Какие парашюты используются в вдв - Pk-shturm.ru

Какие парашюты используются в вдв

О парашютах Воздушно­-десантных войск

Посвящается воинам крылатой пехоты в связи с 90-летним юбилеем создания ВДВ
2 августа 2020 года ВДВ отметят свой 90-летний юбилей. Прыжки с парашютом в аэроклубах ДОСААФ стали для многих российских десантников первыми шагами в строй элитных «Войск Дяди Васи». Познакомимся поближе с парашютами, применяемыми воздушными десантниками, и прыжками с ними.
Прежде всего, парашют — это устройство в форме купола из ткани, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз. Служит для замедления движения предмета в воздухе.
В настоящее время в аэроклубах в течение дня молодые люди успевают пройти и предпрыжковую подготовку, и прыгнуть с парашютом с самолета или вертолета. Потом, правда, некоторые из них не могут сказать, на каком парашюте, с какой высоты прыгнул, зачем дергал кольцо, если раскрытие парашюта принудительное, то есть самолет, удаляясь, «вытягивает» парашют и пр.
Парашютное дело имеет множество нюансов, и после этой статьи и даже после прыжка будут, конечно, вопросы, но все-таки попробуем разобраться в «азах», а «буки» будут у тех, кто захочет прыгать еще и еще.
Для первых самостоятельных прыжков чаще всего у нас в России используют парашют Д-6.
Основные характеристики Д-6 такие: масса парашютиста с вооружением — до 120 кг; масса парашютной системы — 12 кг; скорость снижения — 5 м/с; количество применений — 80; срок хранения без переукладки — 3 месяца.
А теперь рассмотрим кратко процесс прыжка с парашютом. Перед прыжком шнур, прикрепленный к парашюту, закрепляется в летательном аппарате (ЛА). После отделения парашютиста от ЛА страховочный парашютный прибор-автомат начинает отсчет времени. В эти секунды под воздействием воздушного потока раскрывается купол стабилизирующего парашюта («парашютика»). Площадь его купола — полтора кв. метра. Идет стабилизация снижения парашютиста (чтобы снижался без кувырканий, а ноги приняли положение — «внизу»). Скорость снижения на «парашютике» — около 35 м/с, или 126 км/ч. (Если просто падать в затяжном прыжке — 200 км/ч.) Для стабилизации требуется задержка. Только после ее окончания можно раскрывать основной парашют. Парашютист должен отсчитать: «501, 502, 503», а потом дернуть кольцо. Не дернет, замешкается — за него это сделает страховочный парашютный прибор-автомат. Итак, кольцо дернули. В результате раскрывается замок, и стабилизирующий парашют начинает выполнять свою вторую задачу: вытягивает из раскрытого ранца камеру с уложенным в нее куполом основного парашюта, а затем — третью: стаскивает камеру с купола парашюта. Основной купол наполняется воздухом. Происходит динамический удар, то есть уменьшение скорости снижения с 126 км/ч до 18 км/ч (5 м/с). Вот с этой скоростью парашютист и идет к земле. Стабилизирующая система и камера парашюта лежат сверху на куполе: они выполнили свою работу. С помощью двух специальных строп парашютист может разворачивать парашют влево и вправо. О других возможностях управления Д-6 пока умолчим. Перед приземлением, когда высота будет 150 — 100 метров, нужно свести ноги вместе: все-таки 18 км/ч — приличная скорость. После гашения купола парашюта надо собрать его в сумку. Она кладется под грудную лямку, когда вы надеваете парашют.
На всякий случай добавим, что в современных парашютах купола основного и запасного парашютов (если по каким-то причинам парашютист раскрыл «запаску») могут работать вместе, так как у них разные длины строп.
Замечено, что у парашютисток перед первым прыжком почему-то часто возникают вопросы о ткани, из которой сделан парашют. В Д-6 почти все мягкие детали выполнены из воздухонепроницаемого полиамида (капрона). Раньше на парашютах применялся шелк, но от него постепенно отказались, так как он тяжеловат: уступает в этом капрону и другим современным парашютным тканям. На других парашютах применяется полиэфир (лавсан). Любой из парашютных материалов имеет и недостатки, и достоинства, но главное в парашютных материалах — прочность и воздухонепроницаемость.
Парашют Д-6 серии 4 стал основным парашютом в ВДВ. Эксперты пришли к выводу, что это самый надежный парашют в мире. На Д-6 выполняются рекордные полмиллиона прыжков в год. Кроме ВДВ, Д-6 активно применяют в морской пехоте, Рос­гвардии, МЧС и ФСБ.
В настоящее время основными десантными парашютами являются Д-6 серии 4 и Д-10. Однако если есть Д-6, то можно предположить, что был и Д-1. Да, он появился в войсках в 1955 году. Отличался высокой надежностью, но был достаточно тяжелым (17 кг), за что и получил название «дуб». Некоторые считают, что раз «дуб», то, следовательно, плохо управляем. Это не так. Современный Д-1-5У достаточно маневренный, за счет специальных прорезей.
Д-10 (прозвище — «патиссон») создавался для устранения проблемы схождения десантников в воздухе. Форма патиссона дает Д-10 особую аэродинамику, которая отводит парашют от попадания в область «следа» чужого купола. Поэтому сближения с парашютом товарища не происходит.
Еще более новые парашюты – Д-14 и «Штурм» проходят испытания. Достаточно сказать, что они позволят спускаться снаряженным десантникам до 190 кг и прыгать с ЛА, летящего со скоростью до 350 км/ч. При этом нижняя граница применения парашюта «Штурм» — 80 метров!
А вот цитата из романа В. Пикуля «Честь имею» о прыжке русского разведчика с парашютом:
«Задели слова англичан, заподозривших меня в трусости, и, выразив желание прыгать даже без парашюта, я был тут же снабжен большой плоской бутылью с крепким бренди.
— А где этот зонтик, на котором я должен спускаться?
Мне показали фотографию какого-то ненормального типа, который с крыла самолета кидался вниз головой на землю, явно желая доказать, как удобнее кончать самоубийством.
— Видите, как все просто? Но у нас система более надежная, и вам предлагается осушить бутылку до дна, а все остальное мы берем на себя. (…)
На спину мне укрепили громоздкий алюминиевый цилиндр, вроде большого мусорного ведра, которое мешало мне втиснуться в гондолу, укрепленную под кабиной самолета. Всю дорогу до цели я осужден был лежать спрессованным, как жалкая килька в консервной банке. Диксон (офицер английской спецслужбы. — С. Е.) сам же распечатал для меня бутылку, настоятельно советуя начинать пить сразу же, едва самолет оторвется от земли:
— Не бойтесь. Парашют раскроется сам после того, как вы оторветесь от нас на двести метров. Сигналом для падения будет моя команда из кабины: «Дружно идем к победе!» (…)
Я несколько часов лежал в гондоле, не видя земли и моря, опустошая бутылку. При этом я молил Бога, чтобы меня не сбросили на высоте ниже 200 метров, иначе мое «ведро» сработает уже на земле. (…)
Сверху из кабины раздался голос майора Диксона:
— Допивайте скорее. Мы приближаемся…
Я отпихнул пустую бутылку в угол гондолы, чтобы она не мешала мне, и в тот же момент услышал призыв:
— Дружно идем к победе.
Далее случилось то, чего я никак не ожидал: гондола сама раскрылась подо мною, как половинки яичной скорлупы, я закувыркался в воздухе с громадным ведром на спине. Потом меня крепко вздернуло — парашют раскрылся. В этот же момент все содержимое бутылки выплеснулось из меня, словно из наклоненного кувшина. (…) В последний миг я извернулся, давя под собой сочные виноградные гроздья. Неподалеку стоял старик-крестьянин и, сняв шляпу, посылал к небесным силам горячие молитвы. Я со злостью пихнул ногой алюминиевый цилиндр, загудевший, словно церковный колокол.
— Эй, отец! — крикнул я по-сербски. Бери… это твое. Где еще найдешь такое отличное ведро, чтобы давить виноград для молодого вина? (…)
Во всей этой истории до сих пор не могу понять одного: зачем человеку, решившемуся прыгнуть с парашютом, англичане так настойчиво советовали опустошить целую бутылку виски?»
Прототипами героя «Честь имею» были русские разведчики времен Первой мировой войны Аладьин, Лебедев и Самойло.
В настоящее время все прозаичнее, но в прыжках с парашютом по-прежнему полно романтики, как и в 1915 году. Десантники знают это лучше нас с вами. Поздравим же их с юбилеем!
Сергей Елисеев.

Десантирование без границ: топ‐5 лучших парашютов российской армии

Прыжки, массовое десантирование и выброска разведывательно‐диверсионных групп – это лишь часть учений российских ВДВ и спецназа. Но без применения парашютных систем эти задачи не то что невозможны, но буквально невыполнимы. «360» в этих системах разобрался и узнал о пяти основных видах, которые уже эксплуатируются или в скором времени будут приняты на вооружение.

Десантирование без границ: топ‐5 лучших парашютов российской армии

Д-1

Каждый российский парашютист делает свой первый самостоятельный шаг в небо с помощью десантного парашюта Д-1. За ним прикрепилось прозвище «Дуб», а виной тому его вес — 17,5 килограммов. Минимальная высота прыжка с использованием этого парашюта из самолета, движущегося со скоростью 180 километров в час, оценивается в 150 метров.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/06/4423_%D0%B4-1.JPG

Источник фото: wikipedia.org

Вообще принято считать, что парашюты, у которых имеется круглый купол, практически неуправляемые. Специально для решения этой проблемы была разработана современная модификация Д-1, которая получила название Д-1-5У. У нее имеются специальные прорезки на куполе, благодаря чему парашютист может маневрировать по горизонтали в ходе снижения.

Д-10

Основной парашютной системой ВДВ является Д-10. Причем он может быть использован как для учебных прыжков, так и для боевых. Благодаря конструкции парашюта возможно десантирование военнослужащих с полным комплектом вооружения и снаряжения.

Однако у этой модели существует ограничение — масса самого десантника, которая не должна быть более 150 килограммов. А совершать прыжок при помощи Д-10 можно с высоты в четыре километра, причем это максимальная высота. В зависимости от нее десантник решает, вводить в действие парашют сразу после прыжка, или же с задержкой.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/06/4424_%D0%B4-10.jpg

Источник фото: wikipedia.org

При совершении массового десантирования бойцы могут лететь несколько мгновений в свободном падении, но уже через три секунды военнослужащие дергают за кольцо, раскрывая тем самым ранец с основным куполом. Ну, а если боец этого не сделает сам, то за него раскроет парашют специальное страхующее устройство.

«Арбалет-2»

Парашютная система специального назначения «Арбалет-2» — это первые управляемые купола-крылья. Благодаря этой разработке купол можно привести в заданную ограниченную площадку приземления, что позволит десантникам максимально безопасно приземлиться и начать выполнение поставленных задач.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/06/4425_%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82-2.jpg

Источник фото: wikipedia.org

«Арбалет-2» позволяет осуществлять безопасные прыжки при массе десантника вкупе с вооружением до 150 килограммов. Более того, на специальной конструкции подвесной системы можно разместить дополнительное снаряжение весом до 50 килограммов.

«Стайер»

«Стайер» — российская парашютная система специального назначения, которая применяется в военных целях. Десантироваться при помощи этой системы можно с высоты до восьми тысяч метров.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/06/4426_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%B5%D1%80_ivparacgute.ru.JPG

Источник фото: ivparachute.ru

Благодаря подвесной системе «Стайера» у военнослужащих имеется возможность закрепить спереди грузовой контейнер, или другое оборудование. Кроме того, благодаря «Стайеру» можно совершать прыжки в тандеме.

«Штурм»

Еще одна перспективная система, созданная в России — это уникальный безранцевый парашют «Штурм», разработанный для спецназа ВДВ. Десантирование с помощью «Штурма» может производиться с высоты до 80 метров.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/06/4427_4427_%D1%88%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BC_%D0%A0%D0%98%D0%90_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.jpg

Источник фото: РИА «Новости»

Эта система предназначена для десантирования бойцов в кратчайшие сроки. Однако в настоящее время «Штурм» пока не принят на вооружение ВДВ, поскольку ведется дальнейшая проработка тактики ее применения в боевых условиях.

Какие парашюты используются в вдв

Также у парашюта имелись перекаты, которые появились в дальнейшем у парашюта Д-6 спустя почти 10 лет.

После наполнения основного купола парашюта нужно было выдернуть шарики стренг управления из карманов свободных концов подвесной системы (расчековать перекаты).
Для перемещения вперед взять руками передние свободные концы подвесной системы и движением рук вниз перетянуть их до отказа. Для перемещения назад сделать тоже самое с задними свободными концами.

Читайте также  Картинг как управлять

————————
К сожалению фотографии ПСН-71 в воздухе у меня нет. Если у кого есть, прошу выложить в эту тему.

Достаточно много наших форумчан прыгали с ПСН-71 — колитесь!

Возможно кто-то занимался войсковым ремонтом, делал доработки по бюллетеням или просто хочет поделиться впечатлениями о данном парашюте.

Также не забывайте о других парашютах семейства ПСН — ПСН-66, ПСН-74, ПСН-80 и ПСН-90. Нужна любая информация и фотографии.

На картинке видно устройство управления куполом.
Нейтральное положение:
1-шарики; 2-стренга управления

. плохой рассказ, еще худший показ, и долгая утомительная тренировка.

Цитата
vdvkid пишет
У нас был купол ПСН-90 в ранце от ПО-16. С него начинали прыгать на крыле.

А у «народа» не сохранилось инструкции по эксплуатации (ТОиИЭ)?
Фотографии купола есть?

Какое крыло — 9-секционное?
Какой слайдер?

если ранец не тандемный, то наподобие «Лесника-2» получается?

Цитата
vdvkid пишет
У нас был купол ПСН-90 в ранце от ПО-16. С него начинали прыгать на крыле.
Цитата
Фотографии купола есть?
Цитата
Какое крыло — 9-секционное?
Какой слайдер?
Цитата
если ранец не тандемный, то наподобие «Лесника-2» получается?

. плохой рассказ, еще худший показ, и долгая утомительная тренировка.

Насчет треугольных вырезов на ПСН-71 и индекса М — это не более чем шутка «некоторых форумчан»

ПСН-80 — крыло на стабилизации — это была несбывшаяся мечта СпН начала 80-х. В серийное пр-во запущен лишь аналог под названием «Лесник-2», ограниченными партиями поступавший в войска (судя по тому, что они там еще встречаются), но в основном поступал в авиалесоохрану. Были отдельные конструктивные «особенности», которые в авиалесоохране постоянно самовольно дорабатывали, и тем самым вступали в конфликт с разработчиками, что в конце концов привело к отказу МО (основного заказчика), от приемки данной системы.

ПСН-90 — огромное крыло на стабилизации под полетную массу чуть ли не 200+ кг — по-моему, так и не прошел госиспытания и в серию запущен не был. По отзывам, нормально работать мог только будучи предельно нагруженным, иначе «плавал».

Цитата
maestro-ё пишет
ПСН-80 — крыло на стабилизации — это была несбывшаяся мечта СпН начала 80-х. В серийное пр-во запущен лишь аналог под названием «Лесник-2»

Однако «Лесник-2» имеет несколько изменённый купол от ПО-9 серии 3 (со слайдером)! Даже на куполе было написано «ПО-9 серии 3»
Насколько мне известно, в те годы (начало 1980-х), ни ПО-9 серии 3, ни слайдера ещё в помине не было.
А ПО-9 серии 2 имел ленту рифления.

Значит ли это, что у ПСН-80 была другая система рифления — не слайдер?

Цитата
ПСН-90 — огромное крыло на стабилизации под полетную массу чуть ли не 200+ кг — по-моему, так и не прошел госиспытания и в серию запущен не был. По отзывам, нормально работать мог только будучи предельно нагруженным, иначе «плавал».
Цитата
maestro-ё пишет
ПСН-90 — огромное крыло на стабилизации под полетную массу чуть ли не 200+ кг — по-моему, так и не прошел госиспытания и в серию запущен не был. По отзывам, нормально работать мог только будучи предельно нагруженным, иначе «плавал».

. плохой рассказ, еще худший показ, и долгая утомительная тренировка.

Цитата
maestro-ё пишет
Des, врать не буду, сам я этого ПСН-80 не видел. «Лесники-2» пошли в серию в конце 80-х — начале 90-х, и уже со слайдером типа как от ПО-16 (это ж серийный узел, зачем другой испытывать ). Но, насколько мне известно, купол для Лесника был взят не от ПО-9, а от не пошедшего в серию ПО-12 (была такая система разработки мамы Сереги Калабухова ), а эти два купола достаточно сильно отличались (площадью, углом атаки (перепад строп), профилем крыла (форма нервюры)). И уж на мой взгляд рифовка никак не могла пойти в серию

да, но мы то говорим не о «Леснике-2″! «Лесник-2» появился уже после ПО-9 серии 3 (или ПО-16), т.е. примерно лет на 5 позже ПСН-80.

Я видел «Лесник-2» у ВДСников 103 вдд примерно в 1995 году на прыжках.
На куполе было написано «ПО-9 серии 3» и зачёркнуто, и ниже надпись «Лесник-2»

Купол с наполовину зашитыми соплами и слайдер не как у ПО-16, а без карманов и с квадратным окном.

———
В книге Эрнеста Севостьянова «Парашютист-испытатель. Путь в профессию.» есть упоминание о испытаниях ПСН-80. Выкладываю цитату из книги:

Мы создавали планирующий парашют, который можно было бы применять при больших самолетных скоростях, а для этого в его систему надо было вводить стабилизирующий парашют — для снижения скорости горизонтального перемещения парашюта после отделения парашютиста от самолета. Этот парашют получил индекс ПСН-80, и я был ведущим парашютистом-испытателем этого парашюта.
Испытание и доводка «до ума» парашюта — сложное дело. Если даже все идет успешно, нельзя расслабляться потому, что в ходе работы наступает период некоторого ослабления внимания. Так случилось со мной при проведении очередного этапа испытаний ПСН-80 31 марта 1981 года. Мы взлетели на самолете Ан-2 с аэродрома Киржач с заданием замерить характеристики парашюта. Вна-чале все проходило, как обычно. Я отделился от самолета, сработал стабилизирующий парашют, пять секунд спуска на нем, затем сработал соответствующий прибор и отошел стабилизирующий парашют, и начал наполняться основной парашют. Подняв голову, я увидел, как правая боковая сторона купола подвернулась и эту сторону его вздуло пузырем из-под стропы купола. Образовались два неравномерных пузыря, и началось сильное вращение. «Ну, отказ более или менее штатный, — подумал я. — Опять надо отцеплять главный купол и вводить запасной. Других решений быть не может». Я перенес руки на замки, потянул пальцами предохранители замков вниз для их разблокировки. Предохранитель верхнего замка легко встал в нужное положение, а
правый я не смог сдвинуть. Я несколько раз с силой надавил на него одной, затем двумя руками, но он не поддавался. Я понял, что надо искать какой-то другой выход из ситуации, но автоматически нажал на гашетки замков, чтобы проверить их работоспособность. Была надежда, что оба предохранителя уже сдвинулись.
Отстегнулся левый свободный конец главного купола и вытянулся по потоку вверх, правый конец главного купола не отошел. Высота быстро кончалась. Чтобы привести в действие запасной парашют, я выдернул кольцо и с силой отбросил в сторону пакет с его уложенным куполом и сразу же попытался правой стропой
управления компенсировать вращение системы. Купол запасного скользнул по сторонам главного парашюта вверх, и я увидел, как болтающийся левый свободный конец главного купола захлестнул стропы запасного у нижней кромки и просто «удавил» его. «Совсем дело дрянь, — подумал я. — Надо быстро искать другой выход».
Я длинно излагаю этот эпизод, хотя все это произошло буквально в секунды. В критических ситуациях в сознании время растягивается так, что успевает промелькнуть много мыслей. Нужно не допустить в сознание панический страх, который парализует волю.
Поскольку теперь все стропы запасного парашюта были наверху соединены с левым свободным концом главного купола, я начал подтягивать весь пучок строп вниз.
Вращение прекратилось, но работала только половина купола, и обе мои руки были заняты, чтобы удержать систему в таком положении, при этом я не мог как-либо управлять остатками главного купола. Я шел к земле, внизу была граница леса и аэродрома, в стороне — командный пункт аэродрома, а на краю — забор с бетонными столбами. Перед самой землей я резко подтянул стропы запасного парашюта на себя, стараясь хотя бы половиной купола снизить вертикальную скорость — скорость приземления. В какой-то степени мне это удалось, и я приземлился в сугроб около бетонного столба. У забора и столбов ветер намел высокие угробы, и в этом случае мне повезло.

Похожий случай был и у испытателя Петра Задирова, когда он отцепив главный купол, открыл запасной, но ему не хватило высоты, чтобы купол наполнился полностью, он успел только приобрести грушевидную форму. Петр со скоростью метров пятнадцать в секунду врезался в край взлетной полосы. Зимой такую полосу чистят роторные машины и сбрасывают снег на край полосы, в результате образуется сплошной уплотненный сугроб шириной примерно пятнадцать метров. Вот в него то и угодил Петр, и остался жив и невредим. Стечение обстоятельств или судьба? И кто в критическом случае управляет судьбой? Если бы я не старался изо всех сил что-то сде-лать для своего спасения, вряд ли судьба была ко мне благосклонна. Значит и от нас многое зависит. На земле при осмотре моих замков выяснилось, что в правом замке под предохранителем образовался «заусенец» и чем больше я на него давил, тем больше его заклинивало. Это был или заводской брак, или замок «зашибли» на погрузке. С того времени у меня образовалась привычка перед каждым прыжком проверять предохранители замков.

Все замечания по парашюту ПСН-80 были сделаны, проведены конструкторские доработки, и надо было как-то прорекламировать этот парашют, чтобы им заинтересовалось какое-нибудь ведомство, в частности ВДВ, и произвело заказ и финансирование дальнейших испытаний. Возникла идея реабилитировать высокогорные прыжки и продемонстрировать возможности планирующего парашюта в горных условиях. Идея организации прыжков на пик Ленина (Памир) встретила негативную реакцию, тогда мы решили прыгать на восточную вершину горы Эльбрус, благо ее высота 5621 метр и при этом можно даже обойтись без кислорода. У нас было кислородное оборудование ККО-ПДР, и его применение было нам знакомо по опыту высотных прыжков и прыжков на пик Ленина. В конце лета 1982 года мы в составе экспедиции выехали на Кавказ в Терскол. У нас была задача подняться наверх хотя бы на седловину и акклиматизироваться. Получив согласие местных альпинистов, мы
добрались до «Приюта одиннадцати». В горы всегда тянет вернуться, а горы Кавказа по красоте не уступают горам Памира. Спустя два дня после прибытия мы поднялись на седловину. Седловина — это впадина между восточной и западной вершинами, там мы расположились на отдых. Высота пять тысяч метров не доставляла
нам беспокойства — признаков горной болезни не было ни у новичков, ни у ветеранов горного парашютизма.
.
Стоял хороший солнечный день, погода была безветренной, когда мы взлетели с аэродрома Моздок на самолете Ан-12 и пошли в район Эльбруса. Эльбрус виден издалека, он доминирует над кавказским хребтом. Наша группа в составе восьми испытателей десантировалась на восточную вершину Эльбруса. Все прошло без отклонений, приземлились все в радиусе пятнадцати-двадцати метров на вершине. Можно было любоваться окрестностями и делиться впечатлениями.

— Ну как, Саша? — спросил я Лисичкина.
— Очень красиво и эмоционально.
— На этих парашютах при случае можно было бы уйти в долину и приземлиться где-нибудь недалеко от Терскола, — заметил Вадим Жуков.
— В случае непредвиденных обстоятельств, иначе какой смысл? Главное, что парашют позволяет выбирать место приземления, а мы это и хотели доказать, — ответил я.- Пошли вниз.

Мы с чувством выполненного долга спустились в приют.

На фото «Лесник-2» с упомянутым выше куполом и слайдером (видно отверстие).

Просто о сложном. Парашют

Парашют – это устройство, предназначенное для замедления процесса падения предметов в воздухе.

Существует множество разновидностей парашютов. Однако принцип действия у них един и был сформулирован еще в XV веке.

Впервые идея создания устройства, позволяющего безопасно спуститься с любой высоты, не подвергая себя опасности, была озвучена Леонардо да Винчи. Будучи человеком, опередившим свое время, он предположил, что если использовать палатку размерами 12*12 локтей, то можно безопасно спуститься с любой высоты. К сожалению почитателей трудов великого ученого, да Винчи не завершил этот проект, но заложил основу и сформулировал принцип работы парашюта, который используется и сегодня.

В дальнейшем множество изобретателей предлагали на суд общественности всевозможные вариации парашютов, однако все они были далеки от совершенства и ни один из них не получил развития.

Официальным днем рождения парашюта принято считать 9 ноября 1911 года, когда актер, в прошлом военный, Глеб Котельников, получил охранное свидетельство на свое изобретение. Толчком к созданию парашюта стала гибель одного из лучших летчиков того времени – Льва Мациевича, когда во время одного из полетов 24 сентября 1910 года его самолет буквально развалился в воздухе.

Это событие впечатлило Котельникова, и все свое дальнейшее время он посвятил созданию устройства, которое помогло бы избежать подобных смертей.

Стоит отметить, что парашюты к тому времени уже существовали и представляли собой зонт, к которому летчик должен был прикрепиться, чтобы безопасно спуститься с высоты. Но такие манипуляции занимали слишком много времени и не могли обеспечить безопасность и сохранить жизнь пилоту воздушного судна.

Глеб Котельников решил, что спасительный парашют должен быть закреплен на теле летчика, чтобы тот в любой момент мог спрыгнуть хоть из кабины, хоть с крыла самолета, экономя время на процессе крепления и раскрытия зонта. Кроме того, парашют должен быть легким и раскрываться автоматически.

Прототипы первых парашютов Котельников испытывал на куклах, и крепились они к шлему испытуемого, однако идея встроить парашют в шлем не прошла тестовых испытаний. Второй и используемой до сегодняшнего дня итерацией стал ранцевый парашют. Котельников изготовил свой парашют из шелка и упаковал его в алюминиевый ранец, сконструировал два вида строп для маневренности, а также внедрил в конструкцию пружину, которая автоматически выбрасывала купол из ранца и раскрывала парашют.

Изобретение сразу заинтересовало военную публику и иностранцев. Парашют получил название РК-1, что расшифровывалось как «Русский. Котельников. Первый».

Глеб Котельников стал не только пионером парашютостроения, но и вписал во всемирную историю факт принадлежности изобретения парашюта России.

На тонких стропах

Принцип действия парашюта прост: под полусферическим куполом образуется сила противодействия воздуху, которая замедляет падение до скорости, при которой это падение становится управляемым.

Изначально форма полотна купола парашюта была круглой, и в полете купол выглядел как полусфера. В дальнейшем появились квадратные парашюты. Со временем в парашютизм пришел купол «крыло». Вне зависимости от формы купола и вида парашюта вся отрасль работает над улучшениями его характеристик с позиции уменьшения веса, повышения маневренности и степени безопасности.

Дело Глеба Котельникова продолжали многие выдающиеся инженеры. Так, в 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. Как и Котельников, Доронины начали разработки механизма после того, как несколько парашютистов разбились, не успев раскрыть парашют. Многие ученые озадачились вопросом создания прибора, который позволит парашюту раскрываться автоматически. Братья Доронины сконструировали различные механизмы, в том числе для катапультирования. Современные инженеры внедряют в парашютные системы различные электронные приборы, облегчающие задачи парашютистов и страхующие их жизни, но в их основе до сих пор применяются разработки братьев Дорониных.

Парашюты получили широкое применение и служат для различных целей. Среди множества разновидностей парашютов можно выделить следующие: стабилизирующие, тормозные, грузовые, спасательные, десантные, спортивные и т.д.

Стабилизирующий парашют. Предназначен для стабилизации падающего парашютиста в нужном положении до момента ввода в действие вытяжного парашюта. Стабилизирующий парашют вводится в действие в процессе отделения парашютиста от самолета. После того как стабилизирующий парашют наполнится воздухом, начинается стабилизированное снижение парашютиста. Далее происходит освобождение клапанов ранца, и в действие вводится основной купол парашюта. По мере снижения парашютиста камера основного купола равномерно вытягивается из ранца и наполняется воздухом.

Тормозной парашют предназначен для сокращения длины пробега воздушного судна по взлетно-посадочной полосе при посадке. В систему тормозного парашюта входит комплект устройств, обеспечивающих крепление на самолете и введение в действие. Площадь купола тормозного парашюта варьируется от 15 до 40 кв. м на легких самолетах. На средних и тяжелых самолетах тормозные системы состоят из нескольких куполов и могут достигать 200 кв. м общей площади куполов. Такие системы позволяют быстро снизить скорость самолета и сократить длину пробега на 30–35%. Тормозные системы крепятся в хвостовой части фюзеляжа и срабатывают дистанционно по команде пилота либо автоматически.

Десантные парашюты и их модификации получили наибольшее распространение. Наиболее яркими представителями своего семейства парашютов стали Д-5 и его усовершенствованные модификации Д-6, Д-10 и Д-12. Указанные парашюты разрабатывались для десантирования людей и используются вооруженными силами. Десантный парашют Д5 и его модификации разработаны в НИИ парашютостроения, который и сегодня занимается производством парашютов и разработкой оборудования и механизмов для усовершенствования парашютов, снижения их веса при повышении грузоподъемности, маневренности и безопасности. НИИ парашютостроения был образован в 1946 году для разработки и изготовления парашютно-десантной техники и ведения научно-исследовательской работы в отрасли. НИИ на сегодняшний день является единственным в стране головным разработчиком в области парашютостроения. С 2008 года институт входит в состав государственной корпорации «Ростех», а с 2011 года – в состав АО «Технодинамика».

Основными парашютами десантных войск считаются системы Д-10 и Д-12, пришедшие на смену Д-6, долгие годы стоявшему на вооружении ВДВ. Основное отличие всех российских парашютов – высокая степень надежности. Если соблюдены все этапы укладки, гарантируется срабатывание купола и достаточно мягкое приземление. Нормативом укладки на «отлично» считается 45 минут.

Парашют Д-10 позволяет выполнять прыжки при полном боевом обмундировании с высоты от 200 до 4000 метров. Максимальный подъемный вес – 140 кг вместе с парашютом. Такие параметры парашюта позволяют десантироваться в бронежилете и в полной боевой нагрузке с запасом питания и боеприпасов на два дня автономного существования. Несмотря на необходимость уделять все внимание безопасности и маневренности, инженеры не обошли стороной и эстетический момент и создали для Д-10 круглый купол, похожий на патиссон.

Модификация Д-12 получила романтичное название «Листик» из-за формы купола. Его уникальность заключается в сверхманевренности. Такой парашют можно разворачивать в воздухе всего на несколько градусов при практически полной остановке. Максимальный общий вес увеличен в этой модели до 160 кг.

У всех указанных моделей парашютов есть важное преимущество – надежность, но есть и недостаток – это снижение боеспособности десантника после приземления, так как для того чтобы снять парашютную систему, необходимо разоружиться. Спецназ ФСБ поставил задачу перед НИИ разработать парашютную систему, которая не будет отнимать время на разоблачение. Так появился парашют «Штурм». В настоящее время ведутся тестовые испытания указанной модели и доработки системы.

«И это не будущее. Это настоящее. НИИ парашютостроения провел две летные научно-исследовательские работы. Парашютную часть мы уже фактически решили и сейчас выходим на контакт с Центром боевого применения армейской авиации в Торжке, с тем чтобы провести испытания на реальном вертолете», — считает Владимир Нестеров, парашютист-испытатель первого класса НИИ парашютостроения.

«Штурм» – это безранцевый парашют для прыжков со сверхмалых высот 60–80 м при сравнительно небольшой массе. Если при использовании парашютов Д-6 и его модификаций десантник сперва одевал парашютную систему, сверху бронежилет, оружие, боеприпасы, запас питания и пр., то при десантировании с использованием парашюта «Штурм» достаточно легкой страховочной системы. Сам парашют, готовый к десантированию, находится в самолете. Перед десантированием парашют карабинами закрепляется на теле десантника, а после приземления достаточно доли секунд, чтобы отстегнуть парашют и начать вести бой. Также в настоящее время ведутся разработки формы, в которую будут встроены петли для крепления парашюта, что еще больше облегчит массу и сократит временные затраты. Для десантных групп спецназа важнейшим является фактор внезапности. Выброс с малых высот и минимальная трата времени на освобождение от парашюта дают десантнику большие преимущества.

Несмотря на множество разработок и инноваций, наиболее популярным парашютом в вооруженных силах остается Д-6. При общей массе парашютиста не более 120 кг система Д-6 обеспечивает десантирование на высотах от 200 до 8000 м.

111.png

Механизм работы парашютной системы Д-6 состоит из стабилизирующего и основного парашюта. При этом стабилизация составляет 3 секунды при покидании самолета на скорости полета от 140 до 400 км/ч. Стабилизирующий парашют позволяет равномерно выпускать основной парашют и стропы, избегая запутывания и перекрещивания.

«Парашют Д-6 зарекомендовал себя как надежная и проверенная годами система, на которой прошло обучение и службу не одно поколение бойцов ВДВ», — отмечает Игорь Насенков, генеральный директор АО «Технодинамика».

«Технодинамика» является ключевым поставщиком парашютов российским вооруженным силам. Так, в конце 2017 года на вооружение армии России поступило более 1000 парашютов Д-6. Этот парашют является базовым при подготовке десантников. Именно на нем совершают свои первые прыжки будущие бойцы спецподразделений.

На краю земли

Особняком в отрасли парашютостроения стоят парашютные системы для спускаемых аппаратов космических кораблей (СА КК). Они изготавливаются из сверхпрочных материалов и проходят длительный период тестовых испытаний сперва на земле, в различных экстремальных условиях, после чего их выводят на орбиту для тестовых спусков спутников, после чего система может быть применена на космическом корабле. Основная масса космических парашютов расположена на спускаемых аппаратах. Такие системы состоят из тормозных и основных парашютов, а также систем торможения, которые позволяют снизить скорость спускаемого аппарата до управляемой.

Существуют более сложные системы, когда парашют есть не только на СА КК, но и у самого космонавта.

Это, по сути, парашют в парашюте. Одна парашютная система находится на самом аппарате, а вторая на кресле космонавта. Задача конструкторов усложнена не только условиями и высотами, на которых применяются эти системы, а тем, что два парашюта раскрываются в непосредственной близости друг от друга и на высокой скорости.

Расплескалась синева: какие парашюты используют десантники

Мир не стоит на месте. Новые танки, самолёты и другие виды военной техники выходят чуть ли не ежегодно. И только десантники так и прыгают всё на тех же круглых парашютах, что и на довоенных фотографиях. А где же новые технологии? И почему бы не пересадить воздушно-десантные войска на красивые и современные « крылья»? Попробуем разобраться.

Мир не стоит на месте. Новые танки, самолёты и другие виды военной техники выходят чуть ли не ежегодно. И только десантники так и прыгают всё на тех же круглых парашютах, что и на довоенных фотографиях. А где же новые технологии? И почему бы не пересадить воздушно-десантные войска на красивые и современные « крылья»? Попробуем разобраться.

Довоенное время

До тридцатых годов прошлого века в СССР с парашютом прыгали очень мало. Молодое советское государство не могло наладить промышленный выпуск ткани « перкаль» в требуемых количествах, а значит и парашюты было не произвести. В этой ткани — « пелёнке для авиации», как её нежно называли — нуждались слишком многие отрасли страны. В первую очередь ‘ title=>конструкторы самолётов — для изготовления крыльев и элементов фюзеляжа. Перкалем в несколько слоёв обматывали раму и пропитывали специальными лаками, получая лёгкую и достаточно прочную поверхность.

Когда перкаля стали производить достаточно, свою долю получили и будущие парашютисты. Плотность, прочность и лёгкость этого вида хлопчатобумажной ткани достигается благодаря использованию некручёных нитей и специального плетения. Чтобы не изобретать велосипед парашют, СССР купил лицензию на производство самого распространённого в то время американского парашюта фирмы Irvin.

Расплескалась синева: какие парашюты используют десантники

Уже тогда янки не только стали монополистами в своей стране, но и успешно снабжали парашютами военных других стран — например, Великобританию. Так в Союзе в тридцатых годах появился парашют ПД-6, на долгие годы ставший десантным стандартом.

Маленькая интермедия

Что требуется от десантного парашюта? Во-первых, максимальная надёжность и срабатывание в любое время и любой ситуации. Во-вторых, простота при укладке, простота при проверке… будьте уверены — если у начинающего десантника есть возможность сделать что-нибудь неправильно, он ей обязательно воспользуется.

Не стоит забывать и о цене. Чаще всего после десантирования на поле боя десант бросает свои парашюты, а не забирает с собой. Поэтому вещь это во многом одноразовая. Пока совершаются тренировочные прыжки, ещё ничего; а как серьёзная высадка — так прямо шрам на сердце каптенармуса, заведующего имуществом.

Есть сложный вопрос: нужно ли десантникам управлять своим парашютом? Единого мнения на этот счёт нет.

Хотелось бы находить личный состав после десантирования на земле, а не развешанными за парашюты по деревьям и столбам, так что возможность управления очень нужна.

Но дай десантным парашютам приличную горизонтальную скорость — и половина личного состава неправильно определит ветер, встанет по нему и травмируется при посадке. А кому это надо?

Расплескалась синева: какие парашюты используют десантники

В итоге для массового десанта решили использовать неуправляемые парашюты — чтобы садиться по ветру, наблюдая, куда приземляешься. А для более опытных — управляемые, требующие более серьёзного обучения, посадки против ветра и так далее.

Вообще десантный парашют не требует от десантника практически никакой серьёзной подготовки. Нужно просто кулём вывалиться из самолёта; система сама позаботится о раскрытии купола. Останется лишь свести ноги вместе в момент приземления.

Послевоенное время

ПД-6 был достаточно надёжным куполом, но отличался сложностью при укладке. Поэтому уже через несколько лет появился его облегчённый вариант: ПД-41-1. Дешёво и сердито — никакого маневрирования в воздухе, нет возможности ручного раскрытия. Только принудительное раскрытие « на верёвку». Во время прыжка специальный фал, привязанный к самолёту, под воздействием веса десантника вытаскивает парашют из ранца, а затем обрывается в специальном месте ( там специальная тонкая верёвочка), оставляя парашютиста наедине с небом.

ПД-47 — на земле и в небе

В 1947 году появился квадратный купол ПД-47, один из самых массовых послевоенных парашютов. Считалось, что такая форма более устойчива во время наполнения купола воздухом. Кроме того, она позволяла экономить на ткани, а заодно уменьшить итоговый вес парашюта.

Увы, но в результате от квадратных парашютов отказались. Есть мнение, что это произошло из-за меньшей надёжности купола в случае встречи ( схождения) двух парашютистов в воздухе.

Круглые купола почти не боятся этого, а квадратные могут внезапно потерять форму и начать падать. Схождений в воздухе в то время было много, особенно учитывая массовые десантирования с Ил-76 в четыре потока одновременно.

Д-1-5У

1955 год дал нашей стране парашют Д-1 ( он же « Дуб»), некоторые модификации которого используются до сих пор практически без изменений. Свой первый самостоятельный прыжок практически все парашютисты нашей страны совершили при помощи Д-1-5У ( управляемой версии парашюта Д-1). Круглый купол, скорость снижения — пять метров в секунду, скорость по горизонту — 2,75 метра в секунду. Практически стопроцентная отказоустойчивость. Чтобы этот купол не сработал, потребуются невероятные сверхусилия.

В войска же направили парашют Д-6 — брат-близнец Д-1-5У, только без горизонтальной скорости и возможности управления. Если вы видите в небе на постсоветском пространстве белый перкалевый купол с прорезями с одной стороны для управления, то перед вами Д-1-5У. Если же прорезей нет, то это Д-6. Работает почти безошибочно.

Д-10

Д-6 дожил до конца девяностых годов практически без изменений. Только сейчас российские десантники переходят на Д-10: более лёгкий и удобный. Впрочем, на складах Родины ещё много Д-6 дожидается своих покорителей неба.

Спортивные извращения

Одно из главных людских свойств — превращать любое занятие в спорт. Парашютных прыжков это тоже коснулось. Раз есть управляемые парашюты, то сразу начались прыжки на точность приземления. И тут уже спортсмены потребовали более быстрых и управляемых куполов.

Такие купола сложнее в укладке, требуют большей аккуратности в воздухе, менее отказоустойчивы. но что не сделаешь ради спорта?

Одной из первых ласточек в конце пятидесятых годов стал Т-4 ( используется до сих пор). У него легкоузнаваемый капроновый купол оранжевого и белого цветов. За счёт специальных щелей он имеет приличную для круглого купола горизонтальную скорость до четырёх метров в секунду. За это пришлось заплатить большей скоростью снижения ( 6,5-7 метров в секунду), а это гораздо больнее и чувствительнее, чем « Дуб». Но ради спорта и не такое вытерпеть можно. Учтите: при приземлении на Т-4 земля бьёт в ноги очень жёстко.

УТ-15

Затем, уже в семидесятых годах, появился один из лучших спортивных парашютов среди круглых куполов: УТ-15 ( сначала серии 4, а затем 5). Опознать его легко. Если по небу летит не парашют, а странный хоккейный шлем причудливой формы, словно собранный из отдельных деталей — то это УТ-15. Он имеет прекрасную скорость разворота вокруг своей оси ( полный круг за пять секунд), горизонтальную скорость более пяти метров в секунду и скорость снижения 5,75 метра.

Быстрый, вёрткий, удобный. Есть, правда, одно « но»: при раскрытии купол очень жёстко бьет подвесной системой по всем выступающим частям парашютиста. Мужчины, внимательно следите, чтобы во время прыжка все самое ценное не оказалось между ногой и подвесной системой! Это чрезвычайно больно.

А что в итоге?

Оказалось, что для массовых военных прыжков нужны простые, удобные и безотказные парашюты, чаще всего без возможности управления. У них одна задача — по возможности безопасно переместить « Сервал».
‘ title=>десантника с вооружением от обреза люка самолёта до поверхности земли.

Другое дело — спорт.

Именно спортсмены требовали парашюты всё быстрее и манёвренней.

Они стали основным локомотивом создания новых моделей парашютов. Впрочем, и спецподразделениям понадобились скоростные управляемые парашюты. В ответ на подобные запросы конструкторы создали конструкцию типа « крыло». но об этом расскажем уже в следующий раз.

Чем проще — тем лучше, и проверенные временем парашюты оказались именно такими. Но время не стоит на месте. И что же появится дальше? Увидим.

«Реновация» в ВДВ: какие возможности появятся у российского десанта благодаря модернизированным парашютам

В России ведётся разработка новых парашютных систем для десантирования личного состава и боевой техники, рассказал в интервью газете «Красная звезда» заместитель командующего ВДВ по воздушно-десантной подготовке генерал-лейтенант Владимир Кочетков.

По словам офицера, завершаются опытно-конструкторские работы (ОКР) по проекту многокупольной системы «Бахча-У-ПДС». Парашют позволит осуществлять десантирование новейшей бронетехники (БМД-4М и БТР-МДМ) с экипажем внутри. Поставки в войска комплектов «Бахчи» начнутся в текущем году.

Кочетков сообщил, что в рамках ОКР «Горизонталь-4000» разрабатываются планирующие грузовые парашютные системы, которые предназначены для десантирования продовольствия, вооружения и боеприпасов. Вес груза может достигать 4 тонн.

Также генерал-лейтенант рассказал о скором появлении унифицированной многоцелевой платформы, которая позволит десантировать технику на базе автомобиля КамАЗ и грузы полётной массой до 18 тонн.

«Реновация», «Шелест», «Дальнолёт»

Большое внимание Минобороны России уделяет увеличению десантных возможностей личного состава. Кочетков отметил, что изменение парашютных систем происходит с учётом акцента на «применение подразделений с разведывательно-диверсионными задачами».

«Исходя из этого, сформировались основные направления развития средств десантирования личного состава: разработка грузовых контейнеров для десантников; развитие средств экипировки десантников; альтернативные способы десантирования личного состава (мотодельтапланы, парапланы, системы беспарашютного десантирования)», — рассказал Кочетков.

На форуме «Армия-2017» рассказали о новых парашютных системах для ВДВ

В частности, модернизации (ОКР «Реновация») подвергнется парашют Д-10, принятый на вооружение в 1990-е годы, и запасной парашют З-5. Система предназначена для десантирования со всех основных военно-транспортных самолётов и вертолётов Ми-6 и Ми-8. Обновлённые парашюты войдут в состав комплекта «Ратник» для ВДВ.

В течение 2018 года стартуют ОКР «Шелест», направленные на создание абсолютно новой системы для десантирования солдат «с полным табельным вооружением и снаряжением». Парашют будет превосходить предшественников по дальности планирования и удобству в управлении. Предполагается, что десантники будут применять «Шелест» для выполнения специальных операций.

Наиболее революционной разработкой станет перспективная система специального назначения «Дальнолёт». Парашют позволит осуществлять десантирование личного состава с высоты 1,2—8 км при скорости самолёта до 350 км/ч.

«Максимальный полётный вес — 190 кг, дальность полёта — до 60 км под основным парашютом с высоты 8000 м. На подвесной системе предусмотрено крепление грузового контейнера переднего расположения весом до 50 кг, а также специальное сиденье для долгого нахождения парашютиста под куполом парашюта», — добавил Кочетков.

  • Десантирования парашютным способом боевой техники Уссурийского соединения ВДВ в ходе тактических учений в Приморье
  • РИА Новости

На данный момент десантирование личного состава ВДВ происходит с применением парашютных систем «Хит-эксперт», «Фламинго», «Бриз», «Арбалет», Д-10 и Д-6 серии 4. Техника и грузы десантируются на платформе П-7 и бесплатформенной системе ПБС-916 (925).

Управляемые системы

В августе 2017 года начальник управления воздушно-десантной подготовки ВДВ полковник Михаил Осипенко сообщил RT об интенсивных работах по созданию и внедрению новейших парашютных систем. В частности, офицер рассказал о грядущем появлении «Бахчи-У-ПДС» и росте доли управляемых парашютов для десантирования личного состава.

  • Десантирование военнослужащих соединения специального назначения Южного военного округа из транспортно-боевого вертолёта Ми-8АМТШ
  • РИА Новости

«В последние годы у нас увеличилось применение управляемых парашютных систем. Благодаря этому изменился спектр задач для подразделений специального назначения. Новое оборудование позволяет им десантироваться в 30 км от объекта, в дальнейшем мы планируем увеличить расстояние до 50 км. Это позволяет подразделениям скрытно подходить к объектам и выполнять свои специфические задачи», — уточнил Осипенко.

Кочетков полагает, что принятие на вооружение «Бахчи-У-ПДС» «повысит манёвренные возможности» боевой техники ВДВ. А с появлением планирующих парашютных систем переброска личного состава и грузов будет происходить на больших дальностях.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский пояснил в беседе с RT, что планирующие парашюты предназначены для нужд Сил специальных операций (ССО) и разведывательных подразделений ВДВ. Данные парашютные системы обеспечивают проникновение в глубину обороны противника.

  • Кадр с учений «Славянское братство — 2016»
  • © Пресс-служба Минобороны

«Перспективные образцы индивидуальных парашютных систем будут обеспечивать десантирование с самых разных высот и на расстояние, необходимое для выполнения задач в тылу противника. Однако такие парашюты нужны только специальным силам», — сказал Мураховский.

По словам эксперта, у линейных подразделений ВДВ нет нужды в «Дальнолёте» и «Шелесте». При десантировании бронемашин и артиллерии на первое место выходит обеспечение мягкости приземления в заданном районе. Личный состав десантируется неподалёку, находит технику и после снятия с неё парашюта приступает к выполнению поставленных командованием задач.

«Система «Бахча» позволяет существенно ускорить процесс ввода в строй техники нового поколения — БМД-4М и БТР-МДМ. Достаточно отстегнуть парашют и завести машину. Однако десантирование внутри бронемашин по-прежнему остаётся рискованным и опасным занятием», — резюмировал Мураховский.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: