило, пилотов на судне двое, также на нем могут присутствовать командир, штурман, бортинженер. Во внештатных ситуациях летчики могут обращаться за помощью к авиадиспетчерам, находящимся на земле. Это профессия, требующая отличного физического и психологического здоровья.

Особенности профессии

Небезосновательно принято считать, что пилот – это не столько профессия, сколько призвание. Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:

  • Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
  • Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
  • Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
  • Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
  • Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
  • Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
  • Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
  • Заполнение сопроводительных документов.
  • Организация работы авиационного персонала.

Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.

Плюсы и минусы профессии летчик

Плюсы

  1. Престижная профессия (причем высота ее статуса одинаково велика в любой точке земного шара).
  2. Высокий уровень доходов.
  3. Востребованность на рынке труда.
  4. Полный соцпакет.
  5. Как правило, ранний пенсионный возраст.

Минусы

  1. Большая ответственность.
  2. Строгие требования (как для поступления в учебные учреждения, так и для трудоустройства).
  3. Необходимость постоянно поддерживать свое здоровье.
  4. Частое отсутствие, сложности в поддержании отношений с родными и близкими.

Важные личные качества

Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление.

Обучение на летчика

Основных вариантов того, где получить профессию летчика, два: это могут быть либо ссузы, либо вузы. Так, в колледжах можно обратить внимание на специальность «Испытание летательных аппаратов» (код 24.02.03). В высших учебных заведениях, предоставляющих возможность обучения на летчика, наиболее подходящими являются специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (код 25.05.05), «Системы управления летательными аппаратами» (код 24.05.06) и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (код 25.05.05).

Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса – на 4 месяца больше.

Авиационные колледжи после 9 и 11 класса в России: как поступить, проходные баллы, стоимость обучения

Тем, кто хочет покорить небеса и мечтает связать жизнь с полётами, стоит поступать в авиационное училище или профильный вуз. Как и университеты, авиационные колледжи бывают двух видов: лётные училища гражданской авиации и военные авиационные училища.

Абитуриентам лучше сразу определиться с направлением: от этого будут зависеть условия обучения. Мы представим лучшие авиационные училища России и расскажем об особенностях поступления.

Разобраться со своими склонностями и выбрать вуз или техникум для поступления также помогут советы в нашем телеграм-канале. А чтобы сэкономить, стоит подписаться на второй, где собраны акции и скидки.

Авиационный техникум: специальности

В среднем проф. образовании существует достаточно много направлений авиационного профиля:

  • лётная эксплуатация летательных аппаратов;
  • производство и обслуживание авиационной техники;
  • производство летательных аппаратов;
  • производство авиационных двигателей;
  • авиационные приборы и комплексы;
  • техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
  • техническое обслуживание авиационных двигателей;
  • техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов.

Лётные училища в Москве

Абитуриенты могут выбирать из следующих лётных училищ гражданской авиации в Москве и области:

  1. Егорьевский авиационный технический колледж имени В. П. Чкалова.
  2. Жуковский авиационный техникум имени В. А. Казакова.
  3. Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно».
  4. Физико-технический колледж.
  5. Западный комплекс непрерывного образования.
  6. Политехнический колледж имени Н. Н. Годовикова.
  7. Луховицкий авиационный техникум.

В перечисленных авиационных училищах гражданской авиации есть бюджетные места, их количество зависит от выбранной специальности. Самый большой конкурс — на направление «авиационные приборы и комплексы».

Лётные колледжи России

Те, кто не собираются покорять столицу, могут получить профильное образование в гражданском или военном лётном училище одного из российских городов.

Лётные училища гражданской авиации в России

Авиационные технические колледжи гражданской авиации есть в разных регионах РФ:

  1. Омский лётно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского.
  2. Краснокутское лётное училище гражданской авиации УИ ГА.
  3. Иркутский авиационный техникум.
  4. Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова.
  5. Сасовское имени Героя Советского Союза Г. А. Тарана лётное училище гражданской авиации (филиал УИ ГА).
  6. Троицкий авиационный технический колледж МГТУ ГА.
  7. Казанский авиационно-технический колледж имени П. В. Дементьева.
  8. Бугурусланское лётное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза П. Ф. Еромасова СПбГУГА.
  9. Кирсановский авиационный технический колледж МГТУ ГА.
  10. Воронежский авиационный техникум имени В. П. Чкалова.

В Санкт-Петербурге только один авиационно-транспортный колледж: Выборгский филиал СПбГУГА.

Военные авиационные училища России

Если абитуриент хочет построить карьеру, связанную с армейской службой, лучше поступать в государственные военные лётные училища России, список которых мы прилагаем:

  1. Армавирский факультет истребительной авиации.
  2. Балашовский факультет военно-транспортной и дальней авиации.
  3. Бориосглебский факультет штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации.
  4. Краснодарский факультет боевого управления авиацией.
  5. Сызраньский факультет армейской авиации.
  6. Челябинский факультет подготовки штурманов.

Все перечисленные факультеты относятся к Воронежскому единому Центру ВВС и являются высшими военными лётными училищами России.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

В лётных училищах в России много интересных специальностей

Как поступить в лётное училище

Отвечаем на основные вопросы о поступлении в авиационно-транспортные колледжи.

Что нужно для поступления в лётное училище

Поступающие часто интересуются, какие экзамены сдавать в лётное училище. Внутренних испытаний по отдельным предметам нет, но жёсткий отбор ожидает будущих пилотов: кроме прохождения мед. комиссии, они также сдают физические нормативы. Эти результаты влияют на рейтинг абитуриентов.

Что касается других требований в лётные училища гражданской авиации, в некоторых колледжах учитывают не средний балл аттестата, а оценки за конкретные предметы:

  • математика;
  • русский язык;
  • физика;
  • иностранный язык.

Перечень документов для поступления в лётное училище такой же, как и для других колледжей.

Поступить в лётное военное училище можно после 11-го класса. Поскольку они относятся к высшим учебным заведениям, туда нужно будет сдавать экзамены (математика, физика, русский язык) и физические нормативы, а также проходить мед. комиссию.

Процедура поступления в лётные училища для девушек отличается только количеством физ. нормативов: девушкам нужно сдавать меньше нормативов, чем юношам.

Мед. комиссия в лётное училище

Условия прохождения мед. комиссии зависят от выбранного направления. Для поступления на инженерные специальности достаточно общей справки формы 086/у. Будущие пилоты должны подать и другие справки и результаты анализов, после чего они смогут пройти врачебно-лётную экспертную комиссию.

Если во время обучения здоровье курсанта-лётчика значительно ухудшилось, его могут отчислить.

Сколько учатся в лётном училище

Срок обучения зависит от того, после какого класса поступил абитуриент. Если он пришёл учиться в авиационный колледж после 9-го класса, то будет учиться 4 года. Если пришёл в лётное училище после 11-го класса — то на год меньше.

Учиться в колледже на пилота после 9-го класса нельзя: на эту специальность можно поступить только на основе полного среднего образования.

Читайте также  Как кататься на скейтборде для новичков

Баллы для поступления в авиационный колледж

Проходной балл в авиационный колледж зависит от выбранного направления. Для инженерных специальностей он начинается с 3.8, для образовательных программ «лётная эксплуатация летательных аппаратов» и «авиационные приборы и комплексы» — от 4.

Сколько стоит обучение в лётном училище

Если набранных баллов не хватило для поступления на бюджет, абитуриент может выбрать контрактную форму. Стоимость обучения в лётном училище зависит от региона: в Москве сумма контракта стартует от 120 000 рублей за учебный год, в регионах — от 40 000 рублей.

Самая дорогая специальность — «лётная эксплуатация летательных аппаратов». Это связано с тем, что будущие пилоты проходят много часов практики на самолётах, которая дорого обходится учебному заведению. Стоимость обучения по этому направлению доходит до 1 200 000 рублей.

Чтобы получить диплом, важно не только пройти проф. отбор в лётное училище, но и показывать хорошие результаты в учёбе. С этим поможет студенческий сервис: его эксперты объяснят непонятную тему и научат правильно оформлять лабораторные, рефераты, курсовые, дипломы.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Институты гражданской авиации в России

Авиация — это не только удобство перевозки, высокотехнологичный транспорт и путешествия по всему миру; это призвание. В современных российских авиапредприятиях наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров. Времена, когда в училищах и институтах не хватало преподавателей и техники, давно позади. Сегодня каждый может получить всестороннее образование в сфере авиации, обучаясь на современных самолетах и тренажерах. Каждое учебное заведение, кроме того, оснащено лабораториями, мастерскими и современными аудиториями. Институты гражданской авиации и летные училища имеются во многих регионах России. Рассмотрим их подробнее.

Высшие авиационные учебные заведения в России

Чтобы получить высшее образование в авиационной сфере, следует поступать в высшее летное училище гражданской авиации или соответствующий институт гражданской авиации. В России их немало. Наиболее престижные вузы расположены в следующих городах:

  • Ульяновск;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Самара;
  • Казань;
  • Челябинск.

Сегодня программы обучения в вузах включают проверенные годами методики и современные европейские технологии преподавания. В списке предметов, с которыми предстоит столкнуться будущим выпускникам, находятся общие и гуманитарные дисциплины, иностранные языки, физическая подготовка, а также узкопрофильные предметы.

Ульяновский институт гражданской авиации (УИ ГА) — один из наиболее престижных вузов страны.

Получить образование здесь могут будущие специалисты, бакалавры, аспиранты. Здесь обучаются как на очной форме в течение 5 лет, так и на заочной (5,5 лет). Студенты, уже имеющие за плечами среднее специальное авиационное образование или высшее образование, обучаются на сокращенной форме. В институте представлен широкий спектр специальностей, включающий пилотирование, техническое обслуживание, управление полетами и менеджмент, а также обеспечение безопасности. Курсантам предоставляется питание и общежитие; в институте функционирует военная кафедра. Филиалами УИ ГА являются несколько училищ, расположенных в Сасово, Омске и Красном Куте.

Летные училища гражданской авиации россии после 11 класса

Московский авиационный институт (МАИ) — это крупный научно-исследовательский вуз. Здесь происходит не только обучение студентов, но и конструирование и разработка новейших достижений авиационной и ракетно-космической сферы. Обучаться можно платно или бесплатно на очной и заочной форме. Для абитуриентов организованы курсы специальной подготовки к поступлению.

Факультеты МАИ включают не только специализированные дисциплины и направления: здесь имеются возможности для обучения социальному инжинирингу, иностранным языкам, прикладной математике и физике. Остальные факультеты выпускают специалистов в сфере радиоэлектроники, управления, информатики, авиационных компонентов и т. д. Для иногородних студентов создано общежитие. Военная кафедра в вузе также присутствует.

Летные училища гражданской авиации россии после 9 класса

Государственный технологический институт им. Циолковского, или МАТИ, занимается обучением студентов разработке и эксплуатации техники для космонавтики, а также гуманитарным направлениям. В текущий момент вуз объединяется с МАИ. Формы получения образования соответствуют предыдущим институтам, имеются курсы подготовки для школьников и выпускников, военная кафедра.

Государственный аэрокосмический университет в Самаре имеет статус исследовательского учебного заведения. Здесь обучаются будущие конструкторы летательных аппаратов и их компонентов, инженеры и технологи, специалисты в области печати, экономики, энергетики и пр. У вуза имеется филиал, расположенный в городе Тольятти. В университете имеется возможность получения заочного образования, а также функционируют подготовительные курсы.

В Санкт-Петербурге расположено сразу два маститых университета, один из которых посвящен, в основном, аэрокосмическому приборостроению, а второй — гражданской авиации. Списки факультетов и специальностей здесь схожи с подобными вузами страны.

Стоимость платного обучения зависит от конкретного института и факультета. В МАИ, к примеру, первый курс учебы обойдется в минимум 144 000 рублей на очном отделении и 59 000 рублей на заочном. В Петербурге очное обучение стоит от 2000 у. е. и от 1000 у. е. стоит заочное.

Институты гражданской авиации в России

Как поступить в авиационный вуз

Правила поступления в авиационные институты и университеты в некоторых аспектах похожи на поступление в гражданские заведения. Абитуриенты сдают ЕГЭ по нужным предметам (чаще всего это русский язык, математика и физика). Кроме этого требуется прохождение летной медкомиссии, в рамках которой производится детальное обследование состояния здоровья будущего студента. Пройти отбор возможно только при пройденной комиссии и успешном психологическом собеседовании.

При одинаковых баллах претенденты отбираются на основании успехов в сдаче профильных предметов. Не прошедшие на бюджет абитуриенты могут подать заявление на платную учебу. Обучаться в вузах могут и девушки, однако их часто не принимают на обучение пилотированию летательных аппаратов.

Льготы при поступлении могут предоставляться сиротам и представителям социально незащищенных слоев населения. Широко распространена практика целевого направления, кода предприятие предоставляет абитуриенту гарантию трудоустройства по окончании вуза.

Школа пилотов гражданской авиации

Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации

Помимо университетов или институтов, возможность получения образования предоставляют многочисленные авиационные училища гражданской авиации в России. Они расположены в разных городах, располагают вариантами поступления на базе 9 или 11 классов и имеют различные списки специальностей обучения. Ведущие ССУЗЫ в авиационной сфере находятся в следующих городах России:

  • Красный Кут;
  • Омск;
  • Бугуруслан;
  • Сасово.

Омский летно-технический колледж, Краснокутское училище и училище города Сасово входят в состав филиалов Ульяновского института ГА, а Бугурусланское училище функционирует под управлением Санкт-Петебургского института ГА. Такие слияния учебных заведений помогают выпускникам училищ поступить на сокращенной основе в институты или же устроиться на работу в ведущие российские компании и предприятия.

Летные училища гражданской авиации России после 9 классов обучают курсантов в течение 3 лет 10 месяцев. Такую возможность предоставляет Омский летный колледж. В нем представлено несколько специальностей: пилот самолета и вертолета (одно из немногих заведений, где имеется вертолетная подготовка), бортмеханик, авиамеханик, инженер по работе с навигационным и радиооборудованием.

В училище обучается около 1000 человек, среди них есть и очники, и заочники. Отбор в колледж весьма строгий: как правило, его успешно проходит лишь половина абитуриентов. Курсанты тренируются на самолетах, вертолете Ми-8. Для успешного освоения учебно-методической программы на территории колледжа расположен аэродром, ангары, склады, лаборатории и мастерские — все для теоретических и практических занятий.

Летные училища гражданской авиации России после 11 классов представлены в более широком спектре вариантов. Омский колледж, упомянутый выше, предоставляет возможность поступления и после 11 классов. Кроме него, в России функционирует Краснокутское училище — школа пилотов гражданской авиации. Обучение на базе 11 классов длится в течение периода 2 лет и 10 месяцев. Будущие пилоты тренируются на 5 видах самолетов и различных тренажерах. Всего в Красном Куте учится около 300 человек. Курсантам предоставляется общежитие, питание и форма. Есть возможность обучения на платной основе, стоимость которого за весь период составит более 100 000 рублей.

Высшее летное училище гражданской авиации

В Бугуруслане очно обучаются будущие коммерческие пилоты. Срок учебы стандартный для специальности. Каждый год в училище набирают около 320 человек; большая часть курсантов учится бесплатно, оставшиеся — за счет собственных средств. Колледж обладает масштабным парком самолетов, тренажерами и прочими элементами современного оснащения. Платное обучение здесь стоит немало, более 2,7 миллионов рублей за все время.

В Сасово также проводится подготовка пилотов гражданской авиации и техников информационного оборудования. Ранее это училище считалось особенно престижным из-за близости к столице. Сегодняшнее его состояние также неплохое: училище хорошо оснащено всем необходимым. Обучаться можно платно и бесплатно.

Все училища России в сфере авиации, помимо общего курса обучения курсантов, предоставляют платные услуги. Это может быть переподготовка кадров, различные курсы, включающие преподавание английского языка. Каждое из них оборудовано столовой и пищеблоком; курсанты трижды в день питаются на безвозмездной основе. Кроме того, колледжи оборудованы актовыми залами, спорткомплексами с разнообразными залами и секциями, общежитиями.

Курсанты на территории училищ обязаны соблюдать строгий распорядок дня и правила поведения, покидать территорию в установленное время на определенный период, соответствовать требованиям в учебе и быту. Сиротам и социально-незащищенным курсантам предоставляется материальная помощь, соцстипендия, пособия на покупку необходимых для учебы вещей. Учащиеся бюджетных отделений получают стипендию.

Институты гражданской авиации в России

Как поступить в летное училище гражданской авиации

Правила поступления в средне-специальные учебные заведения однообразны. В первую очередь, учитывается средний балл аттестата после 9 или 11 классов. Среди них особую важность имеют математика, физика, русский и иностранный язык именно в таком порядке. В случае спорных ситуаций оценки по этим предметам станут решающим фактором поступления. Проходные баллы в каждом колледже могут отличаться. Высокие они в Сасово, Омске и немного ниже в Красном Куте и Бугуруслане.

Читайте также  Золотник для бескамерной шины

Не менее важным фактором того, как поступить в летное училище России, является психологическое собеседование и врачебная комиссия. Сроки ее проведения строго установлены, так как длительность каждой из справок может быть различной. Прохождение комиссии осуществляется платно. Обычно ее можно пройти либо в самом учебном заведении, либо в другом приспособленном для этого медучреждении. Исследования включают комплексный осмотр врачей: стоматолога, психиатра, нарколога, венеролога, рентгенолога, хирурга и пр. Кроме того, сдаются анализы крови, мочи, кала, делается рентген, ЭКГ и т. д. Успешное прохождение комиссии — одно из важнейших условий зачисления в любое авиационное училище.

Для поступления как в колледж, так и в вуз России требуется само заявление абитуриента, документы, удостоверяющие его личность, аттестат, результаты ЕГЭ при высшем образовании. Кроме этого, понадобится страховое удостоверение, военный билет и медицинский полис.

Как поступить в летное училище гражданской авиации

Трудоустройство после окончания институтов и училищ

Выпускники авиационных учебных заведений имеют шанс устроиться работать по специальности в авиакомпании, заводы в сфере производства самолетной, вертолетной и космической техники и авиаузлы. Шансы трудоустройства в качестве пилотов увеличиваются при достаточном количестве часов налета и высоком уровне владения иностранным языком.

Трудоустройство по окончании училища может быть затруднено, несмотря на то, что предприятиям России требуются сотрудники. Как правило, каждый ССУЗ сотрудничает с рядом организаций и компаний, которые регулярно присылают списки вакансий. Многие выпускники предпочитают продолжить профильное обучение в институте или отправиться на военную службу.

Статистика трудоустройства выпускников тщательно ведется каждым училищем и может быть выложена в открытый доступ. Регулярно проводятся встречи с выпускниками и представителями компаний.

Профессия пилот

Пилот – это тот, кто имеет свидетельство пилота и допущен к управлению воздушным судном. Стать пилотом можно, либо окончив частные курсы (нужно освоить теорию и налетать 40 часов), либо получив соответствующее среднее профессиональное или высшее образование. В первом случае вы становитесь пилотом-любителем, во втором – профессиональным пилотом гражданской авиации.

Какие требования предъявляются к пилотам? Их много – профессия серьезная:

    Глубокие знания в теории и вместе с тем высоко развитые практические навыки и навыки коммуникации

  • Готовность нести повышенную ответственность

    Концентрация внимания и стрессоустойчивость

Специализации

Частный и коммерческий пилоты вправе управлять самолетом, дирижаблем, вертолетом. Разница между этими специалистами в том, что первый занят на некоммерческих авиаперевозках, а второй — на коммерческих. Пилоты должны обладать практическими навыками полетов, быть готовыми выступать в качестве командира воздушного судна, то есть быстро реагировать на изменения условий, принимать правильные решения, контролировать полет, иметь медицинское заключение первого или второго класса.

Частный и коммерческий пилоты могут стать пилотами-инструкторами. Метка «пилот-инструктор» ставится в основном свидетельстве пилота. Чтобы стать пилотом-инструктором, нужно обладать:

    обширными и глубокими знаниями законов воздушного движения, техники, правил ведения связи и фразеологии во время полета и в случае потери связи;

Пилот многочленного экипажа может управлять только самолетом, в экипаже которого более двух пилотов. Должен пройти специальную подготовку, соответствовать требованиям Приложения №1 к Конвенции о международной гражданской авиации, иметь медицинское заключение первого класса.

Линейный пилот руководит полетом самолета и вертолета. Высший уровень квалификации пилота: он имеет за плечами более 1500 часов налета. Линейный пилот должен быть старше 21 года, иметь глубокие познания в теории и практике полетов, быть готовым выступать в качестве командира воздушного судна, иметь медицинское заключение первого класса.

Пилот планера – юный пилот, управляющий только планером. Он должен быть старше 16 лет, пройти подготовку, знать теорию и практику, иметь налет не менее 6 часов (для полета с пассажирами – не менее 10 часов), быть готовым выступить в качестве командира экипажа, иметь медицинское заключение второго класса.

Пилот свободного аэростата (воздушного шара), как и пилот планера, может летать с 16 лет, но только на свободном аэростате. Должен пройти подготовку, знать теорию и практику, иметь налет не менее 16 часов, быть готовым выступить в качестве командира экипажа, иметь медицинское заключение второго класса.

Пилот сверхлегкого воздушного судна. Ему также может быть 16 лет. Он должен иметь налет на сверхлегких воздушных судах, оборудованных силовой установкой, – не менее 25 часов; на сверхлегких воздушных судах без силовой установки – 12 часов. Также от него требуется быть готовым выступить в качестве командира экипажа и иметь медицинское заключение второго класса.

Чтобы быть допущенным к полетам, пилот сверхлегкого воздушного судна также должен получить квалификационную отметку о классе судна, которым он научился управлять: с балансирным управлением (дельтаплан, дельталет), с аэродинамическим управлением (автожир, вертолет, самолет), со смешанным управлением (параплан).

Штурман – уже редкая профессия, так как она вытесняется современными технологиями. Штурман прокладывает летный курс, проверяет, исправны ли навигационные приборы. Он должен быть старше 18 лет, иметь практические навыки полетов, налет не менее 200 часов на воздушных судах и медицинское заключение первого класса.

Как стать пилотом вертолета

Если есть желание каждый день смотреть на мир с высоты птичьего полета, подумайте о самом простом способе его реализации – стать пилотом вертолета.

История профессии

Проекты аппарата, способного взлетать вертикально, можно найти еще в трудах Леонардо да Винчи, хотя первые идеи приписывают китайцам и датируют их IV веком до н. э. В России прототипы такого рода машин создавал еще Михаил Ломоносов, позже, уже в XIX веке – Павел Кузьминский.

Первым пилотом вертолета считается француз Поль Корню, который сумел в 1907 году подняться на 20 секунд на высоту 50 метров. С тех пор количество авиаторов росло в геометрической прогрессии, появлялись все новые модели аппаратов, рассчитанные на ту или иную специализацию. На сегодня в России в строю находится более 2,5 тысячи вертолетов и несколько тысяч действующих пилотов.

Описание профессии

Сейчас специальность пилота вертолета востребована в военной и гражданской сферах. Но подготовка профессионалов для каждой из них имеет свои особенности, так как летчикам требуются разные знания, умения и навыки.

В составе воинских подразделений используется несколько категорий машин:

  • боевые (ударные, противолодочные);
  • транспортные, не вооружены, применяются для десантирования или перевозки грузов;
  • транспортно-боевые (общего назначения или многоцелевые), несут на борту оружие и могут перевозить людей и грузы;
  • специальные (разведывательные, тральщики, заправщики, корректировщики артиллерии, учебные).

Винтокрылые машины могут использоваться также в качестве командных пунктов, воздушных госпиталей, минных заградителей и т. д. Поэтому от пилота военного вертолета требуется не только умение поднять в воздух и посадить «транспорт», но и способность обеспечить выполнение соответствующих боевых задач.

В мирной жизни вертолеты применяются для таких целей:

  • перевозка пассажиров;
  • доставка грузов, в том числе габаритных на внешней подвеске;
  • поисково-спасательные работы;
  • обработка посевов в сельском хозяйстве;
  • туризм.

Большая часть гражданских (так же, как и военных) машин не универсальна, а выполняет специфические функции, поэтому простой лицензии пилота для управления ими недостаточно – необходимо иметь соответствующую квалификацию. Ведь вертолетчику придется не только выполнять полеты, но и использовать специальное оборудование (тралы, емкости с водой и химикатами, лебедки и др.), причем нередко в сложных условиях. Такие навыки приобретаются в летных училищах и непосредственно по месту работы или службы.

Где учат

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиацииОбучение на пилота вертолета можно пройти по-разному: в государственном учебном заведении гражданской авиации (ГА), в военном вузе или на частных курсах. В России есть два главных вуза, где учат гражданских летчиков:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Это крупнейшее учебное заведение для подготовки специалистов, обеспечивающих воздушное сообщение внутри страны и на зарубежных направлениях. Оно имеет филиалы в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Иркутске. На специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» нужно учиться 5 лет.
  • Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Здесь учат летчиков, диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей и других специалистов. Филиалы вуза функционируют в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). На балансе вуза более 50 воздушных судов для практических занятий студентов и соответствующая инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, учебные корпуса, лаборатории, тренажерные залы).

Пилотов ВВС, а также вертолетчиков для ВМС и силовых структур с 1953 года готовят в Сызранском филиале Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Теоретическая подготовка и летная практика проводятся в г. Сызрани и п. Соколовый под Саратовом. Для обучения используется авиапарк, состоящий из вертолетов Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ка-226, а также комплексные пилотажные тренажеры.

В гражданских и военных вузах летчики получают фундаментальные знания, а на практике – большой налет. Но поступить в высшие учебные заведения на летные специальности трудно, а учиться долго. Поэтому, если в планах не значится стать профессиональным пилотом вертолета, но желание летать велико, то вопрос можно решить гораздо быстрее, пройдя относительно краткосрочный курс в частных летных школах. Они проводят не настолько придирчиво жесткий отбор по состоянию здоровья, как вузы, и обучают почти всех желающих, но за внушительные суммы.

Одна из самых известных компаний, которая поможет реализовать мечту о небе, – Heliport Moscow. Она предлагает несколько программ обучения пилотов вертолета:

  • Первоначальная подготовка предусматривает 232 часа теории и 43 часа летной работы. Цена зависит от модели вертолета, на котором проходит обучение. Так, на Robinson R44 курс стоит 1,548 млн рублей, а на Robinson R66 – 2,075 млн рублей. Если практика проводится на борту курсанта, то делается большая скидка.
  • Переподготовка предполагает 125 часов за партой и около 10 часов практики. Эта услуга стоит от 237 до 594 тысяч рублей в зависимости от модели машины.
  • Повышение квалификации – это 100 часов теоретической подготовки за 59 тысяч рублей.
Читайте также  Парусная яхта для кругосветного путешествия

Вся программа индивидуальной подготовки или в малых группах (до 5 человек) обычно проходится за 2–3 месяца. Теоретический курс предусматривает получение знаний по таким предметам, как метеорология, воздушное законодательство, аэродинамика, аэронавигация. Практика идет параллельно. Прежде чем сесть за штурвал, студент изучает устройство вертолета и системы управления.

На стартовом этапе слушатели не вылетают за пределы базового аэродрома. Они осваивают взлет, посадку, зависание над ограниченной территорией. И только после 40 часов, проведенных в воздухе с инструктором, можно рассчитывать на захватывающий полет над Москвой.

После того как студент сдаст экзамен, ему выдадут свидетельство частного пилота-любителя. Этот документ действителен только на территории России, за рубежом потребуют его валидации, нередко за границей летать разрешают исключительно с местным пилотом на борту. Внутри страны тоже действуют некоторые ограничения: полеты возможны в одиночку – без пассажиров. Чтобы получить право на коммерческие перевозки людей, нужно длительное обучение в летном училище гражданской авиации.

Обязанности на работе

В должностные обязанности профессионального пилота вертолета входит выполнение таких функций:

  • подготовка машины к вылету;
  • проработка маршрута, изучение орнитологических и метеорологических условий по курсу движения;
  • контроль правильности крепления грузов;
  • размещение пассажиров в салоне и их инструктаж;
  • корректный радиообмен и выполнение команд пункта управления полетами;
  • выполнение полета в соответствии с заданием;
  • ведение летной документации.

В зависимости от места трудоустройства пилот может выполнять аварийно-спасательные или поисковые работы. В таком случае он изучает территорию в определенном для него квадрате, постоянно поддерживая связь с землей.

Кому подходит

Чтобы стать пилотом вертолета, нужно грезить небом. На такую работу редко идут ради заработной платы или карьеры, это, в первую очередь, призвание и состояние души.

От вертолетчика требуются такие качества:

  • дисциплинированность и ответственность;
  • хорошая координация движений и память;
  • умение концентрироваться;
  • самообладание и хладнокровие;
  • быстрая реакция.

Пилоты должны иметь хорошее здоровье, поэтому поступлению в любой вуз или учебный центр предшествует прохождение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Медики проверят состояние сердечно-сосудистой системы, выяснят, нет ли проблем со слухом, зрением или дыханием, а также подтвердят психологическую устойчивость претендента. Обычно к любителям отношение более снисходительное, чем к профессионалам, от которых зависят жизни других людей. Впоследствии комиссию придется проходить периодически (до 40 лет – раз в 5 лет, до 50 лет – каждые 2 года, после 50 лет ежегодно).

Сколько получают

Вертолетчик – профессия высокооплачиваемая. В среднем пилот в России зарабатывает от 75 до 100 тысяч рублей в месяц. На уровень дохода также влияет специализация и условия, в которых выполняются полеты. В столице и центральных регионах страны работу найти непросто, в отдаленных областях вакансий больше, но и труд там более сложный и опасный.

Перспективы профессии

Если раньше вертолеты были в распоряжении исключительно государственных структур, то сейчас легкие модели активно используются частными компаниями в качестве аэротакси, для туристических или обзорных полетов, доставки срочных грузов. Пилоты в ближайшее время будут востребованы в самых разных сферах деятельности.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия пилот вертолета подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия пилот вертолета подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

Высшие​ военные авиационные учебные заведения России. Условия и требования для поступления. Факультеты

Профессия, связанная с небом и полетом одна из самых интересных и романтичных. Многие молодые люди мечтают покорить высоту, но не решаются поступить в высшие военные авиационные училища в связи с недостатком информации об этих учреждениях и условиях.

В России несколько таких учебных заведений, несколько из них рассмотрим подробнее.

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Воронеж:

Эта прославленная военная школа появилось в 1919 году и изначально называлось авиатехникумом. В годы войны профессора академии занимались исследованиями по усовершенствованию боевых самолетов, а сама она находилась в городе Свердловск. Академия несколько раз была переименована, а с 2002 года стала носить современное название.

Условия и требования для поступления Основным критерием отбора является наличие документа об окончании средней общей школы или средне специального учреждения.

Кандидатами на поступления могут стать граждане 16-22 лет, не успевшие пройти военную службу, а с 24 лет принимаются отслужившие молодые люди. Военнослужащие на контрактной основе могут подать документы до 27 лет.

К обучению не допускаются следующие лица:

— С высшим образованием;

— Неснятую и непогашенную судимость или предварительное следствие по уголовному делу;

— Замеченные в употребление наркотических или иных психоактивных средств.

В приемную комиссию вместе с заявлением сдается документ о результатах сдачи ЕГЭ, наличие или отсутствие особых прав или достижений.

Вступительные испытания состоят из оценки знаний и уровня физической подготовленности.

Факультеты В настоящее время в академии их 12:

— Радиоэлектронной борьбы и безопасности;

— Воздушного и радиоэлектронного оборудования;

— Авиационных средств связи;

— Средств аэродромно-технического обеспечения полетов авиации

Краснодарское Высшее Военное Авиационное училище Лётчиков им. Героя Советского Союза А. К. Серова

История данного училища начинается в 1938 в городе Чита, а в 1939 военная школа была перебазирована в г. Батайск. Во время ВОВ академия подготовила около четырех тысяч летчиков, а 115 из них были награждены званием Героя Советского Союза. Военное училище было несколько раз переименовано и реорганизовано. С 2015 года оно стало носить свое нынешнее название.

Условия и требования для поступления Кандидатами могут стать молодые люди, не имеющие высшее образование.

Принимаются граждане 16-22 лет и еще не отслужившие, а лица, проходившие обязательную военную службу – до 24 лет. Служащие по контракту могут поступить до достижения 27 лет.

Приемная комиссия может отказать в приеме документов лицам:

— С судимостью или обвинительным приговором;

— Официально замеченным за потреблением наркотических или психотропных средств;

— Лишенные права занимать воинскую должность.

Приемная комиссия проводит отбор кандидатов на основе показателей физического и психического здоровья, уровня физической и общеобразовательной подготовленности.

Факультеты В настоящий момент на базе академии идет подготовка по следующим направлениям на 4 факультетах:

— Базовой летней подготовки;

— Штурмовой и бомбардировочной авиации;

— Дальней и транспортной авиации.

Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» г. Сызрань Самарской области:

История данной военной школы началась в 1940. Во время Отечественной войны было подготовлено много высококвалифицированных пилотов. Академия несколько раз претерпевала изменения. В настоящее время филиал считается уникальным. Специалистов такого уровня и специальностей больше не готовят нигде. Поступить могут граждане не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья.

Условия и требования для поступления Требования к возрасту кандидатов такие же, как во всех военных учреждениях, рост 160-190, вес – до 80 кг.

В академию не допускаются граждане имеющие судимость, приводы в полицию или следствие по уголовному делу. Вместе с документами необходимо предоставить справки об отсутствии вышеуказанных условий.

Абитуриенты должны прибыть в спортивной форме для прохождения испытаний. Также кандидаты на поступление проходят психологический отбор в 2 этапа и интеллектуальный.

После выпуска из академии присваивается звание лейтенант.

Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» г. Челябинск:

Филиал в Челябинске был создан осенью 1936 года. Генеральный штаб РККА изначально присвоил училищу название «Пятнадцатой военной школы летчиков-наблюдателей». Одними из первых учащихся военной школы были также студенты престижных ВУЗов. Воспитанники училища во время Вов проявили массовый героизм и профессионализм. Сначала академия предлагала обучение длительностью 4 года, а затем перешло на пятилетнее. К концу двадцатого века данное военное училище стало готовить юных космонавтов. А с 1997 года имеет свою школу-интернат.

Условия и требования для поступления Для допуска к обучению челябинский филиал проводит вступительные испытания, оценивая уровень общеобразовательной и физической подготовки, профессиональной пригодности (психологические и психофизические тесты).

Требования по возрасту и другим критериям идентичны требованиям вышеперечисленных военных учебных заведений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: