Гонки париж дакар

Истории мировых гоночных серий. Dakar.

Ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон "Дакар", основанный французом Тьерри Сабином, проводится с 1978 года. "Дакар" по праву считается самой экстремальной гонкой планеты. Это скорее гонка на выживание, чем традиционное ралли – местность, которую проходят участники намного сложнее, а используемые автомобили — настоящие внедорожники, а не модифицированные седаны, используемые в ралли. Большинство конкурентных участков ("этапы" или "спецучастки") проходят по дюнам, грязи, скалам. Дистанция покрытая участниками за день может варьироваться от нескольких километров до нескольких сотен километров.

В гонках "Дакар" принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители, число которых достигает 80 %. В отличие от классических ралли, которые проходят в несколько этапов в разных странах на протяжении года, а победитель определяется по общей сумме очков, на "Дакаре" соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на "Дакаре" помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.

Как правило, ралли финишировало в столице Сенегала — Дакаре. Вот уже второй год знаменитое ралли проходит совсем не в Африке, в вдалеке от Дакара, и тем более Парижа. После срыва ралли в 2008 году из-за угрозы терроризма, в следующем году гонки были перенесены в Южную Америку, на территорию Чили и Аргентины. Теперь от прежнего ралли осталось только название, теперь вместо жарких песков Сахары спецучастки ралли проходят в высокогорье Анд.

История ралли "Париж — Дакар".

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторалли "Париж-Дакар" — стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в ралли "Абиджан-Ницца". Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с максимальным количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку, путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь.

В первый раз на старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день – 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток – 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. 8 января 1979 года в Гоа был единственный день отдыха.

Испытание для всех было очень серьезным! Дело в том, что в те времена ассистента практически ни у кого не было, а если и была техническая поддержка, то запчастей у них было минимальное количество. Гонщики участвовали практически без специального обмундирования, на сегодняшний день можно сказать, что в те дни подготовка к гонкам, а так же оборудование было примитивным. Тем не менее, до Дакара 14 января добралось треть стартовавших участников – 74 участника.

Маршрут гонки не раз менялся. До 1988 года включительно участники шли по маршруту Франция (Париж) – Алжир – Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса – участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.

В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной: Париж — Дакар — Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.

В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.

В 2000 был один из самых "приключенческих" (в негативном смысле этого слова) "Дакаров". Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар — Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала было решено устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом – для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории "Дакара" с финишем не в самом Дакаре.

Ралли "Париж — Дакар" знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: На "Дакаре-1982" Марк Тэтчер, сын премьер министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на 6 дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета 50 км в стороне от маршрута ралли. Тэтчер, Верни и механик не пострадали. Ралли-рейд "Дакар-1986" вошла в историю тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель "Дакара" Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.

Однако, несмотря на опасности, каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в "Париж-Дакаре", по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к финишу. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.

"Дакар" открыт практически для любых желающих, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. И тут как говорится, кто на что горазд. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на абсолютно серийных автомобилях, лишь оборудованными необходимым минимумом с точки зрения безопасности – каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те же, кто хотят приблизиться к лидерам, по крайней мере, в техническом плане, ищут технику посерьезней.


DAKAR FUTURE — A hydrogen solution

A look back on the latest set of recces for #Dakar2022

DAKAR FUTURE — GCK Motorsport, an innovation lab

Ebro 100% electric

Towards 2030 : a continuous ramp-up

All the Dakar news

DAKAR CLASSIC EN

EN - CONCURRENTS

EN - PHOTOS ET VIDEOS

EN - TOUT SAVOIR

DAKAR FUTURE — A hydrogen solution

Pipo Moteurs is an independent French engine manufacturer established in 1973 and based in the Ardèche department, 100 km to the south of Lyon.

Pipo Moteurs has built up its reputation in motor sports through long-standing partnerships with renowned constructors such as Ford, PSA, Hyundai and Bentley, with which it has won 13 FIA world titles (drivers.

DAKAR FUTURE — GCK Motorsport, an innovation lab

GCK Motorsport, the sport and media platform of Green Corp Konnection (GCK), is used as an innovation lab for the Group’s investment into tomorrow’s mobility technology. As a racing team, GCK Motorsport is at the forefront of developing solutions to drive the transition to more sustainable motorsport. One of the top teams in the World Rallycross Championship (WRX).

2022 route

Inside the Dakar

#394 Moreau Geoffrey (fra), Moreau Henri (fra), MMP, MMP, Light Weight Vehicles Prototype — T3 during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 © J.Delfosse/DPPI
#318 Han Wei (chn), Liao Min (chn), SMG, Hanwei Motorsport Team, Quzhou Motorsport City Team, Auto, Car, illustration during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 © J.Delfosse/DPPI
#351 Pesci Alexandre (che), Rebellion Motors, Rebellion Motors, Auto, portrait during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 © J.Delfosse/DPPI
#315 Dumas Romain (fra), Rebellion Motors, Rebellion Motors, Auto, portrait during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 © J.Delfosse/DPPI
#501 Shibalov Anton (rus), Nikitin Dmitrii (rus), Tatarinov Ivan (rus), Kamaz, Kamaz — Master, Camion, Truck, #507 Sotnikov Dmitry (rus), Akhmadeev Ruslan (rus), Akhmatzianov Ilgiz (rus), Kamaz, Kamaz — Master, Camion, Truck, #509 Mardeev Airat (rus), Svi © J.Delfosse/DPPI
#394 Moreau Geoffrey (fra), Moreau Henri (fra), MMP, MMP, Light Weight Vehicles Prototype — T3 during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 #318 Han Wei (chn), Liao Min (chn), SMG, Hanwei Motorsport Team, Quzhou Motorsport City Team, Auto, Car, illustration during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 #351 Pesci Alexandre (che), Rebellion Motors, Rebellion Motors, Auto, portrait during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 #315 Dumas Romain (fra), Rebellion Motors, Rebellion Motors, Auto, portrait during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 #501 Shibalov Anton (rus), Nikitin Dmitrii (rus), Tatarinov Ivan (rus), Kamaz, Kamaz — Master, Camion, Truck, #507 Sotnikov Dmitry (rus), Akhmadeev Ruslan (rus), Akhmatzianov Ilgiz (rus), Kamaz, Kamaz — Master, Camion, Truck, #509 Mardeev Airat (rus), Svi #501 Shibalov Anton (rus), Nikitin Dmitrii (rus), Tatarinov Ivan (rus), Kamaz, Kamaz — Master, Camion, Truck, portrait during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 #454 Van der Valk Gert-Jan (nld), Can-Am, Team Valk Events, SSV Series — T4, portrait during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 FN Speed during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 FN Speed team during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021 #434 Pearl Danny (bel), Gotlib Charly (bel), FN Speed Team, SSV Series — T4 during the Dakar 2021’s Administrative and Technical scrutineering in Jeddah, Saudi Arabia from January 1 to 2, 2021

Читайте также  Как построить автожир

«КАМАЗ» рвет всех и на Ближнем Востоке. У автомобилей едва не дошло до фотофиниша. Итоги «Дакара»

Дмитрий Кузнецов

Когда-то давно последний этап «Дакара» превращался в формальность наподобие «Тур де Франс». Вокруг сенегальского Розового озера экипажи ехали, словно совершая круг почета. Последний спецучасток ралли-рейда в Саудовской Аравии тоже неожиданно получился укороченным. На одной из его частей развернули разработку нефтяного месторождения, из-за чего трасса была сокращена почти вдвое — до 166 километров.

The finish line of the Qiddiya Grand Prix race awaits the bravest of them all — who will take home the trophies . #Dakar2020#DakarInSaudi #QiddiyaSoMuchMore@dakar @Dakarinsaudi_en pic.twitter.com/jWf8taUaBZ

— Qiddiya | . (@qiddiya) January 17, 2020

Однако преимущество КАМАЗов было слишком внушительным для того , чтобы МАЗ Сергея Вязовича мог препятствовать победе. Андрей Каргинов представляет уже третье поколение успешных гонщиков из Набережных Челнов. В далеком 1996-м начало делу положил Виктор Московских, в нулевых заправляли Виктор Чагин и Фирдаус Кабиров. В 10-х главным триумфатором был Эдуард Николаев, который должен был стать фаворитом и в этом году. Но новое десятилетие для него начал о сь неудачно — он сошел после половины ралли-рейда из-за поломки двигателя. Для Каргинова эта победа — вторая после 2014 года, Антон Шибалов — на втором месте.

Вязович лидировал в общем зачете после трех этапов и, казалось, сможет навязать борьбу, но на четвертом потерял много времени из-за проколов колес, а в середине марафона чуть не «перевернулся через морду» (он сам это так назвал) из-за слабой задней подвески. Тем не менее, третье место для белорусов — тоже успех и повторение лучшего результата в истории.

Каргинов после победы отметил, что было важно подтвердить первенство российской техники в новом регионе. «Дакар» впервые проводился на Аравийском полуострове. Настроение у наших, как всегда, рабочее, к победам все относятся спокойно. Так бы в других видах спорта. И трассы, кстати, пилоты КАМАЗов тоже хвалили — интересные и разнообразные. Мол, возвращение к истокам.

Andrey Karginov won the Trucks category with a dominant display over the 12 stages, winning with a 42 minute lead ?#Dakar2020 pic.twitter.com/y302Iczrin

— DAKAR RALLY (@dakar) January 17, 2020

И с юмором у команды в порядке.

Мотоциклы и мотовездеходы: Карякин не достал до золота

Дакар-2020. Зачет мотоциклов
1. Брэйбек ( США, « Хонда » , США) — 40:02.36
2. Кинтанилья ( Чили, « Хускварна » ) — отставание 16.26
3. Праус ( Австралия, КТМ) — 24.06

Зачет мотовездеходов
1. Кёрри/Бэрриман ( США, Can -Ам) — 53:25.52
2. Карякин/Власюк ( Россия, Snag Racing ) — 39.12
3. Лопес Контардо/Латрах Винагре ( Чили, Can — Am ) — 52.36

Зачет квадроциклов
1. Игнасио Касале ( Чили, Casale Racing ) — 52:04.39
2. Симон Витс ( Франция, Je Peux ) — 18.24
3. Рафал Соник ( Польша, Sonik Team ) — 1:04.15

А вот в зачете мотовездеходов россиянин Сергей Карякин, который когда-то уже выигрывал «Дакар» в квадроциклах, остался вторым. Его с Антоном Власюком Snag Racing проиграл американцам Кёрри и Бэрриману на «Кан-аме». Отставанием перед финишным днем тоже было приличным. На последних этапах наши сумели из 47 минут оставить 39, но этих усилий было явно недостаточно. По такой гонке уже здорово, что удалось обогнать в середине многодневки чилийца Лопеса Контардо на том же «Кан-аме» и удержать 12 минут разрыва. Там все было как раз на тоненького. Так что Карякин сам признавался, что на последних этапах главное — сохранить серебро.

У мотоциклистов дело до победы спокойно довел американец Рики Брэйбек, чилиец Пабло Кинтанилья — в 16 минутах, а лучшая из КТМ лишь третья — австралиец Тоби Прайс проиграл 24 минуты. Россиянин Дмитрий Агошков — 57-й. Зачет квадроциклов выиграл чилиец Игнасио Касале.

Автомобили: фотофиниш и победа легенды

Зачет внедорожников
1. Сайнс/Крус ( Испания, « Мини » ) — 42:59.17
2. Аль-Аттия/Бомель (Катар/Франция , «Тойота» ) — отставание 6.21
3. Петрансель/Фиуза (Франция/Португалия , «Мини» ) — 9.58

В зачете автомобилей, можно сказать, состоялась сенсация. Выиграл, правда, не Алонсо, а его 57-летний соотечественник Карлос Сайнс-старший. Так сказать, показал сыну, как обыгрывать «формулических» чемпионов мира. Теперь молодому Карлосу уже не удастся «отмазаться», если «Макларен» останется в середняках.

А если серьезно, то Сайнс провел лучший «Дакар» в карьере, как его сын — лучший сезон в «Формуле-1». Перед стартом в отношении багги Mini было много скепсиса, но оказалось, что по пескам Саудовской Аравии легкие британские машины едут лучше, чем великие « Тойоты » . Twitter испанца , празднуя, не удержался от нецензурных слов.

57 a?os, 3er Dakar, 3 marcas diferentes. Orgullo es poco. Eres el P*** amo @CSainz_oficial

3 dakars, 3 diferent manufacturers, 57 yeards old. A LEGEND pic.twitter.com/zuYZTzWzfL

— Carlos Sainz (@Carlossainz55) January 17, 2020

Впрочем, у автомобилистов все решили как раз считаные минуты и секунды. Катарец Аль-Аттия в соседней со своей родной страной хотел вернуть себе титул, но проиграл 6 минут. Из которых половина — штраф за отказ пропустить именно Сайнса еще на четвертом этапе «Дакара». По правилам преследуемая машина должна пропустить вперед более быстрый экипаж, если тот подаст три звуковых сигнала. Араб своему сопернику дорогу не уступил, хотя должен ли был — вопрос спорный. Хорошо, что итоговый разрыв между ними оказался более трех минут. Зато Аль-Аттия оторвался от короля «Дакара» Стефана Петранселя, который перед сегодняшним стартом был всего в шести секундах от соперника по итогам 2000 (!) километров. И после победы на этапе подождал Сайнса, чтобы поздравить с титулом.

Четвертое место — и это тоже суперуспех России — у местного гонщика Язид аль-Раджи, штурманом которого был многоопытный Константин Жильцов. Он уже завоевывал бронзу «Дакара», теперь не хватило 40 минут. Но тягаться с такими легендами сложно.

Алонсо в итоге 13-й, прямо перед экипажем российского гонщика Александра Доросинского. Он пару раз был в шаге от выигрыша этапа, но оставался вторым, а три дня назад попал в жесткую аварию, после которой потерял час и ехал до конца дня без лобового стекла. Тем не менее, для испанца, пробующего разные форматы, это было интересно. Икер Касильяс ждет Алонсо в « Ф ормуле- 1 » .

Y como no, @alo_oficial que ha demostrado una vez m?s no tener limites. Ojal? te veamos en la @F1 otra vez ?? pic.twitter.com/3YQITtVYGI

— Iker Casillas (@IkerCasillas) January 17, 2020

Но, с удя по интервью на бивуаках, мы можем увидеть Фернандо и на следующих марафонах.

Трасса Париж-Дакар — история и особенности

Трудно переоценить важность идеи, поданной в нужное время и реализованной с трудолюбием и усердием. Примером такой идеи может стать всем известное ралли Дакар. Давайте же поближе познакомимся с его «отцом», Тьерри Сабином и историей создания одной из самых популярных гонок во всём мире.

Истоки

В ранних 1970-х состоятельные европейцы начинают устраивать первые заезды по северной части Африки на мотоциклах и автомобилях. Гонки, разумеется, проводились не для всех: в круг гонщиков попадали по особой привилегии. У этого небольшого гоночного клуба были даже свои спонсоры и организаторский состав.

Тьерри Сабин не раз участвовал в подобных заездах на своём мотоцикле. В одном из таких заездов 28-летнему гонщику не повезло заблудиться на территории пустыни Тенере, однако чудом и не без помощи местных бедуинов он сумел выжить и выбраться, что принесло ему достаточно большую известность не только в среде местных любителей колесить по барханам, но и вне её. На фоне героического спасения гонщика-одиночки из пустыни в умах организаторов начинает формироваться идея об организации заезда, который благодаря своим масштабам, смог бы привлечь внимание зрителей по всему миру.

Карта маршрута.

Сказано – сделано, и уже в 1978 году первый маршрут был проложен и готов к использованию. В число его авторов затесался и сам Сабин. Задания были составлены, участники – заявлены, и дело оставалось за малым – запустить первый полномасштабный заезд, который вскоре успешно состоялся.

Справка! Тьерри Сабин является автором самого знаменитого слога ралли Париж-Дакар: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».

Ралли без трассы

Трасса ралли Дакар 2019.

Согласно своему словарному определению, под ралли понимается заезд на короткие или длинные дистанции, проходящий по автомобильной дороге. В связи с этим название «Ралли Париж-Дакар» становится не совсем логичным, поскольку трассой бескрайние барханы африканских пустынь назвать трудно. Такое «ралли» – настоящая проверка на выносливость машины и её водителя, и зачастую неизвестно, кто выйдет из строя первым.

Справка! Для «Париж-Дакар» придумали специальный подтермин «ралли-рейд», обозначающий заезд, проводимый по бездорожью, однако новое название в народе не прижилось, и гонку все называли просто «ралли».

До 1985 года заезд традиционно стартовал из Парижа, однако после организаторы приняли решение разнообразить маршруты, и в качестве исходного пункта стали выступать различные города Франции, Испании и Португалии. История вновь внесла свои коррективы в название, и гонка стала называться «Ралли Дакар».

«Забеги» по пескам

Африканские страны, как правило, не отличаются высоким уровнем жизни и стабильной политической обстановкой, поэтому организаторам всего дважды удалось провести заезд по изначально проложенному маршруту: в 79 и 80 годах. В 1984 году маршрут и вовсе пришлось сместить на юг, с остановкой в Кот-д’Ивуар.

Однако несмотря на многочисленные корректировки маршрута, общее направление оставалось всё тем же: с севера на юг Африки, по направлению к центру континента, а затем – на запад, к побережью Атлантического океана. В 1992 году, организаторы решились на проведение первой в мире трансафриканской гонки. Заезд был максимально «выпрямлен», чтобы пересечение континента не вышло слишком сложным и долгим, однако, проехав от Ливии до ЮАР, участники «намотали» по Африке больше 12 тысяч километров.

Читайте также  Норма выпитой воды в день

Ралли Дакар 2012 трасса.

2000 год также стал годом трансафриканского маршрута, однако в этот раз участники пересекли континент с запада на восток, покрыв немного меньшее количество километров. В 2003 году участники заезда почтили визитом Шарм-эль-Шейх.

Справка! Африканские маршруты приходилось постоянно корректировать по соображениям антитеррористической безопасности, однако 2008 год стал для организаторов особенно печальным: МИД Франции выступил с официальным заявлением о потенциальной опасности проведения заезда из-за угроз террористов провести атаку в Мавритании, через которую проходил основной маршрут. Времени на корректировку пути категорически не хватало. Не став рисковать жизнями гонщиков и тысяч зрителей, организаторы приняли решение отменить гонку.

После разочаровавшей сотни тысяч болельщиков по всему миру отмены заезда, организаторам необходимо было срочно реабилитироваться в глазах зрителя, а заодно и навсегда решить вопрос о безопасности. Так «Ралли Дакар» перебралось в Южную Америку…

Меньше, но безопаснее

Ралли в пустыне.

Нельзя сказать, что от перемещения ралли в Южную Америку выиграли все: европейским болельщикам, к примеру, билет на заезд стал обходиться гораздо дороже, а дорога длилась дольше. Тем не менее в 2009-м на этом континенте хотя бы не стреляли и не захватывали заложников, что само по себе располагало к выбору его как меньшего из двух зол.

В списке стран, по которым проходил в то время маршрут, значились Чили, Перу, Аргентина и Боливия. Мало-помалу мероприятие превратилось в довольно безопасный и не слишком долгий заезд, а безумные гонки на 12 000 километров стали лишь одной из вех истории.

Дух свободы

В одном «Ралли Дакар» отказать нельзя – организаторы его как могут стараются сохранить формат соревнований, предполагающий, что фактически любой человек на любом транспортном средстве может стать полноценным участником Дакара. Благодаря такой лёгкой политике, Дакар до сих пор считают одной из самых свободных гонок в мире, несмотря на попытки производителей автомобилей превратить свои машины в гигантские рекламные стенды.

Однако не стоит считать, что у гонки нет чёткого свода правил. В «маст хэв» любого заезда в рамках «Ралли Дакар» входят следующие пункты:

  1. Строгое следование заданному маршруту.
  2. Выполнение ежедневных заданий.
  3. Наличие спецучастков (грязь/песок/горная порода).
  4. Поэтапная организация трассы с максимальной длиной этапа в 900 км.
  5. Дифференциация ТС и маршрутов для них.
  6. Наличие одного выходного дня за весь заезд.

На трассах этого ралли в своё время получали лавры победителей и наши автогонщики. Увереннее всего русские гонщики чувствуют себя в заездах на грузовиках (верные КАМАЗы нередко приводили нашу команду к победе).

Финишная черта. Итоги ралли-марафона Дакар-2021

Спустя 30 лет после своей первой победы на Дакаре, одержанной на мотоцикле, Стефан Петерансель добавил в свою коллекцию 14-го «Золотого Бедуина» и стал первым в истории гонщиком, выигравшим главный ралли-марафон планеты на трех разных континентах. А Кевин Бенавидес вписал своё имя в историю как первый южноамериканец, победивший в мотозачете, тогда как его соотечественник Мануэль Андухар стал сильнейшим среди квадроциклистов. В мотовездеходах, как и в 2019-м, доминировал чилиец Франсиско Лопес. Ну а подиум в категории грузовиков в полном составе заняла российская команда КАМАЗ-мастер во главе с Дмитрием Сотниковым, впервые выигравшим Дакар.

После 12 этапов и более 8000 километров, пройденных с 3 января, долгожданного финиша в Джидде достигли 64 мотоцикла, 11 квадроциклов, 50 автомобилей, 43 багги и 32 грузовика. Ещё 16 участников завершили ралли-марафон, воспользовавшись правом вернуться в гонку в зачете Dakar Experience после схода.

Мотоциклы: Бенавидес на вершине

Наверное, дело не в том, что он перекрасился в блондина, но в этом году Кевин Бенавидес изменился… и победил! Его предыдущие четыре участия на Дакаре состояли из взлетов и падений: стремительный дебют в 2016-м, когда он остановился в шаге от подиума, обидное второе место после досадной навигационной ошибки в 2018-м в родном городе Сальта, стоившей ему победы. Да и на нынешнем Дакаре аргентинцу тоже пришлось через многое пройти. На пятом этапе он упал и сломал нос, ушиб лодыжку, что не помешало ему выйти в лидеры генеральной классификации. Правда, лидировал он недолго – уже на следующий день откатился назад и занял выжидательную позицию. После драмы напарника по Honda Начо Корнехо Бенавидес вернулся на вершину турнирной таблицы и выдержал напряженный поединок с Сэмом Сандерлендом до последних километров предпоследнего этапа. К тому же не стоило сбрасывать со счетов его американского напарника Рики Брабека, ставшего в итоге вторым и обеспечившего Honda первый победный дубль на Дакаре с 1987 года, когда два первых места заняли Сирил Невё и Эди Ориоль.

В зачете Original by Motul, где участники ехали без технической поддержки команд, победил литовский мотогонщик Арунас Гелазнинкас, опередивший на час прошлогоднего триумфатора Эмануэля Гиенеса.

Кевин Бенавидес © Dakar Кевин Бенавидес Фото: Dakar

Квадроциклы: Аргентинец, да не тот

Не только в категории мотоциклов победа осталась за Аргентиной. Среди квадроциклистов сильнейшим также стал гонщик из этой южноамериканской страны. Само по себе это ничуть не удивительно, учитывая, что в категории квадроциклов с момента её запуска в 2009-м аргентинцы выиграли шесть раз. Но победы, скорее, ждали от Николаса Кавильяссо. И действительно после невыразительного старта победитель Дакара-2019 захватил инициативу и на день отдыха отправился лидером. Но поломка мотора на марафонском этапе выбила его из гонки. Тут и вышел на первый план другой аргентинец, который до этого уже победил на этапе и сидел в засаде, ожидая своего шанса взять ход гонки под свой контроль.

Мануэль Андухар © Dakar Мануэль Андухар Фото: Dakar

Автомобили: «У Мистера Дакара» всё под контролем

Легких побед на Дакаре не бывает, но если кто и может опровергнуть это утверждение, так это Стефан Петерансель. Судите сами, претендентов на победу и как минимум на подиум перед стартом было предостаточно: Себастьен Лёб, Жиниель Де Вильерс, Мартин Прокоп, Ясир Сейдан, Матье Серрадори, Бернхард Тен Бринке и много других достойных гонщиков. Но уже к третьему этапу всё свелось к противостоянию Петеранселя со своими товарищами по прошлогоднему подиуму. А после неудачи Карлоса Сайнса у француза по сути остался один конкурент – Нассер Аль-Аттия. Катарец выиграл в общей сложности шесть спецучастков, включая пролог, и оказывал жесткий прессинг. Но Петерансель выдержал натиск, а за три дня до финиша вместе со своей единственной победой на этапе увеличил свое преимущество с 4 минут и 50 секунд до 18 минут. Большего ему не требовалось, чтобы в 14-й раз выиграть Дакар.

Расстроенный Карлос Сайнс обеспечил X-Raid Mini двойной подиум, тогда как напарник Аль-Аттии Якуб Пшигонски повторил свой лучший результат, финишировав четвертым, хотя, конечно, для Toyota это стало слабым утешением. А вот где действительно могут быть довольны, так это в Bahrain Raid Xtreme – в дебютном для команды Дакаре Нани Рома занял пятое место.

Нассер Аль-Аттия, Стефан Петерансель и Карлос Сайнс © Dakar Нассер Аль-Аттия, Стефан Петерансель и Карлос Сайнс Фото: Dakar

Мотовездеходы: Доминатор Чалеко

В своем десятом по счету Дакаре Чалеко Лопесу пришлось иметь дело с новичками категории мотовездеходов, каждый из которых был быстрее другого. Дважды выигравший на этапах Сет Кинтеро, как и Крис Мик, а также Кристина Гутьеррес, ставшая первой девушкой за последние 15 лет, которой покорился спецучасток Дакара. И всё же опытный чилиец хорошо понимал, когда стоит атаковать, а когда – нет. До начала шестого этапа он демонстрировал образцовую стойкость. Да и потеря часа из-за поломки не выбила его из колеи. Лопес выиграл три следующих этапа и вернулся на вершину генеральной классификации, отыграв 36 минут отставания от Арона Домзалы. В дальнейшем он с каждым днем отрывался всё дальше, тогда как молодые соперники Сет Кинтеро, Арон Домзала и Остин Джонс один за одним ошибались, и обеспечил себе вторую победу на Дакаре после 2019 года.

Франсиско Лопес © Dakar Франсиско Лопес Фото: Dakar

Грузовики: Первая победа Сотникова

С 2017 года Дмитрий Сотников неизменно выигрывал на Дакаре минимум по одному этапу и потому вполне обоснованно считался одним из главных фаворитов перед стартом в Джидде. И если в прошлом году другой гонщик КАМАЗ-мастер Андрей Каргинов доминировал, выиграв семь этапов, то Сотников взял титул путем стабильных результатов. 11 из 12 этапов он завершил в первой тройке, единственным исключением стал лишь предпоследний СУ, где Дмитрий финишировал четвертым. И тогда как в этот раз Каргинов потерял полтора часа уже на первом этапе, Сотников со старта возглавил генеральную классификацию и никому больше не уступил лидерство. Для КАМАЗа эта победа стала 18-й по счету на Дакаре и пятой подряд.

Ильгиз Ахметзянов (механик), Дмитрий Сотников (гонщик) и Руслан Ахмадеев (штурман) © КАМАЗ-мастер Ильгиз Ахметзянов (механик), Дмитрий Сотников (гонщик) и Руслан Ахмадеев (штурман) Фото: КАМАЗ-мастер

Перформанс

Соперникам изначально следовало воспринимать его всерьез. Сет Кинтеро присутствовал в списке участников ещё год назад, но тогда не смог выйти на старт, поскольку не получил водительские права – на тот момент ему было 17 лет. Но он пообещал вернуться через год и показать, на что способен. Что же, сказал – сделал. Хотя гонщик Red Bull и выбыл из числа претендентов на победу, потеряв десять минут на девятом этапе, он оставил о себе очень благоприятное впечатление. Кинтеро стал самым молодым гонщиком, победившим на спецучастках Дакара, причем дважды. Впечатляющий дебют!

Сет Кинтеро © Dakar Сет Кинтеро Фото: Dakar

Тяжелый удар

На двух предыдущих Дакарах хотя бы один гонщик заводской команды Yamaha финишировал в первой десятке мотозачета. Но в этом году у «Синих» пять сходов! Кошмар начался на втором этапе с поломки мотоцикла Эндрю Шорта, затем выбыл Джейми Маккэнни, которого также подвела техника. В строю остались Росс Бранч, Франко Каими и Адриен ван Беверен. Первым из этой тройки выбыл Кайми, со слезами покинувший гонку после падения. На следующий день такая же участь постигла и Бранча. Ван Беверен оставался последней надеждой Yamaha. И команда даже перестраховалось – заменила мотор, пусть и ценой потери 15 минут. Но в начале финального этапа неудача всё-таки постигла француза – спустя полчаса тщетных попыток устранить поломку он был вынужден сдаться.

Адриен Ван Беверен © Dakar Адриен Ван Беверен Фото: Dakar

Статистика: 19

19 лет назад в своем третьем по счету Дакаре польский мотогонщик Марек Дабровски финишировал 21-м. А на финише нынешнего ралли-марафона он приветствовал своего сына Конрада, которому привил страсть к Дакару и, конечно, передал, знания и опыт, пригодившиеся Дабровски-младшему. И юный гонщик в своем дебюте финишировал 28-м в генеральной классификации мотоциклов. Что сказать, это подвиг! Большая загадка, как молодое поколение гонщиков так быстро адаптируется в самом физически сложном классе на Дакаре. Одно можно сказать с уверенностью: самородок из Варшавы, который готовится поступить в университет, уже привлек внимание заводских команд. Такие таланты появляются не каждый год.

Конрад Дабровски © Dakar Конрад Дабровски Фото: Dakar

Минутка классики

В начале 80-х первые попытки Ива Санхилла довести две багги своего производства до Розового озера не увенчались успехом. Спустя 40 лет две его машины успешно доехали до берега Красного моря в Джидде в рамках зачета Классика Дакара. Мало того, Майк Дуттон выиграл этот зачет.

Финиш Дакара-2021 © Dakar Финиш Дакара-2021 Фото: Dakar

Ралли «Дакар 2021»

1-е место, экипаж № 507: пилот Дмитрий Сотников; штурман Руслан Ахмадеев; механик Ильгиз Ахметзянов.

2-е место, экипаж № 501: пилот Антон Шибалов; штурман Дмитрий Никитин; механик Иван Татаринов.

3-е место, экипаж № 509: пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.

Второй на территории Саудовской Аравии международный ралли-марафон «Дакар» завершился 15 января в городе Джидда. Сразу три российских экипажа спортивной команды «КАМАЗ-мастер» заняли весь пьедестал почета в грузовом зачете. Первую победу в карьере одержал Дмитрий Сотников, второе место занял Антон Шибалов, Айрат Мардеев показал третий результат.

Гонка стала знаковой для челнинцев: юбилейный 30-й старт в легендарном соревновании на выносливость принес команде «КАМАЗ-мастер» 18-й титул в истории. Такое достижение позволило сравняться по количеству побед с мотоциклетной командой КТМ и продемонстрировать высокий уровень, подтверждающий, что россияне являются одними из лидеров мирового грузового зачета в автоспорте.

Сложная ситуация с пандемией коронавируса, сложившаяся в мире, не обошла стороной и 43-е издание «Дакара». Разрешение стартовать в ралли получили лишь те спортсмены, которые успешно сдали ПЦР-тесты на COVID-19. При условии, что не возникнет проблем и на обязательных административных и технических проверках. В итоге допущенных оказалось почти 500 спортсменов из нескольких десятков стран мира. Все они отправились в двухнедельный марафон на 286 единицах спортивной техники (в 2020-м на старт вышло 342 гоночных средств): 101 мотоцикл, 16 квадроциклов, 64 внедорожника, 61 багги и 44 грузовика.

За 12 этапов гоночный караван должен был преодолеть почти 7700 километров, а боевая дистанция составила без малого 4700 километров. На бескрайних просторах Аравийского полуострова камазовцы отстаивали титул чемпионов «Дакара» в непростой борьбе с основными участниками грузового зачета: IVECO, TATRA, МАЗ, PRAGA, RENAULT и MAN.

Команда «КАМАЗ-мастер» участвовала в «Дакаре-2021» четырьмя экипажами:

№500 Пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов;

№501 Пилот Антон Шибалов, штурман Дмитрий Никитин, механик Иван Татаринов;

№507 Пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов;

№509 Пилот Айрат Мардеев, штурман Дмитрий Свистунов, механик Ахмет Галяутдинов.

О СПОРТИВНОЙ МАШИНЕ

Географические и климатические особенности Аравийского полуострова стали основополагающими при составлении программы по модернизации машин перед гонкой 2021 года. Технические проблемы, которые имели место на «Дакаре» прошлого года, потребовали увеличения надежности отдельных элементов двигателя действующих спортивных автомобилей КАМАЗ-43509, ранее побеждавших на «Дакаре» 2019 и 2020 годов. Конструкторы экспериментировали с различными новыми материалами и техническими решениями. Инженеры команды также активно осваивали область аэродинамики внедорожного грузовика и динамики воздушных потоков для охлаждения различных систем автомобиля. Недоработки в этом направлении стали причиной потери времени в первый день «Дакара-2020». Большой блок изменений в конструкции машин был связан со снижением центра тяжести и улучшения динамики, также удалось добиться сокращения времени повышения давления в шинах. При этом период самоизоляции из-за пандемии и непростая финансовая ситуация затормозили некоторые планы команды, обозначенные в начале прошлого года.

О ГОНКЕ

После переезда «Дакара» из Южной Америки на Ближний Восток, гонщикам предстали ранее незнакомые и крайне сложные гоночные маршруты. Каждый год организаторы стараются сделать гонку сложнее, а экипажи получают новые вводные. «Дакар-2021» ознаменовал собой цифровую эру для штурманов: в электронные дорожные книги, установленные в машинах ведущих экипажей, информация о предстоящем спецучастке загружалась за 10-20 минут до старта. Тем самым, на ознакомление практически не оставалось времени, а ехать приходилось буквально по навигационному прибору.

Внесли организаторы и серьезные изменения в маршрут гонки, сделав ее кольцевой и направив в обратную сторону – против часовой стрелки. Рассчитывать на то, что на определенном этапе гонщикам встретятся знакомые направления, как это было в прошлом десятилетии на южноамериканском континенте, уже не приходилось.

Как и полагается легендарной многодневке, путь от старта к финишу на берегу Красного моря, не стал для ее участников легкой прогулкой. Особую изюминку маршруту «Дакара» придавало разнообразие ландшафтов. Сотни искателей приключений отправились покорять почти 4700 км труднопроходимых внедорожных трасс, проложенных через горы и дюны, пески и долины, русла рек и каньоны. И все это великолепие аравийской природы легко умещалось на одном спецучастке длиной всего в 300-400 км.

Высокую степень сложности маршрута, изобиловавшего коварными ловушками и непростой навигацией, показали итоговые цифры «Дакара». Из 286 стартовавших в Джидде мотоциклов и автомобилей на финишном подиуме в портовом городе оказались только 193 единицы техники. Процент схода участников во всех категориях «Дакара», в том числе и в грузовом зачете, составил более 30 процентов. В генеральной классификации по итогам марафона остались 63 мотоцикла, 11 квадроциклов, 49 автомобилей, 41 багги и 29 грузовиков.

Календарь гонки

2 января. Пролог, торжественный старт в Джидде

3 января. 1-й этап: Джидда – Биша

4 января. 2-й этап: Биша – Вади-эль-Давасир

5 января. 3-й этап: Вади-эль-Давасир – Вади-эль-Давасир

6 января. 4-й этап: Вади-эль-Давасир – Эр-Рияд

7 января. 5-й этап: Эр-Рияд – Аль-Кайсум

8 января. 6-й этап: Аль-Кайсум – Хаиль

9 января. День отдыха

10 января. 7-й этап (марафонский): Хаиль – Сакака

11 января. 8-й этап (марафонский): Сакака – Неом

12 января. 9-й этап: Неом – Неом

13 января. 10-й этап: Неом – Аль-Ула

14 января. 11-й этап: Аль-Ула – Янбу

15 января. 12-й этап: Янбу – Джидда, финишный подиум

После двух этапов стало понятно, что победитель «Дакара-2020» Андрей Каргинов вряд ли сможет рассчитывать на высокий результат — отставание от Дмитрия Сотникова составило почти 2 часа. В первый день от попавшего камня у машины разлетелся вентилятор водяного радиатора и разрушился привод. Во второй день сначала вышла из строя подкачка шин заднего моста, чего в команде «КАМАЗ-мастер» не было уже несколько лет на нынешнем поколении грузовиков, а затем одно за другим взорвались оба задних колеса, что вынудило экипаж не рисковать на трассе.

Высокий уровень соперничества и равные возможности команд привели к тому, что после 80 км пути в Эр-Рияд сразу пять экипажей расположились в семи секундах друг от друга, а Андрей Каргинов, Сергей Вязович и Алексей Вишневский преодолели этот отрезок с одинаковым временем. Свою третью победу на этапе одержал Дмитрий Сотников, Антон Шибалов в «женерале» опередил Мартина Мацика и вышел на второе место.

На следующий день за пропуск навигационной точки на 20 минут был оштрафован Андрей Каргинов, лишившись первой победы на «Дакаре-2021». А вот для бронзового призера «Дакара-2020» Сергея Вязовича пятый этап завершился фатально: его грузовик более суток простоял в пустыне, а «полевой» ремонт коробки передач оказался не под силу.

На финише в Хаиле «КАМАЗ-мастер» занял первые три места, а таблица грузового зачета обрела очертания, сохранившиеся до самого конца «Дакара». Задать темп на вторую неделю гонки организаторы решили двумя марафонскими этапами. Все четыре экипажа российской команды не испытали никаких проблем, свидетельством чему стали еще два камазовских подиума.

Учитывая серьезный временной задел перед конкурентами, задачей на заключительные четыре этапа для экипажей «КАМАЗ-мастер» стал надежный финиш без лишнего риска и сохранение третьей строчки. Тактикой россиян воспользовался Мартин Мацик, выигравший три спецучастка. Предпоследний день мог стать последним на гонке для Андрея Каргинова: один из многочисленных камней разрушил корпус коробки передач, из-за чего начало вытекать масло. К счастью для экипажа, поломка не произошла на спецучастке и он добрался до бивуака.

Мартин Мацик и Алеш Лопрайс, Алексей Вишневский и Сергей Вязович оказывали серьезное сопротивление на разных этапах, держа в напряжении пилотов «КАМАЗ-мастер». Залогом успеха на «Дакаре» стали надежность российской техники, опытные экипажи и слаженные действия всех членов команды «КАМАЗ-мастер», впервые с 2015 года занявшей весь подиум. О превосходстве команды на этом «Дакаре» говорят восемь побед на спецучастках из 12. На счету Дмитрия Сотникова пять таких выигрышей (личный рекорд плюс 11 из 12 финишей в тройке), дважды лучшее время показывал Антон Шибалов, еще одна победа досталась Айрату Мардееву.

Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»: «Рад, что в этом году до финиша добрались все четыре машины. Да, не всем сопутствовала удача на этапах, были технические сложности, сложно было и физически бороться с непростыми условиями, но это «Дакар». И победу одерживает тот, кто смог дотерпеть, превозмочь себя. Поздравляю с первой победой в карьере экипаж Дмитрия Сотникова! Ребята молодцы, проявили себя с самой лучшей стороны. Здорово провели гонку и экипажи Антона Шибалова и Айрата Мардеева. Показал командную работу Андрей Каргинов, четко работая на общий результат команды. Но этой победы не было бы без слаженной работы всего коллектива «КАМАЗ-мастер». Мы благодарны нашим партнерам за сотрудничество в непростое время! Спасибо нашим многочисленным болельщикам, переживавшим за команду все это время! Ваша поддержка помогала нам на протяжении всего «Дакара».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: