Как научиться управлять самолетом - Pk-shturm.ru

Как научиться управлять самолетом

Как научиться самостоятельно летать на самолете в России

Как научиться самостоятельно летать на самолете в России

От редактора: Данный материал был написан Ильей Наумовым. Илья влюблен в малую авиацию, которой так недостает России для связности страны. Мы рады разместить рассказ Ильи о том, как он начал летать самостоятельно хотя бы потому, что он превратил хобби в работу и сегодня работает в компании «ЧелАвиа».

Многим офисным работникам хорошо знакомо приходящее в конце недели острое желание переключить свой мозг на что-то, отличное от текущей работы. Люди по-разному решают эту проблему: кто-то отправляется в бар, кто-то – на пробежку, а кто-то пытается отвлечься от рутины с помощью экстремальных видов спорта.

Предлагаю вам еще одну интересную альтернативу – научиться летать на самолете. Я расскажу о нескольких причинах, почему вам стоить это попробовать, а также попытаюсь развеять несколько популярных мифов о малой авиации.

Итак, почему вам понравится летать?

Новая степень свободы

Полеты – это, пожалуй, один из лучших способов узнать свою страну. Полтора-два часа полета с подмосковного аэродрома – и вот вы уже в Липецке, Воронеже, Нижнем Новгороде или Тверской области. Летом, в неспешном режиме в течение светового дня вполне можно долететь до юга России. В отличие от автомобильных поездок на такие расстояния, полет на самолете намного менее утомителен, и в то же время гораздо более зрелищен.

Даже полет вблизи «родного» аэродрома может быть очень интересен – локальные природные или архитектурные достопримечательности есть практически везде.

Никакой скуки

Авиация интересна, прежде всего, тем, что возможности самосовершенствования и развития в ней практически безграничны. Ночные полеты, полеты по приборам, новые типы самолетов, различные виды авионики (бортового оборудования), полеты с воды, высший пилотаж, реактивная техника, вертолеты и планеры – перечислять можно бесконечно. Всю свою летную жизнь пилот учится — и все равно остается дилетантом во многих областях — настолько необъятна эта область знаний. Если вы любопытны, тянетесь ко всему новому и любите докапываться до сути вещей и напрягать мозг различными нетривиальными задачками – скорее всего, вам понравится летать.

Авиация никогда не надоедает – хотя бы потому, что двух одинаковых полетов не бывает. Погода, время года и суток, поведение конкретного самолета, ветер на посадке, даже речь разных диспетчеров – каждый полет имеет массу своих особенностей. На начальном этапе даже простые полеты по аэродромному кругу (тренировка взлетов и посадок) будут для вас крайне увлекательным и азартным занятием.

Наконец, полет – это просто красиво. Трудно с чем-то сравнить потрясающие виды золотой осени с борта самолета или буйство красок закатного неба в конце ясного дня. Невозможно описать эти ощущения словами — но тот, кто однажды испытал их сам, стремится подняться в воздух снова и снова.

Люди и общение

Российская тусовка пилотов и инструкторов достаточно немногочисленная (если сравнивать ее с такими «авиационными» странами, как США), но достаточно сплоченная и активная. В нее входят люди самых разных профессий, но большинство из них объединяет общительность, дружелюбие, желание поделиться опытом и помочь брату-пилоту. Атмосфера на многих аэродромах малой авиации – почти семейная (как всегда, не без исключений – люди есть люди – но в целом это так).

Лето – пора различных авиашоу и слетов малой авиации, на которые собираются частные пилоты со всей страны. Это прекрасная возможность как попрактиковаться в дальних маршрутных полетах, так и пообщаться с интересными людьми, поглазеть на технику, послушать чужие «охотничьи рассказы» и поделиться своими.

В общем, если вы любите веселые компании, в которых можно не только приятно провести время, но и узнать много нового – вам определенно понравится тусовка авиаторов.

О популярных «городских легендах»

Учиться на пилота долго и дорого.

Действительно, авиацию нельзя назвать дешевым хобби, а пилотирование самолета – все же несколько более сложный навык, чем управление автомобилем (как бы ни пыталась вас в этом разуверить реклама некоторых летных школ), поэтому обучение занимает достаточно много времени.

Тем не менее, начинающие пилоты, летающие по выходным, обычно успевают пройти весь курс первоначальной подготовки (40 часов летной практики и 300 часов теории) примерно за полгода, а стоимость обучения чаще всего не превышает 350-450 тыс. руб. (в зависимости от типа учебного самолета). Такую сумму вполне в состоянии «осилить» почти любой менеджер среднего звена — конце концов, речь идет о 100 ужинах на двоих или о половине стоимости Ford Focus!

Да и можно ли сравнивать обладание скромной машинкой с ощущением, когда всё небо принадлежит вам?

Чтобы стать пилотом нужно здоровье космонавта.

Пилоты бывают разные. К частным пилотам (пилотам-любителям), летающим ради собственного удовольствия, законодательство предъявляет намного менее жесткие требования, чем к коммерческим и линейным пилотам, работающим в авиакомпаниях. Для пилота-любителя непреодолимым препятствием на пути в небо обычно являются только действительно серьезные заболевания.

Полеты – это опасно и экстремально!

Это совсем не так. Даже чисто статистически вероятность какого-либо происшествия в полете намного ниже, чем при поездке на автомобиле – хотя бы из-за гораздо меньшего количества участников движения.

Кроме того, полет – это не какая-то неподвластная человеку магия, а лишь результат действия определенных физических сил, которые пилот вполне в состоянии контролировать. Полет с хорошо подготовленным и благоразумным пилотом, который не склонен к самоуверенности и способен адекватно оценивать свои навыки, не имеет ничего общего с каким-либо экстримом.

Отказы техники на практике очень редки, особенно если самолет относительно новый и обслуживается квалифицированными инженерами. Тем не менее, вопреки распространенному стереотипу, даже при отказе двигателя (что само по себе – явление исключительное) самолет вовсе не падает камнем на землю, а превращается в планер – вполне управляемый. Посадочные скорости небольших самолетов невысоки, поэтому при благоприятном стечении обстоятельств даже без двигателя вполне возможна вынужденная посадка на дорогу или укатанное поле, в результате которой не только пилот с пассажирами, но и самолет останется цел и невредим. И, конечно же, действиям в нештатных ситуациях уделяется особенное внимание при первоначальной подготовке.

Я лично знаю несколько человек, которые страдали сильнейшей аэрофобией, и полностью от нее избавились, начав летать в аэроклубе самостоятельно.

В России практически невозможно летать официально – нужно собирать разрешения на полет, ну и прочая бюрократия.

Некоторое время назад все так и было, однако в 2010-м году в авиационное законодательство были внесены существенные изменения. В частности, было разрешено так называемое уведомительное использование воздушного пространства – это значит, что за час до полета достаточно подать в зональный центр свой полетный план (например, через интернет), и можно спокойно лететь.

Постепенно развивается и аэродромная инфраструктура: открываются новые частные посадочные площадки, реконструируются и восстанавливаются старые. Также нет никаких проблем с тем, чтобы прилететь на маленьком самолете в любой «большой» аэропорт.

Короче, даже несмотря на то, что российское авиационное право пока еще трудно назвать особенно лояльным к частным пилотам, определенные положительные тенденции, без сомнения, есть. Грамотно подходя к планированию полетов, даже в России самолет вполне можно рассматривать как полноценное транспортного средство.

Как выбрать летную школу (аэроклуб)

При выборе школы обращайте внимание на парк учебных самолетов – их возраст, состояние и количество. Если у школы 1-2 старых самолета, скорее всего, они часто будут в ремонте, и в это время летать вам будет не на чем (да и десять курсантов на один самолет – не самая привлекательная перспектива).

Желательно, чтобы во флоте аэроклуба присутствовала техника разных типов – это позволит вам совершенствоваться как пилоту после окончания базового обучения.

Поинтересуйтесь теоретическим обучением – проводятся ли реальные теоретические занятия в учебных группах, или этот вид подготовки носит чисто формальный характер («да чего там готовиться – почитаешь книжку, а что непонятно – спросишь у инструктора»). «Теория», если она преподается грамотным лектором, имеет не менее важное значение, чем практические полеты. Пренебрегать ей точно не стоит.

Выясните, на каком аэродроме базируется школа. Будет ли вам удобно ездить туда каждые выходные на протяжении нескольких месяцев?

Нелишним будет лично посетить аэроклуб и совершить там 20-30-минутный ознакомительный полет, чтобы поближе познакомиться с самолетом и с будущим инструктором (в обстановке, максимально приближенной к реальному занятию).

Обратите внимание на бытовые условия в представительстве школы. Есть ли там какое-то подобие учебного класса? Будет ли у вас возможность спокойно готовиться к полетам? Можно ли там перекусить? Насколько комфортно будет зимой?

Уточните, какой документ вы получите после окончания обучения. Это должно быть свидетельство пилота-любителя государственного образца (Росавиация, оно же ФАВТ РФ).

Как управлять самолетом: инструкция с видео

Многие мужчины в детские годы мечтают стать космонавтами или пилотами самолетов, однако воплотить эту мечту удается лишь единицам. Большинство людей думают исключительно о романтике полетов, забывая о той ответственности, что проходится нести представителям этой профессии. Для того чтобы получить летную лицензию, необходимо отучиться на соответствующих курсах и потратить несколько десятков часов на тренировочные полеты. Для того чтобы стать командиром авиалайнера, пилот должен иметь пятнадцатилетний трудовой стаж. Людей, которые отправляются в путешествие воздушным транспортом, часто интересует вопросы о базовых принципах авиации. Во время полета лайнером управляет автопилот, а командиру воздушного судна необходимо использовать собственные навыки и мастерство в процессе взлета и посадки. В нашей статье мы предлагаем рассмотреть вопрос о том, как управлять самолетом.

Читайте также  Мотоцикл для станта

как управлять самолетом

Получить лицензию пилота частного самолета относительно нетрудно

Системы управления воздушным лайнером

Каждый пассажирский самолет имеет сложную систему управления. Такие системы можно разделить на три отдельных группы:

  1. Ручную систему управления.
  2. Полуавтоматическую систему управления.
  3. Автоматическую систему управления.

К пилотированию самолетов с ручной системой управления допускаются лишь опытные специалисты. Во время полета на таком лайнере, командир экипажа должен управлять всеми системами воздушного судна. Ему нужно контролировать не только положение лайнера, но и угол его наклона. Следует обратить внимание на то, что для того, чтобы удерживать штурвал в нужном положении на протяжении многих часов, требуется весьма внушительная физическая сила. В большинстве современных пассажирских лайнеров устанавливается полуавтоматическая или автоматическая система управления. Наличие этой системы позволяет создать максимальную безопасность и исключить катастрофические последствия, возникающие по причине человеческого фактора.

Обычный человек может не справиться с контролем большого количества разных приборов одновременно.

Достоинством полуавтоматической системы является наличие на борту лайнера специальных узлов и технических приборов, предназначенных для упрощения процесса управления воздушным судном. Несмотря на наличие «умной» электроники, пилоту нужно постоянно следить за многочисленными параметрами. Полностью автоматическая система позволяет активировать автопилот, который будет управлять самолетом после его подъема в воздух. В этом случае, пилоту нужно лишь совершить взлет и осуществить посадку в конечной точке маршрута.

Рули управления

По мнению экспертов, управление воздушным лайнером значительно сложнее управления другими транспортными средствами. В каждом воздушном судне устанавливается несколько рулей управления, отвечающих за разные действия. Управление такой системой предполагает сильную физическую нагрузку. Самолет в отличие от других транспортных средств может не только поворачивать в разные стороны, но и вращаться на триста шестьдесят градусов. С помощью рулей управления пилот управляет направлением судна, контролирует отклоняемые элероны и высоту.

как управлять самолетом видео

Чаще всего основная часть полета проходит в автоматическом режиме

Система координат

Воздушное судно перемещается по сложной траектории, для описания которой используется осевая система координат. Передвижение воздушного транспортного средства осуществляется по следующим осям:

  1. Продольная – ось ОХ.
  2. Вертикальная – ось OY.
  3. Поперечная – ось OZ.

Оси вращаются и движутся так же, как и само воздушное судно и проходят сквозь центральную точку масс. Основной осью является ось ОХ, которую часто именуют строительной координатой. Эта ось закладывается на момент проектировки воздушного корабля. Вращаясь вокруг этой оси, воздушное судно приподнимает консоль на одном крыле и в это же время опускает другую. Этот манёвр обозначается при помощи термина «крен». Пилот управляет наклоном воздушного судна с помощью специального элерона.

Вертикальная ось перпендикулярна продольной координате. Эта ось расположена в плоскости симметрии лайнера. Передвижение по этой оси обозначается при помощи термина «рыскание». Для того чтобы управлять передвижением лайнера по этой оси, пилоты используют специальный руль управления. Смещение положения этого руля позволяет отклонить в правую или левую сторону нос воздушного судна.

Поперечная ось расположена в перпендикулярном положении от координаты OY. При перемещении по этой оси самолет приподнимает или опускает носовую часть. Данный манёвр получил название «тангаж». Угол между продольной и поперечной осью именуется углом тангажа. Уменьшение этого угла приводит к тому, что лайнер начинает пикировать, а увеличение влечет за собой стремительный набор высоты.

Штурвал

В кабине воздушного судна установлен штурвал, обладающий функциями, которые можно сравнить с функциями стандартного транспортного средства. С помощью штурвала пилот регулирует положение носовой части судна и угол его наклона. Рядом с сиденьем пилота устанавливается аппарат, регулирующий уровень горючего, и кнопка впуска топлива. Довольно интересен тот факт, что разворот лайнера на взлетной полосе осуществляется не с помощью штурвала, а благодаря специальным педалям, расположенным под креслом командира.

Во время полета командир экипажа должен не только контролировать штурвал, но и следить за приборной панелью. Системы лайнера выводят на жидкокристаллический экран следующую информацию:

  • Текущая скорость;
  • Выбранный курс;
  • Набранная высота.

Процесс взлета и посадки

Процесс взлета является одним из самых сложных этапов, во время которого пилот должен максимально сосредоточиться. Размещенное ниже видео, как управлять самолетом, подробно информирует обо всех деталях данного процесса. Перед тем как подняться в небо, пилоту нужно получить разрешение от диспетчерской службы. После этого, пилот выставляет закрылки под определенным наклоном. Выполнение этого действия позволяет набрать нужную подъемную силу. Далее пилоту нужно прогреть двигатель и повернуть самолет навстречу воздушного потока. Те пассажиры, что сидят возле иллюминатора, могут следить за изменением положений отдельных частей крыльев.

Перед тем как начать набирать скорость, пилоту нужно выдвинуть закрылки. Эта часть конструкции должна снизить скорость для взлета воздушного судна. Выбор скорости зависит от длины взлетной полосы. Здесь следует обратить внимание, что искусственное занижение скорости оказывает влияние на уровень подъемной силы.

После того как лайнер набирает определенную скорость, носовая часть корабля начинает приподниматься в воздух. Воздух буквально «всасывает» авиалайнер в небо. Чтобы самолет полноценно взлетел, командиру экипажа нужно потянуть за штурвал. Процессом самого полета управляет автоматическая система, установленная в бортовом компьютере. Вмешательство экипажа требуется только в тех случаях, когда самолет попадает в зону турбулентности.

Процесс посадки воздушного судна начинается с момента снижения высоты и оканчивается парковкой транспорта на взлетно-посадочной полосе. Для того чтобы начать снижение, пилот должен зайти на посадку. Во время этого процесса самолету нужно попасть в определенный воздушный коридор, изменить конфигурацию крыльев и сбросить скорость. Процесс посадки летного средства осуществляется по показаниям навигационной техники. Пилот начинает ориентироваться на взлетно-посадочную полосу только после того, как самолет снизится до ста метров над землей.

Самый сложный этап начинается после того, как расстояние между лайнером и земной поверхностью составит пятьдесят метров. Пилоту необходимо выбрать нужный момент для того, чтобы правильно выбрать угол наклона. Самолет приземляется на задние шасси, после чего пилот плавно направляет штурвал вперед. После того как передние шасси коснутся посадочной полосы, командир экипажа снижает тягу и начинает торможение. Во время нахождения лайнера на посадочной полосе, курс движения регулируется при помощи специальных педалей.

Для управления самолета предусмотрена сложная система

Осуществлять управление самолетом гораздо труднее, чем автомобилем

Заключение

В данной статье мы кратко рассмотрели вопрос о том, как управлять воздушным лайнером. Для того чтобы получить лицензию пилота, достаточно окончить летную школу и пройти ряд тестовых испытаний. Стать командиром экипажа самолета гражданской авиации значительно сложнее. Для этого нужно получить не только соответствующее образование, но и иметь пятнадцатилетний профессиональный стаж.

Как управлять самолетом: инструкция с видео

Многие мальчики мечтали когда-то стать пилотами, и лишь единицы воплощают детскую мечту. Это не просто романтичная профессия, она еще и крайне ответственная. Получить лицензию пилота частного самолета относительно нетрудно: необходимо пройти курсы и налетать минимум 40 часов, однако в кресло командира воздушного судна гражданской авиации можно попасть только после 15 лет стажа.

Поднимаясь на борт туристического лайнера, наверное, практически у всех пассажиров возникает подобная мысль: «Как же все-таки эта штука летает?». Чаще всего основная часть полета проходит в автоматическом режиме, а мастерство и опыт пилота требуются во время взлета и посадки. В данной статье мы расскажем в общих чертах, как управлять самолетом.

как управлять самолетом

Управление

Для управления самолета предусмотрена сложная система, которая бывает трех видов:

  • неавтоматической;
  • полуавтоматической;
  • автоматической.

Управление в неавтоматическом (ручном) режиме требует от пилота высочайшего уровня мастерства, так как ему необходимо контролировать буквально каждую деталь: угол наклона носовой части самолета, высоту, положение в воздухе и так далее. Вдобавок даже само удержание рулевых поверхностей в нужном положении требует прикладывания довольно больших физических сил. Как правило, полеты в нормальных условиях не проходят в ручном режиме, ведь автоматизация позволяет гарантировать максимальную безопасность, осуществляя контроль за настолько большим количеством параметров, одинаково уследить за которыми человек практически не в силах, а также исключая влияние человеческого фактора.

В полуавтоматическом режиме пилоту оказывается помощь со стороны автоматических систем, которые многократно облегчают процесс управления. Однако все же успех по большей части зависит от действий капитана воздушного судна. Полностью автоматический режим примечателен тем, что отдельные этапы полета проходят без участия человека вообще.

Рули управления

Осуществлять управление самолетом гораздо труднее, чем автомобилем. Во-первых, это требует значительных физических усилий. Во-вторых, у авиалайнера имеется несколько рулей, которые отвечают за различные функции. В отличие от машины самолет можно направить не только влево или вправо, но также вниз или вверх, накренить вбок и так далее. Поэтому в системе управления самолетом имеется несколько рулей, отвечающих за высоту, направление, отклоняемые элероны.

Читайте также  Насос для ниппеля presta

связанная система координат

Связанная система координат

Самолет движется по сложной траектории, для описания перемещения судна по воздуху используются оси ОX (продольная), ОY (вертикальная), ОZ (поперечная). Так как оси движутся и вращаются вместе с самолетом, система координат была названа связанной. Все они проходят через центральную точку масс.

Ось ОХ является основной, ее называют строительной. Закладывается она на начальном этапе – при проектировании лайнера. Во время вращения вокруг данной оси самолет опускает одну консоль крыла и одновременно поднимает другую. Данное движение называют термином «крен». Осуществлять управление креном пилот может при помощи элеронов.

Вертикальная ось OY проходит перпендикулярно предыдущей. Располагается она непосредственно в плоскости симметрии конструкции. Движение вокруг данной оси в авиации называется забавным словом «рыскание». Управление движения самолета по данной оси осуществляется при помощи руля направления, в результате смещения положения которого нос воздушного судна отклоняется вправо-влево.

Ось OZ находится в перпендикулярном положении от оси симметрии. При вращении вокруг данной оси самолет совершает движение, называемое «тангажом» (говоря простым языком, самолет поднимает и опускает нос). Угол между осями OX и OZ называется углом тангажа. Если угол увеличивается, лайнер карбирует, а если уменьшается – пикирует. Тангажом управляет руль высоты.

Штурвал

Напротив кресла пилота располагается штурвал, который выполняет приблизительно ту же функцию, что и руль автомобиля, а именно, регулирует положение носа лайнера и угол наклона крыльев. Между сиденьями пилотов находятся две кнопки — газ и регулятор горючей смеси. Кнопка газа отвечает за впуск топлива.

Интересный факт: за поворот самолета на взлетно-посадочной полосе отвечают две педали, расположенные под сиденьем пилота, а не штурвал.

Пилоту необходимо не только контролировать штурвал, но и следить за информацией о полете. На приборной панели выводятся следующие данные: высота над уровнем моря, на которой находятся самолет, курс, скорость, температура за бортом и так далее.

Взлет

Для взлета пилоту необходимо получить разрешение. Закрылки должны располагаться под углом 10 градусов. Их функция — создание подъемной силы. Сам лайнер должен быть повернут навстречу ветру. Сначала двигатели необходимо тщательно прогреть. Когда самолет готовиться ко взлету, очень интересно наблюдать в иллюминатор, как меняется положение отдельных деталей на крыльях, как выезжают новые плоскости. Это закрылки, функция которых заключается в снижении скорости при взлете. Для взлета не нужна большая скорость. Более того, для полного разгона не хватило бы никакой взлетно-посадочной полосы. Однако искусственное снижение скорости уменьшает подъемную силу.

Чтобы оторваться от земли, самолету необходимо набрать определенную скорость. При достижении необходимой подъемной силы нос лайнера сам начинает подниматься над землей (в результате увеличения так называемого угла атаки). В нужный момент пилоту необходимо потянуть за штурвал, чтобы лайнер взлетел. Как правило, непосредственно полетом управляет бортовой компьютер в автоматическом режиме, лишь в зоне турбулентности требуется вмешательство пилота.

как управлять самолетом

Посадка

Процедура посадки начинается в тот момент, когда пилот снижает высоту и заканчивается полной остановкой самолета на ВПП. Вначале пилоту необходимо зайти на посадку и лишь после этого начать снижение. Во время захода на посадку лайнер маневрирует в пределах воздушной территории аэропорта, меняет конфигурацию самолета, снижает скорость до посадочной.

Пилот сажает самолет, ориентируясь исключительно на показания приборов. Как только лайнер опускается до высоты 100 метров, необходимо переключить внимание на взлетно-посадочную полосу. После прохождения точки, находящейся на высоте 50 метров от земли, наступает самый сложный этап: пилоту необходимо уловить правильный момент и потянуть на себя штурвал так, чтобы задние шасси аккуратно коснулись ВПП. Далее нужно подать штурвал вперед, чтобы на посадочную полосу опустились и передние колеса. Затем пилот убавляет тягу и начинает торможение. Когда самолет находится на земле, направление его движения задается вновь педалями, а не штурвалом. О процессе обучения пилотов, а также наглядно о том, как управлять самолетом, рассказывает видео.

Как управлять самолетом

Управление самолетом — целое искусство, требующее от летчиков постоянной сосредоточенности, внимания и собранности. Достаточно отвлечься всего на несколько минут, чтобы самолет попал в трудную ситуацию, из которой не всегда возможно выйти. И уж тем более его управление можно доверять только пилотам с соответствующими документами.

Как управлять самолетом и кто управляет самолетом — пилот или летчик? На самом деле, большую часть перелета самолетом руководит бортовой компьютер или автопилот, как его еще называют. Пилотам же нужно следить за показаниями датчиков. Если что-то пойдет не так, им нужно сразу вмешаться.

Перед полетом

Первое, что делают пилоты перед тем, как подняться на борт самолета, это осматривают сам лайнер. Конечно, его проверяют механики, но всегда следует повторить процедуру во избежание возможной аварии. Есть ли какие-либо повреждения или даже небольшие царапины. Особое влияние следует уделить двигателям. Туда могут случайно попасть птицы.

как управлять самолетом

Проверка самолета перед взлетом — одна из обязанностей пилота.

Когда вы зайдете в кабину, осмотрите внимательно все устройства, которые перед вами находятся.

Проверьте руль и закрылки — они должны двигаться плавно. Не забудьте о бензобаках и резервуарах с маслом. Нужно сверить, совпадает ли их уровень с допустимым. Также надо заполнить документы по распределению груза на борту. Нельзя допускать, чтобы произошла перегрузка.

Еще одна важная деталь заключается в том, что между Боингами и Аэробусами есть важное отличие в том, что касается управления самолетом. В Боингах установлены штурвалы, тогда, как в Аэробусах их заменяют Сайдстики (Sight Stick). Это ручка управления самолётом. Именно они позволяют управлять самолетом в воздухе — задавать движение вперед, вправо или влево. Это и есть ответ на вопрос: “Как называется руль в самолете?”

органы управления самолетом

Кабина пилотов в Боинге.

Их также нужно проверить — мягко ли, но при этом энергично они двигаются.

Взлет

Это одна из самых важных составляющих любого полета. Как известно, именно при взлете или посадке случаются большинство аварий.

В первую очередь, пилот вносит всю информацию о точке отбытия в бортовой компьютер. Это код аэропорта, долгота и широта, номер полосы и систему выхода, данные по ветру, топливу и т.д. У Боинга, например, таких компьютеров два, и они входят в так называемую Flight Manager System.

Далее идет проверка кабины, когда второй пилот зачитывает Pre-Flight Check List (Это список тех команд, которые нужно проверить перед взлетом). Он зачитывается исключительно на английском языке, так как все органы управления самолетом на панелях обозначены английскими словами.

как называется руль в самолете

При этом, проверяется вся Overhead System (Это все те датчики и приборы, которые находятся над головой пилотов). Там находятся система кондиционирования в салоне, противопожарные системы, топливные системы, системы по регулированию температуры в кабине и много-много других. Принцип тут такой — чем дальше от пилота те или иные системы, тем они менее важны.

Некоторые из них отличаются по цветам — есть темно-серые и светло-серые. Это сделано для того, чтобы в случае пожара и, как следствие, задымления кабины пилот сквозь кислородную маску мог их различать.

Далее нужно получить разрешение на взлет у диспетчера и перейти на связь с техником, который находится на поле.

Пилот запускает двигатели, информируя об этом техника. Выставляет скорость на панели Flight Control Unit (она находится прямо перед пилотами. Там расположены задатчики скорости, высоты и курса).

Затем нужно выпустить закрылки и вырулить на взлетно-посадочную полосу. Получив разрешение от диспетчера взлета на взлет, вывести двигатели примерно на 40% их мощности. После этого, отрываемся от полосы, убираем шасси и одновременно с этим набираем скорость. Закрылки полностью убираются. Последнее, что выполняется, это включение автопилота.

Полет

По сути, во время самого полета пилоты должны только контролировать самолет. Управляет же им автопилот. Только в экстренных случаях, автопилот отключается во время полета, и пилот сам регулирует полет. На Аэробусах кнопка отключения автопилота находится на Сайдстике и специально окрашена в ярко-красный цвет.

кто управляет самолетом пилот или летчик

Кабина пилотов в Аэробусе.

Проверять нужно время от времени и Overhead System. Там действует “принцип темной кабины”. Иначе говоря, все датчики и системы должны быть зеленого, белого или синего цвета. Они просто оповещают о своей работе. Если какая-то из них приобретает желтый цвет, это значит отказ системы. Красный может означать пожар.

Если мы говорим о Боинге, то там установлен штурвал, которым надо управлять плавно, но энергично. Опытные летчики отмечают, что те, кто только учатся на пилота, обычно пытаются резко им дергать. Или просто вцепляются в него. Это неправильно. Мягкие и твердые движения — так надо двигать штурвал.

Читайте также  Как правильно входить в поворот на мотоцикле

На Аэробусах Сайдстиком тоже нужно управлять спокойно и не рывками. Сами пилоты отмечают, что при управлении самолетом при помощи Сайдстика не чувствуется обратной связи. То есть, поворачивая самолет в ту или иную сторону, вы это не почувствуете. Тогда как за штурвалом ощущается каждое движение.

При возникновении каких-то проблем, будь то отказ одного из двигателей или пожара, компьютер сам показывает, где и что не так. На дисплее отображается и какие кнопки надо нажимать в этом случае. На всякий случай, в кабине есть и руководство по использованию самолета. Там расписано все, что нужно делать, при любой нестандартной ситуации.

Также во время полета КВС (Командир воздушного судна) и второй пилот должны контролировать друг друга. Если ошибется один, второй поправит. Их всего двое, поэтому они обязаны координировать действия друг друга.

Видео “Как управлять самолетом” представлено чуть ниже.

Посадка

При посадке в бортовой компьютер снова заносится вся нужная информация — код аэропорта прибытия и т.д., чтобы он сам уже смог выстроить траекторию, по которой будет снижаться.

ручка управления самолётом

Только во время взлета и посадки пилот отключает автопилот.

Нужно выставить высоту и нажать режим смены эшелона. Также выставляется курс, и постепенно происходит снижение.

Дальше пилот выпускает закрылки и отключает автопилот. Выставляется скорость захода и снова читается Check List. Таким образом, второй пилот и КВС проверяют друг друга.

Происходит уже переход в глиссаду (это траектория снижения самолета) и собственно сама посадка. При этом, включается малый газ и реверс.

Конечно, это упрощенный вариант набора тех действий, которые совершают пилоты при регулировании действий самолета, но они основные.

Как происходит управление самолетом?

Как происходит управление самолетом?

Самолет – это довольно сложный объект для управления, поэтому к его управлению допускаются только специально обученные пилоты. В гражданской авиации это экипаж, который состоит их командира и второго пилота воздушного судна.

В военной авиации термин «пилот» не употребляется, самолетами управляют летчики. Получить навыки управления самолетом может позволить себе не каждый человек, а вот узнать, как происходит управления интересно многим.

В этой статье расскажу об основных элементах конструкции самолета, органах управления и процессом пилотирования.

Общие сведения

Основные элементы конструкции самолета

Основный элемент конструкции любого самолета – это планер, который в свою очередь состоит из фюзеляжа (основная несущая конструкция, которая соединяет все части самолета в единое целое), крыльев и оперения.

Крыло – это основная несущая поверхность самолета, оно создает силу, которая и удерживает самолет в воздухе.

Оперение – это несущие поверхности, которые обеспечивают устойчивость самолета в воздухе. Оперение может быть горизонтальным и вертикальным.

Закрылок – это подвижная часть крыла, которая располагается в его хвостовой части. Отклонение закрылков обеспечивают увеличение несущей способности крыльев.

Фюзеляж современных самолетов имеет вытянутую форму с тупым закругленным носом и заостренной хвостовой часть. В фюзеляже размещаются команда экипажа, пассажиры, оборудование и грузы.

Органы управления самолетом

Основные органы управления размещаются в кабине пилота. Главный орган управления – это штурвал, которые дает возможность управлять самолетом по тангажу и крену. Для поднятия носа самолета, штурвал требуется потянуть на себя. Такое движение принято называть кабрированием. Обратный процесс, когда штурвал отводиться от себя, при этом опускается нос самолета, называется пикированием. Если вращать штурвал вправо или в лево, то самолет так же будет совершать вращательные движения по своей продольной оси в соответствующую сторону. Для вращения самолета вокруг вертикальной оси используются педали. Педали используются в основном при влете и посадке для разбега и пробега по взлетно-посадочной полосе.

На самом штурвале могут располагаться дополнительные переключатели, которые отвечают за включение специальных режимов или радиосвязь.

Еще один важный орган управления самолетом – рычаги управления двигателями (РУДы). Они отвечают за тягу двигателей, а, следовательно, за скорость полета самолета. Для экономии топлива рычаги тяги практически всегда находятся в положении малого газа. Корректировать положение рычагов необходимо на основе показаний приборов на панели, которые отражают параметры полета самолета. На приборной доске довольно много датчиков и панелей, которые отражают большое количество важных для полета показателей.

  • Высотомер,
  • Индикатор скорости в воздухе,
  • Термометр,
  • Авиагоризонт,
  • Тахометр,
  • Вариометр,
  • Курсовые приборы.

Управлять тягой самолета можно в ручную, но чаще всего это делается в автоматическом режиме.

ИНТЕРЕСНО: опытный пилот способен посадить самолет в условиях нулевой видимости, ориентируясь только на показания приборов на панели.

Кроме основных органов управления самолетом есть еще и ряд дополнительных, которые могут присутствовать не во всех самолетах:

  • Основной пилотажный прибор,
  • Навигационный дисплей,
  • Панель для выбора режима полета.

Все системы управления самолетом можно поделить на ручные, полуавтоматические, автоматические и комбинированные. Сегодня гражданские самолеты чаще всего имеют комбинированную систему управления, во всех пассажирских лайнерах есть автопилот, которые пожжет вести полет самолета в автоматическом режиме без участия пилотов.

Инструкция по управлению самолетом

К управлению самолетом допускаются только пилоты, прошедшие обучение. Но бывают экстренные ситуации, когда любой человек может оказаться в ситуации необходимости взять полет самолета под контроль. Надеюсь, что пошаговая инструкция вам никогда не пригодиться, но стоит ее изучить, хотя бы из интереса к самому процессу.

Наиболее сложными процессами в пилотировании самолета считаются его взлет и посадка. Во время самого полета внештатные ситуации и форс-мажорные обстоятельства возникают крайне редко, современные системы управления могут работать в автономном режиме с минимальным вмешательством пилота.

Подготовка к влету самолета

Подготовка включает в себя внешний осмотр самолета (обычно выполняется опытными механиками), проверку систем управления в кабине (все рычаги должны двигаться беспрепятственно), проверка работы всех датчиков и механизмов. После проверки можно переходить к началу самого полета, то есть к взлету.

Взлет

В аэропортах сам процесс взлета контролируется диспетчерами. Начинать процесс взлета можно только после получения от них разрешения на взлет. До взлета пилот должен убедиться в том, что самолет готов к взлету – закрылки должны находиться во взлетном положении.

Как происходит управление самолетом?

Сам процесс взлета состоит из нескольких этапов:

  • Выравнивание самолета на взлетно-посадочной полосе, для этого должны быть опущены тормоза, курс на приборах должен соответствовать курсу взлетно-посадочной полосы,
  • Включение посадочных фар и выключение рулежной фары, увеличение оборотов двигателя на 40% до момента их стабилизации (должен загореться соответствующий датчик),
  • Установка правильного режима – взять контроль РУД и начинать процесс взлета – штурвал давиться на себя до момента набора скорости в 80 узлов, при этом необходимо внимательно следить за показаниями приборов на панели,
  • Принятие решения о влете – принимает командир судна при достижении,
  • Продолжается набор высоты до необходимого уровня, при этом необходимо следить за показателями датчиков.

Набор высоты уже может проходить и в автоматическом режиме.

Процесс полета

Основная задача пилота во время полета – следить за показаниями приборов и поддерживать параметры полета (курс, скорость и высоту), которые были заданы. Полет может проходить на автопилоте или в режиме ручного управления. Корректировка параметров может регулироваться с помощью тяги, тангажа или крена.

Посадка

Посадка- это самое сложное действие во процессе всего полета. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • За 5 миль до входа в траекторию полета непосредственно перед посадкой выпустить шасси, а потом закрылки, это должно быть сделано на соответствующей скорости,
  • Включить режим захода на посадку и следить за показаниями датчиков,
  • Курс устанавливается на взлетно-посадочную полосу,
  • Установить контакт с ориентирами на земле,
  • Постепенно снижать тягу, чтобы при касании с землей положение рычага оказалось на отметке «малый газ»,
  • Выравнивание судна начинается при высоте в 20-25 футов, для этого штурвал необходимо потянуть на себя для создания тангажа в 6 градусов,
  • После сцепления самолета с полотном взлетной полосы необходимо контролировать процесс торможения, для этого нужно надавить на штурвал, прижимая переднюю опору шасси для улучшения управляемости судном.

Посадку осуществляет командир самолета, второй пилот контролирует датчики и сообщает об изменении параметров и срабатывании индикаторов.

Как происходит управление самолетом?

Как стать пилотом?

Пилот или летчик – это профессия, которой необходимо учиться в летном училище или частных школах. Сегодня получить свидетельство пилота проще в частной школе. Для того, чтобы стать летчиком военного самолета, необходимо быть военнослужащим и пройти соответствующее обучение.

ВАЖНО: пилот с частной лицензией не может управлять самолетами, которые задействованы в коммерческих перевозках.

Обучения включает в себя изучение теории, работа на тренажерах, практику на реальных самолетах. Время обучения в летном училище – 5 лет, получение простой частной лицензии, кроме обучения включает в себя 25 часов налета в паре с инструктором и 20 часов собственного пилотирования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: