Гонки на яхтах - Pk-shturm.ru

Гонки на яхтах

Регата

Регата — это соревнование по парусному спорту, но прежде всего следует отметить, что парусный спорт очень многообразен и мобилизует самые разные области личности яхтсменов, в которых можно проявить максимальным образом свои способности. Это физические способности, квалификация, способность работать в экипаже. В частности эти области личности яхтсмена проявляются в следующих конкретных областях:

  • умения управлять яхтой и слаженности действий экипажей;
  • тактики и стратегии гонок, применяемых спортсменами и учитывающие нюансы гидрометеорологических и иных условий;
  • постоянно проводимых усовершенствований, модернизации яхт, их органов управления, оборудования (прежде всего качества парусов), позволяющих яхте развить высшую скорость;
  • знаний и применения правил парусных гонок, способность «играть на нюансах»;
  • знание и умение использовать возможностей увеличения скорости яхты, предоставляемые правилами обмера (максимальное облегчение яхты, полировка подводной части, доводка киля, процесс обмера, работа с парусами и др.);
  • буквально искусства пользования навигационным оборудованием;
  • наконец, привлечение к созданию яхт конструкторов. Дело в том, что крейсерские яхты могут различаться конструктивно, хотя и имеют одинаковые теоретические размерения, контрольные точки обмера и вычисления. Однако, могут иметь разные скоростные потенциалы. То есть, используя одни и те же контрольные точки, правила класса, конструкторы могут создавать более скоростные яхты.

Яхтсмены могут эту особенность парусного спорта использовать для выигрыша.
При этом, по умолчанию, считают одинаково важными все упомянутые выше качества яхтсменов, (команд) и яхт.

Комплексной оценкой успеха гонщиков принимают обычно время прохождения дистанции. Оно разделяется на действительное (истинное) или исправленное прохождение дистанции парусной гонки. Истинное время — время от объявленного старта до фактического финиша. Исправленное время — это истинное время, скорректированное с учетом гоночного балла яхты и (или) другими поправками.

регата Rolex Middle Sea Race

любительская регата в Греции

регата Marmaris Race Week

Виды парусных регат можно классифицировать следующим образом

  • клубные;
  • местные (городские, краевые);
  • региональные (например, Онежская, Поволжская, Черноморская, Дальневосточная и др.);
  • неограниченного района плавания, т. е. дальние спортивные плавания вплоть до кругосветных.
  • местные (первенство города, края и т. п.);
  • национальные (чемпионат России);
  • международные (олимпийские, первенство континента, первенство мира).
  1. гонки монотипов, построенных по одним и тем же жестким правилам постройки и обмера;
  2. гонки свободных классов яхт, где правила постройки и обмера также существуют, однако имеют минимум ограничений, дающих свободу конструирования;
  3. гонки экстремальных и экзотических яхт (например: суперэнерговооруженные и сверхлегкие с акробатическими системами откренивания, на подводных крыльях, с жесткими крыльями — парусами,воздушными змеями — парапланами вместо парусов, проа (Проа — судно, у которого к основному большому корпусу присоединен параллельно с помощью поперечных балок вспомогательный малый корпус, служащий противовесом при откренивании и т. д. и т. п.).

Кроме того, яхты типов 1 и 2 подразделяются на:

    (как правило, килевые);
  • легкие швертботы;
  • многокорпусные яхты (катамараны и тримараны);
  • парусные доски;
  • радиоуправляемые модели парусных яхт.

И даже это не все. Все эти группы яхт, в свою очередь, подразделяются на дивизионы и классы близкие по своим ходовым качествам.

Дистанции на которых проводятся соревнования делятся, как правило на:

  1. Петли
  2. Треугольные, обеспечивающие яхтам на дистанции все виды основных курсов относительно ветра.

Часто акватория разделяется на несколько зон , в каждой из которых может быть установлена своя дистанция

По набранным очкам (штрафным), соответственно приходом на финиш. Отделяют несколько систем (n — место в финишном протоколе, номер прихода яхты на финиш):

  1. «олимпийская система»: 0; 3; 5,7; 8; 10; 11,7 и т. д. n + 6 очков штрафных,
  2. логарифмическая N очков = lg n;
  3. линейная N очков = n.

Гандикап это некий коэффициент служащий для исправления фактического времени прохождения дистанции яхтой. Гандикап призван учитывать скоростные потенциалы яхт. В этом способе, действительное время, затраченное яхтой на прохождение дистанции от старта до финиша исправляется с помощью этого самого гандикапа.

Гандикап вычисляется:

  1. по специальным формулам в результате предварительных обмеров яхт;
  2. от статистических данных, полученных в результате прошлых выступлений яхт.

Победитель определяется по минимальному исправленному времени.

Часто регаты проводятся по «матчевой» системе. Это гонки одинаковых яхт на короткие дистанции со спарринг — партнерами, достающимися друг другу по жребию. Проигравший спарринг — партнер выбывает из дальнейшей игры. Победитель определяется в финальной гонке.

Есть гонки с пересадками экипажей. Их проводят на яхтах разного типа, но близких по размерениям. После каждой гонки экипаж пересаживается на другую яхту. Зачет по очкам без гандикапа.

На сколь-нибудь значимых регатах худшие результаты яхт из рассмотрения просто исключаются, т. е. в зачет идут 6 гонок из 7, или 5 из 6, или 4 из 5, и т.д., кроме худшего результата.

Проводятся также регаты, парусные соревнования, без соперников:

Это, по сути, дальние спортивные плавания, как с экипажем, так и одиночек, в которых важно поойти намеченный маршрут, чем – то примечательный. Например протяженностью, сложностью районов мореплавания, удалённостью от портов. В таких плаваниях пожалуй важна «победа над собой», то есть пройти такой маршрут, который открывает возможности для других мореплавателей, делает возможным то, что казалось невозможным ранее. Дальность, продолжительность и маршрут, не лимитированы и устанавливаются (объявляются) самими спортсменами.

Есть нечто похожее на регаты: например заезды на установление рекорда скорости под парусами, который, например, в 1983 г. составлял 32 узла (59,2 км/ч), а 31.10.2006 г. был зафиксирован рекорд скорости на виндсерфере на дистанции одна морская миля равный 41,14 узла (74,87 км/ч).

Документация

Для участия в регатах создается документация, в которой описаны формальные стороны организация регат, ответственность участников. Документация регат состоит из двух блоков:

  1. Блок документов, разрабатываемых и распространяемых организаторами соревнований. (Положение о регате, гоночные инструкции, регламент работы мандатной, мерительной и судейской коллегий, комиссий, протоколы гонок и т. п.);
  2. Блок документов, представляемых участником регаты (заявка на участие, удостоверения яхтсменов, судовой билет и мерительное свидетельство яхты, декларация о применяемых парусах, страховые свидетельства и др.).

Для успешной организации и проведения соревнований обязательно наличие обоснованного необходимого промежутка времени между моментами от появления «Положения» (оно же и приглашение к участию в соревнованиях) до момента начала гонок. Проще говоря, заявка на участие в регате принимается, согласно положению о регате, до какого – то установленного времени. Ограничение принятия заявок обосновано тем, что и организатором регаты и их участникам необходимо время. Яхтсменам нужно время для прибытия к месту старта, подготовке лодки к участию в регате, а иногда и время для постройки яхты. Организаторам нужно время для подготовки всех атрибутов регаты (номерных знаков, документации, социальная программа, места для парковки яхт в порту и т.д.) и для обеспечения безопасности всех заявившихся участников.

Цели регат

Цели, которые преследуют организаторы: популяризация парусного спорта, каких либо регионов плаваний, повышение уровня выучки экипажей, выявление сильнейших, воспитание лучших человеческих качеств, поддержка лучших флотских традиций, оценка скоростных и иных качеств конструкций яхт и т.д.. Деловая часть, как правило преследует цели повышения узнаваемости тех или иных брендов, размещение рекламы, извлечение прибыли из самого события проведения регат. Часто регаты сопровождаются выступлениями артистов, чествованием памяти героев и т. д..

Цели, которые преследуют участники гонок: удовлетворение собственных амбиций, налаживание командной работы, объективная оценка, на основании результатов, своей квалификации, навыков, «разгон яхты», отработка навыков тактической и стратегической борьбы, обмен опытом, здоровый отдых и прочее.

Общие принципы, присущие всем видам парусных соревнований:

  1. Принцип честной спортивной борьбы;
  2. Единые правила поведения яхт (и яхтсменов, в первую очередь) в соревнованиях;
  3. Одинаковые подходы к конструкциям яхт, допускаемых к участию в соревнованиях Примечание. Яхты должны быть построены в соответствии с выработанными поколениями яхтсменов и судостроителей правилами постройки, творчество конструкторской мысли, безусловно, также присутствует.
  4. Требования по безопасности плавания в части оборудования и снабжения яхт.

Участвуя в регатах, яхтсмены, ориентированные на победу, используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал знаний, опыта, материальной части и, имея перед собой подобные примеры, волей-неволей обучается чему-то новому. Ну как же брать рифы, когда рядом несут спинакеры, а в вантах уже посвистывает?! Как сохранить спокойствие и найти правильное решение, когда сосед — рукой до него достать можно — почти без ветра вдруг резко уходит? Как выиграть старт, как протестовать или отклонить протест и т.д. и т.п.

Можно найти десятки примеров и подобных загадок, на которые ни одна книга не ответит однозначно. Только лично приобретенный опыт может подсказать единственно правильное действие в сложившейся из многих компонентов ситуации гонки. Таким образом, уважаемые любители плаваний под парусами, позвольте дать вам совет: Гоняйтесь! Гоняйтесь не за призами — за опытом и знанием. Гонка должна приносить удовлетворение, радость. Обстановка, атмосфера и на борту и на пирсе должна быть по сути праздничная! Сама попытка примериться к себе подобному многого стоит, а уже перенять кое-что у профи — тем более.

Регаты, гонки — это не наука и не работа, даже если яхтсмен — профессионал. Регаты — это экзамен для всех сторон человека. Результат участия в регате зависит от того, насколько яхтсмен развит физически, какой он обладает квалификацией, насколько у него развиты интуитивные способности, способность сохранять расчетливость в самых сложных условиях противодействия с природой и соперниками, от способности яхтсмена взаимодействовать в команде и даже от того насколько он может обеспечить себя материально. Такой экзамен пойдет на пользу любому человеку и пожалуй его стоит проходить как можно чаще.

Обмеры яхты

Яхты, намеревающиеся участвовать в гонках, должны быть обмерены.

Обмер яхт, это процесс, состоящий из:

  1. Физических измерений, описания, взвешивания яхт.
  2. оформления, вычисленного гандикапа и других параметров яхты в виде документов.

Яхты, обладающие мерительными документами могут принять участие в регатах проводимых для тех классов яхт, в которых был проведен обмер.

Записывайтесь в нашу гоночную школу или примите участие в регатах вместе со Skipperclub!

Что такое парусная регата: как научиться кататься на яхте, сколько калорий можно сжечь

Наталья Иванова Алия Нургалеева

Мало кто знает, но плавание под парусами — не только увлечение миллионеров, но и отличный способ «прокачать» себя и тело. В воде нагрузка на организм в разы увеличивается, а вместе с тем и активнее сжигаются калории. Ещё один бонус яхтинга: все группы мышц включаются в работу на «полную катушку» — мы проверяли! Особенно хорошо это понимаешь, когда на следующий день просыпаешься с ощущением, будто вспахал целое поле.

<a href="https://www.instagram.com/ivanova_sailing/">Наталья Иванова</a>

Парусный спорт полезен прежде всего средой — солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. Это даёт прекрасные яркие эмоции, а значит, и оздоровление.

Что это такое?

То, что «парусный спорт» — это активный вид водного спорта, слышали почти все. А вот с понятием «регата» знакомы немногие. Рассказываем: регата — это соревнование экипажей парусных яхт, которое состоит из серии гонок. Главный тренер сборной России по парусному спорту Наталья Иванова отмечает, что в каждой гонке стоит задача стартануть, пройти буи в определённой последовательности и финишировать впереди соперников. При этом неважно, на сколько удалось обойти других яхтсменов — засчитывается даже сантиметр. Время не засекается, важна только финишная позиция. Сумма приходов в гонке и есть итоговый результат — чем меньше сумма приходов, тем выше участник располагается в турнирной таблице.

Фото: Михаил Грошев

В чём польза?

Если говорить о физиологии, то парус очень разнообразен и в разных классах судов задействованы разные мышцы. Например, в парусной доске — верхний плечевой пояс, в одиночке — мышцы бедра. Общее для всех — это стабилизаторы и баланс, координация движений.

По словам эксперта, если говорить о гонках на популярных сейчас семиметровых яхтах, то это, скорее, весёлый урок физкультуры. Тем не менее новичок тратит на те же манипуляции гораздо больше усилий, чем профи. Это связано с тем, что движения и действия начинающего спортсмена ещё не отточены, а мышцы не приучены.

Что ещё нужно знать перед первой гонкой?

  • Нужно быть готовым к синякам, царапинам и боли в мышцах на следующий день после регаты.
  • Новичку обязательно нужно размяться перед выходом на воду.
  • Девушкам не помешает обрезать длинные ногти.
  • Из одежды, особенно если на улице прохладно даже не у воды, выбирайте длинный рукав и штаны. И не забудьте взять с собой перчатки, чтобы не натереть руки о парусные верёвки.

Фото: Михаил Грошев

Сколько калорий сжигается во время плавания под парусами?

Главный тренер сборной России по парусному спорту говорит, что во время регаты, которая длится шесть дней, яхтсмены сжигают до 6000 калорий. Но так только у профи, у новичков же другие цифры. На примере нашей регаты, по словам эксперта, в среднем за три часа на воде каждый из нас потратил около тысячи калорий.

Мы были на лодке класса j 70 — считается, что она легка в управлении, но нагрузка на мышцы всё равно ощутимая. В основном были задействованы мышцы плеча, предплечья, спины, ног. И самое энергозатратное — это работа всех мышц-стабилизаторов, которые помогают сохранять баланс тела на нестабильной поверхности.

Редакция Lifestyle убедилась в этом на собственном опыте. Мы поехали на регату женской командой, и у каждой девочки была своя работа.

Фото: Михаил Грошев

Генакер — дополнительный парус для гонок

Это непостоянный парус, который в течение гонки нужно было доставать и убирать. На финишной прямой он позволяет яхте идти быстрее.

Управлять яхтой непросто. Первая тренировка, конечно, не требует особых навыков, но команды шкипера вроде «трави» — отпускай, «добери» — тяни, немного путают. Так что знание хотя бы нескольких терминов здесь точно пригодится.

И ещё важный момент: одевайтесь удобно, ведь лодка постоянно кренится и нужно быть всегда начеку, особенно на поворотах. Одно неловкое движение — и можно с лёгкостью оказаться в полушпагате, на нашей регате был такой случай. Но если вы придёте на соревнования (пусть и любительские) уже с пониманием того, что регата — это спорт, а не чилл, это сыграет вам на руку.

Стаксель — передний парус

Несмотря на то что парус всего один, его нужно обслуживать одновременно с правой и левой стороны, чтобы яхта взяла нужный курс. И наш редактор направления «Здоровье» в разделе Lifestyle отвечала за левый фланг.

<a href="https://www.instagram.com/rina_dw/?hl=ru">Арина Забгаева</a>

У меня не было конкретных ожиданий от регаты, но всё равно словила чувство «ожидание — реальность». Мне, пять минут назад впервые узнавшей, как называются парусные канаты, доверили управление стакселем.

Спортивная регата — это совсем не про элегантных мужчин средних лет в белоснежных поло, чинно прогуливающихся по палубе.

Пройтись по яхте можно в пределах метров двух — и то не чинно, а с дрожащими коленками, потому что в первый раз на таком судне. Белая футболка, если вам посчастливилось её надеть, перестанет быть такой уже после первой команды «Три, два, один — поворот!» А если вы сглупили и отказались от перчаток — придётся учиться на собственных мозолях.

Арина вспоминает, как вся команда в течение всей регаты пыталась распутать неправильно закреплённый генакер, и отмечает, что попробовать себя в таком необычном соревновании было очень здорово.

С правым флангом стакселя сражалась редактор направления «Тренды». Но когда с вышеупомянутым генакером вновь и вновь возникали проблемы, она отважно залезала на нос нашей яхты, чтобы расправить парус.

<a href="https://www.instagram.com/saidovanaidova/?hl=ru">Наида Саидова</a>

Я первый раз была на регате, и мне очень понравилось. После инструктажа по технике безопасности все мои страхи сразу улетучились. Нам объяснили, что благодаря тяжёлому килю лодку перевернуть практически невозможно. Главное, соблюдать правила безопасности и слушать шкипера.

В тот момент, когда шкипер даёт сразу несколько команд, вам нужно быстро мобилизоваться и выполнить их без урона для всего коллектива. В целом этот вид спорта учит взаимодействию в команде, концентрации, правильному выполнению технических заданий и расставлению приоритетов.

Фото: Михаил Грошев

Грот — задний парус

От того, насколько правильно настроен грот по отношению к ветру, будет зависеть то, как поведёт себя яхта. Если канат перетянут или недотянут хотя бы на один сантиметр, это будет ощутимо для всей команды. Работой грота руководила редактор спортивного направления.

<a href="https://www.instagram.com/margo_fourcade/?hl=ru">Маргарита Иванникова</a>

Чтобы справиться с этим парусом, нужны сильные руки и спина. После соревнований эти части тела болели больше всего, а значит, нагрузка шла именно на них. Я находилась ближе всех к румпелю, и шкипер иногда просила меня порулить. Яхта шустрая и качается, поэтому, чтобы не упасть за борт, нужно крепко стоять на ногах. А это значит, что умение балансировать будет большим плюсом.

Яхтенный спорт — точно не для слабаков. Если вы думали, что спортивные яхты — это про лазурный океан и коктейли с зонтиками, то вы ошибались. Это тяжёлая работа, причём командная. Один накосячил, исправлять всем.

Если у нас будет ещё возможность попробовать себя в регате, мы обязательно попробуем. Ну а пока советуем это сделать вам.

13 главных мировых парусных регат

Кубок «Америки» — старейший спортивный трофей современности. Он разыгрывается с 1851 года, предвосхитив появление возрожденных Олимпийских игр почти на полвека. Серебряный кувшин, который получает победитель, назван в честь шхуны «Америка», выигравшей его впервые. В течение более чем 160-летней истории кубок переходил лишь к четырем странам — Соединенным Штатам, Австралии, Новой Зеландии и. Швейцарии, которая не имеет выхода к морю, зато сумела построить парусник, создать команду Alinghi и дважды завоевать вожделенный трофей.

В парусном спорте это вершина: регата на Кубок «Америки» всегда отличалась самыми большими бюджетами и самыми продвинутыми для своего времени яхтами. Разумеется, в этом соревновании участвуют самые крупные звезды парусного спорта.

Формат регаты своеобразен. Чтобы вступить в борьбу за приз, нужно вызвать на поединок команду, которая выиграла его в прошлый раз. Ей достается право выбирать класс судов, на которых будет проходить гонка, и место проведения.

Поскольку претендентов много, среди них проводятся отборочные соревнования —регата Louis Vuitton Cup: французский модный Дом поддерживает розыгрыш Кубка «Америки» с 1983 года. В нынешнем, 35-м розыгрыше вызов американской Oracle Team USA бросили пять претендентов. Сейчас команды участвуют в отборочном цикле регат Louis Vuitton America’s Cup World Series 2015–2016. Заключительная регата из этого цикла пройдет в водах Средиземного моря у французского Тулона 10–11 сентября.

А дальше ее победитель вступит в поединок с американцами в режиме гонок один на один в июне следующего года на Бермудских островах. Тот, кто придет первым на Бермудах, получит кубок в новом, специально созданном для него футляре Louis Vuitton с легендарными монограммами Дома.

Яхты во время отборочного этапа Louis Vuitton America’s Cup World Series New York в водах Гудзона в мае этого 2016 года

Периодичность: раз в три года

Ближайшая регата: осень 2017 года, г. Аликанте, Испания**

Командная кругосветная регата под девизом Life at the Extreme проводится с 1973 года и считается одной из самых трудных в мире. Гонка длится 9 месяцев, яхтсмены должны преодолеть 37 тысяч морских миль по самым опасным акваториям планеты, от тропических штилевых зон до «ревущих сороковых» у Антарктики. И все это — в суровых условиях (на яхтах ни кают, ни душа), без нормального сна, с сухим пайком вместо еды. Это спорт высоких достижений и высоких технологий, сравнимый с «Формулой-1»: победа зависит как от опыта экипажей, так и от технического совершенства лодок, которые представляют собой настоящие гоночные болиды.

Кроме океанских этапов яхтсмены состязаются в портовых гонках, организуемых в остановочных точках дистанции. В итоге побеждает команда, которая в сумме наберет больше всего очков. Приморские страны бьются за право принять у себя гонку: по накалу страстей и числу зрителей Volvo Ocean Race сравнима с Олимпиадами и футбольными чемпионатами. В каждом порту захода строится специальная деревня, в интернете идет онлайн-трансляция гонки.

В парусном спорте регата America's Cup — вершина: у нее самые большие бюджеты, а участвуют в ней самые продвинутые яхты и спортсмены-суперзвезды

Периодичность: ежегодно

Ближайшая регата: июнь 2017 года, о. Сардиния, Италия

Поездка на эту регату — возможность увидеть все самые большие частные парусники мира не в формате яхт-шоу, а в навигации. Красивейшее соревнование для яхт размером от 80 футов (более 24 метров) ежегодно организует в июне на севере Сардинии знаменитый Yacht Club Costa Smeralda. Регата проходит в акватории курорта Порто-Черво, маршруты строятся в зависимости от ветровой обстановки вокруг островков живописного архипелага Ла-Маддалена.

Спонсорство итальянской модной марки Loro Piana здесь оправданно: компания в числе прочего выпускает высокотехнологичную экипировку для яхтсменов, а нынешний ее руководитель Пьер Луиджи Лоро Пьяна, владелец 25-метрового парусника My Song, лично стоит за штурвалом своей лодки.

Береговая развлекательная программа, традиционная для всех регат, здесь особенная: стремясь поразить гостей чем-нибудь необычным, организаторы приглашают лучших шеф-поваров и артистов со всего мира.

Маршруты Loro Piana Superyacht Regatta строятся в зависимости от ветровой обстановки вокруг архипелага Ла-Маддалена у Сардинии

Ближайшая регата: 12-14 августа, г. Марблхед, Массачусетс, США**

Серия регат под этим названием проходит с 2005 года каждый сезон с мая по сентябрь в самых красивых портах мира вроде итальянского Порто-Санто-Стефано или французских Канн.

Это соревнование настоящих деревянных парусников. Допускаются только ретрояхты либо реплики, построенные с точным соблюдением старинных традиций и технологий. Содержать такую лодку дороже и хлопотнее, чем современную, ведь исторические суда представляют собой музейную ценность и требуют не просто техобслуживания, а зачастую реставрации. Так, Анджело Бонати, возглавляющий компанию Officine Panerai, нашел в 2006 году на острове Антигуа полуразвалившуюся яхту Eilean, построенную легендарным мастером Уильямом Файфом III в 1936 году. Парусник вернули к жизни буквально из небытия. Теперь Eilean — официальное «лицо» флорентийской часовой марки и участвует в каждой регате Panerai Classic Yachts Challenge.

Красивее картинки, чем предстартовый парад этих «морских леди», вы не увидите. Матросы, соответственно, одеты в льняные рубахи и штаны. А все манипуляции с парусами выполняются только вручную, поэтому команду на такую лодку набрать непросто. Призов кроме основных за победу в гонке на этих регатах всегда вручается много: поощряют самое старое судно, экипаж, выигравший в перетягивании каната и даже лучшего певца в команде.

Побывать на регате St. Maarten Heineken Regatta приятно вдвойне: на карибском острове Сен-Мартен великолепная природа и бурлящий котел франко-голландско-американской культуры

Любительско-профессиональные регаты

Ближайшая регата: 21-25 сентября, г. Кашкайш, Португалия**

Один из самых молодых яхтенных классов RC44 дает возможность соревноваться на равных профессионалам и любителям. Скоростные гоночные яхты, несмотря на всю свою техническую продвинутость, очень легки в управлении и выполнены в концепции монотипа: единый дизайн обеспечивает честную борьбу мастерства, а не кошельков. Яхты полностью сделаны из карбона, поэтому вес очень невелик, а габариты рассчитаны так, чтобы суда можно было перевозить к месту соревнований в стандартном грузовом контейнере (мачту и киль можно демонтировать). Благодаря этому расходы на транспортировку и содержание значительно снижаются.

Сначала команды соревнуются все со всеми один на один, затем — в гонках флота, победитель определяется суммой результатов обоих этапов. При этом регламент требует, чтобы в матч-рейсе был профессиональный рулевой, а в гонках флота яхту должен вести любитель.

Ближайшая регата: 17-30 октября, о. Мальта**

Швейцарский часовой бренд начал спонсировать парусные гонки в 1920-х и сейчас поддерживает около двадцати регат по всему миру. Role Middle Sea Race проводится каждую осень с 1968 года и входит в число культовых 600-мильных регат.

Старт дается выстрелом пушек с крепостных стен мальтийской Валлетты, флот устремляется к Сицилии, наблюдая по пути извержение Этны, далее к Липарским островам, где взору открывается еще один действующий вулкан Стромболи, затем огибает остров Лампедуза и возвращается обратно на Мальту.

Весь путь занимает около пяти дней. Хотя маршрут проложен не в экстремальных широтах, а в Средиземном море, регата является вызовом даже для профи. Непредсказуемость осенней погоды с ее шквалами и дождями да и сама дистанция, где есть и длинные отрезки открытого моря, и узкости с оживленным судоходством и сильными течениями, требуют недюжинного навигаторского искусства.

Периодичность: раз в два года

Ближайшая регата: август 2017 года, Великобритания**

Шестисотмильную гонку между Англией и Ирландией проводит с 1925 года один из старейших яхт-клубов Великобритании — Royal Ocean Racing Club. Стартует она в середине августа, как раз в то время, когда у британского побережья начинается самая непогода и ураганный ветер не редкость. Флот выходит из пролива Солент, огибает скалу Фастнет в Ирландском море и финиширует в английском Плимуте.

Из-за сложных навигационных условий «Фастнет» имеет репутацию одной из самых кровожадных гонок: шторм 1979 года стал причиной гибели 15 участников, а из 303 стартовавших яхт финишировало 105. В 2007-м из-за погоды с дистанции сошли 207 из 271 яхты. Так что в программе тренировок яхтсменов, участвующих в этой регате, всегда есть курс выживания на море.

Тем не менее от желающих попробовать себя в дуэли со стихией нет отбоя. Число участников лимитировано 300 вымпелами, и когда открывается интернет-регистрация, соискатели ставят рекорды: на гонке 2013 года лимит выбрали за 24 часа, в 2015 году она закрылась уже через 24 минуты.

Open Race

Гонки на яхтах — основа парусного спорта. В «Парусной Академии» мы каждую неделю устраиваем гонки Open Race. Чем они отличаются от других гонок, как проходят соревнования и что нужно, чтобы принять участие? Разберемся в этой статье.

Какие бывают парусные гонки?

Условия гонок могут быть разными, они отличаются по длине дистанции и дисциплинам. Разберем основные варианты.

По длине дистанции:

  • короткие гонки, когда даже при слабом ветре дистанцию можно преодолеть за пару часов;
  • длинные гонки, когда прохождение дистанции может занимать до 20-30 часов;
  • офшорные гонки, когда яхты выходят в открытое море и добираются до финиша несколько дней или недель.

По способу проведения:

  • гонки флота, когда все яхты стартуют одновременно;
  • матч-рейс, когда яхты по очереди гоняются один на один;
  • командные, когда яхты объединяются в команды и гоняются 2х2 или 3х3.

Регата — это соревнование из одной или нескольких гонок, результаты которых идут в общий зачет. Регата может идти один день, неделю или весь сезон. Сочетания бывают самые разные. Например, любительские регаты за рубежом обычно идут около недели и включают в себя короткие и длинные гонки по разным дистанциям, плюс дни отдыха, которые можно потратить на пляж и достопримечательности.

Есть более серьезные соревнования, в которых яхтсмены большую часть времени проводят в море. Например, «Кубок Залива Петра Великого» во Владивостоке — чемпионат России в классе «Конрад-25» — длится 10 дней и состоит из 5 гонок от 20 до 200 миль. За всю регату спортсмены проходят до 500 морских миль (около 1 000 километров) и проводят в море в совокупности до 4-х суток с небольшими перерывами.

Любительские регаты в яхт-клубах как правило занимают один день и включают в себя от одной до трех гонок.

Что такое Open Race?

Open Race — любительские короткие гонки, которые «Парусная Академия» организует для учеников и всех, кто увлечен парусным спортом. Регата обычно состоит из 3-5 гонок и занимает примерно половину дня. Гонки проходят на Пироговском водохранилище, старт в яхт-клубе «Орешка».

Соревнования проходят на яхтах Open 800 — это российские гоночные яхты длиной 8 метров. Гоночный экипаж — 5 человек.

Open 800 — самые быстрые крейсерские лодки в России. Они просты в управлении и идеально подходят для гонок в любой ветер, даже очень слабый. Для управления яхтой не нужно применять особую силу: система блоков и лебедок позволяет делать это даже подростку.

В «Парусной Академии» мы собрали уникальный для России монофлот Open 800 — 11 яхт. Мы заказывали их на верфи в Нижнем Новгороде — все лодки абсолютно одинаковые.

После каждой регаты мы проводим награждение на пьедестале и вручаем медали победителям.

В чем смысл парусных гонок?

Большинство яхтсменов рассмеются в ответ на этот вопрос и скажут, что смысла никакого нет. Действительно, чтобы ходить быстро, есть моторные катера, и на отдых это не похоже, потому что во время гонки нет времени купаться и загорать. Зачем же тогда это все?

Весь кайф парусных гонок как и любых соревнований — в азарте, адреналине и желании победить. Парусный спорт требует одновременно ловкости, быстроты реакций, знаний, умения спрогнозировать и просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, а еще развивает навыки работы в команде, управления коллективом и быстрого принятия решений. Поэтому проявить себя в нем может любой человек вне зависимости от пола и физической формы.
Кстати, все эти качества помогают добиться успеха не только в гонках, но и в бизнесе. Поэтому в яхтинг приходят топ-менеджеры и предприниматели.

Но дело не только в азарте. Мы часто слышим от учеников, что их главный наркотик в гонках, не столько победа, сколько сам процесс. Во время гонки вы полностью сосредоточены и вовлечены в настоящий момент, мысли о работе и бытовых проблемах уходят на второй план, есть только вы, ваша команда, ветер и соперники. Это мощно переключает и вырывает из привычной рутины, поэтому хочется возвращаться еще и еще.

Как принять участие?

Принять участие в Open Race может любой желающий, для этого надо записаться на ближайшее мероприятие и оплатить участие. Гонки подходят не только для опытных яхтсменов — на каждой яхте есть инструктор, который руководит процессом, и говорит, что делать. Лучше приходить на регату после пары тренировок с инструктором, так вы будете понимать, что происходит, и гоняться будет интереснее.

Участвовать в гонках можно своим экипажем, вдвоем или по одному — в любом случае мы найдем вам подходящую компанию. Парусный спорт объединяет и помогает найти единомышленников. Многие наши ученики начинали тренироваться в одиночку, а в процессе собрали свой экипаж, с которым теперь гоняются каждые выходные и летают на другие регаты.

Чтобы занимать первые места, приходите на тренировки и разбирайте с инструктором промахи с предыдущих соревнований — с такой работой над ошибками прогресс будет гораздо быстрее.

Можно ли новичкам?

Если вы ни разу не были на лодке, лучше сначала сходить на пару тренировок — они разработаны специально для новичков. На тренировки вам объяснят устройство яхты, покажут как работать с парусом, расскажут все основные термины и команды и даже, возможно, дадут порулить. После такого ликбеза на регате гоняться вам будет комфортнее и интереснее, потому что вы будете понимать, что происходит и легко выполнять команды инструктора.

Первый шаг к гонкам — тренировка с инструктором

Как и в любом спорте, чтобы научиться — надо практиковать. Начните с первой тренировки с инструктором и, если будете заниматься регулярно, прогресс не заставит себя ждать.

Расписание тренировок:
9:00 — 11:00
12:00 — 14:00
15:00 — 17:00
17:00 — 19:00
19:00 — 21:00

Стоимость одной тренировки: 2 500 рублей

По каким правилам проходят гонки?

Парусные гонки проходят по единым правилам, которые прописаны в Международных Правилах Парусных Гонок (ППГ). Эти правила действуют для яхтсменов по всему миру и обновляются международной федерацией World Sailing каждые 4 года.

В этом документе максимально подробно расписаны все ситуации, которые могут возникать в процессе гонки, а еще регламент организации, участия, судейства, подачи протестов и подведения итогов. Документ поделен на части и приложения. Основные правила для участников содержатся в 1-4 частях.

Прочитайте их для общего ознакомления, но не обязательно сразу учить все наизусть. Для начала запомните основные 3 правила расхождения лодок на дистанции:

1. Левый галс уступает дорогу правому

Яхты могут идти либо левым галсом, либо правым — это зависит от того, в какой борт дует ветер. Если ветер дует в левый борт — судно идет левым галсом, если в правый — правым.
Когда сходятся две яхты на разных галсах, то преимущество у той, которая идет на правом галсе. Левый галс должен пропустить. При этом яхта на правом галсе не должна менять свой курс, чтобы не подставлять экипаж противника.

2. Яхты на одном галсе и связаны — уступает наветренная

Яхты идут на одном галсе и находятся в таком положении к друг другу, что нос первой заходит за корму второй — такие яхты называются связанными, потому что находятся в одном ветровом потоке. В этом случае дорогу уступает наветренная яхта, которая выше на ветру.

3. Яхты на одном галсе и не связаны — уступает та, что сзади

Яхты идут на одном галсе одна за другой, но не сбоку друг от друга, а чисто сзади-спереди — тогда говорят, что яхты не связаны. В этой ситуации, яхта, которая сзади должна пропускать ту, кто идет чисто впереди.

Но в любом случае лучше вступать в словесный контакт с соперниками во время гонки в ситуациях сближения. Предупредите соперника и обсудите ваши намерения — в большинстве случаев конфликта не будет, и лодки разойдутся мирно и без протестов.

Как подготовиться к первым гонкам

Оденьтесь удобно и по погоде. Подойдет любая спортивная или полуспортивная одежда и кеды или кроссовки на мягкой, светлой и нескользящей подошве. Хорошо, если будут перчатки, для первого раза подойдут даже обычные строительные. Возьмите с собой ветровку, на воде может быть холоднее, чем на берегу. Если солнце, не забудьте крем с защитой и головной убор.

Выучите основные термины. Перед первыми гонками мы рекомендуем сходить хотя бы на пару тренировок, чтобы понять, как работает яхта, и что нужно делать. Во время гонки инструктор будет давать вам команды, и чтобы понимать, что он имеет ввиду, надо знать базовые термины: названия парусов, основных веревок, понимать, что такое наветренная и подветренная сторона, и что значит травить/добирать.

Расслабитесь и получайте удовольствие. На первой любительской регате вам скорее всего будет непонятно, что происходит, даже если вы заранее выучите правила ППГ. Поэтому не стремитесь сразу все делать самостоятельно и не расстраивайтесь, если что-то не поймете с первого раза. Занимайтесь регулярно, слушайте инструктора, выполняйте команды, задавайте вопросы и наблюдайте за остальным экипажем — практика лучший способ понять, что к чему.

Надо ли учить теорию?

Кроме ППГ еще есть настоящие учебники по тактике и стратегии парусных гонок. Не просто так парусный спорт называются шахматами на воде — кроме чисто технических навыков и знания правил, для победы необходимо продумывать стратегию прохождения дистанции и вовремя корректировать тактику в зависимости от изменения ветра и поведения противника.

В учебниках подробно разбираются теоретические и практические тонкости: как выбрать маршрут, траекторию, предугадать порывы и заходы ветра, как учитывать прогноз, течение и ландшафт местности, как грамотно обойти соперника и многое другое.

Но с изучением специальной литературы не стоит торопиться. Читать такие учебники надо после того, как вы на практике получите хорошую базу, научитесь уверенно управлять яхтой, выучите правила и поймете основные принципы гонки. На этом этапе скорее всего начнут появляться осмысленные вопросы по тактике и стратегии, ответы на которые учебники как раз и помогут найти.

Личный опыт участницы Open Race

Светлана, участница гонок «Парусной Академии»:
«Я начала заниматься парусным спортом около 10 лет назад. Мой папа — яхтсмен, поэтому, когда я закончила с легкой атлетикой, я вовлеклась в крейсерские походы. Участвовать в регатах начала после знакомства с Андреем Ухиным, капитанам “Парусной Академии”.
Сначала гонялась на крейсерских яхтах в Средиземном море. У меня к тому моменту уже был большой опыт крейсерских переходов, поэтому я быстро втянулась.

Чтобы гоняться, надо в первую очередь выучить правила ППГ, иначе будет непонятно. Я постоянно изучаю литературу и хожу на мастер-классы сильных гонщиков. Парусу можно учиться всю жизнь.

В этом сезоне начала участвовать в гонках Open Race и вступила клуб матчевых гонок. Трудно сказать, что нравится больше, но пока наверное Open Race — матч-рейс сложнее, надо больше тренироваться для результата.

Я пришла со своим экипажем, но знаю, что в “Парусной Академии” можно легко найти товарищей. Новичкам советую найти хорошего тренера и главное — побольше тренироваться, участвовать в разных регатах».

Городской яхтинг: Где и как заниматься парусным спортом в Москве Эта река будет нашей

Кажется, что Москва и водный спорт находятся в разных плоскостях. В голову приходят только бассейны в спортзалах, катамараны в паре городских парков и вейк где-то у МКАД. На деле есть еще кое-что: больше 80 лет в столице существует парусное движение. И если в советское время для участия нужен был спортивный разряд, то сейчас можно обойтись без него — как и без миллионов на яхту или специальной экипировки. Любители с опытом и без ходят под парусами каждый день — в Строгинской пойме, на Пироговском водохранилище и в Павельцевском заливе.

Еще один миф — что погода в Москве совсем не яхтенная. Действительно, у нас не Италия, где даже в октябре можно купаться с яхты и загорать. Но парусный сезон в городе длится с мая по ноябрь — примерно так же, как велосипедный. Рассказываем, куда ехать и с чего начинать походы под парусом.

Текст: Марина Смирнова

Строгино: полчаса на метро

Раньше всем, кто хотел поймать ветер в парус, приходилось ездить за город (например, в Ореховую бухту на Пироговском водохранилище), а сейчас даже не нужно уезжать из Москвы. Строгинский затон находится в 15 минутах ходьбы от метро «Щукинская». Это самый широкий водоем в черте Москвы. Его акваторию давно облюбовали вейкбордисты, сапсерферы, виндсерферы и другие любители водных видов спорта, а с прошлого лета здесь работает и парусная школа «Сила ветра».

Рядом с парком Berezy в Строгине стоят яхты SV20 — гоночный класс яхт, которые построили на верфи в Нижнем Новгороде специально для «Силы ветра». Это килевые яхты (они не переворачиваются), в которые помещаются четыре человека и инструктор. Отличие SV20 от, скажем, яхт Platu 25 в Ореховой бухте — большая маневренность и способность набирать скорость даже при небольшом ветре.

Посмотреть или записаться на тренировку можно каждый день — с утра до вечера. Одна тренировка стоит 2 500 рублей с человека и длится 2,5 часа. Примерно столько же стоит тренировка в бассейне с инструктором или полчаса на вейкборде. Прийти на тренировку можно вообще без опыта: на лодке всегда есть опытный инструктор, который все рассказывает — объясняет, как устроена лодка, как работает ветер и как управлять яхтой. Записаться на тренировку можно на сайте «Силы ветра».

24 и 25 августа здесь, в Строгине, пройдет городской фестиваль у воды — Регата The Village. Приходите посмотреть на все своими глазами, вход бесплатный. Или собирайте свою команду и участвуйте в гонках, чтобы сразиться за призы и первые места.

До базы в Строгине добраться легко — на метро, автобусе или такси. Для личного авто есть парковка: 50 рублей в час и 200 рублей в день.

Пироговка: 10 километров от Москвы

До Пироговского водохранилища из центра ехать примерно 45 минут на машине, но чем дальше от города, тем больше водный простор и больше ветра. Кроме того, на всех базах «Силы ветра» совершенно разные яхты, если походить на каждой из них, то можно намного лучше разобраться в том, как работает ветер и как устроена яхта.

В Ореховой бухте, или «Орешке» (как ее называют участники сообщества «Силы ветра»), больше места на воде и сами лодки больше: яхта международного гоночного класса Platu 25 весит под 2 тонны и рассчитана на команду из пяти человек. Стоимость тренировки такая же, как в Строгине: 2 500 рублей за 2,5 часа.

Тренировочной процесс здесь примерно такой же, как в Строгине: сначала вам расскажут про технику безопасности, потом познакомят с устройством лодки, а в процессе тренировки вы будете меняться ролями и пробовать управлять яхтой. Помимо тренировок, в «Орешке» каждый год проходит Кубок «Силы ветра» — главное спортивное событие сообщества, которое длится весь сезон. Более 20 команд гоняются каждое второе воскресенье лета за звание новых чемпионов сезона. Поучаствовать в Кубке можно даже без опыта — в группе «Силы ветра» на Facebook люди ищут себе участников в команду перед очередным этапом.

Добраться до «Орешки» удобнее всего на машине, можно на 314-м автобусе и на такси (например, от метро «Медведково» оно будет стоить около 300 рублей).

Павельцевский залив: 10 километров от Москвы

Третья база «Силы ветра» находится рядом с Долгопрудным — в яхт-клубе Water House в Павельцевском заливе. Здесь можно почувствовать себя как в олимпийском резерве: на базе тренируются на одноместных лодках «Луч», копиях олимпийского класса «Лазер».

На «Луче» хоть раз должен прокатиться каждый, кто хочет понять, как работает ветер и как на него реагируют парус и лодка. Но будьте готовы к сюрпризам: лодка легкая и может перевернуться, хотя инструктор учит, как избежать таких ситуаций и что делать, если это все же произошло.

Тренировка на «Луче» также длится два часа и стоит дороже — 3 тысячи рублей, потому что это индивидуальное занятие с тренером. Когда вы научитесь безопасно ходить самостоятельно, цена тренировок снизится.

«Луч» сильно отличается от Platu 25 и SV20 — у нее всего один парус и нет киля, вместо него шверт — выдвижная пластина, которая препятствует сносу судна ветром. Веревок на этой яхте намного меньше, чем в Строгине и «Орешке», но работать на ней нужно чуть ли не больше — тут один человек отвечает за все: за руление и настройку паруса. Плюсы: отличная физическая форма гарантирована. Тренировки на «Луче» по нагрузкам напоминают самый настоящий фитнес.

Как подготовиться к первой тренировке

Вообще, готовиться не нужно, но если очень хочется или есть какие-то сомнения и страхи, сходите на бесплатную вводную лекцию или почитайте «Правила парусных гонок». Никакой специальной одежды или физической подготовки для первого раза вам не потребуется — этим и хорош парусный спорт.

Гонки на яхтах

Все что может помочь заниматься спортом.

Парусный спорт (яхтинг) — это олимпийская дисциплина, в которой спортсмены состязаются в преодолении водной дистанции на судах, приводимых в движение силой воздушных потоков. Соревнования в яхтинге носят название «регата».

История развития

Судоходство возникло около шести тысяч лет назад. Его появление было обусловлено необходимостью ведения торговли, осуществления морских перевозок, ловли рыбы. Но постепенно от него отделилось мореплавание под парусом на яхтах. Эти суда использовались для состязательных заплывов и отдыха.

Утверждается, что парусный спорт как отдельная дисциплина сформировался в Нидерландах в 16 в. Впервые это словосочетание встречается в голландско-латинском словаре. Однако первые официальные заплывы на парусниках состоялись в Англии в 1661 г. В 1720 г. в Ирландии открылся Коркский Королевский Яхт-клуб.

В 1775 г. в Англии сформировалась Камберлендская флотилия для тренировок и организации регат. Несмотря на это, до середины 19 в основным предназначением яхт оставались морские прогулки.

В 1812 г. в Каусе открылся старейший яхт-клуб в Англии — Королевская яхтенная эскадра. Вслед за ним аналогичные клубы стали появляться в других странах (Швеции, США, Франции, России). С 1900 г. парусный спорт входит в состав Олимпиады в количестве 11 программ.

Первый международный союз парусного спорта сформировался в 1907 г. Сегодня развитием этого направления занимается Международная федерация. В ее составе насчитывается свыше 100 национальных федераций, в том числе российская.

Виды парусного спорта

Разработано несколько классификаций парусных регат.

Масштаб регаты:
  • Кругосветные.
  • Океанские.
  • Морские.
  • Локальные.
Класс яхт:
  • Монотипные регаты — между яхтами строго регламентированной конструкции и размеров.
  • Соревнования макси-яхт — между габаритными парусниками длиной от 30 м.
  • Гонки яхт, соответствующих одному или нескольким критериям (установленной длине, площади паруса и пр.).
  • Состязания крейсерских яхт — судов, предназначенных для длительного автономного плавания, и швертботов — парусных плавсредств, имеющих шверт — специальное выдвижное приспособление, не позволяющее ветру снести яхту.
  • Регаты однокорпусных яхт.
  • Заплывы катамаранов — двухпалубных и тримаранов — трехпалубных судов.
Численность и состав экипажа:
  • Одиночными, в которых на судне находится один спортсмен.
  • Командными, когда управление яхтой осуществляет несколько человек.
  • Возрастные — для спортсменов определенных возрастных категорий.
  • Мужские или женские.
Тип дистанции:
  • Этапные гонки, где трасса делится на несколько частей.
  • Рейсовые, подразумевающие следование по установленному маршруту без остановок.
Продолжительность:
  • Короткие.
  • Длинные.
Правила проведения и оценки результатов:
  • Матчевые — проводится несколько парных заплывов, и каждый спортсмен по очереди соревнуется с остальными участниками.
  • Командные — между собой соревнуются экипажи парусников.
  • С пересадкой — все яхтсмены проходят дистанцию на каждом из судов, заявленных к участию в регате.
  • Гандикапные — состязания между яхтами разных классов, когда полученные результаты пересчитываются с учетом гандикапных баллов.
  • По приходу — первенство одерживает парусник, первым пересекший финиш.
Правила соревнований

Parusnyi sport 2

Парусный спорт включает в себя 7 состязательных гонок между яхтами разных типов. Цель соревнующихся — быстрее соперников преодолеть дистанцию установленной протяженности. Команда «Старт» дается для всех участников сразу. До этого сигнала допускается плавать и маневрировать, не пересекая линию отсчета.

Водная трасса оборудуется буйками, которые необходимо обойти в заранее установленном порядке и с определенной стороны. Побеждает спортсмен или команда, первыми добравшиеся до финиша, выполнив все поставленные задачи.

Экипировка яхтсмена

Ekipirovka iakhtsmena

Одежда участников соревнований зависит от типа гонки, ее продолжительности и погодных условий. Если заплыв проходит на короткой дистанции летом, то рекомендуются футболка и шорты. Длительный маршрут в морских водах выдвигает свои требования к обмундированию: здесь необходим гидрокостюм или комбинезон, способные обеспечить защиту от ветра и соленой воды. Костюм должен быть изготовлен из дышащего материала. С целью теплоизоляции под него может надеваться специальное термобелье.

Обувь для гонки подбирается также с учетом поставленных перед спортсменом задач. Если регата непродолжительная, а погодные условия хорошие, то подойдут кеды или мокасины. Для затяжных маршрутов лучше отдать предпочтение специальным туфлям для яхт («deck shoes»). Они прочные, хорошо держатся на ногах, не пропускают воду и имеют плоскую подошву, препятствующую скольжению. Если идет дождь, понадобятся специальные резиновые сапоги на плоской подошве с подкладкой из ткани. Они традиционно имеют белый цвет, что позволяет не испачкать палубу.

Для удобства управления яхтой незаменимы перчатки из искусственной кожи со вставками из кевлара. Эти перчатки имеют укороченные пальцы и усиленные ладони, а на запястье надежно фиксируются липучкой. В холодную погоду применяются перчатки из неопрена.

Еще одним необходимым аксессуаром яхтсмена выступают очки от солнца. Они должны быть оснащены небьющимися стеклами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: