Как правильно прыгать в длину с места - Pk-shturm.ru

Как правильно прыгать в длину с места

Техника прыжка в длину с места

Прыжки в длину с места позволяют проверить уровень прыгучести, а также тестируют силу ног. Они являются самостоятельным видом состязаний только на школьном уровне. В то же время прыжки считаются отличным тренировочным упражнением, которое позволяет комплексно развивать физические качества спортсмена. Правильная техника прыжка в длину с места способна значительно повысить результат, поэтому не стоит пренебрегать теорией.

Как выполнять прыжок с места: Перед проведением контрольных испытаний всегда следует немного потренироваться. До того как делать прыжки с места, необходимо ознакомиться с теорией. Выделяют следующие этапы в упражнении:

1 Этап: Подготовка к отталкиванию. На данном этапе спортсмен принимает правильную позу, чтобы сделать максимально сильный толчок. Для выполнения упражнения человек встает у линии, расставив ноги на ширине плеч или чуть уже, затем поднимает руки вверх, одновременно поднимаясь на носки и прогибаясь в пояснице. Затем следует обратное движение. Руки опускаются вниз и отводятся назад, ноги ставятся на всю стопу, при этом сгибаются колени и тазобедренный сустав, корпус выносится чуть вперед.

2 Этап: Отталкивание. Начинается тогда, когда тазобедренный сустав распрямляется, руки при этом нужно резко выбросить вперед. Завершается отталкивание разгибанием коленных суставов и отрыванием стоп от поверхности.

3 Этап: Полет. После отталкивания тело прыгуна вытягивается в струну, колени подтягиваются к груди. В завершающей стадии полета руки опускаются вниз, а стопы выносятся вперед.

4 Этап: Приземление. Когда ноги касаются земли, руки нужно вывести вперед для сохранения равновесия. Ноги при этом сгибаются в коленных суставах, приземление должно быть упругим. Остановившись, прыгун выпрямляется и уходит из зоны проведения испытаний.

Особенности процесса

Испытания проводят в специальном прыжковом секторе, оснащенном необходимым оборудованием. Обувь не должна проскальзывать по поверхности. Участник встает возле линии отталкивания, принимает исходное положение и выполняет прыжок. Судья следит за соблюдением правил соревнований. Измерения проводятся от линии отталкивания до места приземления. Учитываются следы, оставленные не только ногами, но и любой другой частью тела участника. Если прыжок был совершен не прямо, а по диагонали, то проводится перпендикулярная линия от места приземления к шкале измерения длины. Поэтому очень важна правильная техника выполнения прыжка с места.

Прыгуну даются 3 попытки, в зачет идет лучшая. Результат не засчитывается в следующих случаях:

1. Заступ за линию и ее касание при отталкивании.
2. Отталкивание происходит не двумя ногами одновременно, а поочередно.
3. Прыжок выполнен с подскока.

Типичные ошибки

Любые погрешности при выполнения упражнения говорят о том, что техника прыжка в длину с места недостаточно отработана. Чаще всего встречаются следующие ошибки:
1. Несогласованные движения рук и ног. Чтобы предотвратить эту ошибку, необходимо, чтобы была отработана техника прыжка в длину с места. Для этих целей подойдет имитация движений на месте, в висе и с небольшим выпрыгиванием.

2. Ноги опускаются слишком рано. Причина этому – слабые мышцы живота и спины. Желательно дополнительно отработать движения ног в висе.

3. Неполное разгибание коленных и тазобедренных суставов при отталкивании указывает на то, что прыгун слишком торопится при выполнении упражнения, вследствие этого время отталкивания становится слишком коротким.

4. Малая амплитуда движений руками. Необходима дополнительная отработка махов.

5. При недостаточном посыле корпуса вперед может получиться прыжок в высоту с места, а не в длину.

6. Падение при приземлении. Причин может быть несколько: неумение правильно группироваться в воздухе, раннее выпрямление ног, вес опускается на одну конечность, наклон туловища в полете, слишком сильный вынос ног вперед. Каждый случай необходимо проработать отдельно.

Прыжок в длину с места "История, рекорды, совершенствование"

Прыжок в длину — дисциплина технических видов легкоатлетической программы, относящаяся к горизонтальным прыжкам. Прыжок в длину требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. На первых Олимпийских играх также проводились соревнования по прыжкам в длину с места, но они быстро потеряли популярность. Прыжок в длину относится к наиболее консервативным дисциплинам.

Прыжки в длину как вид спорта зародился еще во времена античности в Древней Греции. Прыжок в длину был одним из упражнений греческого пятиборья (пентатлона).

Античные атлеты выполняли все упражнения с грузом в руках. Чаще всего отягощением были небольшие гантели. Приземления производились на взрыхленную почву или песок.

С появлением легкой атлетики начали проводиться официальные соревнования по этому виду спорта.

Мировой рекорд прыжка с места

Мировой рекорд по прыжкам в длину с места — 373 см, принадлежащий Байрону Джонсу.

Рекорд зафиксирован 23 февраля 2015 года представителем NHL на Scouting Combine, который проходил с 17 по 23 февраля 2015 года на стадионе Lucas Oil в Индианаполисе.

Рекорд основан на официальных данных, опубликованных на сайте Национальной Хоккейной Лиги.

Достоверные рекорды таковы:

  • 3,73 метра — мировой рекорд;
  • 3,48 метра — рекорд России и СНГ;
  • 3,47 метра — олимпийский рекорд;
  • 4,08 метра — недостоверный рекорд.

Из российских спортсменов можно отметить Дмитрия Иоселиани, он был спортсменом высочайшего класса. Являлся обладателем 60 рекордов по прыжкам в длину с места. В далеком 1930 году 17-летний юноша стал первым в нашей стране спортсменом, превысившим мировой рекорд. Результат, прославивший прыгуна — 3 м 48 см.

2. Порядок проведения испытаний

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Участник принимает ИП: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками допускается.

Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания любой ногой до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.

Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.

Участник имеет право:

  • при подготовке и выполнении прыжка производить маховые движения руками;
  • использовать полностью время (1 мин), отведённое на подготовку и выполнение прыжка.

Ошибки, в результате которых испытание не засчитывается:

  • заступ за линию отталкивания или касание ее;
  • выполнение отталкивания с предварительного подскока;
  • отталкивание ногами поочередно;
  • использование каких-либо отягощений, выбрасываемых во время прыжка;
  • уход с места приземления назад по направлению прыжка.

3. Техника выполнения

Техника прыжка с места делится на:

  • подготовку к отталкиванию
  • отталкивание
  • полет
  • приземление

Подготовка к отталкиванию: спортсмен подходит к линии отталкивания, стопы ставятся на ширину плеч или чуть уже ширины плеч, затем спортсмен поднимает руки вверх чуть назад, одновременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз-назад, одновременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренный сустав находился над носками.

Руки, отведенные назад, слегка согнуты в локтевых суставах. Не задерживаясь в этом положении, спортсмен переходит к отталкиванию.

Отталкивание важно начинать в момент, когда тело прыгуна еще опускается по инерции вниз, т.е. тело движется вниз, но уже начинается разгибание в тазобедренных суставах, при этом руки активно и быстро выносятся вперед чуть вверх по направлению прыжка.

Далее происходит разгибание в коленных суставах и сгибание в голеностопных суставах. Завершается отталкивание в момент отрыва стоп от грунта.

После отталкивания прыгун распрямляет свое тело, вытянувшись как струна, затем сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтягивает их к груди. Руки при этом отводятся назад-вниз, после чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперед к месту приземления. В момент касания ногами места приземления прыгун активно выводит руки вперед, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтягивает таз к месту приземления, заканчивается фаза полета. Сгибание ног должно быть упругим, с сопротивлением. После остановки прыгун выпрямляется, делает два шага вперед и выходит с места приземления.

4. Упражнения

Как улучшить прыжок в длину с места?

Чтобы достичь стабильной положительной динамики, необходимо регулярно тренироваться. Летом это можно делать на природе, в холодное время года — в оборудованном спортзале. Перед тренировкой обязательна 15-минутная разминка. Благодаря ей мышцы придут в тонус, а риск травмирования в разы снизится.

Совершенствование прыжка в длину с места предполагает выполнение и других упражнений. Для укрепления мышц ног полезны приседания со штангой, жимы, тяги. Чтобы легко и просто группироваться, надо делать планку, отжимания и подтягивания. Они помогут укрепить мышцы пресса и спины. Большое внимание требуется уделить аэробным нагрузкам, при которых в работу включаются сердце и дыхательная система. Такие тренировки направлены на улучшение выносливости.

Чтобы увеличить дальность прыжка в длину, придерживайтесь несложных правил:

  • строго соблюдайте технику выполнения упражнения;
  • укрепляйте мышцы кора, используя нагрузку;
  • больше бегайте, во время бега как можно выше поднимайте бедра и подтягивайте колени к груди;
  • практикуйте другие виды прыжков;
  • выполняйте упражнения на растяжку мышц;
  • отслеживайте прогресс.

Прыжки в длину являются сложным упражнением. Не нужно сразу гнаться за высокими показателями. В начале, важно освоить правильную технику и довести ее до автоматизма. Возможно, это будет не так быстро, как хочется, но после регулярных тренировок обязательно появится результат.

1. И.п. — встать на одной ноге, другую согнуть в колене. Скачки на одной ноге через скамейку: а) на месте; б) с продвижением вперед. На каждой ноге 50-100 скачков. Отталкивание преимущественно стопой. Выполнять в среднем темпе.

Читайте также  Можно ли есть перед тренировкой

2. И.п. — глубокий присед, упор на носках, в руках гантели по 4-10 кг каждая или гриф штанги. Выпрыгивания. Повторить 8-12 раз. Не наклонять плечи вперед. Туловище прямое. Акцент на выполнении заключительной части отталкивания. Выполнять в среднем темпе с ускорением в момент выпрыгивания.

3. И.п. — встать на двух ногах, несколько согнутых в коленях. Прыжки с преодолением поочередно 4-8 барьеров, расположенных на расстоянии 90-120 см один от другого. Отталкиваться двумя ногами. Повторить 3 раза. При прыжке через барьер туловище держать прямо. Выполнять в среднем темпе.

Основы техники прыжков

В настоящее время в легкой атлетике проводятся соревнования по четырем основным видам прыжков, выполняемых с разбега: прыжки в высоту, в длину, тройной прыжок и прыжок с шестом. Цель легкоатлетических прыжков — прыгнуть как можно выше или дальше. Исходя из этого, в соответствии с двигательными задачами, в одну группу можно условно объединить прыжки в длину и тройной, в другую — прыжки в высоту и с шестом.

Спортивный результат в легкоатлетических прыжках зависит от двух основных факторов — от начальной скорости и угла вылета тела прыгуна. Полетная часть каждого из прыжков имеет свои особенности и соответствующую траекторию движения ОЦТТ спортсмена.

Каждый из легкоатлетических прыжков представляет собой целостное упражнение, но для удобства анализа техники его можно условно разделить на следующие составные части:

  1. разбег и подготовка к отталкиванию (от начала разбега до момента постановки ноги на место отталкивания);
  2. отталкивание (от момента постановки толчковой ноги на опору и до отрыва от нее);
  3. полет (с момента отрыва толчковой ноги от опоры до приземления);
  4. приземление (с момента касания места приземления до полной остановки движения тела спортсмена).

Каждая из составных частей прыжка играет определенную роль в достижении высокого спортивного результата, однако удельный вес их при этом не одинаков. Можно считать, что наибольшее значение имеет отталкивание, затем разбег (в прыжках с места, т.е. без разбега, результат значительно хуже), полет (в бе-зопорной фазе практически никак не может повлиять на заданную траекторию ОЦТТ) и приземление, которое оказывает влияние на результат только в прыжках в длину и тройном.

Разбег и подготовка к отталкиванию

Учитывая то, что дальность и высота полета зависят от начальной скорости и угла вылета тела, спортсмен выполняет разбег для создания необходимой горизонтальной скорости. Эта величина в каждом виде прыжков должна быть оптимальной, исходя из соответствующих двигательных задач. Поэтому в прыжках в длину и тройном скорость разбега к моменту отталкивания должна быть близка к максимальной (у лучших прыгунов мира она достигает величины 11 м/с и выше). Для достижения такой скорости нужна соответствующая длина разбега: у мужчин до 45 м (20-24 беговых шага), у женщин до 35 м (18-20 беговых шагов).

При выполнении прыжков в высоту оптимальная скорость значительно ниже максимальной (6-8 м/с), в связи с чем длина разбега находится в пределах 12-25 м (7-13 беговых шагов). В прыжках с шестом спортсмен стремится набратЪ максимальную скорость, но она получается ниже предельной из-за неудобств, возникающих при несении шеста.

Во всех видах прыжков разбег производится с ускорением, наибольшая скорость достигается к последним трем-четырем шагам разбега. В это время за счет изменения темпа и ритма шагов, а также соотношения их длины начинается подготовка к отталкиванию, связанная в большинстве случаев с некоторым снижением ранее приобретенной скорости.

При подготовке к отталкиванию за счет некоторого увеличения длины предпоследнего шага ОЦТТ несколько опускается. На последнем шаге, который обычно несколько короче предпоследнего, спортсмен активно выводит вперед таз и толчковую ногу. Выставленная вперед толчковая нога, создавая тормозящее усилие, несколько замедляет горизонтальную скорость, но одновременно повышает давление на грунт, что вызывает увеличение реакции опоры, способствующее переводу горизонтальной скорости в вертикальную. Если эти действия эффективны в прыжках в высоту, то в прыжках в длину, тройном и с шестом их роль минимальна, так как в этих случаях очень важно соотношение длины последних трех-четырех шагов разбега и способ их выполнения имеет некоторые особенности в каждом виде прыжка.

Постановка почти выпрямленной толчковой ноги на место отталкивания во всех видах прыжков выполняется быстро и энергично. Точка опоры всегда должна находиться несколько впереди проекции ОЦТТ на грунт, причем чем больше угол отталкивания, тем дальше вперед ставится нога. Это расстояние — наибольшее в прыжках в высоту и значительно меньше в прыжках в длину, тройном и с шестом.

Отталкивание

Основной задачей отталкивания является изменение направления движения ОЦТТ спортсмена на некоторый угол вверх. В результате перераспределения горизонтальной скорости в вертикальную начальная скорость вылета тела прыгуна всегда меньше скорости разбега. Чем больше расстояние от точки проекции ОЦТТ до места опоры при постановке толчковой ноги, тем больше потери скорости.

При постановке на место отталкивания происходит небольшое амортизационное сгибание опорной ноги в тазобедренном и коленном суставах, возможно также некоторое сгибание позвоночника. Следовательно, ОЦТТ прыгуна вначале приближается к месту опоры, а затем, при разгибании тела, удаляется от него. Обычно амортизационное сгибание заканчивается, когда голень толчковой ноги прыгуна занимает вертикальное положение, после чего начинается разгибание во всех суставах.

Толчковая нога в момент соприкосновения с грунтом испытывает большую нагрузку, которая амортизируется напряжением и одновременным растягиванием мышц — разгибателей опорной ноги за счет их эластичности. Чем быстрее (в оптимальных пределах) произойдет растягивание мышц, тем эффективнее проявляются сила и скорость их сокращения. Поэтому с целью повышения эффективности отталкивания амортизация должна выполняться на относительно коротком пути.

Очень важно отталкивание выполнять как можно быстрее, причем разгибание в различных суставах происходит в определенной последовательности: вначале выпрямляется позвоночник и разгибаются тазобедренный, затем коленный суставы, заканчивается выпрямление ноги подошвенным сгибанием голеностопного сустава.

Во всех видах прыжков важное значение имеет выполнение маховых движении ногой и руками. Во время ускоренного подъема маховой ноги реактивная сила маха увеличивает давление на опору и повышает нагрузку на мышцы опорной ноги. Однако при окончании маха, когда положительное ускорение переходит в отрицательное (замедление) и энергия движущейся маховой ноги передается остальной массе тела, нагрузка на мышцы опорной ноги резко уменьшается и избыточный потенциал напряжения мышц обеспечивает более быстрое и мощное их сокращение.

С точки зрения биомеханики более эффективен мах прямой ногой. При этом ее центр тяжести находится на несколько большем расстоянии от тазобедренного сустава, что при одинаковой угловой скорости создает более высокую линейную скорость и соответственно повышает тяговое усилие. Однако выполнение маха прямой ногой возможно только в прыжках в высоту способами «перекидной», «перекат», «перешагивание» и «волна», которые выполняются при относительно невысокой скорости разбега. В прыжках в длину, тройном и с шестом, а также в прыжках в высоту способом «фосбери-флоп» мах осуществляется согнутой ногой, но зато с большей скоростью.

В едином концентрированном усилии спортсмена при отталкивании одновременно с выпрямлением толчковой ноги и туловища прыгун должен стремиться сделать возможно более активные движения не только ногой, но и руками. Это способствует наибольшему подъему ОЦТТ перед взлетом, что улучшает спортивный результат.

Величина этого угла в значительной мере зависит от положения ОЦТТ относительно опоры в момент отталкивания. В прыжках, в высоту и с шестом угол отталкивания равен 80-85°, в прыжках в длину и тройном — 65-70°. Однако с учетом сложения вертикальной скорости, созданной при отталкивании, и горизонтальной, приобретенной во время разбега, результирующий угол вылета тела спортсмена в прыжках в высоту равен 65-70°, а в прыжках в длину и тройном — 18-25°.

Полет

После завершения отталкивания начинается фаза полета, в которой ОЦТТ описывает определенную траекторию, зависящую от угла вылета и начальной скорости. Изменить эту траекторию прыгун не в состоянии, однако за счет соответствующих двигательных действий он может изменить расположение тела и его отдельных частей относительно своего ОЦТТ. При этом перемещение некоторых частей тела в одном направлении вызывает компенсаторные движения его других частей в противоположном.

В прыжках в высоту и с шестом спортсмену необходимо учитывать эти закономерности при переходе через планку, так как в некоторых случаях можно добиться такого положения, что прыгун, огибая планку, может пронести свой ОЦТТ под ней, так как это не материальная, а воображаемая точка и при некоторых позах (подковообразное положение) может находиться вне тела. Поэтому спортсмену выгоднее переносить через планку тело не сразу, а последовательно, чтобы за счет активного опускания одних частей тела переносить другие.

В прыжках в длину и тройном движения в полете позволяют сохранить устойчивое положение и создают благоприятные предпосылки для рационального приземления.

Дальность прыжка в длину с разбега теоретически можно определить по формуле: [s=frac<^<2>sin2a>,] где s — дальность прыжка, v — начальная скорость вылета, a — угол вылета, g — ускорение силы тяжести.

Приземление

Значение приземления и характер его выполнения не одинаковы в различных видах прыжков. В прыжках в высоту и с шестом эта фаза уже никакого влияния на результат не оказывает, поэтому основное ее назначение — обеспечить безопасность спортсмена. В прыжках в длину и тройном, кроме обеспечения безопасности, способ приземления оказывает значительное влияние на результат. В связи с этим прыгунам необходимо стремиться, чтобы при приземлении пятки коснулись грунта впереди точки траектории приземления ОЦТТ или совпали с ней.

Читайте также  Как снять каретку без съемника

Следует отметить, что во время приземления организм спортсмена испытывает хотя и кратковременную, но значительную нагрузку. Замедление движения происходит как за счет амортизационного сгибания в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, так и за счет деформации места приземления. С целью уменьшения напряжения мышц и профилактики травматизма спортсменам рекомендуется удлинять путь торможения тела при приземлении.

Примерные упражнения для овладения техникой прыжков-многоскоков

В 3-м классе главная учебная задача предусматривает освоение учащимися основ техники прыжков в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту с прямого разбега. Вместе с тем, немаловажное значение приобретает умение выполнять высоко-далекие прыжки, такие как тройной и пятикратный с места. Продолжается совершенствование навыка прыжков в длину с места, прыжков с высоты до 60 см. Нужно постоянно требовать от учащихся мягкого и устойчивого приземления в усложненных условиях прыжка: с поворотами, различными движениями рук во время полета, в эстафетах и подвижных играх, при необходимости точного приземления в круг диаметром 30—50 см. Рекомендуется вначале повторить все упражнения в наирыгивании на препятствие и спрыгивании с высоты, а также в прыжках в длину с разбега, изученные в 1—2-м классах.

Основная задача обучения прыжкам в длину с разбега в 3-м классе состоит в том, чтобы научить детей правильно выполнить отталкивание с определенного места — из зоны шириной 30—50 см и сочетать его с нарастающей скоростью разбега, а также научить прыгать как можно дальше.

Частные задачи обучения третьеклассников прыжкам в длину с разбега таковы:

  • • совершенствование отталкивания при постепенно увеличивающейся скорости разбега и с акцентом на снижение стопорящих усилий;
  • • освоение полета в прыжке в «шаге»;
  • • обучение целостному выполнению прыжка в длину с разбега;
  • • развитие скоростно-силовых способностей.

Техника прыжка в длину способом «согнув ноги». В начале обучения следует обратить внимание на разбег (рис. 3.4). Для выполнения прыжка осуществляют разбег с ускорением. Шаги разбега должны быть легкими, свободными, с активной загребающей постановкой ноги на переднюю часть стопы. Длина разбега зависит от способности прыгуна без излишнего напряжения достигнуть оптимальной скорости. Оптимальной будет та наивысшая скорость, на которой можно выполнить эффективное отталкивание. Длина разбега у учащихся 3-го класса достигает 5—7 беговых шагов. Разбег можно начинать из различных исходных положений. Наиболее распространенно положение, при котором прыгун стоит на линии разбега, слегка наклонив туловище вперед, одна нога впереди (на 30—40 см). Начинается разбег так же, как быстрый бег с высокого старта: ученик делает первые шаги с большим наклоном туловища, с активным выносом бедра. Техника разбега в прыжках в длину не отличается от техники обычного бега.

ЗА. Разбег в прыжке в длину

Рис. ЗА. Разбег в прыжке в длину

Разбег должен выполняться без напряжения, не вызывать скованности движений. По мере развития скорости наклон туловища уменьшается. К последним шагам разбега туловище должно принять вертикальное положение. При выполнении предпоследнего шага важно, чтобы таз не обогнал плечи. Последний шаг — самый короткий — должен выполняться быстрее предыдущего. Толчковая нога ставится на место отталкивания активным беговым движением, при этом туловище сохраняет вертикальное положение. У учащихся 8—9-летнего возраста постановка стопы толчковой ноги происходит через пятку с быстрым перекатом на переднюю часть.

В отталкивании (рис. 3.5) тело прыгуна, сохраняя вертикальное положение, активно проходит вперед-вверх через толчковую ногу, которая начинает разгибаться при прохождении туловищем вертикали. Маховая нога в момент толчка сгибается в коленном суставе и энергично выносится вперед-вверх, что создает начальное ускорение в движении тела и во многом определяет эффективность отталкивания. Отталкивание заканчивается активным выпрямлением ноги во всех суставах. Руки во время отталкивания продолжают двигаться почти так же, как при разбеге, но с более широкой амплитудой. Завершив отталкивание, прыгун переходит в фазу полета. Начинается она с вылета «в шаге» — толчковая нога остается несколько сзади, туловище сохраняет вертикальное положение. После этого прыгун подтягивает толчковую ногу к маховой и группируется, наклоняя немного плечи вперед с одновременным движением руками вперед. Перед приземлением ноги в коленных суставах разгибаются, при этом голени выводятся вперед. Коснувшись пятками песка, (учащийся сгибает ноги, обеспечивая мягкое приземление без падения назад.

Отталкивание в прыжке в длину

Рис. 3.5. Отталкивание в прыжке в длину

Ниже приводятся некоторые приемы обучения отталкиванию в прыжках в длину:

  • 1) находясь в полуметре от края прыжковой ямы или мата, из исходного положения стоя на маховой ноге, толчковая сзади на носке, сделать шаг толчковой ногой вперед с активной постановкой ее на всю стопу, быстро оттолкнуться, приземлиться на обе ноги;
  • 2) затем этот же прыжок выполнить еще 5—6 раз с разбега в 3—5 шагов, отталкиваясь одной и той же ногой.

Учитель должен внимательно следить за правильностью выполнения отдельных элементов прыжка и своевременно предлагать учащимся специальные упражнения для исправления допущенных ими ошибок:

  • а) при неправильной постановке ноги при отталкивании (растянутый последний беговой шаг) разбег следует проводить по разметкам — поперечным линиям, нанесенным на пол (грунт);
  • б) если ученики во время отталкивания поднимают маховую ногу вперед почти выпрямленной, им следует предложить выполнять прыжки через веревку, натянутую на высоте 30—40 см у места отталкивания, или через набивные мячи;
  • в) если при отталкивании ученик не успевает полностью выпрямить толчковую ногу, то для исправления данной ошибки целесообразно выполнять прыжки с доставанием подвешенных предметов или выполнить прыжок с отталкиванием с подкидного гимнастического мостика;
  • д) в случае неустойчивого приземления повторяют прыжки с высоты.

При обучении точности попадания толчковой ногой в зону отталкивания (30—50 см) используют следующий методический прием. Мальчики в составе отделения встают у линии, расположенной в 5—7 беговых шагах от данной зоны. По команде учителя «Марш!» они быстро разбегаются, стараясь попасть толчковой ногой в «зону», и пробегают ее, не снижая скорости — «пробежка по разбегу». С помощью девочек учитель подсчитывает количество заступов вне «зоны». Затем то же задание выполняют девочки. Первенствует отделение (мальчики или девочки), сделавшее меньшее количество ошибок после выполнения 2—3 таких упражнений.

В процессе обучения прыжкам в длину широко используются прыжки через полосу. Прыжки на точность приземления осуществляют, используя три соответствующие полосы. Для мальчиков первую полосу наносят, начиная с расстояния 110 см от зоны отталкивания, вторую — 150, третью — 190 см. Для девочек начало первой полосы — 100, второй — 140, третьей — 180 см. Учащимся дают задание точно приземлиться в ту или иную полосу. Прыжки на точность приземления способствуют развитию мышечного чувства, умений ориентироваться в пространстве и координировать свои движения. Они имеют и прикладное значение (например, при перепрыгивании через ручей следует правильно оценить свои усилия и расстояние).

Прыжки на заданное расстояние можно проводить в форме игры-упражнения. Класс делится на 3—4 отделения, которые строятся в шеренги друг за другом за линией начала разбега. По сигналу учащиеся выполняют разбег, отталкиваются в «зоне» и приземляются в заданную полосу. Выигрывает отделение, в котором было осуществлено больше точных приземлений, при условии отталкивания из «зоны». В течение урока можно провести

5—6 таких прыжков. В этом случае учитель следит за умением учащихся сочетать быстрый разбег с сильным отталкиванием. Это достигается многократным повторением упражнения. Характерна такая ошибка: ученик попадает толчковой ногой в «зону», но не успевает ее полностью выпрямить, что ведет к неполноценному по силе или несвоевременному (с запаздыванием) отталкиванию. Для устранения данной ошибки нужно уменьшить длину разбега до 2—3 шагов, а затем снова постепенно ее увеличивать. Далеко-высокие прыжки имеют и большое прикладное значение. Путем включения разнообразных и все усложняющихся препятствий у школьников воспитывают смелость, решительность, уверенность в своих силах.

Правильному становлению кинематической структуры прыжка в длину с разбега содействуют освоение прыжка в шаге. Прыжок в «шаге» отрабатывают с помощью упражнений в напрыги- вании на препятствия, прыжков с доставанием коленом предметов, подвешенных на уровне груди, далеко-высоких прыжков через расставленные препятствия (количество препятствий постепенно увеличивают от одного до трех). Первое препятствие у места отталкивания (учебный барьер, мяч) заставит ученика сильно оттолкнуться и высоко поднять бедро маховой ноги. Следующее более высокое препятствие (барьер, веревочка) помешает ему преждевременно подтянуть толчковую ногу, благодаря чему и фиксируется «шаг». Последнее препятствие, опять низкое, способствует выработке умения выбрасывать ногу вперед перед приземлением.

Специальные упражнения, закрепляющие вылет в шаге.

1. Имитация движений толчковой и маховой ног при отталкивании на месте.

Из исходного положения, когда толчковая нога впереди на полной стопе, активно вынести согнутую в колене маховую вверх-вперед и, выпрямляя толчковую ногу, подняться на переднюю часть стопы.

  • 2. Прыжок с места толчком одной ногой и приземлением в положении выпада. Упражнение выполняют подобно предыдущему, но с небольшим прыжком вперед и приземлением в положении выпада маховой ногой.
  • 3. Прыжок с одного шага, приземляясь в положении выпада. Сделав один шаг разбега, выполнить вылет «в шаге». Перед прыжками осуществить имитацию этого упражнения.
  • 4. Прыжок с короткого разбега (1—3 б/ш), приземляясь в положении выпада.
  • 5. Обращать внимание на вылет «в шаге» и приземление в это же положение.
  • 6. Прыжок «в шаге» с короткого разбега с подтягиванием толчковой и маховой ног во время приземления. Приземление на обе ноги. Толчковую ногу подтягивать к маховой перед самым приземлением, стараясь дольше сохранить в полете положение выпада.
  • 7. Прыжок «в шаге» с короткого разбега с подтягиванием ног, согнутых в коленях, к груди. Приземление на обе ноги в группировке.
  • 8. Прыжок «в шаге» с короткого разбега, доставая рукой подвешенные предметы (флажок, кольцо и т.д.).
  • 9. Прыжок с места в длину толчком обеих ног. При приземлении выполнить группировку с активным выносом ног и рук вперед.
Читайте также  Как научиться подтягиваться за неделю

В 3-м классе выполняют прыжки на мягкое препятствие высотой до 50—60 см. Прыжки на высокие препятствия требуют значительной силы ног, которая развивается специальными упражнениями:

Прыжки Прыжки в длину с места

Прыжок в длину — это простое и естественное физическое уп­ражнение, имеющее большое прикладное значение. Главную роль в прыжках в длину играет быстрый и стабильный разбег, умение точно попадать на брусок и мощно отталкиваться, сохранять рав­новесие в полете и рационально приземляться. В отличие от прыжков в высоту, в прыжках в длину движения спортсмена в фазе полета имеют второстепенное значение, так как не влияют на дальность полета, а лишь помогают сохранить равновесие и подготовиться к приземлению.

Техника прыжков в длину с места

Прыжки с места применяются в основном в качестве трениро­вок, хотя и проводят соревнования по прыжкам с места и трой­ному прыжку с места. Прыжок в высоту с места проводят как контрольное испытание для определения прыгучести и силы ног.

Прыжок в длину с места. Техника прыжка с места делится на:

— подготовку к отталкиванию;

Подготовка к отталкиванию: спортсмен подходит к линии от­талкивания, стопы ставятся на ширину плеч или чуть уже шири­ны плеч, затем спортсмен поднимает руки вверх чуть назад, од­новременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз — назад, одновременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренный сустав находился над нос­ками.

Руки, отведенные назад, слегка согнуты в локтевых суставах. Не задерживаясь в этом положении, спортсмен переходит к от­талкиванию.

Отталкивание важно начинать в момент, когда тело прыгуна еще опускается по инерции вниз, т. е. тело движется вниз, но уже начинается разгибание в тазобедренных суставах, при этом руки активно и быстро выносятся вперед чуть вверх по направлению прыжка.

Далее происходит разгибание в коленных суставах и сгибание в голеностопных суставах. Завершается отталкивание в момент от­рыва стоп от грунта.

После отталкивания прыгун распрямляет свое тело, вытянув­шись как струна, затем сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтягивает их к груди. Руки при этом отводятся на­зад—вниз, после чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперед к месту приземления. В момент ка­сания ногами места приземления прыгун активно выводит руки вперед, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтя­гивает таз к месту приземления, заканчивается фаза полета. Сги­бание ног должно быть упругим, с сопротивлением. После оста­новки прыгун выпрямляется, делает два шага вперед и выходит с места приземления.

Прыжок в длину с разбега

Прыжок в длину с разбега производится в яму, наполненную влажным песком до, уровня с дорожкой для разбега. Размер ямы 2,75 м в ширину и 6 м в длину, глубина 0,5 м. Отталкивание про­изводится от бруска, установленного неподвижно на уровне до­рожки. Для измерения результатов в прыжках применяются спе­циальные измерительные приборы или рулетка.

Техника прыжка в длину с разбега

Прыжок в длину с разбега является скоростно-силовым упраж­нением легкой атлетики. При описании техники прыжка условно выделяют четыре фазы: разбег, отталкивание, полет и приземле­ние. В каждой фазе решается вполне определенная двигательная задача. Так, в разбеге создается горизонтальная скорость, в от­талкивании — вертикальная. В полетной фазе сохраняется устой­чивое вертикальное положение тела прыгуна, при приземлении прыгун должен коснуться песка в яме для приземления как можно дальше и, не потеряв равновесия, выйти после этого вперед. Одна­ко в каждой из фаз создаются определенные благоприятные пред­посылки для лучшего выполнения движения в последующей фазе. Например, в разбеге не только создается горизонтальная скорость продвижения прыгуна, но и в конце его производится определен­ная перестройка в структуре движений, способствующая лучшему выполнению отталкивания. Результат прыжка в длину в основном зависит от величины начальной скорости вылета и угла вылета.

Разбег. В начале разбега прыгун может принимать различные исходные положения, начиная разбег с места и с подхода. Наибо­лее часто применяемыми в настоящее время исходными положени­ями являются (стоя одна нога впереди, другая сзади, туловище, наклонено вперед стоя на двух ногах, стопы параллельны, туло­вище наклонено, руки опущены или опираются на колени). Эти исходные положения способствуют стабильному выполнению разбега для обеспечения точного попадания на место отталкивания (бру­сок).

Прыжок в длину способом «согнув ноги» Рисунок 29.

Длина разбега доходит до 40—45 м у мужчин и до 36—38 м у женщин (18—24 беговых шага).

Существует два основных варианта изменения скорости в раз­беге постепенное увеличение ее с заметным приростом на послед­ней трети разбега; быстрое ускорение в начале разбега сохране­ние скорости и небольшое увеличение на последних шагах перед отталкиванием. Второй вариант рациональнее, так как создает лучшие условия для полноценного отталкивания.

Для контроля за точностью разбега и сохранения ритма бего­вых шагов прыгуны пользуются дополнительной контрольной от­меткой, которую чаще всего устанавливают за 6 шагов до бруска для отталкивания.

Начало разбега характеризуется большим наклоном тулови­ща, быстрым увеличением длины и частоты шагов. По мере при­ближения к бруску для отталкивания наклон туловища уменьша­ется, темп шагов стабилизируется, а прирост скорости продолжает­ся/ (в основном за счет увеличения длины шагов). Скорость в конце разбега у сильнейших прыгунов-мужчин приближается к 11 м/с. На протяжении всего разбега ноги ставят­ся на дорожку с передней части стопы активным движением. Важно сохранить упругость опоры на стопе до конца разбега. Последний шаг несколько короче предпоследнего, но бывают и исключения, когда последние два шага почти равны или даже последний шаг несколько длиннее.

Отталкивание. При выполнении последнего шага колено толч­ковой, ноги поднимается меньше и постановка ноги на брусок производится с пятки быстрым перекатом на всю стопу. На брусок для отталкивания нога ставится почти выпрямленная в коленном суставе, готовая выполнить работу большой мощности.

Толчковая нога при отталкивании находится на опоре в течение 0,11—0,13 с и испытывает нагрузку, превышающую в. 5—6 раз вес прыгуна. Угол постановки ноги на толчок равен 65—70°.

После постановки ноги под действием инерции массы тела пры­гуна происходит некоторое сгибание ее в коленном и голеностоп­ном суставах (амортизация). Разгибание толчковой ноги начина­ется в момент приближения к вертикали. Маховая нога, согнутая в коленном суставе, в момент постановки толчковой ноги нахо­дится сзади и начинает энергичное движение коленом вперед-вверх. К моменту вертикали при хорошем выполнении маха бедро у этой ноги находится уже несколько впереди бедра толчковой ноги, что позволяет своевременно оттолкнуться вперед-вверх под необ­ходимым углом. При окончании отталкивания бедро маховой ноги находится в горизонтальном положении, голень продолжает дви­жение вперед, усиливая действие маха и противодействуя движе­нию плеч вперед («закручиванию»). Одновременно прыгун актив­но выполняет мах руками разноименно: одной рукой — вперед-вверх и немного внутрь, другой — в сторону и несколько назад. Туловище во время отталкивания сохраняет вертикальное положе­ние. Угол отталкивания составляет 70—75°, угол вылета — 20— 24°, а скорость вылета у сильнейших прыгунов-мужчин равняется 9,5—9,6 м/с.

Полет. В полетной фазе сохраняется устойчивое вертикальное положение тела, и создаются условия для наиболее выгодного вынесения ног для приземления. После отталкивания от бруска до принятия группировки перед приземлением могут выполняться различные движения в полете. Форма этих, движений определяет способ движения в полете. Форма этих движений определяет спо­соб прыжка и его название: «согнув ноги», «прогнувшись», «нож­ницы». Каждый из способов имеет свои положительные и отрица­тельные стороны (рис.30).

Оттолкнувшись, прыгун в длины летит в положении шага, а затем подтягивает толчковую ногу к маховой и, подняв колени согнутых ног к груди, готовится к при­землению. Руки перед приземлением движутся сверху вперед, за тем вниз и назад, а ноги, разгибаясь в коленных суставах, выно­сятся как можно дальше вперед.

В способе «ножницы» после вылета в «шаге» прыгун опускает маховую ногу и отводит ее назад, а толчковую, сгибая в коленном суставе, выносит вперед, т. е. происходит смена положения ног, как в беге

Прыжок в длину способом «ножницы». Рисунок 31.

Приземление. Полетная фаза заканчивается принятием поло­жения группировки с целью далекого вынесения ног при призем­лении. Не следует торопиться с подготовкой к приземлению и раз­гибанием ног в коленных суставах, так как преждевременные дей­ствия затрудняют удержание ног в высоком горизонтальном поло­жении. Разгибание ног в коленных суставах происходит перед самым касанием песка. Во время приземления прыгун сгибает ноги в суставах, наклоняет туловище вперед и после окончания приземления выходит из ямы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: